Ваш стиль руководства
Тесты
Карьера и бизнес
Ваш стиль руководства
Начать тест
Умение руководить обычно заложено в нашем характере и не каждому оно дано. И тем не менее, у любого руководителя есть свой особый стиль руководства, который может приводить к выдающимся результатам. Тест на стиль руководства поможет вам узнать, какой у вас. Проверим?
Автор теста:
Testometrika Team
Начать тест
Встроить на сайт
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | _________________________________________ |
Возраст (полных лет) |
_________________________________________ |
Должность |
_________________________________________ |
Подразделение |
_________________________________________ |
Дата заполнения |
_________________________________________ |
Инструкция
Просим вас оценить типичное поведение оцениваемого руководителя в 27 заданных ситуациях. В каждом случае вы должны выбрать один из трех вариантов поведения, свойственного данному лицу, и зафиксировать его в бланке ответов. Для этого обведите в бланке ответов букву,
соответствующую варианту ответа, по каждому ответу.
Тестовое задание
1. Руководитель:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всем сразу докладывали именно ему;
б) пассивен, можно сказать, что плывет по течению;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.
2. Руководитель:
а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
в) в критических ситуациях плохо справляется с руководством коллективом.
3. Руководитель:
а) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о возможных трудностях;
б) умеет общаться, но ограничивает общение с подчиненными, держится на расстоянии от них;
в) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении.
4. Руководитель:
а) когда он отсутствует, члены группы работают хуже;
б) если даже временно покидает коллектив, то люди не снижают продуктивности;
в) такой, что члены коллектива работают при нем не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше.
5. Руководитель:
а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не скрывает этого.
6. Руководитель:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали;
в) такой, что подчиненные не только советуют, но и дают ему указания.
7. Руководитель:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда заметит положительные результаты, похвалит тех, кто этого заслуживает.
8. Руководитель:
а) интересуется только выполнением намеченного плана, и ему безразлично, как при этом люди относятся друг к другу;
б) решая повседневные задачи, старается создать и поддержать доверительные отношения между людьми в коллективе;
в) в эффективной работе особенно не заинтересован, подходит к работе формально.
9. Руководитель:
а) приказывает так, что хочется выполнить задание;
б) приказывать не умеет, его приказы не имеют требуемой силы;
в) обращается с просьбой, а получается приказ.
10. Руководитель:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если что-либо не знает, то не боится показать это и обращается за помощью к другим членам коллектива;
в) если не знает, как решить вопрос, чаще всего все пускает на самотек.
11. Руководитель:
а) такой, что складывается впечатление, будто он боится много брать на себя;
б) ответственность распределяет между собой и членами коллектива;
в) концентрирует ответственность в своих руках.
12. Руководитель:
а) хочет, чтобы его помощники были яркими и интересными людьми;
б) добивается, чтобы помощники подчинялись ему во всем безотказно;
в) такой, что ему все равно, кто у него помощник.
13. Руководитель:
а) такой, что все довольны, когда он отсутствует, чувствуют некоторое облегчение;
б) такой, что с ним работать интересно, все с радостью ждут его возвращения;
в) такой, что отсутствие его не замечается, члены коллектива к нему почти безразличны.
14. Руководитель:
а) такой, что для выполнения работы ему нередко приходится уговаривать членов коллектива;
б) никогда не просит, всегда настаивает, приказывает, распоряжается;
в) часто обращается к подчиненным с поручением, советом, просьбой.
15. Руководитель:
а) всегда доброжелателен к подчиненным;
б) по отношению к подчиненным может быть нетактичным и грубым;
в) характер обращения с подчиненными бывает разным, часто меняется.
16. Руководитель:
а) привлекает к управлению рядовых членов коллектива;
б) нередко перекладывает свои функции на других;
в) создает обстановку, когда управленческие функции фактически принимают на себя другие члены коллектива.
17. Руководитель:
а) не влияет на дисциплину, она определяется другими;
б) умеет поддерживать дисциплину и порядок;
в) такой, что дисциплина всегда неплохая, так как все его боятся.
18. Руководитель:
а) общается только по сугубо деловым вопросам;
б) разговаривая с подчиненными о делах, спросит и о личном;
в) такой, что нередко трудно понять, чего он хочет.
19. Руководитель:
а) единолично принимает решения или отменяет их;
б) старается уйти от выполнения сложного и хлопотливого дела;
в) старается решать дела с подчиненными, единолично принимает решения лишь в срочных случаях.
20. Руководитель:
а) руководит так, что в его коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) способствует текучести кадров в коллективе, люди уходят и не жалеют об этом.
21. Руководитель:
а) способствует тому, чтобы подчиненные самостоятельно принимали решения;
б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) создал такую обстановку, что исполнители предоставлены сами себе.
22. Руководитель:
а) всегда советуется со всеми, особенно с опытными работниками;
б) советуется только с вышестоящими руководителями;
в) советуется с коллективом изредка.
23. Руководитель:
а) инициативу подчиненных не поощряет;
б) инициативу подчиненных поддерживает;
в) обычно ждет подталкивания со стороны.
24. Руководитель:
а) использует любимый лозунг «Давай-давай!»;
б) требователен, но справедлив;
в) пожалуй, весьма не требовательный человек.
25. Руководитель:
а) предпочитает следовать уже отработанным нормам, требованиям;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) нововведения чаще всего пропускает мимо себя.
26. Руководитель:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) создал обстановку, когда некоторые важные дела общественной жизни коллектива чаще всего решаются без него;
в) не очень считается с общественными организациями.
27. Руководитель:
а) таков, что ему безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда не проявляет своего превосходства над членами коллектива;
в) считает себя незаменимым в коллективе.
Бланк ответов
Группа утверждений |
Утверждение | Группа утверждений |
Утверждение | ||||
а | б | в | а | б | в | ||
1 | 15 | ||||||
2 | 16 | ||||||
3 | 17 | ||||||
4 | 18 | ||||||
5 | 19 | ||||||
6 | 20 | ||||||
7 | 21 | ||||||
8 | 22 | ||||||
9 | 23 | ||||||
10 | 24 | ||||||
11 | 25 | ||||||
12 | 26 | ||||||
13 | 27 | ||||||
14 | |||||||
Спасибо!
Ключ к опроснику для экспертной диагностики стиля управления руководителя
Описание теста
Опросник экспертной диагностики стиля управления предназначен для изучения трех классических стилей руководства:
- демократического (Д);
- авторитарного (А);
- либерально-попустительского (Л).
Их проявление определяется с помощью экспертной оценки деятельностного поведения реального или потенциального руководителя в 27 заданных ситуациях.
Ключ к тесту
Найдите в таблице варианты ответов и подсчитайте количество соответствующих ответу букв А, Л и Д.
Группа утверждений |
Утверждение | Группа утверждений |
Утверждение | ||||
а | б | в | а | б | в | ||
1 | А | Л | Д | 15 | Д | А | Л |
2 | А | Д | Л | 16 | Д | А | Л |
3 | Д | А | Л | 17 | Л | Д | А |
4 | А | Д | Л | 18 | А | Д | Л |
5 | Д | Л | А | 19 | А | Л | Д |
6 | Д | А | Л | 20 | А | Д | Л |
7 | Л | А | Д | 21 | Д | А | Л |
8 | А | Д | Л | 22 | Д | Л | А |
9 | Д | Л | А | 23 | А | Д | Л |
10 | А | Д | Л | 24 | А | Д | Л |
11 | Д | Л | А | 25 | А | Д | Л |
12 | Д | А | Л | 26 | Д | Л | А |
13 | А | Д | Л | 27 | Л | Д | А |
14 | Л | А | Д |
Интерпретация результата
В зависимости от количества букв в ответе определите ведущий стиль управления руководителя.
Критерии | Стили управления | ||
Авторитарный | Демократический | Попустительский | |
Постановка цели | Цели ставит руководитель | Цели – результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, участие руководителя минимально |
Распределение заданий | Все задания дает руководитель, причем сотрудник знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать советы и предлагать другое задание | Руководитель предоставляет необходимые материалы по просьбе сотрудника |
Оценка работ | Руководитель лично награждает и наказывает сотрудников | Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе сотрудника (группы) | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка работы отсутствуют |
Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, порой враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное подчинение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность |
Интерес к выполненным заданиям | Низкий | Высокий | Низкий |
Интенсивность (качество) работы | Высокая | Высокая интенсивность и качество выполняемой работы | Средняя |
Готовность к работе | При отсутствии руководителей работа не выполняется или выполняется без инициативы | При отсутствии руководителя работа продолжается в таком же высоком ритме | При отсутствии руководителей работа выполняется в таком же невысоком ритме |
Мотивация труда | Минимальная | Высокая | Минимальная |
Тест На Руководителя [Настоящие Примеры с Ответами]
15 сентября 2020
На руководящие должности устраиваются обычные люди, которым также приходится проходить собеседования, диагностику у психологов, проверки службы безопасности. Каждый тест на руководителя продумывается с особым пристрастием, ведь от этого сотрудника зависят результаты компании. Чем выше желаемая должность, тем сложнее тест знаний руководителя и ассессмент.
Подготовьтесь к тесту на руководителя!
С настоящими тестами 💪
Особенности работы руководителем
В то время как рядовой сотрудник фирмы отвечает за собственные действия и решения, управленцу приходится брать на себя ответственность за каждого подчиненного.
Тест для будущего руководителя организации призван выявить психологических качеств личности, главными среди которых:
- Умение принимать ответственные управленческие решения, а не только действовать в соответствии с инструкциями.
- Лидерские способности.
- Умение работать в команде и распределять роли в соответствии с качествами подчиненных.
- Коммуникативные навыки (в том числе знание принципов делового общения, навыков продаж и управления проектами).
- Стрессоустойчивость и способность адекватно реагировать на проблемы.
Список необходимых умений, навыков и требований к образованию, кажется, бесконечен. Требования связаны с обязанностями будущего шефа: постановкой задач, организацией промышленного и рабочего процесса и мотивацией работников.
Какие бывают тесты для оценки руководителей
Кадровые службы, хоть и не в нынешнем их виде, появились несколько сотен лет назад. Но лишь в последние десятилетия взяли на себя обязанности по психологическому отбору потенциальных «боссов».
Как правило, тестирование касается трех базовых особенностей, необходимых каждому директору:
- Компетенции, потенциал и способности к обучению в указанной сфере.
- Рабочая этика.
- Эмоциональный интеллект.
Тесты, используемые на приеме на работу руководителя, подготавливаются с учетом особенностей бизнеса, хотя и имеют в основе единый механизм проверки.
Тесты на стиль руководителя и эмоциональный интеллект
Этим термином психологи называют знания и умений человека, помогающие ему распознавать намерения, мотивацию, эмоции собеседников. В случае менеджеров старшего звена речь идет о сотрудниках, партнерах, клиентах. На собеседовании для определения таких способностей используются отдельные тесты для проверки руководителя.
Они представляют собой ситуационные опросники, но сценарии в них расписаны подробно, а вариантов ответов иногда нет. Потенциальному кандидату приходится самостоятельно продумывать, как он отреагирует на ту или иную ситуацию и к каким последствиям для предприятия это решение приведет в ближайшем или отдаленном будущем.
Пример ситуационного теста:
Некоторые HR заменяют тест эмоционального интеллекта на должность руководителя разыгрыванием стрессовой ситуации в живую (деловые игры).
Приходя на собеседование, важно помнить, что неадекватное поведение интервьюера (грубость, отсутствие интереса и так далее) говорит только о том, что он хочет оценить способности реагирования на сложные эмоции.
Важно оставаться спокойным и собранным, чтобы не попасть в «установленную ловушку».
Тесты потенциала руководителей
Первыми тестами, с которыми сталкиваются будущие руководители – онлайн тесты способностей и потенциала (PiF). Их разрабатывают иностранные и российские консалтинговые компании, например, SHL, Talent Q, ЭКОПСИ консалтинг.
С их помощью оценивают компетенцию и интеллектуальный уровень потенциального начальника.
Как правило, оценочные испытания для руководителей состоят из трех тестов:
1
Числовой
Представлен в виде графика, таблицы или диаграммы и нескольких вариантов ответов. Соискателю придется найти нужные цифры и выполнить базовые арифметические действия – сравнить числа, вычислить проценты, доли, пропорции. Все усложняется тем, что время на каждый вопрос теста для руководителя ограничено 30-60 секундами.
2
Вербальный
Представлен в виде текста и нескольких утверждений к нему. Задача соискателя – прочитать текст и выбрать утверждение, которое соответствует (или не соответствует) мысли приведенного отрывка. Текст, как правило, перегружен цифрами и специфическими для отрасли, в которую устраивается кандидат терминами. Время на ответ – не больше минуты, в зависимости от разработчика и работодателя.
Пример Вербального теста:
3
Логический
Представлен в виде последовательности меняющихся абстрактных фигур или элементов. Задача – продолжить представленный ряд, выбрав нужную фигуру из вариантов ответов. Как правило, время ограничено на весь блок, а не на один вопрос. В среднем, 25 минут на 20 вопросов, в зависимости от разработчика.
Пример Логического теста:
На собеседовании нередко используется сразу 2 типа таких методик: направленный на диагностику общих способностей и уровня IQ, а также узкоспециализированные и дополнительные методы оценки (определяющие наличие знаний и навыков, необходимых для работы конкретно в этой компании).
Методики выявления качеств руководителя
Тест для проверки руководителя на профессиональную этику позволяет определить наличие моральных, волевых принципов и соответствие правилам и культуре, принятой в компании.
Если управленец игнорирует установленные правила, так же поступят и его подчиненные. И тогда репутация компании и доверие клиентов быстро исчезнут.
Внешне методики определения соответствия рабочей этики представляют собой классические психологические опросники, анкеты и тесты для руководителей с ответами. В международных компаниях служба HR разрабатывает такие опросники самостоятельно, чтобы найти человека с нужными личностными качествами и уровнем ответственности.
Пример Психологического теста:
В зависимости от разработчика тестирования, оценивается от 5 до 32 качеств личности, нужных работодателю. Как правило, личностные опросники основаны на модели личности big5.
В этот же блок методик входят упражнения по анализу кейсов и ролевые деловые игры. Их цель определить подход к решению типичных руководительских проблем, а также стиль работы исполнителей.
Пример кейса для руководителя:
Упражнения по анализу кейсов представляют собой папку (в электронном или распечатанном виде), в которой находятся:
- инструкция к заданию;
- информация о вымышленной компании;
- распечатка электронных писем;
- стенограмма звонков;
- бухгалтерские балансы;
- экономические отчеты;
- организационная структура отдела или компании;
- вырезки из газет, журналов.
- другие документы.
Задача будущего руководителя – проанализировать кейс и предложить решение поставленных задач.
Как правило, эта процедура проходит на собеседовании, в рамках ассессмента руководителей – комплексной процедуры очной оценки.
Чем сложны тесты на должность руководителя
Механизм определения нужных для менеджера старшего звена качеств един, а разнообразие методик по сравнению с классической психодиагностикой ограничено. Но такое суждение ближе профессиональным эйчарам, чем потенциальным кандидатам на должность.
Неподготовленному человеку нередко кажется, что количество используемых технических методик и исследований огромно. Их выполнение занимает много времени, а усталость и волнение играют не на руку соискателю.
Представим все психологические испытания в виде таблицы, чтобы обозначить, с чем сталкиваются будущие руководители.
Тип | Формат | С какими сложностями сталкиваются кандидаты |
---|---|---|
Тесты оценки компетенций | выбрать один из представленных вариантов;
|
Результаты сравнивают с другими претендентами аналогичной контрольной группы. Поэтому тут важно показать максимальный результат. Кроме того, человек без подготовки никогда не покажет результат выше, чем у человека, который готовился к оценочным испытаниям. |
Тесты определения соответствия рабочей этике | Оценить представленные утверждения по шкале от 1 до 5 или 1 до 3
Проанализировать кейс, представить доклад |
Для упражнений по анализу кейсов придется готовить презентацию и доклад экзаменационной комиссии. |
Тесты развития эмоционального интеллекта | Оценить приведенные решения по эффективности воздействия на ситуацию | Испытуемому предлагается самостоятельно продумать реакцию и описать ее коротко, но четко.
Как правило, сценарии подобраны для оценки навыка управлять подчиненными и решать конфликтные ситуации. |
Классические интеллектуальные тесты | Выбрать один правильный ответ | Сложности возникают только при недостатке навыков. |
Советы по прохождению и тренировке
Подготовиться к тестам на должность руководителя несложно. Дело в том, что большинство оценочных методик построены по классическим моделям. И чем больше аналогичных заданий решит кандидат, тем выше будет его результат на ассессменте. Тренировка может проводиться на любом устройстве в любое удобное время онлайн.
Для каждого этапа оценочных испытаний разработаны тренировочные тесты. При этом нет смысла искать, где скачать бесплатные тесты для руководителей – в открытом доступе, как правило, размещены неактуальные кейсы и задачи, нет сравнения результатов с другими пользователями, пояснений и комментариев к решению заданий.
Тесты-аттестация руководителей, как и любые экзамены, требуют многочасовой подготовки. Принцип прост: чем больше разнообразных методик тренировки пройдет кандидат самостоятельно, тем проще будет ему справиться с теми, которые предложат на собеседовании.
Рекомендуется также узнать, какие тесты используются в учреждении, где будет проходить собеседование. Помогут отзывы работающих сотрудников, предварительное общение с рекрутером, чтение форумов и социальных сетей работодателя.
Заключение
В России большинство оценочных тестов руководителя проходят в соответствии с регламентом, что исключает необъективную оценку. Например, результаты и отчеты тестирования способностей формируются без участия живого человека. Поэтому обмануть HR не получится.
Если каких-то способностей или знаний не хватает, их сложно развить за короткий промежуток времени, однако это не значит, что к оценочным мероприятиям нельзя подготовиться. Все испытания при приеме на работу построены по конкретным методикам, которые воспроизводятся тренировочными тестами и асессментом. Поэтому, можно сказать, что чем интенсивнее кандидат тренируется, тем выше его шансы устроиться на работу и впечатлить рекрутеров.
Оцените статью
средняя оценка 5,00 (8 голосов)
Загрузка…
Онлайн-доступ и подготовка к тестам на Руководителя:
Full (Все тесты сайта)
207 тестов 3030 вопросов + 7 кейсов и 2 пособия
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
1 месяц доступа
890 рублей
Числовые тесты
30 тестов, 600 вопросов
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
1 месяц доступа
340 рублей
Получите доступ к тестам всего за 3 минуты
Шаг 1
Оплата
Выберите пакет тестов, оплатите удобным для Вас способом. Укажите свою электронную почту.
Шаг 2
Письмо
В течение 2-х минут получите письмо на указанный e-mail с логином и паролем.
Шаг 3
Доступ
В 1 клик переходите в личный кабинет с тестами и инструментами. Наслаждайтесь подготовкой.
Приобретая тесты у нас Вы получаете
Удобный
личный кабинет
Подробные
решения всех тестов
Моментальный
доступ к тестам
Работа
на любом устройстве
История
пройденных тестов
Режим практики
(без таймера)
Имитация
реального теста
Статистика
результата тестов
Похожие статьи
Видеопрезентация нашего сервиса
1:17
Отзывы о нашем сервисе
Дмитрий, 32 года,
Выпускник МГТУ
Прекрасная Онлайн подготовка! Очень удобный интерфейс для подготовки к тестам, а самое главное тесты дают полное представление о реальном тестировании, что очень порадовало. Спасибо вам ребята за удобный и качественный ресурс!
Анна, 24 года
Выпускник РАНХиГС
Приобретала числовые тесты. Тесты сами по себе похожи на те, что мне прислал работодатель. Хорошо что можно готовиться Онлайн и с телефона, очень удобно и видно свои успехи в сравнении с другими. Решения все есть.
Онлайн кабинет понравился, тесты очень и могут серьезно помочь в подготовке к собеседованиям и тестированию разной сложности и разной направленности. Разъяснения после прохождения тестов очень помогают вовремя понять свои ошибки, детально их разобрать и поработать над ними.
Экспертная диагностика стилей руководства
Методика направлена на изучение трех классических стилей руководства: демократического (Д), авторитарного (А) и либерально-попустительского (Л). Их проявление определяется с помощью экспертной оценки деятельностного поведения реального или потенциального руководителя в 27 заданных ситуациях.
Инструкция к тесту
Просим вас оценить типичное поведение субъекта в 27 заданных ситуациях. В каждом случае вы должны выбрать один из трех вариантов поведения, свойственного лицу.
Количество вопросов в тесте:
27
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ
1. Распределение полномочий между руководителями и под-чиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заме-стителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) си-туациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, пе-реходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руко-водства;
в) в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает бо-лее тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляет-ся со своими обязанностями;
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разгова-ривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о поло-жении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит пре-одолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испы-тывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководи-теля:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руко-водителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с пере-менным успехом;
5. Отношение руководителям к советам и возражениям со сто-роны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указа-ния своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельст-ва не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные ре-зультаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-пси-хологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отноше-ние людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хо-рошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большое внимание уделяет налаживанию взаимоотно-шений в коллективе, а не вьшолнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислу-шивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих ру-ководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хо-рошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращает-ся за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремится попол-нить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается само-стоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или вы-полнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими под-чиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих ру-ководителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за ка-кое-то дело, пытается переложить его на своих замов или ниже-стоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощ-никам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифициро-ванными специалистами;
б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает замести-телем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных спе-циалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсут-ствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руково-дитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполни-телями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие меры воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко прихо-дится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настав-ляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, прось-бами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброже-лательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и да-же грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя не-искренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто ме-няется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллек-тива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически при-нимает на себя не руководитель.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и иде-альному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные бо-ятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дис-циплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руково-дитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.
19. Характер принятия решения по руководству коллективом:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или от-меняет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;
в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, еди-нолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношение между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаи-мопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хоро-шее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кад-ров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали само-стоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а гово-рит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководи-теля, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) представляет подчиненным самостоятельность лишь вре-мя от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опыт-ными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими ру-ководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе и к другим.
25. Отношения руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с боль-шим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроиз-водственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отно-шениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные ор-ганизации;
б) многие вопросы решаются коллективом на обществен-ном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без уча-стия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руково-дитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к ис-полнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руко-водства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попусти-тельский) в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.
Вариант |
а |
б |
в |
г |
д |
1. |
Д-з |
П-2 |
к-з |
П-З |
К-2 |
2. |
Д-з |
К-2 |
П-1 |
К-З |
П-З |
3. |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1;П-2 |
К-2 |
4. |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5. |
к-з |
Д-2 |
П-2 |
П-2;К-1 |
К-2 |
6. |
п-з |
Д-з |
К-З |
Д-з |
Д-2 |
7. |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1;К-1 |
К-1 |
8. |
к-з |
п-з |
Д-2 |
П-2 |
Д-з |
9. |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
П-2 |
10. |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2;К-2 |
К-1;К-2 |
11. |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1;П-2 |
Д-2;П-1 |
12. |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-З |
13. |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1;П-2 |
14. |
П-З |
Д-з |
К-З |
Д-2 |
к-з |
15. |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-3 |
16. |
К-2 |
Д-1;П-1 |
Д-1;П-2 |
П-З |
— |
17. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-З |
18. |
Д-з |
к-з |
П-2;К-1 |
П-2;Д-1 |
П-1 |
19. |
Д-з |
П-2 |
К-З |
П-З |
П-З |
20. |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21. |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22. |
К-2 |
Д-1;К-2 |
Д-2;К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-З |
24. |
Д-з |
к-з |
Д-2 |
П-З |
К-2 |
25. |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26. |
К-2 |
к-з |
П-З |
Д-з |
К-З |
27. |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-з |
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округ-лите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руко-
239
водства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соот-ношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);
2) 1-К-І — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
3) 1-1-Л — либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей
доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1 — директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);
5) 1-К-Л — коллегиально-либеральный (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);
6) Д-І-Л — директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
7) Д-К-Л — смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.