Уаз мануал переднего моста

Передний мост

Главная передача и дифференциал переднего моста по конструкции аналогичны заднему мосту. Все указания по обслуживанию и ремонту заднего моста относятся также и к переднему мосту.

Дополнительно производится обслуживание и ремонт поворотных кулаков (рис.180).

Поворотный кулак
Рис. 180. Поворотный кулак:
а-сигнальная канавка; б-указатель; в-колеса отключены; г-колеса включены;
I-правый поворотный кулак; II-левый поворотный кулак; III-муфта отключения колес; IV-муфта отключения колес (вариантное исполнение);
1-рычаг поворотного кулака; 2-кожух полуоси; 3-сальник; 4,20-прокладки; 5-шаровая опора; 6-корпус поворотного кулака; 7-опорная шайба; 8-накладка; 9-шкворень; 10-пресс-масленка; 11-стопорный штифт; 12-цапфа; 13-ступица колеса; 14-ведущий фланец; 15-муфта; 16-болт муфты; 17-шарик фиксатора; 18-защитный колпак; 19-втулка шкворня; 21-внутренняя обойма; 22-кольцо-перегородка; 23-наружная обойма; 24-резиновое уплотнительное кольцо; 25-войлочное уплотнительное кольцо; 26-упорные шайбы; 27-болт ограничения поворота; 28-упор-ограничитель поворота колеса; 29-кольцо; 30-ведущая щлицевая втулка; 31-соединительная шлицевая втулка; 32-ведущая втулка; 33-колпак; 34-крышка; 35-манжета; 36-штифт; 37-переключатель; 38-шарик; 39, 41-пружина; 40-прокладка; 42-ведомая втулка; 43-растяжная пружина; 44-корпус; 45-запорное кольцо

Техническое обслуживание переднего моста

При техническом обслуживании переднего ведущего моста проверьте и при необходимости отрегулируйте затяжку подшипников шкворней, схождение колес и максимальные углы поворота колес, проверьте и подтяните крепление рычага поворотного кулака, промойте и смените смазку в поворотных кулаках. При осмотре поворотных кулаков обратите внимание на исправность упоров-ограничителей 28 (рис.180) поворота колес, регулировочных болтов 27 и надежность их стопорения.

  • Возможные неисправности переднего моста и методы их устранения
  • Проверка и регулировка зазора шкворней

Проверку максимальных углов поворота колес производите на специальном стенде (рис.182). Угол поворота правого колеса вправо, а левого колеса влево должен быть не более 27°. Регулировку производите болтом 27 (см. рис.180).

Схождение колес регулируйте изменением длины поперечной рулевой тяги. Перед регулировкой убедитесь в отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц; затем, ослабив затяжку стопорных гаек (имеющих правую и левую резьбы), вращением регулировочного штуцера установите необходимую величину схождения колес.

Схождение колес при нормальном давлении в шинах должно быть таким, чтобы размер А (рис.183), замеренный по сред ней линии боковой поверхности шин спереди, был на 1,5-3,0 мм меньше размера В сзади.

По окончании регулировки затяните стопорные гайки. Момент затяжки 103-127 Н*м (10,5-13 кгс*м).

Схождение колес можно проверять линейкой модели 2182 ГАРО.

Ремонт переднего моста

Для проведения ремонта снимите передний ведущий мост с автомобиля и разберите.

После разборки и промывки деталей проверьте их состояние и выявите их пригодность для дальнейшей работы.Ремонт картера, плавной передачи и дифференциала производите в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Задний мост». При изгибе кожуха полуоси его правку производите в холодном состоянии. Изношенные детали поворотных кулаков заменяйте новыми, пользуясь данными табл. 21.

  • Разборка и сборка переднего моста
  • Разборка и сборка шарниров равных угловых скоростей
  • Разборка поворотного кулака без снятия переднего моста
  • Размеры и допуски деталей переднего моста
  • Снятие переднего моста

Передний мост УАЗ: https://uaz.service-manual.company/mosty/peredniy-most/

Передний мост автомобилей УАЗ

Главная передача и дифференциал переднего моста по конструкции аналогичны заднему мосту. Все указания по обслуживанию и ремонту заднего моста относятся также и к переднему мосту.

Передний мост автомобилей УАЗ
Рисунок 3.98. Поворотный кулак:
а – сигнальная канавка; б – указатель; I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес; IV – муфта отключения колес (вариантное исполнение); в – колеса отключены; г – колеса включены; 1 – рычаг поворотного кулака; 2 – кожух полуоси; 3 – сальник; 4,20 – прокладки; 5 – шаровая опора; 6 – корпус поворотного кулака; 7 – опорная шайба; 8 – накладка; 9 – шкворень; 10 – пресс-масленка; 11 – стопорный штифт; 12 – цапфа; 13 – ступица колеса; 14 – ведущий фланец; 15 – муфта; 16 – болт муфты; 17 – шарик фиксатора; 18 – защитный колпак; 19 – втулка шкворня; 21 – внутренняя обойма; 22 – кольцо-перегородка; 23 – наружная обойма; 24 – резиновое уплотнительное кольцо; 25 – войлочное уплотнительное кольцо; 26 – упорные шайбы; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – кольцо; 30 – ведущая щлицевая втулка; 31 – соединительная шлицевая втулка; 32 – ведущая втулка; 33 – колпак; 34 – крышка; 35 – манжета; 36 – штифт; 37 – переключатель; 38 – шарик; 39, 41 – пружины; 40 – прокладка; 42 – ведомая втулка; 43 – растяжная пружина; 44 – корпус; 45 – запорное кольцо
Дополнительно производится обслуживание и ремонт поворотных кулаков (Рисунок 3.98).

Техническое обслуживание переднего моста УАЗ

При техническом обслуживании переднего ведущего моста проверьте и при необходимости отрегулируйте затяжку подшипников шкворней, схождение колес и максимальные углы поворота колес, проверьте и подтяните крепление рычага поворотного кулака, промойте и смените смазку в поворотных кулаках.

При осмотре поворотных кулаков обратите внимание на исправность упоров-ограничителей 28 (Рисунок 3.98) поворота колес, регулировочных болтов 27 и надежность их стопорения.

Проверку и регулировку осевого зазора шкворней на автомобиле производите в следующем порядке:

  1. Затормозите автомобиль стояночным тормозным механизмом или поставьте колодки под задние колеса.
  2. Поднимите передний мост домкратом.
  3. Отверните гайки крепления колеса и снимите его.
  4. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры и отодвиньте сальник.

Проверка регулировки шкворней УАЗ
Рисунок 3.99. Проверка регулировки шкворней:

  • 1 – верхняя накладка;
  • 2 – регулировочная прокладка;
  • 3 – шкворень;
  • 4 – нижняя накладка

5. Проверьте осевой зазор шкворней, для чего покачайте руками корпус поворотного кулака вверх и вниз (Рисунок 3.99).
6. Отверните гайки шпилек крепления рычага 1 (см. Рисунок 3.98) поворотного кулака или болты крепления верхней накладки 1 (см. Рисунок 3.99) и снимите рычаг или верхнюю накладку шкворня.
7. Выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите рычаг или накладку на место.
8. Отверните болты крепления и снимите нижнюю накладку 4 шкворня, выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите накладку шкворня на место.

Для сохранения соосности шарнира выньте прокладки одинаковой толщины сверху и снизу.

Проверьте результаты сборки. Если зазор не устранен, произведите повторную регулировку за счет снятия более толстых прокладок (0,15 мм).

Большой износ шкворней 9 и втулок 19 (см. Рисунок 3.98) по диаметру вызывает нарушение угла развала колес, «виляние» их при езде и неравномерный износ шин. В этом случае замените изношенные детали.

Пpовеpка максимальных углов повоpота колес УАЗ
Рисунок 3.100. Пpовеpка максимальных углов повоpота колес

Проверку максимальных углов поворота колес производите на специальном стенде (Рисунок 3.100). Угол поворота правого колеса вправо, а левого колеса влево должен быть не более 27°. Регулировку производите болтом 27 (см. Рисунок 3.98).

Схождение колес регулируйте изменением длины поперечной рулевой тяги. Перед регулировкой убедитесь в отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц; затем, ослабив затяжку стопорных гаек (имеющих правую и левую резьбы), вращением регулировочного штуцера установите необходимую величину схождения колес.

Пpовеpка схождения колес УАЗ
Рисунок 3.101. Пpовеpка схождения колес

Пpовеpка схождения колес

Схождение колес при нормальном давлении в шинах должно быть таким, чтобы размер А (Рисунок 3.101), замеренный по средней линии боковой поверхности шин спереди, был на 1,5–3,0 мм меньше размера В сзади.

По окончании регулировки затяните стопорные гайки. Момент затяжки 103–127 Н·м (10,5–13 кгс·м).

Схождение колес можно проверять линейкой модели 2182 ГАРО.

Ремонт переднего моста УАЗ

Для проведения ремонта снимите передний ведущий мост с автомобиля и разберите.

После разборки и промывки деталей проверьте их состояние и выявите их пригодность для дальнейшей работы.

Ремонт картера, главной передачи и дифференциала производите в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Задний мост». При изгибе кожуха полуоси его правку производите в холодном состоянии. Изношенные детали поворотных кулаков заменяйте новыми, пользуясь данными табл. 3.9.

Снятие переднего моста производите в следующем порядке:

  1. Установите колодки под задние колеса автомобиля.
  2. Отсоедините на левом и правом лонжеронах трубопроводы гидравлической тормозной системы от гибкого шланга, идущего к тормозным механизмам передних колес. Отверните гайки крепления гибких шлангов и снимите их.
  3. Отверните гайки крепления нижних концов амортизаторов.
  4. Отверните болты крепления переднего карданного вала к фланцу ведущей шестерни.
  5. Расшплинтуйте и отверните гайку шарового пальца сошки, отсоединив тягу от сошки.
  6. Отверните гайки крепления стремянок передних рессор, снимите подкладки, стремянки и накладки. Поднимите за раму переднюю часть автомобиля.

Примечание При снятии моста с пружинной подвеской выполните операции 1–5. Затем отсоедините стабилизатор 16 (см. Рисунок 196) поперечной устойчивости от продольных рычагов 1 подвески, поперечную тягу 2 от кронштейна 11 на раме, задние концы продольных рычагов 1 от кронштейнов 5 на раме.

Разборка переднего моста УАЗ

Разборку переднего моста производите в следующем порядке:

  1. Установите мост на стенд, отверните гайки колес и снимите колеса.
  2. Расшплинтуйте и отверните гайку крепления пальца тяги сошки к рычагу поворотного кулака и снимите тягу сошки.
  3. Отверните винты и снимите тормозные барабаны.
  4. Снимите муфты отключения колес.
  5. Выпрямите отогнутые края замочной шайбы, отверните гайку и контргайку, снимите стопорную шайбу и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника ступиц правого и левого колес.
  6. Снимите ступицы колес.
  7. Отверните болты крепления тормозных щитов, снимите щиты, цапфы поворотных кулаков и выньте шарниры поворотных кулаков.
  8. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления пальцев и снимите тягу рулевой трапеции.
  9. Отверните болты крепления шаровой опоры к кожуху полуоси. Снимите упоры-ограничители поворота колес и выпрессуйте шаровые опоры из кожухов полуосей.
  10. Отверните гайки крепления поворотного рычага на корпусе поворотного кулака. Снимите рычаг и комплект регулировочных прокладок.
  11. Отверните болты крепления верхней накладки шкворня другого поворотного кулака и снимите накладку с комплектом регулировочных прокладок.
  12. Отверните болты крепления нижних накладок шкворней и снимите накладки с комплектом регулировочных прокладок.
  13. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры и снимите сальник шаровой опоры.

Съемник шквоpней УАЗ
Рисунок 3.102. Съемник шквоpней

14. Выпрессуйте шкворни при помощи приспособления, показанного на Рисунок 3.102, и снимите корпус поворотного кулака.

Разборку поворотного кулака без снятия переднего моста с автомобиля производите в следующем порядке:

  1. Подставьте колодки под задние колеса автомобиля.
  2. Поднимите домкратом переднее колесо со стороны, требующей разборки.
  3. Выполните операции, указанные выше в пунктах 2–10 данной главы.
  4. Отверните гайки крепления поворотного рычага или болты крепления верхней накладки шкворня на корпусе и снимите рычаг или накладку с комплектом регулировочных прокладок.
  5. Отверните болты крепления нижней накладки шкворня и снимите накладку с комплектом регулировочных прокладок.
  6. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры.
  7. Выпрессуйте шкворни приспособлением и снимите корпус поворотного кулака.

Разборка и сборка шарниров равных угловых скоростей ШРУС УАЗ

Разборку шарниров производите в следующем порядке:

  1. Отметьте краской взаимное расположение кулаков шарниров.
  2. Разведите кулаки, для этого постучите вилкой короткого кулака по деревянной подставке. 3. Зажмите в тиски шарнир за длинный кулак коротким кулаком вверх.

Разбоpка шаpниpа УАЗ
Рисунок 3.103. Разбоpка шаpниpа

4. Поверните короткий кулак в сторону одного из ведущих (периферийных) шариков. Если при этом противоположный шарик не выйдет из канавок, нажмите или ударьте медным молотком (Рисунок 3.103) по короткому кулаку. При этом соблюдайте осторожность, так как один из шариков может вылететь из шарнира с большой скоростью.
5. Выньте остальные шарики шарнира.
После подбора новых шариков увеличенного размера (ремонтных) или замены одного из кулаков соберите шарнир.

Сборку шарниров производите в следующем порядке

  1. Зажмите в тиски длинный кулак в вертикальном положении.
  2. Вставьте центральный шарик.
  3. Установите короткий кулак на центральный шарик так, чтобы метки, отмеченные краской, совпадали и, поворачивая его из стороны в сторону, установите поочередно три ведущих (периферийных) шарика.
  4. Разведите кулаки на 10–12 мм и поверните короткий кулак на максимальный угол в сторону от свободных канавок, установите четвертый шарик в канавки.
  5. Поверните короткий кулак в вертикальное положение.

Натяг у шариков шарнира должен быть таким, чтобы момент, необходимый для поворота кулака на 10–15° во все стороны от вертикали при зажатом в тиски другом кулаке, равнялся 30–60 Н·м (300–600 кгс·см).

Разница в моментах поворота кулака в двух взаимоперпендикулярных направлениях одного шарнира не должна превышать 9,8 Н·м (100 кгс·см). Для получения требуемого натяга и обеспечения правильной сборки шарики должны быть рассортированы на 9 групп.

Размеры диаметров ведущих шариков шарнира равных угловых скоростей в мм:

  • I……25, 32–25, 34
  • VI……25, 42–25, 44
  • II……25, 34–25, 36
  • VI……25, 44–25, 46
  • III……25, 36–25, 38
  • VIII……25, 46–25,48
  • IV……25, 38–25, 40
  • IX……25, 48–25, 50
  • V……25, 40–25, 42

Диаметр центрального шарика 26, 988–0, 05 мм. Каждый шарнир должен собираться с шариками одной группы или двух соседних групп.

Например: два шарика диаметром 25,41 мм и два шарика диаметром 25,43 мм. При сборке шарики одного размера обязательно расположите диаметрально противоположно один другому.

Разница в диаметрах двух пар шариков одного шарнира допускается не более 0,04 мм. После сборки обкатайте шарнир на стенде в течение 2 минут при частоте вращения 4,8 с–1 (300 мин-1) с изменением угла от 0 до 30°.

При обкатке шарики и канавки смажьте согласно указаниям таблицы смазывания.

Сборка переднего моста УАЗ

Сборку переднего моста производите в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:

  1. Запрессуйте втулку в цапфу поворотного кулака заподлицо с торцом гнезда под упорную шайбу. После запрессовки втулку разверните и прогладьте брошью до диаметра 32 +0,34 +0,17 мм.
  2. Ограничьте продольные перемещения шарнира равных угловых скоростей упорными шайбами, одну из которых установите в шаровой опоре, а другую – в цапфе.

Установка упоpной шайбы УАЗ
Рисунок 3.104. Установка упоpной шайбы:
1 – упоpная шайба; 2 – цапфа; 3 – шаpовая опоpа; 4 – втулка

Масляные канавки упорных шайб должны быть обращены к шарниру.

Для закрепления шайбы в гнезде раскерните ее в 3–4 точках, равномерно расположенных по окружности.

Размер от плоскости упорной шайбы 1 (Рисунок 3.104) до фланца цапфы 2 должен быть 7 +0,08 –0,26 мм, от плоскости шайбы 1 до центра шаровой опоры 3 – 48, 2+0, 38 мм.
3. При замене в шаровой опоре втулок 4 шкворней разверните их после запрессовки до диаметра 25 +0,030 +0,008 мм. Калибр диаметра 24,995 мм должен входить одновременно в обе втулки.
4. При установке шарнира заложите в шаровую опору смазку согласно таблице смазывания.
5. Шкворни и втулки шкворней перед сборкой смажьте жидкой смазкой.

Подбоp pегулиpовочных пpокладок УАЗ
Рисунок 3.105. Подбоp pегулиpовочных пpокладок:
1 – шаpовая опоpа; 2 – опоpная шайба; 3 – шквоpень; 4 – pегулиpовочные пpокладки; 5 – коpпус повоpотного кулака

Количество прокладок для получения определенных осевых натягов во втулках шкворней выберите в зависимости от размера Б (Рисунок 3.105), состоящего из суммы размеров поворотного кулака и регулировочных прокладок, и размера А, состоящего из суммы размеров шаровой опоры, опорных шайб и шкворней. Число прокладок должно быть не менее пяти.

Замер производите под нагрузкой 1,6 кН (160 кгс). Размер А должен быть на 0,02–0,10 мм больше размера Б.

Регулировочные прокладки установите сверху и снизу на торцы корпуса поворотного кулака. При четном числе одинаковых по толщине прокладок последние установите сверху и снизу в одинаковых количествах.

При четном числе прокладок, но разной их толщине, или при нечетном числе прокладок разность между суммарной толщиной верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм.

6. При сборке и установке сальника шаровой опоры его внутреннее войлочное кольцо пропитайте в теплом моторном масле.

7. После сборки проверьте передний мост на стенде под нагрузкой и без нее. Нагрузка создается одновременным притормаживанием обеих полуосей. У правильно собранного переднего моста не должно быть повышенного шума и нагрева, а также течи масла через манжеты и сальники, крышки и болтовые соединения.

Смотри так же:

  • Ведущие мосты УАЗ с бортовыми передачами
  • Задний мост автомобилей УАЗ
  • Мост Спайсер УАЗ Патриот
  • Описание гражданских мостов УАЗ
  • Описание военных мостов УАЗ

Транспортные средства, к которым принадлежит УАЗ 469, предназначены выполнять свои функции в суровых условиях, сложных климатических зонах, в лесу, горах, на болотистых участках без асфальтового покрытия. Они работают на Крайнем Севере, в Сибири, тайге, высокогорных районах. Чтобы увеличить проходимость УАЗ 469, спереди в авто используется тяговый мост. Машина с колесной формулой 4х4 эффективно преодолевает участки бездорожья, где другая техника не справляется со своими задачами.

Передний мост УАЗ 469: устройство, схема, ремонт

Фото 1: Передний мост УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Передний мост УАЗ 469

Ведущий передний мост УАЗ 469 87 устроен, как и задний мост УАЗ 469. Все сборочные единицы агрегатов идентичные:

  • чулок или картер;
  • главная передача;
  • дифференциал.

Небольшая разница заключается в направлении резьбы кольца, отражающего масло, установленного в ведущей шестерне передка. Резьба выполнена правосторонней. В дополнение на передке УАЗ 469Б проставлено клеймо «П». Вследствие абсолютной идентичности, они одинаково регулируются, обслуживаются, разбираются, собираются. Также аналогичные все поломки, возникающие в процессе эксплуатации.

Функциональные особенности агрегата:

  • изменение траектории движения транспортного средства;
  • передача, изменение, распределение крутящего момента от двигателя на передние колеса машины, из-за чего появляется повышенная проходимость;
  • передача на кузов толчков, сопротивления колес, осуществляющих контакт с дорожным покрытием;
  • передача всех инерционных усилий, возникающих в движущемся авто, на колеса спереди.

Несмотря на то, что задний и передний мосты выполняют одинаковые функции, но последний, кроме тягового усилия, дополнительно управляет транспортным средством. Вот почему в УАЗ 469 конструкция переднего моста значительно сложнее. Завод производитель изготавливает несколько видов агрегатов.

Джипы из Ульяновска эксплуатируются на автодорогах страны с тремя мостовыми разновидностями:

  • Разрезная конструкция традиционного типоразмера. Это старый образец мостов, распространенные названия которых: обычные, гражданские, колхозные. На самом деле правильное наименование узла – «Тимкен». Такая фамилия конструктора, запатентовавшего конструкцию агрегата.
  • Мост УАЗ 469 с бортовыми редукторами. Другое его название – военный. В технической литературе он чаще всего именуется «П-образный» или «портальный».
  • Неразъемный мост «Спайсер» – передний мост современного типа. Название он также получил по фамилии инженера, запатентовавшего данную разработку.

Схема переднего моста УАЗ 469

Фото 2: Схема переднего мота УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Устройство переднего моста УАЗ 469

Схема устройства переднего мост УАЗ 469 видна на рисунке. Пять болтов удерживают шаровую опору на полуосевом кожухе. В нее запрессованы втулки шкворней. Два шкворня фиксируют корпус поворотного кулака сверху на шаровой опоре. Болтами на нем крепится крышка картера редуктора колес. К ней с помощью 6 болтов прикручена цапфа с тормозным щитом.

Стопоры штифтовые предохраняют от проворачивания шкворни в корпусе поворотного кулака. В УАЗ 469 устройство переднего моста выполнено с предварительным натягом поворотного кулака в момент монтажа шкворней поворотного кулака. Значение натяга 0,02…0,10 мм.

Прокладками выполняется регулировка моста УАЗ 469 вместе с предварительным натягом. Их монтаж осуществляется сверху слева между накладкой и корпусом поворотного рычага или справа между рычагом поворотного кулака. Снизу прокладки размещаются между накладками и корпусом поворотного кулака. Чертеж монтажа показан ниже.

Фото 2: Чертеж монтажа (Источник: Яндекс.Картинки)

Здесь представлены следующие комплектующие и их взаимодействие:

а — сигнальная канавка;
I — правый кулак поворотный;
II — левый кулак поворотный;
III — муфта, которой отключаются колеса;

1 — сальник; 2 — опора шаровая; 3 — шарнир поворотного кулака; 4 — прокладка; 5 — пресс-масленка; 6 — шкворень; 7 — накладка; 8 — корпус поворотного кулака; 9 — шкворневая втулка; 10 — подшипник шариковый; 11 — ведомый вал колесного редуктора; 12 — ступица; 13 — фланец ведущий; 14 — муфта подвижная; 15 — шарик фиксатора; 16 — колпак защитный; 17 — болт муфты; 18 — цапфа; 19 — гайка стопорная; 20 и 23 — шайбы опорные; 21 — ведущая шестерня; 22 — стопорный штифт; 24 — уплотнительное кольцо из резины; 25 — упорная шайба; 26 — кожух полуоси; 27 — болт, ограничивающий поворот; 28 — упор-ограничитель поворота колес; 29 — рычаг поворотного кулака.

Смазка удерживается внутри корпуса поворотного кулака и предохраняется от загрязнения сальником. Он расположен сверху на шаровой опоре и состоит из комплектующих:

  • обойма внутренняя;
  • кольца из резины с пружиной 24;
  • кольцо-перегородка;
  • кольцо уплотнительное из войлока;
  • обойма наружная.

К корпусу поворотного кулака сальник прижимается болтами. Перетекание смазки из картера главной передачи в поворотный кулак исключается наличием внутри шаровой опоры самоподжимных сальников из резины 1 и 3, помещенных в стальную обойму.

Добавлять смазку в шаровую опору следует через пресс-масленки 5 и 10. Аналогичным приемом смазываются шкворни сверху. Тавотницы расположены на рычаге поворотного кулака с правой стороны и на верхней накладке шкворня с левой стороны. Внизу шкворни самотеком смазываются смазкой, поступающей из шаровой опоры.

Шарнир

Шарнир постоянной угловой скорости расположен во внутренней полости поворотного кулака. Данный механизм осуществляет соответствие заданных угловых скоростей между ведущим и ведомым валами, которые постоянно изменяются. Важно поддерживать данный угол одинаковым независимо от этого. Шарнир переднего моста УАЗ-469 состоит из двух вилок. В канавки криволинейной конфигурации помещены четыре шарика.

В центральные гнезда вилок помещен пятый шарик. Это установочный элемент, его функция – центрирование вилок. Продольное перемещение шарнира ограничивают шариковый подшипник 10 и упорные шайбы 25 и 26. Расположенная внутри ведущая вилка шарнира соединяется шлицами с полуосевой шестерней дифференциала.

На конце наружной ведомой вилки расположена ведущая шестерня 21 колесного редуктора. Она насажена на шлицы, служащие только для поворотного кулака. Здесь же находится подшипник роликовый. Одновременно данные детали стопорятся гайкой 19. Ведомая шестерня колесного редуктора внутреннего зацепления болтами соединяется с валом 11.

Картер

Машины УАЗ 469 комплектуются на заводе производителе несколькими вариантами передних ведущих мостов. Соответственно, картеры у каждой модели ведущего агрегата будут различаться. Картер – это корпус моста. Среди автомобилистов еще можно услышать его другое название – чулок. Внутрь картера помещаются шестерни, валы, полуоси, благодаря которым передается вращательное движение от двигателя на колеса.

Мост УАЗ 469 типа Тимкен, гражданский или колхозный, является разрезным. Картер такого моста состоит из двух половин. В каждую из них запрессовываются кожухи, в которых находятся полуоси. После комплектации внутреннего содержания картер такого моста собирается в единое целое. Еще на кожухах установлены предохранительные клапаны. Они ограничивают повышение давления в масляной системе.

На краях картерных кожухов имеются шкворневые узлы. Они состоят из шаровых опор с корпусами поворотных цапф или поворотных кулаков на них. Внутри корпусов шаровых опор установлены ШРУС – шарниры равных угловых скоростей. Наружные цапфы шарниров расположены в ступицах колес. ШРУС УАЗ 469 колхозный мост цена на российских рынках и порталах составляет от 1500 до 3000 рублей.

Рулевое управление

Рулевое управление авто УАЗ 469 тесно сопряжено с передним ведущим мостом, поскольку на нем закреплены основные узлы и детали. Комплектация рулевого управления:

  • Рулевой механизм в сборе с ГУР.
  • Карданный шарнир вала рулевого управления.
  • Сошка рулевого управления.
  • Ремень привода насоса.
  • Насос ГУР с кронштейном, креплением, распоркой кронштейна, уголком распорки.
  • Масляный бачок с кронштейном и хомутом бачка.
  • Масляный фильтр.
  • Комплекты для крепежа.
  • Проставка под вентилятор с крепежными деталями.
  • Дополнительный шкив с крепежом.

Устройство редуктора

Редуктор УАЗ 469 для колес переднего ведущего моста абсолютно идентичен по своему устройству колесному редуктору заднего моста. Единственным отличием от него является установка и крепеж ведущей шестерни, а также конструкция шарикоподшипника 10, монтаж которого осуществляется в специальном стакане. Задний мост УАЗ 469 колхозный мост имеет несколько иное устройство редуктора.

Ведущая шестерня расположена на эвольвентных шлицах ведомой вилки шарнира. Она закреплена вместе с подшипниками специальной гайкой 19, которая после затяжки раскернивается в паз вала переднего моста УАЗ-469. В промежуток между шестерней и роликоподшипником устанавливается опорная шайба 20.

Ведущая шестерня и шарикоподшипник редукторов передних ведущих мостов не являются взаимозаменяемыми с аналогичными деталями задних редукторов. Во всем остальном передние редукторы устроены одинаково с задними и требуют такого же технического обслуживания и ремонта.

Схема подключения

Вал 11 вращается в роликовом подшипнике, который установлен в крышке картера колесного редуктора, и бронзовой втулке, расположенной внутри цапфы 18. На конце вала 11 имеется механизм, отключающий передние колеса машины. Устройство состоит из подвижных муфт 14 и 15. Они расположены на шлицах вала и болта 17 и 16 с пружиной и шариком.

Данные подвижные муфты своими наружными шлицами соединяются с внутренними шлицами ведущих фланцев 13 и 14, которые болтами прикручены к ступицам колес. С целью уменьшения износа металлических поверхностей деталей переднего моста автомобиля УАЗ 469, а также для экономии горючего при поездках машиной в условиях автодорог с твердым покрытием, одновременно с отключением переднего ведущего моста рекомендуется выключать также и ступицы передних колес.

Чтобы осуществить подобное выключение, необходимо снять защитные колпаки 16 и 18. Далее следует выкрутить болты 16 и 17 из отверстия вала 11. Поставить муфту в такое положение, чтобы сигнальная кольцевая канавка «а» на ее плоскости оказалась в одной плоскости с торцом фланца. Когда муфта установлена в требуемое положение, защитные колпаки необходимо завернуть.

Вкручиванием болтов 16 и 17 необходимо включить колеса. Болты следует надежно затянуть. Отключение и включение должны осуществляться на двух колесах переднего ведущего моста одновременно. Не допускается включение переднего моста при отключенных колесах!

Техническое обслуживание

ТО позволяет поддерживать передний ведущий мост транспортного средства в рабочем состоянии. Благодаря обслуживанию, снижается интенсивность износа деталей и узлов. Важно то, что при его выполнении предупреждается возникновение неисправностей, они выявляются на ранних стадиях для своевременной ликвидации.

Виды ТО:

  • ежедневное – ЕО;
  • первое – ТО-1;
  • второе – ТО-2;
  • сезонное – СО.

Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 регламентируется ГОСТ 21624-81.

Категории эксплуатационных условий Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
I 4000 16000
II 3600 14000
III 3200 12000
IV 2800 11200
V 2400 9600

Отличия военных мостов от гражданских

Военные и гражданские мосты различаются между собой тем, что в конструкции первых имеется не только главная передача, но и колесные бортовые редукторы. Редуктор УАЗ 469 повышает усилие крутящего момента, получаемое каждым колесом, из-за этого машина с военным мостом имеет гораздо лучшую проходимость на пересеченной местности и в тяжелых условиях бездорожья.

Немалым достоинством подобной компоновки является то, что ось военного моста автомобиля с бортовыми редукторами на 4 см выше, чем ось гражданской машины. За счет этого клиренс транспортного средства расположен существенно выгоднее при преодолении дорожных препятствий. Вместе с тем военные мосты изготавливаются с суммарным передаточным числом, которое значительно больше, чем у всех остальных конструкций. Как раз этим достигается существенное повышение крутящего момента. Автомобиль с подобными характеристиками несколько уступает своим аналогам по скоростным показателям.

Двигатель, все время работая в условиях высоких оборотов коленчатого вала, вырабатывает свой ресурс существенно быстрее. Передаточное число мостов старого образца гражданского типа 4,625 либо 5,125. Это зависит от числа зубьев ведомой шестерни главной передачи.

В военных же мостах передаточное число составляет 5,38. У главной передачи оно 2,77, у бортовых редукторов 1,94. Для мостов типа Спайсер передаточное число 4,111. Это касается карбюраторных машин. Передаточное число машин с дизельным движком 4, 625.

На любых мостах устанавливается принудительная либо автоматическая блокировка дифференциала на УАЗ 469 гражданские мосты. Привод блокировки используется самый различный:

  • пневматический;
  • электрический;
  • механический.

При установке пневматического привода автомобиль дооборудуется пневматической системой самой простой конструкции. Кроме блокировки на УАЗ 469 на гражданские мосты, она может решать много сопутствующих задач.

Различные мосты в авто УАЗ 469 различаются шириной колеи. Гражданские, военные мосты раньше производились шириной 1443-1445 мм. Сейчас завод практикует выпуск агрегатов шириной до 1600 мм. Главным образом, это современная конструкция Спайсер. Вес моста УАЗ 469 колхозного 120 кг, военного 140 кг.

Как устроен передний мост УАЗ: подробная инструкция по обслуживанию и ремонту

УАЗ – легендарный внедорожник, популярный как в России, так и вне ее пределов. Авто выпускается достаточно давно, что доказало надежность ее конструкции. Эта машина активно эксплуатируется в армии. Между гражданской и армейской версиями существуют небольшие различия. Однако и там и там передний мост УАЗ показал себя с лучшей стороны. Есть несколько модификаций: бортовая, обычная, «буханка» и т. д. Также нельзя не отметить один из плюсов авто – ремонтопригодность и возможность восстановления работоспособности любого узла даже в «гаражных» условиях. Устройство механизма позволяет активировать полный привод, что помогает уверенно преодолевать препятствия.

Передний и задний мосты УАЗ

Передний и задний мосты почти идентичны

Устройство переднего моста УАЗ

В состав входит картер (иногда его называют чулком), дифференциал и главная передача. Задний и передний мосты принципиальных различий не имеют. Вся разница лишь в направлении резьбы кольца, отбрасывающего масло и находящегося в главной шестерне. Сегодняшнее устройство переднего моста УАЗ показано на картинке ниже. Опора, размещенная на кожухе, фиксируется пятью метизами. В опору впрессованы шкворневые втулки. Пара шкворней «занимается» удержанием кулака. Он же держит крышку картера колесных редукторов. На ней зафиксирована цапфа вместе с щитком, на котором – детали тормозной системы.

Шкворни не проворачиваются в кулаке благодаря стопорам штифтового типа. Сам кулак выполнен с предварительным натягом (0,02-0,1 мм). Регулировка моста УАЗ 469 осуществляется посредством прокладок. Место расположения – между рычагом поворота и накладкой (слева либо справа). Прокладки находятся между накладками и кулаком.

Схема моста

Схема моста

Одна из особенностей описываемого механизма в том, что он, помимо увеличения проходимости еще и поворачивает колеса. Для этого применяются шаровые шарниры Бирнфильда. В их полостях присутствует смазка, которую не нужно восполнять на протяжении всего срока службы. Кулаки, а также ось шкворней имеют наклон, что позволяет после выполнения поворота возвращать колеса в среднее положение. Основные плюсы балки (Спайсер):

  • колея 1,6 м, что положительно сказывается на устойчивости авто;
  • колеса поворачиваются на угол до 32 градусов, что придает машине улучшенную маневренность;
  • вместо листовых рессор монтируется зависимая подвеска на пружинах;
  • не надо заменять смазку в механизмах (кулаках);
  • съемная крышка облегчает доступ к деталям в случае ремонта;
  • дифференциал вместе с редуктором — в одном корпусе – это увеличивает жесткость и эксплуатационный ресурс;
  • усовершенствованная шестерня-сателлит позволила снизить шум.

Особо стоит сказать о шарнирах, точнее стабилизации угловой скорости. Это конструкция, обеспечивающая стабильность вращения двух валов: ведущего и сопровождающего. В состав шарнира входит две вилки: в их гнездах – 4 шарика. В серединных секторах деталей есть пятый, нужный для установочных операций. В частности, центрирования вилки. Чтобы деактивировать передний привод, есть специальное приспособление, состоящее из муфты, болтов, шариков.

Отличительные особенности военной версии

Главная особенность переднего моста в армейском варианте – размещение редуктора. Он находится выше. Второй отличительный момент – передаточное число – 5,38. У гражданской версии УАЗ 469, 452, 3151, 3303 – 4,6 либо 5,125. Все эти характеристики увеличивают расстояние от нижней точки авто до поверхности дороги с 220 до 300 мм. Желающих по-быстрому заменить обычный мост на армейский ждет разочарование: без переделок это не получится. Причина в устройстве сошки, подвески. К тому же карданные валы различаются между собой по длине.

УАЗ

Настоящая «тачанка»!

Как включить передний мост на УАЗ

Чтобы крутящий момент отдать редуктору, применяется карданный вал, присоединенный к раздаточному редуктору, имеющему пару ступеней. На машинах «Патриот» применяется две разновидности «раздаток»: российская механическая либо Dynamos, имеющая электрический привод. Последний вариант используется с 2013 года. В обоих вариантах без муфты включения переднего моста УАЗ не обойтись.

Управление приводом происходит при помощи рычага или шайбы, находящихся на центральном тоннеле. Чтобы включить передний мост УАЗ или деактивировать, нужно:

  1. Полностью выжать сцепление;
  2. Передвинуть рычаг в нужное положение (режимы указаны на пластиковой рукоятке). Операцию проводите на скорости не более 60 км/ч;
  3. Отпустите сцепление: далее можно двигаться с активированным мостом. Для его отключения опять выжмите сцепление и переведите рычаг управления в нейтраль.

Включение моста на внедорожниках с коробкой Dymos гораздо проще: нужно повернуть шайбу в нужное положение. Конструкция трансмиссии такова, что не возбраняется подключать мост прямо во время движения. Однако если потребуется пониженная скорость, придется остановиться.

Варианты рычагов

Варианты рычагов

Техническое обслуживание

Техобслуживание моста УАЗ несложное и сводится к контролированию уровня смазочного материала и его доливе, замене. Второй момент заключается в проверке уплотнений на предмет протекания. Регулярно требуется проверять надежность креплений, особенно если машина используется в тяжелых дорожных условиях. Вовремя устраняйте осевые зазоры в подшипниках дифференциала.

Схема сборки и подключения

В ходе сборки конструкции не помните о нескольких особенностях:

  1. Запрессовку втулки в цапфу производите заподлицо с торцом гнезда для шайбы. После окончания процедуры втулку нужно развернуть;
  2. Одну упорную шайбу разместите внутри цапфы, вторую – в опоре. Проводные каналы для масла в упорных шайбах должны быть обращены к шарниру. Шайба закрепляется путем раскернивания в 3-4 местах;
  3. В ходе монтажа шарнира в шаровую опору заложите смазку;
  4. Шкворни, втулки обработайте жидкой смазкой.

Чтобы получить нужный осевой натяг, нужно подобрать определенное количество прокладок (но не менее пяти). Они устанавливаются на торцы корпуса кулака сверху и снизу. Их число должно быть одинаково. Войлочное кольцо сальника шаровой опоры пропитайте моторным маслом. Если есть возможность, после сборки проверьте мост на стенде. Если сборка произведена правильно, при торможении полуоси не должны нагреваться и чрезмерно шуметь. Течи через сальники, манжеты, болтовые соединения не допускаются.

Как разобрать мост

На первом этапе нужно снять тормозной барабан. Далее демонтируются хабы и ступицы. Попутно осмотрите подшипники, которые, возможно, износились, и придется покупать новые.

Далее:

  1. Отверните шланг тормозной системы, он будет мешать, и снимите тормозной щит;
  2. Вытащите ШРУС;
  3. Демонтируйте поворотный механизм и хвостовик;
  4. Разделите чулок на две части;
  5. Извлеките пару с одной части моста и второй.

Разборка моста УАЗ

Разборка моста, когда авто в вывешенном положении

Ремонт наиболее частых неисправностей

Восстановление работоспособности моста не очень сложное: но требуется, выполняя операции, соблюдать аккуратность. Какие «болезни» наиболее характерны?

Образование течи

Там, где поворотный кулак соединяется с мостом, имеется сальник – одно из слабых мест конструкции в смысле протекания смазочного материала. Сальник может пропускать масло не только из-за изношенности, но при засорении сапуна. Если вы зальете смазочного материала больше, чем требуется, результат будет тот же: протечка. Сальники бывают двух типов:

  • резиновые: недорогие, но и недолговечные;
  • полиуретановые: более дорогие, имеют продолжительный срок службы.

Для замены детали поставьте авто на ровное место и поддомкратьте проблемную сторону, заранее ослабив колесные гайки. Далее:

  • снимите поворотный кулак;
  • зажмите деталь в тисках;
  • вытащите сальник, поддев его плоской отверткой или иным подходящим инструментом;
  • вытащите сальник из полости опоры;
  • перед установкой уплотнитель смажьте;
  • запрессуйте сальник с помощью трубки соответствующего диаметра.
  • установка производится в обратном порядке.

Течь моста УАЗ

Самое проблемное место моста

Механизм начал гудеть

В первую очередь проверьте уровень масла. Если он в норме, мост придется снимать и разбирать. При постоянном гудении моста на любых режимах езды, причины могут быть такими:

  • неверная настройка или предельный эксплуатационный ресурс дифференциальных подшипников;
  • поломка (износ) полуоси (ее подшипника);
  • износ, повреждение, неверная регулировка шестерен.

Указанные подшипники нужно просто заменить на новые. Если гудение появляется при резкой остановке, разгоне, причины следующие:

  • неверный зазор между шестернями главной передачи;
  • зубья шестерен главной передачи неправильно зацепляются между собой.

В этом случае нужно правильно настроить зацепление или заменить дефектные детали. Если мост гудит при вхождении УАЗ в поворот и движении по прямой, причины могут быть следующими:

  • сателлиты вращаются с большим усилием;
  • нештатная работа шестерен полуосей в дифференциале;
  • разрушение, сильный износ подшипника полуоси;
  • неправильный зазор между шестернями, расположенными в дифференциале.

Для восстановления работоспособности механизма правильно настройте зазоры и замените разрушенные, изношенные подшипники. Стоит заметить, что добиться нужного результата при регулировках зазоров можно лишь на стенде.

Осевой люфт колеса

Он возникает при неверной настройке подшипников ступицы либо при полном выходе их из строя, которое вызывается чрезмерной затяжкой. В итоге подшипники сильно нагреваются, мазка разжижается и вытекает. Алгоритм действий при выполнении правильной регулировки:

  1. Поддомкратьте колесо с нужной стороны;
  2. Вытащите с помощью съемника полуось;
  3. Отведите в сторону усик стопорной шайбы и открутите контргайку;
  4. Прокрутите колесо: если оно вращается туга причина может крыться в заедании манжет, контакте барабана и колодок и т. п.;
  5. Заверните регулировочную гайку. Делайте это постепенно, одновременно прокручивая колесо. Используйте ключ с воротком;
  6. Открутите гайку примерно на треть оборота, поставьте шайбу-стопор. Закрутите гайку и застопорите ее;
  7. Проверьте, как вращается колесо: оно должно крутиться свободно, не заедая;
  8. Верните на место полуось, поставьте обратно болты и затяните их.

Окончательно проверить можно при передвижении. Если ступица нагревается сильно, отверните ее гайку примерно на 1/6 оборота.

Извлечение полуоси

Извлечение полуоси

Разборка поворотного кулака без демонтажа моста

Для выполнения операции сначала отсоедините хаб, выкрутив 6 болтов. Затем отогните стопорную шайбу, отверните гайки ступицы и выньте ее с колесом и барабаном. Далее:

  • отсоедините маслоотражатель, для чего открутите 6 болтов;
  • выверните пару болтов на поворотном кулаке, подвесьте тормозной щит на рессоре;
  • выверните 6 болтов, чтобы рассоединить крышку и корпус кулака;
  • чтобы его снять, отверните болты и снимите уплотнительные кольца;
  • отверните накладки кулака, извлеките шкворни и снимите корпус поворотного кулака.

Как видим, отремонтировать ремонт переднего моста УАЗ своими руками вполне возможно. Однако надо иметь опыт проведения подобных работ и хороший набор инструментов.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Передний мост УАЗ 3151

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПЕРЕДНЕГО МОСТА, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Главная передача и дифференциал переднего моста по конструкции аналогичны заднему мосту. Все указания по обслуживанию и ремонту заднего моста относятся также и к переднему мосту.

Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.98. Поворотный кулак: а – сигнальная канавка; б – указатель; I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес; IV – муфта отключения колес (вариантное исполнение); в – колеса отключены; г – колеса включены; 1 – рычаг поворотного кулака; 2 – кожух полуоси;

3 – сальник; 4,20 – прокладки; 5 – шаровая опора; 6 – корпус поворотного кулака; 7 – опорная шайба; 8 – накладка; 9 – шкворень; 10 – пресс-масленка;

11 – стопорный штифт; 12 – цапфа; 13 – ступица колеса; 14 – ведущий фланец; 15 – муфта; 16 – болт муфты; 17 – шарик фиксатора; 18 – защитный колпак;

19 – втулка шкворня; 21 – внутренняя обойма; 22 – кольцо-перегородка;

23 – наружная обойма; 24 – резиновое уплотнительное кольцо; 25 – войлочное уплотнительное кольцо; 26 – упорные шайбы; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – кольцо; 30 – ведущая щлицевая втулка; 31 – соединительная шлицевая втулка; 32 – ведущая втулка; 33 – колпак; 34 – крышка; 35 – манжета; 36 – штифт; 37 – переключатель;

38 – шарик; 39, 41 – пружины; 40 – прокладка; 42 – ведомая втулка; 43 – растяжная пружина; 44 – корпус; 45 – запорное кольцо

Дополнительно производится обслуживание и ремонт поворотных кулаков (Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.99. Проверка регулировки шкворней: 1 – верхняя накладка; 2 – регулировочная прокладка; 3 – шкворень; 4 – нижняя накладка

5. Проверьте осевой зазор шкворней, для чего покачайте руками корпус поворотного кулака вверх и вниз (Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.100. Пpовеpка максимальных углов повоpота колес

Проверку максимальных углов поворота колес производите на специальном стенде (Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.101. Пpовеpка схождения колес

Схождение колес при нормальном давлении в шинах должно быть таким, чтобы размер А (Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.102. Съемник шквоpней

14. Выпрессуйте шкворни при помощи приспособления, показанного на Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.103. Разбоpка шаpниpа

4. Поверните короткий кулак в сторону одного из ведущих (периферийных) шариков. Если при этом противоположный шарик не выйдет из канавок, нажмите или ударьте медным молотком (Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.104. Установка упоpной шайбы:

1 – упоpная шайба; 2 – цапфа; 3 – шаpовая опоpа; 4 – втулка

Масляные канавки упорных шайб должны быть обращены к шарниру. Для закрепления шайбы в гнезде раскерните ее в 3–4 точках, равномерно расположенных по окружности. Размер от плоскости упорной шайбы 1 (Передний мост УАЗ 3151

Рис. 3.105. Подбоp pегулиpовочных пpокладок: 1 – шаpовая опоpа; 2 – опоpная шайба;

3 – шквоpень; 4 – pегулиpовочные пpокладки;

5 – коpпус повоpотного кулака

Количество прокладок для получения определенных осевых натягов во втулках шкворней выберите в зависимости от размера Б (рис. 3.105), состоящего из суммы размеров поворотного кулака и регулировочных прокладок, и размера А, состоящего из суммы размеров шаровой опоры, опорных шайб и шкворней. Число прокладок должно быть не менее пяти.

Замер производите под нагрузкой 1,6 кН (160 кгс). Размер А должен быть на 0,02–0,10 мм больше размера Б.

Регулировочные прокладки установите сверху и снизу на торцы корпуса поворотного кулака. При четном числе одинаковых по толщине прокладок последние установите сверху и снизу в одинаковых количествах.

При четном числе прокладок, но разной их толщине, или при нечетном числе прокладок разность между суммарной толщиной верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм.

6. При сборке и установке сальника шаровой опоры его внутреннее войлочное кольцо пропитайте в теплом моторном масле.

7. После сборки проверьте передний мост на стенде под нагрузкой и без нее. Нагрузка создается одновременным притормаживанием обеих полуосей.

У правильно собранного переднего моста не должно быть повышенного шума и нагрева, а также течи масла через манжеты и сальники, крышки и болтовые соединения.

Видео про «Передний мост» для УАЗ 3151

УАЗ 469 — Ремонт переднего моста — Часть 1

УАЗ 469 — Ремонт переднего моста — Часть 2

УАЗ 469 — Ремонт военного переднего моста — Часть 1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция дворника многоквартирного дома скачать
  • Фтизопирам инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Можно ли отказаться от подписания должностной инструкции
  • Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах 2021
  • Detector de fases serie 5442 инструкция на русском