В годы великой отечественной войны научный коллектив под руководством академика создал первые

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А)  В ________ г. советские войска освободили от немецких оккупантов город Киев.

Б)  В ходе ______________________ битвы происходили ожесточённые бои на Мамаевом кургане.

В)  В годы Великой Отечественной войны научный коллектив под руководством академика ________________ создал первые советские радиолокаторы.

Пропущенные элементы:

1)  1941

2)  А. Ф. Иоффе

3)  Сталинградская

4)  1943

5)  Курская

6)  Д. С. Лихачёв

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

1.     
Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого
офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких
видных гитлеровцев, — ____________.

2.     
В период Великой Отечественной войны советские лётчики воевали на самолётах-штурмовиках
__________, получивших у современников название «летающие танки».

3.     
Советский разведчик — руководитель организации антифашистов-
интернационалистов, действовавшей в Японии в период Второй мировой войны, —
________ .

4.     
Кон­струк­тор М.И. Кош­кин воз­глав­лял кон­струк­тор­ское бюро,
раз­ра­бо­тав­шее ________________.

5.     
В годы войны сводки Совинформбюро, из которых советские люди
узнавали об обстановке на фронте, зачитывал диктор советского радио
___________.

6.     
Конструктором боевых самолётов истребителей в годы Великой
Отечественной войны был ______________.

7.     
Советский лётчик, трижды Герой Советского Союза, сбивший в годы
Великой Отечественной войны в 156 воздушных боях 59 самолётов противника, —
________.

8.     
В годы Великой
Отечественной войны научный коллектив под руководством академика
________________ создал первые советские радиолокаторы.

9.     
Лет­чик __________________ про­сла­вил­ся осу­ществ­ле­ни­ем од­но­го
из пер­вых в ис­то­рии со­вет­ской авиа­ции ноч­но­го тарана.

10.
Про­слав­лен­ный
снай­пер ____________, за­щи­щая Одессу, а потом Севастополь, в ожесточённых
боях одна уни­что­жи­ла 309 гитлеровцев.

11.
Во время Ве­ли­кой
Оте­че­ствен­ной войны ______________ организовал пар­ти­зан­ское дви­же­ние в
тылу фа­шист­ских оккупантов, ко­ман­до­вал Черниго-Волынским пар­ти­зан­ским
объединением.

12.
Мо­ло­деж­ная
ком­со­моль­ская ор­га­ни­за­ция «Молодая гвардия» дей­ство­ва­ла на тер­ри­то­рии
г. ____________.

13.
Наи­боль­шее
ко­ли­че­ство зва­ний Героя Со­вет­ско­го Союза было при­сво­е­но в ре­зуль­та­те
битва за ____________.

14.
Ге­ро­и­ня обо­ро­ны Москвы, Герой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
____________была по­ве­ше­на нем­ца­ми 29 но­яб­ря 1941 в сов­хо­зе Го­лов­ко­во
Наро-Фоминского района.

15. Летчик-ас, три­жды герой Со­вет­ско­го
Союза, сбив­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство са­мо­ле­тов противника, в годы Ве­ли­кой
Оте­че­ствен­ной войны ____________.

16.
Ва­си­лий Чуй­ков
про­сла­вил­ся при обо­ро­не г. ____________.

17.
Снайпер, про­сла­вив­ший­ся
в дни Ста­лин­град­ской битвы ____________.

18.
Обо­ро­на
Брест­ской кре­по­сти в ____________ г. по­ка­за­ла один из при­ме­ров стой­ко­сти
со­вет­ских сол­дат и командиров.

19.
Руководителями
мо­ло­деж­ной под­поль­ной ор­га­ни­за­ции «Молодая гвардия» были ____________.

20.
____________ — пер­вая женщина, Герой Со­вет­ско­го Союза,
партизанка, на­граж­ден­ная посмертно, за­му­чен­ная и каз­нен­ная фа­ши­ста­ми
в но­яб­ре 1941 г. в де­рев­не Петрищево.

21.
Пер­вый ноч­ной
таран в годы войны со­вер­шил ____________.

22.
Генерал-лейтенант
ин­же­нер­ных войск, про­фес­сор Во­ен­ной ака­де­мии Ге­не­раль­но­го штаба,
звер­ски за­му­чен­ный фа­ши­ста­ми в конц­ла­ге­ре Маутхаузен ____________.

23.
Ле­ген­дар­ный
раз­вед­чик Н. Куз­не­цов дей­ство­вал в рай­о­не г. ____________.

24.
____________ —
летчик, Герой Со­вет­ско­го Союза, после ра­не­ния и ам­пу­та­ции ног, вер­нул­ся
в строй и про­дол­жал ле­тать на протезах.

25. ____________ герои-партизаны, ко­ман­ди­ры
круп­ных пар­ти­зан­ских соединений, дей­ство­вав­ших в тылу врага на ок­ку­пи­ро­ван­ной
фа­ши­ста­ми территории

26.
Из­вест­ный со­вет­ский
пи­са­тель А Гай­дар погиб при обо­ро­не г. ____________ в 1941 г.

27.
Место в
Подмосковье, где в со­ста­ве пар­ти­зан­ско­го от­ря­да дей­ство­ва­ла Зоя
Космодемьянская, называлось ______________.

28.
______________
был два­жды удо­сто­ен выс­ше­го пол­ко­вод­че­ско­го ор­де­на «Победа».

29.
Ру­ко­во­ди­те­лем
Рус­ской осво­бо­ди­тель­ной армии стал ______________.

30.
______________
во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны ру­ко­во­дил штабом партизанского движения.

31.
Д.Д. Шо­ста­ко­вич
по­свя­тил ____________ свою 7-ю симфонию.

32.
Ге­ро­ем обо­ро­ны
крепости-героя Бре­ста яв­ля­ет­ся ____________.

33.
58 дней и
ночей ге­ро­и­че­ски обо­ро­ня­ли от фа­ши­стов че­ты­рех­этаж­ный дом в цен­тре
го­ро­да 24 воина во главе с сер­жан­том ______________.

34.
Проявив лич­ную
храб­рость и героизм, генерал ____________ умело ор­га­ни­зо­вал со­про­тив­ле­ние
ча­стей 316-й стрел­ко­вой ди­ви­зии на­ступ­ле­нию вер­мах­та на во­ло­ко­лам­ском
направлении.

35.
Ко­ман­ди­ром
од­но­го из круп­ней­ших пар­ти­зан­ский со­еди­не­ний на ок­ку­пи­ро­ван­ной
вра­гом Укра­и­не был ____________ ____________, два­жды Герой Со­вет­ско­го
Союза.

36.
Не­по­сред­ствен­но перед Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной кон­струк­тор­ское
бюро С.В. Илью­ши­на раз­ра­бо­та­ло новую мо­дель ____________________.

37.
Первая крупная операция советских партизан, проведённая в 1943 г.,
называлась _______.

38.
Одним из участников водружения Знамени Победы над Рейхстагом был
______ .

39.
Во­ен­ная опе­ра­ция
со­вет­ских пар­ти­зан «Рельсовая война» была про­ве­де­на в ____________году.

40.
Одним из конструкторов стрелкового оружия в годы Великой
Отечественной войны был _____________.

41.
27 фев­ра­ля
____________ г. Алек­сандр Мат­ро­сов в бою за де­рев­ню Чер­нуш­ки про­рвал­ся
к вра­же­ско­му дзоту и, за­крыв своим телом амбразуру, по­жерт­во­вал собой,
чтобы обес­пе­чить успех сво­е­му подразделению. По­смерт­но при­сво­е­но зва­ние
Героя Со­вет­ско­го Союза.

42.
В годы Великой Отечественной войны была впервые использована
ракетно-артиллерийская установка, получившая у советских солдат название
__________________________.

Решение тестовых заданий по теме «Великая Отечественная Война»

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Ялтинская конференция «Большой тройки»

2) Тегеранская конференция

3) Битва на Одере 

2.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 

1) Начало войны с Японией

2) подписание пакта Молотова-Рибентроппа

3) Начало второй мировой войны

3. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Начало Великой Отечественной Войны

Б) Курская битва

В) Потсдамская конференция

Г) операция «Багратион»

1) 1944 г.

2) 1240 г.

3) 1945г.

4) 1943 г.

5) 1917 г.

6) 1941

4. Ниже приведён список терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг. Найдите и запишите порядковые номера терминов (понятий), не относящиеся к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг. 

1) Верховный Совет; 2) Совет Федерации; 3) народный депутат; 4) Совет Министров; 5) Федеральное Собрание; 6) автономная республика.

5. Ниже приведен перечень фамилий видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, занимали высокие посты в период ВОВ. Найдите и запишите цифры государственных деятелей, не относящиеся к этому периоду. 

Ватутин, 2) Ворошилов, 3) Чкалов, 4) Тухачевский, 5) Калинин, 6) Молотов 

6. Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, называется  ______________ .

7. Какие три решения были приняты на Потсдамской конференции? Соответствующие цифры запишите в ответ. 

1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР

2) об отказе использовать атомное оружие в войне

3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином

4) о денацификации Германии

5) о разделе Германии на два государства

6) о принятии СССР «плана Маршала»

8. Какие три из перечисленных территорий вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны? Соответствующие цифры запишите в ответ. 

1) Кёнигсбергская (Калининградская) область   2) Уссурийский край   3) Нахичиваньская область

4) Южный Сахалин    5) Курильские острова   6) Приднестровье 

9. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. 

А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Б) Первый таран в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________________. 

Пропущенные элементы:

1) Ялтинская (Крымская)   2) Н. Ф. Гастелло   3) станция Прохоровка

4) Тегеранская   5) В. В. Талалихин    6) разъезд Дубосеково 

10. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

А)____________ впервые произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

Б) В годы Великой Отечественной войны немцы 900 дней осаждали город ____________.

В) Курская битва была в ____________. 

Пропущенные элементы:

1) В. В. Талалихин    2) Н. Ф. Гастелло  3) 1942 г.  4) 1943 г.  5) Сталинград  6) Ленинград 

11. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

А) ____________ — первая женщина, Герой Советского Союза, партизанка, награжденная посмертно, замученная и казненная фашистами в ноябре 1941 г. в деревне Петрищево.

Б) Летом 1942 г. немецкая армия Паулюса нанесла удар по городу ____________.

В) Белорусская операция была проведена в ____________. 

Пропущенные элементы:

1) 1941 г.   2) 1944 г.  3) Вера Волошина  4) Зоя Космодемьянская  5) Киев  6) Сталинград 

12. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов 

А) Герой Российской Федерации Вера Волошина была повешена немцами в ходе сражения за ____________.

Б) За неумелое командование войсками Западного фронта в начальный период войны был казнен генерал ____________.

В) Встреча наших войск с союзниками произошла на реке Эльбе в апреле ___________ года. 

Пропущенные элементы:

1) Ленинград  2) Москва   3) Г. К. Жуков  4) Д. Г. Павлов  5) 1945 г.  6) 1943 г 

13. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

А) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны ____________.

Б) Василий Чуйков прославился при обороне г. ____________.

В) Варшава была освобождена в ____________ г. 

Пропущенные элементы:

1) 1944 г.  2) А. Маресьев  3) 1945 г.  4) Москва  5) И. Кожедуб  6) Сталинград 

14.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

А) Снайпер, прославившийся в дни Сталинградской битвы ____________.

Б) 250 дней героически держался в осаде г. ____________.

В) Сталинградская битва завершилась в ____________. 

Пропущенные элементы:

1) 1944 г.  2) В. Зайцев  3) 1943 г.  4) Киев  5) И. Кожедуб    6) Севастополь 

15. Заполните пропуски в данных предложениях

А) Наибольшее количество званий Героя Советского Союза было присвоено в результате битва за

Б) Второй фронт во Франции был открыт союзниками в ____________.

В) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны ____________. 

Пропущенные элементы:

1) 1944 г.    2) А. Маресьев    3) 1945 г.    4) Москва   5) И. Кожедуб    6) Днепр 

16. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. 

А) Оборона Брестской крепости в ____________ г. показала один из примеров стойкости советских солдат и командиров.

Б) Во время наступления на Москву фашистским войскам не удалось взять г. ____________.

В) Одним из руководителей молодежной подпольной организации «Молодая гвардия» был ____ 

Пропущенные элементы:

1) В. Третьякевич  2) 1941 г.    3) 1942 г.   4) Калинин   5) Н. Кузнецов   6) Тула 

17. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

А) Генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен____________.

Б) Легендарный разведчик Н. Кузнецов действовал в районе г. ____________.

В) Тегеранская конференция «Большой тройки» проходила в ____________. 

Пропущенные элементы:

1) 1944  2) Н. Капица  3) 1943  4) Краснодон  5) Д. Карбышев   6) Ровно 

18. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов:

А) 23 февраля ____________ г. Александр Матросов в бою за деревню Чернушки прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Б) В годы Великой Отечественной войны погиб командующий фронтом ____________.

В) Наступление немцев на Сталинград началось после поражения наших войск под городом_____ 

Пропущенные элементы:

1) 1944 г.    2) И. Черняховский   3) С. Буденный  4) 1943  5) Харьков  6) Киев 

19. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

A) 58 дней и ночей героически обороняли от фашистов четырехэтажный дом в центре города 24 воина во главе с сержантом ______________.

Б) После 250-дневной героической обороны 4 июля 1942 г. советские войска оставили _________

B) Сражение под ______________ позволило советскому командованию выиграть время для подготовки обороны Москвы. 

Пропущенные элементы:

1) С. Л. Красноперов   2) Севастополь   3) Смоленск   4) Симферополь  5) Я. Ф. Павлов 6) Минск 

20. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

A) ______________ наступательная операция советских войск относится к 1944 г.

Б) Место в Подмосковье, где в составе партизанского отряда действовала Зоя Космодемьянская, называлось ______________.

B) __________ битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 

Пропущенные элементы:

1) Ржевская 2) Петрищево 3) Ясско-Кишинёвская 4) Московская 5) Сталинградская 6) Берлинская 

21. Заполните пропуски в данных предложениях

A) ______________ был дважды удостоен высшего полководческого ордена «Победа».

Б) ______________ был командующим Центральным фронтом во время Курской битвы.

B) ______________ был командующим Волховским фронтом, отличился в прорыве блокады Ленинграда в ходе операции «Искра». 

Пропущенные элементы:

1) К. Е. Ворошилов    2) К. К. Рокоссовский    3) Г. К. Жуков   4) Ф. С. Октябрьский

5) К. А. Мерецков   6) Л. З. Мехлис 

22. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов

А) ____________ — кодовое название операции советских партизан в августе — сентябре 1943 года на оккупированной территории для помощи наступающим войскам Красной армии.

Б) В самые критические периоды защиты Сталинграда войска генерала ____________ не только выстояли в непрерывных боях, но и приняли активное участие при разгроме немецких войск на завершающем этапе битвы.

B) С операцией у города _______связывают появление в РККА гвардейских частей и соединений. 

Пропущенные элементы:

1) «Рельсовая война»      2) «Полководец Румянцев»     3) Воронеж

4) Я. Ф. Павлов               5) Ельня                                      6) В. И. Чуйков

23. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. 

A) Целью операции ____________ было уничтожение войск противника, окружённого в Сталинграде.

Б) Командиром одного из крупнейших партизанский соединений на оккупированной врагом Украине был ____________ ____________, дважды Герой Советского Союза.

B) На северном фасе Курской дуги немцы, не достигнув успеха 5 июля под Ольховаткой, перенесли удар в направлении поселка ____________, но и здесь продвинулись лишь от 10 до 12 км. 

Пропущенные элементы:

1) «Уран»     2) Прохоровка     3) С. А. Ковпак   4) «Кольцо»    5) Поныри   6) П. М. Машеров 

24. Установите соответствие между фамилиями поэтов и писателей и названиями их произведений.

ФАМИЛИИ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ                       НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

А) Б. Л. Пастернак                                                 1) «Один день Ивана Денисовича»

Б) А. И. Солженицын                                            2) «Мастер и Маргарита»

 В) И. Г. Эренбург                                                 3)Василий Теркин

Г) А. Т. Твардовский                                                 4) Доктор Живаго                                              

                                                                                   5) «Оттепель

25. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

A) Жуков

Б) Чуйков

B) Конев

Г) Рокоссовский

1) Сталинградская битва

2) операция «Оверлорд»

3) Битва за Днепр

4) Штурм Берлина

5) Висло-Одерская операция

26. Установите соответствие между датами и событиями, с ними связанными

а)        16 апреля 1945 г.              1. Водружение Красного Знамени Победы над рейхстагом

б)        25 апреля 1945 г.              2. Полное взятие Берлина советскими войсками

в)        30 апреля 1945 г.              3. Начало Берлинской операции

г)        2 мая 1945 г.                     4. Начало антифашистского восстания в Праге

                                                      5. Встреча советских и англо-американских войск на Эльбе

                                                     6. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии

27. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В _____________ году советские войска освободили Белоруссию.

Б) Третья и последняя конференция «Большой тройки» проходила в городе ______________.

В) В годы Великой Отечественной войны пост наркома обороны занимал ________________ 

Пропущенные элементы:

1) А. М. Василевский               2) Ялта

3) 1943                                       4) 1944

5) И. В. Сталин                         6) Потсдам

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

C:UsersdnsPicturesget_file.png

  1. Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками
  2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
  3. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрами «2».

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25680

Б. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.

2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.

4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт  Второй фронт во Франции.

5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.

1. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. 

А) Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких видных гитлеровцев, — ____________.

Б) Операция Красной армии «Уран» началась в ____________ году.

В) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось захватить город _____________. 

Пропущенные элементы:

1) 1943   2) Ю. Б. Левитан  3) 1942  4) Минск  5) Москва  6) Н. И. Кузнецов

2. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В __________ 1941 г. советские войска перешли в контрнаступление в битве под Москвой.

Б) В ________________ битве советским войскам удалось окружить и пленить крупную группировку противника под командованием генерал-фельдмаршала Паулюса.

В) В период Великой Отечественной войны советские лётчики воевали на самолётах-штурмовиках __________, получивших у современников название «летающие танки». 

Пропущенные элементы:

1) Ту-16      2) Курской    3) октябре   4) Сталинградской    5) Ил-2    6) декабре

3. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. 

А) В декабре __________ года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой.

Б) Седьмую (Ленинградскую) симфонию, вдохновившую защитников города и весь советский народ на борьбу с захватчиками, создал композитор __________.

В) Монумент «Родина-мать» в ознаменование событий Великой Отечественной войны установлен в городе __________.

Пропущенные элементы:

1) Д. Д. Шостакович  2) 1941   3) Волгоград  4) И. О. Дунаевский   5) 1942    6) Курск

4. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. 

А) В ________ г. советские войска освободили от немецких оккупантов город Киев.

Б) В ходе ______________________ битвы происходили ожесточённые бои на Мамаевом кургане.

В) В годы Великой Отечественной войны научный коллектив под руководством академика ________________ создал первые советские радиолокаторы. 

Пропущенные элементы:

1) 1941    2) А. Ф. Иоффе   3) Сталинградская   4) 1943    5) Курская    6) Д. С. Лихачёв

 5. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Впервые «Большая тройка» (Сталин-Рузвельт-Черчилль) встретилась в городе ____________________.

Б) Конструктором боевых самолётов в годы Великой Отечественной войны был ______________.

В) Город Минск был освобождён советскими войсками в ходе военной операции _____________________.

Пропущенные элементы:

1) «Уран»         2) С.А. Лавочкин    3) Гаага    4) В.А. Дегтярёв             5) «Багратион»           6) Тегеран

6. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. 

А) Видным деятелем партизанского движения в годы Великой Отечественной войны был ___________________.

Б) В 1941—1942 гг. в течение 250 дней держал оборону против фашистских войск город ___________________.

В) Смоленское сражение относится к _______________. 

Пропущенные элементы:

1) Киев   2) С. А. Ковпак   3) 1941 г.   4) Севастополь   5) Д. В. Давыдов   6) 1942 г.

Задание: Заполните таблицу.

Наука и образование в годы войны

Особенности развития школы Основные мероприятия и достижения в области науки
В годы войны были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали.

Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя.

Обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе и Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Главные научные центры страны переместились на Восток. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук.

Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Советский тыл в Великой Отечественной войне. История России. Рабочая тетрадь 9 класс.
Все задания.

� физики в союзе с математиками и механиками в максимально кратчайшие сроки оказали значительную поддержку морякам нейтрализовать и обезвредить влияние мин врага.

Идею размагничивания предложили и пустили в действие ученые под командованием академика А. П. Александровым. Группа Александрова выехала на Балтику, где в срочном порядке принялась за размагничивание кораблей, что было надежной защитой их от неконтактных мин.

Ученые вели свои работы непосредственно в районе боевых действий, и в ближайшее время данная проблема защиты кораблей от такого типа мин была в полной мере решена. Факты говорят, что ни один наш корабль, который был снабжен системой противоминной защиты, не был подорван на вражеских минах.

Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата МГУ.

Основные институты Академии наук СССР были эвакуированы на восток страны. В непривычно тяжелых условиях, иногда и без света и тепла, ученые ни на минуту не прекращали свою работу.

Не иначе, как героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил нам уже летом 1941 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В основном войска получали новое оружие — реактивные минометы, самоходные артиллерийские установки, вселяющие в противника некий ужас Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. — Л.: Наука, 1988. с. 343-345..

Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русскими было применена батарею с огромным количеством орудий. Снаряды фугасно — зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими военными свидетельствуют — огневой налет напоминает урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

Расчеты по монтажу и внедрения в вооруженные силы нового оружия выполнил научный коллектив под руководством И. Гвая. С ним связана забавная история: когда И. Гвай пришел в Высшую аттестационную комиссию за дипломом, у него спросили: «А где же Ваша диссертация?» В ответ услышали: «Стреляет на фронте!»

Реактивная получила официальное название «БМ-13», а в народе ее стали называли «Катюшей».

Радиотехнические средства. Существенный вклад в развитие радиотехнических установок, которые были представлены для военных целей, внес в годы войны известный академик А.Ф. Иоффе, который на тот период был председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов академик А.Ф. Иоффе разработал термоэлектрогенератор, который служил источником питания для радиоприемников и передатчиков. В его состав входило несколько термоэлементов, которые крепились к дну солдатского котелка. В сам котелок заливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других, в то время, «задавало» пламя костра, которое нагревало дно котелка Макаренко, В.П. Этатизация науки: Советский опыт /В.П.Макаренко // Правоведение. — 2006. — № 2. — с. 221-222..

Перепад температур был порядка 250-300 градусов, чего хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Данный термогенератор был очень прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное — готовым к действию в любое время.

Радиолокация

Практические рекомендации А.Ф. Иоффе, были подкрепленны теоретическими разработками таких академиков, как Н.Д. Папалекси, Л. И. Мандельштамма, и В. А. Фока, нашли применение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Потребности обороны страны была поставлена задача перед физиками — создать такую технику, которая могла бы позволить осуществить точное и быстрое обнаружение воздушных целей на дальнем расстоянии от гражданских и военных объектов, которая б не зависела от состояния погоды.

Данная проблема успешно была решена за участии А.Ф. Иоффе. Одна из первых отечественных радиолокационных установок была создана в лаборатории знаменитого академика Ю.Б. Кобзарева, она позволила обнаруживать и пеленговать самолеты врага в пределах расстояния от 90 до 150 км. Что дало возможность значительно быть подготовленными к защите и отражению воздушных атак врага, давая возможность дать мощный и своевременный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным объектам врагом. Благодаря надежной и правильно настроенной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял около 1300 своих самолетов Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. — Л.: Наука, 1988. с. 356-358..

Вклад ученых в области металловедения и металлургии

Значительную отдачу и помощь в сражениях оказали разработки ученых в области металловедения и металлургии. Труды известного академика Верещагина Л. Ф. дали возможность создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов, а также других артиллерийских систем, в них был применен принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Данная установка позволила увеличить срок службы орудий, дальность их стрельбы, а так же применять менее качественные сорта стали, для их изготовления.

Вологдиным В. П. был разработан способ закалки металлов токами высокой частоты. Что имело, огромную роль в увеличении количества выпуска танков, так как данный метод существенно уменьшает время нагрева стали, что дает возможность отказаться от дорогих и дефицитных сортов металла. Производительность труда в термообработочных операциях снарядов возросла в 30-40раз История Отечества. Часть 2: Лекции для студентов/Под редакцией М.В.Зотовой. — 2-е изд., — М.: Изд-во МГУП, 2001. с. 147 -148..

Академиком Патоном Е. О. был предложен метод скоростной автоматической сварки металлов под слоем флюса, который позволял лист стали толщиной в 35 мм сваривать в 30 раз быстрее, по сравнению с ручным способом, экономя на этом порядка 90% рабочей силы.

Танкоград

Танкоград. Этого города не было на карте, но о нем постоянно сообщалось во всех сводках Совинформбюро, о нем знал каждый солдаты на фронте.

Уральский Кировский завод, который называли в годы войны в народе Танкоградом. В очень малые сроки завод стал одним из основных арсеналов фронта.

Конструкторское бюро Танкограда возглавлял Ж. Я. Котин — известный и талантливый конструктор, но так, же и прекрасный организатор. За долгие годы войны Котиным Ж.Я, а так же и его коллективом были разработаны и созданы 13 типов боевых машин, 48 тысяч танковых дизель — моторов, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

Заводы Танкограда дали фронту:

— каждый третий снаряд;

— каждый второй танк.

Идет война. Фронту требуется увеличения эффективности огня артиллерии, повышения точности стрельбы оружия, это очень важная проблема. В этом направлении успешно работает, и решает задачи академик Колмогоров. А. Н. Колмогоров, родился 25 апреля 1903 г. в г. Тамбове в семье агронома. В период войны Андрей Николаевич по заданию главного артиллерийского управления, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наиболее эффективно выгодного рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты, в значительной степени, помогли повысить точность стрельбы и тем самым усилить мощь и действия артиллерии, которую справедливо называли «богом войны» Левандовский, А.А. Россия в ХХ веке: Учебник /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001. с. 256-258.. Его разработки по математической теории вероятностей были использованы для определения лучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, а так же позволяли избежать встречи с подлодками врага. Во всем этом огромная заслуга математической, школы академика А.Н. Колмогорова.

Ученые блокадного Ленинграда для обороны родного города.

Для решения оборонных научно — технических задач и вопросов в осажденном фашистами г. Ленинграде была созвана особая группа знаменитых ученых, возглавлял которую директор Ленинградского физико- технического института Академии наук СССР академик А. Ф. Иоффе. По поставленной задаче Ленинградского горкома партии в данном институте была создана достаточно дешевую и эффективную зажигательную смесь, которая уничтожила десятки, а то и сотни танков врага, были разработаны новые подрывные противотанковые средства и защиты. Так же простые и удобные в применении термо электрогенераторы, которые были сконструированные Иоффе и работали от обычных керосиновых ламп, широко использования нашли в партизанских радистов.

Текст из соченения:

Потомок, знай,

В суровые года

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала Никогда.

Ольга Бергольц. Широков, Г.А. Научные изыскания ученых сельскохозяйственной науки в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. / Г.А.Широков. — М.: СамГУ. — 2007. — №5/3. — С.55..

Вклад ученых в создание изветсной «дороги жизни» по Ладожскому озеру.

В Москве и блокадном Ленинграде били, разработана уникальная идея по построению дороги по льду Ладожского озера — так называемой «Дороги Жизни». В ноябре 1941 года озеро замерзло. По нему было прекращено движение судов. Наши отважные воины проложили по льду озера дорогу для автомашин. «Дорогой Жизни» была названа людьми этот опасный путь, по которому в любой период дня и ночи шли автомашины в осажденный фашистами Ленинград. Не для кого не секрет, что где-то лед и не выдерживал, машины проваливались под лед. И тут весомое слово сказали и пришли на помощь воинам, и простым людям физики и математики. Обеспечение надежности ледяной дороги через Ладожское озеро поручили составу ученых Ленинградского физико-технического института, которую возглавлял член — корреспондентом АН СССР П. П. Кобеко. Это представлялось очень сложным делом. Учеными было изучено свойства ледяного покрова, грузоподъемность, его вязкость и были установлены правила движения колонн машин по льду, благодаря которым дорога смогла работать без аварий. А уже в конце 1942 г., когда была начата подготовка к прорыву блокады, они подсчитали, какой режим движения танков может выдержать лед. На лед выходили целые танковые части Макаренко, В.П. Этатизация науки: Советский опыт /В.П.Макаренко // Правоведение. — 2006. — № 2. — с. 220-221..

И.В. Курчатов — один из организаторов научных исследований на службу обороны.

На гранитном обелиске, который установлен в г. Севастополе в память про общую работу моряков и ученых по размагничиванию кораблей есть имя И. В. Курчатова. В апреле 1942 г. за проделанную работу он был награжден Сталинской премией. В 1943г. Курчатов был награжден орденом за оборону г. Севастополя.

Так же, очень многое сделал Курчатов и коллективы под его руководством для приближения Дня Победы в войне. Наше правительство, зная о желании гитлеровской Германии создать атомное оружие, в 1943г. дали указание ученым возобновить ядерные исследования. В Москву с линии фронта отозванными были Курчатов и другие ученые атомщики. В след за этим в Москве был создан атомный институт, в котором под руководством И. В. Курчатова началась разработка и создание ядерного оружия. Курчатов привлекал к работе над атомным проектом самых толковых физиков и математиков: Ю.Харитона, Я. Зельдовича, Л. Ландау, М. Келдыша, а также много других выдающихся ученых. Уже после окончания войны нашими учеными было проделано очень много работы направленной на укрепление обороноспособности страны. Их усилиями, которыми руководил академик Курчатовым, было сделано советское атомное и термоядерное оружие, что ликвидировало атомную монополию американцев. Мир, на то время, был лишен атомного шантажа со стороны американцев. Но не надо думать, что во время войны, или после ее окончания наша наука жаждала только военного превосходства. Наши ученые, понимали и, предвидя опасность ядерного оружия, стремились переубедить человечество в возможностях мирного применения атома Ланге, К. Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы / К.Ланге. — Л.: Наука, 1988. с. 408-410..

К научным работам в направлении атомной энергии Курчатов привлекал большое количество умнейших ученых, таких как: лауреата Государственной премии, члена — корреспондента академии наук СССР М. А. Михеева. Он был предан науке, самозабвением в труде Михеев не уступал своему сверх требовательному руководителю. Помнятся опыты Михеева по теплоотдаче от расплавленных металлов, которые получили наивысшую оценку академика Курчатова.

Также стоит отметить таких ученых как:

— корреспондент АН СССР Н. Г. Четаев который, решил сложную задачу по определению более выгодную крутизну нарезки стволов, что дало возможность обеспечить максимальную кучность боя и то, что снаряд не переворачивается при полете.

— П. Л. Капица работает в Казани в тяжелых условиях эвакуации над новыми методами достижения низких температур и создает самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. Которая уже в конце 1941 г. эта установка стали получать в госпитали, где ее использовали для лечения раненых бойцов.

— С. И. Вавилов и руководящие им сотрудники в 1942 году лаборатории люминесценции, были разработаны средства и методы светомаскировки военных объектов. Эти новые средства сразу были отправлены на авиационные и пороховые заводы. В широком использования они были применены при маскировке пристаней на Волге во времена Сталинградской битвы. Кроме этого, также были выполнены специальные оптические устройства для введения прицельного огня в темное время суток История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945: Краткая история / под ред. Поспелова П.Н. — М.: Наука, 1975. с. 559 — 560..

— в г. Тамбове в годы войны хирургом — консультантом военного госпиталя был знаменитый хирург, почетный профессор медицины, одновременно, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука. Ученый, хирург, богослов, священник, общественный деятель — таким он вошел в историю России. Человек с золотыми руками и отзывчивым сердцем, таким он остался в памяти старожилов Тамбова.

Заключение

Победа над фашистскими захватчиками была во многом достигнута благодаря развитию науки, разработке и созданию новых совершенных технологий.

Наши ученые сделали существенный вклад в решение таких оборонных, и не только, проблем, как:

— более совершенных оптических приборов для авиации, артиллерии, танков и подводных лодок,

— создание новых взрывчатых веществ и бронебойных снарядов,

— высокопрочной брони для танков,

— усовершенствование радиоаппаратуры и радиолокационных устройств,

— увеличение скорости и дальности полета самолетов,

— новые способы получения горючего и пластмасс и т.д.

Кроме военных разработок, существенный вклад в победу над фашистскими захватчиками внесли и нашие ученые в таких отрослях как медицина, химия, биология, физика, сельское хозяйство и многие другие. Годы Великой Отечественной войны были временем весомого подъема творческой мысли не только в ученых, но и в оригинальных и смелых решений инженеров, конструкторов, рабочих.

Ученые все свои силы и стремления направляли на помощь фронту, и не только этот касается своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная от лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками субботников: разгружали вагоны и баржи, грузили уголь, расчищали от снега посадочную полосу аэродрома…

Наша наука в времена войны — это тяжелый и длительный труд тысяч ученых в условиях смертельной опасности, беззаветный труд служащих, научно-технической интеллигенции на пределе физических и духовных сил, зачастую в условиях холода и голода. В целом суммарный вклад науки равнялся победе.

Хотелось бы в работе упомянуть всех ученых — физиков, химиков, математиков, механиков, чьи тяжелые труды помогли нам отвоевать свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно?

«Действительно ли, что любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию?» стало и наше исследования, которое подтвердило: что, война — это безумно страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже, сами немцы после окончания войны подтвердили, то, что наша техника и наука были на высоте требований, которые были предъявлены на то время.

Как написал один из президентов Академии наук СССР знаменитый физик академик С.И. Вавилов:

«Советская техническая математика и физика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».

Но как бы хотелось, чтобы созидательная сила науки была направлена на осуществление только мирных целей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Беспроводная мини колонка oops животные инструкция
  • Синэта раствор для местного применения инструкция показания
  • Ингарон капли в нос инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Энтерол инструкция по применению цена взрослым порошок
  • Липримар инструкция по применению цена отзывы врачей форум