Структурно организованная социальная общность выполняющая функции руководства это

В широком понимании
управление означает различные способы
воздействия субъекта на объект, изменяющие
положение, поведение и свойства объекта.
Управление направлено на достижение
определенного результата. В этой связи
уместно будет отметить о реальности
цели и результативности управления.
Поскольку не всякий объект может быть
предметом управления человека. Применять
управленческие меры к ненадлежащему
объекту бесполезно. Вместе с тем, не
всякое воздействие даже на должный
объект и с реальной целью, дает желаемый
результат, а в некоторых случаях приводит
к совершенно противоположным последствиям.

     Результат
воздействия, достижение конечной
поставленной цели во многом зависит не
только от действия субъекта управления,
но и от реакции объекта, а это наряду с
другими моментами обусловлено
взаимосвязями между объектом и субъектом.
Чаще всего воздействие при управлении
понимается как однолинейная связь:
субъект — объект. На поверхности всегда
лежит прямая связь, но существуют и
обратные связи, при которых объект
оказывает, и порой достаточно сильное,
обратное влияние на управляющего
субъекта. Учет обратной связи имеет
важное значение особенно в публичном
управлении. В процессе воздействия
объект и субъект могут поменяться
местами (в результате забастовки
руководство повышает заработную плату).
В государственном и муниципальном
управлении для характеристики обратных
связей (в форме воздействия) термином
«управление» не пользуются, под ним
понимаются прямые связи волевого,
«командного» характера.

     Воздействие
субъекта управления на объект предполагает
установление прямых связей между
субъектом и объектом управления. Это
воздействие по своей продолжительности
может быть постоянным, временным,
эпизодическим, повсеместным или
региональным, силовым (активным) или
«мягким», внешне не заметным.

     Необходимо
иметь в виду, что объектом управленческого
воздействия является не только внешний
по отношению  к управляющей системе
объект, но и различные звенья самой
управляющей системы, между которыми
действуют или вертикальные (подчиненности,
субординации) или горизонтальные связи.
При горизонтальной схеме отношений
управленческое воздействие на внутренние
структуры управляющей системы носит
характер координации, взаимопомощи по
осуществлению единых целей управленческого
процесса.

     Любое
воздействие субъекта предполагает
появление на него определенной реакции
объекта, изменение формы его поведения.
Воздействие субъекта на объект порождает
обратную связь, которая может носить
активный или пассивный характер. От
объекта поступает информация о результате
воздействия. Оперативность обработки
информации, оценка ее достоверности и
ее анализ позволяют определить изменения
в поведении субъекта и сделать вывод.
Эти изменения могут соответствовать
воле управляющего субъекта и цели его
воздействия – реакция согласия,
подчинения (своевременная подача
декларации о доходах, оплата коммунальных
услуг), но может и не соответствовать –
несогласие, протест, неповиновение
(митинг, демонстрация). В последнем
случае прямая связь меняет свой характер,
приобретая  форму принуждения, насилия
(подавление демонстрации, режим военной
диктатуры). В любом случае управляющему
субъекту приходится принимать решение,
которое изменяет первоначальные прямые
и обратные связи.

     Обратная
связь и характер реакции объекта имеет
большое значение для определения
качества управления и его совершенствования.
Важное место в этом занимает контроль
за прохождением информации, как в прямом,
так и обратном направлении, исключение
ее искажения. Отсутствие контроля может
явиться причиной кризиса управления,
поскольку субъектом управления могут
приниматься решения для воздействия
не соответствующее фактическому
поведению объекта, провоцировать его
активную негативную ответную реакцию.

Каждому
виду управления соответствует определенный
субъект и объект.

Субъект
управления

есть структурно-организованная социальная
общность, выполняющая функции руководства
и воздействующая на объект с целью
перевода его в новое состояние. Субъектами
государственного и муниципального
управления являются соответствующие
органы, должностные лица. К ним относятся
органы управления от Парламента и
Правительства, министерств и ведомств
на федеральном уровне до отдела местной
администрации, а среди должностных лиц
от Президента России до начальника
паспортного стола.

     Органы
управления можно классифицировать по
различным признакам: по назначению и
функциям, по характеру социальной
общности и отражения ее интересов, по
полномочиям, по отраслевому признаку,
по структурному содержанию и т.п.

     Различные
виды управляющих субъектов используют
разные полномочия, способы и методы
управления. Эти различия в правовом
государстве вытекают из закона.
Деятельность субъектов управления
разных видов и уровней регулируется
законодательными и правовыми актами
органов местного самоуправления.
Субъекты управления в рассматриваемом
контексте обладает рядом общих признаков:

  1. любой субъект
    управления обеспечивает выражение
    интересов определенной социальной
    общности;

  2. каждому субъекту
    присущи определенные функции, отражающие
    общесистемное разделение труда по их
    выполнению;

  3. субъекты управления
    системно организованы и им присущи
    черты системы, общие функции, цели,
    единство принципов их образования и
    деятельности, структурное единство и
    др.;

  4. каждый субъект
    управления приобретает общесистемные
    качества, находясь в рамках системы
    управления и взаимодействуя с
    соответствующим объектом, другими
    субъектами своей системы с субъектами
    других систем.

     С
учетом сказанного государственное и
муниципальное управление — это особого
рода социальная профессиональная
деятельность людей по целенаправленному
на правовой основе использованию
публичной власти.

    Но
субъектом управления являются не только
специальные органы управления и
должностные государства и муниципального
образования. На основе взаимовлияния
объект-субъект можно сделать вывод о
том, что сам объект управления при
определенных условиях становится
субъектом управления. Это в первую
очередь относится к социальным общностям.
Такой вывод позволяют выделить следующие
проявления жизнедеятельности социальных
общностей:

  • основанное на
    конституционных положениях непосредственное
    волеизъявление
    людей

    (общностей) для установления государственных
    структур, систем управления (всеобщие
    выборы, референдум сельский сход и
    т.п.);

  • интересы и воля
    социальных общностей является
    основополагающими

    в деятельности всех звеньев управления.
    Демократическое правовое государство
    отражает волю и интересы народа;

  • социальные общности
    активно
    участвуют в обсуждении

    политических решений, законопроектов;

  • общественное
    мнение

    оказывает ощутимое влияние на деятельность
    системы управления
    и ее звенья
    (пр.
    — средства массовой информации).

      Объект
управления

представляет собой структурированную
социальную общность, функционирующую
под направляющим воздействием управляющего
субъекта для достижения общих целей
системы управления. Иными словами,
объектом государственного и муниципального
управления являются общественные
отношения социальных, национальных и
иных общностей людей, поведение
общественных объединений, организаций,
юридических лиц и отдельных граждан,
приобретающее общественное значение. 

     Каждый
объект является своего рода конечным
пунктом управленческого воздействия.
В этом качестве выступают предметы,
явления и процессы. При этом надо сделать
определенную оговорку, так как они
становятся объектами управления,
поскольку опосредованы общественными
отношениями, связями между людьми. Их
преобразование, видоизменение служат
средством удовлетворения общественных
потребностей.

Свойства
объектов управления

     Исходя
из человеческой сущности управляемых
объектов, можно выделить следующие их
свойства:

   a)
самоактивность
управляемых объектов – способность к
самодвижению на основе внутренних
побудительных причин. Самоактивность
реализуется в разных формах: в
преобразовании окружающих условий и
взаимосвязей, установлении взаимодействия
и в приспособлении к складывающейся
ситуации.

   b)
целенаправленность
на конкретные предметы, явления, отношения
и результаты.

   c)
адаптивность
(приспособляемость) к условиям и факторам
природного и социального бытия, которая
проявляется в привычной реакции,
стереотипе поступков и действия.

   d)
самоуправляемость
— способность к самоуправлению,
сознательному саморегулированию своей
жизнедеятельности и своего развития,
как ответная реакция на изменяющиеся
общественные условия.

   e)
объективизм
— зависимость от объективных условий и
факторов общественной жизни.

     Значение
этих свойств заключается в том, что они
определяют меру
управляющих воздействий со стороны
государства. Чем развитее совершеннее
управляемые объекты, тем меньше они
нуждаются в государственном управлении,
тем само управление должно быть «мягче»
и сводиться только координирующему, а
не силовому воздействию со стороны
государства.

     Различные
социальные роли людей обуславливают
их объединение в многообразные коллективы,
которые в свою очередь интегрируются
в более широкие общности: социальные
(классы, слои, нации народности,
профессиональные группы и т.п.);
территориальные (города, районы, области,
республики и т.п.); общественные
(политические партии, общественные
объединения, движения и т.п.); производственные
коллективы и др.

     Исходя
из этого в структуре управляемой
общественной системы можно выделить
три основных уровня управляемых объектов:

   1) Человек
в проявлениях его сознания, поведения,
деятельности. На этом уровне реализуются
социальные роли.

   2) Коллективы
и объединения людей, выступающие
первичной формой общения и совместной
деятельности. Уровень реализации видов
деятельности.

  3) Общество в
целом, его социальные образования,
отношения, связи и процессы, возникающие
в нем вследствие общественной активности
людей и их объединений. На данном уровне
реализуются формы общественных отношений.

     Классификация
объектов управления может быть по
различным основаниям и признакам:

  • по сфере деятельности
    (экономические, политические, социальные,
    духовные);

  • по форме собственности
    объектов (например:
    местные, республиканские, федеральные
    и др.);

     Среди
объектов управления, прежде всего, можно
выделить устойчивые объекты-организации:
предприятия производственной сферы,
научно-технические учреждения, организации
сферы услуг и быта, социально-культурные
учреждения и т.п. Для них характерно
органическое соединение управленческих
производственных функций, статус таких
объектов-организаций закреплен
законодательно.

   Другой
разновидностью объектов-организаций
являются государственные органы,
действующие на правовой основе и
находящихся в отношениях соподчиненности
между собой.

     Отдельно
можно выделить объекты, не оформленные
в организационном отношении, такие как
социальные общности: народ, нации и
народности, слои, коллективы и личность.
Особым объектом управления является
гражданин, который находится внутри
каждого отношения «субъект-объект» с
обеих сторон.

    Усиливающееся
взаимодействие внутренней и внешней
политики, широкий круг лиц, участвующих
во внешнеэкономической деятельности,
позволяет считать международную сферу
своего рода внешним объектом управления.
Это связано в частности и с тем, что
государство определяет правила поведения
и круг полномочий разных субъектов в
этом вопросе путем издания законов и
иных нормативных актов.  Государство
и другие субъекты политической системы
активно развивают сотрудничество с
различными странами в рамках международных
организаций и объединений. Расширяются
международные экономические и культурные
связи отдельных районов и городов.

    Многообразие
и качественная специфика управляемых
объектов создает объективную основу
для формирования различных видов
государственно-управляющего воздействия
(видов управления).

    Взаимовлияние
субъекта и объекта в процессе управления
всегда неизбежно приводит к изменениям
как объекта, так и субъекта. Объект
выступает определяющим фактором для
субъекта, влияя на его структурное
построение, форму поведения и
целенаправленность деятельности и
выбор средств и способов.

   Рассмотрение
природы и видов систем управления в
обществе, входящих в них субъектов и
объектов управления дает возможность
уяснить их взаимодействие, которое
является движущей силой самого управления.
Отношения субъектов и объектов имеют
несколько аспектов, среди которых:

социальный
– использование политики и власти, их
институтов для выражения интересов
публичного характера;

познавательный
– расширение возможности для научного
обоснованного и планомерного воздействия;

организационный
– установление новых структурных видов
субъектов и объектов и их связей;

правовой
– совершенствование систем управления,
субъектов и объектов в рамках закона
для дальнейшего развития демократических
основ общества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

1. Субъекты государственного управления

. Объекты государственного управления

. Особенности и структура государственного управления как вида деятельности исполнительной власти

1. Субъекты государственного управления

Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

Органы управления можно классифицировать по различным признакам: по назначению и функциям, по характеру социальной общности и отражения ее интересов, по полномочиям, по отраслевому признаку, по структурному содержанию и т.п.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия, способы и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона. Деятельность субъектов управления разных видов и уровней регулируется законодательными и правовыми актами органов местного самоуправления. Субъекты управления в рассматриваемом контексте обладает рядом общих признаков:

    • любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности;
    • каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
    • субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
    • каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.
    • С учетом сказанного государственное и муниципальное управление — это особого рода социальная профессиональная деятельность людей по целенаправленному на правовой основе использованию публичной власти.
    • Но субъектом управления являются не только специальные органы управления и должностные государства и муниципального образования. На основе взаимовлияния объект-субъект можно сделать вывод о том, что сам объект управления при определенных условиях становится субъектом управления. Это в первую очередь относится к социальным общностям. Такой вывод позволяют выделить следующие проявления жизнедеятельности социальных общностей:
    • основанное на конституционных положениях непосредственное воле изъявление людей (общностей) для установления государственных структур, систем управления (всеобщие выборы, референдум сельский сход и т.п.);

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

    • интересы и воля социальных общностей является основополагающими в деятельности всех звеньев управления. Демократическое правовое государство отражает волю и интересы народа;
    • социальные общности активно участвуют в обсуждении политических решений, законопроектов;
    общественное мнение оказывает ощутимое влияние на деятельность системы управления и ее звенья (пр. — средства массовой информации).

. Объекты государственного управления

государственный управление исполнительный власть

Перейдем к характеристике объектов государственного управления в самом широком смысле этого слова, включая природу, людей, созданные людьми средства производства, духовные ценности, денежные средства, а также многообразные процессы, виды деятельности, отношения, в которых они задействованы. Совокупность объектов, попадающих в сферу воздействия со стороны государства, его аппарата, находящихся в зоне его управления, регулирования, столь велика, что мало отличается от всего того сущего в мире, что управляется людьми, обществом. Иначе говоря, государство в той или иной степени, прямо или косвенно распространяет свои бразды правления на все значимые объекты, процессы, отношения, доступные управленческому влиянию. Выделение отдельных групп объектов государственного управления при всем их разнообразии необходимо в целях их классификации и последующей дифференциации различных форм и методов управления применительно к разным видам объектов.

Экономические объекты государственного управления могут быть разделены на группы по следующим критериям:

целевое назначение объектов;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

формы собственности на объекты;

функции, выполняемые объектами;

вещественная природа и сущность объектов;

организационно-правовая форма.

Возможны и многие другие признаки разделения объектов управления на классификационные группы, например выделение Движимых объектов и недвижимости.

Характерно, что структурирование объектов управления на основе представленной совокупности признаков или иных критериев заведомо не может быть однозначным, а сами группы являются пересекающимися в том смысле, что один и тот же объект может быть причисленным к разным группам. Ввиду чрезвычайного разнообразия объектов государственного управления, многозначности их функций, свойств, назначения строгая, единообразная их структуризация вряд ли может быть осуществлена, что не устраняет необходимости выделения наиболее типичных групп объектов.

По целевому назначению объекты государственного управления можно разделить на следующие виды:

) призванные удовлетворять потребности отдельных организаций, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, граждан;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

) призванные приносить доходы, прибыль, способствовать экономическому росту;

) обеспечивающие сохранение и приумножение национального богатства;

) способствующие сохранению устойчивости экономики, обеспечению экономической и военной безопасности. По формам собственности объекты управления делятся на такие виды:

) федеральная собственность, входящая в государственный сектор и в казну;

) собственность субъектов Федерации;

) муниципальная собственность;

) частная (корпоративная, индивидуальная) собственность;

) общая (смешанная) собственность.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

По выполняемым функциям объекты государственного управления могут быть разделены на разновидности:

) выполняющие экономические, производственные функции: основные и оборотные средства производства;

) выполняющие социальные функции, средства жизнеобеспечения;

) трудовые ресурсы;

) средства денежного обращения, накопления капитала;

) природные ресурсы;

) средства коммуникаций, информационные ресурсы, духовные ценности.

Согласно своей материальной, вещественной природе и свойствам, отражающим сущность, объекты государственного управления могут быть разделены на следующие группы:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

) материально-вещественные объекты;

) человеческий потенциал;

) финансовые инструменты;

) духовные, интеллектуальные ценности.

Признак организационно-правовой формы относится к объектам управления в виде организаций, учреждений, предприятий. По этому признаку выделяются следующие виды объектов управления (регулирования):

) некоммерческие организации (общественные, религиозные, фонды, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы);

) государственные и муниципальные учреждения;

) производственные кооперативы;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

) хозяйственные товарищества;

) хозяйственные общества;

) государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия;

) холдинговые компании;

) финансово-промышленные группы;

) транснациональные корпорации.

Рассмотренные выше классификационные группы объектов государственного управления (регулирования) выделены преимущественным образом как вещественные, имущественные объекты или ресурсы экономики. В то же время управление экономикой со стороны государства распространяется на процессы производства, распределения, обмена и потребления, в которых задействованы эти элементы и экономические отношения между людьми, участвующими в перечисленных процессах.

В этом свете, характеризуя объекты государственного управления, регулирования экономики, целесообразно разделять эти объекты на группы не по одному, а по совокупности разных признаков. Первую группу объектов государственного управления экономикой образуют предметно-осязаемые ценности, представляющие собственно объекты в прямом смысле этого слова, включая факторы, вещественные элементы производства, обмена, потребления. Это части национального богатства страны, которыми государство управляет на правах собственника или регулирует их использование, применение в рамках предоставленных ему законом прав.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Особую категорию объектов, входящих в эту группу, образует человеческий потенциал страны, региона (включая трудовой потенциал), на который государство способно воздействовать, регулируя демографические процессы, занятость, управляя государственными служащими, персоналом государственных учреждений, способствуя развитию образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта в стране.

Имущество государственного сектора экономики охватывает:

государственные унитарные предприятия;

государственные учреждения;

государственный акционерный капитал в виде пакетов акций в акционерных обществах и паев в хозяйственных товариществах и обществах.

Эти имущественные объекты государственной собственности обычно передаются в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующих предприятий и учреждений, но государство в лице уполномоченных органов власти реализует права собственника в управлении данными объектами. Управление государственными пакетами акций или паями осуществляется государственным органом, уполномоченным реализовать права собственника или уполномоченными на то представителями государственной власти.

В число предметно-осязаемых элементов системы объектов государственного управления экономикой входит достаточно обширная их совокупность, именуемая казной (государственной казной). Это издавна применявшееся понятие, исторически означавшее финансовые ресурсы государства, в современной трактовке воспринимается в более широком смысле. Под казной следует понимать имущественные ценности, принадлежащие непосредственно государству на правах распоряжения, владения. К казенным предприятиям относят бюджетные организации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ к казне наряду с бюджетом (средствами государственного бюджета) относится государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. В таком понимании казна охватывает такие находящиеся в государственной собственности части национального богатства, как земельные, водные, лесные ресурсы, недра, полезные ископаемые.

Имущество государственного сектора экономики, казны представляет ту часть объектов, которыми государство управляет, опираясь на право собственности и вытекающие из него полномочия собственника, владельца и распорядителя объектов. Вторую, не менее обширную часть объектов государственного управления, а точнее — регулирования, представляют материально-вещественные, имущественные объекты негосударственной, муниципальной и частной собственности. По отношению к этим объектам государство наделено ограниченным правом управленческого воздействия в форме установления правил и ограничений их использования собственниками, наблюдения и контроля за соблюдением законодательно установленных норм пользования объектами.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

К таким объектам относятся земельные участки и природные ресурсы, не находящиеся в государственной собственности, частные средства производства, жилые здания, помещения, сооружения, движимые имущественные объекты, принадлежащие компаниям, гражданам, негосударственные финансовые средства и другие виды активов, объекты негосударственной интеллектуальной собственности в виде информационных, духовных богатств, источников благ.

Вторую группу объектов государственного управления экономикой образуют процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции, товаров, услуг. К ним относятся такие макро и микроэкономические процессы:

экономический рост, увеличение национального богатства;

структурообразующие процессы, влияющие на отраслевую, региональную, технологическую, воспроизводственную структуры экономики;

инвестиционные процессы, а также процессы накопления и использования капитала, воспроизводства ресурсного потенциала;

социальные процессы, труд и занятость;

процессы производства и реализации товаров, услуг;

процессы государственного потребления товаров, услуг;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

экспорт и импорт товаров и услуг;

распределение финансовых ресурсов.

экономические процессы, рассматриваемые в качестве объектов государственного управления, можно разделить на следующие группы.

. Производство и распределение общественных благ, в которых государству принадлежит определяющая роль в части оказания государственных услуг, государственных заказов и закупок, обеспечения экономической безопасности, охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, оказания социальной помощи, осуществления государственного предпринимательства, проведения приватизации, акционирования, аренды, концессионирования объектов государственной собственности.

. Трудовые процессы и трудовая занятость, где в качестве основных объектов государственного воздействия выступают миграция рабочей силы, создание новых рабочих мест, профессиональное образование, подготовка кадров, установление уровней оплаты труда работников бюджетной сферы и минимального размера оплаты труда в стране, борьба с безработицей, охрана труда и обеспечение его безопасности.

. Финансово-бюджетные процессы и денежное обращение, включая государственное бюджетирование, соотношение доходов и расходов государства, массу денежных средств в обращении, процессы ценообразования, платежный баланс страны, налогообложение, оплату государственных услуг, государственное социальное страхование, финансирование государственных закупок, изменение валютного курса рубля, инфляцию, формирование золотовалютных запасов и финансовых резервов, погашение внешнего и внутреннего государственного долга, привлечение финансовых ресурсов, обращение ценных бумаг.

. Внешнеэкономические процессы экспорта, импорта, мировой конкуренции, развития внешнеэкономических связей и межстранового сотрудничества, научно-технического и культурного обмена, осуществления общих проектов, совместного использования мировых ресурсов, обеспечения экологической и международной безопасности.

Перечисленные в самом общем виде экономические процессы, рассматриваемые в виде объектов государственного управления, в зависимости от их вида и содержания, установленных законами страны и международными соглашениями норм и правил могут быть подвержены прямому и косвенному государственному влиянию, непосредственному распорядительному воздействию и опосредованному рыночными механизмами государственному регулированию.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Третью группу объектов государственного управления экономикой представляют экономические отношения, понимаемые в широком смысле слова, как связи, взаимодействия, согласованность и несогласованность интересов. Государство вправе устанавливать форму и содержание таких отношений, регулировать отношения между экономическими субъектами в той мере, в которой такое право законодательно закреплено, предусмотрено нормами и традициями страны.

Более того, само государство как один из активных субъектов хозяйственной деятельности вступает в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами в виде стран, регионов, коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств, населения страны. Природа таких отношений вытекает из сути экономических процессов, в ходе которых и возникают подобные отношения. Поэтому, говоря языком политической экономии, правомерно утверждать, что в ходе государственного управления экономикой приходится иметь дело с отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции, товаров, услуг. Подобные отношения возникают между государством в лице органов государственного управления, производителями, потребителями, финансовыми и торговыми посредниками. Экономические отношения настолько близки к экономическим процессам, что иногда их трудно разделить.

Как объекты государственного управления экономические отношения возможно разделить на следующие группы.

. Трудовые отношения — это отношения по поводу содержания, условий, оплаты, охраны, безопасности, привлекательности, производительности, качества, профессионализма трудовой деятельности, а также страхования. Трудовые отношения возникают между собственниками средств производства, нанимателями, с одной стороны, и наемными работниками — с другой. Объектами непосредственного государственного управления являются трудовые отношения в государственном секторе экономики, но государство призвано регулировать трудовые отношения и в других секторах экономики. В широком плане к трудовым относятся отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности между ее участниками.

. Финансово-распределительные отношения включают взаимосвязи, взаимоотношения, взаимодействия между экономическими субъектами в процессе финансирования, кредитования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, выполнения договорных, долговых обязательств, осуществления платежей, предоставления льгот, оказания финансовой поддержки, уплаты налогов, финансирования программ и проектов. Такие отношения возникают между данным государством и другими, между государством и международными организациями, регионами, предприятиями, субъектами предпринимательской деятельности, общественными организациями, гражданами.

. Социальные отношения как объект государственного управления охватывают общественное потребление, социальное страхование, доходы населения и дифференциацию доходов, распределение общественных благ, государственные обязательства в области науки, культуры, образования, здравоохранения и ряд других. Это в основном отношения между государством и обществом, гражданами, домашними хозяйствами.

. Особенности и структура государственного управления как вида деятельности исполнительной власти

Исполнительная власть — это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

Управление — совокупность действий совершаемых для достижения определённых целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление — подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Таким образом, сущность государственного управления заключается в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

Итак, исполнительная власть — категория политика — правовая, в то время как государственное управление — категория организационно — правовая. Право на существование имеют обе эти государственно — правовые категории. Соответственно, государственное управление — реальность, без которой государственно — властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно — распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Субъекты и объекты государственного управления

Содержание

1. Субъекты государственного управления

. Объекты государственного управления

. Особенности и структура государственного управления как вида деятельности исполнительной власти

1. Субъекты государственного управления

Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

Органы управления можно классифицировать по различным признакам: по назначению и функциям, по характеру социальной общности и отражения ее интересов, по полномочиям, по отраслевому признаку, по структурному содержанию и т.п.

Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия, способы и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона. Деятельность субъектов управления разных видов и уровней регулируется законодательными и правовыми актами органов местного самоуправления. Субъекты управления в рассматриваемом контексте обладает рядом общих признаков:

  • любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности;
  • каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;
  • субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;
  • каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.
  • С учетом сказанного государственное и муниципальное управление — это особого рода социальная профессиональная деятельность людей по целенаправленному на правовой основе использованию публичной власти.
  • Но субъектом управления являются не только специальные органы управления и должностные государства и муниципального образования. На основе взаимовлияния объект-субъект можно сделать вывод о том, что сам объект управления при определенных условиях становится субъектом управления. Это в первую очередь относится к социальным общностям. Такой вывод позволяют выделить следующие проявления жизнедеятельности социальных общностей:
  • основанное на конституционных положениях непосредственное воле изъявление людей (общностей) для установления государственных структур, систем управления (всеобщие выборы, референдум сельский сход и т.п.);
  • интересы и воля социальных общностей является основополагающими в деятельности всех звеньев управления. Демократическое правовое государство отражает волю и интересы народа;
  • социальные общности активно участвуют в обсуждении политических решений, законопроектов;
  • общественное мнение оказывает ощутимое влияние на деятельность системы управления и ее звенья (пр. — средства массовой информации).

. Объекты государственного управления

государственный управление исполнительный власть

Перейдем к характеристике объектов государственного управления в самом широком смысле этого слова, включая природу, людей, созданные людьми средства производства, духовные ценности, денежные средства, а также многообразные процессы, виды деятельности, отношения, в которых они задействованы. Совокупность объектов, попадающих в сферу воздействия со стороны государства, его аппарата, находящихся в зоне его управления, регулирования, столь велика, что мало отличается от всего того сущего в мире, что управляется людьми, обществом. Иначе говоря, государство в той или иной степени, прямо или косвенно распространяет свои бразды правления на все значимые объекты, процессы, отношения, доступные управленческому влиянию. Выделение отдельных групп объектов государственного управления при всем их разнообразии необходимо в целях их классификации и последующей дифференциации различных форм и методов управления применительно к разным видам объектов.

Экономические объекты государственного управления могут быть разделены на группы по следующим критериям:

целевое назначение объектов;

формы собственности на объекты;

функции, выполняемые объектами;

вещественная природа и сущность объектов;

организационно-правовая форма.

Возможны и многие другие признаки разделения объектов управления на классификационные группы, например выделение Движимых объектов и недвижимости.

Характерно, что структурирование объектов управления на основе представленной совокупности признаков или иных критериев заведомо не может быть однозначным, а сами группы являются пересекающимися в том смысле, что один и тот же объект может быть причисленным к разным группам. Ввиду чрезвычайного разнообразия объектов государственного управления, многозначности их функций, свойств, назначения строгая, единообразная их структуризация вряд ли может быть осуществлена, что не устраняет необходимости выделения наиболее типичных групп объектов.

По целевому назначению объекты государственного управления можно разделить на следующие виды:

) призванные удовлетворять потребности отдельных организаций, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, граждан;

) призванные приносить доходы, прибыль, способствовать экономическому росту;

) обеспечивающие сохранение и приумножение национального богатства;

) способствующие сохранению устойчивости экономики, обеспечению экономической и военной безопасности. По формам собственности объекты управления делятся на такие виды:

) федеральная собственность, входящая в государственный сектор и в казну;

) собственность субъектов Федерации;

) муниципальная собственность;

) частная (корпоративная, индивидуальная) собственность;

) общая (смешанная) собственность.

По выполняемым функциям объекты государственного управления могут быть разделены на разновидности:

) выполняющие экономические, производственные функции: основные и оборотные средства производства;

) выполняющие социальные функции, средства жизнеобеспечения;

) трудовые ресурсы;

) средства денежного обращения, накопления капитала;

) природные ресурсы;

) средства коммуникаций, информационные ресурсы, духовные ценности.

Согласно своей материальной, вещественной природе и свойствам, отражающим сущность, объекты государственного управления могут быть разделены на следующие группы:

) материально-вещественные объекты;

) человеческий потенциал;

) финансовые инструменты;

) духовные, интеллектуальные ценности.

Признак организационно-правовой формы относится к объектам управления в виде организаций, учреждений, предприятий. По этому признаку выделяются следующие виды объектов управления (регулирования):

) некоммерческие организации (общественные, религиозные, фонды, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы);

) государственные и муниципальные учреждения;

) производственные кооперативы;

) хозяйственные товарищества;

) хозяйственные общества;

) государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия;

) холдинговые компании;

) финансово-промышленные группы;

) транснациональные корпорации.

Рассмотренные выше классификационные группы объектов государственного управления (регулирования) выделены преимущественным образом как вещественные, имущественные объекты или ресурсы экономики. В то же время управление экономикой со стороны государства распространяется на процессы производства, распределения, обмена и потребления, в которых задействованы эти элементы и экономические отношения между людьми, участвующими в перечисленных процессах.

В этом свете, характеризуя объекты государственного управления, регулирования экономики, целесообразно разделять эти объекты на группы не по одному, а по совокупности разных признаков. Первую группу объектов государственного управления экономикой образуют предметно-осязаемые ценности, представляющие собственно объекты в прямом смысле этого слова, включая факторы, вещественные элементы производства, обмена, потребления. Это части национального богатства страны, которыми государство управляет на правах собственника или регулирует их использование, применение в рамках предоставленных ему законом прав.

Особую категорию объектов, входящих в эту группу, образует человеческий потенциал страны, региона (включая трудовой потенциал), на который государство способно воздействовать, регулируя демографические процессы, занятость, управляя государственными служащими, персоналом государственных учреждений, способствуя развитию образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта в стране.

Имущество государственного сектора экономики охватывает:

государственные унитарные предприятия;

государственные учреждения;

государственный акционерный капитал в виде пакетов акций в акционерных обществах и паев в хозяйственных товариществах и обществах.

Эти имущественные объекты государственной собственности обычно передаются в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующих предприятий и учреждений, но государство в лице уполномоченных органов власти реализует права собственника в управлении данными объектами. Управление государственными пакетами акций или паями осуществляется государственным органом, уполномоченным реализовать права собственника или уполномоченными на то представителями государственной власти.

В число предметно-осязаемых элементов системы объектов государственного управления экономикой входит достаточно обширная их совокупность, именуемая казной (государственной казной). Это издавна применявшееся понятие, исторически означавшее финансовые ресурсы государства, в современной трактовке воспринимается в более широком смысле. Под казной следует понимать имущественные ценности, принадлежащие непосредственно государству на правах распоряжения, владения. К казенным предприятиям относят бюджетные организации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ к казне наряду с бюджетом (средствами государственного бюджета) относится государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. В таком понимании казна охватывает такие находящиеся в государственной собственности части национального богатства, как земельные, водные, лесные ресурсы, недра, полезные ископаемые.

Имущество государственного сектора экономики, казны представляет ту часть объектов, которыми государство управляет, опираясь на право собственности и вытекающие из него полномочия собственника, владельца и распорядителя объектов. Вторую, не менее обширную часть объектов государственного управления, а точнее — регулирования, представляют материально-вещественные, имущественные объекты негосударственной, муниципальной и частной собственности. По отношению к этим объектам государство наделено ограниченным правом управленческого воздействия в форме установления правил и ограничений их использования собственниками, наблюдения и контроля за соблюдением законодательно установленных норм пользования объектами.

К таким объектам относятся земельные участки и природные ресурсы, не находящиеся в государственной собственности, частные средства производства, жилые здания, помещения, сооружения, движимые имущественные объекты, принадлежащие компаниям, гражданам, негосударственные финансовые средства и другие виды активов, объекты негосударственной интеллектуальной собственности в виде информационных, духовных богатств, источников благ.

Вторую группу объектов государственного управления экономикой образуют процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции, товаров, услуг. К ним относятся такие макро и микроэкономические процессы:

экономический рост, увеличение национального богатства;

структурообразующие процессы, влияющие на отраслевую, региональную, технологическую, воспроизводственную структуры экономики;

инвестиционные процессы, а также процессы накопления и использования капитала, воспроизводства ресурсного потенциала;

социальные процессы, труд и занятость;

процессы производства и реализации товаров, услуг;

процессы государственного потребления товаров, услуг;

экспорт и импорт товаров и услуг;

распределение финансовых ресурсов.

экономические процессы, рассматриваемые в качестве объектов государственного управления, можно разделить на следующие группы.

. Производство и распределение общественных благ, в которых государству принадлежит определяющая роль в части оказания государственных услуг, государственных заказов и закупок, обеспечения экономической безопасности, охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, оказания социальной помощи, осуществления государственного предпринимательства, проведения приватизации, акционирования, аренды, концессионирования объектов государственной собственности.

. Трудовые процессы и трудовая занятость, где в качестве основных объектов государственного воздействия выступают миграция рабочей силы, создание новых рабочих мест, профессиональное образование, подготовка кадров, установление уровней оплаты труда работников бюджетной сферы и минимального размера оплаты труда в стране, борьба с безработицей, охрана труда и обеспечение его безопасности.

. Финансово-бюджетные процессы и денежное обращение, включая государственное бюджетирование, соотношение доходов и расходов государства, массу денежных средств в обращении, процессы ценообразования, платежный баланс страны, налогообложение, оплату государственных услуг, государственное социальное страхование, финансирование государственных закупок, изменение валютного курса рубля, инфляцию, формирование золотовалютных запасов и финансовых резервов, погашение внешнего и внутреннего государственного долга, привлечение финансовых ресурсов, обращение ценных бумаг.

. Внешнеэкономические процессы экспорта, импорта, мировой конкуренции, развития внешнеэкономических связей и межстранового сотрудничества, научно-технического и культурного обмена, осуществления общих проектов, совместного использования мировых ресурсов, обеспечения экологической и международной безопасности.

Перечисленные в самом общем виде экономические процессы, рассматриваемые в виде объектов государственного управления, в зависимости от их вида и содержания, установленных законами страны и международными соглашениями норм и правил могут быть подвержены прямому и косвенному государственному влиянию, непосредственному распорядительному воздействию и опосредованному рыночными механизмами государственному регулированию.

Третью группу объектов государственного управления экономикой представляют экономические отношения, понимаемые в широком смысле слова, как связи, взаимодействия, согласованность и несогласованность интересов. Государство вправе устанавливать форму и содержание таких отношений, регулировать отношения между экономическими субъектами в той мере, в которой такое право законодательно закреплено, предусмотрено нормами и традициями страны.

Более того, само государство как один из активных субъектов хозяйственной деятельности вступает в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами в виде стран, регионов, коммерческих и некоммерческих организаций, домашних хозяйств, населения страны. Природа таких отношений вытекает из сути экономических процессов, в ходе которых и возникают подобные отношения. Поэтому, говоря языком политической экономии, правомерно утверждать, что в ходе государственного управления экономикой приходится иметь дело с отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции, товаров, услуг. Подобные отношения возникают между государством в лице органов государственного управления, производителями, потребителями, финансовыми и торговыми посредниками. Экономические отношения настолько близки к экономическим процессам, что иногда их трудно разделить.

Как объекты государственного управления экономические отношения возможно разделить на следующие группы.

. Трудовые отношения — это отношения по поводу содержания, условий, оплаты, охраны, безопасности, привлекательности, производительности, качества, профессионализма трудовой деятельности, а также страхования. Трудовые отношения возникают между собственниками средств производства, нанимателями, с одной стороны, и наемными работниками — с другой. Объектами непосредственного государственного управления являются трудовые отношения в государственном секторе экономики, но государство призвано регулировать трудовые отношения и в других секторах экономики. В широком плане к трудовым относятся отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности между ее участниками.

. Финансово-распределительные отношения включают взаимосвязи, взаимоотношения, взаимодействия между экономическими субъектами в процессе финансирования, кредитования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, выполнения договорных, долговых обязательств, осуществления платежей, предоставления льгот, оказания финансовой поддержки, уплаты налогов, финансирования программ и проектов. Такие отношения возникают между данным государством и другими, между государством и международными организациями, регионами, предприятиями, субъектами предпринимательской деятельности, общественными организациями, гражданами.

. Социальные отношения как объект государственного управления охватывают общественное потребление, социальное страхование, доходы населения и дифференциацию доходов, распределение общественных благ, государственные обязательства в области науки, культуры, образования, здравоохранения и ряд других. Это в основном отношения между государством и обществом, гражданами, домашними хозяйствами.

. Особенности и структура государственного управления как вида деятельности исполнительной власти

Исполнительная власть — это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.

Управление — совокупность действий совершаемых для достижения определённых целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.

Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление — подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Таким образом, сущность государственного управления заключается в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

Итак, исполнительная власть — категория политика — правовая, в то время как государственное управление — категория организационно — правовая. Право на существование имеют обе эти государственно — правовые категории. Соответственно, государственное управление — реальность, без которой государственно — властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно — распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Трасса м плюс инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации toyota succeed
  • Альдецин спрей назальный цена инструкция по применению взрослым аналоги
  • Максифол рутфарм 1 л инструкция по применению цена отзывы
  • Зарядное устройство kegp авто 12в инструкция