Теории руководства психология

Дисциплина
«Управленческая психология»

Специальность 42.02.01 «Реклама»

курс
III группа: 1р3

Преподаватель:
Жданова Наталия Владимировна

ЛЕКЦИЯ
3. Теории лидерства и стилей руководства.  (2 часа).

План
лекции:

1.      Лидерство
как важнейший фактор управления.

2.      Теорий
лидерства.

3.      Стили
управления.

Под лидерством обычно
понимают способность человека вести за собой других людей для достижения
конкретных целей. Лидерство является феноменом, описывающим процессы влияния в
группах или организациях, направленные на координацию групповых действий и
отношений в ходе достижении групповой цели. Лидерство как важнейший фактор
управления стоит в центре современной организации. В современной организации
лидерство многогранно, его следует понимать, как планирование, организацию и
управление деятельностью группы посредством установления коммуникаций.

К основным элементам
процесса лидерства относятся влияние, поддержка, обеспечение добровольного
участия и достижение целей.

Лидерство как
специфический тип отношений управления предполагает процесс социального
взаимодействия и влияния, когда индивид намеренно воздействует на других людей.
В отличие от собственного управления, лидерство предполагает наличие в
организации последователей – союзников, которые представляют
обязательную оборонную сторону медали, называемой лидерством.

Лидерство позволяет
заменить отношения «начальник — подчиненный» отношениями «Лидер —
последователь».

Факторы,
составляющие основу лидерства:

  • объективные и
    субъективные;
  • формальные
    (инструментальные) и неформальные (эмоциональные);
  • внешние и
    внутренние.

Процесс влияния на
людей позиции занимаемой в организации должности называется формальным
лидерством
. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей
или других ресурсов, необходимых людям, называется неформальным лидерством. Идеальным
является сочетание всех основ лидерства.

Лидер (от
англ. leader – ведущий руководитель) – это лицо (группа лиц), которое может
оказывать реальное влияние на поведение работников.

Для осуществления
эффективного руководства менеджер должен обладать лидерским влиянием.

Определяющими чертами
при оценке лидера и его поддержке группой являются: энергичность,
решительность, настойчивость, целеустремленность, энтузиазм, честолюбие,
способности и знания, справедливость коммуникабельность, уверенность в себе и
др. Наиболее важными функциями Лидера являются: определение целей и средств их
достижения, координация действий членов группы, планирование их совместной
работы, поощрение и наказание, информационная, контролирующая,
представительская функции и др. Таким образом, лидерство является важнейшим
фактором в системе управления современной организации.

В зависимости от того,
что считается источником результативности лидерства и какой смысл вкладывается
в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:

1. Теория черт
(лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности);

2. Поведенческие теории
(эффективность лидерства есть функция поведения);

3. Ситуационные
(эффективность лидерства является следствием действия в ситуации);

4. Атрибутивные теории;

5. Теории обмена.

Теория
личностных качеств лидера 
объясняет лидерство наличием
определенного набора общих для всех лидеров определенных личных качеств.
Исследованиями выявлено свыше 80 характеристик: физиологических,
психологических, интеллектуальных, деловых, личностных. При этом наиболее
общими чертами, которые отличают эффективного лидера тех, кого он ведет за
собой, являются: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в
себе, адаптивность, способности, знания. Особенно очевидно они проявляются из
известных выдающихся лидеров (теория великих людей). Практикой не
подтверждается наличие стандартного набора качеств, которые предопределяют
эффективное лидерство. Личные качества не гарантируют достижения успеха, а их
относительная важность в значительной мере зависит от других факторов, включая
ситуацию, в которой находится менеджер.

Поведенческие
теории лидерства 
рассматривают лидерство как
набор привычных моделей поведения руководителя. Они указывают, что эффективное
руководство зависит не столько от личных характеристик менеджера, сколько от
адекватности его поведения ситуации, уровня квалификации и предпринимаемых
действий.

Данные теории
акцентируют внимание на стиле лидерства, под которым понимается
совокупность характеристик приемов и методов, используемых руководителем в
процессе управления. Стиль отражает степень делегирования руководителем своих
полномочий подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней
средой, способы влияния на персонал, привычную манеру поведения руководителя по
отношению к подчиненным.

Содержание
поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение
лидера на основе двух основных параметров:

  • поведение,
    ориентированное на выполнение производственных задач (при
    игнорировании потребностей и интересов подчиненных);
  • поведение,
    ориентированное на человеческие отношения (уважение к
    потребностям работников, забота о развитии персонала);

·        
В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению
внимания к вопросам обучения эффективности приемам обучения.

·        
Ситуационные теории лидерства обосновывают,
что решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, не
отвергая при этом характеристик. В основе большинства ситуационных моделей
лежит положение о том, что выбор оптимального стиля руководства определяется на
основе мониторинга управленческой ситуации и анализа природы ее ключевых
параметров.

Ситуационные теории лидерства имеют важное
практическое значение, поскольку утверждают, множественность оптимальных стилей
лидерства в зависимости от стации они указывают на отсутствие единого
универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в
зависимости от ситуационных факторов.

Атрибутивные теории лидерства утверждают, что лидерство в группе являются
не реально существующим феноменом, определяемым качествами личности и
поведениям лидера, а результатом субъективных восприятий и социальных представлений
подчиненных.

Чем точнее совпадают между воспринимаемыми
атрибутами и поведением лидера, с одной стороны, и представлениями подчиненных
– с другой, тем выше вероятность, что подчиненные будут воспринимать лидера как
лидера и позволят ему осуществлять процесс влияния.

Теории обмена представляют лидерство как сложный процесс
взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них
является теория диад теория харизматического и трансформационного лидерства.
Главным утверждением этих теорий является то, что результативность лидерства
напрямую зависит от способности лидера обеспечить адекватное восприятие
подчиненными целей его деятельности.

Современные специалисты считают, что
лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному
подходу. Оно обусловлено взаимодействием ряда переменных:

·        
характеристики лидера;

·        
позиции, потребностей и других
характеристик его последователей;

·        
характеристики организации
(цель, структура, задачи)

·        
социальная, экономическая и политическая
среда.

Новые экономические условия приводят к
появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. На основе этих
моделей выдвигаются несколько идей управления и лидерства:

·        
поддержка только высоко
прибыльных проектов;

·        
управление помимо существующей
иерархии;

·        
развитие информационных сетей,
объединяющих автономные элементы.

Вышеперечисленное определяется как управление
предпринимательской сетью. 
В целом новейшие теории лидерства
постулируют, эффективность адаптивного руководства — руководства,
ориентированного на реальность. Его главный тезис состоит в том, что менеджер
должен освоить все стили лидерства и умело варьировать их в различных
правленческих ситуациях. Применение того или иного стиля зависит от
квалификации менеджера и подчиненных, степени их зрелости, опыта решения
конкретных задач, внутреннего побуждения к достижению поставленных целей.

Руководитель, стремящийся добиться
эффективного управления, должен обладать прогрессивным типом мышления,
предприимчивостью, ключевыми компетенциями, концептуальными способностями,
высокой культурой управления.

Стили
управления

В повседневной работе перед каждым
руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями
подчиненных. Это получило название управленческого стиля.

Под стилем управления11 понимается манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в
данный момент необходимо.

Стили управления складываются под влиянием
конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные»,
т.е. обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие
два и более обстоятельств стили управления.

К «одномерным» стилям управления относят:

·        
авторитарный;

·        
демократический;

·        
либерально – попустительский.

Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя с
подчиненными

Авторитарный

(директивный) стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Приемы принятия решений

Единично решает все вопросы

Принимая, решение, советуется с
коллективом

Ждет указания руководства или отдает
инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решения до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает
предложения подчиненных

Просит, упрашивает

Приемы принятия решений

Берет на себя или перекладывает на
конкретного исполнителя

Распределяет ответственность в
соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Отношение и инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к недостатку собственных
знаний

Все знает и умеет, гипертрофированное
самосознание

Постоянно повышает квалификацию

Пополняет свои знания и поощряет эту
черту у подчиненных

Стиль общения

Жестко формальный, необщительный

Дружески настроен, любит общаться

Боится общения, общается с подчиненными
только по инициативе

Характер отношений с подчиненными

Диктуется настроением

Ровная манера ведения. Постоянный
самоконтроль

Мягок, покладист, иногда легковерен

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной жесткой
дисциплины

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет
дифференцированный подход к людям

Требует формальной дисциплины, не умея
ее соблюдать

Отношение к моральному воздействию на
подчиненных

Считает наказание основным методом
стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Постоянно использует разные стимулы

Использует поощрение чаще, чем наказание

«Многомерные» стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих,
переплетающих подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может
реализовываться наряду с ними.

Первоначально сложилась идея «двумерного»
стиля управления, основывающегося на двух подходах: первый, ориентируется на
создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и
налаживание человеческих отношений; второй – на создание надлежащих
организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно
сможет реализовывать свои способности.

 Вопросы
для повторения:

1.      Почему
лидерство является важнейшим фактором управления?

2.      Теорий
лидерства описать.

3.      Какой
стиль управления является на ваш взгляд наиболее эффективным? Пояснить.

Список литературы:

1. Вернер Зигерт, Лючия Ланг. «Руководитель без конфликтов»
Москва, 2018 год издательство «Экономика».

2. Розанова В.А. «Психология управления»
Москва, 2018 года ЗАО «Бизнес-школа», «Интел- Синтез».

3. Лавриенко В.Н. «Психология и этика
делового общения» Москва, 2017 года издательство «Юнити»

4. Дейл Корнеги «Как завоевать друзей и
оказывать влияние на людей» Челябинск, 2017 год.

5. Шекшня С.В. «Управление персоналом
современной организации». Москва, Бизнес –школа, «Интел –Синтез», 2016 год.

    1. Психология руководства и лидерства.

      1. Теории и стили руководства и лидерства.

      2. Психологические проблемы руководства и лидерства, возникающие при выполнении основных функций управления.

      3. Эффективность руководства.

5.2.1.
Теории и стили руководства и лидерства
.

На ранних этапах изучения руководства
и лидерства ученые стремились выявить
качества и свойства личности наиболее
эффективных лидеров. В этой связи
появилась «теория великих людей»,
согласно которой лидерами рождаются,
а не становятся. Лучшие из руководителей
от рождения обладают определенным
набором общих для всех качеств (уровень
интеллекта и знания, впечатляющая
внешность, честность, здравый смысл,
инициативность, социальное и экономическое
образование, уверенность в себе). Однако
не существует такого набора качеств,
который присутствует у всех эффективных
руководителей.

Согласно «Поведенческому
подходу к лидерству»

(бихевиористская школа), эффективность
руководства определяется не личными
качествами руководителя, манерой его
поведения по отношению к подчиненным.
Этот подход основывался на предположении,
что существует какой-то один оптимальный
стиль руководства. Однако при обобщении
результатов исследований был сделан
вывод, что не существует одного
«оптимального» стиля руководства.

С

…Незримый
мир участвует в земной жизни гораздо
больше, нежели принято думать. Советуйте
обращать внимание на множество малых
проявлений, которые обычно даже совсем
не замечают.

П. 40. Агни Йога. Сердце.

ледующим этапом в развитии теорий
руководства и лидерства стала «Ситуационная
теория лидерства»
Френка Фидлера. Согласно этой теории
люди становятся лидерами не только в
силу особенностей своей личности, но и
в силу различных ситуационных факторов
и взаимосвязи между лидером и ситуацией
(взаимоотношения руководителя с
подчиненными, привычность производственной
задачи, четкость ее формулировки и ее
структурированность, должностные
полномочия руководителя). То есть работа
лидера так же зависит от организации,
как она зависит и от личных качеств
лидера. Мы должны научиться не только
тому, как более эффективно подготавливать
лидеров, но и как создавать организационное
окружение, в котором лидер может хорошо
работать.

Проверка этой теории на практике
показала, что там, где создались хорошие
отношения между руководителем, получившим
роль лидера, и членами группы, последние
будут прилагать максимум усилий для
достижения лучших результатов. Таким
образом, стиль наиболее эффективного
руководства и лидерства зависит от
ситуации.

Еще одной разновидностью
ситуационных теорий руководства и
лидерства является теория Т. Митчела и
Р. Хауса «Путь — цель».
В соответствии с этой теорией лидеры
должны применять такой стиль руководства,
который в большей степени отвечал бы
конкретной управленческой ситуации.
Эта теория объясняет, каким образом
поведение лидера действует на мотивацию
подчиненных, на производительность их
труда и удовлетворенность. Исполнители
будут стремиться к достижению целей
организации, если получат от этого
какую-то личную выгоду.

К ситуационным относится
и «Теория жизненного
цикла
» П. Херси и К.
Бланшара. Согласно этой теории
эффективность стиля лидерства зависит
от «зрелости» исполнителей (не в отношении
возраста), т.е способности нести
ответственность за свое поведение, и
желания достигнуть поставленной цели.
В зависимости от задач лидер может
оценить уровень зрелости исполнителей
или группы по тому, как выполняется сама
задача, реализуется ответственность и
оценивается стремление к достижению.

Теория американских ученых В. Вруума и
Ф. Йеттона говорит о зависимости
эффективности руководства и лидерства
от процесса принятия решения самим
руководителем (см. тему «Психология
принятия решения»).

Отражением всех теорий являются
«многомерные» стили управления,
представляющие собой комплекс
взаимодополняющих, переплетающихся
подходов, каждый из которых независим
от других, поэтому может реализовываться
наряду с ними.

Авторы теорий руководства и лидерства
выделили различные стили лидерства
(руководства). Первое употребление
терминологии стилей руководства и
лидерства было заимствовано К. Левиным
из сферы государственного управления.
Стиль руководства (лидерства) —
совокупность, применяемых руководителем
методов воздействия на подчиненных, а
также форма (манера, характер) исполнения
этих методов. Они отражают смысл
взаимоотношений руководителей с
подчиненными. Позднее эти стили стали
обозначаться:

  • авторитарный-директивный
    — высокая степень единоличной власти
    руководителя, нет делегирования
    полномочий;

  • демократический-коллегиальный
    — разделение власти и участие работников
    в управлении, ответственность не
    концентрируется, а распределяется;

  • анархический-попустительский
    (либеральный»
    нейтральный) — минимальное участие
    руководителя, группа имеет полную
    свободу принимать решения.

Стили руководства отличаются по многим
параметрам: характеру принятия решений,
степени делегирования полномочий,
способу контроля, набору используемых
санкций и т.д.

Главное различие между ними —
предпочитаемые методы управления.

Стиль руководства

Методы управления

Авторитарный

Демократический

Анархический

Командные методы

Договорные и социально-психологические
методы

Бессистемность в выборе
методов

Т. Н. Лобанова и Я. В. Михайлов сопоставляют
характерные черты авторитарного и
демократического стилей руководства:

Авторитарный стиль

Демократический стиль

— преимущественное
использование командных методов
управления;

— упор на социально- психологические
методы управления;

— ориентация на задачу;

— ориентация на, человека;

— централизация полномочий;

— делегирование полномочий;

— единоличность в решениях;

— коллегиальность в
решениях;

— подавление инициативы;

— поощрение инициативы;

— жесткий контроль;

— умеренный контроль;

— минимальное информирование,
малая гласность;

— полное информирование,
широкая гласность;

— предпочтение наказаниям;

— предпочтение поощрениям;

— нетерпимость к критике,
устранение неугодных;

— терпимость к критике;

— жесткость, напористость,
порою грубость в общении

— доброжелательность,
вежливость, тактичность в общении

Закономерной связи между эффективностью
работы коллектива и применяемым стилем
руководства не выявлено. Выбор стиля
руководства определяется конкретной
ситуацией (условия деятельности группы,
характер решаемых задач, квалификация
исполнителей, продолжительность
совместной работы) — ситуационные
теории руководства и лидерства.

Применение каждого стиля руководства
имеет место при следующих условиях:

Авторитарный

Демократический

Либеральный

сложная производственная ситуация;

добровольное согласие
персонала на применение данного стиля

стабильный, устоявшийся коллектив;

наличие высококвалифицированных,
инициативных работников;

штатные
ситуации

высокая компетентность и ответственность
персонала;

низкая
квалификация руководителя

Каждый стиль имеет преимущества:

Авторитарный стиль
руководства

Демократический стиль
руководства

Либеральный стиль
руководства

обеспечивает четкость и оперативность
управления; минимизирует время
принятия решений;

создает видимое единство управленческих
действий;

не требует особых
материальных затрат; на вновь создаваемых
предприятиях позволяет быстрее
справиться с трудностями становления

стимулирование инициативы и творческого
потенциала;

более успешное решение нестандартных
задач; эффективное использование
материально-договорных стимулов
труда;

включение психологических
механизмов трудовой мотивации;
удовлетворенность исполнителей
своим трудом; создание благоприятного
психологического климата

свобода творчества
подчиненных; неформальный тип
взаимоотношений в коллективе

Недостатками вышеназванных стилей
являются:

Авторитарный стиль
руководства

Демократический стиль
руководства

Либеральный стиль
руководства

подавление инициативы;

отсутствие действенных стимулов
труда; громоздкая система контроля;

невысокая удовлетворенность
исполнителей результатами своего
труда;

высокая степень зависимости работы
группы от постоянного волевого
прессинга руководителя;

на крупных предприятиях — высокая
степень бюрократизма

необходимость осуществления весомых
материальных затрат; длительность
принятия решений;

возможный низкий уровень ответственности,
дисциплины исполнителей;

отсутствие возможности централизованного
контроля;

переадресование,
перекладывание работы и ответственности

уход от принятия стратегически важных
решений;

предоставление делам возможности
идти своим чередом, самотеком

незначительный

контроль подчиненных;

уклонение от ответственности;

равнодушие к критике;

безразличие
к персоналу;

В соответствии с ситуационными теориями
руководства и лидерства применение
того или иного стиля руководства
определяется производственной ситуацией.
Руководитель должен уметь применять
любые стили руководства, что порой
невозможно в силу психологических
причин. Каждый человек имеет личную
предрасположенность к авторитарным,
демократическим или нейтральным формам
поведения в соответствии с типом нервной
системы — типом темперамента. Любой
реальный стиль конкретного руководителя
— комбинация приемов из множества
стилей, но с преобладанием какого-то
одного.

Психологические проблемы
руководства и лидерства, возникающие
при выполнении основных функций
управления.

На каждом этапе деятельности руководителя
возникают психологические проблемы.
Предвидение и решение этих проблем —
обязательный компонент квалификации
любого руководителя. Основные этапы
управленческого процесса определяют
основные функции руководящей деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    30.03.2015971.32 Кб61учебник под ред. А.А.Столяра.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Автор:

Анастасия Морозова

, 05/02/2021 16:06:02
05/02/2021 16:06:02 (1294 просмотр)

Теория черт, Ситуационная теория лидерства, Поведенческий подход к проблемам лидерства, Имплицитная теория лидерства, Синтетическая (системная) теория лидерства, Теория «путь-цель»

Теории исследования лидерства и руководства.

В процессе исследований феномена лидерства, активно развернувшегося в начале XX в., сформировались различные концептуальные системы, теории, каждая из которых рассматривала его под особым углом зрения, соответственно объясняя его происхождение, сущностные особенности, влияние на функционирование социальной группы. Что касается теорий руководства, то таких отдельных теорий не выделяют. В научной практике большую популярность получили исследования стилей руководства. Рассматривая теории управления чаще отождествляют понятие лидерства и руководства, изучая общие теории управления. Теория черт (личностная теория лидерства) Теория черт, концентрируя свое внимание на врожденных качествах лидера, доказывает, что им может быть лицо с определенными личностными качествами (совокупностью определенных психологических черт). Различные исследователи по-своему выделяли эти характеристики, так и не придя к согласию относительно их перечня. В недрах теории черт зародилась харизматическая концепция, согласно которой человек рождается с задатками лидера, лидерство послано отдельным выдающимся личностям как благодать, «харизма» (греч. charisma – дар, милость, Божья благодать). Харизматический лидер пользуется в группе абсолютным доверием, побуждает к преклонению перед собой. [5]

Ситуационная теория лидерства

Не отвергая теории черт, ситуационная теория лидерства считает лидерство продуктом ситуации. Согласно этим представлениям решение задач и общения в различных ситуациях групповой жизни выводит на передний план конкретных индивидов, превосходящих других хотя бы по одному качеству. Поскольку в конкретной ситуации актуально конкретное качество, то лидером становится наделенный ею индивид. Отвергнув утверждение о врожденности качеств, представители этой теории выражали свои убеждения, что конкретная ситуация стимулирует и обеспечивает наиболее полное проявление конкретных черт лидера. Они также доказывали, что человек, став лидером однажды, может снова проявить лидерские способности. Часто вследствие действия стереотипов человек-лидер в одной ситуации иногда рассматривается группой как лидер вообще. Признание лидером в отдельной ситуации, обретенный благодаря этому авторитет является предпосылками избрания индивида на лидерские роли и в следующий раз.

Поведенческий подход к проблемам лидерства

По мнению  представителей поведенческого подхода к проблемам лидерства, лидером становится человек, придерживающийся определенного стиля поведения. Концентрируя внимание на поведении человека, они частенько абсолютизировали один стиль управления, эффективность которого зависела от конкретной ситуации: когда ситуация изменялась, то изменялся и стиль. В рамках этого подхода были исследованы и классифицированы различные стили лидерства. Однако от поведенческого подхода пришлось отказаться и вернуться к ситуационному.

Имплицитная теория лидерства

Существенное влияние на развитие теорий лидерства внесли разработки ученых в области когнитивных процессов. Речь идет об особенностях перцептивной активности людей в связи с наличием у них так называемой «имплицитной теории» лидерства – частного случая наиболее общей имплицитной теории личности. Понятие «имплицитная теория личности» описывает склонность людей видеть связь между определенными типами человека и человеческими чертами. Итак рассматривая  «Имплицитную теорию» лидерства, можно охарактеризовать ее свойством людей воспринимать в группах как лидеров в той мере, в какой их характеристики (например интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представителям других лидеров. Было доказано, что люди действительно формируют некоторые общие представления о лидерстве, которые обычно используют для оценки лидерского потенциала незнакомцев. Синтетическая (системная) теория лидерства. strong>

Синтетическая теория лидерства сформировалась на основе обобщения наработок в рамках предыдущих подходов. Лидерство она истолковывает как процесс организации межличностных отношений в группе, считая лидером субъекта управления этим процессом. Представители этой теории существенное внимание обращают при этом на структуру личности лидера, продолжительность существования группы и т.д. Собственно феномен лидерства анализируется как продукт совместной групповой деятельности при решении конкретной задачи, когда индивиды могут выявить свою способность организовать группу для решения групповой проблемы. Итак, совместная деятельность (актуальность цели, широта задач, разнообразие условий для их решения и др.) способствует возникновению и формированию лидерства, появлению конкретного лидера. Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется именно в координатах этой теории [5].

Теория «путь-цель»

В настоящее время достаточно распространенной стала так называемая теория «путь-цель». Она представляет собой ситуационную модель, главные элементы которой взяты из мотивационной теории ожидания. Сущность теории «путь-цель» состоит в том, что работа руководителя в первую очередь заключается в поддержке своих подчиненных в достижениях их целей; руководитель должен указывать направление или помогать подчиненным для того, чтобы гарантировать соответствие их личных целей общим целям группы или организации. Эта теория основана на утверждении, что эффективный руководитель определяет путь, по которому должны идти его подчиненные, чтобы правильно и эффективно выполнять работу и достигать намеченных целей, облегчая им прохождение этого пути.

Статья уже набрала 0 лайков

Аннотация
В статье рассматриваются классические и современные теории в рамках поведенческого подхода к изучению лидерства. Обсуждается понятие стиля поведения лидера и приводятся различные классификации лидерский стилей.

Abstract
The article considers classical and modern theories within behavioral approach to the study of leadership. Discusses the concept and leader behaviour style and different classifications of leadership styles are given in the article.

Библиографическая ссылка на статью:
Авдеев П.С. Обзор теорий в рамках поведенческого подхода к исследованию лидерства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6566 (дата обращения: 10.05.2023).

В 1950-х гг. был создан поведенческий подход в изучении лидерства, который базируется на попытке преодолеть главный недостаток теорий лидерских черт – невозможность целенаправленного обучения лидерству. Если теория черт постулировала врожденный характер лидерских качеств, и, соответственно, уникальность самого лидера, то поведенческий подход, основанный на бихевиоризме, постулировал, что лидерство является простым набором поведенческих проявлений. А если мы заменяем личностные качества, т.е. характеристики, которые нельзя наблюдать непосредственно, на поведенческие проявления, которые являются объективно наблюдаемыми событиями, то ничто не помешает нам изучить тот или иной поведенческий акт и передать его в качестве навыка другому человеку. Так поведенческий подход доказывал, что лидерству можно обучить, а поведенческие проявления лидера, которым можно было обучать, были названы поведенческим или лидерским стилем. Причем исследователи, в рамках данного подхода, считали, что из всех видов и способов поведения лидеров можно отобрать самые лучшие и соответственно, смоделировать самый эффективный лидерский стиль.

Понятие лидерского стиля

Понимание стиля поведения, которое мы описали выше не является едиснтвенным. Напротив, существует большое количество взглядов на трактовку данного вопроса, в частности стиль лидерства может пониматься как:

  1. Комплекс систематически используемых методов принятия решения (И. П. Волков, А. Л. Журавлев, А. А. Русалинова и др.).
  2. Совокупность устойчивых методов и приемов воздействия на подчиненных, то есть стиль общения (Майкл Мескон (Michael Mescon)).
  3. Личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных способов деятельности (Д. П. Кайдалов и Е. И. Сулименко; Д. М. Каунд (D. M. Cound)).
  4. Совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным (Дж. Перселл (J. Purcell).
  5. Ориентация на производственные задачи, либо на отношения в коллективе (Ф. Фидлер (F. Fiedler)).
  6. Представления о человеческой природе как таковой (Д. МакГрегор (D. МасGregor)).

Обзор классических теорий в рамках поведенческого подхода к изучению лидерства

Хотя данную идею лидерского стиля и можно было назвать грандиозной, так как она открывала большое количество возможностей и огромный простор для исследований, ведь, если подумать, ранее единственным способом добиться эффективного лидерство, был, либо отбор людей с помощью личностных тестов и отсеивание неспособных к лидерству, либо вообще пускание всего на самотек (лидер и сам себя проявит), то, с появлением данного подхода, появилась возможность воспитывать лидеров на нужных для того местах. Однако, с открытием новых возможностей открылись и новые фундаментальные проблемы, такие как создание критериев моделирования, а также выбор объекта моделирования, т.е. перед тем как моделировать лидерство, необходимо понять, что оно из себя представляет, какие из поведенческих проявлений данного субъекта являются лидерскими, а какие нет. В итоге, все свелось к моделированию рационального взаимодействия с подчинёнными и созданию теорий руководства, но не лидерства в социально-психологическом понимании этого слова.

Одно из самых ранних исследований стиля лидерства провел Р.М. Стогдил (R.M. Stogdill)[1], когда было обнаружено три стиля у лидеров-дошкольников:

  1. инструментальный (вовлекающий других в конструктивные игры);
  2. социальный (нацеленный на сотрудничество);
  3. гангстерский (лидер добивался личных целей с помощью силы и подчеркнутого неуважения к другим).

Левином (Lewin), Липпиттом (Lippitt) и Уайтом (White)[2], были исследованы либеральный, демократический и авторитарный стили руководства.

  1. Авторитарный лидер принимает все решения и не позволяет подчиненным влиять на этот процесс, для руководителя безразличны их потребности.
  2. Демократичный лидер консультируется с подчиненными при решении различных вопросов и позволяет им влиять на процесс принятия решений; при этом стиле поощряется инициатива, исходящая от подчинённых, а общение с ними происходит на равных.
  3. Либеральный лидер позволяет подчиненным иметь полную автономию, редко их контролируя, предоставляя им возможность принимать тактические решения; при таком подходе подчиненные устанавливают свои собственные цели и работают над их достижением, в то время как руководитель не выходит из своего кабинета.

Следует отметить, что в последнее время либеральный стиль вообще не рассматривается как практическое указание к действию. Он, скорее, воспринимается как полный отказ руководителя от управления людьми.

Хотя этот эксперимент вовсе не был исследованием лидерства в организациях (выделенные стили были результатом наблюдений за детьми и их воспитателями), но намек на организационное лидерство привлек внимание многих исследователей организационной психологии, и теперь этот эксперимент считается классическим в данной отрасли.

Позже, многие исследователи разрабатывали проблему стилей руководства на основе классификации Левина.

Одним из таких исследователей был Ренсис Лайкерт (R. Likert). Вместе с коллегами и Мичиганского университета, он проводил исследования, в которых сравнивались группы с высокой производительностью и группы с низкой производительностью труда[3]. В результате исследований, они пришли к выводу, что разница в производительности вызвана стилем руководства. В соответствии с тем, концентрируется ли руководитель на работе или же на подчиненном, было выделено четыре лидерских стиля.

  1. Эксплуататорско-авторитарный стиль (система 1). Отсутствует доверие к подчинённым. Мотивация основана на наказании, угрозах и случайных поощрениях. Поток информации направляется сверху вниз, а та информация, что приходит от подчинённых неточна и искажена. Решения принимаются без учета мнений подчиненных.
  2. Благосклонно-авторитарный (система 2).  Руководители поддерживают авторитарные отношения со своими подчиненными, но разрешают им ограниченно участвовать в принятии решений. Подчиненные посвящены в дела организации. Система поощрений более развита, лучше организован поток информации. А отношение руководителя к подчиненных скорее патерналистское нежели деспотичное. Возможно использование идей подчиненных.
  3. Консультативно-демократический (система 3). Руководитель проявляет доверие к подчиненным. Общение происходит в двустороннем порядке. Стратегические решения принимаются наверху, но многие тактические решения могут приниматься подчиненными.
  4. Стиль, основанный на участии (система 4). Все решения принимаются группой. Руководители полностью доверяют подчиненным.  Взаимоотношения с подчинёнными носят дружеский и доверительный характер. Руководители ориентированы на человека.

В ходе исследования, Лайкерт опросил сотни менеджеров, не только пытаясь проверить свою модель, но и для того чтобы доказать, что самым эффективным стилем является стиль, основанный на участии.

Мущик и Рейманн (Muczyk & Reimann, 1987) утверждали в своей работе[4], что в действительности существуют два измерения: степень, в которой подчиненным позволяет участвовать в принятии решения (авторитарно-демократическое измерение) и степень, в которой руководители указывают подчиненным, как выполнять работу (либерально-директивное измерение). Если эти измерения рассматривать независимо друг от друга, то мы можем описать лидеров как относящихся преимущественно к одному из четырех типов: директивный автократ, либеральный автократ, директивный демократ, либеральный демократ.

Еще одну классификацию, схожую с классификацией Левина, предложил Дуглас Макгрегор (Douglas McGregor) своих теориях Х и У[5].

«Теория X» характеризуется существенной централизацией власти и контролем. Согласно ей: человек ленив, не любит работать; у него отсутствует честолюбие, он избегает ответственности, предпочитая, чтобы им руководили. Соответственно, для мотивации подчиненного необходим авторитарный стиль управления, с использованием методов принуждения и угрозы.

«Теория Y» предполагает: делегирование полномочий; улучшение взаимоотношений в коллективе; учет мотивации исполнителей и их психологических потребностей; обогащение содержания работы. Она базируется на следующих предпосылках: труд– это естественный процесс для человека; человек стремится к ответственности и самоконтролю; он способен к творческим решениям. Соответственно, теория предполагает использование демократического стиля управления с упором на поощрение сотрудника и его инициативы.

В то время как Лайкерт проводил свои исследования в университете Мичигана, Ральф Стогдилл возглавил исследования в государственном университете Огайо.

Именно там, начиная с 1945 г., группа ученых выявила ошибку в концепции разделения лидеров на тех, кто сосредоточен или на работе, или на человеке. Их главной находкой стало то, что люди могут сочетать и ориентацию на работу, и ориентацию на человека.

Они разработали систему, в которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным.

Структура подразумевает, что руководитель планирует и организует деятельность группы и взаимоотношения с ней. Сюда могут входить следующие типы поведения лидера: распределяет роли между подчиненными; расписывает задания и объясняет требования к их выполнению; планирует и составляет графики работ; разрабатывает подходы к выполнению работ; передает свое беспокойство о выполнении задания.

Внимание к подчиненным подразумевает влияние на людей, путем апелляции к потребностям высшего уровня, выстраивания взаимоотношений на основе доверия и уважения. Здесь может проявляться такое поведение руководителя, как: участвует в двустороннем общении; допускает участие подчиненных в принятии решений; общается в доброжелательной манере; дает возможность подчиненным удовлетворить свои потребности, связанные с работой.

Развитие вышеописанный подход получил в модели Роберта Блейка (Robert Blake) и Джейн Моутон (Jane Mouton), под названием «Решетка лидерства»[6]. Они классифицировали стили лидерства по критерия заботы о человеке и заботы о производстве. Каждый из критериев представляет собой шкалу от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими критериями, т.е. пересечением двух значений на оси координат, поэтому и стили лидерства нумеруются в соответствии со значением, полученным на шкалах:

1.1. Примитивное руководство. От руководителя требуется минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Руководитель холодно относится как к подчиненным, так и к процессу производства. Он считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи эксперта. Такое ведение дел помогает избежать конфликтов, неурядиц, создает благоприятные условия для работы самого руководителя. Но, как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером.

1.9 Социальное руководство. Руководитель сосредоточивается на взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности производства. Особое внимание уделяется потребностям подчиненных. Такие управленцы видят основу успеха в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Подчиненные любят такого руководителя и готовы поддержать его в трудную минуту. Однако, излишняя доверчивость часто ведет к принятию лидером непродуманных решений, за счет чего страдает производство.

9.1 Авторитарное руководство. Руководитель направляет все внимание на эффективность работы, при этом отказываясь от социальной деятельности, ведь она, по его мнению, является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Такой лидер считает, что качество решений не зависит от степени участия подчиненных. Положительными чертами стиля являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант и интеллект руководителя. Однако, такой управленец часто пытается держать слишком большую дистанцию с подчиненными, из-за чего пропадает взаимопонимание, а дисциплина устанавливается лишь на удовлетворительном уровне.

5.5. Производственно-командное управление. Здесь достигается приемлемое качество выполнения заданий, за счет баланса между эффективностью и взаимоотношениями в коллективе. Такой менеджер считает компромисс лучшим решением. Решения должны приниматься руководителем, но при участии подчиненных. Положительными чертами стиля являются: постоянство, заинтересованность в успехе различных начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, конкурентоспособность фирм с таким стилем иногда оставляет желать лучшего, как и некоторые стороны жизни коллектива.

9.9. Командное лидерство. За счет внимания к подчиненным и упора на эффективность, руководитель добивается приобщения подчиненных к целям организации, обеспечивая высокий моральный настрой и производительность. Причем наилучшим способом увеличения производительности считается активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность работающих и учесть нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.

Авторы постулировали, что самым эффективным стилем было поведение руководителя в позиции 9.9 и считали, что профессиональная подготовка позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым повышая эффективность работы.

Современные классификации стилей лидерства

Среди современных подходов, можно назвать классификацию стилей лидерства И. Ниномийя (J. S. Ninomiya, 1988), выделившего следующие модели поведения руководителя.

  1. Патриарх. Полностью контролирует все аспекты деятельности подчиненных, от которых требуется безоговорочная исполнительность. Подчиненные не привлекаются к подготовке решений.
  2. Птица страус. Ориентируется на свой статус, стремится избежать конфликтов, боится различий во мнениях. Для руководителя характерен высокий уровень компетенции; вместе с тем он более подходит на роль ассистента, поскольку ему не хватает инициативы и гибкости.
  3. Индивидуалист. Стремится все сделать сам; подчиненные обычно лишены всякой инициативы, быстро теряют интерес к делу.
  4. Педант. Все желает знать в деталях, выступает против коллективного принятия решений, никому не доверяет.
  5. Политик. Не показывает, что имеет собственное мнение, хорошо чувствует атмосферу.
  6. Посредник. Знает людей, коммуникабелен, сторонник группового принятия решений и совместного творчества. Склонен к компромиссам, не способен проявить волю.
  7. Прилежный бобер. Сам готовит план деятельности для себя и других, успех деятельности оценивает по чисто формальным показателям. Не ориентирован на высокий результат. Главное для него — сам процесс работы.

М. Джеймс (М. James) разработал классификацию отрицательных типов лидеров:

  1. Излишне критически настроенный руководитель. Считает, что добиться результатов от подчиненных можно только постоянно выказывая недовольство. Избыточной критикой подрывается вера людей в свои возможности, нарушаются взаимоотношения, слабеет доверие и растет недовольство.
  2. Излишне «патерналистски» настроенный руководитель. Оберегает подчиненных от затруднений, подавляет развитие деловых качеств, снимая с них ответственность.
  3. Непоследовательный руководитель. Часто меняет свои решения или, вопреки ранее высказанным требованиям, заставляет их отчитываться за такие результаты, достижение которых не предусматривалось.
  4. Уклоняющийся от непосредственного руководства. Стремится переложить полномочия и ответственность на подчиненных.
  5. «Сверхорганизованный» руководитель. Для него единственной ценностью является выполнение работы в соответствии с установленными стандартами. Все силы отдаются регламентированию работы, поэтому у руководителя не остается времени на ее реализацию. Стиль формирует у подчиненных безразличие к работе, хотя сами руководители относятся к ним дружественно и оказывают поддержку.
  6. Руководитель, стремящийся охватить все вопросы. Создает атмосферу беспокойства, порождает у подчиненных чувство неуверенности и напряженности, вызванное постоянной готовностью к неожиданным требованиям.

Исследование стилей лидерства в России

Свою классификацию стилей лидерства создал отечественный психолог А.А. Ершов, выделив ориентации руководителя: на дело; на психологический климат; на себя; на официальную субординацию[7].

При этом, конкретный лидер может не ограничиваться одним стилем, а использовать, в зависимости от ситуации, все четыре. Выделение же ориентации на себя или на официальную субординацию в ситуации, когда менеджер принимает решение, более точно отражает реальность чем некоторые зарубежные классификации.

Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов предлагают пять стилей руководства: дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий и проблемно-организующий[8]. Каждый из них соответствующим образом характеризует, по мнению авторов, личность руководителя и организационные принципы его работы с людьми.

А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин выделяют семь основных стилей руководства: директивный, коллегиальный, либеральный, директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный и смешанный.

Критика поведенческого подхода

Основные моменты критики поведенческого подхода будут перечислены ниже.

Проблема причинной связи. Поведенческий подход, в большинстве своем, основывается на предположении, что стиль лидера влияет на производительность или мотивацию сотрудников. Но, при этом, большинство исследований стилей лидерства проведено методом поперечных срезов: данные о стиле лидерства и зависимой переменной (результативность, удовлетворенность), собираются одновременно, и затем между ними устанавливаются корреляции. Но корреляция переменных еще не значит, что между ними существует причинная связь. Поэтому нельзя утверждать, что стиль лидерства определяет продуктивность работы, а причинная связь может быть установлена только в лонгитюдных исследованиях.

Грин (Greene, 1975) является автором одного из таких исследований. В частности, он делал замеры эффекта поведения лидера четыре раза с интервалом в один месяц. Результаты показали, что у лидеров, которые были внимательны к своим подчиненным, последние испытывали большую удовлетворенность, а их продуктивность влияла на поведение лидера, т.е. плохая работа подчиненных заставляла лидера прибегать к структурирующему стилю. Результаты исследования позволили сделать вывод, что это продуктивность влияет на стиль лидерства, а не наоборот, как считалось раннее.

Проблема группы проявляется в том, что большинство данных, собранных в рамках поведенческого подхода — это усредненные ответы отдельных сотрудников, в то время как сам феномен лидерства предполагает изучение отношений между лидером и группой. В результате исследователи отказывается от признания того, что лидер с отдельными членами группы может вести себя по-разному. Часть исследований показала, что индивидуальные ответы подученных могут лучше предсказать их удовлетворенность и понимание ими своей роли (Katerberg & Horn, 1981).

Неформальное лидерство. Практически все, широко распространённые зарубежные исследования лидерских стилей игнорируют проблему неформального лидерства. Однако, сотрудники часто признают своим лидером человека, который не является руководителем. Поэтому такие исследования могут быть сосредоточены «не на том» объекте моделирования.

  Отсутствие анализа ситуации. Основной недостаток подхода заключается в отсутствии учета ситуационных факторов. Существует множество таких переменных среды, которые влияют на выбор стиля лидерства, например, знания; структура организации, характеристики подчиненных и многое другое. Более того, сама эффективность того или иного стиля может зависит от ситуации, т.е. мы не можем сказать, что самым эффективным является демократический стиль руководства, мы можем говорить только то, что данный стиль является предпочтительным в данной ситуации, а, например, авторитарный стиль, также будет является эффективным, но уже в другой ситуации.

К вышерассмотренным проблемам можно добавить еще несколько.

Отсутствие анализа личностных черт.  Несмотря на то, что поведенческий подход стал, в свое время, революционным по отношению к теории личностных черт, это не значит, что он полностью исключил правильность последнего. Исследователи рассматривают поведение лидера, как что-то изолированное, не зависящее от его личностных качеств. Но на самом деле, эти две вещи разделять нельзя, особенно если мы говорим о неформальном лидерстве. То, насколько человек будет способен проявлять то или иное поведение зависит именно от его личностных качеств. Например, интроверту будет намного сложнее осуществлять общение с людьми, чем экстраверту, вне зависимости от предшествующего обучения. Конечно, когда речь идет только о формальном взаимодействии, данный просчет дает о себе знать не так сильно, но когда мы рассматриваем лидерство как социально-психологический феном, когда мы включаем в лидерский стиль намного больше параметров и неформальных способов взаимодействие, данный недостаток сразу бросается в глаза.

Отсутствие ясных критериев. Проблема состоит еще и в том, что сам термин «поведение» недостаточно понятен. Может это лишь совокупность мышечных сокращений, а может и внутренняя (когнитивная и эмоциональная) работа субъекта. Если в первом случае поведение моделируется легко, и мы просто копируем его, то идеальных критериев для моделирования внутренней работы не придумал еще никто, хотя стоит отметить, что представители НЛП и Нейропсихологии добились в этом плане неплохих успехов.

Остановимся на самой важной, по мнению автора, проблеме – это отсутствие причинной связи или, проще говоря, непонимание объекта моделирование. На данный момент создано большое количество поведенческих моделей лидерства, но то, что в них смоделировано так и остается загадкой. Точнее говоря, большинство из этих моделей созданы, чтобы описать рациональные способы взаимодействия руководителя и подчинённого, но не более того.  Если же мы понимаем лидерство, как способность создать внутреннюю мотивации в человеке к той или иной деятельности, а именно так его и следует понимать, то практически ни одна поведенческая концепция не объясняет этот процесс. Именно поэтому в российской литературе мы наблюдаем такое жесткое разделение понятий «руководство» и «лидерство», которое дает возможность добиваться российским авторам больших успехов в изучении данной сферы.

В любом случае, из-за вышеперечисленных недостатков, поведенческий подход перестал быть таким актуальным, а на замену ему пришли системный подход и ситуационные теории лидерства.

Библиографический список

  1. Stogdill R. Handbook of leadership: a survey of theory and research. — N.Y.: The Free Press, 1974
  2. Lewin Kurt; Lippitt Ronald; White Ralph. “Patterns of aggressive behavior in experimentally created social climates” // Journal of Social Psychology. 1939. pp. 271–301.
  3. Likert R. New patterns of management. —  New York: McGraw-Hill, 1961.
  4. Muczyk J.P., Reimann B.C. MBO as a Complement to Effective Leadership//The Academy of Management Executive. 1989. – No. 3, pp. 131-138.
  5. McGregor D. The Human Side of Enterprise. —  N.Y.: McGraw-Hill, 1960.
  6. Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы руководства. – К.: Наук. думка, 1992 — с.155-162.
  7. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.:  Питер, 2006. — с. 417.
  8. Волков И.П., Захаров А.И., Ерещян О.Л., Тимофеев Ю. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса. // Руководство и лидерство.  — Л.: ЛГУ, 1979.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Павел Авдеев»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации спирометра
  • Свитч фунгицид инструкция по применению для огурцов
  • Инструкция по эксплуатации вольво хс60 2019
  • Кредо фунгицид инструкция по применению цена
  • Руководство видео autocad