Структура руководства областью

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Общая характеристика структуры администрации области

Система органов управления областями, входящими в состав Российской Федерации в качестве ее субъектов, включается в систему органов государственного управления, действующих на региональном уровне.

Система органов управления областями включает исполнительно-распорядительный орган, именуемый администрацией области. Администрация области, в свою очередь, включает в свой состав различные комитеты, отделы, управления, инспекции и иные виды структурных подразделений, находящихся в непосредственном подчинении главы администрации области или его заместителей.

Назначение руководителей структурных подразделений, входящих в состав администрации области, осуществляется лицом, замещающим должность главы администрации на самостоятельной основе. То же лицо осуществляет освобождение от должности руководителей структурных подразделений, входящих в состав администрации области.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Структурные подразделения областной администрации в форме управлений, комитетов, отделов, инспекций и иных видов подразделений, формируются и действуют на основании положений об этих органах.

Замечание 1

Руководители структурных подразделений областной администрации наделяются полномочиями издания приказов в рамках их компетенции.

Характеристика аппарата главы администрации области, состав его функций и структура

Областная администрация включает в состав аппарат главы администрации, представленный обычно заместителями главы областной администрации, управлением делами, включающим в себя различные отделы, секретариатами, секторами, возглавляемыми управляющим делами аппарата областной администрации.

Структура аппарата областной администрации включает в свой состав также отраслевые отделы, находящиеся в подчинении конкретных заместителей главы администрации области.

В подчинении управляющего делами находятся финансовый отдел, архивный отдел, отдел организационно-контрольной работы, отдел ЗАГС, пресс-служба.

«Структура областной администрации» 👇

Аппарат главы областной администрации призван реализовать следующие функции:

  • во-первых, осуществление руководства организационно-методического характера и проведение анализа деятельности структурных подразделений администрации области, фондов, объединений, осуществляющих деятельность на территории области;
  • во-вторых, организационная помощь, оказываемая городским и районным администрациям;
  • в-третьих, обеспечение организации механизма взаимодействия областной администрации с объединениями общественно-политического характера и представителями средств массовой информации;
  • в-четвертых, осуществление информирования граждан, проживающих на территории области, относительно деятельности администрации области и состояния социально-экономического положения области;
  • в-пятых, осуществление контрольной деятельности систематического характера относительно исполнения нормативных актов главы областной администрации и представительных органов области, а также федерального законодательства.

Замечание 2

На аппарат главы областной администрации возлагается подготовительная деятельность, направленная на издание нормативных актов главы областной администрации, проведение совещаний, осуществляемых главой областной администрации, его заместителями, управляющими делами и иными представителями руководства администрации.

Аппарат главы областной администрации призван обеспечивать организационные аспекты деятельности областного руководства, координировать деятельность органов государственной власти регионального уровня исполнительного характера.

При этом осуществление исполнительной власти непосредственно возложено на различные структурные подразделения областной администрации (комитеты, отделы, управления и прочие), которые несут непосредственную ответственность за процесс управления определенными отраслями экономического, социально-культурного и административно-политической направлений государственного управления.

Аппарат главы областной администрации призван решать следующие задачи:

  1. осуществлять обеспечение решения задач социально-экономического развития общего характера;
  2. обеспечивать исполнение федерального законодательства на территории области;
  3. осуществлять содействие, направленное на повышение эффективности управления областной администрации и отдельных структурных подразделений;
  4. обеспечивать условия для реализации полномочий главы областной администрации;
  5. обеспечивать взаимосвязь органов государственного управления, органов местного самоуправления, населения, организаций общественного характера и различных объединений;
  6. содействовать проведению анализа социально-экономического состояния области, результатов работы хозяйствующих субъектах, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, действующих на областной территории;
  7. вырабатывать и вносить предложения представительному органу областного управления и главе администрации относительно решения текущих проблем в управлении областью и так далее.

Состав основных структурных подразделений областной администрации и назначение главы областной администрации

Областная администрация включает в состав ряд основных структурных подразделений, к числу которых относятся:

  • управление делами;
  • отдел кадрового обеспечения;
  • отдел правового сопровождения;
  • отдел, осуществляющий социальное исследование на территории области;
  • отдел работы с населением;
  • советники, консультанты и референты и так далее.

При необходимости глава администрации может формировать иные отделы по согласованию с представительным органом областной власти.

На главу администрации области возложены следующие обязанности:

  1. контроль и направление деятельности структурных подразделений областной администрации;
  2. координация деятельности заместителей и структур федерального уровня, действующих на территории области.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

10 апреля 2023 г. 14:25 10 апреля 2023 г. 14:25

  • Губернатор Владимирской области

    8 (4922) 45-00-02 каб. 601 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Секретариат Губернатора Владимирской области

      Руководитель

      Телегин Александр Викторович

    • Администрация Губернатора Владимирской области

      Первый заместитель Губернатора Владимирской области, руководитель Администрации Губернатора Владимирской области

      Лызлов Дмитрий Николаевич

      8 (4922) 33-50-83 каб. 627 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Министерство региональной безопасности Владимирской области

      Министр

      Полузин Сергей Владимирович

  • Первый заместитель Губернатора Владимирской области

    8 (4922) 32-53-25 каб. 610 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Секретариат первого заместителя Губернатора Владимирской области

      Руководитель

      Мулюкова Оксана Андреевна

    • Министерство экономического развития и промышленности Владимирской области

      Министр

      Сидорин Сергей Александрович

    • Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области

      Министр

      Горланов Владимир Леонидович

    • Министерство сельского хозяйства Владимирской области

      И.о. Министра

      Лукьянов Сергей Николаевич

    • Министерство предпринимательства и туризма Владимирской области

      И.о. Министра

      Серегина Варвара Владимировна

    • Министерство цифрового развития Владимирской области

      Министр

      Белоусов Александр Михайлович

    • Инспекция государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарии Владимирской области

      И.о. начальника Инспекции

      Григорьев Александр Германович

    • Инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Владимирской области

      Начальник Инспекции, главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора области

      Суслов Юрий Васильевич

  • Первый заместитель Губернатора Владимирской области, руководитель Администрации Губернатора Владимирской области

    8 (4922) 33-50-83 каб. 627 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Секретариат первого заместителя Губернатора Владимирской области

      Руководитель

      Копосов Антон Владимирович

    • Администрация Губернатора Владимирской области

    • Государственно-правовое управление

      И.о. начальника управления

      Маркова Ираида Викторовна

    • Управление государственной службы и кадровой политики

      Начальник управления

      Терехов Сергей Юрьевич

    • Контрольное управление

      И.о. начальника управления

      Силаева Екатерина Александровна

    • Управление массовых коммуникаций

      Начальник управления

      Гуцаленко Екатерина Владимировна

    • Управление по работе с обращениями граждан

      Начальник управления

      Наумов Сергей Павлович

    • Протокольно-организационное управление

      Начальник управления

      Фадеева Елена Рудольфовна

    • Управление документооборота

      Начальник управления

      Чернышев Алексей Павлович

    • Финансовое управление

      Начальник управления, главный бухгалтер

      Толмачева Светлана Владимировна

    • Управление делами

      Начальник управления

      Романов Павел Николаевич

    • Управление специальных программ

      И.о. начальника управления

      Хренов Евгений Александрович

    • Управление по защите государственной тайны и информации

      Начальник управления

      Кононов Николай Алексеевич

      8 (4922) 52-36-70, 8(4922) 52-88-79, 8(4922) 33-15-20 uzgti@avo.ru https://avo.ru/uzgti

    • Министерство внутренней политики Владимирской области

      Министр

      Адулова Татьяна Владимировна

    • Министерство по организации деятельности мировых судей, органов ЗАГС и архивов Владимирской области

      Министр

      Родькин Виталий Викторович

  • Первый заместитель Губернатора Владимирской области, Министр финансов Владимирской области

    8 (4922) 32-65-54 каб. 390 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Министерство финансов Владимирской области

    • Контрольно-ревизионная инспекция Владимирской области

      Начальник Инспекции

      Паутов Сергей Анатольевич

  • Заместитель Губернатора Владимирской области

    8 (4922) 32-50-61 каб. 610 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Секретариат заместителя Губернатора Владимирской области

      Руководитель

      Мурасанова Елена Александровна

    • Министерство архитектуры и строительства Владимирской области

      Министр

      Батурин Александр Юрьевич

    • Министерство транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области

      Министр

      Теняков Николай Васильевич

    • Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области

      Министр

      Семенова Елена Николаевна

    • Министерство государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области

      Министр

      Новоселова Мария Сергеевна

    • Инспекция государственного строительного надзора Владимирской области

      Начальник Инспекции

      Шаров Илья Юрьевич

    • Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области

      Начальник Инспекции, главный жилищный инспектор Владимирской области

      Андреева Елена Александровна

  • Заместитель Губернатора Владимирской области

    8 (4922) 52-36-71 каб. 621 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Министерство природопользования и экологии Владимирской области

      Министр

      Клименко Татьяна Львовна

    • Министерство лесного хозяйства Владимирской области

      Министр — главный государственный лесной инспектор Владимирской области

      Малышев Евгений Викторович

    • Инспекция государственного административно-технического надзора Владимирской области

      Начальник Инспекции

      Шурыгин Виктор Борисович

    • Инспекция государственного надзора в сфере охраны и использования объектов животного мира Владимирской области

      Начальник Инспекции

      Куфтин Валерий Александрович

  • Заместитель Губернатора Владимирской области

    8 (4922) 52-95-33 каб. 624 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Секретариат заместителя Губернатора Владимирской области

      Руководитель

      Герасимова Ирина Сергеевна

    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Владимирской области

      Начальник отдела

      Жукова Марина Анатольевна

    • Министерство образования и молодежной политики Владимирской области

      Министр

      Болтунова Светлана Анатольевна

    • Министерство культуры Владимирской области

      Министр

      Демина Ольга Викторовна

    • Министерство физической культуры и спорта Владимирской области

      Министр

      Сипач Алексей Николаевич

    • Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области

      Начальник Инспекции

      Волозина Мария Анатольевна

  • Заместитель Губернатора Владимирской области

    8 (4922) 32-51-45 каб. 627 (в здании Правительства Владимирской области)

    • Секретариат заместителя Губернатора Владимирской области

      Руководитель

      Любченко Екатерина Александровна

    • Министерство социальной защиты населения Владимирской области

      Министр

      Кукушкина Любовь Евгеньевна

    • Министерство труда и занятости населения Владимирской области

      Министр

      Григорьев Андрей Геннадьевич

    • Министерство здравоохранения Владимирской области

      Министр

      Осипов Артем Алексеевич

  • Заместитель Губернатора Владимирской области, руководитель представительства Правительства Владимирской области при Правительстве Российской Федерации

    8 (499) 975-10-02

12 февраля 2021 г. 17:14 12 мая 2023 г. 16:09

Обновлено: 19.05.2023

Организационная структура органа государственной власти субъекта РФ – это внутренняя система распределения компетенции органа государственной власти субъекта РФ между государственными служащими, структурными подразделениями органа и установления каналов взаимодействия между такими структурными подразделениями и отдельными служащими для обеспечения наиболее эффективной реализации функций и задач в подведомственной сфере публичного управления и реализации контроля эффективности деятельности служащих, подразделений и государственного органа в целом.

Понятие и значение организационной структуры органа государственной власти субъекта РФ

Эффективность публичного управления зависит не только от качества, объема и перечня функций и задач публичного управления, которые берет на себя государство, региональные или муниципальные территории, отдельный орган или должностное лицо, но и от эффективности организации такого публичного управления.

Организация публичного управления предполагает упорядочение отношений внутри государственного механизма, внутри отдельной подсистемы государственных органов, внутри отдельного органа государственной власти.

Организационная структура органа государственной власти, в том числе органа государственной власти субъекта РФ, предполагает выделение отдельных элементов структуры управления – отделов, подразделений, служб, объединений отделов и государственных служащих – для эффективного распределения компетенции органа государственной власти по вертикали и горизонтали.

Иными словами, организационная структура позволяет возложить на отдельный элемент структуры государственного органа соответствующий объем полномочий и, соответственно, обеспечить контроль эффективности реализации таких полномочий вышестоящим элементом.

Кроме того, организационная структура позволяет формировать каналы взаимодействия между отдельными элементами внутренней структуры государственного органа, в частности для:

  • совместного решения несколькими элементами комплексных задач публичного управления;
  • организации взаимодействия при оказании государственных услуг и в иных необходимых случаях;
  • организации документооборота.

Готовые работы на аналогичную тему

Об эффективной организационной структуре можно говорить там, где она отвечает функциям и задачам публичного управления, способна адаптироваться к условиям внешней и внутренней среды для эффективного решения задач публичного управления, то есть для обеспечения социально-экономического развития региональной территории, эффективного управления в конкретной подведомственной сфере и обеспечения благосостояния личности.

Сегодня все чаще в системе государственного управления, в том числе и на уровне субъектов РФ, организационная структура органа государственной власти представляет собой не застывшую иерархическую структуру, а подвижную структуру, способную формировать эффективные группы взаимодействия ответственных субъектов для решения комплексных задач, например, реализации целевых программ.

Виды организационных структур органов государственной власти субъектов РФ

Теория и практика публичного управления выработала несколько подходов к упорядочению внутренних отношений в государственном механизме, в том числе в рамках конкретного органа государственной власти. Сегодня можно выделить несколько основных подходов к организации структуры органов власти субъектов РФ:

  1. Линейная структура предполагает упорядочение внутренних отношений в органе государственной власти на принципах единоначалия и централизма. Руководитель реализует все функции управления, а нижестоящие элементы иерархической структуры находятся в состоянии подчинения. Это наиболее примитивная организационная структура, которая предполагает формирование структурных подразделений с руководителями, которые, в свою очередь, подчиняются вышестоящему руководителю. Таким образом, руководитель несет ответственность за решение задач публичного управления в подведомственной сфере;
  2. Функциональная структура органов власти предполагает выделение внутри органа власти функциональных подразделений, несущих ответственность в соответствующей области деятельности. Отдельные функции управления выполняют конкретные специалисты, они же несут ответственность за эффективность такого исполнения;
  3. Линейно-функциональная структура предполагает внутреннюю организацию органа власти на принципах единоначалия, линейного построения подразделений и распределения функций публичного управления между такими подразделениями, обеспечение баланса между централизованным и децентрализованным управлением.

Такая организационная структура предполагает, что:

  • на высшем уровне осуществляется определение стратегических направлений управления, осуществляются внешние связи;
  • в свою очередь, средний уровень управления представляют собой руководителей, которые организуют деятельность по функциональному признаку;
  • нижние уровни характеризуются управленцами, решающими производственно-технические задачи, находясь непосредственно над исполнителями.

В общем виде структуру государственного органа власти субъекта РФ можно охарактеризовать следующим образом:

  • орган фактически представляет собой объединение подразделений по горизонтали исходя из конкретных функций публичного управления;
  • конкретные полномочия публичного управления соотносятся с соответствующим подразделением и отдельными должностями.

Важно подчеркнуть, что организационная структура органа власти должна быть гибкой, активно адаптироваться под внешние и внутренние изменения, стратегические цели и задачи развития конкретной территории.

Большое значение для эффективной организации внутренней деятельности органов власти имеет налаживание каналов взаимодействия между отдельными должностными лицами, элементами структуры органа власти. Сегодня такое взаимодействие должно активно обеспечиваться за счет информационных технологий. Это позволяет аккумулировать и анализировать большие массивы информации, предоставляя инструменты для обмена или прямого доступа к информации всем заинтересованным субъектам.

Система органов государственной власти РФ — это уникальная структура, за которой закреплено соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации правил. Данная система подразумевает под собой множество единиц различных подразделений. У каждого из них имеется своя обязанность и определенная область действий, за которые они несут ответственность.

  • Основные характеристики органов государственной власти
  • Разновидности органов государственной власти РФ
  • Президент
  • Структура системы органов управления РФ
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть

Основные характеристики органов государственной власти

  1. Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  2. Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  3. Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  4. Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .

Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные — такие, как президент.
  • Коллегиальные — к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные — в частности это министерства.
  • Высшие — президент, Государственная Дума.
  • Центральные — к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные — органы местной или региональной власти.

Президент

  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.

Структура системы органов управления РФ

  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний — это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

Организационные структуры государственного управления

Государство регулирует все стороны жизни общества, поэтому для организации его деятельности потребовалась тщательнейшим образом спланированная оргструктура. Она и составила сущность государственного управления.

Понятие структуры государственного управления определяет взаимодействие определенных органов, которые действуют от лица государства в рамках полномочий, представленных законом.

К основным органам структуры государственного правления относятся следующие компоненты власти:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Законодательная власть базируется на разработке новых законов. Это находится преимущественно в прерогативе Федерального Собрания и законодательной системы субъектов РФ.

Сущность исполнительной власти заключается в обеспечении реализации разработанных законодательством программ и законов. К ним относятся Правительство, различного рода министерства и органы исполнения субъектов РФ.

Судебная власть базируется на решении спорных вопросов и предусматривает наказание за отказ исполнять предусмотренные властью законы. Главными органами данной системы являются Конституционный суд, Верховные суды, а также арбитражные и районные. Суды субъектов РФ делятся на Конституционные и мировые.

Общая характеристика, основные элементы

Управляют механизмом государственной власти определенные звенья структуры госвласти. К ним относятся:

  1. Президент.
  2. Федеральное Собрание РФ.
  3. Правительство.
  4. Федеральные органы исполнительной власти.
  5. Органы власти субъектов.

Каждое звено имеет свои, свойственные только ему функции и свою подсистему. Государственное управление гораздо шире. Законы, например, разрабатываются и принимаются Советом Федерации и Государственной думой.

Роль правительства заключается в исполнении законов, разработанных Советом Федерации. Президент контролирует процесс принятия и исполнения законов. Остальные органы власти направлены на исполнение принятых законов на месте.

Поскольку Российская Федерация имеет большую территорию, для эффективного управления было предусмотрено 3-х уровневое строение государственной власти:

  1. Федеральная.
  2. Региональная.
  3. Местная.

Каждый из представленных выше уровней власти наделен разными полномочиями. Объединяет их решение одних и тех же вопросов на разном уровне. Вопросы, связанные с экономикой, финансами и трудом как главным социально-экономическим ресурсом, являются приоритетными. Для их урегулирования на разных уровнях разработаны специальным образом уполномоченные госорганы. Они расцениваются как дополнительные институты госвласти.

В статье 71 Конституции Российской Федерации прописано положение об установленной системе федеральных органов, которые осуществляют законодательную и исполнительную, а также судебную власть. Кроме того, здесь же прописан порядок организации и деятельности упомянутых органов. Федеральная власть осуществляется Президентом России, Советом Федерации, Госдумой, Правительством РФ и судами.

Власть на региональном уровне представляет собой власть на уровне субъектов Федерации. Это республики, края, области, в том числе и автономные округи, а также города федерального значения. Система управления в данном случае и принятие отдельных решений указанными субъектами создается самостоятельно с опорой на Конституцию.

Несмотря на то, что местное самоуправление не является государственным управлением, оно наделено некой властью, имеющей муниципальный характер. При этом принятие всех решений происходит на основе решений органов любого уровня государственной власти.

Этот уровень представлен местными органами юстиции, культуры, промышленно-строительными и финансовыми органами, сельским хозяйством, а также транспортно-имущественным правлением, торговлей и связью.

Законодательные и исполнительные органы

Для жизненного строя общества существенное значение имеют законодательные и исполнительные органы. Без внедрения новых законов сложно представить приспособление к веяниям времени. В стремлении сделать жизнь лучше немаловажное значение имеет и исполнительная власть, поскольку именно она отслеживает исполнение принятых законов.

Законодательная и исполнительная власть так же, как и судебная, только на первый взгляд кажутся самостоятельными и независимыми. Но между ними имеется тесная взаимосвязь. Законодательная власть, к примеру, не только осуществляет разработку новых законов, но и осуществляет контроль за исполнительной властью.

Особенности их взаимодействия

Отличаются структуры в первую очередь своим формированием: для законодательной системы характерна выборность путем голосования, а для исполнительной власти – назначение.

Значимым звеном законодательного органа власти является Федеральное Собрание. Это двухпалатный парламент РФ, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является нижней палатой, а Совет Федерации – Верхняя палата.

Федеральное Собрание состоит из 450 депутатов, которые избираются населением на 4 года. В управлении Федеральным Собранием стоит 2 председателя: один от законодательной власти, а другой от исполнительной.

Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ. Оно признано высшим исполнительным органом.

Правительством осуществляется руководство важными сферами социально-экономической, социально-культурной и политико-административной жизни общества.

Председатель Правительства назначается президентом. Но прежде его кандидатура утверждается Государственной Думой.

Анализ структуры госуправления на примере города федерального значения

Одним из ключевых городов федерального значения является Москва. Особенность системы правления данного города заключается в том, что с одной стороны – это орган государственной власти, а с другой – орган местного управления.

Главным представительным органом здесь считается городская Дума. Высшим исполнительным органом является Правительство Москвы. Судебная власть осуществляется Уставным судом г. Москвы и мировыми судами.

Государственная власть Правительства регламентируется конституционными нормами. В отличие от других больших российских городов, органы местного правления в городе не формируются. Их роль выполняют органы государственного правления.

При этом город делится на более крупные административные округа. Их наименование обусловлено географическим расположением (например, Северо-западный административный округ). Данные округа – это не единицы местного самоуправления. Их появление обусловлено административным управлением конкретными территориями.

Формированием и упразднением административных округов занимается мэр города.

Главным законодательным органом г. Москвы является Городская Дума. Ее численность насчитывает 35 человек, которые курируют все значимые вопросы в пределах города.

Главным исполнительным органом Москвы является городское Правительство, возглавляемое мэром.

Судебная система города является частью судебной системы страны в целом. Но Уставные суды города, как мировые, не являются федеральными судами. Они признаны судами субъекта Федерации, то есть г. Москвы. Остальные суды (например, арбитражные) относятся к федеральным.

Марина Крицкая

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

  • Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
  • Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
  • Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

  • Самый простой вид организационной структуры.
  • В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
  • Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
  • В структурах власти и ответственности существует ясность.
  • Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
  • Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.
  • Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
  • Постоянная проблема — отсутствие специализации.
  • Начальник отдела может быть перегружен работой.
  • Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
  • Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
  • Решения принимаются одним человеком.

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

  • Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
  • Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
  • Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
  • При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
  • Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
  • Среди сотрудников может возникать путаница.
  • У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
  • Слишком много уровней иерархии.
  • Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
  • Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
  • Решения могут приниматься слишком долго.

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

  • Высокая степень специализации.
  • Ясный порядок подчиненности.
  • Четкое понимание ответственности.
  • Высокая эффективность и скорость.
  • Отсутствие необходимости в дублировании работы.
  • Все функции одинаково важны.
  • Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
  • В центре внимания находятся люди, а не организация.
  • Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
  • По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
  • Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
  • Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

  • Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
  • Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
  • Быстрое и легкое принятие решений.
  • Большая независимость у лиц, принимающих решения.
  • Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
  • Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
  • Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
  • Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
  • Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
  • Все единицы не могут быть равнозначными.
  • Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

  • Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
  • Они доступны клиентам.
  • Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно.
  • Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
  • Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
  • Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.
  • Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
  • Принятие решений может вызывать конфликты.
  • Трудно определить производительность и эффективность.
  • Все рынки могут не рассматриваться как равные.
  • Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
  • Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
  • Географическая структура

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

  • Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
  • Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
  • Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
  • Отчеты по работе отдельных рынков.
  • Решения принимаются взвешенно.
  • Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.
  • Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
  • Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
  • Отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени.
  • Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
  • Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

  • Сотрудники не работают на временной работе.
  • Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
  • Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
  • Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
  • Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.
  • Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.
  • Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет полной власти.
  • Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
  • Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
  • Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также:

      

  • Аннотация горе от ума кратко
  •   

  • Идентификация вредных факторов среды и средства защиты от них кратко
  •   

  • Императорский совет при екатерине 2 кратко
  •   

  • Происхождение фамилии феофанова кратко
  •   

  • Применение кислорода в резке металлов кратко

Что такое организационная структура предприятия

Организационная структура — это схема, по которой сотрудники, отделы и подразделения взаимодействуют между собой. Она определяет, кто и за что отвечает, кто с кем коммуницирует, кто ставит задачи сотрудникам, кто принимает решения.

Основная задача оргструктуры — выстроить понятную схему работы и координировать действия участников. Это важно для всей компании, так как позволяет:

  • Устанавливать зоны ответственности. Оргструктура показывает, кто и за что отвечает, какому отделу придется нести ответственность за ошибки, а кого похвалят за достижение цели.

  • Распределять обязанности. С продуманной оргструктурой сотрудники делают задачи по своему уровню и функционалу: финдиректор не будет заполнять 6-НДФЛ, а инженер продавать товары. Задачи не дублируются, исключается перегрузка или недогрузка.

  • Формировать потребность в сотрудниках. Оргструктура показывает, какие задачи не закрыты, какие специалисты перегружены, каких компетенций не хватает сотрудникам — становится понятно, как оптимизировать штат.

  • Устанавливать порядок коммуникации. Оргструктура дает представление о порядке подчиненности: кто и на каком уровне принимает решения, ставит задачи, как отделы и их руководители взаимодействуют между собой.

  • Видеть перспективы карьерного роста. Сотрудникам будут видны возможности вертикального и горизонтального карьерного роста.

Каждое предприятие может разработать свою организационную структуру. Для небюджетных компаний никаких требований на уровне закона нет, они могут формировать ее самостоятельно, опираясь на свои цели. А вот для некоторых учреждений и госпредприятий оргструктура предусмотрена законодательством, например, для прокуратуры и пожарной охраны.

Типы организационных структур

Собственники создают организации с разными целями, видами деятельности, территориями ведения бизнеса, количеством сотрудников. Все эти факторы нужно учитывать при выборе подходящей организационной структуры. Есть шесть стандартных видов оргструктур, но никто не запрещает адаптировать их под себя и менять в процессе работы. Рассмотрим основные виды, их плюсы и минусы.

Линейная структура предприятия

Самая простая, но не самая оптимальная, структура. В ней есть один главный руководитель, обычно гендиректор, а в подчиненности у него находятся другие начальники, у каждого из которых есть свой небольшой коллектив рядовых сотрудников.

На схеме это выглядит так:

Чаще всего по такой структуре работают небольшие фирмы, у которых нет обособленных подразделений, а сфера деятельности — узкая. Например, кондитерские, агентства интернет-маркетинга, клининговые компании, локальные производители и пр.

Чаще всего в линейных компаниях бухгалтер один и занимается сразу всем: бухучетом, налогами, зарплатой, отчетностью, кадровым учетом, юридическими вопросами и пр.

Нередко такие компании привлекают аутсорсеров вместо штатных бухгалтеров. Аутсорсеры работают сразу с несколькими организациями и предпринимателями и сдают за них отчетность. С несколькими клиентами удобно работать в Контур.Экстерне: на одной странице видно все отчеты, которые надо сдать, в системе отражаются все поступившие из налоговой требования, в таблице можно в любой момент проверить сроки действия сертификатов и доверенностей, сверка с бюджетом выполняется по всем организациям в автоматическом режиме. Загрузить, проверить и отправить можно большое количество отчетов за один раз.

Функциональная структура предприятия

Тоже достаточно популярная и простая структура. В отличие от линейной, функциональная предполагает четкую специализацию каждого участка, и строится она по горизонтали, а не по вертикали. Тут тоже есть главный руководитель и директора, но они делятся по различным функциям: маркетингу, производству, финансам, логистике, бухгалтерии и т. д.

На схеме это выглядит так:

Этот вариант больше подходит компаниям, которые занимаются сразу несколькими видами деятельности или производят большое количество товаров, работ, услуг. Функциональная структура — для тех, кому крайне важна координация между отделами.

Линейно-функциональная структура предприятия

Объединяет в себе особенности линейной и функциональной структур. Тут также есть гендиректор, взаимодействующие между собой функциональные руководители и линейная подчиненность внутри каждого отдела. Предполагается, что функциональные руководители ставят задачи линейным, которые уже делегируют их исполнителям.

У каждого функционального руководителя в подчинении несколько линейных. Например, директор финансово-экономического отдела может руководить начальниками планово-экономического, кадрового отделов, бухгалтерии и т. д. При такой структуре исполнители получают задачи от линейных руководителей, которые в свою очередь получают их от функциональных. Выходит, что у линейного руководителя в зоне ответственности оперативные вопросы, а у функционального — стратегические и влияющие на работу всей компании.

Такую структуру выбирают компании, которым необходимы разносторонние процессы, а не только, к примеру, производство.

Бухгалтерия в такой структуре, как правило, подчиняется главному бухгалтеру, который получает задачи от директора финансово-экономического отдела, непосредственно подчиняющегося гендиректору.

Дивизиональная структура предприятия

Эта форма предполагает, что у предприятия есть гендиректор, который отвечает за планирование и стратегические решения. Внутри компании выделяют подразделения (дивизионы), за каждым из которых закрепляется свой руководитель, ответственный за оперативную деятельность.

Дивизионы могут быть выделены по следующим признакам:

  • по видам выпускаемой продукции;

  • по конечному потребителю;

  • по местоположению.

Организационную структуру, при которой подразделения выделены по географическому признаку, также называют рыночной.

На схеме это выглядит так:

Все подразделения обладают самостоятельностью, ответственностью и своим набором задач, но все равно подчиняются единому центру управления. Такая структура подходит компаниям, у которых несколько направлений деятельности, много филиалов, покупатели четко разделены на группы.

Бухгалтеру предприятия с дивизиональной структурой нужно отчитываться за филиалы и подразделения, контролировать отчетность и платежи всего предприятия. С Контур.Экстерном это станет удобнее: можно выбрать удобную модель сдачи отчетности, заключить один договор на всё предприятие и отчитываться во все территориальные органы, интегрировать сервис по сдаче отчетности в 1С и не только.

Матричная структура предприятия

Матричная структура считается адаптивной, но и одной из самых сложных. Она представляет собой своеобразную смесь функциональной и дивизиональной оргструктур. Для матричной структуры характерно множественное подчинение, то есть члены каждой команды одновременно подчиняются и руководителю проекта, и своим начальникам (функциональным руководителям).

Схематично матричную структуру можно представить так:

Такая система подходит крупным компаниям, которым помимо базовой структуры управления требуются дополнительные руководители, ответственные за разработку продуктов или проектов. Она часто применяется в авиастроении, производстве электроники, отрасли высоких технологий.

Еще одна структура для работы в сфере инноваций, исследований и разработок — проектная. Тут у каждого проекта есть свой руководитель и своя группа сотрудников, состоящая из специалистов: маркетологов, дизайнеров, менеджеров, программистов, экономистов, инженеров — зависит от типа проекта. Как правило, проектные команды формируют временно и распускают, когда цели достигнуты.

Как выбрать подходящую организационную структуру предприятия

Чаще всего в оргструктурах современных компаний встречается две проблемы:

  • слишком большое количество уровней управления — это негативно влияет на скорость принятия решений и их эффективность;

  • некачественное распределение обязанностей и ответственности между подразделениями, руководителями и исполнителями — возникает двойная работа, сотрудники выполняют задачи вне рамок их компетенций, отделы перегружены или, наоборот, отдыхают большую часть дня.

Чтобывыбрать оптимальную оргструктуру, нужно понять, какие звенья системы лишние, и исключить их. Это не всегда просто сделать при запуске бизнеса, поэтому со временем оргструктура часто меняется, а вместе с ней пересматривается и штатное расписание.

Для оптимизации оргструктуры следует:

  • четко и максимально близко к реальности определить обязанности каждого подразделения;

  • посчитать, сколько сотрудников будет находиться в подчинении каждого руководителя, и определить их обязанности;

  • продумать и прямое, и функциональное подчинение;

  • исключить дублирующие функции: объединить лишние должности в одну позицию, перераспределить обязанности.

Пример. В подчинении у финансового директора находятся управления по направлениям, которые в свою очередь руководят отделами по направлениям: планово-экономический, бухгалтерия, организация труда и зарплата, внутренний аудит и пр. Ликвидация управлений позволит сократить путь информации из отделов к финдиректору и сэкономить на оплате труда и содержании персонала.

После пересмотра этой зоны отделы по направлениям будут находиться в прямом ведении финдиректора. Например, главный бухгалтер станет подчиняться финдиректору, а в его подчинении останется бухгалтерия, аналогично с начальником планово-экономического отдела, который будет руководить группами по производственному планированию, труду и зарплате и т. д.

Продуманная оргструктура позволяет снизить расходы на содержание персонала, повысить централизацию управления и концентрацию власти, ускорить процессы принятия и реализации решений, а также повысить адаптивность к внешней среде.

Понятие организационной структуры

Определение 

Организационная структура – это состав и соподчинённость взаимосвязанных организационных единиц, звеньев и ступеней, которые наделены конкретными правами и ответственностью с целью выполнения соответствующих функций управления.

Одновременно с этим звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень управления является совокупностью звеньев управления, расположенных на конкретном иерархическом уровне.

Структура местной администрации представляет собой очень активную динамичную систему, которая на основе некоторых изменений стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан и иных факторов подвержена некоторым изменениям.

Ключевой принцип построения структур управления – принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту. Иными словами, выбор любой структуры органов управления муниципальным образованием находится в прямой зависимости от основных параметров. К таковым параметрам причисляют: состав и величину территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структуру муниципального хозяйства, экономическую структуру муниципального образования в общем. 

Выделяют перечень факторов, которые оказывают воздействие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации, они следующие:

  • Тип муниципального образования, который определяет перечень вопросов местного значения, из которого формируются полномочия местного самоуправления (администрации).
  • Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, в зависимости от которого выбираются приоритетные направления и на которые возлагаются функции по достижению конкретных целей.
  • Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. Примечательно, что в крупных городах создаются сложные системы, которые предусматривают создание сложных структурных подразделений.
  • Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры, здесь необходимо отметить, что в крупных городах существует больше возможностей для развития рынка и производства, кроме того, некоторые подразделения могут находится во власти не обязательно администрации, а, к примеру, опытных управленцев.
  • Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические и пр. Эти особенности ложатся в основу необходимости создания специальных структурных подразделений, которые не являются стандартными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве других административных единиц.

Также стоит отметить, что на организационную структуру местной администрации оказывают большое влияние некоторые внутренние факторы, типа личностных качеств руководства и его роль в системе управления, применяемые управленческие технологии, а также уровень сопротивления в системе организации труда, материально-технического оснащения администрации и пр.

В настоящий момент основным фактором, из которого строится фундамент формирования структуры местной администрации, являются её компетенции согласно предусмотренными федеральными законами по вопросам местного значения и распределения полномочий между органами местного самоуправления, закреплённым в уставе муниципального образования.

В этой связи необходимо выделить шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

  1. Вопросы социально-экономического развития территории.
  2. Вопросы муниципального хозяйства.
  3. Финансовые вопросы.
  4. Вопросы социального характера.
  5. Административно-организационные вопросы.
  6. Исполнение переданных государственных полномочий.

Надо отметить, что первые пять групп вопросов характерны для всех муниципальных образований вне зависимости от их типа. Последняя в списке группа вопросов имеет прямое отношение исключительно к муниципальным районам и городским округам, которые могут осуществить конкретные государственные полномочия.

Все перечисленные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, таким образом происходит создание типичной линейно-функциональной структуры местной администрации, она, в свою очередь, включает в себя:

  • Руководящую верхушку, в которую входит глава администрации, его заместитель, а также первый заместитель, если таковой имеется.
  • Структурные подразделения, которые подчиняются администрации или находятся в соподчинении между собой:
  1. Отраслевые структурные подразделения, в ведомстве которых находятся отдельные отрасли муниципальной деятельности.
  2. Функциональные структурные подразделения, которые исполняют одну или несколько функций во всех отраслях.
  • Территориальные органы, с районным делением.
  • Аппарат администрации, которым обеспечивается и организуется её деятельность, в том числе юридическая, кадровая, информационная, делопроизводство, ведётся работа с обращениями граждан, а также своя бухгалтерия и т.п.

Данные виды структур называют линейно-функциональными по причине их основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями.

Как правило, первые представляют собой инициаторов принятия решений, а вторые – исполнителями функций экспертизы, согласования проектов решений.

В зависимости от того, какую роль играют и какое место занимают структурные подразделения, им присваивается разный статус, более того, они по-разному называются. 

Разновидности структурных подразделений

Выделяют шесть видов структурных подразделений, они следующие:

  • Департаменты.
  • Управления.
  • Комитеты.
  • Отделы.
  • Секторы.
  • Комиссии.

Департамент представляет собой функционально-отраслевые структурные подразделения, которые осуществляют исполнительные, распределительные и контрольные функции в конкретной отрасли или сфере управления муниципальным образованием. Более того, они определяют концептуальное развитие в данной сфере. Во главе департаментов находятся заместители главы администрации.

Управления являются относительно самостоятельным структурным подразделением местной администрации, которое обеспечивает конкретные направления деятельности местной администрации, они управомочены самостоятельно издавать акты управления.

Комитеты представляют собой структурные подразделения, которые создаются и функционируют на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.

Отделы являются структурными подразделениями местной администрации, на которые возложены вспомогательные или оперативные функции.

Секторы являются организационно не обособленными структурными подразделениями отдела, которые осуществляют исполнительную деятельность и формируется с целью решения однотипных задач на протяжении конкретного периода времени.

Комиссии создаются на конкретный период времени с целью решения какой-то определённой проблемы.

Важно заметить, что данный перечень не является унифицированным, а в практическом применении всегда имеет много несовпадений и несоответствий наименований структурных подразделений, их места в организационной структуре и исполнении функций.

Цели и задачи организационной структуры

В настоящих условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от способности к стратегическому планированию, когда происходит прямое ориентирование на цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, то существующие линейно-функциональные организационные структуры не могут быть настолько гибкими, чтобы нормально адаптироваться к изменениям внешней среды, объектам управления и потребностям населения.

Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обуславливают необходимость формирования новых проектных структур, которые основываются на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений.

Данный подход в решении приоритетных задач и вопросов развития муниципального образования предназначен для разработки целевых программ, которые представляют собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Реализовать такую программу можно с помощью выделения необходимых ресурсов и сформировав временный коллектив работников, которые на период действия программы находятся в двойном подчинении, иными словами, под руководством своего непосредственного руководителя, а также в подчинении ответственного исполнителя программы.

Замечание 1

Образование проектных структур происходит в администрациях в виде комиссий и рабочих групп.

Программно-целевые методы в построении организационной структуры администрации требуют достаточно усердной работы, связанной с регламентацией деятельности структурных подразделений. Кроме проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описание о утверждение в регламенте администрации системы взаимодействия структурных подразделений между собой, порядок прохождения управленческих решений и основных административных процессов.

В этой связи, стоит отметить, что существует два подхода для построения структур местных администраций, а именно функциональный и программно-целевой.

Функциональный подход

Применение функционального подхода эффективно при разработке структуры, которая обеспечивает текущее управление муниципальным образованием. Данный подход подразумевает выявление функций, исполнение местными администрациями этих функций и формирование их структуры в соответствии с выполнением каждой функции согласно конкретной структурной единицы. Стоит отметить, что это не говорит о том, что выполнение единичной функции требует отдельного органа.

После выполнения всего набора функций происходит их группировка по конкретным принципам, к примеру, по отраслевому – благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и пр. также необходима группировка по принципу принадлежности к какой-то сфере, к примеру, социальная, экономическая или др. После всего этого выстраивается определённая конечная структура. Некоторые структурные единицы формируются с целью осуществления вспомогательных функций, т.е. тех, без которых нельзя решить основные задачи, которые ставятся перед органами местного самоуправления.

Замечание 2

Чаще всего применяются одномоментно несколько принципов для группировки функций, вместе с тем степень укрупнения структурных единиц устанавливается в соответствии с составом и количеством управляемых объектов.

Стоит отметить, что в крупных муниципальных образованиях зачастую формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры и т.п., при этом в небольших поселениях чаще создаются органы управления социальной сферой. Необходимо организовывать их работу и взаимодействие таким образом, чтобы все функции учитывались и не происходило дублирование одних и тех же, более того, работа должна быть организована таким образом, чтобы в одной структурной единице не пересекались функции планирования и исполнения или исполнения и контроля.

Надо отметить, что вполне продуктивным является принцип горизонтально-вертикального построения системы органов, объяснить который можно с помощью следующего примера.

Пример 1

При организации управления сферой образования необходимо создавать орган, который будет вести и отвечать за всех вопросы и проблемы образования, в том числе обеспечивать его деятельность и несоподчинённые органы финансового планирования и исполнения доходной части бюджета, исполнения расходной части бюджета, управления службой и кадрами, делопроизводства и пр. Вместе с тем, должна быть создана вертикаль управления, которая будет возглавляться местной администрацией, заместителем по направлению, руководителем отраслевого подразделения и руководителем учреждения.

На основе данного примера, можно сделать вывод, что необходимо выстраивать горизонтально-вертикальные структуры с целью исполнения всех функций, в более укрупнённом виде, а также для управления в разных сферах деятельности. Таким образом, можно получить единую структуру местной администрации.

Программно-целевой подход

Применение программно-целевого подхода актуально во время формирования структуры, которая обеспечивает реализацию программ и проектов развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Данный подход в корне отличается от первого тем, что его основу составляет построение структуры на целях, задачах и их ранжировании по приоритетам, а не на функциях. Кроме того, в основе построения данного подхода лежат способы достижения, формы и механизмы реализации, конкретные программы и проекты развития, в том числе динамика изменений в ходе осуществления данных программ и проектов. Больше различий в этих подходах нет.

На самом деле не существует муниципальных образований, которые реализуют систему управления или реализуются только программы и проекты развития. Для каждого муниципального образования характерны и те и другие признаки. В этой связи необходимо отметить, что при построении структур местных администраций в разной степени используются два подхода. Справедливо сказать, что этот факт создаёт определённые трудности, но принимая во внимание все функции, цели и задачи, приоритеты, ресурсы и ограничения, можно оптимизировать структуру местных администраций.

Базовые структуры администраций

Для большего понимания структуры администраций муниципального района, необходимо проанализировать базовые структуры администраций муниципального района, поселения и городского округа. В этой связи важно понимать, что для каждого конкретного муниципального образования они должны быть собственные и применяться в соответствии с его особенностями. Такие структуры не предусматривают осуществление отдельных государственных полномочий, т.к. наличие каких-либо полномочий являются переменными факторами.

На основе перечня вопросов местного значения муниципального района и полномочий органов местного самоуправления по их решению, в структуре администрации муниципального района, выделяют пять ключевых направлений, они представлены в таблице ниже.

Направления Содержание деятельности
Экономика и финансы Экономическое планирование; реализация экономической политики; управление муниципальным имуществом; управление муниципальными природными ресурсами; финансовое и налоговое планирование; исполнение бюджета; финансовый контроль.
Жизнеобеспечение Коммунальное хозяйство; благоустройство; территориальное планирование и градостроительство; транспорт; связь; торговля; общественное питание; бытовые услуги; ритуальные услуги.

Социальная политика

Общее образование; дошкольное образование; дополнительное образование; здравоохранение (медицинская помощь); культура и досуг; физкультура и спорт; работа с детьми и молодежью.
Безопасность Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации; охрана общественного порядка; охрана окружающей среды; охрана жизни и здоровья на водных объектах.

Обеспечение деятельности 

Кадровая политика; бухгалтерское обслуживание; юридическое обслуживание; хозяйственное обслуживание; делопроизводство; архивная деятельность; информационное обеспечение; связи с общественностью и средствами массовой информации; контроль исполнения.

Одновременно с этим существует ряд вопросов, которые можно отнести к смежным сферам деятельности, при этом формулировки некоторых из них одновременно состоят из нескольких различных функций.

Пример 2

Земли и водные объекты принято рассматривать как ресурсы экономического блока, а также как объекты природоохранных мероприятий.

Структура администрации поселения

На основе перечня вопросов местного значения поселения и полномочий органов местного самоуправления в соответствии с их решением, в структуре администрации поселения можно выделить несколько направлений, которые также характерны и для администрации муниципального района, которые по своей сути будут отличаться лишь некоторыми частями, которые входят в состав их функций.

Выделяют основные функции, которые имеют прямое отношение к каждому из направлений.

Экономика и финансы:

  • Экономическое планирование и реализация экономической политики.
  • Управление муниципальным государственным имуществом.
  • Координация работы муниципальных предприятий и учреждений.
  • Финансовое планирование.
  • Реализация бюджета.
  • Финансовый контроль.
  • Реализация налоговой политики.
  • Размещение муниципального заказа.
  • Управление мниципальными природными ресурсами.
  • Учёт муниципальной статистики.
  • Формирование услоувий для обеспечения населения услугами общественного питания, объектами торговли и бытового обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство:

  • Организация сетей электроснабжения.
  • Организация сетей теплоснабжения.
  • Организация сетей газоснабжения.
  • Организация сетей водоснабжения.
  • Организация системы водоотведения.
  • Организация системы снабжения населения топливом.
  • Содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений.
  • Организация мест отдыха населения.
  • Организация сети сора и вывоза бытовых отходов и мусора.
  • Организация уличного освещения и установки уличных указателей.
  • Организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для содержания жилищного строительства.
  • Создание условий для предоставления транспортных услуг населению.
  • Создание условий для обеспечения населения услугами связи.
  • Организация благоустройства и озеленения территории поселения.
  • Планирование застройки территории поселения, территориальное деление земель поселения.
  • Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Социальная политика:

  • Обеспечение жилым фондом граждан, которые остро в этом нуждаются.
  • Осуществление деятельности по опеке и попечительству.
  • Организация библиотечного обслуживания населения.
  • Организация условий для досуга населения и обеспечения жителей услугами в культурной сфере.
  • Обеспечение охранных мероприятий для исторических памятников и культуры местного значения.
  • Организация условия для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта.

Безопасность:

  • Реализация мер по предупреждению и ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций.
  • Обечпечение первичных мер пожарной безопасности в пределах всех населённых пунктов поселения.
  • Установление контроля над использованием и охраной муниципальных лесов и земель.

Организационное обеспечение:

  • Кадровая политика.
  • Бухгалтерские услуги.
  • Хозяйственное обслуживание.
  • Юридическая помощь.
  • Делопроизводство.
  • Создание архивных фондов.
  • Информационное обеспечение.
  • Связи с общественностью и СМИ.
  • Контроль исполнения.

Необходимо отметить, что из-за того, что городским округом решаются вопросы местного значения как поселения, то и вопросы муниципального района должна решать администрация городского округа, как включённой структурной единицы, выполняющей все функции административного поселения и администрации муниципального района, исключая межпоселенческие территории.

Замечание 3

Однако стоит отметить, что именно им принадлежат аналогичные функции, которые должны исполняться на территориях, которые расположены между населёнными пунктами, в случае, когда в состав городского округа входит несколько населённых пунктов.

Вместе с тем, структура администрации городского округа не выступает в качестве суммы структурных единиц администраций поселений и муниципального района, поскольку их часть функций агрегируется.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно решать вопросы местного значения с разной степенью результативности, при наличии у них разной структуры и численности исполнительно-распорядительных органов.

Надо сказать, что результативность деятельности публичной власти на муниципальном уровне в целом и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в частности, во многом зависит от совокупности факторов, влияющих на неё. Такими факторами выступают: численность населения, структура экономики, уровень социального развития, уровень экономического развития региона, распределение полномочий между структурными подразделениями, исключение дублирования функций, исполнимость функций, а также уровень квалификации муниципальных работников и пр.

В процессе организации существующих организационных структур местных администраций необходимо принимать во внимание, что всякие действия, которые направлены на организационные изменения, могут оказать сопротивление непосредственно организации как социальной системе, сконцентрированной на стабильности и выдивании, а не на развитии. По этой причине можно говорить о попытках радикального совершенствования организационной структуры, где достигаются желаемые результаты, цель который повышение квалификации и эффективности деятельности, исключающие разрушительные последствия. 

Главным успехом в организационных изменениях выступает комплексный научный подход, основа которого лежит в соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным исследование системы изнутри.

Выделяют несколько принципов, которые помогут в определении структуры местной администрации и распределении полномочий между всеми подразделениями, они следующие:

  • Целепологание и логика, разделение функциональных блоков.
  • Исклчение дубрирования и параллелизма функций.
  • Полный охват и исключение пробелов в решении вопросов местного значения местной администрации в целом.
  • Результативность и её возможные оценки итогов проведённой работы.
  • Достаточность обеспечения, которое позволит структурным подразделениям надлежащим образом выполнять свои функциональные обязанности в полном объёме материального, правового и информационного обеспечения.
  • Системность методов и их взаимосвязь с другими подразделениями, инми словами, при описании функций подразделений его взаимодействия с иными структурами.
  • Структурирование, иныче говоря, разделение функций структурного подразделения на функции конкретных специалистов, на которых возложены те или иные обязанности.
  • Эффективность, которая подразумевает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами.
  • Недопущение принципа создания структур под конкретных людей.
  • Унифицированный подход в процессе формирования структур и установления штатной численности органов местного самоуправления.

Деятельность, которая направлена на внесение изменений в организационную структуру местной администрации нуждается в грамотной оценке и анализе экспертов, в том числе ей требуется прововая поддержка в актуальном состоянии документов, которые регламентировали бы организацию и деятелньость её администрации. Кроме того, требуется кадровое сопровождение, которое выражается посредством переподготовки и повышении квалификации работников, а также подготовка кадрового резерва.

Бизнес-процессы организации иногда требуют создания руководящих документов, отличных от классических положений, регламентов, инструкций, правил или методических указаний.  Директор, доведенный до бешенства хаосом в организации или отделе, может поручить вам составить документ с подробнейшим описанием порядка выполнения всех ключевых действий. В статье объясним, что такое руководство, в каких случаях его нужно создать и как именно это сделать.

Виды руководящих документов 

При описании тех или иных процессов, действий и взаимодействий подразделений и работников, которые занимают определенные должности и исполняют ряд трудовых функций и обязанностей, часто используют такие виды руководящих документов, как положения, регламенты, инструкции, правила, методические указания. У каждого из перечисленных документов есть свое назначение (Таблица 1).

Виды некоторых руководящих документов и их назначение

Что такое руководство и зачем оно нужно? 

Кажется, что для нужд предприятия, документов, перечисленных в Таблице 1, достаточно. Но иногда требуется создать иной руководящий документ – руководство. Рассмотрим на конкретном примере, когда он может понадобиться.

Опишу ситуацию, которая однажды сложилась в нашей организации. Работники складов, имея на вооружении инструкции и правила, в которых описаны различные рабочие процессы (приемка товара по качеству и количеству, выдача товара покупателю, набор товара для отправки в региональные склады, работа с некондиционным товаром, работа с неликвидами, работа с вилочными погрузчиками и т.д.), часто ходили в грязной и рваной спецодежде (сменные комплекты чистой и целой одежды всегда есть) либо вообще не носили спецодежду, заменяя ее чем придется из домашнего гардероба, забывали своевременно освобождать помещение склада от использованной тары и упаковочных материалов, несколько раз забывали запирать склад на ночь.

Да, в организации действовали приказы, предписывающие носить на рабочих местах только выданную спецодежду установленного образца, менять ее еженедельно, а также правила сдачи и снятия помещения «на охрану». Но возникла надобность в едином документе, который объединил бы все уже расписанные действия сотрудников в единое целое буквально по шажочку. Что сделать вначале: отпереть дверь ключом или снять помещение с охранной сигнализации? Переодеть штаны или включить на складе свет? Как часто выбрасывать мятую упаковочную бумагу – после вскрытия каждой упаковки или после вскрытия десяти упаковок? Что делать, если покупатель, получающий товар, упал в обморок?

Думаю, понятно, что многие из заявленных «непоняток» были очень похожи на простой саботаж, которым иногда не брезгуют работники. Дескать, а где написано, что я должен сначала выдать товар покупателю, а уж потом подметать пол на складе? Я хочу сначала подмести, у меня и в инструкции написано: «удалить из помещения склада использованные упаковочные материалы и тару», и пусть весь мир подождет! Или что я должен сделать вначале: выключить освещение в помещении склада или пойти переодеваться?

И так может продолжаться бесконечно. Важно, что вопросы и надуманные нестыковки различных действий доводятся до абсурда и мешают производственному процессу.

После некоторого размышления в нашей организации было принято решение создать руководящий документ, который устранил бы все «непонятки», связал бы различные процессы, расставил бы акценты и приоритеты при выполнении различных действий. Кроме того, была поставлена задача написать этот документ как можно подробнее, что в устах доведенного до бешенства руководства звучало «как для дураков». Содержание и назначение документа не подпадало ни под одно определение руководящих документов, поэтому я назвала его «Руководство», так как формат руководства пользователя, прилагаемого, например, к приобретаемой бытовой технике, наиболее точно подходил к задаче.

Структура руководства для работников подразделения 

Руководство для работников подразделения – это документ, описывающий работу подразделения в целом, который устанавливает и регулирует общий порядок работы по всем направлениям деятельности и включает в себя основные алгоритмы действий работников на протяжении рабочей смены, расставляет приоритеты выполнения различных процессов.

Структура руководства не регламентирована, но в целом имеет много общего со структурой других руководящих документов – положения, регламента (Схема 1).

Структура руководства

Раздел «Общие положения» 

Обычно в разделе «Общие положения» любого документа указываются:

1. Назначение (цель) документа.

2. Область применения.

3. Нормативные ссылки (или нормативные документы).

4. Связанные документы, локальные нормативные акты.

5. Глоссарий (термины и сокращения).

6. Порядок утверждения руководства, внесения в него изменений и его отмены.

Назначение (цель) документа 

В написании этой части применяется стандартная фраза для всех руководящих документов подобного вида, например:

1.1. Настоящее руководство устанавливает и регулирует общий порядок работы персонала склада.

Также можно использовать такую формулировку:

1.1. Цель настоящего руководства – установление и регулирование общего порядка работы склада.

Область применения 

В этом абзаце следует указать наименования и коды подразделений (если они есть), которых касается это руководство. Поскольку мы пишем документ для работников одного конкретного подразделения, то эту часть можно опустить. Но если руководство затрагивает и другие подразделения, то следует указать, какие именно. Например, так:

1.2. Область применения документа:

– складское хозяйство;

– транспортный отдел.

Нормативные ссылки (или нормативные документы) 

Здесь необходимо указать нормативные документы, которые использовались при разработке этого руководства, а именно: действующие государственные, отраслевые стандарты, кодексы Российской Федерации, методические рекомендации по внедрению государственных стандартов, действующие приказы и постановления государственных органов и т.д.

Например, для создания руководства для работников склада эта часть может выглядеть следующим образом:

1.3. Нормативные документы:

1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6).

2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2021.

Существуют различные подходы к классификации организационных структур управления.

В зависимости от типа взаимосвязей между участниками процесса управления можно выделить следующие разновидности структур управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • комбинированная.

Линейная организационная структура управления

Это одна из наиболее простых структур. В ней используются принципы централизма и единоначалия. Во главе каждого коллектива стоит руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю.

Руководитель несет ответственность за результаты работы коллектива. Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не может отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника. В процессе управления предприятием формируется иерархия руководителей (например, генеральный директор — директор по производству — начальник — мастер — бригадир).

К положительным сторонам линейной структуры относятся следующие:

  • оперативность принятия и реализации управленческих решений;
  • относительная простота управления;
  • обеспечение единства распорядительства сверху вниз;
  • согласованность действий исполнителей.

Недостатком данной структуры является то, что руководитель должен быть осведомлен во многих областях управления, а это приводит к его перегрузке и недостаточной компетенции при принятии решений. Наряду с этим происходит разобщенность горизонтальных связей,а при наличии большого числа уровней управления затягивается принятие управленческих решений.

Функциональная структура управления

В этой структуре специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения. Например, специалисты по планированию работают в плановом отделе, специалисты по финансам — в финансовом отделе, специалисты по маркетингу — в отделе маркетинга. Управление, начиная со среднего звена, строится по функциональному признаку.

 

Достоинства функциональной структуры управления:

  • специализация руководителей и специалистов повышает качество принимаемых управленческих решений;
  • освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций.

К недостаткам функциональной структуры относится отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне управления. Кроме того, перестает действовать принцип единоначалия, поскольку исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей.

К недостаткам относится и нечеткая ответственность, так как тот, кто готовит решение, обычно не участвует в его реализации.

Линейно-функциональная структура управления

Особенностью данной структуры является то, что управление осуществляется линейными и функциональными руководителями. У линейного руководителя появляется особый штат (штаб), состоящий из управленческих подразделений (отделов, служб, групп, отдельных специалистов), которые специализируются на выполнении какой-то одной функции управления. При этом линейный руководитель имеет полноту власти по всем объектам и функциям управления.

Функциональные руководители бывают двух типов: реализующие одну или несколько функций управления.

 

В данной структуре объединяются преимущества линейной и функциональной структур.

К недостаткам структуры относится то, что происходит расширение аппарата управления, его бюрократизация, увеличивается время принятия решений из-за необходимости согласований, сохраняется проблема координации функциональных служб.

Линейно-функциональные структуры управления в настоящее время являются наиболее распространенными типами структур. Линейно-функциональный тип структур особенно эффективен там, где аппарат управления выполняет повторяющиеся стандартные процедуры. Он создает благоприятную почву для формализации полномочий и ответственности, но не всегда обладает необходимой гибкостью при возникновении новых задач.

Матричная структура управления

Данная структура позволяет быстро реагировать на изменения рынка благодаря своей гибкости. 

Она образуется путем совмещения двух типов структур: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой управление строится по вертикали: создаются подразделения, которые осуществляют управление отдельными сферами деятельности — производством, сбытом, снабжением и т.д. В соответствии с программно-целевой структурой осуществляется управление по горизонтали — управление программами и проектами, то есть основная задача состоит в разработке программ. Каждая программа может включать ряд проектов.

 Для разработки программы (проекта) создается так называемая матричная группа, в которую направляются работники из различных подразделений. Члены матричной (проектной) группы имеют двойное подчинение. С одной стороны, они подчиняются руководителю программы, а с другой — функциональному руководителю того подразделения (отдела), в котором постоянно трудятся. Полномочия руководителю проекта (программы) делегирует высшее руководство, поэтому они могут меняться в зависимости от сложности, важности и срочности проекта.

 

В матричной структуре существует распределение обязанностей руководителей, связанных с программами. Руководитель программы отвечает за качество и сроки разработки программы. В обязанность функциональных руководителей входит создание необходимых условий для разработки программ.

Данная структура наиболее эффективна тогда, когда возникает необходимость в освоении и производстве наукоемкой продукции, внедрении технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

К преимуществам матричной структуры относится то, что появляется возможность быстро перестраивать структуру коллектива при постановке и решении новых задач (гибкость и адаптивность). Руководители и специалисты всех уровней вовлекаются в активную творческую деятельность по совершенствованию производства. Повышается эффективность использования ресурсов и прежде всего кадрового потенциала.

Вместе с тем применение данной структуры сопряжено с рядом трудностей.

Основным недостатком является сложность, что связано с необходимостью установления и координации многочисленных связей.

К недостаткам также относится необходимость периодической переквалификации работников в связи с изменением программы.

Матричные группы не являются устойчивым образованием. При их использовании работники постоянно перемещаются с основного рабочего места в проектные группы и вся организация становится как бы временной.

Дивизиональная структура управления

В данной структуре используется демократический принцип управления. Централизация стратегических решений на высшем уровне управления сочетается с самостоятельной деятельностью низовых подразделений (дивизионов). Высшее руководство компании (президент, правление, совет директоров) определяет долговременные ориентиры и ответственность за получение прибыли.

Структура часто используется международными компаниями, имеющими отделения в различных странах.

Дивизиональная структура управления имеет ряд разновидностей. К основным из них относятся следующие типы:

  • региональная;
  • продуктовая;
  • потребительская.

Региональная структура предполагает, что управление осуществляется по определенным видам продукции, производимой на разных территориях страны или за рубежом.

Структура позволяет максимально учитывать особенности местного законодательства, обычаи и нужды потребителей.

Особенность продуктовой структуры состоит в том, что полномочия по руководству производством и сбытом какой-либо продукции передаются одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции.

Такой тип управления характерен для компаний с широко дифференцированный ассортиментом продукции.

Применяя продуктовую структуру, крупная компания может уделять конкретной продукции столько же внимания, сколько ей уделяют фирмы, выпускающие один-два вида продукции.

Данная структура позволяет компании быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Потребительская структура основным объектом управления рассматривает потребности покупателя. Подразделения компании создаются на основе удовлетворения запросов определенных групп потребителей.

Это позволяет лучше знать и удовлетворять потребности определенных групп клиентов. У потребителя, в свою очередь, создается впечатление, что эта группа работает только для него.

К недостаткам можно отнести следующее:

  • многоступенчатость управления, что приводит к бюрократизации и росту управленческих расходов;
  • дублирование ресурсов и функций в процессе управления.

Комбинированные структуры управления

В этом случае в рамках одной организации в зависимости от особенностей подразделений могут одновременно применяться линейные, функциональные, матричные и иные структуры управления.

Во многих случаях высший уровень управления имеет линейно-функциональную структуру, а средний уровень может иметь все многообразие структур управления. Это позволяет в большей мере учесть особенности компании и воспользоваться преимуществами различных структур управления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации союз 111
  • Как связать двойные варежки спицами пошаговая инструкция видео
  • Холодильник whirlpool wbm 246 sf инструкция
  • Холодильник whirlpool wbm 246 sf инструкция
  • Пастушья сумка инструкция по применению отзывы взрослым пожилым