Менеджмент (от англ. «управлять») — вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании труда, интеллекта и мотивации поведения людей, с учетом определения их деятельности; процесс координирования и объединения рабочей деятельности людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы государств. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. Поэтому задача менеджмента в том, чтобы деятельность организации велась максимально эффективно и результативно, именно на это должны вдохновлять сотрудников менеджеры. Менеджер — человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий; человек, прошедший специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако менеджмент отличается от управления: 1. менеджмент изучает экономику, основанную на рыночных отношениях; 2. менеджмент – управление, в основе которого стоят экономические методы управления; 3. под менеджментом понимается «мягкое» управление (умение иметь дело с людьми); 4. менеджмент предполагает гибкое управление и учет конъюнктуры рынка. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций. Менеджмент — это тип управления. Но так же, как и любой тип, реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном сочетании и отношении. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента — японского, немецкого и т. д. Очевидно, по аналогии с этим можно говорить и о российском менеджменте.
1.Становление и развитие менеджмента в России
1.1. Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления.
Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства. На Руси всегда в жизни и ведении бизнеса почитались и ценились идеалы добра, справедливости и правды. Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличалась от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх». Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли. Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами. Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов. При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств, составлявших основу экономической жизни.
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX— XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы научной организации труда предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны. В начале XX века в России аграрное население преобладало над индустриальным. В 1911 г. Россия производила готовой продукции в 10 раз меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало население США. На Западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше, чем в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладал ручной неквалифицированный труда. Отличительными чертами служили наличие огромной доли дешевой рабочей силы, низкая заработная плата, неограниченный рабочий день, пренебрежение элементарными требованиями техники безопасности, отсутствие наследственной рабочей аристократии, рабочих династий и специализированных кадров.
Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме появились в 1908—1909 гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества» [17, с.64]. Переводятся основные работы Ф.Тейлора, Ф.Джилбретта, Г.Гантта. В 1913г., появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента» [17, с.65]. Мало где в мире самому Тейлору и его системе уделялось столь широкое внимание на всех уровнях общества — начиная со студенческих аудиторий и кончая профсоюзами, научными обществами, министерскими кабинетами и залами заседания Государственной Думы. В обсуждении приняли участие известные русские ученые, публицисты, политики: В.И.Ленин, И.Озеров, П.Маслов, А.Богданов, В.Воронцов, В.Железнов и др. В конце XIX начале XX века в России идеи управления и правового государства разрабатывали М. Сперанский, И. Платонов, И. Рождественский. В основном труде Сперанского («Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.) дано научное толкование целей, принципов, функций и структуры органов управления в применении к организации системы управления правительственных учреждений и производственных подразделений (фабрик, заводов и т.п.). В этот же период в ряде университетов разрабатывались методологические проблемы управления: в Московском (В. Гольцов, М. Ковалевский); Петербургском (И. Андреевский); Казанском (Я. Степанов); Харьковском (В. Левицкий) и Киевском (Н. Бунге). Исследования касались места и роли управления экономикой в системе государственного и общественного устройства, предмета и методов науки об управлении, методологии западных ученых.
Особенностью теоретических и методологических изысканий российских ученых того периода является использование методов научного познания для наблюдения и анализа явлений, установления причинной связи между ними и формирования принципов управления. Во многом внимание к развитию управления в России было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе, и получение прибыли. Наука отражала объективный процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом крупных предприятий и формированием монополий. Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с ее идеями «культурного государства» подтолкнуло исследование национальной культуры, нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые легли в основу формирования таких областей науки управления, как организационная культура, человеческие ресурсы, мотивация, управление персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).
Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина, который занимался совершенствованием местного самоуправления. В начале века в России среди царящих в обществе беззакония (в 1905-1906 гг. было разграблено и сожжено более 16 тыс. барских усадеб), коррупции, взяточничества и с ничем несравнимого на тот момент спада производства П. А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. после отставки Совета министров во главе с С.Ю. Витте министром внутренних дел, а с июля этого же года начавший совмещать этот пост с должностью премьер-министра России, совершенно по-иному определил суть своей деятельности: «Сначала успокоение, а потом реформы». Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые, по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышению качества жизни народа. «Противникам государственности, — писал он, — хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Столыпин являлся сторонником продуманной и целеустремленной деятельности правительства и общества в целом. Россия стояла на грани свершения первой управленческой революции, началом которой послужила Октябрьская революция.
Управленческие революции происходили и в других странах мира. В 1941 г. Бернхайм описал процесс вытеснения класса капиталистов-собственников классом менеджеров-несобственников и назвал его управленческой революцией. Эта революция обозначила важную веху в развитии западного общества — переход от индустриального общества к постиндустриальному, в котором ключевые позиции принадлежат инженерам, программистам, служащим и менеджерам. В США управленческая революция обозначала отделение собственности от контроля над производством, вытеснение капиталистов менеджерами с ключевых позиций в обществе.
- Правовое положение физического лица как субъекта гражданских прав и обязанностей (Понятие гражданства)
- Герцен как психолог — система взглядов и идей (Рефлекторная схема Декарта)
- Феномены социального восприятия в расследовании преступлений ( Какие бывают наиболее значимые факторы восприятия людьми друг друга?)
- Экономика в моей жизни
- Умный Дом (Дизайн по отраслям)
- Открытие первого McDonald’s и его особенности (Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе)
- Эссея-индивидуальный предприниматель
- Исследование самооценки и уровня притязаний личности (высокая самооценка)
- Эффекты восприятия в работе (Сущность “эффекта ореола”)
- Исследование самооценки и уровня притязаний личности (Что такое самооценка?)
- Шолохов » Тихий Дон». Семья в романе Шолохова «Тихий Дон»
- Виды оценки стоимости проекта (Оценка и управление стоимостью проекта)
История управленческой мысли берет свои корни, уходящие в глубину веков и тысячелетий. Высказывания по проблемам управления ученые находят и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из ущелья Тигра и Евфрата. Тем не менее, непосредственно отождествлять их с менеджментом невозможно, потому что это были в основном рекомендации по государственному управлению.
На протяжении всей истории люди в большей степени восхищались такими фигурами, как Александр Македонский и Наполеон, Генри Форд, Стив Джобс или Билл Гейтц, чем выдающимися учеными, мыслителями и поэтами. Успехи этих личностей заключались не столько в том, что они знали, а чего и как хотели бы достичь. Самым удивительным всегда казалось то, как они умели подчинять себе других и заставлять их сознательно, настойчиво, почти добровольно действовать для достижения поставленных целей. Умение управлять будь-то производством, или армией, или государством всегда считалось и называлось искусством или талантом. От него зависела судьба стран, войн, народов и отдельных людей.
Но в ХХ ст. предприятий, организаций, военных подразделений и самостоятельных государств стало настолько много, а их взаимодействия стали так тесны и многообразны, что ждать и искать управленческий талант на каждую руководящую должность стало некогда и некому.
Именно поэтому искусство управления превратилось в науку управления – менеджмент (от англ. «management» – управление, заведование, организация). Данная статья доступна также на украинском языке — Предмет менеджменту. Наукові школи та концепції управління.
Содержание:
- Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи
- Подходы в управлении
- Виды менеджмента
Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи
Термин «менеджмент» приобрел широкое распространение не только в экономике, но и в сфере социальных и политических отношений. Слово «менеджмент» (Management) является производным от английского Manage «управлять». В свою очередь последнее получило свой корень от латинского слова Manus, что означает «рука». С развитием цивилизации содержание понятия менеджмент трансформировалось и объединило в себе всё разнообразие требований к управлению как искусству ведения дел и стилю работы.
Управление — это функция биологических, социальных, технических и организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определённый режим деятельности.
Выделяют управление:
- социальной системой;
- управление машинами;
- техническое управление;
- управление производственно-технологическими процессами;
- организационное управление.
Менеджмент — это одновременно и сфера человеческих знаний, и сфера принятия управленческих решений, и категория людей (социальный слой), объединённых в экономической, конкурентоспособной системе управления в современном обществе.
Менеджмент можно рассмотреть с позиции трёх точек зрения:
- как синоним термина «управление организацией» безотносительно к её размерам и видам деятельности;
- как эквивалент выражения «управление национальной экономикой в высших эшелонах администрирования»: в государственном, отраслевом и региональных разрезах экономической деятельности;
- как аналог термина «руководство коллективом».
Менеджмент на микроуровне хозяйствования мы понимаем как руководство общей деятельностью в таких социально-экономических системах, как предприятия и их подразделения, фирмы, банки и другие организации.
В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджмент как собирательное от менеджеров — это определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Задачей менеджмента является создание условий, при которых наиболее вероятно и благоприятно достижение целей организации.
Объектом менеджмента являются отдельные предприниматели и трудовые коллективы, которые имеют форму предприятий, объединений, ассоциаций, акционерных обществ и тому подобное.
Предмет менеджмента — структура организационных, управленческих и межличностных отношений.
Подходы в управлении
В процессе развития менеджмента как науки, существовало несколько подходов в управлении.
Подход с точки зрения выделения различных школ и учений рассматривает управление как эволюцию управленческой мысли.
Процессный подход рассматривает управление как процесс, то есть работу по достижению целей с помощью других. Это серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями, каждая из которых также представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
А.Файоль считал, что существует 5 начальных функций:
- предвидеть и планировать;
- организовывать;
- распоряжаться;
- координировать;
- контролировать.
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях внешней меняющейся среды.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поэтому центральный момент — ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Поскольку существует большое количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в данной ситуации является метод, который определяет и учитывает основные внутренние и внешние факторы, которые влияют на функционирование организации.
Целевой подход предполагает, что объект ориентации — цель — это критерий результативности системы управления. В процессе организации работы формируется система целей в объекте управления. Выделяется главная цель (связанная с условиями потребления какой-либо продукции, существующей ориентацией нужд). Система субцелей — деятельность объекта управления разбивается по направлениям: коммерческая, производственная, экономическая, финансовая, социальная, управленческая деятельность.
Программно-целевой подход предполагает, что цель трансформируется руководством в программу (перечень мероприятий с конкретными исполнителями). Основная деятельность объекта управления заключается в выполнении программы, а субъекта — в его координации.
Подход по результатам — определяющими являются свобода творчества, высокий уровень ответственности. Построен на одной философии фирмы (качество-результат). В основе — превращение цели в результат.
Личный подход рассматривает человека как объект ориентации. Важно умение познать человека, коллектив, считаться с мнением коллектива. Используется теория мотивации. Большое значение имеет проблема социальной ответственности аппарата управления.
Координационный подход. Основная задача — привести в единство сложную производственную систему. Синергетический эффект, сбалансированность целей, результатов, ресурсов и интересов.
Комплексный подход — синтез всех подходов.
Поскольку продолжается развитие управления как науки и искусства, то количество подходов постоянно увеличивается.
Виды менеджмента
В зависимости от сферы деятельности, выделяют различные виды менеджмента: общий (административный) менеджмент, отраслевой, организационный, функциональный, предпринимательский, международный и другие. В частности, можно говорить о маркетинговом менеджменте, финансовом, кадровом, производственном, транспортном, операционном и стратегическом.
Общий менеджмент — менеджмент, который осуществляют все руководители, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением предприятием. При этом часто используются такие термины, как «высшее руководство», «администрация». Роль, выполняемая им — общее руководство организацией.
Финансовый менеджмент — содержит такие виды деятельности, как: определение финансовой структуры компании, её потребности в финансовых средствах, выявление всех альтернативных источников финансирования и их оценка. В его задачи входит также практическое получение финансовых ресурсов из выбранных источников финансирования и эффективное использование изъятых денежных средств.
Стратегический менеджмент — управленческая деятельность менеджеров, связанная с формированием миссии предприятия, включая определение его целей, философии и долгосрочных стратегий, установок и ориентации развития, формирования имиджа, который будет отвечать требованиям со стороны внешней среды и внутренним потребностям предприятия.
Промышленный менеджмент охватывает все сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Предмет изучения — системы управления на предприятии, управленческие механизмы влияния на производство. Область изучения — промышленное производство.
Операционный менеджмент — управленческая деятельность, прежде всего менеджеров нижнего уровня управления (бригадир, мастер), которая заключается в непосредственном руководстве работой работников согласно стратегии предприятия путём выработки тактических мероприятий, выполнения оперативных планов, графиков выпуска продукции и тому подобное.
Можно также говорить о бизнес-менеджменте, менеджменте в строительстве, менеджменте искусства, торговом или банковском менеджменте и других. Однако, несмотря на определенные различия, общим для всех видов является то, что менеджерам приходится иметь дело с одинаковыми ресурсами: кадровыми, финансовыми, сырьевыми и трудовыми ресурсами.
-
Менеджмент,
как вид деятельности: сущность, структура
и содержание.
Менеджмент–
специфический вид деятельности, который
занимается управлением.
Управление
– осознанная целенаправленная
деятельность человека, с помощью которой
он упорядочивает и подчиняет своим
интересам элементы внешней среды:
общества, живой и неживой природы.
Сущность
мен-та – управлять всем: производством,
финансами, кадрами, ресурсами для
упорядочения системы управления, от
исходной ситуации – к улучшению
результатов.
Элементы,
на которые направлена управленческая
деятельность, образуют объект управления,
направитель управленческой деятельности
называется субъектом управления, им
может быть отдельный человек или группа
людей
Менеджмент
– управление в условиях рыночной
экономики, совокупность принципов,
методов. средств и форм управления
производства, разработанных в условиях
рыночной экономики и применяемых в
странах с развитой рыночной экономикой
с целью повышения эффективности
производства, увеличения прибыли и
прибавочной стоимости.
Структура
менеджмента:
Сущность
менеджмента раскрывает также содержание
деятельности лиц, занимающихся
управлением. Труд в этой сфере носит
название управленческого. По сравнению
с другими видами труда, он имеет ряд
особенностей, выражающихся в характере
самого труда, его предмете, результатах
и применяемых средствах. У них особый
предмет труда – информация, преобразуя
которую они принимают решения, необходимые
для изменения состояния управленческого
объекта. Таким образом, в качестве орудий
труда работников менеджмента выступают
средства работы с информацией. Результат
же их деятельности оценивается по
достижению поставленных целей.
Менеджмент,
хотя и играет вполне определенную роль
в организации, тем не менее, как бы
пронизывает всю организацию, касаясь
и затрачивая практически все сферы ее
деятельности. Однако при всем многообразии
взаимодействия менеджмента и организации
можно достаточно четко определить
границы деятельности, которые составляют
содержание менеджмента, а также достаточно
четко идентифицировать субъектов
управленческой деятельности менеджеров.
Управление
организацией предстает в виде процесса
осуществления определенного типа
взаимосвязанных действий по формированию
и использованию ресурсов организации
для достижения ей своих целей. Менеджмент
не эквивалентен всей деятельности
организации по достижению конечных
целей, а включает в себя только те функции
и действия, которые связанны координацией
и установлением взаимодействия внутри
организации с побуждением к осуществлению
производственной и других видов
деятельности, с целевой ориентацией
различных видов деятельности и т.п.
Содержание
и набор действий и функций, осуществленных
в процессе управления, зависят от типа
организации (деловая, административная,
общественная, образовательная, армейская
и т.д.), от размеров организации, от сферы
ее деятельности (производство товаров,
оказание услуг), от уровня в управленческой
иерархии (высший, средний и нижний
уровень управления), от функций внутри
организации (производство, маркетинг,
кадры, финансы) и еще от многих факторов.
Управление
представляет собой специфический вид
трудовой деятельности. Оно выделилось
в особую разновидность труда вместе с
кооперацией и разделением труда. В
условиях кооперации каждый производитель
выполняет только часть общей работы,
поэтому для достижения общего результата
требуются усилия по соединению,
согласованию деятельности всех участников
совместного трудового процесса.
Управление устанавливает согласованность
между индивидуальными работами и
выполняет общие функции, вытекающие из
движения организации в целом. В этом
качестве управление устанавливает
общую связь и единство действий всех
участников совместного процесса
производства для достижения общих целей
организации. Такова сущность процесса
управления.
Дать
полное определение управлению трудно,
так как это очень сложное, многогранное
явление. Существует более 300 определений
управления. Ли Якокка считает, что
управление – не что иное, как «настраивание
людей на труд».
Можно
дать и такое определение: управление –
это подготовка, принятие и реализация
решений во всех областях деятельности
организации, направ-ленных на достижение
запланированных целей.
Управление
как особая разновидность труда отличается
от труда, создающего материальные блага
и услуги. Оно не принимает непосредственного
участия в создании благ, а находится
как бы рядом с этим процессом, руководит
им.
Специфику
управления составляют:
1) предмет
труда, которым является труд других
людей;
2) средства
труда – организационная и вычислительная
техника, информация, система ее сбора,
обработки и передачи;
3) объект
труда, в качестве которого выступает
коллектив людей в рамках определенной
кооперации;
4) продукт
труда, которым является управленческое
решение;
5) результаты
труда, выражающиеся в конечных результатах
деятельности коллектива.
3. Принципы менеджмента
Принцип
менеджмента
— это закономерности, в рамках которых
реализуются связи (отношения) между
различными структурами (элементами)
управленческой системы, проявляющиеся
при постановке практических задач
управления. Иными словами, это правила,
основные положения, нормы, которыми
руководствуются управленцы (менеджеры)
в практической деятельности.
Принципы
менеджмента определяют требования к
системе, структуре, организации и
процессу управления, построению органов
управления и методам осуществления его
функций.
Впервые принципы управления
были сформулированы в 1912 г. американским
менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать
принципов производительности». Позднее
француз А. Файоль высказал мысль о том,
что количество принципов управления
не ограничено, поскольку всякое правило
занимает свое место до тех пор, пока
практика подтверждает его эффективность.
В связи с этим принципы менеджмента
целесообразно сгруппировать как общие
и частные.
Общие принципы управления
Принцип
применимости. Менеджмент разрабатывает
руководство к действию для всех работающих
на предприятии, фирме сотрудников.
Принцип
системности. Менеджмент охватывает всю
систему жизнедеятельности предприятия,
фирмы, включая внутренние и внешние
взаимосвязи, взаимозависимость и
открытость собственной структуры.
Принцип
многофункциональности. Менеджмент
охватывает различные аспекты деятельности:
материальные (ресурсы, услуги),
функциональные (организация труда),
смысловые (достижение конечной
цели).
Принцип интеграции. Внутри
системы отношения и взгляды сотрудников
должны интегрироваться, а вне фирмы у
сотрудников происходит разделение на
свои миры, свои интересы, свои
отношения.
Принцип ориентации на
ценности. Менеджмент включен в общественный
окружающий мир с определенными
представлениями о таких ценностях, как
гостеприимство, честность, выгодное
сотрудничество и т. п. Все это необходимо
не только учитывать, но и строить свою
деятельность, неукоснительно соблюдая
названные общие ценности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Менеджмент как вид деятельности и система управления
Введение
менеджмент управление экономический
Термин «менеджмент» (англ. «management») американского происхождения и дословно на русский язык не переводится. Под термином «менеджмент» американцы понимают человека (менеджера), который действует в какой-либо организации, в более общем понимании применяется термин «администрирование», то есть обезличенная система управления.
В России под термином «администрация» подразумеваются органы исполнительской власти на разных уровнях (регион, муниципальное образование, город, район). Также этот термин применяют к высшим органам власти, например, администрация Президента РФ.В отечественной литературе административный менеджмент определяется как одно из направлений современного менеджмента, которое изучает административно-распорядительные виды управления.
Термин «менеджмент» в странах с рыночной экономикой используется в управлении хозяйственной деятельностью. В целом, данный термин применяют в управлении социально-экономическими процессами в рыночных условиях на различных уровнях, например, на предприятии, в фирме или организации.
Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью».
В узком смысле менеджмент как систему управления определил в начале XX века Анри Файолем, сказавший, что менеджмент — это процесс, включающий прогнозирование, планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.
В учебнике под редакцией М.М. Максимцовой и М.А. Комаровой содержится следующее определение менеджмента: менеджмент — это управление в социально-экономических системах, умение управленца добиваться поставленных целей, организуя и направляя труд, интеллект, мотивы, поведения людей, работающих на предприятии.
По своей сути менеджмент представляет собой управление предприятием в условиях рыночной экономики. Его можно определить как самостоятельный вид профессиональной деятельности, основной задачей которой является достижение поставленной цели в ходе хозяйственной деятельности, при условии рационального использования имеющихся ресурсов и с применением функции и методов менеджмента.
Хозяйственная деятельность предприятия должна обеспечивать производство необходимыми ресурсами и организовывать преобразование ресурсов в конечный продукт или услугу.
Цель менеджмента в целом состоит в обеспечении эффективного управления хозяйственной деятельностью с получением прибыли и решением поставленных социально-экономических задач предприятия.
Таким образом, данная работа актуальна, потому что главной целью любой организации или предприятия является эффективная деятельность и получение прибыли, для чего необходима грамотная система управления.
Основной проблемой исследования является изучение условий эффективного управления на предприятии.
Целью данного исследования является изучение сущности менеджмента как системы управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
.Определить основные понятия, задачи и цели менеджмента
.Рассмотреть менеджмент как систему управления
.Проанализировать деятельность предприятия, чтобы увидеть достоинства и недостатки реальной системы управления
.Определить необходимые условия и факторы для совершенствования системы управления
Предметом данного исследования является менеджмент как вид деятельности, а объектом изучение системы управления.
1. Теоретические основы менеджмента как вида деятельности
1.1 Основные понятия, задачи и цели менеджмента
Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, которые разрабатываются и применяются с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
В упрощенном понимании менеджмент можно представить, как умение достигать определенных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие менеджмент можно рассмотреть с 3-х различных точек зрения:
.Менеджмент как вид деятельности по руководству людьми;
.Менеджмент как область человеческих знаний;
.Менеджмент как категория людей, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент также можно объяснить как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей при помощи правильного и рационального применения материальных и трудовых ресурсов. При этом должны применяться принципы, функции и методы экономического механизма менеджмента.
Менеджмент как управление в условиях рынка должен:
Ориентировать организацию на спрос потребителей и потребности рынка, организовывать производство пользующейся спросом продукции, которая может принести организации необходимую прибыль;
Быть нацеленным на повышение эффективности производства, то есть получать оптимальные результаты при наименьших затратах;
Быть хозяйственно самостоятельным, обеспечивать свободу принятия решений ответственным за результаты работы людям;
Корректировать цели и задачи в зависимости от состояния рынка;
Определять конечный результат деятельности организации на рынке в процессе обмена;
Использовать современные информационные источники для различных вариантов расчетов, чтобы принимать оптимальные решения [8, с. 165].
Научные основы менеджмента — это система научных знаний, составляющих теоретическую базу практики управления, которая дает научные рекомендации практическому менеджменту.
Также менеджмент это прикладная наука, потому что обеспечивает практику реальными приемами и навыками.
Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.
Менеджерами называют людей, профессионально занимающихся управлением. Обычно под термином «менеджмент» понимается аппарат управления конкретной организацией.
К целям менеджмента можно отнести хозяйственные цели, которые разрабатываются в рамках миссии организации. Цели должны быть четко сформулированы, так как это тот результат, которого стремится достичь любая организация. Цели основываются на перспективе развития организации в будущем, поэтому их обоснование зависит от точности этой перспективы. Также цели разделяют на общие и глобальные, цели, которые создаются для организации в целом и цели специфические.
Характеристики целей:
конкретные и измеримые цели. Цели необходимо выражать в измеримой форме, для создания последующих четких решений и оценки выполненной работы. В итоге руководители смогут оценить, насколько хорошо работает организация по заданным целям;
временная ориентация целей. Сначала разрабатываются долгосрочные цели, исходя из которых, можно сформулировать краткосрочные цели;
достижимые цели. Цели должны исходить из возможностей организации;
взаимно поддерживающие цели. Работа в направлении одной цели не должна мешать достижению других целей организации [11, с. 45].
Заданные цели должны стать своеобразным законом для организации и всех ее подразделений. Это вовсе не означает неизменность поставленных целей, ведь в зависимости от изменений среды меняются и цели.
Главная цель менеджмента — разрабатывать деятельность организации таким образом, чтобы эффективно использовались ресурсы и кадровые потенциалы, повышалась их квалификация и активность, что приведет к рациональному развитию всего производственного процесса.
Рассмотрим различные классификации целей. Цели могут разделяться:
на общие и частные;
на главные, промежуточные и второстепенные, то есть по значению;
на одно- и много-альтернативные;
по результату, то есть на общий и частный результат.
К результативно-хозяйственным целям можно отнести:
нацеленность на доход;
стремление к имущественному состоянию;
увеличение оборота производства;
нацеленность на снижение расходов.
Необходимо различать понятия «цели» и «задача». Задачи необходимо достигать на определенный момент времени в рамках периода, на который рассчитывается управленческое решение.
Задачи можно определить как разработанную серию действий, которые необходимо выполнить в определенные сроки.
Задачи организации обычно подразделяются на три категории, а именно работа с людьми, предметами (к ней можно отнести задачу работника в цехе) и информацией.
Важнейшая задача менеджмента — организация производства товаров и услуг с учетом потребительских запросов на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
К основным задачам менеджмента можно отнести:
организация производства товаров и услуг с учетом представленных ресурсов;
использование кадров с высокой квалификацией;
стимулирование деятельности работников с помощью создания благоприятных условий труда и предоставления соответствующей зарплаты;
создание и разработка стратегии развития организации и ее претворение в жизнь;
разработка целей развития организации;
создание системы мероприятий, направленных на достижение поставленных целей;
контроль за деятельностью организации и выполнением намеченных задач [6, с. 115].
К задачам целей и ограничений можно отнести:
инструмент управления;
критерий принятия решения, то есть оценка информации и выбор альтернатив
инструмент координации действий;
инструмент контроля за деятельностью.
В менеджменте есть принципы управления, к которым относятся разнообразные нормы и правила, при соблюдении которых все заданные задачи будут достигаться. Реализация таких принципов происходит через целеустремленность и волю человека, что возможно только при максимально комфортных условиях труда.
1.2 Менеджмент как система управления
Менеджмент как организация управлением организацией необходим для обеспечения эффективного управления с помощью любых видов хозяйственной деятельности, которая направлена на получение дохода и решение задач организации.
Как процесс принятия управленческих решений, менеджмент можно представить как непрерывную цепь разрешения проблем в хозяйственной деятельности организации.
Управление в условиях рынка представляет собой:
ориентированность организации на потребности рынка;
нацеленность на увеличение эффективности производства;
свобода принятия решений;
изменение целей и мероприятий, направленных на их достижение, в зависимости от изменений рынка;
использование современных средств и техники для принятия решений.
Управление, по сути, означает создание и поддержание слаженности действий людей в едином процессе.
Управление включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля.
Управление упорядочивает социально-экономические процессы в организации, устраняет их неопределенность и дезорганизацию и, учитывая внешнюю и внутреннюю среду, подводит их к новому состоянию. В этом процессе управление решает две группы задач:
.Оперативная. Поддерживается устойчивость функционирования организации и эффективное взаимодействие всех ее элементов;
.Стратегическая. Обеспечивается развитие системы и ее переход в качественно новое состояние.
В систему управления входят две подсистемы: управляющая и управляемая, которые взаимодействуют между собой посредством прямой и обратной связи. В целом на систему управления влияют такие факторы внешней среды, как потребители, поставщики, конкуренты, требования законодательных и налогов органов и т.д. [5, с. 99-107].
Взаимодействие прямых и обратных связей происходит с помощью механизма управления, который состоит из принципов, методов, процедур осуществления управленческих действий и контроля за деятельностью трудового коллектива организации.
Сложно определить границы между двумя этими подсистемами. Под управляющей подсистемой понимают часть общей системы организации, которая разрабатывает и принимает решения по управлению. Для осуществления этого процесса данная подсистема использует планирование, организацию, стимулирование и контроль. Во главе управляющей подсистемы находится руководитель организации как регулятор управления, совет директоров и т.д.
Понятие «субъект управления» достаточно близко по определению понятия «управляющая подсистема». Субъект управления состоит только из элементов, связанных с разработкой управленческих решений.
Понятие «объект управления» состоит из элементов, воспринимающих управленческое воздействие. Объект управления подчиняет ему свое поведение и развитие и отличается от субъекта функционально.
Также необходимо различать субъекты управления и управленческой деятельности, которые подразумевают под собой менеджеров и руководителей.
Менеджмент организаций и предприятий касается всех видов их деятельности. Это комплексная система создания и поддержания конкурентоспособности на рынках сбыта произведенных предприятием товаров.
В целом, единство кадров, структуры органов управления, соответствие принципов и методов и есть система управления.
К принципам управления можно отнести основные положения и нормы поведения руководителей и менеджеров.
Процесс управления должен основываться на научных и объективных закономерностях развития управляющих и управляемых подсистем организации. На их основе определяются принципы организации процесса управления.
.Принцип научности управления:
управление должно быть объективным;
необходимо использовать современные средства и технику;
под воздействием науки управление совершенствуется;
.Принцип экономичности. Оплата труда работников управления должна быть основной статьей затрат на управление;
.Принцип экономичности управленческой деятельности. Затраты на управление и результаты необходимо соотносить, организация должна приносить прибыль;
.Принцип комплексности. Управленческая деятельность должна учитывать все факторы;
.Принцип системности управления. Необходимо учитывать влияние факторов друг на друга и на результат;
.Принцип пластичности. К изменениям внешних условий нужно легко адаптироваться;
.Принцип самокорректировки. Несовершенства и механизмы противостояния должны вырабатываться самой системой управления;
.Принцип оперативности. На изменения ситуаций необходима быстрая реакция;
.Принцип здравого смысла.
В условиях постоянного развития экономики важны также принципы осуществления процесса управления, к которым относятся параллельность, ритмичность, непрерывность, преемственность и прямоточность. Рассмотрим их подробнее [8, с. 200-202].
Под параллельностью процессов управления подразумевается единовременное осуществление отдельных видов работ. Различные взаимосвязанные решения также должны приниматься одновременно.
Для осуществления принципа ритмичности необходимо выполнять один и тот же объем работ в равные временные периоды. Равномерное распределение работ определяет принцип ритмичности.
Непрерывность — устранить перерывы в работе специалистов, а также необходимо минимизировать застой документов при их разработке.
Принцип преемственности позволяет создать общеметодическую основу осуществления действий в различных подразделениях и звеньях управления, стандартизировать их оформление.
Принцип прямоточности позволяет осуществлять движение информации, необходимой для выработки решений, целенаправленно и упорядоченно; также помогает создавать взаимосвязи между отдельными органами управления и взаимодействия по различным уровням управления.
Данные принципы организации управления на предприятии взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, создавая единую и органично связанную систему организации в условиях современного рынка.
Рассмотрим функции управления предприятием и их содержание.
Под функциями управления подразумевается определенный вид управленческой деятельности, осуществляемый особыми способами. Функции, общие или универсальные, существуют в процессе управления любой организацией или предприятием. Функции делят управленческую деятельность на ряд этапов.
К общим функциям относятся:
.Целеполагание, то есть разработка основных и перспективных целей;
.Планирование, то есть создание путей и способов осуществления деятельности организации. Сюда же относится принятие решений о подразделениях и назначение исполнителей;
.Организация — этот процесс устанавливает порядок и последовательность взаимодействия согласованных между собой частей системы, что необходимо для достижения разработанных целей при наименьших затратах;
.Координирование, то есть уточнение действий исполнителей;
.Регулирование, что подразумевает устранение отклонений от необходимого функционирования системы;
.Стимулирование, создание системы стимулов к эффективным и высоко результативным действиям;
.Контроль, функция, позволяющая отслеживать и оценивать деятельность организации;
.Учет деятельности, где необходимо измерять и группировать данные объекта;
.Анализ деятельности, при помощи аналитических методов необходимо изучать деятельность в комплексе.
К задачам организации как функции процесса управления относятся:
сформировать оргструктуру организации, наладить взаимодействие ее отдельных элементов, создать необходимые для этого условия;
организовать процесс разработки, принятия и исполнения решений;
организовать производственные и торговые процессы;
обеспечить производственный процесс необходимыми ресурсами;
координировать отдельные действия для достижения целей организации
В организациях и на предприятиях все чаще применяют процессный подход и организовывают консультации по менеджменту с его использованием. На предприятиях внедряют системы управления процессами организации. Такие системы подразумевают мероприятия по преобразованию входов и выходов, систему сбора и анализа информации о производственных процессах, систему непрерывного улучшения показателей и действия, способных скорректировать отклонения в ходе процессов. Показатели процессов объединяют в общую систему управленческого учета в организации.
К методам производственного менеджмента относят совокупность способов и путей организации функции управления производством. Их применение дает возможность обеспечить эффективное функционирование подсистем предприятия.
По масштабам применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применяются в любых процессах управления, системные относятся к какой-либо конкретной системе управления, локальные методы применяют по отношению к отдельным элементам системы управления.
По сферам применения выделяют методы, которые используются в государственном, корпоративном управлении, или в управлении промышленностью, торговлей.
организационно-административные методы, которые основаны на прямых директивных указах;
экономические;
социально-психологические, которые используются для того, чтобы повысить социальную активность сотрудников организации.
Организационные методы применяются для создания всех необходимых условий эффективного функционирования организации. Эти методы помогают разрабатывать инструкции и нормы, а также определять права и обязанности сотрудников. К ним можно отнести организационное планирование и инструктаж, создание оргпроектов и обобщение организационной деятельности предприятия.
Административные методы воздействуют на конкретный управляемый объект распоряжениями и приказами. Эти методы регламентируются актами хозяйственного и трудового законодательства. Административные методы необходимы для обеспечения организационной дисциплинированности и эффективности действий аппарата управления; для создания и поддержания порядка в работе организации; для реализации принятых руководством решений.
Административные методы управления на предприятия представлены в трех формах, а именно обязательное предписание, например, запрет; согласительные рекомендации, к которым можно отнести консультации; рекомендации-пожелания, то есть советы или предложения.
Административные методы управления можно отличить за счет обязательности исполнения приказов. В случае их невыполнения на виновных будут наложены соответствующие взыскания. Таким образом, данные методы представляют собой конкретные задания для исполнителей, которые обладают наименьшей самостоятельностью при выполнение заданной работы. У этих методов есть и недостатки, поскольку для них важнее исполнительность работника, а не его предприимчивость или инициативность.
Экономические методы управления в условиях рынка считаются наиболее эффективными. Исполнители задают цели и ограничения, а также вырабатывают общую линию поведения. Затем в установленных рамках находят наиболее удачные пути развития деятельности и выполнения задач. От достигнутых результатов зависит вознаграждение работников, то есть они сами заинтересованы в качественном и своевременном выполнении полученных заданий.
Социально-психологические методы представляют собой способы и приёмы воздействия на личностные отношения и социальные процессы в трудовом коллективе. Данные методы используют моральные стимулы к труду, применяя при этом личностный подход. Основная цель применения социально-психологических методов — создание позитивного социального климата в организации, который в дальнейшем может помочь в решении организационных и экономических задач. Таким образом, социально-психологические методы, во-первых, формируют положительный морально-психологический климат в коллективе, во-вторых, помогают раскрыть способности и потенциал работников, что способствует их максимальной самореализации в своей деятельности на предприятии.
2. Менеджмент и система управления на предприятии
.1 Анализ системы управления в компании ОАО «МТС»
В данной курсовой работе я исследую систему управления в компании ОАО «МТС».
Краткая характеристика представленной компании:
Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является ведущим телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ. Консолидированная абонентская база компании, без учета абонентской базы «МТС Беларусь», составляет более 100 миллионов абонентов. МТС и ее дочерние компании оказывают услуги в стандарте GSM во всех регионах России, а также в Армении, Беларуси, Украине и Туркменистане; в стандарте UMTS — во всех регионах РФ, Армении и Беларуси; в стандарте CDMA-450 — в Украине; в стандарте LTE — в России и Армении. Компания также предоставляет услуги фиксированной связи и кабельного телевидения во всех федеральных округах России и в Украине — количество абонентов платного домашнего телевидения МТС составляет около 2,6 миллиона домохозяйств, количество абонентов широкополосного доступа в интернет — свыше 2,4 миллиона.
Новая стратегия развития Группы МТС на 2014-2016 годы «3Д» (данные, дифференциация, дивиденды) направлена на укрепление лидерства на российском телекоммуникационном рынке за счет роста проникновения услуг мобильного интернета, диверсификации услуг, повышения операционной эффективности и инвестиционной привлекательности компании для акционеров.
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» зарегистрировано Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиций Российской Федерации 01 марта 2000 года. Общество создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и существующим в компании Уставом. Срок деятельности общества не ограничен.
Целью хозяйственной деятельности Общества является извлечение прибыли путем, планирования, маркетинга, создания и эксплуатации сетей и сооружений связи, предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и оказания услуг на территориях, указанных в лицензиях, выдаваемых Обществу уполномоченным органом государственной власти.
Для достижения этой цели предмет деятельности Общества включает деятельность в области электросвязи, в том числе:
.Деятельность в области подвижной телефонной связи;
.Деятельность в области фиксированной телефонной связи;
.Деятельность в области передачи данных;
.Деятельность в области телематических услуг связи;
.Деятельность в области кабельного радиовещания;
.Сотрудничество с конкретными операторами телефонных сетей в Москве и Российской Федерации, также как и с операторами международных сетей связи;
.Осуществление расчетов с клиентами, а также коммерческое и финансовое управление сетью в соответствии с принятой международной практикой;
.Осуществление и маркетинг дополнительных услуг подвижных систем связи;
.Импорт, продажа, сдача в аренду установка и техническое обслуживание оконечных устройств и необходимых приспособлений;
.Эксплуатация и техническое обслуживание контрольного оборудования для сетей ГСМ;
.Ведение любой иной деятельности в соответствии с решениями Совета директоров, способствующей достижению основных целей.
Учредительным документом ОАО «МТС» является Устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами управления и контроля Общества, а также акционерами Общества.
Управление в Обществе осуществляется через органы его управления, к которым относятся Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление (коллегиальный исполнительный орган Общества) и Президент (единоличный исполнительный орган Общества). В Обществе могут создаваться дополнительные внутренние структурные образования (в том числе комитеты, комиссии, советы) при соответствующем органе управления Общества.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления в Обществе, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, внутренними документами Общества, утвержденными решениями Общего собрания акционеров и требованиями законодательства РФ.
Общее собрание акционеров как высший орган управления решает следующие вопросы: внесение изменений и дополнений в Устав, решения о реорганизации Общества или его ликвидации, утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов Общества, решения об уменьшении или увеличении уставного капитала Общества. Эти полномочия Общего собрания акционеров не могут быть переданы на решение Совету директоров и исполнительному органу Общества. При этом Общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции.
Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Лицо, осуществляющее функции Президента Общества, не может быть одновременно Председателем Совета директоров. Совет директоров ежегодно отчитывается о своей деятельности перед Общим собранием акционеров.
К компетенции Совета директоров относятся следующие вопросы:
.Определение приоритетных направлений деятельности Общества, определение стратегии развития Общества, определение новых видов деятельности, рассмотрение основных направлений деятельности в стратегии развития дочерних обществ;
.Утверждение организационной структуры Общества;
.Рассмотрение итогов финансово-хозяйственной деятельности Общества и его дочерних обществ;
.Утверждение внутренних документов Общества, за исключение документов, утверждение которых отнесено к компетенции Общего собрания акционеров;
.Одобрение различных сделок Общества;
.Согласование кандидатур, подлежащих выдвижению в Совет директоров и на замещение должностей высших должностных лиц Общества;
.Утверждение общих принципов оценки работы и системы вознаграждения и мотивации высших должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президента Общества;
.Утверждение отчетов исполнительных органов Общества об эффективности системы управления рисками, эффективности системы внутреннего контроля Общества.
К компетенции исполнительных органов Общества относятся:
.Решение всех вопросов текущей деятельности Общества, за исключением тех, которые относятся к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров;
.Организация деятельности Общества и несение ответственности за результаты;
.Обеспечение выполнения решений Общего собрания акционеров и Совета директоров;
.Несение ответственности за эффективную экономическую, финансовую, научно-техническую и социальную политику Общества.
К компетенции Правления Общества относятся:
.Организация эффективного оперативного управления текущей деятельностью;
.Разработка основных принципов планирования деятельности;
.Разработка планов деятельности Общества и контроль за их выполнением;
.Подготовка и обоснование предложений по совершенствованию внутренней организационной и управленческой структуры;
.Разработка перечней конкретных задач для повседневной деятельности Общества;
.Разработка и совершенствование системы мотивации работников Общества;
.Разработка предложений в отношении годовых результатов, которых Общество должно достичь в соответствии с общими целями деятельности;
.Организация исполнения решений Общего собрания акционеров и Совета директоров;
.Решение вопросов взаимодействия с дочерними компаниями и рассмотрение результатов их деятельности.
Президент Общества утверждает штатное расписание работы, увольняет и принимает на работу сотрудников, устанавливает систему оплаты труда, руководит поощрениями и взысканиями.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества проводит Ревизионная комиссия, которая проводит документальные проверки деятельности и проведенных операций Общества, проверяет выполнение установленных смет и норм, достоверность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности, своевременность и правильность платежей.
Принципы и стратегия корпоративной социальной ответственности:
Ключевые принципы ведения социально ответственного бизнеса МТС направлены на обеспечение устойчивого развития Компании, роста ее благосостояния и формирования конкурентоспособной экономики.
Стратегия в области КСО базируется на бизнес — стратегии трех «i» — «Интеграция», «Интернет», «Инновации»:
Интеграция: Долгосрочные программы в области поддержки местных сообществ, развитие корпоративного волонтерства и объединение людей вокруг идеи доброго дела и благотворительности.
Интернет: Создание технических средств и информационно-просветительская деятельность в целях безопасного и полезного использования детьми и взрослыми Интернета и мобильной связи, защиты абонентов от нежелательного контента и других рисков.
Инновации: Поиск и привлечение новых идей для бизнеса, поддержка талантливой молодежи, развитие интеллектуального потенциала отрасли и инвестиции в будущее страны в рамках корпоративной программы «Open Innovation».
Ответственность ОАО «МТС»:
Главной задачей МТС видит предоставление всем потребителям качественных, инновационных и доступных продуктов и услуг связи. Ответственность Компании как оператора связи, в частности, заключается в том, чтобы обеспечивать высокий уровень качества предоставляемых услуг за справедливую цену, расширять зону покрытия и емкость сети и развивать новые доступные и социально значимые телекоммуникационные технологии. Принимая эту ответственность, МТС реализует конкретные социальные инициативы. Одна из них — разработка и предоставление социально ориентированных тарифов, учитывающих непосредственные запросы отдельных слабозащищенных в социальном плане групп. Помимо этого Компания постоянно работает над качеством оказываемых услуг связи и уровнем обслуживания абонентов, внедрением программ лояльности и новых, более привлекательных тарифных планов для услуг как мобильной, так и фиксированной связи, а также для доступа в Интернет и платного телевидения.
Образовательные программы:
МТС при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и «Лиги безопасного Интернета» реализует федеральную программу «Дети в Интернете», объединяющую в себе интерактивную мобильную выставку и уроки полезного и безопасного Интернета для младших школьников. Основная цель проекта — информирование детей и учителей о потенциальных рисках при пользовании Интернетом, путях защиты от сетевых угроз и полезных возможностях Глобальной сети.
В Компании существует Департамент по развитию продуктов и услуг, к задачам которого относится внедрение инновационных сервисов и услуг, а также совершенствование уже существующих продуктов. В вопросах инновационного развития ОАО «МТС» также активно сотрудничает с западными коллегами из компании Vodafone.
Мотивация персонала:
Структура годового дохода работников состоит из постоянной части оплаты труда (оклада) и переменной премиальной части. Размер фиксированной составляющей определяется с учетом диапазонов заработной платы, установленных для каждого должностного разряда (грейда) на основе анализа рынка труда в регионе присутствия. Переменная часть компенсации зависит от фактических результатов работы и направлена на стимулирование материальной заинтересованности всех категорий работников в постоянном повышении эффективности работы для достижения стратегических, финансовых и операционных целей Компании. Соотношение переменной и фиксированной частей совокупного дохода сбалансировано для каждой из должностей в соответствии с ее потенциалом влияния на бизнес-результаты. Чем больше влияние — тем выше доля переменной компоненты. Помимо описанной выше системы мотивации в Компании действует система премирования для работников, занятых продажами и абонентским обслуживанием. Отличительной особенностью этой системы является структура дохода с большей переменной частью и иная частота выплат. В 2012 году в системе вознаграждения персонала МТС произошли изменения: провели интеграцию процедур оценки по компетенциям и по KPI, а также перевели на полугодовой цикл премирование поддерживающего персонала.
Все большее значение МТС придает нематериальной мотивации персонала. В 2012 году в Компании утверждена новая Политика «Нематериальная мотивация персонала», устанавливающая основные принципы и направления нематериального стимулирования труда персонала в МТС, а также обозначающая комплекс мероприятий, направленных на реализацию потребностей персонала, не связанных напрямую с денежной компенсацией. В Компании действует федеральная программа признания — система поощрения лучших профессионалов Компании, достигших высоких результатов в своих функциональных областях. Ежегодно на конкурсной основе в Группе МТС в индивидуальных и групповых номинациях выбираются лучшие из лучших: руководитель года, профессионал года от функционального блока, лучшая кросс-функциональная команда, лучший контактный центр. В 2012 году были разработаны новые критерии каждой из программ, приведенные в соответствие с существующей в Компании системой KPI, а также добавлены новые номинации, отражающие приоритетные направления бизнеса, — «Бизнес-единица Года» и «Контактный центр года». По итогам конкурсов проходит почетное награждение победителей. В 2012 году награды получили 120 человек.
Социальные гарантии:
Материальная помощь: МТС осуществляет доплаты по пособиям сверх установленных законодательством за период временной нетрудоспособности вследствие болезни и несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в период отпуска по беременности и родам и т.д. В определенных случаях работнику оказывается материальная помощь, оплачивается аренда жилья и затраты, связанные с переездом. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Компания оплачивает стоимость отдыха сотрудников.
Корпоративное пенсионное обеспечение: Мы стараемся не только обеспечить настоящее для наших сотрудников, но и заботимся об их уверенном будущем. В Компании в рамках государственной пенсионной реформы реализуется проект по переводу накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд «Система», учрежденный при участии МТС в 2000 году. Сотрудники МГТС могут рассчитывать на получение негосударственной дополнительной пенсии.
Развитие и обучение персонала:
Корпоративное обучение МТС нацелено на обеспечение комплексного развития сотрудников по ключевым для Компании компетенциям, формирование знаний, навыков и установок, необходимых сотрудникам и менеджерам для повышения эффективности на существующей позиции, создание инструмента для развития кадрового резерва и преемников на ключевые позиции, а также обеспечение преемственности уникальных знаний и опыта. В задачи Корпоративного университета входит создание в МТС самообучающейся среды, где каждый руководитель и каждый сотрудник заинтересован в развитии и вовлечен в процессы создания, сохранения и преумножения знаний и навыков в Компании.
Программа обучения персонала МТС направлена на развитие профессиональных знаний и навыков сотрудников. Нормативы и содержание образовательных программ задаются в соответствии с требованиями позиций и профессиональными знаниями персонала. Планирование профессионального обучения осуществляется на основе результатов аттестации знаний, итогов годовой оценки и в соответствии с потребностями конкретного подразделения. Профессиональное обучение сотрудников, непосредственно работающих с клиентами, осуществляется по единым стандартам с учетом территориальных особенностей.
В рамках развития профессиональных образовательных проектов в МТС функционируют следующие академии:
«Академия клиентского сервиса» для сотрудников, занятых в обслуживании клиентов МТС;
«Академия бизнес-продаж» для сотрудников Блока по продажам и абонентскому обслуживанию;
«Академия тренерского мастерства» для развития тренеров МТС;
«Академия лидерства» для высокопотенциальных сотрудников Группы МТС. Ключевыми задачами Академии является развитие управленческих и коммуникативных навыков у перспективных специалистов;
«Академия успеха» для директоров регионов и преемников на их позиции.
Привлечение молодых специалистов и их адаптация:
МТС предоставляет студентам и молодым специалистам возможность пройти летние стажировки и производственную практику в различных подразделениях Компании. Всего по программам стажировки Компания сотрудничает с более чем 50 высшими учебными заведениями России. Программа длится от двух месяцев, на протяжении которых со стажером работает наставник. Новичок выполняет определенные бизнес-функции и берется под определенный проект, где он действительно нужен.
Все новички Компании в обязательном порядке проходят интеграционные курсы:
«Введение в МТС» — «курс молодого бойца» для новых сотрудников, знакомит их с основами бизнеса Компании, ее историей, организационной культурой и корпоративной культурой;
«Введение в GSM» — букварь каждого сотрудника МТС — увлекательные уроки, где можно узнать все о мобильной связи;
«Клиентоориентированность: от понимания к действию» — тренинг, который с головой погружает новичков в миссию Компании — создание лучшего клиентского опыта.
Таким образом, в ОАО «МТС» система управления представлена в нескольких взаимосвязанных уровнях, каждый из них имеет свои задачи и несет ответственность за результаты работа перед вышестоящим уровнем. Контроль в представленной системе хорошо развит, что позволяет достигать поставленных целей в определенные сроки. Система управления персоналом в компании также имеет высокий уровень развития, что подтверждает обширная программа мотивации сотрудников и повышения их профессионализма.
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления в компании ОАО «МТС»
Поскольку система управления в компании ОАО «МТС» хорошо развита и ведет деятельность по многим направлениям, дать рекомендации данной компании достаточно трудно. Однако, при проведении анализа деятельности компании, я обратила внимание на направления ее социальной деятельности. Можно предложить компании более широкую рекламу данной сферы.
Также компании необходимо рекламировать свою систему обучения и мотивации молодых сотрудников. ОАО «МТС» дает возможность молодым людям не только получать хорошую заработную плату, но и учиться, посещать тренинги и семинары, повышать свой уровень профессионализма. Активные и инициативные молодые сотрудники могут быстро подниматься по карьерной лестнице, переходя из разряда исполнителей в разряд руководителей. Немногие люди знают о таких возможностях, и именно поэтому компании необходима качественная реклама их программы по мотивации сотрудников. Также это будет выгодно самой компании, поскольку молодые люди обеспечат движение вперед и смогут подать руководителям ценные идеи о развитии компании.
Компания ОАО «МТС» имеют стратегию развития, направленную на укрепление лидерских позиций на рынке. Здесь можно порекомендовать компании расширить спектр предлагаемых услуг. Конкурирующие компании регулярно обновляют список услуг связи, который разрабатывается в соответствии с потребностями общества. ОАО «МТС» немного отстает в этом плане от своих конкурентов. Необходимо провести опрос или анкетирование пользователей МТС с целью выяснения их желаний и предложений, на основе которых можно будет разработать современный и отвечающий потребностям общества список услуг.
Заключение
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы: менеджмент — это эффективное управление предприятием и персоналом, направленное на достижение поставленных целей в определенные сроки с рациональным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Важнейшая задача менеджмента — организация производства товаров и услуг с учетом потребительских запросов на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. Менеджмент необходим любому предприятию, потому что основной целью каждой организации или компании является извлечение выгоды из своей деятельности и получение прибыли. Менеджмент помогает четко и ясно определить задачи, назначить исполнителей и проконтролировать развитие ситуации. Менеджмент как система управления включает в себя процессы планирования, организации, мотивации и контроля. Эти процессы позволяют наладить эффективное производство и подтолкнуть сотрудников к активной качественной работе. Менеджмент организаций и предприятий касается всех видов их деятельности. Это комплексная система создания и поддержания конкурентоспособности на рынках сбыта произведенных предприятием товаров.
Анализируя деятельность предприятия за прошлые годы, менеджеры смогут разработать более совершенную систему, учитывающую все ошибки и неудачи. Рассмотренные функции, принципы и методы менеджмента позволят создать наилучший вариант развития предприятия, с учетом имеющихся у него ресурсов и возможностей.
Анализ деятельности компании ОАО «МТС» позволил увидеть, как хорошо может развиваться компания с четко отлаженной системой управления. Данная компания представляет собой очень хороший пример для изучения системы менеджмента, потому что управление в ней представлено на разных уровнях и в нескольких направлениях.
В современном мире профессия менеджера становится всё более популярной, но она требует от человека серьезных знаний и высокого уровня профессионализма. Хороший менеджер может вывести компанию на новый, более высокий уровень развития. Менеджмент базируется на представлении о человеке как о творческой и целеустремленной личности, мотивация которой должна основываться на потребности в саморазвитии и самоуважении. Поэтому в современных компаниях всё большее внимание уделяется мотивации, поощрению и профессиональному развитию персонала.
Таким образом, актуальность изучения системы менеджмента не утратит своего значения, потому что каждое предприятие нуждается в грамотном менеджменте и профессиональных сотрудниках. Менеджмент — основа эффективной деятельности, которая будет не только приносить прибыль, но и развивать организацию и ее сотрудников.
Список использованных источников
1.Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации, Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
2.Асаул А.Н., В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А. Мышко. Менеджмент корпорации и корпоративное управление. — СПб.: Гуманистика, 2006.
.Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие, Изд. 2-е, доп. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 94 с.
.Ивасенко А.Г. Менеджмент: Учебное пособие. Новосибирск 2001 г., 97 с.
.Камышев Э.Н. Менеджмент организации (практический менеджмент в условиях России). — Томск: ТПУ, 2002. — 174 с.
.Коноков Д.Г., Рожков М.А., Смирнов А.О., Яниковская О.Н., Организационная структура предприятий, издание второе. М.: ИСАРП, 1999. 176 с
.Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Экономика для менеджеров: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 164 с
.Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 374 с.
.Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство «Изумруд», 2003. — 298 с.
.Пирогова, Е.В. Управленческие решения: учебное пособие / Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 176 с.
.Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. — с. 114
.http://studme.org/
Лана Тарасова
Эксперт по предмету «Менеджмент»
Задать вопрос автору статьи
Определение взаимосвязи управления и менеджмента занимает значительное место в трудах ученых в области управления.
Понятие менеджмента
Менеджмент существует только в рыночной экономике, он требует:
- ориентирования фирмы на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
- ориентирования фирмы на развитие‚ рост эффективности деятельности;
- самостоятельности фирмы и менеджера в принятии решений и ответственности за их последствия.
Бизнес представляет собой вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Среди основных форм организации бизнеса можно отметить:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
- индивидуальное предпринимательство;
- партнерство;
- корпорация.
Чаще всего, менеджер имеет дело с корпорациями, являющимися юридическим лицом, отделенным в отношении хозяйственного права от ее владельцев. Владение корпорацией определяется правами отдельных лиц, выраженных количеством акций-долей капитала. Владельцы несут ответственность по долгам корпораций, определенную их вкладом в акции. Необходимо уточнить, что акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не является собственником вложенного капитала, является держателем права получать дивиденды и принимать участие в управлении компанией.
Необходимость управления коллективом людей существовала всегда. Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу: «Принципы научного управления», где исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов, а также управление рабочими в отношении их обучения может внести значительный вклад в успех организации.
Понятие управления
Управление подразумевает под собой способность эффективно применять данные науки управления в определенной ситуации.
«Управление и менеджмент» 👇
В управлении выделяют оперативное управление текущими событиями, определяемое как совокупность мер, воздействующих на конкретные отклонения от обозначенных заданий производства. В оперативном управлении можно выделить оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.
Органы управления – это подразделения организаций, которые обладают правом принимать решения в пределах их компетенций и следить за исполнением этих решений.
В процессе управленческой деятельности возникают различные отношения управления, заключающиеся в отношениях между людьми, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.
В контексте своего содержания отношения управления бывают экономические, организационные, социальные и др. Различают еще формальные и неформальные отношения управления.
звеньев управления
Можно выделить такие функции управления, как:
- установление целей и планирование;
- исполнение, координация, мотивация и стимулирование деятельности исполнителей;
- учет и контроль исполнения.
Основная цель управления организацией – это обеспечение согласованной работы всех звеньев системы управления с целью выполнения обязательств при целесообразном использовании всех видов ресурсов.
Взаимосвязь менеджмента и управления
Самое простое определение менеджмента можно обозначить как умение добиваться целей, при помощи труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент по-русски, т. е. «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Менеджмент как собирательное от менеджеров – это категория людей, осуществляющих работу по управлению.
Управление рассматривается как процесс, т. к. работа по достижению целей с помощью других лиц – это не единовременное действие, это серия взаимосвязанных и непрерывных действий. Каждое действие, являющееся само по себе процессом, очень важно для успеха организации. Эти действия называют управленческими функциями, каждая их которых также является процессом, т. к. тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления – это сумма всех функций.
Рассуждая о понятиях «менеджмент» и «управление» возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» тождественным русскому «управлению» и, соответственно, «менеджер» тождественным «руководителю». Можно сказать, что и да, и нет. Есть и сходство, и различия.
Определение
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.
В нашем определении заключены две главные идеи, отличающие менеджмент от управления:
- основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
- эффективное и производительное достижение целей организации.
Выполнение функций управления предполагает применение менеджерами различных навыков и умений.
Вывод
Таким образом, менеджмент – это искусство, и наука. Искусство, т. к. необходимым менеджеру навыкам невозможно научиться (менеджмент требует практики) и наука, т. к. постоянно пополняющаяся база знаний и данных о процессе управления и методах управления может быть усвоена с помощью учебников. Из этого следует, что менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, умело сочетать искусство и науку.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме