Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Значение органов управления здравоохранением и его уровни
Определение 1
Система органов управления здравоохранением — это система органов государственного и муниципального управления, ответственных за вопросы медицинского обслуживания населения.
В структуре управления здравоохранением можно выделить три уровня, соответствующих уровням организации системы здравоохранения:
- во-первых, уровень государственного управления здравоохранением;
- во-вторых, уровень регионального управления здравоохранением;
- в-третьих, уровень местного управления здравоохранением.
В настоящий момент система здравоохранения в России не характеризуется полноценной единой политикой, но стремится к ней. Основной проблемой функционирования сферы здравоохранения является низкий уровень финансирования, составляющий от 3 до 4% валового национального продукта.
Роль Министерства здравоохранения в управлении системой здравоохранения
Центральным органом управления здравоохранением является Министерство здравоохранения, которое находится в городе Москве.
Министерство здравоохранения выступает в качестве федерального органа исполнительного характера, призванного осуществлять и вырабатывать государственную политику и правовое регулирование сферы здравоохранения, медицинского страхования, обращения лекарств и прочего.
Министерство здравоохранения регулирует не только сферу оказания медицинских услуг, но и деятельность в области фармацевтики, обращения лекарств, контроля качества, безопасности и эффективности лекарств, обращения медицинских изделий, курортного дела, санитарно- эпидемиологической обстановки и прочего.
Министерство здравоохранения признано осуществлять следующие функции:
- разрабатывать основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья населения;
- осуществлять мониторинг, аналитическую обработку и оценку состояния здоровья российских граждан;
- разрабатывать и реализовывать целевые программы в сфере здравоохранения;
- осуществлять координацию мероприятий по подготовке медицинских работников;
- осуществлять стандартизацию и сертификацию услуг в сфере здравоохранения.
«Система органов управления здравоохранением» 👇
Региональный уровень управления здравоохранением
На региональном уровне функция управления здравоохранением возлагается на департамент здравоохранения, который призван осуществлять следующие функции:
- во-первых, осуществление разработки и реализации региональных программ в сфере здравоохранения совместно с иными органами государственного федерального и регионального управления;
- во-вторых, организация медицинской профилактики, помощи и экспертизы;
- в-третьих, организация охраны материнства, семьи и детства;
- в-четвертых, осуществление подготовки и повышения квалификации медицинского персонала;
- в-пятых, организация охраны труда и обеспечения социальных гарантий медицинскому персоналу;
- в-шестых, обеспечение организации медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.
Региональные органы управления здравоохранением осуществляют работу в рамках соглашений между региональной администрацией, Министерством здравоохранения и государственным Фондом обязательного медицинского страхования, разграничивающих их обязанности и полномочия, а также в рамках территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи и так далее.
Особенности управления здравоохранением на муниципальном уровне
Управление здравоохранением на муниципальном уровне занимаются Горздравотделы.
Функции Горздравотдела в сфере управления здравоохранением включает в себя осуществление следующих действий:
- проведение анализа состояния здоровья граждан и оказания медицинской помощи;
- установление приоритетных направлений развития сферы здравоохранения;
- организация функционирования и координации действий в сфере здравоохранения;
- осуществление разработки и реализации муниципальных программ в сфере здравоохранения;
- осуществление регулирования политики финансового управления лечебно-профилактическими учреждениями;
- осуществление работы по обращениям граждан по вопросам здравоохранения;
- организация профилактики, экспертизы и экстренной медицинской помощи;
- осуществление контроля за качеством оказания медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями;
- осуществление охраны труда работников в лечебно-профилактических учреждений на территории муниципального образования и так далее.
Принципы функционирования органов управления здравоохранением
Органы управления системой здравоохранения функционируют в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность основных правил и требований законодательства в отношении организации процесса управления здравоохранением.
К числу этих принципов относятся:
- во-первых, целенаправленность, подразумевающая наличие цели управления системой здравоохранения;
- во-вторых, правовая защищенность, подразумевающая соблюдение требований законодательства при разработке и осуществлении реализации управленческого решения в сфере здравоохранения;
- в-третьих, непрерывность оптимизации системы управления здравоохранением, подразумевающая осуществление постоянного совершенствования структуры органов государственного и муниципального управления здравоохранением;
- в-четвертых, достаточность централизации и децентрализации управления здравоохранением. Децентрализация и централизация власти выступает в качестве двух взаимно противоположных процессов управления здравоохранением, предполагающих наличие единой политики здравоохранения при делегировании ряда полномочий управления здравоохранением на места;
- в-пятых, единоначалие, подразумевающее реализацию единого подхода к управлению системой здравоохранения на территории всей страны;
- в-шестых, делегирование полномочий, подразумевающее передачу части функций по управлению системой здравоохранения региональным и местным органам власти.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
75.Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края). (2-в-1)
Система
управления здравоохранением в РФ:
-
высший
орган, определяющий основное направление
политики и утверждающий законы и бюджет
относительно здравоохранения (президент,
руководящий реализацией) -
правительство,
осуществляющее федерально-государственную
компетенцию и финансирование программ -
Министерство
Здравоохранения РФ
Структура
министерства:
—
министр здравоохранения
—
зам министра (5 человек), 2 их них не
являются врачами
—
аппарат министерства (помощники, совет
секретаря)
—
центральный аппарат (департамент)
Департаменты:
-
организация
экстренной мед помощи и экспертной
деятельности -
организация
мед помощи и санаторно-курортного дела -
организация
мед помощи детям и женщинам при
родовспоможении -
охрана
сан-эпид благополучия человека -
мониторинг
и анализ и планирование стратегического
развития здравоохранения -
инновационное
развитие и научное проектирование -
лекарственное
обеспечение и регулярное обращение
мед изделий -
гос
регуляция обращения ЛС -
международное
сотрудничество и связи с общественностью -
правовой
-
финансово-экономический
-
учетной
политики и контроля -
инфраструктуры
развития и гос частного партнерства -
управление
делами и кадрами
В
ведомстве министерства находится ряд
служб и агентств, физ служба по надзору
в сфере защиты прав потребителя и
благополучия человека (Роспотреб
надзор), федеральная служба по надзору
в сфере здравоохранения и соц развития
(Росздрав), федеральное медико-биологическое
агентство (ФМБА), федеральный фонд
обязательного медицинского страхования.
Комиссия
минздрава РФ:
-
министр
-
зам
министра -
руководитель
департаментами -
ряд
ведущих специалистов
В
расширенных комиссиях — руководители
здравоохранения субъектов.
Субъект
РФ (областное министерство, департамент,
комитет по здравоохранению) —-
муниципальный уровень —- уровень района
(главврач ЦРБ).
Вопросами
управления здравоохранением занимаются
как ор-ганы исполнительной, так и
законодательной власти. В Совете
Федерации действует Комитет по науке,
культуре, образованию, здравоохранению
и экологии, в Государственной Думе –
Комитет по охране здоровья. Высшие
органы законодательной власти определяют
основные направления государственной
политики, принимают законы, утверждают
федеральные программы по вопросам
охраны здоровья населения, расходы на
здравоохранение в рамках консолидированного
бюджета РФ.
Министерство
здравоохранения и социального развития
РФ (МЗиСР) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому
регулированию в сфере охраны здоровья
граждан, а именно:
-
демографической
политики; -
санитарно-эпидемиологического
благополучия; -
организации
медицинской профилактики, в том числе
инфекционных заболеваний и СПИД;
-
медицинской
помощи, медицинской реабилитации,
курортного дела; -
фармацевтической
деятельности, качества, эффективности
и безопасности лекарственных средств; -
медико-санитарного
обеспечения работников отдельных
от-раслей экономики с особо опасными
условиями труда; -
социальной
защиты населения, в том числе семьи,
женщин и детей; -
разработки
и реализации современных медицинских
технологий, новых методов диагностики
и организации оказания медицинской
помощи (в том числе высокотехнологичной); -
организации
судебно-медицинских и судебно-психиатрических
экспертиз, проведения медико-социальной
экспертизы; -
профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения
квалификации медицинских, фармацевтических
и санитарно-эпидемиологических
работников и др.
МЗиСР
РФ возглавляет министр, назначаемый на
должность Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Министр
несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на министерство
полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере
деятельности. Министр имеет заместителей,
назначаемых на должность Правительством
РФ.
Министерство
осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека, Феде-ральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития, Федеральной службы по труду
и занятости, Федерального медико-биологического
агентства, а также координацию
деятельно-сти Федерального фонда
обязательного медицинского страхования,
Пенсионного фонда РФ, Фонда социального
страхования РФ.
Управление
здравоохранением осуществляется как
на федеральном уровне, так и на уровне
субъектов РФ. Непосредственное руководство
здравоохранением в субъектах РФ
осуществляют органы исполнительной
власти субъектов РФ в области
здравоохранения.
В
муниципальных образованиях функцию
руководства здраво-охранением исполняют
органы местного самоуправления,
уполномоченные на осуществление
управления в сфере здравоохранения
(городские и районные комитеты (отделы)
здравоохранения).
Органы
управления здравоохранением субъектов
РФ имеют двойное подчинение: с одной
стороны – органам исполнительной власти
субъектов РФ, с другой – Министерству
здравоохранения и социального развития
РФ.
Особая
роль в управлении здравоохранением на
местах отводится муниципальным органам
управления. Муниципальные органы
управления здравоохранением несут
ответственность за санитарно-гигиеническое
просвещение населения, обеспечение
доступности населению бесплатной
медико-социальной помощи в рамках
Про-граммы госгарантий, развитие
муниципальной системы здравоохранения
на подведомственной территории, создание
условий для развития и доступности
лекарственного обеспечения граждан.
Кроме того, муниципальные органы
управления здравоохранением
осуществляют организацию первичной
медико-санитарной помощи, скорой
медицинской помощи (за исключением
санитарно-авиационной), медицинской
помощи женщинам в период беременности,
во время и после родов, в том числе
формирование муниципального задания
по оказанию этой помощи в медицинских
организациях.
Важную
роль в демократизации управления
здравоохранением страны выполняет
Общественная палата, которая призвана
обеспечить согласование общественно
значимых интересов граждан РФ, общественных
объединений, органов государственной
власти и органов местного самоуправления
для решения наиболее важных вопросов
жизни страны, в том числе и касающихся
охраны здоровья населения. В составе
Общественной палаты действуют Комиссия
по вопросам здравоохранения и Комиссия
по формированию здорового образа жизни.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Лекция №
2
Основы менеджмента
План:
1.
Основные категории
менеджмента.
2.
Генеральный и функциональный
менеджмент.
3.
Субъект и объекты
управления.
4.
Операции функционального
менеджмента.
5.
Уровни
управления в лечебно-профилактическом учреждении.
6.
Цели и задачи различных
уровней управления.
7.
Принципы управления.
8.
Методы управления.
9.
Функции управления по
А.Файолю.
10.
Понятие об управленческом
цикле.
Основные категории
менеджмента
К
основным категориям менеджмента относятся:
1.
субъекты и объекты;
2.
функции;
3.
принципы;
4.
методы;
5.
виды.
Различают:
Генеральный
менеджмент –
управление лечебно-профилактическим учреждением в целом.
Функциональный
менеджмент –
управление определёнными сферами деятельности учреждения и его подразделениями:
·
Техническими операциями
— диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.
·
Коммерческими
— для медицинских учреждений — это продажа отдельных видов медицинских услуг.
·
Финансовыми операциями
— привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
·
Страховыми
— страхование и охрана
имущества и лиц.
·
Учетными
— учет, статистика и др.
·
Административными
— планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Субъекты и объекты
управления
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного
выполнения какой-либо деятельности, т.е. формируется система.
В системе
здравоохранения в управленческой деятельности имеются:
Ø
Субъект управления
– тот, кто управляет
(руководители);
Ø
Объект управления
– те, кем или чем управляют (трудовые, финансовые, материальные, информационные
ресурсы).
Субъект управления
в ЛПУ имеет 3 уровня
·
Стратегический
(главный врач)
Задачи на стратегическом
уровне:
—
разработка новых целей с учётом возможности ЛПУ;
—
обеспечение достижения поставленных целей в запланированных объемах и в
определённый срок;
—
совершенствование деятельности ЛПУ.
·
Тактический
(заместители главного врача, главная мед.сестра)
Задачи на тактическом
уровне:
—
оптимальное распределение ресурсов;
—
определяют цели и методы организации для подразделений;
—
контроль достижения результатов.
·
Оперативный
(заведующие отделений,
старшие медицинские сёстра)
Задачи на оперативном
уровне:
—
оптимальное использование имеющихся ресурсов;
—
обеспечение эффективного выполнения производственных процессов в подразделениях;
—
контроль.
Объекты управления:
·
трудовые ресурсы
(работники);
·
производственные процессы
(управление качеством медицинской помощи, услуг);
·
материальные ресурсы;
·
финансовые ресурсы;
·
информационные ресурсы
Принципы управления.
Существует 3 группы принципов управления
Организационные принципы
управления —
направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и
всего коллектива.
К ним
относятся:
·
власть (возможность влиять
на поведение других);
·
ответственность;
·
единоначалие (работник
получает задания и отвечает за их исполнения перед одним начальником;
·
единство руководства;
·
централизация;
·
линейное управление;
·
порядок; стабильность;
·
дисциплина.
Принципы управления
развития —
направлены на оптимизацию взаимоотношений всех работников учреждения
К ним относятся:
·
справедливость;
·
подчинение индивидуальных
интересов общим;
·
кооперативный дух;
·
постоянство персонала др.
Принципы управления
образа учреждения —
направлены
на повышение имиджа, авторитета, представительства учреждения (обусловлены
конкуренцией, направлены на привлечение
клиентов-пациентов).
К ним
относятся:
·
технические возможности ЛПУ;
·
профессионализм
специалистов;
·
эстетическое оформление и
комфортность для пациентов и сотрудников и др.
Методы управления
Основу
управленческой деятельности составляют методы воздействия субъектов
(управляющих) на объекты управления.
Главная цель методов
– комплексное воздействие на работника, в результате чего он стремится лучше
выполнять свои производственные задачи.
1.
Организационно-распорядительные (административные)
– через устав, договор, контракты,
совокупность приказов, распоряжений,
правил внутреннего трудового распорядка для
ЛПУ,
2.
Правовые
–
через соблюдение законов РФ
и области,
3.
Экономические
– через планирование и прогнозирование, рациональное использование материальных
и денежных средств. Стимулирование высокого качества работы сотрудников,
стимулирующие надбавки, премирование.
4.
Социально-психологические
– совокупность
способов воздействия на коллективное и индивидуальное сознание, с целью
повышения эффективности деятельности.
К
социально-психологическим способам относятся:
·
использования
демократического стиля управления,
·
создание благоприятного
микроклимата в коллективе,
·
использование различных
мотиваций
(мотивация
– это совокупность
внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению
личных целей и целей организации).
Большой
вклад в разработку социально-психологических методов
управления внесла школа человеческих отношений.
Социально-психологические методы представляют собой больше искусство, чем науку.
Важны все четыре метода, но в
конкретных условиях будут меняться приоритеты.
Однако только на основе четкой организационно-распорядителной
регламентации деятельности ЛПУ, подразделений, всех работников и взаимосвязей
между ними и при использовании экономических методов,
создается база для эффективного включения социально-психологических
методов, обеспечивающих сбалансированные взаимоотношения между руководством и
работником.
Функции управления
Анри
Файоль являлся основоположником функционального менеджмента.
Выделил 5 основных функций.
1.
Планирование –
определение целей, составление планов.
2.
Организация –
создание организационных структур, постановка заданий, которые должны быть
выполнены. Распределение между подчинёнными так, чтобы обеспечить наиболее
эффективное выполнение работы. Распределение ресурсов, полномочий и
ответственности.
3.Координация
– взаимная увязка действий
людей и подразделений.
4.
Мотивация
– активизация работающих путём удовлетворения их потребностей.
5.
Контроль
–
сопоставление результатов с планами, оценка и внесение корректив.
В отечественной теории
управления (Зайцева О.А. 2000
г.) различают функции основные и конкретные.
Основные (общие)
функции управления являются общими для всех ступеней управления и выполняются в
каждом подразделении на каждом уровне управления.
К ним
относятся:
·
целеполагание
– как вид деятельности, связанный с постановкой цели развития объекта и
программы её достижения (планирование);
·
организация
– обеспечение достижения
цели;
·
регулирование
– такой вид деятельности,
который направлен на предотвращение или исправления сбоев в процессе развития по
отношению к цели;
·
активация
– деятельность по
стимулированию достижения цели в процессе развития:
·
контроль
– деятельность по
соотнесению состояния объекта с целью воздействия.
Конкретные функции
управления –
функции связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от
особенностей объектов управления.
Процесс управления
Полный
цикл управленческой деятельности состоит из анализа, прогнозирования, принятия
управленческого решения, планирования, организации, координации, контроля,
мотивации.
Управленческое решение
это один из важнейших элементов
процесса управления, является директивным актом т.е. обязательным для
исполнения.
Медицинские работники в течение
рабочего дня сталкиваются с множеством различных ситуаций, для которых
у них нет готовых решений. Одни из них незначительны и могут быть решены
без посторонней помощи, другие сложные и требуют тщательного рассмотрения.
Существует два основных способа принятия решения:
—
индивидуальное;
—
коллективное.
На
эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых:
1.
компетентность,
2.
информационное обеспечение,
3.
взвешенность решения,
4.
своевременность акта
управления.
В
зависимости от значимости цели управленческого решения они
делятся
на:
Стратегические решения –
это наиболее важные решения, связанные с существенными преобразованиями
(программа повышения качества оказания медицинской помощи населению). Рассчитаны
на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.
Тактические решения –
обеспечивают
реализацию стратегических задач. Руководители
II
уровня расписывают действия по решению проблем связанных с предложенной
стратегией. По времени не превышают 1 года.
Оперативные решения –
связаны с
осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на 1 месяц.
Принятие
управленческого решения это сложный и систематизированный процесс, состоящий из
3 этапов:
Первый этап
– определение проблемы:
·
сбор информации;
·
изучение обстановки;
·
анализ сложившейся ситуации.
Второй этап
– принятие управленческого решения:
·
рассмотрение альтернативных
вариантов решения;
·
сопоставление вариантов и
имеющимися ресурсами;
·
разработка и составление
плана выполнения решения.
Требование к управленческому решению
оно
должно быть:
Ø
актуальным (это ответ на
потребности);
Ø
обоснованным (учитывать всю
совокупность факторов и условий);
Ø
иметь ясную целевую
направленность (расписать конкретные действия);
Ø
адресным (указать
ответственных и исполнителей);
Ø
не противоречивым
(согласовать с ранее принятыми и соответствовать нормативно-правовым
документом);
Третий этап –
выполнение решения:
·
доведения решений до
конкретных исполнителей;
·
разработка мер поощрений и
наказаний;
·
контроль за выполнением
решений.
Контроль по времени
может быть:
1.
предварительным
для предупреждения неверных или необоснованных решений;
2.
текущим
непосредственно в процессе работы, с целью своевременного выявления отклонений
препятствующих исполнению задания
подчинёнными в полном объеме.;
3.
заключительным
(после завершения работ) даёт информацию, необходимую для планирования, если
аналогичные работы предполагается проводить в будущем, способствует мотивации.
Контроль подразумевает выполнение
четырёх этапов:
—
установления желаемого результата исполнения;
—
изучение фактических результатов;
— оценка
и сравнение полученных результатов с запланированными;
— выработка
корректирующих воздействий.
Только
знание принципов, методов, функций управления позволит правильно организовать
процесс управления и сделать управление эффективным.