Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ООО ГК «Континент-Р»
Россия, Самарская область,443052, г. Самара, проспект Кирова, д.5
Тел./факс: 8(846)972-42-84, 312-18-14
E-mail: stk63@mail.ru ICQ: 358494814
http:// www.kontinent-.ru
Руководство по эксплуатации
ТРЭКОЛ – 39041
(издание пятое, с изменениями)
г.Самара
20010 г.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее руководство содержит техническую характеристику, описание и рекомендации по эксплуатации и техническому обслуживанию вездеходных транспортных средств (ВТС) типа 4х4 на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления ТРЭКОЛ-39041 опытно-промышленной партии.
В настоящем руководстве содержатся основные сведения, необходимые для технически правильной эксплуатации указанных ВТС и поддержания их в постоянной готовности.
Настоящее руководство состоит из трех частей: технического описания, инструкции по эксплуатации и инструкции по техническому обслуживанию ВТС ТРЭКОЛ-39041.
В техническом описании приведены основные технические данные ВТС, особенности устройства, принцип действия и способы регулировок узлов и агрегатов. Инструкция по эксплуатации содержит сведения, необходимые для правильной эксплуатации ВТС в различных условиях. В инструкции по техническому обслуживанию изложены порядок и правила технического обслуживания, выполнение которых обеспечивает постоянную готовность ВТС к эксплуатации.
Более подробные сведения по устройству, работе и техническому обслуживанию комплектующих узлов и агрегатов приведены в руководстве по эксплуатации автомобиля УАЗ-31512.
Рис. 1 Основные размеры ВТС ТРЭКОЛ-39041 (даны для справок)
На верхнем рис. для ВТС с кузовами УАЗ-31512,
на нижнем рис. для ВТС с кузовом УАЗ-31514.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Исправная работа и длительный срок службы могут быть обеспечены при выполнении всех требований и рекомендаций, изложенных как в данном руководстве, так и в руководствах по эксплуатации автомобилей УАЗ-31512 и ГАЗ-31029. Прежде чем приступить к эксплуатации ВТС, следует внимательно изучить и, в дальнейшем, соблюдать требования, рекомендации и правила эксплуатации, изложенные в вышеуказанных руководствах.
- К управлению вездеходом могут быть допущены водители, имеющие водительское удостоверение на управление автомобильными транспортными средствами категории “В”, сдавшие зачеты по материальной части, правилам эксплуатации и вождению ВТС ТРЭКОЛ-39041.
- Помните, что для начального периода эксплуатации нового ВТС установлен обкаточный пробег 1000 км, во время которого необходимо соблюдать требования, указанные в разделе «Обкатка».
- Применяемые горючесмазочные материалы и специальные жидкости должны быть только тех марок, которые указаны в руководстве.
- Пуск двигателя в холодное время года производить только после его предварительного прогрева. Движение ВТС следует начинать после предварительного прогрева двигателя до температуры охлаждающей
жидкости плюс 800 С.
- Запрещается производить запуск двигателя при отсоединенном (оборванном) плюсовом проводе генератора, т.к. это приведет к возникновению на генераторе повышенного напряжения и выходу из строя выпрямительного блока генератора.
- Перепутывание полярности при подключении наконечников проводов к выводным клеммам аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя обмотки статора и выпрямительного блока генератора.
- Продолжительность непрерывной работы стартера не более 10 с. Повторный пуск двигателя можно производить после одно-двухминутного перерыва. Если после трех-четырех попыток двигатель не начнет работать,
найдите неисправность и устраните ее.
- При появлении в работающем двигателе выделяющихся шумов и стуков следует выяснить причину их возникновения и до устранения неисправности ВТС не эксплуатировать.
- Перед началом движения проверьте положение рычага переключения передач раздаточной коробки, блокировки межосевого дифференциала. При движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам блокирование межосевого дифференциалов не допускается, т.к. это может привести к выходу из строя трансмиссии.
- Давление воздуха в шинах должно соответствовать конкретным дорожным условиям согласно таблице, приведенной в инструкции.
- При буксировке ВТС с неработающим двигателем рычаги переключения передач раздаточной коробки и коробки передач должны быть в нейтральном положении, а скорость буксировки не должна превышать 20 км/ч.
- Включать задний ход в коробке передач и переключать передачи в раздаточной коробке можно только после полной остановки ВТС.
- Не допускается эксплуатация ВТС с неработающей системой гидроусилителя руля, это приводит к поломке гидроусилителя. Во избежание перегрева масла и выхода из строя насоса гидроусилителя не рекомендуется удерживать рулевое колесо в крайнем положении более 5 сек.
- В процессе управления ВТС на крутых поворотах и при маневрировании возврат передних колес в положение, соответствующее движению по прямой, осуществляется принудительным поворотом рулевого колеса. Поэтому все маневры, связанные с поворотом, нужно выполнять на скорости, обеспечивающей безопасность движения.
- В связи с установкой на ВТС широких шин большого диаметра передний ведущий мост, рулевое управление и другие агрегаты требуют тщательного ухода и строгого соблюдения сроков и объема регламентных работ по техническому обслуживанию. Несоблюдение этих требований приводит, как правило, к появлению зазоров в шарнирных соединениях, ослаблению крепежных деталей и нарушению регулировок.
- Ударные нагрузки на ходовую часть не допускаются. При сильных ударах передними колесами необходимо внимательно осмотреть все детали переднего моста, рулевых тяг, рулевого механизма и устранить обнаруженные дефекты.
- Во избежание чрезмерных нагрузок на дифференциалы ведущих мостов не допускается длительное буксование колес. Запрещается блокировать межосевой дифференциал в раздаточной коробке в момент буксования колес.
- Запрещается при движении на спусках выключать двигатель ввиду потери эффективности тормозов, имеющих вакуумный усилитель, а также выключать сцепление во избежание поломки ведомого диска сцепления.
- Запрещается при эксплуатационной регулировке тормозов отвертывать гайки опорных пальцев колодок и нарушать заводскую установку.
- В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы увеличивается ход педали тормоза и снижается эффективность торможения.
- При пользовании шприцем с вывернутым наконечником вынимать пружину и шарик во избежание их попадания в агрегаты с жидкой смазкой.
- Необходимо следить за равномерным распределением груза в
салоне, не допуская перегрузки по бортам или по осям.
- В случае появления в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости «Тосол», допускается кратковременное использование воды в системе охлаждения, но только на время следования до места, где могут быть устранены неисправности. После работы ВТС в холодное время года обязательно слить воду.
- При отрицательной температуре окружающего воздуха для обеспечения нормального теплового режима двигателя рекомендуется применение утеплительного чехла облицовки радиатора.
- Во время стоянки ВТС свыше 12 часов при температуре окружающего воздуха ниже минус 30С аккумуляторную батарею хранить в теплом помещении.
- Не допускается попадания на окрашенную поверхность кузова и резиновые детали кислот, растворов соды, тормозной жидкости, антифриза и топлива. Запрещается мыть внутреннюю часть салона с помощью шланга. Уборку салона производить влажной тряпкой, не допуская попадания воды на приборы электрооборудования и термоизоляцию.
- Установка различного оборудования и механизмов на ВТС допускается только после согласования с ООО ГК «Континент-Р». В противном случае потребитель лишается прав гарантийного обслуживания.
- Во время эксплуатации ВТС опытно-промышленной партии необходимо постоянно вести учет замечаний по работе узлов, агрегатов и ВТС в целом. Все выявленные поломки, неисправности и замечания заносятся в эксплуатационный журнал, который водитель заполняет каждый раз после окончания работы на линии.
- Фирма постоянно совершенствует конструкцию ВТС, в связи с чем последние конструктивные изменения, не влияющие на эксплуатацию, могут быть не отражены в данном издании руководства.
-
October 28 2010, 12:31
- Транспорт
- Авто
- Cancel
Вездеходы ТРЭКОЛ
ТРЭКОЛ 39294 (1925000 руб.) и ТРЭКОЛ 39295 (1650000 руб.)
— отличаются вместимостью — 8 человек против 4-ёх.
Мне, как дилетанту, в глаза сразу бросается три недостатка:
1)большой расход топлива (17 л на 100 км) для такой малой мощности (90 л.с.) и даже при относительно большой массе (2500 кг)
2) малая скорость передвижения даже по обычному грунту. Я бы сказал крайне малая. Хотя для двигателя 90 л.с., установленного на 2000 кг (неснаряженная масса) такая скорость вполне нормальная.
3) практически не приспособлен для преодоления рек. Из видео роликов видно, что:
— скорость на воде меньше 3 км/ч, а потому снесет даже в самой тихоходной речке-вонючке
— очень тяжко выбирается на берег. Если крутизна подводной части берега будет больше 15-20 градусов и не будет полноценного сцепления передних колос на суше, то может и не выехать
Видео: http://video.mail.ru/inbox/ssss59/61
ТРЭКОЛ 39294
представитель нового поколения вездеходов фирмы «ТРЭКОЛ». По сравнению со своим предшественником — трехосным вездеходом ТРЭКОЛ-3929, он отличается увеличенным на 23% полезным объемом кузова, переднемоторной компоновкой и механическим приводом водяного движителя. Кузов вездехода ТРЭКОЛ-39294 выполнен из стеклопластика. Прочностные свойства кузова и его соответствие нормам безопасности достигнуто за счет применения технологии типа «сэндвич панель». Необходимая жесткость кузова обеспечивается оптимальным соотношением толщины наружных и внутренних панелей, расстояния между ними, а также применением пенополистирола между внутренней и внешней оболочками. Новый кузов отличается очень низкой теплопроводностью и водопоглощением, возможностью экс-плуатации при температуре от – 60 °С до + 60 °С.
Помимо кузова, важной отличительной особенностью этого шестиколесного вездехода является принципиально новая конструкция шасси, предусматривающая переднее расположение силового агрегата. Такая компоновочная схема позволяет установить на вездеход целый ряд бензиновых и дизельных двигателей, как отечественного, так и импортного производства.
Вместимость новой модели – 8 человек. Максимальная скорость – 80 км/час.
На заказ
Цена: 1925000 руб.
Фото ТРЭКОЛ 39294
Технические характеристики ТРЭКОЛ 39294
Модель | ТРЭКОЛ-39294 | |
Колесная формула вездехода | 6х6 | |
Снаряженная масса, кг | 2500 | |
Грузоподъемность на плотных грунтах, кг | 700 | |
Грузоподъемность на слабонесущих грунтах и на плаву, кг | 550 | |
Габаритная длина / ширина / высота, мм | 5670 / 2540 / 2715 | |
Колея, мм | 1900 | |
Дорожный просвет, мм | 500 | |
Двигатель | ЗМЗ – 4021.10, по заказу импортный дизель | |
Рабочий объем двигателя, л | 2,4 | |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) при об / мин. | 66,2 (90) | 4500 |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) при об / мин | 172,6 (17,6) | 2500 |
Топливо | бензин А-76 | |
Контрольный расход топлива при скорости 50 км/ч, л/100 км | 17 | |
Емкость топливного бака, л | 100 | |
Коробка передач | мех., 4-ступенч. | |
Раздаточная коробка | 2-ступенч., межосевой дифференциал с принудительной блокировкой | |
Раздаточная коробка | гидроусилитель интегрального типа | |
Кузов | стеклопластиковый, 3-двер., утепленный, типа «сэндвич» | |
Количество мест | 8 | |
Количество отопителей в кузове | 2 | |
Шины | ТРЭКОЛ –1300х600-533, бескамерные, сверхнизкого давления | |
Диапазон рабочих давлений в шине, кПа (кг/см2) | 8…50 (0,08…0,5) | |
Минимальное давление шины на грунт, кПа (кг/см2) | 10 (0,1) | |
Максимальная скорость на шоссе км/ч | 70 |
Руководство по эксплуатации ТРЭКОЛ 39294
cкачать
Руководство по эксплуатации трэкол 39041
Название | Руководство по эксплуатации трэкол 39041 |
страница | 6/13 |
Тип | Руководство по эксплуатации |
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Руководство по эксплуатации
3.3. Порядок монтажа
3.3.1. Снять с колеса бортовые кольца (если они были установлены при поставке колеса) (Рис.1). Установить в отверстие на наружном конусе основания обода вентиль УБ или ЛБ (ГОСТ 8107), или импортный вентиль
ТР 413. При применении вентиля УБ его уплотнители должны плотно входить в отверстие обода, а герметичность соединения обеспечить затяжкой гайки.
3.3.2. Положить шину боковой стенкой на чистую поверхность помоста или пола. Поднять основание обода с диском и посадочными кольцами и ввести его сверху целиком внутрь шины (с перекосом обода) сначала одной посадочной полкой, а затем другой, помогая при необходимости монтажными лопатками.
3.3.3. Насадить верхний борт шины на верхнюю посадочную полку обода.
3.3.4. Уложить сверху бортовое кольцо, совместив его отверстия под болты с отверстиями во фланце посадочного кольца. Вставить в диаметрально противоположные отверстия бортового кольца технологические болты и наживить на них гайки. Последовательно подтягивая гайки на технологических болтах, произвести предварительное стягивание бортового кольца и фланца посадочного кольца. По мере сближения бортового кольца с фланцем посадочного кольца вставлять в свободные отверстия штатные укороченные болты с шайбами и гайками, постепенно подтягивая гайки. Шайбы подкладываются под головки болтов. После установки штатных болтов с шайбами и гайками во все двенадцать свободных отверстий заменить четыре технологических болта на штатные. Окончательную затяжку штатных болтов гайками произвести в последовательности “крест накрест” динамометрическим ключом моментом 3…3,5 кгсм. После окончательной затяжки гаек зазор между фланцем посадочного кольца и бортовым кольцом не допускается.
3.3.5. Перевернуть колесо и повторить операции по п.п 3.3.2 – 3.3.4 для другого борта шины.
3.3.6. Накачать шину воздухом до давления 0,6 кгс/см 2 и убедиться с помощью мыльной эмульсии, что в местах сопряжения шины с ободом и в сварных швах обода утечка воздуха отсутствует. Допустимое падение давления воздуха в шине за 24 часа – 0,02 кгс/см 2
3.3.7. Собранное колесо с шиной установить на ступицу моста ВТС и затянуть все гайки крепления колеса моментом 11…12кгсм. Для равномерной затяжки, затягивать гайки через одну.
3.4. Порядок демонтажа
3.4.1. Вывернуть золотник из вентиля и сбросить внутреннее давление в шине. Положить шину боковой стороной на чистую поверхность помоста или пола. Отвернуть гайки крепящие бортовое кольцо, вынуть болты из отверстий. Вставить в диаметрально противоположные отверстия бортового кольца технологические болты и навернуть на них гайки на глубину 6-10 мм (высота гайки).
3.4.2. Накачать шину воздухом до давления не более 0,15 кгс/см². Если борт шины не сошел с посадочного кольца, сбросить давление, пролить место соединения борта шины с ободом мыльной эмульсией и через 15-20 минут операцию повторить. Указанные действия повторять пока борт не сойдет с посадочного кольца.
Отвернуть гайки, вынуть технологические болты и снять бортовое кольцо обода.
3.4.3. Перевернуть колесо другим бортом кверху, отвернуть гайки, вынуть болты и снять бортовое кольцо.
3.4.4. Поставить колесо вертикально и вытянуть обод внутрь шины. Если второй борт при этом не сходит с посадочного кольца, можно снять его, постукивая по нему изнутри шины деревянным бруском. После снятия второго борта шины с посадочного кольца, вынуть обод из шины (с перекосом обода).
4. Наблюдение за шинами в процессе эксплуатации.
Долговечность и надежность шин определяются соблюдением в процессе эксплуатации установленных норм эксплуатационных режимов и правильным уходом за шинами.
4.1. Нормы эксплуатационных режимов.
Допустимые давления воздуха в шинах для наиболее характерных условий движения, скорости движения в зависимости от давления в шинах и нормы пробега шин при различных внутренних давлениях в пределах гарантийного срока службы приведены в таблице.
При соблюдении норм эксплуатационных режимов, указанных в таблице, и настоящих правил эксплуатации работоспособность шины до предельного износа рисунка протектора (остаточная высота выступов посередине беговой дорожки не менее 1 мм) составляет не менее 20 тыс. км.
Гарантийный срок службы шин составляет 6000 км в течение года при условии соблюдения настоящих правил эксплуатации.
Запрещается движение по дорогам с твердым покрытием и грунтовым дорогам при внутренних давлениях в шине, меньших, чем указано в таблице.
Нарушение указанных норм приводит к преждевременному выходу шин из строя.
Дорожные условия | Максимальная
на шину, кгс |
Внутренние* давление в шине, соответствующее максимальной нагрузке, кгс/см² |
Максимальная скорость движения, км/ч | Норма пробега в пределах гарантийного срока службы, не более, км |
Дороги с твердым покрытием | 600
0,5 |
70 | 800 | |
Грунтовые дороги | 600
0,35 |
60 | 900 | |
Песок, пахота | 600
0,25 |
40 | 1500 | |
Снежная целина, заболоченные участки местности | 500
300 |
*Указанные значения давлений должны поддерживаться в шинах независимо от температуры окружающей среды. Отклонения давлений не должны превышать 0,01 кгс/см².
4.2. Обслуживание шин.
4.2.1. Перед выездом ВТС на трассу необходимо:
а) проверить внутреннее давление в шинах и при необходимости довести его до нормы. Замер внутреннего давления производить манометром с ценой деления не более 0,02 кгс/см 2 . После проверки давления вентили на всех шинах должны быть закрыты колпачками;
При стоянке ВТС в зимнее время в теплом гараже, перед проверкой внутреннего давления в шинах необходимо за полтора два часа до замера выставить ВТС из гаража на улицу. Это связано с тем, что в шинах сверхнизкого давления внутреннее давление существенно зависит от температуры окружающей среды.
б) тщательно осмотреть шины и колеса и удалить застрявшие в них посторонние предметы (камни, гвозди и др.);
в) при выявлении небольших сквозных повреждений шин отремонтировать их с помощью аптечки АРБ. В зависимости от размера и вида поврежде
ния ремонт может производиться без демонтажа, или с демонтажом шины в соответствии с инструкцией, прилагаемой к аптечке АРБ;
г) проверить плотность затяжки и наличие всех болтов, крепящих бортовые кольца обода. При необходимости подтянуть гайки болтов. При отсутствии отдельных болтов на их место поставить новые;
д) проверить плотность крепления дисков колес к ступицам и при необходимости подтянуть гайки крепления;
е) при выявлении шин с предельным износом рисунка протектора (высота выступов по середине беговой дорожки меньше 1 мм), не имеющих сквозных повреждений их эксплуатация на дорогах общего пользования не допускается;
ж) при выявлении шин с неравномерным износом протектора необходимо установить причины его появления (нарушение углов установки управляемых колес, перекос мостов, неплотное крепление диска колеса к ступице, нарушение норм нагрузок и внутренних давлений и др.) и принять меры к их устранению, а также осуществить перестановку колес согласно схемам, указанным на рис. 2.
4.2.2. В процессе работы ВТС на трассе необходимо:
а) следить за состоянием дороги и поддерживать внутреннее давление в шинах и скорость движения ВТС в соответствии с дорожными условиями согласно таблице;
б) после преодоления труднопроходимых участков местности остановиться и увеличить внутреннее давление в шинах согласно таблице;
в) не допускать перегрузок ВТС, при которых нагрузки на шины превышают значения, указанные в таблице;
г) не допускать длительной пробуксовки колес при застревании ВТС;
д) не допускать резких торможений и троганий ВТС с места, особенно на дорогах с твердым покрытием;
е) при движении по твердым дорогам не допускать блокировки межосевых дифференциалов и подключения заднего моста на трехосных ВТС;
ж) на стоянках осматривать шины с целью определения возможных повреждений и надежности крепления колес к ступицам. При обнаружении сквозных повреждений шин отремонтировать их при помощи аптечки АРБ. При невозможности ремонта шину заменить;
з) после длительной стоянки ВТС на морозе (ниже минус 10° С) первые 20-30 минут двигаться со скоростью 10-15 км/ч., после чего постепенно увеличивать скорость.
4.2.3. Особые указания по эксплуатации:
а) при эксплуатации ВТС в солнечную погоду при температуре воздуха ниже минус 15° С запрещается его длительная (более 30 минут) стоянка, если один борт находится на солнечной стороне, а другой в тени, т.к. в этом случае давление в шинах, находящихся на солнечной стороне, резко увеличится, что отрицательно скажется на проходимости и управляемости ВТС;
б) при замене шин на задней оси трехосного ВТС необходимо следить, чтобы длины их окружностей, замеренных по центру беговой дорожки при максимальном внутреннем давлении, были меньше соответствующих длин
окружностей шин, установленных на первой и второй осях ВТС. В противном случае при движении на подъемах с включенным приводом заднего моста возможна его значительная перегрузка и поломка трансмиссии.
в) аптечку для ремонта бескамерных шин (АРБ) и комплект инструмента для монтажа шин можно приобрести в ООО ГК «Континент-Р»
5. Учет работы шин.
На каждый ВТС перед началом его эксплуатации заводится бортовой журнал учета работы шин по форме, данной в приложении.
Шины в журнале учитываются по заводским номерам и дате изготовления, выдавленным на одной из боковин. Заводской номер состоит из шести цифр. Дата изготовления состоит из четырех цифр, помещенных в кружок, (первые две цифры указывают неделю с начала года, а последние две – год изготовления).
В разделе 1 журнала указываются заводские номера шин в порядке их установки на колеса ВТС перед началом эксплуатации и шин, на которые они заменяются при выходе из строя, снятии с ВТС, или перестановке.
В разделе 2 журнала фиксируются пробеги шин в различных дорожных условиях, повреждения и дефекты шин, причины их снятия и перестановки.
Журнал ведется водителем ВТС, и контролируется службой эксплуатации. Журнал учета работы шин является основным документом для рассмотрения претензий по их работе и возможности замены. При отсутствии правильно заполненного журнала предприятие изготовитель ВТС снимает с себя гарантийные обязательства.
Обозначение колес: ПЛ — переднее левое; ПП — переднее правое;
СЛ — среднее левое; СП — среднее правое;
ЗЛ — заднее левое; ЗП — заднее правое.
Рис. 2 Схема перестановки колес на ВТС.
Форма бортового журнала учета работы
шин 1300 600-533 ТРЭКОЛ.
Марка, модель и изготовитель ВТС__________________________________
Владелец ВТС и его адрес__________________________________________
________________________________________________________________
1. Шины, установленные на ВТС.
Дата установки или перестановки шин и пробег ВТС на эту дату | Обозначение колеса ВТС, на котором установлена шина* | Заводской
№ шины |
Подпись |
1 | 2 | 3 | 4 |
* ПЛ — переднее левое; ПП — переднее правое;
СЛ — среднее левое; СП — среднее правое;
ЗЛ — заднее левое; ЗП — заднее правое.
2. Пробеги шин и замечания по их работе.
Дата | Дорожные условия | Пробег ВТС по видам дорог, км | Повреждения и дефекты шин, проведение ремонта, причины снятия с указанием заводского
№ шины |
Подпись | |||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||
Приложение 2 С уровнем качества API: SG/CD или SG М-5з/10Г1 только в холодное время года (с 01.10 до 01.04) 6,5
|
деталей, запрошенных для исследования.
- Акты и дефектные детали следует направлять почтовыми посылками по адресу:443052, г.Самара, проспект Кирова, д5,
ООО ГК «Континент-Р».
Секретариат e—mail: stk63@mail.ru
тел./факс +7(846) 972-42-84? 312-18-14
www.kontinent—r.ru
Правильное оформление рекламаций ускоряет их рассмотрение
и ответ предприятия-изготовителя потребителю.
Предприятие-изготовитель оставляет за собой право на внесение отдельных изменений в конструкцию ВТС или его комплектность без предварительного уведомления потребителя.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
Техническое обслуживание предназначено для поддержания ВТС в исправном состоянии и является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке. Соблюдение периодичности и качественное выполнение технического обслуживания в полном объеме — главное условие обеспечения технической готовности, безотказности и продолжительного срока службы ВТС. Отсутствие нужного оборудования и комплексных стационарных или подвижных средств технического обслуживания не является основанием для изменения объема, периодичности и условий проведения обслуживания ВТС. При выявлении неисправности работы механизмов, посторонних шумов, стуков или вибраций, а также нарушений регулировок и прочих неисправностей водитель обязан немедленно принять меры к их устранению независимо от срока очередного технического обслуживания. Эксплуатация неисправного ВТС или ВТС, не прошедшего положенное техническое обслуживание, запрещена.
1. Виды и периодичность технического обслуживания.
В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные и другие работы. По периодичности, перечню выполняемых работ и трудоемкости техническое обслуживание подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится через каждые 2000 км пробега;
- второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через каждые 10000 км пробега;
- сезонное техническое обслуживание (СТО) проводится два раза в год при подготовке ВТС к эксплуатации в зимний и летний периоды.
При среднемесячных пробегах меньше приведенных величин ТО-1 проводится один раз в месяц, а ТО-2 — два раза в год – осенью и весной совместно с проведением СТО.
2. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО).
Ежедневное техническое обслуживание включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и специальными жидкостями. ЕТО выполняется перед выездом ВТС из парка и после работы на линии, а также при смене водителей. ЕТО осуществляется водителем за счет подготовительно-заключительного времени.
2.1. Внешним осмотром проверить комплектность ВТС, состояние кузова, агрегатов и механизмов (дверей и механизмов дверей, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, рамы, рессор, буксирного устройства, окраски и т.п.).
2.2. Проверить, нет ли подтекания топлива, масла и специальных жидкостей в агрегатах и системах (питания, смазки, охлаждения, приводов тормозов и сцепления). Устранить причины подтеканий, а следы подтеков вытереть насухо. Проверить уровень топлива, масла и специальных жидкостей в агрегатах и системах. При необходимости довести до нормы согласно указаниям химмотологической карты.
2.3. Проверить и, при необходимости, довести до нормы уровень масла в картере двигателя. Прогреть двигатель и проверить его работу на слух и по штатным приборам на разных оборотах. Убедиться в отсутствии шумов и стуков, не характерных для нормальной работы двигателя.
2.4. Осмотреть шины и колеса. Удалить застрявшие в них посторонние предметы (камни, гвозди, и др.). Проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормы.
2.5. Проверить свободный ход рулевого колеса, состояние рулевых тяг и шплинтовку гаек шаровых пальцев.
2.6. Проверить работу тормозов, действие педалей, рычагов и рулевого управления на ходу.
2.7. Проверить исправность и действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, системы вентиляции, отопления и обогрева стекол (в зимнее время).
2.8. Очистить ВТС от пыли и грязи или вымыть и высушить. Не допускать попадания воды на приборы электрооборудования. Произвести уборку салона. Обтереть зеркала заднего вида, фары, подфарники, указатели поворотов, задние фонари, стекла салона и номерные знаки.
3. Первое техническое обслуживание (ТО-1).
3.1. Выполнить все работы, предусмотренные ЕТО.
3.2. Проверить герметичность уплотнений и соединений узлов и систем двигателя.
3.3. Подтянуть гайки крепления корпусов подшипников распределительного вала моментом и в порядке, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля УАЗ-31512, подтянуть крепления узлов и приборов системы питания.
Отрегулировать частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу. Проверить работу терморегулятора, экономайзера холостого хода и пускового устройства карбюратора.
Проверить состояние ремней привода распределительного вала и генератора и, при необходимости, отрегулировать их натяжение.
3.4. Проверить на слух, нет ли шума в подшипнике выключения сцепления, проверить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход педали сцепления.
3.5. Проверить коробку передач на отсутствие посторонних шумов и стуков, проверить герметичность уплотнений.
П р и м е ч а н и е. Пункт 3.2 выполнять только после первого ТО-1. При последующих ТО-1 этот пункт исключить.
3.6. Проверить свободный ход рулевого колеса, люфты в шарнирах рулевых тяг, в шкворневых соединениях; проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, крепление рычага поворотного кулака, крепление шаровых опор к кожухам, крепление картера и сошки рулевого механизма и устранить обнаруженные неисправности.
3.7. Проверить величину свободного и рабочего хода педали тормоза; при необходимости произвести регулировку тормоза и его привода.
3.8. Проверить крепление приемной трубы глушителя и ее подвески.
3.9. Проверить крепление фланцев полуосей.
3.10. Проверить крепление фланцев карданных валов к фланцам раздаточной коробки и ведущих мостов и, при необходимости, подтянуть крепление.
3.11. Проверить крепление приводов управления раздаточной коробкой и при необходимости, подтянуть резьбовые соединения.
3.12. Проверить крепление колес и при необходимости подтянуть гайки крепления колес.
3.13. Проверить состояние шин и давление воздуха в них, при необходимости подкачать воздух.
3.14. Очистить аккумуляторную батарею от грязи; прочистить вентиляционные отверстия в пробках. Проверить уровень и плотность электролита и, при необходимости, довести до нормы.
3.15. Выполнить все указания химмотологической карты, предусмотренные для ТО-1.
3.16. Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов ВТС на ходу или посту диагностирования.
4. Второе техническое обслуживание (ТО-2).
4.1. Выполнить все работы, предусмотренные ТО-1.
4.2. Проверить работу терморегулятора, заменить фильтр тонкой очистки топлива и фильтрующий элемент воздушного фильтра.
Промыть и продуть детали карбюратора.
Отрегулировать зазоры в механизме газораспределения, подтянуть крепления узлов и приборов системы питания. Отрегулировать холостой ход двигателя с проверкой токсичности отработавших газов.
Через каждые четыре ТО-2 заменить зубчатый ремень привода распределительного вала и охлаждающую жидкость в системе охлаждения и проверить работу термостата.
4.3. Проверить крепление силового агрегата, масляного картера двигателя, картера сцепления, коробки передач.
4.4. Проверить и, при необходимости, довести до нормы уровень масла в картере коробки передач.
4.5. Проверить крепление радиатора.
4.6. Проверить осмотром герметичность системы охлаждения и отопления, исправность и крепление насоса системы охлаждения, состояние электровентиляторов.
4.7. Проверить крепление впускного и выпускного трубопроводов.
4.8. Проверить крепление раздаточной коробки и герметичность уплотнений картера.
4.9. Проверить и, при необходимости, отрегулировать зазор в подшипниках ступиц колес.
4.10. Снять тормозные барабаны и очистить тормоза. Проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок и крепление тормозных щитов. Установить тормозные барабаны и отрегулировать зазоры между тормозными барабанами и колодками.
Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.
Проверить состояние трубопроводов тормозной системы и тормозных цилиндров.
Промыть воздушные фильтры вакуумного усилителя тормозов.
4.11. Проверить крепление крышек подшипников ведущих шестерен ведущих мостов.
Проверить зазор подшипников ведущей шестерни главной передачи ведущих мостов и, при необходимости, отрегулировать.
4.12. Прочистить трубки вентиляции коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов.
4.13. Проверить и, при необходимости, отрегулировать зацепление червяка и ролика рулевого механизма.
4.14. Проверить величину схождения передних колес, при необходимости
отрегулировать.
4.15. Очистить генератор и стартер от грязи и масла и проверить состояние коллектора и щеток стартера. При необходимости продуть полость генератора и стартера сжатым воздухом и проверить их крепление.
Заменить, при необходимости, свечи зажигания. Проверить и, при необходимости, отрегулировать установку момента зажигания.
При каждом четвертом ТО-2 аккуратно зачистить коллектор стартера мелкозернистой шкуркой, проверить износ и прилегание щеток к коллектору. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, заменить новыми. Одновременно необходимо очистить и смазать моторным маслом винтовые шлицы вала якоря, втулки вала якоря в задней крышке и в картере сцепления и шестерню. Поводковое кольцо привода смазать консистентной смазкой Литол-24.
При каждом четвертом ТО-2 зачистить контактные кольца генератора мелкозернистой шлифовальной шкуркой, проверить износ и прилегание щеток к кольцам и, при необходимости, заменить щеткодержатель со щетками.
4.16. Очистить поверхность свечей, катушки зажигания и проводов высокого напряжения от грязи и масла. При необходимости электроды зачистить и отрегулировать зазор между ними. Проверить состояние проводов высокого и низкого напряжения.
4.17. Проверить крепление и надежность контакта наконечников проводов на клеммах аккумуляторной батареи. Если на клеммах или наконечниках появился белый налет, то удалить его шлифовальной шкуркой и нанести на наружные поверхности (но не на контактные) клемм и наконечников проводов тонкий слой технического вазелина.
Проверить степень заряженности аккумуляторной батареи. При необходимости снять батарею для подзарядки. Проверить крепление аккумуляторной батареи в гнезде.
4.18. При каждом четвертом ТО-2 отрегулировать направление световых пучков фар.
4.19. Проверить осмотром состояние кузова и ходовой части. При необходимости устранить неисправности.
4.20. Проверить крепление топливного бака.
4.21. Выполнить все указания химмотологической карты, предусмотренные для ТО-2.
4.22. Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов ВТС на ходу или посту диагностирования.
5. Сезонное техническое обслуживание.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год – весной и осенью и по возможности совмещается с очередным ТО-2. При переходе к зимнему и летнему сезону эксплуатации необходимо выполнить весь перечень работ второго технического обслуживания и, кроме того:
5.1. Снять аккумуляторную батарею для подзарядки и откорректировать плотность электролита.
5.2. Промыть топливный бак, топливные фильтры и продуть топливопроводы.
5.3. Снять карбюратор и топливный насос, промыть и проверить состояние и работу на стенде.
5.4. Снять прерыватель-распределитель, очистить, проверить состояние и, при необходимости, отрегулировать на стенде.
5.5. Проверить исправность датчиков включения вентиляторов системы охлаждения и датчика аварийной сигнализации давления масла в системе смазки.
5.6. Снять электродвигатели системы охлаждения, отопления и стеклоочистителя, проверить состояние коллектора и щеток, промыть и смазать подшипники.
5.7. Произвести сезонную замену масел в соответствии с химмотологической картой.
Приложение 1
Правила эксплуатации шин сверхнизкого давления 1300х600-533 «ТРЭКОЛ»
- Вводная часть.
Шины сверхнизкого давления 1300х600-533 ТРЭКОЛ предназначены для эксплуатации на вездеходных транспортных средствах (ВТС), работающих преимущественно в условиях бездорожья.
Многолетние наблюдения за эксплуатацией ВТС на шинах 1300х600-533 ТРЭКОЛ свидетельствуют о наличии систематических нарушений правил эксплуатации шин. Большинство этих нарушений связано с несоответствием фактических нагрузок на шины, внутренних давлений воздуха в них и пробегов в различных дорожных условиях значениям, установленным нормативно-технической документацией на шины. Все это значительно снижает ресурс шин, а иногда приводит к поломкам трансмиссии ВТС.
Настоящие Правила являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин 1300х600-533 ТРЭКОЛ, и их выполнение является обязательным для всех юридических и физических лиц.
2. Особенности конструкции шины.
Бескамерная шина 1300х600-533 ТРЭКОЛ в сборе с колесом состоит из тонкостенной покрышки с резинокордным каркасом, бортами и протектором, смонтированной на специальный герметичный обод 500-533 с диском, и вентилем (см. рис.1). Протектор имеет рисунок, состоящий из прямоугольных выступов, разделенных продольными и поперечными впадинами.
3. Правила монтажа и демонтажа шин.
3.1 Общие положения
Монтаж шины на обод колеса может осуществляться одним квалифицированным монтажником с соблюдением общепринятых правил техники безопасности шиномонтажных работ, изложенных в «Правилах эксплуатации автомобильных шин». Монтажу подлежат только исправные, чистые и сухие шины и ободья.
Шины, хранившиеся при температуре ниже 0ºС, перед монтажом должны быть выдержаны при температуре выше 0ºС в течение 3-5 часов.
Шины перед монтажом подвергаются осмотру снаружи и внутри. При обнаружении застрявших в шине посторонних предметов их необходимо удалить.
Не подлежат монтажу и дальнейшей эксплуатации шины:
- с вытянутыми (деформированными) бортами, с изломом или разрушением металлического кольца борта;
- с расслоением в каркасе;
- с отслоением протектора;
- с повреждениями слоев каркаса;
- с кольцевым разрушением или изломом слоев каркаса;
- подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (масла, бензина, керосина, нефти) или других веществ, вызывающих набухание резины;
- со сквозными повреждениями.
Обнаруженные при осмотре сквозные повреждения должны быть отремонтированы с помощью аптечки для ремонта бескамерных шин (АРБ) в соответствии с прилагаемой к ней инструкцией.
Не допускаются к монтажу колеса, имеющие деформации, трещины, заусенцы и ржавчину деталей обода, контактирующих с шиной, а также трещины сварных швов в конусах основания обода и в местах соединения посадочных колец и диска с конусами основания обода, погнутости дисков и разработку крепежных отверстий диска более размеров, предусмотренных ГОСТ 10409.
Поверхности ободьев, контактирующие с шиной, должны быть очищены от ржавчины и покрыты лаком для металла.
Перед началом монтажа посадочные полки обода и борта шины необходимо смазать силиконовой смазкой или мыльной эмульсией.
3.2. Инструменты, применяемые для монтажа шины на обод:
Монтажные лопатки — 2 шт. Гаечные ключи S=13 -2 шт.
Динамометрический ключ S=13 – 1 шт.
Технологические болты М8х40 – 4 шт.
1 – шина; 2 – протектор шины; 3 – борт шины; 4 – вентиль; 5 – диск колеса;
6 – болт; 7 – шайба; 8 – гайка; 9 – кольцо бортовое обода; 10 – кольцо посадочное обода с фланцем; 11 – конус внутренний; 12 – конус наружный.
Рис. 1 Шина 1300х600-533 ТРЭКОЛ с колесом в сборе