EmailЛогин
Логин не должен быть короче 3 символов, может содержать латинские или русские буквы (кроме Ё), цифры, спецсимволы «.», «_», «-», «?», «!», «№», «%». Логин не должен начинаться с символов «.», «-», иметь 2 символа «-» подряд или состоять только из 16 цифр.
ПарольПароль должен быть не менее 8 символов. Пароль должен содержать как минимум три вида из подмножеств символов:
— буквы в верхнем регистре A-Z;
— буквы в нижнем регистре a-z;
— цифры 0-9;
— спецсимволы «.», «-», «_», «?»Подтверждение пароляИмяФамилияТелефон
Даю свое согласие на получение рекламно-информационных рассылок от АО «Федеральная пассажирская компания».
Организационной структурой называют совокупность служб и отделов, основной задачей которых является разработка и реализация разного рода управленческих решений. РЖД — одна из самых крупных в мире транспортных компаний. Эксплуатационная длина железнодорожных путей у нас в стране составляет 85.5 тыс. км. При этом электрифицированных — 42.3 тыс. км. Разумеется, управлять таким крупным холдингом довольно-таки сложно. Организационная структура РЖД включается в себя множество отделов и организаций.
Немного истории
Годом начала развития в России железных дорог считается 1834-й. Тогда по приглашению Горного общества в страну приехал известный инженер Франц фон Герстнер. Он объездил все государство с целью определения выгодности строительства железных дорог в тех или иных регионах и предоставил отчет царю.
Первой была построена знаменитая Царскосельская дорога (в 1836 г.). В 1845 году Россия уже начала производить собственные паровозы. В основном в это время железные дороги строились на деньги, полученные от продажи Аляски.
На сегодняшний день 80% путей в России — это то, что было проложено еще до 1917 года. Однако довольно-таки активно строились железные дороги и в советское время. К примеру, были проложены Северо-Печерская и Байкало-Амурская магистрали.
К настоящему времени ООО РЖД является активно развивающейся вертикально-интегрированной компанией. Следуя лучшим стандартам организационной деятельности она признает корпоративное управление нужным условием успешности хозяйственной деятельности и повышения привлекательности в плане инвестирования. Собственно сами железные дороги в 21 веке развиваются в духе времени — запускаются скоростные магистрали, открываются онлайн-кассы и т. д.
Структура РЖД: органы управления
Зарегистрированы Российские железные дороги в качестве открытого акционерного общества. Основными органами управления компании являются:
-
Общее собрание акционеров.
-
Совет директоров.
-
Правление.
Организационная структура РЖД: схема
Основными же органами, входящими в состав РЖД, являются:
-
Аппарат управления.
-
Разного рода структурные подразделения.
-
Представительства в других странах.
-
Филиалы на территории России.
-
Зависимые и дочерние общества.
Аппарат управления
Структура РЖД включает в себя в том числе и разного рода Департаменты, собственно управляющие персоналом, а также контролирующие инвестиционную и коммерческую деятельность и внедряющие разного рода инновационные технологии. Существуют, к примеру, Управления РЖД, занимающиеся организационной деятельностью филиалов. Входящая же в аппарат бухгалтерская служба отвечает за имущественное и финансовое положение компании.
Подразделения
От дочерних обществ такие отделы отличаются тем, что не являются самостоятельным юридическим лицом и выступают только от имени самой компании, в данном случае ОАО РЖД. Структурные подразделения Российские железные дороги включают в себя самые разные. К примеру, Центр по таможенной деятельности занимается организацией работы по снижению издержек при прохождении таможенного контроля грузов, рисков при заключении внешнеэкономических сделок, развитием сети складов временного хранения и т. д. Структура ОАО РЖД и ее подразделений довольно-таки сложна. Компания эта на самом деле очень большая.
Представительства в других странах
Организационная структура РЖД включает в себя и такие отделы. Занимаются они координацией перевозок за пределами России. На настоящий момент Российскими железными дорогами открыты представительства в таких государствах, как Китай, Беларусь, Эстония, Словакия, Финляндия, Украина и т. д. Основной их задачей является повышение эффективности эксплуатации подвижного состава РЖД на территории той или иной страны, максимально быстрой выгрузки вагонов и возвращению их в Россию, повышению пропускной способности путей.
Филиалы РЖД на территории РФ
Включает в себя структура РЖД включает и 16 железных дорог. К примеру, филиалами РЖД являются Восточно-Сибирская, Куйбышевская, Южно-Уральская и т. д. железные дороги. Также в состав этой компании входят:
-
в области строительства — 2 филиала;
-
ремонта подвижного состава — 2;
-
путевого хозяйства — 4;
-
социальной сферы — 1;
-
экономического и финансового обеспечения — 6;
-
информации и связи — 3.
Помимо этого, структура ОАО РЖД включает в себя целых девять проектных бюро. Их основной задачей является инженерное обеспечение обслуживания, эксплуатации и ремонта подвижного состава.
Зависимые и дочерние общества
Организацией работы этих отделов в РЖД занимается отдельный департамент. В качестве примера дочернего общества РЖД можно привести ООО «РЖДстрой», страховую компанию «ЖАСО», оператора пригородных поездов, обслуживающих аэропорты, ООО «Аэроэкспресс». Являются дочерними обществами РЖД на данный момент также ОАО «Якутские железные дороги» и ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». К филиалам эти организации, в отличие от других подобных, не относятся.
Еще одно дочернее предприятие РЖД — ОАО «Петуховский литейный завод». Это один из старейших машиностроительных заводов Курганской области, основанный в 1903 году. Занимается оно выпуском такой продукции, как домкраты, виброплиты, амортизаторы, локомотивные колодки, тормозные башмаки и т. д.
Еще одним довольно-таки известным в стране дочерним обществом РЖД является компания «ФГК» — главный оператор по грузовым перевозкам.
Помимо этого, к зависимым предприятиям РЖД относятся:
-
Коммуникационная компания «ТрансТелеКом». Эта компания магистральной цифровой связи была основана в 1997 году именно для нужд железных дорог.
-
ОАО «ПГК». Эта компания была образована в 2007 году в период реорганизации РЖД.
-
Оператор высокоскоростных составов Allegro.
-
ОАО «ВагонРемМаш».
-
ОАО «БетЭлТранс».
-
АО «Федеральная пассажирская компания».
В общей сложности структура РЖД включает в себя почти 100 зависимых и дочерних обществ.
Руководство РЖД
Президентом ОАО «Российские железные дороги» на 2015 г. является Олег Валентинович Белозеров. Помимо всего прочего, он входит в состав Правления союза промышленников и предпринимателей РФ и Совета сотрудничества Россия — Франция.
Основные руководящие функции в РЖД, кроме президента, Совета директоров и Правления, выполняют Научно-технический совет и Ревизионная комиссия. Работает руководящий состав РЖД по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная, д 2.
Единственным акционером РЖД на сегодняшний день является государство. Полномочия от его имени осуществляются Правительством РФ. Всего в структуре управления действует 221 совещательный орган.
Основные виды деятельности
Занимается компания РЖД, структура управления которой была рассмотрена нами выше, прежде всего:
-
Перевозкой грузов и пассажиров.
-
Обслуживанием и ремонтом подвижного состава.
-
Проектированием и конструкторской деятельностью.
-
Обслуживанием инфраструктуры.
-
Торговлей промышленными и продовольственными товарами.
-
Снабженческо-сбытовой деятельностью.
-
Образовательной деятельностью.
-
Внешнеэкономической деятельностью.
Таким образом, структура управления ОАО РЖД, как видите, очень продумана и эффективна. К настоящему времени Советом директоров компании утверждена тщательно разработанная бизнес-модель, предполагающая дальнейшее ее развитие в качестве крупнейшего мирового транспортного холдинга. Задачи, поставленные перед «Российскими железными дорогами» государством, остаются неизменными: обеспечение бесперебойной перевозки грузов и пассажиров на дальние и короткие расстояния, расширение «узких» мест в инфраструктуре. Конечно же, достигнуто это может быть только при условии повышения внутренней эффективности и сокращения эксплуатационных расходов. Причем самое активное участие в разработке проектов развития должна принимать в том числе и российская наука.
Занятие 2.
Структура управления железными дорогами РФ.
ПТЭ, ИСИ, ИДП РФ.
Цель занятия: изучить структуру управления на железных дорогах РФ, ознакомиться с ПТЭ, ИСИ и ИДП.
ОАО «РЖД» учреждено Правительством Российской Федерации Постановлением от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Хозяйственная деятельность Компании началась 1 октября 2003 года.
Структура управления ОАО «РЖД»
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером Компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются Правительством РФ.
Правительство РФ единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО «РЖД». Состав Совета директоров в 2010 году — (9 человек + председатель).
Членам Совета директоров ОАО «РЖД» не выплачивается вознаграждение за исполнение своих обязанностей в рамках Совета.
Правление ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании.
Правление ОАО «РЖД» состоит из: председателя Правления Общества – Президента ОАО «РЖД», вице-президентов, руководителей железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и др.
Ревизионная комиссия создана для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО. Члены Ревизионной комиссии не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления ОАО «РЖД».
В настоящее время ревизионная комиссия ОАО «РЖД» состоит из 7 человек – чиновников Минэкономразвития России, Росимущества, Минтранса.
Организационная структура ОАО «РЖД»
Департаменты ОАО «РЖД»:
- Бухгалтерская служба ОАО «РЖД»;
- Департамент «Казначейство»;
- Департамент автоматики и телемеханики;
- Департамент безопасности;
- Департамент безопасности движения;
- Департамент бухгалтерского учета Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»;
- Департамент вагонного хозяйства;
- Департамент здравоохранения;
- Департамент инвестиционной деятельности;
- Департамент информатизации и корпоративных процессов управления;
- Департамент капитального строительства;
- Департамент корпоративного строительства и реформирования;
- Департамент корпоративных коммуникаций;
- Департамент корпоративных финансов;
- Департамент международных связей;
- Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»;
- Департамент пассажирских сообщений;
- Департамент планирования и бюджетирования;
- Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти;
- Департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике;
- Департамент по организации, оплате и мотивации труда;
- Департамент по организационно-штатным вопросам;
- Департамент пути и сооружений;
- Департамент социального развития;
- Департамент технической политики;
- Департамент управления делами;
- Департамент управления дочерними и зависимыми обществами;
- Департамент управления имуществом;
- Департамент управления персоналом;
- Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития;
- Департамент электрификации и электроснабжения;
- Инспекция при президенте ОАО «РЖД»;
- Правовой департамент.
Управления ОАО «РЖД»:
- Управление анализа и статистики в составе Департамента информатизации и корпоративных процессов управления
- Управление консолидированной отчетности по международным стандартам финансовой отчетности Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
- Управление объектов технологического и коммунального назначения
- Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля
- Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов
- Управление по вопросам интеллектуальной собственности
- Управление по координации международных проектов за рубежом Департамента международных связей
- Управление по управленческому учету и отчетности
- Управление пригородных пассажирских перевозок в составе Департамента пассажирских сообщений
- Управление протокола президента ОАО «РЖД»
- Управление экспертизы проектов и смет
Филиалы ОАО «РЖД»
Железные дороги – Филиалы ОАО «РЖД»:
- Октябрьская
- Калининградская
- Московская
- Горьковская
- Северная
- Северо-Кавказская
- Юго-Восточная
- Приволжская
- Куйбышевская
- Свердловская
- Южно-Уральская
- Западно-Сибирская
- Красноярская
- Восточно-Сибирская
- Забайкальская
- Дальневосточная
- Сахалинская
Функциональные филиалы:
- Федеральная пассажирская дирекция
- Дирекция железнодорожных вокзалов
- Центральная дирекция по ремонту пути
- Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов
- Центральная станция связи
- Центральная дирекция управления движением
- Дирекция тяги
- Дирекция по ремонту тягового подвижного состава
- Центр фирменного транспортного обслуживания
- Росжелдорснаб
- Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет»
Структурные подразделения ОАО «РЖД»:
- Инспекция по сохранности вагонного парка
- Координационный центр по вопросам совершенствования системы управления ОАО «РЖД» (ЦКС)
- Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала
- Центр контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль»
- Центр организации конкурсных закупок
- Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР)
- Центр по развитию терминалов
- Центр по таможенной деятельности
- Центр по управлению локомотивным комплексом (ЦТЦУ)
- Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки «Желдоррасчет»
- Центр технического аудита
Дочерние зависимые общества:
- Первая грузовая компания
- Трансконтейнер
- Экспресс-пригород
- Желдорипотека
- Транскредитбанк
Административное и оперативно-технологическое подчинение на жд транспорте можно представить в виде:
Дирекции и службы на железнодорожном транспорте
Служба вагонного хозяйства (В)
Назначение: бесперебойное обеспечение перевозочного процесса исправным и работоспособным подвижным составом.
Основные задачи: рациональная организация технического обслуживания , ремонт вагонов, их осмотрю. Большая работа ведется по созданию новых типов вагонов, улучшению конструкции отдельных узлов.
Эксплуатационное вагонное депо Входная (ВЧД-12)
Служба пути и сооружений(П)
Путевое хозяйство — одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями.
Основные задачи: обеспечение состояния пути и его сооружений , гарантирующее бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями.
Входнинская дистанция пути (ПЧ-2)
Служба электрификации и электроснабжения (Э)
Задачей хозяйства электроснабжения является бесперебойное снабжение электрической энергией электрифицированных участков дороги и потребителей электрической энергии.
Входнинская дистанция электроснабжения (ЭЧ-1)
Служба автоматики и телемеханики (Ш)
Основная деятельность заключается в обслуживании устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, включающих в себя электрическую централизацию стрелок и сигналов, автоматическую блокировку, системы диспетчерского управления и контроля, средства контроля подвижного состава, в целях поддержания в исправном состоянии для обеспечения пропуска грузовых и пассажирских поездов с установленной скоростью и безопасности их движения.
Дистанции СЦБ на Западно-Сибирской железной дороге:
- Входнинская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-1)
- Омская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-2)
- Карасукская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-14)
- Новосибирская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-6)
- Барабинская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-5)
- Инская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-8)
- Беловская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-20)
- Кемеровская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-18)
- Новокузнецкая дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-21)
- Тайгинская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-17)
- Барнаульская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-11)
- Алтайская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-10)
- Каменская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-15)
Начальник службы автоматики и телемеханики —
Шейн Петр Эйвальдович
Дирекция по управлению терминально-складским комплексом
Направления деятельности:
— отправление, приём и выдача грузов, перевозимых железнодорожным транспортом;
— оформление перевозочных документов;
— проверка правильности размещения и крепления грузов;
— обеспечение сохранности перевозимых грузов и подвижного состава;
— …..
Омская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (МЧ-1)
Локомотивное хозяйство разделяется на ремонтную (р) и эксплуатационную (э) деятельность.
Тэ
Эксплуатационная составляющая включает в себя тяговый подвижной состав, помещения — дома и комнаты отдыха локомотивных бригад, реабилитационные центры.
Локомотивное эксплуатационное депо Омск (ТЧэ-2)
Тр
Ремонтная составляющая включает в себя служебно-бытовые помещения локомотивных ремонтных депо, ремонтные цеха и оборудование, пункты технического осмотра локомотивов, песочное хозяйство.
Основные задачи: техническое обслуживание и ремонт локомотивов,….
Ремонтное локомотивное депо Московка ТЧр-1
Дирекция управления движением
Дирекция управления движением осуществляет управление перевозочным процессом,руководство эксплуатационной работой станций, грузовой и коммерческой работой.
Основные задачи: организация и руководство перевозочным процессом на железной дороге.
Омский центр организации работы железнодорожных станций
Служба гражданских сооружений
Основной задачей хозяйства является содержание в исправном состоянии служебно-технических зданий и сооружений.
Омская дистанция гражданских сооружений (НГЧ-1)
Дирекция по ремонту и эксплуатации путевых машин
Основной задачей дирекции является эксплуатация и ремонт путевых машин и механизмов занятых в процессе планово-предупредительного ремонта путевой инфраструктуры.
Путевые мастерские по ремонту и эксплуатации путевых машин на станции Рубцовск (ПРММ-4)
Путевые мастерские по ремонту и эксплуатации путевых машин на станции Черепаново (ПРММ-2)
На рисунке изображены линейные предприятия:
Структура линейного предприятия (на примере ШЧ и РЦС)
1. Структура ШЧ
1.1 Структура ШЧ на примере ШЧ-18, схема предоставлена электромехаником СЦБ Плотниковым Павлом Вячеславовичем:
1.2 Второй вариант структуры ШЧ представлен на нижеследующем рисунке — ШЧ-21, схема от электромеханика СЦБ Демидова Евгения Владимировича.
2. Структура РЦС
2.1 Структуру РЦС рассмотрим на примере РЦС-2 (Новосибирск), схема предоставлена электромехаником связи Гудиновым Денисом Владиславовичем.
2.2 Далее рассмотрим организационную структуру и структуру управления РЦС-3 (Курган). Схемы предоставлены электромехаником связи и радиосвязи Соболевым Максимом Владимировичем.
Структура управления РЦС-3 представлена на нижеследующем рисунке:
Организационная структура РЖД. Схема структуры управления ОАО РЖД. Структура ОАО РЖД и ее подразделений
Организационная структура — это совокупность служб и отделов, основной задачей которых является разработка и реализация различных типов управленческих решений. РЖД — одна из крупнейших транспортных компаний мира. Эксплуатационная длина железных дорог в нашей стране составляет 85,5 тыс. Км. В то же время электрифицировано — 42,3 тыс. Км. Конечно, управлять такой большой ставкой довольно сложно. Организационная структура ОАО «РЖД» включает множество ведомств и организаций.
Содержание
- 1 Немного истории
- 2 Структура РЖД: органы управления
- 3 Организационная структура РЖД: схема
- 4 Аппарат управления
- 5 Подразделения
- 6 Представительства в других странах
- 7 Филиалы РЖД на территории РФ
- 8 Зависимые и дочерние общества
- 9 Руководство РЖД
- 10 Основные виды деятельности
Немного истории
Годом начала развития железных дорог в России считается 1834 год. Так, по приглашению Горной компании в страну приехал известный инженер Франц фон Герстнер. Он путешествовал по всему штату, чтобы определить рентабельность строительства железных дорог в некоторых регионах и представил отчет королю.
Первой была знаменитая Царскосельская улица (1836 г.). К 1845 году Россия уже начала производить собственные паровозы. В основном в то время железные дороги строились на деньги, полученные от продажи Аляски.
Сегодня 80% путей в России — это те, которые были проложены до 1917 года. Однако в советское время железные дороги строились довольно активно. Например, проложены магистрали Норд-Печерск и Байкал-Амур.
На сегодняшний день ООО «РЖД» — вертикально-интегрированная компания, находящаяся в активном развитии. Следуя лучшим организационным стандартам, он признает корпоративное управление предпосылкой успеха деловой деятельности и повышения инвестиционной привлекательности. По сути, сами железные дороги в 21 веке развиваются в духе времени: запускаются скоростные магистрали, открываются онлайн-кассы и так далее
Структура РЖД: органы управления
ОАО «РЖД» зарегистрировано как открытое акционерное общество. Основными органами управления компании являются:
-
Общее собрание акционеров.
-
Совет директоров.
-
Правление.
Организационная структура РЖД: схема
Основными субъектами, входящими в состав ОАО «РЖД», являются:
-
Отдел управления.
-
Различные типы структурных подразделений.
-
Представительства в других странах.
-
Филиалы в России.
-
Связанные и контролируемые.
Аппарат управления
В структуру РЖД входят, помимо прочего, несколько департаментов, которые эффективно управляют персоналом, контролируют инвестиции и коммерческую деятельность, а также внедряют различные виды инновационных технологий. Есть, например, администрации железных дорог России, которые занимаются организационной деятельностью филиалов. Бухгалтерская служба, входящая в состав аппарата, отвечает за имущественное и финансовое положение компании.
Подразделения
Эти подразделения отличаются от филиалов тем, что они не являются самостоятельным юридическим лицом и действуют только от имени самой компании, в данном случае РЖД. Структурные подразделения железных дорог России самые разнообразные. Например, Центр таможенной деятельности организует работы по снижению затрат при прохождении таможенного контроля товаров, рисков при заключении внешнеэкономических сделок, развитии сети складов временного хранения и т.д. РЖД и его подразделения довольно сложны. Эта компания на самом деле очень большая.
Представительства в других странах
В организационную структуру РЖД также входят такие подразделения. Они занимаются координацией перевозок за пределы России. В настоящее время РЖД открыли представительства в таких странах, как Китай, Беларусь, Эстония, Словакия, Финляндия, Украина и др. их основная задача — повысить эффективность работы подвижного состава РЖД на территории данной страны, максимально быстро разгрузить вагоны и вернуть их в Россию, увеличив пропускную способность путей.
Филиалы РЖД на территории РФ
Он включает в себя структуру железных дорог России и включает 16 железных дорог. Например, филиалы железных дорог России — Восточно-Сибирская, Куйбышевская, Южно-Уральская и так далее. В эту компанию также входят:
-
ремонт подвижного состава — 2;
-
информация и связь — 3.
-
в строительном секторе — 2 филиала;
-
экономическая и финансовая поддержка — 6;
-
путевое хозяйство — 4;
-
социальная сфера — 1;
Кроме того, на территории ОАО «РЖД» находится до девяти конструкторских бюро. Их основная задача — инженерное сопровождение обслуживания, эксплуатации и ремонта подвижного состава.
Зависимые и дочерние общества
За организацию работы этих отделов на РЖД отвечает отдельный департамент. Примером филиала РЖД являются ООО «РЖДстрой», страховая компания ЖАСО, оператор пригородных поездов, обслуживающих аэропорты, и ООО «Аэроэкспресс». В настоящее время ОАО «Якутск» и ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» также являются дочерними предприятиями РЖД. Эти организации, в отличие от других аналогичных, не принадлежат к дочерним обществам.
Еще один филиал РЖД — Петуховский Литейный завод. Это один из старейших машиностроительных заводов Курганской области, основанный в 1903 году. Он занимается производством такой продукции, как домкраты, виброплиты, амортизаторы, колодки локомотивов, тормозные колодки и так далее
Еще одна достаточно известная дочка РЖД — компания ФГК, основной оператор грузовых перевозок.
Кроме того, в состав филиалов РЖД входят:
-
Коммуникационная компания «ТрансТелеКом». Эта компания цифровой магистральной связи была основана в 1997 году специально для нужд железных дорог.
-
ООО грузовой. Эта компания была образована в 2007 году в результате реорганизации РЖД.
-
Машинист высокоскоростного поезда Аллегро.
-
ОАО «ВагонРемМаш».
-
ОАО «БетЭлТранс».
-
ОАО «Федеральная пассажирская компания».
Всего в структуре ОАО «РЖД» около 100 дочерних и зависимых обществ.
Руководство РЖД
Президент ОАО «РЖД» на 2015 год — Белозеров Олег Валентинович. Помимо прочего, он является членом Совета директоров Союза промышленников и предпринимателей Российской Федерации и Совета сотрудничества Россия-Франция.
Основные управленческие функции ОАО «РЖД», помимо председателя, совета директоров и совета директоров, выполняют научно-технический совет и ревизионная комиссия. Исполнительный аппарат РЖД работает по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная, 2.
В настоящее время государство является единственным акционером РЖД. Полномочия от его имени осуществляет Правительство Российской Федерации. Всего в структуре управления 221 консультативный орган.
Основные виды деятельности
Компания, в которой работает РЖД, структура управления которой обсуждалась нами выше, в первую очередь:
-
Перевозка грузов и пассажиров.
-
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
-
Проектно-инжиниринговая деятельность.
-
Обслуживание инфраструктуры.
-
Торговля промышленными и пищевыми товарами.
-
Снабжение и сбытовая деятельность.
-
Образовательная деятельность.
-
Внешнеэкономическая деятельность.
Поэтому структура управления РЖД, как видите, очень продумана и эффективна. К настоящему времени совет директоров компании утвердил тщательно разработанную бизнес-модель, которая предполагает ее дальнейшее развитие как крупнейшего транспортного холдинга в мире. Неизменными остаются задачи, поставленные перед РЖД государством: обеспечение бесперебойных перевозок грузов и пассажиров на дальние и короткие расстояния, расширение узких мест в инфраструктуре. Конечно, этого можно добиться только за счет повышения внутренней эффективности и снижения эксплуатационных расходов. Кроме того, российская наука должна принимать самое активное участие в разработке проектов развития.
Организационная структура управления ОАО ‘РЖД’
РОСЖЕЛДОР
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Ростовский
государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО
РГУПС)
Кафедра
«Теория организации и управление персоналом»
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ
РАБОТА
по
дисциплине
«Теория
организации»
на тему:
«Организационная структура управления ОАО «РЖД»
Студента
гр.
ГПБ-2-015
А.С.
Княжевская
Руководитель
к.э.н.,
доцент
г.
Ростов-на-Дону — 2015 г.
Содержание
Введение
.
Характеристика внешней и внутренней среды ОАО «РЖД»
2.
Организационная структура управления ОАО «РЖД»
.
Организационная культура ОАО «РЖД»
.
SWOT-анализ ОАО «РЖД»
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое
значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы,
обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный
подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также
является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Цель работы состоит в рассмотрении
организационной структуры управления организации ОАО «РЖД».
Задачи работы:
описать характеристику внешней и внутренней
среды ОАО «РЖД»;
исследовать организационную структуру управления
ОАО «РЖД»;
описать организационную структуру ОАО «РЖД»;
провести SWOT-анализ
организации ОАО «РЖД».
Объектом исследования расчетно-графической
работы является Открытое Акционерно Общество «Российский железные дороги».
Предметом исследования являются организационные
отношения и организационные процессы ОАО «РЖД».
Расчетно-графическая работа включает 4 пункта, 1
рисунка, 3 таблицы, 3 схемы, 5 источников литературы.
1. Характеристика внешней и
внутренней среды ОАО «РЖД»
Миссия динамично развивающейся общенациональной
транспортной компании ОАО «РЖД» состоит в удовлетворении рыночного спроса на
перевозки и качества услуг, за счет:
— увеличения масштаба транспортного бизнеса;
повышения безопасности перевозок;
глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную
систему;
повышение финансовой устойчивости и
эффективности.
Главные цели деятельности общества —
обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в
железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным
транспортом, а также извлечение прибыли.
ОАО «РЖД» обладает обширной ресурсной базой.
Несмотря на то, что ОАО «РЖД» на сегодняшний день практически не обладает
собственным парком вагонов, но практически вся инфраструктура, локомотивы и
т.д. до сих пор находятся под контролем ОАО «РЖД», тем самым, обеспечивая
бесперебойность перевозочного процесса.
Технология отражает уровень НТП организации,
технологические нововведения влияют на эффективность деятельности организации в
целом. За последние десятилетия было проделано множество работы, направлена она
на то, чтобы автоматизировать как можно больше рутинных процессов, а также
максимально обезопасить движение поездов и сохранность груза. Например, были
разработаны такие программы как: ГидУрал, Цитранс, которые позволяют не только
отследить местоположение поезда, но и узнать более детальную информацию
(скорость, данные машиниста, данные о вагонах). Также было введено множество
технических новшеств, как АСКОУ ПВ, это устройство позволяет следить за
состоянием вагонов въезжающего или выезжающего поезда на предмет коммерческих
неисправностей.
Каждая организация имеет свою собственную среду,
окружение, охватывающие большое количество факторов, которые могут так или
иначе воздействовать на функционирование как в текущем, так и в перспективном
периоде.
К среде делового окружения относятся факторы
прямого воздействия, которые влияют на деятельность организации.
Первым фактором прямого воздействия на ОАО «РЖД»
являются поставщики:
. Стратегическим поставщиком ОАО «РЖД»
является ОАО «ТВС» (открытое акционерное общество «ТрансВудСервис»), крупнейшая
компания на рынке производства деревянных шпал;
. ЗАО «Трансмашхолдинг» — крупнейший
поставщик подвижного состава;
. ЗЭТА «Контакт» (Завод
электротехнической арматуры «Контакт») поставка деталей для контактной сежи ЖД;
. ЗАО ЭПФ «Судотехнология» поставщик
материально-технических ресурсов;
. Предприятия черной металлургии,
топливо-энергетического комплекса, машиностроительные предприятия, угольные
комбинаты и т.д..
Втором фактором прямого воздействия на ОАО «РЖД»
являются трудовые ресурсы:
В условиях постепенного восстановления объемов
перевозок в Компании в течение 2010 года осуществлялся постепенный,
дифференцированный переход структурных подразделений на полное рабочее время.
По итогам 2010 года Компании удалось выйти на докризисный уровень по применению
режимов неполного рабочего времени и удерживать стабильно низкий уровень охвата
работников, работающих в условиях снижения нормы рабочего времени. Помимо
мероприятий по приведению численности к объемам выполняемых работ, в течение
2010 года продолжена начатая в 2009 году работа по обеспечению рационального
использования трудовых ресурсов. В связи с совершенствованием техники,
повышением уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных
процессов на железных дорогах и филиалах приняты меры по снижению трудозатрат
не менее чем на 2% и, в первую очередь, за счет работников, непосредственно не
связанных с обеспечением перевозочного процесса и безопасности движения
поездов.
Третий фактор прямого воздействия на ОАО «РЖД»
являются законы и государственные органы:
Многие законы и государственный учреждения
влияют на организацию, т.к. каждая организация имеет правовой статус, что
определяет, как она будет вести свои дела и какие налоги должна платить. ОАО
«РЖД» ведет свою деятельность в соответствие со своим уставом, правилами и
законами РФ.
Четвертым фактором прямого воздействия на ОАО
«РЖД» являются потребители, они выступаю как внутренние и внешние потребители:
— внешние потребители ОАО «РЖД» −
организации или физические лица, потребляющие конечную услугу или продукцию ОАО
«РЖД» (например, грузовладельцы, пассажиры, компании-операторы,
компании-владельцы приватного подвижного состава, дочерние и зависимые общества
ОАО «РЖД»);
внутренние потребители ОАО «РЖД» −
структурные подразделения ОАО «РЖД» на этапе приемки от смежного структурного
подразделения законченного результата промежуточного процесса в цепочке
создания конечной услуги или продукции (например, служба перевозок по отношению
к службе пути при организации «окон», локомотивная бригада по отношению к
бригаде экипировки подвижного состава);
Пятым фактором прямого воздействия на ОАО «РЖД»
являются конкуренты:
Серьезную конкуренцию «Российским Железным
Дорогам» составит в ближайшие годы компания «Японские Железные Дороги» (JD
Group). «Японская компания только два месяца назад начала работу на российском
рынке железных дорог, а уже переманила к себе немало бывших постоянных клиентов
ОАО «РЖД», Пассажирам понравились современные японские поезда». Ими создана
основная часть железных дорог Японии. И теперь этот опыт японцы намерены
применять в России.
К фактором косвенного воздействия относятся:
Технологии; Социокультурные факторы; Политические факторы; Экономические
факторы. Теперь рассмотрим каждый фактор относительно ОАО «РЖД»:
технологии: на ЖД существует множество передовых
технологий, но к сожалению, не реализуются весь потенциал, в силу того, что
невозможно технически обеспечить каждую станцию новейшими разработками.
социокультурные факторы: данная организация
сейчас очень востребована, т.к. дает возможность своим клиентам попасть или
перевести грузов любую точку России за короткое время и по оптимальной цене, но
и с максимальной безопасностью. За счет цен, которые соответствуют уровню заработной
платы населения, услуги ОАО «РЖД» доступны каждому.
политические факторы: контрольный пакет акций
ОАО «РЖД» принадлежит государству, поэтому все политические факторы затрагивают
на прямую деятельность компании.
экономические факторы: состояние экономики
напрямую влияет на функционирование организации и на покупательскую способность
населения. За счет нестабильности экономики с 2014 г цены на ресурсы,
предоставляемые для ОАО «РЖД» возросли в двое, что заставила ОАО «РЖД» поднять
цены на свои услуги. Дерево целей ОАО «РЖД» представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 — Дерево целей ОАО «РЖД»1
Таким образом, проанализировав основные факторы,
влияющие на развитие компании, можно сделать вывод, что ОАО «РЖД» стремительно
развивается и пытается завоевать новые сегменты рынка, кроме того, железная
дорога всегда очень тесно связана с государством, в связи с этим можно судить о
необходимости грамотного ее развития. Благодаря дереву целей можно понять
миссию и стратегию развития предприятия.
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является
Общее собрание акционеров. Единственным акционером компании является Российская
Федерация, от имени которой полномочия осуществляются Правительством РФ.
Правительство РФ единолично принимает решения и
оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО
«РЖД».
Правление ОАО «РЖД» осуществляет общее
руководство хозяйственной деятельностью Компании. Правление ОАО «РЖД» состоит из
председателя Правления Общества- Президента ОАО «РЖД», вице-президентов,
руководителей железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления
Общества и др.
Ревизионная комиссия создана для контроля за
финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «РЖД». В настоящее время ревизионная
комиссия ОАО «РЖД» состоит из 7 человек- чиновников Минэкономразвития России,
Росимущества, Минтранса (схема 1). правильно оформить
Схема 1 — Структура управления ОАО «РЖД»1
Схема 2 — Организационная структура ОАО «РЖД»2
Все структуры и подразделения ОАО «РЖД» имеют
стандартную линейно-функциональную систему управления. Во главе каждой
структуры стоит руководитель, которому подчиняются функциональные руководители,
которые стоят во главе отделов. Рассмотрим типовую структуру управления одного
из подразделений ОАО «РЖД», а именно Центральную Дирекцию управления движением.
Схема 3 — Структура управления ДУД3
Структура северо-кавказской дирекции управления
движением соответствует типовым структурным решениям, установленным Центральной
дирекцией управления движением и имеет линейно — функциональную многоуровневую
структуру.
Возглавляет Северо-кавказскую дирекцию
управления движением начальник дирекции, в подчинении у которого находятся 6
заместителей:
первый заместитель начальника дирекции,
главный инженер,
заместитель начальника дирекции по кадрам и
социальным вопросам,
заместитель начальника дирекции по экономике и
финансам,
заместитель начальника дирекции — начальник
службы движения,
Обязанности между руководителями дирекции
распределены в соответствии с приказом «О распределении обязанностей между
начальником дирекции управления движением — структурного подразделения
Центральной дирекции управления движением и его заместителями». Такая система
управления позволяет оперативно решать все возникающие задачи стратегического и
оперативного характера за счет четкого разделения обязательств.
Существуют основные формулы, которые
характеризуют эффективность организации. Рассчитаем парочку из них на примере
ОАО «РЖД».
. Коэффициентэффективности
, где
Рп — конечный результат, Зу — затраты на
управление;
2. Коэффициент территориальной концентрации
, где
Ппрф — количество организаций данного типа в
регионе
П — площадь региона, на котором функционируют
организации данного типа;
3. Организационная культура ОАО
«РЖД»
В каждой организации есть свои правила и
документы, которые регулируют организационную культуру предприятия. Как и все
другие организации ОАО «РЖД» обладает своими документами, регламентирующие
организационную культуру структурных подразделений.
Организационная культура в ОАО «РЖД» является
наследницей культуры Министерства путей сообщений, железнодорожной отрасли
народного хозяйства, которая насчитывает более сотни лет своего
функционирования. Вместе с тем, новые условия хозяйствования, именно переход к
рыночным отношениям потребовал пересмотра ряда документов, сложившихся
организационных структур, новых порядков. Все это выразилось в реформировании
отрасли, которая проходит очередной свой этап. Поэтому важно выявить основные
документы, которые уже определяют организационную культуру, и будут далее
оказывать влияние на неё на уровне подразделений, предприятий. Таким
документом, прежде всего, является Федеральный закон о железнодорожном
транспорте РФ. В нем освещены основные вопросы функционировании
железнодорожного транспорта и безопасности. Конечно, далее следует назвать
Трудовой кодекс РФ, в котором установлены государственные гарантии трудовых
прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и
интересов работников и работодателей.
Безусловно, основополагающим документом является
Устав ОАО «РЖД». Для нашего предприятия это один из основных документов,
который регулирует отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами,
грузоотправителями, грузополучателями и другими физическими и юридическими
лицами при пользовании услугами ж.д. /транспорта, определят основные условия
организации и осуществлении перевозок грузов, багажа и т.д.
На местном региональном уровне весьма важен
Коллективный договор НОД-2 — филиала ОАО «РЖД». Условия коллективного договора
направлены на обеспечение стабильной работы дороги, удовлетворение потребностей
экономики и населения в перевозках, создание социально-экономических условий
для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной
защищенности работников на дороге в период формирования и становления
структурной реформы железнодорожного транспорта.
Сторонами, заключившими между собой договор, от
работников является Дорожная профсоюзная организация, от работодателей —
начальник Новосибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».
Кроме того, на организационную культуру
предприятия, несомненно, оказывают влияние ряд распорядительных документов.
Перечислим основные: Распоряжение о порядке внесения изменений в согласованные
ОАО «РЖД» заявки на перевозку грузов в контейнерах; Распоряжение об утверждении
ставок арендной платы за пользование грузовыми вагонами ОАО «РЖД»; Распоряжение
о порядке разработки, утверждения и согласования схем размещения и крепления
грузов, перевозимых ОАО «РЖД». Особо выделим Положение о дисциплине работников
железнодорожного транспорта Р.Ф. и Положение об оплате труда работников
структурных подразделений ОАО «РЖД». Оно направлено на: осуществление
скоординированной единой политики, принятой ОАО «РЖД», в области организации
оплаты труда; реализацию принципа равной оплаты за равный труд; стимулирование
вклада каждого работника в повышение результативности работы дороги; повышение
значимости заработной платы в обеспечении социальной защищенности работников.
Важнейшим документом,
регламентирующим трудовую деятельность, подразделения являются Правила
внутреннего трудового распорядка, утвержденные на дорожной профсоюзной
конференции, регулируют трудовые отношения внутри дороги и на каждом отдельном
предприятии, учреждении, организации. Они соответствуют действующему Трудовому
Кодексу Российской федерации. Правила внутреннего трудового распорядка
обязательны для всех работающих на дороге.
Кроме того, на предприятии
разработаны и действуют и другие документы: Назовем некоторые из них. Положение
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха; — Положение о
премировании, которое введено в целях повышения материальной заинтересованности
руководителей, специалистов, служащих в улучшении эффективности работы
дистанции, производительности и качества труда.
Особое место занимает документ
ОАО «РЖД» «Функциональная стратегия развития кадрового потенциала», обсужденный
в апреле 2006 г. В нем в качестве целевой задачи системы управления персоналом,
указано развитие корпоративной культуры. Кроме того, спланированы и конкретные
меры, в частности
) провести сравнительный анализ
корпоративной культуры ОАО «РЖД» и ведущих зарубежных железнодорожных компаний;
) выявление функциональной роли
культуры в конкурентной среде,
) коррекция на этой базе
стратегических направлений культурного развития Компании, и ее персонала.
Таким образом, формирование
организационной культуры происходило и происходит на основании ряда
документальных источников, разработанных МПС РФ и его преемницей ОАО «РЖД», во
исполнение которых разработаны документы на предприятиях.
4. SWOT-анализ
ОАО «РЖД»
Состояние компании зависит от того, насколько
успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя
внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный
период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями
компании позволяет решать возникающие проблемы. Одним из самых распространенных
методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на
развитие компании можно назвать SWOT-анализ.
Проводить SWOT-анализ мы будем на основе предприятия
ОАО «РЖД». Первый этап позволит нам определить, каковы сильные и слабые стороны
предприятия. Для этого составим перечень параметров, по которому будет оценено
предприятие и по каждому параметру определим, что является сильной, а что —
слабой стороной. Представим первый это в Таблице 1.
Талица 1- Определение сильных и слабых сторон
ОАО «РЖД»1
Параметры |
Сильные |
Слабые |
1.Организация |
Профессиональный |
Недостатки |
Сложность |
||
2.Производство |
Применение |
Быстрая |
3. |
Стабильное |
Вторым шагом SWOT-анализа является оценка рынка.
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз может принят список
параметров в Таблице 2.
Этот этап позволяет оценить ситуацию вне
деятельности предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз
следует опасаться. За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно
взять такие параметры как: факторы спроса, факторы конкуренции, факторы сбыта,
экономические факторы, политические и правовые факторы, научно-технические
факторы, социально-демографические факторы, социально-культурные факторы,
природные и экологические факторы. На основании вышеизложенного заполняем
таблицу 2.
Таблица 2 — Определение рыночных возможностей и
угроз организации2
Параметры |
Возможности |
Угрозы |
1. |
Увеличение |
|
2. |
Развитие |
|
3. |
||
5. |
Изменение |
|
Возрастание |
На основе имеющихся данных таблиц 1 и 2, а также
экспертных оценок специалистов в области транспортных услуг (директор
организации, агроном, бухгалтер), составим сводную Таблицу 3.
Таблица 3 — SWOT-анализ ОАО «РЖД»3
Возможности |
Угрозы |
|||||||
Сильные |
Рост |
Развитие |
Общий |
Увеличение |
Изменение |
Возрастание |
Общий |
|
Стабильное |
5 |
5 |
10 |
5 |
3 |
0 |
8 |
|
Профессиональный |
3 |
3 |
6 |
4 |
0 |
0 |
4 |
|
Применение |
5 |
5 |
10 |
5 |
3 |
5 |
13 |
|
Общий |
13 |
13 |
26 |
14 |
6 |
5 |
25 |
|
Слабые |
Недостатки |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Быстрая |
3 |
0 |
3 |
3 |
2 |
1 |
6 |
|
Сложность |
3 |
3 |
6 |
0 |
3 |
8 |
||
Общий |
8 |
3 |
11 |
4 |
5 |
6 |
15 |
Таким образом, на основании вышеизложенных
сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ОАО «РЖД» можно сделать следующий
вывод. Опираясь на сильные стороны, можно начать улучшать предоставляемые
услуги за счет применения новых технологий, и увеличивать за счет этого продажи
транспортных услуг. А существующие угрозы можно нейтрализовать за счет
разработки постоянной экономической политики и поглощения рынка, за счет
предоставления своих улучшенных услуг.
Заключение
управление рыночный организационный
потребитель
Проанализировав вышесказанное, можно сделать
вывод о том, что ОАО «РЖД» стремительно развивается и пытается завоевать новые
сегменты рынка. Кроме того, железная дорога всегда очень тесно связана с государством,
и в связи с этим можно судить о необходимости грамотного ее развития. Опираясь
на характеристику внешней и внутренней среды можно ознакомиться с ресурсами ОАО
«РЖД», с его технологиями, с факторами деловой среды, а именно: с поставщиками,
трудовыми ресурсам, с законами и государственными органами ОАО «РЖД», с
потребителями и конкурентами; узнать какие факторы косвенного воздействия
влияют на деятельность ОАО «РЖД». А благодаря дереву целей можно с точностью
понять миссию и стратегию развития предприятия.
Что касается организационной структуры
управления, то рассмотрев ее на одном из подразделений ОАО «РЖД», а именно
«Центральную Дирекцию управления движением». Структура северо-кавказской
дирекции управления движением соответствует типовым структурным решениям,
установленным Центральной дирекцией управления движением и имеет линейно —
функциональную многоуровневую структуру. Возглавляет Северо-кавказскую дирекцию
управления движением начальник дирекции, в подчинении у которого находятся 6
заместителей: первый заместитель начальника дирекции, главный инженер,
заместитель начальника дирекции по кадрам и социальным вопросам, заместитель
начальника дирекции по экономике и финансам, заместитель начальника дирекции —
начальник службы движения. Обязанности между руководителями дирекции
распределены в соответствии с приказом «О распределении обязанностей между
начальником дирекции управления движением — структурного подразделения
Центральной дирекции управления движением и его заместителями». Такая система управления
позволяет оперативно решать все возникающие задачи стратегического и
оперативного характера за счет четкого разделения обязательств.
Формирование организационной
культуры происходило и происходит на основании ряда документальных источников.
Также, в работе был выполнен SWOT-
анализ ОАО «РЖД», а котором описаны сильные и слабые стороны ОАО «РЖД», его
угрозы и возможности. Необходимо улучшать предоставляемые услуги за счет
применения новых технологий, и увеличивать за счет этого продажи транспортных услуг.
А существующие угрозы можно нейтрализовать за счет разработки постоянной
экономической политики и поглощения рынка, за счет предоставления своих
улучшенных услуг.
Список используемых источников
1. ФЗ
«Об особенностях управления и распределения имущества железнодорожного
транспорта», постановление Правительства РФ от 18.09.2003г. НР 585 « О создании
ОАО «РЖД»»
. Федеральный
закон Государственной Думы РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации»
3. Официальный
сайт «Вести экономика» [http://www.vestifinance.ru/] / URL:
http://www.vestifinance.ru/
4. Официальный
сайт ОАО «РЖД» // URL:<http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=666>
. Программа
структурной реформы на железнодорожном транспорте. // URL:
<http://doc.rzd.ru/isvp/public/doc?STRUCTURE_ID=387&layer_id=3368&refererLayerId=3339&id=256&print=0>
6. Официальный
сайт «Википедия» / URL:
https://ru.wikipedia.org
. Официальный
сайт газеты «Гудок» / URL:
http://www.gudok.ru/
Организационной структурой называют совокупность служб и отделов, основной задачей которых является разработка и реализация разного рода управленческих решений. РЖД — одна из самых крупных в мире транспортных компаний. Эксплуатационная длина железнодорожных путей у нас в стране составляет 85.5 тыс. км. При этом электрифицированных — 42.3 тыс. км. Разумеется, управлять таким крупным холдингом довольно-таки сложно. Организационная структура РЖД включается в себя множество отделов и организаций.
Немного истории
Годом начала развития в России железных дорог считается 1834-й. Тогда по приглашению Горного общества в страну приехал известный инженер Франц фон Герстнер. Он объездил все государство с целью определения выгодности строительства железных дорог в тех или иных регионах и предоставил отчет царю.
Первая железная дорога в России была построена под руководством австрийского инженера фон…
Первой была построена знаменитая Царскосельская дорога (в 1836 г.). В 1845 году Россия уже начала производить собственные паровозы. В основном в это время железные дороги строились на деньги, полученные от продажи Аляски.
На сегодняшний день 80% путей в России — это то, что было проложено еще до 1917 года. Однако довольно-таки активно строились железные дороги и в советское время. К примеру, были проложены Северо-Печерская и Байкало-Амурская магистрали.
К настоящему времени ООО РЖД является активно развивающейся вертикально-интегрированной компанией. Следуя лучшим стандартам организационной деятельности она признает корпоративное управление нужным условием успешности хозяйственной деятельности и повышения привлекательности в плане инвестирования. Собственно сами железные дороги в 21 веке развиваются в духе времени — запускаются скоростные магистрали, открываются онлайн-кассы и т. д.
Работники РЖД, как локомотивной, так и поездной бригады, согласно должностной инструкции, носят…
Структура РЖД: органы управления
Зарегистрированы Российские железные дороги в качестве открытого акционерного общества. Основными органами управления компании являются:
-
Общее собрание акционеров.
-
Совет директоров.
-
Правление.
Организационная структура РЖД: схема
Основными же органами, входящими в состав РЖД, являются:
-
Аппарат управления.
-
Разного рода структурные подразделения.
-
Представительства в других странах.
-
Филиалы на территории России.
-
Зависимые и дочерние общества.
Аппарат управления
Структура РЖД включает в себя в том числе и разного рода Департаменты, собственно управляющие персоналом, а также контролирующие инвестиционную и коммерческую деятельность и внедряющие разного рода инновационные технологии. Существуют, к примеру, Управления РЖД, занимающиеся организационной деятельностью филиалов. Входящая же в аппарат бухгалтерская служба отвечает за имущественное и финансовое положение компании.
Подразделения
От дочерних обществ такие отделы отличаются тем, что не являются самостоятельным юридическим лицом и выступают только от имени самой компании, в данном случае ОАО РЖД. Структурные подразделения Российские железные дороги включают в себя самые разные. К примеру, Центр по таможенной деятельности занимается организацией работы по снижению издержек при прохождении таможенного контроля грузов, рисков при заключении внешнеэкономических сделок, развитием сети складов временного хранения и т. д. Структура ОАО РЖД и ее подразделений довольно-таки сложна. Компания эта на самом деле очень большая.
Двухэтажный поезд Москва — Санкт-Петербург вышел в свой первый рейс 1 февраля 2015 г. Судя по…
Представительства в других странах
Организационная структура РЖД включает в себя и такие отделы. Занимаются они координацией перевозок за пределами России. На настоящий момент Российскими железными дорогами открыты представительства в таких государствах, как Китай, Беларусь, Эстония, Словакия, Финляндия, Украина и т. д. Основной их задачей является повышение эффективности эксплуатации подвижного состава РЖД на территории той или иной страны, максимально быстрой выгрузки вагонов и возвращению их в Россию, повышению пропускной способности путей.
Филиалы РЖД на территории РФ
Включает в себя структура РЖД включает и 16 железных дорог. К примеру, филиалами РЖД являются Восточно-Сибирская, Куйбышевская, Южно-Уральская и т. д. железные дороги. Также в состав этой компании входят:
-
в области строительства — 2 филиала;
-
ремонта подвижного состава — 2;
-
путевого хозяйства — 4;
-
социальной сферы — 1;
-
экономического и финансового обеспечения — 6;
-
информации и связи — 3.
Помимо этого, структура ОАО РЖД включает в себя целых девять проектных бюро. Их основной задачей является инженерное обеспечение обслуживания, эксплуатации и ремонта подвижного состава.
Зависимые и дочерние общества
Организацией работы этих отделов в РЖД занимается отдельный департамент. В качестве примера дочернего общества РЖД можно привести ООО «РЖДстрой», страховую компанию «ЖАСО», оператора пригородных поездов, обслуживающих аэропорты, ООО «Аэроэкспресс». Являются дочерними обществами РЖД на данный момент также ОАО «Якутские железные дороги» и ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». К филиалам эти организации, в отличие от других подобных, не относятся.
Еще одно дочернее предприятие РЖД — ОАО «Петуховский литейный завод». Это один из старейших машиностроительных заводов Курганской области, основанный в 1903 году. Занимается оно выпуском такой продукции, как домкраты, виброплиты, амортизаторы, локомотивные колодки, тормозные башмаки и т. д.
Еще одним довольно-таки известным в стране дочерним обществом РЖД является компания «ФГК» — главный оператор по грузовым перевозкам.
Помимо этого, к зависимым предприятиям РЖД относятся:
-
Коммуникационная компания «ТрансТелеКом». Эта компания магистральной цифровой связи была основана в 1997 году именно для нужд железных дорог.
-
ОАО «ПГК». Эта компания была образована в 2007 году в период реорганизации РЖД.
-
Оператор высокоскоростных составов Allegro.
-
ОАО «ВагонРемМаш».
-
ОАО «БетЭлТранс».
-
АО «Федеральная пассажирская компания».
В общей сложности структура РЖД включает в себя почти 100 зависимых и дочерних обществ.
Руководство РЖД
Президентом ОАО «Российские железные дороги» на 2015 г. является Олег Владимирович Белозеров. Помимо всего прочего, он входит в состав Правления союза промышленников и предпринимателей РФ и Совета сотрудничества Россия — Франция.
Основные руководящие функции в РЖД, кроме президента, Совета директоров и Правления, выполняют Научно-технический совет и Ревизионная комиссия. Работает руководящий состав РЖД по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная, д 2.
Единственным акционером РЖД на сегодняшний день является государство. Полномочия от его имени осуществляются Правительством РФ. Всего в структуре управления действует 221 совещательный орган.
Основные виды деятельности
Занимается компания РЖД, структура управления которой была рассмотрена нами выше, прежде всего:
-
Перевозкой грузов и пассажиров.
-
Обслуживанием и ремонтом подвижного состава.
-
Проектированием и конструкторской деятельностью.
-
Обслуживанием инфраструктуры.
-
Торговлей промышленными и продовольственными товарами.
-
Снабженческо-сбытовой деятельностью.
-
Образовательной деятельностью.
-
Внешнеэкономической деятельностью.
Таким образом, структура управления ОАО РЖД, как видите, очень продумана и эффективна. К настоящему времени Советом директоров компании утверждена тщательно разработанная бизнес-модель, предполагающая дальнейшее ее развитие в качестве крупнейшего мирового транспортного холдинга. Задачи, поставленные перед «Российскими железными дорогами» государством, остаются неизменными: обеспечение бесперебойной перевозки грузов и пассажиров на дальние и короткие расстояния, расширение «узких» мест в инфраструктуре. Конечно же, достигнуто это может быть только при условии повышения внутренней эффективности и сокращения эксплуатационных расходов. Причем самое активное участие в разработке проектов развития должна принимать в том числе и российская наука.
Часть 2.2.
Структура и кадры ОАО «РЖД»
Как следует из предыдущей части, ОАО «РЖД» представляет собой вертикально интегрированную структуру, с управлением от вышестоящих к нижестоящим, от высших органов управления к рядовым исполнителям. Но в силу особенностей месторасположения отделений Общества развиты также и горизонтальные связи
Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО «РЖД», которое представлено в единственном лице единственным акционером Правительством России. Поэтому Правительство России единолично принимает решение о численном и личном состав Совета директоров ОАО «РЖД».
Совет директоров (Наблюдательный Совет), в 2011-м году состоял из Председателя Совета и 10 членов. Согласно Главы VIII Федерального Закона «Об акционерных обществах», Совет Директоров занимается общим руководством деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания акционеров, т о есть Правительству России, которое остаётся полновластным собственником ОАО «РЖД».
Формально членам Совета директоров ОАО «РЖД» вознаграждение за исполнение своих обязанностей в рамках Совета не выплачивается. Однако членство в Совете директоров Президента и Председателя Правления Общества В.И.Якунина ставит под сомнение эту прописную истину.
Правление ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании. Оно состоит из 25 человек: Председателя Правления Общества – Президента ОАО «РЖД», вице-президентов, Главного бухгалтера, начальников Департаментов корпоративных финансов, корпоративных коммуникаций, правового, генерального директора ОАО «ВНИИЖТ», руководителя Западно-Сибирской железной дороги и Советника Председателя.
Президент, возглавляющий ОАО «РЖД», согласно абз.3 п.2 ст.69 Федерального Закона «Об акционерных обществах», «без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества». То есть Президент ОАО «РЖД» является высшим единоначальным руководителем персонала Общества.
Ревизионная комиссия ОАО «РЖД» формально создаётся и действует с целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества. Члены Ревизионной комиссии формально не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления ОАО «РЖД».
К вертикальной структуре управления Обществом примыкают совещательные органы без права голоса. В значительной части своей деятельности они являются синекурами и прибежищами, как для «молодой поросли» высших руководителей Общества, так и для «почётно отставленных» руководителей. Также они являются местом для штатных фантазёров и профессиональных «дружителей со странами Африки». Единственно полезным в их деятельности является «вероятность нахождении крупиц здравого смысла в отвалах повседневной жизнедеятельности».
Научно-технический совет на 2011-ый год состоял из 30 членов под председательством всё того-же В.И.Якунина. Этот орган Общества осуществляет разработку решений важнейших направлений развития транспорта и представляет Председателю предложения по их воплощению. В его состав входит Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», членами которого являются 33 человека, в том числе и однофамилец Председателя учёного совета.
Рис.14. Высший уровень управления ОАО «РЖД».
С точки зрения военной структуры в ОАО «РЖД» существует 4 уровня руководства.
I – высший уровень руководства.
II – старший уровень руководства.
III – средний уровень руководства.
IV – нижний уровень руководства.
Рис.15 Вертикаль управления железнодорожным транспортом.
В непосредственном подчинении Президента ОАО «РЖД» находятся 17-ть Начальников железных дорог: Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Екатеринбургской, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Московской, Нижегородской, Николаевской, Поволжской, Самарской, Сахалинской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, и Южно-Уральской.
Начальники железных дорог, в свою очередь, руководят 64-мя отделениями железных дорог.
Вице-президенты Общества осуществляют руководство работой 28-ю департаментами центрального аппарата ОАО «РЖД», в состав которых входит и Департамент управления персоналом. Вопросы по управлению персоналом и социальные вопросы находятся в ведении вице-президента Д.С.Шаханова. Руководит Департаментом Васина Л.И.
Рис.16. Руководство Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»
В перечень задач Департамента входит изучение профессиональных, деловых и личных качеств работников и служащих ОАО «РЖД», оценка их организаторских и лидерских способностей и подготовка на этой основе резерва руководящих кадров на выдвижение. В этой связи Департамент готовит предложения по его развитию и обучению, формирование единого в рамках создаваемого холдинга кадрового резерва и принятие мер к его эффективному использованию.
Также Департамент управления персоналом ответственен за совершенствование корпоративной системы непрерывного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров в целях перехода к обучающейся организации, имеющей эффективную систему непрерывного индивидуализированного обучения и профессионального развития персонала, собственную базу интеллектуальной собственности и знаний. То есть, образовательные процессы рассматриваются как внутреннее дело.
Одним из высокоэффективных современных инструментов реализации «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года» является кадровый аудит. Основная цель его заключается в регулярной оценке кадрового потенциала Общества, его филиалов, дочерних и зависимых обществ, выявлении кадровых проблем и причин их возникновения, а также разработке предложений по их разрешению. В рамках кадрового аудита осуществляется целенаправленный поиск лидеров, талантливых специалистов из числа работников Общества, которые способны усилить кадровое ядро предприятий, определяются сферы, уровни и участки их эффективного применения, разрабатываются индивидуальные программы карьерного продвижения. Изучение и оценка перспективных работников позволяет осуществлять своевременную грамотную расстановку и смену кадров, повышать образовательный уровень. Всё это позволяет получать большую отдачу от имеющегося кадрового потенциала Общества.
Кадровый аудит включает плановые и внеплановые оценочные мероприятия, анализ, обобщение и разработку предложений для руководства ОАО «РЖД» по возможным изменениям в численности работников и служащих общества.
Согласно отчётности Департамента управления персоналом, по состоянию на 01 января 2010-го года численность работников ОАО «Российские железные дороги» была снижена к уровню 2008 года на 7,7% и составила 1 075 700 человека, из них 305,8 тыс. составляют руководители и специалистов. В ходе выполнения мероприятий по изысканию резервов и избавления от балласта выросла обеспеченность ОАО «РЖД» инженерами на 1,7%, а работниками со средне-специальным образованием на 1,2%, что составило в итоге 165,5 тыс. инженеров и 117,7 тыс. техников.
Укомплектованность по сети железных дорог и основным функциональным филиалам составляет 97,9% к штатному расписанию.
При этом существенных изменений в возрасте персонала Общества не произошло. Так средний возраст работников Общества составляет 40 лет. Количество женщин в ОАО «РЖД», занимающих должности руководителей и специалистов, составляет 55%.
Рис. Возраст работников ОАО «РЖД» в сравнении на 2008 и 2009 г.г., в %.
Текучесть кадров по сети железных дорог в целом в сравнении с 2008 годом снизилась на 2,4% и составила 8,7%. Вместе с тем в разрезе основных профессий текучесть возросла среди дежурных по станции с 5,4% до 6,1%, машинистов электровозов – с 4,0% до 4,4%, машинистов тепловозов – с 5,6% до 6,8%, приемосдатчиков груза и багажа – с 8,0% до 9,5%.
Даже будучи сниженной до 8,7%, текучесть кадров тем не менее достаточно высока, так как это составляет полный оборот персонала Общества в течении 11,5 лет. Самыми неустойчивыми являются выпускники высших учебных заведений первых лет службы. У них малы оклады и выплаты, что приводит к текучести. Для удержания их очень хороши срочные трудовые договоры с обязанностью отработать вложенные в обучение средства.
Система управления персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии со «Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года». Задачей Стратегии явилось определение главной стратегической цели, функциональных задач, ключевых направлений и мероприятий по их реализации на период до 2015 года в сфере управления персоналом холдинга ОАО «РЖД».
Основным документом, определяющим деятельность и формирование структур управления персоналом в ОАО «РЖД» является на сегодняшний день Распоряжение заместителя Председателя ОАО «РЖД» Г.В.Корнилова от 04.10.2006 г. №1999р «О нормативах численности специалистов по управлению персоналом структурных подразделений, дирекций и функциональных филиалов ОАО «РЖД».
В ходе исследований выполнения специалистами по управлению персоналом основных и дополнительных обязанностей были разработаны нормативы численности специалистов по управлению персоналом. Они рекомендованы для всех структурных подразделений, дирекций и функциональных филиалов ОАО «РЖД».
Таблица . Нормативы численности специалистов по управлению персоналом.
Группа
предприятий Численность работающих
на предприятии,
тыс. чел. Нормативы численности
специалистов по управлению
персоналом, чел.
I свыше 2,0 7 — 10
II 1,5 — 2,0 5 — 7
III 1,0 — 1,5 4 — 5
IV 0,5 — 1,0 2 — 4
V 0,2 — 0,5 1 — 2
При численности работающих менее 200 работников исполнение обязанностей специалиста по управлению персоналом возлагается на одного из работников структурного подразделения, дирекции или функционального филиала ОАО «РЖД».
Контроль за исполнением этого распоряжения возложен на Начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Васину Л.И.
Уделим внимание функциональной структуре ОАО «РЖД» включает подразделения центрального аппарата управления, филиалы, структурные подразделения, дочерние общества, оказывающие влияние на политику общества в части обучения.
Рис. Функциональная структура ОАО «РЖД»
Функциональные филиалы ОАО «РЖД» представлены оперативно-самостоятельными учереждениями, от работы которых зависит слаженность работы всего ОАО «РЖД». В их состав входят Дирекция железнодорожных вокзалов, дирекции по ремонту пути, грузовых вагонов, управления движением и другие.
Структурные подразделения ОАО «РЖД» в отличии от функциональных выполняют вспомогательные действия по отношению к самой структуре Общества и направлены на совершенствование взаимоотношений внутри самого предприятия. В их состав входят Инспекция по сохранности вагонного парка, Координационный центр по вопросам совершенствования системы управления ОАО «РЖД» (ЦКС), Центр контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль», Объединенный ученый совет ОАО «РЖД» и другие.
Дочерние зависимые общества юридически самостоятельны и формально ведут независимую от ОАО «РЖД» хозяйственную деятельность. Тем не менее они находятся под управлением ОАО «РЖД», как держателя основного пакета их акций. Происходит это в режиме «limited», то есть материнское общество не несёт ответственности за деятельность дочерних обществ. Однако как акционер, оно участвует в оприходовании их прибылей. Стоит отметить, что дочерние общества часто оказываются очень прибыльными, так как они используют доставшиеся им основные фонды, не имея особых затрат по их содержанию.
На 1 января 2010 года ОАО «РЖД» владеет пакетами акций в 158-ми дочерних и зависимых обществах. Но это положение не вечно, обо ничто не вечно под Луной и sic transit Gloria Mundi.
В качестве примера стоит привести следующие дочерние предприятия:
«Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК»), 99,99 % акций которой принадлежало Обществу. Однако 28 октября 2011-го года «Независимая транспортная компания (НТК)», входящая в «UCL Holding» Владимира Лисина, выиграла аукцион по приобретению 75% минус две акции ПГК.
«Вторая грузовая компания» (ОАО «ВГК»), только что созданная в 2010 году, также может похвастаться тем, что основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ВГК» является ОАО «РЖД». АНО «Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте» в качестве соучредителя принадлежит 1(одна) обыкновенная акция ОАО «ВГК».
«ТрансКонтейнер» (ОАО) было выделено из состава ОАО «РЖД» в юридически самостоятельное лицо в 2006-м году, главной задачей которого являлось обеспечение контейнерных перевозок. По состоянию на март 2011 года среди основных акционеров компании были: ОАО «РЖД» (50 % плюс 1 акция), группа FESCO (12,5 %), Европейский банк реконструкции и развития (9,25 %), ЗАО «Управляющая компания «Трансфингрупп», осуществляющая доверительное управление пенсионными резервами НПФ «Благосостояние» (5,2 %), ещё 16,63 % находится в руках мелких акционеров.
«ТрансКредитБанк» (ОАО) – это один из крупнейших российских коммерческих банков, который был основан металлургическими и энергетическими предприятиями России и зарегистрирован 4 ноября 1992 года. В 1999-м он был захвачен структурами, подконтрольными МПС, которые подмяли под себя 74,995% акций. Затем эти акции перешли в собственность Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В 2007 году Указом Президента РФ №178 от 15.02.2007 г. пакет акций, принадлежащий государству, внесен в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».
«ТрансТелеКом» (ЗАО), обслуживающую корпоративную сеть передачи данных Общества, 99,95 % акций которой также принадлежат ОАО «РЖД».
«Федеральная пассажирская компания» (ОАО) осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность с 1 апреля 2010 года. ФПК создана на основе имущественного комплекса, входившего в состав Федеральной пассажирской дирекции филиала ОАО «РЖД». Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ФПК» является ОАО «РЖД». ОАО «Баминвест» принадлежит 1(одна) обыкновенная акция компании.
«Экспресс-пригород» в настоящее время переформируется в 32 отдельных общества пригородного сообщения. В сентябре 2010 года начала свою деятельность компания «Пермский экспресс», первая в сегодняшней России частная пригородная компания. 17 пригородных компаний на сегодняшний день принадлежат ОАО «РЖД».
«БетЭлТранс» (ОАО) владельцем 99,99 % обыкновенных акций является ОАО «РЖД». Основным направлением деятельности этого предприятия является производство железобетонных, деревянных шпал и комплектов бруса стрелочных переводов для ОАО «РЖД».
«НИИТКД» (ОАО), занимающаяся прикладными исследованиями в области изготовления, обслуживания и ремонта, технического контроля и диагностирования железнодорожной техники, разработкой (переработкой) нормативной и технической документации, методических указаний по процессам научно-исследовательской, производственной и управленческой деятельности ОАО «РЖД» и других дочерних организаций, является дочерним предприятием Общества.
«ВагонРемМаш» (ОАО), объединяющий Воронежский, Новороссийский и Тамбовский заводы, также на 99,99% принадлежит ОАО «РЖД».
«РЖДстрой» (ОАО), владельцем 99,99 % обыкновенных акций является ОАО «РЖД». Примерно в таком же положении находится по отношению к материнской «Deutsche Bahn AG» строительное подразделение «Deutsche Bahn Gleisbau AG».
«Аэроэкспресс» (ООО) – предприятие занимающееся перевозками между столичными вокзалами и аэропортами, 50 % акций которого на сегодняшний день принадлежит ОАО «РЖД». Но по состоянию на август 2011-го года Общество готово расстаться с ещё 25% акций.
«Скоростные магистрали» (ОАО), согласно Указа Президента России Д.А.Медведева №321 от 16 марта 2010 г. «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ», филиал ОАО «Российские железные дороги».
Все эти компании имеют отношение к судьбе выпускников и лиц в образованием, позволяющем трудиться на железных дорогах.