Тест для определения стиля руководства коллективом ответы

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ

1.  Распределение полномочий между руководителями и под-чиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;

б)  руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заме-стителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д)  централизует руководство только в трудных ситуациях.

2.  Действия руководителя в критических (напряженных) си-туациях:

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, пе-реходит на более жесткие методы руководства;

б)  критические ситуации не изменяют его способов руко-водства;

в)  в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г)  сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает бо-лее тесно взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях руководитель плохо справляет-ся со своими обязанностями;

3.  Контакты руководителя с подчиненными:

а)  недостаточно общительный человек, с людьми разгова-ривает мало;

б)  регулярно общается с подчиненными, говорит о поло-жении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит пре-одолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испы-тывает трудности в общении;

д)  общается в основном с активом коллектива.

4.  Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководи-теля:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б)  коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

г)  продуктивность работы повышается в отсутствие руко-водителя;

д)  в отсутствие руководителя коллектив работает с пере-менным успехом;

5. Отношение руководителям к советам и возражениям со сто-роны исполнителей:

а)  сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют, но могут давать указа-ния своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельст-ва не особенно требуют этого;

д)  если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6.  Контроль деятельности подчиненных:

а)  контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные ре-зультаты, хвалит исполнителей;

г)  контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д)  нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-пси-хологических задач в процессе руководства коллективом:

а)  его интересует только выполнение плана, а не отноше-ние людей друг к другу;

б)  решая производственные задачи, старается создать хо-рошие отношения между людьми в коллективе;

в)  в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г)  большое внимание уделяет налаживанию взаимоотно-шений в коллективе, а не вьшолнению производственных заданий;

д)  когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8.  Характер приказов руководителя:

а)  приказывает так, что хочется выполнять;

б)  приказывать руководитель не умеет;

в)  просьба руководителя не отличается от приказа;

г)  приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д)  его приказы вызывают у руководимых недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) на критику руководитель обычно не обижается, прислу-шивается к ней;

б)  критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих ру-ководителей;

д)  не реагирует на критику.

10.  Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хо-рошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращает-ся за помощью к другим;

в)  можно сказать, что руководитель не стремится попол-нить свои недостатки в знаниях;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается само-стоятельно восполнить недостатки в знаниях;

д) если руководитель не знает, как решить вопрос или вы-полнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11.  Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет между собой и своими под-чиненными;

в)  всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих ру-ководителей, старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за ка-кое-то дело, пытается переложить его на своих замов или ниже-стоящих руководителей.

12.  Отношение руководителя к своим заместителям и помощ-никам:

а)  старается, чтобы его заместители были квалифициро-ванными специалистами;

б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает замести-телем (помощником);

г)  осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;

д)  не желает иметь рядом очень квалифицированных спе-циалистов.

13.  Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсут-ствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

б)  с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руково-дитель, а потом скучают;

д)  сначала отсутствие руководителя чувствуется исполни-телями, а затем быстро забывается.

14.  Преобладающие меры воздействия на подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы ему нередко прихо-дится уговаривать своих подчиненных;

б)  всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настав-ляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, прось-бами, советами;

г) часто делает руководимым замечания и выговоры;

д)  его замечания всегда справедливы.

15.  Характер обращения руководителя с подчиненными:

а)  всегда обращается к подчиненным вежливо и доброже-лательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и да-же грубым;

в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя не-искренняя;

д)  характер обращения к подчиненным у него часто ме-няется.

16.  Участие членов коллектива в управлении:

а)  руководитель привлекает к управлению членов коллек-тива;

б)  нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

г)  бывает, что управленческие функции фактически при-нимает на себя не руководитель.

17.  Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной дисциплине и иде-альному подчинению;

б)  не может влиять на дисциплину;

в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные бо-ятся руководителя;

д)  руководитель недостаточно пресекает нарушения дис-циплины.

18.  Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;

в)  часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г)  инициатива общения исходит от исполнителей, руково-дитель редко заговаривает сам;

д)  нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

19. Характер принятия решения по руководству коллективом:

а) руководитель единолично вырабатывает решения или от-меняет их;

б)  редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;

в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, еди-нолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;

д)  берется за решение в основном мелких вопросов.

20.  Взаимоотношение между людьми в коллективе:

а)  в руководимом коллективе недостаточно развиты взаи-мопомощь и взаимное доверие;

б)  старается, чтобы у подчиненных на работе было хоро-шее настроение;

в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кад-ров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г)  люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д)  в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.

21.  Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали само-стоятельно;

б)  иногда руководитель навязывает свое мнение, а гово-рит, что это мнение большинства;

в)  исполнители работают больше по указаниям руководи-теля, нежели самостоятельно;

г)  исполнители предоставлены сами себе;

д) представляет подчиненным самостоятельность лишь вре-мя от времени.

22.  Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опыт-ными работниками;

б) советуется с работниками только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими ру-ководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23.  Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

б)  он требователен, но одновременно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г)  пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен и к себе и к другим.

25.  Отношения руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б)  охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с боль-шим трудом меняет характер общения с людьми;

г)  у него лучше получается с нововведениями в непроиз-водственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отно-шениях);

д)  нововведения проходят мимо руководителя.

26.  Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные ор-ганизации;

б)  многие вопросы решаются коллективом на обществен-ном собрании;

в)  некоторые важные дела решаются фактически без уча-стия руководителя, его функции выполняют другие;

г)  большинство вопросов решает за коллектив сам руково-дитель;

д)  руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.

27.  Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б)  никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе;

г)  увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

д)  руководитель излишне критичен по отношению к ис-полнителям.

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руко-водства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попусти-тельский) в соответствии с данной таблицей.

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.

Вариант

а

б

в

г

д

1.

Д-з

П-2

к-з

П-З

К-2

2.

Д-з

К-2

П-1

К-З

П-З

3.

П-1

К-2

Д-2

К-1;П-2

К-2

4.

Д-1

К-2

П-2

П-1

К-2

5.

к-з

Д-2

П-2

П-2;К-1

К-2

6.

п-з

Д-з

К-З

Д-з

Д-2

7.

Д-1

К-1

П-2

П-1;К-1

К-1

8.

к-з

п-з

Д-2

П-2

Д-з

9.

К-2

П-2

Д-2

Д-2;П-2

П-2

10.

Д-2

К-2

П-1

Д-2;К-2

К-1;К-2

11.

П-2

К-2

Д-2

Д-1;П-2

Д-2;П-1

12.

К-1

Д-1

П-1

Д-2

Д-З

13.

Д-2

К-2

П-2

К-1

Д-1;П-2

14.

П-З

Д-з

К-З

Д-2

к-з

15.

К-2

Д-2

П-2

Д-2

Д-2;П-3

16.

К-2

Д-1;П-1

Д-1;П-2

П-З

17.

Д-2

П-2

К-2

Д-2

П-З

18.

Д-з

к-з

П-2;К-1

П-2;Д-1

П-1

19.

Д-з

П-2

К-З

П-З

П-З

20.

Д-1

К-1

П-1

К-2

Д-2

21.

К-2

Д-2

Д-2

П-2

Д-2

22.

К-2

Д-1;К-2

Д-2;К-1

К-2

Д-2

23.

Д-2

П-2

К-2

П-2

П-З

24.

Д-з

к-з

Д-2

П-З

К-2

25.

П-1

К-1

Д-2

К-2

П-2

26.

К-2

к-з

П-З

Д-з

К-З

27.

П-1

К-2

Д-1

К-2

Д-з

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округ-лите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руко-

239

водства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соот-ношения трех крайних типов в стиле руководства:

1) Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);

2)  1-К-І — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);

3)  1-1-Л — либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей

доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

4) Д-К-1 — директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);

5)  1-К-Л — коллегиально-либеральный (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);

6) Д-І-Л — директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);

7) Д-К-Л — смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;

б)  одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;

в)  одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.

Тест для определения стиля руководства коллективом

1. Распределение полномочий между
руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство, требует,
чтобы обо всех деталях докладывали
именно ему;

б) руководитель пассивен в выполнении
управленческих функций;

в) четко распределяет функции между
собой, своими заместителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже
требует их;

д) централизует руководство только в
трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических
(напряженных) ситуациях:

а) в критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют его
способов руководства;

в) в критических ситуациях он не
обходится без помощи вышестоящих
руководителей;

г) сталкиваясь с трудностями,
руководитель начинает более тесно
взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный человек,
с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с подчиненными,
говорит о положении дел в коллективе,
о трудностях, которые предстоит
преодолеть;

в) умеет общаться, но специально
ограничивает общение с подчиненными,
держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с подчиненными,
но при этом испытывает трудности в
общении;

д) общается в основном с активом
коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в
отсутствие руководителя:

а) в отсутствие руководителя исполнители
работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности,
если руководитель временно покидает
его;

в) исполнители постоянно работают
не в полную силу, при другом руководителе
могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается
в отсутствие руководителя;

д) в отсутствие руководителя коллектив
работает с переменным успехом.

5. Отношение руководителя к советам и
возражениям со стороны исполнителей:

а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы руководимые
ему советовали и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют,
но могут давать указания своему
руководителю;

г) руководитель советуется даже
тогда, когда обстоятельства не особенно
требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше
выполнить работу, они говорят об этом
своему руководителю.

6. Контроль деятельности подчиненных:

а) контролирует работу от случая к
случаю,

б) всегда очень строго контролирует
работу руководимых и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает
положительные результаты, хвалит
исполнителей;

г) контролируя, обязательно выискивает
недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу
исполнителей.

7. Соотношение решений производственных
и социально-психологических задач в
процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение
плана, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи,
старается создать хорошие отношения
между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит
к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию
взаимоотношении в коллективе, а не
выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих
подчиненных

8. Характер приказов руководителя:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается
от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются
недостаточно хорошо и быстро;

д) его приказы вызывают у руководимых
недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со
стороны подчиненных:

а) на критику руководитель обычно не
обижается, прислушивается к ней;

б) критику выслушивает, даже обещает
принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют и не
старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны
вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке
знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с
которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится
это показать и обращается за помощью к
другим;

в) можно сказать, что руководитель
не стремится пополнить свои недостатки
в знаниях;

г) когда чего-то не знает, то скрывает
это и старается самостоятельно восполнить
недостатки в знаниях;

д) если руководитель не знает, как
решить вопрос или выполнить работу, то
поручает это своим подчиненным.

11. Распределение ответственности
между руководителем и подчиненными:

а) складывается впечатление, что он
боится отвечать за свои действия, хочет
уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет
между собой и своими подчиненными;

в) всю ответственность возлагает
только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность
вышестоящих руководителей, старается
свою ответственность переложить на
них;

д) бывает, что руководитель, являясь
ответственным за какое-то дело, пытается
переложить его на своих замов или
нижестоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим
заместителям и помощникам:

а) старается, чтобы его заместители
были квалифицированными специалистами;

б) добивается безотказного подчинения
заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у
него работает заместителем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям,
потому что боится за свое положение;

д) не желает иметь рядом очень
квалифицированных специалистов.

13. Эмоциональная удовлетворенность
исполнителя в отсутствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда
отсутствует руководитель, они чувствуют
некоторое облегчение;

б) с руководителем работать интересно,
поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается
исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что
отсутствует руководитель, а потом
скучают;

д) сначала отсутствие руководителя
чувствуется исполнителями, а затем
быстро забывается.

14. Преобладающие методы воздействия на
подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы ему
нередко приходится уговаривать своих
подчиненных;

б) всегда что-нибудь
приказывает, распоряжается, наставляет,
но никогда не просит;

в) часто обращается к
подчиненным с поручениями, просьбами,
советами;

г) часто делает
руководимым замечания и выговоры;

д) его замечания всегда справедливы.

15. Характер обращения руководителя с
подчиненными:

а) всегда обращается к подчиненным
вежливо и доброжелательно;

б) по отношению к
подчиненным бывает нетактичен и даже
груб;

в) в обращении к
подчиненным часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление,
что вежливость руководителя неискренняя;

д) характер обращения к подчиненным у
него часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает к управлению
членов коллектива;

б) нередко руководитель перекладывает
свои функции на других;

в) управленческие
функции не закрепляются стабильно, их
распределение может меняться;

г) бывает, что
управленческие функции фактически
принимает на себя не руководитель, а
другие члены коллектива,

17. Поддержание руководителем трудовой
дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной
дисциплине и идеальному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

в) руководитель умеет поддерживать
дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит
хорошей, так как подчиненные боятся
руководителя;

д) руководитель недостаточно пресекает
нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с
исполнителями:

а) общается с подчиненными только по
деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле,
руководитель спрашивает и о личном, о
семье;

в) часто общается по личным вопросам,
не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от
исполнителей, руководитель редко
заговаривает сам;

д) нередко руководителя трудно понять
в общении с ними.

19. Характер принятия решений по руководству
коллективом:

а) руководитель единолично вырабатывает
решения или отменяет их;

б) редко берется за выполнение сложного
дела, а скорее уходит от этого;

в) старается решать вместе с
подчиненными, единолично решает только
самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые
сами возникают, не старается заранее
предусмотреть их решения;

д) берется за решение в основном
мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в
коллективе:

а) в руководимом коллективе недостаточно
развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б) старается, чтобы у подчиненных на
работе было хорошее настроение;

в) в его коллективе наблюдается
повышенная текучесть кадров, люди
нередко уходят из коллектива и не жалеют
об этом;

г) люди, которыми он руководит,
относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя
исполнителям постоянно приходится
работать в напряжении.

21. Предоставление самостоятельности
подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные
работали самостоятельно;

б) иногда руководитель навязывает
свое мнение, а говорит, что это мнение
большинства;

в) исполнители работают больше по
указаниям руководителя, нежели
самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим
себе;

д) предоставляет
подчиненным самостоятельность лишь
время от времени.

22. Отношение руководителя к советам
других:

а) регулярно советуется
с исполнителями, особенно с опытными
работниками;

б) советуется с подчиненными только в
сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями
и нижестоящими руководителями, но не с
рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к
мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими
руководителями.

23. Соотношение инициативы руководителя
и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем
не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше
(тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу
подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет
«подталкивания» со стороны;

д) инициативы не проявляет ни сам, ни
его подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

б) он требователен, но одновременно и
справедлив,

в) о нем можно сказать, что он бывает
слишком строгим и придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный
человек;

д) руководитель требователен и к себе,
и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому
что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные
нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере
производства, с большим трудом меняет
характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с
нововведениями в непроизводственной
сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных
отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к
выработке решений:

а) в своей работе широко опирается
на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом
на общем собрании;

в) некоторые важные дела решаются
фактически без участия руководителя,
его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за
коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению
различных форм самоуправления в
коллективе.

27. Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем
думают подчиненные,

б) никогда и ни в чем не проявляет
своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе,

г) увлеченно занимается своим делом
и не думает о том, как его оценивают;

д) руководитель излишне критичен по
отношению к исполнителям.

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому из
3-х стилей руководства (Д — директивный,
К — коллегиальный, П — попустительский)
в соответствии с данной таблицей.

Цифра в таблице означает балл данного
ответа, буква — стиль руководства.

Вариант

а

б

в

г

д

1.

Д-3

П-2

К-3

П-3

К-2

2.

Д-3

К-2

П-1

К-3

П-3

3.

П-1

К-2

Д-2

К-1; П-2

К-2

4.

Д-1

К-2

П-2

П-1

К-2

5.

К-3

Д-2

П-2

П-2; К-1

К-2

6.

П-3

Д-3

К-3

Д-3

Д-2

7.

Д-1

К-1

П-2

П-1; К-1

К-1

8.

К-3

П-3

Д-2

П-2

Д-3

9.

К-2

П-2

Д-2

Д-2; П-2

П-2

10.

Д-2

К-2

П-1

Д-2; К-2

К-1; П-2

11.

П-2

К-2

Д-2

Д-1; П-2

Д-2; П-1

12.

К-1

Д-1

П-1

Д-2

Д-3

13.

Д-2

К-2

П-2

К-1

Д-1; П-2

14.

П-3

Д-3

К-3

Д-2

К-3

15.

К-2

Д-2

П-2

Д-2

Д-2;П-2

16.

К-2

Д-1; П-1

Д-1;П-2

П-3

17.

Д-2

П-2

К-2

Д-2

П-3

18.

Д-3

К-3

П-2; К-1

П-2; Д-1

П-1

19.

Д-3

П-2

К-3

П-3

П-3

20.

Д-1

К-1

П-1

К-2

Д-2

21.

К-2

Д-2

Д-2

П-2

Д-2

22.

К-2

Д-1; К-2

Д-2; К-1

К-2

Д-2

23.

Д-2

П-2

К-2

П-2

П-3

24.

Д-3

К-3

Д-2

П-3

К-2

25.

П-1

К-1

Д-2

К-2

П-2

26.

К-2

К-3

П-3

Д-3

К-3

27.

П-1

К-2

Д-1

К-2

Д-3

             Д
=                            К
=                        П
=

Сумму баллов по каждому стилю руководства
приведите к цифре, удобной для дальнейшего
анализа: разделите на 10 и округлите до
целого значения.

Результат

Результат выражается тремя цифрами,
каждая из которых — до 10 баллов.

Во-первых, определите доминирующий
стиль руководства. За количественный
показатель доминирования того или иного
типа принята разница в 3 и более баллов.
Возможные соотношения 3-х крайних типов
в стиле руководства:

1) Д-1-1: директивный стиль (например,
10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);

2) 1-К-1: коллегиальный стиль (например,
4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);

3) 1-1-Л: либеральный стиль (например,
3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая
выраженность двух стилей доминирует
над третьим, то стиль руководства
смешанный;

4) Д-К-1: директивно-коллегиальный
(например, 7-8-4, 6-7-3 и т.д.);

5) 1-К-Л: коллегиально-либеральный
(например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);

6) Д-1-Л: директивно-либеральный
(например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);

7) Д-К-Л: смешанный
(например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8). При этом
результаты смешанного типа соответствуют
разным характеристикам руководства:

а) одинаково низкая выраженность
стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для
неопытных руководителей;

б) одинаково средняя выраженность
стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует
оперативно меняющегося руководителя;

в) одинаково высокая выраженность
стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует
противоречивый, непредсказуемый тип.

Интерпретация результатов

Любое сочетание стилей приемлемо, если
директивный имеет значение от 5 до 7
баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или
3-8-3).

Исследования показали следующее
соответствие профессионально важных
качеств со стилем руководства:

Стиль

руководства

Профессио-нальные

характери-

стики

Профессио-нальная

компетент-

ность

Организатор-

ские
качества

Воспита-ние

Морально-

психологичес-

кие качества

коллектива

(общение)

Директивный

(Д-1-1)

низкая

средние

низкое

низкое

Коллегиальный

(1-К-1_

высокая

высокие

высокое

высокое

Либеральный

(1-1-Л)

низкая

низкие

низкое

среднее

Директивно-

коллегиальный

(Д-К-1)

низкая

средние

среднее

среднее

Директивно-

либеральный

(Д-1-Л)

низкая

высокие

среднее

среднее

Коллегиально-

либеральный

(1-К-Л)

низкая

низкие

высокое

высокое

Смешанный

(Д-К-Л)

средняя

высокие

высокое

высокое

Наиболее сильное влияние на стиль
руководства оказывает профессиональная
компетентность, затем организаторские,
воспитательные и морально-психологические
характеристики деятельности руководителя.

Психологический практикум ↓

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)

Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

    • а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
    • б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
    • в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
    • а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
    • б. Приказывает так, что хочется выполнить.
    • в. Приказывать не умеет.
    • а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
    • б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
    • в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
    • а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
    • б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
    • в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
    • а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
    • б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
    • в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
    • а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
    • б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
    • в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
    • а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
    • б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
    • в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
    • а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
    • б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
    • в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
    • а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
    • б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
    • в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
    • а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
    • б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
    • в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
    • а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
    • б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
    • в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
    • а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
    • б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
    • в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
    • а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
    • б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
    • в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
    • а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
    • б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
    • в. Контролирует работу от случая к случаю.
    • а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
    • б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
    • в. Не может влиять на дисциплину.
    • а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
    • б. С руководителем работать интересно.
    • в. Подчиненные предоставлены самим себе.

Ключ

а б в
1 д к п
2 д к п
3 к п д
4 д п к
5 п д к
6 к д п
7 п к д
8 к п д
9 д к п
10 к п д
11 п д к
12 д к п
13 п к д
14 к д п
15 к д п
16 д к п

Интерпретация:

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

Директивный компонент – Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент – П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)
  • Тревожно-педантический тип
  • «S-тест»
  • Типы акцентуированности у школьников-подростков:
  • Методика «Изучение характера оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи»
  • Интересов структура Хеннинга
  • Сенситивный тип
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Тест для дошкольника: что я знаю о школе?
  • Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)

Тест определения
стиля управления руководителя с помощью самооценки

Применение: для выявления ведущего стиля
руководства: демократического, авторитарного  и либерального – по оценке самого
руководителя/ управленца.

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого

_____________________________________

Возраст (полных лет)

_____________________________________

Должность

_____________________________________

Подразделение

_____________________________________

Дата заполнения

_____________________________________

Инструкция

Перед Вами 19 утверждений. Оцените, насколько
каждое из них для Вас характерно. Будьте  честны. Отвечайте быстро. 
Поставьте в соответствующий столбец таблицы «Да» или «Нет» знак Х.

Тестовое задание

Утверждение

Ответ

Да

Нет

1

В
работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои 
распоряжения

2

Меня
легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним

3

Люди
часто завидуют моему терпению и выдержке

4

В
трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе

5

Мои
родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел

6

Меня
раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы

7

Я
очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников

8

Когда
я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать 
что-либо

9

Я
умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, 
средних и слабых

10

Мне
приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем  отдать
соответствующее распоряжение

11

Я
редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения

12

Уверен,
что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы

13

Я
всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих
приказаний  и распоряжений

14

Мне
легче работать одному, чем кем-то руководить

15

Многие
считают меня чутким и отзывчивым руководителем

16

Мне
кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого

17

Если
я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми

18

Я
игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность 
единоначалия

19

Чтобы
не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок

Спасибо!

Ключ
к тесту определения стиля управления руководителя с помощью самооценки

Описание

      Тест определения стиля управления
руководителя позволяет определить стили руководства не экспертным
способом, а с помощью самооценки. А также позволяет выявить не только ведущий
стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических
стилей руководства: авторитарного; либерального; демократического.

Ключ к тесту

      С помощью таблицы подсчитайте номера
соответствующих утверждений и определите степень выраженности авторитарного,
либерального или демократического стиля управления.

Стиль управления

Номера ответов-утверждений (ДА)

Авторитарный

1, 6, 7, 12, 13, 18, 19

Либеральный

2, 5, 8, 11, 14, 17

Демократический

3, 4, 9, 10, 15, 16

       В зависимости от полученных сумм
ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0–7), средняя
(8–13), высокая (14–20).

         Если оценки минимальны по всем трем
показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным.      У опытного
руководителя наблюдается комбинация стилей управления. Как показывает практика,
более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей
управления, когда руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и
повседневно утверждает эффективный стиль управления.

Интерпретация результатов теста

      Для более полной характеристики
индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования
руководствуйтесь данными, представленными в таблице.

Сумма
утвердительных ответов

Степень выраженности стиля управления

Авторитарный

0–7

Минимальная:
проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера,
самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца,
критиковать отстающих и неспособных подчиненных

8–13

Средняя: отражает
хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных,
требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив
силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное
отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей

14–20

Высокая: раскрывает
ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти,
непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в
требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им
самостоятельность, чрезмерно резкую критику и предвзятость в оценках,
честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление
наказаниями, пренебрежение общественным мнением

Либеральный

0–7

Минимальная:
неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными
задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении
обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая
требовательность и ответственность

8–13

Средняя: стремление
переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве
людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью
самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям
дисциплины, склонность к уговорам

14–20

Высокая: полное
безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и
принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления,
повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать
свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов,
попустительство, заигрывание, панибратство

Демократический

0–7

Минимальная: слабое
стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы
помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и
актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах

8–13

Средняя: устойчивое
стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале,
оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать
убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала

14–20

Высокая: умение
координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять
самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать
инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку,
быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности
и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и
критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хондронорм капсулы инструкция по применению взрослым
  • Пузырьковая панель с подсветкой своими руками пошаговая инструкция
  • Mega mag beauty массажер очиститель для лица инструкция
  • Мануал на порше каене
  • Препарат артра мсм инструкция по применению цена