Тест
№1
по
теме: «Развитие любительского театра в 20-30-х годах XX века»
(нужное
подчеркнуть)
1. В какой среде не
развивается любительский театр в эти годы?
—
крестьян;
—
интеллигенции;
—
рабочих;
—
красноармейцев.
2. Какой театр не
был востребован в 20-30-х годах?
—
психологический;
—
агитационный;
—
любительский.
3. Что из этих форм
не является агитационным театром?
—
клубные инсценировки;
— живая
газета;
— синяя
блуза;
— агитсуд;
—
громкая читка;
— ТРАМ;
— театр
улиц и площадей.
4. какой жанр
театрального творчества не был востребован в любительском театре?
—
трагедия;
— фарс;
—
комедия;
—
водевиль.
5. Как относились
сторонники любительского театра к профессиональному театру?
—
считали, что в будущем он отомрёт;
—
считали, что на него нужно ровняться;
—
считали, что в будущем любительский и профессиональный театр сольются.
6. Деятели
политпросвета считали, что любительский театр должен:
—
ставить любительские спектакли;
—
обслуживать даты красного календаря;
—
заниматься и тем и другим.
7. Пьесы какого
драматурга чаще всего ставили в любительском театре?
— А.
Фадеева;
— К.
Тренёва;
— А.
Островского.
ОТВЕТЫ
Тест
№1
по
теме: «Развитие любительского театра в 20-30-х годах XX века»
(нужное
подчеркнуть)
1. В какой среде не
развивается любительский театр в эти годы?
—
крестьян;
—
интеллигенции;
—
рабочих;
—
красноармейцев.
2. Какой театр не
был востребован в 20-30-х годах?
—
психологический;
—
агитационный;
—
любительский.
3. Что из этих форм
не является агитационным театром?
—
клубные инсценировки;
— живая
газета;
— синяя
блуза;
—
агитсуд;
—
громкая читка;
— ТРАМ;
— театр
улиц и площадей.
4. какой жанр
театрального творчества не был востребован в любительском театре?
—
трагедия;
— фарс;
—
комедия;
— водевиль.
5. Как относились
сторонники любительского театра к профессиональному театру?
—
считали, что в будущем он отомрёт;
—
считали, что на него нужно ровняться;
—
считали, что в будущем любительский и профессиональный театр сольются.
6. Деятели
политпросвета считали, что любительский театр должен:
—
ставить любительские спектакли;
—
обслуживать даты красного календаря;
—
заниматься и тем и другим.
7. Пьесы какого
драматурга чаще всего ставили в любительском театре?
— А.
Фадеева;
— К.
Тренёва;
— А.
Островского.
Тест
№2
по
теме: «Самодеятельный театр 30-50-х годов»
(нужное
подчеркнуть)
1. Назовите
профессиональный театр, на который должны были равняться любительские театры?
—
Большой театр;
— Театр
революции;
— МХАТ.
2. Какому виду любительского
театра оказывалось наибольшее внимание властей?
—
низовому;
—
показательному;
—
деревенскому.
3. На какую тему
чаще всего ставились спектакли в те годы?
—
любовная;
—
революционная;
—
производственная.
4. Пьесы какого
драматурга не ставились в любительских театрах?
— К.
Тренёв;
— М.
Горький;
— Б.
Брехт.
5. Какого
любительского театра не существовало в то время?
— театр
ДК на Выборгской стороне в г. Ленинграде;
— театр
ДК на Красной Пресне в г. Москве;
— театр
ДК им. Горбунова в г. Москве.
6. Возникновение
студий в любительском театре в то время было делом:
—
повсеместным;
—
временным;
—
единичным.
7. Назовите студию,
в которой был поставлен спектакль «Город на заре»?
—
студия ДК ЗИЛ;
—
студия А. Арбузова;
—
студия ДК Метростроя.
ОТВЕТЫ
Тест
№2
по
теме: «Самодеятельный театр 30-50-х годов»
(нужное
подчеркнуть)
1. Назовите
профессиональный театр, на который должны были равняться любительские театры?
—
Большой театр;
— Театр
революции;
—
МХАТ.
2. Какому виду любительского
театра оказывалось наибольшее внимание властей?
—
низовому;
—
показательному;
—
деревенскому.
3. На какую тему
чаще всего ставились спектакли в те годы?
—
любовная;
—
революционная;
—
производственная.
4. Пьесы какого
драматурга не ставились в любительских театрах?
— К.
Тренёв;
— М.
Горький;
— Б.
Брехт.
5. Какого
любительского театра не существовало в то время?
— театр
ДК на Выборгской стороне в г. Ленинграде;
—
театр ДК на Красной Пресне в г. Москве;
— театр
ДК им. Горбунова в г. Москве.
6. Возникновение
студий в любительском театре в то время было делом:
—
повсеместным;
—
временным;
—
единичным.
7. Назовите студию,
в которой был поставлен спектакль «Город на заре»?
—
студия ДК ЗИЛ;
—
студия А. Арбузова;
—
студия ДК Метростроя.
Тест
№3
по
теме: «Любительский театр 60-70-х годов»
(нужное
подчеркнуть)
1. Какое звание
начали присваивать театрам во время хрущёвской оттепели?
—
заслуженный;
—
образцовый;
—
народный.
2. В каком году
начали присваивать это звание?
— 1957;
— 1958;
— 1959.
3. Какой
любительский коллектив получил это звание первым?
— театр
ДК им. Метростроя в г. Москве;
— театр
станицы Вешенская краснодарского края;
— театр
ДК на Выборгской стороне в г. Ленинграде.
4. Назовите пьесу,
которая была самой популярной в самодеятельных коллективах тех лет?
— «Егор
Булычев и другие» М. Горького;
—
«Барабанщица» А. Салынского;
—
«Перед ужином» В. Розова.
5. назовите какой
вид любительского театра, который начал развиваться в то время?
—
школьный;
—
молодёжный;
—
рабочий.
6. какой из
любительских театров возглавил в 1958 г. Р. Быков?
—
Ивановский;
—
Омский;
—
студенческий театр МГУ.
7. какой театр 70-х
годов был самым популярным в стране?
—
Пермский;
—
Челябинский «Манекен»;
—
ивановский.
ОТВЕТЫ
Тест
№3
по
теме: «Любительский театр 60-70-х годов»
(нужное
подчеркнуть)
1. Какое звание
начали присваивать театрам во время хрущёвской оттепели?
—
заслуженный;
—
образцовый;
—
народный.
2. В каком году
начали присваивать это звание?
— 1957;
—
1958;
— 1959.
3. Какой
любительский коллектив получил это звание первым?
— театр
ДК им. Метростроя в г. Москве;
— театр
станицы Вешенская краснодарского края;
—
театр ДК на Выборгской стороне в г. Ленинграде.
4. Назовите пьесу,
которая была самой популярной в самодеятельных коллективах тех лет?
— «Егор
Булычев и другие» М. Горького;
—
«Барабанщица» А. Салынского;
—
«Перед ужином» В. Розова.
5. назовите какой
вид любительского театра, который начал развиваться в то время?
—
школьный;
—
молодёжный;
—
рабочий.
6. какой из
любительских театров возглавил в 1958 г. Р. Быков?
—
Ивановский;
—
Омский;
—
студенческий театр МГУ.
7. какой театр 70-х
годов был самым популярным в стране?
—
Пермский;
—
Челябинский «Манекен»;
—
ивановский.
Тест
№4
по
теме: «Театры-студии 80-90-х годов»
(нужное
подчеркнуть)
1. Где создавались
театры-студии?
— в
Москве;
— на
периферии.
2. Какой из
нижеперечисленных коллективов не являлся театром-студией?
— на
Красной Пресне;
—
«Камерная сцена»;
— на
Юго-Западе;
—
«Личность».
3. Чего добивались
театры студии?
—
самостоятельности;
—
помощи учреждений культуры;
—
работы на коллективном подряде.
4. В каком году
театры-студии вступили в экспериментальное объединение «Эхо»?
— 1987
г.;
— 1988
г.;
—
1989 г..
5. Какой из
театров-студий поставил У. Шекспира «Гамлет»?
— у
Никитских ворот;
— на
Юго-Западе;
— на
досках.
6. Что нового было
в деятельности театров-студий?
—
использование в постановке спектаклей всего пространства сцены;
—
создание театров-спутников;
—
использование малых сцен.
7. Что получили
театры студии в результате эксперимента?
—
статус государственного муниципального театра;
—
статус самоокупаемого театра;
—
звание «народный».
ОТВЕТЫ
Тест
№4
по
теме: «Театры-студии 80-90-х годов»
(нужное
подчеркнуть)
1. Где создавались
театры-студии?
— в
Москве;
— на
периферии.
2. Какой из
нижеперечисленных коллективов не являлся театром-студией?
— на
Красной Пресне;
—
«Камерная сцена»;
— на
Юго-Западе;
—
«Личность».
3. Чего добивались
театры студии?
—
самостоятельности;
—
помощи учреждений культуры;
—
работы на коллективном подряде.
4. В каком году
театры-студии вступили в экспериментальное объединение «Эхо»?
— 1987
г.;
— 1988
г.;
—
1989 г..
5. Какой из
театров-студий поставил У. Шекспира «Гамлет»?
— у
Никитских ворот;
— на
Юго-Западе;
— на
досках.
6. Что нового было
в деятельности театров-студий?
—
использование в постановке спектаклей всего пространства сцены;
—
создание театров-спутников;
—
использование малых сцен.
7. Что получили
театры студии в результате эксперимента?
—
статус государственного муниципального театра;
—
статус самоокупаемого театра;
—
звание «народный».
Тест Ярошевского. Исследование ролей в творческой группе
Опубликовано 2016-01-14 19:16 пользователем
Когда понадобится: для выявления ролевых типажей в творческом коллективе и выделения трех основных ролей сотрудника, активно проявляющихся в ситуации творческого взаимодействия.
Тест Ярошевского
Ф. И. О. оцениваемого | _______________________________________ |
Возраст (полных лет) |
_______________________________________ |
Должность |
_______________________________________ |
Подразделение |
_______________________________________ |
Дата заполнения |
_______________________________________ |
Инструкция
Прочитайте представленные ниже утверждения и выразите свое мнение, выбирая вариант ответа.
Тестовое задание
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
Шкала А | |||
1 | Каждая новая творческая тема связана с большим числом возникающих у меня новых идей | ||
2 | В своем коллективе чаще всего новые идеи предлагаю я | ||
3 | Мои идеи всегда понятны окружающим | ||
4 | Ряд моих идей воспринимается окружающими лишь после многократного их предъявления | ||
5 | Иногда я бываю так поглощен какой-то творческой идеей, что, вероятно, произвожу странное впечатление на окружающих | ||
6 | Я сам хороший критик собственных идей | ||
7 | Я не испытываю трудности и не чувствую неудовольствие, когда вынужден переключать свои мысли на другой предмет | ||
8 | Я считаю, что идея хороша лишь в том случае, когда с самого начала очевидна возможность ее использования | ||
9 | Я против сумасшедших идей в науке | ||
10 | Я не люблю фантазировать | ||
Шкала Б | |||
1 | Мне сразу бросаются в глаза слабые места работы | ||
2 | В коллективе многие признают мои способности критически оценивать работу | ||
3 | Я часто убеждаюсь, что новые идеи, которые возникают у меня, на поверку оказываются далеко не новыми | ||
4 | Я больше, чем другие, вижу, что в моем коллективе есть люди, которым не стоит заниматься творческой работой | ||
5 | Следует выдвигать только принципиально новые идеи | ||
6 | Я могу не заметить какие-то недостатки в работе, если меня восхищает в ней какая-то идея | ||
7 | Я не люблю и не умею давать оценку чьей-нибудь работе | ||
8 | Частые дискуссии только мешают установить истину | ||
9 | Я бы с большим удовольствием разработал какой-нибудь вопрос сам, чем писать критику | ||
10 | Заниматься доработкой сырых идей не доставляет мне никакого удовольствия | ||
Шкала В | |||
1 | Больше меня привлекает та часть работы, которая связана с использованием литературных источников | ||
2 | Лучше не пожалеть времени и искать материал для решения проблемы в литературе, чем решать проблему самому | ||
3 | Я очень люблю слова и термины | ||
4 | Я не представляю исследователя, основательно не знакомого с литературой по своему предмету | ||
5 | Нужно особое умение и интуиция, чтобы найти необходимую информацию в потоке литературы | ||
6 | Избыточная научная информация подавляет мою инициативу | ||
7 | Я читаю достаточно много новой литературы, не имеющей непосредственного отношения к проблемам, которыми я занимаюсь | ||
8 | Я не люблю делать литературные обзоры | ||
9 | Я не люблю тратить рабочее время, чтобы консультировать своих сотрудников | ||
10 | В научном плане я не чаще, чем другие сотрудники, информирую коллег |
Спасибо за ответы!
Ключ к тесту для исследования ролей в творческой группе Ярошевского
Описание
В творческой группе выделяют три роли, активно проявляющиеся в ситуации творческого взаимодействия: Генератор идей, Критик, Эрудит.
Ярошевский предложил методику выявления данных ролевых типов в творческом коллективе.
Ключ к тесту
Подсчитайте совпадения с ключом.
Шкала А. Генератор идей: а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 6, 7, 8, 9, 10.
Шкала Б. Критик: а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 6, 7, 8, 9, 10.
Шкала В. Эрудит: а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 6, 7, 8, 9, 10.
Интерпретация результата
Генератор идей – автор многих интеллектуальных начинаний, создающий до этого не известные или ранее не воспринимаемые знания. Генерирование нового он склонен рассматривать как основную свою функцию в коллективе. Увлекающийся новыми, кажущимися порой фантастическими идеями, испытывающий потребность в критике со стороны.
Своеобразная отрешенность, погруженность в проблему, которой занимается, создает порой для него затруднения в межличностных отношениях, в контактах с окружающими.
Критик – строгий в оценках, проявляющий повышенную требовательность к качеству творческой работы, новизне идей, чистоте эксперимента, логичности выводов, точности определений, надежности результатов. В коллективе ориентирован в основном на оценочную деятельность, которая определяется им как основная функция. Это судья в коллективе. Его нельзя назвать беспристрастным, так как он заинтересован в реализации той работы, которую ведет коллектив.
Эрудит – наиболее разносторонний, образованный сотрудник, к которому постоянно и часто обращаются за информацией. Такой сотрудник обладает наибольшей интуицией и умением в работе с литературными источниками, в поисках необходимой информации. Свободно и лучше других ориентируется в информационном поле по обсуждаемым проблемам, постоянно стремится к расширению своих знаний и словаря.
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- Командообразование
-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Был в сети 10.05.2023 12:49
Шмаков Юрий Владимирович
Преподаватель
3 года
251
116 021
Методика работы с театральным коллективом
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Простые вопросы начинающему руководителю / режиссёру любительского театрального коллектива
Список вопросов теста
Вопрос 1
Режиссура — это:
Варианты ответов
- философская школа.
- право быть самым главным.
- искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством зрелища.
Вопрос 2
Алексеев являлась настоящей фамилией
Варианты ответов
- Станиславского
- Додина
- Захарова
Вопрос 3
Театральное искусство — это искусство:
Варианты ответов
- сиюминутное;
- пространственно-временное;
- коллективное;
- вторичное;
- синтетическое;
- паранормальное.
Вопрос 4
В.Э. Мейерхольд всемирно известный
Варианты ответов
- Актёр
- Драматург
- Режиссёр
- Журналист
Вопрос 5
Кто из ниже перечисленных, не является режиссёром
Варианты ответов
- Таиров А.
- Мейерхольд В.
- Миронов А.
- Вахтангов Е.
Вопрос 6
Сквозное действие это
Варианты ответов
- нравственный принцип, связанный с общечеловеческими представлениями о правде и лжи, о справедливости.
- организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль.
- Результат выполнения правильного, осмысленного, продуктивного действия.
- это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача.
Вопрос 7
Событие — это
Варианты ответов
- Действенный факт пьесы, меняющий поведение героев
- То, что ещё не случилось.
- Эманация идеи.
- Совместное существование индивидуумов.
Вопрос 8
Конфликт — это…
Варианты ответов
- Острое столкновение различных двух и более: мнений, суждений, задач и т.д.
- Это молчаливая война.
- Противостояние зрителя, актёра и режиссёра.
- Результат борьбы.
Вопрос 9
Мизансцена — это:
Варианты ответов
- Художественная согласованность совместного исполнения драматического или другого произведения.
- распространенное явление в искусстве, показатель нетворческое подхода к созданию художественного образа, заимствование.
- Размещение актеров на сцене. Пластический язык режиссерского искусства.
- способ воздействия на сознание партнера с целью перестроить его, «приспособить» в интересах действующего лица.
Вопрос 10
Атмосфера – это…
Варианты ответов
- Психофизический процесс, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.
- Идейно-эмоциональное поле, возникающее из взаимоотношений актёра, автора и зрителя.
- постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.
- режиссерское средство увеличения емкости мизансцены.
Вопрос 11
Базовые качества личности режиссёра
Варианты ответов
- Воображение
- Внимание
- Фактура
- Голос
Вопрос 12
Как внутренние, так и внешние приёмы, способы актерской игры. Внутренние и внешние ухищрения в достижении цели.
Варианты ответов
- Мышление
- Приспособление
- Крик
- Дисциплина
Вопрос 13
Состояние подъема творческих сил, приводящее к результатам, которые в обычном состоянии недостижимы.
Варианты ответов
- Переживание.
- Метр.
- Артикуляция.
- Вдохновение.
Вопрос 14
Пауза — это
Варианты ответов
- Психологическое состояние актера в период переживания и действия партнера, вслед за которым должна возникнуть реакция, соответствующая этому действию.
- событие, которое произошло до того, как поднялся занавес.
- временная остановка, перерыв в речи или сценическом действии.
- Простейшие предметы для работы режиссера в репетиционной комнате.
Вопрос 15
Проблема это …
Варианты ответов
- Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения
- организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль
- Результат выполнения правильного, осмысленного, продуктивного действия
- это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе
Вопрос 16
Образное мышление это —
Варианты ответов
- Психологическое состояние актера в период переживания и действия партнера, вслед за которым должна возникнуть реакция, соответствующая этому действию
- Переработка прозаического или поэтического произведения в драматическое. Создание литературного текста для театра, кино, радио
- Свойство воспринимать и осмысливать картины жизни, искусства в их художественном значении, необходимое в процессе возникновения замысла постановки спектакля, представления
- своеобразное определение понятий цели и направления сценического действия. Результат выполнения правильного, осмысленного, продуктивного действия
Вопрос 17
Идейно — тематический анализ
Варианты ответов
- Предпостоновочная работа, которая основана на обосновании выбора темы как проблемы, выяснении идейного содержания и определения средств, которыми они будут воплощены.
- Переработка прозаического или поэтического произведения в драматическое. Создание литературного текста для театра, кино, радио.
- Размещение актеров на сцене. Пластический язык режиссерского искусства.
- способ воздействия на сознание партнера с целью перестроить его, «приспособить» в интересах действующего лица.
Вопрос 18
Компонент фабулы, завершения действия литературно-художественного, сценического произведения.
Варианты ответов
- Развязка
- Действие
- Сверхзадача
- Событие
Вопрос 19
Автор книги — Зеркало сцены.
Варианты ответов
- Компаниец В.
- Гришковец Е.
- Товстоногов Г.
- Эфрос А.
Вопрос 20
Скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.
Варианты ответов
- Дикция
- Подтекст
- Артикуляция
- Пауза
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ
1. Распределение полномочий между руководителями и под-чиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заме-стителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) си-туациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, пе-реходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руко-водства;
в) в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает бо-лее тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляет-ся со своими обязанностями;
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разгова-ривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о поло-жении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит пре-одолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испы-тывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководи-теля:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руко-водителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с пере-менным успехом;
5. Отношение руководителям к советам и возражениям со сто-роны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указа-ния своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельст-ва не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные ре-зультаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-пси-хологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отноше-ние людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хо-рошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большое внимание уделяет налаживанию взаимоотно-шений в коллективе, а не вьшолнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислу-шивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих ру-ководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хо-рошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращает-ся за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремится попол-нить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается само-стоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или вы-полнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими под-чиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих ру-ководителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за ка-кое-то дело, пытается переложить его на своих замов или ниже-стоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощ-никам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифициро-ванными специалистами;
б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает замести-телем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных спе-циалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсут-ствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руково-дитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполни-телями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие меры воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко прихо-дится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настав-ляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, прось-бами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброже-лательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и да-же грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя не-искренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто ме-няется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллек-тива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически при-нимает на себя не руководитель.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и иде-альному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные бо-ятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дис-циплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руково-дитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.
19. Характер принятия решения по руководству коллективом:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или от-меняет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;
в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, еди-нолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношение между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаи-мопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хоро-шее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кад-ров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали само-стоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а гово-рит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководи-теля, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) представляет подчиненным самостоятельность лишь вре-мя от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опыт-ными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими ру-ководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе и к другим.
25. Отношения руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с боль-шим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроиз-водственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отно-шениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные ор-ганизации;
б) многие вопросы решаются коллективом на обществен-ном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без уча-стия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руково-дитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к ис-полнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руко-водства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попусти-тельский) в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.
Вариант |
а |
б |
в |
г |
д |
1. |
Д-з |
П-2 |
к-з |
П-З |
К-2 |
2. |
Д-з |
К-2 |
П-1 |
К-З |
П-З |
3. |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1;П-2 |
К-2 |
4. |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5. |
к-з |
Д-2 |
П-2 |
П-2;К-1 |
К-2 |
6. |
п-з |
Д-з |
К-З |
Д-з |
Д-2 |
7. |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1;К-1 |
К-1 |
8. |
к-з |
п-з |
Д-2 |
П-2 |
Д-з |
9. |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
П-2 |
10. |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2;К-2 |
К-1;К-2 |
11. |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1;П-2 |
Д-2;П-1 |
12. |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-З |
13. |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1;П-2 |
14. |
П-З |
Д-з |
К-З |
Д-2 |
к-з |
15. |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-3 |
16. |
К-2 |
Д-1;П-1 |
Д-1;П-2 |
П-З |
— |
17. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-З |
18. |
Д-з |
к-з |
П-2;К-1 |
П-2;Д-1 |
П-1 |
19. |
Д-з |
П-2 |
К-З |
П-З |
П-З |
20. |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21. |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22. |
К-2 |
Д-1;К-2 |
Д-2;К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-З |
24. |
Д-з |
к-з |
Д-2 |
П-З |
К-2 |
25. |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26. |
К-2 |
к-з |
П-З |
Д-з |
К-З |
27. |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-з |
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округ-лите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руко-
239
водства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соот-ношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);
2) 1-К-І — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
3) 1-1-Л — либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей
доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1 — директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);
5) 1-К-Л — коллегиально-либеральный (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);
6) Д-І-Л — директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
7) Д-К-Л — смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.
Тест «Я руководитель коллектива»
Тест «Я руководитель коллектива»
Инструкция . Тест содержит высказывания, касающиеся разных аспектов поведения руководителя. Исходя из ваших собственных предпочтений, выскажите мнение о том, как поступили бы вы в каждой из описываемых ситуаций. Отметьте, вели бы вы себя соответствующим образом всегда (В); часто (Ч); иногда (И); редко (Р); никогда (Н). Вариант ответа по каждой ситуации отметьте звездочкой.
В Ч И Р Н * 1. Я действую как представитель этого коллектива.
В Ч И Р Н 2. Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы.
В Ч И Р Н * 3. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы.
В Ч И Р Н 4. Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению.
В Ч И Р Н 5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе.
В Ч И Р Н 6. Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным.
В Ч И Р Н 7. Я поддерживаю высокий темп работы.
В Ч И Р Н 8. Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно-производственных заданий.
В Ч И Р Н * 9. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты.
В Ч И Р Н * 10. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий.
В Ч И Р Н * 11. Я сам решаю, что и как должно быть сделано.
В Ч И Р Н 12. Я уделяю основное внимание показателям учебно-производственной деятельности.
В Ч И Р Н 13. Я распределяю поручения между подчиненными, исходя из производственной необходимости.
В Ч И Р Н 14. Я способствую разным изменениям в своей организации.
В Ч И Р Н * 15. Я тщательно планирую работу своего коллектива.
В Ч И Р Н * 16. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения.
В Ч И Р Н * 17. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения – для их пользы.
В Ч И Р Н 18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами расписания) устанавливать свой режим работы.
Обработка результатов .
1. На поле слева от помеченных звездочками (*) номеров предложенных ситуаций проставить единицы там, где есть ответы Р или Н.
2. На поле слева от не помеченных звездочками (*) номеров предложенных ситуаций проставить единицы там, где есть ответы В или Ч.
3. Если ситуации 2, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 16, 18 отмечены единицами, обвести эти единицы кружками, суммировать и сумму проставить в позицию П.
4. Суммировать остальные единицы и сумму проставить в позицию З.
5. Занести результат в график.
Интерпретация результатов . Для определения пространства целей и введения понятия идеального руководителя Р. Блейком была предложена в качестве методики развития организации «решетка менеджмента». Блейк исходил из предпосылки, что любой результат достигается в пространстве между двух «силовых» линий – производством и человеком. Первая «силовая» линия ориентирована на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал. Вторая «силовая» линия направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и желаниям. Наличие противоречия между двумя «силовыми» линиями позволяет построить пространство и выделить пять характерных типов управленческого поведения (рис. 1). Введя систему координат, можно каждому типу управленческого поведения присвоить свои координаты. Мы не будем вводить оценочных характеристик типов управления, а ограничимся их описанием. Выводы вы можете сделать сами.
Рис. 1. «Решетка менеджмента» (характерные типы управленческого поведения) (Цифры по вертикали – степень выраженности ориентации на персонал, цифры по горизонтали – степень выраженности ориентации на выполнение производственных заданий.)
Точка 1.1. Соответствует поведению руководителя, определенному как «минимальное внимание к результатам производства и человеку».
Точка 9.1. Очень жесткий курс администратора, для которого производственный результат – все, а человек, в лучшем случае, исполнитель, а по существу – никто. Ответная реакция подчиненных – стремление уйти из-под постоянного давления, найти для этого любой предлог, что соответственно приводит к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции надзора. Характерные черты такого руководителя – ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновных и т. д.
Точка 1.9. Мягкий руководитель. В основу своей деятельности ставит человеческие отношения. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в коллективе. Он старательно оберегает свой коллектив от возникающих разногласий. Если руководитель типа 9.1 (жесткий) возникающие конфликты подавляет насильственным волевым решением, то руководитель типа 1.9, наоборот, старается уйти от любого обсуждения причин конфликта в надежде, что возникающие осложнения уладятся сами собой. Под управлением такого руководителя очень удобно ничего не делать и даже перспективные, активные работники, не имея стимулов к работе, становятся малоинициативными и теряют интерес к творчеству.
Точка 5.5. Руководители, чей стиль управления соответствует координате 5.5 на «решетке менеджмента», характеризуются тем, что стараются занять позицию «золотой середины» между методами управления жестких и мягких управленцев. Они во всем стараются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможности использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы. «Решетка менеджмента» позволяет оценить результаты такого управления как «половина возможного при половинной заинтересованности в труде».
Точка 9.9. Стиль управления типа 9.9 состоит в умении построить работу так, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Так как успех выражен в достижении поставленных целей, важно определять эти цели совместно с сотрудниками. Если же при этом будут созданы условия работы, позволяющие им наилучшим образом использовать свои возможности, то идеал позиции 9.9 не покажется таким уж недостижимым. К названным условиям следует отнести также конструктивный учет различных мнений о путях достижения целей и обновления организационных структур.
Итак, вы получили результат и определили на «решетке менеджмента» координату, соответствующую вашему стилю управления. И если это не точка 9.9, то у вас появился повод задуматься и проанализировать, где лежат границы ваших скрытых возможностей. Возможно, вам стоит пересмотреть привычные методы управления и взаимоотношений с вашими коллегами.
Конечно, вы можете усомниться в полученных результатах и категорически не согласиться с ними, но это будет означать, что ваши ответы на вопросы теста были не совсем искренни.
Зачастую не мы управляем нашими действиями, а наши привычки. Конечно, опыт бывает полезен, т. к. он позволяет быстро реагировать на повторяющиеся события. Плохо то, что при этом складываются определенные стереотипы поведения, исчезает его гибкость. Управление собой – это, в первую очередь, установление и соблюдение собственных норм поведения, в том числе и во времени.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Технология «конструирования» трудового коллектива
Технология «конструирования» трудового коллектива
В современном научном менеджменте высоко организованный деловой социум — важный фактор экономической и социальной эффективности предприятия. Важнейшими его составляющими являются отлаженность формальных и
2.4. Выработка активной позиции. Тест 3. Насколько хорошо я умею общаться с людьми? Тест 4. Насколько я сильный лидер?
2.4. Выработка активной позиции. Тест 3. Насколько хорошо я умею общаться с людьми? Тест 4. Насколько я сильный лидер?
Все тростники в зарослях одинаковы видом,
Но из одного тростника получается сахар,
А из другого – только циновка.
Джавахир аль-Асмар
ТЕСТ 3. Насколько хорошо я
3.3. Общая атмосфера переговоров. Дискуссия, убеждение, выработка компромисса. Обратная связь. ТЕСТ 5. Как я умею говорить? ТЕСТ 6. Как я умею слушать?
3.3. Общая атмосфера переговоров. Дискуссия, убеждение, выработка компромисса. Обратная связь. ТЕСТ 5. Как я умею говорить? ТЕСТ 6. Как я умею слушать?
Золотое правило:
Важно не то, что я сказал, а то, что другие услышали.
Общая атмосфера переговоров. Помимо специальной и
Глава 1 Теория коллектива
Глава 1
Теория коллектива
Коллектив играет немаловажную роль в любой сфере деятельности. Не секрет, что большую часть своего времени мы проводим именно в нем, общаемся с коллегами значительно дольше, чем с друзьями и порой даже с семьей, и уделяем работе столько времени,
Глава 8 Два лица коллектива: неформальные и рабочие отношения
Глава 8
Два лица коллектива: неформальные и рабочие отношения
Коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для
Тест «Кто вы: руководитель или исполнитель?»
Тест
«Кто вы: руководитель или исполнитель?»
В результате тестирования по приведенным ниже вопросам вы сможете определить, есть ли в вашем характере качества руководителя и к какому именно типу – начальника или подчиненного – вы относитесь. Ответами на вопросы служат
Тест «Какой вы руководитель?»
Тест
«Какой вы руководитель?»
Из представленных ответов на вопрос выберите наиболее вам близкий.1. Мечтаете ли вы с детства занять какую-либо руководящую должность, стать, к примеру, директором цирка или начальником какого-либо завода:а) да, в детстве я постоянно играл с
Мотивация коллектива
Мотивация коллектива
Стив – мастер так называемого «управления посредством обхода рабочих мест». В любой день можно увидеть, как он ходит по коридорам, заходит в кабинеты и лаборатории и спрашивает: «Над чем вы работаете?» или «Какие есть проблемы?» Иногда я наблюдал, как
Формирование коллектива
Формирование коллектива
Мало просто собрать работников и распределить обязанности. Коллектив — это общность взаимодействующих людей, нацеленных на достижение общего результата. Каждый его участник вносит особый вклад в общее дело.
Коллектив отличается от других
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Тест направлен на диагностику делового, творческого и нравственного климата в коллективе.
Инструкция к тесту
При работе с тестом каждый оцените по 9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих, по вашему мнению, коллектив.
Количество вопросов в тесте:
18
Ваш стиль руководства
Тесты
Карьера и бизнес
Ваш стиль руководства
Начать тест
Умение руководить обычно заложено в нашем характере и не каждому оно дано. И тем не менее, у любого руководителя есть свой особый стиль руководства, который может приводить к выдающимся результатам. Тест на стиль руководства поможет вам узнать, какой у вас. Проверим?
Автор теста:
Testometrika Team
Начать тест
Встроить на сайт