The ultimate analogue test lp инструкция на русском

В этой части обзора рассмотрим такие важные и нужные вещи, как клемпы, разнообразные маты, стробоскопы и приспособления для настройки проигрывателей, и немного поговорим о конвертах для хранения пластинок.


Сохранить и прочитать потом —     


Продолжаем разбираться с тем, что может понадобиться виниловоду на практике. В этой части обзора рассмотрим такие важные и нужные вещи, как клемпы, разнообразные маты, стробоскопы и приспособления для настройки проигрывателей, и немного поговорим о конвертах для хранения пластинок. Разбирая каждый исследуемый экземпляр, важно не столько понять его основные свойства, сколько принципы работы, и то, как выбрать не только наиболее качественные и удобные вещи, но и наиболее подходящие каждому пользователю.

Начало обзора: Чем чистить иглу и пластинки, как правильно установить проигрыватель и другой инструментарий виниловода (часть 1)

Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа

Клемп — часто очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части.

Критерии оценки

Все или почти все представленные в тесте аксессуары, инструменты, или даже приборы мы собрали не самым привычным, но вполне объяснимым способом — просто пришли в магазин, где все это продается, и устроили «разграбление» витрин. Т.е. изучили все, с чем можно столкнуться в обычной жизни. По опыту мне все это знакомо, что-то лучше, что-то хуже, а пользовательские свойства каждого экземпляра нетрудно оценить на практике.

Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками.


01. Тяжелый металлический клемп Pro-Ject Record Puck — 3500 руб.
02. Клемп с карбоновой вставкой Millennium Audio Silentor 10 300 руб.

03. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах.
04. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного.

05-06. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы Thorens Stabilizer —в зависимости от цвета 7500–8500 руб.

Все остальное — вес, конструкция, материал — работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей.

Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя

Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. Вообще зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой.


Мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора


Исторически мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора и прочих ненужных артефактов, но технический уровень проигрывателей давным-давно ушел за те пределы, когда это действительно необходимо. Сегодня мат — элемент удобства, чтобы пластинка не проскальзывала по диску или элемент тонкой корректировки звука. Диск проигрывателя может быть легким или тяжелым, он делается из самых разных материалов, но далеко не всегда непосредственное сочетание диска проигрывателя и пластинки — лучший вариант. Например, большинство акриловых дисков при кажущейся их нейтральности все-таки лучше развязывать, а для металлических дисков, за очень редким исключением, это обязательное правило.


01. Толстый кожаный мат Tonar Black Leather Mat — 2200 руб.
02. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat — 10 300 руб.
03. Резиновый Tonar Rubber Mat — 2750 руб.
04. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat — 1300 руб.
05. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red — 2600 руб.

06. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black — 2700 руб.
07. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat — 1850 руб.

08. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat — 2300 руб.
09. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork’n Rubber Mat — 2000 руб.

Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой. Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем.

Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средневерхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средневерхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики. Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа.


Если вы приобрели свой первый проигрыватель, совсем не обязательно сразу покупать мат


Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет.

Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка.

Настройка проигрывателя по шаблону и обязательный стробоскоп

Настройка проигрывателя — важнейшая составляющая, от которой зависит, каким получится звук. Достаточно немного ошибиться с геометрией, и мало того, что звук станет хуже, но и пластинки будут изнашиваться сильнее при неправильном положении иглы в бороздке.


01. Инструмент для настройки Pro-Ject Align it — 6300 руб. Немного неудобный, но принцип работы правильный.
02. Полноразмерный стробоскопический диск Dynavox.
03. Маленький стробоскопический диск Scheu Analog — тоже работает, но с маленькими дисками все же лучше использовать лампу-стробоскоп.
04. Универсальный шаблон Tonar Schablone — 2300 руб. Немного перегружен, исполнение слегка небрежное.

С настройками лучше всего разбираться внимательно и постепенно. Разные тонармы настраиваются по-разному, какие-то очень просто, а с какими-то даже опытному виниловоду придется повозиться. К тому же разные головки по-разному критичны к погрешностям настроек. С инструментами для настройки дело обстоит примерно так же. Можно настроить проигрыватель по штатному, почти всегда входящему в комплект шаблону. Здесь результат зависит не только от навыков, но и от удобства и качества прилагаемого шаблона. В разных случаях погрешности могут различаться. Можно воспользоваться каким-то покупным шаблоном, благо что их немало: на разный вкус и за самые разные деньги. Вопрос в другом, шаблоном еще надо уметь пользоваться. Вдобавок разнятся степень удобства и качества моделей.


Шаблоном еще надо уметь пользоваться


На практике же, кроме самого простого варианта, о котором я уже упомянул, и помощи профессионального настройщика, можно выбрать два пути. Или более-менее подробно разобраться, как вообще строится вся эта геометрия, как определяется математически положение головки, углы, и что как и на что влияет, или же можно выбрать наиболее подходящий для ваших задач шаблон, уже проверенный и опробованный другими аудиофилами, и освоить настройки с его использованием. Первый, более вдумчивый вариант, конечно, предпочтительнее. Как минимум вы будете понимать взаимосвязи и исходя из этого сможете настраивать разные системы, определять, что и где не так и почему. Второй вариант — простой и утилитарный, но при аккуратной и точной работе с настройками и со звуком все будет в полном порядке.

На практике по возможности лучше выбирать универсальные, не самые примитивные, но и не перегруженные шаблоны. Если шаблон позволяет выставлять заход иглы, это всегда плюс, если есть возможность настроиться как по расчетам по методике Baerwald, так и по Lofgren или по Stevenson, тоже плюс. Можно вникнуть в суть этих настроек, а можно на слух прикинуть, а как же получилось лучше. Использовать какие-то дополнительные инструменты, например зеркальце или сетку, нанесенную на прозрачный брусочек, для настройки азимута, высоты, тоже можно, и чаще даже нужно, эти вещи облегчают процесс и делают результаты точнее. Правда, если не разобраться подробно, есть одна закавыка — как самому быть уверенным, что все действительно сделано правильно и работает именно так, как должно? Поэтому еще раз повторюсь, время и силы, потраченные на разбор теории, совсем не лишние. Впрочем, кое-что проверить все же можно, и тут нам могут помочь тестовые пластинки.


Стробоскоп должен быть


Со стробоскопами все очевидно — стробоскоп должен быть. Пусть самый простой, но должен. Даже если аппарат имеет систему стабилизации скорости, ее стоит проверять иногда. Если же есть регулировка, тем более. Маленький стробоскопический диск — это необходимый минимум. Полноразмерный — удобнее. Если в комплекте есть специальная лампа, так это еще лучше. Если же лампы нет, стоит помнить, что все стробоскопические диски работают при освещении с частотой 50 Гц (или увеличенной, специальная лампочка с частотой 300 Гц будет давать более отчетливую картину), и что-то измерить, например, при дневном свете не получится.

Конверт конверту рознь

Эта тема немного выбивается из общего контекста, но я решил включить ее вот почему — во-первых, от того, как хранится пластинка, будет зависеть количество пыли и статики на ней, кроме того, повреждений может быть больше или меньше. А во-вторых, за конвертами обычно идут или в тот же магазин, куда за всем прочим.


01. Конверты Goldring Extatic Record Sleeves — 2600 руб за 25 штук.

02. Конверты из бумаги со вставкой из пленки. Цена может сильно различаться, удобство же зависит от материалов и исполнения.
03. Пакеты из пленки Nagaoka Anti-static record sleeves No102 — 1650 руб за 50 штук. На мой взгляд, тонковаты, мнутся часто.
04. Mobile Fidelity Original Master Record Sleeves — 1800 руб за 50 штук. По моему опыту — наиболее удобные конверты.

Внешние конверты я не буду рассматривать, они просто должны быть качественными, хорошо садиться, а с клапаном и заклейкой или без, решайте по вкусу и по ситуации. Внутренние же конверты — тема более сложная. Казалось бы, чего там, но нет. Конверт должен быть и надежным, и удобным, и легко убираться и извлекаться, и антистатическими свойствами обладать. Выбор обычно есть — и просто бумажные конверты, совершенно бесполезные по всем свойствам, однако почему-то продающиеся, и всевозможная пленка, и их сочетания. Пленка удобна только тогда, когда она не совсем тонкая и не сминается от любой манипуляции. Самые удобные конверты — сочетание пленки и армирующей ее бумаги. Казалось бы, мелочь, но все как раз и состоит из мелочей, и мелочей важных.

Польза от тестовых виниловых пластинок

Сейчас тестовые пластинки — вещь весьма распространенная, приобрести их несложно, только на практике часто возникают два вопроса. Первый: какую именно пластинку выбрать? Второй: какие из ее возможностей использовать и как?

Что такое по сути тестовая пластинка? Виниловый диск, на котором записаны тестовые сигналы, есть специализированные дорожки для определения параметров настройки или их регулировки. Также есть диски, например, с пустыми участками (просто гладкие поверхности). Обычно каждый производитель сопровождает свое издание подробной инструкцией, хотя инструкции эти не всегда на русском языке, а для кого-то это может оказаться очень критично — те же автопереводчики с такими техническими текстами справляются весьма посредственно. Но если задаться целью, почти по каждому изданию можно что-то найти в сети. Также стоит помнить, что, когда вы изучите все потенциальные возможности тестовых дисков и выберете желаемые параметры, не факт, что все-все удастся найти на одном издании — ведь набор треков и возможностей на разных пластинках разный.


01. Cardas Frequency Sweep and Burn-in Record — 1600 руб. Неплохой диск, но не универсальный.

02. Image hifi Vinyl Essentials — 2200 руб.
03. Hi-Fi News Analogue Test LP — 2650 руб. Одна из самых удобных тестовых пластинок, да и комплект хороший — кроме пластинки, есть еще несложные шаблоны в комплекте.
04. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP — 2400 руб.

Попробую обобщить, что же может понадобиться на практике. Самые базовые возможности, почти всегда это первые треки на первой стороне — определение правильности поканального подключения и правильности фазы. Да, и то и другое проверять стоит, на практике ошибки не так уж редки. Следующая очень удобная возможность — измерить резонансные частоты конкретного тракта, именно вашей головки на вашем тонарме. Не секрет, что далеко не все производители тонармов указывают эффективную массу и не все головки снабжены данными о податливости иглодержателя. А именно эти значения в сочетании с массой головки и дадут значения резонансных частот, и проверить, попадаете ли вы в допустимый диапазон, или нет, может быть, что-то стоит скорректировать, определиться с выбором головки, если имеющаяся никак не подходит, — вот все это позволяет сделать всего пара тестовых треков на пластинке. Исключительно полезная функция.

Что еще может пригодиться? Дорожки для настройки антискейтинга, точнее для измерения правильности его настройки, и нулевые «лаковые» дорожки. Ими можно пользоваться также для настройки и положения головки и антискейтинга, только делать все это не на слух, а на глаз. И если настроить геометрию можно и при помощи шаблона, то в отношении антискейтинга, при разных особенностях тонарма, головки и ее иглы, более информативным может оказаться или один, или другой способ. Это основные возможности, но предлагаемых треков на пластинке обычно больше десятка, и при желании можно освоить использование их всех, если в том есть необходимость и есть уверенность, что все полученные данные вы сможете правильно интерпретировать.

Держим баланс музыки и техники

В двух частях теста удалось охватить приличное количество типов и видов виниловых аксессуаров, но еще раз повторюсь, это малая толика того, что есть на рынке. Иногда можно встретить очень экзотические разработки, как по конструкции, так и по цене. А если прибавить к этому все то, что выпускалось в прошлом, тема получается из разряда «объять необъятное». Но это-то как раз на практике и не нужно. Искать лучшее, перебирать бесконечные варианты — только если интересен сам процесс, а результатами можно пренебречь. Такой подход имеет право на существование, ведь каждый выбирает себе собственные составляющие увлечения. На практике же многим важнее не искать абстрактно лучшее, а найти свое, оптимальное, удобное по функционалу и подходящее по цене, да к тому же и доступное для приобретения. И хотя каждый сам определяет желаемую «степень погружения», я бы не советовал погружаться совсем-совсем глубоко, ведь основное в нашем случае — пластинки и музыка, на них записанная. И так же, как в отношении техники, этот баланс стоит соблюдать, не распыляясь на все и сразу.

Что же касается обычной каждодневной практики — выбирая любую мелочь, постарайтесь представить, как вы будете ею пользоваться, удобно ли это, как вещь ложится в руку, и нужна ли она вам для дела, а не для того, чтобы положить ее на полочку рядом с проигрывателем. По крайней мере, для тех вещей, от которых нам нужен функционал, это совершенно справедливо. К тем же аксессуарам, от которых нам нужны некие звуковые свойства, и подход другой. В самом лучшем случае хорошо бы хоть немного понимать, как материалы и конструкции могут действовать друг на друга, где какие закономерности существуют. Да, исключений из правил здесь может получиться чуть ли не больше, чем самих правил, но свое собственное, наработанное с опытом понимание и представление — хотя бы какая-то гарантия предсказуемости результатов и защита от лишних трат.


Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», сентябрь 2014 г. www.stereo.ru

Эту статью прочитали 40 278 раз

background image

Hi-Fi News Analogue Test LP 

Картриджи  являются  одними  из  самых  деликатных  и 
сложных 

инструментов 

воспроизведения 

музыки. 

Микроскопческий 

алмаз 

должен 

максимально 

точно 

одновременно  снять  информацию  с  двух  дорожек,  на 
которых 

записано 

невероятно 

сложные 

частотные 

амплитуды, 

перенести 

эти 

частоты 

на 

магнитные 

генераторы,  которые  в  свою  очередь  переведут  это  в 
электрический эквивалент. 
 

Искажения трекинга 

Термин 

«нелинейный» 

относится 

к 

неравномерным 

характеристикам  устройства – будь  это  тонарм,  картридж, 
микрофон  или  акустика,  что  может  приводить,  например,  к 
клиппингу 

при 

повышении 

громкости 

записанного 

материала.  На  это  можно  и  посмотреть  и  как  на  неточное 
следование кривой записанной волны сигнала.  
В  воспроизведение  грампластинок  существует  вечная  и 
неизбежная проблема: искажения трекинга и они ведут свои 
корни  от  из-за  разницы  в    форме  оригинального 
инструмента, используемого при нарезке пластинки (острый 
резец)  и  воспроизводящей  иглы.  Проблема  иллюстрирована 
на  Рис 1. Острые  края  резца  гарантируют  точность  по 
отношению  к  обоим  стенкам  канавки,  когда  у  сферическая 
игла  изменяет  площади  контакта  в  зависимости  от 
модуляции  сигнала,  что  приводит  к  искажениям  трекинга  и 
последующий искажениям уже в электрической форме.  
Крайняя  часть  радиуса  иглы  может  менять  глубина 
погружения  в  зависимости  от  записанного  сигнала,  что 
приводит  к  вертикальному  движению  иглы,  известному  как 
pinch  эффект,  приводящему  к  избыточному  электрическому 
сигналу в стерео режиме, так как картридж отвечает  за как 
горизонтальное, так и вертикальное движения. 

 
В  идеале  требуется  игла,  которая  точно  сидит  в  канавке  и 
своими  краями  плотно  соприкасаются  со  стенками  для 
полного соответствия оригинальным  движениям резака при 
создании  пластинки.  Такие  картриджи  появились  и    это 
эллиптические  или  бирадиальные,  они  плотно  всем  своим 
большим    радиусом  плотно  сидят  в  дорожке  без bottoming 
эффекта,  а  меньшим  более  точно  по  сравнению  с 
сферическими  собратьями  снимают  волнистость  записи  на 
стенках  канавки.  Дальнейшие  разработки  привели  к  морю 
различных  вариантов  вплоть  до  суперэллиптических  и line-
contact (например, van den Hul и  др.),  где  контактная 
площадь еще больше увеличена.  
 

Трекинг и Trackability 

Очень  часто  путают tracing (трассировка),  что  является 
чисто  геометрической  проблемой  с  чисто  механическим 
трекингом (tracking). Даже 

при 

нулевых 

ошибках 

трассировки  не  обязательно,  что  игла  будет  правильно  и 
точно  следовать  по  канавке  и  воспроизводить  все  сложные 
амплитуды  записанных  музыкальных  сигналов.  Канавка  все 
равно  будет  направлять  иглу  в  зависимости  от  глубины  и 
ширины. Если игла слишком жесткая или тяжелая она просто 
не будет способна быстро следить за изменениями канавки. 
Еще 

хуже 

может 

сложится 

ситуация 

когда 

при 

сопротивлении  боковой  нагрузки  игла  поднимется  по 
дорожке  вверх  и  в  экстремальном  случае  может  просто 
покинуть  дорожку  и  перескочить  на  следующую.  Это 
приводит  к  явно  слышимым  искажениям  и  может  быть 
вылечено только увеличением массы картриджа.  
 

Способность  картриджа  работать  с  сильно  модулированными 
записями  известно  как Trackability, измеряемое  минимальной 
прижимной  силой  в  граммах  для  воспроизведения  сложных 
треков. 

Производители 

указывают 

эту 

силу 

в 

своих 

спецификациях вместе с типом иглы. 
Противовесом 

динамики 

движения 

картриджа 

является 

технический  термин  «механический  импеданс»,  основными 
компонентами которого являются жесткость, масса и инерция. 
Жесткость  измеряется  степенью  податливости (compliance), что 
обозначает,  как  быстро  игла  вернется  в  первоначальное 
состояние  после  применения  к  ней  определенной  силы. 
Измеряется в единицах податливости cu и определят способность 
воспроизводить  модуляции  крайне  низких  частот.  С  другой 
стороны 

частотного 

диапазона 

высокие 

ограничены 

ограничиваются  эффективной  массой  (инерцией)  влияющей  на 
скорость реагирования . Обычно это измеряется в миллиграммах. 
Хорошие  картриджи  обеспечивают  прижимную  силу  в 1-2 
грамма, при которых износ иглы и пластинки минимальный.    
На обычной моно пластинке канавка нарезана ровно радиально. 
На стерео стенки канавки под углом 45° несут два независимых 
канала.  На  рисунке  №3  вы  можете  увидеть,  что  происходит 
время  от  времени  с  левым  и  правым  каналами.  Игла  должна 
реагировать  на  вертикальные  и  радиальные  перемещения 
одновременно.  В  стерео  записи  и  воспроизведении  звуки  в 
центре  представлены  одинаковыми  модуляциями  на  обеих 
стенках канавки, и в соответствии с принятыми стандартами при 
нарезке  одна  стенка    делается  выше  другой  (рис  3с),  что 
приводит  точно  к  радиальному  направлению  канавки.  Это 
повторяет  технологию  моно  записи,  скажем,  это — запись 
центрального канала ( в кинотеатральных терминах).  Последний 
вариант  на  Рис 3 показывает  случай  когда  дорожка  движется 
строго 

вертикально 

при 

записи 

двух 

моментально 

противоположных сигналов ( не в фазе, технически говоря). 
Идеальный  тонарм  хорош  своей  нейтральностью,  позволяя 
картриджу просто следовать по канавке на правильной высоте и 
угле  и  играть  при  своей  номинальной  прижимной  силе,  он  не 
добавляет массы и веса к картриджу и имеет минимальную силу 
сопротивления движения по канавке.  Часто путают массу и вес 
когда  обычно  говорят  о  рабочем  весе  картриджа,  а  не  о 
прижимной  силе,  ведь  в  обиходе  граммы  используют  для 
измерения  массы  и  веса.  Типичный  картридж  весит 7 грамм,  а 
прижимная сила его может быть 1г.  Тонарм должен обеспечить 6 
грамм  противовеса  для 1 грамма  прижимной  силы.  Хотя 
статически  прижимную  силу  можно  взвесить  на  весах,  но 
реальная  масса  картриджа  и  тонарма  все  еще  является 
динамической величиной при резком движении иглы по дорожке.  
 

Резонансная частота картридж/тонарм 

По  определению  это  низкая  частота,  вычисляемая  посредством 
эффективной 

массой 

тонарм/картридж 

и 

податливости 

картриджа.  При  номинальной  массе  частота  резонансная 
уменьшается  при  увеличении  податливости,  то  же  самое  при 
увеличение  массы  при  номинальной  податливости.  Отношения 
этих  величин  изображены  на  рис. 7. Имея  все  данные  очень 
удобно  вычислить  эту  частоту  для  вашего  сетапа.  Понятно,  что 
она  должна  быть  вне  частотных  характеристик  картриджа,  то 
есть  меньше,  скажем 20 ГЦ,  но  слишком  низкие  частоты  могут 
резонировать  с  дефектами  пластинок  или  с  внешними 
источниками таких частот, например, при хождении по комнате. 
Предпочтительны 

высококачественные 

подшипники 

проигрывателя, которые оказывают минимальное сопротивление 
вращению.   
Картриджи  с  прижимом  в  1г  требуют  минимальных  внешних 
(боковых) воздействий на них (от трения подшипника или плохо 
подключенных  контактных  проводков) – не  более 0,1 г,  иначе 
следует увеличить прижимную силу.  

Для активации новой учетной записи и ее подтверждения на Форуме — необходимо связаться с администратором по электронной почте p-i-n-o-k-i-o@mail.ru.
Все новые учетные записи не прошедшие подтверждения администратором воспринимаются как спам.

Выставление азимута головки звукоснимателя с помощью осциллографа

Модератор: Роман Мирошниченко

Аватара пользователя

poty

Профи
Профи
Сообщения: 4724
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 162 раза
Поблагодарили: 499 раз
Контактная информация:

Сообщение

poty » 16 май 2018, 20:32

Роман, дайте передохнуть. Мне многое непонятно из того, что Вы написали и сделали, но для того, чтобы хоть как-то отреагировать, мне нужно всё внимательно прочитать.
Пока не покупайте ничего.

Владислав


Аватара пользователя

Роман Мирошниченко

Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 501 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#62

Сообщение

Роман Мирошниченко » 16 май 2018, 21:16

Владислав, спасибо, что Вы вообще на это внимание обращаете.
Пытаюсь разобраться. Но и покупать-то пока особо нечего. Все дорого, а рассчитано в основном для оценки «на слух». Не разбежишься.
С одной стороны это странно, с другой — обьяснимо.


Аватара пользователя

Роман Мирошниченко

Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 501 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#63

Сообщение

Роман Мирошниченко » 17 май 2018, 08:56

Вчера начал я уже было плохо думать на свою Goldring EROICA. Досталась она мне не новой и совершенно случайно (в довесок). При этом была в совершенно гадком состоянии (залитая силиконом). Точно она виновата :evil:

А с утречка все перенастроил традиционным способом. Проверил по всем своим шаблонам.

И сижу слушаю-балдею. «Звучек прет» прямо-таки восхитительный. «Вау» присутствует в полном объеме.

Думаю, мне нужно дождаться помощи Владислава. Пока больше ничего предпринимать не буду. Ибо это (похоже) не только бессмысленно, но и вредно для психики. :zombie:

Владислав, я совершенно не хочу Вас торопить. Дело в принципе не горящее. Давно я его задумал, но музыку-то я слушаю и наслаждаюсь ей.
Я даже пожалуй не жду, что Вы распутаете мои предыдущие эксперименты. В них на мой взгляд мало смысла — только наработка опыта для меня.
Но, вот если бы Вы к предложенной методике посоветовали бы и инструментарий — это был бы реальный толчок вперед.
Я отступать не намерен. Идея инструментально обеспечить объективность настроек (вспомните мои потуги с микроскопом), меня вряд ли отпустит. Тем более сейчас, когда тонармы и головки мои становятся все точнее и… и дороже. Последнее так же нужно брать в расчет, ибо сейчас мой «новичок» по прохождению теста уступил старичкам SME+Pickering. И это рождает вопросы и сомнения…

В общем, Владислав, жду Вас я. Пока все на паузу.


Аватара пользователя

meloman

#64

Сообщение

meloman » 03 июл 2018, 08:46

У меня тоже была такая же проблема при настройке азимута с пластинкой Hi-Fi News Analogue Test LP. головы получались в наклонном положении. Понял что здесь что то не так. И стал настраивать азимут по пластинке The Ultimate Analog test LP. Здесь более правильная настройка азимута.


Аватара пользователя

Роман Мирошниченко

Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 501 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#65

Сообщение

Роман Мирошниченко » 03 июл 2018, 11:04

Вот и я пришел к пониманию, что нужна ПРАВИЛЬНАЯ запись для этих экспериментов.
Пока, изыскания в этом направлении поставил на паузу (но не закрыл). На все времени не хватает.
В отслеживании на eBay у меня порядка десяти пластинок. Однако, я вижу тенденцию, что все они (особенно старых лет) составлены для оценки «на слух». Хотелось бы найти, что-то профессионально-ориентированное. Именно, для настройки по приборам.

meloman писал(а):И стал настраивать азимут по пластинке The Ultimate Analog test LP. Здесь более правильная настройка азимута.

«The Ultimate Analog test LP», пожалуй наиболее подходит для выбранной цели. Как я уже говорил выше, склоняюсь купить именно его.
Но, я не первый раз берусь изучать описание — все вроде бы понятно, но кроме одного единственного трека («1Khz reference tone 7cm/s Mono, in phase (Lateral)») я не уверен, реально ли на практике использовать остальные (особенно по настройке VTA).
Можете своими методиками поделиться более конкретно? Что с этой пластинки Вы применяете, а что осталось не востребованным?

Приведу, пожалуй, что я еще «накопал» на просторах eBay.
Не уверен насчет уникальности содержания, но цена иной раз поражает:
1) Просто круть — DUAL TEST RECORD

Двадцать восемь тысячь рублей :eek:
Раритет!

2) RCA AUDIO DYNAMICS

Этот прямо халява уже — каких-то 12 тыс. руб. :wink:

3) STR-100 — CBS

Это те, что наиболее «по теме».
Так, что выбор не особенно велик. Так или иначе все сводится к двум пластинкам, отобранным ранее.
И осциллограф хотелось бы купить.


Аватара пользователя

meloman

#66

Сообщение

meloman » 03 июл 2018, 11:14

с этой пластинки — Hi-Fi News Analogue Test LP я уже практически ничего не беру. только проверить резонанс да АЧХ.
по этой пластинке — The Ultimate Analog test LP я настраиваю азимут, проверяю детонацию вращения опорного диска, тоже смотрю АЧХ
по этой пластинке — Vinyl Essentials настраиваю антискейтинг.
азимут настраиваю с помощью той же программы adobe audition

при настройке азимута смотрю, что бы расстояние между пиками для обоих каналов было одинаково


Аватара пользователя

Роман Мирошниченко

Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 501 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#67

Сообщение

Роман Мирошниченко » 03 июл 2018, 14:30

Я так понимаю, вы не с сигналом «в реальном времени»работаете, а с записанным…
Вижу, что сигнал 1 КгЦ., но почему он по фазе не совпадает?
Не судите за расспросы, я только осваиваю эту тему. :smile:
Когда у себя, я видел на осциллографе «синус» или «фигуру Лиссажу», я отмечал в них искажения и разницу в каналах. Настраивая тонарм, старался это минимизировать. Благо, почти все параметры доступно менять «на лету». Либо получалось (фото 1; фото 2), либо нет (фото 3,фото 4).
Поэтому, я и стремлюсь в процессе настройки «по приборам», достичь подобной наглядности.

Владислав очень подробно расписал методику настройки. И признаюсь, я сейчас ищу сигнал, именно для того, чтобы ею воспользоваться в полной мере. По всем параметрам настроек.
В описании диска «The Ultimate Analog test LP» красиво разложено, что фактически ВСЕ можно настроить. Отсюда мой интерес к опыту уже попробовавшего его человека. :-)


Аватара пользователя

meloman

#68

Сообщение

meloman » 03 июл 2018, 16:03

нет. я настраиваю в реальном времени. эти скрины я сделал для наглядности.


Аватара пользователя

Роман Мирошниченко

Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 501 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#69

Сообщение

Роман Мирошниченко » 03 июл 2018, 17:32

«Track 2 1kHz reference level Left channel only
Measure Right channel output.
Track 3 1kHz reference level Right channel only
Measure Left channel output.»

Кажется понимать начинаю Ваши скрины. А куда деваться, объяснениями Вы не балуете… :sad:
Еще бы разобраться в идее самого измерения. Почему для настройки правого канала сигнал записан «только в левом»? :insane:
Надеюсь поправите, если не в ту сторону пошел я. :-)

На каждом скрине отдельный трек. Один для правого, один для левого. Сигнал записан «только для левого» и «только для правого» каналов.
Значит, вторая кривая (с меньшей амплитудой) — результат проникновения сигнала одного канала в другой.
Получается, разница между вершинами — величина разделения каналов.
Не думал, что это зависит от азимута… :insane:

Я не ставлю под сомнение авторитетное издание… Но, я хочу понять физику процесса этого теста.

Я готов принять, что для чистоты измерений убирается сигнал одного из каналов. Это менее удобно, но пусть так.
Мне было бы понятно, если бы наклоняя иглу, нужно было добиться максимального уровня сигнала в настраевоемом канале. Сигнал в левом — настраиваем левый, в правом — правый. Это логично, чем точнее игла попадает в дорожку — тем лучше считываемый сигнал.
Но, почему здесь наоборот? :insane:

Похоже придется купить-таки эту пластинку, чтобы самому «пощупать».

Роман Мирошниченко писал(а):Не думал, что это зависит от азимута…

Или зависит…

21186247 игла и пр.jpg


Аватара пользователя

seurf

Авторитет
Авторитет
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 12 май 2016, 19:54
Откуда: Волгоград
Благодарил (а): 211 раз
Поблагодарили: 176 раз
Контактная информация:

#70

Сообщение

seurf » 31 июл 2018, 11:41

https://www.ebay.com/itm/Anti-Skate-Blank-Vinyl-C … 4&_trksid=p2047675.c100623.m-1
пластинка для проверки антискейтинга по факту. Едет, значит надо регулировать в другую сторону. Хотя подойдет просто компакт диск.

На 7:09 можно посмотреть

Александр


У любого виниловода наверняка есть одна-две пластинки для настройки проигрывателя. Но то, что мы испытаем сегодня, совсем другое дело. Комплект AnalogMagik – серьёзный инструмент, анализирующий параметры аналогового источника в цифровом виде. Для этого задействуются фирменные пластинки, АЦП и уникальное программное обеспечение. Учимся отстраивать проигрыватель вместе.

ЦИФРА В ПОМОЩЬ АНАЛОГУ

Аксессуаров для настройки проигрывателей существует великое множество – здесь и различные шаблоны с протракторами, и весы, и линзы, и уровни, фазометры и всевозможные измерительные пластинки. Но каждое из этих приспособлений позволяет настроить один или два, от силы три параметра, а вот набор, который мы начинаем исследовать, способен дать исчерпывающую информацию о проигрывателе и позволит в реальном времени, глядя на экран ноутбука, отстроиться с максимальной точностью.

Комплектация AnalogMagik предельно лаконична: две пластинки, электронный ключ на флешке и инструкция. Стоит набор 800 USD[1] – недёшево, но при таких возможностях цена представляется вполне оправданной. Чтобы начать работать, нужно скачать софт с сайта analogmagik.com и вставить в порт компьютера флешку.

[1] Цены, указанные в валюте, пересчитываются в рубли по текущему курсу

Если в компьютере нет звуковой карты с линейным входом, понадобится ещё одно устройство – внешний АЦП с USB выходом. Я использовал компактный и простой в обращении девайс USB Phono Plus компании Art Audio Pro (6200 руб.), в котором имеется даже встроенный фонокорректор.

Объектом испытаний стал винтажный проигрыватель Pioneer PL-50L с прямым приводом и S-образным тонармом, на который была установлена ММ-головка Goldring 2400. Это дежурный аппарат для теста головок и различных аксессуаров.

Инструкция к набору AnalogMagik советует предварительно настроить тонарм по какому-нибудь шаблону. В частности, рекомендуется протрактор SmarTractor от Acoustical Systems (€644). Он хорош тем, что предлагает пять вариантов траектории картриджа в зависимости от того, какие пластинки преобладают в вашей коллекции: Baerwald/Loegfren A IEC или Loegfren B IEC для релизов позднее 1985 г., Baerwald/Loegfren A DIN или Uni-DIN для более ранних изданий, а также Uni-DIN для воспроизведения классической музыки и вокала. Благодаря зеркальной поверхности протрактора реперные линии и точки хорошо видны, а для предельно точной установки можно воспользоваться увеличительным стеклом, имеющимся в комплекте. SmarTractor поможет и при установке тонарма – линейка с нониусом покажет расстояние от оси поворота до центра шпинделя.

Закручивать крепёжные винты картриджа при регулировке положения удобно специальной динамометрической отвёрткой AnalogMagik (190 USD) – она не позволит повредить головку излишним усилием. Кроме того, как утверждает Ричард Мак, глава AnalogMagik, избыточная сила затяжки винтов отрицательно влияет на звучание. У отвёртки сменные жала – под прямой шлиц и шестигранник.

Итак, положение головки зафиксировано, выход с неё заведён прямо на АЦП в режиме Phono, а цифра по USB подаётся в ноутбук. Предварительно изучив инструкцию, запускаю программу AnalogMagik.

Для наглядности процесс настройки буду описывать в виде комментариев к скриншотам.

На экране несколько окон: слева показывается форма воспроизводимого сигнала и результаты анализа, справа – численные значения измеренных параметров. В самом правом столбике расположены кнопки с обозначением настроек, которые можно сделать.

Скорость вращения диска и детонация измеряются отдельно, но я свёл их вместе, т.к. для этого используется один и тот же трек. Кстати, треки на пластинках расположены не в том порядке, что кнопки на интерфейсе, и постоянно приходится искать нужный на той или другой стороне. Диска в коробке два – отдельно на 33 1/3 и 45 об. мин. Я ограничился первым.

Итак, что мы здесь видим: частота записи 3150 Гц, и проигрыватель воспроизводит её точно – на выходе 3150,67 Гц при детонации 0,05% (не взвешенное DIN значение). Слева внизу – анализ сопутствующих гармоник. По сторонам основного тона видны лишь мизерные признаки посторонних артефактов. Очень неплохо для аппарата 1981 года выпуска!

Теперь устанавливаем оптимальный азимут. С этим пунктом пришлось изрядно повозиться: во-первых, представление результатов не соответствовало описанию, а во-вторых, правильный азимут для правого и левого каналов (на пластинке два соответствующих трека) почему-то получался разным. В итоге удалось добиться 0,86 дБ уровня взаимного проникновения каналов и сдвига фаз между ними 0,46 град. При этом шелл картриджа был абсолютно параллелен пластинке.

Теперь регулируем антискейтинг. На последней дорожке (что логично) первой стороны записан свип-тон (скользящий по диапазону), и наша задача – получить равную амплитуду сигнала в обоих каналах. Описание рекомендует также ориентироваться на уровень искажений, но измерить их на свипе программа не смогла, отсюда и знаки вопроса. Амплитуду удалось выровнять с разницей в 1 дБ (зелёные полоски справа вверху).

Пункт Loading пропускаем, он помогает задать оптимальную нагрузку для MC-головки в фонокорректоре.

Следующий, пожалуй, самый важный параметр – прижимная сила. Производители головок приводят оптимальную величину, как правило, с разбросом. Для Goldring 2400 она указана в пределах 1,5 – 2 г, посмотрим, какая она на самом деле. Суть настройки в том, чтобы получить одинаковые искажения в обоих каналах на 300 Гц и 7 кГц. Пусть вас не смущают высокие абсолютные значения – это следствие всевозможных преобразований сигнала. Примерное равенство было достигнуто при 1,8 г – проверил на электронных весах.

Следующий пункт Gain (усиление), нам не нужен, он относится к фонокорректору.

А вот дальше самое интересное – исследование паразитных вибраций проигрывателя. На нижнем графике слева видны два резонанса, один размытый в области 40 – 70 Гц, а второй, узкий, на 500 Гц. Первый – вибрации стола, его можно слегка пригасить с помощью виброразвязывающих опор, платформ и т.п. Второй пик – резонанс тонарма, который, похоже, я спровоцировал сам. Дело в том, что в Pioneer PL-50L тонарм с жидкостным демпфированием, но я удалил вязкую силиконовую смазку, чтобы оживить звук. И вот результат.

Теперь определим частоту резонанса системы тонарм-головка. Она зависит от эффективной массы тонарма и податливости головки, а оптимальные значения находятся в диапазоне 8 – 12 Гц. Этот параметр влияет на воспроизведение баса, чем ниже резонанс, тем лучше, но до определённого предела. На пластинке записан свип с частотами от 6 до 30 Гц, но я остановил процесс на 17,695 Гц – резонанс был найден на 9,14 Гц. Нормально.

Вот, собственно, и всё – проигрыватель настроен, результаты зафиксированы на жёстком диске ноутбука. Это, кстати ещё одно преимущество программы AnalogMagik: если вы работаете с клиентом, всегда можно наглядно продемонстрировать результат. На освоение программы много времени не потребуется, графика простая и наглядная. Кроме того, к оригинальной документации прилагается переведённая на русский язык инструкция. Некоторые же несоответствия текстового описания и реального алгоритма, я уверен, особых трудностей не создаст. Когда разберёшься, всё получается очень быстро – с набором обычных тестовых пластинок я бы провозился дольше, да и не все параметры удалось бы определить. И настраивать пришлось бы на слух, а это в нашу цифровую эпоху как-то несолидно.

spl38
Не на форуме


Ветеран
*****


Откуда: Харьков — Киев
Сообщений: 1 362

Репутация: 467

RE: Тестовая пластинка / 04-11-2013 23:29

у меня такая

Hi-Fi News ‎– Analogue Test LP
Hi-Fi News ‎– HFN 002
Vinyl, LP, Reissue
Country:
UK 2002

_http://www.discogs.com/Hi-Fi-News-Analogue-Test-LP/release/3212139

хорошо получается выставлять антискейтинг на гладком треке
про другие сказать не могу, так как не было


BearS Music Hall
(я не меломан и не аудиофил, а технократ — люблю технику)


Найти все сообщения
igorvolikov
Не на форуме


Ветеран
*****


Откуда: Киев
Сообщений: 421

Репутация: 127

RE: Тестовая пластинка / 04-11-2013 23:51

(04-11-2013 23:21)Kaminskiy писал(а):  Да и вообще, скажите, нужна ли она.

Если вы задаете такой вопрос — наверно не нужна.

Если бы вам она была нужна, вы бы точно знали зачем и какие именно треки нужны. И исходя из этого выбирали бы нужную.


Найти все сообщения
Kaminskiy
Не на форуме


Ветеран
*****


Откуда: Белая Церковь
Сообщений: 3 082

Репутация: 666

RE: Тестовая пластинка / 05-11-2013 00:08

(04-11-2013 23:51)igorvolikov писал(а):  

(04-11-2013 23:21)Kaminskiy писал(а):  Да и вообще, скажите, нужна ли она.

Если вы задаете такой вопрос — наверно не нужна.

Если бы вам она была нужна, вы бы точно знали зачем и какие именно треки нужны. И исходя из этого выбирали бы нужную.

Тю. Спасибо!
Я по-моему ясно дал понять, что никогда с этим не сталкивался, а настраивал только по шаблону. Как я могу знать какие треки и зачем нужны, если я никогда её ещё в руках не держал. При чём тут Ваши умозаключения? ? ?
Вы бы дельный совет лучше дали.


Старость меня дома не застанет. Я в дороге, я в пути… ©


Найти все сообщения
Stan
Не на форуме


Ветеран
*****


Откуда: Киев
Сообщений: 365

Репутация: 394

RE: Тестовая пластинка / 05-11-2013 00:17

Все ниже сказанное ИМХО.
По опыту использования THE ULTIMATE ANALOGUE TEST LP замечу, что без осциллографа любая тест пластинка бесполезна. Если при помощи протрактора игла правильно позиционирована, азимут и ВТА правильно выставлены, антискейтинг на немой канавке тянет в нужную сторону, то тест пластинка только подтвердит, что все сделано правильно. От теста на резонанс проку только убедиться, что голова не сидит на тонарме или напротив, все славно, но это можно по формуле высчитать за полминуты. Тест на частоты… Забавно осознать, что еще слышишь по верхам и что тужится сыграть система по низам… Баловство, в общем.
Но вот с осциллографом, если можно сравнивать микровольтаж головы поканально, почастотно, можно выставить кристалл «не на слух», а наилучшим образом, симметрично и на максимальную амплитуду, что азимут, что ВТА.
Кроме того, с точностью до второго знака после запятой вы поймете, дает стол 33,3 оборота в минуту или нет, а если врет или плавает, то в какую сторону.
Типа того.


(Отредактировал 05-11-2013 в 00:22 Stan.)


Найти все сообщения
Kaminskiy
Не на форуме


Ветеран
*****


Откуда: Белая Церковь
Сообщений: 3 082

Репутация: 666

RE: Тестовая пластинка / 05-11-2013 01:10

(05-11-2013 00:43)Stan писал(а):  

(05-11-2013 00:35)Kaminskiy писал(а):  

(05-11-2013 00:26)igorvolikov писал(а):  Так я и дал дельный совет — НЕ НУЖНА ОНА ВАМ Happy0158

Biggrin Спасибо.
Только я думал, что будут хоть какие-то аргументы — почему не нужна.
Вот Stan и NoOneIsThere — тоже сказали, что не нужна, но объяснили почему Happy0144

Увольте! Я вовсе не говорил, что она не нужна! Я утверждал, что ТОЛЬКО пластинка, без методологии и доп. Оборудования почти бесполезна.
Вы какой то частью присутствуете в Киеве, если система тут же и будет желание поиграться — дам и пластинку и осциллограф, вот сами и решите — нужна или нет Biggrin

Ну я немножко не так выразился, но то, что Вы имели ввиду, я понял.
И за предложение спасибо. Если что…. как-нибудь попробую может быть Happy0144


Старость меня дома не застанет. Я в дороге, я в пути… ©


Найти все сообщения
Yozsh
Не на форуме


Ветеран
*****


Откуда: Киев
Сообщений: 1 136

Репутация: 166

RE: Тестовая пластинка / 05-11-2013 01:14

Этотя тоже использовал но и родной пригодился. У меня более менее стандартный тонарм.

Ок каких треков на пластинке нет,которые не позволяют настроить картридж? Нах пардон осциллграф? Настроить азимут? Так там есть трек переключил в моно и все ясно.


Найти все сообщения

Пользователи просматривают эту тему:

Orion

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Abana инструкция по применению на русском языке
  • Как внести контракт в еис пошаговая инструкция
  • Книги скачать бесплатно руководства по ремонту автомобилей
  • Ardo c 60e ef inox инструкция
  • Руководство сбербанка нижнего новгорода