Управление руководство ученые

#подборки

  • 3 май 2019

  • 15

Проекты были всегда, а вот управлять ими научились не сразу. Рассказываем о людях, без которых управление проектами было бы другим.

 vlada_maestro / shutterstock

Мария Ираидина

Пишет про управление в Skillbox Media. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.



Тейлор — американский инженер и ученый середины XIX века. Он входил в Американское общество инженеров-механиков и считал, что любая организация — это машина. Фредерик Тейлор хотел применить инженерный подход в управлении проектами, но его современники были против. Позже он сформулировал принципы научного менеджмента.

Больше про подход Тейлора:

  • в книге «Принципы научного менеджмента»;
  • в статьях про «тейлоризм» и научную организацию труда.


Это американский инженер, который успевал патентовать свои изобретения, читать лекции студентам и консультировать компании по управлению. Больше всего он известен как создатель диаграммы или графика Ганта. Этот инструмент часто используют для планирования проектов. Генри Гант был другом и соратником Фредерика Тейлора, поддерживал и развивал идею научного подхода к управлению проектами.

Больше про диаграмму Ганта:

  • в статье о том, как построить диаграмму Ганта;
  • в статье про планирование в MS Project.


Сейчас Сазерленд — программист по образованию, советник венчурного фонда OpenView Venture Partners и глава компании Scrum Inc. В прошлом — военный летчик, служил во Вьетнаме. Джефф Сазерленд — один из тех, кто сформулировал Agile-манифест и принципы гибких методологий.

Во времена службы он наблюдал, как его коллеги работают в команде. Потом его заинтересовало, как регбисты взаимодействуют друг с другом во время игры. В 1993 году эти наблюдения помогли ему и его коллеге Кену Шваберу создать Scrum, фреймворк для применения Agile-принципов в управлении проектами. А позже и адаптировать его для других отраслей.

Больше про Scrum:

  • в книге Джеффа про Scrum;
  • в вебинаре про scrum-гид и докладе про Scrum;
  • в статьях про Scrum и особенности планирования.


Бизнесмен и промышленный инженер. В 1943 году он пришел работать на завод Toyota Motor и начал менять процессы производства. Экспериментировал с разными подходами и создал производственную систему Toyota, в основе которой — Lean, философия бережливого мышления.

Больше про систему Toyota:

  • в книге Тайити Оно про производственную систему Toyota;
  • в книге «Дао Toyota».


Том и Мэри Поппендик всю жизнь посвятили работе в IT. Мэри — программист, занималась управлением процессами, разработкой продуктов, была тимлидом и руководила правительственным проектом. Ее муж Том — профессор физики, много лет работал с вычислительной техникой, разработкой и производственной поддержкой продуктов.

Супруги Поппендик внесли свой вклад в управление проектами, когда адаптировали Lean к разработке ПО. Об этом опыте они написали несколько книг.

Больше про Lean:

  • прочитайте книгу «Бережливое производство программного обеспечения. От идеи до прибыли»;
  • прочитайте книги из списка, который рекомендуют Том и Мэри;
  • прочитайте статью о том, как создавать ценности без потерь.


Американский ученый и экономист XX века, создатель теории менеджмента. Благодаря ему появился цикл PDCA, метод улучшения качества, который носит его имя. Для его создания Деминг использовал идеи инженера Уолтера Шухарта, сформулировал цикл из четырех шагов «планируй — делай — проверяй — действуй» и применил его на японском производстве.

Больше про PDCA:

  • в статье про цикл Деминга;
  • в книге «Выход из кризиса».


Американский инженер и менеджер. В 1987 году он пришел в компанию Motorola на должность старшего менеджера по обеспечению качества. Вместе с коллегами они адаптировали и стали использовать концепцию шести сигм, для которой он придумал название.

Больше про шесть сигм:

  • в статье о том, как использовать концепцию в digital;
  • в книге о принципах бережливого производства;
  • в книге «Курс на Шесть сигм».


Первым применил kanban-метод к разработке ПО. Много лет работал в технологических компаниях: помогал внедрять гибкие методологии управления в Microsoft и Motorola. Чтобы делиться опытом и помогать менеджерам, Андерсон основал Lean Kanban University и собственную школу менеджмента.

Чтобы узнать больше:

  • в книге Дэвида про Kanban;
  • в статье про принципы и возможности метода.

Эти люди меняли систему и принесли много полезного в управление проектами. Благодаря им у менеджеров всегда есть выбор, с какой методологией работать и какой инструмент использовать. А чтобы ваше имя тоже однажды попало в такую подборку, приходите в Skillbox — учиться управлять проектами.

Научитесь: Excel + Google Таблицы с нуля до PRO
Узнать больше

Анализ

бизнес-процессов

Тема 1. Эволюция

управленческой мысли

Основные школы, которые

принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.

Таб.1. Этапы развития науки управления

Вклад направления

Представители

Эмпирическая школа (с 1885 г.)

Управленческая деятельность – это искусство, а не

наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.

П. Друкер

Саймонс

Форд

«Одномерные» учения об

управлении

Школа научного управления (1885—1920 гг.)

1.   

Создание научного фундамента взамен

старых сугубо практических методов работы.

2.   

Научное исследование каждого

отдельного вида трудовой деятельности.

3.   

Использование научного анализа

для определения оптимальных способов выполнения задачи.

4.   

Обеспечение работников

ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

5.   

Утверждение менеджмента в

качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

6.   

Рациональное управление

предприятием «снизу».

7.   

Систематическое использование

материального стимулирования.

8.   

Отбор работников и их обучение.

9.   

Отделение планирования,

координации и контроля от самой работы.

Ф. Тейлор

Ф. Гилберт

Г. Гантт

Вебер

Г. Эмерсон

Г. Форд

Г. Грант

О.А. Ерманский

Классическая (административная) школа управления (1920—1950гг.)

1. Развитие принципов управления.

2. Развитие функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей

организации.

А. Файоль

Л. Урвик

Д. Муни

А. Слоун

А.Гинсбург

А.Гастев

Школа человеческих отношений и школа поведенческих

наук (1930г—1950 гг)

1. Использование приемов управления межличностными

отношениями.

2. Применение наук о человеческом поведении.

М. Фоллетт

Э. Мэйо

Мак Грегор

Ликерт

Количественный подход (с 1950 г. по настоящее время)

1. Разработка и применение математических моделей в

управлении.

2. Развитие количественных методов в принятии

решений.

С. Форрестр

Э. Райф

С. Саймон

Синтетические учения об

управлении

Процессный подход (с 1920 г. по настоящее время)

Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии

непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

Ф. Тейлор

Р. Черчмен

В. Вудфорт

Системный подход (с 1950 г. по настоящее время)

Рассмотрение организаций как некоторой целостности,

состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в

развитие целого. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны

рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов,

таких как люди, структура, цели, задачи и технология, которые

ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней

среды.

А. Слоан

П. Дюпон

Р. Скотт

Ситуационный подход (с 1960 г. по настоящее время)

Увязка конкретных приемов и концепций управления с

определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций

наиболее эффективными способами. Данный подход концентрируется на том, что

пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в

окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять

организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод,

который более всего соответствует данной ситуации.

П. Друкер

У. Марч

Р. Томпсон

Глобализация процессов (с 1990 г. по настоящее время) Инновационные и

международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий

(развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых

организаций и другое), либерализация управления, участие работающих в прибыли

на капитал; усиление международного характера управления.

Школа научного управления

(1885 —1920)

Несмотря на древнюю историю возникновения и развития

практики управления, теория менеджмента – явление относительно молодое. Ведь до

начала XX века даже прагматическое проявление преимуществ

эффективного управления не вызывало истинного интереса исследователей к

изучению способов и средств руководства.

Например, еще в начале XIX века Роберт

Оуэн создал в Шотландии фабрику, на которой применялись революционные для того

времени методы мотивации труда работников (обеспеченность жильём, хорошие

условия труда, гибкая система материальных поощрений). Однако, несмотря на

то, что фабрика была исключительно прибыльной, ни один из других бизнесменов не

последовал его примеру.

В начале XX века только в США человек

мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, проявив личную

компетентность. Миллионы европейцев, стремясь улучшить свою судьбу,

иммигрировали в Америку, создав огромный рынок рабочей силы, состоящий

из трудолюбивых людей. Почти с самого начала своего существования США

поддерживали идею образования для всех, что способствовало росту числа

людей, интеллектуально способных управлять бизнесом.

Трансконтинентальные железнодорожные линии,

построенные в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный единый рынок

в мире. Невмешательство государства позволяло удачливым предпринимателям

создавать крупные монополии со сложной структурой управления.

Эти и другие факторы сделали возможным появление

формализованных способов управления и первых крупных теоретических разработок в

этой области.

В 1911 году Фредерик Тейлор (1856-1915) опубликовал

свою книгу «Принципы научного управления«, традиционно

считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью

исследования.

Фредерик Тейлор является основателем первой школы менеджмента,

получившей название «школа научного управления». Он по праву считается отцом современного

менеджмента.

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о

законах рациональной организации труда.

Основная идея его исследований: работа исполнителей

должна изучаться с помощью научных методов.

Основные нововведения Тейлора:

1.     

Дифференцированная система

оплаты труда (сдельная оплата).

Это давало руководству возможность установить нормы

производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал

установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди,

которые производили больше, вознаграждались больше.

2.     

Метод изучения времени и

движений (хронометраж), выработка

норм производства.

Тейлор и его последователи полагали, что используя

наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции

ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой

методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее

основных компонентов.

Пример1.

Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые

человек может поднять на лопатах различного размера. Тейлор, например,

обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть

переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21

фунта (ок. 8,6 кг). По сравнению с более ранней системой это дало поистине

феноменальный выигрыш.

3.     

Профессиональный отбор людей,

их обучение. Авторы работ по научному

управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и

интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали

большое значение обучения.

4.       

Методы стимулирования и отдых. Научное управление не пренебрегало человеческим

фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование

стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении

производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность

небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве.

5.     

Инструкционные карточки (правила выполнения работ) и многое другое, что

позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

6.     

Способ расчленения и

рационализации трудовых приемов, отделения управленческих функций организации

и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники

фактически признавали, что работа по управлению — это определенная

специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа

работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход

резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали

свою работу.

Тейлор считал, что традиционные функции управления

сводятся к деятельности по планированию и управлению.

Система Тейлора эффективна для низшего звена

управления и целесообразна при переходе к крупносерийному и массовому

производству. А на верхних ступенях власти рекомендуется принцип

сочетания власти и ответственности.

Фрэнк и Лилиан Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они

использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить,

какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени

занимает каждое из них. С помощью стоп кадров Гилбреты смогли выявить и

описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами.

Это название произошло от фамилии Гилбрет, если ее прочитать «задом наперед». Основываясь

на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить

лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и

оборудование, стремились повысить эффективность работы. Гилбретами был

предложен новый метод, основанный на изучении простейших операций, что привело

к созданию нормативов на определенные виды работ.

Ф. Гилбрет сгруппировал факторы, влияющие на

производительность рабочего по трем категориям:

·          

переменные факторы рабочего

(телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация, культура, образование и т.

д.);

·          

переменные факторы обстановки,

оборудования и инструментов (отопление, освещение, одежда, качество

используемых материалов, монотонность и трудность работы, степень утомляемости

и т. д.);

·          

переменные факторы движения

(скорость, количество выполненной работы, автоматичность, направление движений

и их целесообразность, стоимость работы и пр.).

Изучая каждый фактор в отдельности и выявляя его

влияние на производительность труда, Френк пришел к мнению, что наиболее важной

категорией являются факторы движения.

Применение нормирования труда дало значительный рост

производительности труда и в настоящее время широко используется во многих

странах.

Теоретически разработки Тейлора обосновал социолог и

инженер Макс Вебер (1864-1920).

Он выдвинул и систематизировал принципы рационального

построения организации[1]:

1.     

Все построено рационально;

2.     

Все функции определены инструкциями;

3.     

Все работы нормированы;

4.     

Разделение труда и специализация

управленческого персонала;

5.     

Регламентация функций и

ограничение количества менеджеров;

6.     

Взаимодействие персонала подчинено

целям, и каждый отвечает за свои действия перед вышестоящим начальством.

Принципы Тейлора были дополнены практическими

разработками Генри Форда, который:

1.     

выполнил стандартизацию всех

производственных процессов,

2.     

разделение операций на мелкие

составляющие,

3.     

механизацию,

4.     

синхронизацию,

5.     

организацию поточного производства

на основе конвейера с установленным тактом или ритмом движения.

За счет этого он получил низкие издержки, связанные с

требуемой неквалифицированной рабочей силой низкого тарифного разряда, и сэкономил

на обучении, что позволило ему выплачивать хорошую оплату каждому рабочему (не

менее 6$ в день), снизить режим работы (не более 48 часов в неделю); поддерживать

наилучшее состояние оборудования, чистоту и порядок на рабочих местах. Все

это снизило себестоимость в 9 раз.

Таб.2. Положительные и

отрицательные черты научного

 подхода к управлению

организацией.

Школа научного упраления

Положительные черты:

· Отбор рабочих и менеджеров на основе научных

критериев, их профотбор и профобучение.

· Специализация функций в производстве, выполнение

каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден,

его обучение.

· Система материального стимулирования рабочих для

увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.).

· Учет и контроль за проводимыми работами.

· Разделение административной и исполнительной работ.

Введение института мастеров, руководящих работниками.

· Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах

практического внедрения нововведений.

·

Равномерное распределение ответственности

между работниками и менеджерами.

Отрицательные черты:

·  Сведение стимулирующих моментов к удовлетворению

утилитарных потребностей людей.

·  Механический подход к управлению.

Классическая

(административная) школа управления (1920 —1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в

основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением

производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже

управленческого.

С возникновением административной школы специалисты

начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией

в целом.

Анри Файоль,

с именем которого связывают

возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти

всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке

угля и железной руды[2].

Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс

Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под

руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».

Главной целью данной школы была эффективность в более

широком смысле слова — применительно к работе всей организации.

«Классики» старались взглянуть на организации с точки

зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и

закономерности организаций.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно,

приведет организацию к успеху.

Файоль рассматривал организацию как единый организм,

для которого характерно наличие 6 видов деятельности:

1.     

Технологическаятехническая

деятельность;

2.     

Коммерческая (закупка, продажа,

обмен);

3.     

Финансовая (поиск капитала и его эффективное

использование);

4.     

Бухгалтерская деятельность

(инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов);

5.     

Защитная функция (защита

собственности и личности);

6.     

Административная (воздействие на

личный состав).

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в

том, что он в своей книге «Общая и промышленная администрация» (1923г) рассмотрел

управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных

функций, таких как планирование, организация, мотивация, регулирование и

контроль.

Файоль выделил 14 принципов управления[3]:

1. Разделение труда, которое повышает квалификацию и

уровень выполнения работ. Целью разделения труда является выполнение работы,

большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за

счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и

усилия.

2. Полномочия и ответственность Полномочия есть право

отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где

даются полномочия — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и

уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина

также предполагает справедливость применяемых санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы

только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в

рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного

руководителя.

6 Подчиненность личных интересов общим. Интересы

одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами

компании или организации.

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы

обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую

зарплату за свою службу.

8. Централизация. Соответствующая степень централизации

будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Необходимо подобрать

правильные пропорции между централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная цепь или цепь взаимодействия заключается

в четком построении цепей следования команд от руководства к подчиненным.

10. Порядок – все должны знать свое место в

организации.

11. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала и

постоянство состава персонала (текучесть кадров – плохое качество).

13. Инициатива, т.е. поощрение сотрудников при

разработке ими новых идей.

14. Корпоративный дух заключается в формировании

корпоративной культуры с ее нормами, правилами, философией.

Основное достижение Файоля – попытка исследовать организационную структуру и

выводы о необходимости налаживания горизонтальные связи, иначе

иерархическая структура значительно усложнит согласование и принятие решений.

«Файоль ставил задачу – научить промышленных

администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое

обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность

труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении,

указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении

людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Файоль разработал перечень личных качеств

управляющего, необходимых для работы с персоналом:

·  

физическое здоровье;

·  

интеллектуальные способности;

·  

моральные качества;

·  

образование;

·  

умение работать с людьми;

·  

компетентность в деятельности

предприятия.

Файоль подготовил ряд советов и

рекомендаций для начинающих менеджеров:

·   

дополняйте свои технические знания

умением управлять;

·   

получайте дополнительные знания в

процессе общения с руководителями;

·   

контролируйте свои слова и

поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых

замечаний;

·   

не злоупотребляйте доверием

начальника;

·   

старайтесь, как можно объективнее

подходить к оценке окружающих вас людей, по возможности избегайте в своих

суждениях критики;

·   

постоянно занимайтесь

самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.

Таб.3. Положительные и

отрицательные черты

классической школы управления.

Классическая

(административная) школа управления

Положительные черты:

Ø  Вопрос о необходимости выделения собственной

управленческой деятельности в особый объект исследования.

Ø  Необходимость компетентности и наличия знаний у

менеджера.

Ø  Разработка целостной системы управления организацией.

Ø  Структура управления и организации предприятия

работниками на основе принципа единоначалия.

Ø  Создание системы принципов управления, приводящих

организацию к успеху.

Отрицательные черты:

ü  Невнимание к социальным аспектам управления.

ü  Невнимание к человеческому фактору на предприятии.

ü 

Освоение новых видов работ на

основе личного опыта, а не с применением научных методов.

Особенности классической школы управления:

·        

Рациональное управление

предприятием «сверху»

·        

Рассмотрение управления как

универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций:

технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные

·        

Изложение основных принципов

управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина,

единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная

цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.

·        

Формулировка систематизированной

теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид

деятельности

·        

Разработка вопросов общего

управления

·        

Формулирование систематизированной

теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид

деятельности

·        

Выделение волевого момента в

постановке и развертывании производства

Школа человеческих

отношений (неоклассическая школа) (1930—1950)

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ

на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент

эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки

классического подхода, школа человеческих отношений иногда

называется неоклассической школой.

Двух ученых — Мери Паркер Фоллетт (1868-1933) и

Элтона Мэйо (1880-1949) можно назвать самыми крупными авторитетами в

развитии школы человеческих отношений в управлении.

Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент

как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что

для успешного управления руководитель должен отказаться от формального

взаимодействия с подчиненными (т.е. перестать опираться на должностную власть),

а стать лидером, признанным работниками.

Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие

операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению

производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми,

могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники

реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на

желания руководства и на материальные стимулы.

Обобщение эмпирических данных позволило ему создать

социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений).

Эксперименты на заводе в Хортоне в компании «Вэстерн

Электрик Компани», проводимые в течение 13 лет (1927-1939 гг.), показали, что можно

влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством

организации небольшой неформальной группы. Мэйо призывал активизировать

характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых

он считал стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по

работе.

«В начале эксперимента группой

инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на

производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов и

ряда других формирующих условия труда факторов. Была отобрана группа из шести

рабочих, которые были помещены для наблюдения в специальное помещение и над

которыми производились различные эксперименты. Результаты экспериментов

оказались поразительными и неподдающимися объяснению с точки зрения научного

управления. Оказалось, что производительность труда сохранялась выше

средней и почти не зависела от изменений освещенности и других исследуемых

факторов. Участвовавшие в проведении исследования ученые во главе с Мэйо пришли

к выводу, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между

людьми, их совместной работой. Данное исследование также показало, что

поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от

того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения

существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между

рабочими и менеджерами. Эти выводы были в корне отличными от положений научного

менеджмента, так как центр внимания переносился от задач, операций или

функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека,

рассматриваемого уже не как машина, а как социальное существо. В отличие от

Тейлора Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он

утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться

с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим

и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе»[4].

«Хортонские эксперименты» положили начало:

1.     

многочисленным исследованиям

взаимоотношений в организации,

2.     

учету психологических явлений в

группах,

3.     

выявлению мотивации к труду

4.     

изучению межличностных отношений,

5.     

подчеркнули роль отдельного

человека и небольшой группы в организации.

Основываясь на этих выводах, исследователи

психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую

заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать,

что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали

использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более

эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и

предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Школа поведенческих наук

Примерно с конца 50-х годов школа человеческих

отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, главным постулатом

которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение

эффективности отдельного работника и организации в целом. Исследования в этом

направлении способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой

функции, получившей название «управление персоналом». Трансформация была

связана с развитием таких наук, как психология, социология и совершенствование

методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на

рабочем месте в большей степени строго научным.

Среди наиболее крупных фигур более позднего периода

развития поведенческого (бихевиористского) направления можно упомянуть Криса

Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти

и другие исследователи изучали:

·   

различные аспекты социального взаимодействия,

мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры,

·   

коммуникации в организациях,

·   

лидерство,

·   

изменение содержания работы и

качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы

человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания

межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать

помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе

применения концепций поведенческих наук к построению и управлению

организациями.

В самых общих чертах, основной целью этой школы

было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее

человеческих ресурсов.

Видным представителем поведенческой школы является Дуглас

МакГрегор (1906-1964), разработавший теорию «Х» и «У», в соответствии с

которой, существует два типа управления, отражающих два типа отношения к

работникам.

Для организации типа «Х» характерны следующие

предпосылки:

·    

человек имеет унаследованную

неприязнь к работе и старается ее избегать;

·    

по причине нежелания работать

большинство людей только под угрозой наказания могут осуществлять необходимые

действия;

·    

человек предпочитает, чтобы им

управляли, не желая брать на себя ответственности.

На основе таких исходных

предположений автократ обычно:

·      

как можно больше централизует

полномочия,

·      

структурирует работу подчиненных и

почти не дает им свободы в принятии решений,

·      

стремится упростить цели, разбить

их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу,

что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей

работой в пределах его компетенции

·      

для обеспечения выполнения работы

может оказывать психологическое давление (угрозы).

Предпосылки теории «У» таковы:

·    

выражение физических и

эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным;

·    

ответственность по отношению к

организации зависит от вознаграждения, получаемого работником;

·    

человек, воспитанный определенным

образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к

этому.

Организации,

где доминирует демократичный стиль, имеют следующие характеристики:

·         

высокая степень децентрализации

полномочий;

·         

подчиненные принимают активное

участие в принятии решений;

·         

руководитель избегает навязывать

свою волю подчиненным;

·         

вместо жесткого контроля за

подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда

работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку;

·         

руководитель, объяснив цели

организации, позволяет подчиненным определить свои собственные цели в

соответствии с теми, которые он сформулировал;

·         

руководитель действует как

связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям

организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы;

·         

пользуются широкой свободой в

выполнении заданий.

МакГрегор пришел к выводу, что управление типа «У»

гораздо более эффективно и что задачей менеджеров является создание условий,

при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации,

одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.

Большой вклад в развитие поведенческого направления в

менеджменте внес психолог Абрахам Маслоу (1908-1970),

разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».

В соответствии с этим учением у каждого человека

имеется иерархически расположенная сложная структура потребностей, и менеджер

должен выявлять эти потребности, используя соответствующие методы мотивации.

Маслоу разделил эти потребности на базисные (потребность

в пище, безопасности) и производные. Базисные потребности постоянны, а

производные изменяются.

Ценность производных потребностей одинакова, поэтому

они не имеют иерархии. А базисные напротив, располагаются согласно принципу

иерархии от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):

· 

физиологические;

· 

экзистенциональные – потребности в

безопасности, уверенности в завтрашнем дне;

· 

социальные – потребности в

принадлежности к коллективу;

· 

престижные – потребности в

уважении, самоуважении;

· 

духовные – потребности в

самовыражении, в творчестве.

Теория потребностей Маслоу была использована в

качестве основы многих современных моделей мотивации.

Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали

систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой

производительностью в различных организациях.

 

Рисунок 1. Ориентация руководства в организации.

Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный

на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке

системы вознаграждений для повышения производительности труда.

Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре

базовых стиля лидерства.

Таб.4. Стили лидерства,

предложенные Лайкертом.

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Эксплуататорско-авторитарная.

Благосклонно-

авторитарная

Консультативно-

демократическая

Основанная на

участии

Руководители имеют

характеристики автократа.

руководители могут

поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным,

хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается

вознаграждением и в некоторых случаях

наказанием.

Руководители

проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется

двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и

подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные

решения принимаются подчиненными.

Групповые решения

и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она самая действенная. Эти руководители полностью

доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными

дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени

децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Кроме того, они

ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1,

ориентированным на работу.

Для таких отраслей, как обслуживание, образование,

бухгалтерские и подобные им фирмы, медицина, торговля требуются менеджеры,

работающие на основе второго подхода. В промышленном производстве упор

на процесс производства более правильный и эффективный.

При управлении по первому принципу (внимание на

производство) уровень травматизма, заболеваний, прогулов значительно выше, чем

при ином подходе к управлению, но в коллективах, где отсутствует четкая

структура и сплоченность, жесткий стиль управления является положительным фактором.

Особенности:

·         

Разработка и применение методов

управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и

удовлетворенности трудом.

·         

Разработка теории потребностей.

·         

Использование наук о человеческом

поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог

быть использован в соответствии с его потенциалом в полной мере.

·         

Использование в управлении

методов, ориентированных на особенности межличностных отношений.

Таб.5. Положительные и

отрицательные черты научного

школа человеческих отношений

и школа поведенческих наук.

Школа человеческих

отношений и школа поведенческих наук

Положительные черты:

Ø  Выявление необходимости активизировать характерные

для каждого человека духовные стимулы.

Ø  Затраты на человека – активы компании, которые надо

правильно использовать.

Ø  Формулирование основных требований для отбора людей

на руководящие должности.

Ø  Руководитель ориентируется на своих сотрудников.

Ø  Разработка теории социального управления.

Ø  Стремление помочь работнику в осознании собственных

возможностей.

Ø  Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при

правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц.

Отрицательные черты:

ü  Отсутствие строгих математических методов,

конкретного расчета.

ü  Неприемлемость других методов в управлении кроме как

применения науки о поведении.

Процессный подход

Эта концепция, означающая крупный поворот в

управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время (в виде управления

бизнес-процессами).

Процессный подход был впервые предложен приверженцами

школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера.

Управление рассматривается как процесс, потому что

работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное

действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе

является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют

управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет

собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс

управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль,

которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что

существует 5 исходных функций. По его словам, «управлять означает

предсказывать и планировать, организовать, мотивировать, координировать и

контролировать».

Обзор современной литературы позволяет выявить

следующие функции:

Фактически почти в каждой публикации по управлению

содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться

от других подобных же списков.

Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение каждой работы

рассматривается как процесс, а функционирование организации — как цепочка

взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции.

Процесс рассматривается как совокупность

взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих вход в

выход.

Процессный подход отражает всеобщую тенденцию развития

менеджмента качества.

Применение принципа процессного подхода — это

осуществление на предприятии деятельности, направленной[5]:

• на определение процессов, необходимых для выпуска

продукции;

• установление последовательности и взаимодействия

процессов на предприятии;

• установление четкой ответственности и полномочий для

управления процессами;

• определение входов и выходов (результатов)

процессов;

• определение критериев для измерения и анализа

процессов;

• определение внутренних и внешних поставщиков и

потребителей процессов;

• определение методов обеспечения результативности и

эффективности выполнения процессов;

• определение взаимосвязей каждого процесса с

функциями предприятия;

• определение внутренних и внешних взаимосвязей между

функциями организации;

• определение и обеспечение ресурсами, методами и

материалами, необходимыми для достижения целей процессов;

• оценивание рисков, последствий и воздействия

процессов на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

Процессный подход обеспечивает:

• взаимосвязь всех видов деятельности, их

согласованность и направленность на достижение целей организации;

• ориентирование подразделений и служб на достижение

конечного результа­та, определенного общей целью;

• наглядность и понятность для персонала деятельности

на предприятии;

• возможность анализа процесса, оценки влияния на

другие процессы, его со­вершенствования и приспособления к изменениям;

• обозримость всех сфер деятельности предприятия и их

согласованность;

• измеримость результатов числовыми характеристиками;

• облегчение управления организацией;

• объединение людей и усиление коллективной

(командной) работы, мотивацию персонала для достижения целей процессов и

организации.

При реализации процессного подхода особое внимание

необходимо уделить обеспечению каждого конкретного процесса ресурсами для

достижения поставленной цели.

При таком подходе появляется возможность осуществлять

контроль над использованием каждого вида ресурсов, проводить анализ и поиск

возможностей для снижения затрат на производство продукции и на оказание услуг.

При процессном подходе управление результатами

процесса переходит в управление самими процессами.

Системный подход

Системный подход — это не есть набор каких-то

руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению

к организации и управлению.

Руководители не просто должны знать свою собственную

работу, но и то, как их собственная работа и обязанности, а также работа

других членов организации влияет на цели, которых организация стремится достичь.

Руководители должны осознавать непосредственное воздействие решений,

принимаемых в организации, и их опосредованное воздействие на различные аспекты

организационной деятельности. Они должны принимать во внимание воздействие

окружающей среды на организацию и влияние организации на окружающую среду.

Изначальный недостаток подходов различных школ

к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на

каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как

результирующую, зависящую от многих различных факторов.

Применение теории систем к управлению облегчило для

руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Т.о. с позиции системного подхода организация

представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые

взаимодействуют между собой для достижения определенной цели:

· цели

(информационные ресурсы),

· задачи (информационные ресурсы),

·

Внутренние элементы

(переменные) бизнес-системы

 

организационная структура,

· трудовые ресурсы,

· технико-технологическое обеспечение (материальные

 (технология,

полуфабрикаты) и природные ресурсы);

· корпоративная культура (политика, правила, нормы

организации);

· финансовые ресурсы;

Характеристика

организации как системы

Организация появляется тогда, когда поставленная цель

превосходит возможности одного отдельно взятого человека. Как правило, каждая

организация имеет несколько целей, для достижения которых требуется достижение

промежуточных целей, поэтому в организации можно выделить множество систем.

Любая система характеризуется тремя основными

элементами:

1. Вход в систему (поступающие ресурсы).

2. Процесс преобразования ресурсов в

продукт.

3. Выход из системы (продукт).

Рис.2

Система управления

В системе управления кроме вышеперечисленных

элементов обязательно присутствует субъект управления, соединённый с

элементами системы информационными связями как это показано на рис.2.

Руководителю организации необходимо учитывать

кроме внутренних переменных влияние внешнего окружения: среды прямого

воздействия (микроокружения) и среды косвенного воздействия (макроокружения).

Т.е. любое предприятие рассматривается как

бизнес-система.

Бизнес-система

– среда, в которой внутренние элементы взаимодействуют с внешними агентами

путем обмена деловой информацией через имеющиеся каналы связи, используя

принятые для данной деловой среды семантические (характеризующие смысловое

значение информации) и семиотические (определяющую способ кодирования

информации и ее выражение в различных шифросистемах) правила, а также обладающие

сложной организационной иерархической структурой, осуществляющей экономическую

деятельность с главной целью получения прибыли и саморазвития.

Организация информационного обмена между элементами

системы, в первую очередь, требует создания линии или канала передачи

информации. Свойства канала должны

обеспечить точную, надежную и быструю передачу сообщения, а, значит, необходима

адекватность типа канала виду сигнала.

Основные внешние элементы бизнес-системы можно представить в следующем составе:

1. Согласно Элбингу, среда прямого воздействия

(микроокружение) включает факторы, которые непосредственно влияют на

организацию и испытывают на себе прямое же влияние организации. К этим факторам

следует отнести:

Для предприятия очень важно оценить влияние этих

факторов на главные параметры – спрос и издержки, прибыль.

2. Под средой косвенного воздействия

(макроокружение) понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого

немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, оно сказываются на

предприятиях через неопределенный промежуток времени. Здесь речь идет о таких

факторах, как:

·   

состояние экономики,

·   

научно-технический прогресс,

·   

социокультурные изменения,

·   

политические изменения,

·   

физико-географические условия,

·   

инфраструктура,

·   

влияние групповых интересов и

существенные для организации события в других странах.

Определение, понимание и управление системой

взаимосвязанных процессов улучшает результативность и эффективность

организации.

Применение принципа системного подхода к менеджменту —

это осуществление в организации деятельности, направленной:

      

на структурирование системы путем

установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных

целей организации;

      

создание такой системы, при

которой заданные цели достигаются наиболее эффективным путем;

      

понимание взаимозависимости

процессов в системе;

      

установление целей и определение

того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе для достижения

поставленных целей;

      

непрерывное улучшение системы

посредством измерения и оценивания;

      

определение, прежде всего,

возможностей и ресурсов, а затем принятие решений о действии.

Принцип системного подхода к менеджменту тесно связан

с принципом процессного подхода и с представлением системы качества как

совокупности взаимосвязанных процессов.

Создание, обеспечение и управление системой взаимосвязанных процессов существенно

повышает результативность и эффективность деятельности предприятия, является

эффективным с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований

потребителя.

При системном подходе стало возможным полное

использование обратной связи с потребителем для выработки стратегических планов

предприятия и планов по качеству с учетом планирования качества каждой

составной части системы.

В 80-е годы популярной системной концепцией

управления стала теория «7-S», разработанная двумя парами исследователей, работавших

с консультационной фирмой «МакКинзи» (Томас Питере и Роберт Уотерман — авторы

известной книги «В поисках эффективного управления», а также Ричард Паскаль и

Энтони Атос — авторы бестселлера «Искусство японского управления: пособие для

американских управляющих»).

Исследования данных специалистов в области управления

привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи

взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью

требует соответствующего изменения остальных шести.

По-английски название всех этих составляющих элементов

начинается на «s» (таб.6), а сама концепция получила название «7 S».

Таб. 6. Элементы теории «7 S»:

Название элемента

Описание элемента

Стратегия

Планы и направления действий, определяющие

распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению

определенных действий во времени для достижения поставленных целей.

Структура

Внутренняя композиция организации, отражающая

распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих

подразделении и распределение власти между ними.

Системы

Процедуры и рутинные процессы, протекающие в

организации.

Штат

Ключевые группы персонала, существующие в

организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.

Стиль

Способ, каким руководители управляют организацией;

сюда же относится организационная культура.

Квалификация

Отличительные возможности ключевых людей в

организации.

Разделенные ценности

Смысл и содержание основных направлений

деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те

организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры

могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи

составляющих[6].

Ситуационный

подход

В оригинале «contingency approach» — вероятностный,

зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Ситуационный подход

разработан в конце 60-х годов.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств,

которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того,

что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость

«ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять,

какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей

организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных

различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается

определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на

эффективность организации.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как

четырехшаговый процесс[7]:

1 Руководитель должен быть знаком со средствами

профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это

подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового

поведения, системного анализа, методов планирования, контроля и количественных

методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет

свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные

последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения

данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить

зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет

значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост

затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению

организации.

3. Руководитель должен уметь правильно

интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы

являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может

повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные

приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы

меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым

обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях

существующих обстоятельств.

Таб. 7. Черты ситуационного

подхода

Ситуационный подход

Положительные черты:

Ø  Воспитывает личные качества и умение контролировать

ситуацию.

Ø  В центре внимания ситуация — набор обстоятельств,

непосредственно влияющих на организацию.

Ø  Наличие общего подхода для решения стандартных

проблем и использование различных конкретных методов управления для каждой

возникшей ситуации для максимизации успеха.

Ø  Попытка варьировать многообразие частных подходов,

нестандартных методов.

Отрицательные черты:

ü 

Отсутствие возможности выделить

факторы, непосредственно влияющие на успех организации, и рассмотреть только

их.

Особенности ситуационного

подхода:

·       

Подход направлен на выработку

ситуативного мышления и приложения полученных теоретических знаний к конкретным

реальным ситуациям.

·       

Предусматривает эффективное обучение

менеджеров на основе изучения меняющейся рыночной ситуации, непредвиденных

ситуаций, влияния стихийных бедствий и т.д.

·       

Позволяет определить конкретные

переменные и их влияние на успех организации.

·       

Расширить практическое применение

теории систем на основе внутренних и внешних переменных, влияющих на

организацию.

·       

Предполагает наличие возможностей

прямого приложения науки в реальной жизни.

·       

Отрицает наличие универсальных

подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения

организации, и рациональных принципов управления организацией.

В 1981 г. Американский профессор Уильям Оучи

выдвинул теорию «Z», изучив японский опыт управления.

В данной теории описан набор характеристик управления,

что говорит об отказе от ситуационного подхода с его отрицанием рациональных

принципов управления.

В противовес теории «Z» была предложена теория «А»,

обобщившая опыт руководства в американских фирмах.

Таб. 7. Две модели

управления.

Японская модель менеджмента

Американская модель

менеджмента

1. Управленческие решения

принимаются коллективно на основе единогласия

2. Коллективная ответственность

3. Нестандартная, гибкая структура

4. Неформальная организация

контроля

5. Коллективный контроль

6. Замедленная оценка работы

сотрудника и служебный рост

7. Основное качество

руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль

8. Ориентация управления на

группу

9. Оценка управления по

достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату

10. Личные неформальные

отношения с подчиненными

11. Продвижение по службе по

старшинству и стажу работы

12. Подготовка руководителей

универсального типа

13. Оплата труда по

показателям работы группы, служебному стажу

14. Долгосрочная занятость

руководителя в фирме

1. Индивидуальный характер

принятия решений

2. Индивидуальная

ответственность

3. Строго формализованная

структура управления

4. Четко формализованная

процедура контроля

5. Индивидуальный контроль

руководителя

6. Быстрая оценка результата

труда, ускоренное продвижение по службе

7. Главное качество

руководителя — профессионализм и инициатива

8. Ориентация управления на

отдельную личность

9. Оценка управления по

индивидуальному результату

10. Формальные отношения с

подчиненными

11. Деловая карьера

обусловливается личными результатами

12. Подготовка

узкоспециализированных руководителей

13. Оплата труда по

индивидуальным достижениям

14. Найм на работу на

короткий период

Французский ученый Анри Файоль известен как автор теории оперативного управления и один из отцов-основателей современного менеджмента. Несмотря на то, что его исследования были впервые изданы 100 лет назад, даже в (2023) году многие высказанные в них идеи не потеряли своей актуальности. Ученый начал свою карьеру горным инженером и достиг главной должности на предприятии. Опыт, полученный на промышленном концерне, где Файоль проработал более полувека, он изложил в книге «Общее и промышленное управление». Данный труд можно назвать учебником по организации рабочего процесса на предприятии. 

В своей книге Анри Файоль предлагает новые принципы организации производства. В качестве основы он выделяет шесть групп операций, которые присутствуют практически на любой компании:

  • технические;
  • коммерческие;
  • финансовые;
  • страховые;
  • учетные;
  • административные. 

Пристальное внимание в исследовании ученый уделяет административным операциям, в которых он также выделяет несколько разделов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • предвидение;
  • организация;
  • распорядительство;
  • координирование;
  • контроль.

На базе этих функций Файоль и предлагает 14 принципов управления, которые ему самому приходилось часто применять на должности директора промышленного концерна.

Суть 14 принципов Файоля и их роль в эффективном менеджменте

Перечислим принципы Файоля в последовательности, которую воспроизводит он сам:

  1. Разделение труда.
  2. Власть и ответственность.
  3. Дисциплина.
  4. Единство распорядительства.
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение частных интересов общим.
  7. Вознаграждение персонала.
  8. Централизация.
  9. Иерархия.
  10. Порядок.
  11. Справедливость.
  12. Постоянство состава персонала.
  13. Инициатива.
  14. Единение персонала.

Разделение труда

Этот принцип, как подчеркивал сам ученый, является основным в организации любого трудового процесса. Его цель — увеличить коэффициент полезного действия при одних и тех же исходных показателях. На производстве каждый должен занимать свое место и строго выполнять предписанные инструкции.

Принцип разделения труда в начале XX века блестяще реализует Генри Форд, применив у себя на заводе конвейерную схему сборки автомобилей.

Власть и ответственность

Этот универсальный принцип можно применить во всех сферах жизни, начиная от семьи и заканчивая государством. Лидер должен понимать, что количество находящейся в его руках власти прямо пропорционально величине ответственности за людей и процессы, которыми он руководит.

В эффективном менеджменте этот принцип является одной из заповедей успешного руководителя.

Дисциплина

Это принцип, который был взят Файолем из армии, где дисциплине всегда отводится первое место в иерархии полезных навыков. Наличие и отсутствие дисциплины, как считал основатель эффективного менеджмента, практически полностью зависит от качеств начальника.

Примечание

Живя в неспокойное время, когда нередки были забастовки рабочих, Файоль отмечал, что при ясном соглашении между руководителем и коллективом подобных эксцессов можно избежать.

Единство распорядительства

Суть этого принципа заключается в том, что все указания рабочий должен по возможности получать из одних рук — через своего непосредственного начальника. Это обеспечивает достижение единой производственной цепочки и позволяет избежать недопонимания и путаницы.

Нарушение единоначалия приводит к ситуации дуализма, когда рабочий получает указания от двух и более начальников и не может понять, какое из них ему следует выполнять. Эта ситуация применима практически к любой ситуации, например, к воспитанию детей в семье, когда каждый из родителей пытается навязать ребенку свою волю. 

Единство руководства

Этот принцип находится в прямой связи с предыдущим. Руководство компании не должно быть многоглавым. Так же, как и сфера деятельности одного руководителя в идеале не должна пересекаться с полномочиями других.

Подчинение частных интересов общим

Этот принцип применяется в большинстве крупных корпораций и в каждой сетевой компании. Он заключается в том, что цели и задачи организации должны быть восприняты каждым сотрудником и поставлены им выше собственных. 

Вознаграждение персонала

Вопрос о вознаграждении за труд является в своей базовой части очевидным, однако в нем есть и многие трудности.

Прежде всего Файоль разбирает проблему величины вознаграждения.

Форма заработной платы должна отвечать трем требованиям:

  • справедливость;
  • поощрение усердия;
  • отсутствие крайностей.

Также ученый подробно рассматривает три вида оплаты труда:

  • поденная;
  • поурочная;
  • поштучная.

Преимущество первой заключаются в простоте оценки, но существует и минус: повышается возможность небрежного отношения к работе. 

Вторая форма оплаты удобна тем, что рабочий четко понимает, какой объем работы ему следует выполнить. Однако здесь работодатель может столкнуться с разной оценкой условий труда у самих рабочих. 

В третьей форме оплаты заработок сотрудника не ограничивается ничем, кроме сделанных им изделий или иных действий, количество которых может быть посчитано. 

Примечание

Успех предприятия будет во многом зависеть о того, насколько руководитель грамотно оценит необходимость применения одного из видов оплаты труда. 

Отдельно ученый рассматривает вопрос о премиях. Примечательно, что уже в начале XX века Файоль говорит о таком виде получения премий, как долевое участие рабочих в прибыли, получаемой компанией. 

Централизация

Сведение всех трудовых процессов к одному центру — естественный процесс, считает Файоль. Но в зависимости от задач, которые стоят перед руководством, возможна и обратная ситуация на определенных уровнях, когда от менеджеров требуется инициатива в принятии решений.

Иерархия

Говоря об иерархическом принципе в руководстве предприятием, для примера Файоль изображает иерархическую цепочку в виде конуса. 

иерархическую цепочку в виде конуса.

Источник: Анри Файоль. Общее и промышленное управление /Пер. Б.В. Бабина-Кореня. М.: 1923. — С. 39.

На этом рисунке он показывает, что в управлении необходимо достичь эффекта, когда будут действовать и вертикальная, и горизонтальная связи. Вместе с нисходящей системой делегирования полномочий всегда должна быть возможность согласования ряда вопросов руководителями одного уровня. 

Порядок

Этот принцип можно проиллюстрировать английской поговоркой: «the right man in the right place» (правильный человек на правильном месте). При этом кроме социального порядка на предприятии должен быть и порядок материальный — каждая вещь тоже должна быть на своем месте.

Справедливость

Хороший руководитель всегда должен уметь сочетать благожелательность с правосудием. По мысли Файоля, справедливость не исключает ни энергичных действий, ни суровости. Она лишь при практическом ее осуществлении нуждается в здравом смысле, большом опыте и доброте.

Постоянство состава персонала

Высокий уровень руководства Анри Файоль связывает с меньшей текучестью коллектива, также справедлива и обратная связь. Одна из частых причин неустойчивости состава предприятия лежит в области «заводского ученичества», когда сотруднику даются для практики разные области труда. Это может обойтись очень дорого для руководителя.

Инициатива

Инициатива по Файолю — это возможность создания и осуществления плана. Если на предприятии дается место для проявления личных качеств сотрудников, это может оказаться полезным, особенно в кризисные этапы развития.

Единение персонала

Формирование корпоративного духа, продвижение общих целей и ценностей — эти методы единения персонала активно применяется в эффективном менеджменте и в настоящее время. Каждый руководитель должен стремиться к достижению гармонии внутри своей компании — это сказано Файолем еще 100 лет назад.

Плюсы и минусы применения научного управления

Плюсы школы научного управления, одним из представителей которой является Анри Файоль, заключаются в:

  • формировании обобщающих принципов, методов и схем;
  • рассмотрении предприятия как единого организма и системы;
  • универсальном характере подходов к руководству предприятием.

Основным минусом применения научной школы управления можно назвать попытку унифицировать методы руководства, хотя в каждом случае всегда могут быть свои нюансы. 

Недостатки администрирования по Файолю

Одним из существенных недостатков методики администрирования Файоля является его взгляд на организацию промышленного производства через взаимоотношения людей и выстраивание иерархических принципов. Этот подход был оспорен еще при жизни Файоля, когда акцент в разработке стратегий развития был перемещен на организацию технологических и производственных процессов.

Примечание

Вместе с тем, многие принципы Анри Файоля продуктивно применяются в разного рода коммерческих предприятиях, не имеющих к отношения к промышленности.

Вторым недостатком школы файолизма стал ее универсализм, который размывает границы применения изложенных в ней принципов на практике. Сейчас трудно найти руководителя, который использовал бы методы администрирования Файоля как полноценное руководство к действию. 

Отечественная
школа управления и её представители
также внесли весомый вклад в развитие
общемировой управленческой мысли.
Российская модель управления, основанная
на общинных, артельных и монастырских
методах хозяйствования, на протяжении
веков показывала свою экономическую
состоятельность, позволяя России играть
на мировой арене роль великой державы.
В промышленном отношении Россия была
одной из самых развитых стран мира, и
потому управленческая наука здесь
развивалась теми же темпами, что и в
западных странах. Показательно то, что
российские специалисты разработали
концептуальные и прикладные основы
«тейлоризма» значительно раньше, чем
это сделал Ф.Тейлор.

В 1860

1870гг. ученые Московского высшего
технического училища разработали
оригинальную методику рационализации
трудовых движений, которая была в 1873г.
удостоена специальной медали на Всемирной
торговой выставке в Вене. Методика
пользовалась спросом и активно применялась
в английской промышленности. В начале
ХХв. в Петербургском политехническом
институте читался курс «Организация
заводского хозяйства».

В
начале 1920-х годов в России начинает
формироваться и первая научная школа
профессора Н.И. Савина, издавшего труд
«Резание металла», который в
западноевропейской литературе ставился
на один уровень с трудами самого Ф.
Тейлора.

В
теории управления наиболее известны
работы А.А. Богданова по организационным
структурам и их развитию в связи с
изменением внешних условий. Главным
научным достижением Богданова стала
концепция, названная им всеобщей
организационной наукой (тектологией).
Анализируя сущность организации, он
высказал идею о необходимости системного
подхода к ее изучению, дал характеристику
соотношения системы и ее элементов,
показав, что организационное целое
оказывается больше простой суммы ее
частей. А. Богданов считал необходимым
рассмотрение всякого целого в отношении
к среде и каждой части в отношении к
целому. Он сформулировал тектологический
закон наименьших, в силу которого
прочность цепи определяется наиболее
слабым из его звеньев, что позднее стало
основой метода сетевого планирования
и управления.

Другим
выдающимся российским теоретиком и
практиком научной организации труда и
управления производством является
Алексей Капитонович Гастев (1882 
1941), написавший свыше 200 монографий,
брошюр и статей, касающихся различных
аспектов теории и практики управления.
Он разработал основные правила по труду
– памятку рабочему. А.К.Гастев и его
коллеги по Центральному институту труда
добились следующего:

  • выдвинули
    методологию «узкой базы», суть которой
    – в упорядочении труда отдельного
    человека, кем бы он ни был – исполнителем
    или руководителем;

  • обосновали
    исключительно оригинальную, не имевшую
    аналогов в мире идею социальной
    инженерии, в которой комплексы
    машино-людей дают синтез биологии и
    инженерии.

Еще
одним крупным российским ученым в
области управления был Н.Д. Кондратьев
(1892 
1939). Мировую славу принесла Н. Кондратьеву
его работа «Большие циклы экономической
конъюнктуры». Другая сфера его первейших
научных интересов – планирование и
предвидение («План и предвидение»).

В
завершение отметим, что взлет отечественной
науки управления в 20-е гг. сменился
падением в 30 
50 гг. XX в. В конце 50-х – начале 60-х гг. XX
в. в России начинается новый «управленческий
бум»:

  • оживляются
    и быстро совершенствуются подходы 20-х
    гг. – кибернетический, технический,
    праксеологический, функциональный;

  • возникают другие
    новые науки, например теория организации;

  • широкое
    проникновение в науку математических
    методов привело к появлению принципиально
    новой теории – оптимального планирования
    народного хозяйства, большой вклад в
    становление которой внесли Л. Канторович,
    Л. Лурье, В. Новожилов, В. Немчинов.

В 60-е
гг. XXв. в России возникают
организационно-кибернетические,
правовые, социально-психологические и
экономические трактовки управления. И
только на рубеже 60 – 70-х гг. XX в. возрождается
идея комплексного подхода к анализу
проблем управления Большой вклад в ее
обоснование внесли Д.Гвишиани, Ю. Любович,
А Омаров, Г.Попов и др. В начале 80-х гг.
усиливается понимание того, что
действующая система управления является
тормозом развития общества. А в 1986 –
1989 гг. был поставлен вопрос: а возможна
ли в принципе новая система управления
в рамках существующей общественной
модели. Этот вопрос остро ставили
Л.Абалкин, П.Бунич, И.Клямкин, О.Лацис,
Г.Попов, В.Селюнин, С.Шаталин, Н. Шмелев
и др.

С 1991
г. управленческая мысль России вступила
в современный этап своего развития,
связанный с проведением радикальных
рыночных реформ и построением принципиально
новой системы хозяйственного управления.

Выводы

1. Хотя
организации и существуют почти столько
же, сколько существует человечество,
до XX века мало кто задумывался над тем,
как управлять ими системно. Людей, в
основном, интересовало, как, используя
организации, заработать больше денег,
приобрести большую политическую власть,
то есть извлечь как можно большую
прибыль, но не как управлять ими. Первый
же научный интерес к управлению
предприятием, производством возник в
конце XIX – начале XX вв.

Синтезируя
множество направлений научного поиска,
в эволюции управленческой мысли можно
выделить следующие школы управления
(хронологически).

2. Школа
научного управления

наиболее тесно связана с работами
Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри
Гантта, которые полагали, что исследуя
наблюдения, замеры, логику и анализ,
можно усовершенствовать многие операции
ручного труда, добиваясь их более
эффективного выполнения.
Представители
этой школы
признавали,
что работа по управлению – это определенная
специальность и что организация выиграет,
если каждая группа работников
сосредоточится на том, что она делает
успешнее всего. Вклад школы
в
развитие теории управления заключается
в следующем:

  • использование
    научного анализа для определения лучших
    способов выполнения задачи;

  • отбор
    работников, лучше всего подходящих для
    выполнения задач и обеспечение их
    обучения;

  • обеспечение
    работников ресурсами, требуемыми для
    эффективного выполнения их задач;

  • систематическое
    и правильное использование материального
    стимулирования для повышения
    производительности;

  • выделение
    планирования в самостоятельное
    направление деятельности.

3. Школа
административного управления.

Представители: Анри Файоль, Альфред
Слоун, Линдалл Урвик и др. Ученые этого
направления имели опыт работы в качестве
руководителей высшего звена управления
в большом бизнесе. Их главной заботой
была эффективность применительно к
работе всей организации, совершенствование
управления организацией в целом. В то
же время они не очень заботились о
социальных аспектах управления. Цель
школы

создание универсальных принципов
управления. При этом она исходила из
идеи о том, что следование этим принципам
несомненно приведет организацию к
успеху. Эти принципы затрагивали два
аспекта: 1) разработку рациональной
системы управления организацией; 2)
построение структуры организации и
управления работниками. Вклад
административной школы в развитие
теории управления:

  • развитие принципов
    управления;

  • описание функций
    управления;

  • систематизированный
    подход к управлению всей организацией.

4. Школа
«человеческих отношений»
.
Наиболее яркими представителями этой
школы являются Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу,
Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, К.Арджирис,
Д.МакГрегор и др. Основное внимание
школа уделяла мотивам поведения людей,
роли неформальных организаций, изучению
природы конфликтов и сотрудничества,
анализу групповой динамики и лидерства.
Представителями этого направления был
сделан вывод о том, что мотивами поступков
людей являются различные потребности.
Основываясь на этом, они полагали, что
если руководство проявляет большую
заботу о своих работниках, то и уровень
удовлетворенности работников должен
возрастать, что будет вести к увеличению
производительности. Они рекомендовали
использовать приемы управления
человеческими отношениями, включающие
более эффективные действия непосредственных
начальников, консультации с работниками
и предоставление им более широких
возможностей общения на работе.

5. Школа
науки управления.

Ключевой характеристикой
является
замена словесных рассуждений и
описательного анализа моделями, символами
и количественными значениями. Влияние
школы науки управления: 1) углубление
понимания сложных управленческих
проблем благодаря разработке и применению
моделей; 2) развитие количественных
методов в помощь руководителям,
принимающим решения в сложных ситуациях.
Ключевая
характеристика
школы
науки управления – замена словесных
рассуждений и описательного анализа
моделями, символами и количественными
значениями. Толчком к развитию школы
послужило
появление компьютеров. Наиболее
известными представителями этой школы
являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир,
А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн
и др.

6.
Отечественная
(российская) школа управления

и её представители также внесли весомый
вклад в развитие общемировой управленческой
мысли. Широко известны такие российские
ученые как А.Богданов, А.Гастев,
Л.Канторович, Н.Кондратьев, Д.Гвишиани,
Г.Попов, Л.Абалкин, П.Бунич и др.

7. На
современном этапе развития управленческой
мысли идет поиск более совершенной
модели управления, направленной на
повышение адаптивных возможностей
организации и приспособление к быстро
меняющимся условиям внешней среды.

Итак,
старая парадигма управления связана с
Ф. Тейлором, А. Файолем, Э. Мэйо, А. Маслоу
и др. Ее основные положения в общем
заключались в следующем:

  • предприятие
    представляет собой закрытую систему,
    цели, задачи и условия деятельности
    которой достаточно стабильны;

  • рост
    масштабов производства и услуг – это
    главный фактор успеха и конкурентоспособности;

  • рациональная
    организация производства, эффективное
    использование всех видов ресурсов и
    повышение производительности труда
    является главной задачей менеджмента;

  • главным
    источником прибавочной стоимости
    является производственный рабочий и
    его производительность труда;

  • система
    управления должна быть построена на
    контроле всех видов деятельности,
    функциональном разделении труда,
    нормах, стандартах и правилах выполнения
    работы.

Авторы
же новой парадигмы управления (Р.
Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер
и др.) ее основные положения представили
следующим образом:

  • предприятие
    представляет собой открытую систему,
    основанную на единстве факторов
    внутренней и внешней среды;

  • организации
    следует ориентироваться не столько на
    объемы выпуска, сколько на качество
    продукции и услуг, на удовлетворение
    ожиданий и ценностей потребителей;

  • ситуационный
    подход к управлению, признание важности
    быстроты и адекватности реакции,
    обеспечивающих адаптацию к условиям
    существования фирмы, при которых
    рационализация производства становятся
    задачей второго плана;

  • главным источником
    прибыли являются люди, обладающие
    знаниями, и условия для реализации их
    потенциала;

  • система
    управления должна быть ориентирована
    на повышение роли организационной
    культуры и нововведений, мотивацию
    работников и адекватный стиль руководства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ВикиЧтение

Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления
Щедровицкий Георгий Петрович

Организация, управление и руководство

Организация, управление и руководство

Организация есть сбор элементов, объединение их в целое, установление отношений и связей — и все. Управление есть воздействие на движение объектов, изменение траектории этого движения. Управление возможно, только если объект, которым мы управляем, имеет движение, самодвижение. Управление есть использование его самодвижения в целях управляющего, который на это самодвижение опирается. Руководство обязательно предполагает организацию — в современной социологии говорят обычно «формальную организацию», т.е. организацию по местам. Оно возможно только в рамках организационной структуры, пока и поскольку люди эту организационную структуру принимают, т.е. отказываются от собственных целей и задач и берутся выполнять цели и задачи, поставленные перед ними вышестоящими инстанциями.

Очень часто мы руководим, чтобы управлять, или начинаем управлять, чтобы обеспечить руководство, т.е. принятие цели. Реально в работе это все связано.

Я все время противопоставляю организацию, руководство и управление другим деятельностям. Каким образом? Я, например, говорю: организация есть то же самое, что конструирование, но только конструирование имеет отношение к нечеловеческим элементам, а организация есть фактически конструирование на уровне людей.

Можно было бы сказать, что организационная работа и есть конструирование организации. А почему — конструирование? А если я начну работать на уровне проектирования? И буду сначала создавать проект организации, а потом реализовывать его? Такое тоже вполне возможно, и дальше мы будем смотреть, как постепенно, по мере развития оргуправленческой деятельности в нее втягиваются другие деятельности: проектирование, планирование, программирование, прогнозирование.

И управление оказывается сложной, комплексной и системной (это разные вещи) деятельностью, которая, втягивая в себя все другие деятельности, подчиняет их своей логике, комплексно и системно их организует.

Далее, конструктивная организация вместе с управлением и руководством противопоставлялась мной практической преобразовательной деятельности. Я все время подчеркивал, что управление не есть практическое преобразование, хотя оно втягивает в себя и практическое воздействие.

Читайте также

Глава 3. Руководство

Глава 3. Руководство
Как сделать преданность и верность самой сутью взаимоотношений между работниками на наших предприятиях? Возможно ли это? Мне кажется, возможно, но сначала поговорим о народной психологии. Итак, ясно, что договор сегодня воспринимается не так,

Глава ХII. Организация производства (продолжение). Управление предприятием

Глава ХII. Организация производства (продолжение). Управление предприятием
§ 1. До сих пор мы рассматривали управленческий труд главным образом на предприятиях обрабатывающей промышленности или другой отрасли, применяющих в значительной степени физический труд. Теперь,

1. Коммерческая организация и некоммерческая организация

1. Коммерческая организация и некоммерческая организация
В экономике страны разнообразие предприятий велико. Отличаются они друг от друга, во-первых, размерами. В качестве показателей размера предприятия обычно используются: количество работающих на нем людей,

Управление уровнями услуг (управление уровнем сервиса)

Управление уровнями услуг (управление уровнем сервиса)
В настоящее время на предприятиях не используется ни внутренняя сервисная модель, ни модель взаимоотношения с аутсорсинговыми организациями на принципах соглашений об уровне обслуживания.Отношения с внутренними

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО

ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО
рекрутеры и высшее руководство компанийЧасто именно рекрутер, со своим настырным желанием получить побольше ин-формации для работы, может быть использован менеджером по персоналу в качестве бревна, которое пробьет стену невнимания высшего

Руководство

Руководство
Руководство возможно только в рамках организации, в рамках специальных организационных связей. В чем состоит суть руководства? В постановке целей и задач перед другими элементами. Но для того чтобы я мог ставить цели и задачи перед другими элементами —

6. Руководство

6. Руководство
«Мне предстоит стать специалистом в совершенно иной сфере деятельности».Едва ли проходит хотя бы неделя без того, чтобы полки ближайшего к нам книжного магазина не украшались очередным внушительным бестселлером по новому стилю руководства. Это

31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний

31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний
Обучающаяся организация ? это организация, непрерывно совершенствующаяся путем обмена информацией, накопления и передачи знаний. Обучающейся

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
По мнению А. Мэйо (2001), главное различие между УЧК и УЧР заключается в том, что первое считает сотрудников активом организации, а второе – источником издержек. Кирнс (2005) утверждает, что для УЧК «люди

НАУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ

НАУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ
В научающихся организациях очень много времени уделяется вопросам развития и совместного использования знаний, важных для их стратегического успеха. Проблема заключается в том, что трудно уловить знания, не выраженные

Руководство к действию

Руководство к действию
После того как вы изучили девять причин возникновения проблем у менеджеров, я бы хотел дать вам возможность оценить себя. Неважно, кто вы – менеджер-новичок или заслуженный ветеран, желающий освежить в памяти определенные навыки, – в любом

Руководство к действию

Руководство к действию
Спросите себя, согласятся ли ваши сотрудники со следующими заявлениями о вас, а также понаблюдайте за своим поведением в течение рабочего дня.1. «Менеджер разговаривает со мной прямо и держится со мной на равных».2. «Я получаю от него

Руководство к действию

Руководство к действию
1. Проведите эксперимент: в течение нескольких дней проверяйте почту и сообщения только утром, в обед и перед тем, как уйти домой. Проанализируйте результаты и оцените, стали ли вы уделять больше времени выполнению четырех главных задач.

Корпоративное руководство

Корпоративное руководство
Корпоративное руководство BPM устанавливает адекватные и прозрачные процессы подотчетности, принятия решений и вознаграждения, направляющие действия. В традициях корпоративного и ИТ-руководства внимание в разрезе BPM сосредоточено на

Глава 2 Управление рисками – это управление проектами для взрослых

Глава 2
Управление рисками – это управление проектами для взрослых

Руководитель группы: Мы проводим завтра собрание по этому поводу, но боюсь, станет еще хуже.
Руководитель проекта: Не проводите собрание.
Глава определений, относящихся к управлению рисками, начинается с

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пробиотик синбиотик экстра инструкция по применению
  • Респифорб комби инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Росгвардия камчатка руководство
  • Эуфиллин инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Руководство правительства татарстана