Содержание
- 1 История возведения собора
- 2 Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
- 3 Архитектурные стили и внешнее оформление
- 4 Под сенью Успенского собора
- 4.1 Знаменитые росписи
- 4.2 Иконостас
- 5 Место важнейших государственных событий
- 6 Святыни Успенского собора
- 7 Видео: история в красках
Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.
История возведения собора
В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.
Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.
Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.
У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.
Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.
Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.
Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.
Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.
Архитектурные стили и внешнее оформление
В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».
Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.
Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
Место важнейших государственных событий
Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.
Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.
В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.
В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.
Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.
С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.
У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.
Святыни Успенского собора
В Успенском соборе хранятся великие святыни России:
- риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
- подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
- частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
- камень от гроба Богоматери;
- десница апостола Андрея первозванного;
- чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
- святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
- Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».
Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.
Видео: история в красках
Загрузка…
У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.
Успе́нский собо́р — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Кафедральный патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы |
||
---|---|---|
Успенский собор Московского Кремля | ||
Успенский собор, вид с юго-востока, 2009 год |
||
Страна | Россия | |
Город | Москва | |
Адрес | Кремль, Соборная площадь | |
Ближайшая станция метро |
Александровский сад Библиотека имени Ленина |
|
Конфессия | православие | |
Патриархат | Московский | |
Епархия | Московская городская | |
Благочиние | Центральное | |
Освящён | 12 августа 1479 | |
Придел(ы) |
|
|
Престольный праздник |
|
|
Реликвии | мощи святителей Петра, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Филиппа I, Геронтия, Макария, Филиппа II, Иова, Гермогена, копия посоха святителя Петра, Корсунский крест, Влахернская икона Божией Матери, список Петровской иконы Божией Матери | |
Основание | 4 августа 1326 | |
Основатель | великий князь Иван I Данилович Калита | |
Первое упоминание | 1326 год | |
Автор проекта | Аристотель Фиораванти | |
Строительство | 1475—1479 годы | |
Архитектурный стиль | Московская школа | |
Основные даты | ||
|
||
Имущество передано | Музеям Московского Кремля | |
Состояние |
|
|
Статус | объект культурного наследия России федерального значения[d] | |
Сайт | assumption-cathedral.kreml.ru | |
|
||
Объект всемирного наследия | ||
Kremlin and Red Square, Moscow (Московский Кремль и Красная Площадь) |
||
Ссылка | № 545 в списке объектов всемирного наследия (en) | |
Критерии | (i), (ii), (iv), (vi) | |
Регион | Европа и Северная Америка | |
Включение | 1990 (14-я сессия) | |
Медиафайлы на Викискладе |
Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы[1][2], а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле[3]. Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия[4].
ИсторияПравить
Заложение Успенского собора и перенесение мощей святителя Петра Иоанном III (рис. 1897 года)
СтроительствоПравить
Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года[5]. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы[2][6]. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора[7][8][9][10]. В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии[11].
Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. При Иване III в 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог[12][9][13].
Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:
…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися[14].
Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки[12][15]. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. По его проекту собор возвели из тёсаных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием[16][17]. В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики[18]. Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик[19].
XVI—XIX векаПравить
Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра
Вид с южной стороны, 1883 год
Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия»[20][21][нет в источнике].
В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий[22].
В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов[23]. Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур[24]. В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми[25]. Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253[4]. В 1682 году в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. В 1683 году были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа[21].
Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году[26]. В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами[27]. В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года[28].
Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским)[29][30][31].
В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович[32]. К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками[33][26].
XX векПравить
По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой[34][26][35].
15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина)[36].
Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила[36]. В акте осмотра сообщалось:
Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах <…> в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи <…> эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы[31].
22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая»[4]. Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы»[37].
В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею[29].
Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом»[38]. Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей[39], а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР[25]. В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел[40].
В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни[31][41]. В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах[42][43][44]. В 2020-е годы при реставрации в течение нескольких лет были найдены новые фрески[45][46].
АрхитектураПравить
Создан средневековым итальянским мастером, но образцом сооружения являлся Успенский собор во Владимире (XII век). Поэтому в архитектуре заметны и признаки древнерусского крестово-купольного храма (пятиглавие, позакомарное покрытие, арактурно-колончатый пояс), и особенности структуры и построения фасада, свойственные ренессансному зодчеству. Внешний вид храма впоследствии стал примером при возведении городских и монастырских кафедральных соборов (например, Успенского собора Троице-Сергиевой лавры)[3].
Внешний видПравить
Северный пристенный иконостас, 2005 год
Белокаменный пятиапсидный пятиглавый собор разделён на двенадцать одинаковых по величине квадратов, перекрытых крестовыми сводами. Четыре столпа имеют круглую форму, остальные два — крестчатую[47][48][49]. Из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы. Круглые столпы также кирпичные, но облицованы белым камнем. Фасад храма состоит из простенков-прясел, разграниченных лопатками[50]. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок. Апсиды собора невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами[51][41].
Аристотель Фиораванти, выполняя задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, впервые в русской архитектуре применил крестовые своды толщиной в один кирпич, металлические внутристенные и проёмные связи. Благодаря возведению дополнительных арок позади иконостаса восточные компартименты собора фактически превратились в монолит, удерживающий нагрузку от барабанов. Благодаря этому появилась возможность возвести в центральной и западной частях постройки тонкие круглые столпы, создавшие ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся[52].
На южном фасаде находится образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом. Ниже размещены шесть фресок святителей — московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, и новгородских святых — епископа Никиты и архиепископа Иоанна[53]. На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Над ними представлена композиция «Собор апостолов» с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов[54]. В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. В центре изображена «Новозаветная Троица» — Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя[55].
Южный портал представлен медными двустворчатыми вратами, которые, по легенде, привёз в XII веке из Корсуни Владимир Мономах. На них золотом нанесены 20 библейских изображений. Через этот вход в помещение попадали члены царской семьи, через северный — московские святители. Западный портал использовали для торжественных шествий: при крестных ходах, коронациях[56][41].
В центре собора на фоне иерусалимской стены находятся три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов[57]. У северо-западного угла установлен каменный поминальный крест в честь митрополита Ионы, погребённого в храме[54]. Собор освещает паникадило, изготовленное в 1817 году, подвесные свечники-кандила, привезённые из Соловецкого монастыря[58]. На сводах собора помещены композиции на евангельские темы, среди которых «Введение Богоматери во храм», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и другие. На столбах изображены фигуры мучеников. Южную и северную стены украшают изображения, посвящённые Пресвятой Богородице, западную — сцена «Страшного Суда»[59][4]. На алтарной преграде собора представлены лики 26 преподобных[60].
У иконостаса расположены моленные места: для цариц, устроенное рядом с северным столбом в XVII веке, патриаршее место XV столетия, и царское, созданное для Ивана Грозного[61].
ИконостасПравить
Фрагмент главного иконостаса, 2008 год
Главный иконостас собора был создан в 1653 году, для него написали 69 икон мастера из Ярославля, Костромы и Осташкова. Он состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. В 1654-м для икон нижнего ряда были сделаны киоты мастерами из Оружейной палаты[29][62]. В праотеческом чине помещена икона святой Троицы. Праотцы нарисованы в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус состоит из 17 икон, изображающих пророки перед Богоматерью Знамением[63]. В праздничном ряду расположены образы, в которых отражены евангельские события, которые ежегодно празднуются церковью. Среди них «Рождество Богоматери», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресвятой Богородицы». В деисусном чине описано молитвенное предстояние святых на Страшном Суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель», установленная в центре[64]. В нижнем местном ряду находятся иконы «Спас Златая риза», написанная в конце XVII века изографом Кириллом Ивановым Улановым, храмовый образ Успения, «Спас Ярое око». На Царских вратах изображены Богоматерь, архангел Гавриил и четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Справа от них установлена икона «Спас на престоле», относящаяся к XI веку[65][4].
У южной стены в бронзовых иконостасах, установленных в конце XIX века, помещены иконы XVI—XVII столетий. Среди них «Митрополит Пётр с житием», предположительно, написанная, Дионисием[66][67]. В северном иконостасе находятся образы, привезённые в 1923 году из Соловецкого монастыря: «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких», «Достойно есть», «Сошествие во ад» и другие[68].
Царское местоПравить
Перед иконостасом у южной стены расположен высокий шатёр, изготовленный из орехового и липового дерева. Его установили по приказу Ивана Грозного и назвали «Царским местом». Он опирается на фигуры четырёх зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами и достигает 6,5 метра в высоту. Все элементы Монамахова трона обильно декорированы резными орнаментами: растительными, цветочными, изображениями птиц и животных. Стенки четверика украшают двенадцать деревянных барельефов. Восьмигранный купол декорирован тремя рядами кокошников и увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания. На столбиках трона вырезаны двенадцать барельефов, иллюстрирующих сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских», повествующих об истории царских регалий[69][70][71].
В 1907 году была реконструирована роспись памятника, вызолочены орнаменты и надписи[72].
-
Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона, около 1627 года
-
Роспись столпов, 2015 год
-
Шатёр для хранения священных реликвий, 1913 год
-
Рака митрополита Филиппа, 2008 год
ПриделыПравить
1-й этаж (слева направо, от северо-восточной главы до юго-восточной)[73]:
- Петропавловский придел / придел Поклонения веригам апостола Петра
- (алтарь)
- Придел Димитрия Солунского
- (лестница на 2-й этаж в ризницу и библиотеку)
2-й этаж:
- Придел Похвалы Богородицы
ИспользованиеПравить
Коронации и венчанияПравить
Коронация Ивана V и Петра I, 1682
Коронация Николая II, 1896
Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь[74]. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией[75]. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения[76][4].
В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой[77].
НекропольПравить
Схема расположения захоронений в соборе
С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена[78]. Рядом с патриаршими гробницами находится Гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра и
Гвоздь Господень[79][78][29]. С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), после перенесённые в Богоявленский собор в Елохове[78].
В стенах храма погребены:
СвятыниПравить
- Мощи святителей митрополитов Петра, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Филиппа I, Геронтия, Макария, Филиппа II, патриархов Иова и Гермогена Московских;
- Копия посоха святителя Петра;
- Влахернская икона Божией Матери;
- Два списка Владимирской иконы Божией Матери;
- Древний чтимый список Петровской иконы Божией Матери;
- Корсунский крест;
- Икона Дионисия «Митрополит Пётр в житии».
ПримечанияПравить
- ↑ Самой древней частично сохранившейся постройкой в Москве является Спасский собор Андроникова монастыря.
- ↑ 1 2 Реестр, 2010.
- ↑ 1 2 Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 14. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Успенский собор Московского кремля. Православие.ru. Дата обращения: 15 мая 2018.
- ↑ Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
- ↑ ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
- ↑ Смирнова, 2015.
- ↑ Выголов, 1988, с. 181.
- ↑ 1 2 Толстая, 2009, с. 12—17.
- ↑ Зодчество, 2003.
- ↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
- ↑ 1 2 Молева, 2003.
- ↑ Забелин, 2007, с. 115.
- ↑ Успенский собор Московского кремля. Мослента (4 января 2018). Дата обращения: 15 мая 2018.
- ↑ Выголов, 1988, с. 191—192.
- ↑ Толстая, 2009, с. 19.
- ↑ Качалова, 2003, с. 9.
- ↑ Школьник, 2010, с. 101.
- ↑ Трифон, 2008.
- ↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
- ↑ 1 2 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
- ↑ Юдаков, 2013, с. 37.
- ↑ Домшлак, 1989, с. 319.
- ↑ Толстая, 2009, с. 51.
- ↑ 1 2 Успенский собор Московского кремля. Русский город. Дата обращения: 15 мая 2018.
- ↑ 1 2 3 Исаева, 2008, с. 94—100.
- ↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
- ↑ Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии. // Президентская библиотека. Дата обращения: 28 октября 2018.
- ↑ 1 2 3 4 Владимировна, 2012, с. 12—15.
- ↑ Качалова, 2003, с. 52.
- ↑ 1 2 3 Собор старейшей Богоматери. Газета.ru (24 августа 2017). Дата обращения: 15 мая 2018.
- ↑ Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
- ↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
- ↑ Нащокина, 2005, с. 382—387.
- ↑ 1 2 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
- ↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
- ↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
- ↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
- ↑ 1 2 3 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения: 15 мая 2018.
- ↑ Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия. РИА Новости (17 мая 2017). Дата обращения: 15 мая 2018.
- ↑ Елена Гагарина: «Символы государственной власти останутся в Кремле». The Art Newspaper Russia (4 октября 2016). Дата обращения: 27 марта 2022.
- ↑ Закончена реставрация восточного фасада Успенского собора. The Art Newspaper Russia (26 декабря 2016). Дата обращения: 27 марта 2022.
- ↑ В Успенском соборе Московского Кремля нашли неизвестные фрески. The Art Newspaper Russia (6 февраля 2020). Дата обращения: 27 марта 2022.
- ↑ Недавно найденные фрески Успенского собора спрячут опять. The Art Newspaper Russia (21 июля 2021). Дата обращения: 27 марта 2022.
- ↑ Толстая, 2009, с. 43.
- ↑ Толстая, 2009, с. 78.
- ↑ Домшлак, 1989, с. 316.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
- ↑ Романюк, 2013, с. 89.
- ↑ Заграевский, 2015.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
- ↑ 1 2 Толстая, 2009, с. 36.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
- ↑ Толстая, 2009, с. 118.
- ↑ Толстая, 2009, с. 202.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
- ↑ Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
- ↑ Романюк, 2013, с. 94.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
- ↑ Толстая, 2009, с. 95—96.
- ↑ Толстая, 2009, с. 101.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
- ↑ Романюк, 2013, с. 92.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
- ↑ Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
- ↑ Соколова, 2006, с. 24—25.
- ↑ Мономахов трон, 2001, с. 27.
- ↑ Мономахов трон, 2001, с. 11.
- ↑ План Успенского собора. museums.artyx.ru. Дата обращения: 27 марта 2022.
- ↑ Толстая, 2009, с. 83.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
- ↑ Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
- ↑ Толстая, 2009, с. 87.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
- ↑ Толстая, 2009, с. 192.
ЛитератураПравить
- Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
- Владимировна Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
- Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
- Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
- Заграевский С. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008.
- Заграевский С. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
- Заграевский С. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2015.
- Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
- Исаева О. Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100.
- Молева Н. Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6.
- Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
- Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
- Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2015.
- Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с.
- Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с.
- Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
- Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
- Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
- Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1.
- Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.
- Тематические издания
- Заграевский С. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.
- Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.
- Кавельмахер В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235.
- Качалова И. Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с.
- Качалова И. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.
СсылкиПравить
- Калачова И. Я. Успенский собор. — М., 2008
- Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133. — ISBN 5-85975-035-8.
- Мельник А. Г. Храмовые интерьеры XVII века, созданные с ориентацией на внутреннее пространство московского Успенского собора // Филевские чтения. Тезисы конференции. — М., 1997. — С. 35—36.
- Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Кончался август 1326 г. В Московском Кремле, по указанию великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, вопреки всем принятым строительным нормам, незадолго до осени, закладывали фундамент храма Успения Богоматери. Именно таким было пожелание митрополита Петра, недавно перенесшего кафедру в Москву, теперь же – предчувствующего свою скорую кончину. Святитель непременно желал быть погребенным именно здесь – через несколько месяцев его тело действительно было положено в устроенной им самим гробнице, рядом с жертвенником. Так начинается 600-летняя история главного собора страны.
История Успенского собора
Желание святителя было, конечно, не прихотью – как и посвящение храма. Русь издавна считала себя «домом Пресвятой Богородицы», а особенно чтила праздник Успения, когда Матерь Божия, взойдя к престолу Своего Сына, становится заступницей за всех христиан: русичи особенно близко к сердцу приняли слова праздничного песнопения, которые были как бы о них: «… Во Успении мира не оставила еси». Именно поэтому главные храмы Руси издавна были Успенскими, включая, конечно, соборный храм Владимира – города, который после разорения Киева войсками монголов с середины XIII в. стал «стольным городом» страны.
Митрополит Петр же, переезжая из Владимира в Москву, видел ее как новую столицу России: правители Московские были властны, но не склонны к междоусобицам, как абсолютное большинство других князей, почитали Церковь, и, значит, впоследствии могли объединить страну. Поэтому святитель не просто перенес кафедру – но желал быть погребенным в Москве, где к тому же непременно должен быть Успенский храм. Вероятно, решение это вызревало долго, и лишь накануне отхода ко Господу, когда святитель уже готовился к смерти, он принял определенное решение. Хорошо известно – свт. Петр был человеком духовным, святым, а потому ему, скорее всего, были открыты грядущие судьбы города и страны. Отсюда – «неразумная» настойчивость святителя, заставившая Ивана Калиту начать строительство незадолго до холодов.
Первый храм
К декабрю 1326 г., когда скончался свт. Петр, храм еще не был достроен, и даже освящение его состоялось только 14 августа следующего, 1327, года. Первоначальный Успенский выглядел совсем не так, как ныне. Сохранились воспоминания, замечания летописцев о том, что он был возведен из тесаного белого камня, первоначально был однопрестольным, лишь несколько позже к нему были пристроены приделы:
- первый – через 2 года, по благословению митр. Феогноста, преемника свт. Петра; престол здесь посвятили Поклонению веригам ап. Петра, небесного покровителя свт. Петра Московского;
- двухпрестольным храм оставался довольно долго, до 1459 г., когда другой московский святитель, Иона, пристроил еще один придел – Похвалы Пресвятой Богородицы, праздника, отмечаемого в субботу 5 седмицы Великого Поста; некогда на этот день пришлось избавление Константинополя от врагов, а в 1459 г. – спасение Москвы от татар; лишь позже вспомнили – что первое упоминание о самой Москве относится к 1147 г., а говорит о встрече здесь, на месте будущего града, Юрия Долгорукого и его союзника князя Святослава – тоже накануне Похвалы;
- наконец, позже появился еще третий придел, вмч. Димитрия Солунского – память о бывшем на месте собора прежнем храме.
Именно в Успенском соборе хранились тогда главные святыни страны:
- образ Богоматери, именуемой «Петровская», так как создан свт. Петром во времена начала его иноческой жизни; впоследствии митрополит подарил его великому князю Московскому;
- с 1395 г. здесь же пребывал другой образ Пречистой, Владимирский – после того, как пришествие этой иконы спасло Москву от нашествия войск среднеазиатского полководца Тамерлана.
Так постепенно собор становился не только символом духовного единства страны, но также – ее государственности, как и задумывал основатель храма, свт. Петр.
Новое строительство
Поводом для перестройки Успенского стал пожар 1470 г., когда треснул свод в приделе Поклонения веригам ап. Петра. Но необходимость ремонта была именно поводом: то было время, когда Русская земля постепенно восстанавливала государственность после многих лет подчинения монголам, считанные годы оставались до «стояния на реке Угре» (1480 г.), после которого это подчинение окончательно уйдет в прошлое. К тому же в 1453 г. пала Византия, так что Россия осталась единственной в мире страной с православным правителем – а такому государству нужны свои символы, прежде всего, главный храм.
Великий князь, Иван III Васильевич, задумал тогда перестроить Кремль, свою резиденцию, а также создать на месте Успенского новый, куда более величественный храм, соответствующий статусу страны как суверенной державы.
Неудачное начало
Первоначально предполагалось, что возводить его будут русские мастера. Сначала прежний храм полностью разобрали – при этом обрели нетленные мощи свт. Петра. К этому времени уже был готов проект нового собора. Известно, что строить должны были известные московские мастера – Василий Ермолин, известный как руководитель строительства (возможно, принимавший участие в проектировании) и восстановления многих московских церквей, а также другие известные храмоздатели – отец и сын Ховрины. Однако, еще на стадии заготовки материалов мастера не поладили: Ермолин посчитал «обидным», что будет строить храм не один, и отошел от проекта. Впрочем, по другим данным, он просто не решался возводить настолько объемный храм: уже был обмерен Успенский собор Владимира, и было решено, что Московский будет значительно больше.
После этого Иван III обратился во Псков, чьи зодчие считались лучшими в стране. Правда, и там не было опыта строительства столь высоких зданий. Сделать попытку решились двое – Иван Кривцов и мастер по фамилии Мышкин. Поначалу строительство велось достаточно быстро – уже к 1474 г. собор возвели почти до сводов.
А 20 мая 1474 г., как говорит летопись, «…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Считается, что речь может идти о небольшом землетрясении, которое, однако, не разрушило ни один московский храм – кроме строящегося. Понятно, что дело было не в «трусе», а в ошибках строительства. Среди них называют слишком тонкие стены, которые не могли удержать своды, а также, возможно, качество раствора, скрепляющего кирпичи. Другие псковские мастера, которых позвали для совета, попросту отказались выполнять работу, в которой не имели опыта. Как оказалось, за многие десятилетия постоянных разорений от монголов в России просто разучились строить действительно монументальные, большие храмы.
Вероятно, именно тогда супруга Ивана III, София Палеолог, до Москвы проживавшая в Италии, посоветовала обратиться туда – к лучшим строителям и инженерам.
Архитектор
Выбор, сделанный посланником Ивана III Семеном Толбузиным, был в чем-то случаен: совпали острая нужда в архитекторе для восстановления разрушенного храма и желание Рудольфо Аристотеле Фиораванти, только что избежавшего судебного обвинения в изготовлении фальшивых денег, покинуть страну. Сам Фиораванти, как говорят современные историки, хотя и происходил из семьи потомственных архитекторов, славился среди итальянцев скорее как инженер, а не как храмоздатель. Среди его наиболее впечатляющих достижений:
- перемещение колокольни делла Маджоне, имевшей высоту до 24 м; здание передвинули на 13 м всего за несколько дней, чтобы освободить участок под здание администрации города; с тех пор мэтру присвоили звание старейшины каменщиков Болоньи, и даже назначили пожизненные выплаты;
- выпрямление накренившихся колоколен – причем одна, в городе Ченто, была отремонтирована удачно, другая – в Венеции, упала прямо на близлежащий монастырь;
- реставрация мостов, устройство каналов; а вот храмы Фиораванти самостоятельно не строил.
Может быть, именно ввиду последнего обстоятельства – отсутствия опыта храмоздательства, собственного стиля – архитектор Успенского собора полностью шел в русле русской традиции. Что, впрочем, не помешало ему применить ряд оригинальных инженерных и строительных решений: например, он
- разбил неудачно возведенные стены тараном, что было невиданно в России;
- устроил кирпичное производство, работавшее специально «на собор»;
- впервые в России применил крестовые своды, усилившие прочность здания, а также металлические балки стен, проемов, что русские зодчие также до него не делали.
Все строительство продолжалось 4 года.
20 августа 1479 г. митрополит Геронтий совершил великое освящение главного храма России.
Архитектурный стиль
Перед началом работы Фиораванти посетил Владимир, внимательнейшим образом осмотрел его Успенский собор. Именно на него в большой степени похож московский «собрат»:
- он имеет пять глав с куполами, подобными шлемам древнерусских воинов – впоследствии это оказалось символичным, через год по освящении храма Россия утвердила независимость от татар, полностью восстановила самостоятельность;
- на фасаде – характерные для русского храмоздательства детали: закомары (полукруглые завершения участков стены), так называемые аркатурный фриз (декоративные колонны).
И лишь специалисты видят некоторые черты зодчества Ренессанса – впрочем полностью адаптированные под совсем другую культуру.
Приделы
Все приделы прежнего храма были переведены в новый, располагаясь в его алтарной части. Впоследствии:
- придел вериг ап. Петра во времена Петра I был переосвящен в честь двух первоверховных Апостолов, Петра и Павла;
- алтарь Дмитровского придела стал местом, где русские государи облачались перед венчанием на царство в течение почти 500 лет;
- в приделе Похвалы Богородицы традиционно происходило избрание Русских митрополитов, затем – Патриархов; со 2 пол. XVII в. этот придел был перенесен в юго-восточную часть собора, на его верх, к нему вела винтовая лестница; служили здесь только на престольный праздник – в пятую субботу Великого Поста.
Двери
Это интересная особенность Успенского собора, как главного храма страны. Если, по канонам, главный вход во храм располагается с западной стороны, то у Успенского «красными вратами» считались южные. Через них в собор входил царь, из них же новый государь выходил после коронации – по традиции, его осыпали золотыми монетами. Врата этой части собора именовались «Корсунскими»: считалось, что их привез с места Крещения князя Владимира Святого или он сам, или его потомок – Владимир Мономах. Позднейшие историки утверждают, что древность врат не подтверждена, они относятся к XVI в., впрочем, изготовлены с большим искусством. На их створах – изображения пророков, праведников Ветхого Завета, предвозвестивших приход Христа, а также – языческих философов, мудрецов древнего мира.
Еще одни важные двери собора – южные, близкие к Патриаршим палатам. Через них входило духовенство, архиереи. Ну а западные двери открывались в основном ради особо торжественных крестных ходов.
Иконостас и фрески
По освящении храма, когда подсохли его оштукатуренные стены, началась их роспись. Согласно общему замыслу, она должна была символизировать небо – своды собора, и святых, чьи образы были помещены на стенах, столпах храма.
Росписью первоначально занималась артель иконописца Дионисия, однако, как установлено, первые фрески собора со временем были утрачены ввиду того, что храм не имел отопления: от перепадов температур, влажности, изображения разрушались. К 1642 г. собор был расписан заново – но были сделаны, по сути, копии прежних фресок, которые заблаговременно перенесли на бумагу, как образец для работы художников. Работами по реставрации руководили боярин Репнин и стольник Гаврила Пушкин – предок великого поэта.
К середине XVII в. относится также иконостас храма, который теперь видят входящие. Его высота 16м, количество икон, написанных лучшими мастерами тогдашней России достигает 69.
Святыни собора
До 1917 г. храм хранил множество реликвий со Святой Земли, а также связанных с памятными моментами истории России. Здесь можно было увидеть
- десницу ап. Андрея Первозванного;
- часть Ризы Христовой;
- камень с Голгофы, обагренный кровью Христа;
- нательный крест Константина Великого (его брали в походы русские государи – считается, что он спас жизнь Петру I во время Полтавской битвы – пуля ударилась о крест и не попала в грудь);
- финиковые ветви со Святой Земли, с которыми русские цари отмечали Вход Господень в Иерусалим;
- иконы письма свт. Петра Московского, а также Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню страны.
Было и множество других святынь. Многие из них были утрачены в годы гонений на Церковь, однако, к настоящему времени здесь все еще можно поклониться:
- гвоздю от Распятия Христова; реликвию привез к Москве грузинский царь Арчил, переселившийся сюда с 1688 г.; Грузия же получила гвоздь о самого императора Константина Великого в IV в.;
- посоху свт. Петра Московского;
- иконе Богородицы «Петровская», а также образам «Влахернская» и «Корсунская».
Особая святыня собора – мощи московских святителей, ведь храм долгие годы был их некрополем. Здесь – могилы митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа (погибшего во времена Ивана Грозного от рук опричников), Гермогена, уморенного голодом поляками в начале XVII в., многих других митрополитов, патриархов
Мощи прославленных святителей помещены в раки, другие же пребывают под спудом.
Чем знаменит Успенский собор?
Конечно же, тем, что около 500 лет он был духовным сердцем страны:
- здесь венчались на царство правители, в том числе – императоры, хотя столица была перенесена в Петербург; однако коронация неизменно происходила в Успенском соборе;
- здесь же происходило избрание митрополитов, патриархов, а также церковные соборы – до сооружения Храма Христа Спасителя уже совсем в недавнее время; Успенский собор – место интронизации свт. Тихона, возглавившего Церковь в смутные времена революции. А последним избранным здесь Предстоятелем стал Патриарх Алексий II.
Интересные факты
- На сегодняшний день собор древнейшее сохранившееся здание столицы России.
- Здесь же можно увидеть самые старые из сохранившихся в Кремле фресок кисти иконописца Дионисия.
- Не все знают, что традиция устанавливать на храмах восьмиконечные кресты идет от Успенского собора – такой крест появился на его куполе во времена Ивана IV, тогда как до этого ставились греческие четырехконечные кресты.
Как функционирует Успенский собор сейчас?
Перенос церковных соборов в Храм Христа Спасителя произошел отнюдь не случайно: после революции 1917 г. собор перестал принадлежать Церкви, и до настоящего времени большую часть времени работает, как музей. Богослужения здесь проходят только по великим праздникам.
В остальное время посещение храма, к сожалению, платно: его стоимость составляет 500 рублей, прийти сюда можно с 10 до 17 ч. ежедневно.
За годы безбожных гонений почти разрушен некогда цельный архитектурный – и духовный – ансамбль Кремля. На месте бывших здесь иноческих обителей теперь – светские здания, уничтожены многие храмы, оставшиеся смотрятся как бы пришельцами из иного времени. И все же… «Этот собор не может не затронуть душу русского человека. Совершенно особенная атмосфера храма, музея. От одного осознания что находишься в таком историческом здании захватывает дух…». Так пишет о нем один из множества побывавших здесь. Когда входишь сюда, утихает шум мегаполиса снаружи, смотрят со стен лики святых – и чувствуется, что Святая Русь, которую знали наши предки, все еще с нами. Стоит лишь войти сюда… и в тишине заглянуть в свою душу.
Автор Наталья Сазонова
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Первое каменное здание Успенского собора было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор.
Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.
Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.
В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский Собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.
Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.
В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.
Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г.