Сведение вокала с нуля пошаговая инструкция

Парень с девушкой на записи песни

Сведение и обработка вокала с минусовкой.

В этой статье мы рассмотрим принципы поэтапного сведения вокала стандартными плагинами. Техники и плагины которые мы рассмотрим, подойдут для работы в любом редакторе — Reaper, Cubase, Fl studio, Ableton или другом, так как для сведения используются базовые принципы обработки. Данная цепочка сведения подойдет от рэп вокала до рока.

В статье используются популярные плагины, такие как FabFilter, Slate digital, iZotope и Waves.

Как обрабатывать вокал, если он записан
в домашних условиях?

Рассмотрим эти моменты вкратце, так как надеемся, что с вашим вокалом и условиями записи все в порядке.


Прежде чем применять эквализацию и компрессию, важно правильно подготовить вокальную дорожку. Иногда голос пишется в неподготовленном акустическом помещении с явно слышимой реверберацией и посторонними шумами.

1.Нормализация громкости вокала.

Если голос тихо записан его правильнее нормализовать по громкости примерно в -6db. Это даст запас для дальнейшей обработки и для последующего сведения с минусовкой. Нормализацию громкости можно сделать в любой DAW, эта опция называется normalize audio.

2. Удаление реверберации.

Это необходимо только в том случае, если вокал записан в домашних условиях с явными отражениями от стен. Для этого можно применить специальные плагины — DeReverb и др.

3. Чистка от шумов и щелчков.

Голос может быть записан в разных условиях, по этому в каждом случае он требует разной чистки. Лучше всего с этим справляется специальный пакет плагинов для реставрации — iZotope RX.

Подготовка вокала к обработке.

Этим пунктам мало кто уделяет внимания, но они являются важными для достижения коммерческого звучания.

1. Проработка дыхания.

Если применить компрессию без этого пункта, то вздохи станут по уровню громкости такими как основной вокал, что будет звучать неестественно, по этому важно почистить голос от дыхания до компрессии.
За частую в плотном миксе вздохи можно смело удалить, но если песня спокойная и имеет разряженную аранжировку, то удаление дыхания будет звучать не естественно. Пройдитесь по всему вокальному треку, выделите все участки с дыханием и сделайте его тише на 5-8db.
Так же для автоматической чистки дыхания можно использовать специальные плагины, например RX breath control.

2. Проработка сибилянтов.

Если уже до обработок в вокале есть слишком громкие свистящие и шипящие звуки, то лучше всего удалить их вручную еще до компрессии. Конечно после эквализации и динамической обработки эти звуки снова «вылезут», но это уже будет не так явно, а так же облегчат работу компрессора.
Пройдитесь по всему вокальному треку, выделите участки с громкими сибилянтами и сделайте их тише на 5-8db. Так же можно использовать плагин De-esser.

3. Ручная компрессия.

Этому пункту так же мало кто уделяет внимание, а зря. Прежде чем вокал попадет на компрессор, его динамику лучше всего выровнять вручную, делая сильно громкие звуки тише. Благодаря этому дальнейшая работа компрессора будет не заметной и облегчит работу компрессора, сделая звучание голоса мягким и ровным.

Цепочка сведения и обработки вокала.

1. Хирургическая эквализация.

Прежде чем вокал попадет на компрессор и финальную эквализацию, из него нужно убрать все лишнее и сформировать нужный нам тембр. На данном этапе лучше всего работать эквалйзером в «минус», то есть удалять все ненужное,
так как финальный тембр мы сформируем на этапе сведения голоса с минусовкой.

Какие частоты вокала нужно проверить при сведении?


- До 100Гц. Вырезаем низкие частоты Hi-pass фильтром, которые не несут в себе полезных частот для вокала. Обычно это до 100Гц.
— 150-200Гц. В этом диапазоне присутствует плотность и близость голоса. Приберите эти частоты, если вокал слишком бубнит или слишком близко звучит.

- 400-600Гц. В этом диапазоне вокал может звучать как «из коробки». Если это так, то приберите эти частоты узкой полосой эквализации.
1-2кГц. Гнусавость и назойливость. Приберите частоты в этом диапазоне, если вокал звучит резко или с эффектом, что вокалист поет через нос.

2. Компрессия вокала.

После того как мы сформировали нужный нам тембр голоса и убрали все лишнее, можно применять компрессию.

Какой компрессор выбрать?

Для вокала отлично подойдут медленные компрессоры. Самый популярный и универсальный — это имитация железного опто компрессора LA-2A, который имеет автоматические настройки атаки и релиза, что упрощает работу над обработкой не отвлекаясь на подбор параметров. Этот компрессор уже заточен под вокал.
 Так же подойдут универсальные компрессоры FabFilter Pro C2, Waves Rvox, Waves CLA- 2A.

Сведение и обработка вокала

На сколько сжимать вокал?


Это зависит от стиля песни и плотности аранжировки. В большинстве случаев достаточно от 7-10db.

Когда применять параллельную компрессию?


Если после обычной компрессии вокал плохо читается в плотной аранжировке, можно применить параллельную обработку. Для этого применяется быстрый компрессор, например 1176 (waves CLA-76) с сильным сжатием, вплоть до —20db. Далее сильно компрессированный сигнал подмешивается к дорожке голоса в нужном количестве, такой способ дает голосу плотность и разборчивость в миксе.

3. Сатурация вокала.

После того как вокал стал звучать чисто и динамически ровно, ему не помешает хорошая сатурация. Сегодня без сатурации вокала не обходится практически ни один микс.

Какой сатуратор выбрать?


Все сатураторы делают одно и тоже — добавляют четные и нечетные гармоники. Отличие плагинов в том, что производитель добавляет дополнительные настройки, такие как — фильтрация, компрессия, эквализация, лимитирование и тд. Начните с самых простых сатураторов встроенные в DAW в которой вы работаете, далее можно попробовать популярный и гибкий в настройках FabFilter Saturn.

4. Финальная эквализация вокала
.

На этом этапе вокал уже звучит плотно и насыщено, остается немного его «покрасить» и «уложить» в микс. Это можно сделать любым прибором или попробовать для дополнительного окраса использовать Waves SSL G-Equalizer  или подобные ему эквалайзеру.

5. Мастеринг вокала.

Если вы сделали нормальзацию вокала на первом этапе обработки, то громкость вокала уже будет достаточной, что бы сводить его с минусовкой. Если аранжировка уже имеет мастеринг, то вокал на ее фоне будет значительно тише, его нужно лимитировать и уже после этого сводить с музыкой. Так же можно сделать минусовку тише, а уже после сведения применить общее лимитирование.

6. Сведение вокала с минусовкой.

Этот этап не такой сложный как кажется. Если вокал прошел всю цепочку обработки правильно, то он уже будет хорошо «пробиваться» и «читаться» в миксе, нужно лишь немного освободить место под него в аранжировке.

Как освободить место под вокал минусовке?


Найдите фундаментальные частоты вокала, примерно это — 200Гц, 600Гц, 5кГц и приберите эти частоты в минусовке на 3-4db. Не обязательно убирать все 3 частоты, иногда один из диапазонов может уже не мешать вокалу в аранжировке. Попробуйте  FabFilter pro Q3 в режиме сайд-чейн, что бы посмотреть где вокал пересекается с минусовкой.

7. Современная обработка вокала.

Студия звукозаписи Acoustic Records предоставляет видео курс по современному сведению вокала. Курс включает в себя все этапы, от нюансов записи до секретных техник обработки вокала.

Сведение вокала — кропотливый процесс для самых терпеливых. Повернули ручку эквалайзера слишком сильно — голос потерял характер, недокрутили — стал мешать другим инструментам, навалили компрессии — вокал выбился из микса и стал звучать как-то чужеродно. Специально для тех, кто взялся за обработку вокала, компания iZotope опубликовала в своём блоге заметку о сведении голоса с помощью плагина Neutron 2. Из этого материала вы узнаете, в каких частотах живёт вокал, как подчеркнуть сильные стороны любого голоса, избавиться от сибилянтов и устранить частые проблемы дорожек вокала.

Иногда непонятно, что нужно сделать с вокалом, чтобы он звучал отлично. Сведение превращается в утомительное тасование эквалайзеров, лимитеров, компрессоров и ещё десятка процессоров. Мы не знаем, какие проблемы с голосом в ваших миксах, но предлагаем девять советов по сведению вокала.

Частотные диапазоны вокала

советы по сведению вокала

Вокал — штука индивидуальная, каждый голос звучит по-своему. Многое здесь зависит от тембра голоса и доступного вокалисту диапазона. Несмотря на это, существуют несколько диапазонов, по которым нужно пройтись, взявшись за сведение вокала.

Низ

В районе низких частот голос зачастую фильтруется выборочно и аккуратно, а большинство проблем с низом и гулом можно решить самим микрофоном. Во время записи активируйте переключатель низкочастотного обрезного фильтра — это устранить неприятный них ещё на этапе записи. Обычно системы фильтрации, установленные в микрофонах, обрезают сигнал в районе 75 Гц, устраняя только основные проблемы.

Дальнейшие проблемы с низом можно устранить уже в DAW — в зависимости от голоса можно фильтровать вокал до ±100 Гц. Полагайтесь на слух: если голос сам по себе ярко выражен в нижнем диапазоне частот и после обрезки потерял характер — ослабляйте фильтр. Женский вокал можно отфильтровать ещё сильнее.

Если голос вокалиста по характеру напоминает томный вокал а-ля Леонард Коэн или Барри Уайт, не увлекайтесь с фильтрацией. Такому типу голоса нужно больше низких частот.

Полнота и объем в районе 150 Гц

Если голосу не хватает полноты, ищите её в районе 150 Гц. Некоторые певцы сами по себе звучат тонко и «в нос», их голосу не хватает мяса. Усиление этого диапазона добавит больше сочности звучанию.

Пластиковость и пустота в районе до 500 Гц

Если вокальный трек страдает от нехватки объёма и пластиковости (коробковитости) звучания, исследуйте зону до 500 Гц. Если в этом пределе проблема не обнаружится, поднимайтесь выше до 800 Гц.

При обрезке всегда используйте очень узкую Q (форму кривой эквализации). Причина такого проста: точечное устранение проблем. Слишком широкая кривая может случайно отрезать лишнее в соседних диапазонах, что лишит голос естественности.

Нозальность в районе 1 кГц

Если голос звучит так, будто вокалист поёт «в нос», ослабьте зону в пределах 1 кГц. Главное здесь не перестараться: слишком сильная обрезка этого диапазона сделает звучание намного хуже — лучше пусть поёт в нос, чем звучит вообще не пойми как.

Присутствие в районе 5 кГц

Если вокал не может пробиться через микс, добавьте присутствия в районе 5 кГц. Усиление этой зоны немного выдвинет вокал на передний план и поможет голосу найти свое место на фоне других инструментов.

Резкость, шипение и сибилянты в районе 7 кГц

Пение некоторых вокалистов отличается большим количеством сибилянтов — шипящих и свистящих призвуков на буквах С, Ш, Ж, З, Щ. Из-за того, что в этих звуках слишком много динамики и атаки, они режут слух. Когда певец подходит слишком близко к микрофону, это естественным образом усиливает низкие частоты и сибилянты. По той причине, что вокалисты никогда не стоят на месте при записи и постоянно двигаются, даже самые крутые дубли местами заплывают низом и резкими звуками.

Про низ мы уже говорили, а что касается сибилянтов, то в мужском голосе они живут в диапазоне от 3 до 7 кГц, в женском — от 5 до 9 кГц. Найти точные места можно только опытным путем, но искать нужно именно в этих пределах. Для начала ослабьте зону в районе 7 кГц — так подобные звуки станут менее чёткими и перестанут бесконтрольно вырываться вперёд. Устранить такие звуки можно также с помощью де-эссера или компрессора, настроенных на зону сибилянтов.

Использование Track Assistant в продуктах iZotope

izotope track assistant

Обычно на дорожке вокала висит эквалайзер, пару компрессоров, гейт, де-эссер и что-нибудь ещё. Если вы новичок и не большой мастер обработки сигнала, попробуйте плагины от iZotope, например, iZotope Neutron 2. Такой ход удобен по двум причинам.

Во-первых, в его составе присутствуют модули эквалайзера, компрессора и других эффектов — можно заменить пачку плагинов одним. Во-вторых, в Neutron добавлена отличная штука — Track Assistant. Умный помощник автоматически анализирует поступающий с дорожки сигнал и подбирает модули и настройки так, чтобы улучшить аудио.

Что хорошо: Track Assistant не тиран и довольно сговорчивый парень. Не понравилось то, что выбрал искусственный интеллект — уберите модули или измените их настройки. При этом по Track Assistant можно увидеть существующие проблемы записанного вокала — удобно для начинающих, которые только разбираются в сведении.

Добавление лампового налёта, чтобы помочь вокалу пробиться через микс

сведение вокала, советы по сведению вокала

Ламповые микрофоны, усилители и компрессоры популярны по той причине, что добавляют любому сигналу приятные гармонические искажения. В составе все того же iZotope Neutron 2 присутствует модуль Exciter с X-Y-регулятором. Перемещая указатель по панели, можно получить лампоподобные искажения или небольшой налёт винтажной сатурации (или и то, и другое сразу).

Управление модулем эксайтера довольно простое: регулятор Drive отвечает за количество обработки, Blend за соотношение исходного и обработанного сигнала, X-Y за соотношение типов искажения. В дополнение к ним предусмотрены три режима пре: Full, Defined, Clear. В зависимости от выбора, эксайтер изменит частоты в районе нижней середины (полнота и мясо вокала, о которых мы говорили) или верхней середины (присутствие).

Устранение предыханий и фонового шума

сведение вокала, советы по сведению вокала

Когда певец стоит в вокальной комнате, микс в наушниках может просачиваться сквозь амбюшуры и чашки, и захватываться микрофоном. Иногда вы ничего не можете с этим сделать: все зависит от того, как громко играет микс, как близко стоит вокалист к микрофону, какие наушники используются. Всё, что вам остаётся в такой ситуации — вырезать все регионы, где вместо тишины слышны отголоски микса.

Если убрать такие моменты не получается, нужно понизить их уровень так, чтобы они не были заметны. С этим справится гейт. В том же iZotope Neutron 2 модуль гейта можно гибко настроить, указав ему разный порог срабатывания для тех мест, где вокалист молчит и где поёт.

В отличие от большинства гейтов, модуль гейта в Neutron 2 очень наглядный: в интерфейсе отражается вся дорожка в мельчайших подробностях и специальная линия порога срабатывания. Линия работает аналогично кривым автоматизации — можно настроить работу гейта хоть посекундно.

АЧХ микрофона как подсказка при сведении

Когда музыканты берутся за сведение вокала, то не всегда знают с чего начать и что именно нужно сделать с голосовой дорожкой. На самом деле все несколько проще: если не брать в расчёт особенности голоса, то многое о дальнейших действиях подскажет сам микрофон и его АЧХ.

Возьмём для примера популярный Shure SM57. Этот микрофон отличает немного шипящее звучание из-за мощного подъёма в верхней середине, в пределах 3-7 кГц. Буст в верхней середине пригодится на концертах, когда вокалу важно пробиться через плотный живой микс. Усиление в районе 5 кГц — настоящий подарок для вокалиста и звукорежиссера, так как голос отчётливо будет слышен в мониторах.

АЧХ Shure SM57

Тем не менее в условиях студии такое усиление станет проблемой, особенно если голос вокалиста сам по себе достаточно резкий и звонкий. Накладываясь на особенности звучания SM57, верхняя середина станет просто убийственной из-за «двойного» буста.

Посмотрев на АЧХ микрофона и зная вокал певца, можно уверенно ослаблять диапазон 3-7 кГц, чтобы обуздать верхнюю середину. Несмотря на то, что частоты в этих пределах обычно принято усиливать, чтобы голос пробился сквозь микс, в случае с резким вокалом и SM57 такое решение только навредит проекту.

Вывод простой: прежде чем делать сведение вокала, изучите АЧХ микрофона, которым записывали голос. Это даст множество полезных подсказок, с чего начать работу.

Раскрытие бэк-вокала

сведение вокала, советы по сведению вокала

Если вокал и бэк-вокал записывал один человек, то выстраивание сбалансированной вокальной картины зачастую превращается в испытание. Из-за идентичного тембра одни слои вокальных гармоний скрывают другие слои, а отличия между вокалом и бэк-вокалом исчезают. Исправить ситуацию можно с помощью функции Masking в эквалайзере iZotope Neutron 2.

сведение вокала, советы по сведению вокала

Суть функции похожа на сайдчейн. Звукорежиссер указывает эквалайзеру на вторую дорожку бэк-вокала, плагин балансирует настройки так, чтобы оба сигнала было отчётливо слышно. Если на дорожках основного и бэк-вокала висит по копии Neutron, то эквалайзер может даже показать проблемные места, в которых происходит маскировка и нежелательное слияние сигналов.

Эквализация перед компрессией

эквализация вокала

Когда нежелательные частоты в сигнале попадают в компрессор, они нарушают его работу: процессор может слишком активно подавлять гейн. Именно поэтому компрессор лучше ставить за эквалайзером — так вы отрежете все лишнее до того, как оно отправиться на дальнейшую обработку.

компрессия вокала

Разработчики мультиэффектов и комплексных инструментов обработки знают об этом — в большинстве пресетов эквалайзер всегда будет стоять перед компрессором. Помните, что задача эквалайзера — скорректировать сигнал, а компрессора — украсить его.

Расширение звучания вокала и искусственный бэк-вокал

Чтобы добиться очень объёмного и широкого звучания вокала, можно воспользоваться приёмом Бьёргвина Бенедиктссона. Работая с голосом, Бенедиктссон создаёт три шины для вокала, каждая из которых по-своему обрабатывает голос.

Обработка вокала

Шина 1

Шина для дабл-трека (дублирующая шина). На эту шину помещаются дилэй, а также плагины Waves Doubler и/или Waves ADT Reel To Reel. Задача этой шины — создать ощущение дабл-трека. Пригодится, если у вас нет возможности записать бэки или продублировать основную линию голоса. Очень короткий дилэй здесь служит лайфхаком, расширяющим звучание.

Внутри стереодилэя выставите соотношение каналов так, чтобы слева задержка составляла 21 мс, а справа — 29 мс. С помощью питчшифтера повысьте или понизьте вокал примерно на 10 центов. Звучание должно быть естественным и похожим на обыкновенный бэк-вокал.

Шина 2

Шина для дополнительной реверберации. Работает, которая работает параллельно основной шине реверберации для инструментов. Разница в том, что реверберация для инструментов склеивает элементы микса между собой, а реверберация для вокала помогает найти идеальное звучание голосу.

Конкретные настройки шины зависят от того, какое звучание вы ищете. Вокалу с множеством длинных и тянучих нот (например, как у Селин Дион в «My Heart Will Go On») подойдет большая и долгая реверберация. Если вокальная дорожка быстрая, с большим количеством слов, то нужна небольшая и короткая реверберация — длина и объем быстро смешают все в кашу.

На самой шине Бенедиктссон помещает компрессор, стереодилэй и ревербератор. Компрессия дополнительно сжимает сигнал и придаёт звуку мощи, дилэй настраивается на долгую задержку и служит в качестве дополнения к реверберации, расширяя стереокартину. В роли ревербератора Бьёргвин использует плагин Valhalla Room или эмуляцию EMT 140 Plate. Работая вместе, эффекты создают ощущение глубины и пространства у вокала.

Шина 3

Третья шина — источник объёмного звука. На эту дорожку Бьёргвин добавляет компрессию и плагин стереорасширителя (например, Waves S1 Stereo Imager). Сигнал дорожки вокала направляется на эту шину в максимально возможном количестве (голос должен оставаться читаемым). В итоге три шины вместе дают очень богатое и широкое звучание, которое сложно получить при обработке только дорожки вокала.

Смесь разных видов компрессии

компрессия вокала

Зачастую звукорежиссеры совмещают несколько компрессоров, используя их параллельно. Решение правильное: зачем ограничивать себя одним компрессором, когда можно использовать всё и сразу? В том же Neutron 2 присутствуют два модуля компрессора — пользователь может использовать их раздельно или вместе, друг за другом или по отдельности, настраивать соотношение исходного и обработанного сигнала для обоих компрессоров. Точно такого же эффекта можно добиться с любыми двумя, тремя компрессорами.

компрессия вокала

Допустим, вы используете оба компрессора Neutron 2. Активируйте первый модуль в качестве многополосного компрессора в цифровом режиме, а второй — однополосного винтажного компрессора. Настройте первый процессор так, чтобы он выдавал полностью обработанный сигнал и работал с вокальной динамикой. Второй компрессор можно расположить за первым в качестве украшающего инструмента для скомпрессированного сигнала — соотношение Wet/Dry в таком варианте можно выставить на 60/40.

Правило девяти: как сделать обработку вокала?

Несколько простых советов помогут придать записи вашего голоса профессиональное звучание. Мы расскажем, как правильно обработать вокал в редакторе АудиоМАСТЕР, и покажем эффекты, которыми пользуются музыканты.

Что такое обработка вокала?

Обработка (она же мастеринг вокальной партии) нужна для подготовки к сведению трека, то есть к соединению голоса с другими дорожками, например с гитарной партией или битом. В процессе корректируют ошибки исполнения и посторонние звуки. При необходимости вырезают лишние фрагменты и накладывают эффекты.

Отличное исполнение и хорошие условия записи упрощают задачу, но не отменяют мастеринга. Правильная обработка подчеркивает тембр голоса, задает подходящее настроение и выделяет нужные моменты песни. Кроме того, некоторые эффекты можно создать только искусственно — с помощью софта. Так, например, без редактора не добиться «роботизированного» пения, а без плагина лампового усилителя не создать звук виниловой пластинки.

Базовая цепочка обработки вокала

Автор может менять последовательность сведения вокала, меняя этапы местами. Набор действий зависит от задачи: некоторые шаги могут вообще не пригодиться, а некоторые — нужно будет повторить.

Обязательно сохраняйте исходники и работайте только с копиями аудиофайлов. Не все ошибки мастеринга можно отменить или исправить. Если у вас не будет резервных материалов, голос придется записывать заново.

Проверка всего материала

Прослушайте все записи. Обратите внимание, насколько они соответствуют основной идее. Запомните ошибки и недочеты (случайный звук на фоне, перегруз и прочее), чтобы в дальнейшем их исправить. Если дефектов слишком много, подготовьте еще несколько дублей.

В дальнейшем можно комбинировать разные части, например взять припев из одного файла, а куплет — из другого. Поэтому не обязательно перезаписывать партию целиком.

Исправление проблем с синхронизацией вокала

Вокальная дорожка должна соответствовать темпу и тональности инструментальных партий. Если вокалист сфальшивил, проблему решит автотюн (без характерных искажений). Исправить темп сложнее. Повышение или понижение скорости воспроизведения голоса (питч) заметно меняет его звучание — это можно услышать в примере ниже. Попытайтесь разрезать партию на отдельные аудиоклипы и вручную сдвигайте их по таймлайну, чтобы «подогнать» к темпу. Если это не поможет, придется перезаписать неудачные фрагменты.

Cведение голоса


Работа с питчем в АудиоМАСТЕРе

Чистка от вздохов, шумов и щелчков

На восприятие композиции влияет каждый звук, поэтому все лишнее может испортить трек. Слишком громкие вздохи, щелчки и прочее удалить легко. Достаточно выделить соответствующие фрагменты осциллограммы и нажать Delete на клавиатуре. Если звук накладывается на голос, например, во время исполнения под окнами сработала автосигнализация, полностью устранить такой дефект не получится. Лучше сделать новый дубль.

Отдельную проблему представляют фоновый шум и электрические наводки — характерное шипение и гул. Они возникают из-за проблем с оборудованием: дешевых компонентов, плохого контакта в разъемах, кабелей с недостаточным экранированием. Незначительный уровень шума есть всегда и это почти незаметно при прослушивании. Более высокие помехи можно убрать при мастеринге. Однако сильное шумоподавление делает звучание плоским, «съедает» объем, поэтому придется смириться с артефактами или модернизировать студию.

Нормализация громкости вокала

Под этим понимается выравнивание уровня громкости (динамики) до определенного значения (обычно — до 0 дБ). Действие упрощает дальнейшее сведение: вокалист не будет слишком тихим на фоне инструментов и в то же время не уйдет в перегрузку (не будет клиппинга — когда динамика превышает максимально допустимое значение, появляются искажения). Нормализация нужна не только при обработке вокала, но и при записи подкастов.

В АудиоМАСТЕРе за нормализацию отвечает функция «Выровнять громкость». Результат можно оценить по осциллограмме. В нормальной ситуации рисунок будет равномерным и идти близко к верхней границе.

Нормализация громкости вокала


Звуковая дорожка с вокалом до нормализации

Звуковая дорожка музыкальной композиции


Звуковая дорожка после нормализации

Возможны кратковременные (на доли секунды) всплески. В этом случае нормализация не поможет — алгоритм будет ориентироваться на пиковые значения, а аудиозапись останется тихой. Такая проблема легко решается компрессией, о которой мы расскажем ниже.

Учитывайте особенности трека. Иногда какие-то фрагменты намеренно исполняются тише других, например сначала полушепотом, а затем — криком. Это также сказывается на результате нормализации. В некоторых случаях лучше разрезать «тихие» и «громкие» фрагменты, а затем нормализовать их по отдельности.

Компрессия

Устраняет кратковременные всплески, благодаря чему громкость меняется более равномерно. После компрессии звук становится тише, поэтому нужна повторная нормализация. Учитывайте, что слишком сильная компрессия (проведенная несколько раз или с завышенными параметрами) портит звучание — оно становится «пережатым». Поскольку на динамике могут сказываться другие эффекты, стоит продумывать последовательность действий, например делать компрессию в последнюю очередь.

Реверберация и дилей

Реверберация в музыке — это эффект, похожий на эхо, но без явных повторов звука. Такие повторы создаются дилеем (Delay — задержка). Оба эффекта с небольшой интенсивностью добавляются почти всегда, благодаря чему звучание становится более естественным. Избыточная задержка и реверберация создаются намеренно, например если нужен эффект звучания в пещере или пустом зале.

Реверберация и дилей


Работа с реверберацией и дилеем в АудиоМАСТЕРе

Когда проводится сведение голоса, избавиться от эха сложно. Специальные функции не убирают его полностью или создают нежелательные искажения. Поэтому запись делается в небольшом помещении со звукопоглощающим покрытием. Как более доступный вариант, можно использовать кардиоидный (однонаправленный) микрофон.

Эквализация или частотная обработка вокала

Эквалайзер усиливает или, наоборот, подавляет выбранные частоты. Таким образом можно подправить тембр и убрать нежелательные тональности.

Существуют параметрические и графические эквалайзеры. Параметрические воздействуют только на выбранный диапазон. Обычно используются для индивидуальной обработки дорожек. Графические — меняют в том числе близкие частоты (выше и ниже по диапазону). Подходит для финального тюнинга всей композиции.

Эквализация или частотная обработка вокала


Настройка эквалайзера в АудиоМАСТЕРе

Сатурация (гармонизация)

Гармонизация добавляет незначительные искажения при пиковых уровнях громкости, смягчает их. В результате звучание становится «бархатнее», атмосфернее, приятнее на слух. Такой эффект ранее возникал из-за особенностей лампового оборудования. Сейчас же «теплый ламповый звук» имитируют плагинами, фильтрами и устройствами.

Добавление атмосферы

Дополнительные звуки (шаги, шум ветра или дождя и прочее) могут дополнить композицию. Также они расставляют акценты — играют роль своеобразной перебивки. Например если песня посвящена поездам, можно наложить стук колес, а перед припевом — паровозный гудок.

Добавление атмосферы


Добавление атмосферных звуков в АудиоМАСТЕРе

Послушайте, что получилось после редактирования трека:


Включите звук, чтобы прослушать аудиозапись

Как придать вокалу стиль?

Стилизовать звучание музыкальной композиции можно при помощи специальных эффектов. Покажем на примерах, как обрабатывают вокал для популярных исполнителей.

Автотюн

Изначально создавался, чтобы исправлять фальшивости в мелодии и голосе. При умеренной интенсивности подгоняет тональность акапеллы (вокала) к тональности минуса (инструментальной партии без голоса). Более высокие значения создают своеобразное искажение голоса.

Пример автотюна

Пример автотюна в песне NILETTO «Карамель» (23-я секунда)

Задержка (дилей)

Создает повторение звука. В сочетании с реверберацией имитирует эхо. Если поэкспериментировать с параметрами, можно создавать эффект колодца, пещеры, пустых помещений и прочего.

Пример дилея

Высокий дилей в песне Shakira «Waka Waka» на 2:26 мин.

Искажение

Дисторшн (Distortion) добавляет эффект перегруза с дополнительными искажениями по разным частотам мелодии. Звучание становится более резким и грубым.

Пример искажения

Дисторшн вокала у Depeche Mode «My Cosmos Is Mine» (35-я секунда)

Выборка

Плагины с этим эффектом создают несколько виртуальных дорожек. На каждой из них выбирают определенный диапазон частот и добавляют различные искажения. Затем виртуальные дорожки автоматически соединяются с оригиналом, что создает интересное полифоническое звучание.

Пример выборки

Выборка вокала в припеве Zedd и Alessia Cara «Stay» (48-я секунда)

Расширение и панорамирование

При сведении голос и инструменты всегда «расставляются» в пространстве — по отдельности смещаются (с определенным значением) к левому или правому каналу либо оставляются в центре. Иначе трудно расслышать каждую партию. Некоторые плагины модифицируют эту технику. Например, обрабатывают дорожку так, чтобы она звучала одновременно справа и слева (расширение). Положение в пространстве может меняться— источник будет «вращаться» вокруг слушателя или «перемещаться» по другой траектории (панорамирование).

Пример панорамирования

Панорамирование вокала на 2:35 мин Skrillex «Bangarang»

Пример расширения

Расширение вокала + дисторшн у Solitary Experiments «No Salvation» (29-я секунда)

Обратный вокал

В этом случае аудиозапись воспроизводится в обратном порядке (на реверсе). Плагины могут усложнять эффект: добавлять реверс через некоторые промежутки времени, сдвигать определенные частоты, добавлять искажения и совмещать все перечисленное с необработанным оригиналом.

Пример обратного вокала

Обратный вокал как вступление к песне Iron Maiden «Still Life»

Сдвиг по частоте

Звук в заданном частотном диапазоне смещается и к нему добавляются искажения. Иногда напоминает автотюн.

Пример сдвига

Сдвиг голоса по частоте есть в треке GTA «Red Lips»

Телефонный эффект

Совмещает в себе эквалайзер и дисторшен. Все частоты, вне достаточно узкого диапазона, обрезаются, а затем накладываются незначительные искажения. Звучание имитирует старые проводные телефоны.

Пример телефонного эффекта

Эффект использовался в песне Зверей «Дожди-пистолеты» (1:50 мин)

Робот

Вокодер (отдельное устройство, плагин или функция синтезаторов) изменяет человеческую речь так, что она становится похожей на голос робота. Манера исполнения оригинала сохраняется. При некоторых настройках различим тембр вокалиста. Эффект достигается за счет сложной комбинации фильтров и генераторов сигнала.

Пример вокодера

Вокодером обработан припев у Beastie Boys «Intergalactic» (39-я секунда)

Итоги

Теперь вы знаете, как правильно обрабатывать голос. При помощи программы АудиоМАСТЕР вы можете подготовить материал к дальнейшему сведению. В вашем распоряжении будут эквалайзер, а также функции реверберации, нормализации, атмосферы и питча.

Приемы музыки, которые вы услышали в примерах известных треков, создаются отдельными плагинами. Обычно в них есть предустановленные варианты, что упрощает и ускоряет мастеринг.

Часто задаваемые вопросы

Какие частоты вокала нужно проверить при сведении?

Обычно первыми обрабатывают частоты в двух диапазонах: 300 и 3000-4000 Гц. Также учитывают конкретную манеру исполнения и тембр голоса.

Что такое сибилянты?

Свистящие согласные звуки. Из-за особенностей дикции исполнителя, плохих условий записи и некачественного микрофона могут выделяться из вокальной партии. В некоторых случаях проблему удается исправить при мастеринге.

Что такое нью-йоркская компрессия?

Прием, при котором сводятся обработанная и необработанная партия. Они дублируются на разные дорожки. Метод также называется параллельной компрессией.

Вас также может заинтересовать

Научиться микшировать вокал — это целое искусство. В конце концов, человеческий голос — один из самых динамичных инструментов. Вокальный звук может сбрасываться в широком диапазоне частот, при этом каждое вокальное исполнение является уникальным.

Поскольку вокальные дорожки часто служат связующим звеном каждого трека, отличный вокальный микс может легко отделить любительский микс от профессионального. Хотя микширование вокала, несомненно, пугает, если вы будете следовать проверенным и верным методам обработки, вы обязательно получите отличный вокальный микс.

В этой статье мы поделимся исчерпывающим руководством о том, как микшировать вокал для профессионального микса. Мы разберем причины, стоящие за определенными техниками микширования вокала, чтобы вы могли понять «почему», стоящие за каждым этапом, и придать им свой собственный смысл. Давайте погрузимся в это!

16 шагов к микшированию вокала

Без лишних слов, вот абсолютно основные этапы микширования вокала. Не все вокальные записи будут обрабатываться именно в таком порядке, но эти ключевые шаги являются основными для обработки вокального исполнения.

  1. Подготовка вокалиста
  2. Не относитесь к записи легкомысленно
  3. Организуйте свою сессию и составьте план игры
  4. Устранение явных дефектов
  5. Создать вокальную композицию
  6. Коррекция высоты
  7. Автоматизация усиления
  8. Постановка усиления
  9. Субтрактивный эквалайзер
  10. Используйте дезсредство
  11. Компрессия
  12. Тональный эквалайзер
  13. Дополнительное сжатие и пространственные эффекты
  14. Освобождение места в миксе
  15. Автоматизация объемов
  16. Последние штрихи

Шаг 1: Подготовка вокалиста

Прежде всего, важно, чтобы ваш вокалист понимал, как наиболее эффективно исполнять его вокал. Если кто-то записывает вокал в стиле рэп, вы наверняка настроите микрофон иначе, чем для записи оперного вокала. Главное, что к каждому вокальному миксу нужно подходить по-разному, начиная с начального процесса записи.

Если ваш вокалист относительно новичок в студийной записи, посоветуйте ему уменьшить количество согласных звуков при подаче вокала и покажите, где он должен стоять во время пения, чтобы микрофон работал правильно. Работа с динамикой начинается с
правильного расположения микрофона и вокалиста
, поэтому прежде чем нажимать кнопку «запись», убедитесь, что вокалист чувствует себя комфортно и точно знает, что нужно делать.

Записываете
ли вы
свой вокал
? Если да, то обязательно отдохните и наберитесь сил перед сессией, чтобы с первого раза получить вокал студийного качества. Вам нужно убедиться, что вы знаете наизусть текст песни и несколько раз отработать вокал без микрофона, чтобы убедиться в том, что вы отточили свой любимый вокал.

Шаг 2: Не относитесь к записи легкомысленно

Второй этап создания отличного вокального микса — это получение отличной записи. Предварительное микширование так же важно, как и постмикширование, поэтому не упускайте эти шаги. Вот несколько общих советов по сведению вокала, о которых следует помнить на этапе записи.

Удаление нежелательных фоновых шумов

Для начала нужно максимально изолировать вокал. Ваша комната должна быть достаточно «мертвой», так что если вы будете хлопать, вы не услышите ни
эха
, ни отражения звука от панелей в вашей DIY вокальной кабине.
Акустическая обработка
также имеет большое значение, но сделайте все возможное, чтобы сохранить звук вокала как можно более чистым. Использование профессиональных звуковых панелей, пенопласта, басовых ловушек и всего, что можно сделать для устранения нежелательных шумов, всегда является отличным подходом.

Выберите правильный микрофон

Убедитесь, что вы выбрали правильный микрофон в зависимости от вокалиста и типа сессии. Ленточные, конденсаторные и динамические микрофоны имеют кардинально разные звуковые профили, поэтому убедитесь, что вы знаете свое оборудование. Это обеспечит лучшее звучание вокала и защитит ваше оборудование на долгие годы.

Не забудьте также рассмотреть возможность использования аппаратного оборудования, такого как предусилители и
компрессоры
. Заранее протестируйте свою вокальную цепочку и при необходимости скорректируйте ее вместе с вокалистом.

Получите больше, чем нужно

Если есть сомнения, запишите еще один вокальный дубль. Всегда лучше иметь больше, чем нужно, и вы должны стремиться к тому, чтобы у вас было как минимум 3 хороших вокальных записи, прежде чем переходить к
этапу микширования
. Вам также стоит принять во внимание дублирование вокала, запись дублей с левой и правой стороны микрофона или запись
гармонии
для использования в будущем миксе.

Извлеките как можно больше пользы из вокальной сессии, чтобы избежать повторных записей в будущем. Проверяйте вокал в течение всей сессии на наличие признаков клиппирования или чрезмерного пиканья. Настройки микрофона и входа должны соответствовать потребностям каждого отдельного вокалиста.

Шаг 3: Организуйте свою сессию и составьте план игры

Как только вы закончили запись, пришло время организовать сессию. Пометьте вокал, гармонию и бэк-вокал соответствующим образом и сохраните проект как отдельную сессию.

Это следует сделать до начала каких-либо манипуляций с вокалом, на случай если вам понадобится вернуться к исходным записям. Неплохо также сделать резервную копию оригинального вокала на отдельном диске или в облачном хранилище. Неизвестно, может ли ваш клиент запросить их в будущем, и просто полезно иметь их в отдельном месте на случай, если вы потеряете локальную копию.

Прежде чем приступить к микшированию, определите, каким будет ваш микс по отношению к остальной части проекта. Несмотря на то, что для вокального микса не существует каких-либо непреложных правил, некоторые жанры обладают определенными характеристиками звучания, о которых стоит помнить при подготовке к микшированию.

Хип-хоп

Хип-хоп вокал обрабатывается так, чтобы быть впереди и в центре, с
большим количеством компрессии
, а иногда и более стилистических эффектов, таких как заметный автотюн или искажение. Также заметно присутствие определенных частот в верхне-среднем диапазоне, что может быть менее заметно в эстрадном вокале.

Поп и R&B

Поп- и R&B-вокал стремится к четкому звучанию с тонкой коррекцией высоты тона. Вы хотите получить динамически последовательный вокал с большим количеством блеска и мерцания в верхней части частотного спектра.

Рок и металл

Рок и металл имеют более мягкое, агрессивное звучание с большим количеством вокальной компрессии. В зависимости от стиля трека, вокал может располагаться дальше в миксе по сравнению с поп-музыкой.

EDM

EDM или электронная музыка часто использует полированный подход эстрадного вокала, но с более тяжелой, очевидной обработкой. Этот вокал отстроен до совершенства.


Джаз

Джазовая музыка стремится к созданию как можно более чистого вокального трека. В джазе вы захотите оставить нетронутой основную динамику, чтобы сохранить ощущение живого исполнения в студийной записи.

Шаг 4: Удаление явных дефектов

Теперь, когда вы все упорядочили, самое время начать сканирование вокальных дорожек. Проверьте все очевидные недостатки — это может быть громкое дыхание, шумы в записи или проблемы с синхронизацией — и исправьте их. Постарайтесь сделать как можно больше в самом аудиофайле, прежде чем прибегать к эквалайзеру или внешним плагинам.

Вы также можете отметить все резкие участки в вокальной записи, чтобы устранить их позже. Координация цветов и маркировка — ваши лучшие друзья в этом процессе! Делайте пометки о том, на что вы, возможно, захотите обратить внимание в дальнейшем в вашем миксе, чтобы у вас была четкая отправная точка.

Шаг 5:Создание вокальной композиции

Пришло время собрать вокальную композицию для ведущего или основного вокала вашего трека. Для этого внимательно прослушайте каждый вокальный трек, чтобы выбрать лучшее вокальное исполнение. Это отличная идея — прослушать те же 2 бара одной и той же секции для каждого дубля вместо того, чтобы прослушивать каждый дубль полностью, чтобы принять решение.

Наши уши могут удерживать только очень много информации одновременно, поэтому оценивайте вокал по одному треку за раз. Убедитесь, что вы слушаете сухой вокал, чтобы получить наиболее точное представление о вокальной записи.

Соедините вокальные дорожки в одну единственную вокальную дорожку, которая будет служить вашим вокальным компом. Не волнуйтесь, если вы заметили проблемные частоты или перегруженный микс на вашем компе: Все эти проблемы будут решены в дальнейшем. На этом этапе вы просто хотите, чтобы ваш вокал был сведен наилучшим образом.

Вы также можете определить самые громкие пики в вокальной композиции и уменьшить усиление для каждого из этих отдельных участков. Однако не беспокойтесь о том, чтобы делать это вручную. Ваш компрессор поможет в этом, но использование ручного уменьшения усиления на самых громких пиках в вашей музыке может облегчить автоматизацию усиления в дальнейшем.

Контрольные дорожки

Всегда полезно иметь эталонный трек на любом этапе процесса создания музыки, особенно пока вы еще тренируете свой слух. Возьмите
отмастерингованный
трек, который имеет схожую вибрацию с той сессией, которую вы продюсируете, и принесите его на сессию микширования вокала.

Таким образом, вы сможете легко вернуться к уровням и общему миксу аналогичного трека. Это очень полезно для тренировки слуха и облегчит вам работу над вокалом для радио, пока вы еще только начинаете вникать в суть дела.

Шаг 6: Коррекция угла наклона

Практически в каждой студийной записи используется та или иная форма коррекции высоты тона, хотя в некоторых миксах эффект более тонкий. Однако не заблуждайтесь: применение питч-коррекции — это не обман. В большинстве случаев она является важной частью процесса микширования вокала, который превращает отличный вокал в вокал, готовый для радио.

Если вы не хотите добиться стилистического эффекта, используйте плагин с тонкими настройками, чтобы он не удалил все человеческие черты из вокала. Я решил использовать плагин Waves Tune Real Time, который сглаживает тональные качества без излишней очевидности. Вы можете добавить коррекцию высоты тона с помощью любого из распространенных плагинов автонастройки, таких как Autotune, Melodyne или недавно появившийся Metatune.

После обработки сведенного вокала с помощью питч-коррекции, возможно, имеет смысл распечатать вокал для экономии вычислительной мощности. На всякий случай рекомендуется сохранить отдельную сессию или создать копию вокала, настроенного вживую.

Шаг 7: Добиться автоматизации

Автоматизация снижения усиления — один из самых важных вокальных процессов, помогающий уменьшить динамический диапазон вашего вокала, не забирая при этом слишком много энергии. По сути, целью снижения усиления является создание равномерного звучания на протяжении всего трека, без слишком больших различий в динамическом диапазоне или воспринимаемой громкости одного и того же трека.

Один из лучших советов по сведению вокала — использовать для этого процесса плагин усиления, а не регулятор громкости, поскольку он пригодится для потенциальной автоматизации громкости в дальнейшем. Просто автоматизируйте плагин усиления так, чтобы ваш вокал оставался на более или менее одинаковой амплитуде на протяжении всего времени.

Этот процесс может быть утомительным, но вы также можете использовать плагин усиления, например, Waves vocal rider, чтобы автоматизировать основную часть автоматизации усиления. Если вы обнаружите, что автоматизация вносит нежелательный низкоуровневый шум, используйте плагин noise gate, чтобы отсечь любой звук ниже заданного порога.

Для этого процесса подойдет любой плагин шумового гейта, но вам, возможно, придется поиграть со временем атаки, чтобы убедиться, что гейт не вырезает ключевые части вашего вокала.

Шаг 8: Постановка усиления

Выравнивание
усиления
— это причудливое слово для обеспечения того, чтобы ваш микс не был пиковым. Это означает, что каждый из ваших треков должен быть настроен на определенный уровень, чтобы мастер-фейдер не поднимался выше 0 дБ. Большинство советов по микшированию советуют обеспечить «запас», чтобы легче было делать мастеринг вашего трека.

Таким образом, ваш главный эквалайзер должен находиться где-то между -3 и -6 дБ, когда вы закончите микширование. Просто опустите фейдеры каждого трека и отрегулируйте разные треки по своему вкусу. Помните, что вашей конечной целью должно быть создание микса с достаточным запасом по уровню, чтобы его можно было без проблем свести.

Регулировка усиления также дает вам возможность проверить, какие элементы являются наиболее важными в данной сессии. Как правило, вокал и/или барабаны будут наиболее выдвинуты вперед или представлены в миксе, поэтому эти элементы могут оказаться на самых высоких фейдерах в вашей сессии.

Шаг 9: Эквалайзер

Если вы еще не сделали этого, пришло время использовать
процессы
субтрактивного и аддитивного
эквалайзера для устранения проблемных частот
из вашего вокала. Вот некоторые из основных инструментов, которые вы можете использовать для очистки вокала:

Фильтрация низких или высоких частот

Эти фильтры используются для отсечения ненужных частот на верхней и нижней границах частотного спектра. Фильтр высоких частот можно использовать для отсечения низких звуков, которые не должны быть слышны в вокале. Фильтр низких частот может отсечь ненужный воздух в верхней части трека.

Фильтр для полок

Полочный фильтр можно использовать для усиления определенного диапазона частот, обычно в верхней или нижней части трека. Возможно, стоит использовать динамический эквалайзер для таких типов обработки, чтобы ваш фильтр автоматически настраивался в зависимости от частот в любой момент времени.

Подметание эквалайзером

Эквалайзер предназначен для снижения резких частот в сигнале. Вы можете настроить каждую полосу частот, чтобы уменьшить неприятные тона, которые могут выделиться в миксе. Лучше избегать агрессивных настроек, если это возможно, поскольку даже небольшая подстройка эквалайзера может привести к совершенно другому звучанию вашего вокала.

Помните, что это руководство можно использовать только в качестве отправной точки. Многие продюсеры предпочитают эквалайзер после компрессии, или, что еще лучше, компрессию до
и

после, используя несколько компрессоров. Это всего лишь одна из моделей микширования вокала, но если вы используете свои плагины и уши для достижения своих целей, то не существует единственно верного способа обработки треков.

Шаг 10: Используйте дезсредство

Основной функцией де-эссера является работа в качестве первого компрессора, нацеленного на все оставшиеся сибилянты, резкие согласные или «S» звуки. Этот первый компрессор зажимает только определенный диапазон частот, обычно в верхней части спектра, где эти резкие звуки имеют тенденцию поднимать свои звуковые головы.

Неплохо использовать плагин для де-эссинга, но делайте это осторожно. Слишком сильная компрессия может привести к чрезмерному сжатию вокала, в результате чего получится плотный микс, лишенный жизни и энергии. Ваш де-эссер должен, конечно, уменьшить сибилянты, но не должен лишать вокал его центральной энергии.

Шаг 11: Сжатие

Компрессия помогает поднять нижние части вокала, обеспечивая более динамичное звучание. Компрессия также может обеспечивать тональную обработку, придавая вашему вокальному миксу потенциально больше цвета и тепла, чтобы помочь ему занять достойное место в миксе.

Когда вы используете компрессор, важно тонко регулировать атаку и спуск, пока не добьетесь естественного, но в то же время приподнятого звучания вашего вокала. Изначально вы можете установить сверхвысокий порог срабатывания компрессора, чтобы вы могли слышать, что он делает, но обязательно уменьшите его до уровня, необходимого для ваших нужд.

Вы определенно не хотите чрезмерно сжимать вокал, так как это может легко удалить всю движущую энергию из вашего микса.
Компрессия должна помочь вашему вокалу
быть последовательным и мощным, а не сдавленным и тусклым. Используйте кнопку обхода на компрессоре, чтобы вы могли заметить разницу между вокальным миксом с плагином и без него.

Как обычно, используйте эталонную дорожку в качестве ориентира: Если ваш вокал кажется более плоским, чем ваш эталонный трек, это может быть признаком того, что пришло время уменьшить степень сжатия.

Шаг 12: Тональный эквалайзер

Обработка с помощью плагинов может добавить много характера в ваш микс. Поэтому во многих случаях вы можете использовать эквалайзер для различных целей, включая формирование тона вокала.

Вы можете задействовать процессы тонального эквалайзера, добавляя едва заметные усиления к определенным участкам. Например, для эстрадного вокала вы можете добавить небольшое усиление в диапазоне высоких частот, чтобы придать вокальному исполнению больше присутствия.

Возможно, вам также придется скорректировать некоторые тона, добавленные с помощью компрессии. Сначала поиграйте с компрессором, чтобы посмотреть, сможете ли вы удалить нежелательные частоты из источника, но если вам это трудно, вы всегда можете добавить эквалайзер в следующем изменении, чтобы смягчить эту проблемную частоту.

Шаг 13:Дополнительное сжатие и пространственные эффекты

Одной из последних частей микширования вокала является добавление дополнительной компрессии и других эффектов. Последовательная компрессия довольно распространена, поскольку многие компрессоры имеют свой собственный «вкус», каждый из которых тонко добавляет немного характера вокалу. Вы также можете использовать компрессоры для разных целей: Один может использоваться исключительно для добавления дополнительной теплоты, в то время как задача другого — создать более динамически цельный вокал.

После цепочки компрессии и эквалайзера можно рассмотреть пространственные эффекты, такие как реверберация, задержка, фазеры и т. д. Помните, что все эти процессы могут кардинально повлиять на тон вашего вокала, поэтому вам может понадобиться подстроить их с помощью настроек плагина или тонального эквалайзера.

Распространенный подход, который обычно дает больше общего контроля над вокалом, называется параллельной обработкой. В этом методе эффект помещается на дорожку посыла или отдельную дорожку эффектов, а не непосредственно на дорожку вокала. Вы все еще можете поместить эффект непосредственно на дорожку при создании дорожки посыла, хотя имеет смысл иметь прямую дорожку с довольно низкими настройками, поскольку вы будете передавать большую часть обработки через дорожку эффектов.

Затем оригинальный вокал частично «отправляется» на эту дорожку эффектов, создавая отдельный обработанный сигнал наряду с оригинальным вокалом. Таким образом, смешанные дорожки сосуществуют, давая вам преимущества обработанной дорожки без ослабления энергии необработанного сигнала.

Обычно используется параллельная компрессия, реверберация, вокальный удвоитель или даже задержки. Экспериментируйте! Ваши уши — лучший судья, поэтому найдите то, что имеет наибольший смысл в контексте вашего микса, и действуйте.

Шаг 14: Освобождение места в миксе

Часто при работе с вокалом приходится освобождать место для ключевых конкурирующих частот в миксе. Поскольку вокал часто находится в среднечастотном диапазоне, он часто конкурирует с ведущими инструментами, такими как синтезаторы, фортепиано или гитары.

Иногда имеет смысл обработать эти элементы, чтобы ваш вокал выделялся на фоне остальной части сессии. Это может означать использование динамического эквалайзера для приглушения частот только в припеве песни или использование компрессии боковой цепи для того, чтобы определенные элементы гелевого звучания лучше сочетались с вокалом.

Не забывайте, что иногда самым мощным инструментом микширования вокала является регулятор громкости. Если вам нужно выдвинуть песню вперед, увеличьте громкость. Если он конкурирует с основным вокалом, убавьте регулятор, прежде чем пытаться усложнить звучание с помощью множества эффектов.

Конечно, эти регулировки громкости следует выполнять, не забывая о важности гейн-стейджинга. Помните, что всегда есть несколько способов борьбы с конкретной проблемой обработки, поэтому стоит взвесить все варианты, чтобы найти тот, который будет более подходящим для вашей сессии.

Шаг 15: Автоматизация объема

Автоматизация громкости может помочь вдохнуть жизнь в вокал после серийных процессов компрессии или просто добавить немного дополнительного секретного соуса, чтобы вокал лучше ложился на слушателя. Просто автоматизируйте регулятор громкости, чтобы создать больше энергии во всем вокальном миксе.

Однако делать это следует осторожно и только после завершения всех остальных предыдущих процессов. Автоматизация громкости должна только усиливать эффект хорошо обработанного вокала, и если ваш вокал не чист перед автоматизацией, может быть трудно сохранить автоматизацию в целости.

Не каждый вокальный микс потребует автоматизации, но это определенно то, что следует принять во внимание, особенно во время припевов и кульминаций вашего трека.

Шаг 16: Последние штрихи

Теперь, когда вы довели свой вокал до совершенства, пришло время послушать, собрать отзывы тех, кому вы доверяете, и послушать еще раз. Сравните свой вокал с эталонным треком, чтобы понять, как вы справились с задачей… Сидит ли ваш вокал в миксе так, как вы хотели? Есть ли что-то, к чему вам нужно вернуться и подкорректировать?

К сожалению, сведение вокала может быть утомительным процессом, требующим постоянных проб и ошибок. Не отчаивайтесь, если вы обнаружите, что делаете микс за миксом. Многие высококлассные продюсеры и инженеры все равно возвращаются к чертежной доске снова и снова. Если вы замечаете недостатки в своем миксе, которые вы бы проигнорировали, если бы ваш слух не был так настроен, то это признак прогресса.

Промыть, повторить, записать и записать по необходимости.

Вопросы и ответы по микшированию вокала

Вы все еще пытаетесь понять искусство микширования вокала? Вот несколько часто задаваемых вопросов и ответов на них, чтобы расширить ваше понимание.

Как профессионалы микшируют свой вокал?

Как и на любом другом этапе процесса микширования, у каждого инженера есть свой секретный соус, когда речь идет о сведении вокала. Тем не менее, существует ряд процессов, которые почти каждый инженер использует для очистки вокала, включая вокальную компиляцию, усиление, субтрактивный и аддитивный эквалайзер, де-эссинг, компрессию и добавление пространственных эффектов, таких как реверберация.

Почему мой вокал звучит по-любительски?

Ваш вокал может звучать по-любительски по разным причинам, включая использование некачественного процесса записи или непонимание того, как включить его в микс. Хорошая новость заключается в том, что со временем вы легко сможете улучшить свое вокальное сведение, развивая навыки критического восприятия.

Насколько громким должен быть вокал в миксе?

Для большинства типов музыки вокал должен быть одним из самых громких элементов в вашем миксе, возможно, конкурируя с ударными. Громкость в значительной степени зависит от остальной части вашей сессии, но ваш вокал не должен быть клиппированным. Вообще говоря, вокал должен достигать пика в районе -10 дБ.

Нужно ли панорамировать вокал?

Ведущий вокал обычно остается в центре микса, но это не значит, что вы не можете создавать вокальные дубли с жестким или мягким панорамированием. Панорамирование также можно использовать для стилистического эффекта, а также для бэк-вокала, гармонии или ad libs, чтобы придать миксу дополнительный характер.

Как добавить теплоты в вокал?

Теплоту вокалу можно придать с помощью насыщенности. Теплоты также можно добиться с помощью тонального эквалайзера и использования определенных микрофонов, которые могут придать вокалу больше цвета и характеристик. Определенные компрессоры также могут добавить теплоты, особенно те, которые созданы для имитации аналогового оборудования.

Вы должны микшировать до или после вокала?

Каждая песня может потребовать своего подхода с точки зрения логистики и стилистики. Может быть полезно записать вокал до микширования, поскольку вам неизбежно придется корректировать элементы остальной части сессии, чтобы правильно вписать вокал в микс. Тем не менее, при необходимости вы можете свести вокал и после первой сессии.

На какой частоте эквалайзера находится вокал?

Большинство основных частот вокала находятся в диапазоне от 100 до 300 Гц. Однако каждый вокал отличается от другого, поэтому ожидайте, что верхние и нижние частоты будут колебаться в зависимости от вокалиста. Этот средний диапазон может быть особенно трудным для микширования, поскольку он может конкурировать с большим количеством других инструментов.

Нужно ли смешивать вокал с ритмом?

Ваш вокал должен работать в тандеме с ритмом. Хотя эти два элемента могут всегда конкурировать друг с другом, вы должны решить, в какой момент вы хотите, чтобы каждый элемент засиял, и обработать его соответствующим образом. В более экстремальных случаях вы можете даже использовать сжатие боковой цепи между двумя аудиофайлами.

Какова хорошая настройка реверберации для вокала?

Отличная реверберация помогает придать вокалу некоторую атмосферу, не заставляя его терять присутствие в миксе. Вы можете применить реверберацию непосредственно к вокальной дорожке или использовать параллельную обработку, чтобы иметь больше контроля над реверберацией и ее сочетанием.

Не слишком ли громко звучит мой вокал в миксе?

Вокал обычно звучит слишком громко, если его пик превышает -10 дБ (хотя это не является непреложным правилом) или он полностью доминирует над всеми остальными звуками в вашем миксе. Хорошая идея — использовать референсный трек, чтобы было на что ориентироваться при сведении вокала.

Не забывайте, что обучение правильному микшированию вокала требует много времени и тренировок. Вам придется потратить время на изучение нескольких этапов микширования, чтобы определить свой стиль микширования; кроме того, необходимо время, чтобы натренировать свой слух.

Однако, немного практики и использование этих техник микширования вокала поможет вам в кратчайшие сроки стать профессионалом. Получайте удовольствие от создания вокала, готового для радио!

Сведением называется процесс соединения различных звуковых «дорожек» в единую целостную картину/трек.
Сведением голоса/вокала/речи называется приведение в целостную картину записанных голосовых партий и как результат — студийная акапелла.
Говоря простыми словами, как же всё таки из записанной «какашки» сделать «конфетку», или хотя бы завернуть эту какашку в красивую обёртку)))
//// Итак, начнём с общего)))
////                
Я разделил процесс сведения на 5 составных частей, в каждой части мы работаем с различными параметрами звука:
1. Громкость (Динамическая обработка)
2. Работа с частотными составляющими звука (Эквализация)
3. Пространственная обработка
4. Высота звука
5. Временные характеристики

Первые 3 процесса относятся к обработке и осуществляются использованием VST-плагинов или «железа»

1. Динамическая обработка — это управление громкостью звука. Есть 2 пути корректировки громкости — Ручной и Компрессия.

Ручной — нормализация всех дорожек, а так же нормализация плохо слышимых в миксе фраз, слов или даже слогов. Обычно делается на слух или по анализатору смотрится значение RMS, громкость каждого фрагмента должна быть адекватно ровной.
Компрессия — это автоматическое изменение громкостли звука по заданному закону. Компрессор автоматически делает громкие места тише.
Объясняю для чего нужен компрессор. В цифровом звуковом тракте суммирование нескольких сигналов попросту говоря
происходит так: на частоте f встречаются 2 сигнала, и тот, который громче, будет «маскировать» или закрывать собой тихий сигнал. В итоге в миксе между сигналами идёт автоматический дисбаланс — мы не можем услышать тихие составляющие сэмпла, потому что их закрывает другой сэмпл.
Например, возьмём инструменты Strings и Piano.
Пианино имеет острую атаку и быстрый спад по громкости, в то время как скрипки звучат постоянно и по громкости более-менее ровные. Получается, что если смешать пианино и скрипки, мы будем слышать только атаку пианино, а всё остальное в промежутках между нотами будут маскировать скрипки, + тихие места в пианино мы плохо услышим. Чтобы сигналы суммировались правильно, они должны быть равномерно близки по громкости. Подняв максимайзером тихие составляющие пианино мы улучшим прослушиваемость пианино в миксе. Так же компрессия используется для увеличения плотности звука, придаёт звуку насыщенность и конкретность. Перекомпрессированный звук звучит зажато и некачественно.

Что касается голоса, то здесь всё ещё сложнее. Микрофон воспринимает голос в неискажённом естественном динамическом диапазоне, а это означает, что тут будут и очень тихие и очень громкие моменты. Причём даже одно сказанное слово может сильно различаться по громкости своих слогов! Поэтому в начале списка обработки одним из первых должен стоять компрессор.
Параметры компрессора (Compressor):
Treshold — порог срабатывания — начиная с этого значения и выше до 0dB, компрессор будет делать звук тише.
Ratio- отношение (во сколько раз нужно делать тише)
Attack — атака — время срабатывания компрессора после достижения порога.
Release — время отключения компрессора после того как сигнал вышел из пороговой зоны.

К приборам динамической обработки, кроме обычного компрессора, так же можно перечислить:

Лимитер (Limiter) — не пропускает сигнал по громкости выше заданного значения (ratio=бесконечность или большое число).

Экспандер (Expander) — делает тихие места ещё тише (ratio<1).

Максимайзер (Maximizer) — повышает громкость тихих составляющих, но не трогает громкие.

Многополосный компрессор (Multiband compressor) — компрессирует отдельные области частот. Например Low-Mid1-Mid2-High  — четырёх-полосный компрессор.

Де-Эссер (De-Esser) — компрессирует область высоких частот от заданного значения. Помогает от режущих шипящих звуков.

Де-Попер (De-Popper) — компрессирует область низких частот до заданого значения. Помогает от дефектов с взрывными согласными (П/Б)

Гейт (Gate) — заглушает значения ниже выставленного порога.

Но не стоит торопиться ставить компрессор первым эффектом — для начала нужно подготовить и очистить сигнал.

Первым эффектом должен стоять Parametric EQ, на нём нужно вырезать зону низких частот от 20 до 90-120Гц (если на вашем микрофоне есть кнопочка «-6dB»/»-16dB»/»-24dB», то, включив её, можно не ставить первым Parametric EQ, но на моей Октаве такой кнопочки нету…)
Тем самым мы избавимся от лишних ненужных низкочастотных составляющих сигнала, таких как фон аппаратуры, резкая буква П и Б, срез низких на канале голоса — это стандартная операция.
Потом можно поставить Gate — уберем ненужный шум в промежутках между фразами.
Следующим эффектом в нашей цепочке должен стоять Waves De-Esser, так как пока сигнал не закомпрессирован, Де-Эссер легко

найдёт «запирающие» шипящие места и выровнит их. Значение Де-Эссера я всегда ставлю на слух, а иногда обхожусь и вовсе без Де-ессинга.

Следующий эффект — долгожданный компрессор. С его помощью мы делаем тише громкие места. Обычно мои настройки такие:
Ratio — от 2.5 до 4
Treshold — от -5dB до -11dB
Атака 15мс, релиз 50мс.

2. Эквализация. Следующий эффект после компрессора — Parametric EQ. Но для начала чуть-чуть о хитростях частотной обработки голоса.
Эквалайзер — прибор, управляющий мощностью сигнала на заданных частотах.
Человек слышит от 20Гц до 20 000Гц. Диапазон человеческого голоса зависит от самого тембра. У мужчин примерно от 100Гц, у женщин примерно от 200Гц.
Так же частотные составляющие вокала/речи зависят от взятой ноты. У речетатива нет конкретных нот, высота меняется в зависимости от интонации. Но есть в природе такой закон: частотный спектр голоса состоит из гармоник и окружающих их обертонов.
Гармоники — это максимумы в частотном спектре любого музыкального инструмента, наш голос — не исключение.
Гармоник в голосе обычно 5.
1ая гармоника — фундаментальная — так её ещё называют. Частота первой гармоники соответствует частоте ноты.
Например, я пою ноту Ля малой октавы — её частота 440Гц. Значит первый максимум в спектре будет именно в области 440Гц.
Дальше идёт вторая гармоника — умножаем на 2 частоту первой — 880Гц  и так далее умножаем на 2:
3я гармоника — 1760Гц
4я гармоника — 3520Гц
5я гармоника — 7040Гц

Только что мы рассчитали расположение максимумов при звучащей ноте Ля 440Гц.

У женщин расположение гармоник сдвинуто выше, так как женский голос выше.

Гармоники вокала чаще называют формантами.
Для сведения микса эффективная область частот голоса — примерно от 900Гц до 8-9кГц
(после 8-9кГц человек перестаёт воспринимать звук как музыку)
Но речетатив у каждого по диапазону исполняемых нот не такой уж и большой — если проанализировать речетатив, то можно
увидеть что диапазон речетатива обычно не больше октавы. В вокале так же исполняемая мелодия обычно это 1.5-2октавы.

Именно это и даёт нам возможность находить зоны и делать их ещё ярче, а ненужные зоны тише. Так как мы уменьшили громкость нашей голосовой дорожки компрессором, мы имеем законное право повышать области частот
на эквалайзере (умеренно) и тогда пиков не будет.

Эквализация заключается в нахождении эффективных областей и их повышения или понижения громкости с помощью EQ. Включаем Waves PAZ Analyzer на последнюю ячейку обработки, и находим форманты:

1.Область 1400-3000Гц (для мужчин ниже, для женщин выше) — место третьей форманты — это область разборчивости речи. Неслучайно во всех современных телефонах диапазон частот динамика равен примерно 1000-4000Гц. Найдя на анализаторе нужную область 3ей форманты, повышаем её на 1-3dB на слух. Это раз.

2.Область певческой форманты. 4ая по счёту гармоника — это певческая форманта. Чем она выраженнее, тем лучше звучит вокал. Повышаем область певческой форманты на 1-3dB на слух. Это два.))

3.Область 5ой форманты — то же нужно искать и поднимать — от 5000Гц до 8-9000Гц. Иногда этого делать не нужно, но иногда эта область несёт в себе море красок. Поэтому стоит поэкспериментировать с этой областью.

4.Область 500Гц — даёт «эффект присутствия» её нужно повышать, если вы хотите усилить ощущение первого плана поднимайте эту область, но иногда этого делать не надо, а иногда даже стоит чуть-чуть убрать эту область в связи с особенностями голоса.

5.Область 100-400Гц — «басисто-бубнящая» так я её называю —  по сути не должна выделяться, если только у вас не низкий голос, в случае с низким голосом чуть-чуть буквально на 0.5-1.5dB убираем эту область на эквалайзере.

6.Область 9000Гц-20 000 — это область шипящих букв Ж,Щ,Ш,С,З и высокочастотных обертонов лучше не трогать эту область
без надобности, от шипящих лучше избавляться Де-Эссером, если микро не очень, обычно повышение этой области улучшает
качество, однако не забывайте о том, что поднимая высокие, вы поднимаете шипящие и Де-Эссер не всегда помогает.

В заключении эквализации хочу сказать, что эквалайзер — вещь тонкая, нужно работать им аккуратно, и без слышимой надобности не поднимать и не опускать по громкости те или иные области, следить за значениями dB.

Есть ещё один замечательный прибор обработки, который меняет частотные составляющие сигнала в плюс. Он обогащает спектр звука как бы недостоющими составляющими, то есть, попросту говоря, украшает звук. Имя этому прибору — энхансер (Enhancer)

3. Пространственная обработка. Пространственная обработка заключается:

A) В создании единой стерео картины акапеллы
Б) Операции с панарамированием сигнала, созданием планов
В) Придание звуку своего пространства, зачастую единого с пространством сводимой с голосом фонограммы.

А теперь подробнее по пунктам:
А — Создание единой стерео картины акапеллы. Звук, снимаемый микрофоном — это моно-сигнал. Фонограмма же, с которой вы сводите акапеллу, обычно имеет широкую стереобазу. Но как получить из моно стерео?
Ну, во-первых, сразу нужно рассказать о таком понятии как псевдо-стерео. Именно псевдо-стерео может сделать из моно стерео. Как это делается: этот же сигнал, но с немного другими временными характеристиками подмешивается к основному, панарамируется в левый канал, затем опять тот же сигнал, но с немного другими временными характеристиками  подмешивается в правый, в итоге мы имеем немного размазанное, но вполне стереозвучание. Waves Doubler выполняет эту функцию.

Можно сделать стерео, записав даблы (одинаковые дорожки голоса) и подмешать их в нужной пропорции, панарамируя один дабл в левый канал, а другой соответственно в правый. То же самое делается и с бэк-вокалом. Это стерео я называю R-L, так как осуществляется панарамированием в L и R каналы.
Но область стереобазы не ограничивается только Левым и правым каналами. Ещё есть глубина звука по оси спереди-сзади.
В итоге мы имеем пространство, где передний план будут занимать моно-звуки, обработанные одним образом, слева и справа

мы помещаем обьект путём панарамирования, а задний план достигается путём инвертирования фазы одного из двух одинаковых моно каналов. Слишком сложно? Короче, для того чтобы создать 3ий вид стерео — «перед-зад» нужно подмешать к прямому моно звуку дорожку, на которой будет стоять эффект PhaseInvertor. Стоит отметить что этот вид стерео позволяет поместить обьект посередине и просто придать ему эдакой стерео-мощи, используя всего 2 записанных дабла!
Стоит отметить, что в L-R-стерео нельзя поставить источник посередине с помощью только двух даблов, потому что один будет панарамирован чуть-чуть в одну сторону, другой — в другую, а посередине — пустота. В итоге получается немного нереальная стереокартина — поэтому я не советую использовать 2 дабла и микшировать их по панораме, лучше записать ещё
один 3ий дабл и поставить его посередине, либо использовать стерео «перед-зад» или псевдо-стерео. в случае с бэк-вокалом проблем обычно не выходит — 2 дорожки выставленные по системе L-R стерео хорошо вписываются в акапеллу.

Б) Операции с панарамированием сигнала — процентная величина панорамирования зависит от ширины стереобазы сводимой с голосом фонограммы. Ширину можно узнать следующим образом: на мастер ставится эффект Waves PAZ Analyzer и в окне анализатора внизу есть отдел, показывающий стереокартину. Там мы и увидим ширину. В соответствии с ней ставим % панарамирования на даблах и бэках, естественно одинаковый.
Если стереокартина фонограммы затрагивает «задние» области, то нам нужно добавить эти составляющие следующим образом:

на канал стерео ставится эффект Waves S-1 Imager, он раздвигает звук по стерео и прибавляет «задние» составляющие, только если вы собираетесь использовать этот эффект, вы должны знать что % панарамирования даблов/бэков не должен быть больше 50%. Оптимальное значение — 45%

Создание планов.
На самом деле про это надо было писать в самом начале, но и тут можно вникнуть))

В самом начале записи звукорежиссер выбирает систему, по которой он будет сводить голоса в единый стереообраз.
Он должен знать, какая дорожка на какой канал обработки отправится. С помощью каналов обработки мы и будем создавать

планы:
1ый план (например, канал №5) — основной, ближний план. Для него отдельный канал, отдельная обработка. На этом канале акапелла
должна звучать лучше всего, поэтому и с обработкой придётся покопаться, как это было описано выше в пунктах 1 и 2…

1ый план должен звучать громче остальных. Остальные каналы — это дополнительные планы, все они звучат тише.

2 план (например, канал №4) — стерео даблы или дабл.
2ой план создаётся по той же схеме обработки, только после основных эффектов может добавиться S-1 Imager, сюда
отправляются уже панарамированные даблы или может быть помещён только один дабл файл с эффектом PhaseInvertor. Канал 2ого плана примешивается к 1ому плану по громкости где-то в отношении 1/2 (50%/100%)  Вообще этот план играет функцию «придавания стереозвучания» к основному плану.

3ий план (например канал №6) — это бэки. Они панарамируются, отправляются на этот канал, обработка такая же как и у канала 2ого плана, только громкость чуть больше — соотношение где-то 3/4 (75%/100%)

Желательно не обрабатывать на одном канале больше 2ух одновременно звучащих акапелл. Может добавиться ещё несколько планов — например дополнительный бэк-вокал или айр-бэки.

Создание планов Дальний-Ближний-Средний

Это немного отдельно от сведения голоса, однако то же пригодится.
Обьекту можно придать дальность. Делается это с помощью эквалайзера и ревербератора.

Ближний план характеризуется большим количеством низких и высоких частот, небольшим временем реверберации и её небольшой громкостью, с задержкой реверберационного хвоста примерно 30-40мс.

Дальний план — наполовину убрана область низких частот, ещё больше убрана область высоких. Реверберационный хвост длинный, без задержки, прямого звука около 80%

Средний план — это что-то среднее между дальним и ближним: басы почти не убираем, убираем чуток высоких, время реверберации обычное, прямой звук 100% без задержки хвоста.

4. Высота звука — самое простое. По крайней мере в записи речетатива проблем нет. Что касается вокала. Тут различные «криво спетые» моменты нам поможет выровнять программа Melodyne. нужно учитывать, что у фонограммы есть своя конкретная тональность и все ноты должны соответствовать звучанию нот тональности.

5. Временные характеристики. А вот здесь как раз и сложности с речетативом. Во-первых текст изначально должен быть прочитан и записан ровно по ритму. Во-вторых все бэки и даблы должны максимально точно совпадать по ритму с основной дорожкой. В противном случае кусочки плохослышных из-за основного голоса даблов и бэков можно выровнять, вырезая отдельные фрагменты и подставляя их под основную дорожку. Рисунок должен быть примерно одинаковым. Иногда некторые
фразы нужно растягивать или сжимать. Чем ровнее стоят все дорожки друг под другом, тем лучше и целостней звучит микс. Сначала нужно прослушивать основную дорожку голоса с музыкой и убедиться, что основная дорожка по ритму и темпу совпадает с темпом музыки во всех местах. Затем лучше отключить музыку, и выравнивать всё под ритм основной акапеллы. Так лучше слышно все нюансы.

Для достижения лучшего звучания акапеллы и минуса вместе, используется Delay, его темп должен соответствовать темпу минуса, но его не должно быть отчётливо слышно, однако если его убрать становится ясно, что он делает.

Сведение с минусом.
Лучше когда у звукорежиссёра есть мультитрек. Тогда он может с нуля сбалансировать по громкости и частотам весь микс.
Если же у вас просто минус, тоже не беда.
Несколько важных пунктов сведения акапеллы и минуса:
Основные частоты голоса — 3я и 4ая форманты — несут в себе большую часть информации об акапелле, поэтому если в минусе
имеются инструменты в том же диапазоне частот, они могут сбивать акапеллу, сколько бы ты не делал громче и не портил
баланс. Выход — чуть-чуть прибрать эквалайзером ту самую мешающую область частот в минусе, может и не одну а пару
узких областей.
Так же минус может быть изначально отмастеренным — то есть по всем своим характеристикам готовым к прослушиванию.
Обычно компрессия такого минуса не позволяет компрессировать дальше, а надо — ведь компрессия на мастере — это
финальный штрих в сведении и мастеринге. Именно компрессия всего вместе, пусть и не большая, заставляет акапеллу и минус звучать как единое целое, так как теперь и то и другое подвергается общим законам динамической обработки.
Так вот, если минус не пригоден к дальнейшему компрессингу, его надо «разкомпрессировать». Для этого и существует
специальная настройка компрессора — Expander, ratio<1, компрессор делает тише то, что когда то делалось громче. С помощью экспандера можно отменить старую компрессию и уже делать «пачку» из вашей красивой акапеллы и музыки.)))ыыы
Ну вот пожалуй это всё что я вспомнил сейчас)) Ещё раз обработка:
1. EQ
2. Comp Gate
3. De-Esser
4. Compressor
5. EQ
6. Enhancer/Maximizer/Limiter
7. Doubler или S1-Imager или Phaseinvertor (для стерео)
8. Delay
9. Reverb
10. PAZ Analyzer
Кое-какие понятия:
Сэмпл — звуковой фрагмент, отрезок волны.

0dB — в цифровых стандартах значение 0dB является пороговым, то есть максимальным, и всё что выше 0dB на экспорте
срезается клиппером, так же сигнал больше 0 dB может иметь нелинейные искажения (перегрузы).

Нормализация — процедура, увеличение громкости сэмпла на возможный максимум — приравнение самого громкого места сэмпла
к 0dB.

КОРОЧЕ ДОПОЛНЯЙТЕ ИСПРАВЛЯЙТЕ КОММЕНТИТЕ!)) тем кто понял чё к чему)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда водителя мультилифта
  • Вермокс инструкция по применению для кошек
  • Koetsu автономный отопитель инструкция на русском языке
  • Как называется руководство университета
  • Почта россии руководство почты