В 50 60 е годы татарская интеллигенция обратилась с просьбой к руководству страны с просьбой

Просматривая в Российской национальной библиотеке газету «Терджиман» за 1886 год, я обратил внимание на статью под заголовком  «Интеллигенция» .     В ней речь шла  о формировании и деятельности мусульманской интеллигенции в России. Почему то она сильно заинтересовала меня. Статью читал с большим интересом.  Мне захотелось  более подробно узнать о татарской интеллигенции. Прежде всего, интересовали вопросы: была ли в те годы у татар своя интеллигенция? Когда и как она  формировалась? Какая была у нее общественно-политическая позиция. Когда я начал искать материалы по этой тематике, то понял, что тема эта не простая и ответить в полном объеме на все вопросы в рамках в одной статьи  очень сложно. Оказывается, споры о том, что такое интеллигенция, каковы ее социальные границы и основные функции ведутся еще с конца 19 века. И споры эти продолжатся, по сей день.
    Данная статья написана на основе сведений, почерпнутых в основном из редких книг, газетных и журнальных статей, по существу она является научным исследованием..
    Термин интеллигенция в России был введен в обиход П.Д.Боборыкиным (в 60-х годах 19 века). Под этим названием он называет людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры. В 80 годы 19 века интеллигентами называли людей отстаивавших интересы народа,-вместо употреблявшихся до этого обозначений «новые люди», критически мыслящие личности.   
   Понятие «интеллигенция» получило хождения среди мусульман России с 1886 года. Его автором можно считать известного крымо-татарского общественного деятеля, одного из идеологов практиков обновленческого движения среди мусульман, писателя, журналиста Исмаила Гаспринского. В своей статье в газете  «Терджиман» 4 марта 1886 г. он дает следующее толкование термина интеллигенция: «Думать о себе, о своем интересе присуще каждому человеку, но думать о многих, интересоваться и хлопотать об общем благо присуще лишь более развитым умственно и нравственно. Это то последние составляют весьма важную часть данного общества и обыкновенно именуется «интеллигенцией того или иного общества и народа». Исходя из этого понятия, выходить «интеллигенция» это не просто образованные людей и не просто люди занятые в сферах умственного труда, а еще люди думающие не только о своем интересе, но и об общем благо. Такого же  мнения придерживается и философ  А. Гусейнов. Он пишет: «основным специфическим признаком интеллигенции считается ее высокая нравственная проба».
   Теперь хотел бы сказать о том, когда и в каких условиях формировалась татарская интеллигенция. Татарской интеллигенции были присущи свои особенности, характеризующие ее облик. Прежде всего- это ее социальное происхождение.  Она формировалась из  духовной знати. Именно из этой среды вышло большинство представителей первого поколения татарских интеллигентов. В основном они были выпускники духовных учебных  заведений. В 60 годы 19 в. появляются первые татарские интеллигенты. Ее возникновение явилось переломным этапом в развитии общественной мысли среди татар.  Для них были характерные высокий социальный статус, приобщенность к русской культуре. В эти годы она становится самый заметной  и активной общественной силой. Среди них были и люди, получившие богословское образование в лучших медресах Средней Азии, в мусульманских учебных заведениях Турции, Египта, Саудовской Аравии. Их можно назвать интеллигентами, производящими культурные ценности, распространяющие в обществе нравственные начала, хранящие национальные традиции.
    Медресе давали довольно основательное для своего времени образование. Вот какую оценку им давал, известный ученый В.В. Радлов: «Умственное развитие шакирдов медресе довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно горазда выше наших приходских городских школ». Они дали татарской культуре такие имена, как Ш. Культяси,  Р. Фахурдинов, Г. Баруди, М. Бигиев, Г. Буби и другие. Вышедшими из мулл были известные татарские интеллигенты  Г. Курсави (1776-1812 г.)  Педагог, мыслитель, он один из первых татарских религиозных философов эпохи нового времени.
   Одним из самых выдающихся представителей татарской интеллигенции во второй половине 19 века, несомненно, был Ш. Марджани. На протяжении длительного времени он являлся духовным лидером татарской интеллигенции. Он одним из первых осознал и отстаивал необходимость широкого (религиозно-светского) образования для народных масс. Его сочинения по актуальности поднятых в них проблем уже при жизни ученого снискали ему популярность среди различных слоев общественности. Передовые, прогрессивные силы татарского общества конца 19-20 века-ученые, писатели, деятели просвещения, например Акмулла, Тукай, Амирхан, Ибрагимов, Фахрутдинов  и другие восприняли деятельность ученого, как интеллектуальную и практическую борьбу против всего отживающего в жизни. Для них Марджани стал знаменосцем борьбы за просвещение и свободомыслие, а его учение программой обновления татарского общества 70-80 годов 20 века. Без  него невозможно представить общественную и культурную жизнь того времени мулла- Каюм Насыри был деятельным сторонником европеизации татарской жизни, написал труды по грамматике татарского языка, составил словари. В середине 60-х годов 19 столетия, в условиях начавшейся капиталистической  индустриализации и демократизации России, духовные школы, в силу своей ориентации на достижение средневековой мусульманской науки, уже не могли удовлетворить культурных запросов мусульман, в том числе и татар ни своей программой, не постановкой учебного дела с обязательным преподаванием на арабском языке. Татарское общество крайне нуждалось в грамотной национальной светской интеллигенции учителях, адвокатах инженерах и других специалистах. Возросшие потребности в образовании пробудили интерес к нему. Прогрессивные интеллигенты поняли, что без светской цивилизации и образования стало невозможно вести  конкурентную борьбу за рынки, руководить торговыми и промышленными предприятиями. Встала задача приобщения всего татарского общества к европейской педагогической и общественной  мысли, вывода его на уровень общечеловеческих ценностей просвещения, гуманизма, правовой экономической и политической культуры. Прогрессивные интеллигенты начали говорить- «пора татарам  иметь школы, которые давали бы светское образование, наша молодежь давно нуждается  в научных знаниях. Конечно, нельзя забывать о вере, но преподавать в школах следует то, что нужно для нашего процветания и благоденствия»  Вот, что писал Ш. Марджани: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладеть европейской наукой, знанием и ремеслами. Для нас весьма полезно обучаться по европейскому образцу! Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремесла и просвещение. Для науки и знаний нет национальных границ и нет особого языка». Это стремление татарской светской и духовной интеллигенции и национальной буржуазии к европеизации татарского общества нашло свое отражение в джадидизме.    
     Идеологом и организатором этого движения явился, как известно, выдающийся просветитель и гуманист И. Гаспринский. Джадидизм-это реформаторское движение в области народного образования. В конце 19 века он оформился мощное общественно политическое движение. Повсеместно в стране открылись сотни новометодных учебных заведений, в программы которых вводился широкий спектор светских предметов  В начале 20 века появились новые методы обучения мусульман. Преподавание перешло с арабского языка на татарский язык, который обрел статус учебного предмета, существенно расширилось изучение других светских дисциплин. Исследователи отмечают, что в ряде новометодных медресе программа включала все дисциплины, входившие в то время в курс, общеобразовательный русской средней школы. Так, в медресе «Мухам мадия» в начале 20 в. преподавались: русский язык, арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, физика, геометрия, истории России, всеобщая история, история тюркских народов, история науки и классов, фараиз (наука о разделе наследства),, этика, гигиена (медицина), юриспруденция, метрика, риторика, психология, логика, философия, методика преподавания, педагогика, арабский язык, персидский язык, арабская литература. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания.
   Благодаря активному участию в деятельности этих школ прогрессивной интеллигенции ученики получали хорошие научные знания, знакомились с европейской культурой. Лучшими джадидскими школами были Казанские медресе  «Касимия», «Мухаммадия, Уфимское медресе  «Галия», Оренбургское медресе «Хусаиния». Как отмечают ученые, что эти учебные заведения по своему высокому уровню образовательных программ фактически стали национальными университетами. Из стен этих учебных заведений вышли целая плеяда поэтов, писателей, ученых, публицистов и общественных деятелей, которые сделали очень многое для развития национального самосознания мусульманских народов Поволжье и Урала. Это был прорыв не только в модернизации образования, но и национальной жизни в целом.
   В 1876 г. в Казане была открыта татарская учительская школа- первое светское учебное заведение для татар. Выпускники учительской школы должны были руководить преподаванием в русско-татарских классах для детей.  К концу 19 в. школа стала одним из очагов татарской демократической мысли. Она подготовила много хороших педагогов из татар, из ее стен вышло немало видных деятелей демократической интеллигенции. Ее выпускники С. Максуди,  Г Исхаки,  Ш. Мухамедьяров,  Ф. Тухтаров стали крупными учеными, литераторами, общественными деятелями. Имена этих известных интеллигентов  знает вес мир. Многие из выпускников школы продолжали свое образование в европейских центрах.
 Важным событием в жизни татарской общественности стало открытие первой татарской  гимназии 29 октября 1916 года в Казани.  Ее создание было связано с именем Фатыхи  Яушевой-Аитовой.
    Большую  роль в образовании татарской интеллигенции сыграл Казанский университет В 1908 г. на различных  его факультетах обучалось 13 студентов-татар. В 1913 г. их число достигло 27 На рубеже 19-20 веков университетом были тесно связаны крупные татарские ученые и мыслители- Шигабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Каюм Насыри. Большой интерес просвещенной публики привлекли публичные лекции, с которыми выступал в университете видный татарский историк Гайнутдин Ахмеров.
     . Многие татарские юноши обучались в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга. В этих вузах учились такие известные татарские интеллигенты, как Б. Ахтямов, М. Вахитов, Г. Фахрутдинов и другие. Десятки татар получили образование в Париже, Женеве,  Лейпциге, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Токио.
  Весомый вклад в дело обновления национального образования, придания мектебе и медресе светского характера внесли Галимжан Галеев (Баруди) в Казане, Зыятдин Камали в Уфе, братья Хусаиновы в Оренбурге и многие другие. Не могу не сказать и том, что внедрение новометодных школ  происходило очень трудных условиях. Царское правительство делало все для того, чтобы мусульмане  не  учились на родном языке. Капиталистические отношения в  России явились  важным ускорителем общественно-экономического развития. Этот процесс повлек за собой рост национального самосознания, что проявилось в культурной деятельности татарского народа. Как отмечает  А.В Фадеев- «Дело было не только в расширении кругозора и преодолении ограниченности мышления феодальной эпохи, не только в распространении грамотности и увеличении численности образованных людей. Более важным было повышение культурных потребностей всех слоев общества, что способствовало демократизации культуры».
   Заметную роль в формировании татарской  интеллигенции сыграли выходцы из дворянских родов. В силу образованности, знания русского языка, высокого социального статуса они пользовались особым авторитетом в обществе Из этой среды выдвинулись такие известные личности, как  Юсуф Акчура,  Саид-Гирей Алкин и его сын  Ильяс Алкин, Мирсалих Бикчурин,  Гайса Хамидуллович  Еникеев, Абдул-Азиз Давлетшин,  Кутлугмухамед  Тевкелев другие. В силу своего дворянского происхождения некоторые  из них занимали управленческие должности в губерниях, уездах, в городах  были заняты в органах правосудия, образования и культуры. Наверно правы те,  кто считает, что существование татарской интеллигенции связано с европеизацией татарского общества.
   Татарская. интеллигенция в конце 19-начале- 20 веков  концентрировала  значительные интеллектуальные  творческие силы  и вела интенсивную  общественную деятельность, тесно сотрудничала с передовой частью русской интеллигенцией. Ее общественная деятельность была  многогранной включала  в себя культурно- просветительскую, научную  и политическую. Особенно велика ее заслуга в сфере культуры, просвещения и науки. Она стояла у истоков разностороннего научного и творческого поиска. Археология и история, география и этнография, литература и философия, журналистика и книгоиздательство- таков был диапазон ее культурно-научной деятельности     Она была выразительницей национальных интересов, носителем этнического сознания, двигателем общественного прогресса. В условиях слабого политического развития общества оно, фактически, выполняло  роль его лидера.  В этот период  татарская интеллигенция сформировала основные направления своей деятельности, задала импульс развития национального движения. Лидеры национального движения были заняты интенсивным поиском  духовных, социальных и политических ориентиров, выработкой собственного проекта будущего развития татарского народа. Они добивались, чтобы Российское государство давало равные возможности всем своим поданным, учитывая их национальные и религиозные особенности, язык, обычаи и традиции. Словом они боролись за такое общественное устройство в России, в котором будет хорошо всем ее народам.
   Велика роль татарской интеллигенции в издании газетов и журналов на родном языке. Ведь до начало  20 века мусульманское общество  Казани, Уфе, Оренбурге  лишено было  это права. Лишь после дарования свободы русской печати они получили возможность заниматься  этой деятельностью  В  1906 году в России для  мусульман  России  издавалась  двадцать одна газета. Вот  список  издаваемых  на  татарском  языке  газет: В Петербурге выходили  «Ульфат» под редакцией  Ибрагимова и «Нур» под  редакцией  ахуна  А. Баязитова,  в Оренбурге  «Вакыт»  под редакцией   Каримова  и  «Чукуч» (Молоток»  под редакцией  Соловьева. Особенно широкой популярностью пользовалась газета «Нур» На ее страницах выступали такие известные интеллигенты, как Риза Фахретдинов, Хади Максуди, Фатых Карими, Гаяз Исхаки, Камиль Мутыги, депутаты Государственные Думы различных созывов Садри Максуди, Гайса Еникеев, Шариф Камал, Карим Сагит и другие.Татарская пресса стала важным организатором и воспитателям интеллигенции.
 Хотел бы особо сказать об Ахуне  А. Баязитове. Его имя была популярна и широко известно не только среди татар, но также и во всем мусульманском мире. Он  является главным инициатором строительства в Петербурге соборной мечети. Был он  высокообразованным интеллигентом,  свободно владел многими восточными и европейскими языками,  писал  на русском, арабском, татарском и фарси. Плодом глубоких исследований Ахуна Баязитова явился неординарный труд, написанный в конце 19 века на русском языке  «Отношение ислама к науке и иноверцам». В книге он убедительно доказывает веротерпимость проповедуемой религиозными и гражданскими установлениями мировой религии Ислам, дружелюбное отношение мусульманского мира к христианству..
   Бурные события начала 20 века вызвали среди  татарской интеллигенции  новый подъем национально-освободительного движения  и вовлекли в сферу политической жизни самих лучших ее представителей.    Но среди них наметились определенные расхождения по вопросу о способах решения назревших проблем. .Определенная часть открыто заявили о своих симпатиях либералам, партии кадетов, другие активно участвовали в революционном движении, в надежде осуществить национальные чаяния создать такое общественное устройство в России, в котором будет хорошо всем ее народам.. Отдали за установление и упрочение  Советской власти всю человеческую и творческую волю, такие известные наши интеллигенты, как Мулланур Вахитов, Хусаин Ямашев, Камиль Якуб и другие.
  . События Октября 1917 г. окончательная победа советской власти в Татарстане завершили процесс размежевания и дифференциации татарской интеллигенции. Они раскололи интеллигенцию по вопросам об отношения к советской власти и о будущем развитии татарского народа.
  Основная часть татарской интеллигенции связывала будущее своей республику с советской республикой. Они активно участвовали в государственном строительстве Татарской и Башкирской автономных республик, внесли достойный вклад в образование, науку, культуру этих республик. Другая часть находилась, по существу, оппозиции к советской власти и ее идеологии.  
  Да, в послереволюционные годы  судьбы многих из них сложились по разному. Вдали от родины, в эмиграции оказались немало тех, кто олицетворял нашу национальную гордость. Среди них- Гаяз Исхаки, Юсуф Акчура, Абдула Баттал-Таймас, Адурашит Ибрагимов, Фуат  Тухтаров и другие. Многие известные политики, поэты, писатели оказались в застенках, а то физически уничтожены… В 30-50 годы прошлого века были репрессированы по политическим мотивам более 50 татарских писателей. Сорок шесть из них были расстреляны или погибли в заключении. Среди них Галимджан Ибрагимов, Махмуд Галяу, Фахрислам Агеев и другие. Велика была их роль в решении сложных задач, стоящих перед татарским народом. Они были мастера художественного слова тех лет, выразители художественной самобытности татарской национальной культуры. Их произведения были проникнуты национальным колоритам и народным духом. В них проявлялась глубокая любовь к своему народу и в тоже время душевная боль за  его угнетенное состояние. Это были люди, пламенно любящий свой народ, свой язык, историю, религию, традиции и обычаи своих предков. Все  они одинаково принадлежали  к передовой части татарской  интеллигенции и по мере своих сил  вносили свет сознания в умственную сокровищницу своего народа.
  Одним из выдающихся интеллигентов в начале 20 века является Галимджан  Шараф. Его имя также  долгое время   была малоизвестна. Как отмечают ученые Р. Валеев и Р Яруллин- «Он, как представитель талантливой  семьи татарских интеллигентов отразил в своей жизни историю и судьбу всей татарской интеллигенции,…оставил  яркий след в истории  национально-освободительного движения, внес крупный вклад в национально-государственное строительство Татарии, разработку многих проблем истории, этнографии и особенно русской и татарской филологии. Его труды, печатавшиеся и за рубежом, получил  высокую оценку в научных кругах Франции, Австрии, Финляндии. А в своем отечестве ему пришлось пройти  ГУЛАГ, пережить годы  политический и моральной травли, изоляции, физических страданий. На десятилетия он был  «вычеркнут» из народной памяти». Жизнь конечно не стояла на месте. В Советские  годы появилось  новое поколение талантливых литераторов, которым предстояло определить облик литературы всего советского периода. Это прозаики Кави Наджми, Гумер Баширов, Афзал  Шамов, Ибрагим Гази, Амирхан Еники,  Мирсай Амир, Фатих Хусни, Абдурахман Абсалямов, чьи романы вызвали интерес не только татарских читателей, но  и во всем  Советском  Союзе.
  .
   Нельзя не сказать и том, что за годы Советской власти были утрачены многие духовные ценности и символы национальной интеллигенции. Интеллигенция становилась все более идеологизированной, однородной, лишаясь присущих ей функций носителя национальных ценностей и культурных норм. Любые попытки инакомыслия интеллигенции в лучшем случаи игнорировались, а худшем были объявлены панисламистами и пантюркистами.
   За последние годы мы узнали о многих трагических судьбах нашей интеллигенции лишенных, элементарных человеческих прав. Появились немало литератур, подробно описывающая о жизни и деятельности  известных интеллигентов того периода. Сколько же прекрасных талантов безвинно ушли из жизни в эти годы. В этом убеждаешься, когда читаешь книгу  Рината Мухамадиева  «Мост над адом». В ней подробно рассказывается о сложной  и трагической судьбе выдающегося идеолога и практика национально- освободительного движения  народов  Востока   Мирсаида  Султан  Галеева.  Его имя для татарской интеллигенции стало своего рода символом свободолюбия, долга, преданности идеалам освобождения своего народа. Многим он послужил примером для подражания. О трагической судьбе   нашей интеллигенции рассказывается  и в книге  Рафаэльа  Мустафина. «Силуэты»  Она содержит неизвестные страницы  биографии  поэта  Сагита  Сунчелея,  о трагических  судьбах,  писателей  Джамала  Валиди,  Галимджана Нигмати  других. Когда перечитываю эти книги до боли щемят сердце от сострадания к испытаниям этих выдающихся людей.  Я испытываю чувство гордости за славных сынов своего народа. Мы всегда будем помнить их как людей, которые  всею силой своего ума, таланта и любви к своему народу боролись во имя свободы совести, права и освобождения.                                                                                                                        
   Суровым  испытанием для татарской  интеллигенции явилась Великая Отечественная война. Из 53 членов Соза писателей Татарстана уже в первый год войны  25 ушли на фронт. Среди них М. Джалиль,  Ф. Карим, А. Исхак, С. Хаким, А. Исхаки  и другие. Часть писателей была направлена в редакции татарских фронтовых газет. Сотрудниками в них работали  А Абсалямов, А. Ахмет, И Гази,  А Кутуй, М.Садри  и другие.  Погибли такие поэты и писатели, как Нур Баян, Фатих Карим, Гадел Кутуй, Мансур Гаяз, Мифтах  Вадут, Кашифи Басыров и другие. Героический подвиг  Мусы Джалиля  известен  всему миру.
    Создавались передвижные агитбригады, которые выступали перед   военными на фронте. Только за годы войны работники искусства Татарстана в порядке шефства дали в воинских частях и госпиталях 2500 концертов. Около 70 спектаклей. Наши артисты побывали  на Калининском, Брянском,  Карельском, 3-м Прибалтийском и других фронтах.
  Татары сегодня имеют мощнейший интеллектуальный потенциал, плеяда выдающихся ученых, общественных деятелей. Имена философа Агдаса Бурганова, историков  Равиля Фахрутдинова и Марселя Ахметзянова, писателей  Рината Мухаммадиева, Разиля  Валеева, политика Фандаса Сафиуллина и других  составили бы гордость любого развитого европейского государства..
   Одним из самых известных интеллигентов среды татар сегодня назвал бы  Ментемира Шариповича  Шаймиева. Как справедливо отметил  писатель  Ахмер  Адиль-«Он для Татарстана сделал столько сколько не была сделана за все время существования  Союза  ССР.
   Ни одним  своим поступкам он не показал себя консерватором-татарином, ни одним шагом не перешел грани общечеловеческого. Он не терпит лжи, лести, рвачества, стремления непомерно и нечестно разбогатеть». Говоря словами И. Гаспринского:- он человек думающий не только о своем интересе, а прежде всего об общественной  благе.  В последние годы из  рядов татарской интеллигенции выдвинулись крупные политики, специалисты бизнесмены, создавшие свои предприятия  (юридические фирмы, частные клиники), где работают десятки и сотни специалисты.
    Сегодня татарская интеллигенция состоит из людей, подавляющем  большинстве вышедших из среды рабочих и крестьян. Среди них значительную часть составлет женщины.  Передовые татарские интеллектуалы  и сегодня ведут активные поиски необходимой для татарского народа системы, которая наиболее полно удовлетворяла бы потребности и запросы его национального развития.
                                                                    

Татарская интеллигенция и мечты о Союзной Республике

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани Альфия Галлямова рассказывает о татарской интеллигенции 50-60-х гг. ХХ века. О том, как они, веря в советские идеалы о свободе и равенстве, писали письма в органы власти с просьбой преобразовать Татарскую автономную республику в Союзную. Среди них были Амирхан Еники, Нурихан Фаттах, Шайхи Маннур и другие. Однако все их надежды оказались неосуществимой мечтой.

. В местную администрацию обратились с просьбой совершить следующие нотариальные действия:
а) Колыгин В.Н. — засвидетельствовать верность копии с диплома об окончании вуза;
б) Шамаева Н.А. — выдать свидетельство о праве наследова¬ния на имущество, оставшееся после смерти мужа;
в) Городецкий Г. В. — об удостоверении завещания;
г) Арсентьев Б.Н. — об удостоверении договора о предостав¬лении в бессрочное пользование земельного участка для строи¬тельства дома на праве частной собственности;
д) Климов В.В. — о передаче гр-ну Якушкину Ю.М., прожи-вающему в качестве нанимателя в его доме, письменного пре¬дупреждения о необходимости в течение 3 месяцев освободить квартиру;
е) Куркин Г.М. — о взыскании по исполнительной надписи 150 тыс. руб. с Груниной А.С. по нотариально засвидетельство¬ванному договору займа.
Может ли глава местной администрации Гришина Б. С. со¬вершить указанные нотариальные действия?

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Несмотря на невыносимые условия и жесточайшие репрессии, татарское самосознание не потерялось в советский период.


Общество

13:14 | 1 июля 2020

KazanFirst

Автор материала:
Ляйсан Кадырова

«События времен СССР — очевидное свидетельство внедрения комплекса национальной неполноценности татар»

Несмотря на невыносимые условия и жесточайшие репрессии, татарское самосознание не потерялось в советский период.

Представители татарской интеллигенции, историки, ученые, общественники и журналисты вновь собрались в резиденции креативных индустрий «Штаб», чтобы вместе придаться историческому осмыслению понятия татарской нации. Позади уже три встречи, еще через две цикл объявят завершенным.

— Мы долго думали и назвали наш интеллектуальный клуб «Татарский квадрат»/«Татар шакмагы». Я думаю, мы напишем философское объяснение этому делу, я лично за это возьмусь, — заявил один из организаторов клуба Руслан Айсин. — А если шутки в сторону, то цель нашего клуба — это попытаться понять смысловое бытие татарского народа, всех его отраслей — культурологических, политических, философских, исторических. 

«События времен СССР - очевидное свидетельство внедрения комплекса национальной неполноценности татар»

Тема очередного обсуждения звучала довольно романтично и многообещающе — «Татарская советская нация. Свет и тень социалистического бытия ТАССР в 30-80-е годы». Как отметил Айсин, все в стиле ученых, но если серьезно, то за этими словами скрывается глубокий смысл. 

Несмотря на то, что клуб уже обзавёлся костяком экспертов, с каждой встречей он пополняется все новыми мыслителями. Это признак заинтересованности татарстанских ученых в подобного рода круглых столах. Вот и в этот раз чисто мужскую компанию своим присутствием должна была украсить доктор исторических наук автор многочисленных научных трудов и книги «Татарская АССР в период постсталинизма: (1945-1985 гг.)» Альфия Галлямова. Но, к сожалению, прийти на встречу она не смогла, поэтому с выжимкой ее доклада выступил журналист и общественник Ильнар Гарифуллин

— С учреждением Татарской автономии в 1920 году, обретшей атрибуты государственной власти (символы в виде флага, гимна, герба, законодательные и исполнительные органы), слово «татар» в общественном лексиконе обрело легитимное звучание. ТАССР стала своеобразным цивилизационным системогеном в разрушенной 400 лет назад государственности татар, — начал он.

Это выражалось в важных институциональных изменениях: появлении и развитии профессиональной музыки и живописи, академического театрального искусства, попытках наладить собственное кинопроизводство, создании ряда научных центров, способствовавших развитию татарской гуманитарной науки. В 1930-е годы были открыты Татарская государственная филармония, Татарский государственный театр оперы и балета, создан Государственный татарский ансамбль песни и пляски, роль которого в популяризации национального искусства за рубежом в советский период невозможно переоценить. В 1939 году начал работать Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.

«События времен СССР - очевидное свидетельство внедрения комплекса национальной неполноценности татар»

Помимо заметного рывка в культуре в 20-е годы в государственном строительстве и в сфере образования стал использоваться татарский язык. Но развитие оказалось недолгим и уже в начале 30-х годов началось «закручивание гаек».

— Первой ласточкой этого стало постановление 1927 года «О национальной культуре», ознаменовавшее наступление кампании по уничтожению дореволюционной культуры народов. В этом же году татарская письменность была переведена с арабицы на латиницу, — отмечает докладчик.

Тогда же под предлогом борьбы с религией татарские книги на арабской графике, шамаили выбрасывались как отживший анахронизм. Из пространства музеев они замещались производственными диаграммами, стендами с цитатами Маркса, Энгельса, Ленина. С начала 1930-х годов деятельность научного и культурного сообщества в ТАССР подверглась настоящему разгрому.

Традиционные духовные центры, церкви и мечети заменялись клубами, избами-читальнями, в которых проводились агитационные лекции, спектакли с революционным содержанием, читки газет. Наглядным олицетворением перемен служил Татарский клуб в Ново-Татарской слободе Казани, где была сосредоточена основная масса татарских рабочих меховой фабрики и других мелких предприятий легкой промышленности. Здесь располагалась самая старая мечеть Казани (№11), которая являлась одним из самых посещаемых духовных центров татар слободы. 

«События времен СССР - очевидное свидетельство внедрения комплекса национальной неполноценности татар»

— В 1930-е началось самое страшное – политические репрессии национально-культурной элиты. В первую очередь это знаменитое дело Султан-Галиева. Под каток репрессий попал весь цвет татарской нации: Карим Тинчурин, Галиасгар Камал, Баки Урманче, Газиз Губайдуллин, Хасан Туфан, Фатых Карим, Гильм Камай, Салах Атнагулов и другие, — отмечает Гарифуллин.

В годы Великой Отечественной войны были некоторые послабления. Они связаны с тем, что государство на время забыло о своей внутренней политике, целиком занявшись обороной страны. В это время начинается, как выражается докладчик, «легкое» возрождение. Подготовлена первая история ТАССР и обработан первый татарский дастан «Идегей», который должны были опубликовать, если бы не печально известное августовское постановление ЦК ВКП (б) 1944 года. Документ маркирует поворотную веху в новом усилении имперско-революционной идеологии и на десятилетия определяет установки в области национальной политики для местных властей, в том числе перекрывает пути объективного изучения истории татарского народа. Получившее строгие указания руководство республики должно было проводить тщательную работу по отслеживанию и недопущению проявлений национализма в деятельности творческой интеллигенции.

В 1946 году в Москве прошла уже широко освещенная в исторической литературе научная сессия, посвященная этногенезу татар, которая показала, что в исторической науке возобладала булгарская теория происхождения народа. Анализ сессии показывает, что со стороны государства был поставлен четкий заслон на изучение золотоордынского наследия татарского народа и возобладала булгарская теория происхождения татар. 

«События времен СССР - очевидное свидетельство внедрения комплекса национальной неполноценности татар»

— К середине 50-х начинается возрождение. Оно было связано с развенчанием культа личности Сталина. Началась политика оттепели, — добавляет спикер. 

Но и этот период оказался недолгим. В начале 60-70-х идет откат от малейших послаблений. Татарская школа потеряла все свои позиции. Был отменен экзамен на знание татарского языка. Для поступления в вузы требовался только русский язык.

— Наблюдался полный отказ от взаимодействия с татарским языком. Получалось так, что даже представители татарской творческой интеллигенции отдавали своих детей в русскоязычные школы. К 1958 году число детей, обучавшихся в татарских школах, менее чем за 10 лет сократилось в несколько раз. Татарская молодежь в городах начала утрачивать родной язык, — рассказывает Гарифуллин.

В конечном итоге все это обернулось увеличением числа носителей маргинальной культуры. Недооценка, а зачастую и прямое игнорирование национальных особенностей и интересов, деэтнизация прошлого и настоящего, унификация и стандартизация порождали острые и противоречивые проблемы. Атрофия национального самосознания, несущего среди других важных функций функцию самовоспитания, означала потерю нравственных ориентиров. В воспитательном процессе постепенно сводились на нет факторы национальной гордости, чести, достоинства татар. Так, в 1975 году в ТАССР имя Зои Космодемьянской носили 183 средние школы, Олега Кошевого — 67, а имя Газинура Гафиатуллина, повторившего подвиг Александра Матросова, имела лишь одна школа. Из 993 пионерских дружин только 48 носили имена прославившихся земляков.

«На мой взгляд, данный факт является очевидным свидетельством внедрения в среду татар комплекса национальной неполноценности. Этническое самоотчуждение находило широкое проявление в массовой психологии социальной неприкаянности, которая порождает безответственность, иждивенчество, приспособленчество», — пишет в своей статье Галлямова. 

«События времен СССР - очевидное свидетельство внедрения комплекса национальной неполноценности татар»

В 1950-е — первой половине 1960-х годов представители национальной интеллигенции стали активно выступать за возрождение культуры татарского народа. Во времена хрущевской оттепели татарская интеллигенция все громче заявляла о необходимости изменить курс фактической русификации. Популярной в среде национальной творческой элиты была идея восстановления существовавших в 1920-1930-е годы коренизированных групп в вузах, где преподавание осуществлялось бы на татарском языке, создания национальных групп в детских садах. Руководство ТАССР принимает целый ряд мер, направленных на создание более благоприятных условий для развития татарского языка.

Несмотря на начало развития национальной культуры после этих событий, творческих деятелей республики все чаще одергивали «за нездоровые суждения об ущемлении интересов татарского народа». Подвергалась гонениям деятельность языковедов, журналистов, боровшихся за чистоту татарского языка, пытавшихся противостоять процессу искусственного обеднения его за счет подмены имевшихся в нем понятий русскими и иностранными терминами. 

«В период 1970-х годов вопросы, затрагивающие положения татар в обществе, были подняты лицами татарской национальности, проживавшими за пределами автономной республики. Они сетовали, что «практически лишены возможности слушать по радио и телевидению передачи на родном языке. Очень редко Москва передает национальную музыку и песни особенно автономных областей и республик». Национально-культурной ситуацией были недовольны и жители Татарстана», — отмечает Галлямова. 

«События времен СССР - очевидное свидетельство внедрения комплекса национальной неполноценности татар»

По мере того как тональность официальной трактовки относительно достижений национальной политики становилась все более благодушной, деятельность оппозиционно настроенной общественности, наоборот, обретала зримые черты так называемой катакомбности. Проблема сохранения татарского языка и культуры часто обсуждалась на литературных вечерах, кружках, съездах творческих работников, во время неформальных встреч в кругу единомышленников. Татарская интеллигенция не просто говорила о тревожном состоянии национальной культуры, но и пыталась действовать, но все больше дистанцируясь от властей. 

Исторический опыт национально-государственного строительства Татарстана в 1920-х — первой половине 1980-х годов показывает, что, несмотря на чудовищные, жесточайшие репрессии первых десятилетий советской власти и идеологические фантомы послевоенного периода, направленные на искажение реальных стремлений народа, его этническое самосознание переплавить в советском духе не удалось. То, что Татарстан находился в период перестройки в авангарде парада суверенитетов, а в 90-е в фарватере федерализма, — убедительное тому свидетельство.

Теги:

татарская культура,
татарский язык,
татары мира,
татарская интеллегенция,
татары,
история,
обсуждение,
экспертный клуб,
Татарский квадрат,
Руслан Айсин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция ночного помощника воспитателя в школе интернате
  • Kyocera ecosys p2335dn инструкция на русском языке
  • Тонзилгон инструкция по применению цена капли для приема внутрь взрослым
  • Partysmart от himalaya инструкция по применению
  • Ветом порошок инструкция по применению для птицы