Типы классного руководство

Сейчас имеется
несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник,
одновременно выполняющий функции
классного руководителя;

– классный
руководитель, преподающий отдельную
школьную дисциплину, то есть имеющий
минимальную учебную нагрузку. Их также
называют классными дамами, кураторами
(лат.: попечитель, лицо, которому поручено
наблюдение за какой-либо работой);

– классный
руководитель, выполняющий только
воспитательные функции (освобожденный
классный руководитель);

– в некоторых
учебных заведениях введена должность
классного наставника (вариант должности
освобожденного классного руководителя),
а также тьютера (лат.: защитник, покровитель,
опекун). Тьютер может иметь минимальную
учебную нагрузку.

В последнее время
классного руководителя все чаще именуют
классным воспитателем.

Функции, права и
обязанности классного руководителя
при всех версиях названия этой должности
примерно одинаковы.

Поскольку
деятельность школы регламентируется
ее Уставом, то деятельность классного
руководителя тоже основывается на этом
документе.

3 Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности
классного руководителя – создание
условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.

Задачи
деятельности классного руководителя:

– формирование
и развитие коллектива класса;

– создание
благоприятных психолого-педагогических
условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося,
сохранения неповторимости и раскрытия
его потенциальных способностей;

– формирование
здорового образа жизни;

– организация
системы отношений через разнообразные
формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;

– защита прав и
интересов обучающихся;

– организация
системной работы с обучающимися в
классе;

– гуманизация
отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими
работниками;

– формирование
у обучающихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров;

– организация
социально-значимой творческой деятельности
обучающихся.

4 Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель
выполняет несколько функций:


аналитико-прогнастическую;


организационно-координирующую;

– коммуникативную;

– контрольную.

Аналитико-прогнастическая
функция
включает в себя:

– изучение и
анализ индивидуальных особенностей
учащихся с помощью психолога (как
правило, определяется тип личности,
темперамент, акцентуация характера).
Перед поступлением в 1 класс дети проходят
тесты на выявление готовности к учебе
и особенностей интеллектуальной
деятельности. Тестирование проводит
психолог, школьный или специально
приглашенный;

– изучение и
анализ коллектива учащихся в его
развитии. Основой для этого служит
беседа руководителей классов звена с
учителями начальной школы, а руководителей
X-XI классов
– с классными руководителями средней
школы. В результате педагоги получают
первоначальные сведения о коллективе
и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений
в коллективе класса лучше поручить
психологу, который составит психологическую
карту коллектива. Классный руководитель
сам может организовать эту работу через
наблюдение, беседы с учащимися, проведение
специальных анкет, анализ творческих
работ учащихся (например, сочинение
«Наш класс»);

– анализ и оценка
семейного воспитания учащихся; такие
данные есть у психолога, социального
педагога. Если семья «неблагополучная»,
то сведения о ней есть и у администрации
школы;

– анализ уровня
воспитанности коллектива и личности.
Выводы об уровне воспитанности коллектива
и личности нужно делать с привлечением
всех учителей данного класса, чтобы они
(выводы) были максимально объективными.

Для успешной
работы классный руководитель должен
уметь выявить воспитательный результат,
оценить его с учетом оценки результата,
корректировать профессиональную
деятельность. Выявить и оценивать
результат надо через определенные
промежутки времени: в начальной и средней
школе – в конце каждой четверти, в
старшей – через полгода. Подводить
итоги и корректировать деятельность –
личную и учителей класса – надо с помощью
психолога и педагогов, ранее работавших
в данном классе.

Организационно-координирующая
функция
предполагает:

– установление
контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание
им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного
образования);

– проведение
консультаций, бесед с родителями
обучающихся;

– организацию
внеурочной деятельности детей (проведение
различных мероприятий);

– работу с учителями
данного класса, психологом, социальным
педагогом, руководителями кружков,
спортивных секций, для учителей начальной
школы и V-VI
(VII) классов – с воспитателями
группы продленного дня;

– организацию в
классе образовательного процесса,
оптимального для развития положительного
потенциала личности обучающихся в
рамках деятельности общешкольного
коллектива;

– организацию
воспитательной работы с обучающимися
через проведение «малых педсоветов»,
педагогических консилиумов, тематических
и других мероприятий;

– стимулирование
и учет разнообразной деятельности
обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;


индивидуально-педагогическую работу
с каждым учащимся и коллективом в целом
с учетом данных психолога, социального
работника и личных наблюдений;

– ведение
документации (классный журнал, личные
дела обучающихся, план работы классного
руководителя).

Коммуникативная
функция
заключается:

– в формировании
позитивных взаимоотношений между
детьми, в управлении взаимоотношениями
в классе;

– в формировании
оптимальных отношений в системе
«учитель-ученик». Здесь классный
руководитель выступает как посредник
в случае возникновения конфликта.
Конфликты между учителями и учащимися
бывают затяжными, когда обе стороны
длительное время не могут прийти к
соглашению. Тогда классному руководителю
нужно предложить третье решение, хотя
бы в минимальной степени устраивающее
обе стороны;

– в обучении
школьников установлению положительных
взаимоотношений с людьми;

– в содействии
общему благоприятному психологическому
климату в коллективе класса;

– в оказании
помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств.

Контрольные
функции
предполагают:

– контроль за
успеваемостью и посещаемостью каждого
обучающегося;

– контроль за
посещаемостью учебных занятий
обучающимися.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классный
рук. в современной школе. Основные
направления его д-сти с коллективом
учащихся. Психология малых групп.
Руководство и лидерство в малых группах.
Планирование и организация работы
класс. Рук-ля и

на основе

диагностики педагог-й реальности;
Особ-ти работы класс. рук-ля в малочисленном
классе СШ.

Класс. рук.
– учитель, организующий учебно-восп-ю
работу в порученном ему кл.Педагог,
выступающий в кач-ве класс. рук-ля,
реализует свои ф-ции относительно как
класса в целом, так и отдельных учащихся.
Он решает задачи в соотв-и со спецификой
возраста детей, сложившихся м/у ними
взаимоотношений, строя отнош-я с каждым
ребенком с учетом его индивид-х особ-тей.
Главное в
д-сти класс. Рук-ля

– содействие саморазвитию личности,
реализация ее творческого потенциала,
обеспечение активной соц-й защиты
ребенка, созд-е необход-х и достаточных
усл-й для активации усилий детей по
реш-ю собств-х проблем.

Типы классного руководства:

-учитель-предметник,
одновременно выполняющий функции
классного руководителя;

-классный
руководитель, выполняющий только
воспитательные функции (освобожденный
классный руководитель – классный
воспитатель);

-в некоторых учебных
заведениях введена должность классного
наставника, а также классного куратора
(от лат. попечитель; лицо, которому
поручено наблюдение за какой-то работой)
или тьютора (от лат. защитник, покровитель,
опекун).

Функции
КР:
-организаторская;
-идейно-воспитательная;
-координационно-нформационная;
-коммуникативная); -корекционная;
-экологическая (защита здоровья);
-административная.

Важной задачей КР
по обеспечению целостности уч-восп-ого
процесса явл-ся координация д-сти и
налаживание взаимоотношений 4 коллективов:
детского воспитательного; учителей,
работающих с классом; родителей;
трудового. В детском
коллективе

КР способствует организации ученич-го
самоуправления, установлению деловых
отношений, ответственной зависимости,
развитию отношений по интересам. С
коллективом
учителей
КР
обменивается информацией, договаривается
о единых д-х, требованиях и совместных
формах работы. Взаимод-е с род-ким
коллективом

строятся на обмене инф-ей, ед-ве требований,
осущ-нии род-го пед-го всеобуча, участии
род-лей в отдельных формах пед-кой работы
с детьми.

Малая
группа


это небольшое объединение людей (от 3
до 15 человек), к-е объединены общей
социальной д-стью, нах-ся в непосредственном
общении, способствуют возникновению
эмоциональных отношений, выработке
групповых норм и развитию групповых
процессов.

Отличительные
пр-ки

малой
группы:
пространственное и вр-е соприсутствие

людей.

Классификация малых социальных групп:

1.По
общественному статусу
:

-формальные
(имеют социально организованную структуру
извне);

-неформальные
(созданы на основе личных симпатий)

  1. По
    времени
    :

-долговременные

-недолговременные

  1. По
    значимости для человека:

-референтные

-группа
принадлежности (членства)

Референтная
группа

– это группа, с мнением которой человек
считается.

  1. По
    уровню развития
    :

-слаборазвитые
(диффузная группа; группа-ассоциация)

-высокоразвитые
(коллектив)

В
диффузной группе отсутствует организация,
сплоченность и совместная д-сть.

При
проявлении четкого распределения ролей
появляется еще один ур-нь группы –
корпорация.

  1. По
    общественной направленности:

-асоциальные

-просоциальные.

Динамические
процессы

в малых группах:

1.
Групповое давление и конформизм

2.
Лидерство и руководство

3.
Групповая сплоченность, принятие
группового решения.

Лидерство и руководство.

Руководство — это
лишь часть управленческой деятельности,
причем именно та ее часть, в к-й различные
управленческие вопросы решаются
воздействием на подчиненных.

А различение
понятий «руководство» и «лидерство»
связано с существованием в любой
организации двух типов отношений —
формальных и неформальных. Лидерство
— это процесс возд-я на людей, порожденный
системой как раз неформальных отношений,
а руководство подразумевает в первую
очередь наличие четко структурированных
формальных (официальных) отношений,
через к-е оно и реализуется. Роль
руководителя как бы предзадана формальной
стр-рой, его ф-ции, как правило, четко
определены, право на применение санкций
не оспаривается и т.д. Лидерство,
напротив, формируется спонтанно,
стихийно, на уровне полуосознанных
психологических предпочтений.

Б. Д. Парыгин
называет следующие различия лидера и
руководителя: 1) лидер в основном призван
осуществлять регуляцию межличностных
отношений в группе, в то время как рук-ль
осуществляет регуляцию официальных
отношений группы как нек-рой социальной
организации; 2) лидерство можно
констатировать в условиях микросреды
(каковой и является малая группа),
руководство — элемент макросреды, т.е.
оно связано со всей системой общественных
отношений; 3) лидерство возникает
стихийно, руководитель всякой реальной
социальной группы либо назначается,
либо избирается, но так или иначе этот
процесс является не стихийным, а,
напротив, целенаправленным, осуществляемым
под контролем различных элементов
социальной стр-ры; 4) явление лидерства
менее стабильно, выдвижение лидера в
большой степени зависит от настроения
группы, в то время как рук-во — явление
более стабильное; 5) руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, к-х в руках
лидера нет; 6) процесс принятия решения
рук-лем (и вообще в системе руководства)
значительно более сложен и опосредован
мн-вом различных обстоятельств и
соображений, не обязательно коренящихся
в данной группе, в то время как лидер
принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой д-ти; 7)
сфера д-ти лидера — в основном малая
группа, где он и является лидером, сфера
действия руководителя шире, поскольку
он представляет малую группу в более
широкой социальной системе.

Соседние файлы в папке vse_otvety

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.
Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.

Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика.
Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми.
Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.

СИСТЕМА И ВАРИАТИВНОСТЬ

В национальном проекте «Образование» особо подчеркнута роль классного руководителя в системе образования. Управленцы от образования, работающие с нацпроектом, ждут от классных педагогов улучшенных результатов (ведь повысили оплату их труда!). Однако, по мнению большинства педагогов-практиков, за известную тысячу рублей (точнее, 870) качество воспитательной работы автоматически не повысится.
На наш взгляд, первыми шагами, обеспечивающими эффективную, успешную работу классного руководителя, будут шаги, сделанные администрацией и классным руководителем вместе. От администрации школы требуется разработка внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последовательная реализация (на основе согласования интересов администрации и классных руководителей).
Классному же руководителю необходимо привести свою воспитательную работу в систему, то есть перейти с уровня воспитательной работы на уровень системы воспитательной работы. Как это понять?
Уровень бессистемной воспитательной работы – это проведение в классе отдельных воспитательных дел, мероприятий, акций, организационно и логически не связанных друг с другом.
Уровень системы воспитательной работы – это наличие связанных друг с другом внеучебных дел, мероприятий, акций, программ, ориентированных на определенные цели воспитания.
Но результат нашего анализа деятельности успешных классных руководителей и анализ трех областных конкурсов Ульяновской области «Самый клас­сный классный» 2004, 2006, 2007 годов показали, что деятельность классного руководителя становится эффективной, если реализуется еще одно условие. Его работа должна стать вариативной.
Что значит вариативная? Это означает, что сам классный руководитель выберет приоритетные линии своих усилий, так сказать, «линию главного удара» в соответствии со своими склонностями, возможностями и особенностями школьников.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас­-
сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель.
Что же эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основной интерес такого классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу.
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят.
Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций.
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности.
Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы.
Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.

Классный руководитель-психолог

Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении.
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В.Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе.
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне?
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.
Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.
Необходимые педагогические умения классного психолога – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный руководитель – социальный организатор

Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский.
Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:
● в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;
● в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел;
● в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями.
Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона.
Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту.
На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать.
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы.
Качества такого класса проявляются:
● в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности;
● в степени овладения ими способами организации данной деятельности;
● в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта;
● в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.
Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель

Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.
Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.
Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия.
Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.
В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.

Конечно, описанные классные руководители в чистом виде не встречаются. Но наш опыт совместной работы с успешными педагогами показывает, что большинство из них продуманно или стихийно, интуитивно выбирают в своей деятельности ту или иную линию из перечисленных.

2. Типы классных руководителей

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас­сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель-социальный организатор и поддерживающий классный руководитель. 
Что же эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основной интерес такого классного руководителя  – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу. 
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят. 
Основная забота классного руководителя-организатора  – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций. 
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности. Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы. Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд). Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты  – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое). 
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят. 
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.

Классный руководитель-психолог

Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении. 
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В. Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе. 
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне?
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу. 
Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.
Необходимые педагогические умения классного психолога  – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный руководитель – социальный организатор

Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А. Н. Тубельский. 
Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:
● в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;
● в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел; 
● в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями. 
Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона. 
Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту. На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать. 
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы. 
Качества такого класса проявляются:
● в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности; 
● в степени овладения ими способами организации данной деятельности; 
● в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта; 
● в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.
Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель

Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав. 
Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса. 
Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия. Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.
В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.

Просмотр содержимого документа

«Презентация по педагогике: «Типы классных руководителей»»

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Оглавление

Введение        

1 Воспитательная работа классного руководителя        

2 Типы классного руководства        

3 Цель и задачи деятельности  классного руководителя        

4 Функции воспитательной работы классного руководителя        

Заключение        

Используемая литература        

Введение

Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.  

1 Воспитательная работа классного руководителя

Классный  руководитель –  учитель, организующий  учебно  –  воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги  назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения – основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги – наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Должность классного руководителя  в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней  школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим  коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически  грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

2 Типы классного руководства

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

 – классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

– классный руководитель, выполняющий только  воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

– в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя  при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

3 Цель и задачи деятельности  классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание  условий  для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

        Задачи деятельности классного руководителя:

        – формирование и развитие коллектива класса;

        – создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

        – формирование здорового образа жизни;

        – организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

        – защита прав и интересов обучающихся;

        – организация системной работы с обучающимися в классе;

        – гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

        – формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

        – организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

4 Функции воспитательной работы классного руководителя

        Классный руководитель выполняет несколько функций:

        – аналитико-прогнастическую;

        – организационно-координирующую;

        – коммуникативную;

        – контрольную.

        Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:

        – изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

        – изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

        – анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

        – анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

        Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти, в старшей – через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса – надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

        Организационно-координирующая функция предполагает:

        – установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

        – проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

        – организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

        – работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;

        – организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

        – организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

        – стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

        – индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;

        – ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

        Коммуникативная функция заключается:

        – в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;

        – в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной  степени  устраивающее обе стороны;

        – в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

        – в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

        – в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

        Контрольные функции предполагают:

        – контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

        – контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Заключение

Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим  главную роль в воспитании отводят классному руководителю.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.  Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.

Используемая литература

1 Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.

2 Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

3 Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.

4 Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.

5 Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.

6 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979.

7 Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8 Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.

9 Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

10 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ветровлагозащитная мембрана для стен инструкция по применению
  • Абсцесс ремеди в стоматологии инструкция по применению
  • Ветбицин 5 для животных инструкция по применению для коров дозировка
  • Должностная инструкция старшего фельдшера скорой медицинской помощи 2020
  • Разработать свой стиль руководства