Тест коллективное руководство ссср

Тест по истории СССР в годы коллективного руководства для учащихся 11 класса с ответами. Тест содержит 10 заданий.

1. Что из названного произошло в 1964-1980-е гг.?

1) «Ленинградское дело»
2) создание научного центра в Новосибирске
3) травля Б. Пастернака за присуждение ему Нобелевской премии
4) высылка из страны Г. Вишневской и М. Ростроповича

2. Какие три из перечисленных событий, явлений научно-технического развития относятся к 1964-1985 гг.?

1) создание атомной бомбы
2) создание первой в мире ядерной установки
3) создание ракетоносителей «Протон» и орбитальной станции «Салют»
4) появление новой науки — генетики
5) осуществление первой стыковки советского и амери­канского космических кораблей
6) запуск первого искусственного спутника Земли

3. Прочтите отрывок из речи Л.И. Брежнева и напишите год, к которому она относится.

«Чтобы в полной мере использовать все возможности социалистического способа производства, предлагается усилить экономический метод управления хозяйством. С помощью системы экономических стимулов нужно соз­дать прямую заинтересованность каждого рабочего, масте­ра, техника, инженера и служащего предприятия во вне­дрении новой техники, в совершенствовании технологии, повышении производительности труда и качества продук­ции. Этим же целям будет служить расширение прав ка­ждого отдельного предприятия… На первый план партия ставит такие вопросы, как социалистический хозяйствен­ный расчет, использование в плановом управлении эконо­микой прибыли, цены, кредита, хозяйственных договоров и т.д., разработка учения об организации и управлении социалистической промышленностью в условиях развер­тывающейся научно-технической революции, сочетание централизованного планирования с экономической само­стоятельностью предприятий и другие…»

4. Какие три события из перечисленных относятся к культурной жизни СССР в 1964-1980-е гг.?

1) издание книг «Малая земля» и «Целина»
2) публикация романа И. Эренбурга «Оттепель»
3) появление самиздата
4) создание театра «Современник»
5) публикация романа «Молодая гвардия»
6) выход на экраны фильма «Гараж»

5. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго.

Даты

А) 1969 г.
Б) 1975 г.
В) 1979 г.
Г) 1983 г.

События

1) ввод советских войск в Афгани­стан
2) обострение отношений между СССР и странами НАТО из-за сби­того южнокорейского самолета
3) конфликт между СССР и Китаем из-за полуострова Даманский
4) Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе
5) визит Президента США Р. Никсо­на в СССР

6. Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями. К каждой позиции первого столбца под­берите соответствующую позицию второго.

Произведения

А) художественный фильм «Андрей Рублев»
Б) памятник советскому вои­ну-освободителю в Берлине
В) «Архипелаг ГУЛАГ»
Г) роман «Доктор Живаго»

Авторы

1) Е. Вучетич
2) А. Солженицын
3) А. Тарковский
4) К. Симонов
5) В. Пастернак

7. Что из названного стало следствием «холодной войны»?

1) расширение НАТО на восток
2) укрепление международного авторитета СССР в Европе
3) усиление идеологического противостояния между капиталистическими и социалистическими государ­ствами
4) введение моратория на испытания ядерного оружия

8. Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком событии в нем идет речь.

«…Не подлежит сомнению, что … события кардиналь­но изменили политическое положение в мире. Они поста­вили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию до­говора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира… Совет­ские действия способствовали … увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических про­грамм во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия … осу­дили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны…»

1) о вводе советских войск в Северную Корею
2) о вводе советских войск в Венгрию
3) о вводе советских войск в Афганистан
4) о вводе советских войск в Чехословакию

9. Какое положение из названных характеризует обществен­но-политическую жизнь в 1960-е — начале 1980-х гг.?

1) развитие диссидентского движения
2) разработка концепции гражданского общества
3) принятие Конституции «победившего социализма»
4) окончательное стирание границ между городом и де­ревней

10. Сравните политику десталинизации и неосталинизма. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трех различий). Подтверди­те ответы примерами.

Ответы на тест по истории СССР в годы коллективного руководства
1-4
2-235
3-1965
4-136
5-3412
6-3125
7-3
8-3
9-1
10. общие характеристики
— признание тезиса о том, что И.В. Сталин внес крупный вклад в построение социализма в СССР
— оправдание репрессий 30-40-х гг.
— сохранение политической цензуры
— влияние на общественную жизнь социалистической идеологии

СССР В годы «коллективного руководства»
1964-1984

Политика и экономика: от реформ к «застою»

1.Л.Брежнев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР

1) в 1960 г.    2) в 1964 г.   3) в 1971 г.   4) в 1982 г.

2.Какое событие из названных произошло в 1965 г.?

1) введена 5 дневная рабочая неделя

2) принято решение о ликвидации разделения парторганов  на
сельскохозяйственные и промышленные

3)разрешены паспорта колхозникам

4) воссозданы отраслевые министерства

3.Отметьте одно из положений реформы 1965иг. Вт сельском хозяйстве

1)увеличение посевных площадей под кукурузу

2)повышение закупочных цен

3)колхозникам было разрешено вести фермерское хозяйство

4) принято решение об увеличении совхозов

4.Инициатором введения хозрасчета на предприятиях в 1965 г. был

1)А.Косыгин   2)А.Громыко   3)Э.Шеварнадзе   4) М.Суслов

5.Реформа 1965 г. в промышленности предусматривала

1)введение материальных стимулов к труду

2) увеличение дотаций в легкую промышленность

3)проведение эксперимента по роспуску колхозов

4)резкое увеличение темпов жилищного строительства

6.Отметьте черту общественной жизни в СССР в 60-70-е гг.

1)ослабление цензуры

2)расширение туристических контактов с европейскими государствами

3) разрешение молодежных неформальных  организация

4) создание детских скаутских лагерей

7.Что из названного было характерно для экономики брежневского периода?

1) увеличение инвестиций в легкую промышленность

2)быстрое внедрение научно-технических новшеств в производство

3)решение продовольственной проблемы

4)снижение темпов развития

8.Что из названного является главной причиной неудачи реформы 1965 г.?

1)неприятие рабочими принципа материальной заинтересованности в труде

2)убыточность большинства предприятий

3)сущность плановой экономики

4) желание руководства получить быстрые результаты

9.Отметьте положение , характеризующее  политическую жизнь СССР во
второй половине 60-х- н.80-х гг

1)введение возрастных ограничений для занятия партийных должностей   2)усилений
национальных элит

3)процесс демократизации партии и общества    4)ликвидация национальных
автономий

10. Что является результатом реформ в промышленности и в сельском
хозяйстве?

1)кратковременное увеличение продуктивности     2)переход командной
экономики к рыночной

3)закрытие всех учебных предприятий                        4)оживление
кооперативного движения

Ключи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

4

2

1

1

2

4

3

2

1

Тест по истории СССР в годы «коллективного руководства» для 11 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий.

1. Л.И. Брежнев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР

1) в 1960 г.
2) в 1964 г.
3) в 1971 г.
4) в 1982 г.

2. Какое событие из названных произошло в 1965 г.?

1) введена 5-дневная рабочая неделя
2) принято решение о ликвидации разделения парторганов на сельскохозяйственные и промышленные
3) разрешены паспорта колхозникам
4) воссозданы отраслевые министерства

3. Отметьте одно из положений реформы 1965 г. в сельском хозяйстве

1) увеличение посевных площадей под кукурузу
2) повышение закупочных цен
3) колхозникам было разрешено вести фермерское хозяй­ство
4) принято решение об увеличении совхозов

4. Инициатором введения хозрасчета на предприятиях в 1965 г. был

1) А.Н. Косыгин
2) А.А. Громыко
3) Э.А. Шеварднадзе
4) М.В. Суслов

5. Реформа 1965 г. в промышленности предусматривала

1) введение материальных стимулов к труду
2) увеличение дотаций в легкую промышленность
3) проведение эксперимента по роспуску колхозов
4) резкое увеличение темпов жилищного строительства

6. Отметьте черту общественной жизни в СССР в 60-70-е гг.

1) ослабление цензуры
2) расширение туристических контактов с европейскими государствами
3) разрешение молодежных неформальных организаций
4) создание детских скаутских лагерей

7. Что из названного было характерно для экономики брежневского периода?

1) увеличение инвестиций в легкую промышленность
2) быстрое внедрение научно-технических новшеств в производство
3) решение продовольственной проблемы
4) снижение темпов развития

8. Что из названного является главной причиной неудачи реформы 1965 г.?

1) неприятие рабочими принципа материальной заинтересованности в труде
2) убыточность большинства предприятий
3) сущность плановой экономики
4) желание руководства получить быстрые результаты

9. Отметьте положение, характеризующее политическую жизнь СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.

1) введение возрастных ограничений для занятия партийных должностей
2) усиление национальных элит
3) процесс демократизации партии и общества
4) ликвидация национальных автономий

10. Что из названного является одним из результатов реформ в промышленности и сельском хозяйстве?

1) кратковременное увеличение продуктивности
2) переход командной экономики к рыночной
3) закрытие всех убыточных предприятий
4) оживление кооперативного движения

Ответы на тест по истории СССР в годы «коллективного руководства» для 11 класса
1-1
2-4
3-2
4-1
5-1
6-2
7-4
8-3
9-2
10-1

Опубликовано: 31.01.2022
Обновлено: 31.01.2022

СССР в годы «коллективного руководства».

Ф.И. ___________________________ I вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Ввод войск в Афганистан

2) Принятие «конституции развитого социализма»

3) реформа Косыгина

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

A) Ко­рей­ская война

Б) Ка­риб­ский кри­зис

B) Аф­ган­ская война

Г) Бер­лин­ский кри­зис (стро­и­тель­ство Бер­лин­ской стены)

1) 1956 г.

2) 1961 г.

3) 1979-1989 гг.

4) 1962 г.

5) 1950-1953 гг.

6) 1949 г.

A

Б

В

Г

3. Ниже при­ведён спи­сок тер­ми­нов, по­ня­тий. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к го­су­дар­ствен­но­му устрой­ству СССР 1940–1980-х гг.

1) Вер­хов­ный Совет; 2) Совет Фе­де­ра­ции; 3) на­род­ный де­пу­тат; 4) Совет Ми­ни­стров; 5) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние; 6) ав­то­ном­ная рес­пуб­ли­ка.

Ответ: _____________

4. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное по­ня­тие (тер­мин).

По­ли­ти­ка, на­прав­лен­ная на сни­же­ние агрес­сив­но­сти про­ти­во­сто­я­ния стран со­ци­а­ли­сти­че­ско­го и ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го ла­ге­рей, про­во­ди­мая в конце 1960-х — конце 1970-х гг., по­лу­чи­ла на­зва­ние «пе­ри­од __________________».

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «Для укреп­ле­ния дис­ци­пли­ны были при­ня­ты не­ви­дан­ные ранее меры. Толь­ко они и оста­лись, как нам ка­жет­ся, в па­мя­ти людей от ко­рот­ко­го пре­бы­ва­ния у вла­сти. Эти меры сво­ди­лись к сле­ду­ю­ще­му: над­зор за при­леж­но­стью тру­дя­щих­ся, про­вер­ка удо­сто­ве­ре­ний лич­но­сти в ма­га­зи­нах (в целях об­на­ру­же­ния тех, кто пошёл туда в ра­бо­чее время), налёты ми­ли­ции в ки­но­те­ат­ры (в тех же целях), из­ме­не­ние часов ра­бо­ты ма­га­зи­нов для того, чтобы дать воз­мож­ность на­се­ле­нию сде­лать по­куп­ки не в ра­бо­чее время. В пер­вые ме­ся­цы эти меры дали не­зна­чи­тель­ное по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда. А потом всё вер­ну­лось на свои места».

Б) «На­по­ле­он, со­брав боль­шие силы пе­хо­ты и ка­ва­ле­рии, ата­ко­вал Кур­ган­ную ба­та­рею; битва была на­и­к­ро­во­про­лит­ней­шая, но, не­взи­рая на сие, умно­жив силы свои, овла­дел он ба­та­ре­ей, с коей од­на­ко ж ге­не­рал-лей­те­нант Ра­ев­ской успел све­сти не­сколь­ко ору­дий. Ге­не­рал же от ин­фан­те­рии Дох­ту­ров взял пред сим в ко­ман­до­ва­ние левый фланг после князя Баг­ра­ти­о­на, по­лу­чив­ше­го тяж­кую рану и вы­нуж­ден­но­го чрез то оста­вить место сра­же­ния».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Опи­сан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в 1980-е гг.

2) Со­бы­тия опи­сы­ва­ют Бо­ро­дин­ское сра­же­ние.

3) Опи­сан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в 1812 г.

4) Про­пу­щен­ная фа­ми­лия — Л. И. Бреж­нев.

5) Опи­сан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в 1960-е гг.

6) Про­пу­щен­ная фа­ми­лия — Ю. В. Ан­дро­пов.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

6. Какие три де­я­те­ля куль­ту­ры вто­рой по­ло­ви­ны XX в. из пе­ре­чис­лен­ных ниже яв­ля­ют­ся ки­но­ре­жиссёрами?

1) Э. А. Ря­за­нов 2) И. С. Гла­зу­нов 3) С. С. Го­во­ру­хин 4) Л. И. Гай­дай 5) А. М. Шилов 6) Э. И. Не­из­вест­ный

Ответ: _________

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми оте­че­ствен­ной ис­то­рии и фа­ми­ли­я­ми ли­де­ров СССР, в пе­ри­од ру­ко­вод­ства ко­то­рых эти со­бы­тия про­изо­шли.

СО­БЫ­ТИЯ

ЛИ­ДЕ­РЫ СССР

A) уча­стие СССР в Со­ве­ща­нии по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ству в Ев­ро­пе

Б) «Ле­нин­град­ское дело»

B) раз­гром «ан­ти­пар­тий­ной груп­пы» Мо­ло­то­ва-Ма­лен­ко­ва-Ка­га­но­ви­ча

Г) учре­жде­ние поста Пре­зи­ден­та СССР

1) И. В. Ста­лин

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. И. Бреж­нев

4) Ю. В. Ан­дро­пов

5) М. С. Гор­бачёв

A

Б

В

Г

8. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка и на­зо­ви­те де­я­те­ля, фа­ми­лия ко­то­ро­го про­пу­ще­на в тек­сте.

«Он, ко­неч­но, всеми сво­и­ми кор­ня­ми врос в про­шлое нашей стра­ны, в цен­тра­ли­зо­ван­ную си­сте­му пар­тий­ной и го­су­дар­ствен­ной вла­сти. От­сю­да пер­вы­ми его ша­га­ми на посту Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК было на­ве­де­ние по­ряд­ка на.про­из­вод­стве, укреп­ле­ние го­су­дар­ствен­ной дис­ци­пли­ны, ос­но­ва­тель­но рас­ша­тан­ной при Бреж­не­ве, борь­ба с кор­руп­ци­ей и взя­точ­ни­че­ством … был ре­ши­тель­ным за­щит­ни­ком марк­сиз­ма-ле­ни­низ­ма, ко­то­рый он, в от­ли­чие от Бреж­не­ва, знал не по спе­ци­аль­но по­до­бран­ным ре­фе­рен­та­ми ци­та­там, а по пер­во­ис­точ­ни­кам. В дни сто­ле­тия со дня смер­ти Карла Марк­са он под­го­то­вил и опуб­ли­ко­вал ин­те­рес­ную, на мой взгляд, ра­бо­ту о судь­бах де­мо­кра­тии, где впер­вые под­нял ос­но­ва­тель­но за­бы­тую на­ши­ми ком­му­ни­ста­ми про­бле­му са­мо­управ­ле­ния в об­ще­стве На самом деле это шло от глу­бо­ко­го по­ни­ма­ния того, что по­ря­док в об­ще­стве может быть проч­ным толь­ко тогда, когда он опи­ра­ет­ся на под­лин­но де­мо­кра­ти­че­ские ин­сти­ту­ты

Не со­мне­ва­юсь, что от­пу­сти судь­ба … еще не­сколь­ко лет жизни, не было бы у нас ни ка­та­стро­фи­че­ских ша­ра­ха­ний, ни кро­ва­вых меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов, ни по­все­мест­но­го ослаб­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти…»

Ответ: ___________________

9. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные.

Стра­на

Со­бы­тия

Ру­ко­во­ди­тель СССР в пе­ри­од, когда про­изо­шло со­бы­тие

__________(А)

Ввод войск стран ОВД

__________(Б)

ГДР

__________(В)

Н. С. Хрущёв

Юго­сла­вия

__________(Г)

__________(Д)

__________(Е)

Вывод со­вет­ских войск

М. С. Гор­бачёв

1) Ю. В. Ан­дро­пов

2) со­ору­же­ние стены для пре­кра­ще­ния бег­ства граж­дан в со­сед­нее го­су­дар­ство

3) раз­рыв ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний с СССР

4) пре­кра­ще­ние су­ще­ство­ва­ния го­су­дар­ства

5) Аф­га­ни­стан

6) И. В. Ста­лин

7) Вен­грия

8) Че­хо­сло­ва­кия

9) Л. И. Бреж­нев

А

Б

В

Г

Д

Е

10. Из ста­тьи мар­ша­ла С. Ф. Ахро­ме­е­ва. «В целом для Во­ору­жен­ных Сил в мир­ное время рас­хо­ды ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов в Аф­га­ни­ста­не были очень чув­стви­тель­ны­ми. Аф­га­ни­стан об­хо­дил­ся до­ро­го. Каж­дый день войны 40-й армии об­хо­дил­ся в 6,0-6,5 млн. руб­лей. Война в Аф­га­ни­ста­не на­нес­ла ущерб ав­то­ри­те­ту Со­вет­ских Во­ору­жен­ных Сил. Им была по­став­ле­на не­пра­во­мер­ная и не­ре­аль­ная за­да­ча: во­ен­ным путём за­ста­вить народ, чис­лен­но­стью 17 млн. че­ло­век, под­чи­нить­ся не­по­пу­ляр­но­му пра­ви­тель­ству, опи­ра­ю­ще­му­ся на со­вет­ские штыки Здра­во­мыс­ля­щим людям за­ра­нее была оче­вид­на при­зрач­ность ил­лю­зий, ко­то­рые питал кое-кто на­счет того, что во­е­вать со­вет­ским вой­скам в Аф­га­ни­ста­не не по­тре­бу­ет­ся. Они, де­скать, будут сто­ять гар­ни­зо­на­ми, за­щи­щая ре­во­лю­ци­он­ный режим от по­пы­ток его свер­же­ния внеш­ни­ми си­ла­ми, а с внут­рен­ни­ми мя­теж­ны­ми си­ла­ми спра­вит­ся сама аф­ган­ская армия. Ре­аль­ная дей­стви­тель­ность быст­ро раз­ве­я­ла эти ил­лю­зии. Со­вет­ским вой­скам при­ш­лось втя­нуть­ся в де­вя­ти­лет­нюю кро­ва­вую аван­тю­ру».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) уча­стие со­вет­ских войск в войне, о ко­то­рой го­во­рит­ся в тек­сте, по­лу­чи­ло одоб­ре­ние Ор­га­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций.

2) война, о ко­то­рой го­во­рит­ся в тек­сте, на­ча­лась для со­вет­ских войск в 1979 г.

3) в ходе дан­ной войны про­тив­ник со­вет­ских войск ис­поль­зо­вал пар­ти­зан­ские ме­то­ды борь­бы.

4) ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в на­ча­ле войны, о ко­то­рой го­во­рит­ся в тек­сте, был М. С. Гор­ба­чев.

5) по мне­нию ав­то­ра, со­вет­ские вой­ска не могли ре­шить в этой войне по­став­лен­ные перед ними за­да­чи.

6) война, о ко­то­рой го­во­рит­ся в тек­сте, дли­лась менее трёх лет

Ответ: ____________________

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми ки­но­ре­жис­се­ров и их про­из­ве­де­ни­я­ми.

ФА­МИ­ЛИИ

ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЯ

A) Э. Ря­за­нов

Б) С. Бон­дар­чук

B) А. Тар­ков­ский

Г) С. Ро­стоц­кий

1) «Доживём до по­не­дель­ни­ка»

2) «Со­ля­рис»

3) «Осво­бож­де­ние»

4) «Они сра­жа­лись за ро­ди­ну»

5) «Гараж»

6) «Летят жу­рав­ли»

А

Б

В

Г

Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

12. Какие два суж­де­ния из пяти, свя­зан­ные с дан­ным изоб­ра­же­ни­ем, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

Ответ: _______________

1) В пе­ри­од про­ве­де­ния Олим­пи­а­ды, сим­во­ли­ка ко­то­рой пред­став­ле­на на изоб­ра­же­нии, Со­вет­ским Со­ю­зом ру­ко­во­дил Н. С. Хрущёв.

2) Олим­пи­а­да, сим­во­ли­ка ко­то­рой пред­став­ле­на на изоб­ра­же­нии, стала вто­рой Олим­пи­а­дой, про­ведённой на тер­ри­то­рии СССР.

3) На дан­ном изоб­ра­же­нии пред­став­ле­на сим­во­ли­ка Зим­них Олим­пий­ских игр, про­хо­див­ших в Москве.

4) В Олим­пиа­де, сим­во­ли­ка ко­то­рой пред­став­ле­на на изоб­ра­же­нии, не при­ни­ма­ла уча­стия ко­ман­да США.

5) СССР бой­ко­ти­ро­вал сле­ду­ю­щие Олим­пий­ские игры, ко­то­рые про­хо­ди­ли в США после Олим­пи­а­ды в Москве.

13. На какой из фо­то­гра­фий, пред­став­лен­ных ниже, изображены де­я­тели куль­ту­ры, ко­то­рые были наи­бо­лее по­пу­ляр­ны в пе­ри­од под­го­тов­ки и про­ве­де­ния Олим­пий­ских игр, сим­во­ли­ка ко­то­рых пред­став­ле­на выше? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

 Ответ: _______

14. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы.

Из ста­тьи Ю.Куш­не­ро­вой и Т. Чер­ни­ко­вой. «Ос­нов­ные по­ло­же­ния ре­фор­мы были вы­ра­бо­та­ны груп­пой эко­но­ми­стов под ру­ко­вод­ством Ли­бер­ма­на. Пред­се­да­тель Со­ве­та Ми­ни­стров ….. был ак­тив­ным сто­рон­ни­ком идей дан­ной груп­пы, ко­то­рые сво­ди­лись к ор­га­ни­за­ции управ­ля­е­мо­го «со­ци­а­ли­сти­че­ско­го рынка» на ос­но­ве «хоз­расчёта» (хо­зяй­ствен­ной са­мо­сто­я­тель­но­сти) от­дель­ных пред­при­я­тий: го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ло ста­биль­ный, общий на 5 лет план на цену, ко­ли­че­ство и ка­че­ство не­об­хо­ди­мой про­дук­ции, но не ре­гла­мен­ти­ро­ва­ло, как то­ва­ры будут про­из­во­дить­ся. Кроме ва­ло­вых по­ка­за­те­лей (общая цена и ко­ли­че­ство про­из­ве­ден­ной про­дук­ции), в план был вве­ден и новый по­ка­за­тель — сто­и­мость ре­а­ли­зо­ван­ной про­дук­ции. Это долж­но было по­бу­дить за­во­ды пре­кра­тить вы­пуск не поль­зу­ю­щей­ся спро­сом про­дук­ции и по­вы­сить ка­че­ство про­из­вод­ства… Сверх­пла­но­вую про­дук­цию го­су­дар­ство по­ку­па­ло по более вы­со­кой цене. Чтобы сти­му­ли­ро­вать ини­ци­а­ти­ву, часть до­хо­дов остав­ля­ли в рас­по­ря­же­нии пред­при­я­тий. Эти фонды были раз­де­ле­ны на 3 части: фонд ма­те­ри­аль­но­го по­ощ­ре­ния, от­ку­да пла­ти­лись зар­пла­та и пре­мии за пе­ре­вы­пол­не­ние плана; фонд соц­культ­бы­та, пред­на­зна­чен­ный для стро­и­тель­ства жилья, дет­ских садов, са­на­то­ри­ев; и фонд са­мо­фи­нан­си­ро­ва­ния, из ко­то­ро­го пред­при­я­тие за­ку­па­ло сырье и про­чее. Го­су­дар­ствен­ные ин­ве­сти­ции пред­по­ла­га­лись с целью ре­кон­струк­ции про­из­вод­ства, внед­ре­ния до­сти­же­ний НТР, в том числе и при­об­ретённых за гра­ни­цей».

Име­нем ка­ко­го ру­ко­во­ди­те­ля пра­ви­тель­ства СССР были на­зва­ны пре­об­ра­зо­ва­ния в эко­но­ми­ке СССР, ука­зан­ные в ста­тье? Какой год стал на­ча­лом их про­ве­де­ния? ___________________________________________________________________________________________________

15. Ука­жи­те три при­чи­ны ока­за­ния по­мо­щи ру­ко­вод­ству Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Че­хо­сло­ва­кии, обо­зна­чен­ные в тек­сте. Про­чти­те от­ры­вок из за­яв­ле­ния Те­ле­граф­но­го агент­ства Со­вет­ско­го Союза.

«ТАСС упол­но­мо­чен за­явить, что пар­тий­ные и го­су­дар­ствен­ные де­я­те­ли Че­хо­сло­вац­кой Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­ки об­ра­ти­лись к Со­вет­ско­му Союзу и дру­гим со­юз­ным го­су­дар­ствам с прось­бой об ока­за­нии брат­ско­му че­хо­сло­вац­ко­му на­ро­ду не­от­лож­ной по­мо­щи, вклю­чая по­мощь во­оружённым силам. Это об­ра­ще­ние вы­зва­но угро­зой, ко­то­рая воз­ник­ла су­ще­ству­ю­ще­му в Че­хо­сло­ва­кии со­ци­а­ли­сти­че­ско­му строю и уста­нов­лен­ной Кон­сти­ту­ци­ей го­су­дар­ствен­но­сти со сто­ро­ны контр­ре­во­лю­ци­он­ных сил, всту­пив­ших в сго­вор с враж­деб­ны­ми со­ци­а­лиз­му внеш­ни­ми си­ла­ми… Даль­ней­шее обостре­ние об­ста­нов­ки в Че­хо­сло­ва­кии за­тра­ги­ва­ет жиз­нен­ные ин­те­ре­сы Со­вет­ско­го Союза и дру­гих со­ци­а­ли­сти­че­ских стран, ин­те­ре­сы без­опас­но­сти го­су­дарств со­ци­а­ли­сти­че­ско­го со­дру­же­ства. Угро­за со­ци­а­ли­сти­че­ско­му строю Че­хо­сло­ва­кии пред­став­ля­ет собой вме­сте с тем угро­зу усто­ям ев­ро­пей­ско­го мира. 

Со­вет­ское пра­ви­тель­ство и пра­ви­тель­ства со­юз­ных стран — На­род­ной Рес­пуб­ли­ки Бол­га­рии, Вен­гер­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки, Гер­ман­ской Де­мо­кра­ти­че­ской Рес­пуб­ли­ки, Поль­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки, — ис­хо­дя из прин­ци­пов не­рас­тор­жи­мой друж­бы и со­труд­ни­че­ства и в со­от­вет­ствии с су­ще­ству­ю­щи­ми до­го­вор­ны­ми обя­за­тель­ства­ми, ре­ши­ли пойти нав­стре­чу упо­мя­ну­той прось­бе об ока­за­нии брат­ско­му че­хо­сло­вац­ко­му на­ро­ду не­об­хо­ди­мой по­мо­щи… Пред­при­ни­ма­е­мые дей­ствия не на­прав­ле­ны про­тив ка­ко­го-либо го­су­дар­ства и ни в какой мере не ущем­ля­ют чьих-либо го­су­дар­ствен­ных ин­те­ре­сов. Они слу­жат цели мира и про­дик­то­ва­ны за­бо­той о его укреп­ле­нии. Брат­ские стра­ны твёрдо и ре­ши­тель­но про­ти­во­по­став­ля­ют любой угро­зе свою не­ру­ши­мую со­ли­дар­ность. Ни­ко­му и ни­ко­гда не будет поз­во­ле­но вы­рвать ни од­но­го звена из со­дру­же­ства со­ци­а­ли­сти­че­ских го­су­дарств». _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Ука­жи­те на­зва­ние по­ли­ти­ки СССР в от­но­ше­нии вхо­див­ших в со­ци­а­ли­сти­че­ский блок стран, упо­мя­ну­тых в от­рыв­ке, сфор­му­ли­ро­ван­ной в тот же пе­ри­од, когда было сде­ла­но дан­ное за­яв­ле­ние. В чём за­клю­ча­лось со­дер­жа­ние этой по­ли­ти­ки (на­зо­ви­те одно по­ло­же­ние)? Когда СССР от­ка­зал­ся от её про­ве­де­ния? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. «Внеш­не­по­ли­ти­че­ский курс со­вет­ско­го ру­ко­вод­ства в 1960 – 1970-х годах был ос­но­ван на прин­ци­пах мир­но­го со­труд­ни­че­ства с ка­пи­та­ли­сти­че­ски­ми стра­на­ми». 

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

СССР в годы «коллективного руководства».

Ф.И. ___________________________ II вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти следующие события.

1) Олимпиада в Москве

2) Хельсинские соглашения

3) Пражская весна

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

A) под­пи­са­ние За­клю­чи­тель­но­го акта Со­ве­ща­ния по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ству в Ев­ро­пе

Б) на­ча­ло цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва

B) учре­жде­ние Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та

Г) Нев­ская битва

1) 1240 г.

2) 1380 г.

3) 1598 г.

4) 1726 г.

5) 1945 г.

6) 1975 г

A

Б

В

Г

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень аб­бре­ви­а­тур. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, упо­треб­ля­лись в СССР в пе­ри­од 1964—1985 гг.

1) СБСЕ 2) ОСВ-1 3) ВЧК 4) про­грам­ма СОИ 5) СНГ 6) ВЛКСМ

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду: ____________

4. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное по­ня­тие (тер­мин).

По­ли­ти­ка, на­прав­лен­ная на сни­же­ние агрес­сив­но­сти про­ти­во­сто­я­ния стран со­ци­а­ли­сти­че­ско­го и ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го ла­ге­рей, про­во­ди­мая в конце 1960-х — конце 1970-х гг., по­лу­чи­ла на­зва­ние «пе­ри­од __________________».

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «Для укреп­ле­ния дис­ци­пли­ны были при­ня­ты не­ви­дан­ные ранее меры. Толь­ко они и оста­лись, как нам ка­жет­ся, в па­мя­ти людей от ко­рот­ко­го пре­бы­ва­ния у вла­сти. Эти меры сво­ди­лись к сле­ду­ю­ще­му: над­зор за при­леж­но­стью тру­дя­щих­ся, про­вер­ка удо­сто­ве­ре­ний лич­но­сти в ма­га­зи­нах (в целях об­на­ру­же­ния тех, кто пошёл туда в ра­бо­чее время), налёты ми­ли­ции в ки­но­те­ат­ры (в тех же целях), из­ме­не­ние часов ра­бо­ты ма­га­зи­нов для того, чтобы дать воз­мож­ность на­се­ле­нию сде­лать по­куп­ки не в ра­бо­чее время. В пер­вые ме­ся­цы эти меры дали не­зна­чи­тель­ное по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда. А потом всё вер­ну­лось на свои места».

Б) «На­по­ле­он, со­брав боль­шие силы пе­хо­ты и ка­ва­ле­рии, ата­ко­вал Кур­ган­ную ба­та­рею; битва была на­и­к­ро­во­про­лит­ней­шая, но, не­взи­рая на сие, умно­жив силы свои, овла­дел он ба­та­ре­ей, с коей од­на­ко ж ге­не­рал-лей­те­нант Ра­ев­ской успел све­сти не­сколь­ко ору­дий. Ге­не­рал же от ин­фан­те­рии Дох­ту­ров взял пред сим в ко­ман­до­ва­ние левый фланг после князя Баг­ра­ти­о­на, по­лу­чив­ше­го тяж­кую рану и вы­нуж­ден­но­го чрез то оста­вить место сра­же­ния».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Опи­сан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в 1980-е гг.

2) Со­бы­тия опи­сы­ва­ют Бо­ро­дин­ское сра­же­ние.

3) Опи­сан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в 1812 г.

4) Про­пу­щен­ная фа­ми­лия — Л. И. Бреж­нев.

5) Опи­сан­ные со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли в 1960-е гг.

6) Про­пу­щен­ная фа­ми­лия — Ю. В. Ан­дро­пов.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

6. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных черт ха­рак­те­ри­зу­ют пе­ри­од «за­стоя» в СССР?

1) де­фи­цит про­мыш­лен­ных и про­до­воль­ствен­ных то­ва­ров

2) зна­чи­тель­ный раз­рыв в ма­те­ри­аль­ном по­ло­же­нии раз­ных слоёв об­ще­ства

3) борь­ба с дис­си­дент­ским дви­же­ни­ем

4) быст­рые темпы внед­ре­ния со­вре­мен­ных тех­но­ло­гий в про­из­вод­ство то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния

5) со­ци­аль­ная ста­биль­ность, вы­со­кая сте­пень со­ци­аль­ной защищённо­сти на­се­ле­ния

6) аль­тер­на­тив­ный ха­рак­тер вы­бо­ров

Ответ: ____________

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми оте­че­ствен­ных де­я­те­лей куль­ту­ры и науки и их про­из­ве­де­ни­я­ми и до­сти­же­ни­я­ми.

ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ КУЛЬ­ТУ­РЫ И НАУКИ

ИХ ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЯ И ДО­СТИ­ЖЕ­НИЯ

A) С. С. Про­ко­фьев

Б) А. Т. Твар­дов­ский

B) С. П. Королёв

Г) А. И. Сол­же­ни­цын

1) осво­е­ние кос­ми­че­ско­го про­стран­ства

2) со­зда­ние пер­вой атом­ной элек­тро­стан­ции

3) балет «Ромео и Джу­льет­та»

4) поэма «Ва­си­лий Тёркин»

5) по­весть «Один день Ивана Де­ни­со­ви­ча»

A

Б

В

Г

8. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка со­бы­тий и на­зо­ви­те политического де­я­те­ля, фа­ми­лия ко­то­ро­го про­пу­ще­на в тек­сте.

«Чув­ствуя, что уга­са­ет, [он] ге­ро­и­че­ски про­дол­жал бо­роть­ся за жизнь, тру­дил­ся до по­след­них дней, счи­тая, что его долг перед пар­ти­ей за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы успеть сде­лать всё, что можно. Но эта борь­ба ослож­ня­лась тем, что на­хо­дил­ся он в ат­мо­сфе­ре по­тря­са­ю­ще­го без­ду­шия, ко­то­рое про­яв­ля­ло к нему по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство чле­нов По­лит­бю­ро (…) Он на­пра­вил за­пис­ку в По­лит­бю­ро, ка­са­ю­щу­ю­ся во­про­сов под­го­тов­ки к XXVII съез­ду пар­тии, и она по­лу­чи­ла еди­но­душ­ное одоб­ре­ние. [Он] пред­ла­гал при­бли­зить по вре­ме­ни созыв съез­да, про­ве­сти его в ок­тяб­ре-но­яб­ре 1985-го, а не вес­ной бу­ду­ще­го года, как это обыч­но про­ис­хо­ди­ло». Ответ: _______________

9. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные.

По­ня­тие

Дата

Ру­ко­во­ди­тель стра­ны

__________(А)

1921 г.

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

Н. С. Хрущёв

Про­грам­ма мира

1971 г.

__________(Д)

Ближ­нее за­ру­бе­жье

__________(Е)

Б. Н. Ель­цин

1) во­ен­ный ком­му­низм

2) И. В. Ста­лин

3) сов­нар­хоз

4) 1985 г.

5) Л. И. Бреж­нев

6) 1992 г.

7) 1957 г.

8) В. И. Ленин

9) нэп

А

Б

В

Г

Д

Е

10. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля.

«В ГДР жиз­нен­ный уро­вень дол­жен быть выше, чем в ФРГ. Толь­ко это может при­влечь всех нем­цев на нашу сто­ро­ну. Но пока не по­лу­ча­ет­ся. В дан­ном свете ин­те­рес­на про­бле­ма ре­па­ра­ций. За­пад­ные стра­ны от­ме­ни­ли ре­па­ра­ции, ко­то­рые им пла­ти­ла ФРГ, а ГДР про­дол­жа­ла нам вы­пла­чи­вать, чем могла. Когда умер Ста­лин, мы по­ста­ви­ли за­но­во этот во­прос: если мы хотим, чтобы Во­сточ­ная Гер­ма­ния могла со­рев­но­вать­ся по жиз­нен­но­му уров­ню с За­пад­ной, нужно дать ей воз­мож­ность резко под­нять свою эко­но­ми­ку. При про­дол­же­нии вы­пла­ты ре­па­ра­ций и со­дер­жа­ния наших войск в ГДР за её счёт это будет не­воз­мож­но. И мы от­ме­ни­ли тогда ре­па­ра­ции, а со­дер­жа­ние наших войск взяли на себя. По­ля­кам это по­нра­ви­лось, и они тоже стали драть с нас шкуру и за­ра­ба­ты­вать на том, что наши вой­ска в ин­те­ре­сах самой Поль­ши на­хо­дят­ся на поль­ской тер­ри­то­рии…

Ещё один ка­мень пре­ткно­ве­ния — по­гра­нич­ные про­бле­мы. Сей­час, в свете на­ше­го кон­флик­та с Ки­та­ем (из-за ост­ро­ва Да­ман­ский), опять встал во­прос о гра­ни­цах между со­ци­а­ли­сти­че­ски­ми стра­на­ми. Эти про­бле­мы су­ще­ство­ва­ли все­гда… В на­ча­ле кон­флик­та с Ки­та­ем… при­нес­ли мне пе­ре­чень пре­тен­зий, вы­дви­ну­тых ки­тай­ца­ми. Со­бра­лись Ма­ли­нов­ский, Гро­мы­ко и я. Я взял ка­ран­даш и провёл линию, ко­то­рая де­ли­ла как бы по­по­лам вза­им­ные пре­тен­зии. Гра­ни­ца по­лу­ча­лась более вы­ров­нен­ной».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) Дан­ный от­ры­вок мог быть на­пи­сан в 1968 г.

2) Автор от­рыв­ка яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем СССР.

3) Все со­бы­тия, опи­сан­ные в от­рыв­ке, про­хо­ди­ли в усло­ви­ях уже на­чав­шей­ся «хо­лод­ной» войны.

4) Автор вос­по­ми­на­ний пишет, что ре­ше­ние СССР об от­ме­не ре­па­ра­ций было вы­зва­но ан­ти­пра­ви­тель­ствен­ны­ми вы­ступ­ле­ни­я­ми в ГДР.

5) ФРГ пла­ти­ла ре­па­ра­ции доль­ше, чем ГДР.

6) В от­рыв­ке под­ни­ма­ет­ся во­прос о слож­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний между стра­на­ми со­ци­а­ли­сти­че­ско­го ла­ге­ря.

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А) «Москва сле­зам не верит»

Б) «До­мо­строй»

В) За­пис­ка о древ­ней и новой Рос­сии в её по­ли­ти­че­ском и граж­дан­ском от­но­ше­ни­ях»

Г) «Слово о За­ко­не и Бла­го­да­ти»

1) Фильм вы­да­ю­ще­го­ся со­вет­ско­го ре­жис­се­ра С. Эй­зен­штей­на.

2) Пред­став­ля­ет собой тор­же­ствен­ную речь мит­ро­по­ли­та Ила­ри­о­на в се­ре­ди­не XI в.

3) Пер­вый ма­ни­фест рос­сий­ско­го кон­сер­ва­тиз­ма, на­пи­сан Н. М. Ка­рам­зи­ным

4) Был пе­ре­пи­сан ду­хов­ни­ком и спо­движ­ни­ком Ивана Гроз­но­го, про­то­по­пом Силь­ве­стром, в ка­че­стве на­зи­да­ния мо­ло­до­му царю.

5) Фильм В. В. Мень­шо­ва, по­лу­чив­ший пре­мию «Оскар» в 1981 г.

6) Фи­ло­соф­ско-юри­ди­че­ский трак­тат, ру­ко­вод­ство для де­пу­та­тов Уло­жен­ной ко­мис­сии.

А

Б

В

Г

12. Какие два суж­де­ния из пяти о дан­ной ка­ри­ка­ту­ре яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

1) Фраза на­чаль­ни­ка, обращённая к кон­струк­то­ру, сви­де­тель­ству­ет о при­о­ри­тет­ном при­ме­не­нии в сель­ско­хо­зяй­ствен­ном про­из­вод­стве ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий.

2) Си­ту­а­ция, свя­зан­ная с пред­сто­я­щей по­езд­кой кон­струк­то­ра, яв­ля­лась ти­пич­ной для де­ся­ти­ле­тия, когда вышел номер жур­на­ла, на об­лож­ке ко­то­ро­го раз­ме­ще­на ка­ри­ка­ту­ра.

3) Изоб­ра­же­ние сви­де­тель­ству­ет, что кон­струк­тор ис­поль­зу­ет в ра­бо­те элек­трон­но- вы­чис­ли­тель­ную ма­ши­ну.

4) Номер жур­на­ла, об­лож­ка ко­то­ро­го пред­став­ле­на на ри­сун­ке, вышел в свет в пе­ри­од «от­те­пе­ли».

5) В пе­ри­од, когда вышел номер жур­на­ла, об­лож­ка ко­то­ро­го пред­став­ле­на, в СССР офи­ци­аль­но от­сут­ство­ва­ла без­ра­бо­ти­ца.

  Ответ: _________________

13. Ука­жи­те поч­то­вые марки, вы­пу­щен­ные в том же де­ся­ти­ле­тии, в ко­то­ром вышел номер жур­на­ла, об­лож­ка ко­то­ро­го пред­став­ле­на выше. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти марки.

1 234

Ответ: ______

14. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы.

Из ста­тьи мар­ша­ла С.Ф. Ахро­ме­е­ва. «В целом для Во­ору­жен­ных Сил в мир­ное время рас­хо­ды ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов в Аф­га­ни­ста­не были очень чув­стви­тель­ны­ми. Аф­га­ни­стан об­хо­дил­ся до­ро­го. Каж­дый день войны 40-й армии об­хо­дил­ся в 6,0 млн руб­лей. Кроме того, по­сто­ян­но всем не­об­хо­ди­мым надо было снаб­жать аф­ган­ские вой­ска. В итоге стра­не каж­дый день войны об­хо­дил­ся в 10-11 млн руб­лей.

Война в Аф­га­ни­ста­не на­нес­ла ущерб ав­то­ри­те­ту Со­вет­ских Во­ору­жен­ных сил. Им была по­став­ле­на не­пра­во­мер­ная и не­ре­аль­ная за­да­ча: во­ен­ным путем за­ста­вить народ, чис­лен­но­стью 17 млн че­ло­век, под­чи­нить­ся не­по­пу­ляр­но­му пра­ви­тель­ству, опи­ра­ю­ще­му­ся на со­вет­ские штыки. Она была не­по­силь­на и для армии чис­лен­но­стью 75 тысяч че­ло­век, уве­ли­чен­ной затем до 108 тысяч… Здра­во­мыс­ля­щим людям за­ра­нее была оче­вид­на при­зрач­ность ил­лю­зий, ко­то­рые питал кое-кто насчёт того, что во­е­вать со­вет­ским вой­скам в Аф­га­ни­ста­не не по­тре­бу­ет­ся. Они, де­скать, будут сто­ять гар­ни­зо­на­ми, за­щи­щая ре­во­лю­ци­он­ный режим от по­пы­ток его свер­же­ния внеш­ни­ми си­ла­ми, а с внут­рен­ни­ми мя­теж­ны­ми си­ла­ми спра­вит­ся аф­ган­ская армия. Ре­аль­ная дей­стви­тель­ность быст­ро раз­ве­я­ла эти ил­лю­зии. Со­вет­ским вой­скам при­ш­лось втя­нуть­ся в де­вя­ти­лет­нюю кро­ва­вую аван­тю­ру…»

В каком году на­ча­лась со­вет­ская во­ен­ная кам­па­ния, о ко­то­рой го­во­рит­ся в тек­сте? Ука­жи­те фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР, при ко­то­ром она на­ча­лась, и фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР, при ко­то­ром она окон­чи­лась. __________________________________________________________________________________________

15. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы.

Из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка. «Совет Ми­ни­стров Союза ССР по­ста­нов­ля­ет:

1. По­вы­сить и вве­сти в дей­ствие с 1 мая 1965 г. за­ку­поч­ные цены на пше­ни­цу и рожь, про­да­ва­е­мые го­су­дар­ству кол­хо­за­ми, сов­хо­за­ми и дру­ги­ми хо­зяй­ства­ми, со­глас­но при­ло­же­нию.

2. Уста­но­вить и вве­сти в дей­ствие с 1 мая 1965 г. над­бав­ки в раз­ме­ре 50 про­цен­тов к за­ку­поч­ным ценам на пше­ни­цу и рожь, про­да­ва­е­мые го­су­дар­ству… сверх уста­нов­лен­но­го плана пше­ни­цы, ржи и дру­гих зер­но­вых куль­тур в целом.

3. По­вы­сить и вве­сти в дей­ствие с 1 мая 1965 г. еди­ные для кол­хо­зов, сов­хо­зов и дру­гих хо­зяйств об­ла­стей Се­ве­ро-За­пад­но­го, Цен­траль­но­го, Волго-Вят­ско­го рай­о­нов РСФСР, Ка­ли­нин­град­ской и Перм­ской об­ла­стей, Уд­мурт­ской АССР, Бе­ло­рус­ской ССР, Ли­тов­ской ССР, Лат­вий­ской ССР, Эс­тон­ской ССР и По­лес­ских рай­о­нов Укра­ин­ской ССР за­ку­поч­ные цены на яч­мень (фу­раж­ный) в раз­ме­ре 90 руб­лей и на овёс в раз­ме­ре 75 руб­лей на тонну ба­зис­ных кон­ди­ций».

На­зо­ви­те не менее двух кон­крет­ных пред­ло­же­ний, на­прав­лен­ных на вы­пол­не­ние ре­ше­ний дан­но­го по­ста­нов­ле­ния. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Тре­тий пункт дан­но­го по­ста­нов­ле­ния пе­ре­чис­ля­ет ряд ре­ги­о­нов СССР, в ко­то­рых уста­нав­ли­ва­лись по­вы­шен­ные по срав­не­нию с дру­ги­ми ре­ги­о­на­ми за­ку­поч­ные цены на зерно и фураж. По­че­му опре­де­ле­ны имен­но эти ре­ги­о­ны? На­зо­ви­те не менее двух при­чин. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. «Пе­ри­од ру­ко­вод­ства стра­ной Л.И. Бреж­не­ва ха­рак­те­ри­зу­ет­ся кри­зи­сом в СССР, охва­тив­шим в раз­ной сте­пе­ни все сферы жизни об­ще­ства».

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)…

2)…

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)…

2)…

ЗАДАНИЕ

Что из названного является одним из результатов реформ в промышленности и сельском хозяйстве?

оживление кооперативного движения

закрытие всех убыточных предприятий

переход командной экономики к рыночной

кратковременное увеличение продуктивности

ЗАДАНИЕ

Отметьте положение, характеризующее политическую жизнь СССР во второй половине 60-х — начале 80-х гг.

ликвидация национальных автономий

процесс демократизации партии и общества

усиление национальных элит

введение возрастных ограничений для занятия партийных должностей

ЗАДАНИЕ

Что из названного является главной причиной неудачи реформы 1965 г.?

желание руководства получить быстрые результаты

сущность плановой экономики

убыточность большинства предприятий

неприятие рабочими принципа материальной заинтересованности в труде

ЗАДАНИЕ

Что из названного было характерно для экономики брежневского периода?

решение продовольственной проблемы

быстрое внедрение научно-технических новшеств в производство

увеличение инвестиций в легкую промышленность

ЗАДАНИЕ

Отметьте черту общественной жизни в СССР в 60-70-е гг.

создание детских скаутских лагерей

разрешение молодежных неформальных организаций

расширение туристических контактов с европейскими государствами

ЗАДАНИЕ

Реформа 1965 г. в промышленности предусматривала

резкое увеличение темпов жилищного строительства

проведение эксперимента по роспуску колхозов

увеличение дотаций в легкую промышленность

введение материальных стимулов к труду

ЗАДАНИЕ

Инициатором введения хозрасчета на предприятиях в 1965 г. был

ЗАДАНИЕ

Отметьте одно из положений реформы 1965 г. в сельском хозяйстве.

принято решение об увеличении совхозов

колхозникам было разрешено вести фермерское хозяйство

увеличение посевных площадей под кукурузу

ЗАДАНИЕ

Какое событие из названных произошло в 1965 г.?

воссозданы отраслевые министерства

разрешены паспорта колхозникам

принято решение о ликвидации разделения парторга-нов на сельскохозяйственные и промышленные

введена 5-дневная рабочая неделя

ЗАДАНИЕ

Л.И. Брежнев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крестьянская война под руководством пугачева состав
  • Урологический сбор для женщин при цистите цена инструкция по применению
  • Оригами кораблик пошаговая инструкция для детей простой
  • X air edit инструкция на русском
  • Капотен инструкция по применению при высоком верхнем давлении у женщин