Театр деммени руководство

Руководитель нового типа

Вы когда-нибудь мечтали о работе в кукольном театре? Может, в детстве?

Наталия Лунева: Нет, о театре кукол я не мечтала. Более того, хотя я родилась в Ленинграде, в театр кукол в детстве не ходила. Родители водили меня на спектакли Мариинского театра (тогда его называли Кировским).

Я окончила Ленинградский театральный институт, отделение организации театрального дела на театроведческом факультете. Непросто было учиться, но интересно. Были живы — здоровы мэтры, поэтому мы получили потрясающее образование. Чтобы поступить, я полгода ходила на курсы в финансово — экономический институт имени Вознесенского. Математику сдавали при поступлении! Потом изучали высшую математику как в техническом вузе. Преподавали нам педагоги из института Вознесенского, директора театров. Специальных учебников тогда не было и не было преподавания театрального администрирования.

Поскольку мы учились на театроведческом факультете, то прошли весь объем программы как театроведы, историки театра. Писали рецензии, но при этом изучали другие дисциплины — например, социально-психологические проблемы управления творческим коллективом. И сетевое планирование было. Это позже менялись учебные планы.

Готовились стать директором театра?

Наталия Лунева: Даже окончив институт, я не могла мечтать о должности директора ленинградского театра. Самое большее, на что мы могли рассчитывать — место главного администратора. Три выпуска до нас уже были, никто не руководил театром. Кто-то на периферии, правда, устроился, но у немногих получалось.

Сначала я работала в Театре имени Ленсовета, была помощником прославленного директора, лучшего в тот период — Владимира Ивановича Венгерова. Феерический театр, главный режиссер — Игорь Петрович Владимиров. Блистательные артисты в труппе: Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Михаил Боярский… Сезон 1976-1977.

До этого я дважды была на практике и на длинной годовой стажировке в БДТ, и уже было решено, что пойду туда завтруппой, и это была моя мечта. Как и мечта многих людей — работать с Георгием Александровичем Товстоноговым, хоть на какую-то должность попасть.

И тут вас позвали в Театр марионеток? В 31 год вы стали самым молодым директором театра в Ленинграде, как это произошло? Не просто ведь «повезло»?

Наталия Лунева: Никто меня не звал. Я работала в потрясающем театре Ленсовета, ждала приглашения в БДТ. Конечно, не просто «ждала» — активно во все включалась, сидеть без дела не могу.

В Театре марионеток в 1977 году освободилось место директора. У основателя нашего отделения Анатолия Зиновьевича Юфита была мечта: назначить директором театра нашего выпускника, не зря оно организовано — готовит руководителей нового типа. Юфит был уважаемым человеком в городе, к его мнению прислушивались, он сумел убедить партийные инстанции в возможности моей кандидатуры. Наверное, трудно поверить, но назначение мое сюда проходило буквально со слезами на глазах — моими слезами. Театр произвел на меня гнетущее впечатление. Всеми забытый. В 1969 году не стало Евгения Деммени. В здании на Невском пять лет шла реконструкция, театр переехал в Дом народного творчества на Рубинштейна. Поняла, что здесь надо жизнь положить…

Вы чувствовали снисходительное отношение коллег из других театров, властей? Театр кукол — это что-то несерьезное, детское, как цирк…

Наталия Лунева: Конечно, всегда надо было пробиваться сквозь «печать»: кукольные театры — на последнем месте, сначала — драматические, музыкальные. Впервые я узнала, что жанр может быть интересен зрителям, наравне с другими видами искусства, за границей в 1970-1980-е годы. Увидела: там нет разделения на театры серьезные и «несерьезные», первой, второй или третьей категории. К тому же, театры кукол там были не только для детей.

Мне с первых дней работы нужно было изучать жанр, я все, что могла найти, читала, смотрела, ездила на фестивали, чтобы быть в курсе — что происходит в этом мире, что делать нам в театре. Первые мои фестивали — в Риге, Вильнюсе, Таллине. Поставила себе задачу — наш театр тоже должен ездить за границу.

«Прижилась» — это не про меня»

Вы 44 года руководите этим театром. Наверняка, вас звали и другие театры. Но крепко прижились тут?

Наталия Лунева: Звали. А «прижилась» — это не про меня. Я человек дела и если взялась за него, должна выполнить его хорошо, качественно. Из чего периодически рождались предложения? Я быстро обросла знакомствами, связями, появился опыт. Часто ездила в Москву, многие вопросы нашего театра решала там. Мне предлагали, например, должность, о которой тоже можно только мечтать — в Госконцерте. В те времена — это поездки за границу. Что меня останавливало? Бытовые вопросы (переезд в Москву, семья) можно было решить. Но мне все время надо было закончить что-то, что я задумала! Даже название театра, которое он носит теперь, я возвращала к историческим началам. В три этапа! Петроградский государственный театр Марионеток был создан 1 декабря 1918 года. Добивалась убрать из названия слово «кукол» (театр кукол и марионеток), оставить — «марионеток» (ведь куклы и марионетки — это одно и то же). И наконец в 1994 году театр получил имя Деммени.

Была автором воссоздания спектакля-легенды «Гулливер в стране лилипутов», визитной карточки нашего театра. Впервые он появился в театре Марионеток в 1928 году. Деммени в 1936 году поставил спектакль в новой редакции. Мы воссоздали именно этот вариант. Этот спектакль — наше всё, наша «Чайка» (как для Московского Художественного театра чеховская «Чайка»).

В 2004 году мы сделали новую редакцию знаменитого циркового представления Деммени. Спектакль идет под названием «Куклы и клоуны».

А чего стоит легендарная коллекция кукол вашего театра! Уж она поездила по миру.

Наталия Лунева: Да, у нее есть самостоятельный гастрольный график, совершенно не зависимый от спектаклей. Уникальность наших кукол в том, что они — игровые, все работали на сцене, и большинство — авторские. Не существует фабрик, где изготавливают кукол для сцены. Это все ручная работа, произведения искусства в единственном экземпляре. Художник и актер, работавшие с ними, вдохнули в них жизнь, там их руки, их души, это дорогого стоит. Есть куклы, пережившие Великую Отечественную войну, ленинградскую блокаду.

От Айболита и Щелкунчика до Петра Первого

Когда у человека или у театра юбилей, обычно подводят итоги.

Наталия Лунева: Меньше всего люблю этим заниматься. Интереснее поговорить, с чем пришел человек (или театр) к этому периоду и что у него впереди. Мы, как и все, с трудом пережили пандемию, но с честью вышли из нее, быстро освоив новые технологии. Ушли на это время в интернет. Сделали прекрасный ролик «Мы идем спасать мир», без ложной скромности скажу — один из лучших на эту тему в интернет-пространстве. Выход из пандемии был, конечно, не простым. Сначала нам разрешили только 25 процентов зрителей в зале, потом — 50, дальше — 75… Зрители нам рады, а мы рады им.

Что сейчас происходит в театре? Идут репетиции, готовите премьеру?

Наталия Лунева: У нас четыре премьеры в работе.

Главный режиссер Эдуард Гайдай ставит спектакль «Щелкунчик». Художник — Андрей Севбо, с нашим театром сотрудничает давно, как и с другими. Кстати, он работал в команде Шемякина, когда в Мариинском театре ставили балет «Щелкунчик». Премьера запланирована на сентябрь.

Еще до конца года выпустим несколько спектаклей «малых форм». Следующая премьера — «Хрустальные башмачки» в постановке Алексея Уставщикова. Это освоение нового камерного пространства, которое началось несколько лет назад в нашем фойе, «театр на подушках». Первым был спектакль «Книга чудес», он идет с большим успехом. Для самых маленьких зрителей (3-4 года), с элементами интерактива. У меня возникла идея: это должен быть своеобразный сериал, и режиссер откликнулся на нее.

Будет продолжение «Книги чудес» (спектакль о звездах) — посвящение космосу. Тема эта для нас не чужая: именно 12 апреля (теперь это День космонавтики) впервые поднялся занавес театра марионеток. К 100-летию нашего театра в 2018 году планировалось отправить в космос нашего Петрушку. Кукла — талисман театра специально изготовлена в 3D технологии, живет в Звездном городке и ждет полета.

Далее — еще два спектакля в этом же формате: о подводном мире и жизни в пустыне.

Планы большие. В 2022 году на основной сцене планируем выпустить два спектакля. К юбилею Корнея Чуковского (в марте 2022 года — 140-летие писателя) Эдуард Гайдай будет ставить сказку «Доктор Айболит». Еще одно название — «Маленький Великий Петр», посвящение юбилею Петра Первого (350-летие летом 2022). Очень важно, как, в какой среде формируется личность, что оказывает на человека влияние, и Петр не сразу стал Великим, построил на болотах город, прорубил окно в Европу…

Очень быстро включился в работу Алексей Уставщиков. Наш театр — для детей, я предложила режиссеру найти правильные «тропинки»: как рассказать малышу про маленького Петра, чтобы заинтересовать его и не забыть про элементы образовательности, познавательности. И развлечь в театре — в хорошем смысле слова. Деммени был гениален. «Развлекая — воспитывать» — его девиз лег в основу творческой программы театра. «Для детей нужно ставить так же, как для взрослых, только гораздо лучше» — его кредо.

Недавно мы отметили 50-летие постановки спектакля «Чебурашка» на своей сцене, показали празднично-концертное представление. В планах нашего главного режиссера — поставить современного «Чебурашку».

В эти дни в Петербурге проходит знаменитый КУKART (международный фестиваль — биеннале кукольных и синтетических театров). Ваш театр, как всегда, участвует в нем?

Наталия Лунева: Не просто участвует — три дня посвящены театру Деммени. Многие фестивальные события по традиции проходят в наших стенах, на нашей сцене. «Родителями» этого фестиваля в 1993 году стали Михаил Хусид (был главным режиссером нашего театра) и художник Юрий Нолев-Соболев. И возрождению КУКARTа в 2006 году способствовал наш театр.

Сейчас появилось много кукольных театров, в том числе частных, «проектов», «товариществ». Ваши конкуренты?

Наталия Лунева: Ни в коем случае. Все театры разные, и зрители выбирают, что им нравится. Хорошо, что есть такая возможность. Когда я пришла в театр, получив экономическое образование, то, конечно, и эту линию проработала. В 1977 году каждый 15-й ребенок в Ленинграде имел возможность попасть в театр. Можно вспомнить 2011 год, когда «Муха-Цокотуха» шла, по-моему, в восьми театрах города, мы со своей версией прекрасно вписались в эту картину.

«Люблю жизнь во всех ее проявлениях»

Наверное, вас донимают вопросами: как удается выглядеть молодо? Что делаете для этого?

Наталия Лунева: Ничего особенного не делаю. Не скрываю, что мне 75. И у меня всё было в жизни. Не могу сказать, что веду здоровый образ жизни. Конечно, придерживаюсь каких-то правил. Но чтобы ходить в спортзал — это нет. Делаю зарядку, летом обязательно велосипед. Зимой — финские сани на даче, с детства люблю их. Я вообще не сижу на месте. Даже в рабочем кабинете мало сижу. Больше двигаюсь, хожу, не к себе приглашаю, а сама иду. Все время быть в деле — наверное, это тоже важно. У меня не бывает такого, что мне нечем заняться — и на работе, и вне театра. Не могу сказать, что уже завершила все задуманное. У меня и сейчас много планов, и надеюсь, здоровье позволит осуществить их.

Я всегда тянулась к интересным людям. И по сей день общаюсь, учусь, впитываю. Происходит это не нарочито, а само собой.

Не открою Америку, если назову еще такие «секреты» хорошего самочувствия и внешнего вида: стараться меньше злиться, уметь прощать, быть более снисходительной. С годами мне все больше это удается.

Все должно быть в меру, это все знают. Я и застолья люблю. Вообще люблю жизнь во всех ее проявлениях.

Прямая речь

«Считаю, что все время нужно говорить об истории театра Деммени. Именно здесь зарождались основы отечественного театра кукол и многое происходило впервые.

Наш театр — не просто старейший по времени (ему 103 года), это первый профессиональный театр кукол России. Основан в 1918 году группой петроградских художников во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой.

Здесь появились первые на российской «кукольной» сцене постановки произведений мировой классической литературы: Пушкина, Гоголя, Чехова, Маяковского, Сервантеса, Свифта, Шекспира, Мольера и других. Свои первые пьесы писали для театра Деммени Евгений Шварц и Самуил Маршак. Первый в Европе игровой кукольный фильм «Макс и Мориц» (1928). Первый в России телевизионный кукольный спектакль «Школяр в раю» (1934). Первый выезд российских кукольников за рубеж (Париж, международная выставка, 1928).

Евгений Деммени 45 лет руководил Театром марионеток, поставил в нем около 150 спектаклей. При его участии были созданы театры кукол в 11 городах России и ближнего зарубежья, а после его ухода из жизни при активном содействии ленинградского коллектива был создан Театр марионеток Резо Габриадзе в Тбилиси. И еще одно «впервые»: именно Е.С. Деммени в 1934 году первым из советских кукольников получил почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».

Олег Рогозин

Дать прививку настоящего искусства

Наталия ЛУНЕВА | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Гость редакции — директор Театра марионеток имени Е. С. Деммени Наталия ЛУНЕВА

Сейчас это Театр Деммени. Именно под таким названием его знают в Петербурге, в стране, за рубежом. Даже куклы, марионетки, в имени театра отошли на второй план. Но на сцене они, конечно, главные: играют, раскланиваются, принимают аплодисменты. Их любят, как любят театр, который в самом раннем возрасте делает ребенку прививку восприятия настоящего искусства. О том, как не слишком заметный ленинградский кукольный театр стал одним из самых известных в городе, рассказывает сегодняшний гость редакции.

Наталия Петровна, у вашего театра удивительная история, ему более века, но начать беседу хочется с дня сегодняшнего. Как вы оцениваете состояние театра? Что день грядущий зрителям готовит?

— Театр на подъеме, и это не фигура речи. В принципе у нас все хорошо: творческий коллектив, интересный, обширный репертуар, зрители, которые нас любят. Но всегда хочется идти вперед, подняться на новую ступеньку. И потому будущий 2023‑й в театре объявлен Годом молодых и для молодых. Приглашаем пока малоизвестных, но уже как‑то проявивших себя молодых режиссеров, художников. Создадим все условия, чтобы они могли свободно творить. У нас в труппе много молодежи, и пусть они вместе поработают в нашем сценическом пространстве, поговорят на своем языке.

Это не какая‑то революционная перестройка?

— Ни в коем случае. У нас прекрасные традиции, проверенные временем. Молодые режиссеры, которых приглашаем, с ними знакомы, мы о многом переговорили. Но вмешиваться в их работу не будем. Для режиссера, а для молодого особенно, самое неприятное, когда ему не доверяют. Конечно, это эксперимент, но любому театру эксперименты необходимы, чтобы он продолжал развиваться.

Притом что репертуар у вас и так постоянно обновляется. А Дню города посвятили еще и специальную акцию под названием «Потешная ассамблея».

— Посвятили не только Дню города, но и дню рождения Петра Великого, который отмечают 9 июня. Ну а в этом году празднуется 350‑летие основателя Петербурга. Наш театр не мог остаться в стороне от такой большой даты и оставить наших зрителей не приобщенными к столь важному событию. Мы всегда включаемся в городские, российские и международные проекты, нам это интересно. Год назад на совещании руководителей театров Петербурга Алла Юрьевна Манилова, статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ, рассказала о программе празднования 350‑летия Петра I.

И родилась идея — поставить спектакль, посвященный Петру. Но не взрослому, не императору всероссийскому, а мальчику Петруше. Название — «Маленький Великий Петр». Это сказка-фантазия, но строго на историческом материале. Ставить спектакль будет наш режиссер Алексей Уставщиков, художник — Борис Аксенов.

Премьера назначена на 16 сентября. Но День города и день рождения Петра мы пропустить не могли и подготовили по мотивам будущего спектакля «Потешную ассамблею»: с одной стороны, театрализованный праздник, с другой — анонс премьеры, ключ к будущему спектак­лю. Акция начиналась на улице — у наших замечательных витрин, тоже обновленных. Затем продолжилась в фойе театра, которое было оформлено флагами российского морского флота, гравюрами петровского времени, атрибутикой морских сражений и путешествий. Самый яркий эпизод праздника — мастер-класс для детей по сбору модели петровского ботика. Наши художники, актеры подготовили модули, и ребята собирали из них кораблики. Причем каждый ребенок мог придумать и прикрепить на корму название собранной им модели.

Самое важное, что творчество детей не будет забыто. Собранные ими модели режиссер использует при постановке. Таким образом, сами ребята в какой‑то степени отправляют будущий спектакль в большое плавание. И когда они придут на премьеру, то увидят свои кораблики в финальной сцене спектакля.

Репертуар действительно обновляется постоянно. Каждый год мы играем две-три премьеры, а в 2021‑м, в пандемию, сделали даже четыре спектакля. Было больше времени, на какой‑то период, как вы помните, театры даже закрывали. А не работать мы не можем. В первую же паузу создали замечательный ролик, запущенный в Интернет на нашем сайте, он был признан одним из самых креативных на тему театра и пандемии.

Но к своим историческим постановкам вы тоже возвращаетесь. В афише театра вновь спектакль «Гулливер в стране лилипутов».

— У нас имеется несколько исторических названий, к которым мы возвращаемся. И для этого есть причины, творческие в первую очередь. «Гулливер» для нашего театра такая же знаковая, афишная постановка, как, скажем, «Чайка» для МХАТа. Со времени его первоначальной постановки спектакль прошел на нашей сцене порядка четырех тысяч раз, из них уже около пятисот — после его воссоздания. И остается очень популярным, когда он выпадает из афиши, зрители звонят, спрашивают.

Какой‑то особой загадки в этом нет. При создании спектакля в 1928 году Деммени удалось воплотить все, что, наверное, должно быть в кукольном театре: драматургический материал, способ постановки, художественное оформление. Все это в совокупности и определило результат: спектакль идет десятилетиями и остается всегда современным.

Когда в 2001 году мы воссоздавали «Гулливера», то старались ничего не нарушить. Все делали очень бережно, текст не переписывали, использовали ту же музыку. Это не новый спектакль, он воссоздан по чертежам уникальной, когда‑то разработанной в нашем театре для этого спектакля «тропы» — так называется станок, на котором работают артисты, управляющие марионетками. Режиссер воссозданной постановки — Николай Боровков, художник — Андрей Севбо.

Какие еще у вас в афише спектакли с большой историей?

— Я бы выделила три. О «Гулливере в стране лилипутов» мы поговорили. Второй — «Цирковое представление», в разные годы были другие названия: «Цирк», «Наш цирк». Сегодняшнее название — «Куклы и клоуны», его современная версия появилась несколько лет назад. Более того, есть и спектакль, и концертный вариант, он требуется на гастролях, на фестивальных выступлениях. Для этого спектакля тоже используется его начальная классическая тропа 1920‑х годов. Это классическая марионеточная постановка. На сцене разворачивается настоящее цирковое представление со всеми его атрибутами, действующими лицами и сюжетными ходами, которые присущи цирку. Среди персонажей — клоуны, акробаты, наездники, дрессировщики, львы.

И любой актер, приходящий в наш театр, должен пройти школу этого циркового представления. При этом он не только осваивает вождение марионеток, но и вообще постигает, что такое кукла-марионетка. А ведь это сложнейшая кукла, я даже называю ее аристократической, не все ее могут освоить.

В школьные годы я тоже играл в кукольном театре, но мы двигали куклы пальцами.

— Это перчаточная кукла, на самом деле есть много систем вождения кукол. Марионеточная самая сложная. И если режиссер и актеры полностью ее осваивают, то рождается потрясающее действие. Такому коллективу подвластна любая драматургия.

Третий спектакль с большой историей — «Юный Фриц». Он тоже родился не случайно. Это политический памфлет, написанный Самуилом Маршаком по просьбе Деммени в первый год Великой Отечественной войны специально для показа на фронте. Актеры ушли с ним на передовую. Выступали в частях Ленинградского, Центрального, Белорусского фронтов. Сыграли «Юного Фрица» более 650 раз.

В театр ни спектакль, ни большинство актеров не возвратились, погибли. Но уже через несколько лет после войны сюда вернулись куклы, хотя и в неполном составе. Какой‑то человек (к сожалению, его имя не сохранилось в истории театра) их сберег и затем вернул в театр. Это драматическая, почти трагическая, но и величественная история.

Мы воссоздали спектакль к 65‑летию со дня Великой Победы. Это святой праздник для театра, который работал в годы войны. Большую роль в воссоздании «Юного Фрица» сыграл заслуженный артист РФ Никита Владимирович Охочинский, ученик и соратник Евгения Сергеевича Деммени. И это еще одна уникальная история. Ветеран войны с богатым военным прошлым пришел устраиваться в наш театр 9 мая 1945 года. Работал при Деммени, слышал его рассказы, видел рисунки, описания спектакля, сохранил какие‑то фотографии.

Воссоздание этого спектакля не просто память о войне и погибших актерах. Постановка продолжает выполнять свою задачу. На фронтах надо было поднять настроение, дух солдат, дать им позитивный заряд. Сегодня это урок истории о великом народном подвиге. Мы показываем спектакль старшеклассникам и видим, как наступает тишина в зале, как у наших современных подростков появляются на глазах слезы. Воссозданный спектакль отмечен премией правительства Российской Федерации в области культуры.

У театра такая история, что он просто был обязан стать первооткрывателем во многих ключевых моментах искусства марионеток. Что бы вы выделили в рубрике «впервые»?

— Начнем с того, что это первый профессиональный театр, созданный в Советской России. Дата, когда он был учрежден, — 1 декабря 1918 года. Считаю это гениальным решением — в такое сложное время в голодном Петрограде открыть Театр марионеток. До театров ли? Предложение исходило от группы известных художников, воспитанных в духе Серебряного века. То, что они это придумали, нормально, это же творческие люди. Но то, что Наркомат просвещения, Анатолий Луначарский согласились с ними, учредили в столь тяжелое время театр, — это высокий поступок!

И, конечно, как первый театр, он стал первооткрывателем во всем. Впервые открылись курсы для актеров, режиссеров, художников. Впервые в кукольном театре ставилась русская и зарубежная классическая литература: Гоголь, Пушкин, Метерлинк, Мольер, Шекспир, Чехов… Смысл любого театра, и театра кукол в том числе, — знакомить зрителя с мировой драматургией, и он с этим справлялся.

Впервые здесь, в нашем театре, создан кукольный фильм «Макс и Мориц». С развитием телевидения первый телефильм с куклами тоже снят здесь, на этой сцене, — «Школяр в раю». Наконец, почетные звания заслуженных артистов режиссерам и актерам, занимающимся куклами, впервые стали присваивать деятелям нашего театра. Сначала Евгению Сергеевичу Деммени, а потом и другим.

Пути развития кукольного театра как такового в целом заложены здесь. Даже появление живого человека на сцене среди кукол впервые произошло у нас в театре. Чтобы передать масштаб — Гулливера и лилипутов. И то, что вслед за ленинградской в стране стали появляться другие кукольные труппы, тоже заслуга этого театра. Мы знаем минимум 12 театров, которые открыты при непосредственном сотрудничестве с нашим коллективом. Актеры и режиссеры учились здесь — у Деммени, потом уезжали к себе на родину, в другие города, и способствовали открытию там театров.

Кстати, горжусь, что последний из тех 12 театров, появившихся в других городах и республиках Советского Союза, открыт уже при сотрудничестве с нашей труппой, в 1981 году. Это Тбилисский театр марионеток. Началось с того, что Резо Габриадзе — сценаристу таких фильмов, как «Не горюй!», «Мимино», — при съемках картины «Сказки Коджорского леса» для «Грузия-телефильма» понадобились актеры-марионеточники. Габриадзе обратился к нам. Было невозможно, чтобы актеры летали на съемки в Тбилиси, и я предложила снять фильм у нас в театре.

Это было непросто, но все получилось: днем театр давал спектакль, а вечером превращался в съемочную площадку. В период съемок мы все сдружились, а Резо Габриадзе так проникся темой театра кукол, что решил создать театр марионеток в Тбилиси. Это было непросто, но Габриадзе удалось. В Тбилиси был создан авторский театр: Габриадзе писал сценарии для постановок, набирал режиссеров и актеров, сам был художником, ставил спектакли. Это было его детище. Первые гастроли Тбилисского театра марионеток проходили в Ленинграде на нашей сцене. Резо Габриадзе сейчас уже нет на земле, а театр живет.

Известно, что длительное время в советские годы ваш коллектив назывался просто кукольным театром. В какой момент и почему вы решили вернуть ему историческое название — Театр марионеток? Насколько это было сложно?

— Когда я получила назначение директором в этот театр в 1977 году, меня многое здесь не устраивало. И название тоже: Кукольный театр — вид театрального искусства, а не название театра. А ведь создавался он с названием Петроградский театр марионеток. Решила вернуть слово «марионетка» в имя театра. Но было непросто. По политическим мотивам. Тогда в СМИ еще фигурировало словосочетание из 1920‑х годов: «марионеточный режим Чан Кайши», с негативным, конечно, звучанием.

Когда я пошла по кабинетам с предложением вернуть театру историческое название, чиновники энтузиазма не испытывали. Я даже носила куклу с собой, чтобы показать, вот она, марионетка, и это совсем не Чан Кайши. Но мне сказали: придумайте что‑нибудь, смягчите. Придумала: Театр кукол-марионеток. Хотя понимала, что получилось масло масляное, «марионетка» и «кукла» слова-синонимы. Но такое название утвердили.

Прошло несколько лет, руководство в кабинетах сменилось, я пошла по второму кругу. Теперь уже объясняла, что вот получилось неграмотное название. В некоторых странах слова «кукла» нет, только «марионетка». Предложила: давайте уберем эту безграмотность. Согласились. Так мы вернулись к историческому названию — Театр марионеток.

Однако сейчас вы известны как Театр марионеток имени Е. С. Деммени. Почему для вас было важно узаконить имя основоположника театра?

— Когда стала директором, то, конечно, погрузилась в историю коллектива, много читала, изучала. Евгений Сергеевич был чрезвычайно талантливый человек, причем во всем: как режиссер, драматург, он был потрясающим актером и прекрасным организатором. И я понимала, что поднимать театр, выстраивать его надо на хорошем фундаменте. В конце 1970‑х о Деммени уже мало вспоминали, по разным причинам. Но я поставила для себя задачу подчеркнуть преемственность в развитии театра, чтобы не забывали про те славные годы, когда он блистал под управлением Евгения Сергеевича. Когда построен фундамент, есть от чего отталкиваться.

С директорами других театров мы, безусловно, общались, и вот пришло время, когда такая же идея — ввести в название коллективов имя их основоположников, заслуженных режиссеров — созрела у руководства Театра Комедии, чтобы он стал имени Николая Павловича Акимова, ТЮЗ хотел ввести в название имя Александра Александровича Брянцева, а мы — Евгения Сергеевича Деммени. Одновременно подали руководству города ходатайства и получилось: с 1982 года мы — Театр марионеток имени Е. С. Деммени.

У вашего театра есть еще отдельная уникальная история — про собрание кукол, которое живет своей жизнью.

— Наших марионеток, тех, что отработали уже свой срок на сцене, сохраняли несколько поколений. Это счастье, что актерам пришла мысль не расставаться с куклами из спектаклей, уже исключенных из репертуара. Когда я пришла в театр, никакой жизни у этих старых кукол не было. Но мы стали часто выезжать на гастроли, в том числе представлять наш коллектив за границей — это была еще одна принципиальная задача, которую я ставила. Кроме того, что в поездках на фестивали, на гастроли мы привозили спектакли, дополнительно стали представлять экспозицию наших кукол. Так их жизнь в театре продолжилась.

9 июня исполнилось 45 лет вашего руководства Театром марионеток имени Е. С. Деммени. Не полвека, но уже близко — тоже юбилей. С чем редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» вас искренне поздравляет! Также поздравляем с высокой государственной наградой, недавно врученной вам, — орденом «За заслуги в культуре и искусстве». С каким чувством вы приходите в театр сейчас и с какими мыслями первый раз открыли эту дверь 45 лет назад?

— Всегда радуюсь, когда захожу в театр. Сделать удалось немало — то, о чем мы уже упоминали, и многое другое. Главное — вернули статус уважаемого в городе и стране театра. Если же вспомнить о первых днях, то чувства были сложные. У меня все складывалось вполне успешно. 1975 год провела на стажировке в БДТ, и по ее окончании Георгий Александрович Товстоногов предложил мне должность завтруппой. В ожидании этого назначения работала помощником директора Театра имени Ленсовета. И это тоже блистательный театр, главным режиссером был тогда знаменитый Игорь Петрович Владимиров, директором — замечательный Владимир Иванович Венгеров, я у него многому научилась.

Итак, вы ждете назначения в БДТ к Товстоногову, и вдруг — куклы.

— Все было именно так, как вы сказали. Там храм, во главе — Бог. Я уже прошла в БДТ стажировку и могу получить приглашение на работу. И вдруг руководитель кафедры истории и теории советского искусства на театроведческом факультете Института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) Анатолий Зиновьевич Юфит позвонил и сообщил, что по его рекомендации меня назначают директором Кукольного театра.

Кстати, еще одно «впервые» тех времен. Гениальный Анатолий Зиновьевич, человек для своего времени передовой, человек будущего, впервые в Советском Союзе придумал, что руководителей театра надо готовить, обучать по специальной программе, и открыл отделение экономики и организации театрального дела. Теперь практически все директора петербургских театров — выпускники этой кафедры. А тогда я была одной из первых выпускниц, при этом стала первым, самым молодым директором театра в Ленинграде в те времена.

А почему вы учились по специальности «Экономика и организация театрального дела»? Девочки же обычно мечтают стать актрисами. Признайтесь, наверное, не прошли по конкурсу на актерский факультет?

— Это не так. Да, в десять лет я мечтала стать балериной. С родителями часто ходила в Кировский театр, а вовсе не в кукольный. Но так сложилось, что балериной я не стала. Тогда жизнь для меня как будто закончилась. И это ощущение осталось на долгие годы: если не балет, то тогда уже все равно куда. Но судьба все время связывала меня с разными театрами. Поработала актрисой и администратором в Петрозаводском театре, руководителем киносъемочной группы на магаданском телевидении. А когда в ЛГИТМиКе организовали такое отделение, решила по­учиться. И абсолютно об этом не жалею, учеба была очень интересной, тем более под руководством Анатолия Зиновьевича Юфита.

Театр марионеток имени Е. С. Деммени стал одной из витрин города, там более что располагается он в самом центре Петербурга — угол Садовой и Невского. Кстати, о витринах: когда шел к вам, их переоформляли.

— Механические витрины «Белый сон марионеток» и «Кукольный блюз» — это еще одна наша гордость. Когда я в первый раз пришла в театр, то увидела обшарпанную дверь и афишку чуть ли не на папиросной бумаге. А в самом этом углу были грязь и слякоть, даже освещения не было. Все это мы с годами исправили. Нашим витринам — четверть века. Сначала родилась идея создать привлекательную театральную среду у входа в театр, эстетически полноценную, формирующую добрую эмоцию. Соз­дание механических композиций в витринах, сходных по эстетике, например, с эрмитажными часами «Павлин», я предложила художнику Театра имени Ленсовета Борису Коротееву, очень талантливому человеку. Мы вместе обсуждали эскизы, добивались, чтобы было не только красиво, но и стилистически верно, обязательно присутствовали символы Петербурга, стихия воды, поэтическая фантасмагория. В композиции каждая деталь играет свою роль — как в спектакле.

Регулярно витрины обновляются. А то, что вы видели, было подготовкой к нашему празднику «Потешная ассамблея». Так уж совпало, что мой приход в театр выпал на день рождения Петра Первого — 9 июня.

У театра много творческих достижений. Я сказала, что 2023‑й объявлен у нас Годом молодых. Но нам и раньше было свойственно приглашать молодых режиссеров, художников. С этим связано много хорошего. Яркий пример: молодой тогда Борис Константинов (сейчас это уже главный режиссер Центрального театра кукол имени С. В. Образцова) поставил в начале 2000‑х спектакль-притчу «Волшебное перышко» по японской сказке «Журавлиные перья». На первый показ мы пригласили сотрудников японского консульства, чтобы они сделали свои замечания. Никаких поправок от них не поступило, мы сумели быть точными в показе японской культуры. За эту постановку мы получили несколько наград главного театрального конкурса страны «Золотая маска».

Те спектакли, о которых мы говорили: «Гулливер в стране лилипутов» и «Юный Фриц», стали лауреатами многих театральных наград. Не раз мы получали премии правительства Санкт-Петербурга. Руководство города к нам всегда хорошо относилось. Когда губернатором была Валентина Ивановна Матвиенко, театру выделили средства на реконструкцию фойе, теперь оно максимально комфортно для зрителей. Внимателен к нам и Александр Дмитриевич Беглов. Он всегда принимает участие в важнейших событиях театра.

Конечно, главное, что у театра есть свой зритель, любовь к театру передается из поколения в поколение. За эти 45 лет некоторые наши, когда‑то юные, зрители стали бабушками и дедушками. Они приводят своих внуков на спектакли, я наблюдаю за ними и вижу — им и самим интересно. И это приятно. У Театра марионеток есть своя миссия — дать детям прививку к восприятию настоящего искусства. Ведь многие из них приходят первый раз именно в театр кукол. И важно, чтобы они полюбили его как театр и пронесли любовь к театральному искусству через всю жизнь.

Материалы рубрики

Комментарии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР МАРИОНЕТОК ИМ. Е.С. ДЕММЕНИ»

Действующая организация

ОГРН
1037843044491
от 10 февраля 2003 г.
ИНН/КПП
7825337368
784101001

Дата регистрации
29.04.2002

Юридический адрес

191011, город Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д.52


Еще 1 организация по этому адресу

Руководитель
ДИРЕКТОР ТЕАТРА
Лунева Наталия Петровна

с 10 февраля 2003 г.

Среднесписочная численность
нет данных
Специальный налоговый режим
░░░░░░░░░░

Реестр МСП 
не входит

Основной вид деятельности



Деятельность в области исполнительских искусств
(90.01)

Дополнительные виды деятельности не указаны

Налоговый орган
Межрайонная инспекция ФНС России №9 по Санкт-Петербургу
с 19 сентября 2022 г.

Коды статистики
ОКПО
02192185
ОКАТО
40298561000
ОКТМО
40908000000
ОКФС
13
Собственность субъектов Российской Федерации
ОКОГУ
2300231
— культуры
ОКОПФ
75203
Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации

Банковские счета

Отсутствует информация о приостановке операций по счетам налоговыми органами


Проверить на сегодня


Обеспечительные меры

Отсутствует информация о наличии обеспечительных мер на имущество


Проверить на сегодня

Банкротство

Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ)


Проверить на сегодня


Документы для госрегистрации


Отсутствует информация о поданных заявлениях


Проверить на сегодня

Актуально на 19.05.2023

СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени» — руководитель:
Лунева Наталия Петровна (ИНН 781662009021).
ИНН 7825337368, ОГРН 1037843044491.
ОКПО 02192185, зарегистрировано 29.04.2002 по юридическому адресу 191011, город Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д.52.
Статус:
действующая с 29.04.2002.
Подробнее >

Компания работает
21 год,
с 29 апреля 2002
по настоящее время.
В выписке ЕГРЮЛ учредителем указано 1 российское юридическое лицо. Основной вид деятельности «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени» — Деятельность в области исполнительских искусств.

Состоит на учете в налоговом органе Межрайонная инспекция ФНС России №9 по Санкт-Петербургу с 19 сентября 2022 г., присвоен КПП 784101001.
Регистрационный номер
ПФР 088027008940, ФСС 782600157978041.
< Свернуть

Надёжность

Высокая

Выявлено 20 фактов об организации:

Подробнее о рейтинге и фактах

Риски сотрудничества


  • ░░░░░░░

    Недобросовестные поставщики

  • ░░░░░░░

    Дисквалифицированные лица

  • ░░░░░░░

    Массовый руководитель


  • ░░░░░░░

    Массовый учредитель


  • ░░░░░░░

    Несдача налоговой отчетности

  • ░░░░░░░

    Налоговая задолженность

Отметки в ЕГРЮЛ


  • ░░░

    Недостоверность руководителя

  • ░░░

    Недостоверность учредителя

  • ░░░

    Недостоверность адреса

Связи

Связи СПБ ГБУК "Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени" Санкт-Петербург (ИНН 7825337368) на визуальной схеме

Актуальные

Исторические

Все

Выявлено
96 действующих
и
4 ликвидированные
связанные организации

Выявлено
11 действующих
и
9 ликвидированных
связанных организаций

Выявлены
102 действующие
и
13 ликвидированных
связанных организаций

Все связи

Судебные дела

Арбитражные дела с участием СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени»

В роли:

Все

Ответчика


Истца

1
дело на сумму

537 тыс.

руб.

Всего

Рассматривается сейчас

Динамика
2022:  
1
дело
на

537 139
руб.

Есть данные об
1

споре
о договорных правоотношениях.

1
дело на сумму

537 тыс.

руб.

Всего

Рассматривается сейчас

Динамика
2022:  
1
дело
на

537 139
руб.

Есть данные об
1

споре
о договорных правоотношениях.

Все дела подробно

Долги

Найдены сведения о наличии исполнительных производств в отношении СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени»:

Все исполнительные производства

Финансы

Сведения о финансовых показателях организации отсутствуют.

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах и представительствах СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени» отсутствуют.

События

Последние изменения:

30.04.2022

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 2782533736822000010,
контрагент:
Алешина Татьяна Владимировна

25.04.2022

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 2782533736822000007,
контрагент:
ИП Лазарева С. А.

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 2782533736822000008,
контрагент:
Петращук Андрей Юрьевич

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 2782533736822000009,
контрагент:
Тигай Николай Аркадьевич

Все события

Похожие организации

Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:

Учредители

Согласно данным ЕГРЮЛ учредителем СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени» является
1 российское юридическое лицо:

Госзакупки

В роли:

Поставщика

Заказчика

Топ-5 заказчиков (из 10)

9 контрактов на
1 678 020 руб.
2 контракта на
545 900 руб.
1 контракт на
182 700 руб.
5 контрактов на
47 080 руб.
3 контракта на
35 800 руб.

Все 10 заказчиков

Топ-5 поставщиков (из 45)

9 контрактов на
7 913 822 руб.
14 контрактов на
7 554 400 руб.
4 контракта на
4 730 900 руб.
9 контрактов на
3 887 000 руб.
1 контракт на
3 836 060 руб.

Все 45 поставщиков

Организация СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени»
являлась поставщиком в 25 государственных контрактах на сумму 2 549 600 руб.
и
выступала заказчиком в 206 государственных контрактах на сумму 83 188 311 руб.

Все 231 контракт

Налоги и сборы

Информация о налогах, сборах и задолженностях СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени» не найдена.

Это ваша компания?

Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени»

Внести изменения

Проверки

За период с 2015 года в отношении СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени» инициированы 12 проверок.

Все проверки подробно

Лицензии

Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.

Краткая справка

СПБ ГБУК «Санкт-Петербургский Государственный Театр Марионеток им. Е.С. Деммени»
город Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д.52 зарегистрирована 10.02.2003 регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу.
Руководитель организации:
директор театра Лунева Наталия Петровна.

Основным видом деятельности является Деятельность в области исполнительских искусств.
Организации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР МАРИОНЕТОК ИМ. Е.С. ДЕММЕНИ» присвоены ИНН 7825337368, ОГРН 1037843044491, ОКПО 02192185.

Прочие организации

Директор Театра марионеток Наталия Лунева: «Своего учителя я не подвела»

Наталия Лунева, директор петербургского Театра марионеток имени Е. С. Деммени, которая руководит им более 40 лет, отметила свой юбилей. О том, как начиналась ее жизнь в искусстве, о возвращении театру имени его основателя и о качествах, необходимых директору, она рассказала в интервью «Петербургскому дневнику»

– Наталия Петровна, вспомните, пожалуйста, как вы в первый раз пришли в театр. – Скажу честно, я не мечтала стать директором. Но обстоятельства привели меня к тому, что я поступила на факультет экономики и организации театрального дела, в сегодняшней терминологии – театральных менеджеров и шире – продюсеров исполнительских искусств. Это направление впервые в нашей стране было создано в Ленинградском театральном институте, который тогда назывался ЛГИТМиК, по инициативе профессора Анатолия Зиновьевича Юфита.

По окончании учебы я прошла стажировку в БДТ. Кстати, о той прекрасной поре напоминает фотография в моем кабинете, где рукой Товстоногова написано: «В память о совместной работе Наташе Луневой». Я ждала место заведующей труппой, о большем даже не мечтая. В то время работать рядом с небожителями, которыми для всего города являлись артисты этого театра во главе с Товстоноговым, было пределом желания любого специалиста. Поэтому, когда Анатолий Зиновьевич предложил мне пойти в этот театр директором, я отказалась.

– Но для выпускницы института это было, по-моему, очень лестное предложение. – Этот театр, хоть и находится на Невском, но был богом забытый. Одного из его основателей – Евгения Деммени уже не было в живых. А само здание лет пять находилось на реконструкции. И, как это часто бывает, о театре немного подзабыли. Я иногда подъезжала на такси и говорила водителю: угол Невского и Садовой. И таксисты сразу реагировали: вам в Пассаж? В Гостиный Двор? Кто-то даже называл Публичную библиотеку, а про театр никто не вспоминал.

– Каковы были ваши первые впечатления? – Очевидной разрухи не было, но элементы ее присутствовали. Помню, я подошла к театру, это было вечером. Никакого освещения. Под ногами выбоины. Незаметная афиша, скромная дверь. И название «Кукольный театр», хотя раньше он назывался «под руководством Е. С. Деммени». То есть абсолютно безликий театр.

Как человек ответственный, я понимала, что заняться здесь придется всем и сразу. Я не хотела подводить Юфита, который сказал: ты должна доказать, что наши выпускники способны руководить театром.

Стала смотреть спектакли, ездить на фестивали, читать книги, чтобы лучше понять, что это за вид искусства. Стала интересоваться личностью Деммени. И, когда погрузилась в эту историю, поняла, что он гений, практически родоначальник этого вида искусства в России.

– И вы решили вернуть театру его имя. Много усилий потребовалось для этого? – Очень много. Поддержки не было. Наоборот, надо было всем разъяснять, зачем это нужно. Сначала я доказала, что марионетки все-таки куклы. Поэтому пришлось согласиться на название Кукольный театр марионеток. Хотя на самом деле получалось масло масляное, потому что слово марионетка и означает кукла. Потом удалось убрать слово кукол, и я добилась того, что мы стали называться Ленинградский театр марионеток. А затем, поймав момент, добилась возвращения имени Деммени. Это случилось 1 января 1994 года.

В этот же год, победив в конкурсе городских витрин, где театр представил свою инсталляцию «Белый сон марионеток», мы открыли две механические витрины, которые соответствовали значимости театра и личности Деммени. Гравюры на стенах – тоже моя идея. Я попросила художников сделать так, чтобы, приходя с улицы, зрители продолжали ощущать себя на Невском проспекте. Потом возле театра появилась аккуратная тротуарная плитка, потолочное освещение. Сейчас вечером здесь очень красиво.

– Ваш театр особенный. Немалую роль в нем в буквальном смысле играют куклы. – Да, это так! В последние годы мы возобновили традицию, заложенную Деммени, когда марионеток – а это сложнейшая кукла – от начала и до конца, от эскиза до воплощения, изготавливал один художник. Он вкладывал в куклу свое мастерство и чувства, а артисты передавали ей свои эмоции.

Марионетка аристократична. Неслучайно Резо Габриадзе стал работать именно с марионетками. И, к слову, его театр практически начинался, задумывался здесь, в нашем театре. И первые гастроли прошли на Невском проспекте, 52. Мы помогали ему, консультировали. И потом он много лет в разных интервью говорил, что очень благодарен нашему театру за поддержку.

Во время гастролей на Кавказе мы рано утром подъехали к театру Габриадзе. Видим, Реваз Леванович еле живой идет домой после открытия театра и банкета по этому случаю. Но, увидев нас, разворачивается и вместе с другими гостями возвращается обратно к месту торжества. В 7 утра снова накрываются столы, и ради нас все повторяется заново. Такая трогательная была между нами дружба.

Конечно, в театре приходилось заниматься не только оргвопросами. Придя сюда, я по сей день являюсь председателем художественного совета театра. Это значит, что вопросы художественной политики всегда были в моем поле зрения. Думаю, это единственный театр, где директор – художественный руководитель столько лет.

– Принцип единоначалия? – Тема, кто главный – директор или худрук у нас никогда не стояла. Я всегда считала, что рядом со мной должен быть не тот, кто тише, ниже и хуже, а наоборот, вровень или повыше. У меня ведь ориентиры какие – Георгий Александрович Товстоногов, Игорь Петрович Владимиров…

В 70-80 годы расстановка сил была какая? Главный в театре – это режиссер, а задача директора – ему помогать. В 90-е все поменялось. На первый план вышли директора, они в отсутствие государственной поддержки буквально спасали театры от развала и укрепились в своих позициях. В эти годы наше здание активно хотели отобрать, какое-то время я даже с охраной ходила. И подобные попытки повторялись не раз.

Что касается единоначалия… Не могу сказать, что я этого добивалась. Я всегда была готова передать пальму первенства. У меня ее просто не взяли.

– А что было самым трудным? – Трудностей всегда было очень много. Но самая большая – это работа с людьми. Порой ты должен быть требовательным, жёстким, а это не всегда нравится. Писали даже жалобы. Но директора других театров меня поддержали. Со временем у нас сложился замечательный коллектив. И по сегодняшний день формирование и обновление труппы постоянно находится в поле моего зрения.

– Так же, как и репертуарная политика? – По статистике только каждый 15-й ребенок в нашем городе имеет возможность попасть в театр. Значит, надо было активнее развивать это направление, ставить спектакли для детей. Ведь это наша миссия – принимать самых маленьких.

Почему миссия? Ответственность большая. От того, как встретили ребенка, что он увидел, с чем ушел, зависит, захочет ли он потом пойти во взрослый театр.

Визитной карточкой театра долгие годы был спектакль «Гулливер в стране лилипутов». Но в 2001 году его в нашем репертуаре уже не было. А поскольку это классический марионеточный спектакль, наша «Чайка», мы решили его воссоздать. И он идет по сей день. Кроме того, мы создали новый вариант циркового представления «Куклы и клоуны». Этот спектакль тоже очень востребован зрителями.

– Но у вас есть и спектакли для взрослых. – Специально для взрослых мы спектаклей не ставим. Но они никогда не уходят с «Гулливера», с других представлений, поставленных для детей на основе интересного литературного материала. Деммени когда-то сказал: «Развлекая – воспитывать». И мы стараемся следовать этому принципу.

У нас появилось новое направление – спектакли для самых-самых маленьких. Мы используем не только сцену, но и пространство фойе, куда приходят 25-30 малышей с родителями.

К юбилею Петра I мы готовим спектакль, рассказывающий о тех страницах его жизни, которые мало знакомы широкой публике. Называться он будет «Маленький Великий Петр». Я уверена, это тоже будет спектакль для всех – и детей, и взрослых.

– Чтобы столько лет руководить театром, какие качества нужны директору? – Очень много. Во-первых, выносливость. Чтобы сделать как можно больше из задуманного, нужно много сил. Надо быть образованным театроведом, хорошо знать историю и теорию театра. Обязательно знать юриспруденцию, экономику, финансовые дисциплины. И вообще, быть глубоко образованным человеком. Это очень трудная работа, 5 процентов удовольствия и 95 процентов труда. Нужно быть готовым к тому, что потерь будет в жизни много.

– Оно того стоило? – Я еще не знаю ответа на этот вопрос. Одно могу сказать: своего учителя я не подвела. Задание его (говорю это впервые) – доказать, что выпускники нашего театрального вуза способны руководить театром, я выполнила.

Государственный театр марионеток имени Деммени в Санкт-Петербурге является первым подобным культурным профессиональным заведением на территории Российской Федерации. Театр кукол был основан в 1918 году по настоянию известной местной художницы по имени Любовь Васильевна Шапорина-Яковлева.

Первые спектакли были показаны в Санкт-Петербургском театре марионеток весной 1919 года. Ими стали: «Сказка о царе Салтане» по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина и традиционный «Вертеп» Михаила Кузьмина.

В 1930 году в театр пришел новый руководитель — Евгений Сергеевич Деммени. В то время он уже был профессиональным артистом и выступал на сцене Народного Дома в Петербурге. Также под его руководством был основан кукольный «Театр Петрушки», который работал на базе Театра юного зрителя Санкт-Петербурга, и который, объединившись с Театром марионеток, стал основой для официально созданного впоследствии Ленинградского государственного кукольного театра. Руководителем этого театра Деммени был долгие годы — с 1930 по 1975 годы, за это время поставив на сцене более 150 представлений. В 1990-х годах театру было даже присвоено имя прославленного руководителя, оставшееся в названии театра и по сей день.

За время своего руководства Евгений Сергеевич стал первопроходцем во многом: он смонтировал первый в Европе кукольный мультфильм, поставил первый в России кукольный спектакль, сформировал первые в стране учебные курсы для будущих кукольников. Также Деммени написал огромное количество разнообразных книг, статей и брошюр о куклах, кукольных театрах и кукольном искусстве. Куклы стали смыслом жизни для известного кукольника.

Театр Деммени

В 1930-х годах Театр марионеток Деммени обрел новый дом — под его нужды было отдано помещение на Невском проспекте, где театр и располагается на сегодняшний день. Этот дом в самом центре города имеет богатую культурную историю. В свое время здесь жил знаменитый владелец фортепианной фабрики Шредер, затем находился Концертный зал, повидавший множество знаменитостей — Шостаковича, Оборина, Софроницкого и других музыкантов. С приходом Деммени в это здание оно ожило, вход в театр был украшен художественной композицией, а сам дом стал уютным уголком в особенной атмосфере Невского проспекта.

Самые тяжелые времена для Театра Деммени наступили во время Великой Отечественной войны, а в особенности — блокады Ленинграда. Несмотря ни на что, театр продолжал ставить свои спектакли даже в сложное для страны и города время. После войны театральное кукольное искусство стало возрождаться с новыми силами. В это время с большой помощью Деммени были основаны театры марионеток в разных городах России и Советского Союза: в Нижнем Новгороде, Тбилиси, Одессе и многих других.

В настоящее время Театр марионеток Деммени считается одним из самых популярных кукольных театров не только в Санкт-Петербурге, но и на территории всей России. Он успешно работает и с радостью принимает на своих спектаклях всех посетителей. Профессиональные артисты театра — как руки актеров-кукольников, так и сами великолепные куклы-марионетки — дарят своим маленьким и большим зрителям множество незабываемых эмоций.

Афиша Театра Деммени

На сегодняшний день в афише Театра марионеток Деммени можно увидеть множество разнообразных кукольных спектаклей, поставленных по классическим произведениям русских и иностранных писателей: Андерсену, Маршаку, Свифту и другим. Различные жанры и стили постановок, а также большое количество всевозможных кукол (на тростях, петрушек и марионеток), которые никогда не постареют, дают возможность зрителям оценить кукольное искусство в полной мере.

Театр Деммени

Афиша Театра Деммени представлена на его официальном сайте. В данном разделе можно выбрать интересующий спектакль по его названию или по времени проведения, а также сразу купить билет в Театр марионеток. Постановки обычно проходят по будням (со среды по пятницу) и выходным (в субботу и воскресенье). Начало спектаклей — в 11, 14 и 17 часов, в выходные дни также бывают представления в 12:30 и 15:30.

Спектакли Театра Деммени можно увидеть не только в его главном доме на Невском проспекте Санкт-Петербурга, но также и во многих странах Европы (Испания, Франция, Швейцария) и Азии (Израиль, Южная Корея), куда артисты часто приезжают с гастролями.

Репертуар Театра Деммени

В репертуар Театра Деммени в настоящее время входит более 20 различных спектаклей, которые поставлены по многим произведениям классической литературы разных авторов. Практически все спектакли имеют возрастное ограничение 0+, но все-таки руководство театра рекомендует приводить сюда детей, начиная с 4 лет.

Театр Деммени

Детские постановки, такие как, например, «Кошкин дом», «Госпожа Метелица» или музыкальное представление «Кем быть?» неизменно привлекают большое количество зрителей. Есть в репертуаре кукольного театра и семейные спектакли: «Гулливер в стране лилипутов», «Снежная королева» и другие.

Зал

Зрительный зал Театра марионеток Деммени рассчитан на 174 посетителя. Из любой точки зала открывается отличный вид на сцену и артистов.

Театр Деммени

Всего в зале оборудовано 15 рядов:

  • с 1 по 9 ряд: в каждом ряду по 11 мест, каждое место — индивидуальное мягкое кресло, высоту которого можно легко отрегулировать в зависимости от роста ребенка;
  • с 10 по 15 ряд: по 12 мест в рядах 10–14 и 15 мест в ряду 15 — места представляют собой мягкие скамейки, высота которых не трансформируется.

Подъем зрительного зала начинается с 3 ряда, наиболее крутой подъем — с 8 ряда.

Билеты

Купить билет в Театр марионеток Деммени можно на его официальном сайте в разделе «Афиша». Каждый посетитель театра должен иметь свой билет независимо от возраста.

Цены на представления зависят от спектакля и неизменна в зависимости от места в зале:

  • спектакли текущего репертуара — 6650 00 руб.;
  • спектакль «Книга чудес» — 650 руб.;
  • спектакль «Хрустальные башмачки. Книга чудес» — 700 руб.

Стоимость премьерных спектаклей в будние, выходные и праздничные дни составляет от 700 руб. Театральная экскурсия «Путешествие в волшебную страну кукол» будет стоить 400 руб. для каждого посетителя.

Театр Деммени

Льготные билеты предоставляются студентам и членам Союза театральных деятелей России и Санкт-Петербурга, их стоимость составит — 20% от стоимости билетов на текущий спектакль. Цена билета для детей-инвалидов, многодетных семей и работников центров социальной поддержки — 300 руб.

Вход в театр открывает за 30 минут до начала каждого представления. При опоздании на спектакль больше чем на 20 минут зрители в театр не допускаются, билеты в таком случае вернуть также нельзя.

Как добраться до Театра марионеток Деммени

Кукольный театр имени Деммени находится в Центральном районе Санкт-Петербурга, на Невском проспекте.

Ближайшая к театру станция метро называется «Гостиный Двор» и расположена на Третьей линии Петербургского метрополитена.

Одноименное название имеет и остановка городского общественного наземного транспорта, которая находится в непосредственной близости от входа в театр — «Метро Гостиный Двор». Здесь проходят маршруты автобусов № 7, 24, 191 и троллейбусов № 1, 7, 10, 11. Чуть дальше расположена остановка «Невский проспект (Садовая)», где останавливаются автобусы № 49.

При поездке в Театр марионеток Деммени можно также воспользоваться услугами такси в Санкт-Петербурге: популярными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет и другими. Местные перевозчики также отлично функционируют в городе: такси 777, ТаксовичкоФ, такси Дешево, Минивэн, Народное такси, Семерочка, Уютное такси, Protaxi, такси 6000000, Тудей, Копейка, PRiZE, Трезвый Таксист, такси BMW и т. д.

Театр марионеток Деммени на google-панорамах Санкт-Петербурга

Видео о театре марионеток в Санкт-Петербурге

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации поломоечной машины т500
  • Как работать с хрустальным шаром инструкция
  • Лучшее руководство на пуджа
  • Минакер таблетки цена инструкция по применению взрослым
  • Кандид капли инструкция по применению цена отзывы