Типы классного руководства что это

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.
Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.

Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика.
Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми.
Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.

СИСТЕМА И ВАРИАТИВНОСТЬ

В национальном проекте «Образование» особо подчеркнута роль классного руководителя в системе образования. Управленцы от образования, работающие с нацпроектом, ждут от классных педагогов улучшенных результатов (ведь повысили оплату их труда!). Однако, по мнению большинства педагогов-практиков, за известную тысячу рублей (точнее, 870) качество воспитательной работы автоматически не повысится.
На наш взгляд, первыми шагами, обеспечивающими эффективную, успешную работу классного руководителя, будут шаги, сделанные администрацией и классным руководителем вместе. От администрации школы требуется разработка внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последовательная реализация (на основе согласования интересов администрации и классных руководителей).
Классному же руководителю необходимо привести свою воспитательную работу в систему, то есть перейти с уровня воспитательной работы на уровень системы воспитательной работы. Как это понять?
Уровень бессистемной воспитательной работы – это проведение в классе отдельных воспитательных дел, мероприятий, акций, организационно и логически не связанных друг с другом.
Уровень системы воспитательной работы – это наличие связанных друг с другом внеучебных дел, мероприятий, акций, программ, ориентированных на определенные цели воспитания.
Но результат нашего анализа деятельности успешных классных руководителей и анализ трех областных конкурсов Ульяновской области «Самый клас­сный классный» 2004, 2006, 2007 годов показали, что деятельность классного руководителя становится эффективной, если реализуется еще одно условие. Его работа должна стать вариативной.
Что значит вариативная? Это означает, что сам классный руководитель выберет приоритетные линии своих усилий, так сказать, «линию главного удара» в соответствии со своими склонностями, возможностями и особенностями школьников.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас­-
сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель.
Что же эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основной интерес такого классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу.
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят.
Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций.
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности.
Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы.
Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.

Классный руководитель-психолог

Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении.
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В.Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе.
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне?
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.
Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.
Необходимые педагогические умения классного психолога – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный руководитель – социальный организатор

Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский.
Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:
● в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;
● в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел;
● в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями.
Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона.
Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту.
На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать.
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы.
Качества такого класса проявляются:
● в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности;
● в степени овладения ими способами организации данной деятельности;
● в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта;
● в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.
Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель

Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.
Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.
Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия.
Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.
В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.

Конечно, описанные классные руководители в чистом виде не встречаются. Но наш опыт совместной работы с успешными педагогами показывает, что большинство из них продуманно или стихийно, интуитивно выбирают в своей деятельности ту или иную линию из перечисленных.

Сейчас имеется
несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник,
одновременно выполняющий функции
классного руководителя;

– классный
руководитель, преподающий отдельную
школьную дисциплину, то есть имеющий
минимальную учебную нагрузку. Их также
называют классными дамами, кураторами
(лат.: попечитель, лицо, которому поручено
наблюдение за какой-либо работой);

– классный
руководитель, выполняющий только
воспитательные функции (освобожденный
классный руководитель);

– в некоторых
учебных заведениях введена должность
классного наставника (вариант должности
освобожденного классного руководителя),
а также тьютера (лат.: защитник, покровитель,
опекун). Тьютер может иметь минимальную
учебную нагрузку.

В последнее время
классного руководителя все чаще именуют
классным воспитателем.

Функции, права и
обязанности классного руководителя
при всех версиях названия этой должности
примерно одинаковы.

Поскольку
деятельность школы регламентируется
ее Уставом, то деятельность классного
руководителя тоже основывается на этом
документе.

3 Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности
классного руководителя – создание
условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.

Задачи
деятельности классного руководителя:

– формирование
и развитие коллектива класса;

– создание
благоприятных психолого-педагогических
условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося,
сохранения неповторимости и раскрытия
его потенциальных способностей;

– формирование
здорового образа жизни;

– организация
системы отношений через разнообразные
формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;

– защита прав и
интересов обучающихся;

– организация
системной работы с обучающимися в
классе;

– гуманизация
отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими
работниками;

– формирование
у обучающихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров;

– организация
социально-значимой творческой деятельности
обучающихся.

4 Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель
выполняет несколько функций:


аналитико-прогнастическую;


организационно-координирующую;

– коммуникативную;

– контрольную.

Аналитико-прогнастическая
функция
включает в себя:

– изучение и
анализ индивидуальных особенностей
учащихся с помощью психолога (как
правило, определяется тип личности,
темперамент, акцентуация характера).
Перед поступлением в 1 класс дети проходят
тесты на выявление готовности к учебе
и особенностей интеллектуальной
деятельности. Тестирование проводит
психолог, школьный или специально
приглашенный;

– изучение и
анализ коллектива учащихся в его
развитии. Основой для этого служит
беседа руководителей классов звена с
учителями начальной школы, а руководителей
X-XI классов
– с классными руководителями средней
школы. В результате педагоги получают
первоначальные сведения о коллективе
и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений
в коллективе класса лучше поручить
психологу, который составит психологическую
карту коллектива. Классный руководитель
сам может организовать эту работу через
наблюдение, беседы с учащимися, проведение
специальных анкет, анализ творческих
работ учащихся (например, сочинение
«Наш класс»);

– анализ и оценка
семейного воспитания учащихся; такие
данные есть у психолога, социального
педагога. Если семья «неблагополучная»,
то сведения о ней есть и у администрации
школы;

– анализ уровня
воспитанности коллектива и личности.
Выводы об уровне воспитанности коллектива
и личности нужно делать с привлечением
всех учителей данного класса, чтобы они
(выводы) были максимально объективными.

Для успешной
работы классный руководитель должен
уметь выявить воспитательный результат,
оценить его с учетом оценки результата,
корректировать профессиональную
деятельность. Выявить и оценивать
результат надо через определенные
промежутки времени: в начальной и средней
школе – в конце каждой четверти, в
старшей – через полгода. Подводить
итоги и корректировать деятельность –
личную и учителей класса – надо с помощью
психолога и педагогов, ранее работавших
в данном классе.

Организационно-координирующая
функция
предполагает:

– установление
контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание
им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного
образования);

– проведение
консультаций, бесед с родителями
обучающихся;

– организацию
внеурочной деятельности детей (проведение
различных мероприятий);

– работу с учителями
данного класса, психологом, социальным
педагогом, руководителями кружков,
спортивных секций, для учителей начальной
школы и V-VI
(VII) классов – с воспитателями
группы продленного дня;

– организацию в
классе образовательного процесса,
оптимального для развития положительного
потенциала личности обучающихся в
рамках деятельности общешкольного
коллектива;

– организацию
воспитательной работы с обучающимися
через проведение «малых педсоветов»,
педагогических консилиумов, тематических
и других мероприятий;

– стимулирование
и учет разнообразной деятельности
обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;


индивидуально-педагогическую работу
с каждым учащимся и коллективом в целом
с учетом данных психолога, социального
работника и личных наблюдений;

– ведение
документации (классный журнал, личные
дела обучающихся, план работы классного
руководителя).

Коммуникативная
функция
заключается:

– в формировании
позитивных взаимоотношений между
детьми, в управлении взаимоотношениями
в классе;

– в формировании
оптимальных отношений в системе
«учитель-ученик». Здесь классный
руководитель выступает как посредник
в случае возникновения конфликта.
Конфликты между учителями и учащимися
бывают затяжными, когда обе стороны
длительное время не могут прийти к
соглашению. Тогда классному руководителю
нужно предложить третье решение, хотя
бы в минимальной степени устраивающее
обе стороны;

– в обучении
школьников установлению положительных
взаимоотношений с людьми;

– в содействии
общему благоприятному психологическому
климату в коллективе класса;

– в оказании
помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств.

Контрольные
функции
предполагают:

– контроль за
успеваемостью и посещаемостью каждого
обучающегося;

– контроль за
посещаемостью учебных занятий
обучающимися.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

2. Типы классных руководителей

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас­сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель-социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. 
Что же эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основной интерес такого классного руководителя  – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу. 
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят. 
Основная забота классного руководителя-организатора  – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций. 
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности. Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы. Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд). Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты  – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое). 
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят. 
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.

Классный руководитель-психолог

Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении. 
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В. Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе. 
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне?
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу. 
Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.
Необходимые педагогические умения классного психолога  – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный руководитель – социальный организатор

Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А. Н. Тубельский. 
Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:
● в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;
● в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел; 
● в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями. 
Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона. 
Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту. На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать. 
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы. 
Качества такого класса проявляются:
● в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности; 
● в степени овладения ими способами организации данной деятельности; 
● в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта; 
● в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.
Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель

Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав. 
Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса. 
Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия. Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.
В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.

Просмотр содержимого документа

«Презентация по педагогике: «Типы классных руководителей»»

Влияние типа классного руководителя

на стиль его работы.

Сколотнева
Е.И., учитель технологии,

классный
руководитель

ГБОУ СОШ
№ 200 Санкт-Петербург

Эффективность
деятельности классного руководителя зависит, в первую очередь, от личности
самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль
отношений с воспитанниками, систему педагогических приёмов и способов его
взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя
с учениками; от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им
основных социально-психологических феноменов класса.

В
качестве условий эффективности деятельности классного руководителя
рассматриваются также степень его включённости в жизнь класса (участие в
разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с
учащимися); адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня
восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива,
специфики внутриколлективных отношений) и о себе (соответствие своего
восприятия себя как классного руководителя с восприятием учащихся).

Существуют
разные виды классификации учителей и классных руководителей в том числе:

        
по
стилям деятельности (авторитарный, демократический, либеральный);

        
по
стилям общения (заигрывание, устрашение, дистанция, диалог, на основе
дружеского расположения, на основе увлечённости совместной деятельностью);

        
по
коммуникативным позициям («над», «наравне», «под»);

        
по
профессиональной направленности (организатор, предметник, предметник-организатор,
коммуникатор, интеллигент);

        
по
типам классного руководителя (борец, чиновник, романтик, методист, случайный).

Успех
деятельности классного руководителя зависит от успеха его общения с
воспитанниками.

Классному
руководителю важно выбрать правильную позицию в общении с воспитанниками. Есть
несколько вариантов:

1.    
В®¬в

Воспитатель
и воспитанник в своём общении, в деятельности исходят из того, что они
равноправные, равноценные партнёры и в своём взаимодействии они идут навстречу
друг другу. Результат, скорее всего, положительный.

2.    
¬Вв®

В
отличие от первого варианта действия участников общения прямо противоположны.
Результат или отрицательный, или нулевой.

3.    
В

в

Превосходство
воспитателя, но всё же участники стремятся навстречу друг другу и это позволяет
говорить о сосуществовании реальной предпосылки получения положительного
результата. Вместе с тем, результат может быть и нулевым, и отрицательным.

4.    
в

В

Деятельность
классного руководителя подчинена интересам, желаниям, многочисленным «хочу»
воспитанника. Есть угроза того, что воспитанники могут привыкнуть к этому,
довести свои требования до абсолюта и начнут противиться другим подходам.
Результат может быть различным.

5.    
в®В®

Оба
участника находятся в движении, в развитии. Главное, чтобы воспитатель не слишком
отрывался от своих воспитанников, и чтобы движение было основано на взаимном
интересе. Тогда возможен положительный результат.

6.    
В®в®

Вопрос
в том, куда могут увести классного руководителя его подопечные. Результат может
быть любым.

7.    
В®

в®

Воспитатель
и воспитанники идут вместе, объединённые общими интересами, задачами. Они
уважают и дополняют друг друга. Результат положительный.

Наиболее
эффективными являются варианты №1 и № 7.

Любой
из семи вариантов может быть двух разновидностей: когда движение отсутствует у
обоих субъектов и когда один из субъектов находится в движении, а другой – нет.
При этом деятельностные поля воспитанника и классного руководителя могут:

совсем
не пересекаться;

иметь
единичные точки соприкосновения;

пересекаться;

пересекаться,
давая положительный результат, формируя соответствующие отношения;

пересекаться,
давая отрицательный результат, порождая противоречия и конфликты.

В
своём общении с классом классный руководитель склоняется к тем приёмам работы,
которые характерны для того типа классного руководителя, к которому принадлежит
воспитатель.

Если
классный руководитель может определить свою принадлежность к одному или
нескольким из этих типов, он сможет подкорректировать свою работу, обратив
внимание на положительные и отрицательные моменты каждого присущего ему типа.
Если при этом учащиеся принимают своего классного руководителя как
представителя другого типа, необходимо задуматься, почему происходит такое
расхождение. И опять-таки принять необходимые меры.

Ведь
если классный руководитель не замечает своих ошибок и упорно продолжает
придерживаться своих приёмов работы, это может вызвать отчуждение между ним и
классным коллективом, что скажется на результатах работы коллектива, его
психологическом климате.

Работа
по определению типа классного руководителя состоит из 2-х частей:

        
анкетирование
классного руководителя;

        
анкетирование
учащихся.

Это
позволяет более объективно определить тип классного руководителя. С одной
стороны идёт самоопределение, с другой – классный руководитель может узнать,
каким его видят его воспитанники. Таким образом можно выявить соответствие или
несоответствие этих двух оценок. В случае несоответствия, сравнив ответы
учащихся и классного руководителя, можно увидеть те позиции, по которым идёт
разногласие, и принять меры по выравниванию ситуации.

Анкетирование
учащихся может провести сам классный руководитель на классном часе или любой
другой учитель, администратор, работник службы психологического сопровождения.
Анкеты должны быть анонимные для получения более объективных ответов. Вопросы
можно зачитывать или выдать учащимся вместе с бланком ответов.

Анкетирование классного руководителя может быть
проведено на методических объединениях, педагогических совещаниях, педагогических
советах. При желании классный руководитель может ответить на вопросы анкеты
дома.

Каковы же характеристики различных типов
классных руководителей?

Тип
1 – «Борец»

Умеете на себя нагнать такого, что
самой становится жутко, любите рассуждать о благородстве, постоянно негодуете,
требуете, бьётесь, воюете. Выйдя за стены школы, успокаиваетесь и обо всём
забываете. Любите искать и находить в детях недостатки, постоянно призываете
быть совестливыми, тактичными, но всё, что происходит в классе, обсуждаете при всех.
Задыхаетесь от бесконечной череды уроков, различных нагрузок, постоянно и всем
жалуетесь на усталость и тратите на это времени больше, чем на саму работу. Всё
делаете быстро, решительно, скороговоркой, ничего и никого не помните, всё
гиперболизируете до крайности. Если что-то нужно сделать, где-то выступить,
написать отчёт или подготовиться к докладу, запугиваете себя и детей, родителей
и коллег, но делаете всё в последнюю минуту. Любите плакать, любите, чтобы вас
жалели, взбалмошны и одиноки. Имеете в классе любимых учеников, актив загоняете
до состояния взмыленности. Ученики вас не любят, но требования скрипя зубами
выполняют. Ваш класс обычно дисциплинирован, принимает участие во всех
необходимых школьных делах. Как и чем занимаются после школы ваши ученики,
каковы их интересы, устремления никто не знает. Иногда они преподносят школе
такие жуткие сюрпризы, что ужас охватывает, и тогда вы на каждом углу
причитаете: «Работаешь, работаешь и никакой благодарности, им бы только пить,
гулять, колоться и воровать!»

Тип 2 – «Чиновник»

Проводите бесконечные собеседования, опросы,
анкетирования, строите графики, вычерчиваете экспоненты, считаете проценты.
Стараетесь не подходить к детям, пишите анализы, планы, программы, читаете
умные книги, успешно выступаете на педагогических собраниях. Ученики живут сами
по себе, вы сами по себе. Если необходимо о чём-то спросить или попросить
учащихся, вы испытываете настоящие муки. Всегда стараетесь, если это возможно,
сделать всё за детей сами. Ученики относятся к вам терпимо, тем более что вы
мало кого знаете, не лезете к ним с расспросами, откровенностями и нотациями.
Как наказывать учеников не знаете и если это необходимо сделать, у вас начинают
«болеть зубы». Дома вы обычно тяжело вздыхаете, молча ругаете свою долю и жалеете,
что не пошли в аспирантуру – а ведь предлагали. Ученики не делают вам гадостей
и даже стараются помочь.

Тип 3 – «Романтик»

Вы полны
идей, предложений, планов, вариантов; всегда в поиске, вечно спешите на
репетиции, на праздники, вечно в восторге. На уроках постоянно отрываете время
от предмета, чтобы обсудить животрепещущие, наболевшие вопросы. Всех любите,
всех прощаете. Часто приносите сувениры и подарки, сочиняете стихи, любите с
учениками петь, ходить в походы, участвовать в любых конкурсах. Крикливы, но
отходчивы, ничего не помните умом, но всё помните сердцем. Любите хвалить и
делаете это так вкусно и замечательно, что дети помнят ваши похвалы всю жизнь.
Темпераментны, влюбчивы, опрометчивы, не дипломатичны, но хватает какой-то
внутренней интеллигентности. Шутите вместе с детьми, но никогда не иронизируете
в их адрес. Любите шутить над собой и громче всех смеётесь над своими
недостатками, всегда первой приходите на помощь и не кричите об этом на каждом
углу. Любите путешествовать, самозабвенно преданы в дружбе, если что-то узнаете
новое, интересное, спешите сообщить об этом всему свету, часами висите на
телефоне. Иногда от усталости не можете пошевелить пальцем, можете задремать на
педагогическом собрании, но стоит вам услышать что-то интересное, взрываетесь и
готовы опять лететь, спешить, воевать.

Тип 4 – «Методист»

Выполняете все требования, все пункты плана,
ведёте педагогический дневник, отслеживаете все положительные изменения в
характере и поступках детей. Очень серьёзны и обстоятельны, со всеми
поддерживаете ровные доброжелательные отношения. Постоянно общаетесь с
родителями и рассказываете им об их собственных детях много замечательного.
Родители вас любят и часто приглашают в гости по-простому посидеть, попить
чайку, поговорить о жизни. Дети вследствие общения с вами становятся собраннее,
строже, исполнительнее. Ничего не делаете с налёту, сначала всё тщательно
обдумываете, затем долго шушукаетесь с каждым учеником в отдельности и,
наконец, когда уверены, что черновая работа закончена, как хороший конструктор,
приступаете к окончательной сборке. Ругаете детей уважительно и необидно,
всегда оставляя открытой дверь для исправления, ругаете за ошибки, никогда не
переходя на личность. Если ученики что-то предлагают или о чём-нибудь просят, тщательно
всё с ними обсудите, подведёте к разумному и полезному решению и добьётесь
выполнения. Если что-либо поручаете ученикам, обязательно всё объясните,
поддержите, будете постоянно наблюдать за исполнением и обязательно
поблагодарите. Собираете и коллекционируете детские творческие работы,
фотографии, записки, открытки, письма, с удовольствием показываете их новым и
старым ученикам, подписываете даты.

Тип 5 – «Случайный»

С ужасом
думаете, что опять что-нибудь может случиться, ничего не понимаете в детях, в
воспитании. Всегда норовите после уроков побыстрее исчезнуть из школы.
Сошлётесь на любые обстоятельства, но постараетесь не попасть на заседание
методобъединения. К детям, их проблемам и нуждам безразличны, планы
переписываете у коллег или сдаёте прошлогодние. Дежурным образом проводите
дежурные мероприятия, обижаетесь, когда родители и дети на праздники приносят
вам не те цветы и подарки, на которые вы рассчитывали. На родительских
собраниях холодным металлическим голосом сообщаете о реальных и мнимых
прегрешениях детей. В глазах одна единственная просьба: «Да отстаньте вы все от
меня». Под любым соусом запрещаете детям различные детские увеселения, не
ходите с ними на экскурсии и в походы (сбрасываете это на коллег или
родителей). Высасываете из пальца какие-либо деятельности, участие учеников в
каких-нибудь событиях. Всегда готовы отказаться от классного руководства.
Достаточно хорошо одеваетесь, читаете только модные книжки, на уроках холодны и
безразличны, считаете себя достаточно хорошим педагогом, которого недооценивает
эта средняя школа.

Что делать…

Если Вы — «Борец»:

Не ищите в
детях всё время недостатки: в них много и хорошего. Вы сами когда-то были
ребёнком, и не всё в вас вызывало восторг у учителей и родителей. Не жалуйтесь
всем и на всё: к жалобам привыкнут и перестанут сочувствовать, жалеть и
помогать. Если груз Ваших обязанностей слишком тяжел для Вас, откажитесь от части
из них. Не запугивайте себя и детей предстоящими мероприятиями: лучше всё
заранее постараться спланировать и что можно сделать до наступления последнего
срока. Не преувеличивайте вещи. Не обсуждайте провинившихся при всех, особенно
если Вы призываете их быть тактичными: постарайтесь сами следовать тому, что
говорите. Больше интересуйтесь тем, чем живут Ваши ученики, тогда они меньше
преподнесут Вам сюрпризов. Постарайтесь относиться к ученикам ровно, не выделяя
кого-то, и не нагружайте постоянно одних и тех же, в классе хватит поручений на
всех. И не пытайтесь участвовать с классом во всех проводимых в школе
мероприятиях: это не вызывает восторга у детей, особенно, если они этого не
хотят, дайте им немного отдохнуть, да и себе тоже. После передышки они с новыми
силами возьмутся за любое дело.

Если Вы — «Чиновник»:

Обратитесь за помощью к коллегам. Они подскажут и как
наказать ученика, и как к нему подойти. Постарайтесь уменьшить свою
«бюрократическую» работу: графики и проценты – это хорошо, но всё хорошо в
меру. Поинтересуйтесь у детей, каковы их интересы, чем они живут? Дайте
ученикам больше свободы: поручайте им некоторые дела, назначайте ответственных
(даже по несколько человек на одно дело). Если Вы так любите проводить
анкетирования, вычерчивать экспоненты – привлеките к этому детей. Может быть,
Вы с ними лучше поймёте друг друга и найдёте себе опору. Поставьте себя на
место детей – у них тоже хватает проблем и огорчений, не стоит вздыхать из-за
того, что не всё получается так, как хотелось бы. Если уж совсем тяжело –
подумайте, может быть не стоит работать с детьми? Может быть лучше найти себе
работу по душе: с проведением собеседований, анализом программ и т.д.?

Если Вы — «Романтик»:

Умерьте
немного свой пыл и деятельность. Всё равно во все места сразу не успеете. Не
отрывайте время на уроке от предмета. Все животрепещущие вопросы можно обсудить
и решить на классном часе, после уроков, на перемене. Знания по Вашему предмету
станут только лучше. Излишняя крикливость не красит человека, даже если он быстро
отходит. Телефон – не лучший способ общения, висеть на нём часами тяжело если
не для Вас, то может быть, для Вашего собеседника. Подумайте об этом, лучше
пообщаться в живую. Постарайтесь лучше планировать свою работу, составьте
график выполнения дел. Давайте себе время на отдых. Остановитесь, отдышитесь,
посмотрите, что мир прекрасен.

Если Вы — «Методист»:

По-моему,
как классный руководитель Вы — само совершенство. Вам трудно что-то
рекомендовать. Попробуйте быть чуть менее серьёзным и обстоятельным, дайте
место неожиданностям и сюрпризам — ведь жизнь полна мимолётных радостей и
непредсказуема. Всё предусмотреть, распланировать и проконтролировать
невозможно. Постараётесь иногда чувствовать себя ребёнком и радоваться как
ребёнок. Давайте детям чуть больше свободы в принятии ими решений и
планировании работы.

Если Вы — «Случайный»:

Задумайтесь,
а стоит ли Вам работать с детьми? Если Вы всё-таки решите, что стоит,
постарайтесь взглянуть на детей по-другому. Не ищите в них только отрицательные
черты. Вспомните, что сами были когда-то ребёнком, вспомните, чем Вам нравилось
заниматься. Спросите у детей, что бы им хотелось сделать или организовать,
выберите себе помощников, кто бы взялся за выполнение части работы. Попросите
помощи у родителей в проведении праздников и мероприятий, дайте возможность
детям проявить инициативу. Пусть всё сразу не получится, но дети пойдут Вам на
встречу, да и родители помогут. Если Вы не хотите сами проводить экскурсии,
попробуйте присоединиться к другим учителям, может Вам понравится. Это касается
и мероприятий, которые можно провести в паре с кем-то. И будьте чуть мягче и
ласковее. Холодный и металлический голос не всегда оправдан. Не ждите на каждом
шагу неприятностей, всё не так плохо, как Вы думаете.

Анкета для классного
руководителя

«Какой
я классный руководитель?»

Задание: Прочитайте вопросы и ответьте на них:
за каждый ответ «да» поставьте себе 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. Ответы
запишите в таблицу.

1.    
Вы любите рассуждать о благородстве, постоянно
негодуете, требуете, бьётесь, воюете.

2.    
Всё стараетесь сделать за детей сами.

3.    
Вы полны идей, предложений, всегда в поиске, вечно
спешите на праздники, репетиции, вечно в восторге.

4.    
Выполняете все требования, все пункты плана, ведёте
педагогический дневник.

5.    
Ничего не понимаете в детях, в воспитании, после
уроков стараетесь побыстрее уйти из школы.

6.    
Любите искать в детях недостатки.

7.    
Дома тяжело вздыхаете, молча ругаете свою долю и
жалеете, что не пошли в аспирантуру.

8.    
На уроках постоянно отрываете время от предмета,
чтобы обсудить животрепещущие, наболевшие вопросы.

9.    
Отслеживаете все положительные изменения в
характере и поступках детей.

10.
К детям, их проблемам и нуждам безразличны, планы
переписываете у коллег или сдаёте прошлогодние.

11.
Всё, что происходит в классе, обсуждаете при всех.

12.
Мало кого знаете из учеников, не лезете к ним с
расспросами, откровенностями и нотациями.

13.
Всех любите, всех прощаете, любите хвалить и
делаете это так, что дети помнят ваши похвалы всю жизнь.

14.
Очень серьёзны и обстоятельны, со всеми
поддерживаете ровные доброжелательные отношения.

15.
Обижаетесь, когда родители и дети на праздники
приносят не те цветы и подарки, на которые вы рассчитывали.

16.
Всё делаете решительно, быстро, скороговоркой.

17.
Не знаете, как наказывать учеников; если это
необходимо – у вас начинают «болеть зубы».

18.
Часто приносите сувениры и подарки, сочиняете
стихи, любите с учениками петь, ходить в походы, участвовать в любых конкурсах.

19.
Постоянно общаетесь с родителями, рассказываете им
об их собственных детях много замечательного.

20.
На уроках холодны и безразличны, на родительских
собраниях холодным металлическим голосом сообщаете о реальных и мнимых
прегрешениях детей.

21.
Ваш класс дисциплинирован, принимает участие во
всех необходимых школьных делах.

22.
Проводите собеседования, опросы, анкетирования,
строите графики, считаете проценты.

23.
Крикливы, но отходчивы, ничего не помните умом, но
всё помните сердцем, темпераментны, влюбчивы.

24.
Детей ругаете уважительно и необидно, всегда
оставляя открытой дверь для исправления; ругаете за ошибки, никогда не переходя
на личность.

25.
Под любым предлогом запрещаете детям различные
детские увеселения, не ходите с ними на экскурсии и в походы, перекладывая это
на коллег или родителей.

26.
Отчёты пишите и готовитесь к докладу в последнюю
минуту.

27.
Успешно выступаете на педагогических собраниях,
читаете умные книги, пишите планы, программы.

28.
Опрометчивы, не дипломатичны, но хватает внутренней
интеллигентности, шутите вместе с детьми, но никогда не иронизируете в их
адрес.

29.
Поручая что-то ученикам, обязательно всё объясните,
поддержите, будете постоянно наблюдать за исполнением и обязательно
поблагодарите.

30.
«Высасываете из пальца» какие-либо деятельности,
участие учеников в каких-нибудь событиях.

31.
Задыхаетесь от череды уроков, нагрузок, постоянно и
всем жалуетесь на усталость.

32.
Испытываете настоящие муки, если необходимо о
чём-то спросить или попросить учащихся.

33.
Любите путешествия, самозабвенно преданы в дружбе,
если что-то узнаете новое, интересное, спешите сообщить об этом всему свету,
часами висите на телефоне.

34.
Ничего не делаете с налёту, сначала всё тщательно
обдумаете, обсудите с учениками, подведёте к разумному и полезному решению,
добьётесь выполнения, а когда черновая работа закончена, приступите к
окончательной сборке.

35.
Дежурным образом проводите дежурные мероприятия, в
глазах одна просьба: «Да отстаньте вы все от меня», всегда готовы отказаться от
классного руководства.

36.
Любите плакать, любите, чтобы вас жалели,
взбалмошны и одиноки.

37.
Живёте сами по себе, ученики сами по себе.

38.
Иногда от усталости не можете пошевелить пальцем,
можете задремать на собрании, но стоит услышать что-то интересное – 
взрываетесь и готовы опять лететь, спешить, воевать.

39.
Собираете и коллекционируете детские творческие
работы, фотографии, записки, открытки, письма и с удовольствием показываете их
новым и старым ученикам.

40.
Достаточно хорошо одеваетесь, читаете только модные
книжки, считаете себя хорошим педагогом, которого недооценивает эта школа.

Анкета для учащихся

«Мой классный руководитель –
какой он?»

Задание:
прочитайте вопросы и ответьте на них: за каждый ответ «да» поставьте в таблицу
в нужную клетку 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов.

1.    
Ваш классный руководитель
любит рассуждать о благородстве, постоянно негодует, требует, воюет.

2.    
Всё старается сделать за вас сам.

3.    
На уроках постоянно отрывает время от предмета, чтобы
обсудить животрепещущие, наболевшие вопросы.

4.    
Постоянно общается с вашими родителями,
рассказывает им о вас много замечательного.

5.    
После уроков старается побыстрее уйти из школы.

6.    
Всё, что происходит в классе, обсуждает при всех.

7.    
Мало кого знает из вас, не лезет к вам с
расспросами, откровенностями и нотациями.

8.    
Всех любит, всех прощает, любит хвалить и делает
это так, что вы помните эти похвалы всю жизнь.

9.    
Очень серьёзен и обстоятелен, со всеми поддерживает
ровные доброжелательные отношения.

10.
К вам, вашим проблемам и нуждам безразличен.

11.
Всё делает решительно, быстро, скороговоркой.

12.
Проводит собеседования, опросы, анкетирования,
строит графики, считает проценты.

13.
Часто приносит сувениры и подарки, сочиняет стихи,
любит с вами петь, ходить в походы, участвовать в любых конкурсах.

14.
Вас ругает уважительно и необидно, ругает за
ошибки, никогда не переходя на личность.

15.
На уроках холоден и безразличен.

16.
Ваш класс дисциплинирован, скрипя зубами вы
принимаете участие во всех школьных делах.

17.
Живёт сам по себе, вы сами по себе, вы никогда не
делаете ему гадостей, даже стараетесь помочь.

18.
Шутит вместе с вами, но никогда не иронизирует в
ваш адрес.

19.
Поручая что-то вам, обязательно всё объяснит,
поддержит, будет постоянно наблюдать за исполнением и обязательно поблагодарит.

20.
Под любым предлогом запрещает вам различные детские
увеселения, не ходит с вами на экскурсии и в походы, перекладывая это на других
учителей или родителей.

Бланк ответов для
классного руководителя

Тип 1

Тип
2

Тип
3

Тип
4

Тип
5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Итого:

Подсчитайте количество баллов в каждом
столбце.

Бланк ответов для
учащихся

Тип 1

Тип
2

Тип
3

Тип
4

Тип
5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итого:

Подсчитайте количество баллов в каждом
столбце.

Список литературы

1.                
Научно-методический журнал
«Классный руководитель» №1 — М., 1999.

2.                
Методика воспитательной
работы: Учебное пособие. – Рязань, 1993.

3.                
Бернс Р. Развитие
Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М., 1986.

4.                
Немов Р.С., Кирпичник А.Г.
Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988.

5.                
Щуркова Н.Е. Вы стали
классным руководителем. – М., 1987.

6.                
Титова Е.В. Если знать,
как действовать. – М., 1993.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Меласон инструкция таблетки по применению отзывы врачей
  • Сулодексид 250 ле инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Мчс россии официальный сайт руководство фото
  • Diesel antigel hi gear инструкция пропорции
  • Под чутким руководством педагога