Захаров Германович Владислав
Эксперт по предмету «История России»
Задать вопрос автору статьи
Замечание 1
Курс на ускорение развития общества середины 1980-х годов – это политика, проводимая М.С. Горбачевым, имеющая целью повышение темпов социально-экономического развития путем интенсификации производства и ускорения научно-технического прогресса. Сам термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии от ведущих промышленных стран и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».
Причины и программа политики «ускорения»
В марте 1985 г. М. С. Горбачев занял пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Вступив в должность генсека, он тут же пообещал по традиции продолжить курс своего предшественника, однако общество ожидало перемен, устав от эпохи «застоя».
В это время страна имела большой комплекс внутриполитических и внешнеполитических проблем: затянувшаяся война в Афганистане, поддержание военного паритета с США (эти расходы занимали около 40 % всех ресурсов СССР), а экономика держалась только за счет активной продажи сырья. Именно проблема темпов экономического роста виделась Горбачеву требующей немедленного разрешения. Когда Горбачев получил разметку на ближайшую пятилетку, где рост экономики предусматривал 2,8 % в год (в 1950-е гг. экономический рост составлял 19 %), то он заложил в базис политики концепцию ускорения развития, заключающегося в повышения темпов роста экономики. В частности, за 15 лет планировалась:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
- увеличить национальный доход практически в два раза;
- повысить в 2,3-2,5 раза производительность труда;
- проводить социальную политику, которая была основана на принципах социальной справедливости – продовольственная и жилищная проблема были выделены как основные, и для них были определены сроки решения.
Также М.С. Горбачев отказался от концепции развитого социализма, так как на то время она уже не соответствовала реальности. Сама программа КПСС была пересмотрена, переработана, и ее новый вариант был утвержден на XXVII съезде КПСС (25 февраля-6 марта 1986 г.). В нем не было предусмотрено конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом, а также была снята задача непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм стал идеалом общественного устройства как общество свободных тружеников, где нет классовой системы, а его наступление было перенесено на неопределенно далекое будущее. Главное внимание уделялось всестороннему улучшению и совершенствованию социализма путем ускорения социально-экономической системы.
«Курс на ускорение развития общества в середине 1980-х гг.» 👇
Для этого новое правительство СССР разработало план 12-й пятилетки (1986-1990 гг.) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, фактически как «вторая индустриализация». XXVII съезд КПСС одобрил данный план, а после утверждения Верховным Советом план стал законом. Согласно этому плану, основной упор делался на тяжелой промышленности: машиностроение стало играть роль ключевого звена. Согласно «генеральной линии» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова, были необходимы переход от производства станков, выполняющих отдельные операции, к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрение новых типов машин в сельское хозяйство, придав ему «ускорение».
Содержание политики «ускорения»
Реализация таких задач требовала больших затрат бюджета и энтузиазма рабочих, поэтому в сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми «стахановцами» М.С. Горбачев призвал население не «сводить дело к рублю», а направлять энергию молодежи на решение задач, которые поставила партия. Энтузиазм молодого поколения хотели использовать для приведения в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно получить требуемое ускорение, а техническое оснащение появится позже.
Предполагалось использовать следующие резервы:
- полностью разгрузить действующие мощности, переведя их на многосменную форму работы;
- равняясь на опыт прошлых лет, укрепить трудовую дисциплину;
- проводить механизацию и автоматизацию производства при помощи местных изобретателей;
- повысить качество выпускаемой продукции.
Моральное поощрение выпуска высококачественной продукции особых результатов не дало, поэтому в 1986 г. руководство вводит государственную приемку по образцу уже существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военных организаций.
Осенью 1985 г. цены на нефть резко снизились, что оказало влияние на ход политики ускорения. Вследствие того, валютная выручка СССР сократилась на две трети, следствием чего стал экономический кризис. Вместе с тем огромные расходы шли на ликвидацию катастрофических последствий чернобыльской аварии, а несколько позже, и землетрясения в Армении, увеличились капиталовложения в машиностроение, а снижение торговли алкоголем также сократило поступления в бюджет. Дефицит валюты привел к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.
Итоги политики «ускорения»
Вследствие этих факторов в 1987 г. появилась угроза срыва ранее взятого курса на ускорение, поэтому было принято решение перейти к перестройке экономической системы как основному средству достижения ускорения. Перестройка, происходившая в 1987-1988 гг. представляла собой частичный возврат к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях административной экономики. С этого времени ускорение стало целью, а перестройка – средством его достижения. При этом пришло осознание того, что единственным путем исправления экономического кризиса является не плановая экономика, а переход к рыночной экономике.
Таким образом, в 1987 г. стал очевиден фактический провал политики ускорения, так как капиталовложения в тяжелую промышленность не давали положительного эффекта и не сказывались на товарном и продовольственном рынке. Рынок же стал, можно сказать, жертвой «ускорения» развития машиностроения, ибо импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок продовольствия и товаров народного потребления, что повлекло за собой бюджетный дефицит, скрытую инфляцию и товарный голод.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
«Ускоре́ние», концепция, основанная на идее экономического и научно-технического рывка; термин, использовавшийся генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым для обозначения процесса реформ на первом этапе перестройки (1985–1987).
Создание концепции
Необходимость придать новый импульс развитию советской экономики стала осознаваться руководством и научным сообществом СССР с конца 1970-х гг. (Черняев А. На Старой площади // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 135). В отчётных докладах генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС (1976) и XXVI съезде КПСС (1981) звучала критика в адрес управленцев по поводу ослабления дисциплины исполнения плановых заданий, отставания в вопросах внедрения достижений научно-технического прогресса (XXV Съезд КПСС: стенографический отчёт. Москва, 1976. Т. 2. С. 18; Брежнев Л. И. Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики // XXVI съезд КПСС. 23 февраля – 3 марта 1981 г. : стенографический отчёт. Москва, 1981. Т. 1. С. 60).
Концепция «ускорения», согласно воспоминаниям Н. И. Рыжкова, начала разрабатываться в 1983 г. в связи с рассмотрением в ЦК КПСС предложений Госплана СССР о перспективах развития экономики страны до 2000 г. Тогда термин «ускорение» стал наполняться конкретным содержанием (Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. Москва, 1995. С. 86–87). В документах различных ведомств предлагались меры по ускорению развития отдельных программ отраслей, в частности энергетической и продовольственной. В сентябре 1984 г. на пленуме Союза писателей идею «ускорения» в своём выступлении озвучил генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко (Черненко К. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма // Вопросы литературы. 1984. № 11. C. 3–16).
«Ускорение» как первый этап перестройки
М. С. Горбачёв использовал термин «ускорение» для обозначения курса реформ на их первом этапе в качестве разметки между наступавшей новой эпохой и «застойным» прошлым. Публично о начале политики «ускорения социально-экономического прогресса» он заявил на Апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.: «Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности» (Материалы Пленума ЦК КПСС, 23 апреля 1985 г. Москва, 1985. С. 8).
С мая 1985 г. советское руководство развернуло борьбу с алкоголизмом, стремясь простимулировать рост производительности труда в стране. 7 мая 1985 г. было принято Постановление Совета Министров СССР (СМ СССР) «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (Собрание постановлений Правительства СССР. 1985. № 17. С. 8). Его исполнение предполагало комплекс директивных мер по сокращению производства алкогольной продукции и ограничению его продажи. По разным данным, акцизы на алкогольные напитки и доходы государства от винно-водочной индустрии в 1960–1980-х гг. составляли от 12 до 14 % от общего объёма доходов бюджета СССР. Сама антиалкогольная кампания за 3 года её реализации привела к снижению доходов государственного бюджета почти на 1,5 % (Яник. 2012. С. 71, 73).
Проблемам ускорения научно-технического развития СССР было посвящено совещание в ЦК КПСС в июне 1985 г. В докладе М. С. Горбачёва от 11 июля 1985 г. говорилось о «решительном улучшении методов хозяйствования» и «ускорении научно-технического прогресса» (Горбачёв М. С. Коренной вопрос экономической политики партии. Москва, 1985. С. 3). В августе 1985 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири в 1986–1990 гг.» были начаты большие инвестиционные программы по стимулированию увеличения объёмов добычи нефти к 1990 г. до 422–437 млн т, расширению транспортного строительства, форсированному развитию нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности [Колева Г. Ю. История отраслей специализации Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1960–1980-е гг.). Тюмень, 2007. С. 133–134].
В ноябре 1985 г. было принято совместное Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом», в соответствии с которым был образован Государственный агропромышленный комитет СССР (АПК). В новую структуру вливалось более 5 министерств и ведомств с многомиллиардными бюджетными инвестициями. АПК должен был обеспечить применение в сельском хозяйстве интенсивных технологий, сокращение потерь продукции при уборке, транспортировке, хранении и переработке. Огромные средства были направлены на списание долгов совхозов и колхозов, на дотации и повышение закупочных цен. Колоссальная реорганизация вызвала сбои в системе управления агропромышленным комплексом. Реальная хозяйственная власть на местах перешла к районным агропромышленным объединениям и районным комитетам партии, которые продолжали командными методами управлять колхозами и совхозами.
В новой программе КПСС, утверждённой на XXVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986) «ускорение» было объявлено стратегическим курсом партии (Новая редакция программы КПСС. 1986 г. // Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина). В политическом докладе М. С. Горбачёва в качестве ключевых задач «ускорения» были поставлены удвоение общих объёмов советской экономики к 2000 г., ускоренное развитие станкостроения, приборостроения, электротехники и электроники. За 12-ю пятилетку (1986–1990) предполагалось довести до уровня мировых стандартов 85 % и более гражданской машиностроительной продукции. С этой целью для машиностроительного комплекса было выделено 200 млрд руб. – больше, чем за предшествующие 10 лет (XXVII Съезд … 1986. Т. 1. С. 54–65). Н. И. Рыжков вспоминал: «Кроме машиностроения были названы ещё биотехнология, металлургия, химия и другие отрасли, связанные с ними… Для меня такой перечень был подобен землетрясению, во всяком случае, почва под ногами ощутимо колебалась… мы, знающие реальное положение в экономике, прекрасно понимали, что решить сразу, в один присест, все проблемы всех отраслей невозможно. Нет для этого ни материальной и финансовой базы, ни научной и экспериментальной, сил у государства просто нет» (Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. С. 86–87).
Авторы политики «ускорения» столкнулись с непредвиденными обстоятельствами. С весны 1986 г. началось обрушение мировых цен на нефть. 26 апреля произошла крупнейшая техногенная катастрофа – Чернобыльская авария 1986 г. Эти факторы серьёзно повлияли на состояние государственного бюджета, дефицит которого на конец 1986 г. составлял 45,5 млрд руб. (Народное хозяйство СССР в 1990 г. Москва, 1991. С. 17).
Колебание курса «ускорения» выразилось в отношении к индивидуальному предпринимательству. После принятия Постановления СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» от 15 мая 1986 г. власти обрушились на «шабашников» и «хапуг». Через несколько месяцев частная трудовая деятельность уже поощрялась законом «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября, легализовавшим кустарей-частников и разрешившим создание кооперативов в сфере мелкого производства, торговли и услуг населению.
На июньском Пленуме ЦК КПСС 1986 г. были сформулированы цели быстрой модернизации промышленности, включавшей в себя вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, строительство мощных магистральных газопроводов. Столь же большие и многоплановые цели были обозначены и в отношении сельского хозяйства (Материалы Пленума ЦК КПСС, 16 июня 1986 г. Москва, 1986).
Завершение и итоги политики «ускорения»
Меры, предпринятые реформаторами по реализации курса на ускорение социально-экономического развития, оказались недостаточными. Эффективность производства продолжала снижаться: свыше 30 % предприятий в конце 1986 г. были убыточными, росла скрытая инфляция (Кудров В. М. Россия и мир : экономика России в мировом контексте. Санкт-Петербург ; Москва, 2010. С. 347). 25 сентября 1986 г. на заседании Политбюро ЦК в докладе «Об актуальных вопросах перестройки» М. С. Горбачёв на первое место поставил концепцию «перестройки» как более углублённого этапа реформ. Концепция «ускорения социально-экономического развития» была отодвинута на второй план (Воротников В. И. А было это так… Москва, 2020. С. 109).
Политика «ускорения» имела противоречивый характер. С одной стороны, она обнаружила системные ошибки в стратегии: акцент на развитие тяжёлой промышленности, инвестиционные перекосы в выборе приоритетов, противоречивый и неоднозначный набор средств достижения результатов.
Запланированные вложения в машиностроительный комплекс (200 млрд руб.) не дали ожидаемого эффекта и подорвали государственный бюджет. Бюджетный дефицит уже в 1985 г. составлял 13,9 млрд руб., а в следующем году он увеличился ещё в 3 раза (Бодрова. 2013. С. 156). Именно капиталовложения в машиностроение и закупки импортного оборудования привели в 1985–1986 гг. к перенапряжению бюджета. Товарный и продовольственный кризис стали следствием «ускорения» в машиностроении, т. к. сокращались закупки продовольствия и товаров народного потребления. К концу 1986 г. увеличилось количество предприятий, не выполнивших государственный план (Народное хозяйство СССР в 1990 г. С. 17).
С другой стороны, в ходе «ускорения» были достигнуты определённые позитивные сдвиги в социальной сфере: усилился интерес власти к научным разработкам, была усилена материальная поддержка науки. Так, за период 1985–1987 гг. среднемесячная зарплата в отрасли «Наука и научное обслуживание» возросла с 209,9 до 224,9 руб., что оказалось близко к уровню зарплаты в промышленности (97–98 %) (Наука России в цифрах. 1996. Москва, 1996. С. 52). За счёт роста энтузиазма работников производительность труда в 1985–1986 гг. в СССР возросла почти на 1,5 % (Яник. 2012. С. 85).
К концу 1986 г. реформаторам стало ясно, что программы развития приоритетных отраслей не обеспечивали ускорения научно-технического прогресса, а планы модернизации машиностроения проваливались (Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Москва, 1995. Кн. 1. С. 346).
В докладе «О перестройке и кадровой политике партии» на Январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. М. С. Горбачёв отказался от своего ещё недавнего утверждения о необходимости преодоления застойного состояния общества и придания его развитию ускорения. Он заявил о том, что необходимость перемен связана с опасностью нарастания кризисных явлений в обществе. Главными причинами этих явлений были названы сложившиеся в предшествующую эпоху внутри советской системы «механизм торможения» и снижение эффективности власти. Из этого делалось два принципиальных вывода: о необходимости кадрового обновления всех этажей власти и слома «механизма торможения» путём демократизации общества и реформирования политической системы (Материалы Пленума ЦК КПСС, 27–28 января 1987 г. Москва, 1987. С. 10–15).
Дата публикации: 11 августа 2022 г. в 16:46 (GMT+3)
Содержание:
Введение
В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали перерастать в докризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его роста приближались к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, порог кризиса.
В марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь Совнаркома Михаил Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни советского государства, названный «перестройкой» и положивший начало глубоким, коренным изменениям состояния советского и российского общества.
Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, является стратегическим курсом партии, направленным на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества.
Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила подробное обоснование в решениях XXVII Съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Политика ускорения социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застоя и консерватизма. В экономической сфере ускорение означает, прежде всего, решительное преодоление негативных тенденций, возникших в 70-80-е годы, и увеличение темпов роста. Все вышеперечисленные факторы определили актуальность нашего исследования.
Цель работы является анализ концепции ускорения социально-экономического развития и определение причин ее неполноты.
В соответствии с поставленными целями были решены следующие основные задачи:
- Рассмотрим экономическую политику Михаила Горбачева;
- Проанализировать концепцию ускорения социально-экономического развития.
Методы исследования:
- Обработка и анализ научных источников;
- Анализ научной литературы, учебников и учебных пособий по исследуемой проблеме.
Экономическая политика М. С. Горбачева
10 марта 1985 года умер генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко. В тот же день состоялась короткая (получасовая) встреча между старейшим членом Политбюро, министром иностранных дел А. А. Громыко, и секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым, самым молодым членом Политбюро. Они договорились «взаимодействовать». 11 марта состоялось заседание Политбюро. Громыко первым взял слово и предложил кандидатуру Горбачева на пост генерального секретаря. Все члены Политбюро поддержали это предложение, и в тот же день пленум ЦК КПСС единогласно избрал Михаила Горбачева главой партии.
Горбачев унаследовал страну с огромным набором внутренних и внешнеполитических проблем. В Афганистане шла изнурительная война. Около 40% всех ресурсов страны было потрачено на поддержание военного паритета с США. Экономика СССР несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном для Горбачева была проблема темпов экономического роста.
В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во втором десятилетии она упала до 7, но все равно это был впечатляющий рост среди индустриальных стран. К 1980-м годам ситуация стала кризисной. Когда Горбачеву дали очередной пятилетний план, он предусматривал рост на 2,8% в год. Горбачев основывал свою политику на идее ускорения развития, то есть увеличения темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза, при этом удвоив производственный потенциал, и повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны также пообещало проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Были определены две приоритетные проблемы-продовольственная и жилищная-и определены сроки их решения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 году, жилищную — по принципу «каждая семья имеет комфортную отдельную квартиру» — к концу XX века.
Курс на ускорение
Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени уже не соответствовала действительности. Под его руководством программа КПСС была пересмотрена и разработана новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля-2 марта 1986 года).
В отличие от Программы КПСС, принятой в 1961 году на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом и окончательно снимала задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных трудящихся, предстал как идеал общественного устройства, и его облик был перенесен в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на систематическое и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны.
Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, обещая народу резко повернуть экономику «лицом к лицу», новое руководство СССР разработало план двенадцатой Пятилетки (1986-1990 гг.) по аналогии с довоенными пятилетками-с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был утвержден XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
С этого момента задачи демократизации, борьбы с бюрократией и беззаконием были поставлены во главу угла политики «ускорения». За короткое время верхний эшелон руководства омолодился. Один за другим были удалены наиболее консервативные члены партийной элиты: Н.И. Рыжков сменил на посту премьер-министра престарелого Н. А. Тихонова, н. в. Талызин стал председателем Госплана СССР вместо Н. К. Байбакова. Секретарь ЦК КПСС Б. Н. Ельцин возглавил Московский городской Комитет КПСС и вскоре стал кандидатом в члены Политбюро. Чистка коснулась также среднего и низшего звена партийной номенклатуры. К началу 1987 года было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов и 40% членов ЦК КПСС.
По замыслу партийных реформаторов, в него предполагалось включить» дополнительные резервы и преимущества » социализма, повысить трудовую дисциплину на производстве (так называемый «человеческий фактор») прежде всего за счет усиления администрации, эффективно использовать новейшие технологии в производстве и т. д. Новый партийный лидер призывал шире использовать накопленные материальные и финансовые ресурсы, обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, в том числе за счет внедрения многосменного режима работы, особенно в машиностроении, повысить качество выпускаемой продукции, развивать инновации, передовые формы и методы социальной конкуренции и др. В стратегии «ускорения» социально-экономического развития делалась ставка на традиционные для СССР методы подстегивания «социалистического энтузиазма» в сочетании с усилением командно-административного контроля и массированной финансовой накачкой приоритетных отраслей народного хозяйства.
1985-1986 годы были периодом масштабных кампаний и серьезных разрушений административных структур управления народным хозяйством.
Так, уже в мае 1985 года Совет Министров СССР издал постановление об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом (печально известная антиалкогольная кампания), которое предусматривало повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства алкогольной продукции. Реализация» борьбы с пьянством » быстрыми темпами привела за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко сократило доходы бюджета, создав сильную социальную напряженность, увеличение производства подпольных суррогатов и самогона, что негативно сказалось на здоровье населения. К другим социальным «кампаниям» этого периода относились: широко разрекламированная программа » Жилье-2000 «(апрель 1986 г.), предусматривавшая полное решение пресловутой» жилищной проблемы «в стране и» школьная реформа», в рамках которой должна была быть проведена полная компьютеризация средних школ. Среди административных реорганизаций в управлении экономикой были: создание в ноябре 1985 года министерского «монстра» — Госагропрома путем слияния семи союзных министерств и ведомств.; формирование исполнительной «вертикали» областных и районных агропромышленных объединений; введение в мае 1986 года нового надзорного органа за качеством выпускаемой продукции-государственной приемки, что привело к значительному увеличению бюрократического аппарата на всех уровнях.
План был ориентирован на тяжелую промышленность. Роль ключевого звена в перестройке народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных машин к производству комплексов и промышленных роботов, ввести в народное хозяйство новый класс машин, придав ему ускорение — такова была» генеральная линия » М. С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета Министров СССР в 1985-1990 годах) в 1985-1986 годах. Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма рабочих. В Сентябре 1985 Года. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми руководителями производства Михаил Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на активизацию скрытых резервов роста, чтобы добиться ускорения немедленно, не дожидаясь технического перевооружения.
Предполагалось использовать следующие резервы:
- Полностью загрузить существующие мощности, переведя их повсеместно на многосменную форму работы;
- Укреплять трудовую дисциплину, опираясь на опыт лучших работников;
- С помощью местных новаторов и изобретателей осуществлять механизацию и автоматизацию их производства. Наконец, было предложено повысить качество выпускаемой продукции.
Мы использовали обычные методы административного управления. Убедившись, что моральное поощрение производства высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества не дало ожидаемого эффекта, правительство 12 мая 1986 года ввело государственную приемку, по примеру приемки готовой продукции представителями военного ведомства, существовавшей на оборонных предприятиях.
Некоторые изменения, отмеченные в экономике СССР в первый год реализации «стратегии ускорения» (рост производительности труда в 1985 году составил 1,3%), породили у нового руководства страны иллюзию движения, надежду на всесилие командных рычагов в повышении темпов промышленного развития. Эти настроения ярко отразились в утопичности принятых на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.) планов социально-экономического развития страны до 2000 г., согласно которым промышленный потенциал СССР должен был удвоиться за 15 лет. Неосуществимость принятых съездом решений была предопределена.
Неэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не менявшие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции существующего бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисной ситуации, не могли привести к реальным изменениям в экономике. Более того, идеология «штурмовщины» на производстве, не подкрепленная новейшими технологическими разработками, объективно создавала предпосылки для техногенных аварий.
Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом ядерного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» под Новороссийском. Во всех случаях причиной катастроф была халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.
Однако ключом к этому ускорению стало падение цен на нефть осенью 1985 года. Валютные доходы СССР упали сразу на две трети. Одно это неизбежно вызвало экономический кризис. Но падение цен на нефть сопровождалось расходами на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, позже-землетрясением в Армении, увеличением капиталовложений в машиностроение и потерями бюджета из-за сокращения торговли алкоголем. В то же время нехватка валюты привела к сокращению закупок потребительских товаров за рубежом.
Таким образом, уже в 1987 году возникла угроза срыва ускорительного курса. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка 1987-1988 годов была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 года, усилением роли прибыли в условиях плановой экономики. Отныне ускорение стало целью, а перестройка — средством ее достижения.
Самое главное-осознание того, что единственный способ исправить ситуацию в экономике-это не плановый путь, а путь рыночных отношений.
Экономические преобразования, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:
- Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий.
- Развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где это было «социально оправдано».
- Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
Осенью 1986 года Верховный Совет СССР принял закон Об индивидуальной трудовой деятельности. Это была небольшая, но вклинившаяся в основы системы, закрепленной в Конституции СССР, первая победа сторонников частной собственности. Однако развитию этого процесса помешало постановление Совета Министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (15 мая 1986 г.).
Вторым этапом экономической реформы стал закон О государственном предприятии (Ассоциации) 1987 года, который предоставил значительные права предприятиям и их трудовым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако государство не решилось сделать цены свободными как важнейший рычаг социальной политики, что существенно снизило экономическую самостоятельность предприятий.
Компании получили право на внешнеэкономические связи, в том числе на создание совместных предприятий и свободную продажу части своей продукции на внешнем рынке. Таким образом, государство ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 году. При этом большая часть произведенной продукции, а в других случаях и вся она, включенная государством в государственный заказ, изымалась из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно сокращать госзаказ, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 году ликвидированы) подбора руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.
Изменения коснулись всей системы управления. В своей борьбе за либерализацию власти Горбачев выступал против гигантских союзных министерств. Этому делу придавалось большое общественное значение. Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, первичные-резко сокращены. В течение одного года численность работников центральных министерств сократилась с 1,7 до 0,7 миллиона человек. Пропаганда провозгласила резкое сокращение административного аппарата и без того плохо управляемой страны своего рода триумфом рациональности над безумием брежневской администрации. Следует отметить, что какое-то время огромная, неповоротливая и, конечно, недостаточно эффективная машина управления все еще вела по инерции огромную страну. Но первые же серьезные проблемы в отдельных отраслях привели к кризису всей системы.
Закон О кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 года по докладу Н.И. Рыжкова. В марте 1988 года, продвигая проект закона на IV съезде колхозников, Горбачев подчеркивал необходимость раскрепощения человеческой деятельности, подъема творчества и мастерства, вовлечения каждого гражданина в Управление делами общества. Официально Горбачев осудил политиков, открыто отстаивавших необходимость частной собственности. В ноябре 1988 года на заседании Президиума ВС СССР он выступил с критикой «товарищей из Эстонии» по этому вопросу. «…Частная собственность, — говорил он, — есть, как вы знаете, основа эксплуатации человека человеком, и наша революция совершалась именно для того, чтобы устранить ее, передать все в собственность народа. Пытаться восстановить его — значит отодвинуть назад, это глубоко ошибочное решение.»
Тем не менее закон О кооперации был самым серьезным шагом на пути к восстановлению частной собственности. Кооперативы платили налоги государству, а государственные предприятия, помимо налогов, автоматически передавали государству часть прибыли. Кооперативы оказались в выигрышном положении — они могли платить работникам зарплату в 2-3 раза выше, чем на государственных предприятиях. При этом производились одни и те же продукты и использовались государственные средства производства. Такая политика расколола трудовые коллективы.
Кроме того, кооперативы стали основным каналом перевода безналичных денег в наличные, что вынудило правительство на порядок увеличить производительность печатного станка, то есть денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов, они ничего не могли купить, не давили на товарную массу. Теперь огромная денежная масса раздавила товарную. Менее чем за год полки магазинов и складов опустели. Социально-экономическая ситуация в стране резко ухудшилась.
Наконец, кооперативы демонополизировали право государственных предприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое они получили в 1987 году по закону О государственных предприятиях (объединениях). Это право использовалось для перевода товарно-денежной массы за границу.
В 1989 году началась социально-экономическая трансформация аграрного сектора. На мартовском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить Государственную аграрную промышленность СССР, созданную в 1985 г., а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, начатую в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с незаработанными доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм землеустройства: совхозов, колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств. Признание целесообразности, а затем и необходимости строительства колхозов с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980 — х годов стало очевидно, что» важнейшая внутриполитическая задача » -продовольственная программа-провалилась, срок ее реализации был перенесен на конец 1990-х годов. К ее решению были привлечены все виды хозяйств и горожан, любители садов и огородов.
Таким образом, стало ясно, что политика ускорения социально-экономического развития, провозглашенная XXVII съездом, провалилась, окончательно разбалансировав экономику. Страна столкнулась с необходимостью резко ограничить инвестиции в строительство, сократить импорт продукции и перераспределить ресурсы на производство и закупку товаров народного потребления
На рубеже 1989-1990 годов стало очевидным, что переход к рынку необходим во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не спешило отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была предпринята попытка найти золотую середину — был провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», то есть план и рынок должны были быть объединены. Этот переход был закреплен соответствующим постановлением Верховного Совета СССР» О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР » в июне 1990 года.
Концепция » регулируемого рынка «базировалась на программе» Лизинг экономики » (основным разработчиком был академик Л. Абалкин), которая должна была реализовываться с 1991 по 1995 год. Предполагалось передать в аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990-1992 гг.) предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно возрастала. На втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее место отводилось методам хозяйствования.
Не осознавая в полной мере масштабов кризиса в советской экономике, разработчики этой программы не понимали, что осуществление любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. В июле 1990 года на встрече Президента СССР Михаила Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы.
Была создана комиссия под руководством академика С. С. Шаталина и заместителя председателя Совета Министров РСФСР Г. А. Явлинского.
Они разработали альтернативный рыночно-либеральный вариант реформ, получивший название «500 дней». В отличие от государственной программы, программа «500 дней» нацелена на быстрый и решительный переход к рынку, передачу торгово-промышленных предприятий в частные руки. По политическим причинам программа Шаталина-Явлинского несла в себе значительный элемент популизма, включая обещание провести реформы без снижения уровня жизни. Многие фундаментальные вопросы в ней были едва намечены или даже обойдены. Прежде всего, программа» 500 дней » не давала однозначного ответа на такие фундаментальные вопросы, как приватизация, разгосударствление земли, какой должна быть политическая система (советы или парламентская республика). Вопрос о денежной реформе также был обойден.
Новая цель экономической реформы требовала новых законов. Они были быстро приняты Верховным Советом СССР. Эти законы затрагивали основы экономических отношений в СССР, вопросы собственности, земли, деятельности предприятий в СССР, организации местного самоуправления и местного хозяйства и многое другое. Новые рыночные законы должны были способствовать регулированию процессов децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных обществ, развитию малых предприятий, развертыванию свободы экономической деятельности и предпринимательства. К лету 1991 года было принято более 100 законов, постановлений и указов по экономическим вопросам, но большинство из них не сработало из-за противодействия республиканских властей, отстаивающих свой суверенитет.
Если в 1986-1988 годах национальный доход рос медленно, то с 1989 года он начал падать. Реальные доходы населения начали снижаться. В стране увеличился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчуждение масс от результатов их труда усилилось. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 года, все эти проблемы стали все острее осознаваться людьми. Рабочие вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 года, отметив развал экономики и» провал перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Это совпало с правительственной реформой.
Тупик в экономической реформе был во многом обусловлен нерешительностью Советского правительства в вопросах ценовой политики. По инициативе Рыжкова в 1986 году последняя советская пятилетка включала реформу ценообразования путем освобождения цен в первую очередь на сельскохозяйственную продукцию, отказа от государственных субсидий сельскохозяйственному производству. Горбачев в 1986-1987 годах занимал несколько иную позицию. Соглашаясь с необходимостью повышения цен на продовольствие, он предлагал одновременно снизить цены на промышленные товары, т. е. Однако в 1988 году Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необходимость одновременного повышения цен как на продовольственные, так и на промышленные товары, пообещав сопровождать реформу повышением заработной платы и социальными субсидиями. Но до весны 1991 года руководство Союза не решалось на реформы, опасаясь социальных потрясений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.
В 1991 году новый премьер-министр СССР Б. С. Павлов провел денежную реформу. В январе 1991 года он обменял 50-и 100-рублевые банкноты на новые. Биржа преследовала две цели: во-первых, выбить почву из-под ног фальшивомонетчиков внутри страны и за рубежом, так как чаще всего подделывались банкноты этого номинала; во-вторых, поставить под контроль и частично обесценить теневой капитал, который также хранился в основном в этих банкнотах. В апреле 1991 года цены на товары были повышены в несколько раз. Эта мера была направлена на устранение проблемы дефицита, сведение на нет сбережений граждан, которые только к 1991 году в Сбербанке составили около 400 миллиардов рублей. Идея «тушения» платежеспособного спроса населения путем искусственного снижения его покупательной способности была популярна среди лидеров как правых, так и левых. Рост цен на «Павловский» сопровождался 40% — ной компенсацией по вкладам, которую можно было использовать только с конца 1991 года. Одновременно были заморожены вклады граждан в Сбербанке — введены ограничения на снятие средств и закрытие счетов. Через год именно заморозка приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане не смогут сохранить свои сбережения.
Однако принятые меры не смогли спасти ситуацию. Симпатии населения Союзного государства были на стороне республиканских лидеров, обещавших проводить экономические реформы не за счет народа, а во имя и на благо народа. Лидеры России во главе с Борисом Ельциным особенно активно выступали против обнищания народа руководством СССР. «Павловская реформа» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного центра в антинародной экономической политике.
Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству партийным руководством. Административные методы больше не работали, власти не овладевали экономическими методами, а новые политические методы руководства становились все более необходимыми.
Заключение
Таким образом, в начале 1985 года в СССР новое руководство партии выбрало курс на радикальные экономические реформы.
Программа обновления ветхой командно-административной системы распределения «развитого социализма», выдвинутая М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, поначалу отличалась умеренностью. Главным лозунгом реформ стала политика полного ускорения социально-экономического развития страны за счет внедрения новых методов хозяйствования и использования новейших достижений научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль качества продукции (закон О государственной приемке).
В 1986 году стало очевидно, что сформулированные сверху цели не имеют соответствующего механизма реализации на микроуровне. Окостеневшая система государственного планирования не могла справиться с устранением созданных ею диспропорций. Национальные экономические приоритеты диктовались интересами ведомств, что делало невозможным сколько-нибудь значительное перераспределение ресурсов в пользу прогрессивных отраслей. Резкий рост экономики, заложенный в новую пятилетку, оказался очередной утопией. К концу 1986 года экономическая ситуация, после некоторого восстановления, снова начала ухудшаться. Антиалкогольная кампания привела к несбалансированности бюджета. Введение государственной приемки вместо ведомственного контроля на производстве привело к сокращению производства промышленной и пищевой продукции. В январе 1987 года произошел спад производства, что стало началом экономического кризиса. Экономическая ситуация усугубилась страшной трагедией на Чернобыльской АЭС, которая стала возможной в условиях нарастающего падения производственной и технологической дисциплины.
Реальным результатом полуторагодичной реализации акселерационной программы стало лишь углубление кризиса, перевод его в открытую форму.
Неудачи первого этапа перестройки заставили новое руководство искать другие пути продвижения вперед, поставить на повестку дня вопрос о всесторонней экономической реформе и, прежде всего, о движении к рыночной экономике.
Соглашаясь с ведущими экономистами и социологами, Горбачев провозгласил курс на перестройку экономики и всей общественно-политической системы, перевод государственного планового управления на рыночную, товарно-денежную основу (1987). Новые законы сыпались один за другим: закон о предприятии (1987), О кооперации и индивидуальной трудовой деятельности (1988), дававший большую свободу директорам предприятий, etc.In в 1989 году появился курс на создание «регулируемой рыночной экономики» (хотя ведущие экономисты отрицали возможность объединения плана и рынка).
К концу лета 1989 года Советский Союз вступил в глубокий социально-экономический и политический кризис. Она усугублялась проигранной Западом холодной войной и растущим национально-освободительным движением, особенно в Закавказье и Прибалтике. Экономический кризис, в который впала страна, уже не могла спасти программа реформ «500 дней», задуманная демократически мыслящими экономистами (С. Н.Шаталин, Г. А. Явлинский).
Последнее доверие к государству было подорвано денежной реформой начала 1991 года, в ходе которой начался обмен банкнот и цены в магазинах удвоились. В стране ожидались радикальные перемены.
8 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Такое решение приняли главы Беларуси, России и Украины, собравшиеся в Беловежской пуще.
Список литературы
- Арсланов Р. А., Блохин В. В., Джангирян В. Г., Ершова О. П., Мосейкина М. Н.История Отечества с древнейших времен до конца ХХ века. Часть 1. — М.: 2003
- Волкогонов Д. А. семь лидеров. Книга 2-Я. М., 1995.
- Горбачев-Ельцин: 1500 Дней политического противостояния, Москва, 1992.
- Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2-х книгах, М., 1995.
- Илларионова Е. В., Фомина А. С., Гуськов С. А. отечественная история: учебно-методический комплекс. — М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 369 С.
- Историческая судьба радикальной экономической реформы. К 10-летию начала перестройки. Москва, 1995.
- История современной России. 1985-1994. / / Под ред. В. В. Журавлева. М., 1995.
- Перестройки. Десять лет спустя (апрель 1985-апрель 1995). Москва, 1995.
- Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти / / 1945-1991. Москва, 1998.
- Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А. С., Полунов А. Ю., Шестова Т. Л., Щетинов Ю. А. 2-е изд., доп.-М.: простор, 2005. — 476 С.
- Смирнов В. С. экономические причины крушения социализма в СССР / / отечественная история. 2002. № 6. С. 91-110.
- Согрин В. В. политическая история современной России / / 1985-1994: от Горбачева до Ельцина.
- Союз можно было спасти: Белая книга: документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. Москва, 1995.
- Филиппов А. В., Уткин А. И., Алексеев С. В. и др. История России, 1945 — 2008. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2008. — 528 С.
- XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 25 Февраля-6 Марта 1986 Года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1986. Т. 1. -654 С.
- Реферат на тему: Санкт-Петербург в истории и культуре России
- Реферат на тему: Крестьянская реформа 1861 года
- Реферат на тему: Реформы Петра I
- Реферат на тему: История российского предпринимательства
- Реферат на тему: Диссидентское движение в СССР: представители, идеи, оценки
- Реферат на тему: Значение реформ Петра I для развития экономики России
- Реферат на тему: Финны и ингерманландцы после отмены крепостного права
- Реферат на тему: Пантеон языческих богов древних славян
- Реферат на тему: Депортация Калмыков в годы ВОВ
- Реферат на тему: Язычество: пережиток прошлого или часть сегодняшнего дня
- Реферат на тему: Современные историки о СССР 1920-30 годах
- Реферат на тему: «Холодная война» понятие, причины, последствия
Ускорение падения. Как Горбачев послал страну «туда, не знаю куда»
17 мая 1985 года в своем выступлении перед партактивом Ленинграда Михаил Горбачев впервые развёрнуто рассказал о том, что он понимает под «ускорением социально-экономического развития СССР».
По сути, в этом лозунге не было особой новизны. Об ускорении темпов развития советской экономики на пленуме ЦК говорил еще Андропов, когда вступал в должность генсека в ноябре 1982 года. Ещё раньше «обскакать» Америку по производству сельхозпродукции призывал Хрущёв, а до него задачу «догнать и перегнать» передовые капиталистические страны ставил Сталин. Накануне Октябрьской революции к тому же по сути призывал и Ленин.
Но именно горбачёвскому ускорению, наряду с его же перестройкой и гласностью, суждено было стать одним из символов целой эпохи — хоть и самой короткой в жизни страны.
Гонка с пустыми тачками
Михаил Горбачев быстро сделался всеобщим любимцем. Молодой (по партийным меркам) генсек, в отличие от своих предшественников, которые советским гражданам в последние годы являлись лишь по телевизору, сразу же пошёл «в народ». И стал героем анекдотов, поначалу довольно добрых.
«Брежнев и Черненко беседуют на том свете:
— Костя, — спрашивает Брежнев, — а кто сейчас вместо нас?
— Миша Горбачёв.
— А кто его поддерживает?
— Да никто, Лёня. Он сам ходит».
Во время встречи с ленинградцами новый генсек без бумажки говорил о достижениях и недостатках, раздавал обещания, улыбался, шутил, энергично жестикулировал. Говоря обо всём и ни о чём конкретном, Михаил Сергеевич в числе прочего произнёс: «Если заблудиться в политике, можно ж страну поставить на колени». Что он впоследствии и сделал… А когда сказал собравшимся о необходимости ускорить темпы развития страны, в этот момент, как бы в предчувствии этих непростых перемен, из толпы раздался плач младенца.
Научно обоснованной программы преобразований у Горбачёва не имелось. Формально и в лозунге «ускорение» нового ничего не было. СССР так или иначе всегда соревновался с капиталистическими странами. И Горбачёв одной из главных задач провозгласил увеличение инвестиций в машиностроение, темпы развития которого предстояло ускорить в полтора-два раза. В июле, во время визита в Днепропетровск, генсек добавил к машиностроению металлургию, химию, электронику и биотехнологию. Сентябрьская поездка Горбачёва по Западной Сибири дополнила этот список нефтяной и газовой промышленностью. «Надо двигаться вперёд, набирая скорость», — подгонял всех Горбачёв. Двигались. Не совсем понимая куда, но в полном соответствии с линией партии.
11 июня в ЦК КПСС прошло совещание по вопросам ускорения научно-технического прогресса. Горбачёв уже в который раз заявил, что главная задача — ускорение социально-экономического развития страны. Но вот как это сделать, никто не знал. Не было никаких конкретных предложений, ни сроков, ни целевых показателей. Беспрецедентные валютные вливания в машиностроение не дали ожидаемых результатов ни через год, ни через два. О чём накануне высшего партийного совещания предупреждал президент Академии наук СССР Александров: «К тому времени, когда мы закупим и начнём использовать новое оборудование, оно уже теряет свою новизну». О самом же генсеке сочинили новый анекдот: «Приезжает Горбачев на завод и видит, что рабочие носятся туда-сюда с пустыми тачками. Генсек недоумённо спрашивает у директора, почему они бегают с пустыми тачками. На что тот отвечает, что Горбачёв сам объявил ускорение, и рабочие загружаться уже не успевают».
Через несколько лет Михаил Сергеевич сетовал: правильнее было начинать с сельского хозяйства, с лёгкой и пищевой промышленности, что дало бы, по его мнению, быструю и наглядную отдачу. Хотя, ещё неизвестно, как бы люди смогли выдержать такое начало перестройки.
Проигранное качество
Детищем «ускорения» явилась «госприёмка» — система госинспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. На предприятиях стали вводить госприёмку, которая была призвана заменить ОТК — отделы технического контроля предприятий. В отличие от работников ОТК инспекторы госприёмки не зависели от дирекции поднадзорного завода или фабрики. К этим работникам предъявлялись жёсткие требования: высшее техническое образование, стаж работы по специальности не менее трёх лет, членство в партии и возраст не более 45 лет. Оклады сотрудников госприёмки превышали оклады заводских инженерно-технических работников примерно в полтора раза. Функции госприёмки отнюдь не сводились всего лишь к тому, чтобы выявить брак. Госприёмщики вместе с заводчанами должны были выявить точки, где зарождался брак и устранить его причины. Предприятия оснащались современными контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами. Там, где не формально отнеслись к этой работе, эффект был.
Госприёмка пришлась по душе далеко не всем, многим она была поперёк горла. На некоторых предприятиях из-за устаревшего и изношенного оборудования и нерациональной организации труда представители госприёмки «арестовывали» большую часть выпущенной продукции, которая, по сути, подлежала списанию как брак. Чтобы выполнить план и получить привычную зарплату и премии, работники предприятий шли на обман и подмену качественной продукции некачественной. У контролёров зачастую опускались руки, и администрации удавалось склонить многих госприемщиков, удручённых полнейшим бардаком на производстве, к «взаимовыгодному сотрудничеству». Тем более что сами контролёры, хоть и не подчинялись напрямую руководству предприятий, состояли на партийном учёте именно на этих заводах и фабриках.
Постепенно руководство СССР стало сворачивать работу госприёмки и меньше говорить об ускорении. А в обиход всё больше входило слово «гласность», постепенно вытеснившее его в триедином горбачевском лозунге «гласность — перестройка — ускорение».
Что касается перестройки, то ещё Ленин на IX Всероссийском съезде Советов высказался по этому поводу вполне определённо: «У нас ужасно много охотников перестраивать на всяческий лад, и от этих перестроек получается такое бедствие, что я большего бедствия в своей жизни и не знал». Гласность же советские люди восприняли скорее с удовлетворением. Правда, не забывая добавлять при этом — дескать, рот открыть позволили, а вот положить в него стало нечего.
Обложка: Михаил Горбачев. © / Леонид Палладин / РИА Новости