Слайд 1Презентация на тему: «Совершенствование организационной структуры управления
музея (на примере Государственного Эрмитажа)»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Руководитель: Востряков Лев Евгеньевич
Авторы: Югай Алена Вячеславовна
Тимшина Елена Владимировна
СКТ/ББЗ441-1/1
Санкт-Петербург 2018
Слайд 2 План презентации
— Введение
— Совершенствование организационной структуры
управления музея (на примере Государственного Эрмитажа);
—
Проектная и параллельная структура управления.
— Вывод;
— Список литературы.
Слайд 3Введение
Организационная структура музея с 70-х годов значительно
видоизменилась, что позволило улучшить работу музеев и
вывести ее на новый уровень развития. На протяжении многих лет изменялся вид работы учреждений, и неоднократно проводилась реструктуризация в целях улучшения качества работы музея и каждого сотрудника.
Слайд 4Одной из задач менеджмента в сфере культуры
выступает разработка эффективной организационной структуры управления.
Слайд 5Большинство российских музеев в начале 1990-х гг.
имело линейно-функциональную структуру управления.
Слайд 6Преобразования линейно-функциональной структуры управления в российских музеях:
1.
В связи с появлением новых направлений деятельности
в организационную структуру вводятся дополнительные посты заместителей директора и подчиняющиеся им отделы
2. В структуре управления получают распространение небольшие проектные подструктуры, отвечающие за реализацию конкретных программ, и координируемые высшим руководством музея.
Слайд 7Современная организационная структура управления Государственным Эрмитажем
Слайд 8Плюсы проектной структуры управления музеев:
1. Повышение
скорости выполнения капитальных работ;
2. Введение подразделений
Слайд 9 Минусы проектной структуры
управления музеями:
1. Внесение неопределенности и
усложнение управленческих процессов функционированием
проектного штаба.
2.Ослабление координации управления в музеях.
Слайд 10Параллельная структура дает возможность музею:
развивать в равном
объеме различные направления деятельности, как основные, так
и дополнительные;
— устранять проблемы субординации проектного штаба, проектных групп и т. д.
Слайд 11Вывод
Высокий уровень организационного контроля в структуре управления
позволяет музею поддерживать необходимый уровень координации как
собственной деятельности, так и работы подчиненных благотворительных организаций внутри страны и за рубежом.
Слайд 12Список литературы
1. Тысленко, А. Г. Менеджмент. Организационные
структуры управления / А.Г. Тысленко. — М.:
Альфа-пресс, 2011. — 320 c.
2. Шеметов, П. В. Менеджмент. Управление организационными системами / П.В. Шеметов, С.В. Петухова, Л.Е. Чередникова. — М.: Омега-Л, 2012. — 408 c.
http://textb.net/110/35.html — организационные структуры управления организацией культуры
Библиографическое описание:
Музалёва, О. В. Менеджмент в современном музее / О. В. Музалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57554/ (дата обращения: 21.05.2023).
Ключевые слова: музейное учреждение, менеджмент, управление музеем, маркетинг, SWOT-анализ.
В современной России и мире в целом проблема управления музеем является очень актуальной. Личностные качества руководителя и модели управления, которые он применяет, становятся особым ресурсом для выживания музейной сферы.
Исходя из общепринятого определения, содержание термина «менеджмент» обозначает систему принципов, способов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами. Говоря иначе, менеджмент — это теоретическая и практическая части управления организацией и персоналом.
Менеджмент музея — это система принципов, способов, средств и форм управления музейным учреждением и его персоналом.
Главные задачи менеджмента — это создание и совершенствование основы управленческой деятельности, увеличение эффективности работы команды,создание и внедрение новых результативных методов управления и создание миссии, целей и задач компании, в данном случае музея.
Существуют определённые функции менеджмента, которые относятся именно к социально-культурной сфере.Такими функциями являются отслеживание социально-культурных потребностей людей, выстраивание целей организации, основываясь на тенденции развития данных потребностей и удовлетворение социально-культурных потребностей общества.
Одним из важнейших видов деятельности в рамках управления музеем является планирование.Суть планирования в том, чтобы, исходя из целей музея и способов их достижения, наиболее оптимально распределить имеющиеся ресурсы.
Многие российские музеи имеют достаточно высокий социальный статус, неоспоримые достижения, однако, если сопоставить уровень финансирования главных музеев мира и наших музейных учреждений, то выяснится, что в России этот уровень значительно ниже, а также наблюдается отставание информационно-технологической базы российских музеев.
Отсутствие должного финансирования или же его централизация является огромной проблемой для музеев, в особенности для тех, которые находятся в дали от больших городов. В таких затрудненных обстоятельствах музейное учреждение не может приобрети необходимые экспонаты или создать для их содержания соответствующие условия.
Однако очевидно, что в современном обществе наиболее приоритетными сферами для капиталовложения должны быть сферы образования, культуры и науки. Ведь совершенствование и распространение социально-культурной деятельности, а затем и повышение уровня культурного развития граждан — это те аспекты, которые имеют общественную значимость. Поэтому так важно, чтобы финансирование сферы культуры и музейной деятельности в частности, стало одной из ключевых задач государства.
Порядка 75 % от общего числа музеев во всех регионах Российской Федерации находятся в аварийных зданиях. В связи с невысокой оплатой труда в музейной сфере, высококвалифицированные сотрудники, которые там трудятся, вскоре находят себе более высокооплачиваемую работу. Также проблемой является и то, что из-за невысокого уровня художественно-эстетических требований к расположению экспонатов и формированию пространства музея, экспозиция часто становится однообразной, скучной и не вызывает интереса у посетителей музея.
Однако часто причина не в заниженных требованиях к экспозициям и не в отсутствии финансирования, а в том, что у многих жителей нашей страны нет потребности и желания прикоснуться к сокровищам истории и культуры, они не научились воспринимать и обрабатывать информацию, оценивать процессы и явления. Множество наших соотечественников годами не ходят в музей, по большей части они из отдаленных городов, но даже жители крупных мегаполисов часто не чувствуют в себе потребности к этому.
Огромному числу россиян абсолютно неинтересны шедевры мирового искусства, они не владеют необходимыми знаниями для полного их восприятия и не имеют потребности к их изучению.
Поэтому на современный музей, несомненно, оказывают огромное воздействие социально-экономические факторы, особенности работы с культурными ценностями в условиях рыночной экономики и т. д.Развитие и успешная деятельность музея в ХХI веке зависит, в первую очередь, от достижений научно-технического прогресса и возможности применить его на практике, а также от умения сотрудников музея выполнять в музейной деятельности не только поисково-охранительную и научно-просветительную функции, но и возможность привлечь и задействовать посетителей в процессе экскурсии.
Помимо вышеуказанного, руководству музея следует использовать в своей деятельности различные маркетинговые приемы. В первую очередь, необходимо определить целевую аудиторию музея, а затем уже, исходя из этого, выбирать коммуникативный подход, соответствующий этой аудитории.
К тому же существуют эффективные современные методы, которые позволяют проанализировать различные факторы музея и на основе результатов анализа добиться более успешного и эффективного функционирования в дальнейшем. Таким методом по праву можно считать SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это универсальная методика стратегического менеджмента. Она является обязательным предварительным этапом при составлении маркетинговых и стратегических планов.
Объектом SWOT-анализа может быть музейное учреждение, производственная компания, продукт или услуга и даже человек. Данная методика — это эффективный инструмент в управлении рисками и принятии управленческих решений, т. к. она помогает оценить положение организации и начать необходимую работу в конкретном направлении, учитывая слабые и сильные стороны музея.
Согласно рекомендациям, необходимо проводить SWOT-анализ минимум раз в год в период стратегического планирования и формирования бюджетов.
Таким образом, применение маркетинговых методик, в частности SWOT-анализа, поможет руководству музея определить, в каком положении находится их учреждение в данный момент времени. После этого менеджер сможет, не теряя времени, приложить усилия на то, чтобы улучшить те сферы деятельности, которые помогут достичь более высокого результата.
В заключении следует отметить, что управление музеем — это особый вид деятельности, который требует тщательного изучения его особенностей, его специфики. Наиболее сложно управлять организацией в период, когда практически отсутствует государственное финансирование, особенно это касается малых, провинциальных музеев.
Для того, чтобы развивать свое музейное учреждение, менеджерам нужно постоянно отслеживать тенденции рынка, достижения научно-технического прогресса и самое главное потребности своей целевой аудитории.
Литература:
- Основы музееведения /Под ред. Э. А. Шулеповой, 4-е изд. М., 2015.
- Показатели эффективности и критерии оценки современных музеев: интернет-журнал «Вестник СПБГУКИ» № 3 (32) сентябрь 2017.
- Современная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/
- Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): музейное учреждение, музей, музейная деятельность, музейная сфера, научно-технический прогресс, руководство музея, система принципов, управление музеем, форма управления.
Часы работы
ПН, ВТ, ЧТ 14-21
ПТ, СБ, ВСК 11-18
СРЕДА-ВЫХОДНОЙ
Метро Площадь Ильича, Римская, Чкаловская
Андроньевская площадь, 10
Телефоны:
+7 495 678‑1467,
+7 495 678‑1489
WhatsApp, Viber:
+7 926 909-1634
E-mail: info@rublev-museum.ru
Юрченко Тамара Анатольевна
Главный хранитель музейных предметов
8(4832) 64-47-88
Отдел учета и хранения фондов
Отдел обеспечивает учёт, хранение и научное описание музейных предметов, подготовку их к вводу в научный оборот, комплектование музейной коллекции. Сотрудники отдела также принимают участие в научно-просветительской и экспозиционной деятельности музея.
Поляков Николай Владимирович
Заведующий
8(4832) 64-47-96
Отдел истории
Работа отдела истории разнопланова и ведется сразу по нескольким направлениям: сотрудники отдела проводят обзорные и тематические экскурсии, лекции, выездные и стационарные занятия, занимаются экспозиционной деятельностью, ведут научно-исследовательскую работу в области краеведения, осуществляют сбор музейных экспонатов и их научную обработку.
Войтова Елена Алексеевна
Заведующая
8(4832)64-63-98 (приемная музея)
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отдел природы
Сотрудники отдела природы проводят обзорные и тематические экскурсии, а также выездные и стационарные интерактивные занятия, осуществляют научно-исследовательскую деятельность. Ежегодно проводятся конкурсы-выставки детских рисунков и поделок, посвященных природе родного края, отмечаются даты экологического календаря, организуются интересные тематические выставки.
Жукунова Татьяна Григорьевна
Заведующая
8(4832) 74-54-37
Научно-просветительский отдел
Основными задачами отдела являются организация и осуществление экскурсионного и лекционного обслуживания посетителей, проведение массовых мероприятий и выездных занятий, организация работы передвижных выставок, информирование о деятельности музея различных учреждений города.
Хлебущева Любовь Леонидовна
Заведующая
8(4832) 64-63-98
Планетарий
С 2016 года в структуре музея появился новый отдел – Планетарий. Сотрудники отдела активно участвуют в научно-исследовательской, выставочно-экспозиционной и научно-просветительской работе музея. Формы научно-просветительской работы планетария разнообразны: выставки, экскурсии и лекции, массовые мероприятия, проведение астрокосмических сеансов под куполом мобильного планетария, организация и проведение астрономических наблюдений в телескоп и т.д.
Желтоногова Татьяна Алексеевна
Заведующая
8(4832) 64-47-96
Научно-методический отдел
Одна из основных задач отдела – методическая и консультационная помощь сотрудникам музея по всем направлениям деятельности. Кроме того, сотрудники отдела оказывают методическую и консультационную помощь государственным, муниципальным и школьным музеям Брянской области, разрабатывают методические рекомендации и пособия, занимаются подготовкой и повышением квалификации кадров музея – организуют и проводят на базе музея конференции, семинары, тренинги, организуют работу научно-методического совета по приему экскурсий и лекций, рецензируют подготовленные методические разработки, тексты лекций, экскурсий.
Голото Галина Леонидовна
Заведующая
8(4832)64-63-98 (приемная музея)
Информационно-туристический отдел
Основной задачей работы информационно-туристического центра является сбор и предоставление информации о туристических объектах Брянска и Брянской области, фестивалях, культурных акциях, ярмарках и других мероприятиях, туристической инфраструктуре с целью привлечения к ним большего внимания туристов.
Луговой Александр Юрьевич
Заведующий
8(4832)64-63-98 (приемная музея)
Отдел «Базовая стоянка партизанского отряда им. А.И. Виноградова «Озеро Круглое»
Сотрудники отдела ведут работу по изучению истории партизанского отряда имени А.И. Виноградова, проводят мероприятия, лекции и уроки мужества, путевые и тематические экскурсии, в том числе по базовой стоянке отряда, расположенной близ Круглого озера. Партизанский заповедник в урочище «Круглое озеро» на месте стоянки партизанского отряда имени А. И. Виноградова — дань памяти героическим подвигам отважных мстителей из пролетарской Бежицы.
Гапонова Надежда Владимировна
Заведующий
8(4832)64-63-98 (приемная музея)
Экспозиционно-выставочный отдел
Главная функция отдела – подготовка и монтаж новых экспозиций и временных выставок в музее и за его пределами.
Михутов Аркадий Николаевич
Заведующий
8(4832) 74-29-52
Административно-хозяйственный отдел
Музей — это сложная хозяйственная структура, нуждающаяся в каждодневном внимании и заботе. Эти функции выполняют сотрудники административно-хозяйственного отдела.