Тест по истории СССР в годы коллективного руководства для учащихся 11 класса с ответами. Тест содержит 10 заданий.
1. Что из названного произошло в 1964-1980-е гг.?
1) «Ленинградское дело»
2) создание научного центра в Новосибирске
3) травля Б. Пастернака за присуждение ему Нобелевской премии
4) высылка из страны Г. Вишневской и М. Ростроповича
2. Какие три из перечисленных событий, явлений научно-технического развития относятся к 1964-1985 гг.?
1) создание атомной бомбы
2) создание первой в мире ядерной установки
3) создание ракетоносителей «Протон» и орбитальной станции «Салют»
4) появление новой науки — генетики
5) осуществление первой стыковки советского и американского космических кораблей
6) запуск первого искусственного спутника Земли
3. Прочтите отрывок из речи Л.И. Брежнева и напишите год, к которому она относится.
«Чтобы в полной мере использовать все возможности социалистического способа производства, предлагается усилить экономический метод управления хозяйством. С помощью системы экономических стимулов нужно создать прямую заинтересованность каждого рабочего, мастера, техника, инженера и служащего предприятия во внедрении новой техники, в совершенствовании технологии, повышении производительности труда и качества продукции. Этим же целям будет служить расширение прав каждого отдельного предприятия… На первый план партия ставит такие вопросы, как социалистический хозяйственный расчет, использование в плановом управлении экономикой прибыли, цены, кредита, хозяйственных договоров и т.д., разработка учения об организации и управлении социалистической промышленностью в условиях развертывающейся научно-технической революции, сочетание централизованного планирования с экономической самостоятельностью предприятий и другие…»
4. Какие три события из перечисленных относятся к культурной жизни СССР в 1964-1980-е гг.?
1) издание книг «Малая земля» и «Целина»
2) публикация романа И. Эренбурга «Оттепель»
3) появление самиздата
4) создание театра «Современник»
5) публикация романа «Молодая гвардия»
6) выход на экраны фильма «Гараж»
5. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Даты
А) 1969 г.
Б) 1975 г.
В) 1979 г.
Г) 1983 г.
События
1) ввод советских войск в Афганистан
2) обострение отношений между СССР и странами НАТО из-за сбитого южнокорейского самолета
3) конфликт между СССР и Китаем из-за полуострова Даманский
4) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
5) визит Президента США Р. Никсона в СССР
6. Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Произведения
А) художественный фильм «Андрей Рублев»
Б) памятник советскому воину-освободителю в Берлине
В) «Архипелаг ГУЛАГ»
Г) роман «Доктор Живаго»
Авторы
1) Е. Вучетич
2) А. Солженицын
3) А. Тарковский
4) К. Симонов
5) В. Пастернак
7. Что из названного стало следствием «холодной войны»?
1) расширение НАТО на восток
2) укрепление международного авторитета СССР в Европе
3) усиление идеологического противостояния между капиталистическими и социалистическими государствами
4) введение моратория на испытания ядерного оружия
8. Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком событии в нем идет речь.
«…Не подлежит сомнению, что … события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию договора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира… Советские действия способствовали … увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических программ во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия … осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны…»
1) о вводе советских войск в Северную Корею
2) о вводе советских войск в Венгрию
3) о вводе советских войск в Афганистан
4) о вводе советских войск в Чехословакию
9. Какое положение из названных характеризует общественно-политическую жизнь в 1960-е — начале 1980-х гг.?
1) развитие диссидентского движения
2) разработка концепции гражданского общества
3) принятие Конституции «победившего социализма»
4) окончательное стирание границ между городом и деревней
10. Сравните политику десталинизации и неосталинизма. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Подтвердите ответы примерами.
Ответы на тест по истории СССР в годы коллективного руководства
1-4
2-235
3-1965
4-136
5-3412
6-3125
7-3
8-3
9-1
10. общие характеристики
— признание тезиса о том, что И.В. Сталин внес крупный вклад в построение социализма в СССР
— оправдание репрессий 30-40-х гг.
— сохранение политической цензуры
— влияние на общественную жизнь социалистической идеологии
СССР В годы «коллективного руководства»
1964-1984
Политика и экономика: от реформ к «застою»
1.Л.Брежнев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР
1) в 1960 г. 2) в 1964 г. 3) в 1971 г. 4) в 1982 г.
2.Какое событие из названных произошло в 1965 г.?
1) введена 5 дневная рабочая неделя
2) принято решение о ликвидации разделения парторганов на
сельскохозяйственные и промышленные
3)разрешены паспорта колхозникам
4) воссозданы отраслевые министерства
3.Отметьте одно из положений реформы 1965иг. Вт сельском хозяйстве
1)увеличение посевных площадей под кукурузу
2)повышение закупочных цен
3)колхозникам было разрешено вести фермерское хозяйство
4) принято решение об увеличении совхозов
4.Инициатором введения хозрасчета на предприятиях в 1965 г. был
1)А.Косыгин 2)А.Громыко 3)Э.Шеварнадзе 4) М.Суслов
5.Реформа 1965 г. в промышленности предусматривала
1)введение материальных стимулов к труду
2) увеличение дотаций в легкую промышленность
3)проведение эксперимента по роспуску колхозов
4)резкое увеличение темпов жилищного строительства
6.Отметьте черту общественной жизни в СССР в 60-70-е гг.
1)ослабление цензуры
2)расширение туристических контактов с европейскими государствами
3) разрешение молодежных неформальных организация
4) создание детских скаутских лагерей
7.Что из названного было характерно для экономики брежневского периода?
1) увеличение инвестиций в легкую промышленность
2)быстрое внедрение научно-технических новшеств в производство
3)решение продовольственной проблемы
4)снижение темпов развития
8.Что из названного является главной причиной неудачи реформы 1965 г.?
1)неприятие рабочими принципа материальной заинтересованности в труде
2)убыточность большинства предприятий
3)сущность плановой экономики
4) желание руководства получить быстрые результаты
9.Отметьте положение , характеризующее политическую жизнь СССР во
второй половине 60-х- н.80-х гг
1)введение возрастных ограничений для занятия партийных должностей 2)усилений
национальных элит
3)процесс демократизации партии и общества 4)ликвидация национальных
автономий
10. Что является результатом реформ в промышленности и в сельском
хозяйстве?
1)кратковременное увеличение продуктивности 2)переход командной
экономики к рыночной
3)закрытие всех учебных предприятий 4)оживление
кооперативного движения
Ключи
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Тест по истории СССР в годы «коллективного руководства» для 11 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий.
1. Л.И. Брежнев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР
1) в 1960 г.
2) в 1964 г.
3) в 1971 г.
4) в 1982 г.
2. Какое событие из названных произошло в 1965 г.?
1) введена 5-дневная рабочая неделя
2) принято решение о ликвидации разделения парторганов на сельскохозяйственные и промышленные
3) разрешены паспорта колхозникам
4) воссозданы отраслевые министерства
3. Отметьте одно из положений реформы 1965 г. в сельском хозяйстве
1) увеличение посевных площадей под кукурузу
2) повышение закупочных цен
3) колхозникам было разрешено вести фермерское хозяйство
4) принято решение об увеличении совхозов
4. Инициатором введения хозрасчета на предприятиях в 1965 г. был
1) А.Н. Косыгин
2) А.А. Громыко
3) Э.А. Шеварднадзе
4) М.В. Суслов
5. Реформа 1965 г. в промышленности предусматривала
1) введение материальных стимулов к труду
2) увеличение дотаций в легкую промышленность
3) проведение эксперимента по роспуску колхозов
4) резкое увеличение темпов жилищного строительства
6. Отметьте черту общественной жизни в СССР в 60-70-е гг.
1) ослабление цензуры
2) расширение туристических контактов с европейскими государствами
3) разрешение молодежных неформальных организаций
4) создание детских скаутских лагерей
7. Что из названного было характерно для экономики брежневского периода?
1) увеличение инвестиций в легкую промышленность
2) быстрое внедрение научно-технических новшеств в производство
3) решение продовольственной проблемы
4) снижение темпов развития
8. Что из названного является главной причиной неудачи реформы 1965 г.?
1) неприятие рабочими принципа материальной заинтересованности в труде
2) убыточность большинства предприятий
3) сущность плановой экономики
4) желание руководства получить быстрые результаты
9. Отметьте положение, характеризующее политическую жизнь СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.
1) введение возрастных ограничений для занятия партийных должностей
2) усиление национальных элит
3) процесс демократизации партии и общества
4) ликвидация национальных автономий
10. Что из названного является одним из результатов реформ в промышленности и сельском хозяйстве?
1) кратковременное увеличение продуктивности
2) переход командной экономики к рыночной
3) закрытие всех убыточных предприятий
4) оживление кооперативного движения
Ответы на тест по истории СССР в годы «коллективного руководства» для 11 класса
1-1
2-4
3-2
4-1
5-1
6-2
7-4
8-3
9-2
10-1
Опубликовано: 31.01.2022
Обновлено: 31.01.2022
СССР в годы «коллективного руководства».
Ф.И. ___________________________ I вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Ввод войск в Афганистан
2) Принятие «конституции развитого социализма»
3) реформа Косыгина
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
A) Корейская война Б) Карибский кризис B) Афганская война Г) Берлинский кризис (строительство Берлинской стены) |
1) 1956 г. 2) 1961 г. 3) 1979-1989 гг. 4) 1962 г. 5) 1950-1953 гг. 6) 1949 г. |
A |
Б |
В |
Г |
3. Ниже приведён список терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг.
1) Верховный Совет; 2) Совет Федерации; 3) народный депутат; 4) Совет Министров; 5) Федеральное Собрание; 6) автономная республика.
Ответ: _____________
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей, проводимая в конце 1960-х — конце 1970-х гг., получила название «период __________________».
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Только они и остались, как нам кажется, в памяти людей от короткого пребывания у власти. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся, проверка удостоверений личности в магазинах (в целях обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время), налёты милиции в кинотеатры (в тех же целях), изменение часов работы магазинов для того, чтобы дать возможность населению сделать покупки не в рабочее время. В первые месяцы эти меры дали незначительное повышение производительности труда. А потом всё вернулось на свои места».
Б) «Наполеон, собрав большие силы пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареей, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий. Генерал же от инфантерии Дохтуров взял пред сим в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего тяжкую рану и вынужденного чрез то оставить место сражения».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описанные события происходили в 1980-е гг.
2) События описывают Бородинское сражение.
3) Описанные события происходили в 1812 г.
4) Пропущенная фамилия — Л. И. Брежнев.
5) Описанные события происходили в 1960-е гг.
6) Пропущенная фамилия — Ю. В. Андропов.
Фрагмент А |
Фрагмент Б |
||
6. Какие три деятеля культуры второй половины XX в. из перечисленных ниже являются кинорежиссёрами?
1) Э. А. Рязанов 2) И. С. Глазунов 3) С. С. Говорухин 4) Л. И. Гайдай 5) А. М. Шилов 6) Э. И. Неизвестный
Ответ: _________
7. Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями лидеров СССР, в период руководства которых эти события произошли.
СОБЫТИЯ |
ЛИДЕРЫ СССР |
A) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе Б) «Ленинградское дело» B) разгром «антипартийной группы» Молотова-Маленкова-Кагановича Г) учреждение поста Президента СССР |
1) И. В. Сталин 2) Н. С. Хрущёв 3) Л. И. Брежнев 4) Ю. В. Андропов 5) М. С. Горбачёв |
A |
Б |
В |
Г |
8. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и назовите деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Он, конечно, всеми своими корнями врос в прошлое нашей страны, в централизованную систему партийной и государственной власти. Отсюда первыми его шагами на посту Генерального секретаря ЦК было наведение порядка на.производстве, укрепление государственной дисциплины, основательно расшатанной при Брежневе, борьба с коррупцией и взяточничеством … был решительным защитником марксизма-ленинизма, который он, в отличие от Брежнева, знал не по специально подобранным референтами цитатам, а по первоисточникам. В дни столетия со дня смерти Карла Маркса он подготовил и опубликовал интересную, на мой взгляд, работу о судьбах демократии, где впервые поднял основательно забытую нашими коммунистами проблему самоуправления в обществе На самом деле это шло от глубокого понимания того, что порядок в обществе может быть прочным только тогда, когда он опирается на подлинно демократические институты
Не сомневаюсь, что отпусти судьба … еще несколько лет жизни, не было бы у нас ни катастрофических шараханий, ни кровавых межнациональных конфликтов, ни повсеместного ослабления государственной власти…»
Ответ: ___________________
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Страна |
События |
Руководитель СССР в период, когда произошло событие |
__________(А) |
Ввод войск стран ОВД |
__________(Б) |
ГДР |
__________(В) |
Н. С. Хрущёв |
Югославия |
__________(Г) |
__________(Д) |
__________(Е) |
Вывод советских войск |
М. С. Горбачёв |
1) Ю. В. Андропов
2) сооружение стены для прекращения бегства граждан в соседнее государство
3) разрыв дипломатических отношений с СССР
4) прекращение существования государства
5) Афганистан
6) И. В. Сталин
7) Венгрия
Чехословакия
9) Л. И. Брежнев
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
10. Из статьи маршала С. Ф. Ахромеева. «В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0-6,5 млн. рублей. Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных Сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путём заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчет того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится сама афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) участие советских войск в войне, о которой говорится в тексте, получило одобрение Организации Объединенных Наций.
2) война, о которой говорится в тексте, началась для советских войск в 1979 г.
3) в ходе данной войны противник советских войск использовал партизанские методы борьбы.
4) руководителем страны в начале войны, о которой говорится в тексте, был М. С. Горбачев.
5) по мнению автора, советские войска не могли решить в этой войне поставленные перед ними задачи.
6) война, о которой говорится в тексте, длилась менее трёх лет
Ответ: ____________________
11. Установите соответствие между фамилиями кинорежиссеров и их произведениями.
ФАМИЛИИ |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
A) Э. Рязанов Б) С. Бондарчук B) А. Тарковский Г) С. Ростоцкий |
1) «Доживём до понедельника» 2) «Солярис» 3) «Освобождение» 4) «Они сражались за родину» 5) «Гараж» 6) «Летят журавли» |
А |
Б |
В |
Г |
Рассмотрите изображение и выполните задание
12. Какие два суждения из пяти, связанные с данным изображением, являются верными?
Ответ: _______________
1) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н. С. Хрущёв.
2) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР.
3) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве.
4) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США.
5) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады в Москве.
13. На какой из фотографий, представленных ниже, изображены деятели культуры, которые были наиболее популярны в период подготовки и проведения Олимпийских игр, символика которых представлена выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______
14. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Из статьи Ю.Кушнеровой и Т. Черниковой. «Основные положения реформы были выработаны группой экономистов под руководством Либермана. Председатель Совета Министров ….. был активным сторонником идей данной группы, которые сводились к организации управляемого «социалистического рынка» на основе «хозрасчёта» (хозяйственной самостоятельности) отдельных предприятий: государство устанавливало стабильный, общий на 5 лет план на цену, количество и качество необходимой продукции, но не регламентировало, как товары будут производиться. Кроме валовых показателей (общая цена и количество произведенной продукции), в план был введен и новый показатель — стоимость реализованной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства… Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой цене. Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов оставляли в распоряжении предприятий. Эти фонды были разделены на 3 части: фонд материального поощрения, откуда платились зарплата и премии за перевыполнение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жилья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования, из которого предприятие закупало сырье и прочее. Государственные инвестиции предполагались с целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том числе и приобретённых за границей».
Именем какого руководителя правительства СССР были названы преобразования в экономике СССР, указанные в статье? Какой год стал началом их проведения? ___________________________________________________________________________________________________
15. Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте. Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.
«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами… Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи… Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств». _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Укажите название политики СССР в отношении входивших в социалистический блок стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период, когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её проведения? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. «Внешнеполитический курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами».
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
СССР в годы «коллективного руководства».
Ф.И. ___________________________ II вариант
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.
1) Олимпиада в Москве
2) Хельсинские соглашения
3) Пражская весна
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
A) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Б) начало царствования Бориса Годунова B) учреждение Верховного тайного совета Г) Невская битва |
1) 1240 г. 2) 1380 г. 3) 1598 г. 4) 1726 г. 5) 1945 г. 6) 1975 г |
A |
Б |
В |
Г |
3. Ниже приведён перечень аббревиатур. Все они, за исключением двух, употреблялись в СССР в период 1964—1985 гг.
1) СБСЕ 2) ОСВ-1 3) ВЧК 4) программа СОИ 5) СНГ 6) ВЛКСМ
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду: ____________
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей, проводимая в конце 1960-х — конце 1970-х гг., получила название «период __________________».
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Только они и остались, как нам кажется, в памяти людей от короткого пребывания у власти. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся, проверка удостоверений личности в магазинах (в целях обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время), налёты милиции в кинотеатры (в тех же целях), изменение часов работы магазинов для того, чтобы дать возможность населению сделать покупки не в рабочее время. В первые месяцы эти меры дали незначительное повышение производительности труда. А потом всё вернулось на свои места».
Б) «Наполеон, собрав большие силы пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареей, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий. Генерал же от инфантерии Дохтуров взял пред сим в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего тяжкую рану и вынужденного чрез то оставить место сражения».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описанные события происходили в 1980-е гг.
2) События описывают Бородинское сражение.
3) Описанные события происходили в 1812 г.
4) Пропущенная фамилия — Л. И. Брежнев.
5) Описанные события происходили в 1960-е гг.
6) Пропущенная фамилия — Ю. В. Андропов.
Фрагмент А |
Фрагмент Б |
||
6. Какие три из перечисленных черт характеризуют период «застоя» в СССР?
1) дефицит промышленных и продовольственных товаров
2) значительный разрыв в материальном положении разных слоёв общества
3) борьба с диссидентским движением
4) быстрые темпы внедрения современных технологий в производство товаров народного потребления
5) социальная стабильность, высокая степень социальной защищённости населения
6) альтернативный характер выборов
Ответ: ____________
7. Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры и науки и их произведениями и достижениями.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ |
ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ |
A) С. С. Прокофьев Б) А. Т. Твардовский B) С. П. Королёв Г) А. И. Солженицын |
1) освоение космического пространства 2) создание первой атомной электростанции 3) балет «Ромео и Джульетта» 4) поэма «Василий Тёркин» 5) повесть «Один день Ивана Денисовича» |
A |
Б |
В |
Г |
8. Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.
«Чувствуя, что угасает, [он] героически продолжал бороться за жизнь, трудился до последних дней, считая, что его долг перед партией заключается в том, чтобы успеть сделать всё, что можно. Но эта борьба осложнялась тем, что находился он в атмосфере потрясающего бездушия, которое проявляло к нему подавляющее большинство членов Политбюро (…) Он направил записку в Политбюро, касающуюся вопросов подготовки к XXVII съезду партии, и она получила единодушное одобрение. [Он] предлагал приблизить по времени созыв съезда, провести его в октябре-ноябре 1985-го, а не весной будущего года, как это обычно происходило». Ответ: _______________
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Понятие |
Дата |
Руководитель страны |
__________(А) |
1921 г. |
__________(Б) |
__________(В) |
__________(Г) |
Н. С. Хрущёв |
Программа мира |
1971 г. |
__________(Д) |
Ближнее зарубежье |
__________(Е) |
Б. Н. Ельцин |
1) военный коммунизм
2) И. В. Сталин
3) совнархоз
4) 1985 г.
5) Л. И. Брежнев
6) 1992 г.
7) 1957 г.
В. И. Ленин
9) нэп
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«В ГДР жизненный уровень должен быть выше, чем в ФРГ. Только это может привлечь всех немцев на нашу сторону. Но пока не получается. В данном свете интересна проблема репараций. Западные страны отменили репарации, которые им платила ФРГ, а ГДР продолжала нам выплачивать, чем могла. Когда умер Сталин, мы поставили заново этот вопрос: если мы хотим, чтобы Восточная Германия могла соревноваться по жизненному уровню с Западной, нужно дать ей возможность резко поднять свою экономику. При продолжении выплаты репараций и содержания наших войск в ГДР за её счёт это будет невозможно. И мы отменили тогда репарации, а содержание наших войск взяли на себя. Полякам это понравилось, и они тоже стали драть с нас шкуру и зарабатывать на том, что наши войска в интересах самой Польши находятся на польской территории…
Ещё один камень преткновения — пограничные проблемы. Сейчас, в свете нашего конфликта с Китаем (из-за острова Даманский), опять встал вопрос о границах между социалистическими странами. Эти проблемы существовали всегда… В начале конфликта с Китаем… принесли мне перечень претензий, выдвинутых китайцами. Собрались Малиновский, Громыко и я. Я взял карандаш и провёл линию, которая делила как бы пополам взаимные претензии. Граница получалась более выровненной».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Данный отрывок мог быть написан в 1968 г.
2) Автор отрывка являлся руководителем СССР.
3) Все события, описанные в отрывке, проходили в условиях уже начавшейся «холодной» войны.
4) Автор воспоминаний пишет, что решение СССР об отмене репараций было вызвано антиправительственными выступлениями в ГДР.
5) ФРГ платила репарации дольше, чем ГДР.
6) В отрывке поднимается вопрос о сложности взаимоотношений между странами социалистического лагеря.
11. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Москва слезам не верит» Б) «Домострой» В) Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» Г) «Слово о Законе и Благодати» |
1) Фильм выдающегося советского режиссера С. Эйзенштейна. 2) Представляет собой торжественную речь митрополита Илариона в середине XI в. 3) Первый манифест российского консерватизма, написан Н. М. Карамзиным 4) Был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, в качестве назидания молодому царю. 5) Фильм В. В. Меньшова, получивший премию «Оскар» в 1981 г. 6) Философско-юридический трактат, руководство для депутатов Уложенной комиссии. |
А |
Б |
В |
Г |
12. Какие два суждения из пяти о данной карикатуре являются верными?
1) Фраза начальника, обращённая к конструктору, свидетельствует о приоритетном применении в сельскохозяйственном производстве интенсивных технологий.
2) Ситуация, связанная с предстоящей поездкой конструктора, являлась типичной для десятилетия, когда вышел номер журнала, на обложке которого размещена карикатура.
3) Изображение свидетельствует, что конструктор использует в работе электронно- вычислительную машину.
4) Номер журнала, обложка которого представлена на рисунке, вышел в свет в период «оттепели».
5) В период, когда вышел номер журнала, обложка которого представлена, в СССР официально отсутствовала безработица.
Ответ: _________________
13. Укажите почтовые марки, выпущенные в том же десятилетии, в котором вышел номер журнала, обложка которого представлена выше. В ответе запишите две цифры под которыми указаны эти марки.
1 234
Ответ: ______
14. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева. «В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн рублей.
Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек, увеличенной затем до 108 тысяч… Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру…»
В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте? Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию руководителя СССР, при котором она окончилась. __________________________________________________________________________________________
15. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Из исторического источника. «Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. закупочные цены на пшеницу и рожь, продаваемые государству колхозами, совхозами и другими хозяйствами, согласно приложению.
2. Установить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. надбавки в размере 50 процентов к закупочным ценам на пшеницу и рожь, продаваемые государству… сверх установленного плана пшеницы, ржи и других зерновых культур в целом.
3. Повысить и ввести в действие с 1 мая 1965 г. единые для колхозов, совхозов и других хозяйств областей Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского районов РСФСР, Калининградской и Пермской областей, Удмуртской АССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и Полесских районов Украинской ССР закупочные цены на ячмень (фуражный) в размере 90 рублей и на овёс в размере 75 рублей на тонну базисных кондиций».
Назовите не менее двух конкретных предложений, направленных на выполнение решений данного постановления. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Третий пункт данного постановления перечисляет ряд регионов СССР, в которых устанавливались повышенные по сравнению с другими регионами закупочные цены на зерно и фураж. Почему определены именно эти регионы? Назовите не менее двух причин. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. «Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».
Аргументы в подтверждение:
1)…
2)…
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
ЗАДАНИЕ
Что из названного является одним из результатов реформ в промышленности и сельском хозяйстве?
оживление кооперативного движения
закрытие всех убыточных предприятий
переход командной экономики к рыночной
кратковременное увеличение продуктивности
ЗАДАНИЕ
Отметьте положение, характеризующее политическую жизнь СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.
ликвидация национальных автономий
процесс демократизации партии и общества
усиление национальных элит
введение возрастных ограничений для занятия партийных должностей
ЗАДАНИЕ
Что из названного является главной причиной неудачи реформы 1965 г.?
желание руководства получить быстрые результаты
сущность плановой экономики
убыточность большинства предприятий
неприятие рабочими принципа материальной заинтересованности в труде
ЗАДАНИЕ
Что из названного было характерно для экономики брежневского периода?
решение продовольственной проблемы
быстрое внедрение научно-технических новшеств в производство
увеличение инвестиций в легкую промышленность
ЗАДАНИЕ
Отметьте черту общественной жизни в СССР в 60-70-е гг.
создание детских скаутских лагерей
разрешение молодежных неформальных организаций
расширение туристических контактов с европейскими государствами
ЗАДАНИЕ
Реформа 1965 г. в промышленности предусматривала
резкое увеличение темпов жилищного строительства
проведение эксперимента по роспуску колхозов
увеличение дотаций в легкую промышленность
введение материальных стимулов к труду
ЗАДАНИЕ
Инициатором введения хозрасчета на предприятиях в 1965 г. был
ЗАДАНИЕ
Отметьте одно из положений реформы 1965 г. в сельском хозяйстве.
принято решение об увеличении совхозов
колхозникам было разрешено вести фермерское хозяйство
увеличение посевных площадей под кукурузу
ЗАДАНИЕ
Какое событие из названных произошло в 1965 г.?
воссозданы отраслевые министерства
разрешены паспорта колхозникам
принято решение о ликвидации разделения парторга-нов на сельскохозяйственные и промышленные
введена 5-дневная рабочая неделя
ЗАДАНИЕ
Л.И. Брежнев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР