тема: «Структура управления ДОУ»
«Подходы к руководству ДОУ»
Выполнил:
Запорожцева Инесса Александровна
г. Тюмень 2018 г.
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Федеральными законами, нормативными правовыми актами, Уставом ДОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.
ДОУ может имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского. Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.
Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива, Родительский комитет , Педагогический совет ДОУ.
В организованной структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления.
Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.
На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, заместитель заведующей по администратино-хозяйственной части (АХЧ), врач, главный бухгалтер, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовленности, опыта, а также структуры ДОУ.
Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатель по физической культуре, педагоги дополнительного образования, медицинский обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.
Педагог-психолог в составе социально-психологической службы осуществляет деятельность на всех уровнях линейного управления (психологическое обеспечение всего процесса).
В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ДОУ
Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. В настоящее время, известны более 14-ти научных подходов к руководству:
- Комплексный.
- Интеграционный.
- Маркетинговый.
- Функциональный.
- Динамический.
- Воспроизводственный.
- Процессный.
- Нормативный.
- Количественный.
- Административный.
- Поведенческий.
- Ситуационный.
- Системный.
- Программно-целевой подход.
В современной теории пока нет единых подходов к определению
содержания деятельности руководителя.
Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.
Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.
Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.
Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.
Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.
Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.
Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.
Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств.
Свободное самоопределение . Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.
Пропедевтико — реабилитационная . Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.
Коррекционно-компенсаторная. Ее задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.
И С Т О Ч Н И К И:
- Абсалямова А. Управление дошкольным образованием. Дошкольное воспитание. №4, 2004.
- Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? — Минск, 2007.
- Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 2007.
- Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
- Колодяжная Т.Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I. — Ростов н/д: Учитель, 2012.
- Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. М., 2006.
- Петрова С.Н., Преснякова Е.Б. Современный руководитель ДОУ: основы управления, Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.
- Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. — М., 2004.
- Тюников Ю.С, Мазниченко М.А. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход. Стандарты и мониторинг в образовании. № 5, 2004.
Информация о структуре МБДОУ
Структура ДОУ и система его управления.
Распределение административных обязанностей.
Непосредственное управление ДОУ осуществляет заведующий, который действует на основании Устава от имени ДОУ, представляя его во всех организациях и учреждениях:
распоряжается имуществом ДОУ в пределах прав, предоставленных договором между ДОУ и Учредителем;
в соответствии с законодательством о труде принимает на работу и увольняет работников, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников учреждения, налагает взыскания;
несет ответственность за деятельность ДОУ перед Учредителем;
издает приказы, распоряжения в рамках своей компетентности, регламентирующие деятельность ДОУ.
Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ДОУ осуществляет уполномоченный Учредителя — управление образования администрации Советского муниципального района
Старший воспитатель осуществляет руководство воспитательно-образовательной работой ДОУ. Он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с воспитанниками, мобилизуют воспитателей на решение задач, поставленных основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ, годовым планом работы, принимает участие в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и привлекает к воспитательно-образовательной работе ДОУ родителей и общественность.
Заместитель заведующего по АХР отвечает за сохранность здания ДОУ и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, противопожарную безопасность, охрану труда и организацию труда обслуживающего персонала, контролирует санитарное состояние помещений, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, проводит санитарно-просветительскую работу.
Воспитатели и специалисты осуществляют воспитательно-образовательный процесс.
Младший обслуживающий персонал обеспечивает бесперебойную работу ДОУ.
Каковы основные формы координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения.
Аппарат управления ДОУ координирует свою деятельность с учетом решений, принимаемых на Педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива ДОУ, административных совещаниях при заведующем ДОУ.
Системный Контроль: Производственное совещание, общее собрание трудового коллектива ДОУ.
Оперативный контроль: Административные совещания и оперативные совещания с педагогами 1 раз в неделю.
Тематический контроль: Санитарное состояние здания, оборудования, в.т. игровое на территории ДОУ, состояние воспитательно-образовательной работы с детьми, охрана жизни и здоровья сотрудников и детей, др в соответствии с планом работы ДОУ.
Организационная структура системы управления, организация методической работы в педагогическом коллективе.
Организационная структура системы управления состоит из двух структур:
1 структура — коллегиальные органы управления ДОУ, согласно Устава ДОУ
2 структура — административное управление, которое имеет линейную структуру:
— 1 уровень управления — заведующий ДОУ. Объект управления — весь коллектив.
— 2 уровень управления — заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель.
Объект их управления — часть коллектива согласно функциональным обязанностям (педагогический персонал, обслуживающий персонал).
— 3 уровень управления — осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом.
Объект управления — воспитанники и родители (законные представители).
Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии. Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений.
Организационная структура в ДОУ:
-
- Заведующий.
- Заместитель заведующего по АХР.
- Старший воспитатель.
- Педагоги (воспитатели, специалисты).
- Младшие воспитатели.
- Обслуживающий персонал (повара, машинисты по стирке белья, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания, сторожа, дворник, электромонтер).
Структура ДОУ соответствует решаемым задачам, механизм управления ДОУ определяет его стабильное функционирование.
Положение о педагогическом совете | Положение об общем собрании работников МБДОУ | Положение о родительском комитете |
Организационная структура управления.
Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: общественного, педагогического, медицинского и обслуживающего.
Управляющая система состоит из двух структур, деятельность которых регламентируется Уставом МАДОУ и соответствующими положениями
I структура – общественное управление:
II структура – организационная структура управления
Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней.
На первом уровне управления находится заведующий детским садом, который осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса.
На втором уровне управление осуществляют заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а также структуры дошкольного учреждения.
Третий уровень управления осуществляют воспитатели, специалисты и младший обслуживающий персонал. На этом уровне объектом управления являются дети и их родители.
Управление МАДОУ № 49 «Ласточка» осуществляется в соответствии с Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на принципах единоначалия и коллегиальности.
Руководство деятельностью МАДОУ осуществляется заведующим ДОУ, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом в соответствии с Уставом и несет ответственность за деятельность учреждения.
Коллегиальными органами управления МАДОУ являются:
- Общее собрание трудового коллектива
- Родительский комитет
- Наблюдательный совет
- Педагогический совет
Порядок выборов коллегиальных органов управления и компетенция определяются соответствующими Положениями и Уставом МАДОУ № 49 «Ласточка»:
- Положение о Педагогическом совете МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска
- Положение об общем собрании трудового коллектива МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска
- Положение об Наблюдательном Совете совете МАДОУ № 49 «Ласточка»» г. Южно-Сахалинска
- Положение о родительском комитете
НАИМЕНОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ФИО И ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структурных подразделений у МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска нет.
О МЕСТАХ НАХОЖДЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структурных подразделений у МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска нет.
ОБ АДРЕСАХ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структурных подразделений у МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска нет.
ОБ АДРЕСАХ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структурных подразделений у МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска нет.
О ПОЛОЖЕНИЯХ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Структурных подразделений у МАДОУ № 49 «Ласточка» г. Южно-Сахалинска нет.
Органы управления МАДОУ № 49
В своей деятельности Учреждение руководствуется Законом РФ «ОБ образовании в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Сахалинской области, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между ДОУ и родителями (законными представителями), Уставом.
Ответственность за деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения перед учредителем несет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, осуществляющий непосредственное руководство этим учреждением.
В компетенцию руководителя входит создание системы организационных взаимоотношений во вверенном ему учреждении, построение структуры управления.
Органом управления дошкольного образовательного учреждения является администрация. В состав ее входят заведующий и его заместители.
Заведующий ДОУ действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех других учреждениях и организациях; распоряжается его имуществом в пределах прав, предоставленных ему договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем; в соответствии с законодательством о труде, осуществляет прем на работу и расстановку кадров, поощряет работников ДОУ, налагает взыскания и увольняет с работы; несет ответственность за деятельность ДОУ перед Учредителем.
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе осуществляет руководство учебно-воспитательной работой учреждения. Он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с детьми, мобилизует воспитателей на решение задач, поставленных концепцией дошкольного воспитания перед дошкольным учреждением, привлекает к их решению родителей и общественность.
Заместитель заведующего по административно – хозяйственной части отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала.
Старшая медсестра контролирует санитарное состояние помещений и участков дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, принимает участие в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, проводит санитарно-просветительскую работу. Указания, даваемые заместителем заведующего по ВМР, старшей медсестрой, заместителем заведующего по АХЧ, в пределах их компетенции, так же обязательны к исполнению для всех работников.
Наименование коллегиальных органов управления |
Содержание деятельности |
Место нахождения |
Адрес официального сайта в сети «Интернет» |
Адрес электронной почты |
Общее собрание трудового коллектива |
· осуществляет общее руководство; · принимает коллективный договор; · принимает правила трудового внутреннего распорядка; · принимает Устав, изменения и дополнения к нему, договор между и родителями (законными представителями) · представляет к награждению отраслевыми и государственными наградами. |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
Официальный сайт отсутствует |
Адрес электронной почты отсутствует |
Педагогический совет ДОУ |
· определяет направление образовательной деятельности учреждения; · обсуждает вопросы содержания и планирования образовательного процесса; · отбирает и утверждает образовательные программы для использования в организации; · рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; · организовывает выявление, обучение, распространение, внедрение педагогического опыта; · заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ; · представляет к награждению отраслевыми и государственными наградами. |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
Официальный сайт отсутствует |
Адрес электронной почты отсутствует |
Родительский комитет ДОУ |
· Содействует обеспечению оптимальных условий для организации воспитательно-образовательного процесса; · координирует деятельность групповых Родительских комитетов; · проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) детей об их правах и обязанностях. |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
Официальный сайт отсутствует |
Адрес электронной почты отсутствует |
Первичная профсоюзная организация |
Выступает гарантом соблюдения прав и свобод работников учреждения. |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
Официальный сайт отсутствует |
Адрес электронной почты отсутствует |
Наблюдательный совет |
Рассматривает предложения: · об изменениях в Устав Учреждения · о реорганизации и ликвидации учреждения · об использовании ценного имущества учреждения · о проведении аудита · проекта плана ФХД учреждения |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
Официальный сайт отсутствует |
Адрес электронной почты отсутствует |
Наименование органов управления МАДОУ |
Место нахождения |
Адрес официального сайта |
Адрес электронной почты |
Заведующий Кондратюк Алина Александровна |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
https://dou49.yuzhno-sakh.ru/ |
yusgo.madouds.49@sakhalin.gov.ru. |
Заместитель заведующего по АХЧ Ташуян Вячеслав Вагаршакович |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
https://dou49.yuzhno-sakh.ru/ |
yusgo.madouds.49@sakhalin.gov.ru. |
Заместитель заведующего по ВМР Носкова Надежда Валерьевна |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
https://dou49.yuzhno-sakh.ru/ |
yusgo.madouds.49@sakhalin.gov.ru. |
Старшая медсестра |
г. Южно-Сахалинск, ул. им. космонавта Поповича, 59 а, |
https://dou49.yuzhno-sakh.ru/ |
yusgo.madouds.49@sakhalin.gov.ru. |
Обновлено: 18.05.2023
Для оптимальной организации работы дошкольного образовательного учреждения создана соответствующая система управления.
Управляющая система состоит из 2-х структур:
1 структура – общественное управление:
общее собрание трудового коллектива
родительский комитет ДОУ
Деятельность общественного управления регламентируется соответствующими положениями ДОУ. 2 структура – административное управление, которое имеет линейную структуру:
- уровень управления – заведующий ДОУ.
- уровень управления – заместитель заведующей по УВР, заместитель заведующей по АХЧ, врач-педиатр, медсестра, педагог –психолог, учитель-логопед. Объект их управления – часть коллектива согласно функциональным обязанностям (педагогический персонал, обслуживающий персонал).
- уровень управления — осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом. Схема структурного управления
Организационная структура направлена на обеспечение развития учреждения. Способствует децентрализации управления, передачи части функций на тактический и оперативный уровень субъектов управления.
Согласно Уставу МБДОУ №5 управление его деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на принципах единоначалия и самоуправления. Руководство деятельностью МБДОУ №5 осуществляется заведующим, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем.
Руководство деятельностью МАДОУ осуществляется заведующим ДОУ, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом в соответствии с Уставом и несет ответственность за деятельность учреждения.
Коллегиальными органами управления МАДОУ являются:
- Общее собрание трудового коллектива
- Родительский комитет
- Наблюдательный совет
- Педагогический совет
Структура управления ДОУ
Современное дошкольное образовательное учреждение наделено значительными правами в реализации своих целей и задач.
Ответственность за деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения перед учредителем несет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, осуществляющий непосредственное руководство этим учреждением.
В компетенцию руководителя входит создание системы организационных взаимоотношений во вверенном ему учреждении, построение структуры управления.
Органом управления дошкольного образовательного учреждения является администрация. В состав ее входят заведующий и его заместители.
Заведующий ДОУ действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех других учреждениях и организациях; распоряжается его имуществом в пределах прав, предоставленных ему договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем; в соответствии с законодательством о труде, осуществляет прем на работу и расстановку кадров, поощряет работников ДОУ, налагает взыскания и увольняет с работы; несет ответственность за деятельность ДОУ перед Учредителем.
Заведующий ДОУ является единоличным руководителем, а органы самоуправления определяются Уставом ДОУ.
В нормативных документах прописаны следующие органы самоуправления: Управляющий совет; наблюдательный совет; общее родительское собрание; совет ДОУ; общее собрание трудового коллектива; педагогический совет.
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе осуществляет руководство учебно-воспитательной работой учреждения. Он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с детьми, мобилизует воспитателей на решение задач, поставленных концепцией дошкольного воспитания перед дошкольным учреждением, привлекает к их решению родителей и общественность.
Заместитель заведующего по административно – хозяйственной части отвечает за сохранность здания дошкольного учреждения и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке, противопожарную безопасность и организацию труда обслуживающего персонала.
Старшая медсестра контролирует санитарное состояние помещений и участков дошкольного учреждения, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, обеспечивает медицинское обслуживание детей, принимает участие в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, проводит санитарно-просветительскую работу. Указания, даваемые заместителем заведующего по ВМР, старшей медсестрой, заместителем заведующего по АХЧ, в пределах их компетенции, так же обязательны для всех работников.
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Социальная сфера
Группы
Достижения
Рубрики
Архивы
Счетчик посещений сайта
Учись, развивайся, помогай – получай бонусы!
Защита ПДн
Доп. информация
В современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного дошкольного образования; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.
В управлении ДОУ используется системный подход, который подразумевает исследование или построение объекта как целостного образования, что предполагает представление объекта познания в виде системы.
ДОУ относится к социально-педагогическим системам, так как его предназначение заключается в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения
Именно процесс управления играет доминирующую роль в функционировании ДОУ как системы.
Система управления представлена в моделях. Структура управления ДОУ
Из предлагаемой схемы видно, что ДОУ является сложной системой, имеющей трехуровневое строение, состоящей из шести подсистем: 1-я подсистема – коллектив, 2 – базисные отношения, 3-я – управление, 4-я – организационно-педагогическая, 5-я образовательный процесс, 6-я – условия жизнеобеспечения.
Каждая из этих подсистем, в свою очередь, также представляет собой систему, состоящую из различных элементов, в совокупности наиболее полно ее характеризующих.
Составные элементы:
1 – й подсистемы – коллектив: дети и родители, сотрудники учреждения (педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
2 – й – базисные основания: ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы;
3 – й – управление: анализ информации, планирование, организация и руководство, контроль и регулирование;
4 – й – организационно-педагогическая структура: степени образования, типы структурных образований, уровни образования.
5 – й – образовательный процесс: цели, содержание, организация взаимодействия педагогов и детей. (Эта подсистема по своей сути является атрибутной, определяющей само существование ДОУ как учреждения, предназначенного для воспитания, обучения и развития детей);
6 – й – условия жизнеобеспечения – различные виды внутреннего обеспечения учреждения: финансово-экономическое, материально-техническое, программно-методическое, гигиеническое и медико-оздоровительное; организационно-педагогические условия (взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ и учреждениями социально-педагогической среды).
Охарактеризуем внутреннюю структуру ДОУ: установим уровни иерархии составляющих е компонентов и характер связи между ними; выделим системообразующие звенья.
Теперь рассмотрим их по уровням.
Так, на первом уровне системы находятся две подсистемы – коллектив учреждения и базисные основания его жизнедеятельности.
Изменение базисных оснований порождает изменения во всех подсистемах и элементах ДОУ как системы.
Первые из них определяют саму суть существования ДОУ как учреждения обучающего, воспитывающего и развивающего детей. Выполнение этих функций возможно при наличии соответствующих кадров. Причем специфика детского сообщества определяет особенности кадрового обеспечения ДОУ.
Связи развития осуществляются между деятельностью педагога и детей. Педагог, обучая детей, формирует из знания и умения, обеспечивает их развитие. Эта связь является и связью обратного направления, поскольку деятельность детей изменяет качество деятельности педагога; он осуществляет поиск нового содержания, форм, методов обучения, оптимальных моделей взаимодействия. Все это способствует его личностному и профессиональному развитию.
Внутри коллектива сотрудников существует два вида отношений: отношения субординации между администрацией и педагогами; между администрацией и обслуживающим персоналом и отношения координации между педагогами и обслуживающим персоналом. Системообразующим фактором, активизирующим деятельность педагогического коллектива, сплачивающим его членов, выступает система целей и ценностей учреждения, его традиции.
Вторая подсистема I уровня – базисные основания.
Ценности — это нормы жизнедеятельности ДОУ: отношение к ребенку, к работе, друг к другу, к самому к себе, к учреждению.
Миссия ДОУ – его предназначение, суть его существования. В ней отражается специфика образовательных услуг, контингента детей, направленность его деятельности.
Как было отмечено выше, ДОУ в своей деятельности ориентируется не только на своих субъектов, но и на требования внешней среды. На этой основе учреждение определяет цели своей деятельности.
Цели характеризуют образ желаемого будущего результата и связаны с моделью выпуска ДОУ.
Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются в его Уставе и локальных актах: договоре с учредителем, родителями, договоре со специалистами на оказание дополнительных образовательных услуг правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и др.
Ценности выступают основой при уточнении миссии ДОУ. Между ценностями и целями существует связь изменения, проявляющаяся в том, что изменение первых приводит к изменению вторых. Цели таким же образом связаны и с миссией. Ценности, миссия, цели являются фундаментом создания нормативно-правовых основ ДОУ.
Второй уровень – это подсистема, выступая в качестве стержневой основы ДОУ, обеспечивает целенаправленность деятельности и взаимодействия всех его подсистем, за счет чего приобретает целостный характер.
Третья подсистема II уровня — управление – деятельностная структура, состоящая из целенаправленных, взаимосвязанных действия (функций), при помощи которых руководитель решает управленческие задачи. Это взаимодействие приводит к смене одной функции другой. При этом реальный результат каждой функции зависит от результата выполнения предыдущей. Основа управленческой деятельности – планирование, ядром которого является определение целей и задач. Основанием для формирования последних служат результаты анализа информации о работе ДОУ. То есть анализ полученной информации служит не только основой принятия управленческого решения, но и средством проверки качества его исполнения.
Третьему уровню системы соответствуют 4-6 – е подсистемы. Причем 4-я подсистема выполняет функцию связующего звена, объединяющего в единую функционально-динамическую систему образовательный процесс и условия жизнеобеспечения учреждения.
Четвертая подсистема – организационно-педагогическая структура ДОУ.
В ДОУ могут быть представлены от одной до двух ступеней образования – раннее детство, дошкольное детство, соответственно подразделяющееся на младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Типы структурных подразделений зависят от вида услуг, оказываемы ДОУ, их адресной направленности, режима жизнедеятельности учреждения. В этой связи в ДОУ могут функционировать общеразвивающие и коррекционные группы; структура для организации работы с детьми, не посещающими ДОУ и их родителями; группы кратковременного, долговременного и круглосуточного пребывания детей.
Организационно – педагогическая структура зависит от биологических и психологических характеристик воспитанников ДОУ, его нормативно-правового статуса, социального заказа учредителя и семьи.
5 и 6-я подсистемы соединены связями изменения. Изменение каждого элемента образовательного процесса приводят к изменению соответствующих элементов подсистемы условия жизнеобеспечения. К примеру, введение нового содержания образования порождает изменения в программном обеспечении. Изменение содержания образования приводит к необходимым изменениям предметно – развивающей среды, в условиях которой это содержание будет реализовано и т.п.
Существенно то, что по характеру связи между 5 и 6-й подсистемами – связи прямого и обратного действия, поскольку качественное изменение элементов одной подсистемы приводит к качественному изменению элементов второй. Например, изменение предметно – развивающей среды будет способствовать более успешному освоению детьми нового содержания, введение вариативных программ позволит дифференцировать содержание относительно индивидуальных возможностей детей и т.п.
Все подсистемы ДОУ связаны с 1-й подсистемой. Изменение элементов 2- 6 –й подсистемы будет способствовать приобретению новых качеств субъектами 1-й подсистемы. К примеру, улучшение медико-оздоровительного сопровождения образовательного процесса повлечет за собой улучшение состояния здоровья детей. В то же время реализация новых образовательных программ, требующая высокого уровня профессионализма, будет способствовать росту профессиональной компетентности педагога и т.п. Совершенно очевидно, что по содержанию это связи развития (Приложение
Управление дошкольным образовательным учреждением должно ориентироваться на личность (ребёнка, педагога, руководителя). Без целенаправленного и научно-обоснованного управления невозможно сегодня обеспечить благоприятные условия творческой работы коллектива дошкольного учреждения, внедрять инновации в работу с детьми.
Читайте также:
- Сравните первоначальные и современные положения клеточной теории отметьте принципиально новые кратко
- Методика рисунок я и мой друг в детском саду
- Концепция демократического государственного управления кратко
- Мероприятие о великой отечественной войне для начальной школы
- Примеры кластеров по математике в начальной школе