Ключевые слова:
Руководство детским чтением. Сущность. Споры. Система. Создатели системы. Библиотечное обшение в структуре общения. Виды общения. Межличностные отношения. Рекомендательная библиография. Список «100 книг». Библиотечное обслуживание.
Руководство чтением – одно из устоявшихся понятий библиотечной педагогики, пришедшее к нам из XIX века. Оно основано на знаниях психологии и педагогики чтения, на понимании критериев оценки литературных произведений. Этим термином пользовались выдающиеся отечественные педагоги и библиотековеды. Он вошел в название четырех изданий учебника для студентов библиотечных факультетов, вышедших в советское время и касающихся вопросов детского чтения. Этот учебник в своем труде «Дети. Время. Книга» крупнейший специалист в области детского чтения И. Н. Тимофеева назвала эпохой в библиотечной профессии.
Чтение – базовый компонент учебной деятельности, обеспечивающий успех школьника по всем учебным дисциплинам. Прежде чем тот освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное. Без чтения нет ни образования, ни культуры. Этот тезис ставит руководство чтением в центр педагогической деятельности школьного библиотекаря, придает ему методологическое значение в системе образования.
В период социальной перестройки 90-х годов в России отношение к этому термину резко изменилось. Одни специалисты стали считать, что в демократическом обществе термину «руководство», понимаемому как «воздействие», применительно к чтению места нет. Как пишет Ю. А. Гриханов в статье «Руководство чтением», помещенной в «Библиотечной энциклопедии» (2007), некоторые библиотековеды предложили вообще не упоминать этот термин, учитывая его идеологизированность и авторитарность. Предлагалось заменить его другими – «активизация чтения», «поддержка чтения», «педагогическое сопровождение чтения». Применительно к рекомендательной библиографии стали использовать термин «организация чтения».
Чаще всего в качестве синонима термина «руководство детским чтением» используют в наши дни термин «педагогика детского чтения». Такое название, в частности, получил межведомственный сборник научных трудов «Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы» (2002). В предисловии к этому сборнику дана следующая трактовка использованного понятия: «Это система научного знания о воспитательной направленности литературы для детей и юношества, о формировании интеллектуального и духовного облика ребенка-читателя под воздействием различных социальных факторов и воспитательных концепций». Не возражая в принципе против такого определения понятия, скажем, что оно, на наш взгляд, относится скорее к научной сфере. В то время как «руководство» тяготеет больше к практике, к конкретной работе с читателем.
Вернемся к этому термину. В раскрытии содержания руководства чтением, которое сделано Ю. А. Грихановым в «Библиотечной энциклопедии», никакой идеологизации и авторитарности нет. Все три названные его части:
– помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;
– содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;
– помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения, обучение методам рационального чтения); – не несут в себе никакого довлеющего начала. Помощь и содействие – это не давление и тем более не насилие над читателем, а всего лишь участие библиотечного специалиста в выборе литературы и в ее восприятии, диктуемое его профессиональными обязанностями и личностными побуждениями.
Перечисленные элементы руководства чтением – это разные его направления, к которым нынче, в условиях кризиса чтения, присоединяют еще одно: продвижение идеи чтения, раскрытие его ценности. Эта задача первостепенной важности поставлена в программе «Поддержка и развитие чтения в России» (2006). В целом предложенная Ю. А. Грихановым система базируется на изучении и учете читательских интересов и потребностей посетителей библиотеки, их возрастных и тендерных особенностей и осуществляется разными формами и методами приобщения к книге, традиционно применяемыми в библиотеке.
Если мы заглянем в последнее издание учебника «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке» (1992) и посмотрим тут на определение понятия «руководство чтением», то слова «воздействие», использованного в первых изданиях учебника, мы в нем уже не найдем. Оно заменено «общением». В основе процесса лежит установка на личность, взгляд на читателя как на субъект, а само руководство чтением детей нацелено на воспитание. Оценивая эту педагогическую систему, профессор Г. А. Иванова увидела в ней не вчерашний, а завтрашний день детской библиотеки. Хочется вместе с известным библиотековедом С. Г. Машиной задаться вопросом, который она поставила в своей книге «Публичная библиотека. Пути инновационного развития» (2009): «Не получится ли так, что, отринув теорию руководства чтением, с настороженностью относясь к феномену рекомендательной библиографии, мы вместе с их идеологическим наполнением оставили за бортом все те нравственные императивы и связанные с ними ценностные ориентации, которые составляли один из столпов русского просветительства?» (С.315). Сам автор не только не исключает в современных условиях этот аспект библиотечной работы, но видит в нем зерно инновационной деятельности: «Все те элементы руководства чтением, о которых мы в настоящее время говорим с извинительной интонацией, оказывается, входят в набор предпочитаемых функций американского библиотекаря». Все, что многие отнесли ко вчерашнему дню библиотечной педагогики, за рубежом подхвачено библиотекарями и выдается за их изобретение, использовать которое нам в России еще только предлагают.
Приведем в качестве примера опыт Японии, о котором рассказала доцент Университета Досися Киото, постоянный член комитета IFLA Юрико Накамура в докладе «Баланс и интеграция двух возможных основ теории школьного библиотечного образования: руководство чтением и формирование информационной культуры личности», произнесенном на Форуме школьных библиотекарей России «Михайловское-2009». Показательно, что вопрос о руководстве чтением она выдвинула в качестве теории школьного библиотечного образования и миссии японских школьных библиотек, что утверждено было в принятом еще в 1949 году в этой стране «Законе о школьных библиотеках». Осознание значимости руководства чтением не пошатнулось у японских специалистов даже в годы американской оккупации. Японские библиотекари и родители, вопреки американскому подходу к библиотечной деятельности как деятельности сугубо информационной, утверждали ценности руководства чтением детей, полагая, что оно должно предшествовать формированию информационной культуры. Важно подчеркнуть, что под руководством чтением в Японии понимают не только продвижение чтения, чтение вслух и обсуждение книг, но и подготовку детей через чтение к жизни и реальному поведению. Именно эта целевая установка обеспечивает, как сказала Юрико Накамура, полноту понятия «руководство чтением».
Японский опыт говорит о том, что термин «руководство чтением» вышел за пределы России – родоначальницы этого опыта, его теории и практики. Как утверждала библиограф И. Н. Тимофеева, руководство детским чтением – это вклад России в мировую педагогическую копилку, и нам не только негоже от него отказываться, но напротив, надо считать его нашим национальным достижением. Сама И. Н. Тимофеева, невзирая на мнение отдельных библиотековедов, негативно относящихся к термину «руководство чтением», не только без «извинительной интонации» использовала этот термин, но подчеркивала его незаменимость и ценность в наши дни. Она разработала две его системы. Одну – применительно к родителям и вложенную в энциклопедию «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (2000), другую, составившую пособие «Дети. Время. Книга» (2009), она адресовала библиотекарям. По ее мнению, система руководства детским чтением, которую создавали наши великие учителя Ушинский, Толстой, Сухомлинский, выдержала проверку временем. Эта система отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения. Главные из них: как приохотить детей к печатному слову, какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте, как научить ребенка полноценному восприятию, как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности. Наконец, как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека. Эта система, важная всегда, приобретает особую актуальность в период системного кризиса детского чтения, какой мы переживаем сегодня. Дело не в термине, а в том, что мы вкладываем в него.
Важно подчеркнуть, что идея связи руководства чтением с реальным поведением ребенка и опытом его жизни, о которой говорила Юрико Никамура, российскими библиотекарями-педагогами осознана давно. Следует в этой связи вспомнить книгу «Руководство к чтению поэтических сочинений» русского педагога Виктора Острогорского, изданную в Петербурге в 1875 году. Последнее, пятое издание вышло в свет в 1911 году. Долгая жизнь книги свидетельствует о потребности широкого круга читателей в подобного рода руководствах. О значении этой книги говорит тот факт, что она была одобрена Ученым комитетом Министерства народного просвещения для ученических библиотек средних учебных заведений и городских училищ, для библиотек учительских институтов и семинарий и для бесплатных библиотек-читален. В этой книге содержится обоснованное указание, подтвержденное массой примеров, как вести разговор о художественном произведении, какие вопросы, ведущие от литературы к жизни, ставить и обсуждать. Цель книги – содействовать воспитанию души, веры в добро и в человеческое достоинство. Автор рекомендовал читателям найти себе надежного руководителя в чтении, который бы знал хорошо возраст, жизнь, характер, вкус, настроение души растущего человека и умел выбрать такие книги, которые бы влияли, «сообразно с потребностями, то руководя, то одобряя, то развивая». Содержание разговора с читателем определялось не только спецификой художественного произведения, но и нравственными целями, чтобы читатели задумывались о самих себе, «чтобы с лицами, созданными поэтом, сравнивали себя самих, чтобы, взвешивая их дурные и хорошие планы, учились обдумывать и выполнять свои». Из названных целей и задач и складывалось руководство чтением художественных произведений в России.
Идея неразрывного единства руководства чтением с формированием жизненных установок ребенка, с его нравственностью и поведением красной нитью проходит через все четыре издания учебника «Руководство чтением детей в библиотеке», через опыт школьных и детских библиотекарей. Она проходит, в частности, и через творческую деятельность библиографа-методиста И. Н. Тимофеевой. Ее беседы с детьми о художественном произведении всегда переходили в разговор о жизни. Этому она учила библиотекарей, давая им советы, как беседовать с детьми о добре и зле, о любви и ненависти, о жестокости и милосердии, о стойкости и мужестве, о соблазне и его преодолении. И чтобы это был не абстрактный разговор, а сугубо конкретный, живой, вытекающий из образной природы того или иного произведения.
Эта же мысль подтверждается и опытом такого крупного специалиста в области детского чтения, какпсихолог РГДБ О. Л. Кабачек. Так, в статье «Хорошая книга выстраивает личность» она пишет: «Чтение настоящей художественной литературы формирует объемное, живое восприятие окружающего мира, природы, жизни. Подлинное художественное произведение всегда обращается к образам, воплощающим важнейшие культурные и нравственные ценности. Оно выводит человека к лицезрению и переживанию самых глубин жизни. Взаимодействие души ребенка с нравственным зарядом такого произведения потрясает ее, порождает катарсис – благотворный эмоциональный взрыв, помогает увидеть в обыденном вечное» («Виноград». – 2006. – № 3. – с. 14). Деятельность библиотекаря по руководству чтением призвана углубить и развить то в произведении, чего сам ребенок не всегда способен увидеть и осознать.
Само слово «руководить» означает «вести за руку», то есть направлять, помогать, корректировать, регулировать. Оно отвечает потребности самого ребенка в развитии, в восхождении к высотам культуры, чего самостоятельно, без участия взрослого, он сделать не в силах. «Дитя – говорил известный писатель и педагог В. Одоевский, – не может научиться из самих книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог таким образом его разумению» (Одоевский В. Ф. Разговор с детьми // Избр. пед. соч. – М., 1955. –С. 171). Объяснения и замечания искусного руководителя необходимы ребенку и при выборе книг, чтобы в репертуар его чтения попадала доброкачественная духовная пища, а не суррогат.
Составляющие понятия «руководство чтением» в лапидарной форме определил еще К. Н. Ушинский. Этими составляющими он назвал две. Первая – что читать. Вторая – как читать. По его мнению, без этих составляющих чтение не имеет смысла. Сегодня для возрождения и претворения в жизнь педагогической системы руководства детским чтением настало благоприятное время.
Идея поддержана Рекомендациями парламентских слушаний «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей», а также общественно-государственным проектом «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской федерации до 2015 года». В последнем документе говорится: «Деятельность библиотек общеобразовательных учреждений должна находиться в русле модернизации системы образования России и интегрироваться во все общенациональные, региональные и местные образовательные программы». И еще: «Обучение есть та грань, на которой обязанности школьного библиотекаря смыкаются с обязанностями учителей».
Руководство чтением проявляет себя в наши дни более всего в сфере библиотечного общения и реализуется преимущественно через библиотечное обслуживание и рекомендательную библиографию. Хотя в определение понятия «Библиотечное обслуживание» педагогических аспектов не заложено (согласно ГОСТУ 7.0-99, «Библиотечное обслуживание – это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг»), задачи библиотечного обслуживания фактически во многом смыкаются с задачами библиотечной педагогики. Согласно учебнику Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006), они предусматривают:
– поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализации (развитие, образование) личности;
– разработку методик и технологий приобщения к чтению, продвижение чтения;
– формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях.
«Без педагогической функции, – говорится в учебнике, – библиотечное обслуживание превращается в чисто технический процесс, а библиотека – в книгохранилище».
Главным элементом библиотечного обслуживания, как и педагогической деятельности школьного библиотекаря, является общение с читателем. Оно обычно предваряет выдачу книги и следует за ее возвращением. Именно в общении по поводу чтения реализуется чаще всего принцип сотрудничества библиотекаря с читателем, который нельзя свести к какой-то сумме правил или технологических процессов. Его важнейшая предпосылка – взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу, готовность понять и принять нечто новое, идущее от конкретной личности. Диалог с читателем носит, как правило, не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Именно поиски общения, как было выяснено, нередко приводят подростка в библиотеку и к установлению контактов с библиотекарем, ибо к общению располагает сама книга, нацеленная на ответную мысль читателя, ждущую разрешения в диалоге с другими людьми. Как педагогический процесс общение может осуществляться только при условии, если в нем заинтересован сам читатель.
По критерию цели называют несколько функций общения. Среди них – установление контакта, обмен информацией, стимулирование активности, взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний, установление отношений. Только на основе эмоционально-сердечных, доверительных субъектно-субъектных отношений и возможно влияние библиотекаря на развитие познавательных интересов ребенка, влияние через книгу на его внутренний мир, на качество чтения, на передачу читательского опыта от одного человека к другому, старшего поколения к младшему.
Научное направление, связанное с библиотечным общением, сформировалось в России в 90-е годы прошлого века. На сегодняшний день это одна из самых активно разрабатываемых проблем библиотечного обслуживания. Так, в монографии С. А. Езовой «Библиотечное общение как феномен исследования» в списке литературы содержится 304 названия книг и статей по этой теме. В числе названных работ есть и те, которые посвящены педагогической составляющей библиотечного общения с ребенком.
Особое место в системе библиотечного общения занимает индивидуальное общение, когда библиотекарь и читатель ведут диалог друг с другом. Индивидуальный стиль общения библиотекаря с читателем во многом определяется литературными предпочтениями библиотекаря. Все, что любит он, что ценит в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание одарить его, поделиться впечатлениями.
Второй субъект индивидуального общения – читатель. У каждого из них свой путь к книге и информационной культуре, свои учебные и личностные потребности, свое понимание мира. В выработке «своего» и состоит, по существу, смысл чтения. По тому, что читает ребенок и как читает, как оценивает книгу, можно судить о том, каков он сам. В индивидуальном, скрытом от других опыте переживаний, каким является восприятие читаемого, его радостях и огорчениях, восхищении и негодовании, в решении жизненных проблем, фантазии, в спорах с героями и вырабатывается личность, формируется характер. Каждая хорошая книга для ребенка – это ступень в его духовном развитии при условии, что этот мир переживаний будет насыщенным и богатым. Вот здесь и нужна «рука» библиотекаря, чтобы помочь ребенку через чтение открыть самого себя.
Как отмечает Ю. П. Мелентьева, при решении разных задач во взаимоотношениях библиотекаря и читателя могут создаваться два варианта общения: субъект-объектное и субъект-субъектное. Но то и другое строится не на авторитаризме или иерархии, как при взаимоотношении ученика и учителя, а на паритете, на сотрудничестве. Говоря о вариантах общения применительно к библиотечному обслуживанию, хочется сделать уточнения. При библиотечном обслуживании, когда библиотекарь удовлетворяет спрос читателя и не более того, сохраняются между ними субъект-объектные отношения. Когда же речь идет об общении, связанном с книгой, ее прочтением и обменом впечатлениями, здесь вступают в свои права субъект-субъектные, межличностные отношения, выходящие за рамки предоставления читателю библиотечных услуг.
Большое значение в руководстве чтением имеет рекомендательная библиография, отвечающая за репертуар чтения детей, противодействующая попаданию в круг их чтения литературного «мусора». Составление рекомендательных списков, включающих в себя золотое ядро детского чтения, заложено в традиции отечественной культуры: дать детям свод духовно безопасных книг, способных содействовать развитию ребенка, становлению его как личности и гражданина. Так, во вступительной статье к пособию И. В. Владиславлева «Что читать» (1918) H. A. Рубакин писал: «Укажите детям гг. взрослые, на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное – это сумеет и сам юный читатель. Такая постановка дела и есть не что иное, как организация свободного и самостоятельного чтения, а это и есть идеал всякого чтения».
В условиях, когда чтение и воспитание рассматриваются как стратегический ресурс российского общества, вопрос о том, что читать детям, становится особенно актуальным. От того, что предлагается читать детям, зависит престиж чтения, отношение к нему и детей, и взрослых. Те и другие нуждаются в надежной подсказке: взрослые – в систематической информации о доброкачественной литературе, в отборе лучших книг для чтения детей, дети – в доступной им информации о лучших книгах. Как утверждает один из авторов учебника «Библиография детской литературы» E. H. Томашева: «Школьному и детскому библиотекарю нужны не только исчерпывающие сведения о микропотоке издаваемой литературы для детей, сколько оценочная информация, с этим потоком связанная, рекомендации и советы по использованию лучших материалов в работе с детьми разного возраста» (Томашева E. H. Библиография как экспертная система и организатор чтения детей // Шк. б-ка. – 2004. – № 7. – С. 33). Именно квалифицированный библиограф учит находить разницу между хорошей и плохой книгами, подсказывает пути использования литературы в различных видах деятельности. Дети предпочитают игровые формы библиографических пособий в бумажных и электронных вариантах (Г. С. Ганзикова). В последнее время рекомендацию лучших новинок осуществляют детские и юношеские журналы, введя рубрику «Премьера книги».
При отсутствии крупных рекомендательных изданий для детей стали пользоваться спросом малые библиографические формы, создаваемые силами самих библиотекарей: информационные листки, книжные закладки, картотеки: «Библиотекари читают. Библиотекари рекомендуют», самодельные списки «Читатели советуют». Хорошую помощь библиотекарям оказывают такие журналы, как «У книжной полки», «Читаем вместе», которых называют навигаторами в мире книг. Они адресованы взрослым читателям, но отдают должное и детям. Для школьных библиотек силами РГДБ составлен в 2008 году список «Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам» («Школьная библиотека», 2008. – № 10. – Вкладка). Заметным явлением в рекомендательной библиографии для детей последних лет является «Библиогид», создаваемый в электронном виде группой библиографов РГДБ.
В отборе лучших книг для детей стали принимать участие библиотекари отделов комплектования. Показателен в этом отношении опыт ЦГДБ им. A. C. Пушкина (Санкт-Петербург). Библиотека создала долговременный инновационный проект «Книжный хит-парад», цель которого – определить 10 лучших книг месяца. За десять лет библиотекой был сформирован уникальный набор из сотен книжных хит-парадов. В результате такой деятельности была создана книга «Миллениум. 1000 книг. Книжный микс» с богатым справочным аппаратом, издать которую взялось издательство «Школьная библиотека» в 2013 году (по частям книга опубликована в журнале «Школьная библиотека» в номерах 1–4 за 2013 год).
В последнее время важной подсказкой библиотекарю, что рекомендовать школьникам для самостоятельного чтения, является список «100 книг», к созданию которого подтолкнул специалистов В. В. Путин. Этот список, родившийся в результате общественного обсуждения, назван «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению» (опубликован в журнале «Школьная библиотека», 2013, № 1). Этот перечень может быть использован школьным библиотекарем при организации внеклассной и внеурочной работы с учащимися, доведен до сведения родительского сообщества, служить содержательной основой для разработки дополнительной образовательной программы и для различных форм кулыуротворческой работы с детьми.
Из всего сказанного вывод напрашивается сам собой: руководство чтением было и есть ядро библиотечной педагогики, которую психолог О. Л. Кабачек назвала уникальной лабораторией, оперирующей всем лучшим в педагогике.
Особый раздел педагогической деятельности школьного библиотекаря по руководству чтением детей связан с воспитанием культуры восприятия литературных произведений, с развитием читательских способностей. В статье Ю. А. Гриханова («Библиотечная энциклопедия», 2007) он назван «помощью в процессе чтения и восприятия прочитанного». В этом отношении принятая в России модель «помощи» во многом отличается от западных моделей воспитания культуры чтения. Этой проблеме посвящен следующий раздел учебного пособия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Восстановление пароля
Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.
Если письма нет, проверь папку «Спам».
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Нужна регистрация на Учи.ру
«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.
Автор: Марулина Галина Геннадьевна
«Книжная лоция». Руководство чтением, которое нас объединяет.
Марулина Г. Г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №65 Красноармейского района Волгограда»
В современном мире в условиях больших потоков информации человеку необходим «навигатор», позволяющий выбрать правильный курс и успешно двигаться к цели. Таким «навигатором» в обществе всегда были книги. Чтение имеет огромное значение для человека. Оно является важной составляющей умения учиться, расширять и пополнять своё собственное информационное пространство. Анализ современных технологий формирования навыков осознанного чтения как способа познания себя и окружающего мира, расширение образовательного пространства, интеграция в мировое информационное поле реализуются в нашем руководстве по формированию Читателя – «Книжной лоции». Данные рекомендации могут быть использованными учреждениями, организациями, заинтересованными в развитии читательского сообщества.
Лоция (от нидерл. loodsen «вести корабль») содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии. Без умения качественно читать, без сформированной привычки к чтению замедляется и приостанавливается личностный рост и развитие человека. Наукой отмечено, что отказ от чтения и прежде всего художественной литературы, лишает жизнь человека духовной составляющей, ведёт к потере и размыванию традиционных нравственных ценностей, к резкому обеднению жизни.
Однако темп современной жизни, большие объёмы информации, с которыми приходится работать, вытесняют из жизни многих людей чтение именно художественной литературы. Нам кажется, что одной из важных причин этого является недостаточный уровень сформированности умения читать, что ведёт к потере интереса к чтению и замещению его иными источниками информации.
По данным различных исследований, более 30% населения считает себя полностью нечитающими или мало читающими. Сегодняшнее время диктует необходимость переосмысления многих привычных подходов к формированию и совершенствованию умений грамотного чтения, влияющего на личностное развитие и успешную жизнь в социуме.
Цель работы: поддержка, обсуждение имеющегося опыта и распространение практик читательской деятельности.
Задачи:
1. Ознакомить специалистов (учителей, библиотекарей), родителей, людей, интересующихся самоорганизацией чтением, волонтеров чтения с существующими проектами, направленными на формирование интереса у подростков к чтению художественной литературы.
2. Рассмотреть чтение в качестве важнейшего фактора становления российской идентичности, развития человеческого капитала, устойчивой практики сохранения и развития культуры в целом.
3. Предложить руководство «Книжная лоция» для Читателя, представляющее чтение как процесс, управляемый рядом правил.
Обобщение и осмысление в руководстве «Книжная лоция» состояния дел и инициатив в чтении позволяет выдвинуть результат: содействие всестороннему гармоническому развитию личности, формированию, максимальному удовлетворению и развитию читательских интересов и потребностей, в повышении уровня профессиональных знаний и навыков, в воспитании культуры чтения.
Руководство «Книжная лоция» начинается с предложения – найти «свой» читальный зал.
Чего ожидает современный читатель от читального зала библиотеки? Место, где можно не только взять книгу, но и поработать за компьютером, поиграть в шахматы, увидеть спектакль, посетить мастер-классы анимации, курсы иностранных языков или компьютерной грамотности, по-старинке почитать книгу за столом под лампой.
1 – пункт руководства «Поиск в библиотеке современного читального зала: Книга – холл».
Книга — холл — площадка для встречи с людьми, любящими и умеющими читать, место проведения вебинаров, on—line и off—line мероприятий с читателями. Позволяет читателю активно участвовать в творческих и научно-исследовательских мероприятиях, конкурсах. Книга – холл основан на современном мобильном пространстве, где есть
ü свободный Интернет (Wi—Fi);
ü индивидуальное рабочее пространство для каждого читателя с возможностью использования библиотечного планшета (наушники, аудиодиски прилагаются);
ü необходимая аппаратура для участия, проведения вебинаров, видеоконференций, круглых столов, просмотра видеофильмов в рамках каких-либо мероприятий и т.д.;
ü современная мебель, чтобы уютно расположиться с книгой и т.д.
2 — Пункт руководства технологии формирования умений осознанного чтения.
Процесс чтения в реальной жизни всегда носит личностный характер и продиктован необходимостью – либо осознаваемой, либо неосознаваемой.
Руководство разделено на 5 направлений – Навигаторов, основанных на модификации чтения: учебное, предпрофессиональное, семейное, досуговое, экзистенциальное. Каждое направление опирается на методики, которые способствуют их реализации на практике в разных возрастных группах читателей. Каждое направление чтения дает личности специфический читательский опыт, формирует специфические читательские навыки, разные стороны культуры чтения и информационной культуры. Все направления тесно связаны и определяются предыдущим таким образом, что процесс поддержки детского и юношеского чтения становится единым и органичным.
Навигатор I «Читать для учебы»
Цель — информационно-образовательные настройки на поддержку интеллектуальных возможностей человека в условиях поиска верных решений.
Составляющая — занятия познавательной деятельностью, обучение критически мыслить и приобретать знания.
Индикатор — следование познавательному процессу в поисках знаний по учебным предметам, выявление связей с реальным миром, для того чтобы использовать этот процесс в собственной жизни.
Подход — Методика А.М. Кушнира «Технология развития критического мышления»:
1. заниматься познавательной деятельностью, критически мыслить и приобретать знания;
2. делать выводы, принимать информационные решения, применять знания к новым ситуациям и создавать новое знание;
3. делиться знаниями и быть нравственными и продуктивными членами общества;
4. заботиться о личностном и эстетическом развитии.
Навигатор II ««Мастерская чтения»
Цель — информационно-образовательные настройки на поддержку социальной роли чтения, способствующие осмыслению отношений человека с другими людьми, с обществом.
Составляющая – ориентация чтения на духовное становление человека, эмоциональное и эстетическое развитие.
Индикатор — следование познавательному процессу в поисках знаний и переработки текстовой информации для дальнейшего использования и решения определенных задач.
Подход – методика экзистенциальных диалогов научной школы Е. В. Бондаревской.
Контрольный показатель – представления о личностных ролях, которые позволяют:
1. строить свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием;
2. учитывать специфику средств общения, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе общения.
Навигатор III «Открывая возможности книги для всех»
Цель – информационно-образовательные настройки на поддержку определения оптимального направления развития для самореализации личности.
Составляющая – осознание необходимости управления своим собственным развитием, способность увидеть взаимосвязь профессий, школьных предметов и надпрофессиональных навыков.
Индикатор — следование познавательному процессу в поисках
знаний и переработки текстовой информации в соответствии с образовательными задачами, процессом профессионального самоопределения.
Подход – культурно – образовательный атлас «100 проектов для чтения» инструмент, открывающий новые горизонты перед читателями.
Навигатор IY «Чтение – дело семейное»
Цель – информационно-образовательные настройки на восстановление родительского чтения
Составляющая – осознание семейного чтения как средства сплочения семьи и организации семейного досуга.
Индикатор — следование традиции: передача от поколения к
поколению ценностей семейного чтения.
Подход – методика А.М. Кушнира «Как воспитать Читателя».
Контрольный показатель – обеспечение доброжелательной, уютной атмосферы, семейного отдыха от современного темпа жизни.
Навигатор Y «Чтение – основа всего»
Цель – информационно-образовательные настройки на становление «новой модели» чтения.
Составляющая – освоение языка классического наследия, образцов нравственности, гуманных моделей поведения.
Индикатор – спектр каналов и источников информации.
Подход – стратегии смыслового чтения по Н. Н. Сметанниковой.
Контрольный показатель – организация востребованного интеллектуального досуга.
Таким образом, руководство «Книжная лоция» содержит все приоритетные направления формирования Читателя.
2022-2023 учебный год в системе образования ЧР объявляется годом чтения, и основной акцент будет сделан на решение проблемы владения русским языком. Об этом сообщил министр образования и науки ЧР Хож-Бауди Дааев.
Накануне он провёл заседание коллегии Министерства образования и науки ЧР, сообщает пресс-служба ведомства.
В заседании коллегии приняли участие руководители районных отделов и департаментов образования и руководители общеобразовательных организаций ЧР, а также Ректор института развития образования Московской области Анна Бурдакова.
— В рамках встречи собравшиеся затронули актуальные вопросы развития системы образования ЧР, а также подвели промежуточные итоги прошедшего учебного года. Подробно обсудили предварительные итоги ГИА в 2022 году, вопросы развития допобразования, реализации нацпроекта «Образование», новые подходы к осуществлению государственного контроля (надзора), подготовки учителей чеченского языка и литературы к преподаванию по изменённым правилам грамматики родного языка,- рассказали в Минобрнауки.
В своём обращении министр отметил важную роль подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ с самого начала учебного года, а также объективного оценивания на всём образовательном пути ребёнка в школе. Также он напомнил участникам совещания о начале проведения с первого сентября еженедельных уроков «Разговоры о важном», для которых классным руководителям необходимо пройти курсы повышения квалификации. Кроме того, по словам министра, имеет актуальность процесс перехода школ ЧР на электронные журналы и дневники и последующий переход школ на ГИС «Моя школа».
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Содержание
- — Как правильно читать года на русском?
- — Как правильно читать 1000?
- — Как правильно тысяча девятьсот или одна тысяча девятьсот?
- — Как правильно называть год?
- — Как правильно произносить даты?
- — Как склоняются числительные 1000?
- — Как научиться правильно писать числительные?
- — Как будет 1000на английском?
- — Как пишется в 1970 году?
- — Как правильно говорить в двухтысячном году?
- — Как правильно говорить тысяча или тыща?
- — Как правильно называть числительные?
- — Как читать даты через тире?
- — Как писать дату по госту?
Как правильно читать года на русском?
Когда мы говорим о годах на русском языке, мы используем первые цифры года как количественные числительные и последнюю цифру как порядковое числительное, например: 1905 год – тысяча девятьсот пятый год. 1917 год – тысяча девятьсот семнадцатый год. 1921 год – тысяча девятьсот двадцать первый год.
Как правильно читать 1000?
как правильно писать: тысяча триста тридцатый год или одна тысяча… ? Оба варианта корректны.
Как правильно тысяча девятьсот или одна тысяча девятьсот?
Оба варианта верны. А в чем вопрос? В большинстве случаев слово одна избыточно. Например, правильно: тысяча девятьсот девяносто девятый год; На Вашем счете тысяча рублей.
Как правильно называть год?
Британский, как и европейский вариант написания — это дата / месяц / год. В американском варианте сперва идет месяц, а потом уже дата. И выглядит это так: месяц / дата / год. Например, 1 июля 2017 года британцы напишут как 01/07/17, а американцы — 07/01/17.
Как правильно произносить даты?
Как называть даты по-английски
- К примеру, мы пишем дату «5 марта» — 5 March (5th March, March 5), а произносим the 5th of March или March the fifth.
- Дату «25 октября» мы пишем 25 October (25th October, October 25), а произносим the twenty-fifth of October или October the twenty-fifth.
Как склоняются числительные 1000?
Склонение 1000 по падежам
Падеж | Вопрос | 1000 |
---|---|---|
Родительный | нет чего? | одной тысячи |
Дательный | рад чему? | одной тысяче |
Винительный | вижу что? | одну тысячу |
Творительный | оплачу чем? | одной тысячей |
Как научиться правильно писать числительные?
Числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (и. п., в. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах).
…
Как склонять числительные?
и. п. пятьдесят, шестьдесят | в. п. пятьдесят, шестьдесят |
---|---|
д. п. пятидесяти, шестидесяти | п. п. о пятидесяти, о шестидесяти |
Как будет 1000на английском?
Как читается Thousands на английском языке — слушать
Рассмотрим, транскрипцию, написание и произношение на английском языке: 1000 — тысяча, тысячный, тысячи.
Как пишется в 1970 году?
Число 1970 прописью: одна тысяча девятьсот семьдесят. У порядкового числительного 1970 «одна тысяча девятьсот» является неизменяемой частью, которая одинаково пишется во всех падежах, склоняется только «семьдесят».
Как правильно говорить в двухтысячном году?
Принятое сокращение слова годы — гг. Следует писать: 2000-2002 гг. Такое сокращение читается как «двухтысячный — две тысячи второй годы». Обратите внимание: между числами ставится тире, без пробелов с обеих сторон.
Как правильно говорить тысяча или тыща?
Тыща — разговорная форма слова «тысяча», которая также может встречаться в художественной литературе для передачи разговорного стиля речи. Употреблять это слово в деловой письменной речи недопустимо. «Да у него тыща голов, если не больше!» — удивлялся Иван успехам соседа.
Как правильно называть числительные?
Соотнесенность количественных и порядковых числительных
Количественные числительные (сколько?) | Порядковые числительные (какой?) |
---|---|
один | первый |
два | второй |
три | третий |
четыре | четвертый |
Как читать даты через тире?
Используются тире и дефисы и в датах. Через тире и без пробелов должен быть записан временной интервал типа 2010–2014 гг. и через дефис 2010-2011 гг., потому что в первом случае во временном отрезке пропущено несколько лет, а во втором годы следуют один за другим.
Как писать дату по госту?
Что касается конкретных правил оформления даты, то ГОСТ Р 7.0.97-2016 предусматривает вариативность способов. Так, дата документа записывается в последовательности: день месяца, месяц, год одним из способов: арабскими цифрами, разделенными точкой (05.02.2020); словесно-цифровым способом (5 февраля 2020 г.).
Интересные материалы:
Куда жаловаться на жилищную компанию?
Куда звонить если забыл вещи в автобусе Самара?
Куда звонить о несанкционированной торговле?
Можно ли ехать если забыл права?
Можно ли ездить если неисправен каталитический нейтрализатор?
Можно ли ездить если течет тормозная жидкость?
Можно ли ездить по птс если потерял сор?
Можно ли ездить по техпаспорту если хозяин умер?
Можно ли использовать материнский капитал если ипотека оформлена на мужа?
Можно ли оспорить приватизацию если написал отказ?