Суды состав суда руководство суда


Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ


«О Верховном Суде Российской Федерации»

Статья 3. Состав Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

3. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

На Председателя Верховного Суда Российской Федерации не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

3) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

4) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации;

5) осуществляет планирование работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации, формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

6) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует в его заседаниях;

7) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьями Верховного Суда Российской Федерации;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для представления в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации;

9) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

10) формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и назначает их председателей;

11) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

12) утратил силу.

13) представляет кандидатуры из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации для избрания Пленумом Верховного Суда Российской Федерации судьями Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

14) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

15) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

16) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

17) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов на основании решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

18) утратил силу с 1 сентября 2019 года.

19) организует проверку сведений о поведении судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не соответствующем предъявляемым к ним Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;

20) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

21) взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;

22) назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации;

23) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

24) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за исключением членов этой коллегии, входящих в ее состав по должности;

25) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и представления о награждении государственными наградами Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

26) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

27) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

28) вносит Президенту Российской Федерации в установленном порядке представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации, присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда Российской Федерации классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации;

29) вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

30) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет контроль за их соблюдением;

31) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

31.1) принимает в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» решение об увеличении размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо решение об увеличении размера общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, для заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

32) осуществляет иные полномочия по организации работы Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 13. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатели коллегий Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно.

2.1. Предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации — 76 лет.

3. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации осуществляют установленные процессуальным законодательством Российской Федерации полномочия заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

4. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью этой коллегии.

5. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации также по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации осуществляют отдельные полномочия, связанные с организацией деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

6. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 18. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации

В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Определение 1

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Пример 1

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Определение 2

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Определение 3

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Определение 4

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
  • Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

Замечание 1

Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

Функции аппарата районного суда

Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

  • прием и выдача документов;
  • удостоверение копий судебной документации;
  • контроль над уплатой пошлин и сборов;
  • вручение уведомлений и вызовов;
  • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
  • ведение протоколов заседаний суда;
  • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
  • обеспечение хранения дел, судебной документации;
  • участие в обработке данных практики суда;
  • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
  • информационно-справочная деятельность;
  • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

Полномочия помощника председателя суда

Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

  • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
  • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
  • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
  • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
  • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
  • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
  • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
  • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
  • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
  • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.
Замечание 2

В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

Администратор районного суда

Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

  • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
  • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
  • ведение статистики;
  • ведение делопроизводства, архивация документации;
  • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
  • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
  • организация охраны зданий районного суда и пр.

Консультант районного суда

Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

  • прием частных лиц;
  • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
  • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
  • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

Заведующий канцелярией районного суда

Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

  • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
  • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
  • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
  • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

Секретари

Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

  • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
  • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
  • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

  • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
  • подготовка судебного заседания технического характера;
  • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

  • обеспечивать безопасные условия для судей и участников дела;
  • обеспечивать охрану в рабочее время зданий суда и судебных помещений;
  • контролировать сохранение общественного порядка в судебных помещениях;
  • исполнять распоряжения судьи во время заседания суда;
  • обеспечивать порядок в зале заседания суда во время судебного разбирательства;
  • исполнять судебные решения, содержащие применение к участникам процесса законных мер процессуального принуждения (Закон о судебных приставах, ст.11).

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


Организационная структура — Верховный Суд Российской Федерации

Список ссылок:

Ссылки:

Прикреплённые записи:

Прикреплённые файлы:

Информация с сайта
Верховного Суда Российской Федерации.

Автор статьи

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Задать вопрос автору статьи

Состав суда как органа судебной ветви власти

Состав районных судов определяется двумя критериями.К первому относят численность судей. Зависимо от нагрузки и численности населения соответственного района состав суда должен включать определенное число федеральных судей. Председатель суда занимается решением организационных и кадровых вопросов, т. е. назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата суда, а также реализует руководство судом, и помимо того сам принимает участие в рассмотрении дел.

Замечание 1

Заместитель председателя суда, помимо исполнения обязанностей судьи, выполняет отдельные поручения, даваемые ему председателем, а так же замещает последнего в период его отсутствия.

Второй критерий включает аппарат районного суда. Этот аппарат вмещает следующие должности:

  • помощника председателя;
  • помощника судьи;
  • судебного администратора;
  • консультанта;
  • главного специалиста;
  • специалиста 1-ой категории;
  • специалиста 2-ой категории:
  • специалиста

Все работники аппарата являются исключительным образом государственными служащими, имеющими специальные звания и классные чины.

Определение судебного состава

В суде первой инстанции рассмотрением дела занимается один судья, то есть единоличным способом, очень редко назначаются три судьи, это касается дел по защите избирательных прав.

Замечание 2

Все судьи обладают определенной специализацией. Увидеть, какие именно судьи наиболее часто рассматривают исковые требования по определенному вопросу, можно на официальном сайте суда посредством рубрики судебное делопроизводство.

Во всех остальных инстанциях — при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора — состав суда должен быть коллегиальным. Апелляционная жалоба должна рассматриваться тремя судьями, один из которых должен быть назначен председательствующим, кассационная и надзорная жалоба должны рассматриваться судьей — председательствующим и не менее, чем еще двумя судьями.

«Состав суда» 👇

Полномочия помощника судьи

В полномочия помощника судьи входит: подбор нормативно-правовых актов, которые требуются для рассмотрения спора; контроль сбора и анализ данных для образования статистической отчетности; подготовка докладов.

Помимо вышеназванных, полномочиями помощника председателя суда также считаются:

  • исполнение поручений председателя в процессе проведения служебной проверки;
  • организационное сопровождение в приеме граждан;
  • подготовка ответов на обращение граждан, которые поступили в суд;
  • выполнение иных поручений председателя суда.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда должен обеспечивать его администратор. Его назначает на должность и освобождает от должности начальник управления Судебного департамента по представительству председателя суда. Особенность судебного администратора от других должностей судебного аппарата заключена в двойственном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента, так как он представляется штатной единицей этого департамента.

К числу полномочий администратора относятся:

  • организация деятельности суда, выражаемая в подготовке к проведению слушания в суде;
  • организация ведения статистики, делопроизводства и деятельности архива;
  • организация материально-бытовых условий судей и сотрудников аппарата суда;
  • организация их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
  • обеспечение нормативно-паровыми актами, юридической литературой, справочно-информационными материалами;
  • информационно-правовое обеспечение судебной деятельности;
  • организация ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
  • планирование судебных расходов;
  • прочие обеспечительные меры по судебной деятельности.

Полномочия специалиста и консультанта суда

Отделенные функции возложены на должностных лиц суда, а именно, секретарей судебного заседания. Они выполняют определенные действия от имени суда, но при этом под руководством судьи. Полномочия секретаря судебного заседания включают ведение протокола судебного заседания, подготовку судебных извещений, работу по ходатайству по ознакомлению с делом.

Должность консультанта предусматривается в судах, которые имеют высокий объем работы. Главными функциями консультанта представляются: работа справочного характера, обобщение судимости и ведение карточек судебной практики.

Состав суда в процессе рассмотрении дела

При рассмотрении производства в единоличном порядке, судья осуществляет действия от имени суда, а не от собственного лично. Рассмотрим правила поведения в процессе судебных заседаний: к суду необходимо обращаться и давать пояснения лишь стоя, без получения разрешения судьи пояснения и доводы не должны озвучиваться, в момент, когда судья входит в помещение, а так же в процессе оглашения решения все должны встать. Обращаться суду необходимо словосочетанием «уважаемый суд». Если определить полномочия судьи емким образом, то лишь судья занимается руководством процессом и осуществлением правосудия не от собственного имени, а от имени Российской Федерации.

В случаях, когда состав суда представляется коллегиальным, правила поведения в процессе никакому изменению не подлежат. Перемены затрагивают лишь порядок принятия решений. По всем вопросам, в их численности требующих вынесения дополнительного определения, например, по вопросам, касающимся назначения экспертизы, дополнительных доказательств и т. д., должны быть решены большинством голосов. А судья в назначенном составе, который является несогласным, обладает правом изложения особенного мнения, которое сохранится в материалах дела, но при объявлении решения не будет оглашено.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Состав судаДля рассмотрения каждого дела назначается определенный состав суда. И при обращении в суд нужно учитывать, как и кем будет рассмотрено то или иное дело. Какие полномочия есть у судей при коллегиальном (3 и более) рассмотрении? Как истец (заявитель) может влиять на состав суда? Если для Вас это важно, ознакомьтесь с информацией ниже.

Судебная власть в нашей стране реализуется исключительно через судей. В этой публикации размещена информация о судейском составе, его полномочиях, а также дополнительные сведения, с помощью которых может быть заявлен отвод судье.

Классификация судов РФ по гражданским делам

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа — суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят в основном из мировых, районных. В определенных законом случаях сюда также входят и вышестоящие суды. Функция судов такой группы — рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа — апелляционные, кассационные и надзорные суды. В функции их входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

С октября 2019 г. в России действуют апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.

Состав суда как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел. Но председатель, руководствуясь принципом независимости судей, не влияет на перспективу разрешения гражданских дел судьями.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалисты.

Все работники аппарата — государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но это дела по защите избирательных прав). Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство. Если интересуют совсем частности.

ГПК РФ закрепляет принцип независимости судей, который может влиять на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

Во всех остальных инстанциях — при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора — состав суда назначается коллегиальным. Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим. Кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей — председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями.

Исключение — частная жалоба, жалоба на решение мирового судьи, жалоба в порядке упрощенного производства, кассационная жалоба на судебный приказ. Такие дела рассматривает судья соответствующей инстанции единолично.

Полномочия помощника судьи

Полномочия помощника судьи заключаются в:

  • подборе правовых и нормативных актов, требуемых для рассмотрения спора;
  • контроле сбора и анализе данных для формирования статистической отчетности;
  • подготовке докладов.

Полномочия помощника председателя суда, кроме вышеперечисленных, также включают:

  • выполнение поручений председателя при проведении служебных проверок;
  • организационное сопровождение приема граждан;
  • подготовку ответов на обращение граждан, поступивших в суд;
  • исполнение прочих поручений председателя суда.

Помощник судьи может по поручению председательствующего выполнять функции секретаря судебного заседания. То есть проверять явку, вести протокол судебного заседания и обеспечивать аудиопротоколирование. В любом случае он не вправе осуществлять правосудие.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Его назначает на должность и освобождает от нее начальник управления Судебного департамента (по представлению председателя суда). Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении. Это председатель суда и руководитель органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

Полномочия администратора заключаются в организации:

  • деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
  • ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
  • материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
  • санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания судебного аппарата;
  • обеспечения юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
  • информационно-правового обеспечения деятельности;
  • в прочих мерах по обеспечению деятельности суда.

Полномочия специалистов и консультантов суда

Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания. Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи. К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Состав суда при рассмотрении дела

При единоличном рассмотрении производства, судья действует от имени суда. А не от своего лично. Ознакомьтесь с правилами поведения в судебных заседаниях: к суду обращаются и дают пояснения стоя, без разрешения суды пояснения и доводы не озвучиваются, при входе судьи в помещение и оглашении решения все встают. К суду обращаются «уважаемый суд». Если коротко, только судья руководит процессом и осуществляет правосудие. Но не от своего имени, а от имени Российской Федерации.

Когда состав суда является коллегиальным, правила поведения в процессе не меняются. Изменяется порядок принятия решений. Все вопросы, в том числе требующих вынесения отдельного определения (к примеру, о назначении экспертизы, о дополнительных доказательствах и т.п.) решаются большинством голосов. А несогласный в назначенном составе суда судья вправе изложить особое мнение, которое остается в материалах дела, но при объявлении решения не оглашается.

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Статья
29.
Полномочия суда

1.
Только суд правомочен:

1)
признать лицо виновным в совершении
прест-ия и назначить ему наказание;

2)
применить к лицу принудительные меры
медицинского характера в соответствии
с требованиями главы
51

УПК;

3)
применить к лицу принудительные меры
воспитательного воздействия в соответствии
с требованиями главы
50

УПК;

4)
отменить или изменить решение, принятое
нижестоящим судом.

2.
Только суд, в т.ч. в ходе досудебного
пр-ва, правомочен принимать решения:

1)
об избрании меры пресечения в виде
заключения под стражу, домашнего ареста;

2)
о продлении срока содержания под стражей;

3)
о помещении подозреваемого, обвиняемого,
не находящегося под стражей, в медицинский
или психиатрический стационар для пр-ва
соответственно судебно-медицинской
или судебно-психиатрической экспертизы;

4)
о пр-ве осмотра жилища
при отсутствии согласия проживающих в
нем лиц;

5)
о пр-ве обыска и (или) выемки в жилище;

6)
о пр-ве личного обыска, за исключением
случаев, предусмотренных ст.
93

УПК;

7)
о пр-ве выемки предметов и документов,
содержащих информацию о вкладах и счетах
в банках и иных кредитных организациях;

8)
о наложении ареста на корреспонденцию,
разрешении на ее осмотр и выемку в
учреждениях связи;

9)
о наложении ареста на имущество, включая
денежные средства физических и юридических
лиц, находящиеся на счетах и во вкладах
или на хранении в банках и иных кредитных
организациях;

10)
о временном отстранении подозреваемого
или обвиняемого от должности в соответствии
со ст.
114

УПК;

11)
о контроле и записи телефонных и иных
переговоров.

3.
Суд правомочен в ходе досудебного пр-ва
рассматривать жалобы на действия
(бездействие) и решения прокурора,
след-ля, органа дознания и дознавателя
в случаях и порядке, к-е предусмотрены
ст.
125

УПК.

4.
Если при судебном рассмотрении уг. дела
будут выявлены обстоятельства,
способствовавшие совершению прест-ия,
нарушения прав и свобод граждан, а также
другие нарушения закона, допущенные
при пр-ве дознания, предварительного
следствия или при рассмотрении уг. дела
нижестоящим судом, то суд вправе вынести
частное определение или постановление,
в котором обращается внимание
соответствующих организаций и должностных
лиц на данные обстоятельства и факты
нарушений закона, требующие принятия
необходимых мер. Суд вправе вынести
частное определение или постановление
и в других случаях, если признает это
необходимым.

Статья
30.
Состав
суда

1.
Рассмотрение уголовных дел осуществляется
судом коллегиально или судьей единолично.

2.
Суд первой инстанции рассматривает уг.
дела в следующем составе:

1)
судья фед. суда общей юрисдикции — уг.
дела о всех прест-иях, за исключением
уголовных дел, указанных в пунктах 2-4
настоящей части;

2)
судья федерального суда общей юрисдикции
и коллегия из двенадцати присяжных
заседателей — по ходатайству обвиняемого
уг. дела о прест-иях, указанных в части
третьей статьи 31

УПК;

3)
коллегия из трех судей федерального
суда общей юрисдикции — уг. дела о тяжких
и особо тяжких прест-иях при наличии
ходатайства обвиняемого, заявленного
до назначения судебного заседания в
соответствии со ст.
231

УПК;

4)
мировой судья — уг. дела, подсудные ему
в соответствии с частью
первой статьи 31

УПК.

3.
Рассмотрение уголовных дел в апелляционном
порядке осуществляется судьей районного
суда единолично.

4.
Рассмотрение уголовных дел в кассационном
порядке осуществляется судом в составе
трех судей федерального суда общей
юрисдикции, а в порядке надзора — в
составе не менее трех судей федерального
суда общей юрисдикции.

5.
При рассмотрении уг. дела судом в составе
трех судей федерального суда общей
юрисдикции один из них председательствует
в судебном заседании.

6.
Уг. дела, подсудные мировому судье,
совершенные лицами, указанными в части
пятой статьи 31

УПК, рассматриваются судьями гарнизонных
военных судов единолично в порядке,
установленном главой
41

УПК. В этих случаях приговор и постановление
могут быть обжалованы в кассационном
порядке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ветхозаветные принципы руководства
  • Взаимодействие с другими подразделениями в должностной инструкции
  • Инструкция по сборке дивана аккордеон на металлокаркасе
  • Либеральный стиль руководства преимущество недостатки
  • Что такое технологическая инструкция на производстве