Структура руководство города

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие структуры администрации города

Определение 1

Администрация города представляет собой орган публичной власти, реализующий исполнительно-распорядительные полномочия на уровне города.

Городская администрация наделяется уставом рядом компетенций в области решения вопросов местного значения и решения государственных задач во исполнения переданных полномочий государственных органов. Таким образом, в сферу управленческой деятельности городской администрации входит широкий спектр вопросов, определяющих жизнедеятельность местного сообщества. Указанное предопределяет наличие сложной внутренней организации рассматриваемого органа публичной власти.

Так, для решения управленческих задач в конкретной сфере общественной жизни города администрация образует внутреннюю иерархическую систему взаимодействующих и взаимосвязанных управленческих подразделений, реализующих цели деятельности городской администрации в конкретных областях.

Глава администрации в структуре администрации города

Общее руководство городской администрацией, как и всякой администрацией муниципального образования, осуществляет глава. В качестве главы администрации может действовать либо глава муниципалитета, либо лицо, которое осуществляет полномочия главы местной администрации по контракту, заключенному на основании конкурса с парламентом муниципалитета.

Компетенция главы городской администрации определяют его главенствующее место в структуре городской администрации. Так, компетенцию главы городской администрации составляют следующие вопросы:

  • непосредственное управление подразделениями, образующими администрацию города, а также назначенными главой руководителями соответствующих подразделений;
  • организация своими распоряжениями работы администрации города;
  • установление структуры администрации города, подлежащей в последующем утверждению парламентом муниципалитета, а также утверждение структуры отдельных подразделений, назначение и освобождение от должности руководителей соответствующих подразделений в структуре администрации города;
  • определение штатного расписания, численности работников, непосредственно реализующих управленческие полномочия администрации города;
  • назначение служащих администрации города на должности муниципальной службы;
  • представление городской администрации во взаимоотношениях с органами публичной власти других муниципалитетов и государства, а также с гражданами и организациями;
  • издание правовых актов по вопросам ведения и др.

«Структура администрации города» 👇

Характеристика структуры администрации города

Внутренняя организация администрации города, то есть ее структура, определяется исходя из тех функций местного управления, которые возложены на городскую администрацию. Так, в число основных полномочий администрации города входят:

  • подготовка, разработка, реализация бюджетной и налоговой городской политики;
  • обеспечение подготовки бюджетного проекта города;
  • обеспечение исполнения городского бюджета;
  • контрольная деятельность в сфере исполнения законодательства о муниципальных и государственных закупках, в том числе определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей для реализации соответствующего продукта для муниципалитета;
  • реализация правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом, которое составляет городскую собственность, ведение реестра такого имущества;
  • реализация полномочий учредителя в отношении муниципальных организаций;
  • ведение учета жилищного фонда;
  • организация сбора сведений, отражающих экономико-социальное состояние городской среды;
  • установление целей социально-экономического развития города, разработка программных документов для достижения названных целей, реализация таких документов;
  • формирование благоприятной городской среды для привлечения инвестиций;
  • реализация полномочий по управлению и распоряжению земельными ресурсами, которые находятся в собственности города;
  • организация безопасного природопользования на территории города;
  • установление ставок оплаты использования природных ресурсов;
  • организация разработки проекта генерального плана города, его реализации;
  • организация подготовки проекта правил, регулирующих городскую застройку и землепользование;
  • информационное обеспечение градостроительной деятельности;
  • организация строительства за счет бюджетных средств объектов, имеющих социальное значение;
  • содержание муниципального фонда жилых помещений;
  • установление ставки платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в собственности города;
  • реализация мероприятий по учету лиц, нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма;
  • организация предоставления в соответствии с федеральным законодательством образования на условиях доступности и бесплатности;
  • формирование благоприятной городской среды для развития системы частного образования, а также спорта и физической культуры;
  • организация благоприятной среды для оказания медицинской помощи;
  • организация мероприятий по гражданской обороне на территории города, разработка соответствующих планов обороны и защиты населения и др.

Для реализации названных полномочий в структуре администрации выделяются соответствующие департаменты, управления, отделы и другие структурные единицы, которые реализуют отдельные функции администрации в конкретной сфере общественных отношений. Так, в частности, в структуре администрации города формируются подразделения по следующим направлениям:

  • подразделение, реализующее управленческие задачи в сфере распоряжения городским имуществом;
  • подразделение, обеспечивающее реализацию управленческих функций в области социально-экономического развития города, в частности, поддержки предпринимательства повышение инвестиционной привлекательности;
  • подразделение, реализующее функции администрации в области использования городских земельных и других природных ресурсов;
  • подразделение, осуществляющее управленческие функции в сфере градостроительства, дорожной деятельности на территории города;
  • подразделение, решающее управленческие задачи в области жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания и др.;
  • подразделение, осуществляющее управленческую деятельность в области образования, здравоохранения и др.;
  • подразделение, ответственное за обеспечение законности на городской территории правопорядка, защиты населения и др.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Организационная структура городской администрации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

на тему:

«Организационная структура городской администрации»

Выполнила студентка

группы ДМГ-101 Байкова А.Н.

Научный руководитель: Крупенков В.В.

Москва, 2012 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Общие характеристики местного самоуправления и городской администрации

1.1 Организационные основы местного самоуправления

1.2 Функции и структура городской администрации

Глава 2. Организационная структура городской администрации Перми

2.1 Общая характеристика администрации города Пермь

2.2 Характеристика функциональных и территориальных подразделений города Пермь

Глава 3. Механизмы совершенствования организационной структуры городской администрации Перми

3.1 Недостатки организационной структуры

3.2 Основные направления модернизации администрации города

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В данной курсовой работе проводится исследование одной из наиболее важных и актуальных тем предмета Основы государственного и муниципального управления: «Организационная структура городской администрации». Актуальность обусловлена тем, что в современном мире все больше и больше людей интересуются системой местного управления, а в частности системой управления того города, села или района, в котором они проживают. К сожалению, этот интерес вызван желанием граждан оградить себя от произвола чиновников и депутатов. Знание самой структуры управления, дают гражданам преимущества в выяснении тех или иных обстоятельствах и повышают их политическую культуру. Более того, по моему мнению, знать организационную структуру города, в котором проживает человек просто необходимо, так как городская администрация это исполнительный орган, и, следовательно, контролировать его работу можно, только при знании его структуры. Организационная структура — важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления. Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления. Также мне бы хотелось отметить высокую степень проработанности этой темы в литературных источниках. Целью настоящей работы является рассмотрение и проведение анализа структуры городской администрации города Пермь. Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:

определение факторов, влияющих на организационную структуру местной администрации в целом;

определение принципов построения организационной структуры города;

проведение анализа именно администрации города Пермь. Предметом исследования данной работы является организационная структура городской администрации. Объектом исследования работы является городская администрация города Пермь. Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления роли организационной структуры городской администрации в системе муниципального управления. Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в работе, и призванных способствовать совершенствованию законодательства и развитию практики его применения.

Глава 1. Общие характеристики местного самоуправления и городской администрации

1.1 Организационные основы местного самоуправления

Понятие «структура органов местного самоуправления» введено в юридическую практику ст.131 Конституции Российской Федерации в следующем контексте «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Под самостоятельностью населения в вопросе определения структуры органов местного самоуправления подразумевается право населения соответствующей территории решать указанный вопрос, как через прямое волеизъявление, так и через представителей «органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

·муниципальный район — несколько городских и сельских поселений

·сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов

·городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

·городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района

городская администрация организационная структура

·внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга)

Далее представлено, как в общем виде выглядят органы местного управления. Я представлю общую структуру для всех ее типов, с указанием частных случаев для администраций города. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

·представительный орган местного самоуправления

·глава муниципального образования

·местная администрация

·контрольный орган муниципального образования

·иные органы местного самоуправления

1.Представительный орган местного самоуправления

Понятие «представительный орган местного самоуправления» является частным случаем понятия «орган местного самоуправления». Но роль этого властного органа в муниципальном образовании исключительна, что нашло отражение в федеральном законодательстве. Дело в том, что местное самоуправление — не только форма управления на местном уровне, но и институт гражданского общества, позволяющий не просто управлять местным хозяйством, а осуществлять это управление в интересах населения территории. Количественный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования и зависит, как правило, от числа его жителей. В разных странах подходы к определению численности депутатов представительного органа весьма различны. В России Федеральным законом 2003 г. установлен нижний предел численности депутатов представительного органа, исходя из численности населения муниципального образования:

·7 — при числе жителей менее 1000;

·10 — при числе жителей от 1 до 10 тыс.;

·15 — при числе жителей от 10-30 тыс.;

·20 — при численности жителей от 30-100 тыс.;

·25 — при численности жителей от 100 до 500 тыс.;

·35 — при численности жителей свыше 500 тыс.;

Численность депутатов в муниципальном районе не может быть менее 15. Верхние пределы численности депутатов закон не ограничивает. Депутаты представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Статус представительного органа определяется его компетенцией, которая имеет две основные составляющие: полномочия (права и обязанности) и предметы ведения. Наделение представительного органа исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам, связана с его особой ролью. В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся:

·принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

·утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

·установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

·принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

·определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

·определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

·определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

·определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

Стоит сказать о том, что в современном мире получение исключительной компетенции администрации города зависит от его размеров. Сейчас исключительной компетенцией обладает достаточно большое количество городов. Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава или избираемый из числа депутатов председатель. Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необходимость создания в его составе структурных единиц — комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения готовят проекты решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе представительного органа сформировались также депутатские группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. В частности, в структуре городской администрации структурные единицы представляют собой функциональные и территориальные органы подразделения.

.Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Порядок избрания главы муниципального образования изложен выше. В пределах своих полномочий глава муниципального образования:

·представляет муниципальные образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

·подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом;

·издает в пределах своей компетенции правовые акты;

·вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений (отлагательное вето). Это решение может быть преодолено представительным органом, если при повторном рассмотрении за принятие указанного акта проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов (квалифицированное большинство). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать правовой акт и обнародовать его. После утверждения этих документов глава местной администрации назначает на должность своих заместителей и управляющего делами. Одновременно с этим глава администрации принимает постановление о создании органов отраслевой и межотраслевой компетенции и структурных подразделений администрации. Состав комитетов, которые являются органами коллегиального управления, утверждается главой администрации по предложению председателей этих комитетов. Руководители структурных подразделений администрации и органов отраслевой и межотраслевой компетенции в административном отношении подчинены главе администрации, а в оперативном — соответствующему заместителю главы и управляющему делами администрации.

.Местная администрация муниципального образования

1.2 Функции и структура городской администрации

С точки зрения организации управления можно выделить пять групп крупных городов:

) города, являющиеся центрами субъектов Федерации, но не имеющие внутригородского деления, внутригородских муниципальных образований. Вопросами местного значения города ведает городской представительный орган (дума, совет и др.), избираемый мэр (бывают и случаи назначения мэра, что не соответствует законодательству) и назначаемый исполнительный орган (администрация). Вместе с тем, в таком городе расположены и органы, как считается, государственного управления субъекта РФ (законодательный орган, губернатор и др.), которые если не юридически, то фактически оказывают большое влияние на управление городскими делами;

) крупные города, не являющиеся центральными городами субъектов федерации и также не имеющие внутригородских муниципальных образований. Схема управления таким городом аналогична предыдущей, но в нем не расположены органы субъекта РФ, что фактически дает больше самостоятельности городским органам управления;

) крупные города, являющиеся центральными городами субъектов РФ и имеющие внутригородские муниципальные образования (городские округа). В данном случае имеются органы муниципального управления городом (совет, мэр и др.) и органы муниципального управления в каждом внутригородском округе (совет, мэр и др.). Органы управления субъекта РФ, расположенные в таком городе, оказывают фактическое влияние на управление городом, а иногда и внутригородскими округами;

) крупные города, не являющиеся центральными городами субъектов РФ, но имеющие муниципальные внутригородские округа. Управление городом и внутригородскими округами аналогично указанной выше схеме. Высших органов субъекта РФ в таком городе нет;

) крупные города, являющиеся субъектами РФ. Их два — Москва и Санкт-Петербург. Система управления ими имеет существенные особенности. Городская администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений местных Советов народных депутатов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивают законные права и интересы органов местного самоуправления и граждан. Я бы хотела более подробно описать функции, которые должна выполнять городская администрация. Итак, к ним относятся:

) разработка проектов бюджета города, планов, программ, нормативных и правовых актов Муниципального Совета, которые представляются главой городской администрации на рассмотрение Муниципального Совета;

) исполнение бюджета города;

) исполнение решений Муниципального Совета, принятых в пределах его компетенции;

) ежеквартальное представление Муниципальному Совету отчета о своей деятельности и об исполнении городского бюджета;

) в порядке, установленном Муниципальным Советом, распоряжение и управление городской собственностью и иной собственностью, переданной в пользование или управление городу. Городская администрация подотчетна соответствующему местному Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Глава городской администрации представляет соответствующему местному Совету народных депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации города. Компетенция и порядок формирования городской администрации устанавливаются законом. Соответствующий Совет народных депутатов вправе принять решение о недоверии главе и другим должностным лицам городской администрации. Структура городской администрации утверждается Советом народных депутатов по представлению главы местной администрации. Руководители органов, структурных подразделений городской администрации назначаются и освобождаются непосредственно главой города. Перечень должностей городской администрации, утверждение на которые производится соответствующим Советом народных депутатов, устанавливается законом. Глава городской администрации в пределах своей компетенции принимает постановления и издает распоряжения. Также все органы и структурные подразделения городской администрации подчиняются главе местной администрации по всем вопросам своей деятельности. Городская администрация как исполнительный орган городского самоуправления имеет территориальные отделения в районах — районные управы, являющиеся органами власти района и состоящие из районного собрания и главы управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района. Статус и компетенция районной управы регулируются Уставом города. Глава управы несет ответственность перед главой городской администрации.

Глава 2. Организационная структура городской администрации Перми

2.1 Общая характеристика администрации города Пермь

Город Пермь относится к первой группе крупных городов, градация которых представлены выше. Администрация города Перми — это часть системы органов местного (городского) самоуправления. Местное (городское) самоуправление — форма осуществления народом своей власти, для решения вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В систему органов местного самоуправления входят Пермская городская Дума, администрация города и Контрольно-счетная палата города Перми. Высшим должностным лицом города является выборный Глава города. Администрация города Перми в этой системе — исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, который участвует в решении вопросов местного значения в пределах своей компетенции. Руководит администрацией города глава администрации. На эту должность назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий высшее образование и опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти, местного самоуправления, а также в организациях независимо от форм собственности не менее трех лет, ставший победителем конкурса на замещение должности главы администрации города. Контракт с главой администрации заключает высшее должностное лицо города — избранный жителями Перми Глава города. Глава администрации принимается на эту должность на срок в пять лет.

2.2 Характеристика функциональных и территориальных подразделений города Пермь

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйственных комплекс, тем более важна взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно, для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения. В структуру администрации города входят:

·глава администрации города;

·заместители главы администрации города;

·руководитель аппарата администрации города;

·территориальные органы — администрации районов города, создаваемые в целях обеспечения управления внутригородскими районами.

·Функциональные органы администрации города: департаменты, комитеты, управления — юридические лица.

Необходимо указать 8 функциональных образований Перми:

1.Планово-бюджетный:

·Департамент финансов

·Планово-экономический департамент

·Контрольно-аналитический департамент

·Сектор по взаимодействию с Пермской городской Думой

2.Экономическое развитие:

·Департамент промышленной политики, инвестиций и предпринимательства

·Управление по развитию потребительского рынка

·Управление муниципального заказа

·Сектор по мобилизационной работе

3.Пространственное развитие:

·Департамент градостроительства и архитектуры

.Развитие человеческого потенциала

·Департамент образования

·Департамент общественной безопасности

·Управление здравоохранения

·Комитет по социальной защите населения

·Комитет по культуре

·Комитет по физической культуре и спорту

·Комитет по молодежной политике

·Управление социальной политики

5.Развитие инфраструктуры

·Управление жилищно-коммунального хозяйства

·Управление развития коммунальной инфраструктуры

·Управление жилищных отношений

6.Административный блок

·Управление организационно-метадической работы

·Управление по общим вопросам

·Хозяйственное управление

·Отдел по работе с обращениями граждан

·Отдел по бухгалтерскому учету и отчетности

·Сектор по взаимодействию с органами ЗАГС

·Управление информационных технологий

·Управление по вопросам кадров

·Сектор по спецработе

7.Городское хозяйство

·Департамент дорог и транспорта

·Управление внешнего благоустроства

8.Управление ресурсами

·Департамент имущественных отношений

·Департамент земельных отношений

·Управление по экологии и припродопользованию

Функциональные органы и подразделения создаются в целях осуществления полномочий администрации города по предметам ведения города, перспективного планирования, решения текущих вопросов жизнеобеспечения города. Предметы деятельности функциональных подразделений охватывают определенную функцию для всей администрации и ее структурных подразделений. Основной их характеристикой является использование преимуществ, связанных со специализацией функций, и способность администрации видеть в рамках своей функции территорию целиком. По классификации целей муниципальной деятельности функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Обычно они наделяются правом согласования решений других структурных подразделений, например, по соблюдению законности или возможности финансирования. Очень важен тот факт, что территория Перми включает в себя Дзержинский, Индустриальный, Кировский, Ленинский, Мотовилихинский, Орджоникизовский и Свердловский районы, являющиеся внутригородскими административно-территориальными образованиями. Создание территориальных структурных подразделений связано с необходимостью приближения органов местного самоуправления к населению и позволяет сочетать централизацию важнейших функций на высшем уровне муниципального управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов. При этом важно не допускать раздробление функций органов муниципального управления и потери преимуществ, связанных со специализацией. Для стимулирования инициативы территориальных структурных подразделений им может предоставляться автономия в рамках сметы расходов. Структура администрации города утверждается Пермской городской Думой по представлению главы администрации города. Главный документ, который регулирует вопросы организации местного самоуправления в городе Перми в соответствии с федеральными законами и законами Пермского края — Устав города Перми. Устав — это основной нормативный правовой акт города Перми, он имеет прямое действие и применяется на всей территории города Перми, имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов и должностных лиц городского самоуправления. Устав города Перми определяет предметы ведения города Перми, территориальное устройство города, статус всех органов самоуправления в городе, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления жителей города Перми и их участия в деятельности органов городского самоуправления.

Глава 3. Механизмы совершенствования организационной структуры городской администрации Перми

3.1 Недостатки организационной структуры

Основные недостатки структуры администрации города Пермь связаны не только с ее организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. Итак, к ним относятся:

·Укоренившейся подход к муниципальному образованию и соответственно к управлению им как к производственной системе, то есть критерием эффективности администрации являются ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности;

·Нечеткость системы функциональных связей между отдельными структурными подразделениями;

·Огромное количество структурных подразделений со статусом юридического лица, которые оказывают различные платные услуги, то есть занимаются коммерческой деятельностью, а не своими прямыми обязанностями.

3.2 Основные направления модернизации администрации города

В данной части моей курсовой работы представлены мои собственные идеи и возможные нововведения в структуру администрации города Пермь. Для начала необходимо еще раз перечислить все функциональные органы:

·Экономическое развитие <#»justify»>Мне бы хотелось расширить некоторые из этих функциональных органов и добавить несколько комитетов и отделов. Итак, в подразделение «Развитие человеческого потенциала» я бы добавила:

·Управление опеки и попечительства, которое бы оказывало подопечным и (или) опекунам или попечителям помощь в получении образования, медицинскую помощь, социальные услуги, а также помощь по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание;

·Архивный отдел, который бы выполнял функции по обеспечению сохранности, комплектованию, учету и использованию архивных документов учреждений, организаций и предприятий города.

В подразделение «Экономическое развитие»:

·Управление по вопросам услуг связи и наружной рекламы, которое организовывало конкурсную комиссию по подготовке и проведению конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Пермь.

В «Планово бюджетный» орган:

·Управление по стратегическому развитию и инновационной политике, основной целью которого являлась бы разработка краткосрочных и среднесрочных программ развития города, организация работ по оперативному управлению городом, прогнозирование, привлечение крупных инвестиций; трансфер технологий; содействие в привлечении финансовых ресурсов для реализации инновационных программ и проектов; проведение маркетинговых исследований; координация инновационной деятельности вузов и научных организаций города.

В подразделение «Пространственное развитие»:

·Комитет туризма, который бы разрабатывал единую городскую концепцию безопасности въездного и внутреннего туризма посредством привлечения к решению этих задач соответствующих компетентных органов, а также принимает участие в создании других организаций для обеспечения сферы обслуживания туризма в городе Пермь в установленном порядке и осуществляет развитие въездного и внутреннего туризма, а также координацию деятельности по развитию всех других видов туризма; осуществлял бы мероприятия по формированию положительного имиджа Москвы на внутреннем и международном туристских рынках и участвовал в разработке и реализации государственной финансовой и инвестиционной политики в туристско-гостиничном комплексе города.

В подразделение «Административный блок»:

·Комитет по информационным ресурсам и телекоммуникациям, к основным функциям которого можно отнести: реализацию в Администрации города Пермь государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий; создание, внедрение, сопровождение и развитие надежной автоматизированной программно-технической и коммуникационной среды, обеспечивающей внутреннее информационное взаимодействие между структурными подразделениями Администрации города Пермь и внешнее информационное взаимодействие между Администрацией города Пермь и информационными системами и ресурсами всех уровней; повышение эффективности работы сотрудников Администрации города Пермь посредством внедрения информационных систем и баз данных, обеспечения доступности информационных ресурсов, в том числе сервисов сети Интернет.

·Отдел по взаимодействию с правоохранительными органами, который бы обеспечивал взаимодействие администрации города Пермь с правоохранительными органами, воинскими частями, учреждениями и военными учебными заведениями, исполнительными органами федеральных и региональных органов власти по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности города; обеспечивал работу городской антитеррористической комиссии, городской межведомственной комиссии по профилактике правонарушений на территории города, городского совета по делам иностранных учащихся; взаимодействовал с городским Советом ветеранов войны и труда, ветеранами военной и государственной службы, ветеранами боевых действий в проведении военно-патриотического воспитания молодежи;

·Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

·Комитет по защите прав потребителей, основным направлением деятельности, которого, является защита оспариваемых или нарушенных прав потребителей и продавцов при купле-продаже, строительно-ремонтных ситуациях, причинении вреда имуществу, при недобросовестной рекламе, причиняющей вред и в других спорных ситуациях, а так же выступление в роли представительства администрации города, как органа местного самоуправления.

Мне кажется, что эти видоизменения могли бы улучшить и облегчить работу администрации города Пермь.

Заключение

В заключении хочется отметить, что, организационная структура — важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления. Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления, только благодаря которым жизнь города может протекать нормально. Также хочется сказать, что, как и любая организация, городская администрация является социальной системой. Социальная организация (в отличие от профессиональной) не ориентирована на развитие, ее главные критерии — стабильность и неизменность. Всякие попытки изменить состояние социальной организации воспринимаются ею как угрозы существованию и по возможности отторгаются. Инновации вызывают в социальных системах определенное смещение равновесия и не всегда предвидимые последствия. Поэтому требуются специальные методы активизации инновационных процессов, которые, к сожалению, в современной России еще не найдены. Однако потребность в улучшении и в повышении эффективности городской организационной структуры есть. Городские муниципальные образования решают вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность. Городская администрация управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, вводит местные налоги и сборы, охраняет общественный порядок. Она устанавливает условия использования земель, создает муниципальные предприятия, организации, банки, выпускают ценные бумаги, регулирует предпринимательство, занятость, цены и тарифы, прогнозирует и планирует развитие территории. Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что роль местного управления, а в частности такой структуры как городская администрация очень важна, ведь управление городом очень сложный процесс, означающий способ приведения в необходимое соответствие всех внутренних структур системы, без которых такая территориальная единица, как город не сможет нормально существовать и функционировать.

Список использованной литературы

1.#»justify»>2.Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2003. — 320 с.

.Гильченко Л.В. «Местное самоуправление в Программе развития России до 2010»

.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

.Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления. М.: 2005. — 270 с.

.Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. М.: Омега — Л, 2009. — 350 с.

.Подсумкова А.А., Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления. М.: Форум, 2009. — 220 с.

.Зотова В.Б. Система муниципального управления. П.: 2007. — 385 с.

.#»justify»>.Королев С.В. Теория муниципального управления. М.: 2001. — 210 с.

.Чеботарев Г.Н., Черепанов М.А., Шишкин А.А. Муниципальное право РФ. М.: 2007. — 247 с.

Понятие организационной структуры

Определение 

Организационная структура – это состав и соподчинённость взаимосвязанных организационных единиц, звеньев и ступеней, которые наделены конкретными правами и ответственностью с целью выполнения соответствующих функций управления.

Одновременно с этим звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень управления является совокупностью звеньев управления, расположенных на конкретном иерархическом уровне.

Структура местной администрации представляет собой очень активную динамичную систему, которая на основе некоторых изменений стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан и иных факторов подвержена некоторым изменениям.

Ключевой принцип построения структур управления – принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту. Иными словами, выбор любой структуры органов управления муниципальным образованием находится в прямой зависимости от основных параметров. К таковым параметрам причисляют: состав и величину территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структуру муниципального хозяйства, экономическую структуру муниципального образования в общем. 

Выделяют перечень факторов, которые оказывают воздействие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации, они следующие:

  • Тип муниципального образования, который определяет перечень вопросов местного значения, из которого формируются полномочия местного самоуправления (администрации).
  • Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, в зависимости от которого выбираются приоритетные направления и на которые возлагаются функции по достижению конкретных целей.
  • Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. Примечательно, что в крупных городах создаются сложные системы, которые предусматривают создание сложных структурных подразделений.
  • Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры, здесь необходимо отметить, что в крупных городах существует больше возможностей для развития рынка и производства, кроме того, некоторые подразделения могут находится во власти не обязательно администрации, а, к примеру, опытных управленцев.
  • Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические и пр. Эти особенности ложатся в основу необходимости создания специальных структурных подразделений, которые не являются стандартными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве других административных единиц.

Также стоит отметить, что на организационную структуру местной администрации оказывают большое влияние некоторые внутренние факторы, типа личностных качеств руководства и его роль в системе управления, применяемые управленческие технологии, а также уровень сопротивления в системе организации труда, материально-технического оснащения администрации и пр.

В настоящий момент основным фактором, из которого строится фундамент формирования структуры местной администрации, являются её компетенции согласно предусмотренными федеральными законами по вопросам местного значения и распределения полномочий между органами местного самоуправления, закреплённым в уставе муниципального образования.

В этой связи необходимо выделить шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

  1. Вопросы социально-экономического развития территории.
  2. Вопросы муниципального хозяйства.
  3. Финансовые вопросы.
  4. Вопросы социального характера.
  5. Административно-организационные вопросы.
  6. Исполнение переданных государственных полномочий.

Надо отметить, что первые пять групп вопросов характерны для всех муниципальных образований вне зависимости от их типа. Последняя в списке группа вопросов имеет прямое отношение исключительно к муниципальным районам и городским округам, которые могут осуществить конкретные государственные полномочия.

Все перечисленные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, таким образом происходит создание типичной линейно-функциональной структуры местной администрации, она, в свою очередь, включает в себя:

  • Руководящую верхушку, в которую входит глава администрации, его заместитель, а также первый заместитель, если таковой имеется.
  • Структурные подразделения, которые подчиняются администрации или находятся в соподчинении между собой:
  1. Отраслевые структурные подразделения, в ведомстве которых находятся отдельные отрасли муниципальной деятельности.
  2. Функциональные структурные подразделения, которые исполняют одну или несколько функций во всех отраслях.
  • Территориальные органы, с районным делением.
  • Аппарат администрации, которым обеспечивается и организуется её деятельность, в том числе юридическая, кадровая, информационная, делопроизводство, ведётся работа с обращениями граждан, а также своя бухгалтерия и т.п.

Данные виды структур называют линейно-функциональными по причине их основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями.

Как правило, первые представляют собой инициаторов принятия решений, а вторые – исполнителями функций экспертизы, согласования проектов решений.

В зависимости от того, какую роль играют и какое место занимают структурные подразделения, им присваивается разный статус, более того, они по-разному называются. 

Разновидности структурных подразделений

Выделяют шесть видов структурных подразделений, они следующие:

  • Департаменты.
  • Управления.
  • Комитеты.
  • Отделы.
  • Секторы.
  • Комиссии.

Департамент представляет собой функционально-отраслевые структурные подразделения, которые осуществляют исполнительные, распределительные и контрольные функции в конкретной отрасли или сфере управления муниципальным образованием. Более того, они определяют концептуальное развитие в данной сфере. Во главе департаментов находятся заместители главы администрации.

Управления являются относительно самостоятельным структурным подразделением местной администрации, которое обеспечивает конкретные направления деятельности местной администрации, они управомочены самостоятельно издавать акты управления.

Комитеты представляют собой структурные подразделения, которые создаются и функционируют на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.

Отделы являются структурными подразделениями местной администрации, на которые возложены вспомогательные или оперативные функции.

Секторы являются организационно не обособленными структурными подразделениями отдела, которые осуществляют исполнительную деятельность и формируется с целью решения однотипных задач на протяжении конкретного периода времени.

Комиссии создаются на конкретный период времени с целью решения какой-то определённой проблемы.

Важно заметить, что данный перечень не является унифицированным, а в практическом применении всегда имеет много несовпадений и несоответствий наименований структурных подразделений, их места в организационной структуре и исполнении функций.

Цели и задачи организационной структуры

В настоящих условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от способности к стратегическому планированию, когда происходит прямое ориентирование на цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, то существующие линейно-функциональные организационные структуры не могут быть настолько гибкими, чтобы нормально адаптироваться к изменениям внешней среды, объектам управления и потребностям населения.

Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обуславливают необходимость формирования новых проектных структур, которые основываются на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений.

Данный подход в решении приоритетных задач и вопросов развития муниципального образования предназначен для разработки целевых программ, которые представляют собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Реализовать такую программу можно с помощью выделения необходимых ресурсов и сформировав временный коллектив работников, которые на период действия программы находятся в двойном подчинении, иными словами, под руководством своего непосредственного руководителя, а также в подчинении ответственного исполнителя программы.

Замечание 1

Образование проектных структур происходит в администрациях в виде комиссий и рабочих групп.

Программно-целевые методы в построении организационной структуры администрации требуют достаточно усердной работы, связанной с регламентацией деятельности структурных подразделений. Кроме проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описание о утверждение в регламенте администрации системы взаимодействия структурных подразделений между собой, порядок прохождения управленческих решений и основных административных процессов.

В этой связи, стоит отметить, что существует два подхода для построения структур местных администраций, а именно функциональный и программно-целевой.

Функциональный подход

Применение функционального подхода эффективно при разработке структуры, которая обеспечивает текущее управление муниципальным образованием. Данный подход подразумевает выявление функций, исполнение местными администрациями этих функций и формирование их структуры в соответствии с выполнением каждой функции согласно конкретной структурной единицы. Стоит отметить, что это не говорит о том, что выполнение единичной функции требует отдельного органа.

После выполнения всего набора функций происходит их группировка по конкретным принципам, к примеру, по отраслевому – благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и пр. также необходима группировка по принципу принадлежности к какой-то сфере, к примеру, социальная, экономическая или др. После всего этого выстраивается определённая конечная структура. Некоторые структурные единицы формируются с целью осуществления вспомогательных функций, т.е. тех, без которых нельзя решить основные задачи, которые ставятся перед органами местного самоуправления.

Замечание 2

Чаще всего применяются одномоментно несколько принципов для группировки функций, вместе с тем степень укрупнения структурных единиц устанавливается в соответствии с составом и количеством управляемых объектов.

Стоит отметить, что в крупных муниципальных образованиях зачастую формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры и т.п., при этом в небольших поселениях чаще создаются органы управления социальной сферой. Необходимо организовывать их работу и взаимодействие таким образом, чтобы все функции учитывались и не происходило дублирование одних и тех же, более того, работа должна быть организована таким образом, чтобы в одной структурной единице не пересекались функции планирования и исполнения или исполнения и контроля.

Надо отметить, что вполне продуктивным является принцип горизонтально-вертикального построения системы органов, объяснить который можно с помощью следующего примера.

Пример 1

При организации управления сферой образования необходимо создавать орган, который будет вести и отвечать за всех вопросы и проблемы образования, в том числе обеспечивать его деятельность и несоподчинённые органы финансового планирования и исполнения доходной части бюджета, исполнения расходной части бюджета, управления службой и кадрами, делопроизводства и пр. Вместе с тем, должна быть создана вертикаль управления, которая будет возглавляться местной администрацией, заместителем по направлению, руководителем отраслевого подразделения и руководителем учреждения.

На основе данного примера, можно сделать вывод, что необходимо выстраивать горизонтально-вертикальные структуры с целью исполнения всех функций, в более укрупнённом виде, а также для управления в разных сферах деятельности. Таким образом, можно получить единую структуру местной администрации.

Программно-целевой подход

Применение программно-целевого подхода актуально во время формирования структуры, которая обеспечивает реализацию программ и проектов развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Данный подход в корне отличается от первого тем, что его основу составляет построение структуры на целях, задачах и их ранжировании по приоритетам, а не на функциях. Кроме того, в основе построения данного подхода лежат способы достижения, формы и механизмы реализации, конкретные программы и проекты развития, в том числе динамика изменений в ходе осуществления данных программ и проектов. Больше различий в этих подходах нет.

На самом деле не существует муниципальных образований, которые реализуют систему управления или реализуются только программы и проекты развития. Для каждого муниципального образования характерны и те и другие признаки. В этой связи необходимо отметить, что при построении структур местных администраций в разной степени используются два подхода. Справедливо сказать, что этот факт создаёт определённые трудности, но принимая во внимание все функции, цели и задачи, приоритеты, ресурсы и ограничения, можно оптимизировать структуру местных администраций.

Базовые структуры администраций

Для большего понимания структуры администраций муниципального района, необходимо проанализировать базовые структуры администраций муниципального района, поселения и городского округа. В этой связи важно понимать, что для каждого конкретного муниципального образования они должны быть собственные и применяться в соответствии с его особенностями. Такие структуры не предусматривают осуществление отдельных государственных полномочий, т.к. наличие каких-либо полномочий являются переменными факторами.

На основе перечня вопросов местного значения муниципального района и полномочий органов местного самоуправления по их решению, в структуре администрации муниципального района, выделяют пять ключевых направлений, они представлены в таблице ниже.

Направления Содержание деятельности
Экономика и финансы Экономическое планирование; реализация экономической политики; управление муниципальным имуществом; управление муниципальными природными ресурсами; финансовое и налоговое планирование; исполнение бюджета; финансовый контроль.
Жизнеобеспечение Коммунальное хозяйство; благоустройство; территориальное планирование и градостроительство; транспорт; связь; торговля; общественное питание; бытовые услуги; ритуальные услуги.

Социальная политика

Общее образование; дошкольное образование; дополнительное образование; здравоохранение (медицинская помощь); культура и досуг; физкультура и спорт; работа с детьми и молодежью.
Безопасность Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации; охрана общественного порядка; охрана окружающей среды; охрана жизни и здоровья на водных объектах.

Обеспечение деятельности 

Кадровая политика; бухгалтерское обслуживание; юридическое обслуживание; хозяйственное обслуживание; делопроизводство; архивная деятельность; информационное обеспечение; связи с общественностью и средствами массовой информации; контроль исполнения.

Одновременно с этим существует ряд вопросов, которые можно отнести к смежным сферам деятельности, при этом формулировки некоторых из них одновременно состоят из нескольких различных функций.

Пример 2

Земли и водные объекты принято рассматривать как ресурсы экономического блока, а также как объекты природоохранных мероприятий.

Структура администрации поселения

На основе перечня вопросов местного значения поселения и полномочий органов местного самоуправления в соответствии с их решением, в структуре администрации поселения можно выделить несколько направлений, которые также характерны и для администрации муниципального района, которые по своей сути будут отличаться лишь некоторыми частями, которые входят в состав их функций.

Выделяют основные функции, которые имеют прямое отношение к каждому из направлений.

Экономика и финансы:

  • Экономическое планирование и реализация экономической политики.
  • Управление муниципальным государственным имуществом.
  • Координация работы муниципальных предприятий и учреждений.
  • Финансовое планирование.
  • Реализация бюджета.
  • Финансовый контроль.
  • Реализация налоговой политики.
  • Размещение муниципального заказа.
  • Управление мниципальными природными ресурсами.
  • Учёт муниципальной статистики.
  • Формирование услоувий для обеспечения населения услугами общественного питания, объектами торговли и бытового обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство:

  • Организация сетей электроснабжения.
  • Организация сетей теплоснабжения.
  • Организация сетей газоснабжения.
  • Организация сетей водоснабжения.
  • Организация системы водоотведения.
  • Организация системы снабжения населения топливом.
  • Содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений.
  • Организация мест отдыха населения.
  • Организация сети сора и вывоза бытовых отходов и мусора.
  • Организация уличного освещения и установки уличных указателей.
  • Организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для содержания жилищного строительства.
  • Создание условий для предоставления транспортных услуг населению.
  • Создание условий для обеспечения населения услугами связи.
  • Организация благоустройства и озеленения территории поселения.
  • Планирование застройки территории поселения, территориальное деление земель поселения.
  • Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Социальная политика:

  • Обеспечение жилым фондом граждан, которые остро в этом нуждаются.
  • Осуществление деятельности по опеке и попечительству.
  • Организация библиотечного обслуживания населения.
  • Организация условий для досуга населения и обеспечения жителей услугами в культурной сфере.
  • Обеспечение охранных мероприятий для исторических памятников и культуры местного значения.
  • Организация условия для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта.

Безопасность:

  • Реализация мер по предупреждению и ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций.
  • Обечпечение первичных мер пожарной безопасности в пределах всех населённых пунктов поселения.
  • Установление контроля над использованием и охраной муниципальных лесов и земель.

Организационное обеспечение:

  • Кадровая политика.
  • Бухгалтерские услуги.
  • Хозяйственное обслуживание.
  • Юридическая помощь.
  • Делопроизводство.
  • Создание архивных фондов.
  • Информационное обеспечение.
  • Связи с общественностью и СМИ.
  • Контроль исполнения.

Необходимо отметить, что из-за того, что городским округом решаются вопросы местного значения как поселения, то и вопросы муниципального района должна решать администрация городского округа, как включённой структурной единицы, выполняющей все функции административного поселения и администрации муниципального района, исключая межпоселенческие территории.

Замечание 3

Однако стоит отметить, что именно им принадлежат аналогичные функции, которые должны исполняться на территориях, которые расположены между населёнными пунктами, в случае, когда в состав городского округа входит несколько населённых пунктов.

Вместе с тем, структура администрации городского округа не выступает в качестве суммы структурных единиц администраций поселений и муниципального района, поскольку их часть функций агрегируется.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно решать вопросы местного значения с разной степенью результативности, при наличии у них разной структуры и численности исполнительно-распорядительных органов.

Надо сказать, что результативность деятельности публичной власти на муниципальном уровне в целом и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в частности, во многом зависит от совокупности факторов, влияющих на неё. Такими факторами выступают: численность населения, структура экономики, уровень социального развития, уровень экономического развития региона, распределение полномочий между структурными подразделениями, исключение дублирования функций, исполнимость функций, а также уровень квалификации муниципальных работников и пр.

В процессе организации существующих организационных структур местных администраций необходимо принимать во внимание, что всякие действия, которые направлены на организационные изменения, могут оказать сопротивление непосредственно организации как социальной системе, сконцентрированной на стабильности и выдивании, а не на развитии. По этой причине можно говорить о попытках радикального совершенствования организационной структуры, где достигаются желаемые результаты, цель который повышение квалификации и эффективности деятельности, исключающие разрушительные последствия. 

Главным успехом в организационных изменениях выступает комплексный научный подход, основа которого лежит в соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным исследование системы изнутри.

Выделяют несколько принципов, которые помогут в определении структуры местной администрации и распределении полномочий между всеми подразделениями, они следующие:

  • Целепологание и логика, разделение функциональных блоков.
  • Исклчение дубрирования и параллелизма функций.
  • Полный охват и исключение пробелов в решении вопросов местного значения местной администрации в целом.
  • Результативность и её возможные оценки итогов проведённой работы.
  • Достаточность обеспечения, которое позволит структурным подразделениям надлежащим образом выполнять свои функциональные обязанности в полном объёме материального, правового и информационного обеспечения.
  • Системность методов и их взаимосвязь с другими подразделениями, инми словами, при описании функций подразделений его взаимодействия с иными структурами.
  • Структурирование, иныче говоря, разделение функций структурного подразделения на функции конкретных специалистов, на которых возложены те или иные обязанности.
  • Эффективность, которая подразумевает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами.
  • Недопущение принципа создания структур под конкретных людей.
  • Унифицированный подход в процессе формирования структур и установления штатной численности органов местного самоуправления.

Деятельность, которая направлена на внесение изменений в организационную структуру местной администрации нуждается в грамотной оценке и анализе экспертов, в том числе ей требуется прововая поддержка в актуальном состоянии документов, которые регламентировали бы организацию и деятелньость её администрации. Кроме того, требуется кадровое сопровождение, которое выражается посредством переподготовки и повышении квалификации работников, а также подготовка кадрового резерва.

Организационная
структура — важнейший фактор деятельности
органа местного самоуправления, форма,
в которой реализуется процесс
муниципального управления.

Под
организационной структурой понимается
состав и соподчиненность взаимосвязанных
организационных единиц (отдельных
должностей), звеньев (управленческих
подразделений) и ступеней (уровней),
наделенных определенными пра­вами и
ответственностью для выполнения
соответствующих целевых функций
управления.

Структура,
штатное расписание и численность местной
администрации определяются главой
местной администрации и утверждаются
главой муниципального образования, а
иногда и представительным органом
муниципального образования. В структуру
администрации входят различные
департаменты, отделы, секторы, комитеты
и другие структурные подразделения
отраслевого, функционального,
территориального характера, в том числе
подразделения по управлению муниципальной
собственностью, местными финансами,
жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.
В крупных муниципальных образованиях
создаются отделы здравоохранения,
образования, транспорта и связи и др.
Местная администрация имеет свой
обслуживающий аппарат (управление
делами, бухгалтерия, отдел кадров,
юридическая служба и т.д.). Состав каждого
структурного подразделения исполнительного
органа местного самоуправления
возглавляет руководитель (начальник
управления, заведующий отделом и т.д.).

Цели,
задачи и функции муниципального
управления непосредственно влияют на
структуру местной администрации и
являются основой для выделения в ее
структуре самостоятельных подразделений,
отвечающих за достижение конкретных
целей и решение отдельных конкретных
задач.

В
современной муниципальной практике
типичными звеньями организационной
структуры местной администрации
являются:


глава администрации;


его заместители по сферам муниципальной
деятельности, среди которых могут быть
один или два первых заместителя;


структурные подразделения различных
типов, которые могут находиться в
подчинении главы администрации, одного
из его заместителей или в соподчинении
(например, отдел в составе управления);


коллегиальные совещательные органы:
коллегия администрации, экономический
и другие советы;


аппарат администрации.

С
точки зрения изложенного выше распределения
задач и целей деятельности структурные
подразделения администрации подразделяются
на четыре группы: отраслевые, функциональные,
территориальные и вспомогательные.

К
ведению отраслевых структурных
подразделений относятся вопросы,
связанные с управлением конкретными
отраслями (сферами) муниципальной
деятельности. Они выполняют функции
заказчика на выполнение работ и оказание
муниципальных услуг. Их основная роль
проявляется на этапе реализации целей
и задач жизнеобеспечения и развития
территории.

Предметы
деятельности функциональных (штабных,
общей компетенции) структурных
подразделений охватывают определенную
функцию для всей администрации и ее
структурных подразделений. Основной
их особенностью является использование
преимуществ, связанных со специализацией
функций, и способность администрации
рассматривать в рамках своей функции
территорию целиком. По классификации
целей муниципальной деятельности (см.
главу 3) функциональные подразделения
относятся к обеспечивающим. Обычно они
наделяются правом согласования решений
других структурных подразделений,
например по соблюдению законности или
возможности финансирования.

Создание
территориальных структурных подразделений
(районные в крупных городах и др.) связано
с необходимостью приближения органов
местного самоуправления к населению и
позволяет сочетать централизацию
важнейших функций на высшем уровне
муниципального управления с повышением
оперативности при решении текущих
вопросов. При этом важно не допускать
раздробления функций органов муниципального
управления и потери преимуществ,
связанных со специализацией. Для
стимулирования инициативы территориальных
структурных подразделений им может
предоставляться автономия в рамках
сметы расходов.

Вспомогательные
подразделения (аппарат) не обладают
собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения и выполняют
функции обеспечения деятельности
руководства администрации и ее структурных
подразделений. Аппарат играет важную
роль в организации работы администрации.
Будучи ее подсистемой, он выполняет ту
же роль, что и муниципальная власть по
отношению к другим подсистемам
муниципального образования.

Глава
администрации и его заместители могут
иметь свой аппарат, в состав которого
входят, в частности, секретари, помощники,
референты, советники.

Такие
организационные структуры получили
название линейно-функциональных,
поскольку они основаны на определенной
системе взаимодействия линейных
(отраслевых) и функциональных структурных
подразделений и принятия решений
линейными подразделениями по согласованию
с функциональными.

В
соответствии с объемами и распределением
задач и функций в составе администрации
создаются конкретные организационные
единицы — управления, отделы, комитеты,
департаменты и т.д. Для решения
управленческих задач крупные
организационные единицы делятся на
более мелкие, образующие новые уровни.
Для крупных городов, имеющих мощный
аппарат управления, целесообразно как
можно детальнее разграничивать функции
управления, создавая специальные
подразделения для их исполнения. Для
небольших поселений наиболее приемлема
схема, при которой выполняемые функции
группируются, при этом в первую очередь
должны объединяться функции отраслевых
подразделений. Однако объединение
функций подразделений, интересы которых
противоречат друг другу, в рамках одного
подразделения нежелательно.

В
условиях проведения экономической и
политической реформ линейно-функциональные
организационные структуры управления
в ряде случаев не отвечают требованиям,
предъявляемым к управлению постоянно
усложняющимися объектами и целями
муниципального управления. Для устранения
этого несоответствия линейно-функциональные
структуры администраций могут дополняться
структурами нового типа — программно-целевыми.
Они создаются для решения конкретных
целевых задач и могут быть постоянными
либо временными. В результате такого
дополнения образуются матричные
организационные структуры муниципального
управления.

В
системе муниципального управления
программно-целевые структуры реализуются
в виде комиссий, штабов, рабочих групп
и т.п. Перечень таких подразделений
периодически меняется. Одни ликвидируются,
другие появляются вновь, многие существуют
годами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Местная администрация – исполнительный орган муниципального образования, обладающий распорядительными полномочиями. Это постоянно действующая структура муниципалитета. В действующем сегодня законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие правила и процедуру прекращения полномочий местной администрации муниципального образования. Законом предусмотрен порядок прекращения полномочий лишь для должностных лиц. В статье рассмотрим особенности формирования и деятельности местной администрации муниципального образования (муниципального округа, района и пр.). Итак, начинаем.

местная администрация

Общая характеристика

Местная администрация муниципального образования (муниципального округа) наделяется полномочиями решать вопросы территориального значения, а также правами реализовывать отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и уставом МО.

Рассматриваемая структура обычно обладает широкой компетенцией в области исполнительно-распорядительной деятельности. Местная администрация муниципального образования является органом, обладающим правами юр. лица.

Руководство

Кто руководит данной структурой? В структуре местной администрации муниципального образования предусмотрена должность главы. Она предполагает руководство МО на принципах единоначалия. Акты, издаваемые главой, вводят в действие решения, принятые администрацией.

Законодательство предусматривает 2 модели наделения субъекта полномочиями. В первом случае глава местной администрации и глава муниципального образования – это одно лицо. Оно наделяется полномочиями в силу своей должности.

По второй модели главой муниципального образования и главой местной администрации могут быть разные люди. Руководитель администрации в этом случае назначается по результатам конкурса. С выигравшим кандидатом заключается контракт. Срок полномочий главы определяется уставом МО. В случае назначения руководителя по результатам конкурса, он называется обычно управляющим.

Между тем наиболее распространенной является модель, при которой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Важные моменты

Необходимо сказать о некоторых нюансах утверждения условий контракта. При назначении главы поселения договор согласовывается с его представительным органом. Если назначается руководитель местной администрации внутригородского муниципального образования, то утверждает контракт представительная структура района в части, касающейся реализации полномочий по решению территориальных вопросов и региональным законодательным органом – в части, относящейся к осуществлению отдельных госполномочий, переданных власти субъекта в соответствии с федеральным законодательством.

глава местной администрации

Специфика назначения

Если гражданин становится главой администрации по контракту, уставом поселения, округа или района и региональным законом могут устанавливаться дополнительные требования, которым должны соответствовать кандидаты.

Представительный орган муниципалитета определяет порядок проведения конкурса. При этом в обязанности структуры входит опубликование условий проведения конкурса, сведений о месте, дате и времени организации мероприятия, проекта контракта. Размещение указанной информации должно осуществляться за 20 дней до начала конкурса.

Досрочное прекращение полномочий

Руководитель местной администрации муниципального образования, назначенный на должность в соответствии с контрактом, лишается своих полномочий в следующих случаях.

  1. Смерть.
  2. Увольнение по собственному желанию.
  3. Признание ограниченной дееспособности или полной недееспособности судом.
  4. Признание без вести отсутствующим либо умершим.
  5. Вступление в силу обвинительного приговора.
  6. Выезд за границу для постоянного проживания.
  7. Прекращение российского или иностранного гражданства государства-участника международных договоров с РФ, согласно которым лицо не может быть избрано в органы местной власти.
  8. Призыв в ряды ВС РФ, направление на альтернативную службу.
  9. Упразднение/преобразование МО.
  10. Утрата населенным пунктом статуса муниципалитета вследствие объединения с городским округом.
  11. Увеличение количества избирателей МО больше чем на 25%, обусловленное изменением границ или объединением поселения и городского округа.

Функции местной администрации

В муниципальном образовании возникает достаточно много актуальных проблем. Их необходимо решать. Образование местной администрации в муниципальном районе, поселении и пр. как раз и направлено на решение актуальных вопросов, связанных с развитием административно-территориальной единицы.

полномочия местной администрации

В полномочия исполнительно-распорядительного органа входят следующие.

  1. Разработка проектов бюджета, смет, программ, планов социально-экономического развития территории. Эти документы предоставляются на утверждение законодательному органу МО.
  2. Исполнение бюджета и предоставление отчета.
  3. Обеспечение работы ЖКХ, транспорта, предприятий связи, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и пр.
  4. Распоряжение и управление муниципальной и другой собственностью, переданной МО в порядке, установленном законодательством.
  5. Разработка предложений о создании, ликвидации или реорганизации учреждений и предприятий МО.
  6. Утверждение уставов муниципальных организаций.
  7. Реализация отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством.
  8. Осуществление иных полномочий, определенных нормативными актами представительного органа МО, в т. ч. функций заказчика по контрактам на исполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
  9. Подготовка и предоставление законодательному органу проектов правовых актов местной администрации муниципального образования, разработка штатного расписания муниципальных должностей, практических рекомендаций, касающихся предметов своего ведения.
  10. Создание рабочих групп и коллегий, консультативных экспертных и общественных советов, привлечение на договорной основе научных организаций, ученых, специалистов к решению вопросов территориального значения.
  11. Взаимодействие с органами государственной власти, другими структурами местного управления, учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, населением по вопросам своего ведения.
  12. Участие в разработке проектов договоров, соглашений с другими МО, исполнительными органами государственной власти.
  13. Направление запросов на получение от территориальных и отраслевых структур, предприятий, учреждений, организаций документов, информации, материалов, необходимых для реализации задач, возложенных на местную администрацию муниципального образования.

Разумеется, это далеко не все функции исполнительно-распорядительного органа. Полный перечень фиксируется в уставе МО и Положении о деятельности местной администрации муниципального образования.

ответственность местной администрации

Особенности деятельности

Работа местной администрации осуществляется на плановой основе. На соответствующих заседаниях разрабатываются программы развития МО, составляются планы совещаний, правотворческой деятельности, контрольных мероприятий.

Контроль исполнения квартальных и перспективных планов работы осуществляет замглавы местной администрации.

Для обеспечения оперативного управления деятельностью подразделений, обоснованного и своевременного принятия актов, местная администрация муниципального образования проводит заседания и совещания координационных и консультативных органов, а также иные мероприятия организационного характера.

Аппарат

Эта структура является одним из ключевых звеньев в структуре местной администрации. Аппарат не имеет в подчинении внешних органов, предприятий, организаций. Служебные функции этой структуры определяют горизонтальную форму подчинения руководству органов администрации.

Финансирование подразделений аппарата осуществляется из средств местного бюджета. Их наименования различаются в зависимости от направлений деятельности местной администрации. Среди наиболее популярных «традиционных» подразделений присутствуют следующие.

  1. Организационный (организационно-аналитический) отдел.
  2. Приемная.
  3. Общий отдел.
  4. Юридическая служба.
  5. Информационный отдел (пресс-служба).
  6. Управление кадрами.

Кроме этого, в структуре аппарата администрации создается секретариат, подразделения, отвечающие за материально-техническое обеспечение.

Структурные единицы администрации

Они различаются по объему полномочий, направленности деятельности, кадровому составу и многим другим признакам. Различия зависят от уровня муниципалитета, особенностей социально-экономической ситуации, количества населения и прочих обстоятельств.

глава возглавляет администрацию

В городских округах, к примеру, создаются подразделения, решающие проблемы здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, строительства, инженерной инфраструктуры, градостроительства и архитектуры, рынка недвижимости, соцзащиты, благоустройства, потребительского рынка, сферы обслуживания, спорта, финансов, управления имуществом, антимонопольной политики, защиты природы, военнослужащих, международных связей, чрезвычайных ситуаций, связи с прессой.

В муниципальных районах обычно создаются подразделения, осуществляющие организацию:

  • народного образования;
  • ЖКХ;
  • строительства;
  • сельского хозяйства;
  • управления земельными ресурсами, муниципальным имуществом;
  • деятельности по защите природы;
  • социально-экономической поддержки граждан и пр.

Несмотря на то что наименования подразделений в различных муниципалитетах практически одинаковые, кадровое их наполнение существенно различается. В городских поселениях отделы, управления, департаменты значительно превышают по своей численности районные подразделения. В сельской местности штатные отделы весьма малочисленны. В них работает от 2 до 5 сотрудников. При этом круг вопросов, которые они решают, достаточно узкий и ограничивается управлением земельными ресурсами, содержанием муниципального жилого фонда, записью актов гражданского состояния, учетной работой.

Порядок деятельности специальных подразделений

Как правило, они обладают правами юр. лица, составляют самостоятельный баланс, имеют расчетный и иные счета в банках. У этих структурных подразделений есть свои печати, бланки, другие средства идентификации. Они наделены правом от своего имени приобретать личные имущественные и неимущественные права, участвовать в судебных заседаниях в качестве ответчиков и истцов, выполнять обязанности. Руководитель администрации самостоятельно устанавливает их правовой статус и ответственность.

В местной администрации муниципального образования действуют комитеты и управления, которые подразделяются на функциональные и отраслевые. Последние, как следует из названия, обеспечивают руководство отдельными сферами муниципального хозяйства. К примеру, назначение отдела (управления, департамента) здравоохранения в муниципальном районе (округе) состоит в обеспечении условий для охраны здоровья населения, реализации гражданами их прав на медицинскую помощь. Это подразделение уполномочено:

  • разрабатывать комплексные мероприятия по уменьшению заболеваемости, инвалидности населения;
  • координировать и управлять деятельностью лечебных и профилактических учреждений;
  • взаимодействовать с комитетами по санитарно-эпидемиологическому надзору, страховыми компаниями, территориальными фондами ОМС;
  • контролировать работу учреждений, оказывающих медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности.

правовые акты

Образование

Для координации этой сферы в муниципалитете создается соответствующее отраслевое управление (отдел). Полномочия подразделения состоят в:

  • участии в организации и реализации программ развития образования на территории муниципалитета;
  • обеспечении реализации гражданами их прав на получение образования, соответствующего ФГОС, в учебных заведениях дошкольного, общего, профобразования, в специализированных учреждениях;
  • защище права несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
  • координировании работы предприятий, учреждений, организаций в сфере народного образования;
  • содействии развитию производственно-экономической инфраструктуры для поддержки образования, создании попечительских и благотворительных фондов.

Благоустройство

Практически в каждом МО действует служба муниципального заказчика. Она формируется для проектирования, строительства и капремонта объектов благоустройства, их содержания, а также для озеленения территории. Управление благоустройства и служба заказчика ответственны и за составление планов развития и содержания дорожной сети.

Указанные подразделения могут также наделяться правом организовывать муниципальный заказ, координировать работу предприятий благоустройства, в т. ч. специализированных учреждений, задействованных в дорожном строительстве, озеленении, освещении территории.

Жилищно-коммунальное управление

Его полномочия состоят в следующем:

  • Вести учет граждан, нуждающихся в жилплощади. К ним относят очередников, инвалидов и ветеранов ВОВ, военнослужащих, находящихся в запасе и т. д.
  • Распределять жилфонд между физическими и юр. лицами, участвующими в долевом строительстве.
  • Контролировать заселение.
  • Рассчитывать стоимость помещений в муниципальном жилфонде, подлежащих отчуждению.
  • Проводить приватизацию жилья, осуществлять перевод помещений в нежилые.

Комиссии

Поскольку система местного самоуправления строится исключительно на демократических принципах, то естественным является участие населения в управлении делами муниципалитета. Соответственно, вместе с управлениями, отделами, комитетами и прочими структурными подразделениями администрации формируются постоянные и временные комиссии. Они занимаются самыми разными вопросами: назначением пенсий, организацией отдыха детей, охраной культурно-исторических памятников и пр.

Некоторые комиссии создаются по инициативе администрации, другие создаются в соответствии с актами, утвержденными органами государственной власти. Административные комиссии образуются для рассмотрения дел об административных нарушениях, вменения виновным предусмотренных законом санкций. Ключевая задача структур, занимающихся делами несовершеннолетних, состоит в предупреждении безнадзорности и беспризорности подростков.

правовые акты местной администрации

Организационно все комиссии связаны с администрацией. Их председатели вполне могут являться заместителями главы муниципалитета. Комиссии являются коллегиальными органами. В их состав входят представители общественности, сотрудники правоохранительных структур, депутаты.

Создание комиссий осуществляется на основании постановлений представительного органа местной власти. Обязательно из состава членов избирается председатель. В его полномочия входит планирование, организация и руководство деятельности комиссии. Финансирование деятельности комиссии осуществляется на средства местного бюджета. За материально-техническое обеспечение работы отвечает аппарат местной администрации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ипотека через домклик с материнским капиталом пошаговая инструкция
  • Дексаметазон инструкция по применению таблетки взрослым при коронавирусе дозировка взрослым
  • Как написать бизнес план пошаговая инструкция с примером для чайников
  • Инструкция по установке сайта на vds
  • Инструкции по охране труда для медицинских работников скачать бесплатно