Теория коллектива педагогическое руководство коллективом

Коллектив непрерывно
меняется, потому что непрерывно меняются
люди, его образующие. Изменяется и
характер влия­ния коллектива на
личность. В учебно-воспитательных
коллективах процессы изменений
развиваются достаточно интенсивно и
быстро. Существует одно, важное
обстоятельство — процесс развития
коллектива не стихий­ный, а педагогически
управляемый. Эффективность управле­ния
зависит от того, в какой мере изучены
закономерности развития коллектива,
насколько правильно воспитатель
определяет ситуацию и подбирает
адекватные методы педагогического
воздействия.

Управление педагогом
коллективом бу­дет тем эффективнее,
чем полнее учитываются особенности
коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом
осуществляется как два взаимосвя­занных
и взаимообусловленных процесса:

  • сбора информа­ции
    об ученическом коллективе и входящих
    в него школьни­ках;

  • организации
    адекватных его состоянию воздействий,
    имеющих целью совершенствовать сам
    коллектив и оптимизи­ровать влияние
    его на личность каждого отдельного
    ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие
оптимизации управленческих воздействий
педагога — интеграция оказываемых на
коллектив воспитательных воздей­ствий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:

1) использова­ния
комплекса педагогических воздействий
на коллектив;

2) постоянной и
многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;

3) создания таких
ситуа­ций в жизни коллектива, которые
способствуют положи­тельному влиянию
на отдельных ее членов;

4) расширения
функ­ций ученического самоуправления;

5) объединения
усилий всех, кто участвует в работе с
коллективом.

В практике
педагогического руководства коллективом
необходимо соблюдать следующие важные
правила:

1. Сочетать
педагогическое руководство со стремлением
учеников к самостоятельности,
независимо­сти, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не коман­довать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогичес­кое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели,
задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребя­та, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив —
динамическая система, он постоянно
изме­няется, развивается, крепнет.
Поэтому педагогическое руковод­ство
также не может оставаться неизменным.
Педагог, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его раз­вития,
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллекти­ва вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
педагог добивается лишь тогда, когда
он опирается на весь педагогический
коллектив, работающих с данной группой,
включает коллектив в общешкольную
деятельность и сотрудниче­ство с
другими коллективами, держит тесную и
постоянную связь с семьями воспитанников.

4. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объ­екта педагогического
управления. Им становится требующая
квалифицированной педагогической
помощи развивающаяся личность. Приоритет
ценностей форми­рует учитель — какие
образцы он предлагает своим воспитанни­кам,
такие качества у тех формируются.

5. Показатель
правильного руководства — наличие в
кол­лективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни группы. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не мо­жет,
опыт товарища, коллективное мнение
должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.

6. Демократизация
воспитания не означает упразднения
контроля за выполнением членами
коллектива своих обязан­ностей.
Система педагогического контроля
направляется на все более высокий
уровень развития коллектива и каждого
ученика (по вертикали), а конкретно
осуществляют контроль и само­контроль
в первичном коллективе (по горизонтали).

7. Управление
межличностными отношениями требует
такой организации коллективного
взаимодействия, при котором персональные,
партнерские и мотивационные отношения
между членами кол­лектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого непросто
— избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Задача педагога — учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесен­ные
обиды.

8. Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений —
неадекватность выпол­няемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае воспитанник
фактически выпадает из системы
коллективных отношений. В разработке
индивидуальных поручений следует идти
не только от потреб­ностей коллектива,
но и от возможностей и интересов самих
школьников. Тогда положение каждого в
системе коллектив­ных отношений
окажется наиболее благоприятным.

9. Существует
необходимость активного вмешательства
педагога в систему сти­хийно
складывающихся в коллективе отношений.
Для того чтобы руководство этим процессом
было эффективным, необ­ходимо
контролировать факторы, влияющие на
положение воспитанника в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общи­тельность,
оптимизм, внешняя привлекательность и
т. д.); чер­ты, характеризующие его
нравственный облик (внимательное
отношение к товарищам, справедливость
и т. д.); физические данные (сила, красота,
ловкость и т. п.).

10. Положение ученика
и коллективе зависит от норм и стандартов
коллективных отношений, ценностных
ориентаций группы. Один и тот же ученик
в одном коллек­тиве может оказаться
в благоприятном, а в другом коллективе
— в небла­гоприятном положении.
Необходимо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот кол­лектив, где они
могут получить более высокий статус.

11. На положение
школьника весьма ощутимо влияет
изме­нение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Постоянная забо­та об изменении
характера и видов коллективной
деятель­ности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения, является
залогом формирования адекватного
статуса членам коллектива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Урок
34

Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом

Цели:
изучить новый материал

Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме

Личность
и коллектив

Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности.
Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.

В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.

Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны
. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.

Влияние
коллектива на личность.

Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.

БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ

          

По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:

1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;

2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.

Влияние
личности на коллектив.

Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.

Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.

Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.

Педагогическое
руководство детским коллективом

Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.

К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.

Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.

Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.

Главная
деятельность – учебная

– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.

Главный
закон воспитания
:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.

Вторым
важным условием развития коллектива детей
, школьников является самодеятельность,
активность детей
.

 Самоуправление
школьников
– форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.

Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр
.

Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.

Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.

В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества:
в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.

К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов
.

 Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.

Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.

Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.

Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.

Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.

 К
ним относятся:
праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.

Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.

Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:

1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;

2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.

В
практике педагогического управления коллективом школьников
необходимо соблюдать ряд требований
(правил):

1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;

2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;

3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;

4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;

5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;

6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);

7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;

8)
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;

9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.

Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»

ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:

Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности

Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности
классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;

— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;

— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;

— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;

— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;

— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;

— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.

Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.

К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся
: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся
. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//

Источники:

1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695

2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа:
https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html

3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.

4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.

5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Для Антона Семеновича Макаренко работа в колонии имениА.М. Горького и в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, в которых он проработал в течении 16 лет, стала местом, которое сыграло важную роль в формировании его педагогического опыта.

По поручению Полтавского губернского отдела народного образования в 1920 году А. С. Макаренко надлежало организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. В результате проделанных работ советский союз получил честных, трудящихся, дисциплинированных и добропорядочных советских граждан.

При формировании коллектива воспитанников, а также да после его формирования, педагогу пришлось приложить не мало усилий, что бы доказать то, что малолетние преступники ничем не отличаются от обычных детей, разве только тем, что у них изломанна судьба.

Для воспитаня в человеке лучших, более сильных и более интересноных качеств, Макаренко использовал важнейший принцип его педагогической системы – социальный гуманизм.

Антон Семенович Макаренко разработал теорию коллектива. Он писал:

«Коллектив – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения» [1].

Видя в каждом человеке индивидуальность, Антон Семенович считал, что личность человека может развиваться только в обществе. Главным вопросом советской педагогики было воспитание молодого поколения в духе коллективизма – советский человек немыслим вне общества.

Новая система воспитания А. С. Макаренко сделала прорыв в решении задачи воспитания человека и гражданина. Основная идея системы воспитания – воспитание человека происходит в коллективе и через те взаимодействия, в которые включается человек, работая в коллективе.

Конечно же, общность людей – группа воспитанников не сразу превращается ви коллектив

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов):

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Педагог стремиться сформировать коллектив т.е. социально-психологическую общность.

Вторая стадия – стабилизация коллектива. Коллектив учится самоорганизации и саморегуляции.

Третья стадия – расцвет коллектива. Товарищи имеют к себе больше требований нежели к остальным, имеют устойчивые взгляды, суждения. В таком коллективе может сформироваться здоровая личность. Основные первые признаки, индикаторы того, что уже группа является коллективом – наличие общего опыта у его участников, одинаковые оценки событий.

Четвёртая стадия – этап движения. Появляется потребность в выполнении нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Основная функция, которую выполняет коллектив – воспитывающая. Решая задачи достижения социально значимых целей, члены коллектива включаются в деятельность, которая позволяет создать условия для самоактуализации личности. В связи с этим в современный период развитие коллектива – важная задача в осуществлении воспитательной работы.

Однако условия для создания коллектива – организация совместной деятельности по достижению общественно значимых целей, с опорой на общие ценностные ориентации – задача не простая. Поиск социально значимых целей связан с формированием системы ценностей. Если в учебной группе есть общее в ценностных ориентациях обучающихся, поиск социально значимых целей осуществляется легче.

Коллектив – это своеобразная общность сверстников. «Нельзя представить себе коллектив, – писал А.С. Макаренко, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [43, с.298].

В современный период в образовательных организациях, в которых обучаются подростки и молодежь (в основном – среднее профессиональное и высшее образование), а также на предприятиях функционирует такая общность людей, как команда.

Рассмотрим основные функции и свойства команды как общности людей.

Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.

С.С. Фролов выделяет признаки команды [3]. Рассмотрим их:

команда состоит из двух человек или более;

члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей;

команда имеет свои индивидуальные качества, отличающие ее деятельность и поведение лт других общностей людей; индивидуальные качества команды не совпадают с индивидуальными качествами ее членов;

для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее – с другими командами и группами;

команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач;

команда периодически анализирует свою деятельность и оценивает свою эффективность.

Большинство исследователей отмечают четыре ключевых признака команды: сотрудничество; неодинаковость задач, решаемых разными членами команды; ответственность за всю работу в целом; анализ того, что сделано.

Обычно цели, стоящие перед командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу существующих ограничений по времени и ресурсам, а также из-за невозможности овладеть одному члену команды всеми необходимыми знаниями и умениями. Данное положение наглядно подтверждают примеры спортивных команд и оркестров [3]. Можно утверждать, что выполнять проекты, требующие глубоких знаний, компетентности, предпочтительнее командой. Это позволяет распределить задачи между ее членами, что дает возможность, решить задачу в установленные жесткие сроки.

На практике часто смешивают понятия «группы» и «команды». Между ними имеются весьма существенные различия. В команде происходит усиление синергетического эффекта. В малых социальных группах он присутствует, но проявляется незначительно. Кроме того, в командах в значительно большей форме проявляются внутренняя взаимопривязанность, сотрудничество, преданность, навыки межличностного общения, согласованность, доверие; легче разрешаются конфликты; проще находится консенсус [4].

Существуют также существенные различия в понятиях «коллектива» и «команды». Коллектив – это социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, на основе общности целей, принципов, сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов.

При коллективной форме организации труда преобладает индивидуальная деятельность каждого человека, сотрудники далеко не всегда разделяют цели организации, не готовы принять коллективное решение. Коллективный труд основан на функционировании различных формальных и неформальных групп. По определению Шоу, группа – «это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на другие и одновременно находится под влиянием других лиц» [4]. Команда же представляет собой психологически и профессионально полноценный коллектив, в котором, как правило, представлены различные роли.

Члены команды, способны взаимообучаться, дополнять друг друга; процесс работы в команде дает синергетический эффект в большинстве случаев, улучшает качество принимаемых решений и результаты труда. Структура команды предполагает ограниченное число участников (7–9 человек) и четкое распределение ролей.

Таким образом, работая в команде, человек оказывается в психологически и профессионально комфортных условиях. В обычных же коллективах индивид вынужден встраиваться в существующую структуру (пирамиду, матрицу и т.д.), в которой отведенная ему должность не всегда соответствует психологическим потребностям, даже если она адекватна профессиональным навыкам. В команде, напротив, у сотрудника есть возможность занять свое место и наиболее полно реализовать потенциал.

Рассматривая далее понятия «группа», «коллектив», «команда», мы не можем не отметить, что это – понятия, имеющие и схожие, и различные черты. Однако их характеристики во многом опираются на теорию коллетива.

Наши рассуждения позволяют сделать следующие выводы. Теория коллектива является чрезвычайно важной составляющей педагогического наследия А.С. Макаренко, значимость которой для развития современного человека переоценить невозможно.

Воспитательные системы, работающие в организациях общего среднего, а также среднего профессионального и высшего образования осуществляют большцю работу по созданию педагогических условий для становления растущего человека в познании, для его социальноого и профессионального становления.

Для решения задач воспитания сегодня, как и почти сто лет назад, важнейшую роль может сыграть коллектив. Воспитательные системы современности работают над созданием и развитием коллектива, решая наитруднейшие задачи по формированию системы ценностных ориентаций у подростков и молодежи.

Однако общность людей под названием «Команда» является тоже чрезвычайно полезной для решения задач воспитания. К тому же, команда может быть меньше по численности, чем коллектив. Она может обладать достаточной мобильностью для решения как учебных задач, так и задач профессиональных. В коллективе может быть несколько команд, занимающихся разными проектами.

Какие бы мы ни решали задачи в воспитательной работе: реализация личностного и индивидуального подходов к обучению и воспитанию, обеспечение условий для самоактуализации личности, создание воспитывающей среды на основе формирования коллектива с оказанием поддержки развитию комндной работы – теория коллектива Антона Семеновича Макаренко по-прежнему является основой для решения самых актуальных задач воспитания.

Список литературы

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] // О воспитании детей в семье: Избранные педагогические сочинения /А. С. Макаренко; под ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1955. С. 197–311.

Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учебник для учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 198 с.

Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – С. 174.

Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – С.723.

Автором завершенной теории коллектива является А. С. Макаренко. Коллективом в системе А. С. Макаренко называется организованная группа, имеющая согласованную с обществом цель деятельности, объединяющая всех ее членов и социально значимая.

По мнению А. С. Макаренко, коллектив состоит из первичных коллективов. Первичным коллективом он называет коллектив, в котором отдельные члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом единстве. По мнению Макаренко, оптимальное количество членов такого коллектива — 8-15 человек.

По словам Макаренко, коллектив проходит три стадии развития.

  1. инициация коллектива. Определяются цели, находится общее дело, формируются формальные и неформальные структуры. На данном этапе коллектив еще не готов определить долгосрочные перспективы своего развития. Организующее влияние на него оказывает достижение краткосрочной перспективы. Учитель держит в руках все нити управления командой, он является организатором и вдохновителем совместной деятельности, предъявляет требования к команде, работает с активной группой, поэтому он не всегда может уделять внимание каждому отдельному члену команды. На этом этапе главной задачей является создание общей коллективной жизненной силы.
  2. коллектив действует как единое целое, приобретается опыт совместной жизни, все члены коллектива участвуют в общей деятельности. С помощью учителя коллектив способен определить перспективы развития и способен морально и добровольно работать над достижением общей цели. Педагог постепенно передает команде лидерские задачи и предлагает помощь и поддержку, когда это необходимо. Неформальная структура постоянно находится в центре внимания педагога. Хороший психологический климат — одно из важнейших условий успешного развития команды на этом этапе.
  3. расцвет коллектива. Коллектив способен организовать себя, регулировать себя, он может определить для себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы. В коллективе складывается общая атмосфера взаимопомощи, взаимоподдержки и доверия. Суть управления принципиально меняется коллективно, учитель по отношению к коллективу и к каждому человеку поднимается на уровень сотрудничества. Личность в группе чувствует себя защищенной, что позволяет раскрыть индивидуальность каждого, при этом каждый чувствует ответственность за команду, за соседа, за себя и может предъявлять требования.

А. Макаренко выделил два закона развития коллектива.

  • закон движения коллектива. Суть закона — в гармонии ближних, средних и дальних индивидуальных и коллективных целей. Для того чтобы коллектив двигался вперед, он должен видеть перспективу — ближнюю, среднюю и дальнюю. По словам Макаренко, в системе перспективных линий заложена идея «радости завтрашнего дня».
  • закон параллельного педагогического действия. Суть этого закона заключается в том, что через коллектив осуществляется влияние на личность, в свою очередь, через развитие личности осуществляется развитие коллектива. Параллельное действие делает студента субъектом активной общественной деятельности и воспитания, создает условия для развития дилетантизма и инициативы. В то же время каждый момент воздействия на личность обязательно должен быть воздействием на коллектив.
Теория коллектива

Стадии развития коллектива

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти сложный путь качественных преобразований. А.С. Макаренко выделяет несколько этапов на этом пути.

Первый этап — формирование коллектива (этап начальной сплоченности). В это время группа выступает прежде всего как цель педагогических усилий учителя, стремящегося к тому, чтобы организационная группа (класс, клуб и т.д.) превратилась в коллектив, то есть в такую социально-психологическую общность, в которой отношения учащихся определяются содержанием их совместной деятельности, их целями, задачами, ценностями. Организатором коллектива является учитель, от него исходят все требования. Первый этап считается завершенным, когда команда отличилась и заработала актив благодаря общим целям, общей деятельности, общей организации.

Второй этап — усиление воздействия активных. Теперь актив не просто поддерживает требования учителей, он предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что идет на пользу коллективным интересам, а что — во вред. Когда активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками учителя. Работа с активистами на этом этапе требует особого внимания со стороны преподавателя.

Второй этап характеризуется стабилизацией структуры коллектива. На этом этапе команда уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив теперь может требовать определенных стандартов поведения от своих членов, и диапазон требований постепенно расширяется. Таким образом, на втором этапе развития коллектив становится инструментом для конкретной тренировки определенных качеств личности.

Главная цель преподавателя на этом этапе — максимальное использование коллективных навыков для решения задач, ради которых была создана команда. Практически только сейчас группа как предмет обучения достигает определенного уровня развития, который позволяет использовать ее специально для индивидуального развития каждого ученика. В общей атмосфере доброжелательного отношения к каждому члену коллектива, высокой степени педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития в человеке социально значимых качеств.

Развитие коллектива на этом этапе связано с преодолением ряда противоречий:

  • Между коллективом и отдельными учениками, которые опережают в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстают от этих требований;
  • между общей и индивидуальной перспективами;
  • между нормами поведения группы и теми, которые спонтанно возникают в классе;
  • между группами студентов с разными ценностными ориентациями и т.д.

Третий и последующие этапы знаменуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах развития. Чтобы проиллюстрировать стадию развития команды на данном этапе, достаточно указать на изменение характера требований, предъявляемых членами команды друг к другу: Больше требований предъявляется к себе, чем к товарищам. Уже одно это говорит о достигнутом уровне образования, об устойчивости взглядов, суждений, привычек. Когда команда достигает этой стадии развития, она формирует целостную, нравственную личность. На этом этапе коллектив становится инструментом для индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковая оценка событий — вот основная и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Законы и принципы организации детского коллектива

Основы теории коллектива были разработаны А. С. Макаренко. Он также предложил систему законов и принципов.

  1. закон развития коллектива. Заключается в том, что в развитии коллектива не должно быть остановки; «застой в развитии означает гибель коллектива», — писал А. С. Макаренко. Он также выделил три основных этапа развития детского коллектива. Из этого закона вытекает важное следствие: там, где нет массовой объединяющей деятельности для членов группы, развитие коллектива не происходит, так может быть, например, в школе, когда учитель сужает взаимодействие между детьми только до учебных предметов.
  2. принцип педагогической целесообразности. Дополняет закон развития и заключается в отборе содержания жизни группы детей, видов деятельности, характера общения, которые должны соответствовать задачам воспитания.
  3. закон параллельного действия («педагогика параллельного действия»). Он основан на следующих положениях:
    1. педагогическая позиция воспитателя максимально скрыта от детей;
    2. влияние на личность осуществляется в основном через группу, ее авторитет и общественное мнение;
    3. Педагог работает в основном с группой или ее основной группой, если она сформирована.
  4. принцип ответственной зависимости. Каждый член группы несет ответственность за действия группы в целом. И наоборот, коллектив несет ответственность за действия и поступки каждого из своих членов.
  5. принцип будущих линий. Это принцип будущего, устремленность вперед, то, что приносит удовлетворение и радость всем членам группы, «радость завтрашнего дня». Она основана на том, что общие эмоции и действия объединяют членов группы. Выделяют три группы перспектив: ближайшие (произойдут в ближайшие часы, дни), средние (произойдут в ближайшие недели и месяцы) и отдаленные (события, ожидаемые через годы). При работе со среднесрочными перспективами наставник использует следующие техники:

Привлечение внимания к перспективе: ее детальная проработка; воспоминание; совместное обсуждение и опыт; равное участие всех членов группы; драматизация; обязательное выполнение того, что обещано.

Для того чтобы этот принцип способствовал развитию коллектива, необходимо использовать перспективы: полезные и моральные; объединяющие детей; основанные на творчестве и личном участии членов группы.

  • принцип активной цели. Принцип заключается в том, что в детской группе должна быть энергичная, активная, «большая» атмосфера. Это соответствует возрасту младших школьников, для которых характерно эмоционально-положительное отношение к происходящему, любопытство и жажда нового.
  • принцип традиций в коллективе. Традиции — это те повторяющиеся элементы в жизни группы, которые отличают ее от других групп. Цель использования традиций в воспитании состоит в том, что они объединяют группу детей на основе общего опыта и действий, создают чувство принадлежности и безопасности для ее членов, а также выражают общественное мнение. Выделяют несколько типов традиций: общешкольные традиции, правила и порядки в классе и повседневные ритуалы группы.

Целью образования является человек, а группа — лишь средство для достижения этой цели. Заботиться о воспитательной силе коллектива — значит заботиться о духовном росте каждого члена коллектива.
В коллективе должны быть сформированы духовные связи, которые станут источником удовлетворения самой человеческой потребности — потребности человека в человеке. Коллектив должен дать каждому ученику перспективу деятельности на благо общества и коллектива. Чтобы сформировать команду, необходим опыт борьбы за достижение общих целей, опыт подчинения личных интересов интересам команды.

Теория коллектива А. С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог первых десятилетий существования Советского Союза, вошел в историю как ученый, значительно обогативший понятие «социальные основы педагогических процессов». Его педагогические поиски касались анализа путей развития человека социалистической формации — коммунара; он определил роль педагогического подхода в этих процессах. А.С. Макаренко, исходя из тезиса о преимущественном воспитании ребенка в широкой социальной среде, пытался понять, какое место занимает педагогический процесс в среде, каковы должны быть его средства, чтобы обеспечить использование потенциала среды для формирования личности коммунара.

Методологические основы теории коллектива. Теория коллектива, разработанная Макаренко с позиций философии диалектического материализма, служит примером системного подхода к изучению социальных основ жизни детского сообщества. В начале разработки своей теории воспитания Макаренко руководствовался диалектико-материалистическими идеями — о сущности личности как совокупности отношений, о деятельности как средстве развития личности. В его теории эти два понятия органически связаны: Деятельность студента в коллективе на благо общества рассматривалась как средство развития личности коммунара, желающего вложить свою энергию в строительство нового общества.

Экспериментальные основы теории коллектива. Теория коллектива возникла в контексте глубокой трансформации всех форм социальной жизни. Соответственно, формирование теории коллектива и проверку ее основных положений жизнью можно рассматривать как уникальный социально-педагогический эксперимент. Подчеркивая принципиальную новизну экспериментальной деятельности, А.С. Макаренко писал: «Прямых ниток в моих руках не было. Старый опыт… не годился для меня, нового опыта не было, книг тоже не было».

Этапы эксперимента

  • Первый этап. Эксперимент развернулся в рамках учебного заведения, ранее называвшегося «Главный детский дом для нравственно дефективных детей № 7» и переименованного воспитателем в колонию имени А.М.Горького. Педагог переименовал его в A. М. Горьковская исправительная колония. Деятельность по созданию первого коллектива, направленная на перевоспитание подростков и молодых людей с опытом криминальной жизни на улице, которая длилась шесть лет, принесла положительные результаты.
  • Второй этап. Сформированные в этот период теоретические положения были проверены на практике в преобразовании детской колонии «Куряж». Контингент колонии состоял из беспризорных правонарушителей в возрасте 14-18 лет, по словам А.С. Макаренко «самый трудный и запущенный детский элемент, запущенный и в воспитании, и в знаниях». За короткое время нужно было радикально изменить жизнь 200 молодых людей — «беспутных, копошащихся в грязи, привыкших к пьянству и сквернословию, отученных от всякого подобия труда и дисциплины». Преобразование колонии было осуществлено благодаря усилиям преподавателей и воспитанников колонии им. Колония имени А.М. Горького. Цель — помочь сверстникам стать достойными гражданами страны, «победить Куряж» — вызвала «страшный подъем и большое напряжение» в коллективе колонии имени А.М. Горького Колония имени Горького. Поставленная задача была решена за короткое время. Примерно через год большинство воспитанников «Куряжа», увлеченные новым образом жизни, пополнили штат колонии имени А.М. Горького. А.М. Горького.
  • Третий этап. Трудовая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского: в этом учреждении жизнь коллектива строилась на вовлечении молодежи в производительный труд, что соответствовало основной ориентации общественного развития на процесс индустриализации. Уникальность этого этапа эксперимента заключалась в том, что точное механическое оборудование было построено при участии студентов. Вовлечение в производительную работу на различных участках конвейера рассматривалось Макаренко как процесс, реализующий двойную цель: производительную и воспитательную.

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

Педагогику интересует формирование коллектива и использование его возможностей для всестороннего развития личности, то есть как инструмент целенаправленного воздействия на личность не прямо, а опосредованно через коллектив.

Главной целью воспитания, по мнению Луначарского, должно быть всестороннее развитие личности, умеющей жить в гармонии с другими, умеющей сотрудничать, связанной с другими симпатией и социальным мышлением. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». В то же время он заявил, что только на основе коллектива можно наиболее полно развить характеристики человеческой личности. При воспитании индивидуальности на основе коллективизма необходимо обеспечить единство личной и общественной ориентации.

Н. Крупская всесторонне объяснила преимущества коллективного воспитания детей и подростков. В многочисленных статьях и лекциях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в плане коллективной деятельности.

Теория коллективного воспитания была воплощена на практике в опыте первых общинных школ. Одну из таких школ на Первой опытной станции народного образования возглавлял С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил эффективность коллектива начальной школы как действенной формы организации учащихся, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых общинных школ оказал большое влияние на становление коллективистской системы образования по всей стране. В сегодняшней педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, который намного опередил образовательную практику того времени.

Особенно важный вклад в развитие теории и практики коллектива внес Макаренко. Он доказал, что ни один метод не может быть выведен из идеи пары «учитель + ученик», но из общей идеи организации школы и коллектива. Он первым всесторонне разработал стройную концепцию педагогического коллектива, проникнутую гуманистическими идеями. Заложенные им педагогические принципы, на которых основывалась организация детского коллектива, предусматривали четкую систему обязанностей и прав, определявших социальное положение каждого члена коллектива. Система перспективных линий, метод параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип публичности и т.д. были направлены на то, чтобы пробудить в людях лучшее, дать им радостное чувство собственного достоинства, защищенности, уверенности в своих силах, сформировать постоянную потребность двигаться вперед.

Идеи Макаренко получили последовательное развитие в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Видя задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности ученика в коллективе, он успешно пытался построить целостный педагогический процесс как единство образования и житейской жизни учеников, активно сотрудничая между коллективом учеников и педагогическим коллективом. В. А. Сухомлинский в основу своей педагогической системы творческого развития личности положил идею направленного развития субъектной позиции у ребенка.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Системы школьного образования в Северной Америке
  2. Основные функции процесса обучения
  3. Личность в современной педагогической науке
  4. Нарушения эмотивной лексики у дошкольников с тнр и пути их коррекции
  5. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
  6. Как писать? Формируем графомоторные навыки
  7. Коллективная творческая деятельность как средство формирования общественной активности личности
  8. Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
  9. Совместная продуктивная деятельность
  10. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Учение А.С.Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив. В.А.Сухомлинский о принципах воспитания коллектива. Роль личности учителя в духовной жизни коллектива.

Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив — часть советского общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Это положение он назвал “ Принципом параллельного действия”. В этом принципе реализуется требование коллектива – “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия” не исключает, однако, применения “принципа индивидуального действия” — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал “закон движения коллектива”. Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал “системой перспективных линий”. “Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных” – писал Макаренко в “Педагогической поэме”.

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь”. Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В “Лекциях о воспитании детей” он говорил: “Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов”.

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

②В.А. Сухомлинский — последователь А.С. Макаренко в оценке коллектива как средства воспитания.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, — говорил А.С. Макаренко,- как традиции».

Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А. Сухомлинский. Для воспитания коллектива нужны как торжественно-праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:

— организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

— нравственно-воспитательная и личностно развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся;

— стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.

В.А. Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

В процессе организации деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требований к учащимся;

— воспитание ученического актива;

— организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.

Для того, чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции.

Роль учителя:

Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Этой цели Сухомлинский неустанно добивался в работе с педагогическим коллективом Павлышской средней школы. Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей.

Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное»

Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет».

Именно в этом В.А. Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • B well med 55 инструкция на русском языке
  • Инструкция по установке фараон lc 100 инструкция
  • Руководство волго вятского банка сбербанка
  • Видеорегистратор car camcorder fhd 1080p инструкция на русском языке
  • Руководство по приготовлению капучино