Связанные с классным руководством является основой содержание деятельности по классному руководству

СОДЕРЖАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КЛАССНОГО     РУКОВОДИТЕЛЯ

1.    
ЦЕЛИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 Создание
психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального
развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности,
эмоционального комфорта).

 Организация
разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности
воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и
навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей
взрослой жизни.

 Организация
социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Исходя из
вышесказанного основные содержательные направления, виды и формы деятельности
классного руководителя могут быть следующие.

Воспитатель
(классный руководитель):

1.
Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для
индивидуального развития личности ребенка. Для чего:

 Изучает
особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные
проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике,
руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.

Изучает
склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого,
вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить
(кружки, факультативы, объединения по интересам). Корректирует межличностные
связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным
изгоям и отверженным). В индивидуальных беседах, в ходе психологических
тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к
самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к
самоуправлению.

Старшеклассникам
помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво
рисует привлекательный образ » семейной жизни, образы любимых и т. д.

2.
Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):

 Помогает
в организации классной деятельности ребят: досуговых дел тематических вечеров,
трудовых акций и т. д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений.

 Участвует
с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях
воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.

 Развивает
и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая
умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо — идти
на компромисс.  Готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовлекает класс
(или группу) в производственную деятельность, в хозрасчетные отношения,
развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства.

Способствует
формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав
человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать
справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия
в любой форме и от кого бы то ни было.

3.
Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:

Помогает
отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении
домашних заданий, консультирует родителей. Поощряет и по возможности организует
взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и
конфликты с педагогами.

Организует
и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим
проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителя-предметника.

 Способствует
развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий,
предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т. д.

 Содействует
профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору
профессии, дальнейшего образования и т. д. Содействует получению
дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков,
клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в
школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в
o?aaae эти виды занятости могут быть почти единственным условием
самореабилитации и предупреждения девиантного поведения. Примечание: при всем
этом следует помнить, что ответственность за успеваемость в классе несет
учитель-предметник, а не классный руководитель.

4. В
сельской школе организует сельскохозяйственные работы, связанные с выполнением
учебного плана (вопросы оплаты труда в случае превышения учебной нагрузки
педагога решаются администрацией школы индивидуально в форме трудового
договора).

5.
Проводит родительские собрания (семинары). Дает консультации.

Привлекает
родителей к помощи школе.

6.
Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку
класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта школы, ведет
установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и
информирует о ней родителей.

7.
Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и
здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает
администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность
для воспитанников.

8.
Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических
совещаний.

9.
Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует
в аттестации.

2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Общие
требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Трудового
Кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании», а также Устава и концепции
деятельности школы и настоящего Положения о классном руководителе.

1.
Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам
в течение недели — б часов (30 процентов от ставки учителя).

2. Час
классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю
по расписанию, о чем делается запись в журнале.

3.
Количество воспитательных мероприятий — не менее двух дел в месяц, одно из
которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено,
его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и
предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.

4.
Количество родительских собраний — не менее одного в четверть.

5.
Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным
классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
Проверка, отчетность, критерии оценки педагогического труда оговариваются и
согласовываются администрацией с педколлективом заранее и оформляются в виде
приказа по школе.

6. Отчеты
о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года
по установленному графику.

7. В каникулярное
и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному
плану.

Примечание:
любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и
временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и занятия в собственном
классе, концерты, трудовая деятельность), по договоренности с администрацией
может быть оплачиваема отдельно.

3. ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный
руководитель имеет право:

1.
Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы,
профсоюзных и других органов школы.

2.
Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенст-вовании деятельности
школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

3.
Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять
новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом
«не навреди».

4.
Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и
защиты, при невозможности — в государственных органах власти и суде.

5. Принимать
участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и
стимулов за разные объемы и результаты труда.

4. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА

 Унижать
личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом,
придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.  Использовать отметку (школьный
балл) для наказания ученика для расправы над ним.

 Злоупотреблять
доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в
заблуждение (обманывать).  Использовать семью (родителей или родственников) для
наказания ребенка.

.
Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном
свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

5. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

» Закон РФ «Об образовании» (1992
г.). » Конвенцию о правах ребенка (1993
г.)

»
Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.

»
Школьную гигиену

»
Педагогическую этику.

»
Теорию и методику воспитательной работы.

»
Основы трудового законодательства.

Классный
руководитель должен уметь:

* Общаться
с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный
пример активности и ответственности.

* Видеть и
формулировать свои воспитательные цели.

*
Составить план воспитательной работы в классе.

*
Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести
воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и
т. д.

*
Анализировать собственную деятельность и ее результаты.

*
Организовать и провести родительское собрание.

* Пользоваться
психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать
их в воспитательной работе.

Примечание:
все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО
классных руководителей школы.

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ

Классный
руководитель отвечает за ведение следующей документации:

1.
Классный журнал.

2. Планы
воспитательной работы с классным коллективом.

3. Личные
дела учащихся.

4. Карты
развития личности воспитанника.

5.
Протоколы родительских собраний.

6. Дневники
учащихся.

7. Папки с
разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических
исследований в классе, с детскими работами и т.д.

7. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ШКОЛЕ

Цели
деятельности педколлектива определены в школьных документах: Уставе, программе.
Цели воспитательной работы со своими детьми классный руководитель ставит исходя
из характеристики класса, специфики внутренних межличностных отношений,
структуры классного коллектива и своей педагогической позиции к ребенку.

Воспитателю
следует помнить, что непосредственным (т. е. видимым, реальным) результатом
воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня
воспитанности» класса, что невозможно измерить из-за сложности феномена, а
реальное изменение отношений в коллективе, детей друг к другу, к самим себе, к
учителю, к школе, к родителям. Т. е. ребята должны становиться друг к другу
добрее, у «отверженного» должен появиться товарищ, слабоуспевающий
должен поверить в себя и т. д.

Планирование
деятельности в школе осуществляется в виде «ключевых комплексных
дел», школьных праздников, о которых сообщается педколлективу в начале
учебного года (большинство из них являются традиционными). В общешкольных
мероприятиях обязаны участвовать все классные коллективы, но каждый выбирает
себе роль в общем деле самостоятельно, исходя из возможностей и наличных
талантов, согласуя свои желания с общешкольным советом дела.

Кроме
общешкольных, в классе планируются собственные классные дела. Идеи ребята
генерируют в ходе коллективного планирования по методике И. П. Иванова). Их
количество, место и формы проведения определяются в самом коллективе. Общее
правило: в классной жизни не должно быть безделья, скуки, а необходимо ощущение
«.общей жизни», иуда хотелось бы стремиться, где было бы ожидание
«.радости завтрашнего дня» (по В.А. Сухомлинскому). Если ученики
после уроков не спешат домой, а остаются вместе обсудить сегодняшние проблемы и
завтрашний день — в этом огромная заслуга классного руководителя, хороший
результат его труда.

Систему
самоуправления воспитательной деятельностью в школе образуют следующие
подсистемы:

 МО
классных руководителей (по ступеням).  Творческие группы учителей и учащихся
для решения отдельных школьных проблем.

 Советы
дела.

 Психологическая
служба.

 Библиотека.

 Школьная
медицинская служба.

 Совет
физкультуры.

 Совет
микрорайона.

Вышеперечисленные
школьные структуры работают под непосредственным руководством заместителя
директора по воспитательной работе. Высшим коллективным органом детского самоуправления
является общешкольная конференция.

Важнейшие
управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях
школьных педсоветов, конференциях, совещаниях при директоре, при завучах,
педконсилиумах, родительских комитетах, собраниях школы и классов. Полный
анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом (майском)
педсовете.

Администрация
школы придает большое значение разработке критериев для оценки качества
воспитательной работы педагогов. В Школе отказались от оценивания качества
труда на основании количественных критериев: толщины плана воспитательной
работы, количества классных мероприятий, числа посещенных семей (как раньше
оценивали ho количеству собранной макулатуры и металлолома) и т. д.

Коль скоро
главной заботой классного руководителя мы провозгласили создание педагогических
условий воспитания, то очевидно, именно качество условий есть основной критерий
при оценке работы воспитателя («эффект рассола»). Из каких
компонентов складываются данные условия?

1.
Нравственно-психологический климат в классе, уровень психологической (а иногда
и физической) безопасности каждого воспитанника в классе (не бьют, не унижают,
не пугают и т. д.).

2.
Характер отношений в режимах «классный руководитель — воспитанники»,
«учитель — ученик», «ученик — ученик», «класс —
родителе (степень уважения, доверия, поддержки).

3.
Гармония и здоровье «Я-концепции» воспитанников, характер
«оценки» и «самооценки» детей, наличие или отсутствие в
классе «отверженных» и «изгоев» (социометрические исследования).

4.
Успешность в деятельности, не только в учебе (количество «ударников»
и «отличников»), а также вовлеченность детей в кружки, спортивные
секции, студии, творческие клубы и др. Примечание: все указанные характеристики
могут быть измерены стандартными психологическими или социологическими тестами,
анкетами и опросниками, что повышает объективность оценок. Безусловно, здесь
могут быть использованы традиционные педагогические наблюдения администрации за
деятельностью и поведением класса, качеством классных воспитательных
мероприятий, которые проводились в школе всегда.

8. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В
настоящем документе провозглашен принцип доверия администрации школы педагогу,
его сознательности, ответственности и деловитости.

Данная
декларация означает перенос контроля за деятельностью воспитателей с
планирования (вспомним «лихорадку» со сдачей планов воспитательной
работы в начале учебного года, после чего все о них (о планах) благополучно
забывают) на конечные результаты труда, на контроль по итогам учебного года.
Необходимо признать, что полноценного, реального плана воспитания
«целых» двадцати детей, таких разных, изменившихся даже за лето и
изменяющихся, уже в сентябре месяце составить объективно невозможно. Он
создается в течение всего учебного года в процессе тесного, интенсивного
общения наставника со своими воспитанниками, в процессе конкретных коллизий и
переживаний.

Следовательно,
проверяться его содержание и исполнение должно в конце учебного года через
сопоставление итогов, результатов всесторонней жизнедеятельности классного
коллектива с первичным состоянием классного сообщества в начале учебного года
(характеристика классного коллектива).

В начале
года у классного руководителя есть лишь перечень ключевых  комплексных дел по
школе на весь учебный год, который ему

Предоставляет
его непосредственный руководитель. Итоговую оценку деятельности педагога
выносит администрация школы. Настоящим Положением утверждены следующие
источники:

 Информация,
полученная из собеседования с классным руководителем о выполнении плана
воспитательной работы за год (педагог сообщает о всех проведенных мероприятиях,
предлагает их анализ (для чего в плане ведется специальный раздел), при
необходимости представляет разработанный сценарий мероприятий и т. д.).

 Данные
анкетирования учеников класса, родителей (анкета «Классный руководитель
глазами воспитанников» прилагается), дающие представление об уровне
классных отношений, т. е. уровне сплоченности коллектива, наличии
«изгоев», «отверженных» в классе (в том числе об отношении
к педагогу).

 Информация,
полученная из собеседования с педагогом.  Сведения о занятости детей класса в
объединениях по интересам:, кружках, секциях, клубах в школе и по месту
жительства, в особенности тех, кто имеет проблемы в учебе.

 Данные
педагогических наблюдений администрации за поведением классного коллектива в
школе, участием его в общешкольных мероприятиях. Анализ посещенных
воспитательных мероприятий, классных часов в течение года.

 Доклады,
рефераты, обобщающие опыт педагога, материалы выступлений на педсоветах,
семинарах и т. д.

Опыт
собеседований по данной методике, позволяющей собрать «индексную
информацию о деятельности педагога, дает возможность администрации вынести
более взвешенное и объективное суждение о качестве работы классного
воспитателя, предупреждает субъективизм и предвзятость, способствует укреплению
доверия между администрацией и педколлективом, повышению мотивации к честному,
добросовестному выполнению своего профессионального долга. Указанные процедуры
могут проводиться по итогам полугодия, трех четвертей или учебного года. Не
обязательно ставить задачу ежегодной проверки всех педагогов, ибо это
невозможно. Даже собеседования с несколькими (допустим, 10-15 педагогами),
итоги которых проанализированы и обобщены перед педколлективом школы, могут
дать хорошие организационные и воспитательные результаты. Тем более если изданы
приказы по школе, в которых отмечены и поощрены лучшие, сделаны напутствия и
даны советы остальным.

Администрация
не должна экономить время на данных процедурах, чтобы исключить субъективизм и
несправедливость. Только тогда внутришкольный контроль станет способствующим
профессиональному росту педагогов, воодушевляющим и мотивирующим к новым
достижениям. Информация (отчет) может быть заслушана на педсовете, совещании
при директоре, заседании МО классных руководителей школы, после чего
принимается решение.

9. АТТЕСТАЦИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

С целью
повышения качества воспитательной работы в школах, усиления ответственности
педагогов за судьбу учащихся во многих районах и городах республики наряду с
аттестацией учителей-предметников практикуется и аттестация воспитателей. Как
правило, она идет параллельно оцениванию педагога как учителя-дидакта.

Учитывая
социально-экономические условия микрорайона, сложность контингента семей
учащихся, педколлектив школы № 84 принял решение оценивать при аттестации
образовательной деятельности педагогов качество и результативность их
воспитательного труда. Для объективизации оценок в школе должно быть
разработано специальное Положение об аттестации классных руководителей.
Настоящим документом определим главные элементы процедуры.

Аттестация
состоит из двух направлений (этапов). Первое направление

— внешняя
экспертиза: оценка теоретической компетентности педагога.

Кроме
того, могут быть сформулированы письменные вопросы для экзамена или предложено
написание реферата.

Второе
направление — внутренняя экспертиза: оценка практической деятельности классного
руководителя. В Положении об аттестации необходимо сформулировать конкретные
требования к воспитателю 1-й, 2-й и высшей категории.

Примерная
схема характеристики классного руководителя, в которой отражены главные
требования к педагогу-воспитателю:

1.
Формальные данные: образование, стаж (педагогический и общий) продолжительность
работы в школе, награды и поощрения.

2.
Методологическая и методическая подготовленность воспитателя:

*понимание
сущности процессов, которые называются «социализация»,
«образование»,  «развитие»,  «общение»,  «воспитание»
и др.;

*социализация
и воспитание, основные ступени развития человека, главные мотивы поведения
ребенка (потребности);

*понимание
сущности социальной роли, педагогической позиции наставника-взрослого по
отношению к воспитаннику-ребенку;

*
эрудиция, осведомленность в области педагогических идей, подходов, систем.

3. Уровень
организаторского мастерства:

*умение
видеть, выделять, формулировать педагогические проблемы в собственной
педагогической деятельности;

*умение
ставить воспитательные цели и планировать собственную деятельность для их
достижения;

*умение
организовать детей на педагогическую акцию, привлечь помощников, пробудить активность,
сплотить на совместных переживаниях поражений и побед;

*умение
анализировать собственную деятельность в целом, а также итог отдельного
воспитательного мероприятия;

*умение
проектировать будущее коллектива и перспективы развития отдельного воспитанника,
умение подвести их к успеху, организовать «радость завтрашнего дня».

4.
Индивидуально-личностные особенности педагога:

*умение
общаться с детьми, способность привлекать к себе детей, испытывать удовольствие
от их близости;

*толерантность
(терпимость) и гуманизм в сочетании с разумной требовательностью, умением быть
справедливым;

*уровень
личной ответственности, добросовестное выполнение должностных обязанностей;

*степень
представленности образа педагога в поведении детей (на сколько педагог является
примером для своих воспитанников);

*оптимизм,
стрессоустойчивость, воля, жизненная целеустремленность.

5.
Результативно-личностный аспект:

 успешность
деятельности, наличие позитивных педагогических результатов (можно в сравнении
с прошлыми годами);

 наличие
поддержки родителей, связей с внешкольными учреждениями микрорайона или города;

 совершенствование
своей профессиональной деятельности (осмысление собственного опыта в докладах,
рефератах и др.);

 профессионально-педагогическая
и социальная значимость личности педагога (общественная деятельность).

Примечание:
для оценки вышеназванных параметров и результатов могут использоваться тесты,
опросы, анкеты воспитанников, родителей педагогов, а также наблюдения
администрации за деятельностью педагога в течение учебного года.

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

В
педагогической практике существует много методик анализа урока, воспитательного
мероприятия, классного часа и т. д. Главный порок их в том, что ученые
стремятся разработать некую универсальную схему, которая наиболее
«научно» сформулировала бы методические требования к данным
педагогическим феноменам и удовлетворяла бы всех: ученых, практиков,
инспекторов и самих организаторов дела. На самом деле у инспектора требования к
воспитательному мероприятию будут одни, у классного руководителя, который
организует это дело и должен вовлечь в него детей, — другие, а у самих детей в
соответствии с их ожиданиями — третьи. Это объективная реальность.
Неспособность учитывать эти различия приводит к печальным последствиям: с одной
стороны. — формализму и лицемерию, с другой — к потере интереса к делу или
утрате авторитета педагога, что происходило и происходит с так называемыми
«открытыми» уроками или «открытыми» воспитательными мероприятиями.

Мы
предлагаем схему анализа воспитательного мероприятия для проверяющих
(инспектора), алгоритм организации мероприятия для практического педагога как
памятку воспитателю, чтобы он, зная ожидания детей, грамотно создавал условия
для мотивации детской активности и актуализации интереса.

Мероприятие
«глазами инспектора»

1.
Наименование воспитательного мероприятия, дата проведения, место, возраст
детей.

2.
Определение формы (жанра): этическая беседа, диспут, праздник, поход-экскурсия,
психологический тренинг, урок самоуправления и др.

3.
Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи, реализуемые именно на
этом мероприятии (напомним, что главной целью воспитательного мероприятия
является изменение отношений). Например:

*воспитание
интереса к технике, животным, науке, искусству, политике, спорту, своему
внутреннему миру, самовоспитанию;

*изменение
характера межличностных (межгрупповых) отношений в коллективе класса
(воспитание уважения друг к другу, терпимости, готовности помочь и т. д.);

*изменение
психологического климата в классе (после какой-либо неудачи, конфликта, трудной
сессии);

*изменение
отношения к какому-либо члену коллектива (он интересно рассказал о своем
увлечении, о котором никто ранее в классе не знал, и у него появились товарищи,
единомышленники);

*обнаружение,
пробуждение, развитие способностей кого-либо из членов коллектива (изменение
отношения к себе);

*изучение
правил этикета в поведении: на вечере, танцах, банкете, ресторане, званом ужине
(этикет мы понимаем как культурную форму самозащиты и самоутверждения в
обществе);

*общение с
природой, приобретение знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации;

*другое.

4. Наличие
плана подготовки и проведения мероприятий, его продуманность, целесообразность,
завершенность.

5. Участие
коллектива воспитанников в разработке целей, плана проведения мероприятия и
мотивация участников на активность.

6.
Описание и анализ хода подготовительной работы, распределение поручений,
отношение участников к их выполнению.

7.
Педагогическая позиция педагога, стимулирование инициативы, активности,
самостоятельности воспитанников, искусство привлечения помощников.

8. Учет
возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов
детей.

9. Позиция
школьников при проведении мероприятия (активность и инициатива или безразличие
и пассивность).

10.
Положительные, наиболее удачные моменты проведенного мероприятия, наличие
воспитывающей ситуации: нравственная радость, гордость за себя и товарищей или
нравственное раскаяние. Недостатки и трудности в работе, пути их устранения.

11.
Степень достижения поставленных целей.

12.
Устремленность в будущее, наличие перспектив, развитие проблемы в следующих
мероприятиях, системность воспитательной работы в классе.

Алгоритм проведения КТД по методике И. П. Иванова

(Памятка
классному руководителю)

Прежде чем
собираться на «общий сбор», следует психологически подготовить детей.
«По Иванову» — должна пройти «гайдаровская разведка»
полезных дел (для класса или школы), поступить некий «заказ» от
администрации, школьного совета дела, родительского комитета и др. чтобы
эмоционально «раскачать» детей, породить мотив к деятельности.

Затем
следует:

Первый
этап: этап коллективного выдвижения идей на общем Сборе. Происходит
«мозговой штурм», во время которого запрещается любая критика,
фиксируются все предложения.

Второй
этап: коллективное обсуждение, отбор приемлемых идей в соответствии с условиями
и возможностями членов коллектива.

Третий
этап: коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.

Четвертый
этап: выборы совета дела, распределение ответственности среди членов актива.

Пятый
этап: подготовка дела, распределение поручений, инструктаж, определение сроков
и степеней ответственности.

Шестой
этап; проведение дела (общешкольного праздника).

Седьмой
этап: коллективный анализ и оценка дела, выявление достоинств и недостатков,
положительного и неудачного (центрация на положительном и удачном).

Восьмой
этап: последействие, определение перспектив, организация «радости
завтрашнего дня».

Лозунги
«коммунаров»: «Наша цель — счастье людей!» «Все
творчески, иначе — зачем?» Мы бы добавили: «Делай — и ты победишь
себя».

Примечание:
организуя коллективную деятельность детей, педагог все время должен видеть в
ней особенности самопроявления, состояние каждого отдельного воспитанника, его
сильные стороны, уверенность в себе, напористость, способность убедить в своей
правоте и повести за собой или, напротив, комплексы и «защиты»:
обидчивость, вспыльчивость, ненаходчивость, неспособность доказать даже конструктивно
идею.

Безусловно,
вторых нужно взять под свою защиту и оказать в нужный момент поддержку:
«действуй, а я тебе помогу».

Педагогу
следует помнить: всем участникам мероприятия и каждому в отдельности понравится
такое дело, где он как-то сумел проявить себя, оказать влияние на других,
добиться успеха, испытать положительные эмоции и чувство гордости за себя. Так
мы понимаем «воспитывающий момент» мероприятия.

После
таких состояний и приобретенного успешного опыта ребята с удовольствием
примутся за организацию нового дела.

Мероприятие
«глазами воспитанника»

Источником
активности человека является мотив (к деятельности, к самопроявлению, к
достижению). «Мотивировать» означает «толкать»,
«побуждать к достижению цели». Мотив появляется там, где созданы
условия для его возникновения. Есть условия внешние и внутренние.

Внутренние
условия, как уже говорилось выше, определяют базовые психосозидательные
потребности человека. Потребности есть источник мотива как условие самой
возможности развития. Природа позаботилась о человеке, вложив в него внутренние
«механизмы» активности, саморазвития в виде некой постоянной
«нужды», недостатка чего-то. Благополучное удовлетворение данной
«нужды» обеспечивает здоровье потребностно-мотивационной сферы ребенка
— своеобразного штаба развития человека, отчего ребенок хочет быть активным,
стремится пробовать себя, достигать тех или иных жизненных рубежей, а значит,
действует, осваивает новые способы поведения, развивается.

Внешние
условия определяют характер деятельности и качество отношений, в которые
попадает воспитанник. Наиболее значимыми компонентами данных условий являются:

 вид и
форма деятельности ребенка (возможность самопроявления);

 отношение
к ребенку окружающих, в том числе педагога (мера его защищенности);

 отношение
ребенка к самому себе (уверенность — неуверенность). Каковы приметы указанных
отношений, которые не убивают детскую активность, а стимулируют ее, инициируют
развитие ребенка? Каковы требования ребенка к условиям проведения
воспитательного мероприятия?

Для младшего
школьника:

Деятельность
— более благоприятна игровая. Игра имеет привлекательные для ребенка цели, всем
известные и посильные правила, которые участников ставят в равные стартовые
условия и в которых ребенок чувствует себя защищенным, а правила — справедливыми.

Результат,
победа приносит ребенку положительные эмоции, удовольствие, соблазн повторить
действие. Окружающие не должны обижать, унижать, держать в страхе, стыдить,
смеяться над участником, тем более ругать или издеваться над огорчительной
неудачей.

Педагог
обязан демонстрировать внимание каждому участнику

Мероприятия,
поддержку, одобрение уже самой активности, попытки,

стремления,
в котором, несомненно, проявились воля, мужество ребенка (сказать ему об этом
вслух). Ребенка следует подготовить, познакомить с правилами, потренировать
(вооружить способами деятельности), выработать, насколько возможно, некоторые
умения, чтобы предотвратить провал. Хорошо, если подобное отношение
демонстрируют товарищи, родители, все участники мероприятия.

Воспитанник
должен вооружиться уверенностью в себя, что приходит со знанием правил и своих
способностей, но, что очень важно, в него должен верить педагог.

Воспитание
младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом
положительных переживаний самого себя и собственной деятельности. Ему
необходимо сознание того, что он знает, способен и умеет!

Для
подростка:

Подростку
нужна деятельность, которая дает возможность состязаться, т. е. проявить,
вызвать уважение окружающих, тем самым повысить свой статус (авторитет) в
коллективе. Повысить статус для воспитанника означает лучше узнать себя и
повысить самооценку, изменить отношение к себе, т. е. удостовериться в своей
силе, взрослости, компетентности и умелости, тем самым способствовать развитию
главного новообразования возраста — положительной «Я-концепции» и
чувства собственного достоинства. Воспитатель до и в течение мероприятия обязан
демонстрировать подростку свое полное, искреннее доверие, уверенность в его
силы, сознательность и ответственность, внушая их как самому воспитаннику, так
и товарищам, родителям, всем участникам мероприятия. В случае неудачи следует
спокойно (профессионально!), демонстрируя все те же уважение и доверие,
проанализировать происшедшее, найти ошибки (лучше, чтобы подросток нашел и
назвал их сам) и, учитывая новый опыт, выработать дальнейшую тактику и
стратегию поведения, чтобы затем уже наверняка добиться успеха. Никаких
упреков, разносов и выговоров! Тем более никаких угроз!

Очень
важно сохранить поддержку и доверие сверстников к воспитаннику.

Воспитание
в подростковом возрасте есть накопление подростком положительного опыта жизни и
обучение рефлексии, т. е. подготовка, перевод его в режим саморегулирования,
самоуправления, самовоспитания. что будет способствовать укреплению чувства
собственного достоинства.

Для
юношеского возраста:

Юноша
нуждается в условиях для самоопределения, для выбора смысла жизни. Поэтому
деятельность (мероприятие или их система) призвана дать ему возможность
максимально собрать знания о себе: своих задатках, способностях, возможно,
талантах, выработанных умениях и навыках, чтобы определить для себя будущие
цели, ценности жизни и социальные роли: профессию, любовь, семью, дружбу,
хобби, увлечения и т. д. Юношам нравятся интеллектуальные диспуты и игра ума,
умные беседы о любви и сексуальное просвещение, но вместе с тем необходим
реальный, производительный труд с возможностью заработать деньги. Первая
зарплата для молодого человека — это признание обществом его зрелости,
социальной значимости. Поэтому педагоги должны стремиться на третьей ступени
обучения содействовать получению старшеклассниками допрофессиональной и
профессиональной подготовки (в том числе и в учебной деятельности) путем
профилизации обучения, а также подготовки к будущей семейной жизни. Взрослые
должны демонстрировать юношам признание их зрелости, по возможности вовлекать
детей в совместную продуктивную деятельность.

Позиция
воспитателя — предоставить воспитанникам максимальную свободу для инициативы и
творчества (ведь юноша уже знает, умеет, хочет и может). Прекрасно, если
воспитатель великодушно демонстрирует свое признание «побежденного учителя
победителю-ученику». Не забудем: конечная цель работы воспитателя — стать
для воспитанника ненужным!

Примечание:
таким образом, становится очевидным, что нет универсальных схем для организации
воспитательного мероприятия, чтобы оно было эффективным для учащихся разных
возрастов. Ожидания воспитанников неодинаковы, так как различны их потребности
на тех или иных стадиях жизни. И педагоги не могут этого не учитывать. Методика
КТД И. П. Иванова тем ценна, что создает много степеней свободы для детской
активности, а в свободе нуждаются воспитанники на всех ступенях зрелости.
Педагог же должен всячески стимулировать уверенность воспитанника в себе и умело
дозировать меру помощи.

11. КЛАССНЫЙ ЧАС

(час
классного руководителя)

Классный
час — это такое же воспитательное мероприятие, как любое другое: поход в театр,
уборка школы, дискотека, КВН, диспут и т.д. Для его оценки подходят все те
критерии, которые мы сформулировали выше. Имеется и специфика: классный час
есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками, но это не урок
(следует уйти от академизма, казенщины, назидательности). Это разговор «по
душам» и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это
полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни,
которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выработки плана
участия класса в общешкольном мероприятии, это психологический тренинг по каким-либо
проблемам общения и т. д. Форм, тем, поводов для сбора классного руководителя
со своими детьми может быть бессчетное количество. В этом смысле их невозможно
классифицировать. Также невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить
их заранее в план воспитательной работы.

Учитывая
это, классные часы можно систематизировать следующим образом:

*классный
час — организационный, как способ коллективного планирования классного или
общешкольного дела;

*классный
час — как разрешение возможного конфликта;

*классный
час — плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие;

*классный
час — как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся;

*система
классных часов для реализации определенной образовательной программы.

Остановимся
на последней форме подробнее. К сожалению, содержание образования в школе все
еще крайне отчуждено от потребностей учащихся. Они не получают необходимых
знаний по психологии, экономике, праву.

Напомним,
что самые главные пути будущей взрослой самореализации человека — это:

— труд;


продолжение рода;

— общение;


переживания.

Поэтому
многие педагоги, всерьез озабоченные будущими судьбами своих воспитанников,
предлагают им на классных часах следующие образовательные программы:

*
«Познай себя» — теоретические и тренинговые занятия по прикладной
психологии, беседы о закономерностях психики и поведения человека.

*
«Найти себя» — беседы по профориентации.

*».Общение
и этикет» — секреты о том, как привлекать к себе людей. *»Научись
управлять собой» — основополагающие знания о методах, способах, приемах
саморегуляции и самоуправления. *»Права гражданина и человека» —
сведения из Декларации прав человека, * Конвенции о правах ребенка и др.

*»Азы
рыночной экономики» — основы предпринимательства: как начать собственное
дело? Как составить бизнес-план? Как рассчитать бюджет семьи? Права потребителя
и др. » *»Основы семейного мира» — как создать прочную
счастливую семью?

Всегда
следует помнить наставление Ф. Ницше: «Разумному (просвещенному — С. В.)
судьба показывает путь, неразумного она тащит». На занятиях классный
руководитель может поделиться всем тем, что знает сам: своими увлечениями,
хобби, жизненными наблюдениями.

Занятия
могут проводиться с привлечением школьных психологов и социальных педагогов.

Критерии
успешности классных часов:

— Интерес
учащихся к теме, к занятиям в целом (интерес есть осознаваемое, а часто
неосознаваемое, интуитивное ощущение ребенком  «нужности»  получаемых
им знаний и всего происходящего на занятиях, «значимости для себя»,
для будущей жизни.


Активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать
удовольствие от коллективной деятельности на благо других.


Улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания.


Изменение психологического климата в классе, сплочение классного коллектива
появление совместных ценностей, переживаний и чувств (например, чувства
гордости за свой класс).


Отсутствие конфликтов, которые, возможно, случались ранее.


Вовлеченность в активную классную жизнь недавних «изгоев»,
«отверженных».


Улучшение отношений с родителями.


Повышение ответственности за учебу и, как следствие, повышение успеваемости.

 

 

 

Содержание деятельности классного руководителя

1.Цели воспитательной деятельности классного руководителя

  1. Создание психолого – педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
  2. Организация разнообразной творческой, личностной и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков  саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
  3. Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

  Исходя из вышесказанного основные содержательные направления, виды и формы деятельности классного руководителя могут быть следующие:

        Классный руководитель:

  1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего:
  1. Изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.
  2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).
  3.  Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя  отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).
  4. В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.
  5. Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т.д.

2.Осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:

  1. Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений.
  2. Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.

2.Основные обязанности классного руководителя

                Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗОТа) РФ, (ст.130), Закона РФ «Об образовании», а также Устава и концепции деятельности школы и настоящего Положения о классном руководителе.

  1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели,- 6 часов (30% от ставки учителя).
  2. Час классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
  3. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.
  4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.
  5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. Проверка, отчетность, критерии оценки педагогического труда оговариваются и согласовываются администрацией с педколлективом заранее и оформляются в виде приказа по школе.
  6. Отчеты проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
  7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

3. Документация и отчетность

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

  1. Классный журнал;
  2. Планы воспитательной работы с классным коллективом;
  3. Личные дела учащихся;
  4. Карты развития личности ребенка;
  5. Протоколы родительских собраний;
  6. Дневники учащихся;
  7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-   психологических исследований в классе с детскими работами и т.д.

4. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

  1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
  2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
  3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
  4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.
  5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

     Классный руководитель не имеет права:

  1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыков и т.д.;
  2. Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика или расправы над ним;
  3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).
  4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
  5. Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

6. Классный руководитель должен знать:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Конвенцию о правах ребенка;
  3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию;
  4. Школьную гигиену;
  5. Педагогическую этику;
  6. Теорию и методику воспитательной работы;
  7. Основы трудового законодательства.

7.Классный руководитель должен уметь:

  1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности;
  2. Видеть и формулировать собственные цели;
  3. Составить план воспитательной работы в классе;
  4. Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников;
  5. Провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т.д.;
  6. Анализировать собственную деятельность и её результаты;
  7. Организовать и провести родительское собрание;
  8. Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом  изучения на семинарах МО классных руководителей школы.

Лекция 9

Функции и основные
направления деятельности классного
руководителя.

Основные
направления деятельности классного
руководителя (воспитателя)

Сущность понятия
«классный руководитель», «воспитатель»

Функции и основные направления
деятельности классного руководителя
(воспитателя)

Содержание и формы работы классного
руководителя

Классный руководитель (воспитатель)
и педагогический коллектив

Классный
руководитель

в образовательной школе – это педагог,
занимающийся организацией, координацией
и проведением внеурочной воспитательной
работы.

Должностной
статус

классного
руководителя
:

— классный
воспитатель (освобожденный классный
руководитель);

  • классный
    руководитель;

  • классный куратор.

Позиция классного
руководителя (воспитателя) вариативна:

— в учебной работе
учитель – организатор и руководитель
деятельности школьников;

  • во внеучебной
    позиция
    учителя – старший товарищ

Содержание деятельности классного руководителя

Воспитатель
(классный руководитель):

1.
Содействует
созданию благоприятных психолого-педагоги­ческих
условий для индивидуального развития
личности ребенка.

• Изучает особенности
развития, состояние здоровья, эмоциональное
самочувствие, жизненные проблемы,
отражая все данные в психоло­го-педагогическом
дневнике, руководствуясь правилом:
чтобы воспи­тывать ребенка, надо его
знать.

• Изучает
склонности, интересы, сферу дарований
воспитанника, зна­комит с ними его
самого, вместе подбирая виды деятельности,
через которые можно эти дарования
развить (кружки, факультативы, объ­единения
по интересам).

• Корректирует
межличностные связи в классе, по мере
сил гуманизируя отношения (в особенности
к классным изгоям и отверженным).

• В индивидуальных
беседах, в ходе психологических тренингов
при­влекает детей (в особенности с
«трудным» поведением) к самоанали­зу,
помогает им понять себя, привлекает к
самовоспитанию, к само­управлению.

• Старшеклассникам
помогает найти цели жизни, подводит к
осознан­ному выбору профессии,
ненавязчиво рисует привлекательный
образ семейной жизни, образы любимых и
т. д.

2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива)

• Помогает в
организации классной деятельности
ребят: досуговых дел, тематических
вечеров, трудовых акций и т. д. с целью
изменения (гу­манизации) межличностных
отношений.

• Участвует с
классным коллективом в общешкольных
мероприятиях, в совместных переживаниях
воспитывая ответственность, приучая к
сотрудничеству и взаимопомощи.

• Развивает и
совершенствует классное самоуправление,
приучая к са­моорганизации, развивая
умение отстаивать свою точку зрения,
при­нимать решения, где необходимо —
идти на компромисс.

• Готовит
воспитанников к рыночным отношениям,
вовлекает класс (или группу) в
производственную деятельность, в
хозрасчетные от­ношения, развивая
навыки предприимчивости, хозяйственной
сметки и предпринимательства.

• Способствует
формированию навыков самозащиты, изучает
на класс­ных часах вопросы прав
человека, потребителя товаров, поощряет
го­товность детей отстаивать
справедливость, защищать себя и свой
коллектив от грубости, произвола и
насилия в любой форме и от кого бы то ни
было.

3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:

• Помогает отдельным
учащимся в преодолении учебных проблем
на уроке или при выполнении домашних
заданий, консультирует роди­телей.

• Поощряет и по
возможности организует взаимопомощь
в учебе, по­могает отдельным учащимся
преодолеть непонимание и конфликты с
педагогами.

• Организует и
участвует в педконсилиумах (малых
педсоветах) по учебным и психологическим
проблемам учащихся, при необходимо­сти
посещает уроки учителя-предметника.

• Способствует
развитию познавательных интересов при
помощи классных часов, экскурсий,
предметных олимпиад, кружков,
интел­лектуальных клубов и т. д.

• Содействует
профессиональному самоопределению
выпускника, под­водит его к осознанному
выбору профессии, дальнейшего образова­ния
и т. д.

• Содействует
получению дополнительного образования
(развития) воспитанников через систему
кружков, клубов, спортивных секций,
творческих или трудовых объединений,
существующих в школе или по месту
жительства, памятуя о том, что для детей
с проблемами в

учебе эти виды
занятости могут быть почти единственным
условием само реабилитации и предупреждения
девиантного поведения.

• Ответственность
за успеваемость в классе несет
учитель-предметник, а не классный
руко­водитель.

4.
В сельской школе организует
сельскохозяйственные работы, свя­занные
с выполнением учебного плана (вопросы
оплаты труда в случае превышения учебной
нагрузки педагога решаются администрацией
шко­лы индивидуально в форме трудового
договора).

5.
Проводит родительские собрания
(семинары). Дает консульта­ции.
Привлекает родителей к помощи школе.

6.
Организует питание учащихся, дежурство,
при необходимости коллективную уборку
класса (школы), мобилизует усилия детей
(и роди­телей) для ремонта школы, ведет
установленную документацию, осуще­ствляет
учет посещаемости занятий и информирует
о ней родителей.

7.
Предпринимает необходимые меры для
предупреждения опасно­сти для жизни
и здоровья воспитанников во время их
пребывания в шко­ле. Немедленно
сообщает администрации и родителям о
всех ЧП, имею­щих потенциальную и
реальную опасность для воспитанников.

8.
Участвует в работе педсоветов, семинаров,
административных и методических
совещаний.

9.
Осуществляет повышение своего
профессионального уровня, своевременно
участвует в аттестации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приступая к рассмотрению содержания
профессиональной педагогической деятельности
классного руководителя, уточним основные
категории труда и профессиональной
деятельности.

Труд — целенаправленная деятельность
человека, в процессе которой он при помощи орудий
труда воздействует на природу и использует ее в
целях создания предметов, необходимых для
удовлетворения своих потребностей [7, с.696].

Как отмечает В.Д. Шадриков (1996), трудовая
деятельность выступает в единстве трех аспектов:
предметно-действенном (как процесс, в котором
«человек при помощи средств труда вызывает
заранее намеченное изменение предмета труда»);
физиологическом (как «функции человеческого
организма»); психологическом (как осуществление
сознательной цели, проявление воли, внимания,
интеллектуальных свойств работника и т.д.).

При изучении конкретной трудовой деятельности
главное внимание должно уделяться специфике
механизмов отражения действительности,
раскрытию того, как внешние воздействия в
конкретном случае преломляются через внутренние
условия и как влияет деятельность на изменение
ее внутренних условий. Трудовая деятельность
человека является профессиональной, если
выполняются по крайней мере еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием
определенного уровня квалификации, мастерства,
умения, профессиональной подготовки, специально
полученных знаний и навыков, которые часто
подтверждаются специальными документами о
профессиональном образовании: дипломами,
свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода
товаром, который человек может продавать на
рынке труда. Причем, товаром, который пользуется
спросом, за который другие люди готовы платить.
То есть профессиональная деятельность может
служить источником доходов человека.

Таким образом, профессиональная деятельность
— род труда, следствие его дифференциации [2, 285].

Профессиональная деятельность
специфическая человеческая форма отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет
его целесообразное изменение и преобразование в
интересах людей; условие существования общества
[6, 382].

Это определение можно дополнить тем, что
человек «преобразует и самого себя» (А.Н.
Леонтьев, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская
и др.). Осуществление профессиональной
деятельности требует овладения человеком той
или иной профессией.

Профессии это исторически возникшие
формы деятельности, необходимые обществу, для
выполнения которых человек должен обладать
суммой знаний и навыков, иметь соответствующие
способности и профессионально важные качества
[3].

Профессия характеризуется следующими
важнейшими признаками: принадлежность ее
конкретному человеку; относительно длительное,
чаще пожизненное, выполнение определенных
функций; наличие специальных технических и
интеллектуальных знаний (образования), умений и
навыков, опыта, приобретенных в ходе работы;
получение платы за свой труд, дохода,
обеспечивающего поддержание существования
работника и его семьи; формирование объединений
и профессиональных групп, создаваемых на почве
однородных близких интересов, их контроль над
притоком новых кадров, обеспечение
гарантированного пребывания в должности;
создание определенного общественного статуса,
образа жизни работника, его поведения как на
работе, так и вне ее, что приводит к
отождествлению, идентификации человека и его
профессии, самовыражению работника,
удовлетворению потребностей; власть над
непрофессионалами в ходе взаимодействия с ними в
процессе реализации профессии в смысле
определения потребностей и образа действий
клиентов и т.д.

В сфере образования, как и во многих других
областях материального и духовного
производства, наблюдается тенденция к
внутрипрофессиональной дифференциации. В.А.
Сластенин рассматривает в качестве причины
такого разделения труда развитие все более
совершенных и эффективных обособленных видов
деятельности в пределах педагогической
профессии. Процесс обособления видов
педагогической деятельности обусловлен, прежде
всего, существенным «усложнением» характера
воспитания и увеличением спроса на
квалифицированное обучение и воспитание
Сластенин, 2002).

В результате такой внутрипрофессиональной
дифференциации появляется профессиональная
группа специальностей — совокупность
специальностей, объединенных по наиболее
устойчивому виду социально полезной
деятельности, отличающейся характером своего
конечного продукта, специфическими предметами и
средствами труда.

Попробуем разобраться, что есть педагогическая
специальность, специализация и квалификация.
Обратимся к учебному пособию «Педагогика»
(Сластенин, 2002). Автор определяет педагогическую
специальность как вид «деятельности в рамках
данной профессиональной группы,
характеризующийся совокупностью знаний, умений
и навыков, приобретенных в результате
образования и обеспечивающих постановку и
решение определенного класса
профессионально-педагогических задач в
соответствии с присваиваемой квалификацией». В
рамках педагогической специальности
определяется педагогическая специализация — как
определенный вид деятельности, связанный с
конкретным предметом труда и конкретной
функцией специалиста. Уровень и вид
профессионально-педагогической
подготовленности специалиста, характеризующей
его возможности в решении определенного класса
задач, рассматривается как педагогическая
квалификация.

Таким образом, педагогические специальности:
педагог, учитель, преподаватель, воспитатель —
объединены в одну профессиональную группу «Образование«.
В качестве родового понятия следует определить
понятие «педагог».

Педагог — учитель общеобразовательной школы,
преподаватель профессионально-технического,
среднего специального или высшего учебного
заведения, воспитатель в дошкольном учреждении,
школе-интернате, детдоме, воспитательной
колонии, работник внешкольного учреждения и др.,
а также научный сотрудник, разрабатывающий
проблемы педагогики как науки [1].

Обобщенным объектом профессиональной
деятельности педагогов является человек, его
личность. Отношения педагога и объекта его
деятельности складываются как
субъектно-субъектные. Обобщенным специфическим
объектом профессиональной деятельности
классного руководителя является личность
ребенка. Предметом деятельности классного
руководителя является не пассивный
преобразуемый объект, а активный субъект
познания и жизнедеятельности. Все
вышеизложенное позволяет нам говорить о
деятельности классного руководителя как
профессионально-педагогической, рассматривая ее
как специализацию школьного учителя. Учитель —
это воспитатель, наставник. В этом его
гражданское, человеческое предназначение.

В своей книге «Как выбирать профессию» (1990) Е.А.
Климов представляет все многообразие профессий
посредством схем отношения человека к
окружающему его миру природы, людей, техники и
т.д. На основе предложенного автором метода
анализа профессий их можно классифицировать по
предмету труда, его целям, характеру действий,
орудиям труда и его условиям. Так, по предмету
труда все профессии подразделяются на
биономические (природа), техномические (техника),
сигномические (знаки), артономические
(художественные образы) и социономические
(взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет
пять схем профессиональной деятельности:
«Человек-Природа», «Человек-Техника»,
«Человек-Знак», «Человек-Образ»,
«Человек-Человек».

Профессия учителя относится к
социономическому типу «Человек-Человек».
Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий
определяется следующими качествами человека:
устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с
людьми, потребностью в общении, способностью
мысленно ставить себя на место другого человека,
быстро понимать намерения, помыслы и настроение
других людей, быстро разбираться во
взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать
в уме знание о личных качествах многих и разных
людей.

Человеку этой профессиональной схемы
свойственны: умение руководить, учить,
воспитывать, осуществлять полезные действия по
обслуживанию различных потребностей людей;
умение слушать и выслушивать; широкий кругозор;
речевая (коммуникативная) культура;
«душеведческая» направленность ума,
наблюдательность к проявлениям чувств, ума и
характера человека, к его поведению;
«проектировочный» подход к человеку,
основанный на уверенности, что человек всегда
может стать лучше; способность сопереживания;
наблюдательность; глубокая и оптимистическая
убежденность в правильности идеи служения
народу в целом; решение нестандартных
ситуаций; высокая степень саморегуляции (Климов,
1993).

Для анализа профессиональной пригодности
человека, работающего по схеме
«Человек-Человек», существен перечень
противопоказаний к этому типу профессиональной
занятости. Противопоказаниями к выбору
профессий данного типа являются невыразительная
речь, замкнутость, погруженность в себя,
необщительность, нерасторопность, излишняя
медлительность, равнодушие к людям, отсутствие
признаков бескорыстного интереса к человеку —
интереса «просто так» (Климов, 1993).

Исходя из дифференциации педагогических
специальностей на основе специфики объекта —
личности ребенка, и цели деятельности —
содействия максимальному индивидуальному
развитию всех сторон личности ребенка, можно
проецировать все характеристики профессии
учителя на классного руководителя. Таким
образом, деятельность классного руководителя с
позиции общей характеристики профессиональной
деятельности представляет собой специфический
ее вид в схеме отношений «Человек-Человек»,
определяясь, прежде всего, целью развития
обучающегося, средствами и способами самой
педагогической деятельности.

Под профессиональной деятельностью классного
руководителя мы подразумеваем «вид постоянно
выполняемой деятельности, специфика которой
заключается в психолого-педагогическом
воздействии на учащихся с учетом их
индивидуальных и возрастных особенностей,
запросов, интересов, увлечений, духовного мира и
вместе с тем в целенаправленном управлении
процессом учения и развития личности» [2, 286].

Педагогическая деятельность, как и любая
другая деятельность, складывается из ряда
взаимосвязанных между собой многочисленных
компонентов, образуя специфическую структуру.
Для выработки педагогического мастерства
классного руководителя необходимо детально
представлять себе структуру и связанную с ней
систему функций педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина (1976) выделила в структуре
педагогической деятельности, включающую в себя
общепедагогическую и
профессионально-педагогическую деятельность,
пять взаимосвязанных функциональных
компонентов: гностический, проектировочный,
конструктивный, организаторский и
коммуникативный. Применительно к деятельности
классного руководителя сущностная
характеристика этих компонентов может быть
следующей:

1. Гностический компонент относится к сфере
знаний классного руководителя. Речь идет, в
первую очередь, о знании способов педагогической
коммуникации, психологических особенностей
учащихся.

2. Проектировочный компонент включает в
себя представления о перспективных задачах
воспитания, а также о стратегиях и способах их
достижения.

3. Конструктивный компонент — это
особенности конструирования классным
руководителем собственной деятельности и
активности учащихся с учетом ближних целей
воспитания.

4. Коммуникативный компонент — это
особенности коммуникативной деятельности
классного руководителя, специфика его
взаимодействия с учащимися, педагогами школы,
представителями общественности, родителями.

5. Организаторский компонент — это система
умений классного руководителя организовать
собственную деятельность, а также активность
учащихся.

Каждый компонент педагогической деятельности
имеет свои четко определенные функции, что
подтверждают исследования некоторых ученых (В.А.
Сластенин, А.И. Щербаков).

Существует ряд других структур педагогической
деятельности, рассматривающих ее
полифункциональность, но именно предложенная
Н.В. Кузьминой типология основных компонентов
педагогической деятельности может быть отнесена
не только к педагогической, но и почти к любой
другой профессии, в том числе, и к классному
руководству.

Выделенные Н.В. Кузьминой структурные
компоненты педагогической деятельности
непосредственно соотносятся с функциональными
обязанностями классного руководителя [4],
включающими организационно-координирующие,
коммуникативные, аналитико-прогностические и
контрольные функции
(таблица 1).

Таблица 1. Соотнесение компонентов
педагогической деятельности с функциональными
обязанностями классного руководителя

Компоненты педагогической
деятельности
Функциональные обязанности классного
руководителя
Гностический компонент содействие общему благоприятному
психологическому климату в коллективе класса;

оказание
помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств;

организация в классе образовательного
процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся
в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Проектировочный компонент контроль за успеваемостью каждого
обучающегося;

контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающимися;

определение состояния и перспектив развития
коллектива класса;

стимулирование и учет разнообразной
деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей.

Конструктивный компонент изучение индивидуальных особенностей
обучающихся и динамики их развития;

регулирование
межличностных отношений между обучающимися;

проведение консультаций, бесед с родителями
(иными законными представителями) обучающихся.

Коммуникативный компонент обеспечение связи
общеобразовательного учреждения с семьей;

установление
контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи
в воспитании обучающихся (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного
образования);

взаимодействие с каждым обучающимся и
коллективом, класса в целом;

установление взаимодействия между
педагогическими работниками и обучающимися;

взаимодействие с педагогическими работниками,
а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения.

Организаторский компонент организация воспитательной работы с
обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов,
тематических и других мероприятий;

ведение
документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного
руководителя).

Таким образом, классный руководитель, реализуя
свои функции, является организатором
деятельности учащихся в классе и координатором
воспитательных воздействий на ученика. Именно он
непосредственно взаимодействует как с
учащимися, так и с их родителями. Главное в
деятельности классного руководителя —
содействие саморазвитию личности, реализации ее
творческого потенциала, обеспечение активной
социальной защиты ребенка, создание необходимых
и достаточных условий для активизации усилий
детей по решению собственных проблем.

Эффективность деятельности классного
руководителя во многом будет зависеть от того,
насколько педагог готов к саморазвитию,
самообучению, самовоспитанию,
самосовершенствованию.

А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн предложили разработку механизмов
становления личности, условий и факторов,
позволяющих прогнозировать профессиональное и
личностное развитие педагога. В трудах О.А.
Абдулиной, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной обоснована
структура профессиональной педагогической
деятельности и пути ее становления. В их работах
педагогическая деятельность рассматривается
как совокупность личностных и профессиональных
качеств субъекта и основа для формирования
собственного стиля деятельности, который мы,
вслед за В.С. Мерлиным определяем как
«обусловленную типологическими особенностями
устойчивую систему способов деятельности,
складывающуюся у педагога, стремящегося к
наилучшему осуществлению данной деятельности».

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия в 30 т. М., 1969 —
    1978 г.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический
    словарь-справочник. Минск, 2004. — С. 286.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.:
    Просвещение, 1994.
  4. Методические рекомендации об осуществлении
    функций классного руководителя педагогическими
    работниками государственных
    общеобразовательных учреждений субъектов
    Российской Федерации и муниципальных
    общеобразовательных учреждений// Российская
    газета, 2006, 14 января.
  5. Словарь русского языка. Т. III. — М., 1987. — С. 37.
  6. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. — С.
    382.
  7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. —
    С. — 696.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством

Приоритетными задачами деятельности по классному руководству, соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:

создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;

формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

Условиями успешного решения обозначенных задач являются:

выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;

взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей; содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;

участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от контекстных условий деятельности общеобразовательной организации. Этнокультурные особенности региона и территории проживания, определяющие социальные нормы и традиции воспитания, характеристики социально-экономической и социокультурной ситуации в конкретной территории (наличие объектов культуры, спорта, дополнительного образования детей, градообразующих предприятий и иных субъектов активной экономической деятельности) во многом влияют на выбор актуальных задач воспитательной деятельности.

Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности.

Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.

Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.

Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме, с использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнёрами, способствующими достижению принятых целей.

Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации.

Инвариантная часть содержит следующие блоки:

1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости обучающихся класса;

обеспечение включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации обучающихся;

содействие успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих их формирование опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;

профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

формирование навыков информационной безопасности;

содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к российским национальным и общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, семейным ценностям, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;

организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;

профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;

регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса.

координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей;

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;

взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:

участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся.

участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;

участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

6. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:

классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;

план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В целях недопущения избыточной отчётности педагогических работников руководителям общеобразовательных организации необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии мер по устранению избыточной отчётности».

Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.

К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка. На состав деятельности по классному руководству могут оказать влияние особые характеристики общеобразовательной организации. Так, например, в общеобразовательных организациях с устойчиво низкими результатами обучения и работающими в сложном социальном контексте, непосредственно связанном с классным руководством, могут появиться дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность обучающихся и т.д.

Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или скорректирован с учетом контекстных условий.

Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д.

В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству, педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по катализаторам
  • Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления
  • Cpc307 руководство по эксплуатации
  • Asrock g41m gs3 инструкция на русском
  • Images flower petals mask инструкция по применению