Стратегия российского руководства

О ВВП и крепком рубле

«Против России развернута беспрецедентная санкционная агрессия. Она была нацелена на то, чтобы в сжатые сроки, по сути, смять нашу экономику, через грабеж наших валютных резервов обвалить национальную валюту — рубль — и спровоцировать разрушительную инфляцию», — заявил Путин. Стабилизировать российскую экономику удалось за счет профессиональной работы властей, бизнеса, ответственности и сплоченности россиян, отметил президент.

В итоге вопреки всем прогнозам о спаде ВВП под 20%, этот показатель снизился всего на 2,5%. «Уровень цен в России — после серьезного всплеска в марте-апреле — начиная с мая практически не изменился, а российский рубль стал одной из самых сильных валют мира с начала года», — добавил президент.

Государственные финансы России сохраняют устойчивость. Так, по итогам января — ноября текущего года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 560 миллиардов рублей, а консолидированный бюджет — с профицитом в один триллион 451 миллиард рублей. «Вместе с тем ожидаем, что в целом в текущем и следующем годах наш федеральный бюджет будет исполнен с небольшим дефицитом — около двух процентов ВВП, и это станет одним из лучших результатов среди стран «большой двадцатки», — отметил Путин. Он пообещал, что Россия сохранит ответственную финансовую и макроэкономическую политику, и это гарантирует в ближайшие три года не только полное финансирование социальных обязательств, но и решение новых задач, стоящих перед страной.

О борьбе с бедностью

Одна из важнейших задач — борьба с бедностью, несмотря на санкции и внешнее давление. И на этом пути есть успехи — в третьем квартале уровень бедности снизился до 10,5 процента. «Доходы наименее обеспеченной части населения также подросли на 27,8 процента в номинале», — сообщил Путин. Он напомнил о важных решениях, которые были приняты в этом году: в их числе ежемесячные выплаты семьям с детьми в возрасте от восьми до 17 лет. «Это решение напрямую коснулось более пяти миллионов детей», — отметил Путин.

Успех по снижению бедности нужно закреплять. Путин поручил правительству подготовить пакет мер, направленных на повышение рождаемости в стране и увеличение продолжительности жизни. «Да, нам удалось преодолеть последствия коронавирусной пандемии, сократить смертность, однако резкое снижение рождаемости фактически свело на нет эти достижения. Я прошу правительство в начале следующего года подготовить специальный пакет мер, чтобы переломить эту тенденцию», — сказал он. Путин подчеркнул также, что с 1 января следующего года будет трансформирована система поддержки материнства и детства, запущены единые ежемесячные пособия для нуждающихся семей с детьми — от рождения до 17 лет. Президент уточнил, что пособие будет назначаться по одному заявлению родителя или беременной женщины, причем сразу на всех детей в семье. «При этом размер пособия беременным будет увеличен и составит от половины до одного прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе проживания», — сказал глава государства.

О льготной ипотеке

В этом году получили поддержку и механизмы льготной и семейной ипотеки. Так, в рамках обеих программ выданы кредиты на 1,7 триллиона рублей. «В результате сотни тысяч российских семей улучшили свои жилищные условия, а стройка как отрасль стала одним из драйверов российской экономики — плюс 5,8 процента за десять месяцев», — сообщил президент. По его словам, год станет самым успешным, рекордным для отечественного жилищного строительства. Президент объявил в важном решении: правительство РФ на полтора года продлит программу льготной ипотеки, повысив ставку с 7% до 8%, а программа семейной ипотеки будет расширена на семьи с двумя детьми, не достигшими 18 лет.

«Как и договаривались, мы будем сворачивать механизм льготной ипотеки, но будем делать это плавно», — сказал Путин. По его словам, льготная ипотека будет продлена по всей территории России до 1 июля 2024 года, но при этом ставка по кредитам будет повыше,увеличится до 8%.

«При этом будет расширен доступ к семейной ипотеке, которая становится нашим основным инструментом», — добавил президент. Он напомнил, что сейчас семейную ипотеку могут получать семьи, в которых дети родились начиная с 2018 года. «Теперь предлагаю обеспечить доступ к ипотеке по ставке 6% для семей, у которых как минимум два ребенка не достигли возраста 18 лет. Это новое предложение, прошу отработать как можно быстрее и приступить к реализации», — заявил Путин.

Мы продолжим развитие нашей страны, несмотря ни на какие внешние давления. Мы обязательно станем сильнее

«Мы продолжим развитие нашей страны, несмотря ни на какие внешние давления. Более того, мы обязательно станем сильнее, реализуем качественно новые проекты, выведем Россию на более высокий технологический уровень, обеспечим ее экономический, финансовый, технологический и кадровый суверенитет», — пообещал Путин.

О развитии новых регионов

Новые регионы России станут единым целым со всей страной, заявил Путин. «Хочу отметить еще одну задачу, которая сейчас имеет первостепенное значение: имею в виду обеспечение безопасности, восстановление мирной жизни в Луганской, Донецкой республиках, Запорожской и Херсонской областях. Мы обязательно добьемся поставленной цели, и в дальнейшем по всем ключевым для людей вопросам в экономике, социальной сфере, в области управления эти регионы станут единым целым со страной. Мы уже прошли этот путь с Крымом и Севастополем и знаем, что нужно сделать», — подчеркнул президент.

Президент поставил кабмину новые задачи, чтобы ответить на вызовы, с которыми сталкиваются люди и экономика. Фото: РИА Новости

По его словам, в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях будут введены российские стандарты социального обеспечения, включая программу материнского капитала и помощь нуждающимся семьям, вырастут пенсии. «В целом в течение нескольких лет стандарты социальной поддержки, работы здравоохранения, образования, культуры, транспорта будут повышены до уровня соседних российских регионов», — указал президент. Он поручил правительству РФ к концу первого квартала 2023 года подготовить специальную программу социально-экономического развития новых субъектов Федерации, которая должна обеспечить к 2030 году их выход на общероссийский уровень. Президент также предложил в новых регионах России предоставлять ипотеку для нового строительства по льготной ставке 2%.

О новых партнерах и газовом хабе

Среди ключевых задач следующего года — вывод взаимодействия с ключевыми российскими партнерами на новый уровень. Это означает снятие ограничений в логистике и финансах. «Введением санкций страны Запада пытались задвинуть Россию на периферию мирового развития, но мы никогда не пойдем по пути самоизоляции и автаркии», — подчеркнул Путин. Перспективные партнеры для России — это активно растущие регионы мировой экономики — Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка. «Именно на рынки дружественных стран мы переориентируем поставки российских энергоресурсов. Так, за девять месяцев текущего года экспорт нефти государствам-партнерам вырос почти на четверть», — сообщил Путин.

Среди ключевых растущих потребителей российского газа — Турция. «Ее газовая инфраструктура обладает серьезным потенциалом», — отметил Путин. Он напомнил, что в ближайшие годы там будет организован газовый хаб. Но электронную площадку можно сделать уже в течение ближайших месяцев, считает президент. «Именно там в значительной степени будем определять конечную цену для наших европейских потребителей, потому что то, что они натворили на своих площадках, — это безумие на самом деле. И теперь они еще пытаются выставить нас в качестве виноватых за то, что сделали сами, своими руками», — заявил Путин.

О санкциях Запада

Несмотря на санкции, за девять месяцев этого года поставки основных товаров из России в страны ЕС выросли в полтора раза, сообщил президент. «Совокупный российский экспорт увеличился на 42 процента, а профицит торговли — в нашу пользу — в 2,3 раза, до 138 миллиардов долларов», — сказал Путин. То есть Евросоюз продолжает потреблять российские товары и услуги, а обратные потоки сдерживает. «Ситуация таких дисбалансов не может продолжаться бесконечно», — заявил Путин.

Президент отметил, что Европа введением ограничений нанесла вред только себе: так, в ноябре инфляция в Еврозоне составила десять процентов. «По некоторым странам вообще запредельные величины — 20 с лишним, 21, 25», — отметил Путин. Он заявил, что сейчас уже сами власти Евросоюза говорят о том, что политика их главного партнера — США — прямо ведет к деиндустриализации Европы. «Хочется в этой связи спросить: а вы чего хотели? Как еще поступают с теми, кто позволяет вытирать о себя ноги? В конце концов, это их личное дело», — сказал Путин.

О технологическом суверенитете

Еще задачи — укрепление технологического суверенитета и опережающий рост обрабатывающей промышленности. Ведь санкционные ограничения поставили перед Россией много непростых задач: возникли проблемы с комплектующими, дефицит технологических решений, была нарушена привычная логистика. «Это открывает новые возможности, является стимулом к построению экономики, обладающей полным, а не частичным технологическим, производственным, кадровым и научным суверенитетом», — считает Путин.

Льготную ипотеку в России продлят до 1 июля 2024 года по ставке 8%, а семейную ипотеку расширят

Президент поручил ускорить подготовку обновленных планов развития ключевых отраслей отечественной экономики, включая металлургическую промышленность, автопром, энергетику, скорректировать планы развития оборонно-промышленного комплекса и параметры гособоронзаказа. Путин также поручил обеспечить опережающий рост обрабатывающей промышленности и в сжатые сроки нарастить мощности, создать новые производственные линии. «И ключевые вопросы здесь это наличие сырья, разработок и технологий, оборудования, квалифицированных кадров и подготовленных площадок», — сказал он.

Президент призвал распространить промышленную ипотеку на строительство и модернизацию производственных площадок.

О финансах и платежном балансе

В условиях санкций обеспечение финансового суверенитета страны — еще одна ключевая задача. «Благодаря крепкому платежному балансу России нам не нужно занимать за рубежом, не нужно идти в кабалу», — подчеркнул Путин и добавил, что финансовые ресурсы у экономики есть. Надо повысить их доступность для проектов новой экономики, для создания высокотехнологичных предприятий и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Президент отметил, что работа российской финансовой системы должна обеспечить те потребности, которые ранее закрывались западными источниками финансирования.

О дорогах и ЖКХ

Важнейшее условие для наращивания деловой, инвестиционной активности — опережающее развитие инфраструктуры. Путин отметил, что уже есть результаты в обновлении федеральной автодорожной сети, которая соединяет регионы. «Следующим шагом необходимо привести в порядок региональные трассы», — поручил он. По его словам, не менее 85 процентов дорог в крупнейших агломерациях, а также более половины дорог регионального и муниципального значения должны стать современными и безопасными.

Президент предложил выделить дополнительные ресурсы на обновление ЖКХ. «Мы договорились с 2023 года запустить большую программу по строительству и ремонту системы ЖКХ. В течение 10 лет планируется привлечь в эту сферу не менее 4,5 триллиона рублей. В том числе со стороны государства на программу предусмотрены 30 миллиардов рублей в 2023 году и 100 миллиардов рублей в 2024-м», — напомнил Путин. Он обратил внимание, что этого не хватит, чтобы кардинально изменить ситуацию в системе ЖКХ. «В этой связи прошу правительство совместно с регионами в приоритетном порядке направлять средства инфраструктурных бюджетных кредитов на решение задач по этой сфере при подготовке бюджета на следующие периоды. Предлагаю обсудить выделение дополнительных ресурсов на эти же цели», — добавил глава государства.

О медицине и врачах-стажерах

Президент напомнил, что в 2021 году стартовала программа модернизации первичного звена здравоохранения — поликлиник, ФАПов, куда люди в первую очередь обращаются за помощью. Он подчеркнул, что главный критерий успешности здесь — не сухие отчеты о проведенных мероприятиях, ремонтах, а реальный рост удовлетворенности граждан медицинской помощью.

«Сотрудники первичного звена работают с колоссальной нагрузкой, которая в том числе связана с дефицитом кадров в период пандемии. На помощь коллегам пришли студенты старших курсов и ординаторы. Предлагаю закрепить эту практику, ввести должности врачей-стажеров, чтобы ординаторы второго года обучения могли работать по специальности, прежде всего в первичном звене», — продолжил глава государства.

Кроме того, он предложил с 1 января 2023 года на постоянной основе ввести дополнительную выплату к зарплате специалистов первичного звена. Размер такой выплаты составит от 4,5 до 18,5 тысячи рублей в месяц. «Обращаю внимание: она должна быть единой для каждой определенной категории медиков, независимо от региона», — добавил Путин.

Кроме того, он попросил правительство запустить с 2023 года масштабную программу по борьбе с диабетом. Эта работа должна включать раннюю диагностику заболеваний, гарантированное обеспечение граждан медицинскими изделиями, включая расходные материалы, лекарства, профилактическую работу. «То есть весь комплекс мер, который определяет качество и продолжительность жизни больных», — пояснил глава государства.

Путин также пообещал, что возраст до которого можно получать помощь фонда «Круг добра» (оказывает помощь детям с тяжелыми и редкими заболеваниями) будет увеличен с 18 до 19 лет. Указ президента об этом появился сразу после совещания.

Конкретно

Шесть ключевых задач на 2023 год

Владимир Путин перечислил шесть задач, на которых должна сосредоточиться экономика страны в 2023 году. Это:

— вывод взаимодействия с ключевыми партнерами на новый уровень, устранение ограничений в логистике и финансах, рост внешней торговли и инвестиционного взаимодействия;

— укрепление технологического суверенитета и движение к лидерству по основным направлениям в этой сфере, опережающий рост обрабатывающей промышленности;

— обеспечение финансового суверенитета: российская финансовая система должна обеспечить потребности, которые ранее покрывались западными источниками финансирования;

— опережающее развитие инфраструктуры: надо привести в порядок региональные трассы, строительство жилья и улучшить жилищные условия граждан;

— снижение бедности и неравенства, рост реальных доходов граждан, сокращение разрыва в потенциале регионов;

— защита материнства и детства, поддержка семей и сбережение народа.

https://inosmi.ru/20230310/strategiya-261242001.html

Россия проявляет сдержанность на Украине. Она все продумала

Россия проявляет сдержанность на Украине. Она все продумала

Россия проявляет сдержанность на Украине. Она все продумала

Россия выбрала довольно сдержанную стратегию на Украине, несмотря на то, что проблемы там только множатся, пишет Advance. Эта сдержанность ощущается во всем… | 10.03.2023, ИноСМИ

2023-03-10T01:25

2023-03-10T01:25

2023-03-10T10:47

политика

россия

украина

запад

владимир путин

стратегия

advance

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/02/0f/260661467_0:0:3128:1761_1920x0_80_0_0_1b9c73a0389c0276e82d4a651f951099.jpg

Когда в середине сентября 2022 года президент Владимир Путин объявил мобилизацию, в России воцарилась нешуточная паника. Тысячи молодых мужчин быстро покинули страну, не желая оказаться на украинском фронте. Многие боялись, что самое худшее еще впереди, и что мобилизация в сентябре — лишь увертюра к чему-то более серьезному. Например, к всеобщей мобилизации или, по крайней мере, ко второй волне мобилизации, которая будет больше первой.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramНо, несмотря на страх многих, этот сценарий все же не оправдался. Подобного не случилось ни в оставшиеся месяцы 2022 года, ни теперь, в годовщину начала вооруженного конфликта в феврале, когда многие ждали, что Владимир Путин во время выступления объявит о новой мобилизации. Почему? Почему российское руководство выбрало столь сдержанную позицию, несмотря на то, что проблемы на Украине только множатся? Эту сдержанность ощущают не только на фронте, но и в самой России. (…)На Украине внимание международной общественности, конечно, привлекают периодические российские воздушные удары, во время которых ракеты и дроны поражают цели почти на всей территории Украины. Но и здесь заметна очевидная сдержанность. Жертвы среди мирного населения есть, но их относительно немного. Несколько погибших во время налетов по всей Украине это, как бы цинично это ни звучало, очень мало. В результате подобных налетов жертв могло бы быть гораздо больше.Повсюду видна российская сдержанность. Даже в ходе самой большой битвы с начала вооруженного конфликта, то есть в битве за Бахмут, сдержанность российских вооруженных сил бросается в глаза, и вглубь города рвутся в основном бойцы «Вагнера». Неужели у российской армии, которую считали одной из мощнейших армий мира, не осталось сил на борьбу за город размеров Бахмута (до начала конфликта там проживали 70 тысяч человек)? Да, по прошествии более года военных действий, конечно, силы истощены, но тут нечто большее. Тут признаки намеренной российской сдержанности, которая все больше похожа на продуманную стратегию.Каковы же цели этой стратегии? Двоякие. С одной стороны, вооруженный конфликт явно затягивается во времени. Бои растягиваются, изнуряют, а линия фронта не меняется неделями и даже месяцами… Разве России это выгодно? Почему? Время идет, и Россия твердо верит, что время играет на ее стороне. В каком смысле? В том смысле, что, по крайней мере так считают в Москве, Запад в итоге все же дрогнет в том, что касается поддержки Украины.Да, Джо Байден и другие видные западные лидеры действительно любят повторять мантру о том, что «мы будем поддерживать Украину, сколько потребуется». Но за многие годы Кремль уже понял, что время может менять даже самые громкие заявления. Возьмем в качестве примера Сирию. Сколько раз в 2011 году западные лидеры и не только они говорили, что «Асад должен уйти»? А он ушел? Разве не он сейчас активно восстанавливает дипломатические отношения даже с американскими союзниками на Ближнем Востоке?Россия убеждена, что время опять льет воду на ее мельницу. Москва надеется, что простым европейцам просто надоест бедствовать и жить в страхе из-за конфликта на востоке. На самом деле Россия надеется, что и сама западная демократия, по иронии судьбы, со временем ей поможет. Просто измученные избиратели на ближайших выборах проголосуют за те политические силы, кто не станет оказывать Украине прежней всеобъемлющей помощи. А в Европе таких политических сил немало, особенно среди так называемых ультраправых и ультралевых.Зима выдалась мягкой, и Европа пострадала от дефицита российских энергоносителей не так сильно, как предполагалось. Но время не на стороне Европы, и последствия еще дадут о себе знать. Именно этого и ждет Россия. А чего в итоге она хочет «дождаться»? Она хочет, чтобы западные лидеры настолько «размякли», что принудили бы Киев к переговорам, то есть к завершению конфликта неким консенсусом.Выше я написал, что стратегия России двоякая. Почему? Потому что эти «ожидания» — одна ее часть, а вторая часть — это сохранение относительного мира внутри страны. Трудно сказать, сколько солдат Россия потеряла к настоящему моменту, поскольку ни одна из сторон не раскрывает число своих военных потерь. Но, вероятно, речь идет о десятках тысяч. Тем не менее многие семьи в России, особенно из среднего класса, все еще напрямую не пострадали от этого конфликта и в принципе живут более или менее как раньше. Власть ограждает их от прямых последствий вооруженного конфликта, тем самым гарантируя себе собственную неприкосновенность и предотвращая внутренние протесты.На самом деле речь в этой концепции идет о том, где «взрыв» произойдет раньше: тут или там, и, судя по всему, Россия считает, что знает, как ей обезопасить себя, чтобы продержаться дольше своих соперников.Конечно, нельзя не упомянуть «Вагнер», ведь его значение постоянно растет, хотя его бойцы по-прежнему остаются наемниками, «расходным материалом» для военных действий. Иными словами, российская общественность не жалеет о потерях «Вагнера».Увенчается ли эта российская стратегия успехом? Посмотрим, насколько успешной она будет, однако некоторые успехи очевидны уже сейчас. Прежде всего, речь о российской экономике, которая не рухнула вопреки многим прогнозам. Общая сдержанность, несомненно, способствовала ее стабилизации.В «коридорах Кремля» и других точках власти все относительно спокойно, насколько это возможно, учитывая текущую ситуацию, и заметно, что репрессий в отношении инакомыслящих в рядах элиты и органов безопасности проводится все меньше, чем, вероятно, в первые месяцы конфликта. Более того, даже молодым мужчинам, которые недавно покинули свою страну, гарантируют свободное возвращение без последствий.Посмотрим, как будет развиваться вооруженный конфликт, но сдержанность сейчас выгодна Владимиру Путину. Возьмем в качестве примера Китай, который все более открыто встает на сторону России, хотя сначала держался нейтрально.Если Россия сохранит эту стратегию, вооруженный конфликт затянется, возможно, на годы. Может ли Россия так долго поддерживать столь специфический конфликт на грани со всеми его рисками? А Запад? Этот вооруженный конфликт легко может перерасти в мировую войну с неизвестным исходом.С другой стороны, вполне понятно, что делает Россия, и почему она это делает. Суть этой стратегии не так уж завуалирована! Значит, ее попробуют обойти. Конфликтующие стороны будут мешать друг другу в реализации намерений. Поэтому не станет сюрпризом, если Вашингтон постарается каким-то образом подвести Москву к неверному шагу, то есть к эскалации, к отказу от сдержанности, которая обеспечивает ей стабильность и возможность управлять вооруженным конфликтом. Как этого добиться? Есть разные способы. Например, можно отправить украинских диверсантов на российскую территорию, чтобы спровоцировать российскую общественность и российское руководство.Но не один только Запад попытается спровоцировать ответную реакцию и отказ от сдержанной позиции. Внутри страны Владимир Путин имеет дело с многочисленными «ястребами», которые хотят полномасштабных военных действий, всеобщей мобилизации, а может, и Армагеддона. Это явно не подход Владимира Путина, и, судя по развитию ситуации, стратегию все еще определяет преимущественно президент Российской Федерации Владимир Путин.Комментарии читателей:Hamza_XXLКонечно, сдержанность Владимира Путина — это как минимум результат мудрой гроссмейстерской тактики, но и она вызвана как минимум 4 факторами.Во-первых, это исключительное и незапланированное украинское сопротивление. Во-вторых, сплоченность Запада в помощи Украине. В-третьих, разброд в российской армии, которого гроссмейстер никак не предвидел. Наконец, в-четвертых, немотивированность простого русского солдата воевать и гибнуть в лужах где-то на Донбассе.В последнее время Суровикин и Пригожин все-таки сумели (насильно) консолидировать российскую армию, по-прежнему не только российские солдаты, но и российские командиры не понимают истинных целей специальной военной операции.. Это еще больше его демотивирует, потому что он не понимает, каковы финальные намерения Кремля, кроме избитых «денацификации и демилитаризации»… То, что оружейные заводы в России работают 24 часа в сутки в три смены, лучше всего опровергает теорию о некой задуманной сдержанности Владимира Путина. Этой сдержанности также очень способствует превосходство западного вооружения. Где российская авиация, флот и хотя бы танкисты? Они все «сдержаны» «Джавелинами», «Хаймарсами» и системами ПВО. Вспомните, как кончилась история гордости российского флота крейсера «Москва».В общем, в вооруженном конфликте с применением конвенционального оружия Владимир Путин просто вынужден проявлять сдержанность. Ему остается только применить тактическое или, не дай Бог, стратегическое ядерное оружие, которое перечеркнуло бы его сдержанность. Но сдержан он только потому, что ему дорога собственная шкура.dpopov1Адмирал Лошо назвал этот российский подход доктриной артишока. Под доктриной понимается способ ведения военных действий. Как он пояснил, артишоки едят, открывая листик за листиком по краю. Нужно сорвать много маленьких листиков, чтобы добраться до центральной съедобной части.Подобная доктрина в военном смысле предполагает, что россияне совершают много мелких нападений, активно применяют артиллерию и медленно продвигаются на разных участках. Таким подходом они наносят огромный ущерб врагу, уничтожая технику и большое количество солдат, и снижают собственные потери до возможного минимума. Происходит истощение Украины и Запада. В долгосрочной перспективе они сдадутся, а российская сторона выйдет победителем. Вот какая тактика была выбрана. Время покажет, правильный ли был сделан выбор. Пока кажется, что да, но прошел только первый год военных действий.vlamanРоссийская (путинская) сдержанность — это явно его план с самого начала вооруженного конфликта. Все разговоры о провалах, жертвах, возможных протестах, как и о здоровье Владимира Путина — это чистая западная пропаганда и пустые надежды. Мне трудно сказать, демонстрирует ли этой сдержанностью Владимир Путин гуманность, но ясно, что он мог бы причинить больше ущерба и было бы больше жертв. Думаю, он понимает, что России самой придется все это восстанавливать, а значит, чем меньше будет разрушено, тем проще будет после окончания конфликта.Из всех конфликтов Владимир Путин выходил победителем (Чечня, Сирия, Мали…), и я уверен, что и сейчас он хорошо все просчитал и подготовился. Я лично ему доверяю (не всем его поступкам) и верю его заявлениям. Он и о вооруженном конфликте говорил — только ему не хотели верить все те, кто является источником большего зла в мире (ковбои и весь Запад). Мне также хочется верить, что этим шагом (дай бог в сотрудничестве с Китаем и, возможно, кем-то еще) началось возрождение человечности в современном мире. Хватит уже либеральной капиталистической диктатуры, которая плодит миллиардеров, ложное благосостояние и разрушает человека и его душу. Нам нужно возродить человека и его дух. Эта «катастрофа» может положить этому начало.SpektatorТрудно быть терпеливым и не реагировать на все удары, которые обрушились на Россию. Но время работает против Украины и западной тактики эскалации. Это точно. Особенно российская сторона ждет ослабления поддержки и краха Владимира Зеленского, и это время все ближе.

/20230303/ukraina-261101558.html

/20230222/putin-260863335.html

россия

украина

запад

ИноСМИ

info@inosmi.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2023

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

info@inosmi.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/02/0f/260661467_233:0:2964:2048_1920x0_80_0_0_02f396df8e0812ed6e15669548897378.jpg

ИноСМИ

info@inosmi.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

политика, россия, украина, запад, владимир путин, стратегия, advance

Евгений Разумный / Ведомости

Россия впервые с 2016 г. обновила концепцию своей внешней политики, в которой впервые обозначила место страны в мире: он, по мнению Москвы, должен быть многополярным. Документ в актуальной редакции был обнародован 31 марта пресс-службой Кремля, за сутки до начала российского председательства в Совете Безопасности (СБ) ООН. С начала российской специальной военной операции звучали призывы ограничить влияние России в этом международном органе.

Государство-цивилизация

Российская концепция не случайно обнародована за сутки до начала председательства в СБ ООН, заявил «Ведомостям» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. В документе констатируется «особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы». Понятие «государство-цивилизация» звучит в документе подобного уровня впервые, говорит главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

«Главное отличие от всей предыдущей эпохи, от прежних доктринальных документов, даже от 2016 г., – это явное утверждение, что Россия больше не хочет интегрироваться в глобализационные процессы и проекты, в которых объективно доминирует Запад и включение в которые до последнего момента российским руководством признавалось необратимым. Теперь российское руководство считает страну готовой идти к самодостаточности», – отмечает Лукьянов.

Нынешний статус России, по мнению авторов документа, закрепляется местом постоянного члена СБ ООН, а одним из направлений внешней политики России названо «восстановление» роли организации как центрального международного «координирующего механизма». По словам Суслова, Россия хотела бы наступления «качественно новой эпохи»: «разбавить» тот состав постоянных членов СБ, который не меняется с момента основания ООН, «дружественными» государствами Азии и Африки.

Именно ООН рассматривается Москвой в документе как «главная площадка развития международного права», которое российская сторона декларирует «уважать». Российское же место в ООН в концепции внешней политики обосновывается «значительными ресурсами», ядерным оружием, правопреемственностью СССР и т. д.

Россия в этой системе выполняет задачу по «поддержанию глобального баланса сил и поддержанию многополярной международной системы», выступает в качестве «одного из суверенных центров развития», а также имеет деятельную роль в «ликвидации мировой системы колониализма». По мнению Суслова, во внешнеполитической доктрине очевиден расчет на то, что все перечисленные декларации должны благосклонно восприниматься странами Азии и Африки: «Это должно укреплять позиции и имидж Москвы в незападных странах и ослабить эффект антироссийской критики». 

Гибридная война 

В концепции говорится, что «ряд государств» пытаются остановить развитие «большей части» мира посредством санкций, конфликтов и «навязыванием деструктивных неолиберальных идеологических установок» в «логике глобального доминирования и неоколониализма». К примеру, Вашингтон видит Россию «угрозой своей гегемонии» и развязал против нее «гибридную войну нового типа». Специальная военная операция на Украине стала, судя по тексту внешнеполитической доктрины, поводом для «обострения многолетней антироссийской политики». 

В документе впервые прямо отмечается, что против России ведется «гибридная война», говорит Суслов, до этого политики заявляли об этом лишь на словах. А также говорится о воле к укреплению многополярного мироустройства и наращиванию партнерских отношений во всех сферах – политике, экономике, безопасности – с незападными странами. «Это хотя и кажущееся «раздвоенной картиной» восприятие в целом адекватная в нынешней ситуации стратегия для российского руководства. Здесь недвусмысленно описывается роль, на которую оно претендует для России в мире и которую считает правильной», – считает эксперт. 

США, как следует из концепции, наращивают и модернизируют вооружения, что грозит перерасти в «локальную, региональную или глобальную войну». В связи с этим Россия, следует из документа, оставляет за собой право использовать вооруженные силы для отражения и предотвращения вооруженного нападения на себя или своих союзников. Здесь авторы документа ссылаются на ст. 51 Устава ООН (прописывает право государств на самооборону, включая коллективную). Также Россия «оставляет за собой право» отвечать на санкции и применять другие политико-экономические меры противодействия. 

Лукьянов отмечает, что именно из заявленной в начале документа самодостаточности в определении себя как «государства-цивилизации» вытекает декларируемое Москвой право «свободы рук» – возможность «превентивного» использования военной силы против угроз себе и союзникам. Конкретные союзники в данном документе не названы, но перечислены государства, «подвергающиеся давлению», с ними Россия намерена укреплять сотрудничество в рамках формирования региональных и трансрегиональных объединений. 

Близкие друзья 

Приоритетным и «наиболее важным» направлением внешней политики названы отношения с «ближним зарубежьем» – всеми, кто «поддерживает добрососедские отношения». На этой части постсоветского пространства Россия заявляет о намерении «предотвращать вооруженные конфликты» и пресекать «цветные революции», защищать их, в том числе в рамках ОДКБ. Новая концепция внешней политики закрепляет в том числе и значимость постсоветского пространства для Москвы. Там, в основном в Центральной Азии, сосредоточены страны – партнеры России и приоритет в отношениях с ними будет возрастать, отмечает политолог Станислав Притчин. 

По его словам, это видно и по такому формату, как запущенный в 2022 г. диалог «Россия – Центральная Азия», а также обсуждение, хотя пока не завершившееся успешно, «газового союза» Казахстана, России и Узбекистана, что, скорее всего, определит конфигурацию энергетического и в целом экономического сотрудничества в регионе. «Для России, если смотреть с точки зрения диверсификации внешней политики, это серьезное направление, так как фактически свернуто сотрудничество инфраструктурное, экономическое и политическое с прежде ключевым партнером – ЕС», – подчеркивает Притчин. 

Следующими по приоритетности названы отношения с Индией и Китаем в рамках более широкого географического понятия – Евразии. Отмечается, что Россия «стремится к преобразованию» субконтинента в «единое пространство мира, стабильности, развития и процветания». Для этого авторами документа предлагается укреплять ШОС, запускать «широкий интеграционный контур» БЕП, который, говорится в концепции, должен включить ЕАЭС, АСЕАН и ШОС в сопряжении китайского проекта «Один пояс – один путь» и других континентальных инфраструктурных инициатив, включая Север – Юг, Севморпуть и Европа – Западный Китай.

Третьим по важности партнером авторы концепции разместили «исламский мир» стран Ближнего Востока. Первыми среди них значатся Иран, а также Сирия, Турция, Саудовская Аравия и Египет. Россия считает своей миссией в регионе «сглаживание противоречий» и урегулирование вооруженных конфликтов в первую очередь между арабскими странами, Ираном и Израилем. 

Наконец, четвертой по важности размещена Африка, с которой Россия, как следует из документа, «солидарна» в желании «более справедливого многополярного мира» и устранении «изощренной неоколониальной практики» Запада. Среди инструментов укрепления сотрудничества назван анонсированный на июнь форум «Россия – Африка». Пятыми в числе ключевых приоритетных направлений внешней политики Москвы названы Латинская Америка и страны Карибского бассейна, государства которых она обещает поддерживать перед лицом «давления США» через «взаимодействие в сферах безопасности» и «военно-технического сотрудничества». 

Разобщенный Запад

При этом Москва «не считает себя врагом Запада». Россия, как следует из документа, надеется, что западные государства осознают «бесперспективность своей конфронтационной политики». Но пока она будет «всеми средствами» отстаивать свое право на «существование и свободное развитие», а также иметь целью «устранение рудиментов доминирования США и других недружественных государств». 

Друзья России

Среди объединений, с которыми намерена укреплять сотрудничество Россия, – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), РИК (Россия, Индия и Китай), БРИКС (участники РИК, а также Бразилия и Южная Африка), проект Большого Евразийского партнерства (БЕП), ЕАЭС и отчасти совпадающий с ним по участникам оборонительный блок ОДКБ. Целями России называется «оказание поддержки союзникам и партнерам в продвижении общих интересов», а также обеспечение их безопасности вне зависимости от «членства в международных организациях». К таковым относятся, в частности, признанные Россией Южная Осетия и Абхазия. Политолог Александр Немцев пояснил «Ведомостям», что таким образом документально закрепляется «вторичность» мнения других стран по поводу отношений России с непризнанными ООН союзниками. В целом это не ново для международной практики, как, например, отношения Турции с признанной ею Турецкой Республикой Северного Кипра или ряда западных стран – с Косовом.

Европа в документе не входит в пятерку ключевых направлений из-за «недружественности» отношения к России. Условием восстановления отношений с Брюсселем Москва видит отказ от антироссийского курса, на который влияют, по мнению авторов документа, США. Условием для нормализации отношений с ЕС названы «стратегический паритет», мирное сосуществование, «установление баланса интересов» и их обоюдного уважения. 

Важно то, что в концепции подчеркивается: наша конфронтация с Западом вынужденная, уверен Суслов. Он напоминает, и это отмечается и в концепции, что Запад не един: Европа и «англосаксонский мир» отделены друг от друга. «Россия надеется на то, что «континентальные» европейские страны, Франция, Германия, Италия, будут менять свою политику и становиться «более независимыми» от американской внешней политики. А с другой стороны, даже с США Россия готова к конструктивным отношениям», – говорит эксперт.

Так что, по мнению Суслова, это не изоляция от Запада, а временная вынужденная конфронтация, ответственность за которую, по мнению Москвы, лежит на той стороне. Она же готова к возвращению к прагматичным отношениям, сказал эксперт. Лукьянов, в свою очередь, не считает данный «реверанс» искренним намерением к примирению. «Размежевание с Западом серьезное и долгосрочное, глубоко прочувствованное с обеих сторон и на обозримую перспективу», – заключает Лукьянов.

«Москва вынуждена укреплять отношения с «мировым большинством» (по доле населения) незападных стран, которые даны в градации по приоритетности отношений», – говорит Суслов.

Любопытный взгляд со стороны на новую российскую стратегию национальной безопасности – весьма характерные тенденции. Спасибо коллегам из Russia Мatters.

Владимир Путин недавно утвердил новую Стратегию национальной безопасности. Любой подобный стратегический документ полезно сравнить с его предшественником хотя бы для того, чтобы выявить ключевые изменения в представлении Кремля о том, что входит в понятие национальной безопасности России и как её достичь. Сравнение документа 2021 г. с предшествующим ему документом 2015 г. показывает, что у Кремля выросла решимость сдерживать Запад и взаимодействовать с Востоком (Азией), поскольку он считает, что первый переживает упадок, а второй находится на подъёме. В то же время российское руководство начинает обращать больше внимания на внутренние компоненты национальной безопасности, такие как человеческий капитал.

Когда в 2015 г. была принята предыдущая стратегия, многие аналитики подозревали, что отношения между Западом и Россией уже достигли дна после интервенции на Украине, которую Москва начала в 2014 г., поэтому некоторые надеялись хотя бы на частичное их восстановление в скором времени.

Из нового документа следует, что это дно было ложным, так как под ним оказалось ещё много слоев для дальнейшего ухудшения отношений России с Соединёнными Штатами и их союзниками, тогда как партнёрство Москвы с ведущими державами Азии оставалось крепким (Индия) или ещё больше углубилось (Китай).

Если в Стратегии 2015 г. содержались пункты о сотрудничестве с США и ЕС, а также упоминались многочисленные совместные цели и даже говорилось о развитии отношений с НАТО, в версии 2021 г. подобная терминология полностью исключена при описании взаимодействия России с Западом, который, по мнению Кремля, переживает упадок. Более того, в новом документе Европейский союз даже не упоминается. По мнению политического руководства России, Евросоюз больше не имеет значения – по крайней мере, в вопросах национальной безопасности (пусть даже он и остаётся крупнейшим торговым партнёром).

В то время как число упоминаний Евросоюза сократилось с трёх в документе-2015 до нуля в документе-2021, Соединённые Штаты поминаются в последнем документе четыре раза – и исключительно в негативном ключе. Негативно и единственное упоминание НАТО. США и возглавляемый ими альянс обвиняются в усугублении «военных угроз и опасностей для Российской Федерации» и даже в нападках на «традиционные духовные, нравственные, культурные и исторические ценности России». Соединённые Штаты и их союзники подвергаются в новом документе ещё более жёсткой и резкой критике.

В документе 2015 г. говорилось о «стремлении» этих стран «сохранить господствующее положение в мировой политике». В документе же 2021 г. заявлено, что мир переживает «период трансформации» на фоне «краха стремлений стран Запада сохранить свою гегемонию» в мире. Авторы документа также обвиняют «некоторые страны» в поощрении «процесса дезинтеграции в Содружестве независимых государств» и некоторые неназванные страны – в попытках «изолировать Российскую Федерацию». Если и есть какой-то луч света на этом мрачном фоне, то это отсутствие любых упоминаний (имевших место в документе 2015 г.) «сети военно-биологических лабораторий США на территории сопредельных России государств».

В отличие от обращения с Америкой, все три ссылки в документе 2021 г. на усиливающийся Китай выдержаны в позитивном ключе, хотя и не без оговорок. В документе 2021 г., как и в предыдущей версии, а также в высказываниях российских лидеров проводится чёткое разграничение между партнёрством России с Китаем и её партнёрством с Индией, которая дважды упоминается в новой стратегии. Взаимоотношения России с Китаем описаны как «всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимодействие», тогда как взаимоотношения с Индией описываются как «особо привилегированное стратегическое партнёрство». Это разграничение, отражающее желание Москвы сохранять глубокое сотрудничество с Дели, несмотря на свои растущие связи с Пекином, особенно наглядно свидетельствует о стремлении не держать все яйца в одной корзине с учётом того, что китайские лидеры привычно говорят об отношениях с Россией как о «всеобъемлющем стратегическом партнёрстве».


Если обобщить всё вышесказанное, то геополитическая арифметика новой стратегии безопасности отражает точку зрения Кремля, которую можно описать как «сдерживание США, игнорирование ЕС, партнёрство с Китаем и Индией».


Хотя авторы документа старательно формулируют приоритеты национальной безопасности России в отношениях с другими странами, в целом стратегия 2021 г., похоже, ставит на первое место развитие внутренних компонентов национальной безопасности, которым уделяется существенно больше внимания, чем в предыдущей версии. Один из разделов под названием «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» начинается с описания национальных приоритетов, первым из которых является «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». И далее подробно обсуждается, как сохранить этот потенциал, улучшить его качество и нарастить количество. За этим пунктом следует «Оборона страны», а затем «Государственная и общественная безопасность».

В отличие от этого документа, в разделе о национальных интересах Стратегии-2015 ничего не говорилось о «сбережении народа России». В ней были пункты об обороне и общественной безопасности, а после них шёл пункт «Повышение качества жизни российских граждан». Документ 2015 г. также приветствовал рост населения в России, но в Стратегии-2021 ничего подобного не говорится, то есть неявно признаётся тот факт, что после почти десятилетнего роста населения возобновилась депопуляция.

В документе 2021 г. меньшее значение придаётся демократизации России. Первоочередные национальные интересы, определённые в нём – «сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан»; в документе 2015 г. демократизация явно упоминалась (пусть только единожды) среди первоочередных национальных интересов: «укрепление национального согласия, социально-политической стабильности, развитие демократических институтов и совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества». Единственное упоминание о демократии сейчас содержится в разделе «Россия в современном мире». Там ясно даётся понять, что демократия должна соответствовать тому, что Кремль любит называть «традиционными ценностями»: «сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и её открытости миру».


В целом невольно складывается впечатление, что, в отличие от предыдущей версии, документ 2021 г. явно больше обращён внутрь, нежели вовне.


Хотя в руководстве Совета безопасности, который обычно играет ведущую роль в выработке таких стратегий и при Николае Патрушеве остаётся бастионом российского консерватизма с 2008 г., появился менее консервативный политический деятель – бывший президент и премьер-министр Дмитрий Медведев, занимающий пост заместителя председателя с 2020 года.

В приведённой ниже таблице сравниваются ключевые мысли двух стратегий.

Президент В. Путин своим указом от 2 июля 2021 г. утвердил обновленную редакцию Стратегии национальной безопасности России. Она была принята в соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», закрепляющего необходимость корректировки документа каждые 6 лет. Учитывая то, что предыдущая версия Стратегии была утверждена 31 декабря 2015 г., можно считать, что появление новой редакции носит плановый характер и не связано с какими-то революционными изменениями в оценках российским руководством ситуации в области национальной безопасности, которые бы оно хотело немедленно зафиксировать на бумаге.

Исходя из анализа положений новой Стратегии и позиции представителей российского и зарубежного экспертного сообщества, можно сделать вывод о том, каким образом будет развиваться политика безопасности РФ в ближайшие годы. Стоит констатировать, что руководство России переходит к созданию уникальной стратегической конструкции. Это уже больше не дом, двери которого открыты для всех, как это было в 1990-е гг. и даже в начале 2000-х гг. Однако это и не классическая «осажденная крепость», которая вынуждена отражать атаки врагов извне со всех направлений, а внутри осуществлять постоянный поиск представителей «пятой колонны», для того чтобы поступить с ними, что называется, по законам военного времени. Хотя многие либеральные эксперты в последние годы пытаются представить Россию именно такой. Скорее, это нечто среднее — крепость, которая приготовилась к длительной обороне и отражению многочисленных атак в военно-политической, экономической, энергетической, технологической, информационной и гуманитарной сферах с Запада. На всех других направлениях ворота остаются открытыми, просто усиливается контроль. Внутри этой крепости не вводится комендантский час, не начинается пресловутая «охота на ведьм», а лишь предпринимаются отдельные меры для наведения определенного порядка, для того чтобы не допустить хаоса и формирования сил, которые могут действовать в интересах тех, кто пытается деморализовать население и защитников крепости (террористические и экстремистские организации, иностранные спецслужбы).

Стоит понимать, что отгораживание от Запада не будет вечным. Как показывает история, отношения России с западными государствами всегда восстанавливались даже после самых серьезных потрясений. Можно ли считать, что сегодня обида РФ и Запада друг на друга сильнее, чем после Крымской войны, Первой Мировой войны и, что мы понимаем друг друга хуже, чем в годы холодной войны? Представляется, что ответ на каждый из этих вопросов должен быть все же отрицательным. Конечно же, сближение рано или поздно произойдет. Оно будет обусловлено и политическими, и экономическими, и гуманитарными причинами. Поэтому главное сейчас не дойти до состояния вооруженного конфликта, что могло бы обернуться катастрофой для всех и существенно замедлить восстановление полноценного сотрудничества на основе взаимного уважения.

России же в настоящий момент принципиально важно подумать не только о внешних угрозах, но и о своих внутренних проблемах. К сожалению, мы сейчас опять начинаем серьезно отставать в технологическом плане в целом ряде областей. Задача остается всё той же, какой ее обрисовал И. Сталин в 1931 г. в своем знаменитом выступлении — в короткие сроки ликвидировать возникшее отставание, исходя из логики «либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Пусть и большой ценой, но тогда этого удалось добиться, о чем наглядно свидетельствует победа в Великой Отечественной войне и успехи СССР в освоении космоса. Сейчас это сделать будет даже сложнее, а риски от невыполнения такой стратегической задачи, возможно, будут даже выше, чем в 1930-е гг. Значит, нужно начинать действовать.

С учетом всего вышесказанного, очевидно, что принципиальным вопросом является то, как будет реализовываться Стратегия. К сожалению, в отечественной истории неоднократно бывали ситуации, когда руководство страны принимало важные документы, содержащие справедливые оценки положения дел в государстве и в мире, верно формулировало цели развития и приоритеты государственной политики, но все это оставалось на бумаге. Следовательно, перед Россией стоит задача в ближайшие годы превратить грамотную по своей сути военно-политическую стратегию в успешную политику на стратегических направлениях.

Президент В. Путин своим указом от 2 июля 2021 г. утвердил обновленную редакцию Стратегии национальной безопасности России. Она была принята в соответствии с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», закрепляющего необходимость корректировки документа каждые 6 лет. Учитывая то, что предыдущая версия Стратегии была утверждена 31 декабря 2015 г., можно считать, что появление новой редакции носит плановый характер и не связано с какими-то революционными изменениями в оценках российским руководством ситуации в области национальной безопасности, которые бы оно хотело немедленно зафиксировать на бумаге.

Как отметил секретарь Совета безопасности России Н. Патрушев, подготовка проекта документа осуществлялась в течение года силами представителей различных министерств и ведомств, экспертного сообщества и общественности. При этом он достаточно высоко оценил степень реализации предыдущей версии Стратегии национальной безопасности России: «Обеспечена надежная защита от военных опасностей и военных угроз. На должном уровне решаются задачи по обеспечению территориальной целостности, суверенитета, государственной и общественной безопасности. Существенно снижен уровень террористической активности. Российская экономика доказала свою устойчивость и способность противостоять внешнему давлению». О справедливости слов секретаря Совбеза РФ говорит статистика предотвращенных преступлений террористической направленности, сохранение ключевых макроэкономических показателей на необходимом уровне (хотя отдельные индикаторы, мягко говоря, не демонстрировали положительную динамику), а также эффективность довольно жестких ответов со стороны российских военнослужащих на осуществлявшиеся рядом государств в последние годы провокации на границе (пожалуй, наиболее резонансными случаями стали инциденты с попыткой прохода украинских кораблей через Керченский пролив в ноябре 2018 г. и провокация британского эсминца Defender вблизи Крыма в июне 2021 г.).

От сбережения народа до искусственного интеллекта: о нововведениях в Стратегии

Обновленная Стратегия национальной безопасности РФ действительно не носит революционный характер, но в ней зафиксирован ряд принципов и подходов, которые либо впервые появились в российских документах стратегического характера, либо только сейчас были четко сформулированы, хотя на практике уже применялись. Если сравнивать национальные интересы, обозначенные в предыдущей и в нынешней редакции документа, то становится понятно, что они в целом сопоставимы, хотя их количество возросло с 6 до 8 (См. Таблица 1). Некоторые положения просто по-новому сгруппированы. По большому счету появились лишь два принципиально новых пункта национальных интересов: 1. «развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; 2. охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата». Немного по-другому выглядят теперь национальные интересы в области экономики, подразумевающие ее развитие на новой технологической основе, что может объясняться желанием руководства страны осуществить цифровизацию ключевых экономических процессов.

Таблица 1. Национальные интересы России (согласно редакциям Стратегии национальной безопасности РФ 2021 г. и 2015 г.)

2021 г. 2015 г.
1 сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации
2 защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества
3 поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны
4 развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей
5 устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе повышение конкурентоспособности национальной экономики
6 охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира
7 укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России
8 поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений

При сопоставлении стратегических национальных приоритетов становится очевидно, что в новой редакции Стратегии произошла определенная перестановка пунктов по степени их значимости (См. Таблица 2). Так, на первый план выдвинуто сбережение народа, а не оборона страны как раньше, что действительно может говорить о смещении фокуса внимания руководства страны на внутренние проблемы, которые в каком-то смысле в нынешних реалиях несут в себе даже большую угрозу национальной безопасности нежели внешние. Именно в этот раздел был перемещен такой приоритет из предыдущей версии Стратегии как «здравоохранение». В связи с этим «сбережение народа» будет представлять собой многоаспектную задачу, подразумевающую «увеличение реальных доходов населения, повышение качества общего образования, повышение рождаемости, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи (включая вакцинацию и лекарственное обеспечение), обеспечение устойчивости системы здравоохранения». Безусловно, уроки пандемии были учтены, потому что и в других разделах документа говорится о необходимости реагирования на биологические угрозы и создания благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране.

Таблица 2. Стратегические национальные приоритеты России (согласно редакциям Стратегии национальной безопасности РФ 2021 г. и 2015 г.)

2021 г. 2015 г.
1 сбережение народа России и развитие человеческого потенциала оборона страны
2 оборона страны государственная и общественная безопасность
3 государственная и общественная безопасность повышение качества жизни российских граждан
4 информационная безопасность экономический рост
5 экономическая безопасность наука, технологии и образование;
6 научно-технологическое развитие здравоохранение
7 экологическая безопасность и рациональное природопользование культура
8 защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти экология живых систем и рациональное природопользование
9 стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

Обращает на себя внимание тот факт, что такой национальный приоритет как «экономический рост» заменен в новой редакции Стратегии на «экономическую безопасность». С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что составители документа понимают, что в нынешних турбулентных условиях, учитывая специфику российской экономики, эта задача в полной мере может быть не реализована в ближайшие годы, и ее невыполнение может иметь в том числе и политические последствия, за которые придется отвечать. К тому же если сравнивать с другими национальными приоритетами, которые оцениваются в основном качественными показателями, экономический рост можно отследить наглядно в конкретных цифрах, что могло бы создавать определенные имиджевые риски в первую очередь для финансово-экономического блока российского правительства. Следовательно, напрашивался вариант с исключением подобного пункта, тем более, что в предыдущие 6 лет российская экономика развивалась неравномерно. Хотя, представляется, что в ближайшие годы в России все же будет наблюдаться экономический рост, который будет носить восстановительный характер, другое дело, насколько такой рост будет обеспечивать реальное развитие страны. Однако, можно предположить, что составители Стратегии, закрепляя новый стратегический приоритет, исходили из другой логики. Обеспечение экономической безопасности — это комплексная цель, которая включает в себя сохранение макроэкономической устойчивости, дедолларизацию экономики, повышение производительности труда, увеличение количества инвестиций в основной капитал и т.д. С учетом того, что в последние годы Россия столкнулась с серьезным санкционным давлением и другими макроэкономическими рисками, именно такой подход в области экономики, предполагающий секьюритизацию экономической сферы, представляется уместным.

Важным моментом в Стратегии является закрепление в качестве национального приоритета информационной безопасности, что уже давно назрело. Предполагается, что для достижения данной приоритетной цели потребуется обеспечить бесперебойное функционирование критически важной информационной инфраструктуры, оградить российское общество от деструктивного информационного воздействия со стороны террористических и экстремистских организаций, спецслужб и пропагандистских структур иностранных государств и перейти к использованию российских информационных технологий и оборудования.

Если говорить о других нововведениях, то можно отметить, что в Стратегии появились упоминания ранее табуированных или не рассмотренных сюжетов, таких как переход России к использованию искусственного интеллекта и развитию национальной экономической системы на основе низкоуглеродных технологий. Все это должно, по замыслу составителей документа, привести к качественному сдвигу в российской экономике. Кроме того, в развитие положений Концепции внешней политики РФ добавлена задача по обеспечению интеграции экономических систем в рамках Большого Евразийского партнерства. При этом из Стратегии исчезли пункты, касающиеся укрепления сотрудничества с ЕС и выстраивания партнерства с США, что свидетельствует о системном кризисе в отношениях России с Западом. Большее внимание по сравнению с предыдущей версией документа уделено защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, что полностью соответствует проводившейся в последние годы руководством страны политике, включая внесение тематических поправок в Конституцию РФ. Конечно, отдельно стоит отметить, что Россия теперь готова применять симметричные и асимметричные меры в ответ на недружественные действия иностранных государств.

Реакция в России и за рубежом

Обновленная версия Стратегии национальной безопасности вызвала неоднозначную реакцию российского экспертного сообщества. Наиболее жесткую и скептическую оценку новой Стратегии дал директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин: «Текст-мантра, адресатом которого являются, скорее всего, наши западные “партнеры”. В этой концепции нет ничего конкретного ни об экономическом развитии, ни о ведущейся против России гибридной войны с помощью кибернетического и биологического оружия, ни о системном превращении РФ в периферию Запада посредством ее информационной, образовательной, культурной, цифровой и т. п. колонизации». Единственным позитивным моментом в новом документе он назвал закрепление такой приоритетной задачи, как сбережение народа. О важности именно этой задачи среди всех других обозначенных в Стратегии заявил заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин, который в целом дал ей высокую оценку: «Особенностью нынешней версии документа является, например, пункт о сбережении народа. Об этом давно речь идет, и сам президент неоднократно говорил. Проблема, которая поднимается нашими и зарубежными экспертами — проблема демографии».

Профессор кафедры национальной безопасности РАНХиГС Алевтина Шевченко считает крайне важным моментом в новой Стратегии ее нацеленность на решение внутренних проблем государства: «Это серьезнейшее изменение самого подхода к проблеме национальной безопасности России на следующие шесть лет. Официально признано, что внутренние проблемы угрожают стране и обществу сильнее, чем вызовы из-за рубежа, хотя последние тоже никуда не исчезли и в стратегии они названы».

Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин также оценил новый стратегический документ довольно позитивно, прежде всего, потому что в нем сформулирована взаимосвязь между вопросами безопасности и социально-экономического развития, однако высказал и ряд критических замечаний: «Как и в прежней стратегии, не хватает механизмов реализации. В этой редакции подчеркивается, что стратегия национальной безопасности является базовым документом для других стратегий и концепций. При этом механизмов реализации нет, не считая ежегодного отчета секретаря Совета безопасности о состоянии безопасности в РФ. Конечно, там говорится, что государственные и общественные институты должны руководствоваться стратегией, но каким образом это должно контролироваться, в общем, в стратегии не описывается».

Программный директор РСМД Иван Тимофеев в своей статье анализирует ценностное измерение Стратегии в контексте геополитического противостояния России с Западом. Он приходит к интересному выводу: «Бояться следует не ценностей как таковых, а политических конфликтов, которые могут эти ценности эксплуатировать».

Довольно тщательно проанализировал рассматриваемый документ директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин, который назвал его «манифестом новой эпохи», поскольку он, по его мнению, содержит принципиально иные оценки геостратегической ситуации в мире, по сравнению с теми, что были ранее: «В целом новая «Стратегия» — это важная веха на пути официального отказа от либеральной фразеологии 1990-х гг. и замены ее нормами морали, основанных на собственных традициях».

Естественно, что наряду со столь взвешенным и критичным анализом существуют также публикации, авторы которых полностью одобряют все положения нового документа, считая, что он может стать программой ускоренного развития страны. В целом же российские эксперты рассматривают Стратегию с разных сторон, уделяя одинаковое внимание как анализу внутренних, так и внешних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности России.

Обращает на себя внимание тот факт, что за рубежом появление нового стратегического документа в РФ пока не вызвало большого интереса ни у СМИ, ни у экспертного сообщества. Однозначно объяснить это сложно, возможно, некоторые структуры и эксперты банально ждут перевода данного документа, но представляется, что большинство аналитиков и журналистов просто не придает серьезного значения изменению отдельных акцентов в обновленной редакции Стратегии, полагая, что внешнеполитические ориентиры и логика действий Кремля в области обеспечения национальной безопасности РФ остается неизменной. В связи с этим они предпочитают комментировать конкретные шаги российского руководства в области внешней и внутренней политики. Тем не менее некоторые интересные публикации как представителей экспертного сообщества, так и СМИ по поводу новой российской Стратегии уже появились.

Большинство западных комментаторов указывает на то, что в основе документа лежит установка о системном конфликте между Россией и Западом. Так, например, в испанской газете La Vanguardia журналист Гонсало Арагонес отмечает, что в новой Стратегии национальной безопасности РФ отразилась «антизападная риторика России, усиленная в этом году ростом напряженности на границе с Украиной и протестами оппозиции». Обозреватель считает, что противоречия между Россией и Западом приняли системный характер, поэтому российское руководство фиксирует в документе, что основные угрозы национальной безопасности страны исходят с западного направления. Австрийское издание Der Standard также считает, что в соответствии с новой Стратегией Россия ещё активнее будет стремиться к интеграции с Индией и Китаем, к чему ее подталкивают враждебные действия Запада. Американское новостное агентство Associated Press отмечает, что принципиально новым и важным пунктом в опубликованном российском стратегическом документе является готовность руководства РФ применять симметричные и ассиметричные меры в ответ на недружественные действия иностранных государств, угрожающие суверенитету и территориальной целостности страны. Наиболее жесткую оценку Стратегии дал британский политолог Марк Галеотти, который охарактеризовал ее как хартию параноика из-за того, что российское руководство, по его мнению, видит угрозу национальной безопасности практически в любом явлении и процессе.

Стоит отметить, что представители СМИ и аналитических структур азиатских государств с большим интересом отнеслись к Стратегии, особенно к разделу, в котором обозначены приоритеты Москвы в области международного сотрудничества, в том числе на восточном направлении. В частности, научный сотрудник Шанхайского института международных исследований Чжао Лун в своей статье в Хуаньцю шибао констатирует, что в новой Стратегии сотрудничество с Китаем рассматривается как приоритетное направление российской внешней политики. При этом китайский специалист делает интересный вывод о том, что продвигаемый Россией курс на многовекторность на мировой арене, предполагающий взаимодействие в таких форматах как ШОС, БРИКС и РИК, приходит к тому, что она становится фактически лидером нового Движения неприсоединения. Наиболее подробно позицию представителей экспертного сообщества Китая по поводу трансформации стратегических приоритетов России в области безопасности в своей статье в англоязычном издании КНР Global Times анализирует Ян Шэн. Он приходит к выводу о том, что большинство опрошенных им китайских экспертов полагает, что включение в Стратегию национальной безопасности РФ пункта о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с КНР говорит о полном провале попыток Вашингтона подорвать военно-политическое сотрудничество Москвы и Пекина и о нежелании российского руководства поддаваться американскому давлению. «Россия и Китай успешно противодействуют гегемонистским устремлениям США на мировой арене, используя в том числе свои возможности постоянных членов СБ ООН», — резюмирует Ян Шэн.

Журналисты японской телерадиокомпании NHK, отметившие зафиксированное в новом российском стратегическом документе желание Москвы выстраивать особые отношения с Нью-Дели и Пекином, считают, что Россия будет стремится к усилению своих позиций в АТР. Подобный взгляд на российские стратегические приоритеты выражен и в публикации индийского новостного агентства ANI. В ней, в частности, говорится о том, что Россия сталкивается с возрастающим давлением НАТО, поэтому она склоняется к тому, чтобы наладить сотрудничество в сфере безопасности с Китаем и Индией. Самьяк Пандей, журналист индийского издания ThePrint, полагает, что такое желание Москвы сблизиться с Нью-Дели и Пекином вызвано попыткой осуществить дедолларизацию экономики на фоне возрастающего санкционного давления со стороны Запада. При этом, по его мнению, Россия будет выступать за сохранение стабильности в АТР и потому может стать посредником между ядерными державами, конкурирующими в этом регионе, прежде всего между Индией и Китаем. Подробно новую российскую Стратегию разбирает младший научный сотрудник программы стратегических исследований фонда Observer Research Foundation (Индия) Ниведита Капур, которая отмечает желание Кремля сотрудничать с широким кругом партнеров на пространстве СНГ, в формате ШОС, БРИКС и в рамках Большого Евразийского партнерства. Она констатирует, что документ закрепляет оформившийся в последние годы магистральный внешнеполитический курс России, ориентированный на противодействие деструктивным шагам Запада, но при этом в нем также делается акцент на необходимости решения внутриполитических вопросов и на создании условий для приспособления государства к меняющемуся мировому порядку.

Очевидно, что западные аналитики и журналисты при анализе новой редакции российской Стратегии национальной безопасности делают упор на рассмотрение отношений России с Западом. Для них интересны те положения документа, которые касаются оценки взаимодействия РФ и НАТО, а также возможных ответных мер Москвы на недружественные шаги западных государств. В то же время представители азиатского экспертного сообщества и СМИ сосредотачивают свое внимание на анализе российского подхода к АТР. В целом же зарубежные комментаторы вне зависимости от своей национальной принадлежности и профессионального статуса достаточно высоко оценивают новую Стратегию национальной безопасности РФ, признавая, что она является документом по-настоящему суверенного государства, которое реалистично смотрит на существующие вызовы и угрозы и стремится занять достойное место на мировой арене.

Время действовать: от Стратегии к реальной политике

Исходя из анализа положений новой Стратегии и позиции представителей российского и зарубежного экспертного сообщества, можно сделать вывод о том, каким образом будет развиваться политика безопасности РФ в ближайшие годы. Стоит констатировать, что руководство России переходит к созданию уникальной стратегической конструкции. Это уже больше не дом, двери которого открыты для всех, как это было в 1990-е гг. и даже в начале 2000-х гг. Однако это и не классическая «осажденная крепость», которая вынуждена отражать атаки врагов извне со всех направлений, а внутри осуществлять постоянный поиск представителей «пятой колонны», для того чтобы поступить с ними, что называется, по законам военного времени. Хотя многие либеральные эксперты в последние годы пытаются представить Россию именно такой. Скорее, это нечто среднее — крепость, которая приготовилась к длительной обороне и отражению многочисленных атак в военно-политической, экономической, энергетической, технологической, информационной и гуманитарной сферах с Запада. На всех других направлениях ворота остаются открытыми, просто усиливается контроль. Внутри этой крепости не вводится комендантский час, не начинается пресловутая «охота на ведьм», а лишь предпринимаются отдельные меры для наведения определенного порядка, для того чтобы не допустить хаоса и формирования сил, которые могут действовать в интересах тех, кто пытается деморализовать население и защитников крепости (террористические и экстремистские организации, иностранные спецслужбы).

Стоит понимать, что отгораживание от Запада не будет вечным. Как показывает история, отношения России с западными государствами всегда восстанавливались даже после самых серьезных потрясений. Можно ли считать, что сегодня обида РФ и Запада друг на друга сильнее, чем после Крымской войны, Первой Мировой войны и, что мы понимаем друг друга хуже, чем в годы холодной войны? Представляется, что ответ на каждый из этих вопросов должен быть все же отрицательным. Конечно же, сближение рано или поздно произойдет. Оно будет обусловлено и политическими, и экономическими, и гуманитарными причинами. Поэтому главное сейчас не дойти до состояния вооруженного конфликта, что могло бы обернуться катастрофой для всех и существенно замедлить восстановление полноценного сотрудничества на основе взаимного уважения.

России же в настоящий момент принципиально важно подумать не только о внешних угрозах, но и о своих внутренних проблемах. К сожалению, мы сейчас опять начинаем серьезно отставать в технологическом плане в целом ряде областей. Задача остается всё той же, какой ее обрисовал И. Сталин в 1931 г. в своем знаменитом выступлении — в короткие сроки ликвидировать возникшее отставание, исходя из логики «либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Пусть и большой ценой, но тогда этого удалось добиться, о чем наглядно свидетельствует победа в Великой Отечественной войне и успехи СССР в освоении космоса. Сейчас это сделать будет даже сложнее, а риски от невыполнения такой стратегической задачи, возможно, будут даже выше, чем в 1930-е гг. Значит, нужно начинать действовать.

С учетом всего вышесказанного, очевидно, что принципиальным вопросом является то, как будет реализовываться Стратегия. К сожалению, в отечественной истории неоднократно бывали ситуации, когда руководство страны принимало важные документы, содержащие справедливые оценки положения дел в государстве и в мире, верно формулировало цели развития и приоритеты государственной политики, но все это оставалось на бумаге. Следовательно, перед Россией стоит задача в ближайшие годы превратить грамотную по своей сути военно-политическую стратегию в успешную политику на стратегических направлениях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция на русском языке для магнитолы
  • Тактика врача эндокринолога практическое руководство купить
  • Морозильник гиочел 101 инструкция по применению
  • Монофосфат калия инструкция по применению для цветов роз
  • Трипсин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки