-
Управление, менеджмент и руководство: сущность понятий
Управление
является более широким понятием, чем
менеджмент. Термин «управление»
справедлив по отношению к любым объектам.
Управлять можно:
автомобилем;
самолетом;
яхтой;
распределением
ресурсов различного вида (электроэнергия,
тепло, финансовые средства, полномочия);
коллективом;
отдельным человеком;
биологическим
объектом (дрессированное животное);
совокупностью
биологических объектов (косяк рыбы,
табун лошадей, стадо коров, отара овец);
развитием
биологических объектов.
Осуществлять
менеджмент можно только по отношению
к чему-то социальному, обладающему
разумом и волей:
отдельному
человеку;
коллективу
— общности людей по признаку единства
деятельности (бригада, цех, отдел,
организация, учебная группа, ученический
класс);
социуму
— общности людей по признаку единства
намерений (компания на отдыхе, пассажиры
самолета, собрание акционеров, митинг,
сельский сход).
Менеджмент
предполагает выполнение определенных
повторяющихся функций для достижения
социальным объектом некоторой цели или
состояния.
Менеджер
осуществляет руководство, т.е. оказывает
влияние на людей для достижения
сформулированной им цели.
Руководство
основано на возможностях и способностях
менеджера влиять на людей.
Разница
между руководством и менеджментом
заключается в том, что менеджмент
включает не только действия по оказанию
влияния
на
людей, но и некоторые другие действия:
планирование, организацию, контроль и
регулирование. Таким образом, руководство
является более узким понятием, чем
менеджмент.
-
Коммуникации в управлении: виды коммуникаций, процесс коммуникаций
Коммуникации
– это
обмен информацией.
Коммуникации
делятся на: внутренние и внешние
(рекламные объявления, объявления
вакансий, деловая переписка и т.д.).
Виды
внутренней коммуникации: 1.
Между уровневые (вертикальные). Восходящие
(снизу-вверх) и нисходящие (с вверху-вниз).
2. Между подразделениями (горизонтальные)
протоколы совещаний, технологические
карты, заявки. 3. Межличностные –
осуществляется между работниками в
процессе труда. 4. Неформальные –
представляют собой различного рода
слухи по поводу грядущих изменений,
перемещений в организации. В большей
степени подвергаются искажению,
осуществляется в неформальной обстановке.
Чем больше уровень управления в
организации, тем больше искажение
информаций.
Основные
элементы коммуникаций: 1.
Отправитель – это лицо, собирающее или
передающее информацию. 2. Сообщение. 3.
Канал связи – это средства передачи
информации (устная или письменная речь,
передаваемая с помощью людей и технических
средств). 4. Получатель – лицо, для
которого предназначена информация.
Этапы
коммуникаций: 1.
Зарождение идеи – это самый главный
этап коммуникации т.к. необходим
тщательный анализ ситуации вокруг этой
цели. Необходимо учесть все факторы
внутренней и внешней среды, их значимость
для коммуникаций. Необходимо тщательно
обдумать что, зачем и каким образом
необходимо осуществить намечаемые в
идеи. 2. Кодирование идеи – составление
сообщения и выбор каналов связи. Для
эффективности рекомендуют использовать
несколько каналов связей. 3. Передача
информации – может осуществляться не
только автором идеи, но и другими лицами
(от руководителя, заместителя, переводчика,
журналист, директор и т.д.). 4. Декодирование
– расшифровка информации ее осмысление
получателем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Когда управленец заявляет: «Какая еще мотивация? Я прикажу, и сотрудники должны это сделать!» — себе он кажется брутальным и суровым, а на деле — просто обедняет палитру своих управленческих инструментов. Приказ — это лишь один, самый простой способ руководства.
Многие путают руководство и управление. И даже не значение слов, а сами процессы.
Управление — это все действия, направленные на достижения цели. Вы управляете компанией, автомобилем, яхтой, жизнью, детьми, диалогом…
Руководство — это прямое воздействие на других людей, подкрепленное полномочиями. Вы руководите отделом, личным водителем, любым коллективом. Руководство — это поставить человеку задачу и цель, и добиться ее выполнения.
Можно управлять коллективом, не руководя?
Так делают теневые лидеры, старейшины в деревне, блогеры-инфлюенсеры и другие авторитетные фигуры.
Можно руководить, не управляя?
Это сержант, передаточное звено между офицером и рядовым.
Руководитель отдела, не имеющий прочих управленческих функций, транслирует подчиненным решения вышестоящего начальства.
К управленческим функциям относится постановка целей, набор персонала, обучение и мотивация, руководство, контроль. Хороший критерий: “чистый” руководитель лишен права увольнять и нанимать сотрудников.
Взять на себя сложные переговоры — это тоже управление. Найти общий язык с другими подразделениями, защитить своих людей от начальственного гнева, сказать вдохновляющую речь, объяснить людям свои планы, узнать и учесть их мнение — это тоже управление.
Технология работы Berner&Stafford направлена на повышение качества управления продажами: оптимизацию процессов, снижение издержек и рост выручки.
Настраиваем систему продаж «под ключ» или помогаем собственникам и топ-менеджерам усилить отдельные элементы: бизнес-процессы, KPI, мотивацию, контроль.
Услуги Berner&Stafford
Бесплатные мероприятия для собственников бизнеса и топ-менеджеров
Аудит бизнеса. Вы получаете информацию о резервах для роста и практические рекомендации по развитию продаж
Бизнесу быть!
14 февраля 2023 | 10:00 – 13:00 | Москва Очная встреча собственников, управляющих и директоров компаний среднего и крупного бизнеса.
Общение, обмен опытом, выступление спикеров и дискуссия.
Продажи, борьба за маржу и развитие бизнеса:
— кросс-функциональные команды;
— центры прибыли и ответственности за план;
— бизнес-процессы и мотивация от прибыли;
— отношения с клиентами – тренды и ожидания.
Персонал:
— эффективность
– как влиять и прогнозировать;
— компетенции –
кого нанимать и как оценивать;
— удаленщики– риски и выигрыши;
— перспективы рынка труда.
Подробнее на странице мероприятия
Организаторы:
Berner&Stafford Управление продажами
КА «Визави Консалт» Топ персонал
Стоимость участия – бесплатно. Для участия нужно зарегистрироваться, дождаться подтверждения заявки организатором.
Не пропустите следующую статью
- Главная
- Организационная психология
- Вопросы к экзамену
->
->
Понятия: организация, управление, руководство. Происхождение термина организация
Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) определяют как:
1) разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе
определенных принципов и правил;
2) внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия
относительно автономных частей системы, обусловленную ее строением;
3) одну из общих функций управления, совокупность процессов и
(или) действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (структурными элементами системы).
Организациями традиционно называют институты, объединяющие
людей для достижения определенных целей. Организации обладают набором следующих родовых признаков:
1) наличие целей существования и развития, внутренней структуры,
особой культуры;
2) постоянное взаимодействие с внешней средой;
3) использование человеческих, натуральных и материальных ресурсов.
Несмотря на большое разнообразие трактовок понятия организации,
его сущность отражают следующие признаки:
организация – это объединение людей, выполняющих специфические функции и роли в ней;
организация создается и существует для достижения общей цели,
объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов;
совместная деятельность для достижения общей цели осуществ-
ляется в различных формах взаимодействия (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.). Эти формы в каждой конкретной организации зависят oт ее целей, видов деятельности, разделения труда и других факторов. Взаимодействие способствует формированию организации как единого целого, имеющего качественно новые свойства, не сводимые к сумме свойств входящих в него частей (синергетический эффект);
организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других организаций. Эти границы определяются видом деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.д. Границы организации закрепляются в документах (устав, учредительный договор, положение).
Комбинация вышеприведенных признаков уникальна для каждой организации и определяет ее специфику. Все эти значения вполне применимы в организационной психологии. Объектом исследований в организационной психологии являются и сама организация в целом, и организационные процессы, и организационные отношения и мн. др. Системообразующим понятием в данном контексте выступает организация как целостное явление.
Организация как разновидность социальных систем основывается на группах людей. Согласно определению М. Мескона, для того чтобы считаться организацией, группа людей должна соответствовать следующим требованиям:
наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
наличие, как минимум, одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;
наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организации, согласно обозначенным выше требованиям, можно условно разделить на два типа:
1) формальные – специально созданные группы людей, деятельность
которых сознательно координируется для достижения общих целей;
2) неформальные – группы, возникающие спонтанно, но в которых
люди вступают во взаимодействие очень часто. Неформальные организации существуют почти во всех формальных организациях.
Организации можно классифицировать и в зависимости от выполняемых ими функций или целей:
производственные или экономические – производят товары, оказывают услуги, обеспечивают материальное существование общества;
поддерживающие – ориентированы на социализацию индивидов
для выполнения ими соответствующих ролей в организации или обществе
(церковь, школа, здравоохранение, благотворительность);
адаптивные – создают знания, разрабатывают и проверяют теории (обеспечивают информационную интеграцию общества);
политические – осуществляют общую регуляцию, координацию и
контроль ресурсов, людей, отдельных подсистем в обществе (государство,
общественные организации).
Некоторые организации выполняют смешанные функции.
По количеству достигаемых целей организации так же можно разделить на два типа:
простые, преследующие хотя бы одну общую цель, разделяемую
и признаваемую таковой всеми ее членами;
сложные, имеющие набор взаимосвязанных целей.
Понятие «управление» В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.
Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего?
Управление предприятием призвано решать две основных задачи:
- Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
- Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.
Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.
Суть управления заключается в следующем:
- Сбор, хранение, обработка и передача информации.
- Разработка и принятие управленческих решений.
- Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
- Контроль исполнения принятых решений.
Это можно представить следующей формулой:
У = И + Р + В + К.
Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.
Понятие «руководство» подразумевает организацию и координацию трудовой деятельности организации определенным человеком или группой людей – специалистов в данной области деятельности. Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы, и другое. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократичный, авторитарный и либеральный стили управления. Либеральный и демократичный стили управления во многом схожи, но либеральный предполагает совещательный подход к решению проблем, а демократичный допускает решение проблем всеми членами коллектива совместно.
Под трудовым постом в организации понимается определенный статус, который несет в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. Обычно включает понятие карьерного роста – роста по иерархической лестнице на производстве в сторону увеличения статусных характеристик. Во многом возможность достижения определенного трудового поста зависит от ответственности индивида, его личностных характеристик, уровня образования.
Вопросы управления персоналом на производстве по большей части зависят от руководителя, стиля руководства. По облику руководителя определяется представление о производстве в целом. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеет психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход их затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя базируется на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой. Этика руководителя проявляется в нескольких аспектах: понимании целей, задач, средств деятельности человека как руководителя, соблюдении культуры отношений и культуры поведения, соответствии личностных характеристик должности руководителя.
Нравственно-психологические качества руководителя:
- терпимость к слабостям работников;
- приоритет личного примера в работе с подчиненными;
- взаимное уважение;
- разумное отношение к критике;
- поддержка инициатив работников;
- четкие требования и границы времени рабочего задания;
- адекватная оценка вклада работников в трудовой процесс.
Основные задачи руководителя – организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.
Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?
Ответ
Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.
Управлять можно:
• автомобилем;
• самолетом;
• яхтой;
• распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, тепло, финансовые средства, полномочия);
• коллективом;
• отдельным человеком;
• биологическим объектом (дрессированное животное);
• совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун лошадей, стадо коров, отара овец);
• развитием биологических объектов.
Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей:
• отдельному человеку;
• коллективу – общности людей по признаку единства деятельности (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс);
• социуму – общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).
Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.
Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.
Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание
1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание
На современном этапе развития существует значительное разнообразие формулировок и трактовок сущности и понятия «менеджмент», которое свидетельствует о том, что менеджмент как наука находится в стадии
Вопрос 1 Что такое менеджмент?
Вопрос 1 Что такое менеджмент?
Ответ Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент /
Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент?
Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент?
Ответ Менеджмент определяется в нескольких аспектах, с нескольких точек зрения. Самое общее содержание менеджмента – это вид деятельности, который характеризуется основной целью,
Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент?
Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент?
Ответ Система – одно из основных понятий современной научной методологии, широко используемое во всех областях знания и научных дисциплинах, но не имеющее достаточно строгого и общего определения,
Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?
Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?
Ответ Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Различаются
Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент?
Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент?
Ответ В XIX в. в Северо-Американских Соединенных Штатах бурно развивалась инфраструктура (строительство железных дорог), а также промышленность на основе машинного производства.Для строительства железных дорог (первая половина
Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?
Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?
Ответ Руководство можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения определенной цели.Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает
Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство?
Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство?
Ответ Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа
Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?
Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?
В большинстве научных публикаций бюрократией называется бесконтрольная власть — не публичных политиков, а чиновников в лице административной элиты, присвоившей себе помимо управленческих (т. е.
1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами»
1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами»
Рис. 1.1.1. Характеристики для определения понятия «Управление человеческими ресурсами»
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность
Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?
Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?
План действий:• выбираем кураторов и/или начальника отдела продаж из числа результативных, ответственных или уважаемых менеджеров, которые способны обучать и контролировать других людей;• выбираем показатели
1.Термин «управление»
2.Социальное управление
3.Организационное управление
4.Функции управления
Термин «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (техническим, социальным, военным и др.). Управлять можно автомобилем, армией, организацией, государством, группой и т. п. В обобщенном виде процесс управления представляется следующим образом.
Определение
Управление – направленное воздействие на систему или отдельные происходящие в ней процессы с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств.
Характерно, что английское слово «manage» (управлять) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Хорошей демонстрацией управления является управление автомобилем. Каждое производимое действие направлено на производство определенного изменения. Например, поворот рулевого колеса влево производится для того, чтобы вызвать по- ворот автомобиля налево и т. п. Так и профессиональный «управленец» оказывает направленное воздействие на систему только с целью коррекции, т. е. при необходимости произвести определенные изменения.
Примечательно, что из представленного выше общего понимания управления можно сделать вполне оправданный вывод, что для его осуществления не обязательно обладать какими-либо официальными полномочиями. Родители управляют детьми, а дети – родителями. Учителя управляют вниманием учеников, а ученики – поведением преподавателей. Руководитель управляет деятельностью подчиненных, но и он вынужден реагировать на их реакцию и поведение. В результате можно признать, что если подчиненные своим поведением и реакциями влияют на поведение руководителя, то и они управляют руководителем. Таким образом, в той или иной степени, – все управляют всеми.
Социальное управление есть процесс воздействия человека (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого- либо из этой группы в отдельности (объект управления), побуждающий к определенным действиям для достижения желаемых результатов.
В самом широком смысле к социальному управлению можно отнести любое воздействие одного человека на другого человека, побуждающее последнего к каким-либо действиям или эмоциональным реакциям.
В организации управление выделено в особый вид деятельности, осуществляемой персоналом управления, который наделен для этого соответствующими полномочиями и ответственностью. «Кто производит – тот не управляет, кто управляет – тот не производит» – принцип в котором отражается важность организации деятельности вообще, и управленческой в частности.
Определение
Организационное управление – это специальным образом организованный вид управленческой деятельности по выполнению функций управления в организации, осуществляемый персоналом управления, наделенный для этого соответствующими полномочиями и ответственностью.
Главная цель организационного управления заключается в обеспечении эффективного функционирования организации и оптимального решения стоящих перед ней задач.
Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме.
Организационное управление является видом управленческой деятельности, организованным особым образом. Под этим следует понимать то, что организационное управление осуществляется посредством специализированных форм управленческого труда: проведения собраний, совещаний и т. п., а также нормативно-распорядительной документации (приказов, распоряжений, разработок должностных инструкций, положений о деятельности, планов работы и т. п.).
Функции управления. Выделяется пять классических функций управления:
- целеполагания;
- планирования;
- организации;
- стимулирования;
- контроля.
Функция целеполагания заключается в выработке перспективных на- правлений развития организации и постановке соответствующих целей. Это одна из самых ответственных управленческих функций. Неправильность выбора ведущей цели сводит на нет все последующие усилия. По- этому наличие перспективного видения и успешность функции целеполагания отличает руководителя-лидера от руководителя-администратора. Деятельность последнего обычно сводится к достижению целей, постав- ленных другими.
Функция планирования состоит в выборе путей, средств и в разработке соответствующих мероприятий по достижению поставленных целей. О важности этой функции говорит поговорка: «Хорошо спланировано – наполовину сделано».
Предпосылкой эффективного планирования является успешность прогнозирования, т. е. предвидения объективных (реальных) внешних условий и внутренних тенденций развития организации в будущем. После определения цели, алгоритм реализации функции планирования может быть следующим:
- постановка задач, решение которых приведет, или как минимум приблизит к достижению поставленной цели;
- выявление потребности в ресурсах для решения поставленных задач (материальных, профессиональных и т. п.);
- определение возможностей обеспечения этими ресурсами (наличие ресурсов и возможные затраты на обладание ресурсами);
- возможно, на этом этапе придется координировать сами задачи;
- установление последовательности необходимых действий исполнителей и взаимодействия между ними для решения поставленных за- дач, а также необходимых сроков.
Функция организации заключается в выстраивании людей, идей, процессов и др. в системное целое и выстраивании целенаправленного взаимодействия элементов этой системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.
Когда цель поставлена, задачи определены и планы утверждены, необходимо обеспечить их доведение и четкое разъяснение до всех исполнителей, а также регламентировать необходимые внутриорганизационные отношения между исполнителями. В процессе осуществления функции организаций могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.
Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к достижению целей и эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности. Когда задачи поставлены, средства и ресурсы обеспечены, и каждый исполнитель знает что, как и когда ему делать, то значительно повысить результативность их деятельности может эффективное стимулирование.
Руководителю при осуществлении этой функции необходимо соблюдать следующие условия:
- обеспечивать зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;
- соблюдать единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;
- соблюдать баланс стимулирования с мерами наказания и принуждения;
- в процессе стимулирования разумно сочетать моральные и материальные стимулы.
Функция контроля реализуется посредством учета, анализа и коррек- тировки деятельности организации в направлении осуществления постав- ленных целей. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:
- наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;
- сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;
- количественную и качественную оценки эффективности деятельности; выявление отклонений, узких мест в развитии системы;
- выявление причин сложившегося состояния;
- определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.
Персонал управления. Управленческую деятельность в крупных организациях осуществляют сотрудники персонала управления, которые в зависимости от функциональной роли разделяются на три основные категории:
- аппарат управления;
- административный аппарат;
- руководители подразделений.
Аппарат управления. Аппарат управления составляет высшее руководство (правление) организации. Его главная задача – общее управление процессами функционирования и развития организации. В основные задачи входит построение образа будущего организации, формулирование миссии, определение целей и постановка приоритетных задач, а также обеспечение протекания процессов деятельности в организации за счет анализа внешней и внутренней ситуаций, разработки и реализации соответствующих программ ее функционирования и развития, оценки результатов деятельности.
Административный аппарат. Административный аппарат реализует распределение основных ресурсов организации, а также осуществляет контроль за реализацией планов деятельности.
К специалистам административного аппарата могут относиться инженеры, экономисты, юристы, психологи и др. Они призваны решать задачи получения, обработки и анализа информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению; разработки на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовки и разработки управленческих решений; контроля степени реализации управленческих решений по своим направлениям.
Категорию служащих административного аппарата составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., т. е. те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача – информационное и техническое обслуживание управленческой деятельности.
Руководители подразделений. Руководители отвечают за непосредственное решение поставленных перед ними задач через организацию и не- посредственное руководство деятельностью своих подчиненных. В их за- дачи входит отбор, подготовка и расстановка исполнителей; планирование деятельности, постановка перед служебными коллективами и конкретны- ми сотрудниками профессиональных задач, стимулирование и мотивирование их деятельности, контроль ее результативности, а также обеспечение благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах.
В крупных организациях персонал управления может насчитывать десятки и даже сотни человек. По мере уменьшения численности организации уменьшается и ее управленческий персонал, в предельном случае который может ограничиваться одним руководителем и несколькими специалистами (бухгалтером, юристом и т. п.). В этом случае руководитель выполняет как управленческие, так и руководящие задачи.
Также необходимо прояснить термин «руководство». Несмотря на то, что в отечественной управленческой культуре под словом «руководитель» объединяются как управляющие крупных компаний, так и руководители отделов и отделений, в психологии управления термины «управление» и «руководство» не тождественны. Понятие «руководство» буквально означает «ведение за руку». В соответствии с этим, в психологии управления под руководством рассматривается взаимодействие руководителя с подчиненными по решению служебных задач, предполагающее их непосредственные контакты (в том числе, через персональную нормативную документацию).
Определение
Руководство – произвольное (целенаправленное) воздействие руководителя на руководимых людей, а также их общности, направленное на побуждение их к активному поведению и деятельности по достижению поставленных целей.
Иными словами руководство представляется частным случаем процесса управления, но в отличие от организационного управления ограничивается воздействием на конкретных людей и их общности; предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными (в том числе через персональные должностные инструкции); призвано организовать и координировать деятельность подчиненных в соответствии с намерениями руководителя.
Таким образом, руководитель в процессе управления подразделением в той или иной степени выполняет и управленческие задачи (анализ и прогнозирование ситуации, определение целей и постановку приоритетных задач, определение ресурсов и средств, необходимых для решения задач, планирование деятельности и т. д.), а также задачи по непосредственному руководству людьми (организация деятельности подчиненных, мотивирование, контроль).