Задание 1. Вопрос 1: 3 6 Определите верные или неверные утверждения: Варианты ответов В 1969 году археологи под руководством К.А.Акишева начали раскопки Иссыкского кургана «ЗОЛОТОЙ Человек» был найден в Иссыкском кургане Иссыкский курган расположен недалеко от города Астана Вопрос 2: 3 б Определите верные или неверные утверждения. Варианты ответов Головной убор Иссыкского «Золотого человека» свидетельствует, что он относится сакам-парадарайя Серебряная чаша с надписью из 26 руноподобных знаков была найдена в Иссыкском кургане • Украшения найденные в Иссыкском кургане выполнены в зверином стиле Вопрос 3; 16 . . . Ученый, археолог, первооткрыватель тасмолинской культуры Варианты ответов М.К.Кадырбаев К.Акышев В.Ф.Зайберт • Т.Омарбеков Вопрос 4; 16 Основой комплекса является продолговатый курган с захоронением человека. На востоке от него возводился малый курган, в котором находилось захоронение коня. Могильники состоят из малых, больших курганов в сочетании с дугообразными каменными грядами, ориентированными на восток. О каком кургане идет речь? Варианты ответов курганы «с усами» берельские курганы
В 1969 году казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс — сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся цепочкой на расстояние трёх километров. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь шесть с половиной метров, в то время как рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен ещё в древности. К счастью для науки, грабители не заметили одно — причём не главное — погребение, в котором лежали останки человека, вошедшего в историю науки под именем «золотого человека Иссыка»…
«Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами…» Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного — лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.
…Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и впоследствии вознесясь на гребне дворцовой интриги, Кир, сын знатного перса, сумел стать владыкой не только Персидской империи, но и всей Азии. Он начал бесконечные войны с эллинским миром. При этом, уточняет Геродот, на самих эллинов Кир вначале не обращал никакого внимания, считая их противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Объединение в этом отрывке таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с саками — одним из многочисленных скифских племён, на первый взгляд кажется странным. Объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьёзную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых она сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», — подводит историк итог одной битвы.
Древнеперсидские хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории саков. Согласно древним источникам, этот народ делился на три большие группы: саки, «носящие остроконечные шапки», саки, «варящие напиток Хаом», и заморские саки. Часть этих племён в конце концов была покорена персидскими царями. Во II веке до н. э. саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана. Вскоре они были полностью ассимилированы местными народами и уже в первых веках нашей эры исчезают из исторических хроник.
В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам, — скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков легло в основу традиционно сложившегося представления об их месте в историческом процессе — только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные российскими и украинскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту истории. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, находился центр всей скифской культуры.
Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы XVIII–XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К. А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу — без всякого учёта катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная со вторжения орд Чингисхана, приведших в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота — основы существования кочевых племён. На этом, видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определённой среде и в определённой обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими…»
Но со временем новые исторические и археологические данные всё больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, — пишет академик Б. Б. Пиотровский, — общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой Китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах — протяжённостью свыше 7000 километров — сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчётливо эта схожесть проявилась в так называемом «скифском зверином стиле» — золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивке на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображённых с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.
В 1947 году археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае — в тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребённых — спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощрённости татуировку погребённого знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства). Природа Алтая сохранила тончайшие шёлковые ткани, войлочные одежды, ярчайшие краски ковров. «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день, — пишет известный исследователь сибирских древностей М. П. Завитухина. — Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества… До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства». Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот, наконец, науке открылось богатство кургана Иссык…
Захороненный в кургане воин действительно был золотой — в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шаньской ели, археологи нашли свыше четырёх тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребённого воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать — впервые в науке — облик сакского воина. Именно сакского — и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствует Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».
А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователям право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.
«Комплекс находок в кургане Иссык, — пишет К. А. Акишев, — дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект — смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана…» И этот вывод исследователя подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки — следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!..
Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведённый крупнейшими специалистами Института востоковедения АН СССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».
Скифы не оставили после себя письменности. Среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов её существования. Сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без неё. И вот так несправедливо обойдённые историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое…
Ответ:
1
.В 1969 году археологи под руководством К.А.Акишева начали раскопки Иссыкского кургана — верно
2
.«Золотой человек» был найден в Бесшатырском кургане — неверно
3
.В кургане было обнаружено более 6000 тысяч золотых изделий — неверно
4
.Головной убор «Золотого человека» свидетельствует, что он относится к сакам парадарайа — неверно
5
.Археологический памятник Иссыкский курган датируется V-IV вв. до н.э. — верно
6
.Деревянный саркофаг состоял из камеры со сторонами 3 на 1.5 метра и коридором-дромосом — неверно
7
.Курганы с «усами» расположены в основном на территории Северного Казахстана — неверно
8
.Украшения найденные в курганах сакского периода выполнены в зверином стиле — верно
9
.Найденному в Иссыкском кургане «Золотому человеку» было 17-18 лет — верно
10
.На территории Центрального Казахстана в 7-3 вв. до н.э. сложилась тасмолинская культура — верно
Объяснение:
В начале октября в Павлодарской области рыбак, планировавший посидеть с удочкой на берегу Иртыша, вместо этого сделал археологическое открытие: под слоем песка он нашел глиняный горшок. По оценке специалистов, эта реликвия относится к Андроновской культуре бронзового века. Впрочем, случайные находки, скорее, исключение — обычно на поиски сокровищ целенаправленно отправляются профессионалы: современные золотоискатели, как герои проекта Discovery Channel «Золотая лихорадка», или историки-археологи, которым удается отыскать не просто крупицы драгоценного песка, а целые золотые захоронения.
Курган Иссык
Когда в 1969 году экспедиция под руководством Кемаля Акишева, одного из основателей казахстанской национальной археологической школы, приступала к раскопкам кургана Иссык, никто и предположить не мог, что вскоре им предстоит совершить сенсационную историческую находку. Курган, расположенный в 50 километрах от Алматы, был частью масштабного курганного комплекса из 45 строений, однако ничем не выделялся на фоне остальных — он был всего шесть метров в высоту и заметно проигрывал 15-метровым соседям в размахе. Кроме того, как и многие другие захоронения, Иссык был разграблен еще несколько столетий назад, поэтому на грандиозные открытия рассчитывать не приходилось.
К счастью для экспедиции и исторической науки в целом, грабители полностью сосредоточились на очевидном, главном погребении и не обратили внимание на боковое (вероятно, они даже не знали, что в одном кургане могут быть захоронены сразу несколько человек). На протяжении 1969-1970-х годов экспедиция Кемаля Акишева проводила здесь раскопки, в процессе которых были обнаружены останки воина-сака — позже находку назовут «Иссыкский золотой человек».
«Иссыкский золотой человек». Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru
Погребение датируется ранним железным веком — IV-III веками до нашей эры. В нем были обнаружены более 4 тысяч золотых предметов, в том числе пластины в виде снежных барсов, архаров, лошадей, птиц, которые украшали его головной убор, бляхи, которыми некогда была расшита его одежда, перстни, статуэтки, сосуды и оружие. Серебряная чаша с надписями на неизвестном языке (иссыкские руны) дала ученым возможность выдвинуть гипотезу о наличии у саков собственной письменности (впрочем, дискуссии ведутся и по сей день). Одежда «Золотого человека» была сшита из красной замши — это удалось установить по небольшому сохранившемуся куску ткани. Помимо исторической ценности, эта находка получила широкое социокультурное значение как один из национальных символов Казахстана: «Золотой человек» изображен на памятной монете номиналом 1000 тенге, на юбилейной медали «10 лет независимости Казахстана», а одна из его копий венчает монумент Независимости на главной площади Алматы.
Курган Аралтобе
Если происхождение иссыкского воина до сих пор не до конца выяснено (определенно он занимал привилегированное положение и был состоятельным человеком, но точнее сказать нельзя), то насчет «золотого человека» кургана Аралтобе у экспертов гораздо больше уверенности. В 1999 году экспедиция Зейноллы Самашева обнаружила в Атырауской области, в 65 километрах от города Кульсары, захоронение — останки мужчины и женщины, с большой долей вероятности — сарматского вождя со его женой. Погребение относится к II веку до нашей эры, а сам курган Аралтобе называют «лучистым» из-за особенностей его сооружения: согласно воссозданному макету над захоронением поверх земляного вала была установлена ограда, от которой расходились лучи, образованные вертикальными плитами. Сама же погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами.
«Золотой человек» кургана Аралтобе. Фото с сайта silkadv.com
Несмотря на то, что на усыпальницу несколько раз совершали набеги «черные» археологи, экспедиции Самашева удалось обнаружить настоящие сокровища: меч, кинжал, колчан, наконечники стрел, железный позолоченный жезл и почти 400 золотых элементов — нашивных бляшек круглой, рамчатой, ромбовидной и змеевидной форм. Кроме того, сохранились и останки животных — двух лошадей, собаки и беркута. Все эти атрибуты ритуального захоронения свидетельствуют о знатном происхождении похороненных здесь людей — историки почти уверены, что останки принадлежат сарматскому вождю и его супруге. Помимо этого, найденный меч позволяет утверждать, что булатная сталь была у сарматов северо-восточного Прикаспия уже в I веке нашей эры (до этого считалось, что гораздо позже).
Курган Байгетобе
Первая крупная археологическая находка XXI века на территории Казахстана произошла в Шиликтинской долине Зайсанского района, где расположено около 200 крупных могильников. Непосредственно в Шиликтинской долине насчитывается 51 курган — здесь были найдены древнейшие царские погребения. Такая плотная концентрация уникальных памятников сакской культуры в Казахстане встречается очень редко. Крупнейший курган долины — Байгетобе, на его раскопки в 2003 году отправился известный казахстанский этнолог, археолог и профессор Абдеш Толеубаев.
Курган Байгетобе. Фото с сайта bibliotekar.kz
Байгетобе возвышается на восемь метров вверх — почти как трехэтажный дом, а в диаметре достигает 100 метров, при этом могильник состоит из сложной трехслойной насыпи. Все это говорит о том, что погребенный мужчина был сакским вождем или даже царем. Об этом свидетельствуют и артефакты, найденные рядом с останками: 4303 золотых изделия, в том числе бляхи в виде различных животных, у которых вместо глаз, ушей, ноздрей, копыт — маленькие камешки голубого цвета, бирюза. Также в склепе обнаружены бубенчики, золотые полоски, подвески и трубчатый бисер. Кроме того, среди сокровищ кургана была и пятиконечная звезда, символизирующая власть и знатное происхождение, при этом лучи ее сделаны из лазурита. Погребение датируется VIII-VII веками до нашей эры — это древнейшее царское погребение на территории Казахстана.
Могильник Талды II
В 2010 году в Каркаралинском районе Карагандинской области близ села имени Касыма Аманжолова команда Армана Бейсенова завершила раскопки могильника Талды II. В ходе экспедиции были исследованы 7 сакских царских курганов тасмолинской культуры раннего железного века. В высоту они достигают от 2 до 3,5 метра, да и диаметр их заметно разнится — от 30 до 65 метров.
Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru
Количество находок в них также отличалось: так, два кургана и вовсе оказались пустыми, зато в других было найдено в общей сложности более 200 крупных золотых изделий в знаменитом сакском зверином стиле и более 34 тысяч мелких — и это несмотря на то, что на курганы неоднократно совершались набеги.
Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru
Среди находок — 1800 золотых чешуек, которыми, по-видимому, украшали одежду; мелкий золотой бисер, бляшки и кольца, 14 бронзовых наконечников стрел, 150 каменных подвесок самых разных форм. Также рядом с останками были найдены золотые литые поясные обоймы, зооморфные накладки в виде горных козлов и крадущихся хищников, массивная бляха от ножен кинжала. Такое богатство захоронений позволяет утверждать, что в могильнике погребены представители знати (трое мужчин и одна женщина) — вожди и правители саков, поскольку такое детальное инкрустирование одежды было свойственно парадным костюмам сакских царей. Датируются курганы VII-VI веками до нашей эры.
Могильник Таксай I
Несмотря на то, что чаще всего в сакских погребениях находят останки знатных мужчин, встречаются и женские захоронения. Так, в 2012 году экспедиция под руководством Мурата Сдыкова вела раскопки близ села Долинное Теректинского района Западно-Казахстанской области. Здесь расположен курганный комплекс Таскай I, состоящий из 6 земляных насыпей. В нескольких из них обнаружены погребения рядовых воинов позднесарматского периода (II-IV века нашей эры), которые мало чем отличаются от других таких же. А вот в кургане № 6 было сделано действительно грандиозное открытие — уникальное погребение знатной сарматской женщины из привилегированных слоев раннекочевнического общества.
Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru
Вместе с останками были найдены около 80 различных золотых украшений: нашивные бляшки с изображениями голов баранов и грифонов, которыми было украшено погребальное убранство, золотые бусины биконической формы со скрученными золотыми проволоками, подвески и амулеты из зубов волка в золотой оправе, которые были нашиты на рукава платья, золотые браслеты в районе запястий. Особый интерес для археологов представляет необычный гребень с изображением батальной сцены между сарматами и персами.
Фото с сайта dostoyanieplaneti.ru
На привилегированное положение погребенной женщины указывает и то, что она была захоронена вместе с двумя стражницами. Более того, исследователи считают, что эта женщина была жрицей, на что указывает не только богатство захоронения, но и атрибутика: щедро декорированное бронзовое зеркало, зооморфные украшения и амулеты, играющие ритуально-магическую роль. «Золотая женщина» могильника Таксай I датируется VI-V веками до нашей эры.
Курган Елеке Сазы
Зейнолла Самашев, исследователь кургана Аралтобе, в этом году закончил раскопки еще одного кургана — Елеке Сазы в Тарбагатайском районе Восточно-Казахстанской области. Результатом экспедиции стала находка нового «золотого человека» — знатного юноши, погребение которого относится к VIII-VII векам до нашей эры. Его рост, по оценкам антропологов, предположительно 165-170 сантиметров, а возраст — 17-18 лет. Эксперты уже окрестили его находкой, открывающей новый пласт в истории всей страны.
Захоронение уникально прежде всего тем, что это нетронутый памятник раннесакского периода, при этом все артефакты прекрасно сохранились. Это дает потрясающие возможности для исторической реконструкции, в первую очередь костюма и внешнего облика молодого человека. Уже сейчас понятно, что вся одежда, с ног до головы, была расшита золотым бисером — это настолько тонкая работа, что ее вряд ли смогут воспроизвести современные мастера. На шее висела гривна (тонкий обруч, похожий на браслет), которая всегда была знаком отличия, показателем высокого социального статуса. Кроме того, в погребении нашли колчан и кинжал в золотом чехле.
«Золотой человек» Елеке Сазы. Фото с сайта e-history.kz
Всего же в ходе экспедиции Тарбагатайского массива было обнаружено 200 курганов, а в них — более 3 тысяч золотых изделий, которые датируются VIII-VII веками до нашей эры. Среди них есть по-настоящему уникальные реликвии, которых не встретишь ни в одном другом могильнике — женские серьги-колокольчики, женское ожерелье со вставками из драгоценных камней. Все это позволяет ученым говорить о наличии невероятно развитых технологий обработки металла и ювелирного мастерства, а также о высоком уровне цивилизации, которая гармонично сочетала кочевой образ жизни и ремесленные искусства, обычно присущие оседлым народам.
Впрочем, не всегда уникальные находки относятся к человеческим погребениям — они могут не иметь ничего общего с людьми, но при этом кардинально переворачивать сложившиеся научные представления. Так, осенью 2018 года на другом конце света — на Аляске, недалеко от Доусон-Сити на Юконе — были обнаружены мумифицированные останки теленка карибу и волчонка из ледникового периода. Их буквально вырыли изо льда старатели, искавшие золото на прииске Тони Битса — героя проекта Discovery Channel «Золотая лихорадка».
Это единственная известная на сегодняшний день мумия волчонка ледникового периода и древнейшая известная мумия оленя карибу. Благодаря тому, что животные тысячелетиями покоились во льдах, останки сохранились — у волчонка остались даже шерсть, кожа и мышечная ткань. Палеонтологи уже окрестили этот случай находкой мирового класса. Сам Тони Битс не слишком разделяет их восторги — в конце концов прииск ему нужен в первую очередь для того, чтобы добывать золото, ведь в новом сезоне проекта ему нужно опередить конкурента Паркера Шнабеля, вознамерившегося вырваться вперед и добыть драгоценного металла на 7,2 миллиона долларов. Кто выиграет это противостояние и какие еще находки ждут героев — смотрите в проекте «Золотая лихорадка» по вторникам на DiscoveryChannel!
В 1969 году казахские археологи под руководством К.А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс – сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделяется ничем: высота его составляла всего лишь… шесть с половиной метров. Всего лишь – потому что рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности… к счастью для науки, грабители заметили одно – причем боковое, то есть не главное даже – погребление, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка».
«Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были дакскими луками и кинжалами…»
В общем-то, Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного – лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.
Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и вознесясь впоследствии на гребне дворцовой интриги, сын знатного перса Кир свергнул индийскую династию, правившую персами. Став «владыкой Азии», он начал беспокойные войны с эллинским миром. При этом, уточняет «отец истории», вначале Кир на самих эллинов не обращал никакого внимания, считая их в военном отношении противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Сочетание таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с одним из многочисленных скифских племен на первый взгляд кажется странным. Но объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьезную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», — подводит историк итог одной битвы.
Древнеперсидские хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории этих племен. Саки, согласно древним источникам, делились на три большие группы: носящие остроконечные шапки, варящие напиток хаом и заморские. Часть этих племен в конце концов была покорена персидскими царями. Во II веке до нашей эры саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана, где и осели. Вскоре они были полностью ассимилированы местными жителями и уже в первых веках нашей эры как самостоятельный народ исчезают из исторических хроник.
В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам – скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков, азиатских скифов, как бы легло в основу традиционно сложившегося представления о месте их в историческом процессе – только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные русскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту исторического внимания. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, был центр всей скифской культуры.
Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы XVIII-XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К.А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу – без всякого учета катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная со вторжения орд Чингисхана, приведших в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота – основы существования кочевых обществ.
И еще – на этом, видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определенной среде и в определенной обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими…»
Но со временем новые исторические и археологические данные все больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, — пишет академик Б.Б. Пиотровский, — общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах – протяженностью свыше 7000 километров – сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчетливо эта схожесть проявилась в так называемом «скифо-сибирском зверином стиле» – золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивка на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображенных с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.
В 1947 году советские археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае – в тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребенных – спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощренности татуировку погребенного знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства). Природа Алтая сохранила тончайшие шелковые ткани, войлочные одежды, ярчайшие краски ковров. «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день, — пишет известный исследователь сибирских древностей М.П. Завитухина. – Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества… До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства».
Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот науке открылось богатство сакского кургана Иссык…
Захороненный в кургане воин действительно был золотой – в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать – впервые в науке – облик сакского воина. Именно сакского – и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».
А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователю право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.
«Комплекс находок в кургане Иссык, — пишет К.А. Акишев, — дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект – смысл этого богатство гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнце подобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана…».
И этот вывод исследователя, кроме того, подтверждается находкой. Столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки – следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!
(К.А.Акишев осторожен в своих выводах относительно этой находки, поскольку надпись из кургана Иссык еще не расшифрована. Кроме того, пока эта находка – единственная, хотя, как пишет исследователь, в свое время археологами были найдены отдельные знаки, указывающие на возможность существования письменности в Семиречье эпохи саков.) Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведенный крупнейшими специалистами Института востоковедения АН ССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».
Скифы не оставили после себя письменности. Среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов ее существования. И сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без нее. И вот так несправедливо обойденные историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое.
Автор: В. Левин. Золотой человек кургана Иссык // Вокруг света. № 4 (2463) апрель 1979 года.
Золотой человек кургана Иссык
Золотой человек кургана Иссык
В 1969 году казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс — сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся цепочкой на расстояние трёх километров. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь шесть с половиной метров, в то время как рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен ещё в древности. К счастью для науки, грабители не заметили одно — причём не главное — погребение, в котором лежали останки человека, вошедшего в историю науки под именем «золотого человека Иссыка»…
«Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами…» Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного — лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.
…Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и впоследствии вознесясь на гребне дворцовой интриги, Кир, сын знатного перса, сумел стать владыкой не только Персидской империи, но и всей Азии. Он начал бесконечные войны с эллинским миром. При этом, уточняет Геродот, на самих эллинов Кир вначале не обращал никакого внимания, считая их противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Объединение в этом отрывке таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с саками — одним из многочисленных скифских племён, на первый взгляд кажется странным. Объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьёзную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых она сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», — подводит историк итог одной битвы.
Древнеперсидские хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории саков. Согласно древним источникам, этот народ делился на три большие группы: саки, «носящие остроконечные шапки», саки, «варящие напиток Хаом», и заморские саки. Часть этих племён в конце концов была покорена персидскими царями. Во II веке до н. э. саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана. Вскоре они были полностью ассимилированы местными народами и уже в первых веках нашей эры исчезают из исторических хроник.
В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам, — скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков легло в основу традиционно сложившегося представления об их месте в историческом процессе — только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные российскими и украинскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту истории. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, находился центр всей скифской культуры.
Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы XVIII–XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К. А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу — без всякого учёта катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная со вторжения орд Чингисхана, приведших в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота — основы существования кочевых племён. На этом, видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определённой среде и в определённой обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими…»
Но со временем новые исторические и археологические данные всё больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, — пишет академик Б. Б. Пиотровский, — общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой Китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах — протяжённостью свыше 7000 километров — сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчётливо эта схожесть проявилась в так называемом «скифском зверином стиле» — золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивке на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображённых с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.
В 1947 году археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае — в тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребённых — спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощрённости татуировку погребённого знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства). Природа Алтая сохранила тончайшие шёлковые ткани, войлочные одежды, ярчайшие краски ковров. «Мастерство исполнения, проявленное алтайскими художниками во всех областях творчества, поражает и по сей день, — пишет известный исследователь сибирских древностей М. П. Завитухина. — Оно отработано на протяжении нескольких поколений на основе подлинно народного творчества… До сих пор алтайское искусство является одной из вершин композиционного мастерства». Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот, наконец, науке открылось богатство кургана Иссык…
Захороненный в кургане воин действительно был золотой — в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шаньской ели, археологи нашли свыше четырёх тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребённого воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать — впервые в науке — облик сакского воина. Именно сакского — и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствует Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».
А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователям право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.
«Комплекс находок в кургане Иссык, — пишет К. А. Акишев, — дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект — смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана…» И этот вывод исследователя подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки — следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!..
Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведённый крупнейшими специалистами Института востоковедения АН СССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».
Скифы не оставили после себя письменности. Среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов её существования. Сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без неё. И вот так несправедливо обойдённые историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемое…
Читайте также
Клад из могиланского кургана
Клад из могиланского кургана
Этот клад, в отличие от многих других, был найден не случайными людьми, а учёными. В 1965–1966 годах они вели охранные раскопки Могиланского кургана в городе Враца. Его полуразрушенная насыпь долгие годы возвышалась во дворе одного из домов, почти
Сокровища кургана Солоха
Сокровища кургана Солоха
Вдоль всего нижнего течения Днепра протянулись сотни курганов; некоторые из них по величине немногим уступали Чертомлыку. Особое внимание учёных привлекал огромный курган, стоящий на левом берегу Днепра, неподалёку от Никополя, вблизи села
Озеро Иссык-Куль
Озеро Иссык-Куль
(Киргизия)
«Трудно представить себе что-нибудь грандиознее ландшафта, открывающегося путешественнику с Кунгей-Алатау через озеро на хребет Небесных гор.Темно-синяя поверхность Иссык-Куля своим сапфировым цветом может смело соперничать со столь же
«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
В конце XIV века в Швеции на одном из железных рудников неподалеку от города Фалун произошла трагедия. Один из рабочих провалился в глубокую расщелину и погиб там. Вытащить его на поверхность не удалось. О случившемся вскоре забыли. А через шестьдесят лет
Золотой человек
Золотой человек
В начале 70-х годов уже нашего века, под руководством археолога К. А. Акишева был вскрыт иссыкский курган близ города Алма-Аты. В боковой погребальной камере обнаружили останки, сакского воина, предметы домашней утвари. Огромный интерес у ученых вызвала
Золотой век
Золотой век
— мифологическое представление, существовавшее в античном мире, — счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, 3. в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос.
«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
«ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК»
В конце XIV века в Швеции на одном из железных рудников неподалеку от города Фалун произошла трагедия. Один из рабочих провалился в глубокую расщелину и погиб там. Вытащить его на поверхность не удалось. О случившемся вскоре забыли. А через шестьдесят лет