Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Лекции по истории.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
380.99 Кб
Скачать
В
1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась
разработка проектов новой Конституции
СССР и Программы ВКП(б). Конституционный
проект предусматривал некоторое развитие
демократических начал* в жизни общества.
В процессе обсуждения проекта Конституции
в республиканских партийных и хозяйственных
структурах были высказаны пожелания о
децентрализации экономической жизни.
Высказывались предложения расширить
хозяйственную самостоятельность местных
управленческих организаций. Проект
Программы ВКЩб) предлагалось дополнить
положением об ограничении сроков
выборной партийной работы и т.п. Однако
все предложения были отклонены, а вслед
за тем прекратилась работа над проектами
документов. Ожиданиям населения на
перемены к лучшему не суждено было
сбыться. Вскоре после окончания войны
руководство страны приняло меры по
ужесточению внутриполитического курса.
Укрепление
административно-командной системы.
Решение задач восстановительного
периода осуществлялось в условиях
сложившейся в предшествующие годы
командно-бюрократической системы.
Разработка всех законодательных актов
и постановлений, формально утверждаемых
затем Верховным Советом СССР, велась в
высших партийных инстанциях. Руководство
всеми сферами жизни общества сосредоточилось
в Секретариате ЦК партии. Здесь
определялись планы деятельности
Верховного Совета, рассматривались
кандидатуры на должности министров и
их заместителей, утверждался высший
командный состав Вооруженных Сил СССР.
Большинство вопросов хозяйственного
строительства рассматривалось на
партийно-хозяйственных активах.
Постановления ЦК ВКЩб) обязывали
первичные партийные организации
контролировать работу администрации
промышленных предприятий и колхозов,
вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных
руководителей». Тяжелое состояние
послевоенной экономики, чрезмерная
централи зация хозяйственного руководства
вызывали глубокое беспокойство } многих
советских людей. В ЦК партии поступали
тысячи писем от от дельных граждан с
сообщениями о злоупотреблениях местных
властей с предложениями об улучшении
дел в сельском хозяйстве. Делалис!
попытки противодействия внутриполитическому
курсу. Так, в Вороне же была создана
нелегальная молодежная организация.
Ее участники обеспокоенные экономическим
положением страны, пришли к выводу с
необходимости изменения хозяйственной
политики. Организация, на считывавшая
несколько десятков человек, была
раскрыта, ее руководи тели преданы суду.
Изменения на международной арене.
Внешнеполитическая деятельность
Советского государства во второй
половине 40-х годов совершалась в
обстановке глубоких перемен на
международной арене. Победа в Отечественной
войне повысила авторитет СССР. В 1945 г.
он имел дипломатические отношения с 52
государствами (против 26 в предвоенные
годы). Советский Союз принимал активное
участие в решении важнейших международных
вопросов, и прежде всего в урегулировании
послевоенного положения в Европе. Между
СССР и странами Восточной Европы были
заключены договоры о дружбе и взаимной
помощи. Идентичные договоры связали
Советский Союз с ГДР, созданной на
территории Восточной Германии, Корейской
Народно-Демократической Республикой
(КНДР) и Китайской Народной Республикой
(КНР). Соглашения с Китаем предусматривало
оказание ему кредита в размере 300 млн.
долларов. Подтверждалось право СССР и
Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны
достигли договоренности о совместных
действиях в случае агрессии со стороны
какого-либо из государств. Были установлены
дипломатические отношения с государствами,
получившими независимость в результате
развернувшейся в них национально-освободительной
борьбы (так называемые развивающиеся
страны). Начало «холодной войны».
С окончанием Отечественной войны
произошли изменения во взаимоотношениях
СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской
коалиции. «Холодная война» — такое
название получил внешнеполитический
курс, проводимый обеими сторонами в
отношении друг друга в период второй
половины 40-х — начале 90-х годов. Он
характеризовался прежде всего враждебными
политическими акциями сторон. Для
решения международных проблем
использовались силовые приемы. Министрами
иностранных дел СССР начального периода
«холодной войны» были В.М. Молотов,
а с 1949 г. — А.Я. Вышинский. нило план
Маршалла как оружие антисоветской
политики и отказалось от участия в
конференции. По его настоянию об отказе
участвовать в плане Маршалла заявили
и приглашенные на конференцию страны
Восточной Европы.
Одной
из форм проявления «холодной войны»
стало формирование политических и
военно-политических блоков. В 1949 г. был
создан Североатлантический союз (НАТО).
В его состав вошли США, Канада и несколько
государств Западной Европы. Спустя два
года состоялось подписание
военно-политического союза между США,
Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС).
Образование этих блоков способствовало
укреплению позиций США в разных регионах
мира. В условиях ужесточения конфронтации
во взаимоотношениях бывших союзников
Советский Союз проводил работу против
пропаганды новой войны. Основной ареной
его деятельности стала Организация
Объединенных Наций (ООН). Эта международная
организация была создана в 1945 г. Она
объединила 51 государство. Своей целью
она ставила укрепление мира и безопасности
и развитие сотрудничества между
государствами. На сессиях ООН советские
представители выступали с предложениями
о сокращении обычных видов вооружения
и запрещении атомного оружия, о выводе
иностранных войск с территорий чужих
государств. Все эти предложения, как
правило, блокировались представителями
США и их союзниками. В одностороннем
порядке СССР вывел войска с территорий
нескольких государств, куда они были
введены в военные голы. Наибольшей
остроты конфронтация бывших союзников
достигла на рубеже 40-50-х годов в связи
с корейской войной. В 1950 г. руководство
Корейской Народно-демократической
Республики сделало попытку объединить
под своим началом два корейских
государства. Пс мнению советских
руководителей, это объединение могло
усилить позиции антиимпериалистического
лагеря в этом регионе Азии. В период
подготовки к войне и в ходе военных
действий правительство СССГ оказывало
финансовую, военную и техническую помощь
Северной Корее. Руководство КНР по
настоянию И.В. Сталина направило в
Северную Корею несколько воинских
дивизий для участия в боевых операциях.
Война была прекращена лишь в 1953 г. после
длительных дипломатических переговоров.
В 1949 г. в целях расширения экономического
сотрудничества и торговли между странами
была создана межправительственная
экономическая организация — Совет
Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его
состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария,
Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия,
а с 1949 г. — ГДР. Местопребыванием
Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной
из причин создания СЭВ был бойкот
странами Запада торговых отношений с
СССР и государствами Восточной Европы.
Стремление руководства СССР к утверждению
советской модели строительства
социализма, к унификации идеологических
и политических концепций привело к
советско-югославскому конфликту.
Трудности в экономической сфере,
идеологизапия общественно-политической
жизни, усиление международной напряженности
— таковы были результаты развития
общества в первые послевоенные годы. В
этот период еще более окреп режим личной
власти И.В. Сталина, ужесточилась
командно-административная система. В
эти же годы в общественном сознании все
более четко формировалась мысль о
необходимости перемен в обществе. Смерть
И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски
выхода из противоречий, опутавших все
сферы общественной жизни.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития
После окончания войны были возможны два варианта развития общества. Первый – смягчение довоенной мобилизационной модели развития, отказ от чрезвычайщины, от репрессий, развитие процессов демократизации. Второй – восстановление довоенной модели развития, сохранение тоталитарного режима.
Возможность первого пути развития определялась ростом самосознания народа-победителя, возросшим авторитетом страны-победительницы, усилением сопротивления сталинскому режиму власти, нарушением герметичности «железного занавеса» при освобождении советскими войсками стран Европы.
Второй вариант послевоенного развития страны – восстановление довоенной мобилизационной системы – стал действительностью, что было обусловлено следующими факторами:
1. Сталин и его окружение, занимавшие высшие посты в пирамиде власти, не мыслили руководства государством иными, не административными методами.
2. Победа в войне укрепила многих в мысли, что именно этот режим и спас страну.
3. На выбор путей восстановления экономики существенное влияние оказывала оценка международной обстановки.
При рассмотрении четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) в 1945-1946 гг. проходили напряженные дискуссии. Сторонники уравновешенного экономического развития (А. Жданов, секретарь ЦК ВКП(б), Н. Вознесенский, председатель Госплана; Н. Родионов, председатель Совета Министров РСФСР) считали:
Рекомендуемые материалы
– для СССР не существовало в тот момент никакой угрозы со стороны «фронта» западных держав, т.к. с установлением мира капиталистические страны должны были испытать жестокий экономический и политический кризис;
– Советский Союз располагал реальными возможностями для маневра, поскольку мог выступить в качестве рынка сбыта для экономики капиталистических стран, охваченных кризисом;
– в условиях относительно благоприятного международного климата не было никакой необходимости далее продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности.
Сторонники возврата к модели экономического развития 30-х гг. (главную роль играли Маленков и Берия), поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности, ссылались на исследования экономиста Е. Варги, который в декабре 1944 г. начал публикацию важных фрагментов своего труда, посвященного проблемам мирового капитализма, возникшим в результате Второй мировой войны:
– отрицали теорию неминуемого кризиса капитализма и подчеркивали его замечательную способность к приспособлению;
– обладание атомной бомбой давало империалистическим государствам явное важное превосходство над СССР;
– в этих условиях ускоренное развитие военно-промышленной базы страны представало абсолютным приоритетом.
Дискуссия завершилась победой сторонников возврата к довоенной модели экономического развития.
Наряду с переводом народного хозяйства на мирный путь развития (часть оборонных предприятий переводилась на выпуск товаров для населения), стала осуществляться засекреченная программа – создание новых видов вооружения. Общее руководство этой программой было возложено на Л. П. Берия. Кроме того, в основном к 1947 г. закончилась демилитаризация экономики, которая сопровождалась одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25% бюджета государства.
Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. За короткий срок в стране были созданы атомная (создание советской атомной бомбы в 1949 г.), ракетная и некоторые другие передовые отрасли. Новые предприятия возникали на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь». В рекордные сроки была восстановлена крупнейшая электростанция в Европе — Днепрогэс.
В послевоенный период большое внимание уделялось развитию образования. В городах было введено обязательное семилетнее образование. Росло количество школ, открывались новые вузы. Обновление рабочего класса за счет притока сельских жителей сопровождалось заметным социальным продвижением квалифицированных рабочих и молодых горожан. С 1947 по 1953 г. около 4 млн. человек получили высшее и среднее специальное образование.
Были созданы Академии наук в союзных республиках, организована целая сеть научно-исследовательских институтов, таких как институт точной механики и вычислительной техники, институт радиотехники и электроники, институт атомной энергии, институт прикладной физики и др. Численность научных работников выросла с 98 тыс. человек в 1940 г. до 192 тыс. человек в 1955 г.
В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%), чему способствовали:
– высокие мобилизационные возможности директивной экономики, сохранявшиеся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т. д.);
– репарации с Германии (4,3 млрд. долл.);
– бесплатный труд заключенных ГУЛАГа (8-9 млн. человек) и военнопленных (1,5 млн. человек немцев и 0,5 млн. японцев);
– перераспределение средств из легкой промышленности и социальном сферы в пользу индустриальных отраслей;
– конфискационная денежная реформа 1947 г., в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки (обменивались 10:1);
– вынужденное приобретение облигаций государственного займа.
Правда начиная с 1948 г., темпы роста производительности труда стали падать и составляли 6% в год, несмотря на мощную пропагандистскую поддержку социалистического соревнования (движение «скоростников», «отличников качества» и т. д.), которое, не получая действенного материального стимулирования, превращалось в формальные мероприятия. Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951-1953 гг. все хозяйственные показатели и создавшие серьезную напряженность в обществе.
Критическим было положение в сельском хозяйстве. Засуха 1946 г. и последовавший за ней голод 1947 г., командные методы управления истощили производительные силы деревни. Были приняты срочные меры:
1) как позитивные – увеличение поставок сельскохозяйственных машин, повышение культуры земледелия, строительство водоемов в степных и лесостепных районах (пленум ЦК партии в феврале 1947 г. обсудил вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период»);
2) так и негативные (репрессивные):
– правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения — за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность» указы, принятые 4 июня 1947 г. предусматривали от 5 до 25 лет лагерей;
– продолжался курс на жесткое ограничение личного крестьянского хозяйства и перекачку ресурсов из деревни в город: сокращены приусадебные участки; личное хозяйство крестьян обложено непомерными натуральными налогами (с каждого фруктового дерева, головы скота, птицы); торговать на рынке крестьянин мог только после выполнения колхозом плана поставок государству; крестьяне должны были отработать в колхозе обязательный минимум трудодней, почти не получая за это натуральной платы; крестьянин не мог самовольно покинуть деревню (не выдавались паспорта).
Тяжелое положение в сельском хозяйстве и ряд правительственных распоряжений 1947-1948 гг., ужесточавших контроль за крестьянством, приводят к новой волне миграции – около 8 млн сельских жителей покинули деревню в 1946-1953 гг.
В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд реформ. В 1950 и 1951 гг. проводились дискуссии о сельскохозяйственной политике и мерах, которые было необходимо принять. Отвечавший за аграрную политику Андреев был заменен другим «специалистом» по сельскому хозяйству, Н. С. Хрущевым, который до назначения в 1949 г. секретарем Московского обкома ВКП(б) и секретарем ЦК партии занимал посты Первого секретаря ЦК Компартии Украины (1938-1949) и Председателя Совета Министров УССР ,1944-1947).
Хрущев опубликовал в «Правда» план укрупнения колхозов – проект создания «агрогородов», где крестьяне, переселенные из своих изб, должны были вести городскую жизнь в многоквартирных домах вдалеке от своих индивидуальных наделов. Проживая в городе с комфортом и коммунальными услугами, крестьяне в то же время распрощались бы со своей столь живучей индивидуалистической психологией и стали бы обычными трудящимися, включенными в коллектив. Таким образом, этот проект решал сразу две проблемы: трансформируя крестьянское сознание, он уничтожал крестьянина как такового, одновременно стиралась разница между сельским и городским трудом, между крестьянином и рабочим, и реализовалось, таким образом, долгожданное единство пролетариата, основы социалистического общества.
На следующий день после опубликования проекта газета «Правда», однако, выступила с уточнением, в котором отмечалось, что в предыдущем номере речь шла не о проекте, а о начале дискуссии. На некоторое время Хрущев был отстранен от руководства сельским хозяйством, за которое он снова энергично примется после смерти Сталина.
Итогами восстановительного периода стали:
– рост промышленного производства (на 73 % превысило довоенное);
– отмена карточной системы;
– широкое строительство (введение в строй 100 млн. м2 жилой площади);
– развитие образования (значительное увеличение числа школ и вузов);
– успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.
Таким образом, в послевоенный период особенности самой мобилизационной системы работали на ее сохранение. В экономической сфере, несмотря на существование альтернативной позиции пропорционального развития экономики – использования товарно-денежных отношений, расширения хозяйственной самостоятельности, – возобладал курс преимущественного развития тяжелой промышленности, жесткого централизма. На такой основе разрабатывался генеральный план строительства коммунизма в 1946-1965 гг. Этот процесс шел за счет дискриминации сельского хозяйства и легкой промышленности.
Преобразования государственного аппарата и восстановление командно-административной системы. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы в основе которой находилось партийное руководство. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии, отделы которого контролировали, а по структуре дублировали, органы государственного и хозяйственного управления:
— предварительное утверждение предлагаемых законов, утверждаемых Верховным Советом СССР;
– рассматривались кандидатуры на государственные и хозяйственные должности и командный состав Вооруженных Сил;
– вопросы хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах;
– партийные организации контролировали работу администрации промышленных предприятий и колхозов.
Рекомендуем посмотреть лекцию «Работа регулятора РДБК-1».
Во главе государства в послевоенные годы продолжал оставаться И.В. Сталин. Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата. Как и в прежние годы, у большинства населения ожидание улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима были связаны с именем И.В. Сталина.
В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка проектом новой Конституции СССР. 15 июля 1947 г. Сталин внес на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос «О проекте новой Программы ВКП(б)» и поручил ее разработку комиссии под председательством А.А. Жданова. В процессе обсуждения были высказаны многие пожелания, однако работа над проектами документов постепенно была свернута. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться.
Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки эффективных путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. В итоге, руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.
Единовластие Сталина, умело стравливавшего своих ближайших соратников и вероятных преемников, оставалось неизменным и прочно базировавшимся на общем страхе. Важнейшие вопросы Сталин решал на своей даче в Кунцево вместе с несколькими членами Политбюро, отвечавшими за соответствующие направления работы. Сталин предпочитал, как правило, принимать членов Политбюро индивидуально или небольшими группами по вопросам, связанным со «специальностью» каждого. Мучимый острой шпиономанией, Сталин неизменно исключал из этих встреч, особенно в последние годы жизни, некоторых членов Политбюро, подозреваемых в переходе на службу к той или иной иностранной державе. Это произошло с Ворошиловым, заподозренным в сотрудничестве с Интеллидженс Сервис, затем с Молотовым, Микояном и даже Берия. Сталин делал все, чтобы сконцентрировать власть в созданных им структурах (Секретариата ЦК под руководством Поскребышева, который сам, вместе с начальникам личной охраны Сталина генералом Власиком, не избежал ареста), неподконтрольных руководящим партийным инстанциям.
Идеологическое и политическое ужесточение 1945-1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы. Как и в предвоенные годы, страну захлестнули громкие судебные процессы. Так, недостатки и трудности в производстве авиационной техники («Дело Шахурина, Новикова и других»), в автомобилестроении («О враждебных элементах на ЗИСе»), в системе московского здравоохранения («О вредительстве в лечебном деле») и даже в самом Министерстве государственной безопасности (МГБ) («О положении в МГБ») объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. Отражением внутренней борьбы в руководстве стало так называемое «ленинградское дело». В течение 1949-1950 гг. было репрессировано около 3,5 тыс. партийно-государственных работников Ленинграда и области.
1945–1953
Внутренняя политика. Восстановление и развитие народного хозяйства
Главной задачей внутренней политики СССР в 1945–50 было восстановление народного хозяйства. Оно началось ещё в 1943 и расширялось по мере изгнания оккупантов. После победы над Германией ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения; в июне 1945 принят закон о демобилизации армии; в августе Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства. Возобновлению нормального режима труда на предприятиях способствовали отмена обязательных сверхурочных работ, восстановление 8-часового рабочего дня и ежегодных оплачиваемых отпусков.
4.9.1945 упразднён ГКО. Функции управления страной сосредоточились в СНК. 10.2.1946 состоялись выборы в ВС СССР 2-го созыва. 15 марта принят закон о преобразовании СНК в Совет Министров СССР.
Разногласия, имевшие место в руководстве СССР при разработке плана 4-й пятилетки, определялись различием представлений о тенденциях послевоенного мирового развития. А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский и др. считали, что с возвращением к миру в капиталистических странах наступит экономический кризис, усилятся противоречия между ними. Это сулило ослабление внешней угрозы и позволяло отказаться от форсированного развития тяжёлой промышленности. Г. М. Маленков, Л. П. Берия и др. не исключали, что буржуазная экономика способна справиться с внутренними противоречиями. С этой точки зрения отказ от форсированного развития оборонных отраслей и от командно-административных методов руководства исключался.
4-й пятилетний план на 1946–50 предусматривал восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а также увеличение выпуска промышленной продукции по сравнению с довоенным уровнем на 48%, сельскохозяйственной – на 23%. Конверсия промышленности, сопровождавшаяся сокращением объёмов производства на 17%, завершилась в 1946. В окт. 1947 в экономике уже был превышен довоенный уровень, через 4 года и 3 мес выполнены плановые задания, и к концу пятилетки увеличился выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940. За пятилетку введено в строй 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий.
Особое место отводилось оборонной промышленности, в первую очередь решению атомной проблемы. Импульс этой работе придало образование 20.8.1945 Специального комитета при ГКО по осуществлению сов. «уранового проекта». В комитет вошли государственные и партийные деятели во главе с Берией. Для рассмотрения научных и технических вопросов создавался Технический совет под председательством Б. Л. Ванникова. В совет вошли академик А. И. Алиханов (учёный секретарь), академики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, В. Г. Хлопин, член-корреспондент АН СССР И. К. Кикоин, профессор Ю. Б. Харитон и др. Непосредственное руководство научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, решавшими атомную проблему, осуществляло Первое главное управление (ПГУ) при СНК СССР (начальник Ванников), подчинённое Специальному комитету. В апр. 1946 в системе ПГУ организовано КБ-11 во главе с П. М. Зерновым и Харитоном, работавшее непосредственно над изготовлением атомной бомбы. Испытание бомбы проведено 29.8.1949 на Семипалатинском полигоне. 20.8.1953 официально сообщено об испытании в СССР и водородной бомбы. Ведущую роль в её создании сыграли академики И. Е. Тамм, А. Д. Сахаров, В. Л. Гинзбург, Я. Б. Зельдович.
Параллельно развёртывалось ракетостроение. 13.5.1946 был создан Специальный комитет по реактивной технике под председательством Маленкова. 18.10.1947 на полигоне Капустин Яр испытана ракета среднего радиуса действия, в разработке которой участвовал С. П. Королёв. В 1950 принята на вооружение баллистическая ракета Р-1, шли испытания ракет Р-2 с дальностью полёта 600 км и Р-3 с дальностью полёта до 3000 км. В сент. 1952 подписано постановление о создании в СССР атомной подводной лодки. Всё это требовало огромных затрат. В нач. 50-х гг. только прямые военные расходы СССР поглощали 25% годового бюджета страны. Президент Академии наук СССР А. П. Александров считал, что значительная доля трудностей, пережитых сов. народом в первые послевоенные годы, была связана с необходимостью мобилизации людских и материальных ресурсов для производства ядерного оружия.
Приоритетное развитие тяжёлой индустрии, распределение средств в её пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию лёгкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее был начат выпуск сложных потребительских товаров – легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», радиоприёмников, телевизоров и т. д.
Аграрный сектор экономики вышел из войны ослабленным. В деревне почти на треть уменьшилось трудоспособное население. На протяжении нескольких лет на село не поставлялась новая техника. Поголовье лошадей в колхозах сократилось за годы войны более чем наполовину. Поскольку руководство страны решило начать восстановление хозяйства с тяжёлой промышленности, постольку интересы села были подчинены выполнению этой задачи. Помощь города селу была минимальной. Положение осложнилось тем, что первый послевоенный год оказался неблагоприятным по погодным условиям. Валовой сбор зерновых в 1946 был в 2,2 раза меньше, чем в 1940. Начавшийся голод привёл к гибели 770,7 тыс. чел. и вызвал массовый отток сельского населения в города. Острота продовольственной проблемы была снята хорошими урожаями в 1947 и 1948.
Неурожай и голод 1946 заставили руководство страны обратить внимание на положение в деревне. Был увеличен выпуск тракторов, с.-х. машин и удобрений, расширились работы по электрификации села. Это позволило к 1950 обновить материально-техническую базу производства. В колхозах и совхозах техники стало на 40–50% больше, чем до войны. Принятый правительством план развития сельской электрификации на 1948–50 позволил снабдить к концу пятилетки электроэнергией 15% колхозов (в 1940 – 4%), 80% МТС и 76% совхозов. Однако энергия использовалась гл. обр. для освещения.
На рубеже 40–50-х гг. проведено укрупнение мелких колхозов, число колхозов уменьшилось с 255 тыс. до 94 тыс. Новые коллективные хозяйства создавались в зап. областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. По официальным данным, в 1950 продукция земледелия всех категорий хозяйств составляла 97% от уровня 1940, показатели животноводства оказались выше довоенных, валовая продукция сельского хозяйства в целом составила 99% довоенного уровня. Однако планы повышения уровня потребления продовольственных товаров не были выполнены. В 1950 этот уровень удалось лишь приблизить к довоенному. На протяжении 1946–51 42–65% (в некоторых районах до 90%) совокупного дохода колхозникам приносило подсобное хозяйство, в то время как оплата по трудодням составляла 15–20%.
В 1947 отменена карточная система, введённая в годы войны, проведена денежная реформа, носившая в значительной степени конфискационный характер. Одновременно с денежной реформой объявлено о снижении розничных цен на продукты питания и промышленные потребительские товары. Розничные цены на товары массового потребления к 1950 были на 43% ниже уровня 1947. Жизненный уровень населения в целом оставался довольно низким, но имел тенденцию к повышению.
В нач. 50-х гг. экономика развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. При выполнении плана новой пятилетки (1951– 1955), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжёлой и оборонной индустрии. Выпуск товаров народного потребления отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство не удовлетворяло потребностей населения в продуктах питания, а также потребностей лёгкой и пищевой промышленности в сырье.
Идеология
Основой нового этапа долговременной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе патриотизма стали положения из выступления Сталина на приёме в честь командующих войсками Красной Армии 24.5.1945. Исторический оптимизм сов. человека власти стремились подкрепить не только героизмом свершений за сов. период истории, но и всей многовековой культурой страны. Прославления деятелей отечественной культуры, с именами которых связывались «великие вклады в мировую науку», начались на заключительном этапе войны и с новой силой продолжились после её окончания. В ходе идеологической кампании пропагандировалась концепция исторического приоритета нашей страны во всех важнейших областях науки, техники, культуры.
Во время 1-й послевоенной кампании по выборам в высшие органы власти в февр. 1946 Сталин подтвердил довоенный курс на построение полного социализма в ближайшие 15–20 лет.
В 1946–48 принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» подвергло критике творчество известных сов. писателей М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, названных представителями чуждого сов. народу безыдейного искусства. Постановление обличало «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада».
Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов и предоставление «сов. сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали». Постановления «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» давали уничижительные оценки творчеству ряда известных деятелей сов. культуры. Им вменялись в вину безыдейность творчества, «заискивание перед Западом», отсутствие патриотизма.
В 1947 для кампании по искоренению «низкопоклонства перед Западом» использовалось «дело» члена-корреспондента Академии медицинских наук Н. Г. Клюевой и её мужа профессора Г. И. Роскина, предложивших опубликовать в США параллельно с сов. изданием книгу «Биотерапия злокачественных опухолей». Старт кампании был дан «судом чести», проведённым в июне 1947 в Мин-ве здравоохранения СССР и вынесшим учёным общественный выговор. Парторганизациям страны направлено закрытое письмо ЦК с предложением создать «суды чести» по всем аналогичным «проступкам». Суды были созданы в научных и учебных заведениях, в гос. учреждениях по всей стране и действовали на протяжении двух лет.
В этот период из-за соперничества с быв. союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Сталин придавал большое значение борьбе с космополитизмом. Кампанию возглавляли Жданов и новые руководители Управления пропаганды и агитации ЦК партии – секретарь ЦК М. А. Суслов и редактор газ. «Правда» по отделу пропаганды Д. Т. Шепилов. К кон. 1948 она стала приобретать антисемитский характер. 28.11.1948 Политбюро ЦК ВКП(б) постановило закрыть Еврейский антифашистский комитет (в 1952 его руководители были расстреляны).
В идеологической жизни страны оставила след дискуссия, состоявшаяся в ноябре 1951. Она была связана с подготовкой учебника политической экономии. Сталин откликнулся на прошедшие дебаты «Замечаниями по экономическим вопросам, связанными с ноябрьской дискуссией 1951 г.». Их содержание вошло в книгу «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952), ставшую последней теоретической работой Сталина. В этом «теоретическом завещании» отвергалась рыночная экономика, обосновывались ещё большее огосударствление экономики страны, приоритетность развития тяжёлой промышленности, необходимость свёртывания кооперативно-колхозной собственности и превращения её в государственную, сокращение сферы товарного обращения. Книга содержала положения о неизбежности войн между капиталистическими странами.
В нояб. 1952 началось расследование сфабрикованного МГБ «дела кремлёвских врачей». 13.1.1953 в газетах опубликована информация ТАСС о раскрытии органами госбезопасности «террористической группы врачей, ставящих своей целью путём вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». После смерти Сталина арестованные врачи были освобождены.
В политическом процессе 1945–53 тесно переплетались два курса – на сохранение и развитие репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Первая тенденция выразилась в росте численности арестованных и осуждённых по обвинениям в «контрреволюционных преступлениях и антисоветской агитации». Через исправительно-трудовые лагеря с 1930 по 1953 прошло 11,8 млн. чел., через колонии – 6,5 млн. По данным КГБ (февр. 1990), в СССР с 1930 по 1953 по политическим статьям осуждены 3778234 чел., из которых 786098 чел. приговорены к расстрелу. Вторая тенденция в послевоенном политическом процессе проявилась в оживлении общественной жизни, возобновлении после долгого перерыва съездов общественных и общественно-политических организаций СССР. В 1949 состоялись 10-й съезд профсоюзов и 11-й съезд комсомола.
В 1946–47 велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал развитие демократических начал в жизни общества. В процессе обсуждения высказывались пожелания о децентрализации экономической жизни, о расширении хозяйственной самостоятельности местных организаций. Работа над проектами документов прекратилась в связи с ужесточением внутриполитического курса. На 19-м съезде партии в 1952 вновь поставлен вопрос о новой программе партии. Съезд, признав устаревшими многие положения действовавшей Программы, постановил руководствоваться при подготовке основного партийного документа положениями сталинской книги «Экономические проблемы социализма в СССР».
Внешняя политика
Относительная сплочённость держав-победительниц после войны наблюдалась недолго. Она проявилась при создании ООН на конференции в Сан-Франциско в июне 1945, во время Нюрнбергского процесса 1945–46, при подписании мирных договоров государств – победителей во 2-й мировой войне с быв. союзницами гитлеровской Германии: Италией, Финляндией, Болгарией, Венгрией и Румынией. Однако по ряду др. важных вопросов согласовать позиции не удавалось из-за притязаний СССР и США. Обе сверхдержавы стремились к усилению своего влияния в мире.
1947 стал переломным в оформлении просоветского блока государств. Коммунистические правительства после освобождения от оккупантов были созданы лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шёл в 2 этапа. До сер. 1947 осн. моделью гос. устройства была «народная демократия», в основе которой лежала концепция «национальных путей к социализму», опиравшаяся на признание эволюционного движения к новому строю. С сер. 1947 Москва взяла курс на форсированное, с применением давления и репрессий, внедрение сов. модели в странах Восточной Европы. Политика США определялась стратегическими задачами – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советского Союза и коммунистической идеологии. Конкретным шагом к достижению этих целей стало оказание широкомасштабной экономической помощи странам Европы в соответствии с программой, обнародованной гос. секретарём США Дж. К. Маршаллом 5.6.1947 и вступившей в действие в апр. 1948. Той же цели было подчинено создание военно-политических союзов во главе с США, размещение у границ СССР сети американских военных баз, поддержка антисоциалистических сил внутри стран сов. блока. Начавшееся противостояние получило название «холодная война». Конфронтация отчётливо проявилась в связи с обсуждением плана Маршалла на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в конце июня – начале июля 1947 в Париже. Открытое противостояние быв. союзников возникло летом 1948. Поводом послужил германский вопрос. Сов. правительство в соответствии с решениями, согласованными на Ялтинской и Потсдамской конференциях, пыталось не допустить раскола оккупированной Германии. Американцы, англичане, а затем и французы, объединив свои зоны оккупации в «Тризонию», повели дело к образованию отдельной Западной Германии. В связи с обострением отношений Контрольный совет в Германии в марте 1948 прекратил существование. 17 июня в «Тризонии» введена особая валюта, позднее распространившаяся и на Западный Берлин. Вслед за этим Советский Союз 24 июня закрыл железнодорожное и автотранспортное сообщение с Западным Берлином. Возник кризис, ускоривший образование 20.9.1949 Федеративной Республики Германии. В ответ на это 7.10.1949 в сов. зоне оккупации создана Германская Демократическая Республика.
В 1948 произошёл раскол в советско-югославских отношениях. Причиной стало негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии занять руководящее положение на Балканах и объединить болгар и югославов в федерацию на условиях, ослаблявших позиции СССР в этом регионе.
После образования КНР (1.10.1949) установились дружественные отношения между советским и китайским руководством. В 1950 обеими странами подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. При поддержке СССР в КНР созданы первоклассные предприятия по производству военной техники. Китайские специалисты были ознакомлены с сов. достижениями в области ядерных технологий. СССР и Китай поддержали Северную Корею в войне против Южной Кореи (1950–53).
Изменения в политическом руководстве
К концу войны изменилась расстановка сил в Политбюро ЦК партии. В ходе войны и в первые послевоенные годы укрепились позиции в партийном и государственном аппарате т. н. «ленинградской группы» – А. А. Жданова и его выдвиженцев (Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова, М. И. Родионова). Вместе с тем ослабевали позиции К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, А. И. Микояна. Однако положение «ленинградцев» оказалось непрочным. Их стремление к укреплению статуса РСФСР (проект создания российской компартии, перевода в Ленинград правительства России) и предложение отказаться от форсированного развития оборонных отраслей экономики вызвали противодействие со стороны Маленкова и Берии. Проигрыш «ленинградцев» обозначился в 1948 с назначением Маленкова секретарём ЦК и завершился их уголовным преследованием (1949) после смерти Жданова. «Ленинградское дело» ещё больше ослабило позиции Молотова и Микояна, поддерживавших эту группу по ряду вопросов.
Вслед за этим укрепились позиции Маленкова и Берии, а также заместителя председателя Совмина Н. А. Булганина (в февр. 1948 стал членом Политбюро). Возросло влияние Н. С. Хрущёва (в дек. 1949 избран секретарём ЦК партии). К ноябрю 1951 положение Берии пошатнулось: близкие к нему лица подверглись преследованиям по обвинению в создании мингрельской националистической организации, ставившей целью отторжение Грузии от Советского Союза. В октябре 1952 Сталин выступил с резкой критикой Молотова и Микояна, обвиняя их в «нестойкости и капитулянтстве перед американским империализмом».
В ночь с 28.2 на 1.3.1953 Сталин перенёс инсульт. Незадолго до его смерти состоялось совместное заседание членов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства. Председателем правительства избран Маленков, его первыми заместителями – Берия, Молотов, Булганин и Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета стал Ворошилов. Министром внутренних дел назначен Берия. На пост министра иностранных дел выдвинут Молотов, министра Вооружённых сил – Булганин, министра внутренней и внешней торговли – Микоян. Все они, а также М. З. Сабуров и М. Г. Первухин вошли в состав Президиума ЦК, куда был включён и тяжело больной Сталин. Секретарями ЦК стали Хрущёв, С. Д. Игнатьев, П. Н. Поспелов, Н. Н. Шаталин. 5 марта Сталин умер. Постановление совещания было объявлено 7 марта.