Театр сфера руководство

«Мажорная симфония в белом»… Не «театр-зрелище» — «театр-взаимодействие»… На видном месте — эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена — в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители — вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на «зал» и «сцену с кулисами», на «театр» и «мир» — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия…»

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед

– Вы будете менять стилистику театра или останетесь в традициях прежней «Сферы»?

– После ухода из жизни мамы Екатерины Ильиничны Еланской, основательницы и бессменной руководительницы «Сферы», в театре более полугода не было официального худрука. Летом коллектив написал письмо в департамент культуры с просьбой назначить худруком меня. Ожидая решения, мы представили в департамент культуры план развития театра, согласно которому работали и будем продолжать работать. Театр должен меняться (меняется зритель!), и он будет меняться – иначе не бывает. Но первое, что мы сделали, – восстановили и посвятили памяти мамы спектакль «Нездешний вечер» по прозе Цветаевой и стихам русских поэтов. В новой редакции участвуют приглашенные Евгений Киндинов (из первого состава 1982 года), а также Евгения Симонова, Валерий Баринов, Георгий Тараторкин, Лариса Гребенщикова и актеры «Сферы». Кроме того, мы восстановили «Священные забавы» – клубные вечера. А в декабре выпустили «Трех толстяков» Олеши. Я пригласил и молодых режиссеров – весной должна состояться премьера спектакля «Афродита» в постановке ученицы Хейфеца Юлии Беляевой по рассказам Платонова, сейчас приступает к работе ученик Женовача Владимир Смирнов – к лету выпустит «Безотцовщину» Чехова. А к слову «традиции» я отношусь с уважением – если это традиции серьезные и живые. Это наши связи. Это – смысл. Важно помнить и развивать то, ради чего все затевалось.

– В чем принципиальная разница между «Сферой» и Малым театром, на сцене которого вы тоже играете и ставите?

– Думаю, что абсолютной разницы нет. Важен живой, человеческий, психологический театр. Которому меня учили и который я исповедую. Разница – в актерском существовании. Круговой амфитеатр, в котором сломана перегородка между зрителем и сценой, зритель – со всех сторон и очень близко – это надо учитывать. Есть и дополнительные обязательства – не показывать, не играть, а существовать. И дополнительные возможности – непосредственный контакт со зрителем. Тогда, в 1980-е, «Сфера» был единственным в стране театром такой формы. Где впервые получили сценическое воплощение некоторые произведения Булгакова, Набокова, Шукшина.

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Сфера (театр)

Из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Сфера (значения).

«Сфера»[1] — драматический театр в Москве, инициатором создания которого выступила Екатерина Еланская. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы. Создан в 1981 году решением Министерства Культуры СССР.

Зал театра представляет собой круговой амфитеатр с центральной сценой и подвижными площадками внутри него; архитектором проекта выступила Наталья Голас, главным художником — Владимир Солдатов.[2]

История

Главная идея, заложенная его основателями, в их числе актёры — Георгий Тараторкин, Александр Калягин, Олег Даль, Георгий Бурков и другие артисты, — в особой сфере общения зрителя и артиста.[2]

Первыми спектаклями ещё до официальной даты открытия театра «Сфера» — стали спектакли, которые игрались на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского, где в архитектурной форме воплотилась идея Вс. Мейерхольда, объединившая амфитеатр зрительного зала и сцену — в большую полусферу.

  • «Почта на юг» А. де Сент-Экзюпери, в спектакле играли: Г. Тараторкин, А. Калягин, Г. Бурков, Л. Толмачёва, Л. Круглый;
  • «Нездешний вечер» — поэтическая композиция поэзии Серебряного века, в которой принимали участие: А. Лазарев, Г. Бортников, М. Козаков, Е. Киндинов, Л. Толмачёва, Г. Егорова.

Спектакли шли на пустой арене сцены в сопровождении живой органной музыки.

Еланская создавала спектакли, объединяя актёров разных театров:

  • «Россия моя, Россия» М. Цветаевой и С.Есенина с участием Т. Дорониной.
  • «Бедные люди» Ф. Достоевского,
  • «Там, вдали…» Василия Шукшина, с песнями Владимира Высоцкого при участии народных артистов России Евгении Симоновой и Евгения Киндинова,
  • «Письма к незнакомке» А. Моруа и А. Моравиа с участием Е. Васильевой, Е. Весника, Е. Симоновой, Е. Киндинова, Л. Круглого.

В первые годы театр располагался в московском ДК завода «Каучук» на Плющихе. В конце 1984 года была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания, находящегося в саду «Эрмитаж», где и обосновался театр. В 1984 году одним из первых репетировался спектакль в постановке Романа Виктюка — «Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе Эдварда Олби.[3]

Художественным руководителем с момента создания театра и до своей смерти в 2013 году была его основатель Екатерина Еланская.[4][5][6] Последней режиссёрской работой Е. Еланской стал спектакль «Честный аферист» по пьесе В. Газенклевера (премьера состоялась 17 мая 2013 г.).

После ухода из жизни Екатерины Еланской, театр продолжает свою работу под творческим руководством народного артиста России Александра Викторовича Коршунова, взявшего курс на продолжение дела «Сферы», сохранение эстетики и принципов этого театра.

В 2022 году в соответствии с приказом Департамента культуры города Москвы от 29 марта 2022 года театр «Сфера» присоединён к театру «Эрмитаж»[7].

Постановки

  • 1981 — «Нездешний вечер» (поэтическая композиция по стихам М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, И. Северянина, Д. Самойлова)
  • 1981 — «Письма к незнакомке» А. Моруа, А. Моравиа
  • 1981 — «Там, вдали» В. Шукшин
  • 1981 — «Комедии» М. Зощенко (одноактные комедии «Неудачный день» и «Свадьба»)
  • 1982 — «Перед зеркалом» В. Каверин
  • 1982 — «Моль» Н. Погодин
  • 1982 — «Театр Олби» (одноактные пьесы Э. Олби «Смерть Бесси Смит» и «Что случилось в зоопарке»)
  • 1983 — «До третьих петухов» В. Шукшин (
  • 1983 — «На чем держится мир» (сценическая композиция Е. Еланской по пьесе «Жаворонок» Ж. Ануйя, поэме «Зоя» М. Алигер, стихам Н. Рубцова, Б. Окуджавы, Ф. Вийона, А. Тарковского)
  • 1983 — «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери
  • 1983 — «Живи и помни» по В. Распутину
  • 1985 — «Театральный роман» М. Булгаков
  • 1985 — «Мой крылатый друг» Н. Вагнер
  • 1985 — «Весенняя сказка» А. Островский
  • 1986 — «Прощай, Гульсары» Ч. Айтматов
  • 1986 — «До третьих петухов» В. Шукшин (вторая редакция)
  • 1987 — «Чайка» А. Чехов
  • 1987 — «Зеленая птичка» К. Гоцци
  • 1987 — «Завтра и вчера» В. Вишневский
  • 1988 — «Багровый остров» М. Булгаков
  • 1988 — «Гарольд и Мод» К. Хиггинс, Ж-К. Каррьер
  • 1988 — «Пасхальные сны» М. Салтыков — Щедрин
  • 1988 — «Эвридика» Ж. Ануй
  • 1989 — «Доктор Живаго» Б. Пастернак
  • 1989 — «Коллекция» Г. Пинтер
  • 1989 — «Король умирает» Э. Ионеско
  • 1989 — «Роковые яйца» М. Булгаков
  • 1990 — «Лолита» В. Набоков
  • 1990 — «Блаженство» М. Булгаков
  • 1990 — «Остров Крым» В. Аксенов
  • 1990 — «ВУРМ» П. Попогребский
  • 1991 — «Неописуемое преступление Мод Эллен» П. Гейл
  • 1991 — «Цапля» В. Аксенов
  • 1991 — «Диалоги из клетки» А. Костинский
  • 1992 — «Прекрасные сабинянки» Л. Андреев
  • 1992 — «Лебединый стан» М. Цветаева
  • 1993 — «Князь Таврический» Ф. Лаубе
  • 1993 — «Гондла» Н. Гумилев
  • 1993 — «Монт-Ориоль» Г. де Мопассан
  • 1994 — «Преступная троица» А. Аверченко
  • 1994 — «Причуды соловья» Т. Уильямс
  • 1994 — «И всюду страсти…» Е. Щеглов
  • 1994 — «Пианино в траве» Ф. Саган
  • 1995 — «Дарю, что помню» Е. Весник
  • 1995 — «Король, дама, валет» В. Набоков
  • 1996 — «Лолита» В. Набоков, Э. Олби (вторая редакция)
  • 1996 — «Король-олень» В. Коростылев, М. Таривердиев
  • 1996 — «Письма к незнакомке» А. Моруа, А. Моравиа (вторая редакция)
  • 1997 — «Игра любви и случая» П. Мариво
  • 1997 — «Смех во мраке» В. Набоков
  • 1997 — «Коллекция» Г. Пинтер (вторая редакция)
  • 1997 — «Заговор чувств» Ю. Олеша
  • 1998 — «Королевство — на стол!» («Строитель Сольнес») Г. Ибсен
  • 1998 — «Эрик XIV» А. Стриндберг
  • 1998 — «Не любовь, а судьба» С. Довлатов
  • 1999 — «Вестсайдская история» Э. Леман, Л. Бернстайн
  • 1999 — «Красавец-мужчина» А. Островский
  • 2000 — «Игра интересов» Х. Бенавенте
  • 2000 — «Люди и страсти» М. Лермонтов
  • 2001 — «В лесах и на горах» П. Мельников — Печерский
  • 2001 — «Скандальное происшествие» Д. Пристли
  • 2002 — «Весенняя сказка» А. Островский (вторая редакция)
  • 2002 — «Он, она и любовник» Д. Фо
  • 2003 — «Грозный ангел» Н. Лесков
  • 2003 — «Фантомные боли» В. Сигарев
  • 2003 — «Ах, как хорош это мир» Е. Брошкевич
  • 2003 — «Нахлебник» И. Тургенев
  • 2004 — «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» В. Набоков
  • 2004 — «Дон Жуан» Г. Фигерейду
  • 2004 — «Детектор лжи» В. Сигарев
  • 2005 — «Троил и Крессида» У. Шекспир
  • 2005 — «Небо и ад» П. Мериме
  • 2005 — «Приглашение в замок» Ж. Ануй
  • 2006 — «Кандида» Б. Шоу
  • 2006 — «Публике смотреть воспрещается» Ж. Марсан
  • 2006 — «Лолита» В. Набоков, Э. Олби (третья редакция)
  • 2007 — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу
  • 2007 — «Чудная баба» Н. Садур
  • 2007 — «Я пришел дать вам волю» В. Шукшин
  • 2007 — «Мурли» А. Шмидт
  • 2008 — «Исповедь Розы» К. де Сент — Экзюпери
  • 2008 — «Доходное место» А. Островский
  • 2008 — «В чужом пиру похмелье» А. Островский
  • 2008 — «Царевна Подщипа» И. Крылов
  • 2009 — «Человек из СССР» В. Набоков
  • 2009 — «Наши за границей» Н. Лейкин
  • 2010 — «Красотка и семья» С. Моэм
  • 2010 — «Ученик Лицея» А. Платонов
  • 2010 — «Колокола» Г. Мамлин
  • 2011 — «Там же, тогда же», Б. Слэйд
  • 2011 — «Романтический возраст», А. Милн
  • 2011 — «Цилиндр» Э. Де Филиппо
  • 2011 — «Пенелопа на все времена», С. Моэм
  • 2012 — «Записки сумасшедшего», Н. Гоголь
  • 2012 — «Проклятый сказочник!» М. Горький
  • 2012 — «Дни нашей жизни», Л. Андреев
  • 2013 — «Три толстяка» Ю. Олеша
  • 2013 — «Нездешний вечер» М.Цветаева
  • 2013 — «Вишнёвый сад» А. Чехов
  • 2013 — «Честный аферист» В. Газенклевер
  • 2014 — «Обыкновенная история», И.Гончаров
  • 2014 — «Безотцовщина», А. Чехов
  • 2014 — «Афродита», А. Платонов
  • 2015 — «Обращение в слух», А. Понизовский
  • 2015 — «Старший сын» А. Вампилов
  • 2015 — «Раскас» В. Шукшин
  • 2015 — «Чудаки и зануды» У. Старк, Т. Транстремер
  • 2016 — «Кабала святош» М. Булгаков
  • 2016 — «Бедная наша Дженни»
  • 2016 — «Гадюка» А. Толстой
  • 2016 — «Фиеста» Э. Хемингуэй
  • 2017 — «Почему спешат часы», Б. Слэйд
  • 2017 — «Простодурсен и приключения жителей Приречной страны», Р. Белсвик
  • 2017 — «По снегу… Колымские рассказы», В. Шаламов
  • 2018 — «Дачники» М. Горький
  • 2018 — «Гнездо перелётных птиц» А. Аверченко
  • 2018 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевский
  • 2019 — «Академия смеха» К. Митани
  • 2019 — «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстой
  • 2019 — «Затейник» В. Розов
  • 2019 — «Живой театр Екатерины Еланской»
  • 2020 — «Лес» А. Островский

Труппа театра в разные годы

  • Персоналии: Театр «Сфера»

Примечания

  1. Информационный портал Департамента Культуры города Москвы. Дата обращения: 27 июля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. 1 2 Московский драматический театр »Сфера» отмечает своё тридцатилетие. РИА Новости (12 декабря 2011). Дата обращения: 6 июня 2014. Архивировано 12 декабря 2011 года.
  3. Доронина Т. В.. Дневник актрисы Архивная копия от 5 января 2011 на Wayback Machine. М.: Вагриус, 1998 — ISBN 5-7027-0744-3 («Мой XX век»). 2-е изд.: М.: Молодая гвардия, 2006. — ISBN 5-235-02948-8
  4. Режиссёр Еланская попрощалась со «Сферой», сайт газеты Московский Комсомолец. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано из оригинала 22 июля 2013 года.
  5. Неделя в культуре: Потери с печальными перспективами, сайт Независимой газеты. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано 23 июля 2013 года.
  6. Сфера театра и общения, сайт Литературной газеты. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. АЛЕКСАНДР КОРШУНОВ: «МОЯ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — СОХРАНИТЬ „СФЕРУ“». Дата обращения: 23 апреля 2022. Архивировано 23 апреля 2022 года.

Ссылки

  • Сайт театра
  • Театр «Сфера» на сайте справочника «Театральная Россия»
  • Театр «Сфера» на сайте театральной Афиши


Эта страница в последний раз была отредактирована 11 мая 2023 в 06:50.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

01.06.2022

Театр «Сфера»: день рождения, «статус веры», премьера, слияние…

Театр «Сфера» родился 1 июня и каждый год в первый день лета празднует день рождения. Готовит особую, всегда новую, сценическую историю, приглашает зрителей, вспоминает основательницу Екатерину Еланскую. «Культура» присоединяется к воспоминаниям и беседует с главным режиссером «Сферы».

Наш собеседник — главный режиссер «Сферы», народный артист России Александр Коршунов — актер, сыгравший немало ролей в кино («Третья мировая», «Брестская крепость», «Мелюзга», «Возвращение Мухтара», «Время первых») и на сцене Малого театра, режиссер, педагог. Он – представитель одной из самых знаменитых театральных династий Коршуновых-Судаковых-Еланских. После ухода из жизни Екатерины Еланской — создателя «Сферы», он подхватил дело матери. В уютном кабинете Екатерины Ильиничны, где все напоминает о первой хозяйке, Александр Викторович рассказал о законах театра и его «символе веры», о том, как коллектив переживает нелегкий период слияния «Сферы» с театром «Эрмитаж». Труппа не замерла в ожидании: спектакли встречаются с публикой, проходят выставки в фойе, а 28 мая «Сфера» выпустила премьеру обаятельного, живого, веселого, жизнеутверждающего спектакля «Незнайка и его друзья» по прозе Николая Носова.

Зачем серьезной «Сфере» понадобился коротышка советских времен?

— Спектакли для юных всегда были в репертуаре «Сферы» и отношение к ним — серьезное. Мы сохраняем замечательную сказочную историю «Мурли» про людей и кошек по книге нидерландской писательницы Анни Шмидт, которую Екатерина Еланская поставила в 2007 году. С тех пор ее с радостью смотрят дети всех возрастов и их родители. Видите, сколько здесь, в кабинете, фигурок и изображений кошек? Маме их дарили благодарные зрители. Есть у нас «Чудаки и зануды» по трогательной и смешной повести шведского писателя Ульфа Старка. Этот искренний спектакль поставила Юлия Беляева для подростков. Сейчас возникла необходимость в еще одной детской постановке. Я обратился к «Незнайке», любимой книге моего детства. Помню, как смеялись мы с мамой, когда она читала мне о человечке-коротышке и его друзьях, о приключениях в Солнечном городе и на Луне. Потом я своим детям читал о Незнайке, теперь уже внуки с удовольствием слушают. Я поставил спектакль, моя супруга, художник Ольга Коршунова — автор декораций и костюмов. По инсценировкам Николая Носова, которые нашли для нас наследники писателя, мы создали свой вариант. Ценно, что это — наше, русское, произведение — доброе, тонкое, поучительное, с теплым юмором и глубокими ассоциациями.

Почему Екатерина Еланская — успешная актриса и режиссер — решила создать свой необычный театр?

— У мамы прекрасно складывалась актерская судьба — и в Малом театре, и в театре Маяковского. Но в ее сильном и самостоятельном характере билась лидерская жилка — могучий независимый нрав ей достался от знаменитого Ильи Судакова, ее отца, первого постановщика «Дней Турбиных» в Художественном театре. Мама часто спорила с режиссерами, ей казалось, что нужно подходить к материалу по-другому — ее влекла режиссура, и она поступила в аспирантуру ГИТИСа к великому педагогу Марии Кнебель. Мама безумно гордилась, что училась именно у нее, и Мария Осиповна любила свою ученицу. Первым самостоятельным спектаклем Екатерины Еланской стал «Маленький принц» в Театре Станиславского. Кнебель отговаривала, считала, что эту мудрую сказку невозможно поставить — многие безуспешно пытались. Но мама упрямо продолжала и показала курсовой этюд сцены с гордой розой, после которого Мария Осиповна сказала: «Пробуйте, у вас получится».

Мама совершенно «заболела» этим спектаклем. Долго пробовала найти решение сценического пространства с разными хорошими художниками, но получалось слишком привычно, бытово, реально. Потом своим видением она поделилась с замечательным сценографом Энаром Стенбергом, который выстроил небольшую площадку по центру сцены, над подмостками летали качели, перенося Принца с планеты на планету. Актеры выходили из гримерных, расположенных на сцене. В решении уже проглядывал образ будущей «Сферы». Помню и премьеру, хотя в 1967-м был мальчишкой, и как плакал на спектакле — пробивало насквозь. Главные роли играли замечательные актеры: Ольга Бган — Маленький принц и Василий Бочкарев — Летчик. Потом в Театре Станиславского появился «Робин Гуд», в Ермоловском — «Месяц в деревне», в «Современнике» — «Вкус черешни», заметные событийные спектакли Екатерины Еланской.

В названии театра есть особый смысл?

— В нем смысл и суть нашего театра, где актеры и зрители объединены кругом, находятся в единой сфере общения. Публика — внутри действия, она не подглядывает издалека за тем, что происходит за рампой, на сцене. Екатерина Ильинична серьезно разрабатывала идею сферического театра, изучала историю и говорила, что мировой театр всегда развивался по двум направлениям: театр-куб и театр-сфера. Театр-куб — наш привычный, традиционный, где есть разделение на сцену и зрительный зал, с зеркалом сцены, четвертой стеной, про которую сказал Станиславский. Параллельно существовал театр-сфера: греческий амфитеатр, шекспировский «Глобус», площадные театры. Поначалу сферическое пространство для своих спектаклей Еланская организовывала каждый раз заново: в музеях — среди них Литературный и Достоевского, в старинном зале музыкальной школы на Кропоткинской и, конечно, в Зале Чайковского — с его амфитеатром зрительских мест, настоящим органом, полукружьем сцены, не отстраненной от зрительного зала порталами. В одном из просторных старинных залов появились «Бедные люди» Еланской по Достоевскому с прекрасной мало реализованной актрисой Малого театра Генриеттой Егоровой (ее можно увидеть в фильме-спектакле Бориса Бабочкина «Дачники») и Львом Круглым. Сильный, трогательный спектакль с трагическими пронзительными нотами.

Помню, как популярны были те спектакли, разбросанные по Москве, они складывались в Театр Екатерины Еланской, которого формально еще не существовало…

— Недавно мы издали мамину книгу «Живой театр» по ее рукописи — страстной и эмоциональной. Екатерина Ильинична писала в конце 70-х, накануне принятия решения о создании «Сферы». Она просто, ясно и точно объясняет, что такое живой театр в ее понимании. Она доказывает, что «Сфера» — это «статус веры», его надо выстрадать. Когда я перечитал рукопись, то еще глубже понял, до какой степени новаторским, самостоятельным и естественным был ее замысел, не придумка или эпатаж, а внутренняя потребность художника. Книга — крик души: поймите, услышьте, дайте этому театру состояться! Ей нужно было и для себя сформулировать этот «статус веры» и убедить, заставить вдуматься в это всех тех, от кого зависело рождение театра, без которого она действительно не могла жить. Он в ней вызрел, сложился и начал существовать. В 1981-м он был официально узаконен. Поначалу «квартировал» во Дворце культуры «Каучук» на Пироговке, где в традиционном зале в стиле советского авангарда, каждый раз создавались «очаги и точки» общения — на подиумах сцены, в игровых пространствах зрительного зала. Через несколько лет появилось здание в саду «Эрмитаж» — по специальному проекту созданный театральный зал с круговым амфитеатром, съемными зрительскими местами, сценой в центре, возможностью создавать игровые площадки по всему залу.

Как расшифруете «статус веры»?

— Еланская исходила из того, что в основе актерского существования должна быть подлинная русская психологическая актерская школа и настоящая, высококлассная литература, потому что подлинный разговор со зрителем на вечные темы может возникнуть только на основе литературы высокой пробы. В репертуаре «Сферы» появлялись Булгаков и Шукшин, Островский и Пастернак, Мельников-Печерский и Лесков. Мама считала, что театр существует ради того, чтобы лечить души, дарить людям надежду. Она никогда не ставила спектаклей «чернушных», упаднических, оскорбляющих или унижающих человека — ей всегда нужен был душевный взлет, катарсис.

«Сфера» — театр человеческого общения. Действие происходит в двух шагах от публики, «глаза в глаза» — в таких условиях имитация чувств и подмена эмоций невозможны. Зрителей надо увлечь и повести за собой, оставить им незабываемые впечатления и глубокие потрясения. Мировоззренческие принципы Еланской заключены в «Маленьком принце» — неслучайно он стал не только ее дебютом, но и спектаклем на всю жизнь. «Самого главного глазами не увидишь», «искать нужно сердцем», «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» — эти принципы легли в основу «статуса веры» живого театра — и для Екатерины Ильиничны, и для меня.

Тридцать два года, до своего ухода из жизни, мама вела этот театр – он развивался и стремился к синтезу музыки, движения, драматического действия. Труппу она сложила из людей одной группы крови, воспитывала их и безумно всех любила. Когда мамы не стало, то появился страх, что театр возглавит человек иных творческих взглядов и дело Еланской окажется разрушенным. Главной задачей было это дело подхватить, продолжить, сохранить и по возможности развить дальше театр человеческого общения по принципу сферы. Этому я стараюсь следовать.

Как удается вам играть в Малом — театре традиционном, и в «Сфере», где актеры видят глаза зрителей, слышат их дыхание и шепот?

— Сцена, конечно, же диктует свои условия. В «Сфере» я начал работать как актер практически с самого начала, с 1982 года, играл во многих спектаклях: «Маленький принц», «Театральный роман», «Доктор Живаго», «Эвридика». Поначалу площадка казалась непривычной, да и с мамой бывало подчас трудно — она репетировала страстно, эмоционально, требовательно, но работа с ней дала мне чрезвычайно много. Это были ступеньки самых сущностных, духовных и профессиональных открытий. Напряжение и беспокойство от того, что зрители рядом и со всех сторон, скоро прошли — я понял, что основа-то актерского существования везде едина — жизнь человеческого духа, прекрасная школа Станиславского. Как говорил замечательный мхатовец Николай Хмелев: в идеале — надо «не играть, а иметь». Не только мастерство, но свои чувства и мысли. «В живом театре — актер предъявляет себя и духовно обнажается. Это обряд, а не служба», — писала Екатерина Ильинична. Сцена «Сферы» строга и взыскательна — на ней не спрятать актерскую неправду и обман. В Малый театр я пришел чуть позже, в 1984-м, уже с опытом «Сферы» и трудностей «совмещения» не испытывал, хотя и чувствовал иную специфику.

С годами я все больше понимаю маму, которая часто говорила, что ей стало тяжело смотреть спектакли в других театрах. Возвращаясь с какой-нибудь премьеры, она рассказывала: «Видела неплохой спектакль, но мне так захотелось «домой», в «Сферу» — у нас все по-настоящему, все близко. А там актеры далеко, и мне так трудно их разглядеть, а им так непросто до меня достучаться». И я стал ловить себя на этих же ощущениях.

В афише Малого театра остались два моих режиссерских спектакля, в них я продолжаю играть и слежу за ними, но все мои мысли, и вся моя жизнь — в «Сфере», для которой сейчас наступили, к сожалению, нелегкие времена.

Вас предупреждали о слиянии «Сферы» с «Эрмитажем»?

— Это была абсолютная неожиданность. Мне даже в голову не могло прийти, что процесс слияния, который начался в Москве, коснется нас.

Этот процесс до сих пор остается необъяснимым. Вам предъявили аргументы и резоны объединения?

— К сожалению, нам так ничего и не объяснили. Процесс реорганизации запущен, а мы не получили ответа на самые простые вопросы, их — три. В чем цель объединения театров и реальная задача оптимизации, если это оптимизация? В приказе обозначено: в целях рационального использования кадровых и хозяйственных ресурсов и повышения эффективности.

Но это общие слова. Думаю, экономия будет минимальной, не та, ради которой стоит проводить такие катастрофические процессы. О повышении эффективности не стоит и говорить — будут только потери. Ради чего — нет ответа.

Второй вопрос: по каким критериям объединяются коллективы, или как находятся пары? Почему «Сфера» и «Эрмитаж»? Они — настолько полярны, что несоединимы, театры разной эстетики. Ничего хорошего — ни для одного, ни для другого не может произойти. Территориальная зацепка — оба находятся в саду «Эрмитаж» — тоже не работает. «Эрмитаж» уже шесть лет тут не живет, а существует на Арбате, в своем временном помещении. Почему выбрали эту пару? Вопрос тоже без ответа.

И, наконец, почему в паре такой принцип объединения? «Сфера» присоединяется к «Эрмитажу», а не наоборот. По всем объективным показателям «Сфера» работает интенсивнее, в ежедневном режиме, с одним выходным днем в неделю — мы играем 25-28 спектаклей в месяц. «Эрмитаж» встречается со зрителями в пятницу, субботу, воскресенье и, соответственно, показывает 12-14 спектаклей в месяц. Есть и критерий дохода. В прошлый пандемийный год — самый трудный для всех театров — мы заработали 32 млн. рублей, «Эрмитаж» — 12 млн. Зачем театр, который «прописан» в собственном уникальном доме со сценической площадкой, не имеющей аналогов ни в Москве, ни в России, присоединять к театру, на сегодняшний день бездомному? На мой взгляд, абсурд и нонсенс! Если в одной кастрюле перемешать куриный суп с окрошкой, ничего съедобного не получится: варево придется выплеснуть. Тогда, выходит, цель – освободить кастрюлю? Потом ее можно вымыть и влить нечто иное, что не имеет отношения ни к «Сфере», ни к «Эрмитажу». Невольно думаешь об этом.

Но ведь «Сфера» работает, афиши под грифом «Московский драматический театр «Сфера» приглашают на июньские спектакли…

— Мы стараемся работать как всегда и надеемся на реальное понимание. Пока на словах нам обещают некую самостоятельность по двум документам: по проекту Устава, в котором будет структурное подразделение — Московский драматический театр «Сфера» со своей автономией и по проекту штатного расписания, согласно которому должна сохраниться и труппа, и все работники — на своих должностях и с теми же окладами, бюджет планируется сохранить. Но это проекты, оба документа до сих пор не подписаны, хотя штатное расписание по ходу реорганизации должно быть готово на двадцатый день, а прошло почти два месяца. Предположим, свершится. Но в реальной жизни все равно возникнут неизбежные сложности. Есть директор, который надо всем, есть художественный руководитель — Михаил Левитин и вроде по тому уставу, который предполагается, он не вмешивается в дела главного режиссера структурного подразделения «Сфера». Тогда вообще непонятно, зачем эта реформа, если все сохраняется? Неужели только для сокращения бухгалтерии, где несколько единиц уйдут из штата? Вот и вся экономия. По факту же на сегодняшний день никакого структурного подразделения под названием МДТ «Сфера» нет ни в одном из утвержденных документов, о нем даже не упоминается. Несмотря на то, что было много публикаций в СМИ, откликов массы людей, что нас поддерживают, были сделаны и депутатские запросы. Их направили в мэрию Николай Бурляев, Дмитрий Певцов, Нина Останина…

Атмосфера в театре изменилась?

— Эти два месяца психологически тяжело всем, кто работает в театре. Но я восхищен нашим коллективом, который несмотря на трудности, крепок и един. Спектакли идут замечательно, репетиции проходят по плану, к 9 мая мы подготовили вечер, посвященный Дню Победы, и с огромным успехом его провели. Сейчас выпускаем премьеру «Незнайки». Люди держатся, каждый день выходят на сцену. Это дорогого стоит — испытание выпало не из легких. Благодарю наших зрителей — они нас поддерживают, пишут письма в разные инстанции и в театр — в них не просто слова, а целые истории, исповеди — воспоминания о встрече со «Сферой», рассказы о том, что значит для них и их семей этот театр. Низкий поклон и восхищение…

Фотографии предоставлены театром «Сфера». Главная фотография: А. Хрупова.

Завсегдатаи сада «Эрмитаж» знают: здесь, в глубине парка, есть небольшой авторский театр, где стерта граница между актером и зрителем. В театре «Сфера» нет не только четвертой стены, но и привычных трех — ни кулис, ни задника. Зал устроен в виде кругового амфитеатра (второго такого в Москве не найдешь), а декораций на круглой сцене вовсе нет. Репертуар при этом целиком классический: здесь ставят Моэма и Шукшина, Вампилова и Булгакова, Достоевского и Сент-Экзюпери.

Кто придумал «Сферу»

Создательница театра — Екатерина Еланская, дочь режиссера Ильи Судакова и актрисы народной артистки СССР Клавдии Еланской, выпускница Школы-студии имени Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТе. С 1953 по 1960 год она играла в Малом театре, где ей доставались ведущие роли.

Екатерина Ильинична Еланская

Вскоре Екатерина Еланская решила, что может и сама ставить спектакли, и подала документы на режиссерский факультет ГИТИСа. В 1967 году в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского состоялась премьера ее «Маленького принца» с Леонидом Сатановским, Игорем Козловым, Ольгой Бган и Василием Бочкаревым. Вскоре о Екатерине Еланской заговорила вся театральная Москва, а за билетами на ее дебютный спектакль начали выстраиваться очереди.

Затем были «Робин Гуд» (в этом же театре), «Месяц в деревне» в Театре Ермоловой, «Вкус черешни» в «Современнике» (по просьбе самого Олега Ефремова) — Екатерине Еланской удалось доказать, что она может составить конкуренцию маститым и более опытным режиссерам. Ее имя зазвучало наряду с именами мэтров — Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса, Юрия Любимова.

Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей

К идее о необходимости открытия собственного театра — совершенно уникального — Еланская пришла довольно быстро. Традиционная форма театра, по ее мнению, себя изжила, обычной коробки сцены быть не должно, и, в конце концов, неправильно, когда зрители и артисты разделены рампой. Она была уверена, что они должны находиться в одном пространстве, постоянно взаимодействуя. Зачем нужен актер, если его приходится разглядывать издалека в бинокль? В своих интервью Еланская любила цитировать Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная подлинная роскошь — это роскошь человеческого общения».

Екатерина Ильинична Еланская

Как все начиналось

Путь к «Сфере» был непростым. Сначала небольшая труппа будущего театра (ее собрала Еланская) играла свои спектакли на различных площадках, в том числе в музеях, библиотеках. Позже появились представления на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского. Амфитеатр зрительного зала и сцену объединили в большую полусферу. Там показывали спектакль «Почта — на Юг» Сент-Экзюпери, поэтическую композицию «Нездешний вечер». Зрители шли не только посмотреть работы «той самой Еланской», но и насладиться игрой Георгия Тараторкина, Александра Калягина, Лилии Толмачевой, Георгия Буркова, Александра Лазарева и других.

Еще одна площадка — детская музыкальная школа на Кропоткинской, старинный красивый особняк с лепным потолком, колоннами. Архитектура и атмосфера этого места завораживали Еланскую. «Помню этот зал. Места для зрителей — диагонально, в половине зала, икона, свечи, цветы на окнах, рояль и рождение наших “Бедных людей” Достоевского», — позже напишет она в своей книге «Живой театр».

Все это время коллектив неформально называл себя театром-студией «Сфера». Название — отсылка к выражению «сфера общения». Официальный статус театр получил в 1981-м. Среди самых популярных постановок этого времени — «Там, вдали…» с Евгенией Симоновой и Евгением Киндиновым, «Письма к незнакомке» с Екатериной Васильевой, Евгением Весником. Еланская ставила Островского, Чехова, Пастернака, Шукшина, Зощенко. Одна из первых перенесла на сцену произведения Набокова и Булгакова. Инсценировки она всегда писала сама.

Уникальный зал

Собственное здание в саду «Эрмитаж» театр получил только в 1985 году. Архитектурный проект был создан при участии художественного руководителя. Вместе с Екатериной Еланской его разрабатывали архитектор Наталья Голас и художник Владимир Солдатов.

Их новаторской разработкой стал зал в виде кругового амфитеатра с возможностью трансформации, куда можно вписывать любые игровые площадки, в зависимости от замысла режиссера и художника-постановщика. Все сидения съемные. Такой зал единственный в Москве.

Для артистов выступать на подобной сцене было непривычно: во-первых, зрители видели их со всех сторон, во-вторых, не было обычных декораций.

В 2003 году в театре открыли и камерную сцену. Этот зал, где стулья ставятся по периметру, вмещает 70 зрителей.

Что посмотреть

Тем, кто еще не был в «Сфере», лучше всего начать знакомство с театром с постановок Екатерины Еланской. Это может быть, например, комедия «Красотка и семья» по пьесе Сомерсета Моэма — искрометные обсуждения отношений мужчин и женщин под Моцарта, Верди и английские военные марши.

Еще один спектакль режиссера — «Наши за границей» по повести Николая Лейкина. Купец Николай Иванович и его жена Глафира Семеновна едут во Францию, в свое первое заграничное путешествие. Но их постигает разочарование: арендуемая комната под крышей слишком маленькая, а парижское кабаре слишком безумное. И супружеская пара вскоре начинает с нетерпением ждать возвращения домой.

«Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина (также в постановке Екатерины Еланской) идет здесь уже 12 лет. В спектакле звучит музыка Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского. Сценическую версию истории о Степане Разине и вольных донских казаках наградили бронзовым дипломом международного театрального форума «Золотой витязь» в номинации «Театр — большая форма» (2009).

Один из любимых спектаклей поклонников театра — поэтический «Нездешний вечер», посвященный памяти основательницы «Сферы». В постановке по стихам поэтов Серебряного века участвуют артисты не только из труппы, но и приглашенные — Валерий Баринов, Евгения Симонова, Евгений Киндинов и другие.

«Обращение в слух» Марины Брусникиной уже более трех лет собирает полный зал. В основе спектакля — одноименный роман-бестселлер Антона Понизовского, вышедший в 2013 году. Действие происходит в наше время. Несколько русских интеллигентов, застрявших в отеле в швейцарских Альпах, рассуждают о судьбах Родины, пытаясь разгадать загадку русской души.

Я хочу продолжать ставить спектакли: Марина Брусникина — о новой должности и планах

С детьми можно сходить на постановку «Маленький принц», 50-летие которой в театре отпраздновали в прошлом году. Это тот самый спектакль, с которого начинала свою режиссерскую карьеру Екатерина Еланская.

Детский репертуар «Сферы» в этом сезоне обогатился еще одним спектаклем. «Необыкновенные приключения жителей Приречной страны» по книге норвежского писателя Руне Белсвика — это захватывающая сказка с приключениями, которая понравится и детям, и родителям. Спектакль для самых маленьких — «Мурли» по повести голландской писательницы Анни Шмидт.

Чем еще заняться в театре

Екатерины Еланской не стало в 2013 году. Должность главного режиссера занял ее сын Александр Коршунов. Сегодня он сохраняет главные принципы этого театра, ставит собственные спектакли, а также приглашает к постановкам наиболее интересных режиссеров — как начинающих, так и мастеров. В театре Александр Викторович продолжает традицию проведения творческих вечеров и встреч. Один из проектов театра — вечера «Священные забавы», на которых читают стихи, поют песни и показывают кино. Этой осенью здесь прошли читки произведений Ивана Тургенева, приуроченные к 200-летию с его рождения.

Александр Коршунов

По Москве Тургенева: с Остоженки на Моховую и к Чистым прудам

А в фойе театра проходят выставки. Недавно гостям показывали работы художника-пастелиста Виктора Брагинского. Сейчас работает экспозиция студенческого театрального плаката. В ближайших планах — выставки мастеров театральной фотографии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Omron mx2 inverter инструкция на русском ошибки
  • Айко программа для ресторана инструкция по применению на русском
  • Как собрать машину в игре pickup инструкция
  • Хлоргексидин инструкция по применению для наружного в гинекологии
  • Ваза из модулей оригами пошаговая инструкция для начинающих средний уровень