В 1960 году в южной корее установлена власть военной хунты под руководством

Онлайн-тестыТестыИсторияВсемирная историявопросы


76. В 1653 году в Англии установлена:
Военная диктатура

77. В 1689 году по Нерчинскому договору:
Правобережье Амура было взято от России

78. В 1762 году произошло событие:
Учреждении Верховного тайного совета

79. В 1772 году соглашение о разделе Польши заключили три монарха государств:
Австрия, Пруссия, Россия

80. В 1877 году королева Великобритании Виктория была провозглашена императрицей:
Индии

81. В 1882 году Египет оккупировали войска:
Великобритании

82. В 1920-ые годы в американском городе Чикаго прославился синдикат гангстеров:
Аль Капоне

83. В 1928 году подписан пакт Бриана-Келлога:
Об осуждении войны как средства международной политики

84. В 1936 году английский экономист Дж.М. Кейнс в книге «Теория занятости, процента и денег» предложил эффективную теорию:
Выхода из экономического кризиса

85. В 1946 году в Индии национально-освободительная борьба началась в:
Бомбее

86. В 1946-1954 годах Вьетнам боролся против колонизации со стороны:
Франции

87. В 1952 году в НАТО вступила:
Греция

88. В 1952 году вышла в свет работа Сталина:
«Экономические проблемы социализма в СССР»

89. В 1960 году в Южной Корее установлена власть военной хунты под руководством:
Пак Чон Хи

90. В 1962 году произошло событие:
Карибский кризис


From Wikipedia, the free encyclopedia

Supreme Council for National Reconstruction of the Republic of Korea

대한민국 국가재건최고회의
大韓民國 國家再建最高會議

1961–1963

Flag of South Korea

Flag of the chairman of the Supreme Council for National Reconstruction.svg

Flag

Emblem of South Korea

Emblem of
the SCNR

Anthem: 애국가
«Aegukga»
National seal
«국새 (國璽)»

Seal of the Republic of Korea (1949–1962).svg

Locator map of South Korea.svg
Capital Seoul
Common languages Korean
Government Unitary parliamentary republic under an authoritarian military junta
President  

• 1961–1963

Yun Bo-seon
Chairman of the Supreme Council  

• 1961

Chang Do-yong

• 1961–1963

Park Chung-hee
Legislature None (National Assembly dissolved)
Historical era Cold War

• May 16th coup

16 May 1961

• Establishment of the Third Republic

17 December 1963
Currency South Korean hwan (until 1962)
South Korean won (from 1962)
Preceded by Succeeded by
Second Republic of Korea
Third Republic of Korea
Today part of South Korea
Supreme Council for National Reconstruction
Hangul

국가재건최고회의

Hanja

國家再建最高會議

Revised Romanization Gukga Jaegeon Choego Hoe-ui
McCune–Reischauer Kukka Chaekǒn Ch’oego Hoeǔi

The Supreme Council for National Reconstruction (Korean: 국가재건최고회의) was the ruling military junta of South Korea from May 1961 to December 1963.

The Supreme Council overthrew the Second Republic of Korea in the May 16 coup in May 1961 and established a provisional military government composing largely of officers who were involved in or supportive of the coup. The Supreme Council was headed by the Chairman, the de facto head of government with dictatorial powers, while President Yun Posun was retained as a figurehead. The Supreme Council prioritized South Korea’s economic development and political stability, suspending the National Assembly and most political freedoms, and founding the Korean Central Intelligence Agency to combat pro-North Korean and other anti-government activity. Park Chung-hee served as Chairman of the Supreme Council from July 1961 until his victory in the 1963 South Korean presidential election, and the Supreme Council was dissolved upon the inauguration of the Third Republic of Korea in December 1963.

History[edit]

Background[edit]

The First Republic of Korea was established on 15 August 1948 following the transfer of power from the United States Army Military Government in Korea (USAMGIK) to the Government of South Korea, becoming the first independent government of South Korea. The First Republic had a highly-centralized government under President Syngman Rhee, who maintained autocratic power as the President of South Korea, and was widely viewed as authoritarian and corrupt. Rhee’s government was characterized by widespread cronyism, intimidation and indifference to South Korea’s economic development. Until the late 1950s, Rhee’s unpopularity and corruption was largely tolerated by the South Korea public for the sake of political unity, and as a staunch anti-communist, had crushed open opposition to his regime using the threat of communism as an excuse. In April 1960, Rhee was eventually overthrown in mass protests known as the April Revolution, started in response to the murder of a student killed by police during earlier protests against election rigging. Rhee’s former political opponents in the Democratic Party established the Second Republic of Korea, with new parliamentary system of government, and dominated the National Assembly following elections. The Second Republic was led by Chang Myon as Prime Minister of South Korea, a position which held most of the power, and was headed by Yun Bo-seon as President, now a largely ceremonial role. The new government attempted to fix the issues left behind by Rhee, but proved to be ineffective, and caused the political instability of the First Republic to continue.

May 16 coup[edit]

Many high-ranking figures of the South Korean military held animosity for so-called «liberation aristocrats» – the ruling class of conservative politicians involved in the Korean independence movement and the USAMGIK – that they blamed for the stalling of development in South Korea. Military figures noted how South Korea had been intensively developed under the Japanese colonial system and the «economic miracle» occurring in Japan, in marked contrast to Rhee’s presidency which saw little significant effort to develop the economy, which remained stagnant, poor and largely agrarian. The lack of development under Rhee provoked a growing nationalistic intellectual reaction which called for a radical restructuring of society and a thorough political and economic reorganization, rejecting the model being pursued by the governing elite.

General Chang Do-yong served as the first Chairman of the Supreme Council from May to July 1961.

Park Chung-hee, a Major General in the Republic of Korea Army with decidedly ambiguous political leanings, was heavily influenced by this unfolding intellectual reaction. Park became the leader of a reformist faction within the military that plotted a coup d’etat against the civilian government of the Second Republic on 12 May 1961. The plot was aborted after being leaked, however, the military attempted another coup four days later on 16 May which was successful, dissolving the Second Republic. They proceeded to broadcast a proclamation outlining the policy objectives of the coup, including anti-communism, strengthening of ties with the United States, the elimination of political corruption, the construction of an autonomous national economy, Korean reunification, and the removal of the present generation of politicians. Park and his supporters subsequently established the Military Revolutionary Committee as a military junta government, later renamed the Supreme Council for National Reconstruction. President Yun Posun, who had sided with the coup, was retained in his position as a theoretic figurehead. General Chang Do-yong, then Army Chiefs of Staff, was installed as the Chairman of the Supreme Council, while Park became the Vice-Chairman. However, the power struggles within the Supreme Council allowed Park to engineer the gradual transfer of power from Chang to himself. In July, Park officially replaced Chang as Chairman, effectively becoming the de facto dictator of Korea.

Dissolution[edit]

By 1962, Park and the Supreme Council were coming under increasing pressure by the United States administration of President John F. Kennedy to return to civilian rule, as military leaders had promised to return the government to a democratic system as soon as possible. On December 2, 1962, a referendum was held on returning to a presidential system of rule, which was allegedly passed with a 78% majority.[1] In response, Park eventually abdicated from his military position to be eligible to run as a civilian in the upcoming presidential election, despite the fact that he and the other military leaders had pledged not to run for office. Park narrowly won in the presidential election of October 1963, and replaced Yun Posun as the President of Korea. The Supreme Council was officially dissolved upon the inauguration of the Third Republic of Korea on 17 December 1963, ending the three-year constitutional vacuum.[1]

Economy[edit]

The Supreme Council prioritized the economic development of South Korea and was the first South Korean government to introduce economic planning, with the first South Korean five-year plan inaugurated in 1962. Although the Second Republic had laid the groundwork for such economic plans, it had not been able to put them into practice due to the May 16 coup. The Ministry of Foreign Affairs and Trade enacted policies to encourage and promote export. Currency reform reduced the exchange rate of the South Korean won to US dollar, mainly to prevent money laundering by fraudsters who hid large amounts of money and to weaken the economic influence of Overseas Chinese investors on the South Korean economy.

In late 1963, the Supreme Council began the program with the government of West Germany to recruit South Korean nurses and miners as Gastarbeiter. The costs of the nurses and miners sent to West Germany were largely paid for by the South Korean government, with only their wages and some language services paid for by their employers in West Germany. The Gastarbeiter South Koreans have since been argued as a major cause of South Korea’s rapid economic growth in the late 20th century.[citation needed]

Diplomacy[edit]

South Korean-United States relations were damaged by Park’s coup and his military administration was met with instant disapproval from the United States. Park himself had suffered from suspicions of being a communist both at home and abroad due to his political history. Park had previously been sentenced to death in November 1948 after being arrested on charges that he led a communist cell in the Korean constabulary, but his sentence was commuted by several high-ranking military officers. Park had been a member of the Workers’ Party of South Korea, the communist party responsible for the Jeju Uprising, and was involved in the left-wing Yeosu-Suncheon Rebellion. Park’s left-wing history, combined with his history as a Japanese-trained officer in the Manchukuo Imperial Army, the military of the Japanese puppet state of Manchukuo, led many to question his true intentions despite the Supreme Council’s publicly anti-communist stances. Park visited the United States in 1961 and attempted to persuade President Kennedy to approve his regime, but was instead encouraged to quickly restore civilian rule in South Korea.

See also[edit]

  • History of South Korea
  • History of Korea

Notes[edit]

  1. ^ a b Yonhap (2004, p. 271).

References[edit]

  • Yonhap News Agency (2004). Korea Annual 2004. Seoul: Author. ISBN 89-7433-070-9.

Почти у каждого «экономического чуда» есть «отец». В случае Южной Кореи это Пак Чон Хи, возглавлявший страну почти два десятка лет. А еще почти у каждого «экономического чуда» есть обратная сторона.

И далеко не все, кто восторгается «страной Самсунга и Хюндай», понимают, каким путем Пак вел ее к успеху.

Пак Чон Хи родился в 1917 году в деревне близ города Тэгу на юго-востоке Кореи, которая тогда ещё не делилась на Северную и Южную. Он был седьмым ребёнком в семье обнищавшего корейского аристократа. Окончив в 1937 году с отличием педагогическое училище, Пак некоторое время поработал учителем, а потом решил пойти в японскую армию. Именно в японскую, ведь с 1910 по 1945 год Корея была оккупирована Японией. Пак стал одним из немногих корейцев, которых приняли в Военную академию Императорской армии Японии.

После окончания Второй мировой войны карьера Пака оказалась под угрозой: он вступил в ячейку коммунистической Корейской трудовой партии, которая тайно действовала в армии Южной Кореи. Ячейку разоблачили, а Пака в 1948 году приговорили к казни. Но он смог получить амнистию, сотрудничая с властями. Во время Корейской войны 1950-1953 годов Пак доказал свою лояльность стране, сражаясь в южнокорейских войсках. К концу войны он уже носил звание бригадного генерала. После окончания боевых действий Пак в течение года проходил спецподготовку на американской военной базе Форт Силл, штат Оклахома.


Генерал-майор Пак Чон Хи (в центре) во время военного переворота 16 мая 1961 г.

УБИТЬ ДРАКОНА

Как и многие южнокорейские офицеры, в 1950-х Пак разочаровался в тогдашнем главе страны, старом диктаторе Ли Сын Мане. При нем страна погрязла в коррупции и почти не развивалась экономически. В марте 1960 года 84-летний Ли легко выиграл очередные президентские выборы — его единственный конкурент Чо Бён Ок умер за месяц до них. Спорная победа привела к протестам, вылившимся в Апрельскую революцию и свержение диктатора. Страна погрязла в беспорядках.

Воспользовавшись этим, Пак вступил в сговор с другими офицерами и создал Военно-революционный комитет — по сути, военную хунту. 16 мая 1961 года они захватили власть в Южной Корее. Премьер-министр Чан Мён пытался сопротивляться, но безуспешно. Тем более что президент страны Юн Бо Сон фактически поддержал новую власть и ушёл со своего поста в марте 1962 года.

Власти США, помня об участии Пака в коммунистической ячейке, подозревали в нём тайного сторонника «красных». Но вскоре поняли, что переживать не стоит: режим Пака был четко антикоммунистическим.


Президент Джон Ф. Кеннеди на встрече с генералом Пак Чон Хи в Белом доме, США, 14 ноября 1961 г. Фото: JFK Library

СТАТЬ ДРАКОНОМ

Пак Чон Хи руководил страной 18 лет, с 1961 по 1979 годы. Этот период можно условно разделить на три этапа. Первый — когда Пак правил страной через Высший совет по национальной перестройке. Второй — когда в 1963 году Пак победил на президентских выборах и начал править Южной Кореей через правительство, формально демократическое, но по факту подвластное ему. Третий — когда диктатор уже в открытую отказался от формально демократических институтов.

На первом этапе Пак жёстко реформировал экономику и общество. Он распорядился завести уголовные дела на крупных бизнесменов, обвинив их в коррупционных связях с прежней властью. Были арестованы сразу 24 топ-бизнесмена. 25-м мог стать глава концерна Samsung Ли Бён Чхоль, но в тот момент его не было в стране — а вернувшись домой, он встретился с Паком и поддержал его власть. Позже Ли и другие арестованные бизнесмены заплатили крупные штрафы и вышли на свободу.

В 1961 году Пак под предлогом изъятия незаконных доходов национализировал банки. Основные средства были направлены на создание тяжелой и химической промышленности.

В ноябре того же года Пак посетил США. Он встретился с тогдашним президентом Джоном Кеннеди и убедил его в своей приверженности борьбе против коммунизма, а также в намерении провести демократические выборы.

В реальности происходящее в Южной Корее имело мало общего с демократией. Еще в начале своего правления Пак создал Корейское центральное разведывательное управление и наделил его самыми широкими полномочиями. Сотрудники Корейского ЦРУ вели расследования против неугодных и арестовывали любого, кто подозревался в вольнодумстве.

От арестов и пыток не был застрахован никто. Так, в 1968 году агенты корейской спецслужбы похитили в ФРГ 17 южнокорейцев и увезли в Сеул, где жестоко пытали, обвиняя в работе на КНДР. Лишь разгоревшийся международный скандал и угроза разрыва дипломатических отношений с Западной Германией спасла их жизни.

Пак принял ряд мер в поддержку экономики страны — увеличил процентные ставки и усилил сбор налогов. Но вскоре понял, что развитие экономики нужно основывать на экспорте товаров, в первую очередь — продукции лёгкой промышленности. И здесь было не обойтись без поддержки крупных частных конгломератов — чеболей. Контролируемые богатейшими семьями корпорации получили льготные кредиты на производство товаров на экспорт. Мера оказалась удачной — уже к середине 1960-х экономика Южной Кореи уверенно росла.

Быстрый рост объяснялся не только реформами, но и дешевой рабочей силой. До середины 1960-х южнокорейские рабочие получали вдвое меньше, чем их коллеги на Филиппинах, в Таиланде и Тайване, но работали больше: 55 часов в неделю против 45 часов в Юго-Восточной Азии. Лишь с середины 1960-х реальная зарплата южнокорейских рабочих стала хоть немного расти.

Важную роль сыграла и серьезная международная поддержка. Только за период с 1962-го по 1969-й годы США предоставили Южной Корее помощь в размере более 1,6 миллиарда долларов (около 10 миллиардов долларов на современные деньги). Еще полмиллиарда (3 миллиарда долларов сегодня) за те же 8 лет дала Япония. Пак Чон Хи вообще активно брал иностранные кредиты — реформы требовали огромных денег, а частные инвесторы вкладывать в корейскую экономику в те годы не спешили.

СЯДУТ ВСЕ

К концу 1960-х политика Пака становилась все более авторитарной. В декабре 1971 года, после инаугурации на третий президентский срок, он объявил в Южной Корее чрезвычайное положение, в октябре 1972 года — остановил действие текущей конституции и распустил Национальное собрание. К декабрю была утверждена новая конституция («Конституция Юсин», буквальное значение — омоложение, обновление). Согласно ей, президент мог избираться на шесть лет (а не на четыре, как раньше) неограниченное количество раз. Фактически Пак гарантировал себе вечное правление.

В стране усилились репрессии против инакомыслящих. Оппозиционеров взяли под жесткий контроль, свободу слова безжалостно давили. Всё это Пак оправдывал борьбой с коммунизмом.

Самой известной жертвой репрессий Пака едва не стал его конкурент, политик из Новой демократической партии Ким Дэ Чжун. В августе 1973 года Кима, который жил в изгнании в Японии, люди Пака похитили из отельного номера в Токио и доставили на лодку, чтобы утопить в море. Однако похитителей выследил самолет Морских сил самообороны Японии, а экстренное вмешательство посла США в Южной Корее Филипа Хабиба спасло жизнь оппозиционера. Пять дней спустя Кима высадили в Сеуле возле его дома. Через несколько лет его бросили за решетку, но Киму удалось пережить диктатора. Позже Ким Дэ Чжун станет главой Южной Кореи, а в 2000 году получит Нобелевскую премию мира.

Что касается экономических решений, то в этот период Пак начал развивать тяжёлую промышленность вместо лёгкой. Южная Корея начала выпускать и экспортировать свои машины, корабли, сталь.
Во внешней политике Пак сохранил курс на дружбу с США. Чтобы поддержать хорошие отношения с союзником, Пак направил во Вьетнам 300 тысяч солдат. Те проявили себя как храбрые воины, но и мирным вьетнамцам, и американцам больше запомнились немотивированной жестокостью.


Парад южнокорейской армии в День вооруженных сил в 1973 году.

ОХОТА

Кроме внутренних врагов у Пак Чон Хи были и внешние — коммунистические режимы. Дважды его пытались убить. В январе 1968 года группа северокорейского спецназа проникла в Сеул. Гости с севера почти дошли до Голубого дома — резиденции главы государства — но в 800 метрах от здания их остановила полиция. Завязалась перестрелка, в которой 29 спецназовцев погибли или были схвачены, и лишь двоим удалось скрыться.

Вторая попытка произошла 15 августа 1974 года, когда Пак с женой Юк Ён Су выступал с речью в национальном театре. Во время выступления агент разведки КНДР Мун Се Гван, сидевший в первом ряду, выстрелил в главу государства, но промахнулся и попал в его жену, а другой пулей случайно убил стоявшую рядом старшеклассницу Чон Бун Хва. Несмотря на это, Пак не покинул сцену, а произнёс речь до конца. Убийцу схватили и повесили в декабре того же года.

И все же власть диктатора оказалась не вечной. Несмотря на репрессии, к концу 1970-х в стране окрепло оппозиционное движение. В начале октября 1979 года из Национального собрания убрали оппозиционного лидера Ким Ён Сама, и это переросло в политический кризис. На юго-востоке страны начались многотысячные демонстрации против диктатуры, которые вскоре распространились на другие регионы.

26 октября 1979 года в здании Корейского ЦРУ собралось высшее руководство страны и сам Пак Чон Хи. В тот день он обрушился на своего друга и по совместительству главу спецслужбы Ким Чжэ Гю за то, что тот не подавил беспорядки. После этого разноса Ким вышел и вернулся с пистолетом. Своего главного врага, главу президентской службы безопасности Ча Чи Чхоля, он убил со словами «Как вы можете держать этого червяка в своих советниках?». Затем застрелил и самого Пака. Тот умер через пару минут. Неизвестно, готовил ли Ким убийство заранее, но он оставил в живых трех свидетелей и не обеспечил себе пути отхода. Выбежав из резиденции, он взял такси, но вскоре был задержан. В мае 1980 года Ким Чжэ Гю повесили.

После убийства Пака власть в стране взяла новая военная хунта, убившая множество студентов и других активистов. Реальная демократия утвердилась лишь в конце 1980-х.

«Династию» Пака пыталась продолжить его дочь Пак Кын Хе. Она успешно строила политическую карьеру и в 2013 году стала первой женщиной-президентом Кореи. Правда, ее карьера закончилась провалом — в 2016 году Пак Кын Хе обвинили в коррупции и злоупотреблении властью. Парламент проголосовал за импичмент. В 2018 году ее приговорили к 25 годам тюремного заключения.


Пак Кын Хе — дочь Пак Чон Хи и Президент Президент Республики Корея (2013—2017 гг.) Фото: Национальный архив Кореи

В современной Республике Корея споры о президенте-диктаторе не утихают и поныне. Люди склонны забывать злодеяния, потому сегодня многие граждане Южной Кореи в целом довольны Паком и его вкладом в «корейское экономическое чудо». Хотя в мире такие «чудеса» случаются и без диктатуры.

[источники]источники
https://was.media/2022-05-09-pak-chon-hi-cherez-diktaturu-k-korejskomu-chudu/

Перейти к содержимому

656. Личная стража Октавиана Августа состояла из девяти отрядов:
• Преторианцев

657. Высший гражданский чин в Табеле о рангах»:
• Канцлер

658. Сипаи — это:
• Наемные солдаты-индусы в английской колониальной армии в Индии

659. В 1960 году в Южной Корее установлена власть военной хунты под руководством:
• Пак Чон Хи

660. В 955 году немецкие и чешские войска во главе с германским королем Оттоном I наголову разгромили венгров в битве:
• На реке Лехе (Германия)

«

Глава
5. ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ,

ИЛИ
«РЕВОЛЮЦИЯ» ПАК ЧОНХИ.

ОБРАЗОВАНИЕ
ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ

В
начале 1960-х годов на политической
арене Южной Кореи по­явилась новая
сила. Она вывела страну из бедности
и обеспечила ее экономическое
процветание, которое в свою очередь
стало основой для расширения
демократических прав и свобод в
конце 1980-х годов. Ко­нечно же, так
называемой демократии западного
образца
в Южной Корее с ее
традиционной культурой,
базирующейся на строго регла­ментированных
отношениях между младшими и
старшими[1]
, не было и, наверное, не
будет никогда, во всяком случае до
тех пор, пока эти традиции будут
сохраняться.

События
весны 1961 г., положившие конец
короткой истории Вто­рой
Республики, в современной
историографии определяются по-раз­ному,
порой весьма противоположным
образом. Так, в 1960-1970-е го­ды в
официальной южнокорейской
историографии эти события име­новались
«военная революция» или даже «бескровная
военная ре­волюция». Оппозиция, а
также официальная южнокорейская
исто­риография 1980-х годов называла
события весны 1961 г. «военным
переворотом», а некоторые левые
издания оценивали новую власть как
«военный фашизм». В 1990-е годы, в
особенности после финан­сово-экономического
кризиса 1997 г., в Южной Корее
произошла пе­реоценка событий
прошлого. Тогда снова стали
положительно оце­нивать
центральную фигуру событий —
генерала Пак Чонхи, сумев­шего
вывести страну в ряд сильнейших
экономических держав ми­ра.
Современные южные корейцы,
вспоминая 1960-1970-е годы, гово­рят о
том, что простому трудовому народу
жилось тогда не так уж и плохо.

В
советской историографии власть Пак
Чонхи называли «военной хунтой»,
которая пришла к власти с помощью «государственного
пе­реворота». В новейшей
российской историографии заметны
тенденции более положительной
оценки исторической роли Пак Чонхи.
Между тем попытки акцентировать
внимание только на позитивных (объек­тивно)
моментах власти военных в Южной
Корее 1960-1970-х годов также не могут
представить достаточно полной
картины событий тех лет.

§
1. Приход к власти Пак Чонхи

В феврале 1960
г., за месяц до последних
скандальных президент­ских
выборов Ли Сынмана, в командовании
южнокорейской армии об­разовалась
тайная группа высокопоставленных
военачальников сред­них лет,
замышлявших захватить власть,
чтобы навести порядок в стране и
обеспечить ее поступательное
развитие, т. е. совершить «ре­волюцию».
В группу входили генерал-майор
сухопутных войск Пак Чонхи (1917-1979),
генерал-майор морской пехоты Ким
Донха, бри­гадный генерал Юн Тхэиль,
генерал-майор Ли Чжуиль, подполков­ник
Ким Чжонпхиль (род. 1926; впоследствии
стал ближайшим со­ратником Пак
Чонхи). Ее поддерживало
южнокорейское офицерство,
недовольное положением в армии,
сложившемся после Корейской вой­ны.
В начале 1960 г. заместитель
начальника штаба 2-й армии Пак Чонхи
в связи с отсутствием начальника
фактически возглавил штаб, что
увеличивало шансы на успех. Захват
власти был назначен на 8 мая 1960 г.

Однако
события Апрельской революции
опередили замыслы во­енных. Какое-то
время им казалось, что наконец-то
Южная Корея начнет выходить из
кризиса. Но правление
развалившейся от фракци­онной
борьбы Демократической партии,
которая пошла по пути уста­новления
диктатуры[2]
для того, чтобы подавить
чересчур активные выступления
народа Южной Кореи, желавшего
скорейшего воссоеди­нения с более
развитым в то время Севером,
оказалось неэффектив­ным. Страна
была ввергнута в еще больший хаос,
чем до свержения Ли Сынмана.

В
то же время Апрельская революция,
продемонстрировавшая
принципиальную возможность
насильственной смены власти в Ко­рее,
придала заговорщикам большую
уверенность в своих силах. На 19
апреля 1961 г., день годовщины
Апрельских событий, была назна­чена
новая дата захвата власти. Затем ее
перенесли на 12 мая, а чуть позже —
на 16 мая. Руководители военного
переворота предваритель­но
информировали командование «войск
ООН», расквартированных в Корее во
главе с генералом Макгрудером, о
готовящихся событиях.

Главнокомандующему
сухопутными войсками генералу Чан
Доёну, поначалу не поддержавшему
заговорщиков, также стало известно
о готовившемся перевороте. Но
низшие офицеры, которым был пере­дан
приказ арестовать мятежников, не
подчинились и сумели убедить
генерала перейти на сторону
военных-реформаторов.

В
ночь с 15 на 16 мая руководители
государственного переворота,
командовавшие 1-й бригадой морской
пехоты, 23-й пехотной диви­зией,
парашютистами и другими
подразделениями, собрались вместе
и отдали приказ о начале операции. В
3 часа ночи мятежные вой­ска
подошли к Сеулу и, встретив лишь
небольшое сопротивление, к 4 часам
утра захватили помещения
центральных органов власти,
главпочтамт, основные радиостанции,
издательства. В 5 часов утра в эфир
вышла первая радиопередача с
заявлением из шести пунктов,
оповещавшая граждан страны о
свершившемся государственном пе­ревороте
и его целях. В заявлении говорилось
о том, что военные, захватив всю
полноту власти, образовали Военно-революционный
ко­митет (ВРК; Кунса хёнмён
вивонхве)
для того, чтобы взять
власть у беспомощного
правительства и преодолеть кризис,
постигший страну. ВРК возглавил
начальник штаба сухопутных войск
Чан Доён, а его заместителем стал
Пак Чонхи, вдохновитель и
организатор переворота. Главной
задачей новой власти объявлялась
борьба с коммунизмом при
одновременном соблюдении всех
принципов ООН. ВРК инфор­мировал «патриотических
граждан» страны о том, что в
Республике Корея будет возрождена
независимая экономика, которая
позволит стране «говорить на
равных с коммунизмом» (т. е. с
Северной Коре­ей) и на этой
паритетной основе искать пути
объединения страны. В заявлении
также подчеркивалось, что при
первой же возможности военные
готовы передать власть политикам.

16
мая в 9 часов утра от имени ВРК по
всей стране было объ­явлено
чрезвычайное положение, а в 7 часов
вечера распространено сообщение о
том, что в ближайшем будущем
премьер-министр Чан Мен передаст
всю полноту власти ВРК.

Через
два дня после военного переворота,
18 мая, на заседании кабинета
министров Чан Мен официально
объявил о передаче власти военным и
о своей отставке. В тот же день ВРК
был переименован в Высший совет
государственной реконструкции (ВСГР;
Кукка чэгон чхвего хвеый). Обе
палаты Национального собрания были
распуще­ны. В стране запрещалась
всякая политическая деятельность.

Главнокомандующий
силами ООН в Корее генерал
Макгрудер по­началу выступил с
формальным «осуждением»
переворота, однако вскоре, 20 мая[3]
,
США признали новую военную власть.
Во-первых, сам президент Республики
Корея Юн Босон отдал приказ всем во­оруженным
силам страны не оказывать
сопротивления ВРК, пояс­нив свои
действия словами: «Случилось то,
чего нельзя было избежать», тем
самым поддержав военный переворот.
Во-вторых, в заяв­лении ВРК первое
место отводилось борьбе с
коммунизмом, что было важнейшей
внешнеполитической задачей США в
то время. И тем не менее,
поддерживая государственный
переворот в принципе, США
предъявили требование, чтобы
военное правление как можно скорее
было заменено на гражданское.

Однако
Пак Чонхи, постепенно
концентрировавший всю полноту
власти в своих руках, не торопился
передавать ее гражданским поли­тикам.
6 июня 1961 г. Высший совет
государственной реконструкции
издал «Закон о временных
чрезвычайных мерах по
реконструкции государства»,
согласно которому в рамках Совета
учреждались семь подкомиссий,
исполнявших функции министерств. 10
июня 1961 г. при ВСГР было создано
Центральное разведывательное
управление (до­словно — «Центральный
отдел информации», или, по-английски,
Central Intelligence Service), о функциях
которого можно легко догадать­ся
по аналогии с одноименной
организацией США. 3 июля 1961 г., во
исполнение пункта 1 Заявления от 16
мая, ВСГР издал «Антикоммунистический
закон» (Пангон поп). 12 июля 1961 г.
при ВСГР начали функционировать
так называемые «революционные суды»
и «револю­ционная прокуратура».
Таким образом, «военные
революционеры» на основании «закона»
имели возможность расправиться с
оппозицией. С другой стороны, не
следует думать, что военные,
объявившие сво­ей целью
процветание государства,
осуществляли подобные жесткие меры
исключительно ради личной власти.
На скамье подсудимых «ре­волюционных
судов» оказались организаторы
последних фальсифи­цированных
выборов Ли Сынмана, а также
ответственные за приказ стрелять в
демонстрантов, вышедших на улицы 19
апреля 1960 г. Для восстановления
порядка в стране была усилена
борьба с преступно­стью, и многие
правонарушители задерживались и
наказывались.

Тем
не менее, ощущая постоянное
давление США, а также испол­няя
пункт 2 Заявления ВРК от 16 мая о
соблюдении принципов ООН, уже в
августе 1961 г. Пак Чонхи
распространил заявление о том, что
к лету 1963 г. основные задачи ВСГР
будут выполнены и военно-ре­волюционное
правление завершится.

В
это время, несмотря на довольно
жесткие способы правления ВСГР, все
еще действовала политическая
оппозиция в лице Либераль­ной,
Демократической, Новой
демократической партий. Поэтому 16
марта 1962 г. ВСГР принял «Закон об
упорядочении политической
деятельности», на основании
которого были ограничены в правах
по­литической деятельности 4374
человека.

Таким
образом, «расчистив» общество от
нежелательных предста­вителей
оппозиции, Пак Чонхи мог приступать
к более решительным шагам для
перехода к обещанному «гражданскому»
правлению. Для этого следовало
провести новые президентские
выборы, тем более что 22 марта 1962 г.
Юн Босон снял с себя обязанности
президента страны. Для создания «более
демократической атмосферы» с 10 мая 1962
г. были закрыты «революционные суды»,
уже выполнившие свои ос­новные
задачи. В том же году ВСГР приступил
к разработке новых поправок к
Конституции страны. Их суть
сводилась к следующему:
концентрация власти в руках
президента, который должен был из­бираться
прямым голосованием; создание
однопалатного парламента с
одновременным сокращением
некоторых его полномочий; введение
всенародного референдума при
принятии поправок к Конституции и т.
п.

Новая
редакция Конституции была одобрена
на референдуме, про­веденном 17
декабря 1962 г., и официально
опубликована 26 декабря того же года.
Для того чтобы права и свободы,
провозглашаемые Кон­ституцией,
могли реализовываться, с 1 января 1963
г. в стране была разрешена
политическая деятельность. Для
создания своей политиче­ской
партии, которая должна была принять
участие в новых прези­дентских
выборах, Пак Чонхи потребовалось
чуть меньше двух месяцев: 26 февраля 1963
г. было объявлено об образовании
новой Демо­кратической
республиканской партии (Минчжу
конхвадан),
которую сокращенно
стали называть Республиканской
партией (Конхвадан). В своем
программном заявлении
Республиканская партия, ставя со­бытия
Апрельской революции 1960 г. и «Революции
16 мая» 1961 г. в один ряд, объявляла
своей основной целью построение
самостоятель­ной, свободной,
демократической, республиканской
Кореи.

Однако
не все в Южной Корее приветствовали
появление на по­литической арене
Пак Чонхи, который на деле не
стремился к ско­рейшему завершению
военного правления. Совершенно
неожиданно, 16 марта 1963 г., он вдруг
заявил о продлении срока
нахождения у власти ВСГР и отмене
выборов, что вызвало волну
возмущений как со стороны
студенчества и простого народа, так
и среди некоторых известных
политиков, в частности, экс-президента
Юн Босона, кото­рый в свое время не
противился установлению власти
военных. Под давлением корейской
общественности и США Пак Чонхи
пришлось вернуться к
первоначальному плану. Поэтому 30
августа 1963 г. он ушел в отставку,
став таким образом «обыкновенным
гражданским лицом». На следующий
день, 31 августа, Пак Чонхи вступил в
Респуб­ликанскую партию и в
качестве ее лидера был выдвинут
кандидатом в президенты на будущих
выборах.

После
того как в Южной Корее была снова
разрешена полити­ческая
деятельность, оппозиция власти
военных также не замедлила создать
свои собственные партийные
организации. Самой мощной из них
стала образованная 27 января 1963 г.
Партия народного правле­ния (Минчжондан),
определившая своими целями
свободу и демо­кратию в Корее, а
также мирную замену военной власти
на граж­данскую. Своим кандидатом
на предстоящих президентских
выборах партия выдвинула экс-президента
Юн Босона. Костяк новой партии
составили выходцы из бывшей «старой»
фракции Демократической партии
периода правления Ли Сынмана. «Новая»
фракция бывшей Демократической
партии (т. е. бывшая Новая
демократическая пар­тия) создала
Партию нового правления (Синчжондан).

Новые
президентские выборы были
назначены на 15 октября 1963 г. Пак
Чонхи набрал на них 4 702 640 голосов (42,61%
от общего числа проголосовавших), а
его противник Юн Босон — 4 546 614 голо­сов.
Пак Чонхи победил с небольшим
преимуществом всего в 156026 голосов.
Наибольшую поддержку Пак Чонхи
получил в юго-восточ­ной провинции
Кёнсан, откуда он был родом. В
крупных городах Пак Чонхи не
поддержали. Например, в Сеуле с
более чем двойным пе­ревесом
победу одержал Юн Босон. Таким
образом, президентские выборы
показали, что «диктатура» в Южной
Корее в это время еще не была
абсолютной.

Выборы
в новый однопалатный парламент,
назначенные на 26 но­ября, также
принесли победу Республиканской
партии Пак Чонхи: из 175 мест члены
Республиканской партии получили 110.
Однако и здесь победа досталась не
так просто, поскольку кандидаты от
партии Пак Чонхи набрали только 32,4%
голосов избирателей. Современная
южнокорейская историография
объясняет победу Республиканской
партии в том числе и большим
количеством средств, потраченных
на избирательную кампанию.

В
любом случае Пак Чонхи и его партия
одержали в 1963 г. победу, и в
исторической литературе нигде не
говорится о том, что результа­ты
выборов были подтасованы.
Формально власть военных в стране
завершилась. 17 декабря 1963 г. было
провозглашено образование так
называемой Третьей Республики.

§
2. Первые достижения Третьей
Республики: восстановление
отношений между Южной Кореей и
Японией

Итак,
с 1963 г. третьим президентом
Республики Корея стал Пак Чонхи (1917-1979),
человек «нового поколения», не
связанный с ан­тияпонским
движением за независимость.
Напротив, в молодости он даже
сотрудничал с японцами. Свою
трудовую карьеру Пак Чонхи начал в
качестве учителя начальной школы,
закончив в 1932 г. Педа­гогический
колледж в Тэгу. Однако, очевидно,
склонность к военному делу,
помноженная на острую
необходимость армейских кадров для
Японии, вступившей в войну с Китаем,
а затем и с США, повлияли на то, что
Пак Чонхи решил оставить поприще
учителя и в 1940 г. поступил в
Маньчжурскую офицерскую школу в
Синьцзине. За два года обучения Пак
Чонхи достиг таких успехов, что,
говорят, получил в подарок золотые
часы, которые ему вручил лично
Император [ма­рионеточного]
государства Маньчжоу-го Пу И, а
затем, в 1942 г., был послан в Японию,
чтобы продолжить обучение в
офицерской школе, располагавшейся
неподалеку от Токио. После ее
окончания Пак Чон­хи, носивший
тогда японское имя Такаги Масао[4]
,
был снова отправ­лен в Маньчжурию,
где воевал против китайской гоминьдановской
армии[5].

Наверное,
вряд ли можно осуждать молодого
человека, родивше­гося тогда, когда
Корея уже в течение длительного
времени была ча­стью Японии, и для
которого подобное положение было в
известной
степени нормальным, за
то, что он избрал жизненный путь
офице­ра японской армии. С другой
стороны, Пак Чонхи был выдающимся,
незаурядным человеком, что
доказывали его успехи в военной
карье­ре. По-видимому, именно по
этой причине после освобождения
страны Пак Чонхи стал одним из
первых, кто вошел в состав новой
южноко­рейской армии и кому было
позволено поступить в
южнокорейскую офицерскую школу.
Закончив ее в 1946 г. в звании
старшего лейтенан­та, Пак Чонхи
сумел значительно продвинуться по
служебной лестни­це, а в 1954 г. даже
ездил на стажировку в США. Однако
посещение США не сделало Пак Чонхи
сторонником идеалов западной
демокра­тии. В своей работе «Государство,
революция и я», опубликованной в
августе 1963 г., Пак Чонхи писал о том,
что «американская демокра­тия
западного образца не подходит для
реалий Кореи».

Вместе
с тем, еще до избрания президентом
Республики Корея, Пак Чонхи начал
прилагать усилия для установления
отношений с Японией. Его «японское»
прошлое не было основной причиной
такой политики, хотя хорошее знание
Японии помогало ему делать верные
шаги.

Установление
отношений между Южной Кореей и
Японией, ко­торые после окончания
второй мировой войны вообще никак
не бы­ли оформлены, стало
объективной необходимостью начала
1960-х го­дов. Во-первых, Южной Корее
требовалось активное
экономическое и научно-техническое
сотрудничество с ближайшим соседом,
Япони­ей, которая развивалась в то
время стремительными темпами и, что
немаловажно, имела известную
культурную схожесть. Во-вторых, са­ма
Япония, оправившаяся от поражения
во второй мировой войне и
вступившая на путь стремительного
экономического развития, нача­ла
занимать лидирующее положение в
мире по отдельным экономиче­ским
показателям и уже нуждалась в
экспорте капитала. В-третьих, к
этому времени назрела
необходимость укрепления военной
безопас­ности в Дальневосточном
регионе по линии Южная Корея —
Япония и США. И Южная Корея, и Япония,
каждая в отдельности, являлись
союзницами США, и в обеих странах
были расквартированы аме­риканские
вооруженные силы. Однако
отсутствие отношений между этими
двумя странами продолжало быть
дестабилизирующим фак­тором. США
официально признали власть Пак
Чонхи и выразили пожелание, чтобы
Южная Корея также пошла на
известные уступки в отношениях с
Японией.

Еще
в годы президентства Ли Сынмана
Соединенные Штаты Аме­рики
пытались подтолкнуть Южную Корею к
диалогу с Японией. По настоянию США
в 1949 и 1950 гг. имели место попытки
заключения однолетних торговых
договоров между двумя странами.
Корейская война стала решающим
фактором в переговорном процессе: 21
октября 1951 г. в Токио при содействии
США начались предварительные японо-корейские
переговоры, а с 15 февраля 1952 г. —
регулярные. На переговорах
обсуждались: «основы отношений»
между двумя госу­дарствами;
имущественные претензии; вопрос
рыболовства (так на­зываемой «линии
мира»[6]
); юридический статус
корейцев, постоян­но проживающих в
Японии со времен колонизации Кореи;
вопрос о культурных ценностях,
вывезенных из Кореи японцами в годы
коло­низации.

Однако
почти сразу корейско-японские
переговоры зашли в тупик.
Тридцатипятилетняя (а фактически —
намного более длительная) ко­лонизация
Кореи Японией вылилась во
всекорейскую ненависть к Японии и
всему японскому — ненависть, не
исчезнувшую и к концу
XX столетия.
Сам Ли Сынман был одним из лидеров
антияпонской борьбы. Для того чтобы
хоть как-то задержать
катастрофическое па­дение своей
популярности, Ли Сынман в своей
политической деятель­ности
постоянно обращался к антияпонским
мотивам. Корейско-японское
сближение, осуществленное под его
собственным руководством, грозило
Ли Сынману окончательной потерей
поддержки народа. К тому же в
отношениях между Республикой Корея
и Японией имелся ряд действительно
трудноразрешимых вопросов, как,
например, раз­граничение районов
преимущественных прав на рыбный
промысел.

Поэтому
летом 1952 г., после того как 21 апреля
застопорился пер­вый тур
переговоров, Южную Корею посетил
посол США в Японии Роберт Кларк с
тем, чтобы убедить Ли Сынмана в
необходимости пе­реговоров с
Японией. Переговоры возобновились
в 1953 г. Тогда Ли Сынман лично
посещал Токио для ведения
переговоров при участии США.

В
конце 1950-х годов Япония начала идти
на уступки. 15 апреля 1958 г. после
многолетнего перерыва начался
очередной, 4-й тур юж-нокорейско-японских
переговоров. А 15 мая 1958 г.
Республику Корея посетил Кадзуо
Ясуги, ближайший помощник
тогдашнего премьер-министра
Нобусукэ Киси, и принес публичные
извинения корейскому народу за все
несправедливые действия,
совершенные Японией в годы
колонизации Кореи.

В
годы Апрельской революции
переговорный процесс между Коре­ей
и Японией поначалу зашел в тупик, но
с августа 1960 г., после того как Чан
Мен сформировал новый кабинет
министров, снова вернулся в прежнее
русло.

Приход
к власти военных весной 1961 г. на
время прервал перего­воры, однако в
связи с рядом обозначенных выше
объективных причин, а также под
давлением США с 20 октября 1961 г.
переговоры с Японией были
возобновлены. Но сразу же факт
начала переговоров вызвал широкие
протесты со стороны южнокорейского
населения. По­этому тогдашнему
директору южнокорейского ЦРУ Ким
Чжонпхилю было поручено тайно
продолжить переговоры с Японией.

Одним
из важнейших вопросов,
обсуждавшихся двумя сторонами,
стала проблема японских репараций
за ущерб, причиненный за го­ды
колонизации Кореи. Поначалу
южнокорейская сторона выдвинула
шесть основных позиций, по которым
должны были бы выплачивать­ся
репарации, и определила их сумму в
размере 800 млн долларов[7]
. Японская сторона
отказывалась выплатить Южной Корее
больше, чем 700 млн долларов. Для
решения спорного вопроса был
найден сле­дующий выход,
закрепленный в «Меморандуме Кима [Чжонпхиля]
— Охира [Масаёси]», который был
подписан 12 ноября 1962 г. Соглас­но
документу, Япония должна была
предоставлять Южной Корее в
течение 10 лет 300 млн долларов
безвозмездно в качестве репараций;
200 млн долларов должны были
составить японские государствен­ные
займы, выплачиваемые Южной Корее
также в течение 10 лет в рамках
экономической помощи с 3,5% годовых и
погашением займа в течение 20 лет, а
более 100 млн долларов — частные
коммерческие ин­вестиции в
экономику Южной Кореи. (Впоследствии
реальная сумма частных инвестиций
составила 300 млн долларов, и, таким
образом, Республика Корея получила
требовавшиеся с самого начала 800
млн долларов.)

Достигнув
соглашения с японской стороной по
всем основным пунктам, в начале 1964 г.
«новое гражданское» правительство
Респуб­лики Корея выступило с
заявлением, в котором опубликовало
план последующего оформления
отношений с Японией: к марту 1964 г.—
окончательно завершить обсуждение
текста договора, в апреле месяце
того же года — подписать, а в мае —
ратифицировать договор.

Планы
правительства Пак Чонхи вызвали
массовые протесты сту­денчества,
рядового населения и
представителей оппозиционных пар­тий.
Во-первых, народ Южной Кореи, в
принципе, не желал спешить с
установлением отношений с Японией,
поскольку ее экономическое
возрождение вызывало опасения
относительно японских планов в Во­сточной
Азии, которые казались
возрождением прежнего японско­го
империализма. Во-вторых, слишком
велики были уступки Кореи японской
стороне, в частности в вопросе о
репарациях. В-третьих, нигде не
говорилось о том, что в будущем
договоре японская сторона принесет
официальные извинения Корее за
злодеяния периода японской
колонизации. В-четвертых, оппозиция
считала, что заключение подобного
договора только с Южной Кореей лишь
усугубит раскол страны на две части
и станет помехой процессу
объединения.

24
марта 1964 г. студенты Сеульского
университета выступили с
требованием прекратить корейско-японские
переговоры. В следую­щие два дня
антияпонские демонстрации прошли
по всей стране — в Пусане, Тэгу и
других городах. Демонстрации
продолжались в те­чение апреля и
мая и стали постепенно приобретать
антиправитель­ственный характер. 3
июня 1964 г. на улицы Сеула вышли 10 тыс.
человек демонстрантов, а в 8 часов
вечера того лее дня правительство
было вынуждено ввести в столице
чрезвычайное положение.

Однако
в конце 1964 г. корейско-японские
переговоры снова акти­визировались,
вступив в завершающую стадию. Этому
способствовало успешное испытание
в КНР в октябре 1964 г. ядерной бомбы.
Реше­ние вопроса безопасности
западного блока в Восточной Азии
через создание «треугольника» США
— Япония — Южная Корея[8]
больше нельзя было
откладывать.

Завершающий
тур переговоров начался в декабре 1964
г. Япония предложила Корее оказать
экстренную помощь в объеме 20 млн
дол­ларов США. Из Кореи в Японию
были отправлены делегации студен­тов
и журналистов. Таким образом
правительство Пак Чонхи пыта­лось
снизить накал страстей. В феврале 1965
г. в Сеул прибыла япон­ская
делегация, и 20 февраля состоялось
парафирование Корейско-японского
договора.

Окончательный
вариант «Договора об основных
отношениях меж­ду Республикой
Корея и Японией» был подписан 22
июня 1965 г. в Токио министрами
иностранных дел двух государств и
ратифициро­ван 14 августа. Обмен
ратификационными грамотами
состоялся 18 декабря 1965 г.

«Корейско-японский
основной договор» (Хан-илъ кибон
чояк;
та­ково краткое название
указанного документа) состоял из
семи статей, в которых говорилось о
том, что с момента его подписания
между дву­мя странами
устанавливаются полноправные
дипломатические отно­шения (ст. 1) и
отменяется «Договор о соединении
Кореи и Японии» от 22 августа 1910 г., а
также все другие договоры между
двумя стра­нами, заключенные до 1910
г. (ст. 2). Статья 3 Договора
признавала Республику Корея
единственным законным
государством на Корей­ском
полуострове, ссылаясь на резолюцию
К6 195 (
III) Генеральной
Ассамблеи ООН от 1.2 декабря 1948 г.
Далее в Договоре говорилось о том,
что в своих отношениях обе стороны
будут придерживаться
принципов ООН
и прилагать дальнейшие усилия для
развития дву­сторонних отношений.

Одновременно
с «Корейско-японским основным
договором» были подписаны четыре
специальных соглашения и ряд
документов. Со­глашения касались
вопросов корейских
соотечественников, постоянно
проживающих в Японии, рыболовства,
выплаты репараций и эконо­мического
сотрудничества, вопросов
перемещенных предметов куль­турного
достояния двух стран и
сотрудничества в сфере культуры.

Несмотря
на отрицательное отношение к
заключению Корейско-японского
договора 1965 г. как со стороны
тогдашней оппозиции, так и в ряде
нынешних южнокорейских работ,
объективно восстановление
южнокорейско-японских отношений
послужило одним из базовых мо­ментов
для дальнейшего экономического
развития Республики Корея.
Корейско-японский договор,
дополненный в 1966 г. южнокорейским «Законом
о привлечении иностранного
капитала», стал основой для
активного поступления в Республику
Корея японской экономической
помощи, коренным образом
отличавшейся от американской[9]
.

Если
Соединенные Штаты Америки
передавали Южной Корее средства
для закупки и потребления
продукции американской про­мышленности
и сельского хозяйства, то Япония
вкладывала день­ги в развитие южнокорейской
промышленности, главным образом в
обрабатывающие и «производящие» (химическая,
металлургическая и т. п.) отрасли.
Например, почти 120 млн долларов
японской помо­щи было вложено в
крупнейший сталелитейный комбинат
Республи­ки Корея— «Поско» (РоЬап§
8Ъее1 Сотрапу — РО8СО). Японская по­мощь
оказывалась планомерно, в рамках
соответствующих японских
правительственных программ,
проходивших под лозунгом «Азия для
азиатов» и при участии научно-исследовательских
учреждений, та­ких, например, как
Институт экономики стран Азии (с 1958
г.) или Институт по исследованию
промышленности и экономики
Республики Корея (с 1966г.).

Понятно,
что японская помощь Южной Корее
оказывалась далеко не из
альтруистических побуждений. «Безвозмездная»
помощь, раз­меры которой
выражаются в долларовом
эквиваленте, нередко предо­ставлялась
в виде японских товаров, материалов
или комплектующих для совместных
корейско-японских производств.
Коммерческие зай­мы также давались
для того, чтобы способствовать
экспорту в Корею японских товаров,
материалов и технологий.

И тем не
менее установление отношений между
Японией и Южной Кореей было
значительным достижением
правительства Пак Чонхи.

В
первые пять лет после подписания
Договора (1965-1970) южнокорейско-японские
отношения развивались по
нарастающей и способ­ствовали
реализации планов Пак Чонхи по
строительству новой эко­номики
Южной Кореи.

Для
того чтобы заставить народ Южной
Кореи следовать по из­бранному для
него пути, Пак Чонхи приходилось
время от времени прибегать к силе.
От этого его собственная власть
нередко находилась под угрозой
падения.


[1] О категориях «младший»
и «старший» в традиционной
корейской культу­ре см.: Никитина
М. И.
Миф о женщине-солнце и ее
родителях и его спутни­ки в
ритуальной традиции древней Кореи
и соседних стран. СПб., 2001; Курбанов
С. О.
Конфуцианский классический
«Канон сыновей почтительности» в
корейской трактовке. Корейской
восприятие универсальной
категории «почтитель­ности к
родителям». СПб., 2007.

[2] Власть Демократической
партии в период Второй Республики
определяется как «диктаторская» и
в самой южнокорейской
историографии.

[3]
В исторической литературе
встречается также указание на 26 мая.

[4] В исторической
литературе встречается также
утверждение о том, что у Пак Чонхи
было японское имя Минору Окамото.

[5] Ли Сану. Пак
чонкквон 18 нён. Кы кволлёг-ый нэмак (18
лет власти Пак [Чонхи]. Ее
внутренние мотивы). Сеул, 1986. С. 95-97.

[6] «Линия мира» —
установленная Ли Сынманом граница
внутренних вод Кореи,
расположенная на расстоянии 56
морских миль (103,7 км) от берегов
Кореи.

[7] Не следует забывать,
что стоимость доллара США в начале
1960-х годов была значительно выше,
чем на рубеже ХХ-ХХ
I столетий.

[8]
Подробнее см: Воронцов А. В. «Треугольник»
США — Япония — Южная Ко­рея. М., 1991.

[9] Подробнее см.: Шипаев
В. И.
Япония и Южная Корея («помощь
развитию» и ее последствия). М., 1981.

Сайт управляется системой uCoz

Первым масштабным протестным движением в истории Южной Кореи стала так называемая «Апрельская революция» 1960 года. Но первая массовая акция в истории страны — это Первомартовское движение 1919 года. Для корейцев оно имеет особое значение. Южнокорейские демонстранты в 1960-м, 1980-м и 1987-м так или иначе ссылались на участников Первомартовского движения и в некотором смысле видели себя их наследниками.

В 1960 году страной уже 12 лет правил первый президент Республики Корея Ли Сын Ман. В начале своего правления Ли проводил реформы, направленные на социально-экономическую модернизацию страны: за счет национализации колониальной собственности японских компаний был создан государственный сектор экономики, в ходе аграрной реформы было ликвидировано помещичье землевладение, появилась широкая прослойка мелких земельных собственников. Однако с началом Корейской войны модернизация была прервана. В условиях чрезвычайного военного положения заметно урезались личные свободы. При этом еще до начала межкорейского военного конфликта в Южной Корее появилась система служб государственной безопасности, деятельность которых была направлена на подавление коммунистических настроений и недовольства политикой правительства. С началом войны в газетах появлялось всё больше антикоммунистических материалов, и это создавало благоприятный фон для усиления государственного механизма. СМИ то и дело предлагали отказаться от недавно сформированных демократических институтов. В годы войны власть была сконцентрирована в руках президента Ли Сын Мана. В прессе, подвергавшейся жесткой цензуре, он представал героем и защитником независимости страны. Одновременно с этим росли и его личные политические амбиции.

После Корейской войны 1950–1953 гг. Южная Корея находилась в крайне плачевном экономическом состоянии. Ли и его правительство при этом стремились преимущественно к укреплению собственной власти и личному обогащению. При помощи конституционных реформ Ли Сын Ману удалось создать политическую систему, в которой главную роль играл институт сильной президентской власти. Так, 4 июля 1952 года была проведена первая конституционная реформа. Парламент теперь подразделялся на 2 палаты, и депутатов верхней палаты назначал непосредственно президент. В Конституцию также была внесена статья, согласно которой президент избирался путем тайных прямых всеобщих выборов (ранее его избирали члены Национального собрания). Несмотря на то, что это выглядит как демократизация избирательного законодательства, на деле этот шаг был продиктован усилением оппозиции в Национальном собрании, что при сохранении старого порядка президентских выборов могло означать для Ли Сын Мана утрату власти. Конституционная реформа 1952 года освобождала президента от ответственности перед Национальным собранием. В ноябре 1954 года началась еще одна конституционная реформа: теперь первый президент страны мог избираться на президентский пост неограниченное количество раз, были расширены президентские полномочия — президент стал лично контролировать деятельность министров и основных государственных учреждений.

К концу 1950-х годов режим авторитарного правления Ли Сын Мана сформировался окончательно. Президента поддерживали военные, сотрудники служб госбезопасности и другие социальные группы, которым была выгодна не демократия, а восстановление традиционной политической системы. Все более значимую роль в политической жизни страны играла армия.

Естественно, параллельно усиливалось общественное недовольство политикой Ли. В 1960 году должны были состояться президентские выборы, и Ли Сын Ман опасался потери власти. Ему противостояли Чо Бо Нам из Прогрессивной партии и Чо Бён Ок из Демократической партии. В январе 1958 года Чо Бон Ам был обвинен в пособничестве коммунистам и, в соответствии с Законом о национальной безопасности, приговорён к смерти. В июле 1959 года его казнили. Спустя некоторое время Чо Бён Ок внезапно умер от сердечного приступа в больнице в США, куда уехал на лечение. В результате у Ли Сын Мана не осталось серьёзных конкурентов. Основная борьба разворачивалась за пост вице-президента — эти выборы проходили отдельно. Протеже Ли Сын Мана, Ли Ги Бун, был гораздо менее популярен, чем Чан Мён, кандидат от Демократической партии. Тем не менее на выборах победил именно Ли Ги Бун. Позднее сообщалось, что для этого полиции пришлось вмешаться как в предвыборную кампанию Демократической партии, так и в сам процесс выборов. Публичные акции Демократической партии запрещались. МВД разослало по полицейским участкам методички с четкими указаниями о том, какой процент на выборах должны были набрать Ли Сын Ман и Ли Ги Бун. Вместе с методичками высылались сотни тысяч заранее заполненных бюллетеней — для массовых вбросов в день выборов. Нанятые правительством Ли мелкие банды громили офисы Демократической партии, избивали работников ее предвыборного штаба и просто активных сторонников.

Нарушения на выборах были очевидны. Жители южного города Масана в день выборов организовали массовые демонстрации, которые вылились в столкновения с полицией. Выборы прошли в марте, а 11 апреля в Масане было обнаружено тело старшеклассника, в черепе которого застрял осколок полицейской гранаты со слезоточивым газом. Новость об этом быстро распространилась по стране, разозленные граждане организовывали массовые акции, требуя отставки Ли Сын Мана. Особенно активно в демонстрациях участвовали студенты. Протесты охватили страну 19 апреля. Неделю спустя Ли Сын Ман заявил об отставке (позднее американцы эвакуировали опального политика на Гавайи), а Ли Ги Бун и вся его семья покончили жизнь самоубийством. Протестные акции переросли во всенародные празднования: Апрельскую революцию называли «вторым освобождением» страны, многие верили, что Южная Корея встала на путь превращения в настоящую демократию.

Протесты 19 апреля 1960 г.

После отставки Ли власть была передана временному правительству. В июне 1960 года Нацсобрание опять переписало Конституцию — президент снова стал избираться членами Нацсобрания, его полномочия существенно сократили — он выполнял лишь представительскую функцию и был полностью отстранен от исполнительной власти, Южная Корея становилась парламентской республикой. На парламентских выборах 29 июля победила Демократическая партия, в предыдущие месяцы развернувшая мощную пропагандистскую кампанию. Обещания партии (восстановление демократических прав и свобод, снижение безработицы, повышение зарплат, налоговая реформа) отвечали интересам широких слоев южнокорейского населения, это и обеспечило ей победу на выборах — 13 августа президентом был избран Юн Бо Сон, но так как страна перешла к парламентской системе, реальная власть находилась в руках премьер-министра Чан Мёна. Новое руководство Южной Кореи оказалось слишком слабым, не могло справиться с многочисленными проблемами, и спустя полгода, 16 мая 1961 года, генерал Пак Чон Хи, отец президента Пак Кын Хе, пришел к власти, совершив государственный переворот. Надежды южнокорейцев на демократию снова рухнули.

Несмотря на то, что события апреля 1960 года часто называют «революцией», это было массовое движение, которое привело к смене правительства, а не полноценная революция — речи о полном идеологическом и структурном разрыве со старым режимом не шло. Даже короткое правление Демократической партии оказалось демократическим преимущественно на словах — достаточно привести в пример принятый в марте 1961 года Чрезвычайный антикоммунистический закон и Закон о контроле за демонстрациями. Движение апреля 1960 года было, таким образом, не более чем провалившейся попыткой осуществить демократизацию страны. Современники называли апрельские события «незавершенной революцией».

Главной движущей силой Апрельской революции были студенты. Студенчество позднее принимало самое активное участие и в Сеульской весне 1980 года, и в июньских протестах 1987 года. Важную роль в апрельских событиях сыграли коллективное сознание и патриотические установки студентов. В 1950-х годах в школах ввели программу патриотического воспитания. Она была направлена на культивирование лояльности действующему правительству, но результат получился прямо противоположный. Воспитанные в духе патриотизма молодые южнокорейцы считали своей задачей освобождение родины от коррумпированного правительства Ли Сын Мана и ассоциировали себя с борцами за независимость Кореи от Японии — студентами, организовавшими Первомартовское движение 1919 года. То есть для южнокорейцев патриотизм состоял не в защите действующей власти, но в стремлении к процветанию корейской нации. Им было за что выходить на площади — как и их предшественникам 1 марта 1919 года. Разница в том, что в 1919-м процветанию корейской нации мешали японцы, а в 1960-м — коррумпированный диктатор.

К демократизации Апрельская революция страну не привела — главным образом потому, что отсутствовали соответствующие структурные условия для демократии, зато в изобилии имелись условия для военной диктатуры. Корейское общество той эпохи имело вполне преторианский характер: недостаток консенсуса касательно важнейших функций и методов правления, грубая борьба за власть, сверхбогатые меньшинства и нищающие массы, низкий уровень институционализации политических и административных органов при высоком уровне социальной нестабильности.

***

Источник: https://sputnikipogrom.com/politics/63842/korea-protests/#.WPbnJ6VSDIU

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ультрамаг кальций инструкция по применению для растений отзывы
  • Кофеварка qilive 5108 инструкция по применению
  • Нурофен экспресс капсулы 200 мг инструкция по применению цена
  • Black snail bubble mask инструкция по применению
  • Руководство эксплуатации меркурий 130ф