Тренинг классное руководство

План

мини
тренинга для классных руководителей

«
Взаимодействие классного руководителя с родителями в вопросах воспитания
детей».

 Цель: повышение
психологической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с
родителями.

Введение
в тему.

     Пути объединения
усилий классных руководителей и родителей в процессе воспитания детей,
составляют непростую в организационном и психолого- педагогическом плане
задачу.

Решение этой задачи заключается в создании
особой формы общения между родителями и классными руководителями как

« доверительный деловой контакт».

1.     Основные
характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами

1этап — трансляция родителям
положительного образа ребенка.

2 этап – трансляция родителям
положительного образа данной школы, класса.

3 этап – ознакомление педагога с
проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка.

4 этап- совместное исследование и
формирование личности ребенка.

    (этапы раскрываются в
рекомендациях классным руководителям)

Рекомендации классным руководителям по
взаимодействию с родителями.
 

Воспитательный процесс в семье- это прежде
всего постоянное общение детей и родителей. Как помочь родителям 
организовать правильное педагогическое общение в семье.

Начнем с главного. Воспитание ребенка- это
прежде всего любовь к нему. А что значит любить своего ребенка? Это значит
окружить его постоянным, систематическим  вниманием.

Давайте на минуту  задумаемся  и
откровенно скажем, сколько минут в день мы  уделяем общению с собственным
ребенком. Если эта цифра приближается к часу, уже неплохо, но, как вы сами
понимаете, недостаточно. По данным  исследований, отец, мать и дети
находятся дома вместе ( исключая сон) меньше 1,8ч в сутки. Подсчитано, что,
например, мать в среднем тратит на непосредственное общение с детьми 35 мин. в
день. Вот обычная модель  общения, скажем, матери с сыном, который только
что вернулся из школы:

  • Что нового в школе, какие отметки?
  • Кушать будешь,  ты голодный?

Другой вариант: ребенок пришел из школы.
Мама занимается ужином,  папа читает газеты, а ребенок все время задает
вопросы ( много впечатлений за день). И в сердцах иногда срывается: « Да оставь
ты меня в покое со своими вопросами. Тут и так дел невпроворот!» Вот она
главная и основная ошибка- внутреннее ощущение того, что воспитание  собственного
ребенка это не такое важное дело , как, например, стирка белья.

 Педагогическая ошибка в следующем:
нам кажется, что сам факт присутствия дома обеспечивает воспитание ребенка. Это
заблуждение. Воспитание ткань взаимоотношений. Истинный воспитательный процесс,
основанный на искренних доброжелательных отношениях между родителями и детьми,
опирается прежде всего на внимании друг к другу.

Конечно, хочется  и книгу почитать ,
и в гости сходить, и  театр посетить. Но все- таки главное- внимание к ребенку,
общение с ним, независимо от того сколько ему лет- 1 год или 16.

Кодекс поведения в конфликте

1.     Дай
партнеру «выпустить пар»

Если он раздражен и агрессивен, то нужно
помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не случиться, договориться
с ним  трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя
спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Если человек агрессивен, значит он
переполнен отрицательными эмоциями. Представьте, что вокруг вас оболочка, через
которую не проходят стрелы агрессии.

1.     Потребуй
от партнера спокойного обоснования претензии.

При этом скажи, что будешь учитывать
только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и
эмоции. Поэтому эмоции отметай, спрашивая: «То, что вы говорите, относится к
фактам или мнению?»

1.     Сбивая
агрессию неожиданным приемами.

Например, спроси доверительно у партнера
совета, задай неожиданный вопрос совсем о другом, но значимо для него. Напомни
о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Скажи комплимент,
вырази сочувствие….. Главное чтобы твои просьбы,  воспоминания,
комплименты переключали сознание твоего разъяренного партнера.

1.     Не
давай партнеру отрицательных оценок, а говори о своих чувствах
.

Не говори: «Вы меня обманывайте», лучше:
«Я чувствую себя обманутым».

1.     Попроси
сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цель препятствий.

Проблема это то, что надо решить.
Отношение к человеку это фон или условия, в которых приходится ее решать.
Определи вместе с партнером проблему и сосредоточиться на ней. Не позволяй
эмоциям управлять тобой.

1.     Предложи
партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои
варианты решения.

Не ищи виновных и не объясняй создавшееся
положение, а ищи выход из него. Не останавливайся на первом приемлемом варианте
решения, а создавай спектр вариантов. Потом из него выбери лучший.

При поиске путей решения проблемы помни,
что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Ты и партнер должны быть
удовлетворены взаимно. Вы оба должны стать победителями.

Если не смогли договориться о чем-то, то
ищи объективную меру для соглашения ( нормативы, факты, инструкции и т.п.).

1.     В
любом случае дай партнеру возможность «сохранить свое лицо»

Не позволяй себе распускаться и отвечать
агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже
если уступит нажиму. Не затрагивай его личности. Давай оценку только его
действиям.

1.     Отражай
как эхо смысл его высказываний и претензий.

Чаще спрашивай: «Правильно ли я вас
понял?», «Вы хотели сказать именно это?» Эта тактика устраняет недоразумения и
кроме, того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает
агрессию.

1.     Держись
как на острие ножа в позиции «на равных».

Держись в позиции спокойной уверенности,
она удерживает партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять лицо».

1.     Не
бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват.

Во-первых, это обезоруживает партнера,
во-вторых , вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только
уверенные и зрелые личности.

1.     Оформи
принятую договоренность и оговори взаимоотношения на будущее
.

Обязательно подпиши те договоренности,
которые удалось достичь на этой встрече.

1.     Независимо
от результата разрешения противоречия старайся не разрушить отношения.

Вырази свое уважение и расположение
партнеру и выскажи сожаление по поводу возникших трудностей. И если ты
сохранишь отношения и дашь партнеру возможность ««с

охранить лицо», ты не потеряешь его
как будущего партнера или клиента. Найти нового, надежного, неконфликтного
задача не из легких.

                    
Как работать с родителями

Первый этап
трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого
начала между педагогом и родителями складываются доброжелательные отношения с
установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется
тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида
положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях.
Этот эффект «Забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения
ребенка в школе.  Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки
акцентов».

Второй этап
трансляция родителям положительного образа данной школы, класса .

Третий этап
ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка. На
этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором  последним
принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является
третьим, а не первым ( что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только
после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности
возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях
индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не
только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть,
что позиция педагога в таком  диалоге не столько судейская, сколько
партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к
четвертому, заключительному и определяющему перспективу дальнейшего
сотрудничества этапу.

Четвертый этап-совместное
исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения
может быть «Давайте узнавать вместе!». Исследования подобного рода общения в
ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочение педагога и
родителя на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть
следующим: изучение направленности и типа протекания реакции ребенка на те или
иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета
точки зрения другого человека (децентрация); изучение особенностей чувства
юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического
развития.

Анкета

взаимоотношений  родителей с
собственными детьми

1.     Считаете
ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.     Говорят
ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3.     Интересуются
ли они вашей работой?

4.     Знаете
ли вы друзей ваших детей?

5.     Бывают
ли они у вас дома?

6.     Участвуют
ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7.     Проверяете
ли вы, как они учат уроки?

8.     Есть
ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

9.     Участвуют
ли дети  в подготовке к праздникам?

10. Предпочитают
ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить
их без взрослых?

11. Обсуждаете
ли вы прочитанные книги?

12. Бываете
ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Обсуждаете
ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?

14. Участвуете
ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаете
ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Утвердительный ответ оценивается двумя
очками. Ответ, выраженный словами « отчасти»,  « иногда», — одним очком,
отрицательный — нулем. А теперь подсчитайте. Если вы набрали более 20 очков,
ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. Если от 10 до
20 — удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они
должны быть углублены и дополнены. Если менее  10 – ваши контакты с детьми
явно недостаточны. Необходимо решить , как  их улучшить. Ответьте на
вопросы этого теста в семье и проведите необходимые коррективы. Это
необходимо  и вам и вашим детям.

 Установки

для классного руководителя при 
подготовке   встречи с родителями.

Я спокоен.

У меня хорошее настроение.

Я тщательно подготовлен к встрече.

Я подготовила каждый шаг разговора.

У меня продуман план.

Мне удобно общаться.

Я сосредоточен, внимателен.

Я чувствую реакцию родителя, слежу за ней.

Я внимательна.

Я подготовлена к встрече.

Все у меня будет хорошо.

Я выдержан.

Я терпелив.

Всех люблю.

Мое терпение безгранично. Я владею собой.

Семинар-тренинг

 для классных руководителей

 «Школа лидера»

Информационное погружение

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

        Эффективность развития ученического самоуправления в современной школе во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности школы.

        Сегодня мы будем говорить с вами о феномене лидерства.

Цель нашего сегодняшнего семинара – тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.

А лидер кто?

Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 10 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды  «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.

  1. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

  1. Сейчас все команды полетят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и 8 пассажиров. Итак, кто быстрее?! «Начали!»

Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер.

Таким образом, у нас с вами оказались группы-экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.

Упражнение «Аквариум»

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

«Давайте увидим лидера».

Обвести ладошку фломастером и подписать, чья ладошка, передать лист по кругу через одного вправо, в каждом пальчике – лидерские качества человека.

Когда вернётся хозяину – посмотреть.

«Веревочка»

Задание: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.

        Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.

        А теперь попробуйте построить четырехугольник.

 — треугольник

Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.

Упражнение «Круг и Я»

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Лидер. Кто он? Какой он?

        Б.Д. Парыгин дает следующее определение лидера:

Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «веревочка» или при поиске общего для группы слова.

        Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер. Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.

Затем группы обсуждают качества

присущие лидерству и отдаляющие от него.

Предлагаются признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Предлагаются признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:

  • Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
  • Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
  • Нежелание простить и отпустить.
  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
  • Потребность всегда быть правым.
  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
  • Неспособность примириться со своими страхами.
  • Отсутствие ясных целей.
  • Недостаток обязательности.
  • Боязнь риска.
  • Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
  • Потеря надежды.
  • Недостаток мужества.
  • Неумение фантазировать и мечтать.
  • Отсутствие любви к себе
  •  Тщеславие.

Упражнение «Лидер и его команда»

Лидер – это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Школьный лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.

Сейчас вам предстоит достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочитаете. Самое главное, что в течение 5 минут вам предстоит внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов касаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?

1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.

2 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.

После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросы, чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на последующих этапах:

  1. Что произошло в группе в момент работы?
  2. Как себя чувствовал каждый участник?
  3. Какую роль выполнял?
  4. Почему взял на себя данную роль?
  5. Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?
  6. Всех ли выслушали в процессе подготовки?
  7. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
  8. Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?

 «Дом» (для всех групп одновременно)

        Учителю, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, — безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.

Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.

  • Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
  • Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
  • На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
  • Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.

Вы можете во время защиты групп просить уточнить, объяснить, доказать, задать вопросы.

У Вячеслава Яшкова есть такие слова:

Ведь слово лидер это лучший,

А лучших надобно искать,

Достойный власти сам не лезет,

Достойных нужно замечать.

Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги

на пути формирования лидерских качеств у ваших учеников.

Данные упражнения можно использовать и в работе с детьми, для определения у учащихся лидерских качеств.

Тренинг на сплочение класса для классного часа

Цель тренинга: повысить сплоченность и самооценку у детей в классе.

План тренинга

Приветствие
— Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие буду вести я. Оно будет немного необычным, но обещаю, что вам очень понравится. И прежде, чем начать, давайте все вместе поприветствуем друг друга. Для этого нужно рассчитаться на первый-второй.
Отлично! А сейчас давайте все дружно встанем и отодвинем свои стулья, чтобы нам ничего не мешало. Те, кто в первой группе, встают за мной в одну линию, а вторая группа встает в такую же линию прямо напротив нас.
Приветствие будет заключаться в следующем: каждый по очереди поворачивается и жмет руку стоящему за ним в колонне. Как только обе колонны закончат это делать, нужно будет обменяться приветствиями между колоннами. Для этого мы все будем идти «змейкой» и обмениваться рукопожатиями.

Погружение
— А теперь внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи.

Данное задание считается выполненным успешно, если с ним справились все ученики. Не имеет значения скорость выполнения и качество. Главное, чтобы задание было выполнено всеми.

— А сейчас послушайте одну историю. В некотором селе жила-была семья, глава этой семьи был уже стар. И перед смертью он дал своим сыновьям веник и попросил их его сломать. Как ни пытались его сыновья сломать его, ни один с этим не справился. Потом старец разрезал бечевку, которая связывала прутья воедино, и предложил сломать их по отдельности. С этим сыновья справились без особых усилий. И тогда глава семьи дал своим детям такой наказ: когда его не станет, они должны всегда держаться друг за друга и всегда быть вместе, тогда им будут не страшны никакие беды.
И на этом занятии мы постараемся понять, каким дружным является ваш класс.

Строй
— Для вас не составит труда, если я скажу, что за минуту нужно выстроиться в ряд по росту. А если я скажу, что за минуту нужно выстроиться по цвету волос? В начале ряда должен стоять тот, у кого волосы самые светлые, а за ним по порядку те, у кого волосы все темнее и темнее.
С этим заданием вы справились. А сможете ли вы построиться по алфавиту первых букв своих имен, не произнося ни одного слова вслух?
И с этим справились! Отлично!

Путаница
— А сейчас каждый из вас должен встать в круг и поднять вверх свою правую руку. Этой рукой нужно ухватиться за руку одного из своих одноклассников. Сложность состоит в том, что нельзя брать за руку стоящих рядом людей. Как только все ухватились друг за друга, и не осталось ни одной свободной правой руки, нужно сделать аналогичное с левой рукой. Произошла вот такая путаница. Теперь задача состоит в том, чтобы распутаться из всех этих «цепей», а делать это необходимо не расцепляя рук.

Ботинки
— Теперь всем нужно разуться и раскидать обувь по всему классу. Теперь снова все встаем в круг и крепко держим друг друга за руки. Задание состоит в том, чтобы каждый смог обуть свою обувь. Расцеплять руки нельзя.

Когда всем удастся вернуть свою обувь, нужно спросить детей о том, понравилось ли им такое задание, как у них получилось его выполнить, и кто оказывал им помощь.

Почеши спинку
— Сейчас всем нужно образовать два круга: один побольше — внешний, другой поменьше— внутренний. А теперь каждому нужно повернуться направо. Получилось так, что сейчас каждый стоит спиной к своему товарищу и видит спину другого товарища. Игра заключается в том, что нужно почесать, помассировать, пощипать или погладить спинку тому, кто стоит перед тобой.

Превращение
— А сейчас мы будем развивать свое воображение. Я называю животное, известного человека или любой предмет, а вы должны его изобразить. При этом нужно проявлять свою фантазию и показывать персонажа с разных сторон: движениями, звуками, повадками и т.д.
Итак, сейчас мы превращаемся в: корову, стол, сову, Аллу Пугачеву, плаксу, учителя, поэта, гитариста, клоуна.
Здорово, вы отлично справились с заданием! Настоящие артисты!

Стекло
Продолжаем тренировать ваши актерские способности и навыки общения. Сейчас вы должны разбиться на пары и встать друг напротив друга. Ваша задача поговорить с одноклассником, стоящим напротив, на какую-нибудь тему. Сложность в том, что нельзя произносить ни слова, все нужно изображать жестами. Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло.
Какие вы молодцы! И с этим заданием справились.

Поезд
— А сейчас мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Мне нужно 5 человек, которые должны построиться друг за другом и взяться за талию впереди стоящего обеими руками. Это поезд. Ученик, стоящий впереди колонны, будет машинистом, остальные — вагоны поезда.
Ребята вне поезда разбегаются по классу и выполняют роль препятствий. Все, кроме машиниста, закрывают глаза. Он должен провести поезд через все препятствия, встречающиеся на пути. Как только он проедет свой круг, нужно поменяться.

Игра продолжается до тех пор, пока все не побудут в составе поезда.

Обобщение
А сейчас я прочитаю всем вам пару строк, а вы попробуйте задуматься над их смыслом каждый для себя.

*Никогда не опускайте руки! Тот, кто это делает, заранее обречен на неудачи.
*Никогда не бойтесь проиграть! Тот, кто боится, обречен на поражение.
*Проявляйте усердие! Только так вы добьетесь своих целей.
*Прежде чем что-то сделать, подумайте, и так вы сможете избегать ошибок.
*Никогда не обманывайте, и вас будут окружать верные и преданные друзья.
*Будьте честными сами с собой, старайтесь чаще смотреть на себя со стороны, и вы многое сможете понять, а другие начнут относиться к вам с уважением.
*Будьте всегда самими собой, не сворачивайте с выбранного пути. И тогда вы добьетесь успеха.

Надеюсь, что каждый внимательно выслушал эти слова, и сделал для себя выводы.

Итоги
— Настало время подвести итоги.
Для заключительного задания нам всем снова нужно встать в круг. У меня в руках клубок ниток. Сейчас каждый по очереди будет делиться своими впечатлениями об этом занятии, после чего, обмотав нить себе вокруг пальца, передавать клубок дальше.
Все высказались, умнички! И теперь мы с вами являемся частью одного большого целого. Если я опущу руку вниз, то и вам придется друг за другом опустить руку вниз, ведь все мы связаны этой нитью. Мы — команда.
Прежде чем мы разомкнем этот круг, я попрошу вас сказать мне, хотелось ли вам хоть когда-то поблагодарить кого-нибудь просто за то, что вы провели время вместе?
Так вот сегодня вы можете это сделать. Сейчас я буду передавать клубок обратно, чтобы мы могли тем же путем, распутать этот круг, но теперь каждый, у кого в руках клубок, говорит свои слова благодарности и передает клубок следующему.
Итак, ребята, спасибо вам за такой прекрасный день. Я вижу, что уже все распутались. Теперь можно вытянуть руки вперед так, чтобы наши пальчики соприкасались друг с другом. И давайте скажем друг другу: «До свидания!»

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом классного руководителя в сплочении классного коллектива.

За время своей педагогической деятельности я была классным руководителем в классах разного уровня. Наиболее трудным был один из них — необычный класс, в котором 18 ребят из 20 пришли к нам из других школ. Не секрет, что успехи в учебе у этих ребят были не блестящие(на «4» и «5»- ни одного человека, с 1-3 «3»- 3 человека), многие имели личностные проблемы, испытывали трудности в общении с подростками и взрослыми. В первые дни учебы ничего необычного в классе не происходило, но примерно через две недели стало ясно, что коллектива в классе нет, и дети разбились по группам по 2-3-4 человека. К этому добавились многочисленные проблемы общения с педагогами:

  • боязнь ответа на уроке с места или у доски;
  • боязнь задать вопрос по изучаемому материалу урока;
  • неумение формулировать мысли и вопросы.

Совместно с заместителем директора по УВР Труба О. И. мы стали думать, как разрешить сложившиеся проблемы, и Ольга Игоревна предложила мне использовать в работе с классом тренинги (игры-тренировки, игры-упражнения, игры-шутки).

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, разум и фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры воспитывают, развивают целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой деятельности. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

В последнее время детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Поскольку мы работали с детьми старшего возраста, то основу тренингов составляли упражнения – игры, которые решали разные задачи:

  • осознание себя учащимися как личности, своих положительных качеств;
  • осознание себя частью коллектива;
  • обучение навыкам общения в коллективе;
  • развитие коммуникативности;
  • формирование позитивного отношения к окружающим и к себе.

В основу занятий была заложена схема построения занятия, состоящая из трех частей:

  • разогрев;
  • основная часть;
  • релаксация.

На тренингах мы старались создавать доброжелательную обстановку, располагающую к доверительному общению.

Результаты своей работы мы старались отслеживать, занося все в дневник наблюдений.

Первые результаты нашей работы стали видны уже через 3 занятия. Дети стали раскрепощенными, более активными на уроках, стала повышаться успеваемость, снизилось количество прогулов и пропусков уроков. На приведенных ниже диаграммах можно увидеть, с какими результатами дети окончили школу.

К концу первого полугодия ребята стали активными участниками школьной жизни.

Силами класса была поставлена сказка на новый год для старшеклассников, на школьном турслете команда класса заняла второе место, в смотре строя и песни – третье место. После новогодней постановки большая часть класса приняла активное участие в постановке театральной студии под руководством Матюшевской Н. В. ко дню Святого Валентина. («Несколько слов о Ромео и Джульетте».) Вместе со студией артисты из нашего класса принимали участие в театральном фестивале в Г. Клин.

Первого сентября совместно с параллельным классом был организован праздник для первоклассников.

Ребята стали принимать активное участие во всех трудовых делах школы, с большой отзывчивостью реагировали на просьбы учителей о трудовой помощи.

От класса в совет старшеклассников были выдвинуты Ткаченко Дмитрий и Скулкина Виктория. Здесь эти ученики смогли проявить свои организаторские способности. В частности, по инициативе Дмитрия была сформирована группа старшеклассников, которая под руководством учителя Кулагиной А. Д. провели работы по облагораживанию территории захоронения генерал-майора Терентьева Г. Л.. Виктория смогла организовать группу учащихся из одноклассников и учеников 9 классов для проведения школьного новогоднего карнавала для старшеклассников.

На праздниках Последнего звонка и Выпускном вечере класс показал себя сплоченным, творческим и благодарным коллективом.

Упражнения-игры для составления тренингов

1. «Комплимент» – активирующее упражнение, создает позитивный настрой. Учащихся просят сказать своему соседу комплимент по очереди, по кругу.

2. «Вампиры» — Ведущий назначает 2-4 «вампиров», в зависимости от количества участников. Вампиры активны только ночью, и ведущий объявляет смену дня и ночи. Днем все участники, в том числе и «вампиры» двигаются с открытыми глазами. С наступлением ночи все засыпают /закрывают глаза/, а «вампиры» начинают охоту (Щипки). Тот, кого «укусил» вампир, сам становится вампиром. Если участник «укушен» дважды, то он становится человеком. При объявлении дня ведущий спрашивает, кто вампир, а кто превратился в человека. Игру повторить 2-3 раза.

Цель упражнения: осознание своего тела. В конце ведущий задает нескольким участникам вопрос о том, что они чувствовали с закрытыми глазами и во время «укусов» вампиров.

3. «Сильный ветер дует» — ведущий встает в центр круга. Все участники сидят по кругу на стульях. Свободных стульев нет. По словам ведущего «Сильный ветер дует на того, кто…» /называется какое-либо качество, внешнее или внутреннее/, все участники, для кого названное качество подходит, встают со своих мест и занимают свободные места, но не свое и не соседское. Ведущий так же занимает свободное место. Тот участник, который остался без места, становится ведущим.

Цель занятия: приобретение учащимися навыков внимательной оценки и высказывания о качествах товарищей. На первом занятии лучше называть внешние признаки.

4. «Прогноз погоды» — дать характеристику своего эмоционального состояния в виде прогноза погоды и оценить:

  • что получил для себя в ходе занятия;
  • что больше всего понравилось;
  • что было сложнее всего и почему.

5. «Лиса Алиса и кот Базилио» — в парах участники распределяются по ролям. Ведущий ставит в центре комнаты в произвольном порядке препятствия – стулья. Задача «Лисы» — провести слепого (с закрытыми глазами) «кота» на противоположный конец комнаты. После выполнения упражнения участники меняются ролями и повторяют упражнение. После выполнения упражнения ведущие дают выборочно нескольким парам проанализировать свое состояние.

6. «Монстр» – группы, оставшиеся с предыдущего упражнения, остаются. Группы получают задание – построить монстра из своих собственных тел:

1 туловище, 4 нога, 4 рук, 2 крыла, 3 головы и один хвост.

В течение 5 минут группам необходимо обсудить и построить монстра. После того, как монстры построены, ведущий дает команду: Каждый монстр должен сделать 3 шага вперед.

7. «Постройтесь по…» — участники получают задания – построиться по:

  • росту;
  • месяцам рождения;
  • по размеру обуви;
  • по длине волос.

8. «Я – твое зеркало» Группа встает в круг. Чет-нечет => разбить сидящих в кругу

на пары. Пары садятся в два ряда. 1-е номера – зеркало, 2-е номера – человек, смотрящий в зеркало. Работа на внимание друг к другу и на невербальное общение. Затем номера меняются ролями.

Релаксация: кем легче было быть? Хорошее ли у тебя было зеркало?

9. «Ладони – 1 » — В парах, стоя лицом друг к другу, участники соединяют свои ладони, затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладони. Затем еще шаг и еще. При этом между партнерами постоянно присутствует контакт глаз и ладоней. Отступление продолжается как можно дальше. Если участники полагают, что дошли до точки, то начинается обратный процесс. При этом ладони не отрываются друг от друга.

10. «Ассоциации» Группа встает в круг. Водящий выходит из комнаты. Группа загадывает человека. Водящий, вернувшись, задает вопросы, с каким предметом или существом ассоциируется у группы выбранный человек. По ассоциациям участников водящий должен узнать его, и в этом случае названный участник становится водящим.

11.«Сказка» (резерв) – Группа садится по кругу. Задача: каждый произносит по очереди по одному предложению, так, чтобы получился связный рассказ.

Тема: «Новогодние приключения в лесу»

Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, дикие звери, два заблудившихся охотника.

Начало: Однажды под Новый год два друга отправились в лес на охоту, и там они встретили…

12. «Моргалки» — (упражнение-разогрев группы, на невербальное общение). Группа разделяется на чет-нечет. Вторые номера встают за спинку стула первых номеров. У одного из вторых номеров нет пары. Его задача – взглядом, морганием пригласить на свой стул кого-либо из первых номеров. Задача вторых номеров – удержать своих партнеров. Тот второй номер, кто остался без партнера, становится ведущим.

13. «Сложить самолетик» — участникам предлагается сложить из бумаги самолетик, при этом они могут советоваться с соседями. После чего участники делятся на пары. Каждой паре ведущий связывает руки таким образом, чтобы у одного участника была свободна правая рука, а у другого левая. После чего им предлагается сложить самолетик, не переговариваясь при этом друг с другом. Можно общаться мимикой, взглядом.

14. «Пойми меня» — после выполнения предыдущего упражнения все первые номера образуют одну команду, а все вторые номера – другую команду. Участники одной команды приглашают одного из игроков-соперников и называют ему на ухо слово (слова каждой команде предлагает ведущий на карточках). Задача этого игрока – мимикой и жестами объяснить своей команде, что за слово ему названо. Затем команды меняются местами

15. «Автобус» — все участники плотно встают парами друг другу в затылок – они пассажиры переполненного автобуса. Один участник – пассажир этого автобуса, которому надо выходить. Его задача — любым способом пройти через толпу.

Список используемой литературы:

  1. С. А. Шмаков «Игры – шутки, игры — минутки». Издательство «Новая школа», 1996 год.
  2. Р. М. Мухаметова «Психология. Занятия с детьми 1-2 классов». Издательство «Учитель-АСТ», 2004 год.
  3. Р. М. Мухаметова «Психология. Занятия с детьми 3-4 классов». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  4. Р. М. Мухаметова «Психология. 5 класс. Разработки занятий с детьми». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  5. Р. М. Мухаметова «Психология. 7 класс. Разработки занятий ». Издательство «Учитель-АСТ», 2006 год.
  6. Н. И. Еременко «Классные часы. 9 класс». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  7. Л. П. Морозова «Классные часы. 10 класс». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  8. «К вершинам мастерства» (Нестандартные уроки и формы работы, классные часы, занятия психолога, логопеда). Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  9. «Обучение жизненно важным навыкам» Издательство «ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА» Санкт-Петербург, 2002 год

Методика работы классного руководителя.  Воспитательный тренинг.    Алёшина Алина Михайловна   МБОУ ООШ с. Верхний Нерген

Методика работы классного руководителя. Воспитательный тренинг. Алёшина Алина Михайловна МБОУ ООШ с. Верхний Нерген

искренность и доверие в отношениях с детьми; личный пример и участие во всех делах; разумное сочетание любви и строгости; уважение личности ребёнка; доброжелательность в отношениях с родителями; ориентация на положительные жизненные идеалы . искренность и доверие в отношениях с детьми; личный пример и участие во всех делах; разумное сочетание любви и строгости; уважение личности ребёнка; доброжелательность в отношениях с родителями; ориентация на положительные жизненные идеалы .

  • искренность и доверие в отношениях с детьми; личный пример и участие во всех делах; разумное сочетание любви и строгости; уважение личности ребёнка; доброжелательность в отношениях с родителями; ориентация на положительные жизненные идеалы .
  • искренность и доверие в отношениях с детьми;
  • личный пример и участие во всех делах;
  • разумное сочетание любви и строгости;
  • уважение личности ребёнка;
  • доброжелательность в отношениях с родителями;
  • ориентация на положительные жизненные идеалы .

Воспитательный тренинг   - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск

Воспитательный тренинг

  — это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск

Основные черты небольшая группа участников (от 8 до 20  человек); специально подобранная или  разработанная система упражнений; доверительность общения участников  тренинга; наличие обратной связи на занятии; саморефлексия каждого участника  тренинга

Основные черты

  • небольшая группа участников (от 8 до 20

человек);

  • специально подобранная или

разработанная система упражнений;

  • доверительность общения участников

тренинга;

  • наличие обратной связи на занятии;
  • саморефлексия каждого участника

тренинга

Принципы организации воспитательных   тренингов :  - Максимальное вовлечение участников в активную деятельность на занятии. Пробуждение у них различных видов активности: внутренней и внешней; познавательной, социальной и физической. - Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия; - Поддержка альтернативности, множественности мнений; - Развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Принципы организации воспитательных тренингов :

— Максимальное вовлечение участников в активную деятельность на занятии. Пробуждение у них различных видов активности: внутренней и внешней; познавательной, социальной и физической.

— Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;

— Поддержка альтернативности, множественности мнений;

— Развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Материал, выносимый на педагогические тренинги, должен удовлетворять следующим требованиям :   •  содержать сведения, углубляющие знания; •  содержать проблемные вопросы; •  требовать углубленной работы и обдумывания; •  включать разноуровневые задания: облегченные и повышенной сложности; •  включать задания, информацию, активизирующую интерес к теме занятия, эмоциональную сферу.

Материал, выносимый на педагогические тренинги, должен удовлетворять следующим требованиям :

• содержать сведения, углубляющие знания;

• содержать проблемные вопросы;

• требовать углубленной работы и обдумывания;

• включать разноуровневые задания: облегченные и повышенной сложности;

• включать задания, информацию, активизирующую интерес к теме занятия, эмоциональную сферу.

Виды тренинговых упражнений

Виды тренинговых упражнений

«Индикаторы» — упражнения, побуждающие активность, интерес;

Репродуктивные — упражнения, требующие воспроизведения знаний, умений;

Поисковые — упражнения, ставящие в ситуацию поиска, обдумывания;

Творческие — упражнения, направленные на включение в творческую деятельность.

Алгоритм работы на воспитательном тренинге содержит этапы :   1.  Сообщение правил работы. 2.  Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия. 3.  Основная часть. 4.  Рефлексия.

Алгоритм работы на воспитательном тренинге содержит этапы :

1. Сообщение правил работы.

2. Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия.

3. Основная часть.

4. Рефлексия.

Эко-тренинг 

Эко-тренинг «Я + Природа = Мы»

Цели тренинга:

• формирование субъектного восприятия природных объектов;

• формирование экологической эмпатии через идентификацию с природой.

1. Игра

1. Игра «Яблоко, апельсин, персик»

Правила игры:  Каждый называет себя каким-нибудь фруктом. Нужно запомнить название каждого игрока. Играющие садятся по кругу. Один стул остается не занятым.

Водящий стоит в круге. Тот, у кого пустой стул стоит справа, хлопает правой рукой по стулу и называет фрукт. Тот, кого назвали, перебегает со своего стула на свободный стул. Если он зазевается, то свободный стул может занять водящий, а игрок, в свою очередь, становится водящим.

Как только стул освобождается справа, игрок хлопает по стулу и называет фрукт. Если он забывает это сделать, то водящий садится на пустой стул, а этот игрок выходит в круг и становится водящим. Игра проходит в быстром темпе.

2. Игра

2. Игра «Ассоциация»

Задание:  Если бы :::. (имя участника тренинга)

был временем года (деревом, зверем, цветком,

насекомым, птицей, рыбой, водоёмом, явлением

природы, природной зоной, звуком природы),

то кем бы он был?

Затем, когда все по кругу скажут свою

ассоциацию на данного участника тренинга,

этот участник говорит, какая из ассоциаций ему больше понравилась. Почему? С кем он себя ассоциирует. Итак, с каждым участником тренинга.

3. Ассоциации   к понятию «Природа»

Задание:  Все по очереди произносят

свою ассоциацию к «Природе».

4 . Упражнение  

4 . Упражнение   «Природа = человек»

А) Каждый получает изображение природного объекта  (белки, лисы, леопарда, бабочки, розы, орла, варана, слона, гриба, лошади, щегла и др.) и готовит ответ на вопросы:

— Если бы этот природный объект стал человеком, то какого пола, возраста, профессии?

— Его имя, характер, увлечения?

Социализация:  представление своего природного объекта.

Б) Предлагаются различные изображения людей  (картинки из журналов, газет).

Задание:  Найдите изображение человека, соответствующее вашему описанию. Сравните изображение этого человека и природного объекта.  Ответьте на вопрос:  Кто из них как людей мог бы подружиться? А кто бы из них мог подружиться в природе? Почему?

В)  Задание:  Разыграйте диалог между ними на любую тему.

5. Упражнение

5. Упражнение «Вопрос — ответ»

Задание:  На листочке бумаги запишите вопрос о своём природном объекте или от его лица.

Все листочки складываются в коробочку. Затем участники по очереди достают листок с вопросом и готовят ответ на него.

Социализация:  представление своего вопроса и ответа на него.

6. Упражнение «Составь тезис»

Задание:  Составьте тезис

«По отношению к природе

— правильно ::

— неправильно ::

— глупо ::.

  • мудро ::

7. Рефлексия

Какие упражнения понравились?

Какие чувства, мысли испытывали?

Что нового вы о себе узнали?

Таким образом, эко-тренинг - это инновационная форма групповой деятельности учащихся, призванная повысить экологическую культуру.  Эко-тренинг направлен на решение следующих задач: коррекция, формирование и развитие экологических установок личности; формирование экологической эмпатии, непрагматического отношения к миру природы, субъектного восприятия мира природы; расширение субъективного экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.

Таким образом, эко-тренинг — это инновационная форма групповой деятельности учащихся, призванная повысить экологическую культуру.

Эко-тренинг направлен на решение следующих задач: коррекция, формирование и развитие экологических установок личности; формирование экологической эмпатии, непрагматического отношения к миру природы, субъектного восприятия мира природы; расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Макропен инструкция детям по применению суспензия
  • Руководство по эксплуатации киа спортейдж 3 2013 год
  • Артемизин м инструкция по применению отзывы цена отзывы
  • Лекарство аскорутин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Отпариватель endever odyssey q 901 инструкция