Текущее руководство образовательной организацией это

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Комментарий к статье 26

Управление образовательной организацией представляет собой процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом.

Управление образовательной организацией выстраивается в соответствии с закрепленными в ст. 3 комментируемого Закона принципами:

— автономии образовательных организаций (п. 9 ч. 1);

— демократического характера управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; (п. 10 ч. 1).

В комментируемой статье установлено, что управление образовательной организацией осуществляется в соответствии правилами, установленными законодательством Российской Федерации. Эти правила содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «О некоммерческих организациях», Бюджетном кодексе РФ и др.

Правила, которыми регулируется система управления любого юридического лица, включая некоммерческую организацию (lex generalis), применительно к образовательной организации могут быть уточнены предписаниями, содержащимися в законодательстве об образовании (lex specialis), в том числе в комментируемой статье.

Эти правила могут получить развитие в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, принятых в соответствии с установленным распределением полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями нормативно-правового регулирования.

Важным элементом механизма правового регулирования управления образовательной организацией являются устав и локальные акты, принятые в рамках установленных полномочий самой образовательной организацией.

В основе управления образовательной организацией лежит принцип сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие представляет собой такую форму организации управления, при которой во главе организации (ее структурного подразделения) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Принцип единоначалия управления реализуется через деятельность руководителя образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации в соответствии с полномочиями, закрепленными в актах законодательства об образовании, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, а также в уставе и локальных нормативных актах самой образовательной организации.

Единоличный руководитель образовательной организации в зависимости от ее типа, культурно-исторических традиций и т.д. может называться по-разному: директор, заведующий, ректор, начальник и т.д.

Единоначалие создает возможность более оперативного принятия управленческих решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в высшем учебном заведении.

Основы правового статуса руководителя образовательной организации закреплены в ст. 51 комментируемой Законе. Так, например, установлено, что руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации может избираться общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации или может назначаться учредителем образовательной организации. В отдельных случаях он назначается Президентом РФ (ректор МГУ, ректор СПбГУ) или Правительством РФ (ректоры федеральных университетов).

Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации установлены в ст. 51 комментируемого Закона.

Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка могут устанавливаться иными федеральными законами.

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством (ч. 10 ст. 51 комментируемого Закона).

В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента. Лицо, замещающее должность президента университета, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения.

Президент участвует в разработке концепции развития университета, представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями, участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. При этом непосредственное управление университетом остается за ректором.

Единоначалие в управлении образовательной организацией, как уже отмечалось, сочетается с принципом коллегиальности, позволяющим при обсуждении вопросов, стоящих на повестке дня, выявлять и учитывать общественное мнение (мнение отдельных социальных групп и т.д.), аккумулировать знания и коллективный опыт.

В образовательной организации формируются различные коллегиальные органы управления.

Коллегиальные органы управления могут быть:

а) обязательными — создаются в каждой образовательной организации: общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) образовательной организации, педагогический (ученый) совет;

б) факультативными — создаются не во всех образовательных организациях, их формирование предусматривается, как правило, уставом соответствующей образовательной организации: попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и т.д.

Среди коллегиальных органов управления образовательными организациями можно выделить:

а) постоянно действующие коллегиальные органы управления — педагогический совет, ученый совет и т.д.;

б) коллегиальные органы управления, созываемые нерегулярно — ad hoc, по мере необходимости, но не реже одного раза в год (одного раза в пять лет) и т.д.

Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организацией проявляется, прежде всего, во взаимодействии руководителя образовательной организации и коллегиальных органов управления этой организации — директора школа и педагогического совета, ректора и ученого совета университета, декана и ученого совета факультета и т.д.

Законодательство (об образовании, трудовое и т.д.) определяет наиболее важные общие положения, регулирующие статус органов управления образовательной организацией. Детально же все вопросы, связанные с органами управления конкретной образовательной организации, урегулированы в уставе и локальных нормативных актах образовательной организации.

В уставе образовательной организации, в соответствии с ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона, обязательно должна содержаться информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий.

Общее собрание (конференция) работников (работников и обучающихся) представляет собой основную форму непосредственного участия работников образовательной организации в ее управлении. Деятельность общего собрания регулируется нормами устава и (или) принимаемого в этих целях локального акта — положения об общем собрании (конференции).

В состав общего собрания входят все работники образовательной организации. Для образовательных организаций с большой численностью работников вместо общего собрания созывается конференция, на которую избираются делегаты в соответствии с правилами, закрепленными в уставе образовательной организации. Так, например, в Уставе НИУ «Высшая школа экономика» (утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 <344>) установлено (п. 57), что процедура и порядок избрания делегатов на конференцию, нормы представительства всех категорий работников и обучающихся университета, а также сроки и порядок созыва и работы конференции определяются ученым советом с учетом предложений всех категорий работников и обучающихся. При этом представительство научно-педагогических работников должно составлять не менее 70% общего числа делегатов, членов ученого совета — не более 50% общего числа делегатов конференции.

———————————

<344> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования в состав общего собрания входят не только работники, но и обучающиеся, что находит свое отражение в самом названии этого коллегиального органа управления.

Полномочия общего собрания (конференции), порядок его формирования, регламент работы, порядок принятия решения и т.д. образовательная организация устанавливает в своем уставе самостоятельно в соответствии с принципом автономии образовательной организации.

Одно из полномочий общего собрания (конференции) закреплено в ч. 1 ст. 51 комментируемого Закона: на общем собрании (конференции) работников (работников и обучающихся) избирается руководитель образовательной организации.

К иным полномочиям, закрепленным уставом и локальными актами, могут относиться вопросы:

— принятия устава образовательной организации, внесения в него изменений и дополнений;

— обсуждение и принятие плана развития образовательной организации;

— участия в разработке и принятии коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принятия решения о заключении коллективного договора;

— формирования первичной профсоюзной организации работников образовательной организации;

— определения перечня и порядка предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива;

— избрания комиссии по трудовым спорам, комиссии по установлению доплат, надбавок и материальному стимулированию;

— выдвижения требований к работодателю по поводу заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений по социально-трудовым вопросам;

— заслушивания отчетов руководителя образовательной организации о выполнении задач основной уставной деятельности;

— разрешения конфликтных ситуаций между работниками и администрацией;

— принятия решений по вопросам, не отнесенным действующим законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции других органов.

На рассмотрение общего собрания (конференции) могут выноситься вопросы по инициативе работников образовательной организации, профсоюзной организации, администрации, либо по совместной инициативе профсоюзной организации и администрации.

Собирается общее собрание (конференция) по мере необходимости, но, не реже указанной в уставе периодичности (не реже одного раза в год, не реже одного раза в пять лет и т.д.).

Председателем общего собрания (конференции) может быть ex officio руководитель образовательной организации, а может и иное лицо, избираемое участниками общего собрания (конференции), как правило, простым большинством голосов делегатов конференции.

Общее собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей списочного состава работников образовательной организации.

Решение общего собрания (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих работников.

Форма голосования (открытое или тайное голосование) определяется участниками общего собрания (делегатами конференции), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Решения общего собрания (конференции), принятые в пределах его компетенции и не противоречащие действующему законодательству и уставу образовательной организации, являются рекомендательными
для администрации и всех работников образовательной организации.

Решения общего собрания (конференции), утвержденные приказом руководителя образовательной организации, становятся обязательными
для исполнения.

Педагогический совет представляет собой постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации и профессиональной образовательной организации. Его деятельность определяется уставом и положением о педагогическом совете, принимаемым в форме локального нормативного акта.

В состав педагогического совета входят руководитель образовательной организации (директор школы и т.д.), его заместители, учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекари, председатель родительского комитета, представитель учредителя и др.

Направлениями деятельности педагогического совета являются:

— обсуждение учебных планов, программ, учебников, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации, принятие решений по обсуждаемым вопросам;

— организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, освоению новых педагогических технологий, распространению передового опыта;

— принятие решений о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т.п.;

— рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения и т.д.

В образовательной организации высшего образования вместо педагогического совета создается ученый совет, также являющийся постоянно действующим коллегиальным органом управления.

Если ректор как единоличный орган управления осуществляет непосредственное управление организацией высшего образования, то ученый совет осуществляет общее руководство организацией высшего образования.

Ученый совет представляет собой выборный представительный орган, состав которого по занимаемой должности (ex officio) входят ректор, проректоры, президент университета (если такая должность учреждена), в некоторых случаях — деканы факультетов, а также члены ученого совета, избираемые общим собранием (конференцией) путем тайного голосования. Общим собранием (конференцией) устанавливается число избираемых членов ученого совета.

Список кандидатов в состав избираемой части ученого совета, выносимый на рассмотрение общего собрания (конференции), формируется, как правило, ученым советом университета с учетом предложений общих собраний (конференций) трудовых коллективов структурных подразделений, а также общих собраний обучающихся университета.

Председателем ученого совета университета является ректор. Состав ученого совета объявляется приказом ректора по решению общего собрания (конференции).

Срок полномочий ученого совета университета обычно составляет пять лет.

В случае увольнения (отчисления) из университета члена ученого совета он автоматически выбывает из состава этого совета. Избрание нового члена ученого совета университета осуществляется в установленном порядке и объявляется приказом ректора университета.

К компетенции ученого совета относятся такие вопросы, как:

— рассмотрение проекта устава, дополнений и изменений к нему, принятие решения о вынесении проекта устава на общее собрание (конференцию);

— принятие решения о созыве общего собрания (конференции);

— определение основных перспективных направлений развития организации высшего образования, включая ее образовательную и научную деятельность;

— утверждение планов финансового, экономического и социального развития организации высшего образования;

— рассмотрение и утверждение отчета об исполнении ежегодного финансового плана;

— заслушивание ежегодных отчетов ректора;

— рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества;

— принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность;

— утверждение положений о филиалах, учебных и научно-исследовательских подразделениях;

— принятие локальных актов, регламентирующих основные вопросы деятельности организации высшего образования, в том числе принятие ежегодных правил приема студентов, аспирантов, докторантов и слушателей; установление нормативов учебной и научной нагрузки профессорско-преподавательского состава; утверждение положений, регулирующих вопросы стипендиального обеспечения студентов и аспирантов университета, и т.д.;

— конкурсный отбор лиц, претендующих на занятие должностей профессорско-преподавательского состава;

— принятие решения о создании попечительского совета;

— представление работников организации высшего образования к присвоению ученых званий;

— рассмотрение вопросов о представлении работников организации высшего образования к награждению государственными наградами Российской Федерации и о присвоении им почетных званий;

— присуждение почетных званий (статусов) организации высшего образования на основании положений, утверждаемых ученым советом;

— принятие решений по другим вопросам, отнесенным к компетенции ученого совета законодательством Российской Федерации и уставом организации высшего образования.

Порядок организации работы ученого совета университета, проведения его заседаний и принятия решений определяется регламентом работы ученого совета университета.

Как правило, решения ученого совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство его членов, присутствующих на заседании, при явке не менее 50% списочного состава этого совета.

Из числа членов ученого совета приказом ректора на срок полномочий этого совета назначается ученый секретарь, который организует подготовку заседаний ученого совета, контролирует реализацию его решений, координирует взаимодействие ученого совета и структурных подразделений организации высшего образования.

По решению ученого совета из числа его членов может создаваться президиум ученого совета. Порядок его работы, количественный и персональный состав определяются ученым советом. Ученый совет вправе делегировать осуществление своих полномочий президиуму в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Ученым советом могут создаваться по отдельным вопросам деятельности организации высшего образования постоянные и временные комиссии с определением их функций и состава.

Среди коллегиальных органов управления образованием законодатель упоминает также ряд необязательных (факультативных) органов, таких как попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, а также другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Попечительский совет и управляющий совет представляют собой формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие в них общественности.

Как отмечается в письме Минобрнауки России от 4 февраля 2011 г. N 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» <345>, чтобы сделать систему образования конкурентоспособной, необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в частности, обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов — информационных, кадровых, управленческих, финансовых.

———————————

<345> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Частно-государственное партнерство — форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружения, реконструкции, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления услуги. Характерные черты Частно-государственное партнерство характеризуется долгосрочным характером отношений, объединением ресурсов под достижение конкретного результата, распределением ответственности и рисков между частным и государственным партнерами.

Развитие частно-государственного партнерства в сфере образования, одного из направлений повышения эффективности системы образования, позволяет включить в управление образовательной организацией представителей разных заинтересованных групп — государства (в лице органов государственной власти), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (например, родительского сообщества) и реализуется, как уже отмечалось, в создании попечительских и управляющих советов. При этом механизм частно-государственного партнерства в образовании становится более востребованным, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.

Попечительский совет представляет собой орган самоуправления образовательной организации, который осуществляет общественный контроль за сбором и расходованием благотворительных пожертвований, поступающих на счет образовательной организации от физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии образовательной организации. Попечительский совет принимает решения по порядку использования целевых средств и формирует заявки на оказание благотворительной помощи.

В попечительский совет входят участники образовательного процесса, социальные инвесторы, благотворители и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом образовательной организации.

В качестве основных задач попечительского совета являются следующие:

— содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации;

— содействие улучшению условий труда педагогических и других работников образовательной организации;

— содействие совершенствованию материально-технической базы образовательной организаций, благоустройству ее помещений и территории, проведению конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий образовательной организации;

— рассмотрение других вопросов, отнесенных к компетенции попечительского совета уставом образовательной организации.

Управляющий совет представляет собой коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления.

Управляющий совет в большей степени, чем попечительский, участвует в управлении образовательным учреждением, что нашло свое отражение в самом названии такого совета. Он, как правило, наделяется существенными полномочиями, позволяющими ему влиять на руководство образовательной организацией: участвовать в процедуре назначения руководителя образовательной организацией, принятии ключевых кадровых решений, обсуждении и утверждении программы и плана развития организации (в том числе инвестиционные программы и финансовые планы), отчетов о работе организации, решении вопросов инвестирования и денежного вознаграждения руководителей.

Управляющий совет проводит регулярные заседания под руководством председателя, избранного членами совета. Управляющий совет избирает из своего числа, а также из числа работников образовательной организации и внешних экспертов, комиссии по рассмотрению ключевых вопросов (оценки деятельности организации, вознаграждения сотрудников и руководителей и т.д.). По результатам заседания совета принимаются обязательные для руководства образовательной организации решения, которые фиксируются в документах совета. Документы публикуются для рассмотрения заинтересованными сторонами и общественностью (письмо Минобрнауки России от 4 февраля 2011 г. N 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования»).

Ресурсное обеспечение деятельности управляющего совета образовательной организации может осуществляться как за счет средств самой организации, так и за счет средств заинтересованных сторон, представители которых вошли в управляющий совет.

В образовательной организации могут создаваться также иные коллегиальные органы управления, как правило, с совещательными, рекомендательными полномочиями — финансовый комитет, координирующий принимаемые в рамках образовательной организации решения по формированию и использованию финансовых ресурсов; учебно-методический совет, координирующий деятельность структурных подразделений образовательной организации по подготовке и совершенствованию учебных планов, программ, учебно-методических материалов, выработке критериев оценки знаний обучающихся и т.д.; ректорат — совещательный орган, создаваемый при руководителе организации высшего образования, на заседаниях которого оперативно рассматриваются вопросы текущей деятельности образовательной организации, и решения которого носят рекомендательный характер, и т.д.

Наблюдательный совет является выборным представительным и коллегиальным органом государственно-общественного управления образовательной организации, осуществляющим в соответствии с уставом этой организации решение отдельных вопросов, относящихся к его компетенции.

В отношении образовательных организаций, созданных в форме автономных учреждений, порядок формирования наблюдательного совета, его компетенция, порядок проведения заседаний установлены в Федеральном законе от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <346>.

———————————

<346> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Наблюдательный совет рассматривает (ст. 11 Федерального закона об автономных учреждениях):

1) предложения о внесении изменений в устав;

2) предложения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления;

5) предложения об участии в других юридических лицах в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности;

7) проекты отчетов о деятельности организации и об использовании ее имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность;

8) предложения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым организация не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения о совершении крупных сделок;

10) предложения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения о выборе кредитных организаций, в которых организация может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации.

При этом вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов образовательной организации.

По вопросам, указанным в п. п. 1 — 4, а также в п. 8, наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета.

По вопросу, указанному в п. 6, наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю.

По вопросам, указанным в п. п. 5 и 11, наблюдательный совет дает заключение. Руководитель организации принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета.

Документы, представляемые в соответствии с п. 7, утверждаются наблюдательным советом. Копии этих документов направляются учредителю.

Наконец, по вопросам, указанным в п. п. 9, 10 и 12, наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя организации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона об автономных учреждениях наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета входят представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников данной организации. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данной организации. Количество представителей работников организации не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета.

Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом организации, но не может быть более чем пять лет.

Руководитель организации и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета. Руководитель организации может участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем образовательной организации (например, Приказ Росстандарта от 23 марта 2012 г. N 171 «Об утверждении состава Наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» <347>, распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2011 г. N 923-р «О членах наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» <348>).

———————————

<347> Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2012. N 5.

<348> СЗ РФ. 2011. N 23. Ст. 3335.

Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В заседании наблюдательного совета вправе участвовать руководитель образовательной организации.

Заседание наблюдательного совета является правомочным, если все члены наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета.

Уставом организации может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательным советом автономного учреждения путем проведения заочного голосования. Указанный порядок не может применяться при принятии решений по предложениям о совершении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 12 Федерального закона об автономных учреждениях).

Если попечительский совет, управляющий совет и наблюдательный совет в своей деятельности выражают общие интересы всех участников образовательного процесса в рамках данной образовательной организации, то для представления и защиты интересов отдельных групп участников образовательного процесса создаются советы обучающихся и советы родителей, а также действуют профессиональные союзы (представительные органы) обучающихся и работников.

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников создаются и действуют в целях учета мнения обучающихся, родителей и педагогических работников образовательной организации по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.

Данные органы, как отмечается в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»)[1], не принимают управленческих решений, одной обеспечивают учет мнения определенных участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией.

Создание данных органов отражает на уровне управления образовательной организацией принцип государственного-общественного управления, который опосредованно выражен в комментируемой статье, где провозглашены принципы единоначалия и коллегиальности в управление, при это разделяя коллегиальные органоы управления образовательной организацией и органы, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений.

Советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей представляют собой коллегиальные органы управления образовательной организации и формируется по инициативе самих обучающихся и их родителей. Они действуют на основании положения о соответствующем совете, принимаемого на конференции обучающихся образовательной организации или на собрании студенческих объединений образовательных организаций, на общем собрании (конференции) родителей или иным установленным способом. При этом наличие двух и более советов обучающихся (то же в отношении советов родителей) в одной образовательной организации не допускается.

Минобрнауки России оказывает методическую помощь по организации органов ученического и студенческого самоуправления (письмо Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» <349>).

———————————

<349> Официальные документы в образовании. 2014. Апрель. N 11.

Советы обучающихся и родителей наделены различными полномочиями, позволяющими им реализовать себя в процессе управления образовательной организацией.

Так, совет обучающихся имеет право:

— участвовать в разработке и обсуждении проектов локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся образовательной организации;

— готовить и вносить предложения в органы управления образовательной организации по оптимизации образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся, корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачетов, экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха обучающихся;

— выражать обязательное к учету мнение при принятии локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права и законные интересы обучающихся, и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом об образовании;

— участвовать в рассмотрении и выражать мнение по вопросам, связанным с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка образовательной организации;

— участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности;

— участвовать в организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

— вносить предложения по решению вопросов использования материально-технической базы и помещений образовательной организации.

Осуществляя свои полномочия, совет обучающихся запрашивает у органов управления образовательной организации необходимую для деятельности совета информацию, информирует обучающихся о деятельности образовательной организации, рассматривает обращения, поступившие в совет обучающихся, и т.д.

Случаи, когда советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся и работников формируют свое мнение, которое учитывается руководством образовательной организации при принятии управленческого решения, локального нормативного акта, перечислены в Федеральном законе об образовании.

По общему правилу, советы обучающихся, советы родителей, представительные организации обучающихся и работников формируют мнение, которое учитывается при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.

Кроме того, они формируют свое мнение в следующих случаях, помянутых в Федеральном законе об образовании:

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам выплаты материальной поддержки обучающимся (ч. 15 ст. 36);

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления требований к одежде обучающихся и правил ее ношения (ч. 1 ст. 38);

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам установления платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся (ч. 4 ст. 39);

— при принятии локальных нормативных актов по вопросам комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 6 ст. 45).


[1]
Документ опубликован не был. Доступ из СПС “КонсультантПлюс”.

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2016 года

Законодательство РФ устанавливает особенности правового положения руководителя образовательной организации:Законодательство о правовом положении руководителя образовательной организации

Законодательство РФ устанавливает особенности правового положения руководителя образовательной организации.

Нормативное определение руководителя организации дается в статье 273 Трудового кодекса РФ:

  • руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами:

    • осуществляет руководство этой организацией,

    • в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Общее регулирование правового положения руководителя любой организации содержится в Трудовом кодексе РФ.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ:

  • предусматриваются лишь специфические правила, определяющие особенности правового положения руководителей образовательных организаций,

  • их права и обязанности в дополнение к общим нормам;

  • в частности, данному вопросу посвящается статья 51 «Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Часть первая данной статьи Федерального закона об образовании предусматривает несколько вариантов, как конкретное лицо может стать руководителем образовательной организации:

  • руководитель образовательной организации может быть:

    • избран общим собранием, конференцией педагогических работников и обучающихся образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

    • назначен учредителем образовательной организации;

    • иные варианты, не актуальные для профессиональных образовательных организаций.

Конкретный способ избрания (назначения) руководителя образовательной организации устанавливается:

  • законодательством либо

  • уставом образовательной организации.

В связи с необходимостью руководствоваться и общими и специальными правилами при заключении трудового договора с руководителем образовательной организации следует отметить:

  • что в соответствии с принципами права в случае расхождения между нормами закона, имеющими общий характер, и специальными нормами Закона об образовании

  • приоритетом обладают и подлежат применению именно специальные нормы, т.е. законодательство об образовании.

Так, например, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено:

  • общее правило о назначении руководителя автономного учреждения учредителем;

  • однако, если данное автономное учреждение является образовательным, то руководитель должен назначаться по правилам, установленным для назначения руководителей образовательных организаций.

По данным правилам устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

  • такие лица должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам:

  • тем лицам, которые не допущены к педагогической деятельности, запрещается в том числе и занимать должность руководителя образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя и руководитель государственной или муниципальной образовательной организации проходят обязательную аттестацию:

  • порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются учредителем образовательной организации.

Руководителям образовательных организаций предоставляются следующие права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников:

  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;

  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

  • право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем, руководитель образовательной организации не является педагогическим работником:

  • и те или иные нормы, регламентирующие статус педагогических работников, распространяются на руководителя образовательной организации в силу прямого указания о том в нормативном правовом акте.

Руководителю государственной или муниципальной образовательной организации (а также руководителю её филиала) Федеральным законом № 273-ФЗ запрещается:

  • занимать свою должность в порядке совместительства.

Поскольку руководитель образовательной организации считается единоличным исполнительным органом образовательной организации, органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью образовательной организации:

  • полномочия (права и обязанности) руководителя, его компетенция в области управления образовательной организацией подробно прописываются в уставе образовательной организации.

ч. 3 статьи 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Трудовым кодексом РФ

В области трудовых правоотношений на руководителей образовательных организаций распространяются также общие правила заключения трудовых договоров и оплаты труда, которые установлены Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовое законодательство также учитывает особое положение руководителя в организации (учреждении) и предусматривает специальное регулирование в виде исключений из общих правил или дополнений к ним. Так, например, Трудовой кодекс РФ содержит специальную главу 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», посвященную особенностям регулирования труда руководителей всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Предусматривается, в частности:

  • дополнительное основание для расторжения трудового договора в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора, которое может быть не мотивировано;

Статья 278 «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации» Трудового кодекса РФ

  • есть и иные особенности статуса руководителя организации (работа по совместительству с учетом специальных ограничений и т.п.).

Одной из существенных особенностей трудового договора с руководителем организации является:

  • возможность заключения с ним срочного трудового договора на срок до 5 лет несмотря на то, что работа носит постоянный характер и, по общему правилу, для такого рода работ срочные трудовые договоры не допускаются;

  • при этом, если учредительными документами образовательной организации предусмотрено заключение срочного трудового договора, то трудовой договор в таком случае не может быть бессрочным.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность установления испытания при приеме на работу:

  • по общему правилу срок испытания не может превышать 3-х месяцев;

  • к особенностям заключения трудового договора с руководителем организации можно отнести то, что для них может быть установлен более длительный испытательный срок – до 6 месяцев.

Статья 70 «Испытание при приеме на работу» Трудового кодекса РФ

Таким образом, руководитель образовательной организации обладает большой спецификой своего статуса в качестве работника организации:

  • устанавливается такая специфика как трудовым законодательством применительно к руководителю любой организации,

  • так и Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ применительно к руководителю образовательной организации.

Данная специфика в полной мере обоснована тем особым положением, которое занимает руководитель образовательной организации:

  • с одной стороны, это работник организации,

  • с другой стороны, это единоличный исполнительный орган организации.

Влияние руководителя на деятельность образовательной организации существенно выше, чем любого другого работника. Возможностей, также, больше. Поэтому ряд гарантий, предоставляемых остальным работникам, не предоставляется руководителям образовательной организации с целью обеспечить достаточную степень влияния учредителей образовательной организации на созданное ими юридическое лицо.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Loading…

  • Главная
  • О нас
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Органы управления образовательной организацией

Органы управления образовательной организацией

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и Уставом организации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

pic133.png

Единоличный исполнительный орган

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

директор образовательного учреждения

Коллегиальные органы управления

    В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Педагогический Совет

Коллегиальный орган управления, в компетенцию которого входит рассмотрение и принятие локальных актов, регламентирующих вопросы содержания образования, педагогической деятельности, реализации образовательных программ. Проводится один раз в четверть.

Директор МБОУ «Мирненская СОШ»

Общее собрание работников

Коллегиальный орган управления, в компетенцию которого входит принятие решений по вопросам, перечисленным в Уставе организации. Проводится один раз в год. Действует бессрочно.

Председатель общего собрания и профсоюзного комитета школы

Баракова Татьяна Николаевна

Иные органы управления

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации могут быть созданы советы обучающихся, советы родителей, профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Родительский комитет

Общешкольный родительский комитет — орган родительского самоуправления в школе, представляющий интересы семей обучающихся. Собирается один раз в месяц. 

Председатель общешкольного родительского комитета

Совет учащихся

Совет ученического самоуправления обучающихся состоит из представителей классов среднего и старшего уровней. Учреждение предоставляет членам Совета необходимую информацию и допускает к участию в заседаниях органов управления Учреждения при обсуждении вопросов, касающихся интересов обучающихся.

Председатель Совета ученического самоуправления

Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 37.091

Дата публикации 20.03.2023

Функции руководителя образовательной организации в современных реалиях

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента общего и профессионального образования, ОГАОУ ДПО «БелИРО», г. Белгород, logvinova_av@beliro.r

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты деятельности эффективного руководителя образовательной организации, позволяющие руководить коллективом в современных условиях и с учетом потребностей в сфере образования. Через призму понятий «менеджмент» и «менеджер» автором рассмотрены и проанализированы управленческие функции руководителя, как ключевой фигуры системы управления образовательной организации.
Ключевые слова: руководитель, менеджмент, профессиональная компетентность, профессиональная образовательная организация.

Functions of the head of a professional educational organization in modern realities

Petrenko Anastasiia Vladimirovna
Ph. D. in Sociology, Associate Professor of the Department of Management of General and Vocational Education, Belgorod Institute of Education Development, Belgorod

Abstract: The article considers the features of the activity of an effective head of an educational organization, allowing leading a team in modern conditions and taking into account the needs in the field of education. Through the prism of the concepts of «management» and «manager», the author considers and analyzes the main managerial functions of the head of a professional educational organization as a key figure of management.
Keywords: head, management, professional competence, professional educational organization

Правильная ссылка на статью

Петренко А.В. Функции руководителя образовательной организации в современных реалиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/funktsii-rukovoditelya-obrazovatelnoj-organizatsii-v-sovremennykh-realiyakh.htm (Дата обращения: 17.03.2023)

В современных условиях система образования рассматривается как отрасль рыночной экономики, которая в свою очередь предъявляет принципиально новые требования к деятельности образовательных организаций. Коммерциализация образования, трансформация рынка труда, усиление конкуренции, появление ситуаций неопределенности, требующих принятия оперативных управленческих решений, овладение новыми технологиями организации профессиональной деятельности руководителей явились предпосылками изменений, происходящих в системе управления образовательных организаций различных типов (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования [1]).

Тем самым потребовались новые разработки в системе управления, которые были бы ориентированы на повышение уровня профессиональной компетентности руководителя, выражающейся в знании объекта управления – образовательный процесс, умении анализировать возникающие проблемы и находить альтернативные подходы к их решению. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика эффективной деятельности руководителя по подготовке альтернативных стратегических решений и осуществление анализа текущих и перспективных условий деятельности образовательной организации. Исходя из этого, под управлением образовательной организации понимается деятельность руководителя, направленная на выработку решения, принятие мер и проведение мероприятий, контроль за выполнением решения, завершающийся анализом последствий и подведением итогов. Поэтому процесс управления образовательной организацией – сложный и многоаспектный процесс, основанный на принципах (разделения труда, власти, дисциплины, единства распорядительства, подчинения общим интересам, централизация, скалярной цепи, порядка, справедливости и т.д.) и ориентированный на потребности современного рынка. От эффективности управления зависит успешность и востребованность образовательной организации.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «управление образовательной организацией, независимо от формы собственности, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации» [1].

В номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. №225, должность «Директор» относится к разделу II. Должности руководителей образовательных организаций, 1. Должности руководителей [2].

Существующие на данный момент нормативные документы (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [3]) системно и полноценно отражают трудовые действия руководителя образовательной организации, также являются объективным измерителем квалификации руководителя, средством отбора на должность руководителя образовательной организации, основой для формирования трудового договора.

Статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам» [1]. Однако работа многих руководителей строится на интуитивном уровне в рамках так называемого «ручного управления», что не соответствует современным, новым требованиям к управленческой деятельности в сфере образования.

Решение проблем, возникающих в системе управления образовательной организацией, требует разъяснения в отношении таких понятий как «менеджмент» и «управление», «менеджер» и «руководитель».

Понятие «менеджмент» рассматривается учеными как симбиоз теории и практики, направленный на эффективное применение материально-технических, кадровых, и финансовых условий для достижения стратегических целей. Ряд исследователей считают «менеджмент» и «управление» тождественными понятиями: менеджмент – управление в условиях рынка.

«Менеджером» называют «профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением» [4]. По мнению
А. Файоля, который первым предложил рассматривать процесс управления как отдельный вид научных исследований, «управление» – способность руководителя вести организацию к основной цели ее существования, при этом используя все имеющиеся ресурсы для достижения максимально возможного результата. Он выделил шесть основных функций руководителя организации: прогнозирование, планирование, организация, координирование, контроль, администрирование [5].

П. Друкер считал основной задачей менеджмента – сплочение людей для достижения общей цели управляемой организации, включающей в себя развитие ответственности у сотрудников за принятые решения и развитие индивидуальных способностей каждого участника образовательного процесса, а также выстраивание коммуникации между участниками трудового коллектива [6].

В современных реалиях управление образовательной организацией представляется сложной работой ввиду того, что государство наделило полномочиями образовательной организации самостоятельно решать широкий спектр управленческих задач и нести полную ответственность за принятые решения. Поэтому руководитель образовательной организации – во-первых, стратег-профессионал, способный «предвидеть» перспективы развития наперед исходя из имеющихся ресурсов и условий; во-вторых, лидер, пропагандирующий среди коллег новые ценности; в-третьих, энтузиаст, заинтересованный в достижении максимального результата.

Профессионализм руководителя образовательной организации – это сложный симбиоз двух уникальных форм деятельности: управленческой, требующей оперативного решения множества специфичных задач, и педагогической, раскрывающейся в умении правильно организовать образовательный процесс. Подобное совмещение требует от руководителя целостного и глубокого анализа проблем образовательной организации, умения находить из множества альтернатив их решения наиболее целесообразный и эффективный.

Разными авторами выделяются различные группы управленческих функций руководителя образовательной организации. Согласно М.Х. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоурну [4], основные функции руководителя – стратегическое планирование, планирование реализации стратегий (тактическое планирование), организация взаимодействия и полномочий, мотивация персонала; контроль деятельности организации, ее подструктур и отдельных работников.

Другие ученые (Ф. Рубахин, А.Л. Журавлев и В.Г. Шорин) выделили целую систему функций руководителя: производственные (координация деятельности педагогов для выполнения учебного плана, обеспечение роста учебных показателей, организация сопряженной и ритмичной работы, контроль, оценка и коррекция деятельности, поддержание трудовой дисциплины, согласование индивидуальных особенностей работников со спецификой их труда) и социально-психологические (снижение у работников степени неудовлетворенности трудом, моральное и материальное стимулирование, регулирование межличностных отношений, отстаивание законных интересов работников, сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью кадров, обеспечение профессионального совершенствования подчиненных, воспитательная работа с подчиненными) [7, с.27-28].

Крымовская И.А. выделяет также нормотворческую функцию, направленную на создание или санкционирование общеобязательных правил поведения (норм), регулирующих поведение участников определенных правовых отношений [8].

Целесообразно представить следующую систему функций руководителя образовательной организации:

  • административно-организационные, включающие в себя решения основных задач образовательной организации, связанных с распределением обязанностей между членами коллектива, контроль за выполнением заданий и соблюдением правил внутреннего распорядка и других локальных нормативно-правовых актов, оценка результатов деятельности организации в целом;
  • стратегические, связанные с постановкой стратегических целей образовательной организации, разработкой Устава, программы развития, миссии, стратегического плана;
  • экспертно-консультативные, подчеркивающие важность и авторитетность руководителя, как профессионала своего дела;
  • коммуникативные, выражающиеся в умении руководителя общаться со всеми субъектами и объектами образовательного процесса;
  • воспитательные, связанные с умением руководителя обеспечивать воспитательный эффект в формировании профессиональных компетенций сотрудников своей образовательной организации.

Этот перечень функций, которые выполняет руководитель, далеко не исчерпывающий, так как руководитель образовательной организации – это объект управления, характеризующийся множеством таких параметров, как педагогический состав, контингент обучающихся, финансовые возможности, соответствие занимаемых площадей нормативным требованиям, обеспечение образовательного процесса, его основные показатели, успеваемость обучающихся и т.д. Поэтому деятельность руководителя образовательной организации – это комплексная и эффективная работа, определяемая позитивными результатами, а эффективные руководители являются важнейшим ресурсом любой образовательной организации.

Таким образом, в науке присутствует множество интерпретаций понятий «менеджмент» и «менеджер». В связи с парадигмальными изменениями, происходящими в системе российского образования, управленческая деятельность руководителей образовательных организаций подразумевает наличие у него не только профессиональной компетентности и лидерских качеств, но и организаторских способностей, необходимых для непрерывного координирования трудовой деятельности каждого сотрудника в отдельности и коллектива в целом. От профессиональной компетентности руководителя зависит развитие образовательной организации, а от умения правильно принимать решения – ее имидж и конкурентоспособность в современном образовательном пространстве.


Список литературы

Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3usC7ltK1 (дата обращения: 10.03.2023).
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. № 225. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410073/ (дата обращения: 10.03.2023).
3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н. URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.03.2023).
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Диалектика-Вильямс, 2020. 672 с.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Книга по требованию. 2022. 122 с.
6. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2018. 276 с.
7. Вахнина В.В., Ульянина О.А., Мальцева Т.В. Психология управления : учеб. для высшей школы. М.: Академия управления МВД России, 2020. 284 с.
8. Крымовская И.А. Нормотворческая функция в профессиональной деятельности руководителя профессиональной образовательной организации // Актуальные вопросы современной педагогики и образования: сборник статей Заочной научно-практической конференции, 2015 (г. Москва). 2015. С. 176-186.

← Предыдущая статьяОпыт применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного учреждения

Следующая статья →Аспекты логопедической работы по восстановлению чтения при сенсорной афазии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по действиям персонала при пожаре в поликлинике
  • Fimi navi 2020 инструкция на русском
  • Yamaha xvs 650 сервисный мануал
  • Камистад гель для десен инструкция по применению взрослым для профилактики
  • Руководство 2643 10