В 1969 году археологи под руководством к а акишева начали раскопки иссыкского кургана

Задание 1. Вопрос 1: 3 6 Определите верные или неверные утверждения: Варианты ответов В 1969 году археологи под руководством К.А.Акишева начали раскопки Иссыкского кургана «ЗОЛОТОЙ Человек» был найден в Иссыкском кургане Иссыкский курган расположен недалеко от города Астана Вопрос 2: 3 б Определите верные или неверные утверждения. Варианты ответов Головной убор Иссыкского «Золотого человека» свидетельствует, что он относится сакам-парадарайя Серебряная чаша с надписью из 26 руноподобных знаков была найдена в Иссыкском кургане • Украшения найденные в Иссыкском кургане выполнены в зверином стиле Вопрос 3; 16 . . . Ученый, археолог, первооткрыватель тасмолинской культуры Варианты ответов М.К.Кадырбаев К.Акышев В.Ф.Зайберт • Т.Омарбеков Вопрос 4; 16 Основой комплекса является продолговатый курган с захоронением человека. На востоке от него возводился малый курган, в котором находилось захоронение коня. Могильники состоят из малых, больших курганов в сочетании с дугообразными каменными грядами, ориентированными на восток. О каком кургане идет речь? Варианты ответов курганы «с усами» берельские курганы​

В 1969 году казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс — сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся цепочкой на расстояние трёх километров. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь шесть с половиной метров, в то время как рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен ещё в древности. К счастью для науки, грабители не заметили одно — причём не главное — погребение, в котором лежали останки человека, вошедшего в историю науки под именем «золотого человека Иссыка»…

«Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами…» Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного — лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.

…Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и впоследствии вознесясь на гребне дворцовой интриги, Кир, сын знатного перса, сумел стать владыкой не только Персидской империи, но и всей Азии. Он начал бесконечные войны с эллинским миром. При этом, уточняет Геродот, на самих эллинов Кир вначале не обращал никакого внимания, считая их противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Объединение в этом отрывке таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с саками — одним из многочисленных скифских племён, на первый взгляд кажется странным. Объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьёзную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых она сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», — подводит историк итог одной битвы.

Древнеперсидские хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории саков. Согласно древним источникам, этот народ делился на три большие группы: саки, «носящие остроконечные шапки», саки, «варящие напиток Хаом», и заморские саки. Часть этих племён в конце концов была покорена персидскими царями. Во II веке до н. э. саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана. Вскоре они были полностью ассимилированы местными народами и уже в первых веках нашей эры исчезают из исторических хроник.

В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам, — скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков легло в основу традиционно сложившегося представления об их месте в историческом процессе — только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные российскими и украинскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту истории. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, находился центр всей скифской культуры.

Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы XVIII–XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К. А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу — без всякого учёта катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная со вторжения орд Чингисхана, приведших в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота — основы существования кочевых племён. На этом, видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определённой среде и в определённой обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими…»

Но со временем новые исторические и археологические данные всё больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, — пишет академик Б. Б. Пиотровский, — общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой Китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах — протяжённостью свыше 7000 километров — сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчётливо эта схожесть проявилась в так называемом «скифском зверином стиле» — золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивке на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображённых с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.

В 1947 году археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае — в тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребённых — спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощрённости татуировку погребённого знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства). Природа Алтая сохранила тончайшие шёлковые ткани, войлочные одежды, ярчайшие краски ковров. «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день, — пишет известный исследователь сибирских древностей М. П. Завитухина. — Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества… До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства». Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот, наконец, науке открылось богатство кургана Иссык…

Захороненный в кургане воин действительно был золотой — в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шаньской ели, археологи нашли свыше четырёх тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребённого воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать — впервые в науке — облик сакского воина. Именно сакского — и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствует Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователям право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.

«Комплекс находок в кургане Иссык, — пишет К. А. Акишев, — дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект — смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана…» И этот вывод исследователя подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки — следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!..

Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведённый крупнейшими специалистами Института востоковедения АН СССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».

Скифы не оставили после себя письменности. Среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов её существования. Сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без неё. И вот так несправедливо обойдённые историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое…

Ответ:

1
.В 1969 году археологи под руководством К.А.Акишева начали раскопки Иссыкского кургана — верно

2
.«Золотой человек» был найден в Бесшатырском кургане — неверно

3
.В кургане было обнаружено более 6000 тысяч золотых изделий — неверно

4
.Головной убор «Золотого человека» свидетельствует, что он относится к сакам парадарайа — неверно

5
.Археологический памятник Иссыкский курган датируется V-IV вв. до н.э.  — верно

6
.Деревянный саркофаг состоял из камеры со сторонами 3 на 1.5 метра и коридором-дромосом  — неверно

7
.Курганы с «усами» расположены в основном на территории Северного Казахстана  — неверно

8
.Украшения найденные в курганах сакского периода выполнены в зверином стиле — верно

9
.Найденному в Иссыкском кургане «Золотому человеку» было 17-18 лет  — верно

10
.На территории Центрального Казахстана в 7-3 вв. до н.э. сложилась тасмолинская культура — верно

Объяснение:


В начале октября в Павлодарской области рыбак, планировавший посидеть с удочкой на берегу Иртыша, вместо этого сделал археологическое открытие: под слоем песка он нашел глиняный горшок. По оценке специалистов, эта реликвия относится к Андроновской культуре бронзового века. Впрочем, случайные находки, скорее, исключение — обычно на поиски сокровищ целенаправленно отправляются профессионалы: современные золотоискатели, как герои проекта Discovery Channel «Золотая лихорадка», или историки-археологи, которым удается отыскать не просто крупицы драгоценного песка, а целые золотые захоронения.

Курган Иссык

Когда в 1969 году экспедиция под руководством Кемаля Акишева, одного из основателей казахстанской национальной археологической школы, приступала к раскопкам кургана Иссык, никто и предположить не мог, что вскоре им предстоит совершить сенсационную историческую находку. Курган, расположенный в 50 километрах от Алматы, был частью масштабного курганного комплекса из 45 строений, однако ничем не выделялся на фоне остальных — он был всего шесть метров в высоту и заметно проигрывал 15-метровым соседям в размахе. Кроме того, как и многие другие захоронения, Иссык был разграблен еще несколько столетий назад, поэтому на грандиозные открытия рассчитывать не приходилось.

К счастью для экспедиции и исторической науки в целом, грабители полностью сосредоточились на очевидном, главном погребении и не обратили внимание на боковое (вероятно, они даже не знали, что в одном кургане могут быть захоронены сразу несколько человек). На протяжении 1969-1970-х годов экспедиция Кемаля Акишева проводила здесь раскопки, в процессе которых были обнаружены останки воина-сака — позже находку назовут «Иссыкский золотой человек».


«Иссыкский золотой человек». Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru

Погребение датируется ранним железным веком — IV-III веками до нашей эры. В нем были обнаружены более 4 тысяч золотых предметов, в том числе пластины в виде снежных барсов, архаров, лошадей, птиц, которые украшали его головной убор, бляхи, которыми некогда была расшита его одежда, перстни, статуэтки, сосуды и оружие. Серебряная чаша с надписями на неизвестном языке (иссыкские руны) дала ученым возможность выдвинуть гипотезу о наличии у саков собственной письменности (впрочем, дискуссии ведутся и по сей день). Одежда «Золотого человека» была сшита из красной замши — это удалось установить по небольшому сохранившемуся куску ткани. Помимо исторической ценности, эта находка получила широкое социокультурное значение как один из национальных символов Казахстана: «Золотой человек» изображен на памятной монете номиналом 1000 тенге, на юбилейной медали «10 лет независимости Казахстана», а одна из его копий венчает монумент Независимости на главной площади Алматы.

Курган Аралтобе

Если происхождение иссыкского воина до сих пор не до конца выяснено (определенно он занимал привилегированное положение и был состоятельным человеком, но точнее сказать нельзя), то насчет «золотого человека» кургана Аралтобе у экспертов гораздо больше уверенности. В 1999 году экспедиция Зейноллы Самашева обнаружила в Атырауской области, в 65 километрах от города Кульсары, захоронение — останки мужчины и женщины, с большой долей вероятности — сарматского вождя со его женой. Погребение относится к II веку до нашей эры, а сам курган Аралтобе называют «лучистым» из-за особенностей его сооружения: согласно воссозданному макету над захоронением поверх земляного вала была установлена ограда, от которой расходились лучи, образованные вертикальными плитами. Сама же погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами.


«Золотой человек» кургана Аралтобе. Фото с сайта silkadv.com

Несмотря на то, что на усыпальницу несколько раз совершали набеги «черные» археологи, экспедиции Самашева удалось обнаружить настоящие сокровища: меч, кинжал, колчан, наконечники стрел, железный позолоченный жезл и почти 400 золотых элементов — нашивных бляшек круглой, рамчатой, ромбовидной и змеевидной форм. Кроме того, сохранились и останки животных — двух лошадей, собаки и беркута. Все эти атрибуты ритуального захоронения свидетельствуют о знатном происхождении похороненных здесь людей — историки почти уверены, что останки принадлежат сарматскому вождю и его супруге. Помимо этого, найденный меч позволяет утверждать, что булатная сталь была у сарматов северо-восточного Прикаспия уже в I веке нашей эры (до этого считалось, что гораздо позже).

Курган Байгетобе

Первая крупная археологическая находка XXI века на территории Казахстана произошла в Шиликтинской долине Зайсанского района, где расположено около 200 крупных могильников. Непосредственно в Шиликтинской долине насчитывается 51 курган — здесь были найдены древнейшие царские погребения. Такая плотная концентрация уникальных памятников сакской культуры в Казахстане встречается очень редко. Крупнейший курган долины — Байгетобе, на его раскопки в 2003 году отправился известный казахстанский этнолог, археолог и профессор Абдеш Толеубаев.


Курган Байгетобе. Фото с сайта bibliotekar.kz

Байгетобе возвышается на восемь метров вверх — почти как трехэтажный дом, а в диаметре достигает 100 метров, при этом могильник состоит из сложной трехслойной насыпи. Все это говорит о том, что погребенный мужчина был сакским вождем или даже царем. Об этом свидетельствуют и артефакты, найденные рядом с останками: 4303 золотых изделия, в том числе бляхи в виде различных животных, у которых вместо глаз, ушей, ноздрей, копыт — маленькие камешки голубого цвета, бирюза. Также в склепе обнаружены бубенчики, золотые полоски, подвески и трубчатый бисер. Кроме того, среди сокровищ кургана была и пятиконечная звезда, символизирующая власть и знатное происхождение, при этом лучи ее сделаны из лазурита. Погребение датируется VIII-VII веками до нашей эры — это древнейшее царское погребение на территории Казахстана.

Могильник Талды II

В 2010 году в Каркаралинском районе Карагандинской области близ села имени Касыма Аманжолова команда Армана Бейсенова завершила раскопки могильника Талды II. В ходе экспедиции были исследованы 7 сакских царских курганов тасмолинской культуры раннего железного века. В высоту они достигают от 2 до 3,5 метра, да и диаметр их заметно разнится — от 30 до 65 метров.


Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru

Количество находок в них также отличалось: так, два кургана и вовсе оказались пустыми, зато в других было найдено в общей сложности более 200 крупных золотых изделий в знаменитом сакском зверином стиле и более 34 тысяч мелких — и это несмотря на то, что на курганы неоднократно совершались набеги.


Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru

Среди находок — 1800 золотых чешуек, которыми, по-видимому, украшали одежду; мелкий золотой бисер, бляшки и кольца, 14 бронзовых наконечников стрел, 150 каменных подвесок самых разных форм. Также рядом с останками были найдены золотые литые поясные обоймы, зооморфные накладки в виде горных козлов и крадущихся хищников, массивная бляха от ножен кинжала. Такое богатство захоронений позволяет утверждать, что в могильнике погребены представители знати (трое мужчин и одна женщина) — вожди и правители саков, поскольку такое детальное инкрустирование одежды было свойственно парадным костюмам сакских царей. Датируются курганы VII-VI веками до нашей эры.

Могильник Таксай I

Несмотря на то, что чаще всего в сакских погребениях находят останки знатных мужчин, встречаются и женские захоронения. Так, в 2012 году экспедиция под руководством Мурата Сдыкова вела раскопки близ села Долинное Теректинского района Западно-Казахстанской области. Здесь расположен курганный комплекс Таскай I, состоящий из 6 земляных насыпей. В нескольких из них обнаружены погребения рядовых воинов позднесарматского периода (II-IV века нашей эры), которые мало чем отличаются от других таких же. А вот в кургане № 6 было сделано действительно грандиозное открытие — уникальное погребение знатной сарматской женщины из привилегированных слоев раннекочевнического общества.

Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru

Вместе с останками были найдены около 80 различных золотых украшений: нашивные бляшки с изображениями голов баранов и грифонов, которыми было украшено погребальное убранство, золотые бусины биконической формы со скрученными золотыми проволоками, подвески и амулеты из зубов волка в золотой оправе, которые были нашиты на рукава платья, золотые браслеты в районе запястий. Особый интерес для археологов представляет необычный гребень с изображением батальной сцены между сарматами и персами.


Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru

На привилегированное положение погребенной женщины указывает и то, что она была захоронена вместе с двумя стражницами. Более того, исследователи считают, что эта женщина была жрицей, на что указывает не только богатство захоронения, но и атрибутика: щедро декорированное бронзовое зеркало, зооморфные украшения и амулеты, играющие ритуально-магическую роль. «Золотая женщина» могильника Таксай I датируется VI-V веками до нашей эры.

Курган Елеке Сазы

Зейнолла Самашев, исследователь кургана Аралтобе, в этом году закончил раскопки еще одного кургана — Елеке Сазы в Тарбагатайском районе Восточно-Казахстанской области. Результатом экспедиции стала находка нового «золотого человека» — знатного юноши, погребение которого относится к VIII-VII векам до нашей эры. Его рост, по оценкам антропологов, предположительно 165-170 сантиметров, а возраст — 17-18 лет. Эксперты уже окрестили его находкой, открывающей новый пласт в истории всей страны.

Захоронение уникально прежде всего тем, что это нетронутый памятник раннесакского периода, при этом все артефакты прекрасно сохранились. Это дает потрясающие возможности для исторической реконструкции, в первую очередь костюма и внешнего облика молодого человека. Уже сейчас понятно, что вся одежда, с ног до головы, была расшита золотым бисером — это настолько тонкая работа, что ее вряд ли смогут воспроизвести современные мастера. На шее висела гривна (тонкий обруч, похожий на браслет), которая всегда была знаком отличия, показателем высокого социального статуса. Кроме того, в погребении нашли колчан и кинжал в золотом чехле.


«Золотой человек» Елеке Сазы. Фото с сайта e-history.kz

Всего же в ходе экспедиции Тарбагатайского массива было обнаружено 200 курганов, а в них — более 3 тысяч золотых изделий, которые датируются VIII-VII веками до нашей эры. Среди них есть по-настоящему уникальные реликвии, которых не встретишь ни в одном другом могильнике — женские серьги-колокольчики, женское ожерелье со вставками из драгоценных камней. Все это позволяет ученым говорить о наличии невероятно развитых технологий обработки металла и ювелирного мастерства, а также о высоком уровне цивилизации, которая гармонично сочетала кочевой образ жизни и ремесленные искусства, обычно присущие оседлым народам.

Впрочем, не всегда уникальные находки относятся к человеческим погребениям — они могут не иметь ничего общего с людьми, но при этом кардинально переворачивать сложившиеся научные представления. Так, осенью 2018 года на другом конце света — на Аляске, недалеко от Доусон-Сити на Юконе — были обнаружены мумифицированные останки теленка карибу и волчонка из ледникового периода. Их буквально вырыли изо льда старатели, искавшие золото на прииске Тони Битса — героя проекта Discovery Channel «Золотая лихорадка».

Это единственная известная на сегодняшний день мумия волчонка ледникового периода и древнейшая известная мумия оленя карибу. Благодаря тому, что животные тысячелетиями покоились во льдах, останки сохранились — у волчонка остались даже шерсть, кожа и мышечная ткань. Палеонтологи уже окрестили этот случай находкой мирового класса. Сам Тони Битс не слишком разделяет их восторги — в конце концов прииск ему нужен в первую очередь для того, чтобы добывать золото, ведь в новом сезоне проекта ему нужно опередить конкурента Паркера Шнабеля, вознамерившегося вырваться вперед и добыть драгоценного металла на 7,2 миллиона долларов. Кто выиграет это противостояние и какие еще находки ждут героев — смотрите в проекте «Золотая лихорадка» по вторникам на DiscoveryChannel!

В 1969 го­ду ка­зах­ские ар­хео­ло­ги под ру­ко­водст­вом К.А. Аки­ше­ва при­сту­пи­ли к рас­коп­кам ог­ром­но­го кур­га­на, рас­по­ло­жен­но­го в 50 ки­ло­мет­рах вос­точ­нее Ал­ма-Аты. Ар­хео­ло­ги са­ми на­зва­ли кур­ган Ис­сык, так как на­род­ные пре­да­ния обо­шли его сво­им вни­ма­ни­ем. В об­щем-то, это не бы­ло уди­ви­тель­ным: ря­дом с Ис­сы­ком вы­си­лись дру­гие его со­братья, со­став­ляя гран­ди­оз­ный кур­ган­ный ком­плекс – со­рок пять зем­ля­ных пи­ра­мид, вы­тя­нув­ших­ся на рас­сто­я­ние в три ки­ло­мет­ра. И ря­дом со сво­и­ми со­се­дя­ми Ис­сык не вы­де­ля­ет­ся ни­чем: вы­со­та его со­став­ля­ла все­го лишь… шесть с по­ло­ви­ной мет­ров. Все­го лишь – по­то­му что ря­дом сто­я­ли ис­по­ли­ны вы­со­той до 15 мет­ров. Как и дру­гие кур­га­ны, Ис­сык был ограб­лен еще в древ­нос­ти… к счастью для на­уки, гра­би­те­ли за­ме­ти­ли од­но – при­чем бо­ко­вое, то есть не глав­ное да­же – по­греб­ле­ние, в ко­то­ром ле­жа­ли остан­ки че­ло­ве­ка, от­ны­не во­шед­ше­го в ми­ро­вую на­уку под име­нем «зо­ло­то­го че­ло­ве­ка Ис­сы­ка».

«Са­ки же (скиф­ское пле­мя) но­си­ли на го­ло­вах вы­со­кие ост­ро­вер­хие тюр­ба­ны плот­ные, так, что сто­я­ли пря­мо. Они но­си­ли шта­ны, а во­ору­же­ны бы­ли дак­ски­ми лу­ка­ми и кин­жа­ла­ми…»

В об­щем-то, Ге­ро­дот в сво­ей де­вя­ти­том­ной ис­то­рии о са­ках пи­шет не­мно­го – лишь упо­ми­ная их ря­дом с дру­ги­ми пле­ме­на­ми и на­ро­да­ми. Но за­час­тую са­мо это со­седст­во уже го­во­рит о мно­гом.

Слу­чай­но из­бег­нув в мла­ден­чест­ве на­сильст­вен­ной смер­ти и воз­не­сясь впо­следст­вии на греб­не двор­цо­вой ин­три­ги, сын знат­но­го пер­са Кир сверг­нул ин­дий­скую ди­нас­тию, пра­вив­шую пер­са­ми. Став «вла­ды­кой Азии», он на­чал бес­по­кой­ные вой­ны с эл­лин­ским ми­ром. При этом, уточ­ня­ет «отец ис­то­рии», вна­ча­ле Кир на са­мих эл­ли­нов не об­ра­щал ни­ка­ко­го вни­ма­ния, счи­тая их в во­ен­ном от­но­ше­нии про­тив­ни­ком слиш­ком ни­чтож­ным: «ведь по­ме­хой Ки­ру бы­ли Ва­ви­лон, бак­трий­ский на­род, са­ки и егип­тя­не». Со­че­та­ние та­ких мо­гу­щест­вен­ных дер­жав древ­не­го ми­ра, как Ва­ви­лон и Еги­пет, с од­ним из мно­го­чис­лен­ных скиф­ских пле­мен на пер­вый взгляд ка­жет­ся стран­ным. Но объ­яс­не­ние это­му мож­но про­честь меж­ду строк у са­мо­го Ге­ро­до­та: он пи­сал, что кон­ни­ца са­ков пред­став­ля­ла со­бой серь­ез­ную во­ен­ную си­лу, на­мно­го укреп­ляв­шую те ар­мии, на сто­ро­не ко­то­рых сра­жа­лась. «В вой­ске вар­ва­ров наибо­лее от­ли­чи­лись пе­шие пер­сид­ские во­и­ны и кон­ни­ца са­ков», — под­во­дит ис­то­рик итог од­ной бит­вы.

Древ­не­пер­сид­ские хро­ни­ки, кли­но­пис­ные сте­лы, сви­де­тельст­ва ан­тич­ных ав­то­ров по­мог­ли ис­сле­до­ва­те­лям очер­тить кон­ту­ры ис­то­рии этих пле­мен. Са­ки, со­глас­но древ­ним ис­точ­ни­кам, де­ли­лись на три боль­шие груп­пы: но­ся­щие ост­ро­ко­неч­ные шап­ки, ва­ря­щие на­пи­ток ха­ом и за­мор­ские. Часть этих пле­мен в кон­це кон­цов бы­ла по­ко­ре­на пер­сид­ски­ми ца­ря­ми. Во II ве­ке до на­шей эры са­ки пос­ле дли­тель­ной вой­ны с мо­гу­щест­вен­ной Пар­фи­ей бы­ли от­тес­не­ны на зем­ли, вхо­дя­щие ны­не в гра­ни­цы Ира­на и Аф­га­нис­та­на, где и осе­ли. Вско­ре они бы­ли пол­ностью ас­си­ми­ли­ро­ва­ны мест­ны­ми жи­те­ля­ми и уже в пер­вых ве­ках на­шей эры как са­мос­то­я­тель­ный на­род ис­че­за­ют из ис­то­ри­чес­ких хро­ник.

В об­щем-то, к са­кам ис­то­ри­чес­кая па­мять ока­за­лась ку­да ме­нее ми­лос­ти­ва, не­же­ли к их со­брать­ям и со­вре­мен­ни­кам – ски­фам При­чер­но­морья. Вос­хи­ще­ние Ге­ро­до­та ис­клю­чи­тель­ным му­жест­вом и во­ен­ной до­блестью са­ков, ази­ат­ских ски­фов, как бы лег­ло в ос­но­ву тра­ди­ци­он­но сло­жив­ше­го­ся пред­став­ле­ния о мес­те их в ис­то­ри­чес­ком про­цес­се – толь­ко как во­ен­ной си­лы. А уни­каль­ные на­ход­ки в скиф­ских кур­га­нах При­чер­но­морья, сде­лан­ные рус­ски­ми ар­хео­ло­га­ми, окон­ча­тель­но от­тес­ни­ли са­ков к даль­не­му го­ри­зон­ту ис­то­ри­чес­ко­го вни­ма­ния. Блеск зо­ло­та при­чер­но­мор­ских кур­га­нов был на­столь­ко осле­пи­те­лен, что дол­гое вре­мя да­же ве­ду­щие ис­то­ри­ки счи­та­ли, что имен­но здесь, вб­ли­зи древ­нег­ре­чес­ких го­ро­дов-ко­ло­ний, был центр всей скиф­ской куль­ту­ры.

Не­ма­лую роль в этом сыг­ра­ло и дру­гое об­сто­я­тельст­во. Ев­ро­пей­ские эт­но­гра­фы XVIII-XIX ве­ков на­ча­ли изу­че­ние ко­че­вых и по­лу­ко­че­вых на­ро­дов Сред­ней Азии, ког­да те на­хо­ди­лись в со­сто­я­нии куль­тур­но­го и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го за­стоя, а от­дель­ные пле­ме­на во­об­ще бы­ли поч­ти на гра­ни го­лод­но­го вы­ми­ра­ния. И по су­ти де­ла, пи­шет док­тор ис­то­ри­чес­ких на­ук К.А. Аки­шев, эта пе­чаль­ная кар­ти­на бы­ла це­ли­ком пе­ре­не­се­на и в ис­то­ри­чес­кую пер­спек­ти­ву – без вся­ко­го уче­та ка­та­стро­фи­чес­ких по­тря­се­ний, ис­пы­ты­ва­е­мых на­ро­да­ми Сред­ней Азии, на­чи­ная со втор­же­ния орд Чин­гис­ха­на, при­вед­ших в ито­ге к на­ру­ше­нию и ги­бе­ли ис­то­ри­чес­ки сло­жив­ших­ся ком­му­ни­ка­ций и вза­и­мос­вя­зей, рез­ко­го умень­ше­ния по­го­ловья ско­та – ос­но­вы су­щест­во­ва­ния ко­че­вых об­ществ.

И еще – на этом, ви­ди­мом со­вре­мен­ни­ка­ми со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ком фо­не, про­дол­жа­ет ис­сле­до­ва­тель, «свое­об­раз­ные фор­мы об­щест­вен­ной ор­га­ни­за­ции и го­су­дар­ст­вен­но­го строя, ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры, сло­жив­шей­ся в ре­зуль­та­те мно­го­ве­ко­во­го раз­ви­тия, воз­ник­шие в опре­де­лен­ной сре­де и в опре­де­лен­ной об­ста­нов­ке и при­спо­соб­лен­ные к сво­е­му об­ра­зу жиз­ни и бы­ту, к сво­им тра­ди­ци­ям, вку­сам и ду­хов­ным за­про­сам, счи­та­лись низ­ши­ми и вар­вар­ски­ми…»

Но со вре­ме­нем но­вые ис­то­ри­чес­кие и ар­хео­ло­ги­чес­кие дан­ные все боль­ше и боль­ше ста­ви­ли под со­мне­ние эти сло­жив­ши­е­ся пред­став­ле­ния. «Ар­хео­ло­ги по­сте­пен­но вы­яви­ли, — пи­шет ака­де­мик Б.Б. Пиот­ров­ский, — общ­ность мно­гих эле­мен­тов куль­ту­ры от Ду­ная на за­па­де вплоть до Ве­ли­кой ки­тай­ской сте­ны на вос­то­ке, на ши­ро­кой по­ло­се сте­пей пред­го­рий и гор­ных паст­бищ, меж­ду 40 и 50 па­рал­ле­ля­ми». На об­шир­ней­ших прос­то­рах – про­тя­жен­ностью свы­ше 7000 ки­ло­мет­ров – сло­жил­ся и око­ло де­ся­ти ве­ков су­щест­во­вал кон­гло­ме­рат схо­жих меж­ду со­бой скиф­ских куль­тур. Осо­бен­но от­чет­ли­во эта схо­жесть про­яви­лась в так на­зы­ва­е­мом «ски­фо-си­бир­ском зве­ри­ном сти­ле» – зо­ло­тых, се­реб­ря­ных, брон­зо­вых из­де­ли­ях и укра­ше­ни­ях, вы­шив­ка на тка­нях. Мир скиф­ско­го ис­кус­ст­ва был ми­ром хищ­ни­ков, птиц, оле­ней, гор­ных коз­лов, то фан­тас­ти­чес­ки пре­об­ра­зо­ван­ных ми­фо­ло­ги­чес­кой фан­та­зи­ей мас­те­ров, то изо­бра­жен­ных с пре­дель­ным, да­же на­ту­ра­лис­ти­чес­ким, по­до­би­ем. Но в этом ми­ре вплоть до се­ре­ди­ны XX ве­ка ис­сле­до­ва­те­ли не мог­ли уви­деть сле­дов са­ков.

В 1947 го­ду со­вет­ские ар­хео­ло­ги на­ча­ли рас­коп­ки кур­га­нов в Гор­ном Ал­тае – в тех мес­тах, где, по Ге­ро­до­ту, ко­че­ва­ли пле­ме­на са­ков. Ре­зуль­та­ты этих рас­ко­пок ока­за­лись по­ис­ти­не сен­са­ци­он­ны­ми. Слой веч­ной мер­з­ло­ты со­хра­нил бук­валь­но в пер­во­з­дан­ном ви­де не толь­ко ве­щи, но и те­ла по­гре­бен­ных – спус­тя ты­ся­че­ле­тия ис­сле­до­ва­те­ли смог­ли да­же изу­чить ред­кост­ную по сво­ей изощ­рен­нос­ти та­ту­и­ров­ку по­гре­бен­но­го знат­но­го во­и­на (кста­ти, аб­со­лют­но со­от­вет­ст­ву­ю­щую зве­ри­но­му сти­лю все­го скиф­ско­го ис­кус­ст­ва). При­ро­да Ал­тая со­хра­ни­ла тон­чай­шие шел­ко­вые тка­ни, вой­лоч­ные одеж­ды, яр­чай­шие крас­ки ков­ров. «Мас­тер­ст­во ис­пол­не­ния, про­яв­лен­ное ал­тай­ски­ми ху­дож­ни­ка­ми во всех об­лас­тях твор­чест­ва, по­ра­жа­ет и по сей день, — пи­шет из­вест­ный ис­сле­до­ва­тель си­бир­ских древ­нос­тей М.П. За­ви­ту­хи­на. – Оно от­ра­бо­та­но на про­тя­же­нии не­сколь­ких по­ко­ле­ний на ос­но­ве под­лин­но на­род­но­го твор­чест­ва… До сих пор ал­тай­ское ис­кус­ст­во яв­ля­ет­ся од­ной из вер­шин ком­по­зи­ци­он­но­го мас­тер­ст­ва».

Бы­ли сде­ла­ны от­кры­тия и в дру­гих кур­га­нах, сви­де­тельст­ву­ю­щие о раз­ви­той со­ци­аль­ной струк­ту­ре сак­ско­го об­щест­ва Се­ми­речья. И вот на­уке от­кры­лось бо­гат­ст­во сак­ско­го кур­га­на Ис­сык…  

За­хо­ро­нен­ный в кур­га­не во­ин дейст­ви­тель­но был зо­ло­той – в по­гре­баль­ной ка­ме­ре, тща­тель­но сруб­лен­ной из ве­ко­вых ство­лов тянь-шан­ской ели, ар­хео­ло­ги на­шли свы­ше че­ты­рех ты­сяч зо­ло­тых из­де­лий: пред­ме­ты укра­ше­ния одеж­ды, го­лов­но­го убо­ра и обу­ви, перст­ни, ста­ту­эт­ки, бля­хи. На по­лу сто­я­ли со­су­ды из де­ре­ва, гли­ны, брон­зы и се­реб­ра. И рас­по­ло­же­ние пред­ме­тов, укра­шав­ших не­ког­да па­рад­ный до­спех по­гре­бен­но­го во­и­на, остат­ки же­лез­но­го ме­ча и кин­жа­ла по­зво­ли­ли ис­сле­до­ва­те­лям в ре­зуль­та­те кро­пот­ли­вой ра­бо­ты вос­со­з­дать – впер­вые в на­уке – об­лик сак­ско­го во­и­на. Имен­но сак­ско­го – и не толь­ко по­то­му, что этот кур­ган рас­по­ло­жен на тер­ри­то­рии, ко­то­рая со­глас­но древ­ним ис­точ­ни­кам им при­над­ле­жа­ла, и на­сы­пан был имен­но в «сак­ское» вре­мя: ре­кон­струк­ция пол­ностью со­впа­ла с опи­са­ни­ем одеж­ды тех са­ков, ко­то­рые, как сви­де­тельст­во­вал Ге­ро­дот, «но­си­ли на го­ло­вах вы­со­кие ост­ро­вер­хие тюр­ба­ны».

А те про­из­ве­де­ния зве­ри­но­го сти­ля, что бы­ли най­де­ны в кур­га­не Ис­сык, не толь­ко окон­ча­тель­но «вве­ли» са­ков в ве­ли­кий мир скиф­ско­го ис­кус­ст­ва, дав ис­сле­до­ва­те­лю пра­во го­во­рить о су­щест­во­ва­нии са­мос­то­я­тель­ной шко­лы мас­те­ров Се­ми­речья, но и по­зво­ли­ли сде­лать пред­по­ло­же­ние, ра­нее ка­зав­ше­е­ся не­воз­мож­ным.

«Ком­плекс на­хо­док в кур­га­не Ис­сык, — пи­шет К.А. Аки­шев, — дал до­пол­ни­тель­ные ма­те­ри­а­лы, про­ли­ва­ю­щие свет на уро­вень со­ци­аль­ной ис­то­рии са­ков Се­ми­речья. Мож­но утверж­дать, что пыш­ность и бо­гат­ст­во зо­ло­той одеж­ды ис­сык­ско­го са­ка бы­ли рас­счи­та­ны не на один толь­ко внеш­ний эф­фект – смысл это­го бо­гат­ст­во го­раз­до глуб­же, его на­до рас­смат­ри­вать в пла­не со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ком. Глав­ное на­зна­че­ние одеж­ды бы­ло в воз­ве­ли­чи­ва­нии лич­нос­ти вож­дя, воз­ве­де­нии его в ранг солн­це по­доб­но­го бо­жест­ва… По-ви­ди­мо­му, сак­ское об­щест­во Се­ми­речья сто­я­ло на бо­лее вы­со­кой сту­пе­ни со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, чем нам пред­став­ля­лось до рас­ко­пок ис­сык­ско­го кур­га­на…».

И этот вы­вод ис­сле­до­ва­те­ля, кро­ме то­го, под­тверж­да­ет­ся на­ход­кой. Столь же по­ка за­га­доч­ной, сколь и оше­лом­ля­ю­щей: на од­ной из се­реб­ря­ных чаш, сто­я­щих воз­ле остан­ков зо­ло­то­го во­и­на, ар­хео­ло­ги об­на­ру­жи­ли на­ца­ра­пан­ные зна­ки – сле­ды пись­мен­нос­ти! Сле­ды са­мой древ­ней пись­мен­нос­ти во­об­ще на тер­ри­то­рии Сред­ней Азии!

(К.А.Аки­шев ос­то­ро­жен в сво­их вы­во­дах от­но­си­тель­но этой на­ход­ки, по­сколь­ку над­пись из кур­га­на Ис­сык еще не рас­шиф­ро­ва­на. Кро­ме то­го, по­ка эта на­ход­ка – единст­вен­ная, хо­тя, как пи­шет ис­сле­до­ва­тель, в свое вре­мя ар­хео­ло­га­ми бы­ли най­де­ны от­дель­ные зна­ки, ука­зы­ва­ю­щие на воз­мож­ность су­щест­во­ва­ния пись­мен­нос­ти в Се­ми­речье эпо­хи са­ков.) Тща­тель­ный ана­лиз по­ка­зал, что над­пись на ча­ше, со­сто­яв­шая из двух строк, со­дер­жит в об­щей слож­нос­ти 25 или 26 зна­ков, сре­ди ко­то­рых уда­лось рас­поз­нать 16 или 17 раз­лич­ных, что сви­де­тельст­ву­ет об ал­фа­вит­ном ха­рак­те­ре над­пи­си. И этот ана­лиз, про­ве­ден­ный круп­ней­ши­ми спе­ци­а­лис­та­ми Ин­сти­ту­та вос­то­ко­ве­де­ния АН ССР, за­кан­чи­ва­ет­ся та­кой фра­зой: «Весь­ма воз­мож­но, что над­пись на ча­ше на­пи­са­на не­из­вест­ным ра­нее ал­фа­ви­том».

Ски­фы не оста­ви­ли пос­ле се­бя пись­мен­нос­ти. Сре­ди ты­сяч и ты­сяч ар­хео­ло­ги­чес­ких на­хо­док, сде­лан­ных в скиф­ских кур­га­нах, не об­на­ру­же­но да­же сле­дов ее су­щест­во­ва­ния. И сло­жи­лось убеж­де­ние, что в скиф­ских об­щест­вах во­об­ще не бы­ло пись­мен­нос­ти, так как уро­вень их раз­ви­тия по­зво­лял об­хо­дить­ся без нее. И вот так не­спра­вед­ли­во обой­ден­ные ис­то­ри­ей са­ки, дол­гое вре­мя ка­зав­ши­е­ся глу­бо­кой пе­ри­фе­ри­ей скиф­ской куль­ту­ры, да­рят на­деж­ду на то, что и это мне­ние не столь уж не­зыб­ле­мое.       

Ав­тор: В. Ле­вин. Зо­ло­той че­ло­век кур­га­на Ис­сык // Во­круг све­та. № 4 (2463) ап­рель 1979 го­да.

Золотой человек кургана Иссык

Золотой человек кургана Иссык

В 1969 году казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс — сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся цепочкой на расстояние трёх километров. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь шесть с половиной метров, в то время как рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен ещё в древности. К счастью для науки, грабители не заметили одно — причём не главное — погребение, в котором лежали останки человека, вошедшего в историю науки под именем «золотого человека Иссыка»…

«Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами…» Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного — лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.

…Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и впоследствии вознесясь на гребне дворцовой интриги, Кир, сын знатного перса, сумел стать владыкой не только Персидской империи, но и всей Азии. Он начал бесконечные войны с эллинским миром. При этом, уточняет Геродот, на самих эллинов Кир вначале не обращал никакого внимания, считая их противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Объединение в этом отрывке таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с саками — одним из многочисленных скифских племён, на первый взгляд кажется странным. Объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьёзную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых она сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», — подводит историк итог одной битвы.

Древнеперсидские хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории саков. Согласно древним источникам, этот народ делился на три большие группы: саки, «носящие остроконечные шапки», саки, «варящие напиток Хаом», и заморские саки. Часть этих племён в конце концов была покорена персидскими царями. Во II веке до н. э. саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана. Вскоре они были полностью ассимилированы местными народами и уже в первых веках нашей эры исчезают из исторических хроник.

В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам, — скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков легло в основу традиционно сложившегося представления об их месте в историческом процессе — только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные российскими и украинскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту истории. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, находился центр всей скифской культуры.

Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы XVIII–XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К. А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу — без всякого учёта катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная со вторжения орд Чингисхана, приведших в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота — основы существования кочевых племён. На этом, видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определённой среде и в определённой обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими…»

Но со временем новые исторические и археологические данные всё больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, — пишет академик Б. Б. Пиотровский, — общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой Китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах — протяжённостью свыше 7000 километров — сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчётливо эта схожесть проявилась в так называемом «скифском зверином стиле» — золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивке на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображённых с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.

В 1947 году археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае — в тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребённых — спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощрённости татуировку погребённого знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства). Природа Алтая сохранила тончайшие шёлковые ткани, войлочные одежды, ярчайшие краски ковров. «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день, — пишет известный исследователь сибирских древностей М. П. Завитухина. — Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества… До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства». Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот, наконец, науке открылось богатство кургана Иссык…

Захороненный в кургане воин действительно был золотой — в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шаньской ели, археологи нашли свыше четырёх тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребённого воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать — впервые в науке — облик сакского воина. Именно сакского — и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствует Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователям право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.

«Комплекс находок в кургане Иссык, — пишет К. А. Акишев, — дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект — смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана…» И этот вывод исследователя подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки — следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!..

Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведённый крупнейшими специалистами Института востоковедения АН СССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».

Скифы не оставили после себя письменности. Среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов её существования. Сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без неё. И вот так несправедливо обойдённые историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое…

Читайте также

Клад из могиланского кургана

Клад из могиланского кургана
Этот клад, в отличие от многих других, был найден не случайными людьми, а учёными. В 1965–1966 годах они вели охранные раскопки Могиланского кургана в городе Враца. Его полуразрушенная насыпь долгие годы возвышалась во дворе одного из домов, почти

Сокровища кургана Солоха

Сокровища кургана Солоха
Вдоль всего нижнего течения Днепра протянулись сотни курганов; некоторые из них по величине немногим уступали Чертомлыку. Особое внимание учёных привлекал огромный курган, стоящий на левом берегу Днепра, неподалёку от Никополя, вблизи села

Озеро Иссык-Куль

Озеро Иссык-Куль

(Киргизия)
«Трудно представить себе что-нибудь грандиознее ландшафта, открывающегося путешественнику с Кунгей-Алатау через озеро на хребет Небесных гор.Темно-синяя поверхность Иссык-Куля своим сапфировым цветом может смело соперничать со столь же

«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»

«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
В конце XIV века в Швеции на одном из железных рудников неподалеку от города Фалун произошла трагедия. Один из рабочих провалился в глубокую расщелину и погиб там. Вытащить его на поверхность не удалось. О случившемся вскоре забыли. А через шестьдесят лет

Золотой человек

Золотой человек
В начале 70-х годов уже нашего века, под руководством археолога К. А. Акишева был вскрыт иссыкский курган близ города Алма-Аты. В боковой погребальной камере обнаружили останки, сакского воина, предметы домашней утвари. Огромный интерес у ученых вызвала

Золотой век

Золотой век
— мифологическое представление, существовавшее в античном мире, — счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, 3. в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос.

«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»

«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
В конце XIV века в Швеции на одном из железных рудников неподалеку от города Фалун произошла трагедия. Один из рабочих провалился в глубокую расщелину и погиб там. Вытащить его на поверхность не удалось. О случившемся вскоре забыли. А через шестьдесят лет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Трассоискатель ridgid seektech sr 24 инструкция
  • Pantomed 40 mg инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации мотоблока луч мб 1
  • Инструкция по уходу за проколотыми ушами
  • Пикосен инструкция по применению цена отзывы