Украина руководство в школе

Почему украинские школы не смогли отказаться от русского языка

Начало учебного года на Украине преподнесло местных властям неприятный сюрприз. Несмотря на тотальную украинизацию школьного образования, многие директора учебных заведений нашли способ продолжить обучение детей на русском языке. Как это удалось сделать и почему руководство украинских школ не желает отказываться от русского языка?

Накануне стало известно, что украинские школы научились обходить тотальную украинизацию образования. Так, замглавы профсоюза педагогических работников Сергей Романюк пояснил изданию «Страна.ua», что «в младшей школе, до четвертого класса, может быть русскоязычный компонент, но он жестко ограничен».

Закон об образовании предписывает не набирать новые «русские классы». Однако многие школы «набрали первые классы с русским языком преподавания и заверяют – в младшей школе никакого перехода вообще не будет», отмечает издание. Школы при этом ссылаются на закон о среднем образовании, который «был принят в начале этого года и содержит небольшие послабления по украинизации».

В соответствии с этим законом русскоязычные «получают базовое и профильное среднее образование на государственном языке в объеме не менее 80% годового объема учебного времени». Ожидается, что «на русском будут учить только русский язык и литературу». Но закон «оставляет право создавать классы с обучением на русском языке в младшей школе, если набирается достаточно заявлений родителей», а переход к «80% обучения на украинском» осуществляется «в старших классах».

Напомним, ранее президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, в рамках которого преподавание на языках национальных меньшинств, в том числе на русском, будет постепенно сокращаться. В соответствии с этим законом с 1 сентября все русскоязычные школы на Украине переходят к преподаванию на украинском языке. Кроме того, в среду стало известно, что окружной административный суд Одессы лишил русский язык статуса регионального, что также отразится на системе школьного образования.

Однако такое положен дел не устраивает ни родителей, ни учеников, ни педагогов. «В украинских школах мы наблюдаем естественную реакцию на невозможность буквального исполнения закона о языке. На школьников младших классов запреты пока не распространяются. Но на Украине до последнего времени существовали школы, где все классы учились на русском языке. В Киеве таких учебных заведений было четыре», – сказал газете ВЗГЛЯД директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

«Перед началом учебного года я общался с директорами этих школ, и они были в панике, потому что не понимали, как быть в нынешней ситуации. Если в младших классах еще как-то можно обходить требования закона об украинизации, ссылаясь на его не полную ясность, то в отношении старших классов ситуация сложнее. Некоторые школы будут использовать принцип «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения» и находить способы избежать жесткого перехода на украинский язык», – считает Погребинский.

Еще одна проблема заключается в том, что на Украине не хватает учителей, которые могли бы преподавать точные науки на украинском языке. «Если на западе и в центре страны эта проблема стоит не так остро, то на востоке и юге найти учителя, который способен преподавать физику на украинском, – задача очень сложная», – констатировал собеседник.

«Из-за этого некоторым педагогам придется доносить знания на суржике – смеси украинского и русского языков. Детям это вряд ли облегчит процесс обучения. А там, где руководство школ поспокойнее, будут частично игнорировать указания об украинизации, продолжая преподавать на русском языке», – прогнозирует Погребинский.

Политолог также отметил, что для современных украинских школьников тема Великой Отечественной войны так же далека, как и тема войн в Древнем Риме. «Произведения классиков русской литературы, Толстого и Достоевского, им кажутся длинными и сложными. Потому они либо вообще книг не читают, либо читают всякий бред и фантастику», – пояснил эксперт.

«При этом количество общающихся на русском языке все равно не уменьшается. Есть объективный критерий распространенности языка, который мы видим в ходе проведения социологических опросов. Когда интервьюер спрашивает респондента, на каком языке ему удобнее ответить на вопросы, 65% отвечают, что на русском. При этом большинство респондентов считают украинский язык родным. И этот феномен давно известен», – заключил Погребинский.

В то же время директор Украинского института политики Руслан Бортник считает, что многие родители утратят мотивацию отдавать своих детей в русскоязычные классы, потому что после 6-го класса им в любом случае придется перейти на украинский язык. Он также отметил, что если ранее русскоязычные школы были «загруженнее» украиноязычных в пять–восемь раз, то в 2019 году из 14 тысяч школ лишь 125 объявили набор в русскоязычные классы.

«Сейчас на русском языке дисциплины старшей школы не преподаются, а тестирование на русском языке при поступлении в вуз отсутствует. Поэтому спрос на изучение языка будет снижаться, что приведет к еще большему сокращению русскоязычных классов», – прогнозирует Бортник.

В свою очередь председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук считает, что команда Зеленского цинично уничтожает русский язык вопреки позиции международных организаций. Венецианская комиссия прямо заявила о том, что языковый вопрос является чрезвычайно сложной, деликатной и политизированной проблемой. А мониторинговая миссия ООН по правам человека ранее отметила, что украинский закон об образовании «не регулирует использование языков меньшинств», ставя их права под угрозу.

«Но ООН и Венецианская комиссия для нынешней украинской власти не авторитет. Что уж говорить о 10-й статье Конституции Украины, которая гарантирует «свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств Украины», – напоминает Медведчука.

По его словам, украинская власть всячески препятствует изучению русского языка, который является одним из шести рабочих языков в ООН. И в этом смысле Зеленский лишь продолжает курс экс-президента Петра Порошенко, который направлен на деинтеллектуализацию населения Украины и деградацию общества.

Наталья Макарова, Иван Абакумов

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Система образования в Украине. Управление и руководство школы

Школознавство — раздел педагогической науки об организации и руководство деятельностью общеобразовательного учебно-воспитательного заведения.

Предметом школознавства является разработка теории управления общеобразовательным учебно-воспитательным заведением, научных основ организации труда в нем, организация методической работы, внутришкольного руководства и контроля, изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, укрепление учебно-материальной базы.

Структура образования

Система образования состоит из учреждений образования, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в отрасли образования. Структура образования включает: дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантуру; докторантуру; самообразование.

Дошкольное образование и воспитание осуществляются в семье и дошкольных учреждениях образования во взаимодействии с семьей. Они имеют целью обеспечить физическое, психическое здоровье детей, их всестороннее развитие, выработать умения, навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Дошкольными учреждениями образования являются: детские ясли, детские сады, детские ясли-сады, семейные, прогулочные, дошкольные учреждения компенсирующего (для детей, требующих коррекции физического и психического развития) и комбинированного типов с краткосрочным, дневным, круглосуточным пребыванием детей, а также детские сады интернатного типа, детские дома и другие.

Общее среднее образование обеспечивает всестороннее развитие ребенка как личности, ее наклонностей, способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными, национально-культурными потребностями объема знаний о природе, человеке, обществе и производстве, экологическое воспитание, физическое совершенствование.

Полное общее среднее образование в Украине является обязательным и предоставляется в различных типах учреждений образования. Основным среди них является средняя общеобразовательная школа трех ступеней: I — начальная школа (1-4 классы), обеспечивает начальное общее образование, II — основная школа (5-9 классы), которая обеспечивает базовое общее среднее образование, III — старшая школа (10-11 классы), что обеспечивает полное среднее образование.

Для развития способностей, дарований и талантов детей создают профильные классы (с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофесійною подготовкой), специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также различные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений.

Внешкольное образование и воспитание направлены на развитие способностей, талантов детей, ученической и студенческой молодежи, удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении. К внешкольных учебных заведений принадлежат: дворцы, дома, центры, станции детского, юношеского творчества, ученические и студенческие клубы, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, студии, начальные специализированные художественные учебные заведения, библиотеки, оздоровительные и другие заведения.

Профессионально-техническое образование ориентирована на получение профессии, переподготовку, повышение профессиональной квалификации. Соответствующими учебными заведениями являются: профессионально-технические училища, профессионально-художественные училища, профессиональные училища социальной реабилитации, училища-агрофирмы, училища-заводы, высшие профессиональные училища, учебно-производственные центры, центры подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовые комбинаты, другие типы заведений, предоставляющих рабочую профессию.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призваний, интересов и способностей, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации. Высшими заведениями образования являются: техникумы (училища), колледжи, институты, консерватории, академии, университеты и другие.

Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации: I — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения; II — колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения; III и IV уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — институт, консерватория, академия, университет.

Последипломное образование (специализация, стажировка, клиническая ординатура, повышение квалификации и переподготовка кадров) способствует получению новой квалификации, новой специальности и профессии на основе ранее полученного в вузе образования и опыта практической работы, углубление профессиональных знаний, умений по специальности, профессии. К заведений последипломного образования относятся: академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и тому подобное); профессионально-технические учреждения образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.

самообразования граждан государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан создают открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радіонавчальні программы.

« Назад

Современная система управления образованием в Украине

Сегодня в связи с процессом реформирования национальной системы образования в евроинтеграционном направлении становится актуальным непрерывное выработка и реализация соответствующих программных документов, можно назвать механизмом внедрения образовательных реформ в Украине. Именно в программных документах определяются цели государственной политики в сфере образования. Учитывая социально-экономическое становление государства, в начале XXI века в Украине был принят ряд законов и государственных программ, указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины, нормативных документов Министерства образования и науки Украины по развитию образования и ее модернизации в евроинтеграционном направлении.

реформирования национальной системы образования

Управление отечественной высшей школой, по мнению М. И. Дудки, предполагает осуществление административной деятельности, то есть участие в исполнительно-распорядительных деятельности системы органов государственного управления, а также методическое руководство. Именно из Министерство образования и науки Украины осуществляет программно-методическое руководство в Украине как центральный государственный орган. Как считает М. И. Дудка, программы и методические указания, что производит Министерство образования и науки Украины — фактически единственный инструмент, который объединяет высшие учебные заведения Украины (независимо от их ведомственной подчиненности) в единую систему и помогает сохранить единое образовательное пространство.

Собственную точку зрения по этому имеет Л.П. Кураков, который считает, что методическое руководство должно реализовываться по трем направлениям:

1) разработка и правовое оформление методической документации;

2) изучение состояния педагогической и воспитательной работы;

3) организация работы по совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. А все это вытекает из принципов автономии высших учебных заведений, что все вопросы функционирования должны решать в соответствии со своими уставами.

Большое значение для Украины имеет опыт стран ЕС по проблемам управления, поэтому целесообразно было бы провести анализ управленческих аспектов образовательных систем ведущих стран участниц европейского единого образовательного и научного пространства.

Таким образом, управление высшим учебным заведением — это взаимодействие и сотрудничество между всеми структурами подразделений высшей школы — высшим звеном вузов, преподавателями, студентами и слушателями.

управление образованием, механизм финансового управления

Сегодня в мире уделяется много внимания изучению реализации финансово-экономического механизма в сфере высшего образования. Но мы акцентируем внимание на выводах М. И. Дудки, который на основе исследования специфики механизма финансового управления высшей школой Украины, предлагает усовершенствовать этот механизм. Попробуем определить самое главное.

1. Нужно разработать программы развития региональных систем высшего образования с целью поддержки своих ведущих высших учебных региональной властью.

2. Создать единые региональные межвузовские центры содействия занятости выпускников (формирование региональных банков данных о потребности в квалифицированных специалистах и рабочих местах, помощь в трудоустройстве выпускников; взаимодействие с мировыми структурами занятости выпускников и т.д.).

3. Необходимо законодательно определить ситуации, в которых целесообразно вводить плату за обучение (например, в случае получения второго высшего образования).

4. Реформировать статистическую отчетность высшей школы в связи с формированием значительного круга источников ее финансирования.

5. Нужно готовить менеджеров высшего образования, знакомых с финансово-экономической деятельностью.

6. Изучать опыт ведущих университетов мира в области финансово-экономического управления, которые за последние годы достигли наибольших положительных изменений в своей предпринимательской деятельности.

механизм реализации финансово-экономической деятельности

Таким образом, именно механизм реализации финансово-экономической деятельности в сфере высшего образования больше нуждается в усовершенствовании.

С уважением ИЦ «KURSOVIKS»!

Вряд ли смену власти на Украине в 2014 году можно назвать революцией. Последующие события, наглядно продемонстрировали верность новых властей старым принципам. Но в некоторых сферах все же произошли коренные изменения. Например, в школе. Теперь на Украине пытаются учить по-новому. Пока выходит плохо, но при помощи того усердия, что применяют твердолобые и далекие от педагогики «патриоты», успехов можно добиться уже в краткосрочной перспективе.

Для российского обывателя в последнее время большой интерес представляет преподавание истории и русского языка на Украине. Представители новой власти неоднократно делились своими радикальными взглядами на необходимость поголовной украинизации общества. И, по их мнению, помочь в этом вопросе может лишь насильственное вытеснение русской речи из школ, вузов и прочих учреждений. Неслучайно в Верховной Раде «незалежной» уже зарегистрирован законопроект об исключительном использовании украинского языка во всех сферах жизни. Авторами документа «О государственном языке» стали 33 депутата парламента из разных фракций. Законопроектом предусматривается, что украинский язык должен стать обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, в дошкольных, школьных, внешкольных и высших учебных заведениях.

Что же до истории, то в России более всего озабочены введением глав о «Евромайдане» и «агрессии» со стороны РФ. Мол, как так можно? «СП» попыталась разобраться в этом.

Недавнее прошлое

На самом деле ситуация несколько иная. Украинизация началась задолго до победы «Революції гідності». В советскую эпоху на Украине повсеместно преобладал русский язык, но было обязательным изучение украинского языка. Со временем руководство Украинской ССР и вовсе разрешило исключать «мову» из программы — родителям ученика было достаточно попросить об этом. Определенное влияние на русификацию региона такой шаг, конечно же, оказал, но все равно оставалось значительное число украиноязычных учителей и школьников. И было бы странно, окажись все не так.

К концу восьмидесятых, когда уже наметилась четкая тенденция к обособлению каждой из социалистических республик, составлявших Союз, ситуация поменялась. Местные титаны от педагогики решили, что государству нужны украинские и русские школы. Затея поначалу казалась смешной. Посещаемость украинских школ обусловливалась лишь одним фактором — территориальным. Те, кто жил ближе от них, шли туда. При этом, несмотря на номинальное разделение, в обоих видах учреждений преобладал русский язык. Поэтому-то реформа не породила массовые протесты. Но время шло и стремительным ходом вносило свои коррективы. Сначала «мова» стала доминировать в украинских школах, что, впрочем, вполне естественно. Затем бывшие русские школы стали постепенно переделывать в украинские. Происходило это быстро, но малозаметно. Практически никто не выходил на улицы и не требовал вернуть прежнюю модель обучения.

Русский язык

Уже к концу девяностых на Западной Украине, где на тот момент проживала пара сотен тысяч русских, не осталась ни одной русской школы. Небольшое количество местных жителей пыталась протестовать, но их проигнорировали. Москва мало интересовалась ситуацией — в ту пор заботы у власти были иные. В итоге, помощи так никто и не дождался. В Киеве же подобную политику по-разному обосновывали, но в целом сводили к одному. Мол, во время существования СССР аналогичные меры применялись по отношению к украиноязычному населению, так что — око за око. Каков результат? Всего за десять лет независимости удалось сократить количество русских школ и классов в разы — с почти 5 тысяч в 1989 году до 1,5 тысячи в 2000 году. В столице Украины до прихода к власти Януковича оставалось всего пять или семь русских школ, это при том, что русские составляют более 10% от населения трехмиллионного города.

Но это далеко не все. Есть еще программа. Украинские школы были устроены так, будто в государстве и вовсе нет никакого влияния русского языка. До пятого класса никакого языка, кроме «державного» и обязательного для всех английского, школьник не учил. После начальной школы вводился курс второго иностранного — учащемуся предлагали на выбор немецкий или русский. Разумеется, последний практически никто не выбирал, так как подавляющее большинство жителей Украины владеет им в определенной мере. Так оказались невостребованными многие учителя русского языка.

В русских школах ситуация иная. В целом модель преподавания аналогична той, что применяется в украинских, только учителя говорят по-русски. В остальном же ситуация вряд ли понравится россиянам. Например, русскую литературу не преподают. Вернее некоторых авторов разбирают, но в процессе изучения иностранной литературы. Так, в украинских школах творчеству Александра Сергеевича Пушкина уделяют всего пару уроков, а его произведения читают на украинском. В русских школах ситуация была примерно такой же. Литература российских авторов преподавалась как иностранная, упор делался на местных писателей. Впрочем, и поныне функционирует киевская школа № 24 с углубленным изучением русского языка и литературы. Но даже в этом специализированном заведении «углубление» подразумевает всего час в неделю для языка и час для литературы.

Ситуация несколько изменилась с приходом к власти Виктора Януковича. Будучи выходцем из русскоязычных регионов, он по-своему осознавал роль русской речи в жизни независимой Украины. Со временем во многих школах ввели ее обязательное изучение. Украиноязычные дети в пятом классе начинали осваивать помимо английского или немецкого еще и русский в обязательном порядке. Несмотря на такой шаг к президенту было множество вопросов из области лингвистики и филологии. Украинские националисты начали обвинять президента в насильственной русификации страны. А русофилы утверждали, что подобными мерами Янукович лишь маскирует бездействие, ибо школ-то русских больше так и не стало.

История

Учебники по истории пишут везде по-своему. Есть факты общепринятые, но историографические методы в разных странах сильно друг от друга отличаются. Очевидно, что на Украине в первые годы независимости не могло быть никаких историографов, кроме как взращенных на советских принципах. Их учебники писались примерно в том же стиле, что и российские того периода. Но без националистического окраса обойтись никак нельзя было. И даже президентство Януковича не повлияло на этот фактор. И до него, и при нем, и после него антироссийский и антисоветский посыл украинских историков был очевиден.

К примеру, можно взять «Историю Украины» для 11 класса под авторством Елены Пометун и Нестора Гупана. Напечатан учебник, рекомендованный профильным Министерством, в 2011 году, то есть во времена, когда у руля был Виктор Янукович. Авторы придерживались относительно сдержанного тона, но не заметить крайне негативного отношения к СССР нельзя. Параграфы изобилуют восхвалением украинского национализма, завуалировано, конечно. Вместо обозначенного термина чаще используют слово «независимость», но в таком контексте, когда подразумевается именно национализм. А что за всем этим стоит? Конечно же, ОУН и УПА*.

В одной из первых глав учебника информируют об освободительных движениях на Украине в период Второй мировой войны. Степан Бандера и Андрей Мельник упоминаются в качестве исторических персонажей, которые всеми силами желали добиться независимости для своей родины. Но подлые гитлеровцы, на которых сначала сделали ставку оба крыла ОУН, их предали, предварительно воспользовавшись. Но это не смогло сломить героического настроя украинских националистов. Авторы писали так, чтоб читатель распознал их сочувствие по отношению к «освободителям». О преступлениях нет никаких упоминаний — ни об уничтоженных поляках, евреях, русских, представителей других народов. Да, всего этого не было, зато была борьба против отступавших немцев.

Помимо этого главные идеологи ОУН изменили свои прежние взгляды на более гуманные, ибо «приняли демократическую социально-экономическую и политическую программу организации». При этом отряды УПА хоть и были против СССР, тем не менее, находили «общий язык с советскими партизанами». А следующая информация и вовсе может показаться смешной: «Что касается советских войск, то УПА во время наступательных операций Красной Армии избегала боёв с её частями». Вот такая вот история была написана для украинских школьников.

Если заглянуть в учебники за десятый класс, то обнаружится то же самое. Например, «История Украины» для 10 класса под авторством Федора Турченко. Книга написана и рекомендована Министерством образования и науки при Викторе Януковиче, в 2010 году. В этом учебнике охватывается более ранний период — первая четверть XX века. В этот период существовали такие формально независимые образования как Украинская народная республика и Западно-Украинская народная республика. Автор восхваляет борьбу УНР и ЗУНР против большевиков, восхваляет национализм, восхваляет ненависть по отношению к Советской России. В общем, печальное зрелище, мало чем похожее на серьезное историческое исследование.

Современное положение

Что же поменялось после 2014 года? В русских школах часы русского языка и литературы максимально сокращают, а в украинских и вовсе часто запрещают. Некоторые директора выкручиваются при помощи введения факультативов. Официально государство запрещает учителям общаться с учениками на русском языке даже во время перемен. Запрет, конечно, не действует в ряде случаев, но с нарушителями борются — в школах работают «стукачи». Они передают в различные органы информацию о проведенных на русском языке совещаниях или тому подобное. Иногда педагогов после этих доносов увольняют.

С историей ситуация почти не изменилась, разве что появились главы о «Евромайдане», «оккупации» Крыма и Донбасса. Так же внедрено больше биографической информации об украинских националистах — Шухевиче, Бандере и прочих. Кстати, биографию Петра Порошенко тоже изучают. Его выставляют в качестве первого президента по-настоящему независимой Украины (страну освободило свержение Януковича).

Но это, пожалуй, не самые главные новшества. Куда интереснее другие вещи. Большую роль в жизни общества играет показной патриотизм. Бесконечные вышиванки, всюду вывешиваемые флаги, постоянно распеваемый гимн, неправильная «мова», более напоминающая суржик — все это навязывают в том числе и в школах. На уроки к детям часто приходят люди в военной форме, утверждающие, что они из зоны «АТО». Их появления достаточно для того, чтоб руководство школы активно засуетилась в процессе «облагораживания» своего учреждения.

Детишек облачают в национальны наряды, если же таковые не находятся, то используется какой-нибудь элемент одежды «жовто-блакитного» окраса. Перед выступлением «воина» обязательно исполняется гимн, а потом переходят к основной части. И бедные детишки весь урок вынуждены слушать убогую речь какого-нибудь мужичонки с помятой внешностью. Пятиклашкам рассказывают об убитых сепаратистах, о «понад усе» и о вредности русского языка. Наверное, это хороший метод воспитания, раз уж по всей Украине таких вот учителей жизни размножилась невесть сколько.

Помимо этих «народных преподавателей» по школам бродят целые отряды «волонтеров». Они следят за тем, в каком духе воспитывают молодое поколение — достаточно ли дифирамбов новому режиму спето, много ли грустных лиц на уроках родного языка, литературы и истории. Те, что с кислыми минами — потенциальные жертвы пророссийской пропаганды, для таких полагается ряд разъяснительных бесед.

Так же имеет место быть дискриминация по национальному признаку. Учитель-украинец будет иметь преимущество перед педагогом русского происхождения. Профессиональные качества не учитываются, и даже не столь важна степень владения «державной мовой» — зачастую русские на Украине владеют таковой не хуже самых оголтелых укропатриотов.

Это напоминает цирк, где всех клоунов свели с ума, а потом каждого наделили полномочиями управляющих. Больной разум, ориентирующийся по обрывкам воспоминаний и образам из подсознания, пытается привить крайне примитивную модель мировосприятия остальным циркачам, которые понимают, что на самом деле с такой карьерой давно пора завязывать. Но все то ли смущаются, то ли боятся, полагая, что хлыст клоуна-управляющего и в самом деле очень грозное оружие.


*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.

Классный руководитель осуществляет организацию учебно-воспитательного процесса, координацию всех воспитательных воздействий на учащихся и внеурочную воспитательную работу в закрепленном за ним классе с целью создания надлежащих условий для личностного развития каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Основные функции классного руководителя:

  • организаторская — проведение работы по всем педагогическими аспектами;
  • воспитательная — формирование личности и коллектива;
  • коммуникативная — организация общения;
  • координационная — согласование всех действий, установления взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса;
  • корректирующая — преобразование, изменение личности;
  • экологическая — защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды;
  • административная ведение личных дел учащихся и других официальных документов.

Подпишитесь на email рассылку!

Деятельность классного руководителя должна быть системной, целенаправленной, основываться на базе программы воспитания всего коллектива школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни.

К главным обязанностям классного руководителя относятся

  • создание условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для ее успешной жизнедеятельности с учетом социальных, материальных условий жизни, специфики семейных обстоятельств;
  • содействие разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, успешному вхождению ребенка в социум, постижению смысла жизни;
  • формирование мотивации к обучению каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных личностей;
  • координация учебной деятельности каждого воспитанника и всего классного коллектива;
  • создание условий для гуманных взаимоотношений между детьми в коллективе;
  • содействие формированию нравственных качеств и духовных ориентиров;
  • координация работы всех участников учебно-воспитательного процесса.

Одним из важных направлений деятельности классного руководителя является сотрудничество с родителями с целью привлечения их к участию в воспитательном процессе для совместного изучения личности ребенка, его психофизических особенностей, организации помощи в обучении, духовному и физическому развитию.

Какие обязанности и функции имеет классный руководитель в других странах мира?

Во Франции классные руководители ежегодно меняются, что снижает вероятность появления в классе любимцев и исключает коррупционную составляющую в педагогической деятельности. К их прямых обязанностям относится налаживание взаимодействия учебного заведения с родителями и ведения документации. Воспитательные часы не проводятся отдельно, а интегрированы во все школьные дисциплины.

Классного руководителя в школах Германии считают «мамой» класса. Педагог отвечает за коммуникацию с родителями, организацию и проведение родительских собраний, внешкольных активностей, экскурсий, ведение документации.

Обязанности классных руководителей различных округов Швейцарии разнятся. Однако общими чертами является сотрудничество с родителями, организация внеклассных активностей, в частности походы, экскурсии, пикники. Воспитательный час не предусмотрена в учебном процессе, однако еженедельно с учениками проводится беседа про их впечатления от минувшей неделе и пожелания.

Классные руководители в школах Польши отвечают за организацию различных активностей, а именно походов в музеи, экскурсий, походов в горы и тому подобное. Один раз в неделю предусмотрен воспитательный час.

Автором статьи не является редакция сайта, поэтому
все его источники относятся к автору самой статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Искусственный водопад своими руками пошаговая инструкция
  • Типовая инструкция по охране труда для заведующего складом
  • Как загрузить руководство пользователя
  • Такролимус таблетки инструкция по применению цена
  • Как оформить доступ к электронной медицинской карте ребенка пошаговая инструкция