Стилю руководства студентами

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Николаева Л.В.

1

Саввинова Р.В.

1


1 ГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

В статье раскрываются особенности взаимодействия преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов. Цель статьи – рассмотреть стили взаимодействия преподавателя и студентов как фактор состояния профессионально-образовательной деятельности в вузе. Дается обзор теорий и моделей стиля руководства преподавателя в процессе обучения студентов. Проведен анализ социологического исследования первокурсников и выпускников вуза по вопросу взаимодействия с преподавателями. Предложена технология педагогической фасилитации как наиболее демократического и эффективного стиля руководства работой студентов со стороны преподавателя. Рассмотрены такие позиции преподавателя, как преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер, соответствующие современному типу образования.

профессиональная подготовка

стиль руководства

социологическое исследование

взаимодействие

фасилитация

консультант

модератор

тьютор

преподаватель-тренер

1. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: Учебное пособие. – Хабаровск: «Колорит», 2001. – 182 с.

2. Димухаметов Р.С. Компоненты эталонной модели креативной фасилитационной образовательной среды подготовки бакалавров педагогики//Вестник Челябинского гос.пед.унив. Вып. 5. – C. 2–13.

3. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации // Образование и наука. – 1992. – № 2.

4. Николаева Л.В. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в современном вузе/Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11. – С. 570–573.

5. Отчет о результатах социологического исследования «Первокурсник-2014», Якутск, 2014//Социологические исследования. – Сайт СВФУ. – www.s-vfu.ru/universitet/o/vuze/

6. Отчет о результатах социологического исследования «Выпускник-2015», Якутск, 2015//Социологические исследования. – Сайт СВФУ. – www.s-vfu.ru/universitet/o/vuze/

7. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 238–247.

Вуз как учебно-воспитательное, образовательное учреждение выполняет социально-педагогическую функцию, цель которой – подготовка квалифицированных специалистов в определенной области. Тема исследования актуальна, т.к. оттого, каких стилей взаимодействия будут придерживаться преподаватель и студент, будут зависеть и мотивация студента, и качество обучения, и индивидуальная работа преподавателя со студентом. Не секрет, что дальнейшую, внеаудиторную работу студент планирует с тем преподавателем, которого он уважает, которому доверяет. Под вне аудиторной работой подразумеваются факультативы, научные кружки, олимпиады, конкурсы и др.

Цель статьи – рассмотреть стили взаимодействия преподавателя и студентов как фактор состояния профессионально-образовательной деятельности в вузе.

Система высшего образования направлена на обеспечение высокого качества образования путем внедрения государственных образовательных стандартов, развитие инновационной деятельности, разработку гибкой системы управления образованием, создание социокультурного пространства, формирование компетентности специалистов.

В данном контексте особую значимость приобретает взаимодействие преподавателя и студента, предполагающее следующие научно-практические направления:

– учебно-методическую и научно-исследовательскую работу со студентами, научное консультирование, научно-методическое обеспечение учебного процесса, апробацию современных образовательных технологий, разработку и апробацию совместных проектов.

Педагогическое взаимодействие преподавателя и студента способствует взаимоактивизации, формирует субъект-субъектные отношения.

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми.

Столяров Л. выделяет шесть основных стилей руководства преподавателем обучающихся:

– автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к студентам требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

– авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

– демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

– игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

– попустительский стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

– непоследовательный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций [7].

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них [7].

Из анализа мнений первокурсников о преподавателях из отчета о результатах социологического исследования «Первокурсник-2014» были получены следующие результаты. Социологический отчет был проведен после месяца учебы во время месячника адаптации. В опросе приняли участие 66 % первокурсников (1705 студентов из 2584) [5].

На вопрос «К кому Вы обращались при возникновении проблем с учебой?» 40 % студентов ответили, что обращаются к друзьям, 21 % – к другим, 20 % – к куратору, 17 % – к родителям, 2 % – в деканат.

На вопрос «К кому Вы обращались при возникновении проблемы в отношениях с преподавателями?» ответы были сгруппированы в следующем порядке:

32 % – к куратору, 32 % – другое, 18 % – к друзьям, 13 % – к родителям, 5 % – в деканат.

На следующие вопросы были получены такие ответы:

– «Оцените организованность и пунктуальность преподавателей»:

38 % – качество присутствует всегда; 36 % – части, 18 % – в 50 % случаев; 5 % – редко, 3 % – качество отсутствует.

– «Оцените ясность и доступность изложения материала»:

31 % – качество проявляется почти всегда, 39 % – часто, 23 % – в 50 %, 5 % – редко, 2 % – отсутствует.

– «Оцените эрудированность и культуру речи преподавателей»:

46 % – качество присутствует практически всегда, 33 % – часто, 14 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените умение наладить контакт с аудиторией и поддержать внимание аудитории преподавателями»:

34 % – качество присутствует почти всегда, 39 % – часто, 20 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените объективность преподавателей в оценке знаний студентов»:

30 % – качество присутствует всегда, 34 % – почти всегда, 25 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените доброжелательность и тактичность преподавателей в общении со студентами»:

30 % – качество присутствует практически всегда, 39 % – часто, 21 % – в 50 % случаев, 8 % – редко, 2 % – качество отсутствует.

– «Оцените внешний вид преподавателя»:

50 % – качество присутствует всегда, 31 % – часто, 13 % – в 50 % случаев, 3 % – редко, 3 % – качество отсутствует.

– «Используются ли на занятиях презентации, мультимедиа учебники, видеофильмы, видеолекции ?»

78 % – да, 22 % – нет.

– «Проводятся ли на занятиях деловые или ролевые игры?»

48 % – да, 52 % – нет.

– «Используется ли на занятиях методическая работа в малых группах, командах?»

78 % – да, 22 % – нет.

– «Оцените работу куратора»:

47 % – отлично. 32 % – хорошо, 11 % – удовлетворительно, 7 % – неудовлетворительно, 3 % – затрудняюсь ответить.

Как видно из ответов, первокурсники, проучившиеся месяц и не привыкшие еще к новым социокультурным условиям, преподавателям, очень строго подходят к оценке преподавателей.

Анкетирование выпускников из отчета о результатах социологического исследования «Выпускник-2015» показало более высокие результаты. Анкетированием было охвачено 63 % от общего числа студентов (2220 из 4545 студентов) [6]. На следующие вопросы были получены такие ответы:

«Удовлетворены ли Вы качеством преподавания дисциплин?»

79 % – да, 15 % – затрудняюсь ответить, 6 % – нет.

«Удовлетворены ли Вы работой куратора?»

83 % – да, 9 % – затрудняюсь ответить, 4 % – нет.

«Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями «Студент-преподаватель»

85 % – да, 11 % – затрудняюсь ответить, 4 % – нет.

Анализ ответов показывает, что выпускники более удовлетворены отношениями с преподавателями и качеством преподавания. За несколько лет учебы они более тесно работали с преподавателями по курсовым, дипломным, контрольным работам, получали индивидуальные консультации, посещали кружки и факультативы, работали над совместными проектами, статьями, участвовали в конференциях различного уровня.

Для эффективного взаимодействия преподавателей и студентов мы предлагаем использование технологии фасилитации. Под педагогической фасилитацией подразу мевается усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [1].

Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-е годы XX века К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной науке по данной проблеме работают Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина, Р.С. Димухаметов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н. Куликова, Е.Г. Врублевская). Е.Г. Врублевская рассматривает фасилитацию как особый вид педагогического общения, в ходе и результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие его субъектов. Фасилитирующее общение в духовно-ценностном поле его участников порождает их нравственное самопреобразование и совершенствование. Выделены основные педагогические условия, обеспечивающие развитие способности преподавателя к такому взаимодействию [1]. В исследовании Р.С. Димухаметова на основе андрагогического, синергетического, ценностно-акмеологического подходов разработана концепция фасилитации, создающая фундамент для системы повышения квалификации. Определен алгоритм управленческих действий преподавателя и студента: мотивообразующая деятельность, формирование цели, поиск предмета познания, поиск средств познания, реализация процесса, рефлексия [2].

Педагогическая фасилитация предъявляет ряд требований как к процессу обу чения, так и к профессионализму преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами. Обучение по данной технологии в корне отличается от традиционной формы обучения и направлена на формирование творческого, активного специалиста, способного принимать решения в любой нестандартной ситуации. Задача преподавателя – включить студентов в совместную ориентировку, разделить с ними ряд управленческих функций в целях создания условий для формирования глубокого интереса к дисциплине и возникновения реальных содержательных мотивов учения [3]. Фасилитация – феномен межличностного общения, который усиливает продуктивность обучения субъектов образовательного процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [2].

По нашему мнению, педагогическая фасилитация – это качественно более высокий и соответствующий современным требованиям уровень обучения студентов. Практически студент усваивает ровно столько, насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если студенты являются пассивными слушателями. Студенты самостоятельно осваивают отдельные темы, готовят сообщения, слайд-презентации, рефераты. При самостоятельном поиске и проработке материала они лучше осваивают тему, пропуская ее через себя.

При фасилитации обучения преподаватель использует нетрадиционные методы и приемы, способствующие творческому усвоению необходимой информации, умению рассуждать, искать новые проблемы в уже известном материале. Педагогические условия использования метода: значимость учения для студентов, конгруэнтность преподавателя, психологическая безопасность и свобода. Значимость учения для студентов является основой для получения знаний. Только значимое учение является наиболее продуктивным. Психологическая безопасность достигается за счет признания ценности, самобытности личности студента и создания обстановки и условий для его творческого развития. Психологическая свобода предполагает формирование креативности студентов, их самовыражение [4].

Таким образом, повышение познавательной активности, сотворчество при фасилитирующем общении главных субъектов учебного процесса – преподавателя и студентов – является эффективным условием профессиональной подготовки бакалавров педагогики.

Представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина), помимо преподавателя-фасилитатора, выделяют следующие позиции преподавателя, которые также придерживаются демократического стиля общения: преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер (coach), что в переводе с английского означает репетитор, инструктор. Преподаватель-тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в учении, в подготовке к публичным выступлениям в ходе семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а затем и научных конференциях. Образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов – преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

Таким образом, при любой модели взаимоотношений преподавателя и студента профессионально важными качествами педагогического общения являются:

1) уважение к студентам, наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, своими психическими состояниями, управлять настроением.

Таким образом, повышение познавательной активности, сотворчество при фасилитирующем общении главных субъектов учебного процесса – преподавателя и студентов – является эффективным условием профессиональной подготовки бакалавров педагогики.

Преподаватель и студент как субъекты взаимодействия испытывают потребность в установлении и расширении связей для определения наиболее значимых областей взаимодействия, которое предполагает взаимную заинтересованность в конечном результате – подготовку квалифицированного специалиста. Качество обучения при этом напрямую зависит от качества взаимоотношений преподавателей и студентов.


Библиографическая ссылка

Николаева Л.В., Саввинова Р.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2.
– С. 351-354;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270 (дата обращения: 20.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Свириденко
М.Н.

(г. Горловка)

преподаватель
высшей категории

Горловского
колледжа промышленных технологий и экономики

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ОПТИМАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ И
ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

В настоящее время в теории и практике
образования идет поиск новых форм и методов, которые бы создавали условия для
формирования гармонично развитой личности и повышали эффективность подготовки
высококвалифицированных специалистов. Одним из направлений такой работы
является поиск эффективных форм взаимодействия между преподавателем и
студентами.

Целью данной статьи является
определение наиболее продуктивных стилей и форм взаимодействия преподавателя и
студента в учебно-воспитательном процессе.

Как же складываются отношения между преподавателями и студентами, что
это: сотрудничество или противостояние? Это
педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои
особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим
закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими
людьми. А. С. Макаренко отмечал, что
главным в общении педагога и учащегося должны быть отношения,
основанные на полном доверии, уважении и требовательности [3]. Если же это
не соблюдается, у студентов рождается страх, неуверенность в себе и в
своих силах, снижается работоспособность, нарушается динамика речи и,
в конечном счете, появляется устойчивое негативное отношение
к преподавателю, а затем и к предмету.

Студент,
обучающийся в системе среднего профессионального образования, претерпевает
некоторые психологические изменения, ведущие к изменению его эмоциональной
жизни. Вот три рычага, которые меняют эмоциональную жизнь студента:

— изменение
жизненной позиции (был школьником, стал студентом);

— перестройка
его уровня притязаний и формирование адекватной самооценки (получив первую
стипендию, считает себя независимым от родителей. Растратив её за 1-2 дня,
понимает своё место в жизни);

— изменение
жизненной перспективы.

Большую роль
в предотвращении конфликтов может сыграть стиль общения.
В толковом словаре русского языка Ушакова слово «стиль»
определяется так: характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность
приёмов какой-либо работы. Стиль определяет специфику взаимодействия
преподавателя со студентами в процессе педагогической деятельности [4].

Традиционно выделяют
три стиля руководства  (таблица 1):

Таблица 1

Традиционные  стили руководства

Авторитарный «разящие стрелы»

Высокая централизация руководства, доминирование единоначалия,
единоличное принятие или отмена решений.

Основные формы руководства: 

приказ, указание, инструкция, выговор

Либеральный «плывущий плот»

Преподаватель самоустраняется, занимая позицию стороннего наблюдателя.

Основные формы руководства: увещевания, уговоры

Демократический «возвращение бумеранга»

Опирается на мнение коллектива, учитывает индивидуальные
особенности. 

Основные формы: просьба,
совет, информация, включение всех в активную работу

Классификация А.А.Леонтьева позволяет расширить представление о
стилях руководства [2]. Рассмотрим  шесть основных стилей руководства
преподавателем обучающихся:

– автократический (самовластный стиль руководства), когда
преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не
позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог
последовательно предъявляет к студентам требования и осуществляет
жесткий контроль за их исполнением;

– авторитарный (властный) стиль руководства допускает
возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или
коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель
в соответствии со своими установками;

– демократический стиль предполагает внимание и учет
преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не
приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

– игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель
стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов,
практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным
выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

– попустительский стиль проявляется в том случае, когда
преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу
их желаний;

– непоследовательный стиль –
преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного
эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства,
что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений
преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

От
выбранного преподавателем стиля руководства зависит, не только какие
взаимоотношения сложатся у него со студентами, но и отношение
студентов к получению знаний, к образовательному процессу и
непосредственно к самому преподавателю. Применение преподавателем неэффективных
стилей и методов взаимодействия со студентами ведет к нерезультативному
процессу обучения, где студенты зачастую получают поверхностные знания. Это
может привести к тому, что обучение не будет носить развивающий характер и не
сформирует устойчивую потребность в получении знаний.

Стиль
общения между преподавателем и студентами определяется степенью
подготовленности самого педагога, его заинтересованностью в успехах учащихся,
объективностью в оценке знаний. Студент же, в свою очередь, должен уважительно
относиться к труду преподавателя, соблюдать дистанцию в общении с ним. Таким
образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения проблемы
коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов, решение которой
способствует повышению качества обучения.

Эффективность
выбранного стиля руководства, стиля общения зависит напрямую от того, при какой
форме обучения он используется. Форма обучения – это организованное
взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента). Главным
здесь является характер взаимодействия преподавателя и студентов (или между
студентами) в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. Формы
обучения: самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без),
лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия,
производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен. Они могут
быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция,
семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды
самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические
занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а
также СРС.

В образовании сложились, утвердились
и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия
преподавателя и студентов, каждая из которых имеет свои особенности.

 — пассивные методы;

— активные методы;

— интерактивные методы

Для наглядности представим эти методы
схемами:

Пассивный метод

Рисунок 1 Пассивный
метод

Пассивный метод (рис.1) – это форма
взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является
основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в
роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь
преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством
опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения
современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами
учебного материала, пассивный метод малоэффективен, но, несмотря на это, он
имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со
стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество
учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод

Рисунок 2 Активный
метод

Активный метод (рис.2) – это форма
взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг
с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные
участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные
методы предполагали авторитарный стиль, то активные больше предполагают
демократический стиль.

Многие между активными и
интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность,
они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее
современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Рисунок 3
Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис.3).
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает
взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими
словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более
широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом
и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место
преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности
студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план
занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения
которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации
познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и
прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при
которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и
навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как
обучение закончится.

Ведущий преподаватель вместе с новыми
знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность
преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится
создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли
своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет
функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому
интерактивное обучение призвано изначально для использования в интенсивном
обучении достаточно взрослых обучающихся.

Не исключено то, что во внеаудиторной
деятельности между преподавателем и студентами устанавливаются взаимоотношения,
удовлетворяющие обе стороны образовательного процесса, позволяющие добиваться
положительных результатов. Но во время учебного процесса (особенно во время
семинарских, практических, лабораторных занятий) преподаватель может поменять
стиль общения, например, с демократичного на авторитарный.  И хотя в некоторых
случаях это оправдано, но в общем так или иначе вызывает отрицательный
эмоциональный настрой у студентов во время занятий, что негативно сказывается
на результатах обучения.
Таким образом, если
рассматривать учебный процесс как взаимодействие преподавателя и студентов на
определенном учебном занятии, то ни преподавателя, ни студента не устраивают
результаты такого взаимодействия.
Опытный грамотный
преподаватель должен понимать, что это является проблемой найти пути её
решения.      

В последнее время большое внимание
уделяется индивидуальной работе со студентами. И здесь уместно упомянуть о
такой единице
учебно-воспитательного процесса, какой
является педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное и
плодотворное развитие качеств личности преподавателя и студентов на основе
равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Объём и глубина
совместной деятельности преподавателя и студента определяется возрастными
особенностями обучающихся (в основном это студенты старших курсов).
Продуктивное взаимодействие строится на основе диалогического общения. В
процессе диалога достигается понимание на уровне установления единого
смыслового пространства. Диалог – это взаимодействие двух субъектов, творчески
создающих единое отношение к тому или иному объекту действительности, значимому
для обоих. Это ситуация двустороннего воздействия, которая подразумевает
активную роль всех участвующих в общении сторон. Сотрудничество и сотворчество
в процессе диалогического общения предполагают отказ от позиции, будто твое
мнение, подход единственно правильные, и предполагают утверждение иного типа
отношений: обоюдного поиска, принципиального, но доброжелательного совместного
анализа результатов.

Суть диалога заключается в
«…признании уникальности друг друга каждым партнером, их взаимного равенства по
отношению друг к другу, в различии и оригинальности точек зрения, в ориентации
каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером, в
ожидании ответа и его предвосхищении в собственном высказывании, взаимном
обогащении партнеров диалога, эмоциональной и личностной раскрытости партнеров,
безоценочности, доверительности, искренности выражения чувств и состояния» [5,
с. 27].

Подытожив выше сказанное, можно
сделать вывод о том, что не только инновационные методы и технологии обучения
направлены на воспитание творческой активности, инициативы студентов, на
повышение качества их образования, но и  выбор оптимальных стилей и форм
взаимодействия между участниками образовательного процесса. С переходом
общества в информационную эпоху роль преподавателя как «транслятора» знаний
превращается в менеджера, который должен умело управлять процессом обучения,
оставаясь при этом авторитетом и примером для подражания. И во многом эту
задачу помогают решить правильно выстроенные взаимоотношения между
преподавателями и студентами.

Меняется
время – жизнь не стоит на месте. Меняется роль преподавателя, требования к
профессии, и только через развитие своих личных качеств и профессиональной
компетенции возможно добиться качественных результатов в обучении и воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

1.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом
общении / В.А.Кан-Калик. – М. : Просвещение, 1987.– 190 с.

2.
Леонтьев А.А. Педагогическое
общение / А.А. Леонтьев. – М. : Знание, 1979. – 48 с.

3.
Макаренко А.С. Проблема школьного
советского воспитания / А.С.Макаренко. – В 8-и т. – Т. 4. – М. :
Педагогика, 1984. – 300 с.

4. Макарова Л.Н. Индивидуальный стиль
педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной
культуры [Электр. ресурс] / Л.Н. Макарова // Ученые записки. Электронный
научный журнал Курского государственного университета, 2006. – Режим доступа :
http://scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf

5.
Стоянова Л.В. Оптимизация диалогического
взаимодействия преподавателей и студентов в условиях медицинского вуза : дис. канд.
пед. наук / Л.В. Стоянова. – Иркутск, 2005. – 162 с.

Аннотация

Свириденко
Марина Николаевна. Выбор оптимальных стилей и форм взаимодействия преподавателя
и студента – залог успеха образовательного процесса

   
Статья посвящена
определению
стилей и форм взаимодействия преподавателя и студента во время образовательного
процесса. Поиск эффективных форм взаимодействия между преподавателем и
студентами является одной из основных задач современной педагогики. Описание
стилей общения, форм взаимодействия между субъектами образовательного процесса
как во время внеаудиторной работы, так и на учебных занятиях помогает
установить между преподавателем и студентами отношение сотрудничества, что даёт
благоприятную психологическую обстановку и повышает эффективность и
результативность обучения.

Ключевые
слова: стиль, форма, взаимодействие, преподаватель, студент, процесс, обучение

Авторитарный
(директивный) стиль управления
характеризуется высокой централизацией
руководства, доминированием единоначалия.
Руководитель требует, чтобы обо всех
делах докладывали именно ему, единолично
принимает решения или отменяет их. К
мнению коллектива не прислушивается,
все решает за коллектив сам. Преобладающими
методами управления являются приказы,
наказания, замечания, выговоры, лишение
различных льгот. Контроль очень строгий,
детальный, лишающий подчиненных
инициативы.

Интересы
дела ставятся значительно выше интересов
людей, в общении преобладают резкость
и грубость.

Применяющий
его руководитель отдает предпочтение
официальному характеру отношений,
поддерживает между собой и подчиненными
дистанцию, которую те не имеют право
нарушать.

Такой
стиль руководства отрицательно
сказывается на морально-психологическом
климате, ведет к значительному снижению
инициативности, самоконтроля и
ответственности работников.

Авторитарный
стиль управления — стиль руководства,
при котором руководитель определяет
цели и всю политику в целом, распределяет
обязанности, а также в большей части
указывает соответствующие процедуры,
управляет, проверяет, оценивает и
исправляет выполняемую работу.

Считается,
что использование авторитарных методов
управления оправдано только в
исключительных ситуациях:

1) в
экстремальных условиях (кризис,
чрезвычайные обстоятельства и т.д.),
когда требуются быстрые и решительные
действия, когда дефицит времени не
позволяет проводить совещания и
дискуссии;

2)
когда в силу предшествующих условий и
причин в данной организации преобладают
анархические настроения, чрезвычайно
низок уровень исполнительской и трудовой
дисциплины.

Чрезмерное
использование авторитарного стиля
руководства приводит к различным формам
злоупотребления властью.

Исторически
первым и до сегодняшнего момента наиболее
распространенным на практике является
авторитарный стиль, считающийся
универсальным.

Специалисты
выделяют две разновидности авторитарного
стиля. «Эксплуататорская» предполагает,
что руководитель полностью сосредотачивает
в руках решение всех вопросов, не доверяет
подчиненным, не интересуется их мнением,
берет на себя ответственность за все,
давая исполнителям лишь указания. В
качестве основной формы стимулирования
он использует наказания, угрозы, давление.

Если
руководитель принимает решение в
одиночку, а потом просто доводит его до
подчиненных, то они воспринимают это
решение, как навязанное извне и критически
обсуждают, даже когда оно действительно
удачное. Выполняется такое решение с
оговорками и безразлично. Сотрудники,
как правило, радуются любой ошибке
руководителя, находя в ней подтверждение
своего негативного мнения о нем. В
результате подчиненные привыкают быть
исполнителями чужой воли, закрепляя в
своем сознании стереотип «наше дело
маленькое».

Для
руководителя все это тоже не проходит
без потерь, поскольку он оказывается в
положении виновника, отвечающего за
все ошибки, не видящего и не знающего,
где и как они были допущены. Подчиненные
же, хотя многое знают и замечают, но
помалкивают, или, получая от этого
моральное удовлетворение, или считая,
что его все равно не перевоспитать.
Руководитель понимает сложившуюся
ситуацию, однако бессилен обвинить
окружающих в допущенных промахах, так
как подчиненные не участвовали в
выработке решения. Так формируется
своеобразный замкнутый круг, который
рано или поздно приводит к развитию в
организации или подразделении
неблагоприятного морально-психологического
климата и созданию почвы для конфликтов.

Следовательно,
при эксплуататорско-авторитарном стиле
руководства цена ошибок двойная: с одной
стороны, экономические потери, а с другой
— психологические травмы.

Более
мягкая «благожелательная» разновидность
авторитарного стиля. Руководитель
относится к подчиненным уже снисходительно,
по-отечески, иногда интересуется их
мнением. Но даже в случае обоснованности
высказанного мнения, может поступить
по-своему, делая это зачастую демонстративно,
чем значительно ухудшает морально
психологический климат в коллективе.
При принятии решений он может учитывать
отдельные мнения сотрудников и дает
определенную самостоятельность, однако
под строгим контролем, если при этом
неукоснительно соблюдается общая
политика фирмы и строго выполняются
все требования и инструкции. Угрозы
наказания, хотя присутствуют, но не
преобладают.

Претензии
авторитарного руководителя на компетенцию
во всех вопросах порождают хаос и, в
конечном счете, влияют на эффективность
работы. Такой начальник парализует
работу своего аппарата. Он не только
теряет лучших работников, но и создает
вокруг себя враждебную атмосферу,
которая угрожает ему самому. Подчиненные
зависят от него, но и он во многом зависит
о них. Недовольные подчиненные могут
его подвести или дезинформировать.

Специальные
исследования показали, что хотя в
условиях авторитарного стиля управления
можно выполнить в количественном
отношении больший объем работы, чем в
условиях демократического, но качество
работы, оригинальность, новизна,
присутствие элементов творчества будут
на такой же порядок ниже. Авторитарный
стиль предпочтительнее для руководства
простыми видами деятельности,
ориентированными на количественные
результаты.

Таким
образом, основой авторитарного стиля
является сосредоточение всей власти и
ответственности в руках руководителя,
что дает ему преимущество в установлении
целей и выборе средств их достижения.
Последнее обстоятельство играет двоякую
роль в возможности достижения
эффективности.

С
одной стороны, авторитарный стиль
управления проявляется в порядке,
срочности выполнения задания и возможности
предсказать результат в условиях
максимальной концентрации всех видов
ресурсов. С другой стороны — формируются
тенденции к сдерживанию индивидуальной
инициативы и одностороннему движению
потоков информации сверху вниз,
отсутствует необходимая обратная связь.

Применение
авторитарного стиля, хотя и обеспечивает
высокую производительность труда, но
не формирует внутренней заинтересованности
исполнителей в эффективном труде.
Излишние дисциплинарные меры вызывают
в человеке страх и злость, уничтожают
стимулы к работе.

Такой
стиль применим тогда, когда подчиненные
находятся полностью во власти руководителя,
например, на военной службе, или
безгранично ему доверяют, как актеры
режиссеру или спортсмены тренеру; а тот
уверен, что они не способны действовать
правильным образом самостоятельно4.

Демократический
стиль управления характеризуется
распределением полномочий, инициативы
и ответственности между руководителем
и заместителями, руководителем и
подчиненными. Руководитель демократического
стиля всегда выясняет мнение коллектива
по важным производственным вопросам,
принимает коллегиальные решения.
Регулярно и своевременно проводится
информирование членов коллектива по
важным для них вопросам. Общение с
подчиненными проходит в форме просьб,
пожеланий, рекомендаций, советов,
поощрений за качественную и оперативную
работу, доброжелательно и вежливо; по
необходимости применяются приказы.
Руководитель стимулирует благоприятный
психологический климат в коллективе,
отстаивает интересы подчиненных.

Демократический
стиль управления — стиль руководства,
при котором руководитель вырабатывает
директивы, команды и распоряжения на
основе предложений, вырабатываемых
общим собранием работников или кругом
уполномоченных лиц. Во многом противоположен
авторитарному стилю демократический
стиль управления.

Организации,
в которых доминирует принцип
демократического руководства,
характеризуется высокой степенью
децентрализации полномочий, активным
участием сотрудников в принятии решений,
созданием таких условий, при которых
выполнение служебных обязанностей
оказывается для них привлекательным,
а успех служит вознаграждением.

Настоящий
демократический руководитель пытается
сделать обязанности подчиненных более
привлекательными, избегает навязывать
им свою волю, вовлекает в принятие
решений, предоставляет свободу
формулировать собственные цели на
основе идей организации.

Как
у авторитарного, у демократического
стиля руководства выделяют две формы:
«консультативную» и «партисипативную».

В
рамках «консультативной» руководитель
интересуется мнением подчиненных,
советуется с ними, стремится использовать
всё лучшее, что они предлагают. Среди
стимулирующих мер преобладает поощрение;
наказание используется лишь в
исключительных случаях. Сотрудники в
целом удовлетворены такой системой
руководства, не смотря на то, что
большинство решений фактически
подсказывается им сверху, и обычно
стараются оказать своему начальнику
посильную помощь и поддержать морально
в необходимых случаях.

«Партисипативная»
форма демократического управления
предполагает, что руководитель полностью
доверяет подчиненным во всех вопросах
(и тогда они отвечают тем же), всегда их
выслушивает и использует все конструктивные
предложения, привлекает сотрудников к
постановке целей и контролю над их
исполнением. При этом ответственность
за последствия принятых решений не
перекладывается на подчиненных. Все
это сплачивает коллектив.

Обычно
демократический стиль управления
применяется в том случае, когда исполнители
хорошо, порой лучше руководителя,
разбираются в тонкостях работы и могут
внести в неё много новизны и творчества.
Руководитель-демократ в случае
необходимости может идти на компромисс
либо вообще отказаться от принятого
решения, если логика подчиненного
убедительна. Там, где автократ действовал
бы приказом и давлением, демократ
старается убедить, доказать целесообразность
решения проблемы, выгоды, которую могут
получить сотрудники.

При
этом первостепенное значение приобретает
внутреннее удовлетворение, получаемое
подчиненными от возможности реализовать
свои творческие способности. Подчиненные
могут самостоятельно принимать решения
и искать в рамках предоставленных
полномочий пути их реализации, не обращая
особого внимания на мелочи.

Как
правило, обстановка, создаваемая
руководителем-демократом, носит также
воспитательный характер и позволяет
достигать цели с малыми издержками.
Происходит положительный резонанс
власти: авторитет должности подкрепляется
авторитетом личным. Управление происходит
без грубого нажима, опираясь на способности
сотрудников, уважая их достоинство,
опыт и умение. Это формирует благоприятный
морально-психологический климат в
коллективе.

Исследования
показали, что в условиях авторитарного
стиля можно выполнять примерно в два
раза больший объем работы, чем в условиях
демократического. Но её качество,
оригинальность, новизна, присутствие
элементов творчества будут на такой же
порядок ниже. Из этого можно сделать
вывод, что авторитарный стиль
предпочтительнее при более простых
видах деятельности, ориентированных
на количественные результаты, а
демократический — при сложных, где на
первом месте выступает качество.

Последующие
разработки привели к обоснованию двух
новых стилей, во многом близких к
авторитарному и демократическому.

Стиль,
при котором руководитель ориентируется
на решение поставленной перед ним задачи
(распределяет задания среди подчиненных,
планирует, составляет графики работ,
разрабатывает подходы к их выполнению,
обеспечивает всем необходимым и т.п.)
получил название ориентированного на
задачу (инструментальный). Стиль, когда
руководитель создает благоприятный
морально-психологический климат,
организует совместную работу, делает
упор на взаимопомощи, позволяет
исполнителям максимально участвовать
в принятии решений, поощряет профессиональный
рост и т.п. получил название ориентированного
на подчиненных (человеческие отношения).

Ориентированный
на подчиненных стиль руководства близкий
к демократическому, способствует
повышению производительности, поскольку
дает простор творчеству людей, повышает
их удовлетворенность. Его применение
снижает прогулы, создает более высокий
моральный настрой, улучшает взаимоотношения
в коллективе и отношение подчиненных
к руководству.

Потенциальные
преимущества ориентированного на задачу
стиля руководства, во многом аналогично
авторитарному. Они состоят в быстроте
принятия решений и действий, строгом
контроле за работой подчиненных. Однако
он ставит исполнителей в положение
зависимости, порождает их пассивность,
что, в конечном счете, ведет к снижению
эффективности работы.

Руководитель
здесь в основном информирует подчиненных
об их обязанностях, задачах, определяет,
как их нужно решать, распределяет
обязанности, утверждает планы,
устанавливает нормы, контролирует.

Обычно
руководители используют либо
демократический стиль, ориентированный
на человеческие отношения, либо
авторитарный — ориентированный на
работу.

Либеральный
стиль управления характеризуется
отсутствием активного участия руководителя
в управлении коллективом. Такой
руководитель «плывет по течению», ждет
или требует указаний сверху или попадает
под влияние коллектива. Предпочитает
не рисковать, «не высовываться», увиливает
от разрешения назревших конфликтов,
стремится уменьшить свою персональную
ответственность. Работу пускает на
самотек, редко ее контролирует. Такой
стиль руководства предпочтителен в
творческих коллективах, где сотрудники
отличаются самостоятельностью и
творческой индивидуальностью.

Либеральный
стиль управления — стиль руководства,
при котором руководитель вырабатывает
директивы, команды и распоряжения,
подлежащие неукоснительному исполнению
со стороны подчиненных руководителю
лиц на основе собственного мнения с
учетом мнения подчиненных.

Там
же где речь идет о необходимости
стимулирования творческого подхода
исполнителей к своей работе, наиболее
предпочтителен либеральный стиль
управления. Его суть состоит в том, что
руководитель ставит перед подчиненными
задачу, создает необходимые организационные
условия для работы, определяет её правила
и задает границы решения, сам же при
этом отходит на второй план, оставляя
за собой функции консультанта, арбитра,
эксперта, оценивающего полученные
результаты и в случае сомнений и
разногласий исполнителей принимает
окончательное решение. Он также
обеспечивает сотрудников информацией,
поощряет, обучает.

Подчиненные,
избавленные от назойливого контроля,
самостоятельно принимают необходимые
решения и ищут в рамках предоставленных
полномочий пути их реализации. Такая
работа позволяет им выразить себя,
приносит удовлетворение и формирует
благоприятный морально-психологический
климат в коллективе, порождает доверие
между людьми, способствует добровольному
принятию на себя повышенных обязательств.

Применение
этого стиля находит все большее
распространение в связи с растущими
масштабами научных исследований и
опытно-конструкторских разработок,
осуществляемых силами высококлассных
специалистов. Они не приемлют командования,
силового давления, мелочной опеки и пр.

В
передовых фирмах принуждение уступает
место убеждению, а строгий контроль —
доверию, подчинение — сотрудничеству,
кооперации. Подобное мягкое управление,
нацеленное на создание «управляемой
автономии» подразделений, облегчает
естественное применение новых методов
руководства, что особенно важно при
создании новшеств.

В
то же время этот стиль может легко
трансформироваться в бюрократический,
когда руководитель вовсе устраняется
от дел, передавая их в руки «выдвиженцев».
Последние от его имени управляют
коллективом, применяя при этом все более
и более авторитарные методы. Сам он при
этом делает вид, что власть находится
в его руках, а на деле становится все
больше и больше зависимым от своих
добровольных помощников. Печальный
пример этому — армейская «дедовщина».

В
реальной жизни «чистого» стиля руководства
не существует, поэтому в каждом из
перечисленных в той или иной степени
присутствуют элементы остальных.

Можно
понять, почему и автократичный подход,
и подход с позиций человеческих отношений
завоевали много сторонников. Но сейчас
уже ясно, что и те, и другие сторонники
грешили преувеличениями, делая выводы,
не вполне подтверждающиеся фактами.
Имеется множество хорошо документированных
ситуаций, где благосклонно-автократичный
стиль зарекомендовал себя как весьма
эффективный.

Совершенно
очевидно, что соотношение между стилем
руководства, удовлетворенностью и
производительностью можно определить
только с помощью длительных и широких
эмпирических исследований5.

Соседние файлы в предмете Маркетинг

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Качество образования любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и профессиональными навыками, позволяющими ему творчески решать возникающие проблемы, активно взаимодействовать с людьми на основе создания субъективных отношений. Система высшего образования для подготовки специалистов должна иметь широкий спектр инструментов, обеспечивающих развитие навыков. Одним из самых важных моментов в этом процессе является взаимодействие, которое развивается между учителем и учеником: Вступая в субъектные отношения и являясь их активным участником, студент начинает воспринимать реализуемые способы общения как норму, как свой индивидуальный выбор.

Педагогическое взаимодействие в системе «учитель-ученик» — это система взаимного влияния субъектов, вовлеченных в совместную деятельность на основе общих целей профессиональной подготовки. Такое взаимодействие имеет большое принципиальное значение с точки зрения аксиологической составляющей, так как это взаимодействие между преподавателем и студентом влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, таких как человек, истина, образование, профессия и другие.

Важно учитывать, что процесс взаимодействия преподавателя и студента протекает в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что вызывает диалектические изменения в формах взаимодействия в процессе обучения.

Эффективность педагогического взаимодействия на учебных занятиях зависит от многих факторов (удачное определение целей совместной деятельности, соответствие педагогических тактик конкретной задаче этого взаимодействия, активность самих студентов и т.д.). Среди них важную роль играет фактор оптимального выбора методов обучения, реализация которых в конкретных условиях учебного заведения обеспечивает высокий уровень качества образования учащихся. В последние годы педагогические возможности активных методов обучения (проблемные лекции, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций, динамические пары, конференции, ролевые и имитационные игры, видеометод, мультимедиа и т.д.), которые наряду с традиционными (объяснение, рассказ, работа с учебником, беседа, демонстрация и т.д.), способствуют интенсификации, повышению эффективности, качества и результативности учебного процесса в вузе.

Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования — это взаимодействие преподавателей и студентов, которое происходит в реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия возникает структура отношений между преподавателем и студентом, которая устанавливается на уровне их межличностных контактов.

Взаимодействие преподавателя и студента - Авторитет преподавателя

Авторитет преподавателя

Роль преподавателя в современном вузе возрастает, увеличивается сфера его психолого-педагогического влияния на студентов. Учитель больше не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом. От этого во многом зависит успех его/ее педагогической деятельности и авторитет.

Авторитет учителя — это неотъемлемая характеристика его профессиональной, педагогической и личностной позиции в коллективе, которая проявляется в отношениях с коллегами и учениками и влияет на успешность образовательного процесса.

Авторитет учителя состоит из двух компонентов: Ролевой авторитет и авторитет личности. Если несколько лет назад преобладала роль авторитета, то сейчас главное — личность учителя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитательное (педагогическое) и психотерапевтическое влияние на учеников.

Авторитет учителя формируется при достаточно высоком уровне развития трех видов педагогических умений: «профессиональных» (научные знания); «коммуникативных» (знания о своих учениках и коллегах); «гностических» (знания о себе и умение корректировать собственное поведение).

Основными показателями авторитета личности учителя являются:

  1. взаимосвязь самооценки учителя с оценкой его личности учениками и коллегами.
  2. способность воспринимать и обрабатывать противоречивую и сложную информацию, чтобы найти разумный выход из сложных учебных и жизненных ситуаций.

На основе проведенных психологических исследований был выявлен ряд характеристик авторитетных и неавторитетных учителей. Авторитетные учителя обладают высокой педагогической наблюдательностью, уважением к ученикам, стимулированием их активности и интеллектуальной деятельности, гибкостью и нестандартностью в педагогических решениях, удовлетворенностью процессом общения с учениками. У неавторитарных учителей преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в учебном процессе, монологическое общение, неумение уважать учеников независимо от их учебных успехов.

Личные качества (в порядке предпочтения), на которых основан авторитет учителя:

Профессионализм и глубокое знание предмета.

Способность выражать свои мысли осмысленно и доступно.

Высокая общая культура и эрудиция.

Скорость реакции и мышления.

Умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Способность использовать экспрессивные (невербальные) средства.

Способность понимать психологию ученика, его сильные и слабые стороны.

Внимание к собеседнику. Благожелательность и терпение.

Строгость в сочетании со справедливостью.

Психическая устойчивость и находчивость в сложных ситуациях.

Ухоженный внешний вид.

К признакам, противопоказанным в классе, относятся:

Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

Нарциссизм;

Наставничество;

Застенчивость;

Медленно реагирует; Консерватизм;

Усилия по притеснению студента;

Беспорядочность; лень;

Чрезмерная эмоциональность, взрывчатость;

Отсутствие способностей к преподаванию.

Стили общения преподавателя

Стили руководства учителя:

  • автократический (автократический стиль руководства), когда учитель осуществляет единоличное руководство коллективом учащихся, не позволяет им высказывать свое мнение и критику, учитель последовательно предъявляет требования к учащимся и осуществляет жесткий контроль за их выполнением;
  • Авторитарный (властный) стиль руководства позволяет студентам участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном итоге принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
  • Демократический стиль предполагает внимание и учет мнения учеников со стороны учителя, он старается понять их, убедить, а не командовать, ведет диалоговое общение на уровне глаз;
  • Стиль игнорирования характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь студентов, практически устраняется от руководства студентами и ограничивается формальным выполнением задач по передаче учебной и административной информации;
  • Конформистский стиль проявляется в том случае, когда учитель устраняется от руководства группой учеников или реагирует на их желания;
  • Непоследовательный, нелогичный стиль — в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния, учитель осуществляет один из вышеперечисленных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и ситуативности отношений между учителем и учениками, возникновению конфликтных ситуаций.

От выбранного стиля зависят не только отношения между преподавателем и студентами, но и отношение студентов к учебному процессу и самим знаниям.

Известный психолог В.А. Кан-Калик разработал следующие стили педагогического общения:

  1. Общение, основанное на высоких профессиональных установках учителя, его отношении к педагогической деятельности в целом. О них говорят: «Дети (студенты) буквально ходят по пятам! Кроме того, такие университетские преподаватели стимулируют интерес к общению, а также общие профессиональные интересы, особенно на профильных факультетах.
  2. Общение, основанное на дружбе. Оно подразумевает энтузиазм по отношению к общему делу. Учитель выступает в роли наставника, старшего друга или участника общей учебной деятельности. Однако следует избегать паннибализма. Это особенно актуально для молодых учителей, которые не хотят попадать в конфликтные ситуации.
  3. Дистанционное общение — один из самых распространенных видов образовательного общения. При этом дистанция постоянно прослеживается в отношениях во всех сферах, в преподавании — в отношении авторитета и профессионализма, в воспитании — в отношении жизненного опыта и возраста. Этот стиль формирует отношения между учителем и учеником. Однако это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
  4. Общение — запугивание — это негативная форма общения, античеловеческая, которая выявляет педагогическую несостоятельность учителя, прибегающего к ней.
  5. Общение в стиле «fairy tail» характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Она лишь обеспечивает ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в образовательной практике встречается сочетание стилей в разных пропорциях, когда один из них доминирует.

Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами

Фасилитатор оказывает студентам образовательную помощь и поддержку, что приводит к повышению продуктивности отдельного студента или группы студентов. Эта поддержка является мягкой, недирективной, не принудительной, но она все же приводит к определенным изменениям в личности студента. Посредством такой поддержки учитель побуждает учащихся реализовать свои намерения в конкретных действиях как формах предметной деятельности, ответственность за которые лежит на самом субъекте. Подобное ненаправленное влияние преподавателя на студентов приводит к изменениям в мыслительной деятельности (повышается уровень креативности), восприятии, сдвигам в эмоциональных проявлениях. Учитель-модератор ставит учеников в положение помощников, попутчиков в поиске общих решений, предоставляет ученикам полную свободу в этом поиске и право выбора собственных решений. При этом функция учителя-модератора реализуется как педагогическая поддержка самопознания учащихся, основанная на установлении ценностно-смысловых отношений субъектов взаимодействия при сохранении их личностной уникальности и целостности.

Профессиональная позиция каждого учителя меняется в процессе взаимодействия. Так, помимо учителя — фасилитатора, представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина) выделяют следующие позиции учителя, которые заключаются в основном в сопровождении и поддержке деятельности учащихся.

Учитель/Наставник. Суть предлагаемой модели заключается в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, функция обучения реализуется через консультирование, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование направлено на решение конкретной проблемы. Консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо имеет курс действий, который подскажет, как решить проблему. Основная цель преподавателя в этой модели обучения — научить студента учиться.

Преподаватель является фасилитатором. Фасилитация — это деятельность, направленная на раскрытие потенциала и навыков ученика. Фасилитация основана на использовании специальных технологий, которые помогают организовать процесс свободного общения, обмена мнениями и суждениями, а также вовлечь студентов в процесс принятия решений путем реализации внутренних навыков.

Тьютор-преподаватель оказывает образовательную поддержку студентам. Он разрабатывает групповые задания, организует групповое обсуждение проблемы. Тьютор-учитель, как и консультант-учитель, работает не над воспроизведением информации, а над работой с субъективным опытом ученика. Тьютор-преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности и личные устремления каждого ученика. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, основанные на современных методах коммуникации, личной и групповой поддержки, продумывает способы мотивации и варианты фиксации результатов работы, определяет направления проектной деятельности. Взаимодействие с преподавателями осуществляется через тьюториалы, дневные семинары, группы поддержки, компьютерные конференции.

Репетитор — это тренер, что в переводе с английского означает руководитель, инструктор. Исходя из перевода этого понятия, рассмотрим его функции в образовательном процессе. Преподаватель-тренер выступает в роли инструктора, который обучает не только специальности, но и освоению студентом будущей профессиональной деятельности через систему приобретения определенных знаний. Преподаватель-тренер помогает студентам пройти определенные курсы, учиться, готовиться к публичным выступлениям на семинарах и стажировках, докладам и презентациям на педагогических, а затем и научных конференциях.

Особенности межличностных конфликтов в высшей школе

В среде учащихся младших классов происходит процесс самоутверждения в группе. В этот период на мотивацию их поведения сильно влияют темперамент, черты характера и степень воспитания. Исследователи отмечают, что для студентов первого курса характерны повышенная самооценка, максимализм, категоричность и однозначность моральных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Рационализм и нежелание относиться ко всему легкомысленно порождают свойственное этому периоду недоверие к старшим, включая университетских профессоров. В старших классах учащиеся лучше осознают межличностное взаимодействие, формируются микрогруппы, основанные на принципе межличностной совместимости, в которых межличностный конфликт становится редким явлением. Конфликты разрешаются самими учениками, но могут закончиться разрывом отношений.

Наиболее распространенной причиной конфликта между студентами и преподавателями является неадекватная оценка знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут быть предвзятые претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, который занижает оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «очень хорошо»; они уверены, что только они могут отлично справиться с предметом. Такой преподаватель находится в постоянном конфликте со студентами. Личность студента и его поведение на лекциях и занятиях (замечания, перебивания, споры) могут повлиять на оценку.

Иногда студенты, считающие оценку своих знаний недостаточной, вступают в открытый конфликт с преподавателем, но чаще студенты несут скрытые формы протеста в виде негативных чувств: недоверия, ненависти, вражды, ревности, жажды мести и т.д., которыми они делятся со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в Интернете.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством также существуют среди преподавателей университетов. Конфликты могут возникать из-за разногласий по конкретному вопросу, который обсуждается на кафедре и не обязательно является академическим вопросом, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (таких как различные задания, дни посещения и т.д.); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в случаях, когда предоставляются дополнительные заслуги.

Если конфликтные ситуации во взаимодействии ученик-ученик разрешаются самими учениками, то разрешение межличностных конфликтов на уровне учитель-ученик принимает более сложные формы. Главную роль в их предупреждении и разрешении играет учитель, который может применять некоторые обязательные в этих случаях приемы и требования:

  • во время доклада студента необходимо психологически настроить его на максимально возможный плодотворный ответ, исключить возникновение стрессовой ситуации;
  • если ответ неудовлетворительный, студент должен осознать, что его ответ не устраивает преподавателя и не соответствует требованиям учебной программы;
  • студент не должен обижаться ни в коем случае и ни по какой причине.

Избежание конфликтных ситуаций во взаимодействии инструктор-инструктор и инструктор-менеджер зависит от многих факторов, включая следующие:

  • Компетентность и умение руководителя управлять межличностным взаимодействием;
  • Высокий уровень личного развития каждого инструктора.
  • Предоставление возможностей для реализации творческого потенциала каждого члена рабочей группы;
  • равномерное распределение нагрузки между всеми преподавателями;
  • постоянное совершенствование методов взаимодействия со студентами;
  • культивируемого в отделе доброжелательного межличностного взаимодействия между супервайзерами и менеджерами.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Коммуникативное поведение подростка
  2. Личностно-ориентированная технология обучения
  3. Возможности обучения при гемиплегии двойной
  4. Коллектив: создание и развитие
  5. Структура педагогического процесса
  6. Образование как объект педагогической науки
  7. Учет особенностей развития общения детей при планировании разных видов деятельности
  8. Воспитательная работа в студенческих общежитиях
  9. Вокальная работа с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности
  10. Задачи воспитания

Министерство образования и науки Калужской области

ГБОУ    СПО «Коммунально-строительный техникум», г.Калуга

Методические  указания

по проведению урока по дисциплине «Менеджмент»

Деловая игра «Стили  руководства и факторы их формирования»

                                                                                                Разработаны  преподавателем

                                                                                                спецдисциплин  Зарченко Л. И.

                                                                                                Утверждено на заседании цикловой

                                                                                                комиссии __________ 2011г.

                                                                                                Председатель цикловой комиссии

                                                                                                ________________ Карпункова Л.П.

Содержание

  1. Введение
  2. План урока
  3. Методика проведения игры
  4. Задание 1
  5. Задание 2
  6. Задание 3
  7. Литература
  8. Приложения
  9. Раздаточный материал

Введение

В техникуме  выпускаются специалисты управленческого  звена.  Одной из важнейших характеристик  их успешной профессиональной деятельности является  выявление лидерских качеств,

Деловая игра «Стили  руководства и факторы их формирования»  предназначена как для обучения , так и для оценки деловых качеств специалистов  , необходимых руководителю, а также для воспитания в себе организаторских способностей, умения сконцентрироваться в условиях   высокой  конкурентной борьбы на рынке, способности принятия ответственности за принимаемые решения. В процессе игры студенты закрепляют знания о видах стиля управления , о необходимости применять тот стиль руководства, который является более необходимым в данной производственной ситуации. Деловая игра лучше всего подходит для студентов специальности «Архитектура», так как в процессе игры  применяются их профессиональные навыки в рисунке . Студенты этой специальности в задании  через рисунок в виде шаржа закрепляют знания по выбранному стилю управления.

План урока  по дисциплине «Менеджмент»

 Тема: «Стили руководства и факторы их

формирования.

Цели урока:

Дидактические (обучающие) — сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния.

Развивающие — способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, умение четко, кратко излагать мысли.

Воспитывающие — способствовать воспитанию умения слушать товарища, работать в коллективе.

Тип занятия: урок практического применения знаний и умений Вид занятия практическая работа (деловая игра)

 Межпредметные связи: рисунок, экономика отрасли, маркетинг,  деловое общение.

 Оборудование: комплект дидактических материалов, фломастеры, ватман.

Продолжительность занятия 45 минут.

 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ

  1. Организационная часть занятия — 2 мин.
  2. Сообщение темы урока, цели урока — 3 мин.
  3. Актуализация ранее усвоенных знаний — 10мин.
  1. — Понятие и характеристика основных стилей управления
  2. — Какие теории для определения стиля управления существуют
  3. — Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей
  1. Выполнение заданий с разбивкой учебной группы на три команды(по выбору каждого студента) в соответствии со стилями управления
  1. Задание 1-6 мин
  2. Задание 2-7 мин
  3. Задание 3- 7 мин.
  1. Обобщение и систематизация полученных результатов- 5 мин
  2. Подведение итогов — 5 мин

                            Методика   проведения  деловой  игры

                Стили управления и факторы их формирования

Производственная ситуация:

  В 2008 году  начался кризис в строительной отрасли. Вы являетесь руководителем  производственно- технического отдела строительно-монтажной   организации . У вашего  предприятия  появились трудности  с  кредитованием ваших объектов и следовательно с выполнением планов . Вам предстоит, как и всем руководителям подразделений принимать решения по выходу из сложившей ситуации . Решения могут быть различными: от сокращения части работников до изменения технологического процесса. Соответственно перед вами стоит проблема как вести себя в этих условиях  и как не наделать ошибок , то есть о вашем стиле управления .

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Итак, тема урока «Стили управления и факторы их формирования».

Для чего необходимо нужно изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна.

1 — й вопрос Понятие и характеристика основных стилей управления.

2 — й        вопрос Какие теории для определения стиля управления существуют

3 — й        вопрос Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Сейчас блиц-опрос: (студенты отвечают с места)

  1. -Менеджмент;
  2. -Потребность;
  3. -Власть;
  4. -Менеджер;
  5. -Влияние;
  6. -Формы влияния;
  7. -Формы власти.

Возвращаемся к плану. Кто заметил небольшую неточность в формулировках?. Стиль руководства и стиль управления. Как Вы считаете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Во-первых. Вспоминайте определение менеджмент => руководство. А что нам говорит о понятиях МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ классическая школа науки управления? А в России, какой знак (больше, меньше или равно) ставят между этими понятиями?

Мы будем отождествлять понятия, => стиль руководства  и стиль управления.

Итак, слово стиль — греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда стиль руководства — это своего рода почерк в действиях менеджера.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным в начале 20 столетия. Он выделил   следующие стили управления:

  1. Авторитарный;
  2. Демократический;

—    Либеральный.

Просмотрите краткую характеристику стилей руководства ( характеристики представлены в раздаточном материале)

Ответьте на вопросы:

-Кому предпочтительнее авторитарный стиль?

-Кому предпочтительнее демократический стиль?

— Кому предпочтительнее либеральный  стиль?

Следовательно:

Автократы   -1-я группа.

Демократы — 2-я группа.

Либералы — 3-я группа.

Сомневающиеся — 4-я группа.

Вот и определились группы. Мы поработаем в микрогруппах.

Внимание! Ваша задача убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перейдут на вашу сторону, а может быть и представители других групп поменяют свое мнение, то вы победили. Убеждение, влияние — строится на  заданиях 1,2, 3, которые будут выданы каждой команде:

Задание №1. Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля , выбрать:

Методы влияния на подчиненных

Вид власти, который руководитель использует

Записать 5 основных личностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения — 5-6 минут.

Представьте свои характеристики. Сомневающиеся — сравнивайте.

Задание №2. Выберите, из предложенных вам вариантов действий руководителя. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распоряжение. Время 7 минут

Задание №3. На основе своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля . Какие черты руководителя вашего стиля управления вам нравятся , а какие бы черты вы хотели бы изменить

Время выполнения 7 минут. Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и озвучьте достоинства и недостатки.

Сомневающиеся всё это время сравнивали, думали, анализировали. Ваше решение — сомневающиеся. Какой из представленных стилей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Сколько человек в А. стиль? Аргумент. Сколько человек в Д. стиль? Аргумент. Сколько человек в JI. стиль? Аргумент.

Подведем итоги деловой игры.

Во- первых мы с вами в игровой форме рассмотрели все стили управления

Во- вторых  мы с вами разобрали все достоинства и недостатки  стиля управления в той ситуации, которая была рассмотрена в начале нашей игры.

В третьих  мы выяснили, что  стиль управления может меняться в зависимости от производственной ситуации сложившей в организации

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЕ №1

Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля,  выбрать

                1.Методы        влияния на подчиненных;

     2.Вид        власти, которую такой         руководитель использует;

   З.Записать 5 основных личностных         характеристик этого руководства

ЗАДАНИЕ №2

Выберите , из предложенных Вам вариантов действий руководителя, стиль вашего руководителя. Используя жесты,  мимику, изобразите, как руководитель Вашего стиля отдает распоряжение

  1. Марина, я продиктую Вам письмо, которое сегодня необходимо отправить, «Уважаемые господа, запятая…. В продолжение нашей беседы….»

Здесь подробно в деталях разъясняется, в чем заключается задача и как ее подробно выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению.

  1. Марина , необходимо сегодня же отправить письмо такому — то поставщику с дальнейшей информацией о … Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в 3 часа мы смогли его вместе посмотреть.

При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотрудникам самим выработать предложение и, при необходимости, вносятся коррективы.

3. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту,

которого я принимал утром с дальнейшей информацией о        

Ты не позаботишься об пом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.

В этом случае дается распоряжение, и лишь потом следуют разъяснения, как его выполнять, в том случае, если сотрудник сам об этом попросит.

  1. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому — то

поставщику с дальнейшей информацией о…..  Ты не позаботишься

об этом ?

Данную манеру руководства называют «делегирование»: дается распоряжение о том, чю требуется, а  выполнение предоставляется самому сотруднику   Контроль, как  правило, имеет место уже после того, как письмо отправлено

ЗАДАНИЕ №3

На основе  своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет- шарж руководителя своего стиля.

Какие черты руководителя вашего стиля управления Вам нравятся,  а какие бы черты вы хотели бы изменить?

Литература

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, М.: Новое знание , 2005
  2. Драчева Е.Л., Юликов Д.И. Менеджмент Учебное пособие для студентов учреждений среднего проф.образ. М. : Изд.центр «Академия», 2002
  3. http://www/mbs-seminar.ru
  4. Иванов С.П. «Стили руководства»//Специалист -2005г — №3-с.17

Раздаточный материал

Стили  руководства

добросердечный

эгоистичный

Агрессивно-податливый

Демократический

авторитарный

либеральный

агрессивный

совещательный

участвующий

Основные виды власти и соответствующие методы влияния

Власть основанная на принуждении

Влияние с помощью страха

Власть основанная на вознаграждении

Виды власти и

методы   влияния

Влияние с помощью позитивной поддержки

Власть, основанная на авторитете и знаниях

Влияние с помощью веры в успех

Власть основанная на  примере

Влияние  с  помощью  личных  качеств  лидера

Власть, основанная  на законных  правах

Власть с помощью  традиций  власти

    МЕТОДЫ ВЛИЯНИИЯ МЕНЕДЖЕРА НА ПОДЧИНЕННЫХ

Создание атмосферы открытости

и доверия в коллективе

Самоконтроль сотрудников  за

выполнением  работ

Свобода в выборе путей

решения задач

Активное участие сотрудников

в принятии  решений

Выявление позитивных  сторон  общения, к

которым предрасположен слушатель

Учет в первую очередь интересов собеседника, а не собственных интересов

а

Создание образа  мыслей

вызывающих доверие слушателя

Обращение  к выявленным

потребностям   собеседника                                                

Убеждение

Участие

Методы влияния

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фаритол спрей масло инструкция по применению
  • Администрация выборгского района руководство
  • Как сделать ретушь в фотошопе пошаговая инструкция
  • Logitech g435 руководство по эксплуатации
  • Мануал для ремонта ивеко