Планирование игровой деятельности.
Планирование игровой деятельности — это заранее определенный
порядок, последовательность осуществления воспитательно — образовательной
работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Целью планирования является определение конкретных
задач воспитательно — образовательной работы на конкретный отрезок времени, а
также видов деятельности, способов их организации и средств решения
поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.
Принципы планирования: научность, перспективность,
конкретность, последовательность, регулярность, повторность.
В игре планируется не игровая деятельность детей,
а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и
приёмы руководства).
Планированию
подлежат конкретное содержание и формы работы с родителями.
Виды планирования: годовое, перспективное,
календарное или текущее, календарно – перспективное.
Годовой план — это совместная творческая работа всего коллектива. В нем
определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их
выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада. В план
входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального
уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей,
осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда
среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная работа; д)
связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в
разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).
Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:
I.
Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа;
воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек
культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и
развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная
самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).
П.
Обучение на занятиях.
Ш.
Индивидуальная работа с детьми.
1У.
Работа с родителями.
У.
Учет работы.
У1.
Дополнения.
К
плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и
схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.
Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть
план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении
дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение
дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание,
методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные
игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и
вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме
плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.
Календарно-перспективный план обычно составляется в виде
таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и
индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями,
комплексы утренней гимнастики, развлечения.
Методические рекомендации по составлению
конспекта «Игровая деятельность»
Возраст ребёнка |
Задачи формирования умений |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми |
Структура сюжетов |
1,5 – 3 года |
Формировать умения осуществлять условные |
Начинать игру на виду у |
Однотемные, одноперсонажные |
3 – 4 года |
Формировать умения принимать и словесно |
Втягивать детей в |
Однотемные, |
4 – 5 лет |
Формировать умения изменять ролевое поведение в |
Подключаться к игре ребенка, взяв на |
Многоперсонажные сюжеты, где одна из |
5 – 7 лет |
Формировать умение выстраивать новые |
Втягивать детей в игру |
Многотемные сюжеты, где |
Рекомендации по составлению конспекта
сюжетно – ролевой игры.
1.
Задачи:
Образовательная область «Социализация»: формирование сюжета
игры (автобус, космос); воспитательные задачи: усвоение норм и правил поведения
в коллективе, выполнение правил по сюжету игры.
Образовательная область «Познание»: развитие воображения,
наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
Образовательная область «Труд»: трудовые действия
детей в процессе игры и при подготовке к игре;
Образовательная область «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»:
использование художественного слова и художественной деятельности; развитие
речи и активизация словаря.
2.
Методические приёмы по руководству игрой.
Участие
воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми,
индивидуальная работа с малоактивными детьми.
3.
Подготовка материала к данной игре.
4.
Подготовка воспитателя к данной игре: изучение методической
литературы; составление плана игры, конспекта; приготовление атрибутов детьми с
родителями.
5.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью
представления игры.
6.
Деятельность детей в игре. Распределение по игровым группам. Перечень
правил о каждой игре. Ход игры.
7.
Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей
продолжением игры.
Конспект сюжетно – ролевой игры в средней
группе «Семья».
Образовательная область «Социализация».
Программное
содержание:
1. Закреплять представления детей о
семье, об обязанностях членов семьи.
2. Развивать интерес к игре.
3. Продолжать учить детей
распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать
сюжет.
4. Побуждать детей к творческому
воспроизведению в игре быта семьи.
5. Способствовать установлению в
игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
6. Учить действовать в воображаемых
ситуациях, использовать различные предметы – заместители.
7. Воспитывать любовь и уважение к
членам семьи и их труду.
Оборудование. Мебель,
посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор,
игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные
предметы – заместители.
Предварительная
работа.
1.
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».
2.
Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.
3.
Чтение художественной литературы: Н. Забила «Ясочкин садик», А.
Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя
семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А.
Кардашова «Большая стирка».
4.
Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад»,
«Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».
Игровые
роли:
·
семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.
·
семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.
Примерный
ход игры.
Организационный
момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.
— Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали
иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите
о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети
по желанию высказываются).
— А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы
у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас
будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?»,
«Кто какие роли будет играть».
Распределение
ролей, развитие сюжета.
— Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома,
значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).
— В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и
младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А
давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой –
воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что
будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на
стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает
роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка? (Ответы
детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать
дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?
— Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький
сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут
делать? (Ответы детей).
— Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают,
выбирают себе дом).
— Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка,
на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают
места).
— Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы,
взяли своих детей и разошлись по домам. (Играющие расходятся по своим домам
и изображают, как они спят (ночь).
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Разыгрываются сюжеты:
·
«Утро в семье»
·
«Детский сад»
·
«Стройка»
·
«Маленькая помощница»
·
«У нас в семье – младенец»
·
«Вечер в семье»
Роли |
Ролевые действия |
Мама |
Собирается и идёт на |
Мама |
Собирает и провожает |
Папа |
Собирается на работу, |
Папа |
Собирается на работу, |
Бабушка |
Руководит всем |
Старшая |
Помогает бабушке |
Дети |
Встают, собираются и |
Окончание игры. Бабушка (воспитатель) объявляет, что
наступил поздний вечер и всем пора готовиться ко сну и спать. (Мамы, папы
укладывают своих детей, «ложатся» спать сами).
Итог игры.
—
Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли
в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная
игра, спасибо вам!
Рекомендации по подготовке сюжетно – ролевых игр и усложнению их
сюжетов.
·
Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы,
приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
·
Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
·
Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
·
Проведение экскурсии по теме игры.
·
Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка
(врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
·
Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых
рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
·
Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
·
Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
·
Совместная с детьми игра.
·
Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов
применения.
·
Постановка проблемных игровых задач.
·
Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
·
Рассказ воспитателя об играх другой группы.
·
Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем
интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что
узнали.
·
Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и
т.д.; обменяться впечатлениями.
·
Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно
играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
·
Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
·
Составление с детьми альбома по тематике игры.
·
Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
·
Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать
свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
·
Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
·
Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План руководства сюжетно – ролевыми играми (для старшей группы)
Игра «Детский сад».
Цель. Закрепление
знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других
работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у
детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им
посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной
творческой игре.
Игровой
материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный
телефон, предметы-заместители.
Подготовка
к игре. Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для
организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш
доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного
белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка
продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском
саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной
игры в «детский сад».
Игровые
роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая,
музыкальный работник, няня, повар.
Ход
игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную
работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал
ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром,
прачкой, заведующей об их работе.
После
этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском
саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть
в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно
прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к
игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может
предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло
должного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный
партнер, выполняя главную или второстепенную роль, косвенно влияя на изменение
игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может
предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель»,
«заведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут
распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с
куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и
принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака
«врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают
рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по
телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».
После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д.
По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает
возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей
вводит новые роли.
Игра
«Школа».
Цель. Формирование
умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять
роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно
полезный труд взрослых.
Игровой
материал. Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты
(журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.
Подготовка
к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение
произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем
в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.
Игровые
роли. Учитель, ученики.
Ход
игры. Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию
в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с
ними. Также необходимо провести ребят по всей школе: показать классы, столовую,
мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о
школе. Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям
произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы
играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть
школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д.
Также педагог помогает детям в овладении выразительными средствами реализации
роли (интонация, мимика, жесты). Совместно с детьми педагог может изготовить атрибуты
для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д. В процессе игры при
постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество
и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимосвязанных построек (улица,
школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в
постройках вспомогательный материал (шнуры, колышки, дощечки, шишки, проволоку
и др.). Приемы руководства данной игрой различны: исполнение воспитателем роли
«учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка
школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной
организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими
избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики).
Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль,
педагог должен косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию
игровых отношений. Воспитатель также должен способствовать воспроизведению в
играх бытового и общественно полезного труда взрослых. Закреплять знания Правил
дорожного движения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие
по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр: «Семья» —
«Школа» — «Дорога в школу» — «Путешествие по городу».
Игра «Путешествие».
Цель. Формирование
умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового.
Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на
теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание
уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге
нашей страны.
Игровой
материал. Строительный материал, технические игрушки: заводные машины,
катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор игрушечных
животных и птиц, предметы-заместители.
Подготовка
к игре. Экскурсия на речной вокзал, на теплоход. Беседа с
милиционером, работниками флота, тружениками села. Чтение произведений М.
Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте,
товарищ, милиционер!»; М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на
самоходке»; Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П. Донченко «Петрусь и
золотое яичко»; Г. Юрмина «Все работы хороши!»; С. Баруздина «Страна, где мы
живем»; А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б. Житкова «Что я видел?».
Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного,
нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»;
лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».
Игровые
роли. Милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный,
капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы,
лесорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д.
Ход
игры. Игра «Путешествие» является одной из любимых детских игр. Ее
можно реализовывать в различных вариантах, например, «Путешествие по городу»,
«Путешествие по реке», «Путешествие в деревню», «Мы отправляемся на Север», «Мы
едем на юг» и др.
Начиная
игру «Путешествие по городу», воспитатель прежде всего может провести экскурсию
с целью ознакомления с достопримечательностями города, постройками, с работой
милиционера и т. д. В группе обсудить виденное, обобщить знания, ответить на
интересующие детей вопросы. Затем педагог может познакомить детей с
произведениями М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского
«Здравствуйте, товарищ, милиционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности
людей, характер их взаимоотношений. Совместно изготовить атрибуты для игры:
погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески
«Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок». Далее педагог может предложить детям
соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема).
При обыгрывании постройки использовать мелкие резиновые и пластмассовые
игрушки, предметы (электрический фонарик, насос). Во время самостоятельной игры
детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться
о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться
игрушками, играть дружно, помогать товарищу.
В
игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль воспитателя заключается в
планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях
речников. В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько
сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.
Подготовку
к игре «Путешествие в деревню» педагог начинает с чтения произведений Л. Воронковой
«Таня въезжает в деревню», П. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Г. Юрмина
«Все работы хороши!», рассматривает с детьми иллюстративный материал,
рассказывает на тему «Что я видела в деревне», проводит беседу «О труде
работников села». С целью воплощения в игре положительного игрового поведения
педагог может обсудить с детьми характеристику тружеников колхоза, например,
доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и
моет, доит коров, помогает в работе своим товарищам и т. д.
Педагог
предлагает детям примерные сюжеты игр:
«Уборка
урожая в колхозе», «Наша животноводческая ферма», «Праздник урожая в колхозе»,
«В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму», «Концерт для тружеников села»,
помогает детям в составлении планов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно
включить в игру, в выделении действующих лиц (персонажей). После игры педагог
совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли,
ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и правила (культуры
поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).
Для
создания интереса к сюжету игры «Мы отправляемся на Север» ребятам воспитатель
может прочитать «письмо» из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с
изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских
городах и селах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север,
порекомендовать, чтобы они обсудили отдельные роли, раскрыть нравственный смысл
труда взрослых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники и др.). В
целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить
ребятам рассматривание иллюстративного материала, составить рассказ на тему
«Что я видел?», чтение произведений, например, С. Баруздина «Страна, где мы
живем», А. Членова «Как Алешка жил на Севере»), Б. Житкова «Что я видел?».
Вызвать
интерес к сюжету игры «Мы едем на юг» можно чтением письма от детей-грузин и
показать фотографии, открытки, игрушки.
План руководства игрой детей дошкольного возраста
Вид игры: сюжетно-ролевая игра «Гости». Возраст
детей: 4-5 лет
Подготовительный этап |
||||
Задачи |
Формы организации |
Методы |
Средства |
Сроки реализ. |
· · · · · |
НОД; ручной труд; сюжетно-ролевые игры:«дочки-матери», «магазин игрушек», магазин цветов», «магазин |
Беседы «В гости к чтение литературы по теме игры; создание и обсуждение проблемных ситуаций с нравственной тематикой; привлечение детей к изготовлению и пополнению атрибутов для игры наблюдение за трудом няни (сервировка |
Художественные произведения: дидактические игры «Магазин», «Назови |
Сентябрь — ноябрь |
Этап обучения игре |
||||
Задачи |
Формы организации |
Методы |
Средства |
Сроки |
· · · · · · · · · |
Трудовая деятельность НОД; сюжетно-ролевые игры. |
Обучение навыкам конструирования из обучение дежурству по столовой (сервировка совместная игра ребёнка с воспитателем; принятие воспитателем на себя главной роли в игре; мытьё игрушек, кукол, стульев, стирка составление творческих рассказов из личного опыта «Как я помогаю дома», «Как мы ходили в гости», «Мой день рассматривание иллюстраций, |
Использование оборудования и атрибутов; использование схемы; «последовательность сервировки стола»; план воспитателя, опорные карточки-схемы; иллюстрации из серии Мы играем». |
Декабрь — январь |
Этап самостоятельной игры |
||||
Задачи |
Формы организации |
Методы |
Средства |
Сроки |
· · · |
Собственно сюжетно-ролевая игра «Гости» |
объединение нескольких сюжетов одним игровым замыслом: «семья», «торговый центр», «автобус»; обсуждение конфликтных чередование выбора на главные и наблюдение за самостоятельной игрой беседы после игры о ролевом |
Атрибуты и оборудование для игры; схема взаимосвязи играющих |
Февраль — март |
Этап творческой игры |
||||
Задачи |
Формы организации |
Методы |
Средства |
Сроки |
· · |
Фронтальная сюжетно-ролевая игра |
придумывание новых тем: свободная импровизация; стимулирование творческой совместное обсуждение сюжета игры перед её |
рассматривание фотоальбома использование разных игр-развлечений (подвижных, поощрения. |
Апрель — май |
План руководства сюжетно — отобразительной игрой детей в первой младшей группе
Тема: “Кукла Маша у нас в гостях”.
ü Сюжет игры: В гости к детям
пришла кукла и нужно ее напоить чаем.
ü Содержание сюжета. В гости к
детям пришла кукла Маша. Воспитатель предлагает напоить ее чаем. При этом
напоминает, какую посуду надо взять, чтобы накрыть на стол и как встретить
гостя. Во время игры воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный
сервиз входит и сахарница – посуда для сахара.
ü Роли: Воспитатель
берет на себя роль.
ü Условия: Игра
проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья.
Воспитатель сообщает, что кукла Маш обещала сегодня прийти в гости.
ü Связь с разделами
программы: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие;
ü Диагностика; игровые
действия однообразные, повторяющиеся, носят подражающий характер. Возраст детей
от 2 до 2.6 месяцев. Проявляется интерес к игре, но он неустойчив.
ü Цель: Стимулировать
интерес детей к сюжетным играм через выполнение нескольких взаимосвязанных
действий с учетом принятых на себя ролей.
ü Задачи: закрепить
знание детей о чайной посуде; активизировать их речь; формировать навыки
поведения за столом, общение с гостем; воспитывать приветливость, заботу о
людях.
ü Планируемый результат: появление игровых
действий, направленных на игрушку; развитие простого диалога, объединение в
игре небольшими группами.
ü Временные рамки: 10 минут.
ü Принципы организации
сюжетно- отобразительной игры: игрового общения
воспитателя с ребенком, где основным побудителем становится не подражание
взрослому, а общение с ним.
ü Игровые действия. Накрыть
игрушечный стол для чаепития куклы, постелить скатерть, поставить посуду,
салфетницу, придвинуть стул.
ü Методические
рекомендации: Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные
полукругом стулья. Воспитатель сообщает, что кукла Маш обещала сегодня прийти в
гости.
ü Методическая основа: методика Н.Ф.
Тарловской к организации игрового общения как условия развития сюжетно образной
игры.
I часть |
II часть |
III часть |
Создание интереса к игровому |
Побуждение |
Логическое |
Схема управления игрой. Ход игры
Обоснование приемов |
Действия педагога |
Действия детей |
Создание интереса к игровому Включение детей в общение Обозначение игровых целей Побуждение Продлить пребывание детей в Логическое Объединение |
Выполнение игровых действий воспитателей Сейчас — — Раздается Кукла — — Мы — — Кукла — Маша: Воспитатель: Коля, Воспитатель Кукла За Обращается -Во |
Дети Принимают Дети Включаются Саша Саша повторяет приглашение Ставят Коля Дети проявляют Выражают желание играть с педагогом и детьми. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методические
рекомендации для родителей «Как правильно выбирать игрушку для ребенка
дошкольного возраста.
Совсем маленьким детяам от 0 до 1 года нужны
погремушки. Но погремушки тоже бывают разными. Самые простые, которые просто
гремят, быстро надоедят даже крохе. Поэтому не ограничивайтесь только ими. Ведь
даже маленькому ребенку нужно развитие, а не только потеха. Купите малышу
забавные ключики, расчесочки, мордочки, кубики на
связке. Ребенку будет любопытно перебирать их пальчиками, обследовать
их форму, что очень полезно для мелкой моторики пальцев рук. Конечно, следует
приобрести набор пластмассовых или прорезиненных зверят: зайку, мишку,
лису, волка, слоника кошку, собачку, петушка и т д. Малыш будет узнавать с
раннего возраста каждого зверя, и имитировать его голос. У малыша должны быть
мячики. Не следует покупать большие по размеру мячи. Мяч должен помещаться в
руках у ребенка. Перекладывайте мяч с ребенком из ручки в ручку,
прокатывайте, бросайте. Неврологи советуют катать детей на больших надувных
мячах лежа на животе. Это успокаивает и уравновешивает ребенка. Не
забывайте про книжки с яркими веселыми картинками и простыми четверостишьями.
Учите показывать малыша пальчиком знакомых ему героев и их части (носик,
ухо, хвост). Можно приобрести дудочку или свистульку. Вначале ребенку
будет тяжело дуть, чтобы послышался звук, но после многочисленных тренировок
увидите результат. Свистульки очень полезны для работы органов дыхания и
речевого аппарата. Деткам от 1,5 лет можно приобретать пирамидки разных форм и
размеров, различные вкладыши, каталки, крупный строитель. В этом возрасте, а то
и раньше купите ребенку карандаши, пальчиковые краски, массу для лепки, Под
руководством взрослого ребенку будет интересно рисовать пальчиками,
сжимать, отщипывать кусочки пластилина, проводить карандашами простейшие линии.
Все игрушки для малышей должны быть яркими, безопасными,
легко обрабатываться моющими средствами.
Для малышей от 2 до 4 лет, наступает время активного
освоения окружающего пространства и развития физической активности. В этом
возрасте ребенку обязательно следует купить мяч (уже побольше,
который он будет пинать, подбрасывать, катать, кольцеброс, кегли, обруч). В
этом возрастном промежутке начинается разделение игрушек для
мальчиков и девочек.
Девочкам приобретают игрушки, которые отожествляют их
женскую принадлежность: куклы, посуду, кукольную мебель, сумочки, детские
украшения, коляски и др. Для девочек 2-3 лет лучше всего приобрести
кукол-малышек, кукол-младенцев. У девочек этого возраста в силу своих
возрастных особенностей, нет еще сформированности игровых навыков. Они
повторяют действия, показанные взрослыми. Малышка с удовольствием будет качать,
пеленать, купать, кормить «свою дочку». Кукол не должно быть много.
Купите 1 -3, ребенок пусть каждой даст имя, кукла займет свое место в
комнате. Конечно, необходимо купить коляску, кроватку, белье, сумочку.
Главные игрушки любого мальчика — это машины. Малышам 2
-3 лет лучше покупать машины большого размера, где хорошо видны все части, а с
4-х летнего возраста можно приобретать и модели поменьше. Для малышей этого
возраста огромный выбор конструктора на любой вкус. Следует только
показать и научить ребенка играть в него, правильно сооружать
постройки.
Не стоит ограничиваться набором игрушек. Следует подумать и о
развивающих играх, пособиях и художественных принадлежностях.
У ребенка должны быть настольные игры по возрасту для развития внимания,
памяти, мышления, логики: «Сложи фигуру», «Подбери по
форме», «На что это похоже», «Лото», «Домино», «Мозаика» (крупная,
мелкая, настольная и напольная, «Пазлы» (от 4 до 12 частей).
Не покупайте игр сразу много купите 1-3 научите играть в нее ребенка,
играйте вместе всей семьей. Когда игра поднадоест или ребенок вырос,
выберите в магазине новые игры. Не следует исключать художественное творчество
детей.
Для старших дошкольников от 4 до 7 лет выбор игрушек
не имеет границ. Родителям стоит тщательно обдумывать покупку
новой игрушки. В этом возрасте можно предложить ребенку выбрать
игрушку в магазине самому.
Дети
этой возрастной категории очень активны в любых сферах деятельности. Но стоит
присмотреться к своему ребенку, и вы заметите, что что-то он предпочитает
больше. Кто-то увлеченно рисует, кто-то занимается конструированием,
кого-то интересуют развивающие игры. Поддерживайте стремления ребенка, но
и не забывайте об остальных путях развития. Переключайте внимание на другие
игры и увлечения. Для мальчиков можно приобрести сложные модели машин, самолетов,
катеров, поездов на пультах управления, различные конструкторы-схемы,
наборы для выжигания, …Отдельно хочется сказать о мягких игрушках. К ним
неравнодушны не только дети, но и взрослые. Конечно
такие игрушки стоит покупать малышу, но не забывайте их почаще
простирывать и обрабатывать, чтобы избежать аллергии у ребенка. Маленькие
дети любят с ними спать. Давно известно, что эти игрушки создают
психологический комфорт во время засыпания. Семи годами детство не
кончается. Ребенок идет в школу, но он не перестает играть. У некоторых
детей уже складываются определенные увлечения, и они с удовольствием занимаются
им. Кому-то трудно с выбором. И в этом вы должны помочь ребенку, уважаемые
родители. Ведь недаром говорят: «Как ребенок играет, так он и будет
вести себя во взрослой жизни».
Психолого – педагогические рекомендации родителям по подбору
компьютерных игр для детей дошкольного возраста.
Необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и
склонностями ребёнка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а
другим – активные, динамичные. Надо рекомендовать ребёнку такие игры, которые
не будут его перегружать. Если он перевозбуждён, значит, надо уменьшить уровень
сложности игры или сменить её тип.
Для развития ребёнка целесообразнее подбирать
игры с более исследовательским содержанием, нежели с развлекательным.
Следует избегать компьютерных игр, содержащих
бранные слова и выражения, несущих агрессию и циничное отношение к
происходящему, имеющих сексуальную тематику.
Родителю желательно ознакомиться предварительно с
игрой для ребёнка, чтобы убедиться в её целесообразности и пользе для ребёнка.
При правильном подборе и методах применения
компьютерных игр, развиваются: внимание, сосредоточенность, быстрота действий,
творчество, интеллект.
Правила компьютерной игры для детей со слабым
зрением.
1. Садиться за компьютер
только в очках.
2. Соблюдать
расстояние от глаз до экрана (50-70 см.)
3. Делать перерывы
в игровой деятельности и гимнастику для глаз через каждые 10-15 мин.
4. Соблюдать
правильную позу (спина должна быть ровной)
5. Не играть за
компьютером в темноте (это приводит к снижению зрения)
6. Родителям
необходимо следить за содержанием информации, получаемой ребёнком при
пользовании компьютером.
7. После игры
умыться прохладной водой.
Консультация для родителей «Дидактическая
игра – путь к развитию ребенка»
Каждый период жизни и развития ребенка
характеризуется определенным, ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте
ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре дети усваивают
необходимые им знания. Психолого-педагогические исследования
убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Дидактическая
игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения.
Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития
познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры,
могут всегда реализовать поставленную цель, если они:
- будут подобраны в соответствии с возрастом и возможностями
ребенка; - будут подобраны с учетом того, чтобы основное содержание их
отвечало обучающей цели занятия; - будут служить дисциплинарным средством (воспитывать выдержку,
терпение ребенка)
Интерес к игре облегчает преодоление трудностей к
усвоению знаний, повышает темп работы, улучшает ее качество. Дидактическая
игра, повышает активность, инициативность инертных, вялых детей и
дисциплинирует самых трудных и неспокойных. Дидактическая игра позволяет делать
менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного учебного
материала. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно
дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным
процессом.
Примеры дидактических игр: 1) Игры –
предположения («Что было бы, если…») В данной игре перед детьми ставится задача
и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При
этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг
друга. 2) Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует
умение рассуждать, делать выводы. 3) «Найди отличия» Ребёнку предлагают
карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям
нужно как можно быстрее найти эти отличия 4) «Дорисуй» Взрослый даёт ребёнку
изображения каких-либо силуэтов. Предлагает подумать, что бы это могло быть и
дорисовать их. 5) «Найди картинки на заданные звуки» Распределение картинок –
справа положить картинки на звук [с], слева на звук [м], посередине на звук
[к]. 6) «Посчитай и положи» Ребёнок считает сколько лошадок и выкладывает столько
кружков, считает сколько птиц и выкладывает столько треугольников и т.д. 7) «Пара к паре» Предложите
ребёнку догадаться, почему слова стоят в паре и найдите такую же пару одинокому
слову. Туча – дождь, стручок — … (грядка, урожай, горошина). Пара — стручок –
горошина, потому что дождик падает из тучи, а горошина из стручка.
Познавательные (дидактические) игры – это
специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам
предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная
технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего
дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная
деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает
извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь,
влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный
результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе
большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы;
- воспитывает интерес и внимательность детей старшего
дошкольного возраста; - развивает способности;
- вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам;
- развивает любознательность;
- закрепляет ранее полученные знания, умения.
Содержание дидактических игр формирует у детей
правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, людям
разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности,
приучая детей мыслить самостоятельно.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу
рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
находить характерные признаки в
предметах и явлениях окружающего мира;
сравнивать, группировать,
классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы. Словесные игры помогают развивать речь
детей, пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение,
развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять
самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни,
формируя навыки пересказа. В играх проявляются черты характера каждого
участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и
другие, так и отрицательные — эгоизм, упрямство, хвастливость.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре.
Поэтому играйте с детьми, создавайте им условия для самостоятельной игры, заполняйте
свободное детское время полезными, развивающими играми.
Организация
режима дня в дошкольном учреждении. Режим дня детей от 3 до 7 лет
В
режиме для детей дошкольного возраста предусмотрен дневной сон -2-2,5 часа
(один раз), время активного бодрствования — 6-6,5 часов, число кормлений в
сутки — 4.
Период
бодрствования в этом возрасте заполнен программными занятиями, трудовыми
процессами, играми, прогулками. Эти компоненты режима обеспечивают решение
задач всестороннего физического, умственного, нравственного, эстетического,
трудового воспитания детей. Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрены
разнообразные занятия, причем, в зависимости от возраста недельный график
включает от 10 у младших до 13-14 занятий у старших дошкольников.
Развивающие
занятия с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста
Название занятия |
Количество занятий (по возрастам) (по возрастам) |
|||
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
|
Знакомство с окружающим миром, развитие речи |
2 |
2 |
3 |
4 |
Развитие элементарных математических представлений |
1 |
1 |
1 |
2 |
Рисование |
1 |
1 |
2 |
2 |
Лепка |
1 |
1 |
1 |
1 |
Аппликация или конструирование |
1 |
1 |
2 |
1 |
Музыкальные занятия |
2 |
2 |
2 |
2 |
Физкультурные упражнения |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общее количество в неделю |
10 |
10 |
13 |
14 |
При
составлении расписания нужно учитывать степень трудности занятий: более
трудные — знакомство с окружающим миром, развитие речи, математика; менее
трудные — рисование, аппликация, конструирование, лепка. Занятия со статическим
напряжением (лепка, рисование) целесообразно сочетать с занятиями с
динамическим компонентом (музыкальные и физкультурные). В результате такого
сочетания создаются оптимальные условия для функционирования коры головного
мозга. Так как в старшей и подготовительной к школе группах четыре раза в
неделю (при пятидневной неделе) проводится по три занятия, одно из них должно
быть музыкальным или физкультурным. В целях снижения уплотненности первой
половины дня одно из трех занятий можно перенести на время после дневного сна —
перед полдником. Это важно еще и потому, что такой распорядок занятий
обеспечивает нормальную длительность прогулки, которая следует в режиме дня
после занятия. При планировании занятий надо помнить, что наибольшая работоспособность
отмечается у детей в начале недели, поэтому на эти дни планируются более
трудные занятия. Максимальная длительность занятий для детей 3-5 лет — 15
минут, для детей 5-7 лет — 25-30 минут. При построении каждого занятия
необходимо учитывать, что работоспособность у детей не одинакова в течение
всего занятия. С учетом того, что около 5 минут продолжается процесс адаптации,
новый материал следует предлагать детям ближе к середине занятия. Большое
значение в обучении детей дошкольного возраста имеет их правильное трудовое
воспитание. В младших группах трудовое воспитание выражается в формировании у
детей навыков самообслуживания, элементарной помощи взрослым при сервировке
стола, в уходе за растениями. В средней группе дети активно участвуют в трудовой
жизни — накрывают на стол, стирают пыль с растений. Детей старшего дошкольного
возраста можно привлекать к уборке своей постели, чистке обуви, на участке они
могут перекапывать и рыхлить вскопанную землю, сажать и поливать растения,
снимать урожай. Длительность работы на участке — от 20 минут для детей старших
групп, до 10 минут для детей младших групп. При этом через каждые 5 минут
делается перерыв на 1-2 минуты.
Распорядок дня (в теплое время)
Режимные |
1 млад. гр. |
Подъем, |
6. 30–7. 30 |
Прием, |
7. 00–8. 00 |
Подготовка |
8. 00–8. 30 |
Игры, |
8. 30–8. 50 |
Занятие (на |
8. 50–9. 00 |
Игры, |
9. 15–11. |
Возращение |
11. 30–11. |
Подготовка |
11. 50–12. |
Подготовка |
12. 30–15. |
Подъем, |
15. 15–15. |
Подготовка |
15. 35–15. |
Прогулка, |
16. 40–19. |
Распорядок дня (в холодное время)
Режимные |
1 млад. гр. |
Подъем, |
6. 30–7. 30 |
Прием, |
7. 00–8. 00 |
Подготовка |
8. 00–8. 30 |
Подготовка |
8. 20–9. 00 |
Занятия |
8. 40–9. 15 |
Игры, |
9. 15–11. |
Возращение |
11. 30–12. |
Подготовка |
11. 50–12. |
Подготовка |
12. 30–15. |
Подъем, |
15. 00–15. |
Игры, |
15. 15–15. |
Подготовка |
16. 20–19. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:
1. Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим.
2. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды.
Преимущества перспективного планирования:
1. Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра».
2. Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни.
3. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности.
4. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.
Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):
o ознакомление с окружающим;
o обогащение игрового опыта;
o изменение игровой среды;
o активизация общения взрослого с ребенком.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
ТЕМА:
ВОЗРАСТ:
Сроки |
Ознакомление с окружающим |
Обучающие игры |
Обогащение предметной развивающей среды |
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ.
ТЕМА:
ВОЗРАСТ:
Сроки |
Ознакомление с литературным произведением, работа над текстом |
Развитие навыков выразительности |
Создание и обогащение предметно-развивающей среды |
ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст детей:
Задачи по развитию игры:
Задачи нравственного воспитания:
Предварительная работа:
Роли:
Основные сюжетные линии:
Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):
А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры),
Б) распределение ролей,
В) игровые проблемные ситуации для развития игры,
Г) завершение игры.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст:
Вид театра:
Оборудование:
Задачи по развитию игры:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Роли:
Предварительная работа:
Ход игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Тема:
Возраст:
Задачи по развитию игры:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Вид конструирования:
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст:
Обучающая задача:
Игровая задача:
Игровые правила:
Игровые действия:
Ход игры:
Примеры формулировки задач к сюжетно-ролевой игре:
Задачи по развитию игры:
1,5—3 года: Формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игровых действий; дополнять, продолжать по смыслу игровое действие партнера-взрослого, а затем сверстника, словесно обозначать условное игровое действие.
3—4 года: Формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибуты, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметы-заместители.
4—5 лет: Формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры, самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение выбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет.
5—6 лет
Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обозначать для них (пояснять) очередное сюжетное событие, согласовывать свои действия с действиями партнеров; развивать сюжет на основе полученных знаний.
6-7 лет
Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли, выполнять правила в совместной игре, формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему.
Задачи нравственного воспитания:
1,5-3 года
Вызывать чувство симпатии к партнеру по игре.
3-4 года
Вызывать желание участвовать в совместных играх, проявлять чувство симпатии к партнеру по игре, дружелюбность.
4-5 лет
Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.
5-6 лет
Развивать умение объективно оценивать действия партнеров, подчинять свое поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружеские взаимоотношения.
6-7 лет
Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество.
ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Тема: “Парикмахерская”
Возраст: средняя группа.
Программное содержание:
Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;
Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;
Задачи по развитию игры:
Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.
Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.
Методы приемы:
рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.
Оборудование:
Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки…), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.
Словарная работа:
Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.
Роли:
Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.
Основные сюжетные линии:
Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)
Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.
Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.
Ход игры:
По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:
«Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!
А услуги самые разные:
· создание причёсок на праздники, на каждый день;
· стрижки женские, мужские;
· завивка, окраска волос;
· в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.
Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55
Приходите все! Торопитесь!
Новая парикмахерская ждёт Вас!
Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:
· Парикмахер в женский и мужской зал
· косметологи, визажисты
обращаться к новому директору – Марии Петровне»
Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.
На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.
Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия — он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.
Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.
Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.
Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал — придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.
Планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (С. И. Карпова)
Организация воспитателем игровой деятельности дошкольников начинается с его планирования. Как вид деятельности педагога, планирование предполагает определение целей, задач и способов реализации образовательной работы, предвидение (прогнозирование) результатов. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, разные виды игр должны быть органично включены в повседневную жизнь детей в течение всего времени пребывания в дошкольной образовательной организации.
Планирование игровой деятельности осуществляется педагогом с учетом:
- — диагностики уровня развития игровых умений у детей [1] ;
- — задач основной образовательной программы дошкольного образования (раздел, посвященный игровой деятельности дошкольников);
- — особенностей времени года (холодный и теплый периоды);
- — интересов и предпочтений детей, их творческих проявлений.
Основные принципы планирования игровой деятельности дошкольников педагогом следующие:
- — комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, в соответствии с которым планирование всех видов деятельности осуществляется с опорой на значимые и интересные для детей темы («Семья», «Новый год», «День Земли», «Профессии наших родителей» и др.);
- — принцип интеграции образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие), их гармоничное объединение в единый образовательный процесс;
- — принцип усложнения содержания разных видов игр по дидактическим целям и задачам, их периодическое повторение (одна игра планируется несколько раз, но с усложнением задач);
- — принцип связи тематики игр с содержанием образовательной работы по ознакомлению с окружающим, художественно-эстетической, проектно-исследовательской деятельностью, экскурсиями и т. д., — для того чтобы полученные знания и впечатления дети могли отразить в игре;
- — принцип учета предшествующей и последующей деятельности детей, например, если предыдущая деятельность детей была спокойная (занятия по развитию речи, продуктивные виды деятельности), то планируются подвижные игры, если же последующая деятельность детей предполагает активную физическую нагрузку, то планируются более спокойные игры (настольно-печатные, со строительным материалом и др.);
- — принцип руководящей роли педагога, поддержка детской инициативы и самостоятельности, использование приемов как прямого руководства (участие в сговоре на игру, исполнение роли, разъяснение, совет, предложение новой темы и др.), так и косвенного, не директивного руководства (обогащение знаний об окружающем мире, создание проблемно-игровой ситуации, игровой обстановки и др.);
- — принцип гибкости планирования, возможность изменить вид игры, скорректировать ее содержание в зависимости от эмоционального состояния детей, их желаний и взаимоотношений, количественного состава детей в группе;
- — принцип учета уровней индивидуального развития детей: в утренние часы, на прогулке, или вечером перед уходом детей домой планируются индивидуальные игры и игровые упражнения с теми детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании педагога, например с целью исправления недостатков речи, овладения двигательными навыками, навыками счета и т. д.;
- — принцип учета времени года и погодных условий при планировании игровой деятельности на прогулке: в холодное время года планируют подвижные игры, связанные с бегом, прыжками, активными движениями детей; в сырую и дождливую погоду — игры, не предполагающие большого пространства; в жаркое время года — малоподвижные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры с природным материалом и др.).
В образовательной практике сформировалось определенная схема включения игр в режим дня: до утренней гимнастики с последующим завтраком и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке 1 .
В примерных образовательных программах дошкольного образования рекомендуется время включения игр в режимные моменты (табл. 8.2).
Схема включения игр в режимные моменты
Режимный момент
Рекомендованное время (примерное)
Холодный период года (сентябрь — май)
Первая половина дня
Со времени прихода детей в группу и до утренней гимнастики с последующим завтраком: свободные игры детей (с предметами, дидактические и др.)
После завтрака и до начала образовательной деятельности: свободные игры детей в группе (индивидуальные, парами, по подгруппам)
- 08:55—09:15 — 2-я младшая группа;
- 08:50—09:10 — средняя группа;
- 08:50—09:00 — старшая
и подготовительная группы
1 См.: Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Режимный момент
Рекомендованное время (примерное)
В перерывах между непосредственной образовательной деятельностью (занятиями)
В перерывах между занятиями продолжительностью 8—10 мин.
На дневной прогулке: игры по инициативе воспитателя и самостоятельная игровая деятельность детей на участке детского сада
В соответствии с планом и временем проведения прогулки в разных возрастных группах
Вторая половина дня
После полдника и до вечерней прогулки: игровая деятельность детей в группе, самостоятельная и по инициативе воспитателя (все виды игр)
На вечерней прогулке: самостоятельные игры и по инициативе воспитателя на участке детского сада (в зависимости от погодных условий)
После ужина до ухода домой: игровая деятельность в группе (индивидуальная, парами, по подгруппам в зависимости от количества детей)
Теплый период года (июнь — август)
Первая половина дня
Во время утреннего приема детей и до завтрака: свободные игры детей на участке детского сада
После завтрака и до начала образовательной деятельности на прогулке: свободные игры детей в группе (индивидуальные, парами, по подгруппам)
- 08:55—09:15 — 2-я младшая группа;
- 08:50—09:10 — средняя
и подготовительная группы
На дневной прогулке: игры по инициативе воспитателя и самостоятельная игровая деятельность на участке детского сада (подвижные, сюжетно-ролевые, игры с песком, водой и др.)
В соответствии с планом
и временем проведения прогулки в разных возрастных группах
Вторая половина дня
После полдника и до вечерней прогулки: игровая деятельность детей в группе, самостоятельная и по инициативе воспитателя (все виды игр)
Режимный момент
Рекомендованное время (примерное)
На вечерней прогулке: самостоятельные игры детей и по инициативе воспитателя на участке детского сада
После ужина до ухода домой: игровая деятельность в группе или на участке детского сада (в зависимости от погодных условий)
На планирование конкретного времени игровой деятельности влияют такие факторы, как режим работы дошкольной образовательной организации, время пребывания в ней детей, режим питания.
Рекомендации по планированию игровой деятельности в режиме дня
В утренний отрезок времени, до завтрака, планируются разные виды игр, в зависимости от того, где воспитатель проводит утренний прием детей. Если воспитатель принимает детей на участке, то планируются хорошо знакомые детям игры, в которые они могут играть самостоятельно, а воспитатель в это время может уделить внимание приему каждого ребенка и общению с родителями. Если прием детей проходит в групповой комнате, то планируется свободная игровая деятельность детей, не требующая большой умственной и физической активности (настольно-печатные дидактические игры, конструктивные игры, шашки, шахматы, настольный хоккей, игры-лабиринты и др.). Дети старшего дошкольного возраста с развитым уровнем игровой деятельности быстро самоорганизуются на игру и с удовольствием сами разворачивают сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные и другие виды игр.
После завтрака и до начала образовательной деятельности из-за небольшого отрезка времени не стоит планировать игры с развернутым сюжетом, поскольку детям придется резко прерывать игру в связи с началом занятий, что может отрицательным образом сказаться на их эмоциональном состоянии. Игры в данный период времени возникают по инициативе детей, воспитатель может только что-либо подсказать или посоветовать, например предложить игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные игры и другие, не требующие длительных объяснений со стороны педагога.
В перерывах между непосредственно-организованной образовательной деятельностью детей можно запланировать игры, которые не связаны с большим умственным напряжением, это могут быть хорошо знакомые детям игры с предметами, мячом, с мелким конструктором и др.
Во время дневной прогулки планируется как свободная игровая деятельность детей, так и организованная воспитателем. Основная роль отводится подвижным играм, которые планирует и проводит воспитатель в начале прогулки, если предыдущая деятельность детей была спокойной, и они большую часть времени находились в статистическом положении (сидя за столами). Рекомендуется запланировать и провести две игры: одну — большой подвижности, вторую — более спокойную. Если деятельность детей перед прогулкой была связана с физической активностью (физкультурные, музыкальное занятия), то вначале прогулки следует планировать малоподвижные игры, а в середине прогулки — игры большой подвижности (с бегом, прыжками). Планируются хорошо знакомые детям игры, чтобы в них могли активно участвовать все воспитанники группы. Общая продолжительность игры в среднем составляет: во второй младшей группе — 5—6 мин., в средней группе — 6—8 мин.; в старшей группе — 8—12 мин.; в подготовительной группе —12—15 мин.
Как отмечалось ранее, выбор игр зависит от времени года, погодных условий, игровых предпочтений детей, уровня развития игровой деятельности. В хорошую сухую погоду можно запланировать бессюжетные народные игры с предметами (серсо, кольцеброс, кегли и др.), с детьми старшего дошкольного возраста — спортивные игры (их элементы), такие как футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, городки и др. Весной и осенью, в сырую погоду планируются малоподвижные игры, с незначительной интенсивностью действий и не требующие большого пространства (бессюжетные, сюжетные, народные игры-забавы).
На прогулке воспитатель планирует индивидуальную работу с детьми с использованием игр и игровых упражнений, например метание в цель, игры с мячом, речевые игры для совершенствования двигательных и речевых навыков. В конце прогулки рекомендуется проводить спокойные игры. Планируя игровую деятельность на прогулке, воспитателю следует продумать, какие атрибуты (выносной материал) следует подготовить для проведения различных видов игр на прогулке.
Во второй половине дня основное время отводится самостоятельной игровой деятельности детей, педагог планирует все виды игр (сюжетно-ролевые, подвижные, игры-драматизации, дидактические, строительно-конструктивные и др.). Вечером, перед уходом детей домой, не рекомендуется проводить игры большой подвижности, чтобы избежать излишнего возбуждения детей.
Виды планирования игровой деятельности дошкольников
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает планирование работы по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе на основе интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольников) [2] .
Н. А. Короткова выделила следующие темообразующие факторы, которые следует учесть воспитателю при планировании образовательной работы (табл. 8.3).
Темообразующие факторы планирования образовательной работы
(по Н. Я. Коротковой)
Первый фактор
Второй фактор
Третий фактор
Четвертый фактор
Реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники)
Воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. События, происходящие с героями книги, вызывают интерес к той или иной сфере жизни, могут послужить стимулом для игры
События, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»)
События, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, покемонами, в виде игрушек, наклеек и т. п.)
Выделенные темообразующие факторы следует использовать для гибкого проектирования образовательного процесса с учетом специфики образовательной работы в каждой возрастной группе. В игровой деятельности воспитателю важно соблюсти баланс между реализацией развивающих образовательных задач и актуальными интересами детей, их желаниями и предпочтениями. Основу планирования составляют: ежегодно повторяющиеся лексические темы, например «Времена года», «Одежда, обувь», «Труд взрослых», «Безопасность на дорогах» и др., а также темы, связанные с праздничными событиями: «День знаний», «День города», «День рождения детского сада» и др.
Планируются игры по основным видам деятельности: непосредственная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режиме дня, самостоятельная игровая деятельность детей (табл. 8.4).
Планирование игры по основным видам деятельности
Непосредственная образовательная деятельность (НОД)
Образовательная деятельность в режиме дня
Самостоятельная деятельность
Игры (дидактические, подвижные, речевые, театрализованные, музыкальные и др.) в соответствии целями, задачами и содержанием НОД по областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие и др.)
Организация различных видов игр (подвижных, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых, дидактических и др.), в том числе с воспитателем как партнером по игровому взаимодействию для обогащения игрового опыта детей
Организация педагогической поддержки самостоятельных игр детей, поощрение детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности (выбор тематики, партнеров, атрибутов и т. д.)
В настоящее время используются два основных вида планирования игровой деятельности: 1) перспективное; 2) календарно-тематическое. Сначала составляется перспективный план игровой деятельности, затем на его основе — календарно-тематический план.
Перспективное планирование предоставляет педагогу возможность выстроить образовательную работу в соответствии с программными задачами, предусмотреть применение в разных видах детских игр тех знаний, умений и навыков, которые сформировались у детей в ходе образовательного процесса.
Единой формы планов не существует, каждая дошкольная образовательная организация выбирает наиболее удобную для себя форму планирования. Планы могут составляться как в текстовом варианте, так и с использованием таблиц. Перспективный план составляется на достаточно длительный срок (на учебный год, на полгода, на квартал). Наиболее часто встречающаяся в образовательной практике схема перспективного планирования игровой деятельности представлена в табл. 8.5.
Схема перспективного плана игровой деятельности дошкольников
сюжетноролевая
театрализованная
Автор: Ганжа Римма Владимировна
Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативности? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между нами конфликты и недоразумения? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.
Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Планирование такой сложной деятельности, как игра, представляет затруднения у многих педагогов, особенно начинающих. Кроме того, при анализе и самоанализе педагогического процесса педагоги также нередко испытывают трудности.
Все вышесказанное определило цель создания данных методических рекомендаций: помощь воспитателям ДОУ в планировании, диагностике и анализе различных видов игровой деятельности детей.
-
Многие
заранее планируют тематику игр, которые
часто не сочетаются с работой по
ознакомлению с окружающим. -
В
планах почти не прослеживается
перспектива постепенного формирования
сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение
сюжета часто понимается, как простое
увеличение количества игровых действий,
а не развитие умения творчески
комбинировать игровые эпизоды.
Преимущества перспективного планирования:
-
Можно
предусмотреть последовательное решение
задач по разделу «Игра». -
Воспитателю
легче учитывать и использовать в игре
знания, умения, навыки, получаемые на
занятиях и в повседневной жизни. -
Наряду
с обогащением сюжетной линии можно
постепенно обогащать и способы игрового
воспроизведения действительности. -
Планирование
помогает осуществлять преемственность
в работе воспитателей одной группы.
Перспективное
планирование состоит из 4 граф (аналогично
компонентам комплексного метода):
-
ознакомление
с окружающим; -
обогащение
игрового опыта; -
изменение
игровой среды; -
активизация
общения взрослого с ребенком.
План подготовки к сюжетно-ролевой игре
ТЕМА:
ВОЗРАСТ:
Сроки |
Ознакомление |
Обучающие |
Обогащение |
ПЛАН
ПОДГОТОВКИ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ.
ТЕМА:
ВОЗРАСТ:
Сроки |
Ознакомление |
Развитие |
Создание |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст
детей:
Задачи
по развитию игры:
Задачи
нравственного воспитания:
Предварительная
работа:
Роли:
Основные
сюжетные линии:
Ход
игры (тактика игрового взаимодействия
с детьми):
А)
начало «игры (как подтолкнете детей к
началу игры),
Б)
распределение ролей,
В)
игровые проблемные ситуации для развития
игры,
Г)
завершение игры.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст:
Вид
театра:
Оборудование:
Задачи
по развитию игры:
Развивающие
задачи:
Воспитательные
задачи:
Роли:
Предварительная
работа:
Ход
игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Тема:
Возраст:
Задачи
по развитию игры:
Развивающие
задачи:
Воспитательные
задачи:
Вид
конструирования:
Оборудование:
Предварительная
работа:
Ход
игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст:
Обучающая
задача:
Игровая
задача:
Игровые
правила:
Игровые
действия:
Ход
игры:
Примеры
формулировки задач к сюжетно-ролевой
игре:
Задачи
по развитию игры:
1,5—3
года: Формировать умения осуществлять
условные игровые действия с сюжетными
игрушками и предметами-заместителями,
развертывать цепочку из нескольких
связанных по смыслу игровых действий;
дополнять, продолжать по смыслу игровое
действие партнера-взрослого, а затем
сверстника, словесно обозначать
условное игровое действие.
3—4
года: Формировать умения принимать
и словесно обозначать игровую роль,
реализовывать специфические ролевые
действия, развертывать парное ролевое
взаимодействие, элементарный ролевой
диалог с партнером-сверстником,
самостоятельно подбирать игровые
атрибуты, придумывать вместе с воспитателем
несложный сюжет, использовать
предметы-заместители.
4—5
лет: Формировать умения изменять
ролевое поведение в
соответствии
с разными ролями партнеров, менять
игровую роль и обозначать ее для
партнеров в процессе развертывания
игры, самостоятельно действовать в
соответствии с игровым замыслом, умение
выбирать место, подбирать игрушки,
атрибуты, объединять несколько игровых
действий в один сюжет.
5—6
лет
Формировать
умение выстраивать новые
последовательности событий и при
этом ориентироваться на партнеров-сверстников;
обозначать для них (пояснять) очередное
сюжетное событие, согласовывать свои
действия с действиями партнеров;
развивать сюжет на основе полученных
знаний.
6-7
лет
Формировать
умение творчески использовать в играх
знания об окружающем, самостоятельно
распределять между собой обязанности
и роли, выполнять правила в совместной
игре, формировать умение комбинировать
предложенные самим ребенком и другими
участниками игры события в общем сюжете,
самостоятельно выбирать тему.
Задачи
нравственного воспитания:
1,5-3
года
Вызывать
чувство симпатии к партнеру по игре.
3-4
года
Вызывать
желание участвовать в совместных играх,
проявлять чувство симпатии к партнеру
по игре, дружелюбность.
4-5
лет
Развивать
умение считаться с интересами товарищей,
оказывать посильную помощь.
5-6
лет
Развивать
умение объективно оценивать действия
партнеров, подчинять свое поведение
правилам, бесконфликтно распределять
роли, проявлять дружеские взаимоотношения.
6-7
лет
Учить
считаться с интересами и мыслями
товарищей, проявлять дружеские
взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять
в игре честность и справедливость,
проявлять инициативу, творчество.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #