Стили руководство вожатого

IFYctIpDoZMm.jpg

Каждый вожатый выполняет управленческие функции в определенном, свойственном ему стиле. При этом его стиль руководства ребятами выступает как сочетание неоднородных качеств: доброта и строгость, наблюдательность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля. Вожатым необходимо развивать в себе ряд качеств, которые помогают им в достижении профессионального успеха:

  1. При управлении подопечными вожатые часто уделяют особое внимание морально-психологическому климату в детском коллективе: активно стараются создать благоприятную атмосферу взаимодействия со всеми своими подопечными ребятами — поощряют их участие в делах, делятся властью и информацией, повышают самооценку ребят, стимулируя полное раскрытие их способностей на смене в детской программе. вожатым присуща склонность к наставлениям, поучениям, назиданиям.
  2. Вожатые являются сторонниками строгого контроля при условии принятия коллективных решений внутри детской команды. Свое отношение к подопечным вожатые характеризуют следующим образом: «действую гибко, разумно сочетаю жесткость, интуицию и дипломатичность». В сложных ситуациях вожатые строят свои стратегии выхода из кризиса на высокой мотивации ребят.
  3. В ситуациях, требующих наказания подопечных, вожатые рассматривают более широкий круг возможных решений: простить на первый раз, предупредить, высказать неодобрение на словах и др. Однако вожатые способны реализовать и жесткие стратегии по отношению к тем ребятам, кто не отвечает на мягкие поучения взаимностью.
  4. Особое качество вожатых — эмоциональность. Вожатые «близко к сердцу» принимают все, что связано со своей работой, и достаточно долго остаются во власти переживаний. Они больше склонны «проигрывать» ситуацию, переживать возможный исход событий. Излишняя эмоциональность является недостатком вожатской модели управления, поскольку она может явиться источником несправедливости и неуверенности, причиной конфликтов.
  5. При принятии решений вожатые чаще полагаются на свои ощущения, интуицию. Именно они позволяют формировать творческие линии поведения в детской среде. Эти качества помогают верно выбрать решение, оценить перспективность начатого дела.
  6. При управлении конфликтами вожатые глубже вникают в суть конфликта, анализируют его причины. Конфликтную ситуацию на месте, как правило, разрешают ясным изложением своих позиций и отказом от дальнейших споров.
  7. В условиях риска вожатые выбирают более осторожные стратегии принятия решений и настроены на постепенные преобразования без ориентации на моментальный прорыв, что делает их действия весьма эффективными в ситуации неопределенности. Им требуется больше времени на то, чтобы сориентироваться, но решения эти оказываются более взвешенными и осмотрительными. Внутреннее чутье помогает вожатым весьма успешно действовать в сложных ситуациях.
  8. Во взаимоотношениях с внешней средой вожатский стиль управления отличается большой гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяют вожатым эффективно строить взаимоотношения с партнерами на отряде и другими коллегами, находить у них взаимопонимание и поддержку.
  9. Вожатые умеют сочетать и быстро переключаться с одной социальной роли на другую.

Наиболее ценные качества для вожатого — умение налаживать контакты с ребятами, добросовестность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца, стремление все понять самим и всему научиться, интуиция, удачливость. Вожатые проявляют себя личностями яркими, сильными, способными эффективно управлять организационными системами в динамичных условиях.

Анализируя специфику вожатского стиля руководства, следует помнить, что у каждого человека свое восприятие конкретного руководителя (инструктора, куратора). Однако многие мнения в сумме создают обобщенный образ вожатого, как руководителя с набором качеств, описанных выше.

Формирование индивидуального стиля руководства

Индивидуальный стиль руководства вожатого оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в детском коллективе, на те неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством подопечных ребят. Индивидуальный стиль вожатого играет роль камертона: он задает тон и определяет правила поведения для всего детского коллектива.

Формированию эффективного индивидуального стиля будет способствовать соблюдение вожатыми ряда принципов.

Обратные связи. Подопечные ребята, как правило, стремятся быстрее узнать оценку выполненной ими деятельности непосредственно от своего вожатого. Такие обратные связи являются ключевым моментом в процессе взаимодействия. Подопечные ребята часто задают себе вопрос: «А как, собственно говоря, я действую?» Вожатый обязан уметь вовремя и точно дать ответ на этот вопрос.

Определение свободы действий подопечного. Одним необходима большая, другим — меньшая доля свободы в деятельности. Некоторые ребята стремятся к самостоятельному принятию решений. Других такая возможность вводит в ступор. Опираясь на глубокое изучение характера своих подопечных, вожатый должен в каждом отдельном случае решить, что сделает деятельность пионера более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или приглядывать, чтобы он «делал только то, что сказано».

Отношение подопечного к его деятельности. Деятельность ребят в лагере — это часть их жизни, но не вся жизнь. Вожатый, трезво оценивающий роль деятельности на лагерной смене в жизни ребят, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подопечным установить школу жизненных ценностей, четко определить место того, что они делают в их жизни.

Ориентация на конечные результаты деятельности. Хороший вожатый знает, как правильно отметить трудовые достижения своих подопечных ребят. Практическую ценность имеют не подготовительные этапы, не просто деятельность или работоспособность, а конечный результат. Однако важно не создать у ребят представление, что сам процесс их деятельности не имеет никакой ценности. Опытный вожатый, оценивая деятельность ребят, принимает во внимание как сам результат, так и элемент трудового состязания.

Личное поведение вожатого. Должен ли вожатый держаться с подопечными сугубо официально или ей лучше установить с ними полуофициальные и даже приятельские отношения? В этом вопросе не больше смысла, чем в: «Должен ли вожатый носить вожатский галстук или вожатскую визитку?» Носить следует то, что красиво смотрится на вожатом. Вести себя с подопечными необходимо исходя из обстановки, из того, каковы вы сами и каковы ваши ребята. Насилие над собственной натурой не приводит к хорошим результатам.

Повторение. Вожатый не должен ожидать, что его ребята поймут все с первого раза. Нужно повторять снова и снова, пока не будут достигнуты нужные результаты.

Авторитет вожатого

Истинный авторитет вожатого представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как: знания, опыт, ум руководителя, его доверие к подопечным ребятам и требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.

Авторитет вожатого придает вес его указаниям и распоряжениям. Поручения авторитетного руководителя ребята исполняют охотней, быстрей и тщательней. Неумело сформированный индивидуальный стиль руководства способствует возникновению у вожатого ложного авторитета, являющегося по существу лишь его иллюзией, призраком. Ложный авторитет снижает эффективность руководства: ребята нередко льстят вожатому, подхалимничают, в душе его не уважая.

Различают несколько форм ложного авторитета, каждая из которых связана с каким-то дефектом стиля руководства.

  • Ложный авторитет угроз связан с отрицательной привычкой иного вожатого постоянно грозить ребятам, запугивать их взысканиями, трудностями. Первое время такую вожатого побаиваются, а потом, видя, что свои угрозы она выполнить не может, посмеиваются за ее спиной.
  • Ложный авторитет обещаний связан с частыми и обычно невыполняемыми обещаниями благ, которых вожатый якобы собирается добиться или даже уже добивается для своих ребят.
  • Ложный авторитет должности связан с представлением вожатого о том, что ее высокий пост делает его умнее, значительнее и лучше всех подопечных ребят.
  • Ложный авторитет резонерства связан с особым пристрастием некоторых вожатых много и долго говорить перед ребятами, читать им длинные нотации, выступать с поучениями и т.п.

Вожатый подвержен различным эмоциональным воздействиям. Его неконтролируемые эмоции могут принять непредсказуемый характер, вплоть до вспышек гнева. Будучи во власти эмоций, вожатый теряет контроль над своим поведением и может принять необдуманное решение. Обидный, насмешливый тон должен быть исключен из разговора. Если вожатый говорит негромко и спокойно, это придает ее словам весомость и деловой характер. Детский коллектив чутко реагирует на уместные или неуместные замечания руководителя, его тон, эмоциональный накал. Настроение вожатого передается детскому коллективу.

Стили
лидерства

Максимова
Н.

Лидер
– это человек, управляющий командой,
который помогает другим участвовать в
деятельности и способен выполнять
задания клуба (класса, отряда). Способный
руководитель не делает работу для
коллектива; он делает эту работу возможной
для выполнения другими (лидерами, членами
организации, родителями).

Лидер
– это тот человек, который ведет за
собой, которому доверяют люди. Лидерами
на рождаются. Ими становятся. Каждый
может оказаться в этой роли. Этот человек
берет на себя ответственность за дело
и за тех людей, что пойдут за ним.

Для
того чтобы хорошо организовать то или
иное дело, лидеры пользуется самыми
разными способами. Одни любят приказывать,
другие уговаривать, третьи увлекают
своим примером.

В
общем у каждого лидера есть свой
«почерк», своя манера, свой стиль
организации дела.

Существует
несколько взглядов на классификацию
стилей работы. Мы хотим привести Вам
две такие классификации.

А.Н.
Лутошкин выделяет такие стили работы
лидера:

1.
«Разящие
стрелы»
Приказывающий,
требующий настаивающий. Лидер единолично
принимает решения, настойчиво добивается
его решения.

2.
«Возвращающийся
бумеранг»
Советуется
с
участниками организуемого дела. Учитывая
их мнение, организатор принимает решение
и начинает действовать. Однако он не
забывает советоваться с участниками,
коллективно обсуждать итоги, оценивая
вклад каждого.

3.
«Снующий
челнок»
Уговаривающий,
Просящий, компромиссный. Такой организатор
стремится к компромиссу на любой основе,
лишь бы приглушить конфликт и оставаться
удобным для всех.

4.
«Плывущий
плот»
Соглашающийся,
уступчивый, не вмешивающийся. Эти
организаторы предпочитают плыть по
течению, не беспокоясь,

куда их
вынесет.

Мы
бы хотели предложить вам еще одну
классификацию стилей лидерства. Она
разработана американским клубом «4H».
Они выделяют три стиля руководства:
авторитарный, демократический и
либеральный. Немногие руководители
использую только один стиль. Многие
переключаются с одного на другой, в
зависимости от группы и ситуации.

Авторитарное
лидерство концентрируется вокруг одного
человека. Лидер обладает полной властью,
ответственностью за группу. Этот человек
доминирует в группе, устанавливает
дисциплину и требует послушания. Правила
поведения устанавливаются только одним
человеком — лидером. Философия автократии
состоит в том, чтобы лидер знал все и
члены группы безоговорочно следовали
за ним. Есть негативные и позитивные
аспекты авторитарного стиля.

Позитивные
аспекты:

1.
Эффективность с точки зрения экономии
времени.

2.
Многообразие информации, которая может
быть определена в короткий период
времени.

3.
Удачный способ для новых лидеров
апробировать в начале работы различные
стили руководства.

4.
Необходимость использования этого
стиля в ситуации физической опасности
для членов группы.

5.
Высокая результативность при большом
объеме работы.

6.
Эффективность в работе с большими
группами.

Негативные
аспекты:

1.
Однообразие, отсутствие интереса в
группе (от предопределенности действий
педагога).

2.
Возможность агрессивного поведения
лидера; то же — у детей в ответ на его
действия.

3.
Сокращение поля активного вовлечения
в деятельность членов группы.

4.
Возможность сформирования у детей
отрицательных чувств, что может привести
к роспуску группы.

5.
Авторитарный стиль — не самый лучший
стиль обучения.

Однако
не все отрицательно в работе лидера,
предпочитающего авторитарный способ
воздействия. Этот стиль может быть
использован в следующих случаях:


в работе с новой группой, когда необходима
перемена стиля и отношений с группой
после привычных способов взаимоотношений
между детьми и взрослыми;


ситуация опасности, в том числе и для
персонала;


когда есть проблема контроля, особенно
при перемещении групп;


неприятие группой новой информации;


большой численный состав группы;


члены организации не проинформированы
об определенной теме встречи.

2. Либеральный стиль руководства (лидерства)

Этот
стиль используется, когда лидер дает
дополнительную свободу группе для
разрешения проблемы. Это — полная
противоположность авторитарному
лидерству; группа несет полную
ответственность. Лидер обеспечивает
группу материалами и ресурсами для
занятий и принимает участие в руководстве,
когда его об этом просят. Этот стиль
дает свободу в управлении и принятии
решений, а также в достижении цели.

Позитивные
аспекты:

1.
Зависимость от принятия решений.

2.
Умеренный контроль со стороны руководства.

3.
Ограниченность времени для подготовки,
необходимого лидеру.

4.
Наличие у группы ответственности и
свободы решений и действий.

Негативные
аспекты:

1.
Ограниченность действий педагога без
группы.

2.
Трудности в достижении всеобщего
согласия.

Либеральный
стиль используется лидером в следующих
случаях:


когда члены группы имеют опыт, необходимый
для принятия решения;


когда необходимо развивать общительность
без вмешательства лидера.

Лидеру
следует использовать данный стиль
руководства осторожно, убедившись, что
у группы есть опыт для того, чтобы
выполнять задания успешно. Новому лидеру
лучше не использовать этот стиль, пока
он (или она) не почувствует общность с
группой и ее целями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Какой стиль поведения выбрать вожатым

Прежде чем говорить о стилях поведения вожатого, наверное, следует обсудить еще очень важный момент. А именно – то, что вожатый не должен действовать в одиночку. В различных лагерях существуют свои правила, касающиеся числа вожатых на один отряд. Однако в любом случае на отряде вас будет не менее двух и не более пяти человек. Словом, вам придется так или иначе делить свои полномочия еще с кем-нибудь. И чтобы создать в отряде вполне сносную атмосферу, вожатые должны чувствовать себя и, соответственно, поступать как одна команда, усилия которой направлены на достижение вполне определенной цели.

Верность этого наблюдения не раз подтверждалась мною на практике. Нередко я сталкивалась с тем, что вожатые одного отряда не могли наладить взаимоотношения друг с другом. В результате масса времени у них уходила на выяснение отношений и перечисление взаимных обид. Отряд в это время оставался практически бесхозным. Он либо просто существовал сам по себе, либо делился на два лагеря и с упоением участвовал в вожатских распрях. Конечно же, подобного лучше не допускать.

К сожалению, меня тоже не минула сия чаша, правда, мы с вожатыми постарались обойтись без громких разборок. В одну из смен в нашем отряде сменилась вожатая. Все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство – она выделила в отряде несколько человек и уделяла им все свое время и внимание, других же детей в лучшем случае игнорировала. Словом, как вы уже, наверное, догадались, у нас в отряде встала проблема любимчиков. Меня очень сильно задевала подобная несправедливость, поскольку я придерживаюсь мнения, что дети с самого начала должны находиться в равном положении. Только так можно создать нормальный коллектив, где уважение сверстников и взрослых зарабатывается вполне реальными поступками.

С новенькой пытались спокойно поговорить и другие вожатые, и я. Однако ничего не менялось. Поэтому мы оставили ее в покое и удвоили внимание к обойденным заботой детям. В результате она сама себя наказала. Мы вдруг стали замечать, что любимчики новенькой все чаще и чаще оставляют ее одну и присоединяются к остальному отряду. Впоследствии выяснилось, что детям просто надоели ее постоянные жалобы на других вожатых, т. е. на нас. Кроме того, игры и развлечения в большой компании намного интереснее перемывания косточек всем подряд.

Другими словами, даже если в отряде и существуют какие-либо разногласия между вожатыми, я советую поднапрячься и общие интересы все же поставить немного выше личных, и хотя бы на время смены отложить свои претензии друг к другу. Только взаимоподдержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных сложных ситуаций, которые так нередки в оздоровительном лагере.

Еще перед приездом детей вам с напарниками следует договориться о трех вещах:

– во-первых, все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из вожатых что-то не разрешает делать, например выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых, то и другие его наверняка поддержат. Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи;

– во-вторых, если один из вожатых наказывает кого-либо из подопечных, он же должен и снимать наказание. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых»;

– в-третьих, вожатые никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство. В последнем случае дети просто сознательно втягиваются в вожатские распри. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь откладывать свои споры на время после отбоя или на пересменку.

В процессе работы избегайте мыслей о том, что вы постоянно перетруждаетесь, а ваш напарник только отдыхает. Подобная обида не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересного вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день приносят цветы, если они, конечно, не с местной клумбы, дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.

Иногда от того, какой стиль поведения выберет вожатый по отношению к своим детям, зависит и то, насколько весело и плодотворно будет протекать взаимодействие детей и взрослого. Многие вожатые в процессе работы со своими подопечными нередко путают два понятия: «строгость» и «тиранство». Конечно же, это характерно для приверженцев авторитарного стиля поведения. Иногда мы, взрослые, недооцениваем детей, считая их слабыми и глупыми. Ничего подобного, ребята являют собой точное отражение взрослых. Среди них есть умные и не очень, сильные и слабые, уверенные в себе и застенчивые.

Если вы хотите найти с детьми общий язык, то в первую очередь постарайтесь избавиться от ощущения, что вы чем-то выше своих подопечных. В моей практике нередко случалось так, что при возникновении экстремальных ситуаций единственно верное решение подсказывали именно ребята. Здесь, конечно же, играет роль тот факт, что дети в большинстве случаев еще лишены всяческих установок и уроков, извлеченных из прошлого печального опыта, по сравнению со взрослыми. Поэтому им значительно проще посмотреть на ту или иную ситуацию, оценивая ее со своей стороны, и найти оригинальное и неожиданное разрешение всей проблемы. Так давайте предоставим им эту возможность. Тем более что вы и сами в этом случае не останетесь внакладе, ведь вы сможете в какой-то мере увидеть мир в другом свете, детскими глазами.

Авторитарный стиль поведения, как и остальные, имеет свои плюсы и минусы. Так, у вожатых, которые привыкли отдавать приказы, проблем с дисциплиной будет значительно меньше, чем у других представителей этой же специальности. При четком распорядке и требованиях, не допускающих и минимальных возражений со стороны подопечных, к концу смены ребенок привыкает четко действовать по команде. Он не обсуждает приказов вожатых-начальников (именно начальников, а не друзей), страшась наказания. Как правило, те отряды, где используется подобный стиль общения вожатого с подопечными, всегда вовремя прибывают на различные лагерные мероприятия, активно участвуют во всевозможных конкурсах и лишены проблем, связанных с дисциплиной. Все вроде бы отлично, однако и здесь вожатых подстерегают свои трудности.

В первую очередь вы можете столкнуться с упорным сопротивлением ребятишек, и особенно упорным оно будет, если это подростковый возраст. И это вполне оправданно. Мало кому понравится, в том числе и ребятам, исполнять лишь чужие приказы, которым нет должного обоснования, объяснения цели и задач того или иного требования. Ваше нежелание пойти навстречу подопечным может привести к настоящим военным действиям. Так, дети все будут делать вам наперекор, стараясь доказать свое личное право на принятие тех или иных решений.

Если у вас вследствие накопленного опыта и личной энергетики все же хватит сил для подавления открытого очага возмущений и недовольств, все равно за своей спиной вы всю смену будете слышать угрожающий шепот. Конечно же, ни о каких неформальных отношениях с детьми в этом случае не может быть и речи. Все время вы будете вынуждены находиться на военном положении. Следует упомянуть и о том, что многие сегодняшние дети воспитаны в относительной свободе, поэтому бороться они с вами будут до последнего.

Если вы сторонник авторитарного стиля поведения, то приготовьтесь к тому, что между вами и детьми всегда будет сохраняться определенная дистанция, вернее, стена некоего отчуждения. Другими словами, вы всю смену невольно будете находиться с детьми по разную сторону баррикад. Ребятишки едва ли в этом случае станут доверять вам и открывать свои души. Именно поэтому вполне возможно, что о всех внутренних процессах, происходящих в отряде, вы станете узнавать в последнюю очередь, если, конечно, у вас не будет своих соглядатаев. Однако о последних мы отдельно поговорим позднее.

Поверьте, подобное положение дел только мешает работе вожатого. Оно лишает как взрослого, так и детей радостного и плодотворного общения, желания понимать и помогать друг другу. Кроме того, рождает замкнутость и недоверие, с одной стороны, и формальное отношение к делу, с другой.

Выбирая авторитарный стиль общения с подопечными, не удивляйтесь тому, что всю смену у вас не будет ни сна, ни отдыха. Это связано прежде всего с тем, что все сценки, конкурсы и номера для участия в отрядных и общелагерных мероприятиях вам также придется придумывать самостоятельно. Ребята не станут вам что-либо предлагать своего, страшась не угодить и попасть в немилость. Кроме того, управление людьми, даже если это только дети, построенное на командно-приказном тоне, едва ли вызовет у них энтузиазм и желание делать свое дело качественно. Поэтому не ждите от своих подопечных альтруизма и максимальной собранности. Словом, как бы вы ни старались или ни наказывали детей, все они будут делать не так хорошо, как могли бы. Это коснется и уборки территории, и дежурств, и выступления на сцене.

Следующее, о чем мы поговорим, – это либеральный стиль поведения вожатого при его взаимодействии с детьми. Среди достоинств данного стиля можно выделить то, что все усилия вожатых будут направлены прежде всего на обеспечение детям нормального отдыха в соответствии с желаниями последних. Другими словами, ориентироваться вы станете скорее не на какие-либо медико-педагогические рекомендации, а на мнение подопечных. Вы будете все делать для того, чтобы ребятишки остались довольны, даже если это идет вразрез с общелагерными требованиями. Безусловно, подобный подход к делу может дать определенные положительные результаты. Дети перестанут чувствовать себя под прессом всевозможных требований и давления со стороны взрослых. Хотя, наверное, следует вас и предостеречь, поскольку нередко неограниченная свобода может дать серьезный перекос в сторону анархистских настроений.

Подобный стиль поведения по отношению к детям способна с достоинством выдержать только сильная, полностью уверенная в себе и творчески одаренная личность. Если вы на сто процентов доверяете себе и знаете, что сможете приобрести у своих подопечных незыблемый авторитет, а также у вас хватит выдержки, сил и терпения увлечь за собой ребят, то вам особо нечего беспокоиться. Вы всегда сможете незаметно, а иногда и неосознанно воздействовать на них где личным примером, а где и одним только взглядом.

К сожалению, среди вожатского состава не так уж и часто встречаются люди, обладающие всеми качествами настоящего лидера. Как только дети почувствуют слабинку в вожатом да еще увидят возможность избежать выполнения какого-либо пусть и интересного, но сложного поручения, они непременно постараются ею воспользоваться. Причем это характерно не только для детей. Человек, как правило, устроен таким образом, что он всегда стремится жить с максимальной экономией своей жизненной энергии. Если же дети, ко всему прочему, не обременены развитым чувством ответственности и им не совестно за свои заведомо неправильные действия перед каким-либо авторитетным лицом, они наверняка скорее создадут в отряде партию анархистов, нежели станут исправлять свои ошибки.

Совет вожатому

Никогда не требуйте от ребят того, что сами сделать не можете или не хотите. В противном случае вас могут обвинить в лицемерии или превышении полномочий, что несомненно наложит неблагоприятный отпечаток не только на ваши взаимоотношения с детьми, но и с их родителями.

При подобном стиле общения с детьми вы должны учитывать, что в большинстве случаев они все же нуждаются в определенном контроле со стороны взрослых. Отсутствие последнего сильно расслабляет ребят, а качественность выполнения заданий делает бессмысленной. Зачем стараться, ведь все равно никто не проверит. К сожалению, подобная черта характерна и для взрослых, и это только в очередной раз подтверждает факт, что ребята – полное наше отражение.

Я на личном опыте убедилась, что объяснять, к примеру, десятилетнему мальчишке, что влажная уборка комнаты необходима прежде всего ему самому и его соседям, совершенно бессмысленно. В конце беседы он обязательно поинтересуется: «А вы проверите?» При утвердительном ответе можно не сомневаться, что он из сил выбьется – лишь бы все сверкало. Кроме того, показывая результаты своего труда, он будет заслуженно ожидать похвалы.

Если же вы, полагаясь на его совесть, скажете, что не станете его проверять, однако через какое-то время зайдете посмотреть, как продвигается работа, то наверняка обнаружите, что последняя и не начиналась. На все ваши претензии подопечный сделает удивленные глаза и заявит: «Вы же сказали, что не станете проверять?» Конечно же, в отрядах постарше народ отличается и большей ответственностью.

Нередко вожатые-либералы полностью перекладывают на детей подготовку к каким-либо отрядным или общелагерным мероприятиям. Очень часто все заканчивается тем, что такой отряд либо срывает тот или иной конкурс ввиду того, что не готов к нему, либо в большинстве случаев выступает в роли проигравшего. Все дело в том, что дети при подготовке к тому или иному мероприятию все же нуждаются в советах и подсказках взрослого. Нет, не в давлении и не в категоричном «Делайте именно так, как я сказала», а именно в рекомендациях.

Вожатый, имея определенный опыт участия в различных отрядных и общелагерных делах, может направить подопечных, поделиться с ними своими соображениями, помочь отрепетировать тот или иной номер. Подобные действия взрослого наверняка помогут отряду занять достойное место в каком-либо состязании или выиграть конкурс.

Демократический стиль управления детьми, наверное, наиболее приемлем для вожатого. В этом случае в отряде нередко выбирается актив, который помогает взрослым организовывать всех остальных. Любой ребенок может безбоязненно обратиться к вожатому за помощью, не страшась непонимания. В таких отрядах царит доброжелательная атмосфера сотрудничества. Вожатые не стесняются спрашивать совета у ребятишек и сами всегда готовы поддержать их.

Из своей практики работы с детьми в оздоровительных лагерях я убедилась, что вожатый должен быть очень гибким человеком. Ему необходимо уметь быстро перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Он должен быть избавлен от различного рода клише и негативных установок. Именно это обстоятельство позволит ему в зависимости от ситуации принимать верные решения, используя элементы различных стилей общения с подопечными. Так, к примеру, за один день вы можете выступать в отряде в совершенно различных ролях: справедливого судьи, разбирая ссору кого-либо из с подопечных, отстраненного, когда дело не настолько сложно, чтобы требовалось ваше участие, тирана, когда речь идет о нырянии в запрещенном месте, и т. д. Правильное решение вам подскажут только доброе отношение к ребятишкам, интуиция и ваш личный педагогический опыт.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для электромонтера линейщика
  • Нимесил в гранулах инструкция по применению препарата 100 мг
  • Евреи в руководстве сша
  • Стиль руководства проектом относят к особенностям
  • Инструкция по охране труда для заведующей отделением