ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ
1. Распределение полномочий между руководителями и под-чиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заме-стителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) си-туациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, пе-реходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руко-водства;
в) в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает бо-лее тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляет-ся со своими обязанностями;
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разгова-ривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о поло-жении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит пре-одолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испы-тывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководи-теля:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руко-водителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с пере-менным успехом;
5. Отношение руководителям к советам и возражениям со сто-роны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указа-ния своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельст-ва не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные ре-зультаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-пси-хологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отноше-ние людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хо-рошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большое внимание уделяет налаживанию взаимоотно-шений в коллективе, а не вьшолнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислу-шивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих ру-ководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хо-рошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращает-ся за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремится попол-нить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается само-стоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или вы-полнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими под-чиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих ру-ководителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за ка-кое-то дело, пытается переложить его на своих замов или ниже-стоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощ-никам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифициро-ванными специалистами;
б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает замести-телем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных спе-циалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсут-ствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руково-дитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполни-телями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие меры воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко прихо-дится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настав-ляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, прось-бами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброже-лательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и да-же грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя не-искренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто ме-няется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллек-тива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически при-нимает на себя не руководитель.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и иде-альному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные бо-ятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дис-циплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руково-дитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.
19. Характер принятия решения по руководству коллективом:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или от-меняет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;
в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, еди-нолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношение между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаи-мопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хоро-шее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кад-ров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали само-стоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а гово-рит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководи-теля, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) представляет подчиненным самостоятельность лишь вре-мя от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опыт-ными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими ру-ководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе и к другим.
25. Отношения руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с боль-шим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроиз-водственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отно-шениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные ор-ганизации;
б) многие вопросы решаются коллективом на обществен-ном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без уча-стия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руково-дитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к ис-полнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руко-водства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попусти-тельский) в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.
Вариант |
а |
б |
в |
г |
д |
1. |
Д-з |
П-2 |
к-з |
П-З |
К-2 |
2. |
Д-з |
К-2 |
П-1 |
К-З |
П-З |
3. |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1;П-2 |
К-2 |
4. |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5. |
к-з |
Д-2 |
П-2 |
П-2;К-1 |
К-2 |
6. |
п-з |
Д-з |
К-З |
Д-з |
Д-2 |
7. |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1;К-1 |
К-1 |
8. |
к-з |
п-з |
Д-2 |
П-2 |
Д-з |
9. |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
П-2 |
10. |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2;К-2 |
К-1;К-2 |
11. |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1;П-2 |
Д-2;П-1 |
12. |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-З |
13. |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1;П-2 |
14. |
П-З |
Д-з |
К-З |
Д-2 |
к-з |
15. |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-3 |
16. |
К-2 |
Д-1;П-1 |
Д-1;П-2 |
П-З |
— |
17. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-З |
18. |
Д-з |
к-з |
П-2;К-1 |
П-2;Д-1 |
П-1 |
19. |
Д-з |
П-2 |
К-З |
П-З |
П-З |
20. |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21. |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22. |
К-2 |
Д-1;К-2 |
Д-2;К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-З |
24. |
Д-з |
к-з |
Д-2 |
П-З |
К-2 |
25. |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26. |
К-2 |
к-з |
П-З |
Д-з |
К-З |
27. |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-з |
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округ-лите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руко-
239
водства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соот-ношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);
2) 1-К-І — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
3) 1-1-Л — либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей
доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1 — директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);
5) 1-К-Л — коллегиально-либеральный (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);
6) Д-І-Л — директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
7) Д-К-Л — смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.
Ваш стиль руководства
Тесты
Карьера и бизнес
Ваш стиль руководства
Начать тест
Умение руководить обычно заложено в нашем характере и не каждому оно дано. И тем не менее, у любого руководителя есть свой особый стиль руководства, который может приводить к выдающимся результатам. Тест на стиль руководства поможет вам узнать, какой у вас. Проверим?
Автор теста:
Testometrika Team
Начать тест
Встроить на сайт
Тест определения стиля управления руководителя с помощью самооценки
Опубликовано 2016-01-12 16:54 пользователем
Когда понадобится: для выявления ведущего стиля руководства: демократического, авторитарного и либерального – по оценке самого руководителя.
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | _____________________________________ |
Возраст (полных лет) |
_____________________________________ |
Должность |
_____________________________________ |
Подразделение |
_____________________________________ |
Дата заполнения |
_____________________________________ |
Инструкция
Перед Вами 19 утверждений. Оцените, насколько каждое из них для Вас характерно. Будьте честны. Отвечайте быстро. Поставьте в соответствующий столбец таблицы «Да» или «Нет» знак Х.
Тестовое задание
№ | Утверждение | Ответ | |
Да | Нет | ||
1 | В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения | ||
2 | Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним | ||
3 | Люди часто завидуют моему терпению и выдержке | ||
4 | В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе | ||
5 | Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел | ||
6 | Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы | ||
7 | Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников | ||
8 | Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо | ||
9 | Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых | ||
10 | Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение | ||
11 | Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения | ||
12 | Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы | ||
13 | Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений | ||
14 | Мне легче работать одному, чем кем-то руководить | ||
15 | Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем | ||
16 | Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого | ||
17 | Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми | ||
18 | Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия | ||
19 | Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок |
Спасибо!
Ключ к тесту определения стиля управления руководителя с помощью самооценки
Описание
Тест определения стиля управления руководителя позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. А также позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства:
- авторитарного;
- либерального;
- демократического.
Ключ к тесту
С помощью таблицы подсчитайте номера соответствующих утверждений и определите степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.
Стиль управления | Номера ответов-утверждений |
Авторитарный | 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60 |
Либеральный | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59 |
Демократический | 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58 |
В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0–7), средняя (8–13), высокая (14–20).
Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. Как показывает практика, более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.
Интерпретация результатов теста
Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования руководствуйтесь данными, представленными в таблице.
Сумма утвердительных ответов | Степень выраженности стиля управления |
Авторитарный | |
0–7 | Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных |
8–13 | Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей |
14–20 | Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкую критику и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением |
Либеральный | |
0–7 | Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность |
8–13 | Средняя: стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам |
14–20 | Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство |
Демократический | |
0–7 | Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах |
8–13 | Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала |
14–20 | Высокая: умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу |
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- самооценка
- Стили руководства
- Менеджмент
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом
Разработана В. П. Захаровым на основе опросника А. Л. Журавлева. Методика состоит из утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.
Инструкция к тесту
Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из 3 утверждений. Вам следует внимательно прочесть все 3 утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе.
Количество вопросов в тесте:
16
Тест для определения стиля руководства коллективом
1. Распределение полномочий между
руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует,
чтобы обо всех деталях докладывали
именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении
управленческих функций;
в) четко распределяет функции между
собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже
требует их;
д) централизует руководство только в
трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических
(напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его
способов руководства;
в) в критических ситуациях он не
обходится без помощи вышестоящих
руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями,
руководитель начинает более тесно
взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек,
с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными,
говорит о положении дел в коллективе,
о трудностях, которые предстоит
преодолеть;
в) умеет общаться, но специально
ограничивает общение с подчиненными,
держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными,
но при этом испытывает трудности в
общении;
д) общается в основном с активом
коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в
отсутствие руководителя:
а) в отсутствие руководителя исполнители
работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности,
если руководитель временно покидает
его;
в) исполнители постоянно работают
не в полную силу, при другом руководителе
могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается
в отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив
работает с переменным успехом.
5. Отношение руководителя к советам и
возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые
ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют,
но могут давать указания своему
руководителю;
г) руководитель советуется даже
тогда, когда обстоятельства не особенно
требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше
выполнить работу, они говорят об этом
своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к
случаю,
б) всегда очень строго контролирует
работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает
положительные результаты, хвалит
исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает
недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу
исполнителей.
7. Соотношение решений производственных
и социально-психологических задач в
процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение
плана, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи,
старается создать хорошие отношения
между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит
к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию
взаимоотношении в коллективе, а не
выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих
подчиненных
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается
от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются
недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых
недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со
стороны подчиненных:
а) на критику руководитель обычно не
обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает
принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не
старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны
вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке
знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с
которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится
это показать и обращается за помощью к
другим;
в) можно сказать, что руководитель
не стремится пополнить свои недостатки
в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает
это и старается самостоятельно восполнить
недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как
решить вопрос или выполнить работу, то
поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности
между руководителем и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он
боится отвечать за свои действия, хочет
уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет
между собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает
только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность
вышестоящих руководителей, старается
свою ответственность переложить на
них;
д) бывает, что руководитель, являясь
ответственным за какое-то дело, пытается
переложить его на своих замов или
нижестоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим
заместителям и помощникам:
а) старается, чтобы его заместители
были квалифицированными специалистами;
б) добивается безотказного подчинения
заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у
него работает заместителем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям,
потому что боится за свое положение;
д) не желает иметь рядом очень
квалифицированных специалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность
исполнителя в отсутствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда
отсутствует руководитель, они чувствуют
некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно,
поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается
исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что
отсутствует руководитель, а потом
скучают;
д) сначала отсутствие руководителя
чувствуется исполнителями, а затем
быстро забывается.
14. Преобладающие методы воздействия на
подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему
нередко приходится уговаривать своих
подчиненных;
б) всегда что-нибудь
приказывает, распоряжается, наставляет,
но никогда не просит;
в) часто обращается к
подчиненным с поручениями, просьбами,
советами;
г) часто делает
руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с
подчиненными:
а) всегда обращается к подчиненным
вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к
подчиненным бывает нетактичен и даже
груб;
в) в обращении к
подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление,
что вежливость руководителя неискренняя;
д) характер обращения к подчиненным у
него часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению
членов коллектива;
б) нередко руководитель перекладывает
свои функции на других;
в) управленческие
функции не закрепляются стабильно, их
распределение может меняться;
г) бывает, что
управленческие функции фактически
принимает на себя не руководитель, а
другие члены коллектива,
17. Поддержание руководителем трудовой
дисциплины:
а) руководитель стремится к формальной
дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) руководитель умеет поддерживать
дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит
хорошей, так как подчиненные боятся
руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает
нарушения дисциплины.
18. Характер общения руководителя с
исполнителями:
а) общается с подчиненными только по
деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле,
руководитель спрашивает и о личном, о
семье;
в) часто общается по личным вопросам,
не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от
исполнителей, руководитель редко
заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять
в общении с ними.
19. Характер принятия решений по руководству
коллективом:
а) руководитель единолично вырабатывает
решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного
дела, а скорее уходит от этого;
в) старается решать вместе с
подчиненными, единолично решает только
самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые
сами возникают, не старается заранее
предусмотреть их решения;
д) берется за решение в основном
мелких вопросов.
20. Взаимоотношения между людьми в
коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно
развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на
работе было хорошее настроение;
в) в его коллективе наблюдается
повышенная текучесть кадров, люди
нередко уходят из коллектива и не жалеют
об этом;
г) люди, которыми он руководит,
относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя
исполнителям постоянно приходится
работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности
подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные
работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает
свое мнение, а говорит, что это мнение
большинства;
в) исполнители работают больше по
указаниям руководителя, нежели
самостоятельно;
г) исполнители предоставлены самим
себе;
д) предоставляет
подчиненным самостоятельность лишь
время от времени.
22. Отношение руководителя к советам
других:
а) регулярно советуется
с исполнителями, особенно с опытными
работниками;
б) советуется с подчиненными только в
сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями
и нижестоящими руководителями, но не с
рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к
мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими
руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя
и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем
не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше
(тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу
подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет
«подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляет ни сам, ни
его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен, но одновременно и
справедлив,
в) о нем можно сказать, что он бывает
слишком строгим и придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный
человек;
д) руководитель требователен и к себе,
и к другим.
25. Отношение руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому
что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные
нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере
производства, с большим трудом меняет
характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с
нововведениями в непроизводственной
сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных
отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к
выработке решений:
а) в своей работе широко опирается
на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом
на общем собрании;
в) некоторые важные дела решаются
фактически без участия руководителя,
его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за
коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению
различных форм самоуправления в
коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем
думают подчиненные,
б) никогда и ни в чем не проявляет
своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе,
г) увлеченно занимается своим делом
и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по
отношению к исполнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из
3-х стилей руководства (Д — директивный,
К — коллегиальный, П — попустительский)
в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного
ответа, буква — стиль руководства.
Вариант |
а |
б |
в |
г |
д |
1. |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
К-2 |
2. |
Д-3 |
К-2 |
П-1 |
К-3 |
П-3 |
3. |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1; П-2 |
К-2 |
4. |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5. |
К-3 |
Д-2 |
П-2 |
П-2; К-1 |
К-2 |
6. |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-3 |
Д-2 |
7. |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1; К-1 |
К-1 |
8. |
К-3 |
П-3 |
Д-2 |
П-2 |
Д-3 |
9. |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2; П-2 |
П-2 |
10. |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2; К-2 |
К-1; П-2 |
11. |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1; П-2 |
Д-2; П-1 |
12. |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-3 |
13. |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1; П-2 |
14. |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
К-3 |
15. |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
16. |
К-2 |
Д-1; П-1 |
Д-1;П-2 |
П-3 |
— |
17. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-3 |
18. |
Д-3 |
К-3 |
П-2; К-1 |
П-2; Д-1 |
П-1 |
19. |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
П-3 |
20. |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21. |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22. |
К-2 |
Д-1; К-2 |
Д-2; К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-3 |
24. |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
П-3 |
К-2 |
25. |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26. |
К-2 |
К-3 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
27. |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-3 |
Д |
Сумму баллов по каждому стилю руководства
приведите к цифре, удобной для дальнейшего
анализа: разделите на 10 и округлите до
целого значения.
Результат
Результат выражается тремя цифрами,
каждая из которых — до 10 баллов.
Во-первых, определите доминирующий
стиль руководства. За количественный
показатель доминирования того или иного
типа принята разница в 3 и более баллов.
Возможные соотношения 3-х крайних типов
в стиле руководства:
1) Д-1-1: директивный стиль (например,
10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
2) 1-К-1: коллегиальный стиль (например,
4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
3) 1-1-Л: либеральный стиль (например,
3-2-10, 4-3-9 и т. д.).
Если приблизительно одинаковая
выраженность двух стилей доминирует
над третьим, то стиль руководства
смешанный;
4) Д-К-1: директивно-коллегиальный
(например, 7-8-4, 6-7-3 и т.д.);
5) 1-К-Л: коллегиально-либеральный
(например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);
6) Д-1-Л: директивно-либеральный
(например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);
7) Д-К-Л: смешанный
(например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-6, 10-8-8). При этом
результаты смешанного типа соответствуют
разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность
стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для
неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность
стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует
оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность
стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует
противоречивый, непредсказуемый тип.
Интерпретация результатов
Любое сочетание стилей приемлемо, если
директивный имеет значение от 5 до 7
баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4, чем 3-9-4 или
3-8-3).
Исследования показали следующее
соответствие профессионально важных
качеств со стилем руководства:
Стиль руководства |
Профессио-нальные характери- стики |
Профессио-нальная компетент- ность |
Организатор- ские |
Воспита-ние |
Морально- психологичес- кие качества коллектива (общение) |
Директивный |
(Д-1-1) |
низкая |
средние |
низкое |
низкое |
Коллегиальный |
(1-К-1_ |
высокая |
высокие |
высокое |
высокое |
Либеральный |
(1-1-Л) |
низкая |
низкие |
низкое |
среднее |
Директивно- коллегиальный |
(Д-К-1) |
низкая |
средние |
среднее |
среднее |
Директивно- либеральный |
(Д-1-Л) |
низкая |
высокие |
среднее |
среднее |
Коллегиально- либеральный |
(1-К-Л) |
низкая |
низкие |
высокое |
высокое |
Смешанный |
(Д-К-Л) |
средняя |
высокие |
высокое |
высокое |
Наиболее сильное влияние на стиль
руководства оказывает профессиональная
компетентность, затем организаторские,
воспитательные и морально-психологические
характеристики деятельности руководителя.