Точное руководство печатания на камне

Цветные открытки с видами Кранца пользовались большой популярностью среди отдыхающих

Татьяна Жданова

«Минимум слов – максимум красок. О литографической открытке рассказывать не нужно – её надо видеть», именно такими словами начинается раздел «Литография во всей красе» в книге Евгения Дворецкого «Замланд. Кранц и Куршская коса в старых открытках».

В XIX веке с момента появления популярным способом печати была литография. Появление цветных, а не раскрашенных открыток, существенно изменило возможности выпуска рекламной продукции.

Сам термин обозначает технику нанесения изображения на бумагу с применением литографического камня (от греч. lithos — «камень» и grapho — «писать, рисовать», то есть буквально «рисовать с помощью камня»).

Появлению литографии предшествовала случайность. Однажды немецкий актёр-любитель Алоиз Зенефельдер в 1796 году (по другим данным — в 1798 году) по рассеянности записал счёт из прачечной на известняковом камне, и он отпечатался также случайно на влажной ткани. Даже если эта история вымышленна, в ней содержится зерно рационального использования. Спустя годы изобретатель опубликовал сочинение «Точное руководство печатания на камне» (Vollständiges Lehrbuch der Steindruckerey, 1818), частично переведённое на русский язык в 1819 году.

Три в одной

Многие издательства Восточной Пруссии выпускали цветные открытки, выполненные в стиле «грюссов», с видами Кранца в том числе.

Представляем вам довольно милую литографическую цветную открытку с тремя изображениями и свободным местом для письма.

Литографическая открытка с видами Кранца, конец XIX века

Любопытно, но на большинстве открыток изображались более «знаковые» места курорта, например променад с его отелями, чаще всего «Монополь», морские купальни, рыбацкие стоянки.

На данной открытке представлены беседка и мост вздохов в парке «Плантаже» и центральная часть Кёнигсбергерштрассе. Три фотографии расположены в интересном обрамлении: они как бы «выглядывают» из травы и листвы деревьев. Приглушённая зелёная колористика создаёт атмосферу покоя и умиротворённости. Кажется, что ничто не нарушает тишину этих мест. В центре открытки виден мужской силуэт на скамейке под сенью раскидистой кроны старого дерева.

Данная открытка, на наш взгляд, одна из немногих, которая раскрывает возможность провести время в Кранце в тишине и покое.

В тишине и покое

Автор «концепции» этой открытки взял за основу места не столь многолюдные: парк «Плантаже» и, как ни странно, Кёнигсбергерштрассе (не стоит забывать, что основная курортная жизнь бурлила всё же на променаде, а не на этой улице).

На открытке в левом нижнем углу виден отель на Кёнигсбергерштрассе, 40. Одно время по этому адресу располагался отель Макса Пренгеля. Здание сохранилось, сейчас это Курортный проспект, 20. В фотоархиве есть открытка с таким же видом, правда, она не лучшего качества. Датируется 1899 годом. В то время на месте будущего «Дома звёздного неба» (Кёнигсбергштрассе, 39) находился совсем другой дом.

Беседка «Бельведер»

Два верхних изображения посвящены видам парка с беседкой и прудом. В 1861 году на высокой дюне в «Плантаже» возвели деревянную беседку «Бельведер», чуть позже появилась и вторая – «Думкесхёе». Это были излюбленные места для уединённого отдыха.

Вид на парковый пруд и мост

Любили прогуливаться и по берегам Аистиного пруда (нем. – Storchenteich). На маленьком островке находился муляж аиста, который и дал название пруду. Небольшой мостик, пересекающий его, назывался Мост вздохов (нем. – Seufzerbrücke). Именно эти «объекты» легли в основу этой замечательной литографической открытки.


Подслушано о Кранце

Легенда: одна экскурсовод, рассказывая историю виллы Крелля, утверждала, что спальня владельца виллы и его супруги находилась на третьем этаже.

Факты: здание виллы двухэтажное, спальня супругов находилась на первом этаже.

Откуда мог взяться третий этаж? Эта нелепица (которую, кстати, легко устранить, посмотрев на саму виллу) возникла из-за ошибки в брошюре «Архитектурные памятники Кранца» из серии «Достопримечательности Калининградской области», 2009 год.

Плоская печать. Литография

В предыдущих статьях рубрики были описаны признаки высокой (типографской) печати. Следующая на очереди — информация о плоской печати, к основным видам которой относятся литография, фототипия и офсет.

В 1796 году Иоганн Алоиз Зенефельдер (1771–1834) изобрёл новую технику плоской печати — литографию. По одному из рассказов, Зенефельдер по рассеянности записал счёт из прачечной на известняковом камне, и он отпечатался также случайно на влажной ткани. Зенефельдер понял, что запись можно тиражировать. Даже если эта история вымышлена, в ней содержится зерно истины.

 

Литографский камень. Конец XIX века


Спустя годы изобретатель опубликовал сочинение «Точное руководство печатания на камне», частично переведённое на русский язык в 1819 году. После этого открытия Зенефельдер полностью посвятил себя новому делу, он выхлопотал себе привилегии в разных городах Европы. Основал типографию для печати нот в Вене. В 1809 году он был приглашён в Мюнхен для организации процесса литографии при королевской комиссии составления карт.


Марка ФРГ посвящена юбилею изобретения литографского способа печати Иоганном Алоизом Зенефельдером

В основе этого способа печати (в отличие от высокой и глубокой) лежит не механический, а химический процесс. Все печатающие и непечатающие элементы печатной формы лежат практически на одной плоскости.

Юмористический, но зато наглядный пример использования плоской печати — слово, выведенное краской на стене и отпечатавшееся на плаще прохожего, к этой стене нечаянно прислонившегося. Если же вернуться к серьёзному разговору о процессе, то он осуществляется так: в результате специальной обработки на поверхности формы из металла или камня создаются участки, которые воспринимают краску и передают её на бумагу, и участки, краску не воспринимающие (пробельные). Как уже отмечалось, к видам плоской печати относятся литография (литографская печать), офсет (офсетная печать), фототипия (фототипическая печать).

Литография (литографская печать) — способ прямой плоской печати, при котором печатная форма изготавливается на литографском камне (реже — на пластинах из алюминия или цинка). Способ основан на том, что жирные штрихи и точки обладают способностью воспринимать краску. Нанесённый рисунок (оригинал штриховой или растровый) обрабатывается обычно смесью азотной кислоты с аравийской камедью. Затем камень промывается водой. При этом покрытые жиром участки рисунка остаются несмоченными и переносят краску на бумагу, а мокрые участки изображения остаются без
краски.

 
 

Старинный литографский станок и схема печати (по Н. Владинцу)

Ныне литографская печать применяется редко из-за малой производительности и нечёткости, неяркости получаемого изображения. Признаки литографской печати (по справочнику Соколова и Ниселевича):
— нередко прерывающиеся, нерезкие контуры и линии, мелкие непропечатки в плашках, фонах;
— краска в большинстве случаев матовая, ненасыщенная по тону, что обусловлено тонкостью красочного слоя.

 
 

Признаки литографской печати


Применяется несколько способов литографии:
— перьевая (изображение наносится жиросодержащей литографской тушью на камень или цинковую пластину — старейшая технология);
— меловая (изображение наносится литографским карандашом — мелком на камень или цинковую пластину);
— гравюра на камне. Рисунок нарезается гравировальной иглой на полированном литографском камне. Как правило, печатание марок производится не с этого оригинального, а с машинного камня, на который переводится изображение, например:

 

марки РСФСР 1922 г. «В помощь населению, пострадавшему от неурожая»,
первая серия СССР 1923 г. «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка», часть марок 1923–1926 гг. из «Золотого стандарта» СССР, и др.

— травление по камню (изображение вытравливается непосредственно кислотами);
— фотолитография (фотомеханическая обработка камня, печать производится не с оригинального, а с машинного камня).

Многоцветная литографская печать — хромолитография. Здесь для каждой из красок используется отдельный литографический камень, например, земские марки Юбилейной серии Краснинского уезда 1912 г.

 


Иногда марки печатались и другими видами плоской печати. Например, в 1900 г. в Мафекинге*, в период Англо-бурской войны, две миниатюры были изготовлены светокопировальным способом, который позволяет получать копии с оригинального рисунка на бумаге, покрытой светочувствительным слоем.

 

Портрет Роберта Баден-Пауэлла, «героя Мафекинга», основателя скаутского движения и изображение лидера кадетов — 13-летнего Уорнера Гудиера, сидящего на велосипеде.

Лист марки номиналом в один пенни, на котором хорошо видны следы технологических склеек и других операций, выполнявшихся при светокопировании

В 1992 году, в период «буйства почтовых тарифов» и нехватки общегосударственных знаков почтовой оплаты, свои марки (провизории) выпустил Харьковский почтамт, которые выполнены способом плоской печати на ротапринте. Интересно, что оригиналы листов восьми номиналов (содержавших по 100 марок) делались вручную, поэтому каждый экземпляр в листе имеет индивидуальные отличия в конфигурации вензеля и цифр номинала.

 
 

*Мафекинг — город в ЮАР. Во Вторую Англо-бурскую войну, гарнизоном которого командовал Роберт Баден-Пауэлл, Мафекинг издавал свои собственные почтовые марки, известные как Mafeking Blues, для оплаты почтовых услуг во время осады.


По материалам журнала «Филателия» и Евгения Обухова

« назад

Publication date

1820

Topics
И. Богатырев, С.П. Шифляр.
Collection
magazine_contributions; magazine_rack
Language
Russian

О литографии, или О способе печатания на камне. : Перевод с французскаго языка. — Санктпетербург : Печатано в типографии Генеральнаго штаба, 1820. — [8], 20 с., [5] л. ил.; 8° (21 см).

Addeddate
2020-11-30 10:38:48
Identifier
01007495904
Identifier-ark
ark:/13960/t5x737t6n
Ocr
ABBYY FineReader 11.0 (Extended OCR)
Pages
42
Ppi
600
Scanner
Internet Archive HTML5 Uploader 1.6.4

plus-circle Add Review

comment

Reviews

There are no reviews yet. Be the first one to
write a review.

Все три литографских камня, вероятно, из одной калужской Типо-Литографии — Михайлова. Во всяком случае на одном из них это прямо указано. Изображения разного назначения, часть — для фирменных бланков фабрик компании В. Говарда, часть — для печати рамок для подписи («наклейных этикетов») тетрадей писчебумажного магазина Савинова в Калуге, другие — для различных губернских организаций и чиновников. Вес большого камня — 13,5 кг, малого — 3,5 кг, расколотого (половина камня) — 2 кг. Размеры: 270 мм. х 220 мм, 155 мм. х132 мм. и 184 мм. х 140 мм. соответственно. Камни датированы по дате на изображении для фирменного бланка компаний Говарда — «… дня 189… г.» На фото изображения каждой стороны — прямые и отзеркаленные. У каждого камня отполированы и предназначены для оттисков обе стороны. К сожалению, один камень расколот и в нашем распоряжении только одна его половина.

В упомянутых камнях нас заинтересовали два обстоятельства: «шапка» бланков писчебумажных фабрик компании В.Говарда и рамка для подписи для тетрадей или «наклейный этикет». В данном случае производительность печати таких «этикетов» была небольшой, так как на  бумаге получали в виде оттиска только один этикет. Возможно для писчебумажного магазина Савинова этого было вполне достаточно, теперь мы это достоверно не узнаем. Но для больших тиражей изображение таких этикетов дублировали по площади всего камня, впоследствии разрезая для наклейки на обложку тетради синего, бежевого или зелёного цвета. Но  для понимания как в принципе происходила печать обложки тетради, этот камень представление даёт.

Литография это примерный аналог офсетной печати, где в качестве штампа используются не алюминиевые пластины, а камни специальных сортов известняка. Дело в том, что в прошлом алюминий был очень дорогим металлом (дороже золота), хотя и очень удобным для тиражирования изображений.
Главное отличие литографии от гравюры – с помощью литографического изображения можно передавать полутона (оттенки серого). На гравюре краска или есть или её нет, литография же может передавать яркость линий в процентом отношении.

1. Классическая техника подразумевала, что на бумагу специальным литографским карандашом (состав: 3 части – мыло, 4 части – воск, 1 часть – шеллак или бараний жир, 1 часть – сажа) наносили изображение, а затем с помощью пресса переносили его на отшлифованный кварцевым песком (возможно кварцевой пастой) литографский камень. После этого протравливали поверхность камня слабым раствором кислоты (например, уксусной), после чего камень приобретал свойства офсетной пластины. Далее (уже при печати) камень прокатывали валиком с краской (или в классическом варианте — литографической тушью), и там, где изображения не было, краска не удерживалась, а на бумагу с помощью пресса винтового или рычажного пресса переносилось только само изображение. Если типо-литография была небольшой, или печатали пробу, то прокатывали металлической трубой под давлением.
При шлифовке поверхности литографского камня чаще добивались зеркальной гладкости, но иногда специально создавали «фактурную» поверхность (сегодня это назвали бы «спецэффектом»).

2. Техника «Граттаж». Изображение «царапали» иглой или более широким инструментом. Фактически это аналог гравюры.
При воспроизведении штрихового изображения(например, прямых линий) часто использовали «граттаж». Для печати рисунка или текста пользовались переносом с бумаги. Но в технике «граттаж» печатное изображение получалось более качественным, так как при классической технике можно было передавить (тогда линия могла стать прерывистой). Также и при недостаточном давлении могла произойти непропечатка. Таким образом, при использовании метода переноса с бумаги, печатник должен был обладать большим опытом. Но этот метод был, конечно, был проще и быстрее, да и услуги гравёр обходились дорого..

Оба метода могли комбинировать, как, например, в нашем случае. На литографском камене с рамкой для подписи («наклейный этикет») для тетради, скорее всего, прямые линии процарапаны, а текст – перенос с бумаги. Но для того, чтобы это утверждать наверняка – необходимо дополнительное исследование.

Краткий экскурс в историю.

В 1796-1798 г.г. технику литографии случайно изобрёл и отработал технологию процесса Алоиз
Зенефельдер – владелец маленькой литографии в Мюнхене и актёр-любитель. Он по рассеянности записал на камне (пером) счет из прачечной, который также случайно отпечатался на куске влажной ткани. В 1818 г. эта технология была им же доведена до совершенства, и он Зенефельдер опубликовал точное руководство печатания на камне. В 819 г. руководство было переведено на русский язык.

Литографский камень – сорт известняка без ракушек и иных инородных включений. Лучшее месторождение такого камня — в баварских Альпах, где его и открыли в 10е годы XIX в. В промышленных масштабах его там давно не добывают, месторождение выработано. Известняк для литографских камней добывали также на побережье Средиземного и Черного морей: в Греции и в Крыму. На сегодняшний день и там все карьеры выработаны. Вероятнее всего, наши камни из Крыма. Бумага для переноса изображения на камень изготавливалась специального сорта – кронпапир.
Сами камни изначально были достаточно толстые – около 10 см. По мере износа или при необходимости поменять изображение камень полировали снова и заново наносили изображение. Таким образом, к концу своей жизни камень значительно терял в весе и толщине. Это хорошо видно на примере наших камней, самый толстый (и самый большой) из которых имеет толщину 8 см, а самый тонкий – около трёх.

Литография

 ЛИТОГРА́ФИЯ (от греч. lithos — «камень» и grapho —
«пишу, черчу») — разновидность печатнойграфики, основанная, в отличие
от гравюры, на технике плоской печати. Поверхность специального литографского
камня (род плотного известняка) обрабатывается литографским (жировым)карандашом
либо жирной тушью — художник может рисовать по камню кистью или пером. После
травления поверхности камня смесью азотной кислоты, воды, гуммиарабика (или
декстрина) рисунок смывают. Затем с помощью валика на увлажненный камень
наносят типографскую краску, которая ложится только на непротравленные
(зажиренные) участки, что в точности соответствует рисунку, сделанному художником.
Оттиски печатают на специальном литографском станке. Технику литографии
случайно изобрел немецкий литератор-любитель Йоханн Алоиз Зенефельдер
(1771—1834) в 1798 г.
В 1796—1800 гг. Зенефельдер владел маленькой типографией в Мюнхене, затем
работал в Вене, с 1806 г.
— снова в Мюнхене. По одному из рассказов, Зенефельдер по рассеянности записал
счет, который ему прислали из прачечной, на камне и затем понял, что запись
можно тиражировать. Спустя годы изобретатель опубликовал сочинение «Точное
руководство печатания на камне» (Vollständiges Lehrbuch der
Steindruckerey, 1818), частично переведенное на русский язык в 1819 г. (рис. 94).
Последователями Зенефельдера были: в Германии — Н. Штрикснер, во Франции — Г.
Энгельманн. Ученик Зенефельдера Ж.-Р. Лемерсье (1803—1887) стал впоследствии
лучшим парижским литографом. Техника печати на камне была известна и до
Зенефельдера, но именно им она была усовершенствована и оказалась пригодной для
репродукционных целей (вначале использовалась для тиражирования рукописей и нотных
записей). При травлении кислотой литографский камень приобретает некоторую
рельефность, но она не играет существенной роли в технологическом процессе.
Поэтому литографию не следует относить к гравюрным техникам. Литография дешевле
гравюры на металле. Один и тот же камень значительной толщины можно
перешлифовывать и использовать многократно для новых рисунков. При шлифовании
камней, положенных один на другой, песком и водой образуется характернаяфактура
— «корешок», который можно варьировать (в зависимости от количества
шлифовального песка). Работа по такой фактуре является отличительным признаком
литографской техники. При заливках тушью и рисовании пером корешок делают
тоньше либо убирают совсем. Техникаразмывки называется литотинто. Художник
может также рисовать не на камне, а на специальнойбумаге — корнпапире, с
которой рисунок механически, под давлением, переводят на камень для печати.
Рисование на заменяющей камень более легкой цинковой или алюминиевой пластине
называется альграфией. В литографской технике возможны переделки, исправления
соскребаниемштрихов и линий, работа «от черного к белому», наподобие
черной манеры в меццо-тинто, сочетания разных приемов: штриха, линий пером,
заливок кистью, проскребаний, разбрызгивания туши, «сухой кисти».
Цветную литографию (при печати с нескольких камней, по числу красок) именуют
хромолитографией (см. также венка; жиллотаж). Сам Зенефельдер называл свою
технику «химической типографией». Литография — самая свободная,
живописная графическая техника, наиболее близкая к непосредственному рисованию.
Ее выразительность заключена в контрастахфактуры штриха, светлых и темных
пятен, широких «заливок», нюансах тональных градаций. Вначале эта
техника, скованная задачами репродуцирования живописных картин, не имела
развития, но в дальнейшем, в первой трети XIX в., в связи с эстетикой
Романтизма, литография оказалась актуальной. Мерцающие тени, вспышки света,
динамичность штриха, глубина тонаоказались созвучными романтическим
представлениям о красоте формы. Литография стала незаменимой в области
журнальной графики, карикатуры, плаката. В технике литографии работали Э.
Делакруа, О. Домье, П. Гаварни. С 1866 г. возможности цветной литографии для
уличных афишоткрыл французский художник Жюль Шере (1836—1933). Яркие и броские
афиши театров, кабаре, танцевальных залов буквально расцветили серые улицы
Парижа. В технике литографии увидел новые возможности и Анри де Тулуз-Лотрек
(1864—1901). В его стиле соединились гротеск, «японизмы», пластика
линий, декоративность фактуры и цветного пятна (см. постимпрессионизм) (рис.
95, 96).

Яндекс.Словари ›

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал опель корса 2007
  • Мультисим руководство пользователя
  • Инструкция обратилась к памяти память не может быть written
  • Как сделать кадастровый паспорт на квартиру через госуслуги пошаговая инструкция
  • Осушитель ова руководство