Евросоюз (ЕС) — это международное экономико-политическое объединение. Сейчас в него входят 27 стран. ЕС устанавливает общий вектор развития социальных институтов государств-участников и политики безопасности
Как возник Евросоюз
Первоначально Евросоюз включал в себя только страны Западной Европы: Бельгию, Францию, Люксембург, ФРГ, Нидерланды и Италию. Объединение преследовало преимущественно экономические цели. Оно возникло на базе Европейского объединения угля и стали, а в 1957-м Римским договором было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Участники ЕЭС перестали взимать друг с друга таможенные пошлины, что значительно упростило торговые процессы между странами. В 1973 году к сообществу присоединились Дания, Ирландия и Великобритания.
Подписание Римского договора в 1957 году
(Фото: britannica.com)
Важнейшим периодом в истории становления ЕС стали 1990-е: пока рушился СССР, Европа шла по пути взаимной интеграции. В 1993 году страны ЕЭС подписали Маастрихтский договор, закрепляющий верховенство четырех основных свобод передвижения: товаров, услуг, людей и денег. Это событие и стало точкой отсчета существования Евросоюза в привычном нам виде.
В начале 2000-х годов начали сглаживаться политические разногласия между Восточной и Западной Европой — в этот период к ЕС присоединились сразу 10 новых стран, а в 2007-м к ним добавились Болгария и Румыния.
Кто входит в ЕС
К участникам Евросоюза относятся:
Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания и Швеция.
Находятся в процессе евроинтеграции:
Албания, Черногория, Северная Македония, Турция, Сербия, Украина и Молдавия.
Пока что не соответствуют требованиям ЕС, но хотят вступить:
Косово, Босния и Герцеговина, Грузия.
Страны Евросоюза
(Фото: britannica.com)
Кто и как управляет Евросоюзом
Есть три ключевых органа управления.
Европейская комиссия
Высший исполнительный орган ЕС, который в том числе занимается законотворчеством и следит за исполнением принятых в ЕС правовых норм. Также Комиссия представляет ЕС во Всемирной торговой организации и G7. Во главе Комиссии стоит председатель, которого избирают главы государств-членов союза и одобряет Европарламент. Сейчас эту должность занимает Урсула фон дер Ляйен.
Европейский парламент
Рассматривает законопроекты Комиссии в первом чтении. Члены парламента избираются каждые пять лет из числа граждан стран-участниц. Депутаты делятся на фракции — Европартии. Существует больше десятка таких партий, например есть «Альянс либералов и демократов за Европу», «Европейская партия зеленых», ультраконсервативная «Европа наций и свобод» и другие. Парламент самостоятельно выбирает председателя каждые 2,5 года — сейчас им руководит Роберта Метсола.
Европейский совет
Это высший политический орган Евросоюза, который рассматривает законопроекты во втором чтении — т.е. может принять или отклонить закон, предложенный парламентом. Совет состоит из лидеров государств-членов ЕС и определяет стратегию развития всех стран. Основная миссия Совета — выработка генеральной линии политической интеграции. Действующий председатель —- Шарль Мишель.
Разница между Европейским советом и Советом Европы
Это разные организации. Состав Совета Европы шире, до марта 2022 года туда входила и Россия. Организация занимается защитой демократических институтов и регулирует вопросы культурного и социального сотрудничества. Совет Европы разработал более 160 международных документов, заменивших тысячи двусторонних соглашений, действовавших между европейскими странами ранее. Важнейший из них — Европейская конвенция о правах человека.
Финансирование ЕС
Крупнейший источник формирования бюджета Евросоюза — взносы государств-участников. Их размер определяется на основе валового национального дохода каждой страны. Экономический лидер ЕС — Германия, в 2020-м ее ВВП составил около $3,85 трлн. Далее следуют Франция — $2,63 трлн, и Италия — $1,89 трлн. Для сравнения, ВВП России в 2021-м составил $1,78 трлн.
Символы Евросоюза
Флаг
Символизирует как сам Европейский союз, так и единство и идентичность Европы в целом. На синем полотне флага по кругу расположились 12 золотых звезд, олицетворяющих гармонию и сплоченность стран. Создатель флага Арсен Хейц говорил, что число 12 отчасти было выбрано по аналогии с количеством звезд в нимбе у статуи Девы Марии в Страсбургском соборе.
Флаг Евросоюза
(Фото: britannica.com)
Дизайн появился еще в 1955 году, но тогда флаг использовал Совет Европы, который советовал всем формирующимся европейским организациям также использовать его. В 1985 году флаг был принят всеми лидерами ЕС в качестве его официального символа.
Гимн
Это инструментальная версия «Оды к радости» Бетховена. Гимн символизирует «европейские идеалы свободы, мира и солидарности».
Девиз
Перекликается с идеями гимна и флага и звучит так:
«Единство в многообразии».
Девиз был принят в 2000 году.
Как устроена евроинтеграция
Общий рынок подразумевает снятие большинства барьеров для ведения бизнеса. Предприниматель из Франции может свободно торговать в Германии, поскольку все стандарты и тарифы едины для каждого гражданина ЕС. Страны Евросоюза обязаны содействовать друг другу в области научных исследований и использования атомной энергетики, соответствовать общим правилам антимонопольной и экологической политики.
Существует также суд Европейского союза. Он заседает в Люксембурге и туда входят участники от каждой из стран ЕС. Суд принимает иски от частных лиц — он гарантирует соблюдение общеевропейского законодательства и рассматривает дела международного характера. Например, регулирует споры стран-членов ЕС.
Как связаны «шенген» и ЕС
Свободное перемещение людей между странами — одна из целей создания ЕС. Договор об отмене внутреннего погранконтроля был заключен в 1985 году в люксембургском Шенгене — отсюда и пошло название визы. Кроме снятия ограничений, соглашение накладывает на страны обязанности по охране внешних границ. Это значит, что при въезде в любую страну шенгенской зоны придется пройти одинаковую процедуру проверки.
Но Шенгенская зона не равна Евросоюзу: сейчас в нее входят 22 страны сообщества, а также Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Неформально к «шенгену» относятся также карликовые государства внутри территории ЕС — Монако, Сан-Марино, Андорра и Ватикан, хотя они соглашение не подписывали. По «шенгену» можно въехать в Ирландию, Боргарию, Кипр, Румынию и Хорватию — но получить такую визу в посольствах этих стран не получится.
Еврозона
Это валютный союз, куда входят 19 стран — на их территории действует евро. Еврозона была учреждена в 1999 году, но сами монеты и банкноты были выпущены в 2002-м. Регулирует оборот евро Европейский центральный банк. Национальные валюты сохранились в Швеции, Польше, Чехии, Хорватии, Румынии, Венгрии и Болгарии. Кроме Швеции, все эти страны планируют перейти на евро, но это случится после того, как они будут соответствовать пяти «критериям сближения». Ограничения нужны для нейтрализации рисков, которые могут возникнуть от объединения с неравными экономиками. Еще евро не ввели Дания и Великобритания — в последней национальная валюта точно сохранится, поскольку страна находится в процессе выхода из ЕС.
Евроскептицизм
Это политическая позиция, связанная с критикой Евросоюза и европейской интеграции. Степень скептицизма может варьироваться от выступления против некоторых отдельных идей и институтов до призывов выйти из ЕС — как случилось в Великобритании с Brexit.
«Интеграция подрывает национальный суверенитет страны», — вот основная претензия евроскептиков. Также они критикуют законодательные органы ЕС за излишнюю бюрократичность и непрозрачность. Еще один важный пункт для критики — политика ЕС по отношению к мигрантам.
В целом жители стран Евросоюза положительно относятся к членству в этой организации — по данным Pew Research Center, 67% респондентов высказываются о ЕС положительно. В среднем, молодежь относится к евроинтеграции позитивнее старших поколений, также положительное отношение напрямую связано с устойчивым экономическим положением страны. Негативно к ЕС относятся сторонники европейских правых партий.
From Wikipedia, the free encyclopedia
The main bodies of the European Union and the Euratom are:
- the seven principal institutions of the European Union, including the one which is an international entity (the European Central Bank)
- other bodies of the EU established through primary (treaty) legislation, either as international law bodies (the European Investment Bank Group entities, the European University Institute, the European Stability Mechanism and the Unified Patent Court) or as bodies without juridical personality (the European Ombudsman, the advisory bodies to the European Union)
- the agencies, decentralised independent bodies and joint undertakings of the European Union and the Euratom, which are bodies of the EU established as juridical persons through secondary legislation,
- other bodies of the EU established through secondary legislation, which lack juridical personality (e.g. European Data Protection Supervisor)
- the inter-institutional services
Apart from them, some several other bodies exist.
Institutions of the EU[edit]
The Treaty on European Union in Article 13 lists seven institutions of the European Union, including one which is an international entity (the European Central Bank).
Logo | Name | TEU | Seat | Members | Chairman |
---|---|---|---|---|---|
|
The European Parliament | 1 | Brussels & Strasbourg | 705 MEPs | Roberta Metsola |
|
The European Council | 2 | Brussels | 27 Heads of State or Government of the Member States
and the President of the Commission |
Charles Michel |
|
The Council of European Union | 3 | Brussels | 27 ministers | Biannual rotation |
|
The European Commission | 4 | Brussels | 27 commissioners | Ursula von der Leyen |
|
The Court of Justice of the European Union | 5 | Luxembourg | 27 judges, 11 Advocate-Generals | Koen Lenaerts |
|
The European Central Bank | 6 | Frankfurt am Main | Christine Lagarde | |
|
The European Court of Auditors | 7 | Luxembourg | 27 members, 1 president | Klaus-Heiner Lehne |
International law entities of the EU (other than EBC)[edit]
European Investment Bank Group bodies[edit]
In addition, the European Investment Bank is the European Union’s long-term lending institution. The EIB supports the EU’s priority objectives, especially boosting sustainable growth and job creation. The Group also includes the European Investment Fund and the EIB Institute.[1]
European University Institute[edit]
European Stability Mechanism[edit]
Unified Patent Court[edit]
Other treaty-established bodies[edit]
Advisory bodies[edit]
There are a number of other bodies and agencies of note that are not formal institutions. There are two consultative committees to the EU institutions: the Economic and Social Committee (EESC) advises on economic and social policy (principally relations between workers and employers) being made up of representatives of various industries and work sectors. Its 344 members (with an additional nine members joining following the accession of Croatia to the EU), appointed by the Council for four-year terms, are organised into three fairly equal groups representing employers, employees and other various interests;[2] while the European Committee of the Regions (CoR) is composed of representative of regional and local authorities who hold an electoral mandate. It advises on regional issues. It has 344 members, organised in political groups, appointed every four years by the Council.[3]
European Ombudsman[edit]
The European Ombudsman deals with citizens grievances against the Union’s institutions and is elected for five-year terms by the Parliament.
Agencies, decentralised independent bodies, corporate bodies and joint undertakings[edit]
A number of decentralised, executive and Eurarom agencies, decentralised independent bodies and joint undertakings exist, which are bodies of the EU or Euratom established as juridical persons through secondary EU legislation. These include the European Environment Agency and Europol.[4]
Other bodies and inter-institutional services[edit]
There are also three inter-institutional bodies lacking juridical personality: the Publications Office, the oldest one, which publishes and distributes official publications from the European Union bodies;[5] and the two relatively new: the European Personnel Selection Office (EPSO), a recruitment body which organises competitions for posts within Union institutions;[6] and the European Administrative School, which provides specific training for the staff of Union institutions.[7]
Another body is the anti-fraud office OLAF whose mission is to protect the financial interests of the European Union.[8]
The European Data Protection Supervisor ensures the institutions respect citizens’ privacy rights in relation to data processing.[9]
References[edit]
- ^ «About the EIB». European Investment Bank. Retrieved 2 August 2007.
- ^ «The European Economic and Social Committee». Europa (web portal). Archived from the original on 25 June 2007. Retrieved 2 August 2007.
- ^ «Presentation / Role». Europa (web portal). Archived from the original on 9 June 2007. Retrieved 2 August 2007.
- ^ «Agencies of the EU». Europa (webportal). Retrieved 2 August 2007.
- ^ «Activities». Europa (web portal). Archived from the original on 2007-09-09. Retrieved 2 August 2007.
- ^ «European Personnel Selection Office». Europa (web portal). Retrieved 2 August 2007.
- ^ «Welcome to the eas». Europa (web portal). Retrieved 2 August 2007.
- ^ «OLAF». Europa (web portal). Retrieved 2 August 2007.
- ^ «Welcome to the home page of the European Data Protection Supervisor». Europa (web portal). Archived from the original on 9 July 2007. Retrieved 2 August 2007.
See also[edit]
- Glossary of European Union concepts, acronyms, & jargon
- List of the names of bodies of the European Union in its official languages
Что такое ЕС?
ЕС – известная всему миру аббревиатура, которая расшифровывается как Европейский Союз. Это международное сообщество было создано как экономическое, политическое и военное объединение на основе ЕЭС в1992 году при подписании Маастрихтского договора в Нидерландах.
Флаг Евросоюза – 12 звёзд на синем фоне
С образованием ЕС завершилось урегулирование денежной и политической систем в странах-членах ЕС: созданы единый рынок, таможенный союз, общая денежная единица – евро. Ведется совместная сельскохозяйственная и рыболовная политика, сформирована общая внешнеполитическая стратегия безопасности.
Страны-участники ЕС
Первоначально в Европейский Союз со штаб-квартирой в Брюсселе, вошли шесть членов-государств: Бельгия, Западная Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (1957 год). С расширением ЕС его членами в разные годы стали:
- 1973 год: Великобритания, Дания, Ирландия;
- 1981 год: Греция;
- 1986 год: Испания, Португалия;
- 1995 год: Австрия, Финляндия, Швеция;
- 2004 год: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония;
- 2007 год: Болгария, Румыния;
- 2013 год: Хорватия.
Степень интеграции внутри Евросоюза разнилась. Так, Дания и Швеция в ходе референдумов по зоне евро решили сохранить собственные национальные валюты.
Такое же решение приняла Великобритания, а помимо того, она участвовала в Шенгенском соглашении с условием ограниченного членства, как и Ирландия. Вместе с тем, в Шенгенскую зону входят Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн, хоть и не являются членами ЕС.
Кроме того, в 1985 году из Евросоюза вышла Гренландия (автономная часть Дании), а в 2020 году от членства в ЕС отказалась Великобритания.
Страны, которые входят в Евросоюз (обозначены голубым цветом)
В итоге членами Евросоюза осталось 27 стран, но еще 7 в разные годы получили статус официальных кандидатов на вступление. В их числе:
- Турция (1999 год);
- Северная Македония (2005 год);
- Черногория (2010 год);
- Сербия (2012 год);
- Албания (2014 год);
- Украина, Молдова (2022 год).
Примечательно, что Украина – первая страна, получившая свой статус, находясь в военном конфликте.
В статусе потенциальных кандидатов на членство в Европейском Союзе находятся Босния и Герцеговина (2016 год) и Грузия (2022 год) как подписавшие соглашения об ассоциации с ЕС и подавшие заявки на вступление.
В декабре 2022 года ЕС согласился включить Хорватию в Шенгенскую зону.
История создания ЕС
Мысль о консолидации европейских государств возникала еще у русского императора Александра Первого, инициатора создания Священного союза между Россией, Пруссией и Австрией.
После Второй мировой войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль снова заговорил на эту тему, предлагая создать по примеру Америки Соединенные штаты Европы. Результатом стал основанный в 1949 году Совет Европы, сосредоточивший свою работу на вопросах прав человека в европейских странах.
Подписание договора о создании Совета Европы
Путь к интеграции продолжился германо-французской декларацией о создании объединения угля и стали, а затем, в 1951 году, Бельгией, Западной Германией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Францией был подписан парижский договор о создании международной организации ECSC (ЕОУС), объединившей каменноугольную, железорудную и металлургическую отрасли этих стран.
Опасаясь за национальный суверенитет, Великобритания не стала участвовать в Договоре, тогда как вышеозначенные государства в 1957 году, подписав Римский договор, основали Европейское экономическое сообщество, ставшее предвестником Евросоюза.
Европейский союз – краткая история на карте
В 1967 году три отдельных европейских сообщества – объединение угля и стали (ЕОУС), экономическое (ЕЭС) и сообщество по атомной энергии (Евроатом) объединились в единую структуру – Европейские Сообщества. Со временем к ним присоединились и другие страны, а в 1992 году все государства, входившие в них, подписали в Голландии Маастрихтский договор и создали Европейский союз. Этот договор стал еще одним основополагающим документом наряду с договором о ЕЭС.
Тремя «опорами» ЕС стали:
- ЕОУС, Евратом, ЕЭС;
- Общая внешняя политика и политика безопасности;
- Совместная политика в сфере внутренних и юридических дел.
Ключевой задачей договор обозначил создание Экономического и валютного союза (ЭВС), а также внедрение единой европейской валюты, что само по себе было беспрецедентным шагом.
В 2004 году к Евросоюзу присоединилось сразу десять стран, и его руководство ощутило всю тяжесть бюджетных расходов. К тому же был отклонен проект единой Конституции ЕС, организация до сих пор руководствуется в своей деятельности несколькими основополагающими документами.
Маастрихтский договор имел очень большое значение для европейских стран, но в нем имелся и существенный недостаток: отсутствовал раздел о глубоком реформировании структуры всех имеющихся органов в ЕС, который предполагалось включить в документ, чтобы учитывать новые задачи интеграции при возрастающей численности участников. Государствам не удалось договориться, некоторые выступали очень резко против расширения полномочий Европейского союза.
Что такое Маастрихтский договор?
Позже в ЕС были подписаны еще три важных для деятельности договора:
- 1997 год: Амстердамский договор. Реформировал третью «опору», включил шенгенские правила в право Евросоюза, расширил полномочия парламента.
- 2002 год: Ниццкий договор. Подготовил Евросоюз к расширению на восток, ввел новое распределение голосов в Евросовете и парламенте, упростил механизмы принятия решений.
- 2007 год: Лиссабонский договор. Реформировал структуру органов ЕС, упорядочил процедуры принятия решений, усилил внешнеполитические функции Евросоюза.
Структура ЕС
Главенствующие позиции в структуре Евросоюза заняли Европейский совет и Европейская комиссия. Помимо них в рамках ЕС сформировались и были учреждены другие органы, наделенные следующими полномочиями:
- Европейский совет. Высший политический орган Евросоюза, в который входят руководители государств и правительств стран, имеющих членство в ЕС, а также председатели Еврокомиссии (на 2022 год – Урсула фон дер Ляйен) и Евросовета (на 2022 год – Шарль Мишель). Основной миссией является выработка генеральной линии политической интеграции. Заседает не менее четырех раз в год. ЕС наделен полномочиями изменять основополагающие договоры.
- Европейская комиссия. Высший орган исполнительной власти. Состоит из 27 членов – представителей государств. Формируется каждые пять лет. Каждый из членов отвечает за определенную политическую сферу. Комиссия обеспечивает повседневную работу Евросовета и обладает значительными полномочиями в различных областях. Рабочие языки – английский, французский, немецкий.
- Совет (неофициально – Совет министров). Законодательный орган. Состоит из 27 министров правительств в зависимости от повестки обсуждаемых вопросов.
- Европейский парламент. Законодательный орган. Собрание из 705 депутатов, напрямую избранных сроком на пять лет гражданами государств-членов ЕС. Председатель избирается на два с половиной года. Контролирует работу Еврокомиссии и обладает полномочиями к ее роспуску, а также имеет право мнения при приеме в ЕС новых членов и заключении соглашений.
- Суд Европейского союза. Судебный орган высшей инстанции. Состоит из 27 судей – по одному от каждого государства. Назначаются сроком на шесть лет с возможностью пролонгации. Регулирует разногласия между членами ЕС, между государствами и самим ЕС, между органами ЕС. Дает заключения по международным соглашениям, обладает правом наложения штрафов на государства-члены ЕС.
Как устроена власть в ЕС? (инфографика)
Помимо того, внутри Европейского союза за более чем шестьдесят лет его деятельности были сформированы следующие структуры, призванные обеспечить единую валютно-финансовую политику и выравнивание уровня экономического развития:
- Единый центральный банк;
- Европейский инвестиционный банк;
- Европейская счетная палата;
- Европейский фонд развития;
- Экономический и социальный комитет;
- Комитет регионов.
Цели и задачи ЕС
Главными целями при создании Европейского союза были названы способствование миру и улучшение благосостояния европейских народов. Затем были озвучены задачи, способствующие реализации основной цели, которые состоят в следующем:
- Создание в Европе свободного и безопасного пространства без внутренних границ и обеспечение граждан, проживающих на территории ЕС, правами и свободами в рамках Европейского союза;
- Создание внутреннего рынка с целью обеспечения эффективного ведения торговли внутри Европы со свободной и честной конкуренцией;
- Достижение сбалансированного роста экономики и стабильности ценообразования, учитывая социальные нужды и благосостояние людей;
- Развитие науки, техники, образования, чтобы обеспечить государства-члены ЕС квалифицированной рабочей силой и высокотехнологичным производством;
- Профилактика социальной отстраненности, избавление от бедности, содействие равноправию, в том числе меньшинств. Соблюдение прав детей и пожилого населения;
- Уважение к национальным и общеевропейским культурам, сплочение стран и народов, ответственность членов ЕС друг за друга;
- Содействие миру во всем мире, обеспечение безопасности людей, разумное использование природных ресурсов и улучшение экологической обстановки на планете в соответствии с Уставом ООН и международных правил.
Россия и ЕС
Российская Федерация никогда не была членом Евросоюза, не подписывала соглашения об ассоциации с ЕС и не подавала заявки на вступление. Тем не менее, государство сотрудничало с Евросоюзом еще с советских времён.
В 1988 году Советский Союз заключил торговое соглашение с ЕЭС, а в 1994 году Российская Федерация и Европейский союз подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве: Россия стала поставлять в Европу энергоресурсы, а ЕС России – автомобили и высокотехнологичное оборудование. Интеграция в Евросоюз РФ не рассматривалась.
С 1995 года ежегодно проводились саммиты Россия-ЕС, а с отсчетом нового тысячелетия встречи на высшем уровне проходили дважды в год. На саммите в Ростове-на-Дону (2010 год) обсуждалась будущая программа «Партнерство для модернизации», в которой предполагалось углубить сотрудничество, сблизить экономики РФ и ЕС, установить безвизовый режим, предпринять другие значимые шаги, но в 2014 году Евросоюз расценил действия России в Крыму как незаконное вторжение и аннексию. В результате ЕС престал сотрудничать со многими российскими предприятиями.
Президент Дмитрий Медведев на саммите России и ЕС (2010)
Претензии Евросоюза к России поступали по нарастающей, затем были введены первые санкции против РФ. В ЕС посчитали, что именно российское государство виновато в неисполнении Минских соглашений и стали продлевать санкционный режим каждые полгода.
В 2019 году Европарламент принял резолюцию «О политических отношениях между Европейским союзом и Россией», в которой было заявлено о том, что ЕС больше не считает РФ стратегическим партнером. Также члены парламента призвали остановить строительство газопровода «Северный поток-2».
Конфронтация между Россией и Евросоюзом усилилась после саммита ЕС 2021 года, на котором обсуждалась возможность созыва саммита РФ-ЕС. Это предложение Германии и Франции обнаружило серьезный раскол внутри Европейского союза – резко против такой встречи выступили государства Балтии и Восточной Европы. ЕС выдвинул новые требования, которые, по его мнению, Россия должна была выполнить неукоснительно, несмотря на то, что не являлась членом Евросоюза. Особенно жесткими заявления стали после начала Российской Федерацией СВО в начале 2022 года.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о «беспрецедентных мерах», которые готов предпринять Евросоюз в отношении России при дальнейшей эскалации российско-украинского конфликта. При этом глава заявила, что ЕС тесно сотрудничает с США в данном вопросе.
Осенью 2022 года МИД РФ заявил, что Евросоюз стал «стороной конфликта на Украине», назвав при этом страны, поставляющие оружие ВСУ, «спонсорами терроризма». Невзирая на это, министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, что Россия всегда готова к воссозданию сотрудничества с ЕС на «взаимоуважительной основе, поиске баланса интересов».
Что нужно для вступления в ЕС
Процедура приема в члены Европейского союза начинается с подписания соглашения об ассоциации с ЕС и официальной заявки на вступление. Когда заявка пройдет процедуру одобрения Европарламентом и каждой страной-членом ЕС, страна получает статус официального кандидата. Это означает, что потенциальный член Евросоюза предъявил дорожную карту с определенными условиями и реформами, которые нужны, чтобы завершить процедуру вступления. Выполнение этих условий и есть залог членства.
Страна должна соответствовать Копенгагенским критериям, в число которых входят:
- соблюдение страной демократических принципов;
- соблюдение принципов свободы и уважения прав человека;
- соблюдение принципов правового государства;
- наличие конкурентоспособной рыночной экономики;
- признание общих правил и стандартов ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Получение статуса официального кандидата на вступление в Евросоюз приносит стране ощутимые преференции в виде финансирования (гранты, инвестиции, техническая помощь). Помимо того, страна включается во многие программы и имеет право на получение безвозвратной внушительной суммы из «Фонда восстановления и помощи». Также страна-кандидат интегрирует в энергетический рынок, получает возможность на снижение ввозных пошлин, увеличение квот на поставки многих товаров на еврорынок.
Над проектом работали:
Галина Дудина,
Сергей Бабич,
Александр Быковский,
Павел Тарасенко,
Георгий Устинов,
Алена Акимова,
Алексей Шмелев,
Иван Корякин
Как войти в Евросоюз и как из него
выйти? Почему не во все страны ЕС можно
поехать с «шенгеном»? Кто решает, какой будет европейская политика в отношении
России? Как отличить Совет ЕС от Европейского
совета? Европейское объединение угля и стали — прообраз нынешнего Евросоюза —
появилось
еще в 1951 году, но до сих пор не каждый гражданин ЕС, и уж тем более
иностранец, сможет быстро ответить на эти вопросы.
Поэтому в рамках совместного проекта с представительством ЕС в России «Окно
в Европу» «Ъ» подготовил «шпаргалку»,
рассказывающую о семи институтах Евросоюза (Еврокомиссия, Евросовет, Европарламент, Совет ЕС, Суд ЕС,
Центральный банк и Счетная палата), а также о внешней политике ЕС, его истории,
символике и перспективах расширения. Только самое важное.
Европейский союз — организация, которая объединяет 27 европейских
стран. И хотя это политическое образование не является государством, у него
все равно
есть ряд характерных для современных стран признаков, включая уникальную символику.
Флаг
На флаге Европейского союза изображено 12 золотых звезд, расположенных как цифры на циферблате,
на синем фоне.
Сначала этот флаг придумали для Совета Европы (эта организация не имеет
непосредственного отношения к Европейскому союзу),
но с 1985 он года был выбран для представления «Европейских
сообществ» (предшественник нынешнего ЕС). Круговое расположение звезд должно
символизировать единство, солидарность и гармонию,
а синий фон — западный мир.
Официальное объяснение числа звезд на флаге гласит, что «число 12 традиционно
символизирует завершенность и единство»
(можно вспомнить 12 знаков зодиака, месяцев в году, полутонов в октаве,
апостолов). Однако существуют и другие интерпретации.
Так, создатель флага Арсен Хейц рассказывал о влиянии христианства на создание
символа, поскольку в западной традиции Дева
Мария изображается с нимбом из 12 звезд. Но с количеством
стран-участниц
число звезд никак не связано.
Гимн
Гимн ЕС — инструментальная версия «Оды к радости» Людвига ван
Бетховена (часть
9-й
симфонии),
написанная им на стихотворение Фридриха Шиллера. Гимн символизирует «европейские
идеалы свободы,
мира и солидарности». Официальные инструментальные аранжировки к гимну
написал один из самых известных европейских дирижеров Герберт фон Караян.
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Константин Зенкин,
профессор Московской государственной консерватории им. П. И.
Чайковского для «Ъ»:
«
«Причина этого выбора — текст „Оды к радости“,
где говорится о единении и братстве всех людей и народов. Кроме того, эта
музыка довольно простая, популярная и запоминающаяся».
Девиз
«Единство в многообразии» — официально принятый в 2000 году
девиз Европейского союза. Он символизирует многообразие европейских культур и наций,
а также общую цель — достижение мира и процветания.
ИНТЕРЕСНО
Английский язык — современный lingua franca — также является одним
из самых
распространенных языков Евросоюза.
Однако его доминирующее положение в свое время натолкнулось на мощную критику:
слоганом оппозиции было высказывание «Европейский
союз — это Вавилонская башня, а не Лондонский Тауэр».
14 мая 1872 года германский канцлер Отто фон Бисмарк в речи перед Рейхстагом заявил:
«Любой, кто произносит „Европа“, неправ. Это всего лишь географическое
название». А имевший множество фавориток король Франции Людовик XIV однажды в частной
беседе сказал, что он «скорее объединит Европу, чем сможет помирить двух женщин».
Ни «король-солнце»
, ни «железный канцлер», очевидно, не верили в возможность мира и гармонии
в регионе. И неудивительно, ведь история Европы вплоть до середины ХХ века
полна войн и распрей между близкими соседями. После двух разрушительных мировых войн, под
угрозой экономического коллапса лидеры западноевропейских стран попытались поставить на защиту
политики экономику, так перестроив
торгово-промышленные
потоки в регионе, чтобы новая война была невозможна. Так Старый Свет встал на путь
постепенной интеграции — от экономической к политической, от Европейского
объединения угля и стали к Европейскому союзу.
9 мая 1950 года считается днем создания европейского интеграционного проекта «День
Европы»: в этот день министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией
(так называемый план Шумана), в которой призвал Германию объединить производства угля и стали
двух стран под руководством единого наднационального органа, а также подготовить создание
экономического сообщества. Этот документ был разработан генеральным комиссаром по вопросам
планирования Франции Жаном Монне. Вместе с Робером Шуманом их нередко называют
отцами-основателями
Европы.
Декларация Р. Шумана, Париж, 9 мая 1950 года:
«
«…Французское правительство предлагает предпринять немедленные
действия на одном ограниченном, но решающем направлении. Оно предлагает, чтобы
франко-германское
производство угля и стали в целом было помещено под контроль общего высшего
руководящего органа в рамках организации, открытой для участия других стран
Европы.
Объединение производства угля и стали должно незамедлительно привести к созданию
общих основ экономического развития как первого шага к федеративной Европе…»
Семь десятилетий за две минуты
1951
Европейское объединение угля и стали
В результате последовавших переговоров в 1951 году Франция, Германия,
Италия,
Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Договор об учреждении
Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС). Это был первый шаг послевоенной Европы к созданию
ЕС.
1957
Римский договор
1951
Европейское объединение угля и стали
1957
Римский договор
Следующий шаг — подписание Римского договора 25 марта 1957 года:
документ учредил Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС). Создание ЕЭС фактически означало появление
общего
европейского рынка товаров и услуг: страны договорились координировать
экономическую политику и отменить таможенные пошлины. Предусматривалось и продвижение
к так называемым четырем свободам: беспрепятственному движению в рамках
объединения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.
1965
Появляются «Европейские сообщества»
1957
Римский договор
1965
Появляются «Европейские сообщества»
В 1965 году был подписан Брюссельский договор (или Договор слияния). Он объединил
управление ЕОУС, Евратомом и ЕЭС в единую организационную структуру
под названием «Европейские сообщества».
1973
6+3
1965
Появляются «Европейские сообщества»
1973
6+3
В 1973 году произошло первое расширение «Европейских сообществ»:
к интеграционному проекту присоединились Дания, Ирландия и Великобритания.
Впрочем, идея наднациональности критиковалась в Британии с самого
начала. Более того, заявка Лондона дважды наталкивалась на вето президента
Франции Шарля де Голля, который считал королевство «не готовым
отказаться от системы преференций в рамках Содружества», а также
опасался сильного влияния США на британскую политику. Поэтому расширение
стало возможно лишь после ухода де Голля с поста президента в 1969
году.
1980-е
Первая волна евроскептицизма
1973
6+3
1980-е
Первая волна евроскептицизма
На рубеже
1970-х
и 1980-х
годов западноевропейская интеграция переживает период застоя, который
характеризовали не иначе как евросклероз или евроскептицизм.
Из-за
экономических кризисов
1970-х
и 1980-х
годов
страны-участницы
неохотно координировали экономическую политику, Британия настаивала на уменьшении
взносов в бюджет ЕС, и даже свобода передвижения товаров и капиталов
наталкивалась на национальные попытки протекционизма. О военной и политической
интеграции говорить было рано. Единственным значимым шагом для политической
интеграции в этот период стало решение о проведении в 1979 году
прямых всеобщих выборов в Европейский парламент.
Маргарет Тэтчер (премьер Великобритании в 1979–1990 годах): «Соединенные
Штаты опирались с самого начала на общий язык, культуру и ценности,
Европа же не может похвастаться ни тем, ни другим, ни третьим.
Порочна она и потому, что Соединенные Штаты складывались в XVIII веке
и превращались в подлинно федеральную структуру в ХIX веке —
под воздействием событий, прежде всего связанных с войной. В отличие
от этого Европа — результат планов. По своей сути она
классическая утопия, монумент тщеславию интеллектуалов, программа, обреченная на провал, —
неясны лишь масштабы конечного урона» («Искусство управления
государством» в пер. В. Ионова).
1981-1986
9+3
1980-е
Первая волна евроскептицизма
1981-1986
9+3
Несмотря на общий евроскептицизм, в 1980-е
годы, после падения авторитарных и диктаторских режимов, к «Европейским
сообществам» присоединяются Греция, Испания и Португалия.
1992
Маастрихтский договор
1981-1986
9+3
1992
Маастрихтский договор
В 1992 году европейские страны подписали Маастрихтский договор, который в 1993
году создал Европейский союз в его современном виде. В соответствии с соглашением
в структуры Сообществ были интегрированы межправительственные связи в сферах
внешней политики, юстиции и безопасности. «Тремя опорами» ЕС стали:
«Европейские сообщества», общая внешняя политика и политика
безопасности, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.
Процедурные различия между тремя опорами были минимизированы в 2009 году
Лиссабонским договором, который установил статус ЕС как субъекта
международного права.
Надпись на стене Бурбонского дворца (Национальное собрание) в Париже
за бюстом Виктора Гюго — его цитата из речи на Всеобщем
конгрессе мира в 1849 году: «Настанет день, когда все вы, все
нации континента, не утрачивая ваших отличительных черт и вашего
великолепного своеобразия, все неразрывно сольетесь в некоем высшем
единстве и образуете европейское братство».
1995
12+3
1992
Маастрихтский договор
1995
12+3
В 1995 году с вступлением Австрии, Финляндии и Швеции ЕС был
расширен до 15 членов. После этого ЕС стал готовиться к своему
самому большому расширению, поскольку заявки на вступление в него
также подали «новые демократии»: бывшие страны Восточного блока
(Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия и Словакия), три бывшие
республики Советского Союза (Эстония, Латвия и Литва), бывшая республика в составе
Югославии (Словения), а также Кипр и Мальта.
2002
Единая валюта
1995
12+3
2002
Единая валюта
В 2002 году после нескольких лет подготовки 12 стран ЕС ввели на своей
территории новую единую валюту — «евро».
2004
15+10
2002
Единая валюта
2004
15+10
В 2004 году к ЕС присоединились сразу 10 государств: Польша,
Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр.
2007
25+2
2004
15+10
2007
25+2
В 2007 году странами ЕС стали Болгария и Румыния.
2013
27+1
2007
25+2
2013
27+1
Последнее расширение ЕС произошло в 2013 году, когда к союзу
присоединилась Хорватия, ставшая
28-м
членом ЕС.
2016
Brexit
2013
27+1
2016
Brexit
В 2016 году Великобритания проголосовала за выход из Евросоюза.
2020
Пока еще 27
2016
Brexit
2020
Пока еще 27
31 января 2020 года после нескольких лет мучительных переговоров Великобритания покинула Евросоюз. В ЕС остались 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Исландия, Норвегия и Швейцария не являются членами ЕС.
Европейское объединение угля и стали
1951
Появляются «Европейские сообщества»
1965
Первая волна евроскептицизма
1980-е
Маастрихтский договор
1992
Европейский совет — это один из семи основных институтов Европейского союза, его
главный политический орган.
Если в обычной стране глава государства — это президент или премьер, то Евросовет
можно сравнить с «родительским собранием» таких глав государств.
Заседания Евросовета называются саммитами и проводятся не реже, чем 4 раза в год
(но бывает и чаще, если есть повод для внеочередного заседания). В собраниях лидеров ЕС также без права
голоса принимают участие председатель Европейского совета (фактически он выполняет роль «классного руководителя», задавая повестку встречи)
и председатель Европейской комиссии.Сейчас эти должности занимают экс-премьер Бельгии Шарль Мишель и бывший министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен.
А что если
кто-то
не согласен с остальными?
Европейский совет формулирует приоритеты и генеральную линию политики Евросоюза. В европейской
практике есть решения и законы, которые можно принять простым большинством голосов или так
называемым «квалифицированным большинством»: «за» должны быть 55%
стран-членов
, представляющих 65% населения. Но если речь идет о решениях Евросовета, то они
как правило принимаются консенсусом. Именно так, например, были приняты и затем
неоднократно продлевались санкции в отношении РФ.
Члены Евросовета
Шарль Мишель
Председатель Европейского совета / без права голоса
«Обновить Европу»
Национальная партия: Реформаторское движение
Урсула фон дер Ляйен
Председатель Еврокомиссии / без права голоса
Европейская народная партия
Национальная партия: «Христианско-демократический союз»
Ангела Меркель
Федеральный канцлер Германии (с 2005
года)
Европейская народная партия
Национальная партия: «Христианско-демократический союз»
Эмманюэль Макрон
Президент Франции с 2017 года
Национальная партия: «Вперед!»
Джузеппе Конте
Председатель Совета министров Италии с 2018 года
Беспартийный
Педро Санчес
Премьер-министр Испании с 2018 года
Партия европейских социалистов
Национальная партия: Испанская социалистическая рабочая партия
Матеуш Моравецкий
Премьер-министр Польши с 2017 года
«Альянс европейских консерваторов и реформистов»
Национальная партия: «Право и справедливость»
Клаус Йоханнис
Президент Румынии с 2014 года
Европейская народная партия
Национальная партия: Национальная либеральная партия
Марк Рютте
Премьер-министр Нидерландов с 2010 года
«Альянс либералов и демократов за Европу»
Национальная партия: Народная партия за свободу и демократию
Софи Вильмес
Премьер-министр Бельгии с 2019 года
«Альянс либералов и демократов за Европу»
Национальная партия: «Реформаторское движение»
Кириакос Мицотакис
Премьер-министр Греции с 2019 года
Европейская народная партия
Национальная партия «Новая демократия»
Андрей Бабиш
Премьер-министр Чехии с 2017 года
«Альянс либералов и демократов за Европу»
Национальная партия: «Акция недовольных граждан»
Антониу Кошта
Премьер-министр Португалии с 2015 года
Партия европейских социалистов
Национальная партия: Социалистическая партия
Виктор Орбан
Премьер-министр Венгрии с 2010 года
Европейская народная партия
Национальная партия: «Фидес»
Стефан Лёвен
Премьер-министр Швеции с 2014 года
Партия европейских социалистов
Национальная партия: Социал-демократическая рабочая партия
Себастьян Курц
Федеральный канцлер Австрии с 2018 года
Европейская народная партия
Национальная партия: Австрийская народная партия
Бойко Борисов
Премьер-министр Болгарии с 2017 года
Европейская народная партия
Национальная партия: ГЕРБ
Ларс Лёкке Расмуссен
Премьер-министр Дании с 2015 года
«Альянс либералов и демократов за Европу»
Национальная партия: «Венстре»
Санна Марин
Премьер-министр Финляндии с 2019 года
Партия европейских социалистов
Национальная партия: Социал-демократическая партия Финляндии
Петер Пеллегрини
Премьер-министр Словакии с 2018 года
Партия европейских социалистов
Национальная партия: Курс — социальная демократия
Лео Варадкар
Премьер-министр Ирландии с 2017 года
Европейская народная партия
Национальная партия: «Фине Гэл»
Андрей Пленкович
Премьер-министр Хорватии с 2016 года
Европейская народная партия
Национальная партия: «Хорватское демократическое содружество»
Гитанас Науседа
Президент Литвы с 2019 года
Беспартийный
Марьян Шарец
Премьер-министр Словении с 2018 года
«Обновить Европу»
Национальная партия: «Список Марьяна Шареца»
Кришьянис Кариньш
Премьер-министр Латвии с 2019 года
Европейская народная партия
Национальная партия: «Единство»
Юри Ратас
Премьер-министр Эстонии с 2016 года
«Альянс либералов и демократов за Европу»
Национальная партия: Центристская партия
Никос Анастасиадис
Президент Кипра с 2013 года
Европейская народная партия
Национальная партия: «Демократическое объединение»
Ксавье Беттель
Премьер-министр Люксембурга с 2013 года
«Альянс либералов и демократов за Европу»
Национальная партия: Демократическая партия
Джозеф Мускат
Премьер-министр Мальты с 2013 года
Партия европейских социалистов
Национальная партия: Лейбористская партия
Шарль Мишель
Председатель Европейского совета / без права голоса
Урсула фон дер Ляйен
Председатель Еврокомиссии / без права голоса
Ангела Меркель
Федеральный канцлер Германии (с 2005 года)
Эмманюэль Макрон
Президент Франции с 2017 года
Джузеппе Конте
Председатель Совета министров Италии с 2018 года
Педро Санчес
Премьер-министр Испании с 2018 года
Матеуш Моравецкий
Премьер-министр Польши с 2017 года
Клаус Йоханнис
Президент Румынии с 2014 года
Марк Рютте
Премьер-министр Нидерландов с 2010 года
Софи Вильмес
Премьер-министр Бельгии с 2019 года
Кириакос Мицотакис
Премьер-министр Греции с 2019 года
Андрей Бабиш
Премьер-министр Чехии с 2017 года
Антониу Кошта
Премьер-министр Португалии с 2015 года
Виктор Орбан
Премьер-министр Венгрии с 2010 года
Стефан Лёвен
Премьер-министр Швеции с 2014 года
Себастьян Курц
Федеральный канцлер Австрии с 2018 года
Бойко Борисов
Премьер-министр Болгарии с 2017 года
Ларс Лёкке Расмуссен
Премьер-министр Дании с 2015 года
Санна Марин
Премьер-министр Финляндии с 2019 года
Петер Пеллегрини
Премьер-министр Словакии с 2018 года
Лео Варадкар
Премьер-министр Ирландии с 2017 года
Андрей Пленкович
Премьер-министр Хорватии с 2016 года
Гитанас Науседа
Президент Литвы с 2019 года
Марьян Шарец
Премьер-министр Словении с 2018 года
Кришьянис Кариньш
Премьер-министр Латвии с 2016 года
Юри Ратас
Премьер-министр Эстонии с 2016 года
Никос Анастасиадис
Президент Кипра с 2013 года
Ксавье Беттель
Премьер-министр Люксембурга с 2013 года
Джозеф Мускат
Премьер-министр Мальты с 2013 года
Если Европейский совет объединяет лидеров
стран-участниц
, то Совет ЕС — правительства этих стран. Но не всех министров сразу,
а в зависимости
от рассматриваемой на заседании темы. Таким образом, очередное заседание Совета ЕС может
оказаться, например, встречей министров, отвечающих за экологию (Совет по охране
окружающей среды) или министров финансов (так называемый совет «Экофин»). Всего
насчитывается десять конфигураций Совета ЕС — «по интересам».
Например,
если в Брюсселе или Люксембурге проходит заседание Совета ЕС по иностранным делам —
значит, там собирается коллегия министров иностранных дел.
Совет обсуждает и вносит поправки в законодательство, принимает законодательные акты и бюджет
ЕС (совместно с Европарламентом), координирует политические курсы
стран-членов
и принимает решения относительно внешней политики ЕС (в рамках, установленных
Европейским советом). Помимо этого именно Совет ЕС официально заключает договоры между ЕС и другими
странами и организациями. Любой правовой акт должен получить одобрение Совета ЕС.
Совет Европы ≠ Совет ЕС ≠ Европейский совет
Европейский совет и Совет ЕС, которые входят в систему институтов Евросоюза,
следует
отличать от Совета Европы, который объединяет 47 государств (в том числе и Россию).
Совет Европы — это старейшая в Европе межправительственная организация,
созданная в 1949 году для защиты прав человека, демократии и верховенства права.
Главным достижением Совета Европы считается принятие Европейской конвенции о защите
прав
человека и основных свобод. В структуру организации входят Комитет министров,
Парламентская ассамблея (ПАСЕ) и Европейский суд по правам человека.
Европейский парламент — один из двух законодательных органов ЕС (второй —
это Совет ЕС), который все граждане ЕС избирают раз в пять лет прямым голосованием.
Каждые
два с половиной года меняется председатель Европарламента, который, в частности,
подписывает законодательные акты. Сейчас это итальянец Давид-Мария Сассоли.
От каждой страны пропорционально численности населения избирается фиксированное число депутатов — так, чтобы в итоге их было 705. Например, от Германии — 96 человек, а от Кипра — всего шесть. При этом на европейских выборах граждане Евросоюза голосуют за политиков своих национальных партий — которые, в свою очередь, входят в более широкие европейские политические объединения (их можно сравнить с наднациональными партиями). По итогам последних выборов в 2019 году депутаты сформировали семь фракций (или политических групп). Две крупнейшие представляют правый и левый центры — это Европейская народная партия (ЕНП) и «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D).
Тег video не поддерживается вашим браузером.
Скачайте видео.
Мы подготовили это видео еще до выхода Великобритании из ЕС. После «Брексита» в ЕС стало меньше избирателей, и в Европарламенте теперь заседают не 751, а 705 депутатов из 27 стран. Заодно было решено пересчитать, сколько депутатских мандатов будет у каждой страны. Те страны, где отмечен рост населения, получили дополнительные депутатские кресла – от одного до пяти.
Европейская комиссия — главный исполнительный орган Европейского союза, который
представляет ЕС как единое целое, обладает «правом инициативы», то есть
предлагает законы и политические программы, а также несет ответственность за реализацию
законов, принятых Европарламентом и Советом ЕС. Еврокомиссия защищает и следит за уважением
интересов всего Евросоюза, а не отдельных
стран-членов
.
Еврокомиссию можно сравнить с европейским правительством. Функции еврокомиссаров похожи на министерские
портфели в обычных странах: среди портфелей есть, например, энергетика, транспорт,
бюджетные
вопросы и образование и культура.
Европейская комиссия состоит из 27 членов — по одному от каждого государства ЕС. Сначала Европейский совет предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европейским парламентом. После этого Совет ЕС и кандидат на должность председателя формируют состав Еврокомиссии — выбирают еврокомиссаров. И председатель, и еврокомиссары должны быть одобрены парламентом и советом. Традиционно еврокомиссарами становятся бывшие главы национальных правительств или министры. С 2019 года пост председателя Еврокомиссии занимает влиятельный немецкий политик Урсула фон дер Ляйен.
У Еврокомиссии есть свои представительства в каждой стране ЕС, и в общей
сложности в структурах Еврокомиссии по всей Европе работают более 20 тыс. человек.
«
Еврокомиссия защищает и следит за уважением интересов всего Евросоюза, а не отдельных
стран-членов.
Помимо Еврокомиссии за надлежащим исполнением законодательных актов ЕС в каждом государстве
следит Суд Европейского союза.
Суд ЕС как институт состоит из двух судебных органов — Европейского суда
и Европейского трибунала (Суда общей юрисдикции). Европейский суд состоит из 28 судей и 11 генеральных
адвокатов и занимается преимущественно спорами между государствами Евросоюза или Еврокомиссией и государствами-членами.
Европейский суд заранее проверяет международные договоры на соответствие праву Европейского союза,
а также толкует его по запросу национальных судов; его решения не могут быть обжалованы.
Трибунал после реформы 2017 года состоит из 46 судей из 28 стран-участниц.
Это суд общей юрисдикции, куда могут обратиться и страны-участницы, и компании,
и физические лица — и в основном он рассматривает как раз иски частных лиц,
которые обжалуют акты институтов ЕС.
Заседание Европейского суда
А причем здесь ЕСПЧ?
Европейский суд по правам человека — это не то же самое, что Суд
ЕС.
Разница такая же, как между Советом ЕС и Советом Европы. ЕСПЧ —
это
международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все
государства-члены
Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных
свобод, и с 1998 года юрисдикция ЕСПЧ распространяется в том числе и на Россию.
О внешних связях Евросоюза принято говорить, что страны проводят «общую внешнюю
политику
и политику безопасности» — этот принцип был закреплен в Маастрихтском
договоре в 1992 году. Он означает, что
вообще-то
страны-члены
сохраняют самостоятельную внешнюю политику, но выступают сообща по ряду вопросов, если
смогут единогласно принять решение и заключить межправительственное соглашение. Цели и задачи
совместной внешней политики определяет Евросовет, а за реализацией следит Совет ЕС по иностранным
делам, который собирается минимум раз в месяц.
В 1993 году в ЕС появился верховный представитель по внешней политике и политике
безопасности — это должность вроде еврокомиссара, но уже само название дает
понять,
что внешнеполитическое досье стоит особняком и основная ответственность
по-прежнему
лежит на странах-членах. Сейчас этот пост занимает испанец Жозеп Боррель. Он возглавляет Европейскую внешнеполитическую службу — аналог МИДа, а также является заместителем председателя Еврокомиссии. Именно он представляет ЕС на международной арене.
Теоретически у ЕС могли бы появиться общая оборонная политика и единая армия —
но пока их нет, и эти компетенции
по-прежнему
сохраняются за национальными оборонными ведомствами. В то же время 21 из 27
стран-участниц
ЕС входят в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Фактически это
притормаживает создание аналогичной системы в ЕС. Хотя в ноябре 2017 года была
подписана
программа Постоянного структурированного сотрудничества в военных разработках и предоставлении
военных отрядов.
Решения в области единой внешней и оборонной политики в основном принимаются
единогласно. В ряде случаев (их перечисляет ст. 31 Договора ЕС) решение может быть
принято
большинством голосов — скажем, если речь идет о детализации предыдущего решения
лидеров ЕС.
Государства-члены
могут воздержаться, не блокируя принятие решений. Воздержавшееся
государство-член
не обязано осуществлять принятое решение совета, но обязуется признать, что подобное
решение связывает Европейский союз.
Возможность присоединиться и выйти из ЕС записана в основополагающих
договорах.
Выгнать
кого-то
из ЕС нельзя, но в 1962 и 1985 годах из «Европейских
сообществ»
после обретения независимости и автономии самостоятельно вышли Алжир и Гренландия (в отличие,
соответственно, от Франции и Дании, которые остались). Еще несколько стран —
Норвегия, Исландия и Швейцария — сначала подали свои заявки на вступление,
но затем
их отозвали. Однако до 2020 года ни одна страна целиком не покидала Евросоюз.
Первой стала Великобритания: по итогам голосования 2016 года эта страна покинула ЕС 31 января 2020 года в 23:00 по Гринвичу (или 1 февраля в 2:00 по московскому времени). Хотя часть формальностей к тому времени была улажена, а соглашение об отделении подписано — многие детали «развода» фактически были оставлены на потом.
Почему Британия выходит из ЕС?
Отношения между жителями Британии и континента не были безоблачными с самого
начала — достаточно вспомнить два вето, наложенные Шарлем де Голлем на британскую
заявку о присоединении. В итоге британские популисты добились вынесения вопроса о выходе
из ЕС на референдум, и сторонники отделения победили — 51,89%
против 48,11%. Неожиданно для политиков, экспертов и половины жителей страны.
Впрочем, и после референдума вплоть до конца 2019 года быть уверенным на 100% в том, что в итоге Британия выйдет из ЕС, было нельзя.
Между тем в очереди на вступление в ЕС остаются Албания, Черногория, Сербия,
бывшая югославская Республика Македония и Турция — все эти страны получили
формальный статус кандидата и постепенно проводят реформы, необходимые для присоединения.
Турция, впрочем, подала заявку еще в 1987 году вместе с Марокко. Но королевству
отказали сразу как не находящемуся в Европе, а Турцию поставили в лист
ожидания
на долгие годы — и в итоге после конституционного референдума 2017
года
переговоры были полностью остановлены.
Европейский центральный банк, расположенный в немецком
Франкфурте-на-Майне — это центральный орган Экономического и валютного
союза ЕС (ЭВС), в который входят все 27 стран Евросоюза. Он не зависит от других
институтов ЕС, при этом его главная задача — координировать работу Центробанков
стран-участниц
ЕС, а также регулировать и удерживать стабильность зоны распространения единой валюты —
евро. Основным механизмом этого регулирования является поддержание низкого уровня инфляции в странах
еврозоны (низким уровнем считается инфляция около 2% в год): подобно национальным
центральным
банкам он устанавливает ставки рефинансирования для частных банков еврозоны, тем самым
регулируя приток денежной массы в экономику стран.
За финансовым управлением, формированием и использованием бюджета Евросоюза другими
институтами в соответствии с решениями Европарламента и Совета ЕС следит
Счетная
палата Европейского союза — один из семи главных институтов ЕС. Для этого
Счетная
палата проводит детальный аудит всех доходов ЕС на всех уровнях управления, проверки
получателей финансовых средств ЕС в Европе и за рубежом, а потом
составляет
отчеты и дает рекомендации Еврокомиссии и государствам-членам
ЕС.
Еврозона — это валютный союз, который объединяет 19 стран ЕС и вводит на их территории
единую валюту. Еврозона была учреждена в 1999 году, когда новая валюта была введена для
безналичных расчетов. И только в 2002 году были выпущены монеты и банкноты.
Регулированием еврозоны и валюты занимается Европейский центральный банк.
Из 8 стран ЕС, на территории которых не введена единая валюта, семь (Швеция,
Польша,
Чехия, Хорватия, Румыния, Венгрия и Болгария) должны сделать это, когда их экономики
будут
соответствовать пяти так называемым «критериям сближения», разработанным для
предупреждения экономических шоков от объединения с неравными экономиками. Все эти
государства, кроме Швеции, намерены ввести евро: Швеция методично уклоняется от принятия
решения по вступлению в Механизм валютных курсов (ERM II), членство в котором
является одним из «критериев сближения». Дело в том, что между шведскими
партиями существует консенсус об отказе ввести евро до соответствующего решения на общенациональном
референдуме.
Великобритания и Дания также не ввели евро на своей территории
из-за
исключений, которых они добились путем переговоров по Маастрихтскому договору. Валютой Великобритании (в составе ЕС и после выхода из него) остается фунт стерлингов, а Дании — датская крона.
Одна из целей создания ЕС — свободное перемещение людей. Это стало возможным,
когда
европейские страны договорились совместно охранять внешние границы и отменить
погранконтроль на границах
внутренних. В 1985 году такое соглашение заключили в люксембургской деревне Шенген
пять
стран: Франция, Германия, Люксембург, Бельгия и Нидерланды.
Сегодня в шенгенскую зону входят 22 страны ЕС, а также Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.
Фактически к ней также относятся Монако,
Сан-Марино
, Андорра и Ватикан — эти государства не подписали законодательство
Шенгена, но при
пересечении границ между ними и странами-членами
шенгенской зоны также нет контроля пограничной службы.
Помимо снятия ограничений на передвижение внутри шенгенской зоны ее члены проводят
единую
политику по отношению к третьим странам, то есть при въезде в любое из государств
иностранные граждане проходят процедуру проверки по единым правилам. При получении
шенгенской
визы иностранный гражданин может свободно путешествовать по всем странам этой зоны.
Некоторые страны ЕС в эту зону не входят. Шенгенской визы будет недостаточно для посещения Ирландии.
Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия также пока не присоединились
к шенгенской зоне — их заявки на вступление еще не одобрены.
Поэтому
получить «шенген» в посольствах этих стран нельзя, но зато их власти
разрешают въезд на свою территорию как по национальной, так и по шенгенской
визе.
Материал подготовлен совместно с Представительством ЕС в России в рамках проекта «Окно в Европу» и регулярно обновляется. Текущая версия — от 27 февраля 2020 года.
Первоначально Европейский союз состоял из трех международных региональных организаций интеграционного типа и двух сфер международного сотрудничества. В таком виде структура европейского союза оставалась до 1 декабря 2009 года. Эти две составные части евросоюза были одним целым для решения интеграционных целей объединенных государств, которые и являлись членами системы органов Союза.
Этими международными региональными организациями являлись:
- Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) ;
- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС);
- Европейское сообщество, ранее-Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1992 году получило новое название, что отражено в Договоре о Евросоюзе.
Эти три организации и составили первую опору (англ. – pillar) Европейского Союза.
Другими двумя опорами сотрудничества стали:
- Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ);
- Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО).
Структура в ЕС в наглядной агитации
Благодаря наглядной агитации пришло понимание структуры ЕС до вступления в силу Лиссабонского договора. С точки зрения архитектуры европейского союза, он изображался в виде храма или здания, который на едином фундаменте и состоит из трех частей. Центральная из них опора, так называемая «несущая конструкция» здания. Государства – члены ЕС и институты ЕС – образуют «фундамент» здания. Вся вместе конструкция – это и есть Европейский Союз.
Рисунок 1. Структура (архитектура) Европейского Союза (до вступления в силу Лиссабонского договора)
Эта конструкция называется «Маастрихтской моделью» Европейского Союза.Это название получено в честь имени города Маастрихт, где произошло подписание Договора о европейском союзе в 1992 г.
Эта модель обладала как достоинствами, так и недостатками.
Достоинством стало – объединение под «единую крышу» разносторонних областей интеграции, недостаток же состоял в том, эта модель в связи с институциональным кризисом Европейского Союза привела к проведению многих структурных реформ таких как:
- Амстердамская реформа (1997 г.);
- Ниццкая реформа (2001 г.);
- Лиссабонская реформа; (2007 г.).
Предыдущая структура ЕС
В соответствии с Лиссабонским договором 2007 года структура Европейского Союза получила название «Локомотив». Она состоит из «корпуса» и «платформы» или фундамента, который составляют государства-члены и народы Союза, его граждане.
Его «колеса», которые представляют конституционный договор двуединого характера, дают договору способность к ускоренному развитию и динамичность. Двуединство представлено таким образом:
- направляющий и краткий новый Договор о Европейском Союзе;
- объемный подробный и детализированный Договор о функционировании Европейского Союза (ранее называвшийся Договором о Европейском сообществе 1957 г.).
Договоры, разработанные и утвержденные государствами реализуют компетенцию, которая представлена ими Европейскому Союзу. Эти действия проводятся через институты, которых уже в Союзе семь вместо пяти ранее. Институты, обладая полномочиями власти получили статус высшего органа политической координации.
Ими являются Европейский совет и Европейский центральный банк.
Новая структура ЕС
Новый единый Европейский Союз опирается, на укрепленный «корпус «из государств, институтов и народов. Государства функционируют на основе Договоров. Единый Евросоюз не делится на опоры, его дополняет Евратом в области своей специальной компетенции.Эта организация состоит при новом Европейском Союзе, имеет тот же состав и управляет теми же институтами.
Рисунок 2. Структура Европейского Союза (по Лиссабонскому договору 2007 г.)
Новые члены «нового» Европейского Союза
В этой схеме выделяются две новые детали так называемого «локомотива европейской интеграции», они напоминают очертания высокой «трубы» паровоза.
Его новые члены – это:
- Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности;
- Председатель Европейского совета, один из ведущих политических руководителей «нового» Европейского Союза. Он пользуется правом, избирается из числа первых лиц государств-членов на два с половиной года.
Задачи и цели нового Союза показывают его основные движения и главное направление по интеграционным рельсам. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что новая схема в отличие от старой, более точно отражает, единство, однородность, динамику, а также управляемость «нового» Евросоюза, которые стали возможны благодаря Лиссабонскому договору 2007 г.
Преподаватель гражданского права