Типовые требования по разработке руководства по защите информации

РУКОВОДСТВО

ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗВЕДОК

И ОТ ЕЕ УТЕЧКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ

Типовые требования к содержанию Руководства определены в решении Гостехкомиссии Российской Федерации от 03.10.1995 N 42.

Основное содержание Руководства по защите информации

1. Руководство должно состоять из следующих разделов:

общие положения;

охраняемые сведения в организации;

демаскирующие признаки охраняемых сведений и технические каналы утечки информации;

оценка возможностей технических разведок и других источников угроз безопасности информации (в т.ч. возможностей спецтехники, используемой преступными группировками);

организационные и технические мероприятия по защите информации;

оповещение о ведении разведки (раздел включается в состав Руководства при необходимости);

обязанности и права должностных лиц по защите информации;

планирование работ по защите информации и контролю;

контроль состояния защиты информации;

аттестование рабочих мест;

взаимодействие с другими предприятиями (учреждениями, организациями), ГТК, ФСБ и т.д.

В зависимости от особенностей организации допускается вводить и другие разделы.

1.1. В разделе «Общие положения» указывается назначение Руководства, приводятся общие требования по защите информации в организации, указывается категория организации по требованиям обеспечения защиты информации, указываются должностные лица, ответственные за выполнение требований Руководства, определяется порядок финансирования работ по защите информации в организации, приводятся сведения о полученной лицензии на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и об имеющихся сертифицированных средствах защиты информации.

1.2. В разделе «Охраняемые сведения в организации» указывается конкретная цель, которая должна быть достигнута в результате проведения мероприятий по защите информации (охраняемых сведений) в организации, замысел достижения этой цели и приводится перечень охраняемых сведений (без указания конкретных числовых параметров).

1.3. В разделе «Демаскирующие признаки охраняемых сведений и технические каналы утечки информации» указываются демаскирующие признаки, которые раскрывают охраняемые сведения в организации, в том числе демаскирующие признаки, возникающие в связи с использованием средств обеспечения ее деятельности. Приводятся возможные технические каналы утечки охраняемых сведений, включая каналы утечки информации в технических средствах ее обработки.

1.4. В разделе «Оценка возможностей технических разведок и других источников угроз безопасности информации» приводится перечень видов и средств технической разведки, источников угроз несанкционированного доступа к информации, которые опасны для данной организации, в том числе со стороны преступных группировок и результаты оценки их возможностей: по обнаружению (определению) демаскирующих признаков, раскрывающих охраняемые сведения; по перехвату информации, циркулирующей в технических средствах ее обработки; по перехвату речевой информации из помещений; по получению, разрушению (уничтожению), искажению или блокированию информации в результате несанкционированного доступа к ней.

При оценке используется частная модель угроз для организации, методики оценки возможностей иностранной технической разведки и другие документы по этому вопросу.

1.5. В разделе «Организационные и технические мероприятия по защите информации» приводятся:

— организационные и технические мероприятия, обеспечивающие устранение или ослабление (искажение) демаскирующих признаков и закрытие возможных технических каналов утечки охраняемых сведений в организации;

— мероприятия по защите информации об иной создаваемой (применяемой) продукции и технологиях;

— мероприятия по защите информации при постоянном контролируемом и неконтролируемом нахождении иностранных граждан как на территории организации, так и в непосредственной близости от нее;

— мероприятия по защите информации в системах и средствах информатизации и связи.

При нахождении на территории организации других организаций (предприятий), арендующих у нее помещения, требования по защите информации в организации должны быть включены в договор аренды.

1.6. В разделе «Оповещение о ведении разведки» указывается порядок получения, регистрации и передачи данных о пролетах разведывательных спутников, самолетов иностранных авиакомпаний, нахождении иностранных судов в открытых портах, местах, маршрутах и времени проведения иностранных инспекций в соответствии с международными договорами, посещении организации иностранными представителями, появлении в районе ее расположения иностранных граждан, подозреваемых в ведении разведки. А также приводятся внутренняя схема оповещения и действия должностных лиц при оповещении.

1.7. В разделе «Обязанности и права должностных лиц по защите информации» определяются должностные лица подразделений организации, ответственные за разработку, обеспечение и выполнение мероприятий по защите информации, их функциональные обязанности и права, приводится структурная схема взаимодействия подразделений по защите информации с соответствующими основными подразделениями данной организации.

1.8. В разделе «Планирование работ по защите информации и контролю» указываются руководящие документы для планирования работ по защите информации, требования к содержанию планов, приводится порядок разработки, согласования, утверждения и оформления планов, устанавливается порядок отчетности и контроля за выполнением планов.

1.9. В разделе «Контроль состояния защиты информации» указываются задачи контроля, перечень органов и подразделений, имеющих право проверки состояния защиты информации в организации, привлекаемые силы и средства контроля, порядок привлечения (при необходимости) к этой работе специалистов основных подразделений организации, устанавливаются периодичность и виды контроля, порядок оформления результатов контроля, определяются действия должностных лиц по устранению нарушений норм и требований по защите информации и порядок разработки мероприятий по устранению указанных нарушений.

1.10. В разделе «Аттестование рабочих мест» указываются подразделения или должностные лица, ответственные за аттестование рабочих мест, стендов, вычислительных комплексов, выделенных помещений и т.д., приводится форма документирования результатов аттестования и порядок выдачи разрешения на проведение работ с секретной информацией, а также порядок и периодичность их переаттестования.

1.11. В разделе «Взаимодействие с другими предприятиями (учреждениями, организациями)» указываются порядок взаимодействия в области защиты информации с предприятиями (учреждениями, организациями) при выполнении совместных работ, применяемые совместные организационные и технические мероприятия по защите информации, ответственность, права и обязанности взаимодействующих сторон, а также приводится структурная схема взаимодействия.

2. В приложения к Руководству включаются:

таблицы, схемы, графики, расчеты, исходные данные и другие справочные материалы для оценки обстановки, определения мероприятий по защите информации;

порядок организации и проведения работ по защите конфиденциальной информации;

перечень сведений, подлежащих защите;

план организации с указанием схем размещения рабочих мест, стендов и т.д., схем организации связи и сигнализации объекта;

структура системы защиты информации в организации;

перечень руководящих, нормативных и методических документов по защите информации.

В приложения могут включаться и другие документы.

Скачать документ целиком в формате PDF

Обеспечение защищенности информационной системы – одна из главных задач, стоящих перед руководителями предприятий любой формы собственности.

Разберемся, какова роль установленных правил в минимизации ущерба, вызванного утечкой конфиденциальных сведений, а также в эффективности предотвращения несанкционированного и непреднамеренного воздействия на ИС.

Значимость локальных требований и регламентов ИБ 

Достигнуть достаточного уровня защиты информации на стадии ее создания, обработки или при передаче можно при комплексном применении организационных и технических мер.

Начать нужно с анализа рисков, принимая во внимание сферу деятельности компании, объективные и субъективные угрозы утечки ценных сведений, шпионажа, выхода из строя оборудования. Затем с опорой на требования законодательства и методические рекомендации следует разработать локальные документы по информационной безопасности.

Порядок и методы выполнения отдельных или взаимосвязанных действий, обязанности и ответственность лиц, допущенных к конфиденциальным сведениям, обработке персональных данных, определяют в специальных инструкциях.

Информационная система представляет собой совокупность документов на бумажных и электронных носителях и технологий для их создания, обработки и передачи.

Поэтому в инструкциях должны быть определены:

  • правила эксплуатации и содержания средств информатизации;
  • общие требования по обеспечению защиты конфиденциальных сведений, установленные законодательством Российской Федерации, документами внутреннего пользования;
  • порядок доступа к информации и использования имеющихся средств защиты;
  • обязанности лиц, ответственных за обеспечение и контроль безопасности системы;
  • алгоритм действий в случае выявления нарушений требований безопасности в информационной системе;
  • ответственность пользователей, допущенных к обработке персональных данных, электронным носителям информации.

Содержание типовых инструкций

При приеме на работу новые сотрудники проходят вводный инструктаж, получая общее представление о:

  • режиме работы компании;
  • правилах безопасности;
  • порядке оповещения руководства о чрезвычайных ситуациях, угрозе ущерба.

С учетом специфики деятельности, доступа к информационным ресурсам для предотвращения возможных инцидентов перед допуском к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей на рабочем месте сотрудников знакомят с инструкциями, устанавливающими их права и обязанности. При этом обращают внимание на нюансы, возможные риски, учитывая должность работника.

Требования к сотрудникам с доступом к конфиденциальным данным 

Сотрудники, имеющие доступ к сведениям, представляющим коммерческую, государственную, иную тайну, должны соблюдать правила информационной безопасности. 

Помимо общих положений, их внимание акцентируют:

  • на основных обязанностях по соблюдению правил, исключающих утечку сведений при работе с секретными данными;
  • на принимаемых мерах защиты автоматизированных рабочих мест от несанкционированного доступа посторонних;
  • на установлении пароля для доступа к данным на персональном компьютере, электронных носителях;
  • на необходимых мерах защиты от вредоносных программ;
  • на алгоритме действий при возникновении внештатных ситуаций.

Требования к администратору, отвечающему за защиту локальной вычислительной сети

Должностные лица, ответственные за проведение работ по технической защите информации локальных сетевых ресурсов, в процессе эксплуатации и модернизации, руководствуются:

  • положениями федеральных законов;
  • нормативными актами Российской Федерации;
  • распорядительными документами Гостехкомиссии России (ФСТЭК), ФАПСИ (ФСО, ФСБ), Госстандарта России;
  • локальными правовыми актами внутреннего пользования.

Администратора под роспись знакомят с установленными правами и обязанностями. Например, он может отключать от доступа к сети пользователей, нарушающих требования по безопасности информации, запрещать установку нештатного программного обеспечения.

Основные обязанности администратора фиксируют документально. Они включают:

  • участие в испытаниях и контроле уровня защищенности локальной сети;
  • анализ данных, вносимых в журнал учета работы ЛВС для своевременного выявления нарушений требований защиты и оценки возможных последствий;
  • обеспечение доступа к информационной системе пользователям при наличии разрешения;
  • блокировку попыток внесения изменений в программно-аппаратное обеспечение без согласования;
  • немедленное оповещение службы безопасности о попытках несанкционированного доступа, нарушениях защиты.

В инструкции обращают внимание на строгий запрет передавать третьим лицам учетные данные пользователей, пароли, идентификаторы, ключи на твердых носителях.

Защита информации от компьютерных вирусов

Рекомендации о методах выявления и борьбы с вирусами носят общий характер для пользователей персональными компьютерами и администраторов, ответственных за защиту информационных ресурсов.

Выделяют характерные проявления вирусных программ, нарушающих работу компьютера, способных разрушить хранящиеся в электронной форме сведения, передаваться по локальной сетевой связи. Создание перечня профилактических работ позволяет снизить риски, исключить появление и распространение вредоносных программ.

В документ включают:

  • ежедневную автоматическую проверку персональных компьютеров перед началом работы и регулярную комплексную проверку со стороны администратора;
  • резервирование программного обеспечения;
  • защиту данных путем настройки прав доступа, допускающих лишь чтение, что предотвратит внесение посторонних записей, проникновение вирусов.

Анализируя результаты проверок на наличие вирусов, администратор делает выводы о необходимости служебного расследования. Вирусы уничтожают стиранием поврежденных файлов и с помощью специальных программ.

Организация и управление парольной защитой информации

Пользователи должны быть под роспись проинструктированы:

  • о порядке генерации, смены и прекращения действия паролей, учетных записей;
  • о правилах ввода пароля для получения доступа в локальную информационную систему.

Личные пароли генерируются самостоятельно либо распределяются централизованно с учетом установленных требований, способствующих снижению рисков, исключению возможности подобрать код доступа посторонними.

Сотрудники отдела информационных технологий контролируют действия исполнителей и обслуживающего персонала.

Особые требования устанавливают для хранения паролей на бумажных носителях – в сейфе у ответственных за безопасность лиц в опечатанном конверте.

Также регламентируется порядок получения доступа к средствам вычислительной техники в случае производственной необходимости во время отсутствия штатного сотрудника, являющегося владельцем персонального компьютера.

Выбираемые парольные фразы должны соответствовать требованиям, указанным в документе.

Поскольку эта информация носит конфиденциальный характер, ответственность за разглашение, передачу сведений, лежит на владельце пароля.

Правила пользования электронной почтой

В целях обеспечения защиты секретных данных, снижения рисков утечки, уничтожения или заражения сетевых ресурсов вирусами, устанавливают перечень оснований, позволяющих блокировать исходящую и входящую в электронную почту. 

Отдельно акцентируется внимание на запрете:

  • использования корпоративного адреса электронной почты в личных целях;
  • пользования бесплатными почтовыми сервисами для корпоративной переписки;
  • публикации корпоративного адреса электронной почты на общедоступных интернет-ресурсах.

Правила безопасной работы в информационной сети 

Документально фиксируют регламент, режимы работы компьютерного оборудования, к которому относят не только персональные компьютеры, но и принтеры, серверы, сетевые коммутаторы.

К мерам обеспечения безопасности относят:

  • использование сертифицированного оборудования, соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологических нормативов, ГОСТов (допустимый уровень шума, электромагнитная совместимость, устойчивость к электромагнитным помехам);
  • правильную подготовку оборудования к включению и эксплуатации;
  • соблюдение запретов, касающихся переключения разъемов кабелей, самостоятельного ремонта устройств, удаления с корпуса заводских и линейных номеров; 
  • использование при печати на лазерном принтере специальной бумаги рекомендованной плотности;
  • недопустимость применения физических усилий для вытягивания бумаги во время печати из выходного отверстия принтера, что может привести к повреждению механизма печати;
  • корректное выключение компьютера после закрытия работающих программ, используя в меню «Пуск» команду «Завершение работы»;
  • порядок выдачи доступа к информационной сети организации.

Работники, ознакомленные с основными требованиями информационной безопасности, в том числе, касающимися выполнения профессиональных (должностных) обязанностей, несут ответственность за нарушения установленных правил в рамках трудового, в отдельных ситуациях уголовного законодательства.

09.06.2020

Данный архив содержит шаблоны документов по защите информации в целом и по защите персональных данных в частности.

1. Раздел «Общее» — документы, утверждение которых, как правило необходимо для любой системы, независимо от ее классификации:
  • Приказ о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных и администратора безопасности информации
  • Инструкция администратора безопасности
  • Инструкция ответственного за организацию обработки персональных данных
  • Приказ о назначении группы реагирования на инциденты информационной безопасности и о правилах регистрации инцидентов информационной безопасности и реагирования на них
  • Инструкция по реагированию на инциденты информационной безопасности
  • Инструкция пользователя государственной информационной системы
  • Приказ об утверждении внутренних нормативных актов по защите информации
  • Политика информационной безопасности в составе:
  • — Общие положения
  • — Технологические процессы обработки защищаемой информации в информационных системах
  • — Правила и процедуры идентификации и аутентификации пользователей, политика разграничения доступа к ресурсам информационной системы
  • — Правила и процедуры управления установкой (инсталляцией) компонентов программного обеспечения
  • — Правила и процедуры обеспечения доверенной загрузки средств вычислительной техники
  • — Правила и процедуры выявления, анализа и устранения уязвимостей
  • — Правила и процедуры контроля состава технических средств, программного обеспечения и средств защиты информации
  • — Правила и процедуры резервирования технических средств, программного обеспечения, баз данных, средств защиты информации и их восстановления при возникновении нештатных ситуаций
  • — Форма заявки на внесение изменений в списки пользователей и наделение пользователей полномочиями доступа к ресурсам информационной системы
  • — Форма задания на внесение изменений в списки пользователей информационной системы
  • — Форма положения о разграничении прав доступа (ролевая система допуска к ресурсам)
  • — Форма перечня лиц, должностей, служб и процессов, допущенных к работе с ресурсами информационной системы
  • — Форма перечня помещений, в которых разрешена работа с ресурсами информационной системы, в которых размещены технические средства, а также перечень лиц, допущенных в эти помещения
  • — Форма списка разрешающих правил взаимодействия с внешними телекоммуникационными сетями
  • — Форма списка разрешенного программного обеспечения в информационной системе
  • — Форма списка прикладного программного обеспечения информационной системы, доступного внешним пользователям
  • — Форма списка пользователей, которым в соответствии с должностными обязанностями предоставлен удаленный доступ к информационной системе
  • — Порядок резервирования информационных ресурсов
  • — План обеспечения непрерывности функционирования информационной системы
  • Приказ об организации контролируемой зоны
  • Положение о контролируемой зоне
  • План мероприятий по обеспечению безопасности защищаемой информации, выполнению требований законодательства по защите информации, а также по контролю уровня защищенности и выполнения мер по защите информации в информационной системе
  • Форма журнала учета машинных носителей информации, стационарно устанавливаемых в корпус средств вычислительной техники
  • Форма журнала учета портативных вычислительных устройств, имеющих встроенные носители информации
  • Форма журнала учета приема/выдачи съемных машинных носителей информации
  • Форма журнала учета средств защиты информации
  • Форма журнала учета периодического тестирования средств защиты информации
  • Форма журнала проведения инструктажей по информационной безопасности
  • Форма журнала учета мероприятий по контролю обеспечения защиты информации
2. Раздел «Только ГИС» — небольшая подборка документов, которые необходимы для государственных или муниципальных информационных систем:
  • Приказ о необходимости защиты информации, содержащейся в государственной информационной системе
  • Приказ о необходимости защиты информации, содержащейся в муниципальной информационной системе
  • Приказ о классификации государственной информационной системы
  • Форма акта классификации государственной информационной системы
  • Приказ о вводе в эксплуатация государственной информационной системы
3. Раздел «ПДн» — документы по защите персональных данных, регламентированные 152-ФЗ и подзаконными актами:
  • Положение о защите и обработке персональных данных в составе:
  • — Общие положения
  • — Основные понятия и состав персональных данных
  • — Общие принципы обработки персональных данных
  • — Порядок сбора и хранения персональных данных
  • — Процедура получения персональных данных
  • — Передача персональных данных третьим лицам
  • — Трансграничная передача персональных данных
  • — Порядок уничтожения и блокирования персональных данных
  • — Защита персональных данных
  • — Согласие на обработку персональных данных
  • — Организация доступа работников к персональным данным субъектов
  • — Организация доступа субъекту персональных данных к его персональным данным
  • — Права и обязанности оператора персональных данных
  • — Права и обязанности работников, допущенных к обработке персональных данных
  • — Права субъекта персональных данных
  • — Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных
  • Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей
  • Приказ об утверждении перечня лиц, допущенных к обработке персональных данных
  • Форма перечня лиц, допущенных к обработке персональных данных
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Приказ об определении уровня защищенности персональных данных
  • Форма акта определения уровня защищенности персональных данных
  • Правила обработки персональных данных без использования средств автоматизации
  • Приказ о назначении комиссии по уничтожению документов, содержащих персональные данные
  • Форма акта уничтожения персональных данных
  • Приказ об утверждении мест хранения персональных данных и лицах, ответственных за соблюдение конфиденциальности персональных данных при их хранении
  • Форма согласия субъекта на обработку его персональных данных
  • Положение о системе видеонаблюдения
  • Форма соглашения о неразглашении персональных данных
  • Форма журнала учета обращений граждан-субъектов персональных данных о выполнении их законных прав
4. Раздел «СКЗИ» — документы, необходимые при использовании в системе защиты информации криптографических средств
  • Приказ о порядке хранения и эксплуатации средств криптографической защиты информации
  • Форма перечень сотрудников, допущенных к работе с СКЗИ
  • Инструкция по обеспечению безопасности эксплуатации СКЗИ
  • Форма акта об уничтожении криптографических ключей и ключевых документов
  • Схема организации криптографической защиты информации
5. Модель угроз безопасности информации

Просмотров: 845

gerb rayona mini

АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          20.05.2021                        п. Пограничный                                                       № 456

Об утверждении руководства по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам в Администрации Пограничного муниципального округа

Во исполнение Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в соответствии Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», Администрация Пограничного муниципального округа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. 1. Утвердить руководство по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам в Администрации Пограничного муниципального округа (Приложение 1).
  2. Работникам Администрации Пограничного муниципального округа и членам постоянно действующей технической комиссии (ПДТК) Администрации Пограничного муниципального округа в своей работе и работе с документами, содержащими конфиденциальную информацию руководствоваться настоящим руководством по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам
  3. Настоящее постановление разместить на сайте http://pogranichny.ru – официальном Интернет-сайте органа местного самоуправления Пограничного муниципального округа.
  4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы Администрации Белова В.Ю.

Глава муниципального округа — глава Администрации муниципального округа О.А. Алекандров

  • Требования ФСТЭК по защите информации
    • Меры по обеспечению информационной безопасности
    • Рекомендации по технической защите данных
  • Документы ФСТЭК по защите данных
  • Сертифицированные средства защиты ФСТЭК
    • Классы средств защиты данных
    • Госреестр средств защиты информации
    • Лицензирование деятельности по технической защите информации

ГК «Интегрус» помогает реализовать требования защиты информации ФСТЭК с учетом последних реальных моделей угроз. Сегодня информация является ценнейшим товаром, а множество массивов данных охраняются на законодательном уровне. На рынке информационной безопасности представлено большое количество программных и аппаратно-программных средств защиты данных (СЗИ) – отечественного и зарубежного производства.

Вопросы в области технической защиты информации в России регулирует Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Служба определяет классы защиты информации, разрабатывает рекомендации и требования по защите данных от несанкционированного доступа, проводит сертификацию средств по обеспечению безопасности сведений в информационных системах.  

Ведется государственный реестр сертифицированных средств защиты информации ФСТЭК России за № РОСС RU.0001.01БИ00. Также существует добровольная сертификация средств технической защиты информации, например, Certified by AM Test Lab, сертификатами которых отмечены такие продукты как Kaspersky Industrial CyberSecurity for Networks, Solar Dozor UBA, Indeed PAM, DLP-система СёрчИнформ КИБ и многие другие.

Требования ФСТЭК по защите информации

Документация государственного регулирования устанавливает минимальные требования защиты от несанкционированного доступа к данным. Для противодействия киберугрозам ФСТЭК регулярно обновляет базу уязвимостей, вносит новые рекомендации в аттестацию, сертификацию оборудования, программного обеспечения.

Выполнение требований регулятора по технической защите информации обязательно при:

  • оказании услуг информационной безопасности (ТЗКИ, СКЗИ);
  • проведении работ по обеспечению государственной и банковской тайн;
  • выполнении обязанностей оператора персональных данных (ПНд);
  • передаче информации посредством сети Интернет.

Когда требуется выполнять требования регулятора по технической защите информации

Требования ФСТЭК по технической защите информации распространяются на:

  • программное обеспечения и оборудование;
  • внешние носители;
  • средства связи и шифровки/дешифровки данных;
  • операционные системы;
  • прочие технические средства хранения, обработки, передачи сведений;
  • персональные данные;
  • специалистов по обеспечению информационной безопасности.

Так, в состав мер по защите персональных данных согласно требованиям ФСТЭК входят:

  • использование системы идентификации и аутентификации (авторизации) субъектов, имеющих доступ к ПНд, и объектов ПНд;
  • возможность ограничения и управления правами доступа к персональной информации;
  • физическая и программная защита носителей информации;
  • регистрация событий безопасности и ведение их журнала;
  • применение средств антивирусной защиты;
  • регулярный контроль защищенности ПНд;
  • обнаружение и предотвращение вторжений, несанкционированного доступа;
  • обеспечение доступности хранимых сведений, их и информационной системы, базы данных доступности;
  • соблюдение требований по защите среды виртуализации, технических средств, информационной системы (ИС), ее средств, каналов и линий связи и передачи данных.

Также требованиями ФСТЭК России по защите персональных данных предусмотрено наличие возможности управления конфигурацией ИС, своевременного выявления инцидентов, способных привести к сбоям в работе ИС, возникновению угроз безопасности ПНд.

Требования ФСТЭК к специалистам по защите информации включают в себя понимание:

  • основных законодательных и нормативных актов в области информационной безопасности и защиты персональных данных;
  • в области сертификации средств защиты информации;
  • о государственной системе противодействия иностранным техническим разведкам.

К профессиональным знаниям специалистов относится:

  • подготовка в части работы с каналами и линиями связи (предотвращение утечки информации);
  • ориентация в сфере комплексных СЗИ;
  • понимание основ методологии построения СЗИ;
  • умение работать со средствами контроля защищенности баз данных (БД) и т.д.

С полным перечнем требований к профессиональной подготовке специалистов в сфере защиты информации можно ознакомиться здесь.

Требования ФСТЭК по защите конфиденциальной информации направлены на исключение неправомерного доступа, копирования, передачи или распространения сведений. Для обеспечения требований по безопасности конфиденциальной информации проводится оценка возможных уязвимостей ИС для внешних и внутренних нарушителей, возможных средств реализации этих уязвимостей.

Меры по защите информации ФСТЭК

Меры защиты информации в информационных системах согласно требованиям ФСТЭК должны обеспечивать необходимый уровень безопасности при взаимодействии защищаемых ИС с другими ИС, при обработке и хранении информации. При этом предлагаемые на этапе проектирования меры должны быть реализуемы в конкретной ИС.

Методы и средства технической защиты информации подбираются с учетом структуры СЗИ, состава и мест размещения ее элементов. Если защищаемая ИС проектируется в составе центра обработки данных (ЦОД) рекомендуется использовать уже имеющиеся в ЦОД средства, меры защиты данных.

Выстраивание защиты в государственных информационных системах (ГИС) предполагает ряд нюансов:

  1. К работе допускаются только компании, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  2. Требования по охране данных и информации базируются на ряде ГОСТов.
  3. Структурирование классов защиты информации для государственных учреждений – жесткое (всего три класса из семи возможных, используемых в работе частных операторов персональных данных).
  4. Модели угроз основываются на документах и баз ФСТЭК.

Организационные мероприятия предотвращают неправомерные:

  • доступ, хищение и распространение закрытых данных;
  • уничтожение/изменение целостности данных;
  • препятствие получению информации, нарушающее права пользователей.
  • Важное значение имеет разработка пакета организационных и распорядительных документов для:
  • регламентации процесса безопасности хранения данных;
  • порядка выявления инцидентов безопасности;
  • регламентации управления конфигурированием информационных систем по защите данных;
  • установления методов мониторинга информсистем.

Существует регламентация разработки систем и введения их в эксплуатацию, разграничения уровней доступности, проведения проверок и анализ реакций, ответственных за организацию защиты специалистов. Лишь после проведения совокупности мероприятий информационная система аттестуется, вводясь в эксплуатацию.

Технические меры защиты обязывают госструктуры использовать сертифицированные средства, соответствующие классу защиты с функциями:

  • идентификации, аутентификации;
  • управления доступом к данным с возможностью контроля;
  • ограничений по использованию программ;
  • защиты всех информационных носителей;
  • ведение регистрационного учета инцидентов в сфере безопасности;
  • отслеживания вторжений извне;
  • обеспечения целостности находящейся на хранении и обрабатываемой информации;
  • защиты в облачной среде.

Для частных компаний это допустимо с более урезанным функционалом, используемым при обработке массива персональных данных.

Оставьте заявку на консультацию

Рекомендации ФСТЭК по защите информации

Методические рекомендации ФСТЭК по защите данных предусматривают использование:

  • межсетевых экранов, фильтрующих информацию по установленным критериям;
  • средств, направленных на обнаружение, нейтрализацию и анализ вторжений;
  • антивирусных программ, выявляющих, блокирующих и нейтрализующих несанкционированные действия;
  • доверенной загрузки;
  • контроля за съемными носителями.

ФСТЭК рекомендует использовать такие методы по защите информации как контроль доступа к носителям данных и ИС (физический, аппаратный, программный и т.д.), шифрование передаваемых сведений.

Методические документы и приказы ФСТЭК по защите информации

Существует огромный перечень подзаконных актов и документов, определяющих порядок организации информационной защиты и позволяющих эффективно применять разработанную систему информационной безопасности.

Так, положения о защите технической информации разрабатываются организациями самостоятельно. Отдельные положения выносятся местными органами власти. ФСТЭК выпускает приказы, уточняющие требования в сфере защиты информации, например, Приказ ФСТЭК России от 23 марта 2017 г. N 49, от 15 февраля 2017 г. N 27 и т.д. – полный перечень документов ФСТЭК по технической защите информации можно уточнить здесь. Детальнее:

  1. Приказы ФСТЭК по защите информации;
  2. Положение ФСТЭК о защите информации;
  3. Документы ФСТЭК по защите персональных данных базируются на Федеральном законе о персональных данных;
  4. Одним из основных документов для операторов является положение о лицензировании технической защиты конфиденциальной информации.
  5. Методические рекомендации и руководящие документов по технической защите информации.

Техническая защита информации затрагивает вопросы сбора, обработки, передачи, хранения, распространения информации с соответствующим классу защищенности обеспечением ее безопасности на предприятиях. Система документов по технической защите информации строится на основополагающих элементах:

  • федеральное законодательство;
  • распоряжения и указы Президента РФ;
  • постановления правительства РФ;
  • документация ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора;
  • общероссийские стандарты;
  • документы руководящие, нормативно-методические.

Документы ФСТЭК по технической защите информации ложатся в основу проектирования и исполнения информсистем, защищенных от проникновения на любых уровнях. Вся документация размещается по мере обновления на официальном сайте и является обязательной к исполнению.

В нормативных руководящих документах ФСТЭК по защите информации содержатся принципы разноуровневой защиты по шкале важности сведений, степени конфиденциальности, предписаний по оценке защищенности от несанкционированных действий злоумышленников, регламенты работ для сотрудников сферы защиты данных.

Сертифицированные средства защиты ФСТЭК

Функции ФСТЭК в области сертификации средств защиты информации заключаются в:

  • создании системы сертификации средств защиты информации в соответствии с требованиям по обеспечению информационной безопасности;
  • формировании правил проведения сертификации средств защиты данных;
  • аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и разработке правил аккредитации;
  • выборе способов подтверждения соответствия СЗИ требования нормативных документов;
  • выдаче сертификатов и лицензий на использование знаков соответствия;
  • ведении государственного реестра участников сертификации и реестра сертифицированных средств защиты информации;
  • осуществлении государственного надзора над соблюдением участниками правил сертификации, инспекционного контроля – над сертифицированными средствами защиты;
  • рассмотрении апелляций по вопросам сертификации;
  • утверждении нормативных документов с требованиями к средствам и системам защиты информации, методических документов по проведению испытаний.

Также ФСТЭК исполняет функции центрального органа системы сертификации средств защиты информации (либо может делегировать их другой организации по необходимости). ФСТЭК может приостанавливать или отменять действие сертификатов.

Система сертификации средств защиты информации ФСТЭК включает в себя органы по сертификации (работающие с определенными видом продукции), испытательные лаборатории. В структуру системы сертификации ФСТЭК также входят заявители (предприятия, организации, компании) и центральный орган, в роли которой выступает сама ФСТЭК.

Классы средств защиты информации ФСТЭК

Регулятор выделил семь классов защищенности, где первый класс соответствует наивысшей степени защиты, а седьмой (для госструктур – третий) является низшей. Комплекс требований по защите средств вычислительной техники и автоматизированных систем формируют градацию классов.

Сертификаты соответствия ФСТЭК России на средства защиты информации подтверждают, что организация соответствует действующим нормативно-правовым актам РФ и имеет высокий уровень защищенности от кибер-угроз. Выбор оптимального защитного средства зависит напрямую от класса системы. В ситуациях значительного превышения стоимости программного обеспечения нужного класса допустимо, согласовав с территориальным органом ФСТЭК, устанавливать иные средства защиты.

Госреестр средств защиты информации ФСТЭК России

Государственный реестр сертифицированных средств защиты информации ФСТЭК постоянно обновляется, находясь в открытом доступе. В нем содержится информация об аккредитациях, сертификатах (в т.ч. двойного назначения), лицензиях, разрешениях. Программы и средства информационной защиты в обязательном порядке проходят обязательную регистрацию, с занесением в реестр и выдачей сертификата.

Лицензирование деятельности по технической защите информации ФСТЭК

Лицензия ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации включает средства информационной защиты, их установку и эксплуатацию. Выдача предприятию лицензии для работы с конфиденциальными сведениями и по оказанию телематических услуг означает корректную работу системы безопасности данных на основе рекомендаций, требований, положений и приказов ФСТЭК.

Отказ от получения допуска чреват жесткими проверками с возможной приостановкой работы, отзывом разрешительных документов и административным наказанием.

Виды лицензий, связанных с деятельностью:

  • по предотвращению утечек по различным каналам, бесконтрольного проникновения, видоизменения информации как в системах, так и помещениях, где они размещаются;
  • на услуги мониторинга информбезопасности, аттестации на соответствие требованиям защиты информации, проектирования систем информатизации в защищаемых помещениях, монтажа, отладки, проведению испытаний и ремонтных работ;
  • на разработку и производство средств безопасности;
  • на выстраивание мероприятий по сохранности гостайны.

При оформлении лицензии используются только некриптографические методы.

Срок оформления лицензии составляет 30 дней, хотя зачастую готовое разрешение удается получить только спустя два месяца. Действие лицензии бессрочное.

Присоединяйтесь к нам, чтобы каждую неделю получать полезные и рабочие материалы для улучшения вашего бизнеса.

Кейсы и стратегии от экспертов рынка.

Присоединяйтесь к нам, чтобы каждую неделю получать полезные и рабочие материалы для улучшения вашего бизнеса.

Кейсы и стратегии от экспертов рынка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Телазол 100 инструкция по применению цена
  • Axios руководство на русском
  • Пандора dx90 инструкция по эксплуатации на русском
  • Кто осуществляет руководство деятельностью фстэк россии
  • Порядок получения лицензии на охотничье оружие через госуслуги пошаговая инструкция