Тест векслера взрослый руководство

Тест Векслера (Шкала Векслера)

Тест Векслера (или Шкала Векслера) – это один из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития. Он разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов: — б вербальных и 5 невербальных. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т.д. К невербальным субтестам относятся такие задания, как шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений.

Тест Векслера — детский вариант

Субтест 1. Осведомлённость (детский) Субтест 1. Осведомлённость (детский)

Субтест 2. Понятливость Субтест 2. Понятливость

Субтест 3. Арифметический Субтест 3. Арифметический

Субтест 4. Сходство Субтест 4. Сходство

Субтест 5. Словарный Субтест 5. Словарный

Субтест 6. Повторение цифр (детский) Субтест 6. Повторение цифр (детский)

Субтест 7. Недостающие детали (детский) Субтест 7. Недостающие детали (детский)

Субтест 8. Последовательные картинки (детский) Субтест 8. Последовательные картинки (детский)

Субтест 9. Кубики Косса (детский) Субтест 9. Кубики Косса (детский)

Субтест 10. Складывание фигур Субтест 10. Складывание фигур

Субтест 11. Шифровка Субтест 11. Шифровка

Субтест 12. Лабиринты Субтест 12. Лабиринты

Таблицы для обработки и интерпретации данных Таблицы для обработки и интерпретации данных

Правила численной обработки данных тестирования Правила численной обработки данных тестирования

Тест Векслера — взрослый вариант

Субтест 1. Осведомлённость (взрослый) Субтест 1. Осведомлённость (взрослый)

Субтест 2. Понятливость Субтест 2. Понятливость

Субтест 3. Арифметический Субтест 3. Арифметический

Субтест 4. Сходство Субтест 4. Сходство

Субтест 5. Словарный Субтест 5. Словарный

Субтест 6. Повторение цифр (взрослый) Субтест 6. Повторение цифр (взрослый)

Субтест 7. Недостающие детали (взрослый) Субтест 7. Недостающие детали (взрослый)

Субтест 8. Последовательные картинки (взрослый) Субтест 8. Последовательные картинки (взрослый)

Субтест 9. Кубики Косса (взрослый) Субтест 9. Кубики Косса (взрослый)

Субтест 10. Складывание фигур Субтест 10. Складывание фигур

Субтест 11. Шифровка Субтест 11. Шифровка

Субтест 12. Лабиринты Субтест 12. Лабиринты

Таблицы для обработки и интерпретации данных для взрослых Таблицы для обработки и интерпретации данных для взрослых

Правила численной обработки данных тестирования Правила численной обработки данных тестирования

Регистрационный лист - взрослым Регистрационный лист — взрослым

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 История создания
  • 3 Модификации
    • 3.1 WAIS
      • 3.1.1 Вербальная шкала
      • 3.1.2 Невербальная шкала
      • 3.1.3 Обработка и интерпретация результатов
    • 3.2 WISC
    • 3.3 WPPSI
  • 4 Адаптация
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Описание методики

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, — б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

История создания

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дало Векслеру олчок толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью — Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B).

Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
  • результатыты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.

Модификации

Используются 3 варианта теста Д.Векслера:

  • тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
  • тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) — для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
  • тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет. В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.

WAIS

Тест WAIS опубликован в 1955 году, редакция теста — WAIS-R вышла в 1981 году.

Тест включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 — невербальную.

Вербальная шкала

В вербальную часть вошли следующие субтесты.

1. Субетест «Общая осведомленность» — включает 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Субетест «Понимание»: 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

3. Субетест «Арифметика» — включает 14 задач из курса арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается как правильность, так и затраченное время.
4. Нахождение сходства: 13 заданий. Испытуемый должен подвести 2 предмета под общую категорию, выявить, что между ними сходно. Диагностируется понятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

5. Субетест «Запоминание цифр» — 1 — ая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести. 2 — ая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд обратным порядком.

6. Субетест «Словарный запас» — 42 понятия. Тест направлен на изучение вербального опыта и умения определять понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова. Первые 10 слов — распространенные в обыденой речи, следующие 20 слов — средней сложности, последние 12 слов — абстрактно-теоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов.

Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого (знает ли он или не знает язык, на котором написан текст). Оценки по субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словарный запас» характеризуют общую интеллигентность испытуемого, практически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они определяются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: поскольку успешность выполнения этих субтестов наиболее коррелирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. главу «Психогенетика способностей»), то скорее всего скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.

Особняком стоит субтест «Сходство». Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю. Оценки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения более определяется «текучим» интеллектом по Кэттелу, нежели успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.

Субтест «Арифметический» диагностирует не только уровень оперирования числовым материалом, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.

Субтест «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интеллектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение его в шкалу Векслер обосновывал диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное — несколько значительней.

Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста «Словарный запас», поэтому его часто используют в качестве «точки отсчета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д.Векслера.

Невербальная шкала

Невербальная шкала, или «шкала действий» состоит из 5 субтестов.

7. Субтест «Шифровка» (или «Цифровые символы») является вариантом теста на кодовые замены. Нужно написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ. Диагностируется зрительно — моторная скорость. Оценка определяется числом правильно зашифрованных цифр.

8. «Недостающие детали» (или «Завершение картинок») — 21 карточка, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки. Время решения одной задачи — 20 сек. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

9. «Конструирование блоков» («Кубики Косса») — 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно — белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.

10. «Последовательные картинки» — 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Оценка определяется правильностью и временем решения.

11. «Сборка объекта» («Складывание фигур») — 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры «человек», «профиль», «рука», «слон»). Диагностируется способность к синтезу целого из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.

В целом, «Невербальная» шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно — перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.

Первоначально Д.Векслер полагал, что невербальнй интеллект более зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых исследований опровергли эту гипотезу.

Наиболее комплексным тестом невербальной шкалы (принадлежность его к этой части теста весьма условна) является «Шифровка», диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быстро ухудшаются после 40 лет.

Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы считают «Кубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест «Сборка объектов».
Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомоторной координации, между тем как результаты по тестам «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей мере определяются когнитивными способностями.

По мнению Д.Векслера, успешность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружающей среды и приобщенностью к культуре.
Итог проведения теста, несмотря на предписания, сильно зависит от того, какие складываются отношения между психодиагностом и испытуемым.

Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют и определяют по таблицам показатели общего, вербального и невербального IQ.

Классификация IQ-показателей по Векслеру:

  • 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения
  • 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения
  • 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%
  • 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения
  • 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%
  • 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения
  • 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%

WISC

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 лет. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненные более легкими однотипными заданиями.

Кроме того, в шкалу действия включен дополнительный субтест «Лабиринты».

Причем при проведении исследования субтест «Понимание» может быть заменен «Запоминанием цифр», а субтест «Лабиринт» субтестом «Кодирование». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.

Субтест «Лабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.

WPPSI

В 1967 году опубликована версия теста Д.Векслера для детей WPPSI (возраст 4 — 6,5 лет). Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1- дополнительный). 8 субтестов — облегченные и адаптированные варианты WISC. Три субтеста были разработаны заново.

Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. При проведении диагностики субтесты WPPSI из вербальной и невербальной частей чередуются друг с другом. Эксперимент проводится как в один, так и в два приема.

В вербальную шкалу входят субтесты «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметика», «Нахождение сходства», «Понимание» и дополнительный субтест «Предложения».

В шкалу действий входят субтесты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Геометрические схемы», «Конструирование блоков» («Кубики Косса»).

Новыми по сравнению с WISC являются субтесты «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтест «Предложения» заменил тест «Запоминание цифр» из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Субтест «Дом животного» (вместо «Шифровка» из WISC) состоит из карт с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок должен расставить домики в соответствии с ключом по изображениям животных.

При выполнении субтеста «Геометрические схемы» ребенок должен скопировать 10 чертежей с помощью цветного карандаша.
Полужирное начертание

Адаптация

В нашей стране тест Д.Векслера неоднократно переводился и адаптировался.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно — исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956 г.) в Ленинграде.
Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт — Петербургского государстенного университета (1991 г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части — субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственым предприятием «ИМАТОН» (г.Санкт — Петербург). Тест Д.Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году. Руководство «Измерение интеллекта детей» под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром «Психодиагностика и дифференцированное обучение» (г.Киев).

Литература

  1. Дружинин В. Психология общих способностей. С-Пб., 1999

См. также

Тест Векслера/Детский вариант

Тест Векслера/Взрослый вариант

Ю.ФИЛИМОНЕНКО
В.ТИМОФЕЕВ

РУКОВОДСТВО
К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ
ВЗРОСЛЫХ Д. ВЕКСЛЕРА

Адаптация
1995

г. Под ред. Муляр О. И.

Санкт-Петербург
1995

Подготовлено
к печати фирмой
«ИМАТОН»
(методическое
обеспечение практических психологов:

инструментарий,
обучение, информация)

198005
Санкт-Петербург, Московский пр.,

19
Главный
государственный центр единства измерений

ГП
«ИМАТОН» тел. (812)-259-90-91
(812)-251-44-61

©
ИМАТОН,
1995

ВВЕДЕНИЕ

В
настоящем руководстве изложены основные
правила ра­боты с методикой исследования
интеллекта, информация, необ­ходимая
для правильной оценки результатов
тестирования, а также некоторые обобщения
опыта практической работы с мето­дикой
на группах здоровых людей, больных с
органическим по­ражением мозга м
больных олигофренией.

Составители
руководства считают необходимым
подчеркнуть следующие принципиальные
моменты:

1.
Методика ориентирована прежде всего
на разгра­ничение нормы и ненормы в
интеллектуальном развитии: на отсев
испытуемых, не соответствующих требованиям
той или иной деятельности. Дифференциация
испытуемых в границах нормы не является
целесообразной.

2.
Заключение по результатам тестирования
должно делать­ся достаточно корректно:
устойчивость численных показателей не
является абсолютной, особенно когда
речь идет о молодых людях. Интенсивные
учебно-воспитательные мероприятия
спо­собны увеличивать оценки интеллекта.
Социально-педагогичес­кая запущенность
приводит к постепенному уменьшению
.

3.
Заключение по результатам тестирования
не может пони­маться как механическое
последовательное описание субтесто­вых
и шкальных оценок . Конечные выводы по
испытуемо­му должен делать
специалист-психолог, обладающий помимо
знания методики общей квалификацией в
отношении психологии обучения, развития
и отклонений в развитии.

Составители
руководства надеются на то, что оно
окажется полезным для практических
психологов.

Филимоненко
Ю. И. Тимофеев В. И

  1. ОБЩИЕ
    ПОЛОЖЕНИЯ

  2. 1.1.
    Проблема
    оценки

    интеллекта

Первый
широко известный тест интеллекта Д.
Векслер опубликовал в
1939
году. Этот тест, получивший название
Wechsier-Bellevue
Scale,
был стандартизован на выборке испыту­емых
в возрасте от
7
до
69
лет. Модификация этого теста (Wechsler
Adult Intelligence Scale, WAIS

шкала интеллекта взрослых), вышедшая в
свет в
1955
году
[10],
предлагается Ва­шему вниманию.

Для
более обоснованного применения методики
WAIS
и оценки ее результатов необходимо
отчетливо представлять на­учную
предысторию появления этой методики.

Тесты
интеллекта стали закономерным результатом
практи­ческой потребности системы
школьного образования, а также вооруженных
сил в обнаружении лиц, неспособных
отвечать со­ответствующим требованиям
в силу неполноценности умствен­ного
плана. На этом основании уже первые
тесты интеллекта, по образному выражению
Ф. Гальтона, ставили перед собой цель
охватить «измерением и числом операции
ума». Тесты интеллекта «позволяют
как бы сделать срез с достигнутого
уровня усвоения основных требований,
предъявляемых условиями жизнедеятель­ности
к познавательным особенностям личности»
[5,
с.
145].

Проявления
интеллекта исключительно разнообразны.
И объединяет их включенность в любой
интеллектуальный акт всех психических
функций, которые обеспечивают познание
окружаю­щего мира. Приведем ряд
наиболее важных определений интел­лекта.

W.
Stern
рассматривал «интеллект как общую
духовную приспособительную способность
к новым задачам и условиям жизни,
помогающую преодолевать трудности в
новых ситуациях» [11,
с.
256].

По
мнению современного немецкого
исследователя
J. Guthke [9,
с.
20],
«интеллект

это обобщающее понятие (мыслительная
абстракция) для пока еще неопределенного
точно, видимо, однако. весьма большого
числа различных «мыслительных
способ­ностей», «факторов» или
же «размерностей», которое
характери­зует уровень и качество
мыслительных процессов личности и
обеспечивает интеллектуальное повеление
в многообразных проблемных ситуациях
и на различнейшем мыслительном
мате­риале».

В
работе
[5,
с.
145]
интеллект трактуется как «относительно
самостоятельная динамическая структура
познавательных свойств личности,
возникающая на основе наследственно
за­крепленных (и врожденных)
анатомофизиологических особеннос­тей
мозга и нервной системы (задатков).
сформирующаяся во взаимосвязи с ними.
Он проявляется в деятельности,
обуслов­ленной культурно-историческими
условиями и преимущественно обеспечивает
адекватное взаимодействие с окружающей
дейст­вительностью…»

Создавая
методику
WAIS
Д. Векслер исходил из следующе­го
понимания интеллекта: интеллект

это «комплексная гло­бальная
способность индивидуума целенаправленно
вести себя, разумно мыслить и успешно
взаимодей­ствовать с внешней средой»
[цит. по
11,
с.
415].

Если
попытаться обобщить имеющиеся определения
интел­лекта, то обнаруживается, что
он мыслится исследователями в основном
в трех аспектах: как способность к
обучению, как спо­собность к адаптации,
как способность к абстрактному мышлению.

В
становлении психодиагностики интеллекта
большую роль сыграли теоретические
взгляды Ч. Спирмена и Л. Тэрстоуна. С
именем первого из этих авторов связана
двухфакторная теория интеллекта.
Опираясь на статистический анализ
взаимосвязей различных интеллектуальных
тестовых заданий, Ч. Спирмен вы­сказал
гипотезу о том, что существует некий
ганеральный, общий фактор интеллекта
(фактор «д»), а также совокупность
факторов, специфичных конкретным
методикам: их материалу, требованиям к
испытуемому и т. д. Реально обнаруживаемые
корреляционные связи между различными
интеллектуальными заданиями объясняются,
тем самым, участием’ в каждом из них
фактора «д». И чем больше доля
фактора «д» в задании, тем теснее
оно коррелирует с другими заданиями.
Как справедливо отмечается в работе
[5,
с.
154],
такое толкование взаимодействия фактора
«д» и специфических факторов вполне
позволяет расценивать их в качестве
ошибок измерения и считать теорию Ч.
Спирмена однофакторной. Сущность фактора
«д» виделась автору как некая
«умственная энергия», наиболее
четко обнару­живаемая в задачах,
требующих постижения связей и отноше­ний
между предметами и явлениями, а также
воспроизведения этих отношений по
определенной закономерности.

Л.
Тэрстоун выдвинул альтернативную,
мультифакторную теорию интеллекта.
Данный автор разработал
математико-статистический аппарат для
определения минимального количества
факторов, необходимых для объяснения
способности к выполне­нию заданий
интеллектуального теста. Мультифакторная
теория постулирует существование в
структуре интеллекта целого ряда
независимых факторов. На основе своих
исследований Л. Тэрс­тоун утверждал,
что к таким «первичным» факторам
относятся: словесное понимание, беглость
речи, легкость (скорость и точ­ность)
оперирования числовым материалом,
пространственная ориентация, ассоциативная
память, скорость восприятия.

Методическим
следствием взглядов Ч. Спирмена явилось
обоснование правомерности установления
единой численной ха­рактеристики
интеллекта (коэффициент интеллекта)
испытуемо­го. Л. Тэрстоун категорически
отрицал правомерность такой ха­рактеристики
и настаивал на целесообразности
представления результатов тестирования
в виде профиля оценок по первичным
факторам.

Коэффициент
интеллекта
(Intelligence Quotient, IQ)
во многих интеллектуальных тестах
служит обобщающим показателем уров­ня
интеллектуального развития испытуемого.
Первым шагом к показателю
IQ
стало сформированное А. Бине понятие
умствен­ного (интеллектуального)
возраста. Умственный возраст факти­чески
определялся через сложность тестовых
заданий, которые испытуемый смог
правильно решить. В. Штерн в
1912
году предложил более удобный показатель:
соотношение умственного и хронологического
возрастов.

IQ
= (
Умственный Хронологический ) 100 %

возраст
возраст

В
таком виде этот показатель впервые
представлен в мето­дике Стэнфорд-Бине.
Он в более наглядном виде представляет
информацию о степени развитости или
отставания умственных способностей
испытуемого.

Последующее
использование показателя
IQ
постепенно об­наружило два существенных
недостатка, заложенных в его кон­цепцию:

1.
Данная форма определения
IQ
предполагает, что интел­лект линейно
увеличивается с возрастом в течение
всей жизни испытуемого. Практика
исследований показала, что такое
пред­положение не соответствует
действительности.

2.
С математической точки зрения сравнение
величин
IQ
у испытуемых с разным хронологическим
возрастом является не­корректным.

По
этой причине указанная выше форма
показателя
IQ
была заменена стандартным показателем
IQ,
в котором оценка выра­жается в величинах
стандартного отклонения и показывает,
как соотносится результат испытуемого
с результатами репрезента­тивной
выборки испытуемых соответствующей
возрастной груп­пы. По мнению А.
Анастази,
IQ
в таком виде «есть форма выра­жения
уровня способностей индивида в данный
момент времени по отношению к его
возрастным нормам»
[1,
с.
309].
Д. Векслер был первым, кто использовал
такой способ определения показателя
IQ.

Однако
и стандартная форма
IQ
встречает ряд критических замечаний,
наиболее весомые из которых сводятся
к следующе­му
[9,
с.
113-114]:

1.
Поскольку интеллект человека все же не
может быть оце­нен одномерно (например,
как рост человека), использование только
обобщенного показателя
IQ
дает слишком грубое, а при исследовании
здоровых людей

и неадекватное представление об
интеллектуальных возможностях
испытуемого.

2.
Сравнение
IQ
с ростом невозможно еще и потому, что
шкала оценок
IQ
не имеет абсолютного нулевого значения.
В этой связи нельзя сказать, что испытуемый
с
IQ = 140
вдвое интеллектуальнее, чем испытуемый
с
IQ = 70.
Точно так же объект с температурой 30°С
не является вдвое более теплым, чем
объект с температурой 15°С (так как их
истинные «абсолют­ные» температуры
равны соответственно
303
и
288
градусам).

3.
Можно сомневаться в принципиальной
сопоставимости оценок
IQ,
полученных в разных возрастных группах:
потенци­альные возможности интеллекта
человека обусловлены не толь­ко
особенностями слагающих его интеллектуальных
функций, но и в значительной степени
особенностями структурных взаимо­связей
этих функций, которые в показателе
IQ
не учитываются.

Первоначально
интеллект мыслился как постепенное
вызре­вание с возрастом неких врожденных
задатков. Современная концепция
генетической природы интеллекта
утверждает, что около
80%
вариаций
IQ
нужно отнести за счет генетических
различий между людьми (Г. Айзенк,
1979).
За эту точку зрения говорит тот факт,
что в период обучения среднегрупповые
ре­зультаты выполнения интеллектуальных
тестов в значительной степени действительно
устойчивы. Причем стабильность повтор­ных
обследований с возрастом увеличивается.
Вместе с тем, при оценке результатов
однократного обследования испытуемо­го
абсолютизировать неизменность его
IQ
было бы неправомер­но. Например, в
возрастном периоде
6-18
лет, когда средне-групповые корреляции
при ретестировании очень высоки,
отме­чаются тем не менее сдвиги оценок
IQ
на
15
и более баллов у 59%
детей, на
20
и более

у
37%,
на
30
и более

у
9%. Причем
речь идет не о случайных «выбросах»,
а о постоянном смещении оценок в серии
обследований.

В
настоящее время преимущественный акцент
в проблеме роли социо-культурных и
генетических факторов в развитии
ин­теллекта делается на их взаимодействии.

Думается,
что однозначная оценка доли того и
другого в развитии интеллекта невозможна
уже хотя бы потому, что «одни и те же
психические свойства индивида, по данным
одних ис­следований, в высокой степени
обусловлены наследственнос­тью, а по
данным других

обучением…»
[2,
с.
106].

Роль
социума в развитии интеллекта вторично
усиливается зависимостью от социума
собственно интеллектуальных тестов.
Как остроумно заметил О. Дункан
(1972),
если бы интеллекту­альные тесты
разрабатывались в обществе охотников,
то под общим интеллектом, скорее всего,
понимались бы острота зре­ния, скорость
бега, координация движений и т.д., а не
умение оперировать словами. В
1958
году Р. Кеттелл предложил культурно-свободный
тест интеллекта. По мнению этого автора,
«чистый» интеллект, свободный от
наслоения культуры, можно оценить,
прежде всего, на основе перцептивных
заданий, в ко­торых интеллект проявляется
через особенности восприятия. Первый
вариант культурно-свободного теста
включал в себя
8 субтестов,
из которых четыре Р. Кеттелл полагал
свободными от влияния культуры:
«Подстановка», «Классификация»,
«Выбор называемых предметов»,
«Лабиринты», «Картинки с
недостающи­ми деталями», «Выполнение
указаний», «Загадки», «Определение
сходства».

Независимо
от того, насколько оправданы надежды
создать свободный от социума тест, факт
значительного влияния обра­зования,
возможностей приобщения к культуре на
успешность выполнения интеллектуальных
тестов подтвержден многочислен­ными
специальными исследованиями.

Так,
обследование группы испытуемых в детском
возрасте и в тридцатилетнем возрасте
обнаружило зависимость оценок
IQ в
обоих тестированиях от домашней
обстановки и отношений между родителями.
В других работах
IQ
связывался с такими параметрами как
степень эмоциональной подчиненности
ребенка родителям, выраженность мотивов
соревновательности, стрем­лением
родителей сформировать у ребенка
опережающие зна­ния и навыки и т. д. С
невысокими оценками соотносится
уста­новка испытуемого на психологическую
защиту, уход от реше­ния жизненных
проблем; с повышенными оценками
стремление активно преодолевать
встречающиеся трудности. А. Мориарти
выдвинул гипотезу о том, что индивидуальные
разли­чия в механизмах преодоления
жизненных трудностей являются основным
фактором, влияющим на изменение
IQ
с возрастом.

Методика
WAIS
широко известна за рубежом. Ряд
отечест­венных авторов
[7,
с.
167],
сопоставив данные
WAIS
с результа­тами различных бланковых
и аппаратурных методик, а также на основе
длительного наблюдения за испытуемыми,
дают заклю­чение о высокой надежности
и валидности методики.

Д.
Векслер при создании методики исходил
из следующих соображений:

1.
До Д. Векслера интеллектуальные тесты
разрабатывались с ориентацией на детей
и школьников, а затем просто дополня­лись
более сложными «взрослыми» заданиями.
При таком под­ходе тесты не могли быть
интересны для взрослых испытуемых, не
вызывали у них необходимой мотивации
к тестированию. Как писал Д. Векслер,
«прося демобилизованного сержанта
приду­мать предложение со словами
«мальчик, река, мяч», не следует
надеяться, что это вызовет у него интерес
и уважение к экспе­риментатору»
[1,
с.
220].

2.
В тестах интеллекта, как правило, слишком
большой ак­цент делается на скоростных
показателях, что заведомо ставит пожилых
испытуемых в невыгодные условия по
сравнению с мо­лодыми.

3.
По вполне понятным причинам интеллектуальные
тесты, ориентированные на школу, прежде
всего включали в себя вер­бально-логические
задания. Д. Векслер в полном соответствии
с принятым им определением интеллекта
«уравновесил» в структу­ре
WAIS
вербально-логические и перцептивно-деятельные
зада­ния.

Методика
WAIS
состоит из
11
субтестов: 1.
Осведомленность:
испытуемый должен здесь продемон­стрировать
объем наличных знаний из различных сфер
жизни.

2.
Понятливость’,
требует от испытуемого понимания
неко­торых обобщенных закономерностей
и правил социального по­ведения.

3.
Арифметический:
предполагает решение испытуемым
арифметических задач нарастающей
сложности.

4.
Сходство:
от испытуемого требуется назвать
существен­ные признаки сходства пар
понятий.

5.
Повторение
цифр:

испытуемый запоминает называемые ему
последовательности цифр и должен точно
воспроизвести их в прямом или обратном
порядке.

6.
Словарный:
перед испытуемым ставится задача
объяс­нить смысл ряда слов (дать их
определение).

  1. Шифровка:
    имея перед собой таблицу, в которой
    каж­дой цифре от
    1
    до
    9
    соответствует определенный графический
    символ, испытуемый должен как можно
    быстрее вписывать не­обходимые
    символы в строчки случайно расположенных
    цифр.

  2. .
    Недостающие
    детали:

    испытуемому предъявляются схе­матические
    картинки, в которых он должен указать
    существен­ную недостающую деталь.

9.
Кубики
Косса:

испытуемый складывает из кубиков
за­данные графические фигуры.

  1. Последовательные
    картинки:

    перед испытуемым ста­вится задача
    расположить набор схематических
    картинок в ос­мысленную последовательность
    и рассказать по ней закончен­ный
    рассказ.

11.
Складывание
фигур:

испытуемый должен собрать сложно
разрезанные целые фигуры из разложенных
перед ним деталей.

Субтесты
предъявляются испытуемому последовательно
с первого («Осведомленность») по
последний («Складывание фигур»):
вербальные субтесты зачитываются
экспериментатором, он же раскладывает
перед испытуемым стимульные материалы
невербальных субтестов. Ряд субтестов
выполняется с учетом времени работы:
«Арифметический», «Шифровка»,
«Кубики Косса», «Последовательные
картинки», «Складывание фигур».
За­дания в субтестах предъявляются
испытуемому до тех пор, пока он не
допустит
2-5
ошибок подряд.

Более
подробно содержание субтестов и правила
работы с ними, а также схема оценки
ответов испытуемого даны в разде­ле
2.
Психологическая характеристика субтестов
изложена в

разделе
3.

Ответы
испытуемого заносятся экспериментатором
в Бланк фиксации результатов. Желательно,
чтобы ответы на задания субтестов
«Понятливость», «Сходство» и
«Словарный» подробно фиксировались
экспериментатором. Это позволяет при
обработ­ке данных тестирования яснее
отразить общий уровень мышле­ния
испытуемого и выставить правильные
оценки за выполнение субтестов.

Процедура
тестирования

WAIS

требует от экспериментатора предварительного
надежного усвое­ния правил предъявления
тестового материала и оценки ответов
испытуемого.

Можно назвать, по крайней мере, две
причины такого требования:

1.
Не умея сразу точно оценить ответ
испытуемого, экспе­риментатор все
свое время вынужден будет тратить на
точную

регистрацию
ответов. Соответственно, он пропустит
реакции ис­пытуемого по поводу
тестирования в целом, на отдельные
суб­тесты и задания, на свои удачи и
неудачи. То есть выпустит из поля внимания
материал, очень важный для качественного
ана­лиза результатов тестирования.

2.
Экспериментатор обязан строго
придерживаться инструк­ции о порядке
тестирования с тем, чтобы вольно или
невольно не подтолкнуть испытуемого к
правильной форме ответов. Ис­пытуемые,
за исключением глубоких дебилов, знают,
что общим для собаки и льва (субтест
«Сходство») является:


«они животные» (оценка ответа
— 2
балла);


«у них лапы» (оценка

1
балл);


«внешне похожи» (оценка
— 0
баллов).

Испытуемые
знают ответы на этих трех уровнях, но
каждый говорит невольно тот признак,
который ему кажется наиболее очевидным
и, следовательно, наиболее существенным.
Для про­гноза поведения испытуемого
экспериментатор должен уметь не мешать
испытуемому отвечать на том уровне
мыслительной сложности, который данному
испытуемому субъективно наибо­лее
близок.

Дополнительно
следует рекомендовать при тестировании
располагать Бланк фиксации результатов
так, чтобы характер записи и численные
оценки ответов оставались для испытуемо­го
совершенно неизвестными. Достаточно
корректно экспери­ментатор должен
работать с секундомером. На некоторых
эмо­ционально-реактивных испытуемых
находящийся в поле зрения секундомер
действует как сбивающий стресс-фактор.
Поэтому целесообразно часы держать в
ладони и не обращаться к ним слишком
демонстративно.

В
WAIS
были отобраны известные по другим тестам
интел­лекта и хорошо зарекомендовавшие
себя в клинической практи­ке пробы.
В принципе это соответствует сути теории
Спирмена. Такой отбор исходит из
предположения, что если предъявить
испытуемому по возможности большее
количество заданий, то с определенной
степенью вероятности ими окажутся
охвачены все наиболее важные
интеллектуальные функции. Вместе с тем
нельзя не признать, что открытыми
остаются в отношении
WAIS немаловажные
вопросы о достаточности одиннадцати
заданий, о правомерности отбора именно
этих заданий и отказа от других, не менее
хорошо себя показавших в клинической
практике (на­пример, исключение лишнего
элемента, пиктограммы и т. д.).

По
своему содержанию
WAIS
направлена на оценку базис­ных
интеллектуальных функций. И потому она
наиболее эффек­тивна в отношении
отграничения нормы и ненормы.
Содержа­тельный смысл различных
оценок
IQ,
лежащих над нижней гра­ницей нормы,
весьма невелик. Одаренность, ум имеют
косвенную связь с показателями
WAIS.
В этом плане она более «ординарна»
по сравнению с некоторыми другими
интеллекту­альными тестами. Так
указывается, например, что хотя итоговые
оценки шкалы Стэнфорд-Бине и
WAIS
специально делались со­поставимыми,
яркие личности часто показывают более
высокие результаты по первой методике
[1,
с.
223].

WAIS
предназначена для одноразового
использования. Прав­да, в особой
степени это касается невербальных
субтестов. Со­трудниками Ленинградского
государственного университета
раз­работана и апробирована параллельная
форма к методике
WAIS [7].

Критики
методики
WAIS
отмечают также такой ее недоста­ток.
В методике вообще и особенно в вербальных
субгестах ре­ализован чисто испытательный
подход: задания постепенно ус­ложняются
от начала к концу субтеста. Тем самым,
отсутствует мотивационная поддержка
испытуемого со стороны эксперимен­татора.
Испытуемые даже со средними значениями
IQ
практи­чески каждый субтест завершают
с ощущением неудачи (так как работа с
заданиями субтестов прекращается, когда
испытуемый не справился с
2-5
заданиями). Все это делает работу
испытуе­мого с
WAIS
достаточно утомительной. Для ослабления
данного недостатка экспериментатор
может пропускать задания, с кото­рыми
испытуемый заведомо справится. Также
высказывается мнение, что «стандартные
условия исследования не нарушаются,
если изменить последовательность
отдельных субтестов и заме­нить
взаимно вербальные и невербальные
субтесты»
[8,
с.
233].

Для
получения нормативных оценок Д. Векслер
набрал вы­борку испытуемых в количестве
1700
человек с равным пред­ставительством
в ней мужчин и женщин. Нормирование
оценок по субтестам велось на основе
данных
500
испытуемых в возрасте
20-34
года из общей выборки. При разделении
выборки на возрастные группы Д. Векслер
исходил из представлений об интеллекте
как нелинейной функции возраста. В
молодости в период обучения интеллект
особенно изменчив. Поэтому в диа­пазоне
16-24
лет Д. Векслер выделил
3
возрастные группы. В зрелом возрасте
интеллектуальный уровень меняется
несущест­венно, поэтому в диапазоне
25-64
лет выделено
4
группы. В старости дают о себе знать
инволюционные процессы, в связи с чем
в диапазоне
65-75
лет (и выше) имеется
3
группы.

Подбор
истинно репрезентативной выборки не
является простой задачей. Так, указывается,
что таблицы
IQ WAIS
получе­ны методом срезовых исследований.
Тем самым, двадцатилет­ние и
пятидесятилетние испытуемые заведомо
различаются не только за счет возрастных
изменений интеллекта, но и за счет
существенно иного уровня образования
и особенностей соци­ального опыта. В
срезовых исследованиях обнаруживается
с по­мощью
WAIS
прогрессирующее ухудшение оценок после
34
лет. В лонгитюдных исследованиях
показатели
IQ
с возрастом на­оборот постепенно
повышаются. Помимо этого есть определен­ные
трудности в подборе репрезентативной
выборки пожилых людей, ибо роль
образования, опыта и характера
профессио­нальной деятельности
сказывается на показателях
IQ
в этом возрасте особенно сильно.

В
стандартизованном виде оценки
IQ WAIS
выражаются в виде шкалы с М=-100 и 0=15.
Величину средней и стандартного
отклонения Д. Векслер выбрал так, чтобы
сделать сопоставимы­ми оценки шкалы
Стэнфорд-Бине и
WAIS.
Стандартные оценки по субтестам
выражаются в 20-балльной шкале с М=10 и
0=3.

Коэффициенты
надежности, определяемые методом
рас­щепления, равны в
WAIS
для вербального
IQ — 0,96,
для невер­бального
— 0,93-0,94,
для общего
— 0,97.
Весьма высока корре­ляция методики
с показателями других интеллектуальных
тестов. Так для шкалы Стэнфорд-Бине она
находится на уровне
0,8.
Ве­личины стандартной ошибки измерения
для вербального, невер­бального и
общего
IQ
равняются соответственно
3,0; 4,0
и
2,6 стандартного
балла.

В
результате факторного анализа
обнаруживается примерно следующая
группировка показателей:

1.Фактор
«д», охватывающий около
50%
суммарной диспер­сии оценок по
субтестам.

2.
фактор вербального понимания, который
слагается оцен­ками субтестов
«Словарный», «Осведомленность»,
«Понятли­вость», «Сходство».

3.
Фактор перцептивной организации. Он
сочетает в себе скорость восприятия и
пространственные представления и в
наибольшей степени выражен в субтестах
«Кубики Косса» и «Сложение фигур».

4.
Фактор памяти. В основном он представлен
оценками по субтестам «Арифметический»
и «Повторение цифр».

После
своего появления
WAIS
достаточно быстро получила признание
как ценная методика психодиагностики.
Известны адаптированные переводы
WAIS
в Германии (гамбургская редак­ция
WAIS, HAWIK),
Польше и других странах. В 50-70-е годы
повсеместно проводилась большая работа
по созданию сокра­щенных (из
3-5
субтестов) форм
WAIS.
Так, например, имеется «Reduzierter
Wechslerintelligenztest»,
включающий в себя
4
суб­теста и снабженный нормами для
пациентов психиатрических клиник и
.здоровых испытуемых. Некоторым из
создателей со­кращенных форм
WAIS
удавалось довести корреляцию шкальных
оценок
IQ
полной и сокращенной методик до
0,95-0,97.
Однако, как указывает А. Анастази
[1,
с.
222],
сокращенные формы не­популярны и
используются как средство предварительной
ори­ентации в выборке испытуемых.
Основной недостаток сокращен­ных
форм

невозможность качественного анализа
ответов ис­пытуемого

Тест Векслера (взрослый вариант)

Измерение уровня развития интеллекта

Тест Векслера – классический инструмент измерения уровня развития интеллекта. В основе русскоязычной адаптации методика WAIS, включающая комплекс субтестов, направленных на диагностику вербального и невербального интеллекта. По своему содержанию методика направлена на оценку базисных интеллектуальных функций, обеспечивающих успешность поведения в различных ситуациях и эффективность в различных видах деятельности.

Доступен детский  вариант теста Векслера (WISC)

  • Категория методики

    Когнитивный тест

  • Возрастной диапазон

    с 16 лет

  • Время тестирования

    90-100 минут

  • Форма проведения

    Индивидуальная

  • Обработка результатов

    ручная

  • Направление

    интеллектуальные и творческие способности

  • Тестирование

    бланковое

  • Описание
  • Комплектация

Назначение и сфера возможного использования методики

«Интеллект – это комплексная глобальная способность индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой» Д. Векслер.

Методика применяется для решения важнейших задач психологической практики:

  • определение общего уровня интеллекта взрослого человека;
  • определение объёма памяти, преобладающего типа мышления и других особенностей познавательных психических процессов;
  • определение уровня сохранности интеллекта;
  • уточнение клинической картины нервно-психических заболеваний;
  • выявление потенциала обучаемости и уровня одаренности.

Тест Векслера широко используется в психологическом консультировании, в системе образования, профессиональном отборе персонала и медицине.

Содержание теста и особенности работы с методикой

Методика состоит из 11 субтестов.

  • Вербальная группа заданий (6 субтестов) позволяет оценить широту и направленность познавательных интересов, уровень словарного запаса, способности к логическому мышлению, уровень концентрации произвольного внимания и качество оперативной памяти. Уровень и структура вербального интеллекта тесно связана с полученным образованием и многообразием жизненного опыта.
  • Невербальная группа задач (5 субтестов) направлена на оценку зрительно-моторной координации, перцептивных способностей, аналитико-синтетических способностей и пространственного мышления. Успешность в решении невербальных заданий в меньшей степени зависит от полученного образования и опирается на сформировавшиеся умения индивида, особенности его психофизиологических, сенсомоторных и перцептивных характеристик.

Вербальные и невербальные субтесты предъявляются испытуемым в следующем порядке:

  1. Осведомленность: здесь испытуемый должен продемонстрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни.
  2. Понятливость: требует от испытуемого понимания некоторых обобщенных закономерностей  и правил социального поведения.
  3. Арифметический: предполагает решение испытуемым арифметических задач нарастающей сложности.
  4. Сходство: от испытуемого требуется назвать существенные признаки сходства пар понятий.
  5. Повторение цифр: испытуемый запоминает называемые ему последовательности цифр и должен точно воспроизвести их в прямом или обратном порядке.
  6. Словарный: перед испытуемым ставится задача объяснить смысл ряда слов (дать их определение).
  7. Шифровка: имея перед собой таблицу, в которой каждой цифре от 1 до 9 соответствует определенный графический символ, испытуемый должен как можно быстрее вписывать необходимые символы в строчки случайно расположенных цифр.
  8. Недостающие детали: испытуемому предъявляются схематические картинки, в которых он должен указать существенную недостающую деталь.
  9. Кубики Коса: испытуемый складывает из кубиков заданные графические фигуры.
  10. Последовательные картинки: перед испытуемым ставится задача расположить набор схематических картинок в осмысленную последовательность и составить по ней законченный рассказ.
  11. Складывание фигур: испытуемый должен собрать сложно разрезанные целые фигуры из разложенных перед ним деталей.

Тестирование проводится в бланковом формате, некоторые задания  выполняются с учетом времени. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать конечные данные. Учитывается общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение вербального и невербального интеллектов, производится анализ выполнения каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже, и каким образом они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

Результаты диагностики обрабатываются вручную: подсчитывается общая сумма баллов, которая с помощью специальных нормативных возрастных таблиц затем переводится в стандартизированные единицы. В подробном методическом руководстве детально описаны все этапы тестирования и интерпретации данных, представлены развернутые обоснования и комментарии по всем диагностическим моментам на каждой ступени работы с методикой. Однако заключение по результатам тестирования не может пониматься как механическое последовательное описание субтестовых и шкальных оценок. Конечные выводы по испытуемому должен делать специалист-психолог, обладающий, помимо знания методики, общей квалификацией в отношении психологии  отклонений в развитии.

Комплектация методики

  • Методическое руководство «Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (взрослый вариант)», Ю. И. Филимоненко, В. И. Тимофеев
  • Стимульный материал к субтесту «Недостающие детали»
  • Стимульный материал к субтесту «Последовательные картинки»
  • Стимульный материал к субтесту «Складывание фигур»
  • Наборы деталей складывающихся фигур
  • Демонстрационные поля к субтесту «Складывание фигур»
  • Кубики Коса
  • Демонстрационные поля с заданиями к кубикам Коса
  • Бланки фиксации результатов
  • Бланки ответов к субтесту «Шифровка»
  • Флеш-накопитель с бланками фиксации результатов 
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Гарантийная карта «Иматон»
  • Фирменная ручка «Иматон»
  • Коробка-футляр с магнитным клапаном

Доступен детский  вариант теста Векслера (WISC)

Вам также будет интересно:

  • Тест для оценки невербального интеллекта

  • Тест для определения уровня  невербального интеллекта

  • Тест для оценки интеллектуальных способностей

  • Тест структуры интеллекта

Популярные товары

    • психолог в школе
    • психолог в дошкольном учреждении
    • психолог в системе здравоохранения
    • психолог в силовых структурах
    • психологическое  консультирование
    • профориентация
    • развивающие методики и пособия
    • особый ребенок
    • литература по воспитанию и развитию
    • развивающая предметно-пространственная среда
    • настольные игры
    • профессиональная диагностика персонала
    • тренинг в организации
    • антикоррупционная диагностика
    • комната психологической разгрузки
    • стресс и конфликты
    • развитие творческого мышления
    • диагностика креативности
    • арт-терапия
    • организация творческих занятий и досуга

Подпишитесь на информационную рассылку о новых продуктах, акциях и специальных предложениях Компании «Иматон»

Тест Д. Векслера

Тест Д. Векслера является одним из наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практике. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым.

Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие – вербальный и невербальный интеллекты. Применению теста Векслера посвящено свыше 2000 публикаций. В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, поэтому, вместо того чтобы давать подробное описание теста, я ограничусь лишь необходимым минимумом информации, а также уместной теоретической и метрологической характеристикой теста.

Первая версия теста предложена в 1939 году (шкала Векслера-Бельвью, по названию клиники Bellevue) для диагностики интеллекта людей в возрасте от 7 до 69 лет. Д. Векслер подверг критике существующие тесты (в первую очередь, тест Стэнфорд-Бине) считая их непригодными для тестирования взрослых. Традиционный показатель IQ – «умственный возраст» – совершенно неприменим для характеристики интеллекта взрослых. Большинство тестов интеллекта ориентированы на скорость, что может вызвать, по мнению Векслера, затруднения у пожилых людей.

В традиционных тестах много места занимали шаблонные операции со словами и примитивные задания, сконструированные для детей.

Отказавшись от группировки заданий по возрастному параметру, Векслер объединил тестовые задания в сходные по содержанию субтесты, внутри субтестов задания были расположены по уровню трудности. Вместо показателя «умственный возраст» он впервые ввел возрастные нормы.

Результат испытуемого соотносился с нормами той возрастной группы, к которой он принадлежал на момент тестирования. Переход от абсолютных показателей к относительным был и силой, и слабостью методики Векслера, поскольку этот прием постулировал константность IQ человека на протяжении жизни.

Используются 3 варианта теста Векслера: тест WAIS, предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет), тест WISC – для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 года) и тест WPPSI (для детей от 4 до 6,5 года).

В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы и будем рассматривать в этом разделе.

Тест WAIS опубликован в 1955 году, редакция теста – WAIS-R вышла в 1981 году [9].

Тест включает в себя 11 субтестов. Из них 6 составляют вербальную шкалу и 5 – невербальную. В вербальную часть вошли следующие субтесты.

1. Общая осведомленность: включает 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

2. Понимание: 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

3. Арифметика: включает 14 задач из курса арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается как правильность, так и затраченное время.

4. Нахождение сходства: 13 заданий. Испытуемый должен подвести 2 предмета под общую категорию, выявить, что между ними общего. Диагностируется понятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.

5. Запоминание цифр: первая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести.

Вторая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд в обратном порядке.

6. Словарный запас: 42 понятия. Тест направлен на изучение вербального опыта и умения давать определения понятиям. Испытуемый должен объяснить значение слова. Первые 10 слов – распространенные в обыденной речи, следующие 20 слов – средней сложности, последние 12 – абстрактно-теоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов. Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого (от владения языком, на котором написан текст). Оценки по субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словарный запас» характеризуют общий уровень развития испытуемого, практически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они определяются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: поскольку успешность выполнения этих субтестов в наибольшей степени коррелирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. раздел «Психогенетика общих способностей»), то скорее всего скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.

Особняком стоит субтест «Сходство». Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. Оценки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения в большей мере детерминирована «текучим» интеллектом по Кэттеллу, нежели успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.

Субтест «Арифметический» диагностирует не только успешность решения вычислительных задач, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.

Субтест «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интеллектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение этого субтеста в шкалу Векслер обосновывал его диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное – несколько значительней.

Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста «Словарный запас», поэтому его часто используют в качестве «точки отсчета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д. Векслера.

Невербальная шкала, или «шкала действий», состоит из 5 субтестов.

7. Шифровка (или Цифровые символы): является вариантом теста на кодовые замены. Испытуемый должен написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. На бланке приводится «ключ»: под каждой из 9 цифр нарисован определенный символ. Диагностируется зрительно-моторная скорость. Оценка успешности определяется числом правильно зашифрованных цифр.

8. Недостающие детали (или Завершение картинок): состоит из 21 карточки, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью, и диагностирует зрительную наблюдательность, а также способность выявлять существенные признаки. Время решения одной задачи – 20 с. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

9. Конструирование блоков {Кубики Косса): 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно-белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков картинку. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.

10. Последовательные картинки: 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Оценка определяется правильностью и временем решения.

11. Сборка объекта {Складывание фигур): 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры «человек», «профиль», «рука», «слон»). Диагностируется способность к синтезу целого из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.

В целом невербальная шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.

Первоначально Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект больше зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых исследований опровергли эту гипотезу.

Наиболее комплексным (принадлежность его к этой части теста весьма условна) тестом невербальной шкалы является «Шифровка», диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быстро ухудшаются после 40 лет.

Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы считают «Кубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест «Сборка объектов».

Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомоторной координации, между тем как результаты по тестам «Недостающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей мере определяются когнитивными способностями. По мнению Векслера, успешность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружающей среды и приобщенностью к культуре.

Итог проведения теста во многом зависит от того, какие складываются отношения между психодиагностом и испытуемым.

Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.

Процесс интерпретации результатов выполнения части вербальных тестов не полностью алгоритмизирован и предполагает активное участие экспериментатора.

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. «Сырые» оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют, а затем находят по таблицам соответствующие показатели общего, вербального и невербального IQ (см. табл. 7).

Дополнительным является индекс возрастного снижения интеллекта. Согласно данным Векслера, все субтесты его батареи делятся на две группы: основные, успешность выполнения которых мало зависит от возраста, и субтесты, результаты выполнения которых ухудшаются с возрастом.

К первым он отнес: «Словарный», «Осведомленность», «Составление фигур», «Обнаружение недостающих деталей», ко второй группе – «Воспроизведениие цифр», «Обнаружение сходства», «Шифровка» и «Кубики Косса».

Коэффициент возрастного снижения интеллекта (DQ) равен:

где ТНР – показатель по субтестам с неизменными результатами, ТПР – показатели по тестам с переменными результатами.

При анализе профиля выполнения субтестов используется ряд дополнительных индексов.

Важнейшей характеристикой является показатель разброса баллов, полученных испытуемыми за выполнение каждого субтеста:

где Xi – балл за выполнение отдельного субтеста, а

Наиболее часто употребляется коэффициент словарного разброса: разница между шкальной оценкой данного субтеста и оценкой по субтесту «Словарный запас». Значение баллов по этому субтесту, как правило, всегда выше, чем по другим, поэтому за исключением редких случаев отклонение является величиной отрицательной.

Алгебраическая сумма этих отклонений называется «сложным словарным разбросом»: его величина также почти всегда отрицательная. Оценка по субтесту «Словарный» наиболее показательна для общего интеллекта и относительно стабильна при нарушениях адаптации индивида к среде.

Реже используют индекс модифицированного среднего разброса – разницу между оценкой любого вербального субтеста и оценкой всех остальных вербальных субтестов (кроме субтестов «Числовые ряды» и «Арифметический») или баллом любого невербального теста и средней оценкой всех остальных невербальных тестов. Эта оценка отражает связь достижений испытуемого в отдельном субтесте с центральной тенденцией его достижений в остальных субтестах.

Иногда используют показатель «среднего разброса» – разницу между оценкой по одному из субтестов и средней арифметической оценкой всех субтестов (кроме субтестов «Арифметический» и «Числовые ряды»). Этот показатель отражает отношения отдельных достижений субъекта к центральной тенденции всех достижений. В медико-психологической практике вычисление этих показателей используется для уточнения диагноза. Например, считается, что значительная величина отрицательного словарного разброса является показателем психоза, в частности, преобладание отрицательного словарного разброса в невербальной части – показатель депрессии, а резкое снижение уровня выполнения вербальных тестов относительно балла по субтесту «Словарный» является признаком прогрессирующего шизофренического процесса и т. д.

При индивидуальном тестировании используются более тонкие интерпретации диагностического профиля по тесту Векслера.

Оценки по шкале Векслера сопоставлялись с оценками, которые получают те же испытуемые по шкале Стэнфорд-Бине. Как правило, интеллектуалы получают более высокий балл по шкале Стэнфорд-Бине, нежели по шкале Векслера. Наоборот, интеллектуально отсталые получают более высокие оценки по тесту Векслера, нежели по тесту Стэнфорд-Бине.

Надежность WAIS весьма велика: 0,97, по шкале вербальной – 0,96, а по шкале действий – 0,93.

Наименее надежны «Запоминание цифр», «Сборка объектов» и «Расположение картинок» (0,6). Наиболее надежен субтест «Словарный запас» (0,96).

Корреляция уровня успеваемости и результаты по вербальной шкале равны 0,40-0,50.

Факторизация теста WAIS, проведенная Дж. Коэном, дала следующие результаты [10].

Обнаружен единый фактор, объясняющий 50 % всей дисперсии.

Выявлены 3 «групповых» фактора:

1. Вербальное понимание («Словарный запас», «Осведомленность», «Понимание», «Нахождение сходства»).

2. Перцептивная организация (главным образом – «Конструирование блоков» и «Сборка объектов»).

3. Обозначен Дж. Коэном как фактор «памяти» и включает субтесты «Арифметика», «Запоминание цифр». Значение этого фактора резко возрастает на выборке пожилых людей.

Мне кажется, что Дж. Коэн получил классические результаты, аналогичные парциальным факторам, выделенным Спирменом: «лингвистические», «механические» и «числовые» способности. Вдобавок третий фактор более тесно связан с «текучим» интеллектом по Кэттеллу, отсюда повышение его значимости к старости.

Очевидно, тесты группируются не по виду «процесса», а по принципу сходства материала, заложенного в задании.

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 году, усовершенствованный вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 года. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненных более легкими однотипными заданиями.

В шкалу действия включен дополнительный субтест «Лабиринты». Кроме того, при проведении исследования субтест «Понимание» может быть заменен «Запоминанием цифр», а субтест «Лабиринт» субтестом «Кодирование». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.

Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.

Субтест «Лабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (найти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.

Надежность теста WISC-R практически столь же велика, как и теста WAIS (см. табл. 8-9).

При повторном тестировании детей значение общего IQ возрастает на 7 единиц, вербального IQ – на 3,5 единицы, невербального IQ – на 9 единиц, что в очередной раз подтверждает предположение о наибольшей тренируемости невербального интеллекта.

Факторизация выявила 3 групповых фактора: общего вербального понимания, восприятия пространства и «памяти» – как и при анализе WAIS.

Психогенетические исследования показали, что наследственностью обусловлены оценки по субтестам «Осведомленность», «Словарный», «Шифровка». Социальными факторами определяются оценки тестов «Понятливость», «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Косса».

Наиболее трудными в выполнении являются субтесты «Словарный» и «Складывание фигур», наиболее легкими – «Арифметический», «Кубики Косса», «Недостающие детали», «Шифровка».

У детей с задержкой психического развития снижен вербальный интеллект. Между тем у воспитанников детских домов снижен невербальный интеллект (субтесты «Последовательные картинки», «Складывание фигур»). Это лишний раз подтверждает мысль о зависимости уровня развития невербального интеллекта от опыта взаимодействия с социокультурной средой [11].

При дифференциальной диагностике задержки психического развития у детей особое значение имеют оценки по тестам «Сходство», «Словарный» и «Последовательные картинки» [12].

Часто тест WISC применяется в дефектологической и патопсихологической диагностике, в частности при дифференцировке умственной отсталости от задержки психического развития. Наибольшие различия между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются по субтесту «Сходство» и невербальной шкале, причем величина разброса значений в профиле у детей с ЗПР больше, чем у олигофренов.

В 1967 году опубликована версия теста Векслера для детей WPPSI (возраст 4-6,5 года). Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1 – дополнительный). Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты WISC. Три субтеста были разработаны заново.

Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. При проведении диагностики субтесты WPPSI из вербальной и невербальной частей чередуются друг с другом. Эксперимент проводится как в один, так и в два приема.

В вербальную шкалу входят субтесты «Осведомленность», «Словарный запас», «Арифметика», «Нахождение сходства», «Понимание» и дополнительный субтест «Предложения». В шкалу действий входят субтесты «Дом животного», «Завершение картинок», «Лабиринты», «Геометрические схемы», «Конструирование блоков» («Кубики Косса»).

Новыми по сравнению с WISC являются субтесты «Предложения», «Дом животного» и «Геометрические схемы». Субтест «Предложения» заменил тест «Запоминание цифр» из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно. Субтест «Дом животного» (вместо «Шифровка» из WISC) состоит из карт с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок должен расставить домики в соответствии с ключом по изображениям животных. При выполнении субтеста «Геометрические схемы» ребенок должен скопировать 10 чертежей с помощью цветного карандаша.

Факторизация теста дала один общий и два групповых фактора: вербальный и невербальный, причем вес невербального фактора возрастал от младших возрастных групп к старшим (пропорционально накоплению опыта взаимодействия с внешней средой).

В нашей стране тест Векслера неоднократно переводился и адаптировался.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева (1956) в Ленинграде.

Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991).

Тест WISC адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А. Ю. Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части – субтестов «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный» и, в меньшей мере, субтеста «Сходство». Тест был проверен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).

Данные здоровых и умственно отсталых детей различались на высоком уровне значимости (а < 0,001). Оценка здоровых детей полностью укладывалась в нормативы, предложенные Векслером.

В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера». Авторы, исправив некоторые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государственным предприятием «ИМАТОН» (Санкт-Петербург). Тест Векслера для взрослых WAIS также выпускается предприятием «ИМАТОН» и поступает в розничную и оптовую продажу.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю. 3. Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (Киев) в 1992 году. Руководство «Измерение интеллекта детей» под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяется научно-практическим центром «Психодиагностика и дифференцированное обучение» (Киев).

Автор не располагает сведениями об использовании и адаптации в России и странах СНГ шкалы WPPSI.

Тест Векслера очень часто применяется в исследованиях отечественных психологов. В качестве примера подобного рода работ приведем исследование аспиранта лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А. В. Чернина [13]. Автор использовал тест WISC для определения влияния социальных и биологических факторов на уровень интеллекта детей 5-6 лет перед поступлением их в школу.

Учитывались следующие факторы: 1) социальные: образование и профессия родителей, состав семьи, материальная обеспеченность и другие, 2) биологические: актуальное состояние здоровья, пренатальная травматизация и течение родов, перенесенные острые и хронические заболевания и другие.

Наиболее отчетливая корреляция развития различных особенностей интеллекта детей обнаружена с профессией родителей. Причем профессия матери связана со становлением вербального интеллекта (субтесты «Арифметический», «Понятливость», «Сходство»). У детей, матери которых – преподаватели и врачи, вербальный интеллект выше. Профессия отцов отражается в развитии невербального интеллекта (субтесты «Последовательные картинки», «Кубики Косса», «Сложение фигур»). Наиболее благоприятны для развития интеллекта детей такие профессии отцов, как учитель, инженер.

Естественно, что общий IQ коррелирует с уровнем образования родителей. Это может объясняться как генетическими (что вероятнее), так и средовыми факторами.

Неблагополучное, стремительное течение родов и связанная с ним гипоксия головного мозга отрицательно влияют на развитие интеллекта детей, по преимуществу – вербального, что в очередной раз подтверждает мысль о его биологической детерминации (отчасти – генетической). Из невербальных функций особо страдают функции, связанные с пространственным мышлением (субтест «Кубики Косса»). Таким образом, при пренатальной травматизации страдают интеллектуальные способности, тесно связанные с врожденным общим интеллектом. Следует заметить, что общая двигательная и познавательная активность детей положительно коррелировала с вербальным интеллектом.

В целом же первоначальная гипотеза Д. Векслера о врожденности и психофизиологической обусловленности развития невербального интеллекта и о социально-средовой обусловленности развития вербального интеллекта опровергнута: факты свидетельствуют о прямо противоположной зависимости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ацд2 применение для человека инструкция отзывы
  • Бисакодил таблетки инструкция по применению цена свечи
  • Баня из сэндвич панелей своими руками пошаговая инструкция
  • Судокрем для новорожденных инструкция для чего применяется
  • Врс 110 руководство по эксплуатации