Традиционное руководство сюжетно ролевыми играми

Традиционное руководство сюжетно – ролевой игры

(Менджерицкая Д.В., Козлова С.А., Куликова Т.В.)

Задача: влияя на содержание игры, всесторонне развивать детей.

Цель: развить полученные знания и навыки.

Содержание: пишется план, где намечаются задачи, при руководстве игрой, основные пути этого руководства, планируется работа с коллективом или отдельными детьми.

Средства: наблюдение; чтение литературы о явлениях жизни, природы; игрушки; строительный материал (кубики, блоки, конструкторы).

Особое внимание воспитателя сосредоточено на обогащение содержания игр.

Сюжет появляется из окружающего восприятия явлений. При ознакомлении с окружающим заостряется внимание на моментах, которые можно отразить в игре:

младший возраст – предметы и способы их использования взрослыми;

средний и старший возраст – взаимоотношения людей.

Принципы:

  1. Рассказывать детям о труде людей, привлекая самих работников данных профессий (мед. сестра, врач и т.д.).
  2. Предлагать дополнительный игровой материал (куклы, машинки, строительный материал и др.).
  3. Воспитатель наблюдая,  видит, что дети, играя, не могут дальше развить сюжет, своими действиями он «возрождает» ее, тем самым помогая им («входит» в игру в новой роли).
  4. Воспитатель напоминает детям о прошлых играх, о том, что они видели, задавать наводящие вопросы, своевременно изменять игровую среду, организовывать изобразительную, трудовую, конструктивную деятельность.
  5. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обдумывает, как способствовать их развитию (наблюдение, чтение литературы и др.), а так же каким путем пробудить интерес к новой теме игры, связанной с полученными знаниями.

младший возраст

  • детей учат сговариваться на игру (в главной роли – воспитатель);
  • игра должна выбираться детьми самостоятельно, но сговариваться и распределять роли им помогает воспитатель;
  • о хорошей игре необходимо вспомнить и в последующие дни;
  • вечером целесообразно рассказать об игре родителям в присутствии детей.

средний возраст

  • помочь детям распределить роли;
  • учить детей при сговоре вспоминать что – то интересное из своей жизни и вносить в игру;
  •  своей репликой воспитатель может задать тему для игры.

старший возраст

В этот возрастной период появляются дети – «звезды». Задача воспитателя в подготовительный период игры тактично направить взаимоотношения детейтак, чтобы каждый нашел «свою нишу».

Инновационное руководство сюжетно – ролевой игры

(Короткова Н.А., Михайленко Н.Я.)

Свободная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений всего того, что в практической деятельности  дается с трудом.

Задача: через игру развивать способность к воображению, образному мышлению.

Цель: формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Принципы организации сюжетно – ролевой игры:

Принцип 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

Воспитатель должен занять позицию «играющего партнера».

Принцип 2. Воспитатель должен с детьми играть на протяжении всего дошкольного детства, нона каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Воспитатель, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду варить суп, это у меня кастрюля и продукты»).

Принцип 3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Эта стратегия обеспечивает самостоятельную игру детей.

Средства организации сюжетно – ролевых игр:

Этап – формирование условных игровых действий

Воспитатель развертывает преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты (смысловая цепочка действий).

Этап – формирование ролевого поведения

Воспитатель развертывает «многоперсонажный» сюжет (взаимосвязь персонажей, ролей) – взаимодействие одного персонажа с другим, введение новых персонажей.

Этап – формирование умений строить новые сюжеты

Воспитатель развертывает «многотемные» сюжеты (комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов).

По психолого – педагогическим исследованиям игра у детей не возникает спонтанно, она передается другими людьми, которые уже владеют ею.

Творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №2»

Доклад

«Разные подходы к организации и руководству сюжетно-ролевыми играми»

Выполнила: Суворина Дарья, группа 2/4

Челябинск, 2022

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.

  1. Традиционный подход к руководству (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская)

Игра — деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применять их на собственном опыте.  В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам.

2. Партнерский подход к руководству (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, боле сложный способ построения игры.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  — придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

3. Комплексный подход (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова) предлагают осуществление руководства игрой путем использования педагогом совокупности методов и приемов. 

Основные компоненты этого подхода: обогащение реального опыта и активной деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой игры детей.

Особенности руководства сюжетно – отобразительной игрой в 1 младшей группе

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе

 — в ходе режимных моментов

 — в самостоятельной деятельности детей.

Роль  педагога :

Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
 во 2 младшей группе

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе (50 минут – 1 час);

 — в ходе режимных моментов (20 – 25 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей.

Роль  педагога:

 при сговоре на игру — главное действующее лицо  — стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.

 — включается в игру во второстепенной роли.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
 в средней группе

  Планируется:

 — в процессе  непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час – 1 час 10 минут);

 — в ходе режимных моментов (25 — 40 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.

            Роль  педагога:

 — при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.

 — при обсуждении содержания игры – репликой, советом , напоминанием актуализирует их личный опыт.

 — включается в игру во второстепенной роли.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
 в старшей и подготовительной к школе группах

Планируется:

 — в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час 40 минут);

 — в ходе режимных моментов (45 – 50 минут);

 — в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

            Роль педагога:

в ходе игры —  второстепенная

— Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр

— Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность

— Включает в игру застенчивых детей способствует поло -ролевой социализации мальчиков и девочек в игре

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.

В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.

 Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.  

Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

Особенности
руководство сюжетно-ролевыми играми детей.

Сюжетно-ролевая игра –
это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях
воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью
усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и
неформального общения.

Игра позволяет
ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и
реальные, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых,
радостных моментов.

Сюжетно-ролевая игра в
своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не
могут играть в
одиночку
, но наличие детского общества – это наиболее благоприятное
условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные
компоненты
сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет
самой сюжетно-ролевой
игры
Сюжет игры – это та сфера действительности, которая
воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком
определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности
окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить
обед, учить рисовать учеников и т. д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны.
Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные,
отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.,
общественные (игры
в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.)
.

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игркоторые как бы связывают поколения людей: игры в семью,
школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов
отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание
игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и
характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой,
трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности
взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в
игре врача, многократно
повторяли одни и те же действия
: измеряли температуру, смотрели
больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении
врача прибавились новые действия.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с
помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и
главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с
каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в
мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать;
учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках.
Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим
элементом сюжетно-ролевой
игры
.

Виды сюжетно-ролевых игр :

игры на бытовые сюжеты : в «дом»«семь»«праздники»«дни рождения». И в этих играх большое
место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что
знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях;

игры
на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для
этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, милиция,
пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, шахта, строительство, армия);

игры на героико-патриотические темы, отражающие героические
подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);

игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач:
в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку, в четырех «танкистов» и
собаку и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из
литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

— «режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет
говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух
планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее
продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых
сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и
пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя
ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Рассмотрим основные особенности сюжетно-ролевой игры.

В первую очередь, это соблюдение правил. Сюжетно-ролевая игра является
важным этапом дошкольного развития, где подчинение правилу вытекает из самой
сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и
моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности
взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной
жизни, к людям, вещам:
в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам,
нормам и правилам поведения в обществе.

В сюжетно-ролевой игре закладывается социальный мотив. Игра – это
возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе
взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится
недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой
статус.

В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка
очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Хотя
ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он
при этом испытывает, самые настоящие. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою
дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в
аварию товарища и т. д.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся
более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует
его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение
ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за
порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Многократное
повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на
образование таких же качеств у ребенка.

В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие
интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным
развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного
возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда
взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.
Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное
время овладевают их воображением.

Некоторые игры (в «моряков»«летчиков»«космонавтов») продолжаются неделями, постепенно
развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком
этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня
в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие,
обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся
целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет
его глубже вникать в смысл того, что он изображает [2].

В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается
с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во
время игры возникают новые идеи, новые образы.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в
содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего
и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные
события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в
кукольном театре.

Для детей этого возраста важны яркие зрительные
впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые
впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре,
повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – все это помогает
образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между
разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и
разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на
себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет
другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть
в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам
игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку
выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними
свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием
речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной
стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается
под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим
самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить
свои мысли и чувства.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – это форма игры, объединяющая в
себе элементы и особенности
игры сюжетной и игры ролевой
Она в обязательном порядке имеет следующие структурные компонентысюжет, содержание,
роль. Виды сюжетно-ролевых
игр
 : игры на бытовые сюжеты, игры на производственные и общественные темы,
игры на героико-патриотические темы, игры на темы литературных произведений,
кино, теле- и радиопередач, режиссерские» игры. К особенностям сюжетно-ролевой игры относятся следующие:
соблюдение правил, наличие социального мотива игры, эмоциональное развитие дошкольника,
развитие интеллекта, воображения и творчества, развитие речи.

Методические рекомендации по организации руководства сюжетно-ролевой
игрой детей
 старшего дошкольного возраста

Руководство
сюжетно-ролевой
 игрой требует большого мастерства
и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,
сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены
приемы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой
осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления
игровых материалов и т. п., то есть без непосредственного вмешательства в игру.
Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у
них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых
игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

К прямым приемам руководства относятся : ролевое участие взрослого
в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять
на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Однако нельзя забывать,
что основное условие использования этих приемов – сохранение и развитие
самостоятельности детей в игре.

В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит
гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею,
формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры :


организация предметно-игровой среды (тематические игровые уголки, где
расположено игровое оборудование и игрушки);


расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки,
контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления
самоделок;


пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях
знаниями.

Помощь взрослого
заключается в следующем
:


вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность,
спланировать ход игры, последовательность действий; — распределить роли,
согласовать замысел;


решение игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос,
изменение игровой среды)
;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел
игры, развитие сюжета,
усложнение способов отображения
действительности);


создание игровой ситуации;


индивидуальная работа с детьми.

В играх старших детей наряду с действиями начинают
отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет
заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает,
читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит
градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.

Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их
источников. Игры старших дошкольников определяются в основном теми
впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с
окружающим. В играх старшего дошкольника все
большее место начинает занимать опосредованный опыт
: знании,
полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного
опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали
участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в
повседневной жизни).

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного
возраста представлена в Приложении 1. Например, перед началом игры «Детский сад» воспитатель проводит
предварительную работу
: вместе с ребятами посещает медицинский
кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседует с
медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе. После
этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает
знания, полученные на экскурсии. А уже после того организует игру «Режим дня», тем
самым, наметив план игры.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно,
но если у детей не
возникло должного интереса к игре, он выступает как равноправный партнер,
выполняя главную или второстепенную роль. К примеру, он может предложить детям
определенные роли врача, медсестры, няни и т. д. Когда все роли будут
распределены, педагог побуждает детей к игре : «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак».

По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает
возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

Воспитателям необходимо помнить, что руководство игрой,
как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры. Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые
игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления,
окружающую бытовую жизнь людей.

2. План игры. Воспитателю необходимо стремиться к максимальному
насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и определить предполагаемые
роли и средства игровой организации.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к
обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда
начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих
предметов переносными значениями
: стулья — поезд, кубики — корабль.
Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к
реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами,
более близкими по их значению к реальным, жизненным.

5. Распределение ролей. Воспитателю необходимо стремиться
удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а
также установить очередность разыгрывания ролей разной степени активности,
искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую
роль.

6. Начало игры. Воспитателю необходимо создать интересную
игровую ситуацию. Для этого можно использовать некоторые методические приемы.
Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале
игры распределить главные роли между активными детьми с хорошо развитым
творческим воображением.

7. Сохранение игровой ситуации. В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой
сюжет
 естественно и непринужденно развивают сами играющие детиВоспитатель помогает этому с
помощью некоторых приемов
: в общении с детьми употребляет условную
игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все
меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в
игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

8. Завершение игры. Воспитателю необходимо позаботится о таком
окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание
сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Руководство играми состоит в целенаправленном
воздействии на решающие моменты в развитии игр
: выбор темы игры,
развитие замысла, обогащение содержания.

Памятка для педагога «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего
дошкольного возраста» представлена в Приложении 2.

Таким образом, педагогическое руководство в процессе сюжетно-ролевой игры имеет свои особенности :
оно способствует
развитию ее замысла
, расширению содержания, уточнению игровых
действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Важнейшая задача
педагогического руководства
сюжетно-ролевыми играми
 по-прежнему является создание таких
условий, при которых дети могут играть самостоятельно. Для этого педагог должен
систематически проводить организованную сюжетно-ролевую деятельность и принимать в них
участие в качестве ведущего, формировать у детей умение включаться в игровые отношения,
соблюдать правила игры, решать дидактические задачи в процессе разнообразных
игровых действий

26.09.2020

Доклад. «Руководство сюжетно-ролевыми играми»

Еговцова Анастасия Ивановна

Игра – один из тех видов деятельности, которые, используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения. Но анализ воспитательной работы в детском саду показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям.

Оценить




255

Содержимое разработки

Доклад.

«Руководство сюжетно-ролевыми играми»

        Игра – один из тех видов деятельности, которые, используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения. Но анализ воспитательной работы в детском саду показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Одними из основных причин неумения  детей играть является:

1. Слабая связь игры с жизненным опытом детей.

2. Неумение воспитателя руководить  игрой.

Существует 4 способа комплексного руководства игрой:

1. Планомерное обогащение опыта.(в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения)

2. Обучающие игры (дидактические, театрализованные идр.) для перевода реального опыта в игровой план.

3. Своевременное изменение игровой среды, расширение тематики игры.

4. Общение со взрослым во время игрового процесса для развития умения ориентироваться в игровой задаче.

В руководстве  сюжетно-ролевой игрой важное значение приобретает логическое построение педагогического процесса, в котором отражены единство обучения, игры и  труда. С этой  позиции и определяются группы методов:

Первая группа методов – обогатить детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ней относятся:

*экскурсии,

*наблюдения,

*встреча с людьми разных профессий,

*чтение художественной литературы,

*беседа с детьми,

*беседа-рассказ воспитателя о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе труда,

*просмотр фотоиллюстраций, картин, репродукций  о событиях, происходящих в стране,

*индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания о современных событиях и о моральных категориях добра и зла,

*инсценировка отдельных произведений с использованием персонажей кукольного театра

Вторая группа методов – обучение детей конструированиюручному труду, изготовлению поделок, игрушек . К ней относятся:

*совместная постройка воспитателя с детьми,

*образец педагога и показ приемов конструирования из строительных материалов,

* овладение детьми  приемами конструирования во время систематических занятий,

*использование фотографий и различных схем построек,

*обучение детей умению делать игрушки из бумаги и тонкого картона,

*показ воспитателя приемов изготовления игрушек из бросового материала(катушек, коробок) и природного материала (шишек, каштанов, веточек).

Третья группа методов – участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре.

Использование этих  групп методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей и от того, какие игровые умения, навыки имеют дети и какова культура детской речи.

Младший дошкольный возраст

В играх детей  этого возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Дети стремятся определить для себя роль, которая может увлечь их на непродолжительное время. Интерес детей неустойчив, возможно переключение с одной роли на другую. Также велика роль подражания. Воспитателю  при выборе приемов руководства важно учитывать эмоциональность, детскую впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному.

Воспитатель использует дидактические игры типа «Уложим куклу Таню спать»,  «Оденем Таню на прогулку», «У куклы Тани – день рождения» и др.  Во время наблюдения за трудом окружающих ребенка взрослых необходимо раскрывать последовательность  их действий и включать, по возможности, детей в трудовой процесс (например,  помощь няне при накрывании стола). Воспитатель организует постепенное и последовательное  пополнение игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.

Большое значение  в руководстве игрой имеет совместная игра воспитателя с детьми, показ действий с игрушками и использование предметов-заместителей. Малыши часто подражают игре сверстников и желают выполнять ту же роль, что и другой ребенок. В связи с этим возникают конфликты из-за одной и той же игрушки (куклы, машины). Воспитатель должен играть вместе с детьми, стараясь увлечь их совместными действиями с одной игрушкой ( у одной куклы будут и «мама» и «сестра»;  у одной машины будет  2 шофера – один привозит «на стройку» кубики, другой выгружает и везет  машину  в гараж для ремонта). Воспитатель нередко берет на себя одну из главных ролей (воспитатель –врач, дети – пациенты), или наоборот, одну из второстепенных ролей (ребенок – продавец, воспитатель – покупатель). Во время игры  воспитатель производит и показ действий с предметами, с игрушкой, учит разговору-диалогу  между участниками игры, комментирует дальнейшие действия ребенка, меняет игровую ситуацию для развития сюжета игры.

В младшем возрасте используются игры-забавы, цель которых – повеселить, порадовать детей (игры-забавы с ветром, с солнечными зайчиками, с механическими игрушками). Воспитатель сопровождает показ этих игрушек потешками, веселыми стихами, объединяя их действия одной темой (например, «Веселый зоопарк»).

Большую ценность в работе с детьми представляют игры с песком, водой, снегом. Малыши любят делать из песка «пирожки», или строить  «домик» для кукол, «гараж» для машины. Воспитатель дает детям дополнительную атрибутику в виде формочек, фанерных фигурок людей, птиц, животных,  маленькие машины, предлагая построить еще несколько «домиков» или «гаражей», при этом оказывая помощь в овладении навыков строительства.

Игры с водой требуют соблюдения некоторых условий: наличие достаточно больших тазов или надувных емкостей для воды, чтобы вокруг них могли находиться 4-5 детей, наличие плавательных игрушек. Вода в тазах должна быть теплой. Воспитатель показывает как замечательно играть с водой, как мама-утка учит плавать своих утят, как красиво плывут бумажные лодочки , как можно устроить соревнования корабликов.

Игры со снегом начинаются у малышей со знакомства со свойствами снега: дети сгребают снег в маленькие кучки, перебрасывают снег с места на место, перевозят на санках. Воспитатель  сам строит горку из снега,  дает детям маленьких куколок, машинки, чтобы покатать  с горки, дает детям лопаточки, советует самим сделать горку для других куколок и машин.

Средний дошкольный возраст

Для  сюжетно-ролевой игры  детей этого возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассказов взрослых («путешествия», игры в «моряков», «военных»,  «строительство»).

Характерная особенность в выполнении ролей и игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательным, вежливым, добрым. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни —  это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло.

В игровой деятельности находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Теремок» и др.).

Дети этого возраста любят совместные игры. Объединения немногочисленны – 5-6 человек. Основой являются личные симпатии, привязанности, которые возникли еще в младшем возрасте. У детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или воображаемое лицо, ребенок стремится реализовать  собственные  знания и представления о  его делах, поступках, чувствах. Руководство воспитателя направлено на обогащение детей впечатлениями, знаниями о происходящих событиях. Воспитатель использует разные методы: беседа, чтение художественных произведений, встреча с людьми разных профессий, рассказ с использованием иллюстраций.

        Воспитателю необходимо вместе с детьми участвовать в игровой ситуации, он может взять на себя главную роль, может быть одним из участников, но в любом случае должен руководить  игрой и направлять инициативу и творчество детей.

Старший дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать.

Появляется желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью. Для развития игры дети используют свои технические умения. Могут договориться о теме игры, без конфликтов  распределять роли. Появляются игры более сложной тематики («Космонавты», «Полеты на «Луну»),   длительные творческие игры («Строительство  города в тайге»,  «Путешествие  на Северный полюс», «Кругосветное путешествие») .

Руководство длительной творческой игрой имеет свою специфику. Это объясняется прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянного развития и усложнения содержания. Следовательно, чтобы  удержать интерес детей к игре, воспитатель должен постоянно давать им новые, конкретные знания.

Основные приемы руководства длительными сюжетно-ролевыми играми:

1. Проведение экскурсий (первичной, повторной, закрепляющей). 

2. Использование бесед, рассказов с показом иллюстраций при ознакомлении детей с событиями современной жизни (о полете космонавтов, о выходе в космос человека, о походах отважных людей к Северному полюсу, о путешествии на необитаемый остров).

3. Просмотр видеофильмов или слайдов по теме игры.

4. Беседа-рассказ воспитателя .

5. Чтение художественной литературы с дальнейшим обсуждением прочитанного.

Руководство воспитателя в игре не должно подавлять инициативу и творчество детей, а, наоборот, всячески способствовать их развитию. Распределение ролей – важный этап перед игрой. Не обязательно  воспитателю  брать на себя  ведущие роли в игре. Достаточно совета, напоминания, предложения направленных на самоорганизацию  детей в игре. Можно провести коллективное обсуждение кандидатур на главные и второстепенные роли. Такое обсуждение учит детей правильно распределять роли, показывает,  как важно быть хорошим товарищем, которого уважают и любят, который сам много умеет и помогает другим.

Для игр с песком от воспитателя требуется дополнительный материал – обрезки досок, колышки, шнуры: дети строят шлюзы, каналы, подземные переходы, тоннели. Часть игрушек дети делают сами на занятиях или вне занятий: пароходы, лодки, вагоны, самолеты из бумаги или коробок, из бросового материала (пластиковые бутылки)

Из снега в этом возрасте могут быть сделаны крупные постройки – на территории участка и мелкие  — на столах. Воспитатель учит,  как сделать «кирпичи» из снега при помощи коробок или ящичков, как возводить стены дома, как утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки, снежные валы. Здесь возможны игры «Зимняя крепость», «Северный полюс», «Зимняя Олимпиада», «Праздник русской зимы», а также драматизация сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

В содержании  театрализованных игр прослеживается динамика действия, наличие диалогов, бесед. Основные вопросы руководства театрализованными играми в этом возрасте касаются выбора литературного произведения, работы с детьми по выразительности речи, созданию декораций и костюмов. Театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии  воспитателя.

Игры-забавы в старшем дошкольном возрасте носят характер  веселых эстафет, соревнований, аттракционов с участием двух и более команд: «Эстафета на санках», «Воздушный футбол» и др. Показ воспитателем заводных игрушек, действующих в одной сюжетной линии  «Цирк», «Детки в клетке» — может способствовать возникновению интереса и желания самим детям подготовить «цирковое представление»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/421041-doklad-rukovodstvo-sjuzhetno-rolevymi-igrami

Также вас может заинтересовать

  • Ум на коньчиках пальцев
  • Подвижные игры как способ активизации познавательной деятельности слабослышащих дошкольников процессе коррекционно-развивающей работы
  • Игра-викторина «Мир животных нашего края»
  • Игра «Веселые скрепки»
  • Игра, как средство нравственного формирования личности дошкольника

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Артра капсулы для суставов цена инструкция по применению взрослым
  • Pretty love инструкция по применению на русском
  • Downloadcenter samsung com руководство пользователя
  • Gemu 1436 руководство по эксплуатации
  • На какой орган возложено руководство всей системой рсчс какие задачи она решает