(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. К полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере архивного дела;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 11.02.2013 N 10-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) государственных внебюджетных фондов;
г) утратил силу. — Федеральный закон от 23.05.2016 N 149-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее — федеральные организации), в том числе расположенных за пределами Российской Федерации;
е) государственных корпораций, государственных компаний;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 11.02.2013 N 10-ФЗ)
4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
2. К полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела относятся;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) проведение государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее — организации субъекта Российской Федерации);
3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
3. К полномочиям муниципального образования в сфере архивного дела относятся:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее — муниципальные организации);
2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в сфере архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 28.12.2017 N 435-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Законом орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Муниципальный архив
структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
(Термин дан в редакции Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»)
Опубликовано: 09.12.2009, последнее изменение: 09.12.2009
Историческая справка. «Основные правила работы» в СССР – РФ
Традиционно в профессиональном сообществе архивистов основополагающий документ, определяющий архивную технологию в стране, назывался «Основные правила работы». Поэтому далее для удобства используется именно это понятие.
С момента создания в 1918 году Единого Государственного Архивного Фонда и вплоть до начала 1960-х годов «Основных правил работы» государственных архивов как единого обобщающего документа не существовало. Их заменяли разнообразные инструктивно-методические указания ведомств, отвечавших за архивное дело, также носившие самоназвание «основные правила», особенно многочисленные в период руководства архивами со стороны органов государственной безопасности. Так, например:
- в 1938 году НКВД СССР утвердил «Правила ревизии наличия и состояния архивных материалов в государственных архивах СССР» 2;
- в 1945 – «Основные правила публикации документов государственного фонда СССР» 3;
- в 1948 – «Основные правила систематизации документальных материалов в государственных архивах СССР» 4 и т.д.
Понятно, что большое количество «основных правил» обуславливало их несогласованность, что затрудняло единообразие организации работы архивов. Первые «Основные правила работы», в которых была предпринята успешная попытка унификации деятельности госархивов, были утверждены Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в 1962 году и действовали почти 22 года 5. Приказом Главархива СССР от 07.12.1983 № 352 были утверждены «Основные правила работы», которые формально сохраняли свою силу вплоть до 2007 года, несмотря на полное изменение социально-экономических отношений в стране. Без малого четверть века! Это беспрецедентный срок стабильности нормативного документа в истории отечественного архивного дела.
Справедливости ради, следует отметить попытку Росархива принять в 2002 году «Основные правила работы», хоть как-то отвечавшие реалиям постсоветского пространства. Однако этот документ не смог стать общеобязательным в связи с отсутствием на тот момент федерального архивного закона (ныне действующий «Об архивном деле в Российской Федерации» 6 был принят только в 2004 году). По этой причине «Основные правила работы» 2002 года так и остались методическим пособием, правда утвержденным коллегией Государственной архивной службы России.
После административной реформы 2004 года «Основные правила работы» должны были утверждаться уже Минкультуры РФ, компетентность которого в вопросах архивного дела надежно подкреплялась подведомственным ему Росархивом (где собственно они и были написаны). Приказ об утверждении этих «Основных правил работы» увидел свет в 2007 году 7.
Внимательный читатель давно уже обратил внимание, что в правилах 1962 и 1983 годов речь идет только о государственных архивах, а в 2007 и 2020 годах – о государственных и муниципальных. Почему? Причина в том, что в советский период архивные учреждения районного уровня (ныне – муниципальные) всегда находились на правах «младшего товарища» государственных (областных и союзных) архивов. Они не имели постоянного состава документов, передавали свои фонды в госархивы более высокого ранга (на уровень областей) и фактически выполняли роль «промежуточных архивов». Требования к ним, как правило, были упрощенными и закреплялись в самостоятельных правилах 8. В постсоветский период районные архивы стали муниципальными с постоянным составом документов и правом вечного (постоянного) хранения архивных документов, отнесенных к муниципальной собственности. Поэтому, несмотря на самостоятельность муниципалитетов в решении финансовых вопросов архивного дела (по федеральному закону о местном самоуправлении 9), с 2007 года «Основные правила работы» стали общими для государственных и муниципальных архивов.
Основные задачи муниципального архива:
- Осуществление на территории города полномочий муниципального образования в области архивного дела, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным Законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об Архивном деле в Российской Федерации», а также законодательными актами об архивном деле в Ивановской области.
- Обеспечение сохранности и ведение государственного учета архивных документов, подлежащих постоянному и длительному хранению.
- Комплектование архива документами, имеющими историческое, научное, социальное,экономическое, политическое и культурное значение для города .
- Организационно-методическое руководство организацией архивов и организацией документов в делопроизводстве органов местного самоуправления города, муниципальных учреждений и предприятий, содействие организациям частной и иных форм собственности и гражданам, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации, другие архивные документы.
- Информационное обеспечение органов местного самоуправления города, организация использования архивных документов, удовлетворение прав граждан на архивную информацию.
- Реализация отдельных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и находящихся на территории города, при наделении ими администрации города в установленном порядке.
Администрация г. Иваново
Цитировать:
Кадикина А.А. Опыт моделирования управленческой команды архива организации // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 859-876. – doi: 10.18334/lim.9.3.116148.
Аннотация:
Архивисты давно указывают на то, что архивы коммерческих организаций меняют формальную роль по чисто техническому сохранению документов на роль своеобразных информационных центров, вовлечённых в бизнес-процессы компании. Историки сетуют на то, что для применения количественных методов в историческом исследовании (в истории предпринимательства, корпоративной истории) требуется качественная информационная и источниковая база, то есть хорошо структурированная и каталогизированная архивная, ретроспективная информация. Экономисты и управленцы также должны уделять внимание архивному делу, теме повышения эффективности управления архивом, теме использования архивной, ретроспективной информации в качестве производительного бизнес-ресурса. Функционирование архивохранилища и тем более многофункциональной архивно-информационной службы требует профессионального подхода к формированию управленческой команды, способной решать задачи, поставленные перед архивом современностью. В статье соотнесены цели и задачи архивного дела организации (по 125-ФЗ) с ключевыми функциями управления (по А. Файолю) и с базовыми функциями менеджмента (по И. Адизесу). Современный подход к формированию комплементарной управленческой команды (по И. Н. Дрогобыцкому) применён в статье к моделированию управленческой команды для системного управления архивом организации. Предложенная автором модель может помочь компаниям не только сформировать эффективную управленческую команду, но и комплексно подойти к решению проблем, связанных с переходом от формального архива к архивно-информационной службе, от технического хранения архивных документов к получению коммерческих и репутационных выгод от работы с ретроспективной информацией. Статья может быть полезна специалистам по управлению персоналом, работникам архивных служб предприятий.
Ключевые слова: архив организации, архивный документ, ретроспективная информация, стилевой менеджмент, управление, управленческая команда, PAEI-кодирование, код Адизеса
Введение
В архивном деле, согласно российскому
законодательству, архив определяется как «учреждение или структурное
подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и
использование архивных документов». Законодатель дает определение и архивному документу. Это «материальный носитель
с зафиксированной на нем информацией,
который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению
в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства»
[1, ст. 3].
В деле управления предприятиями и
организациями за систему управления документооборотом и документацией отвечает,
прежде всего, документационный менеджмент, который налаживает учет документов в компании для оптимальной ее работы по всем направлениям деятельности и
который в тоже время зависит от информационного менеджмента компании. Но на
самом деле не только от него. Вопросы обеспечения сохранности и режима хранения
документов, эффективность их решения находятся в сфере организационного
менеджмента. Вопросы комплектования и использования документов
разрешаются в границах выстроенных в
компании каналов связи, существующей корпоративной культуры и относятся к области коммуникационного менеджмента. То
есть, когда речь заходит об управлении архивными документами на предприятии, мы понимаем (должны понимать),
что архивный менеджмент становится заложником существующего в компании
документационного, информационного, организационного и коммуникационного
менеджмента. Важно также осознавать и обратную зависимость. Качество информации
(а значит, документа!) определяет
качество управления.
Но на практике понимание (и того, и другого) часто отсутствует. Свидетельством
чего служат сплошь и рядом встречающиеся: недооценка бизнесом значимости архивной,
ретроспективной информации (бизнес-архива и исторического архива) для бизнес-процессов,
неумение ее использовать в деловой и
общественной деятельности, невысокая культура отношения к архивному документу, отсутствие
понимания роли и значения архива для будущего
компании. А, значит, на выходе – утрата архивной информацией, как информационным ресурсом, роли полноценного
бизнес-ресурса, роли фактора конкурентоспособности предприятия.
Проблемы управления архивами на уровне
предприятий и организаций многочисленны,
разношерстны, разноплановы, вероятно, так же как и предложения по их решению. Данной
статьей мы попробуем повысить
эффективность менеджмента архива компаний, предложив модель формирования
управленческой команды для качественного выполнения всех управленческих функций,
возникающих при функционировании бизнес-архивов по сохранению и использованию корпоративного
наследия. Ведь организационно-управленческий
аспект функционирования архива организации не менее важен, чем методологический или правовой.
Организационно-управленческий
аспект функционирования архива организации
Итак, система управления
архивом, как мы показали, находится в подчиненном
положении относительно существующего в компании документационного,
информационного, коммуникационного и организационного менеджмента. Далее
остановимся на проблеме эффективности последнего. Будем исходить из проблем
современного менеджмента, которые как аксиомы в данной статье обозначим лишь
тезисно:
1. «Постулаты, положения и концептуальные схемы теории
организационного управления не находят прямого применения в повседневной
управленческой практике или их проявление носит фрагментарный характер» [2, с. 360] (Drogobytskiy, 2015, р. 360).
2.
«Деловой
мир находится в плену ошибочных представлений об индивидуалистическом характере
менеджмента» [3, с. 26] (Adizes, 2009, р. 26).
3.
«Одному
архивисту не под силу организовать эту систему [управления
архивом – А.К.]
и правильно распределить в ней обязанности» [4,
с. 222] (Soloveva, 2009, р. 222), т.е. невозможно одному архивисту выполнить
все функции классического управленческого контура «планирование –
организация – мотивация – контроль – координация» (по А. Файолю) [5, с. 11–12] (Fayol, 1923, р. 11–22).
Эти проблемы характерны (и особенно явно
проявлены) в практике работы непрофильных
обслуживающих подразделений современных организаций, каковыми считаются
архив и даже архивно-информационные службы
(АИС) предприятий, когда в деятельности
архива (нередко в работе одного архивариуса) руководству компаний не видно
ничего стратегически перспективного и функционально сложного. Опрометчивые
рассуждения, как правило, такие: в архивном деле на предприятии необходимы,
прежде всего, специалисты с методологическими знаниями в архивном
делопроизводстве, а управленческие компетенции, то есть знания, умения и навыки
по выполнению функций управленческого контура, в деятельности архива далеко
вторичны.
Чтобы развеять эти заблуждения, рассмотрим
подробнее каждую из управленческих функций применительно к задачам архивного
дела в компании. Затронем проблемы, с которыми сопряжена реализация важного направления
деятельности любой компании по сохранению своего производственного и кадрового
наследия. Покажем, насколько ошибочной будет недооценка значения архива для
настоящего и будущего компании, насколько несостоятельно видение работы
архивиста лишь как работы сторожа архивохранилища. Докажем необходимость
создания в компаниях (прежде всего, крупных и средних) многофункциональных
архивно-информационных центров.
В большинстве компаний считается, что
архивист или архивариус компании может выполнить весь функционал по организации
эффективного менеджмента архива в компании. Он должен планировать работу
архива: от определения его миссии, ясно и четко
сформулированной и разделяемой как руководством,
так и персоналом компании, а также
несущей социальное значение для общества, до разработки стратегии достижения
целей и задач архива. Последние, как известно, если воспользоваться «правилом SMART»
должны быть конкретными, измеримыми,
достижимыми, значимыми и соотносимыми с конкретными сроками [4, с. 223] (Soloveva, 2009,
р. 223). То есть архивист (или все же менеджер АИС) конкретные задачи архива должен
сформулировать (и убедить руководство их утвердить) в локальных актах компании.
Он же должен, например, составлять планы с измеряемыми показателями за
определенные сроки: планы по деятельности
архива (годовые), по сдаче документов подразделениями (квартальные), по работе
архивариуса (индивидуальные), по проведению проверок или заседаний экспертной
комиссии и т.п. Планы должны быть достижимы, а значит, увязаны с планами
по развитию подразделений и с
бизнес-планами компании. Значимость работы архива архивариус должен
суметь не только доказать сводкой об актуальном размере штрафных санкций из
законов об архивном деле или Кодекса об
административных правонарушениях, но и донести до руководства и сотрудников
компании важность культурного отношения к документу, ценность прошлого для
будущего.
Вторая непосильная для одного архивиста
функция – организация архива, в смысле определения
роли и места архива в организационной структуре
компании. Необходимо определить и аргументировано доказать руководству компании
достаточность наличия одного или нескольких архивистов в одном из существующих
структурных подразделений (в отделе документационного обеспечения управления,
отделе кадров, бухгалтерии, отделе управления качеством и пр.). Или убедить
начальство в необходимости создания отдельного структурного подразделения в
укрупненных службах (административном
департаменте, службе по управлению персоналом). То есть как минимум настоять на том, чтобы функцию архивного хранения
не выполняли бы все отделы, в которых формируются дела.
За определением места архива в
оргструктуре компании следует задача обеспечения архива
нормативно-методической базой. Это
подразумевает не только обзаведение федеральными, региональными и
ведомственными нормативными документами, специализированной литературой по
архивному делу, но также и разработку внутренней нормативной документации. К последней
относятся: положение об архиве; должностные инструкции
как работников архива, так и сотрудников прочих подразделений,
ответственных за передачу дел в архив; рабочие инструкции и циркуляры;
регламенты по выдаче дел и др.
Следующей функцией управления является контроль.
Контроль над деятельностью архива нельзя «спустить»
на самоконтроль архивиста. Внутренний контроль может обеспечить система
контроллинга или система менеджмента качества (СМК), если она внедрена на
предприятии. Контроллинг или СМК может осуществляться специально созданным
отделом контроля качества, который окажет комплексную
поддержку управлению архивом
организации, информационно-аналитическую поддержку процессов принятия управленческих
решений. Внешний контроль и методическую помощь следует ждать со стороны
контролирующих органов, государственных и муниципальных архивов (ответы на
запросы, семинары по обучению сотрудников, проверка архива, участие в работе
экспертной комиссии и т.д.).
Последняя из функций управления, рассмотренных
применительно к задачам архива организации,
– координация – нацелена на согласование и упорядочивание
усилий всех подразделений и работников организации в совместную деятельность. Выстроенные
каналы коммуникации, взаимодействия должны установить и поддерживать устойчивые
связи в организации (вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные,
формальные и неформальные), должны обеспечить обратную связь в системе
управления архивом. Они же должны быть безопасными, направленными на охрану банковской,
коммерческой, налоговой или служебной тайны, конфиденциальной информации.
Документы должны не только своевременно и в полном объеме становиться архивными (то
есть передаваться в соответствии с внутренними регламентами в архив на
хранение), но и должны быть созданы условия для их оперативного использования
(поиска конкретной информации, содержащейся в документе).
Функцию мотивации персонала в классической
административной теории менеджмента относят к пятой основной функции управления
(у А. Файоля: commander – «распоряжаться, то есть заставлять персонал
надлежаще работать» [5, с. 12] (Fayol, 1923, р. 12)).
Мы же поставили функцию мотивации
особняком по нескольким причинам. Во-первых, это та функция управления, которая относительно четырех уже рассмотренных стоит
достаточно далеко от рычагов власти, которые могут быть предоставлены архивисту, даже если в компании один сотрудник
выполняет бóльшую часть задач по архивному
делу, и ее
руководство в значительной степени делегировало ему функции по планированию,
организации, контролю и координации работы архива. Во-вторых, вопросы мотивации
персонала в определенной степени «растворены» и присутствуют в уже рассмотренных
управленческих функциях.
Заметим лишь,
что функцию мотивации персонала и стимулирования его к труду, достижению целей
сложно переоценить и тем не менее часто
она именно остается без должного
внимания. На практике мы видим, что нередко в архиве работают сотрудники,
невовлеченные в жизнь организации и
незаинтересованные в достижении ее
стратегических целей. Разработать мотивационный пакет для инертных, пассивных,
во многом отстраненных от коллектива сотрудников не просто. Хорошо, если его подскажет сама жизнь, активность в этом вопросе
архивиста или его непосредственный руководитель. Тогда, как правило, для
удержания персонала достаточно предложить стандартный соцпакет (ДМС, оплата
питания или транспорта и т.п.), привязку размера заработной платы к объему выполненной работы или делегирование
полномочий. Но ведь проблему мотивации сотрудников архива нужно решать в рамках
политики мотивации всего персонала организации и в целях ее стратегического развития. И тогда видится
возможным и необходимым комплексный подход к решению вопроса материальными и
нематериальными способами, который уже предлагали в рассмотренных нами работах [4, с. 225] (Soloveva, 2009, р. 225).
В нашем случае хотелось бы подчеркнуть
важность для мотивационного аспекта выполнения
архивом новых функций: участие в разработке корпоративных мероприятий,
приуроченных к важным событиям из истории фирмы; оповещение о датах из
корпоративной истории; организация экскурсий по музею или территории завода;
работа со стажерами и практикантами;
аналитическая работа или научные исследования, например, для создания такого продукта, как «история фирмы» или подготовка
материалов для сторителлинга.
Подобные мотивационные мероприятия,
как мы видим, особенно актуальны для компаний, достигших зрелой стадии
развития, готовых от архивохранилища перейти к созданию архивно-информационной
службы, видящих коммерческую и репутационную выгоду от грамотного и
эффективного управления системой сохранения и использования корпоративного
наследия. Архивисты (или все же менеджеры
АИС) совместно с заинтересованными в их развитии представителями каждого
эшелона управленческого аппарата – это уже управленческая команда, способная
решать задачи стратегического, тактического и оперативного управления архивом.
Управленческая
команда архива организации
И тут мы подходим
к возможностям моделирования управленческой команды,
которые нам предлагает теория управления изменениями и стилевой менеджмент
Ицхака Адизеса [3, 6–8] (Adizes, 2009;
Adizes, 2012; Adizes,
2008; Adizes, 2012) и современный подход к формированию комплементарной управленческой
команды, представленный, например, в работах И.Н. Дрогобыцкого [9, 10] (Drogobytskiy, 2012; Drogobytskiy, 2022). Последний вслед за многочисленными работами И. Адизеса рассматривает,
опираясь на традиционные типы темперамента (гиппократовские: холерик,
флегматик, сангвиник и меланхолик), четыре функциональные группы менеджмента:
исполнение/продуцирование (Р), администрирование (А),
предпринимательство (Е) и интегрирование (I). В рамках
данной функциональной модели характеризуются менеджеры различных типов и
стереотипы их управленческого поведения, то есть из «особенности натуры»
вытекают «особенности мировосприятия», что определяет «особенности
управленческого поведения» [9, с. 49] (Drogobytskiy,
2012, р. 49).
Цели и задачи архивного дела организаций
(по 125-ФЗ) попробуем соотнести (табл. 1) с ключевыми функциями управления (по А.
Файолю) и с базовыми функциями менеджмента (по И. Адизесу). Каждую цель
архивного дела сопоставим с одной из функций управления, названной ключевой
(более других, на наш взгляд, акцентированной), исходя из приоритетности ее качественного выполнения для эффективного
достижения соответствующей цели, что, безусловно, не отменяет значения трех других функций. Установим параллель с
базовыми функциями менеджмента, чтобы не только показать важность
психологического подхода в вопросе управления, но и в управлении архивным делом
в том числе, но также, как сказано в работах И.Н. Дрогобыцкого, чтобы сделать ставку «на теорию управления
изменениями Ицхака Адизеса как наиболее предпочтительный путь перевода
менеджмента из сферы искусства в сферу инженерной науки» [9, с. 43] (Drogobytskiy, 2012, р.
43).
Таблица 1
Соотнесение целей
и задач архива организации с функциями управления
№ п/п |
Цели архива (по 125-ФЗ) |
Ключевые функции управления (по А. Файолю) |
Базовые функции менеджмента (по И. Адизесу) |
1 |
Хранение архивных документов Обеспечение сохранности и режима хранения документов, находящихся в архиве |
Планирование «Предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия» |
Предпринимательство (Entrepreneuring) Позиционирование организации на будущее, обеспечение долгосрочной результативности организации |
Задачи архивного дела: − формирование образа будущего компании в опоре на понимание не только реалий, но и прошлого компании, а значит, отведение определенной роли, конкретного места и важного значения архиву компании в ее настоящем и будущем; − постановка целей по сохранению корпоративного наследия и подготовка необходимых мероприятий для их достижения в рамках создаваемого экономического потенциала предприятия; − разработка системы планов по сохранности документов на различные сроки и для различных структурных элементов; − предварительное прогнозирование условий, в которых будет действовать организация и ее архив, учет отклонений от этих прогнозов и планов, пересмотр целей и конкретных путей их достижения; − разработка комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой |
|||
2 |
Комплектование архивных документов Проведение комплекса работ по упорядочиванию архивных документов, формированию, описанию и оформлению архивных дел |
Организация «Организовывать, то есть строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия» |
Исполнение (Performing) Продуцирование результативности организации в краткосрочном периоде |
Задачи архивного дела: − четкая фиксация в локальных актах компании правового статуса архива, его места в структуре организации; − определение меры прав и ответственности архива, его обязанностей по отношению к структурным подразделениям компании; − распределение работ среди работников архива и других подразделений компании в рамках разработанной организационной структуры управления; − разработка должностных инструкций; − подбор и расстановка кадров в архиве компании, регламентация функций, работ, операций в архиве; − обеспечение порядка организации доступа к архивным документам физических и юридических лиц; − соблюдение четких и нормативно-методических принципов комплектования архива; − учитывая все сложности работы со структурными подразделениями, предъявление им минимума необходимых требований по формированию первичных документальных комплексов, проведение определенной разъяснительной работы с подразделениями организации |
|||
3 |
Учет архивных документов Создание и использование научно-справочного и учетного аппарата к документам архива |
Контроль «Контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям» |
Администрирование (Administering) Обеспечение организованности и порядка в реализации бизнес-процессов, их краткосрочной эффективности |
Задачи архивного дела: − сбор, обработка и анализ информации по работе архива (анализ внешних и внутренних переменных), накопление контрольных данных, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин; − определение более эффективных направлений деятельности архива организации, вскрытие имеющихся резервов, предупреждение возникновения кризисных ситуаций; − обеспечение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение законности, управление качеством; − создание научно-справочного и учетного аппарата в архиве с момента поступления туда первого документа, ведение его на регулярной и систематичной основе; − проведение подокументальной проверки наличия и отсутствия документов при первичном формировании архива, при смене штатных сотрудников архива или лиц, их заменяющих; − составление и утверждение руководителем организации акта об итогах проверки; − составление архивных описей, предисловий, исторических справок к описям и пр. |
|||
4 |
Использование архивных документов Обеспечение оперативного использования документов архива |
Координация «Координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия» |
Интегрирование (Integration) Уравновешивание интересов сотрудника (клиента, контрагента и пр.) общим интересом организации, обеспечение ее эффективности в долгосрочной перспективе |
Задачи архивного дела: − создание условий, обеспечивающих оперативное использование документов архива; − обеспечение оперативного поиска информации; − обеспечение безопасности относительно документов, содержащих банковскую, коммерческую, налоговую или служебную тайну, конфиденциальную информацию, путем ограничения доступа к закрытой информации, установления персональной ответственности всех сотрудников, работающих с данной информацией; − обеспечение обратной связи в системе управления архивом, установление и поддержание устойчивых связей в организации, обеспечение координации подразделений, выстраивание каналов коммуникации для эффективного использования архивной информации |
|||
Источник: составлено автором на базе следующих материалов: цели архивного дела определены федеральным законодательством [1, ст. 3]; формулировки задач – отечественными публикациями профессиональных архивистов и экономистов [11, с. 21–35; 4] (Albrekht, р. 21–35; Soloveva, 2009); базовые функции менеджмента – работами бизнес-консультанта И.К. Адизеса [3, с. 13] (Adizes, 2009, р. 13); круг управленческих функций – классической школой административного управления (А. Файоль) [5, с. 11–12] (Fayol, 1923, р. 11–12). |
Менеджер-предприниматель
(приоритетная функция – планирование)
нацелен на активные действия, дающие результативность, на прогнозирование, на
инновации. Все это требует креативности
мышления и оптимистического настроя. Менеджер-исполнитель быстро
приступает к работе, легко включается в ее
задачи, действует во многом автоматически, упорно, целеустремленно, предпочитает сам участвовать в
реализации производственного процесса. В классической функциональной модели
менеджер-исполнитель отвечает за организацию. Менеджер-администратор
обеспечивает порядок, организованность, ритмичность и точность
производственного процесса, следит за соблюдением всех нормативов и стандартов,
внимателен к деталям, старается документально фиксировать все факты
хозяйственной жизни. Поэтому контроль, как составляющая классической
функциональной модели, во многом остается
за менеджером-администратором. Менеджер-интегратор реализует координационную
компоненту функциональной модели управления, от него требуется системное
видение текущей ситуации, умение объединить индивидуальные представления всех
участников управленческого процесса в общее видение управленческой команды [10, с. 14–15] (Drogobytskiy, 2022, р.
14–15).
Функциональная модель комплементарной
управленческой команды (по И.Н. Дрогобыцкому) позволяет сформировать весь
менеджмент (дирекцию) компании, что делает ее
универсальной. Мы же применим ее по
отношению только к одному блоку – архиву организации. Заметим, однако, что типовая подсистема менеджмента, такая как «Управление
документами», в теории отнесена к одной функциональной группе
«Администрирование» (А) наравне, к примеру, с такими же подсистемами,
как «Информационный менеджмент» или «Управление проектами». При этом,
как мы понимаем, в каждой из этих подсистем необходимо присутствие менеджеров
трех других функциональных групп.
В нашем случае для системного управления
архивом организации предложим следующую модель управленческой команды. Для
каждого из четырех уровней управления
проранжируем базовые функции менеджмента и определим минимальный и оптимальный
код PAEI, которым можно
руководствоваться при отборе кандидатов на должности соответствующего уровня
управления (табл. 2).
В основе методики формирования
управленческой команды архива исходим из того, что: 1) не существует идеального
менеджера, который все четыре базовых функции одинаково успешно реализовывал бы
(код PAEI – комбинация больших букв); 2) отличный менеджер обладает
способностью реализовывать две или три базовые функции хорошо, а одну на
удовлетворительном уровне (например, код paEI или код PAeI); 3) хороший
менеджер выполняет хотя бы одну базовую функцию хорошо, а другие –
удовлетворительно (например, код pAei – комбинация с одной большой и
тремя малыми буквами); 4) приемлемый менеджер не может выполнить одну из
базовых функций, но другие три исполняет удовлетворительно (код pA_i –
комбинация с пропуском в соответствующей позиции).
Таблица 2
Должностные требования к стилю руководства в части системного
управления архивом организации
Уровень управления и варианты должностей |
Роль и основная функция |
Ранжирование базовых функций |
Код PAEI для отбора кандидатов (управленческий стиль) |
|||||
в части системного управления архивом организации |
P |
A |
E |
I |
минимальный |
оптимальный |
||
1 |
Генеральный директор |
Менеджер-интегратор. Формирование команды и обеспечение бесперебойного функционирования организации в настоящем и будущем |
3 |
4 |
2 |
1 |
paeI |
paEI |
2 |
Начальник архивно-информационной службы (АИС) (заведующий архивом) Руководитель административного департамента (АД) Директор службы управления персоналом (СУП) Начальник маркетингового отдела (МО) (отдела по связям с общественностью) |
Менеджер-администратор. Общая организация работы архива и координирование его взаимодействия с другими подразделениями компании |
4 |
1 |
3 |
2 |
pAei |
pАеI |
3 |
Заместитель начальника, главный или ведущий специалист АИС Заместитель руководителя, главный или ведущий специалист АД Заместитель директора, главный или ведущий специалист СУП Заместитель начальника МО (PR-отдела) |
Менеджер-предприниматель. Обеспечение конкретных процессов по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов. Разработка новых направлений использования корпоративного наследия |
2 |
3 |
1 |
4 |
paEi |
PaEi |
4 |
Специалист АИС (архивист, архивариус) Специалист АД (делопроизводитель) Специалист СУП (специалист по кадровому делопроизводству, специалист по развитию персонала) Специалист МО (PR-отдела): маркетолог, копирайтер |
Менеджер-исполнитель. Осуществление ограниченного функционала в процессах хранения, комплектования, учета и использования архивных документов |
1 |
2 |
4 |
3 |
Paei Pa_i |
PAei Pae_ |
Источник: составлено автором по примеру, приведенному в работе И.Н. Дрогобыцкого [9, с. 52] (Drogobytskiy, 2012, р. 52). |
Высший уровень
управления организацией представлен, как правило, генеральным директором или
коллегиальными органами управления (совет директоров, наблюдательный совет,
собрание акционеров). Генеральный директор (paeI – paEI) в целях
системного управления архивом организации должен быть способен, с одной
стороны, создать команду сотрудников для определения и достижения
стратегических целей по «хранению, комплектованию, учету и использованию» архивной информации для сохранения
корпоративной истории, а с другой – убедить собственника компании или собрание ее акционеров, а нередко и себя самого в
том, что архивная служба необходима не столько государству (как источнику комплектования АФ РФ), сколько самой
организации. Убедить в том, что архив – это стратегический ресурс компании,
источник организационной культуры, инструмент принятия управленческих решений,
средство (как внутреннего, так и внешнего) маркетинга. Поэтому 1-й ранг
получает базовая функция I «интегрирование». И мы можем сказать, что
генеральный директор в архивном деле своей организации выступает, прежде всего,
в роли менеджера-интегратора.
2-е место следует отдать функции E
«предпринимательство», поскольку первому лицу необходимо стратегическое видение
перспектив получения выгоды от сохранения наследия компании, ему необходимо
обладать определенной харизмой, чтобы
увлечь своими идеями персонал. Причем менеджмент
корпоративного архивного дела должен быть направлен на более рациональное
использование (как материальных, так и человеческих) ресурсов компании для
выполнения поставленных задач.
Дальнейшее ранжирование базовых функций
зависит от того, насколько понимание того, что управление архивом должно
быть системным и постоянно совершенствующимся, уже присуще корпоративной
культуре организации. Если архив в зачаточном состоянии, то от руководителя
требуется определенная
целеустремленность и конкретные знания в предметной области – функция P/р
«исполнение». Понимание того, что придется
столкнуться с целым рядом управленческих проблем: от поиска и найма персонала,
мотивации труда архивистов, выделения финансовых ресурсов для архивной службы до организации работ с подразделениями и
контроля над деятельностью архива. Если в организации уже создана и постоянно
развивается система управлением архивом, то нужен рациональный методичный и
рассудительный руководитель – функция A/а «администрирование».
Второй уровень
управления – это обычно эшелон заместителей генерального директора по отдельным
направлениям деятельности и нередко одновременно
руководителей подразделений, которых следует вовлечь в сохранение корпоративной
памяти. Речь может идти об отдельном подразделении (Архив организации, Музей компании,
Архивно-информационная служба, Музейно-архивная служба предприятия и т.п.) или
об архивном отделе, выделенном в границах иного структурного подразделения
(Административного департамента, Маркетингового департамента, Департамента по
связям с общественностью, Службы управления персоналом или Бухгалтерии и т.п.).
Многовариантность организационной структуры управления, созданной в компании,
продиктует минимальные и оптимальные требования к кандидатам на вакансию (pAеi
– pAEi).
Так или иначе, «усредненный» руководитель подразделения хоть и
смотрит в будущее (разрабатывает перспективные планы развития архива
организации, следит за рыночными трендами в архивной отрасли), но занят
настоящим с опорой на прошлое. Его задачи по «хранению, комплектованию, учету и использованию» архивной информации,
прежде всего, должны достигаться в рамках закона. Он должен точно и в полном
объеме соблюдать все действующие
нормативно-правовые документы как
общероссийского, отраслевого, так и локального уровня. Учитывая, что
государство выдвигает только рамочные требования по организации корпоративных
архивов, бóльшая часть вопросов
регулирования деятельности архивов отдается
на откуп самим организациям. А, значит,
обязанности по разработке локально-нормативных актов (Положения о профильном
структурном подразделении, должностных инструкций его сотрудников, номенклатуры
дел, рабочих руководящих рекомендаций и других циркуляров) выносят базовую
функцию А «администрирование» на первый план. И «усредненный» руководитель архивного подразделения
играет, прежде всего, роль менеджера-администратора.
Текущая деятельность руководителя архива
связана также с налаживанием коммуникаций с другими подразделениями компании, с
информированием топ-менеджеров (например, с предоставлением в подразделения по
связям с общественностью аналитических справок об истории компании с обзором
финансовых, кадровых, технологических показателей). В силу значительной
численности клиентуры архивной службы (внутренние подразделения,
государственные органы, бывшие сотрудники и т.д.) и широкого спектра адресованных
ей информационных запросов функцию I «интегрирование» резонно поставить на
2-е место в коде ее руководителя. Для
совместной работы потребуются инициативные, творческие, экономически выгодные
подходы, а значит, логично 3-й ранг
присвоить функции Е/е «предпринимательство». Тогда исполнительская
функция Р/p получает
последний 4-й приоритет.
В работах Адизеса речь идет, прежде всего, о руководителях, топ-менеджерах
и лидерах. Мы же применили его подход не
только к первым лицам компании, но и к рядовым сотрудниках, что относительно
архивной службы абсолютно оправдано. Нередко в штате компании присутствует лишь
один сотрудник (архивист или архивариус), который,
с одной стороны, должен нести ношу всех базовых функций менеджмента, а с
другой – абсолютно, в силу объективной
невозможности оправдать ожидания, имеет «пробелы» в их реализации. К примеру, наладить
взаимодействие с другими подразделениями (для того чтобы сдать/принять
документы в архив, скомплектовать архивные дела, сформировать комиссию
экспертов и т.п.) – массив непосильной работы для одного архивиста.
Поэтому на третьем уровне
управления архивом организации рассмотрим заместителей руководителей
структурных подразделений (при создании отдельных структурных подразделений под
нужды архива) совместно с главными и ведущими специалистами (для случаев
исполнения архивных функций неспециализированными подразделениями).
Обобщенно эта группа менеджеров в деле
организации архива компании берет на
себе функции по креативности, по выработке новых конечных продуктов, созданных
на базе архивной, ретроспективной информации. А значит,
на 1-е место выходит базовая функция E «предпринимательство». Будь то
печатная продукция или информация для сайта компании (по ее истории – для PR-специалистов),
материал для новой программы тренингов (по адаптации персонала – для
кадровиков) или сводные аналитические таблицы ретроспективных данных (по
продуктам – для маркетологов, по технологиям – для производственников, по
затратам – для финансистов или по рекламациям – для контролеров качества). Так или иначе, в данном случае
у менеджеров среднего звена – роль менеджеров-предпринимателей.
В основе подготовки «исходящей» архивной
информации лежат все же нацеленность на
получение результатов, аналитические способности, забота об эффективности
работы с архивной информацией, что
выдвигает базовую функцию Р «исполнение» на 2-е место. Дальнейшее
ранжирование базовых функций на этом уровне управления будет зависеть от
распределения задач между сотрудниками архива. Если заместитель начальника будет действительно заместителем первой роли
начальника-администратора, то А/a-функция
«администрирование» (контроль учетных
операций с архивными документами) получит 3-й ранг, а I/i-функция
«интегрирование» – лишь 4-й ранг. Если главный
специалист АИС будет отвечать за сбор документов и шире – информации для
архива, что подразумевает широкое общение, проведение опросов, интервьюирование
персонала, сбор материалов, участие в выставках и другие формы коммуникации с
внешней средой, то I/i-функция «интегрирование» «обгонит» А/a-функцию
«администрирование». Таким образом, для обобщенной группы менеджеров среднего звена в деле
организации архива компании мы рекомендуем стилевые требования к кандидату:
минимальные – по коду pаEi, оптимальные – по коду РаEi.
Что касается последнего четвертого
уровня в структуре управления, то здесь по большому счету приходится говорить не про полноценное
управление (за специалистами низшего звена обычно не оставляют подлинных
менеджерских функций по руководству процессами), а лишь про «продуцирование», про
функцию «исполнение» (Р). Ведь именно она востребована у архивиста, если
архивная ретроспективная информация
активно привлекается (на определенном
жизненном цикле компании) для разработки бизнес-решений (по росту
результативности, эффективности процессов, развитию персонала и т.п.). А значит, перед нами менеджер-исполнитель.
Когда же для архива компании на первое
место выходят лишь задачи по надлежащему учету,
квалифицированной, методически выверенной работе, то речь идет, прежде всего, о профессиональном
«администрировании» (А), часто менее творческом, более рутинном и
монотонном процессе. Технические работы архивиста: подшивка, нумерация, переплет, оформление обложки дела, составление описи
и др. Более творческая работа – составление исторических справок, в которых
фиксировались бы все структурные изменения, произошедшие в данной организации
за определенный период.
Ранжирование же остальных базовых функций
в архивном деле компании будет определяться тем местом и той ролью, которые
отведут архивистам. Как минимум удовлетворительной
оценки в навыках по расширению кругозора сотрудников компании (I/i «интегрирование»)
потребуется от архивариуса, когда на ежедневной основе надо будет продвигать
идеи и поддерживать ценности по сохранению корпоративного наследия. Архивист
буквально должен символизировать своей должностью архиважное значение своей
деятельности, на постоянной основе заботиться о повышении своей квалификации,
совершенствовать и развивать имеющиеся и приобретать новые навыки (своеобразное
проявление функции Е/e
«предпринимательство» по отношению к самому себе).
Для четвертого уровня в структуре управлении для специалистов низшего звена
видятся допустимыми пробелы в PAEI-кодировании. Примеры требований к
кандидатам приведены в таблице 2:
минимальные (Ра_i-код: архивист с хорошими навыками по комплектованию
архивного фонда компании, с удовлетворительными способностями по контролю над
учетными операциями с архивными
документами, со средним коммуникативным даром, но не мотивированный на развитие
себя и своей службы) и оптимальные (Ареi-код: архивариус обладает
хорошими узкоспециализированными профессиональными навыками, имеет
удовлетворительные оценки касательно видения перспектив своей карьеры, будущего
архивного дела и значения своей работы для компании в целом).
Рассмотрим одну из распространенных ситуаций. В компании уже есть толковый архивист
или архивариус (РАеi-код), но в связи с появлением
архивно-информационной службы открывается вакансия главного специалиста или
заместителя начальника АИС. В этом случае желательно ограничиться соответствием
кандидата минимальным должностным требованиям (раЕi-код). Если же взять
человека с оптимальным на эту должность кодом (РаЕi), то это приведет к значительному присутствию Р-составляющей,
и в погоне за краткосрочной результативностью будет упущена возможность
развиваться инновационно, интеграционно, с заделом на долгосрочную перспективу.
Такие работники архивной службы, например, могут считать потерей времени
участие в рабочих совещаниях по поводу разработки и согласования локальных
актов, направленных на рост эффективности работы архива организации.
Существенное присутствие
элемента А приведет к
формализации работы архива, когда для его работников рост эффективности будет начинаться
и заканчиваться буквой закона, параграфом регламента или пунктом циркуляра.
Работая по принципу «все, что не разрешено, запрещено», они заглушат инициативу
на корню. Усиление Е-контингента приведет
к тому, что работники архива будут больше говорить о планах работы, чем
работать, больше инициировать действия, чем действовать, больше оценивать
решения, чем принимать их и контролировать их реализацию. Избыточное
присутствие I-персонала в команде архива может зациклить команду на
согласовании действий, на проблемах командообразования, на выяснении мнений
всех заинтересованных лиц и уведет
команду от реализации, да и от контроля выполнения принятых решений.
Заключение
Таким образом, описанные в
статье требования к стилю руководства в части системного управления архивом
организации могут стать подспорьем при отборе и расстановке кадров, если
руководствоваться следующим:
– стиль руководства кандидата на
вакантную должность должен сочетаться с характером решаемых задач из круга
обязанностей этой должности;
– члены управленческой команды
должны быть носителями разных стилей;
– стиль руководства кандидата на
вакантную должность должен удовлетворять требованиям текущего состояния
команды.
Системное управление архивом
(архивно-информационной службой) коммерческих организаций требует от них / для
них компетентной команды, которая была бы уравновешена и по функциям управления, и по стилю руководства, что необходимо для выполнения архивом целей, определенных государством,
и задач, выдвигаемых современными реалиями по сохранению архивной,
ретроспективной информации, использованию корпоративного наследия.
1. Об архивном деле в Российской Федерации : федерал. закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 11.06.2022 г.). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant.ru/12137300/ (дата обращения: 03.08.2022).
2. Дрогобыцкий И. Н. Актуальные вопросы организационного управления. / Управление развитием крупномасштабных систем mlsd’2015, Москва, 29 сентября – 01 октября 2015 года / Общая редакция: С.Н. Васильев, А.Д. Цвиркун. — Москва: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2015. – 356-367 c.
3. Адизес И. К. Стили менеджмента – эффективные и неэффективные. / пер. с англ. — Москва : Альпина бизнес букс, 2009. – 197 c.
4. Соловьева Т. В. Проблемы эффективного менеджмента архива организации // Документ. Архив. История. Современность. – 2009. – № 10. – c. 221-227.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление. / Пер. Б.В. Бабина-Кореня. — М.: ЦИТ, 1923. – 127 c.
6. Адизес И. К. Идеальный руководитель : почему им нельзя стать и что из этого следует. / пер. с англ. [Т. Гутман]. – 5-е изд. — Москва : Альпина Паблишерз, 2012. – 262 c.
7. Адизес И. К. Управляя изменениями. / пер. с англ. В. Кузин. — Москва [и др.] : Питер, 2008. – 221 c.
8. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. / пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. — Москва [и др.]: Питер, 2012. – 383 c.
9. Дрогобыцкий И. Н. Парадигма организационного менеджмента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2012. – № 1(8). – c. 43-57.
10. Дрогобыцкий И. Н. К вопросу о сбалансированности управленческих команд хозяйствующих субъектов // Экономическая наука современной России. – 2022. – № 2(97). – c. 7-22.
11. Альбрехт Б. В. Архивы коммерческих организаций. — Москва : МЦФЭР, 2005. – 192 c.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики.
2. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
(в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 435-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.
5. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 18.06.2017 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Тарасова М.В.,
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
отдела экономического и технологического обеспечения
архивного дела ВНИИ ДАД, г. Москва
Статья посвящена проблемам организации управления в государственных (муниципальных) архивах. Представлены основные результаты анализа проведения управленческих работ в архивах, выполненного в рамках подготовки отчёта о НИР «Организация работы государственного (муниципального) архива (планирование, отчётность, нормирование и организация труда, организация работы совещательных органов). Методические рекомендации».
Архивная сфера нашей страны насчитывает более 2,5 тыс. государственных и муниципальных учреждений. Это некоммерческие организации, занятые обеспечением сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, его регулярным пополнением, обеспечением возможности ознакомления с архивными документами в читальных залах и в сети Интернет, составлением справок и выписок для представления по месту требования и удовлетворением других культурных, образовательных и социальных запросов государства и общества, связанных с использованием архивных документов.
Современное государственное устройство делает необходимым разграничение предметов ведения и полномочий на три уровня. Федеральный уровень представляет Федеральное архивное агентство (Росархив), 15 подведомственных ему федеральных архивов, а также Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИ ДАД). В каждом субъекте Российской Федерации действуют орган государственного управления архивным делом (может именоваться архивным управлением, или администрацией по делам архивов, или каким-либо другим похожим наименованием) и подчинённые ему государственные архивы субъекта Российской Федерации (от одного до шести архивов в каждом субъекте). Муниципальный уровень представляют архивные отделы органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а также муниципальные архивы, учреждённые органами местного самоуправления.
За основу исследования специфики управления архивами взята наиболее распространённая типология функций управления (по М. Мескону): планирование, организация, мотивация и контроль. При этом я понимаю, что в общей теории управления функции управления являются одним из самых дискуссионных вопросов научных исследований: разработаны и продолжают разрабатываться типологии и классификации управленческого труда.
Планирование – формирование системы качественных и количественных показателей, в которых определены тенденции, темпы и пропорции развития объекта управления как в плановый период, так и на перспективу.
Общая миссия архивов – сохранение и организация использования ценных документов. Конкретизировать миссию на определённый период позволяет разработка стратегических целей или ориентиров.
Стратегическая цель – желаемое состояние, в котором объект управления (или совокупность архивных учреждений, или отдельный архив) укреплён в хозяйственном отношении и (или) повышена его социальная значимость. Стратегические цели формулируются по результатам исследования условий работы и возможностей архивов.
На условия работы влияют следующие взаимосвязанные факторы:
1) действующее законодательство;
2) политическая конъюнктура;
3) текущее состояние социально-экономического развития;
4) уровень технологического развития;
5) актуальные запросы пользователей архивной информации;
6) ситуация с закупками, а также на рынке труда;
7) деятельность других архивов.
Федеральные архивные учреждения испытывают зависимость от факторов 1–6.
Фактор 7 влияет слабее, но не ничтожно. Государственные архивные учреждения субъектов Российской Федерации испытывают зависимость от всех перечисленных факторов.
Муниципальные архивы зависимы от факторов 1, 5, 6, 7. Остальные оказывают более слабое влияние, но не ничтожны.
Возможности (ресурсы) архивов анализируются с помощью системного подхода, то есть оценивается состояние их организационной, информационной, материально-технической и финансово-экономической систем. Общее развитие архивного дела представляется в концепциях и программах. Сейчас ожидает утверждения Концепция развития архивного дела в Российской Федерации до 2020 года [1]. В ней приведены основные итоги прошедшего этапа развития архивного дела, среднесрочные перспективы и риски, актуальные принципы, цели и задачи развития, а также основные направления и механизмы реализации новой Концепции.
На основе Концепции развития архивного дела составляются Основные направления развития архивного дела [2] сроком на год, что позволяет отслеживать последовательность в приближении к стратегическим целям или их достижение.
Дальнейшая детализация целей закрепляется в работах (тактических задачах), описываемых в планах работы архивов на год. Орган управления архивным делом ежегодно направляет подчинённым архивам информационно-методическое письмо «О планировании работы» [3], в котором каждая стратегическая цель разложена на работы. Архив включает данные работы в свой план, выполняет их в течение года и, таким образом, содействует достижению стратегических целей, целенаправленному развитию архивной сферы.
Подлежащие выполнению показатели объёма и качества оказания услуг, выполнения работ содержатся в государственном (муниципальном) задании (если оно предусмотрено), а также в приказах органа управления архивным делом по различным вопросам ведения архивной работы и хозяйственной деятельности.
Составление планово-отчётных документов осуществляется в соответствии с приказом Росархива от 12 октября 2006 г. № 59 «Об утверждении и введении в действие статистической формы планово-отчётной документации архивных учреждений «Показатели основных направлений и результатов деятельности на (за) 20… год». Некоторые органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации разрабатывают специальные методические пособия по составлению планово-отчётной документации.
Основные методы планирования в архивах:
— индикативный – ориентация на программные документы и прогнозы;
— программно-целевой – структурирование поставленной цели (задачи) до комплекса характеристик и показателей, описывающих желаемое состояние объекта управления в будущем;
— статистический – составление плановых документов с ориентацией на достигнутые за прошедший период результаты;
— нормативный – применение норм использования рабочего времени архивных работников.
Перечисленные методы планирования применяются в комплексе.
Основные этапы планирования:
1) формирование системы показателей работы архива;
2) формирование системы планов;
3) оформление плановой документации.
Количественные показатели в системе архивной плановой документации имеют натуральное выражение (единицы хранения, листы, число пользователей, количество запросов и тому подобное).
Организация – обеспечение достижения целей и выполнения планов.
Выполняются работы:
1) по организационному проектированию – формированию и развитию организационной структуры архива;
2) по координации – управлению нагрузкой на структурные единицы для выполнения работ (поставленных задач).
Применяемые методы построения организационных структур:
— функционально-технологический метод – проектирование организационной структуры на основе анализа технологии выполнения работ;
— системно-целевой метод – проектирование организационной структуры на основе поставленных целей и задач развития архива;
— метод аналогий – реализация такого решения по организационной структуре, которое хорошо зарекомендовало себя в других архивах.
Каждый архив проектирует организационную структуру исходя из объёма и состава находящихся в архиве документов, кадровых, финансовых, материально-технических условий работы, а также поставленных органом управления архивным делом задач.
Возможен учёт опыта организации отдельного функционально-технологического блока или опыта проектирования коммуникаций между структурными единицами.
Все архивы используют иерархический тип организации. С точки зрения коммуникаций в архивах сложились линейно-функциональные и линейно-штабные структуры. Хотя для казённых и бюджетных учреждений законодательством предусмотрено единоличное управление и лишь автономные учреждения должны помимо руководителя иметь ещё наблюдательный совет, на практике все типы архивных учреждений используют возможности коллегиального управления.
Для улучшения взаимодействия архивы поддерживают деятельность так называемых дирекций. Дирекция – это коллегиальный информирующий орган, предназначенный для осуществления контактов между руководителями структурных подразделений в архиве. На совещаниях представляется информация о сложившихся обстоятельствах, о состоявшихся или планируемых решениях. Цель контактов – выработать единую линию выполнения решения.
На базе органов управления архивным делом функционируют коллегиальные совещательные органы: экспертно-проверочные комиссии, комиссии по рассекречиванию, комиссии по проверке наличия и списания дел, пути розыска которых исчерпаны, и иные. Они предназначены для исследования какой-либо отраслевой проблемы и разработки экспертного решения. Работа может быть организована двумя способами: совещательный орган или сам проводит исследования и принимает решение, или использует при подготовке решения экспертные заключения (результаты исследования проблемы специалистов со стороны или занимающих исполнительские должности).
Цель – решить проблему, требующую синтеза суждений специалистов разного профиля.
Координационные органы, создаваемые также на базе органов управления архивным делом, предназначены для помощи архивным руководителям в разработке и обеспечении реализации особо важных решений. Это коллегии, общественные советы, научные советы, попечительские советы.
Мотивация – побуждение работников к эффективной деятельности.
Пока в архивном деле все проблемы с привлечением и удерживанием работников, а также с недостаточной производительностью их труда связывают с низкой заработной платой. И во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, утвердившего Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, от руководителей всех уровней требуют решить вопрос повышения оплаты труда. К примеру, в федеральных архивах, расположенных в Москве, оплата труда составляет от 42,0 тыс. руб. до 51,0 тыс. руб. в месяц, или от 71 до 85,6% по сравнению с уровнем средней заработной платы в столице. В федеральных архивах, находящихся в иных субъектах Российской Федерации (Санкт-Петербург, Самара, Владивосток, Ялуторовск), она превысила средний региональный уровень и составила от 26,4 тыс. руб. до 44,4 тыс. руб. в месяц. При этом укомплектованность федеральных архивов кадрами всего 73% [4].
Контроль – процесс отслеживания достижения целей и выполнения задач заранее определёнными методами.
Цели, задачи, показатели представляются в плановой документации, методы – в нормативной (правилах, регламентах, стандартах, инструкциях и других документах, среди которых важнейшими считаются Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук [5]), фактические показатели – в отчётах.
Проведение контроля предполагает три этапа: подготовительный, текущий, заключительный. Подготовительный этап контроля – разработка (или проверка на актуальность действующих) правил и стандартов, на основании которых должно осуществляться достижение плановых показателей. Каждый уровень управления проводит данный этап в соответствии со своими полномочиями. Текущий контроль – своевременное выявление непосредственным руководителем отклонений от планов, графиков и оперативное исправление ситуации. Заключительный контроль – сверка фактически достигнутых показателей с плановыми и (или) нормативными и анализ причин отклонений.
Результаты предварительного контроля дают информацию для уменьшения рисков невыполнения или некачественного выполнения планов. Результаты текущего контроля создают возможности для координации деятельности по выполнению планов работы. Результаты заключительного контроля позволяют получить оценку выполнения управленческих решений.
Контроль и составление планово-отчётной документации надо считать одним из проблемных участков управления архивами. Не повсеместно во всех архивах, но бывает, что составление документации имеет место само по себе, а не является частью управленческой работы: есть отчёты архивов о работе за год, в которых абсолютно все фактические количественные значения показателей стопроцентно соответствуют плановым.
Встречаются отчёты, в которых фактические количественные значения показателей превышают плановые на 200–400%, что также свидетельствует о формальном подходе к заполнению планово-отчётных форм. Его применение может повлечь за собой неправильный расчёт требующихся архиву финансов, закупок, а также кадровые перегрузки при выполнении работы сверх плана.
Кроме того, в ходе исследования не удалось найти планово-отчётный документ о работе архива на (или за) год, в котором были бы исчерпывающе проанализированы все направления деятельности. Если основная деятельность (хранение архивных документов, их учёт, комплектование архива новыми документами, организация использования архивных документов) хотя бы в основных чертах описана, то вспомогательную деятельность (управление персоналом, хозяйственное обеспечение и другие) составители могут игнорировать. Безусловно, вспомогательная деятельность меньше нуждается в планировании, чем основная. Но какие-то ориентиры у исполнителей, занимающихся ею, должны быть.
Для выполнения всех функций управления нужна информация – любые данные, независимо от источника и формы представления. Формализованные информационные системы изначально были неавтоматизированными и представляли собой упорядоченную документацию, с которой работали специалисты, ответственные за вычислительно-аналитическую обработку документной информации и разработку проектов управленческих решений. Сейчас информационные системы надо рассматривать как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств [6]. Уже подготовлена Концепция информатизации (автоматизации) государственного архива, в которой декларировано «поэтапное полномасштабное автоматизированное управление архивом» [7].
Литература
1. Проект концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: archives.ru/otkrytoe-pravitelstvo/koncepts-project.shtml
2. Основные направления развития архивного дела [Электронный ресурс]. URL:archives.ru/reporting/basic-directions.shtml
3. Информационные письма Федерального архивного агентства [Электронный ресурс]. URL: archives.ru/documents/letters.shtml
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федерального архивного агентства в 2014 году и на период до 2017 года, рассмотренный на заседании коллегии Росархива 04.03.2015 [Электронный ресурс]. URL: archives.ru/reporting/reports.shtml
5. Правила организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (утверждены приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федераций от 18.01.2007 № 19, зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2007, регистрационный № 9059; с изменениями (утверждены приказом Министерства культуры Российской Федераций от 16.02.2009 № 68, зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2009, регистрационный № 13893)) [Электронный ресурс]. URL: rusarchives.ru/lows/pohkuidaf.shtml
6. Статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
7. Концепция информатизации (автоматизации) государственного архива [Электронный ресурс]. URL: archives.ru/sites/default/files/2014-koncepciya-informatizationgosarchive.pdf