В инструкции рекомендуется не пользоваться инструментом при высокой влажности

В инструкции рекомендуется не пользоваться инструментом при высокой влажности. Объясните, почему.

Прочитайте фрагмент инструкции к электрической дрели и выполните задания 14 и 15.

Личная безопасность

1.  Используйте защитные очки. При высокой запыленности пользуйтесь специальной маской-фильтром.

2.  Носите подходящую спецодежду. Не рекомендуется носить свободную одежду и украшения, которые могут зацепиться за вращающиеся части инструмента. При работе на открытом воздухе рекомендуется надевать защитные перчатки и нескользящую обувь. Если у вас длинные волосы, их следует прикрыть.

3.  Будьте внимательны. Следите за тем, что вы делаете. Руководствуйтесь здравым смыслом. Не работайте с инструментом, если вы устали.

4.  Учитывайте влияние окружающей среды. Не подвергайте инструмент воздействию влаги. Не пользуйтесь инструментом при высокой влажности окружающей среды. Позаботьтесь о хорошей освещенности рабочего места.

5.  Следите, чтобы питающий кабель находился вне зоны действия инструмента.

6.  Не пользуйтесь электроинструментами вблизи легковоспламеняющихся жидкостей, а так же в газообразной, взрывоопасной среде.

7.  Соблюдайте величайшую осторожность. При сверлении стен, потолков или прочих мест, где может находиться электропроводка, следует иметь в виду, что металлические части инструмента не изолированы от корпуса дрели.

В инструкции рекомендуется не пользоваться инструментом при высокой влажности. Объясните почему.

Личная безопасность

1. Используйте защитные очки. При высокой запылённости пользуйтесь специальной маской-фильтром.

2. Носите подходящую спецодежду. Не рекомендуется носить свободную одежду и украшения, которые могут зацепиться за вращающиеся части инструмента. При работе на открытом воздухе рекомендуется надевать защитные перчатки и нескользящую обувь. Если у вас длинные волосы, их следует прикрыть.

3. Будьте внимательны. Следите за тем, что вы делаете. Руководствуйтесь здравым смыслом. Не работайте с инструментом, если вы устали.

4. Учитывайте влияние окружающей среды. Не подвергайте инструмент воздействию влаги. Не пользуйтесь инструментом при высокой влажности окружающей среды. Позаботьтесь о хорошей освещённости рабочего места.

5. Следите, чтобы питающий кабель находился вне зоны действия инструмента.

6. Не пользуйтесь электроинструментами вблизи легковоспламеняющихся жидкостей, а также в газообразной, взрывоопасной среде.

Ответ: Вода и влажный воздух являются проводниками электрического тока. Проникновение влаги в электрическую сеть прибора может привести к короткому замыканию или к электрическому разряду через тело человека

В инструкции рекомендуется не пользоваться инструментом при высокой влажности. Объясните почему.

Личная безопасность

1. Используйте защитные очки. При высокой запылённости пользуйтесь специальной маской-фильтром.

2. Носите подходящую спецодежду. Не рекомендуется носить свободную одежду и украшения, которые могут зацепиться за вращающиеся части инструмента. При работе на открытом воздухе рекомендуется надевать защитные перчатки и нескользящую обувь. Если у вас длинные волосы, их следует прикрыть.

3. Будьте внимательны. Следите за тем, что вы делаете. Руководствуйтесь здравым смыслом. Не работайте с инструментом, если вы устали.

4. Учитывайте влияние окружающей среды. Не подвергайте инструмент воздействию влаги. Не пользуйтесь инструментом при высокой влажности окружающей среды. Позаботьтесь о хорошей освещённости рабочего места.

5. Следите, чтобы питающий кабель находился вне зоны действия инструмента.

6. Не пользуйтесь электроинструментами вблизи легковоспламеняющихся жидкостей, а также в газообразной, взрывоопасной среде.

Ответ: Вода и влажный воздух являются проводниками электрического тока. Проникновение влаги в электрическую сеть прибора может привести к короткому замыканию или к электрическому разряду через тело человека

ВПР по физике за 11 класс. 2021-2022 год. Комплект 2. Вариант 1

Задание 1:

Прочитайте перечень понятий, с которыми вы встречались в курсе физики:
резонанс, фотоэффект, потенциал, напряженность электрического поля, излучение, работа выхода
Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Ответ:

fizika11 1 13

Задание 2:

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответе их номера.
1) Силы, с которыми тела действуют друг на друга, лежат на одной прямой, направлены в противоположные стороны, равны по модулю, имеют одну природу.
2) Потенциальная энергия тела прямо пропорциональна квадрату скорости движения тела.
3) Тепловым движением называют самопроизвольное перемешивание газов или жидкостей.
4) Напряжение на концах участка электрической цепи из последовательно соединенных резисторов равно сумме напряжений на каждом резисторе.
5) Магнитное поле вокруг проводника с током возникает только в момент изменения силы тока в проводнике.

Ответ:

1, 4

Задание 3:

Самолет летит по прямой равномерно со скоростью 900 км/ч на высоте 9000 м. Систему отсчета, связанную с Землей, считать инерциальной. Чему равна равнодействующая всех сил, действующих на самолет?

Ответ:

равнодействующая равна 0

Задание 4:

В калориметр с горячей водой температурой 85 °С погрузили медный цилиндр, взятый при температуре 15 °С. В результате в калориметре установилась температура 60 °С. Затем вместо медного цилиндра в калориметр с той же массой горячей воды той же температуры погрузили цинковый цилиндр такой же массы, взятый при температуре 15 °С. Удельная теплоемкость меди равна удельной теплоемкости цинка. Какая температура установится в калориметре с цинковым цилиндром (выше, ниже или равная 60 °С)?

Ответ:

60 °С

Задание 5:

Узкий пучок белого света после прохождения через стеклянную призму дает на экране спектр. Запишите цвета спектра в правильной последовательности: желтый, зеленый, оранжевый, голубой.

Ответ:

оранжевый – желтый – зеленый – голубой

Задание 6:

У некоторых нуклидов тяжелых металлов наблюдается альфа-радиоактивность. Изотоп вольфрам-180 испытывает α-распад, при котором образуется ядро гелия 4/2He и ядро другого элемента X. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, определите, какой элемент X образуется при α-распаде изотопа вольфрама. Название элемента X запишите словом.

 fizika11 1 16

Ответ:

гафний

Задание 7:

В таблице представлены абсолютные показатели преломления n для ряда веществ.

fizika11 1 17

Как изменятся частота монохроматического луча света и скорость его распространения при переходе луча из кварца в этиловый спирт? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится;
2) уменьшится;
3) не изменится.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ:

3, 1

Задание 8:

На рисунке представлен график зависимости температуры вещества от времени его нагревания при неизменной мощности нагревателя. Первоначально вещество находилось в твердом состоянии.

fizika11 1 17

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.
1) Температура плавления вещества равна 200 ºС. 2) В интервале времени от 10 до 30 мин. внутренняя энергия вещества не изменялась. 3) Теплоемкость вещества в твердом состоянии в 1,5 раза больше теплоемкости вещества в жидком состоянии. 4) Через 35 мин. от начала нагревания все вещество находилось в жидком состоянии. 5) Через 12 мин. от начала нагревания все вещество находилось в твердом состоянии.

Ответ:

1, 4

Задание 9:

Электрическая линия для розеток в кухне оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если сила тока в ней превышает 25 А. Напряжение
электрической сети – 220 В. В таблице представлены электрические приборы, используемые на кухне, и потребляемая ими мощность.

fizika11 1 17

На кухне работают посудомоечная машина, холодильник и кондиционер. Можно ли при этом дополнительно включить микроволновую печь? Запишите решение и ответ.

Ответ:

Максимальная мощность, на которую рассчитана проводка, P = IU = 25 ⋅ 220 = 5500 Вт. Суммарная мощность всех включенных в сеть электроприборов не должна превышать 5,5 кВт.
Микроволновую печь включить можно, так как суммарная мощность посудомоечной машины, кондиционера, холодильника и печи составляет 4780 Вт (т.е. не превышает максимально допустимого значения).
Указание экспертам: ученики могут проводить сравнение либо по потребляемой мощности, либо по потребляемому электрическому току.

Задание 10:

Исследуя зависимость удлинения резинового жгута от массы груза, подвешенного к этому жгуту, ученик провел пять измерений. Результаты измерений представлены в таблице. Погрешность измерения массы пренебрежимо мала.

fizika11 1 20

В каком из опытов ученик неверно записал измеренное значение удлинения? В ответе запишите номер этого опыта.

Ответ:

3

Задание 11:

Для проведения опыта учитель взял стеклянную палочку, лист бумаги и бумажный султан, закрепленный на железном стержне. Трением о лист бумаги он зарядил стеклянную палочку, а затем дотронулся ею до бумажного султана. Далее он обратил внимание на поведение полосок султана при поднесении одноименно заряженной палочки

fizika11 1 21

Какой вывод можно было сделать из данного опыта?

Ответ:

Одноименно заряженные тела отталкиваются

Задание 12:

На рисунке изображена установка для изучения свойств электромагнита. На стальной гвоздь наматывают провод, который присоединяют к источнику тока. Такой электромагнит способен притягивать стальные скрепки с горизонтальной поверхности стола.
Вам необходимо показать, что подъемная сила электромагнита зависит от количества витков его обмотке. Имеется следующее оборудование:
− стальные скрепки;
− стальной гвоздь;
− гальваническая батарея;
− соединительные провода.
В ответе:

  1. Опишите экспериментальную установку.
  2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

fizika11 1 22

Ответ:

  1. Используется установка, изображенная на рисунке.
  2. Проводят два опыта с разным количеством витков обмотки электромагнита. Сила тока в обмотке в обоих случаях должна быть одинаковой.
  3. Подъемную силу электромагнита оценивают по количеству скрепок, которое он способен притянуть. Можно оценивать подъемную силу по тому расстоянию, с которого электромагнит начинает притягивать скрепки.

Задание 13:

Установите соответствие между устройствами и физическими явлениями, которые используются в этих устройствах. Для каждого устройства из первого столбца подберите соответствующее физическое явление из второго столбца.

fizika11 1 23

Ответ:

1, 3

Задание 14:

В инструкции рекомендуется не пользоваться инструментом при высокой влажности. Объясните, почему.

fizika11 1 23

Ответ:

Вода и влажный воздух являются проводниками электрического тока. Проникновение влаги в электрическую сеть прибора может привести к короткому замыканию или к электрическому разряду через тело человека.

Задание 15:

Почему в инструкции запрещается пользоваться электродрелью вблизи легковоспламеняющихся жидкостей?

Ответ:

В процессе работы сверло дрели может сильно нагреваться за счет трения о рабочие поверхности. Повышение температуры в присутствии легковоспламеняющихся жидкостей может привести к возгоранию.

Задание 16:

Вставьте в предложение пропущенные слова, используя информацию из текста. .
Для определения        минерального источника нужно, взяв определенный объем воды, продуть его воздухом, а затем заполнить этим воздухом металлический контейнер, содержащий заряженное тело, по ______ которого можно судить об активности источника.

Ответ:

радиоактивности, скорости разрядки

Задание 17:

Приведите пример слаборадонового источника из числа упомянутых в тексте.

Ответ:

Теплосерный №1 и №2 или Нерчинский

Задание 18:

Из Молоковского источника взяли пробу воды объемом 8,5 л. Извлеченный из нее радон собрали в специальный прибор, в котором образовывался радиоактивный налет. Какую активность обнаружит налет сам по себе через час после достижения максимальной величины, считая, что она составляет 2% от активности пробы воды? Ответ подтвердите расчетами.

Ответ:

Рассчитаем максимальную активность налета А = 4730 Бк/л × 8,5 л × 0,02= 804 Бк. По данным М. Кюри через час активность составит 48,7% от максимальной или 392 Бк.

Задание № 20142

Почему в инструкции запрещается подвергать изделие воздействию атмосферных осадков?

Прочитайте фрагмент инструкции к электродрели и выполните задания 14 и 15.

• Не подвергайте изделие воздействию атмосферных осадков;

• Не пользуйтесь изделием для обработки сырых материалов;

• Не пользуйтесь изделием поблизости от легковоспламеняющихся жидкостей и газов;

• Позаботьтесь о хорошем освещении.

2. Избегайте физического контакта с заземленными объектами (металлическими трубами, батареями и т.д.).

3. Перед началом работы проверяйте рабочую зону на наличие скрытых коммуникаций (газопровода, водопровода, электрической или телефонной проводки и т.д.).

4. Не позволяйте посторонним людям и животным приближаться к месту работы.

5. При работах связанных с образованием пыли пользуйтесь пылеуловителями, особенно в закрытых помещениях.

Показать ответ

Комментарий:

Вода хороший проводник электрического тока, при работе во влажную погоду человека может «ударить током»


Ответ:

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

ВПР

11
класс

физика

66
вариант

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе
физики:

энергия, ньютон, скорость, тесла, кулон, напряжение.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку.
Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название
группы понятий

Перечень
понятий

2. Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и
закономерностях. Запишите в ответе их номера.

1) Потенциальная энергия тела зависит от его массы и скорости
движения тела.

2) Земля переизлучает падающую на её поверхность солнечную
энергию, в том числе в виде инфракрасного излучения.

3) Магнитное поле индукционного тока в контуре всегда увеличивает
магнитный поток сквозь контур, изменение которого привело к возникновению этого
индукционного тока.

4) Гармонические колебания электрического заряда в металлических
проводниках являются источниками электромагнитных волн радиодиапазона.

5) Отклонение α-частиц и β-частиц в
магнитном поле в противоположные стороны свидетельствует о наличии частиц,
вылетающих с разными скоростями.

3. Две силы, лежащие на одной прямой, действуют на тело массой m.
На каком рисунке изображена ситуация с расположением сил, дающих наибольшее
ускорение?

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2700&png=1

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

В поле силы тяжести качаются два одинаковых шара на одинаковой
длины упругих нерастяжимых нитях, как показано на рисунке. Всякий раз они
испытывают абсолютно упругое соударение друг с другом ровно посередине между
точками их подвеса, трения о воздух нет. Полная механическая энергия системы
____, импульс до соударения и после соударения левого шара ____, импульс до
соударения и после правого шара ____.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2350&png=1

5. https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59275&png=1Магнитная
стрелка компаса зафиксирована (северный полюс затемнен, см. рисунок). К компасу
поднесли сильный постоянный полосовой магнит, затем освободили стрелку, она
повернулась и остановилась в новом положении. Изобразите новое положение
стрелки.

6. Связанная система элементарных частиц содержит 78 электронов, 118
нейтронов и 79 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов
Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента
является эта система. В ответе укажите порядковый номер элемента.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35300&png=1

7. Рыболов вытащил надувную лодку из воды и оставил её на берегу под
палящими лучами солнца. Как за первые минуты пребывания лодки на берегу изменились
масса и давление воздуха в лодке? Объём лодки считать неизменным.

Для каждой величины определите соответствующий характер её
изменения:

1) увеличилась;

2) уменьшилась;

3) не изменилась.

Масса воздуха

Давление
воздуха

8. Из населённого пункта выходит прямолинейная дорога, вдоль которой
проложена линия электропередачи. Группа ремонтников выехала на место
повреждения ЛЭП в нескольких километрах от населённого пункта. На графике
изображена зависимость их координаты от времени, за начало координат принят
населённый пункт, а за начало отсчёта времени — момент выезда группы.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33303&png=1

Выберите два утверждения, которые верно описывают передвижения
ремонтников. Запишите номера, под которыми они указаны.

1) Авария произошла в 30 км от населённого пункта.

2) До места поломки ремонтники ехали со скоростью 60 км/ч.

3) Ремонтники дважды возвращались на место поломки.

4) Ремонт занял 1 час 10 мин.

5) Обратно ремонтники ехали равнозамедленно.

9. В дачном домике электрическая линия для розеток оснащена
автоматическим выключателем, который размыкает линию, если потребляемая
включенными приборами суммарная электрическая мощность превышает 3,5 кВт.
Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в доме,
и потребляемый ими электрический ток при напряжении 220 В.

Электрические
приборы

Потребляемая
электрический ток, А
(при напряжении сети 220 В)

Телевизор

1,8

Электрический обогреватель

9,0

Пылесос

2,9

Холодильник

0,8

СВЧ-печь

3,6

Электрический
чайник

9,0

Электрический
утюг

6,8

Можно ли при включенном обогревателе и холодильнике дополнительно
включить электрический чайник? Запишите решение и ответ (да/нет).

10.https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2681&png=1

С помощью амперметра проводились измерения силы тока. Шкала
амперметра проградуирована в амперах (А). Погрешность измерений силы тока равна
цене деления шкалы прибора. Запишите в ответ показания силы тока в милиамперах
с учётом погрешности измерений. (В ответе запишите показания прибора и
погрешность без пробелов и запятых. Например для случая (100 ± 5) А в ответе
следует записать 1005).

11. Учитель на уроке проделал следующий опыт. Он поставил на тележку
сосуд с водой, из которого вода капает в другой сосуд с узким горлышком,
размещённый на той же тележке (см. рисунок).

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=39398&png=1

Учитель обратил внимание учащихся на тот факт, что капли одинаково
попадают в подставленный сосуд и тогда, когда тележка покоится относительно
демонстрационного стола, и тогда, когда она движется равномерно и прямолинейно
относительно стола. С какой целью был проведён данный опыт?

12. На рисунке изображена установка для демонстрации теплопроводности
металлов. В штативе закрепляется металлический стержень, к которому на равных
расстояниях друг от друга при помощи воска прикрепляются маленькие стальные
гвоздики. Конец стержня нагревают пламенем спиртовки и наблюдают падение
гвоздиков по мере нагревания стержня.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59732&png=1

Вам необходимо показать, что скорость теплопередачи зависит от
материала, из которого изготовлен стержень.

Имеется следующее оборудование:

— штатив с лапкой;

— металлические стержни одинакового размера из железа, меди и
алюминия;

— спиртовка — 2 шт.

В ответе:

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями,
которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических
явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического
явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ

А)
Движение Луны вокруг Земли

Б)
Движение электрона вокруг атомного ядра

1)
Взаимодействие двух больших магнитов

2)
Молекулярное взаимодействие микрообъектов

3)
Взаимодействие разноимённых электрических зарядов

4)
Гравитационное взаимодействие тел

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. В инструкции есть требование использовать защитные очки при работе
с дрелью. Объясните, почему.

Прочитайте фрагмент инструкции к электрической
дрели и выполните задания 14 и 15.

Личная безопасность

1. Используйте защитные очки. При высокой
запыленности пользуйтесь специальной маской-фильтром.

2. Носите подходящую спецодежду. Не
рекомендуется носить свободную одежду и украшения, которые могут зацепиться за
вращающиеся части инструмента. При работе на открытом воздухе рекомендуется
надевать защитные перчатки и нескользящую обувь. Если у вас длинные волосы, их
следует прикрыть.

3. Будьте внимательны. Следите за тем, что вы
делаете. Руководствуйтесь здравым смыслом. Не работайте с инструментом, если вы
устали.

4. Учитывайте влияние окружающей среды. Не
подвергайте инструмент воздействию влаги. Не пользуйтесь инструментом при
высокой влажности окружающей среды. Позаботьтесь о хорошей освещенности
рабочего места.

5. Следите, чтобы питающий кабель находился
вне зоны действия инструмента.

6. Не пользуйтесь электроинструментами вблизи
легковоспламеняющихся жидкостей, а так же в газообразной, взрывоопасной среде.

7. Соблюдайте величайшую осторожность. При
сверлении стен, потолков или прочих мест, где может находиться электропроводка,
следует иметь в виду, что металлические части инструмента не изолированы от
корпуса дрели.

15. В инструкции рекомендуется соблюдать осторожность при сверлении
стен и потолков, в которых проходит электропроводка. Объясните, почему дана
такая рекомендация.

16. Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов),
используя информацию из текста.

Абсолютно чёрное тело — физическое тело, которое при любой температуре
___________ всё падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах.
Платиновая чернь обладает чрезвычайно высоким коэффициентом ___________ света
на всех длинах волн и является эталоном абсолютно чёрного тела.

В
ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Почему лёд прозрачный, а снег белый

Человеческий глаз способен остро реагировать
на электромагнитные волны видимой части спектра. На рисунке показаны результаты
измерений коэффициента поглощения льдом электромагнитных излучений различных
диапазонов.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35417&png=1В
видимой области спектра коэффициент поглощения льда практически равен нулю,
поэтому лёд прозрачен. Однако в инфракрасной и ультрафиолетовой областях
коэффициент поглощения принимает очень большие значения.

Если бы лёд не был прозрачным, то и снег не
выглядел бы белым. Рассматривая снег под микроскопом, можно убедиться, что он
состоит из частиц прозрачного льда. Тем не менее комки снега имеют белый цвет.

Белизна снега объясняется тем, что свет, в
котором представлены все длины волн, испытав многократное отражение и
преломление на поверхностях снежинок, несмотря на сложный путь, почти не
поглощается и вновь выходит на поверхность.https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35418&png=1Если бы
частицы, из которых состоит снег, хоть немного поглощали свет, снег не выглядел
бы белым.

Вспомним, что эталоном абсолютно чёрного тела
служит платиновая чернь, которая представляет собой порошок платины. Дело в
том, что платиновая чернь обладает чрезвычайно высоким коэффициентом поглощения
света на всех длинах волн.В результате из-за сильного поглощения падающий свет
больше не возвращается на поверхность.

17. Какого цвета казался бы нам лёд, если бы наш глаз мог воспринимать
только ультрафиолетовое излучение?

Ответ
приведите в именительном падеже.

18. Прозрачный стеклянный стакан разбился на очень мелкие осколки,
которые собрали в одну кучку. Какого цвета будут эти осколки стакана? Ответ
поясните.

Решение

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе
физики:

энергия, ньютон, скорость, тесла, кулон, напряжение.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку.
Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название
группы понятий

Перечень
понятий

Решение. Единицы физических величин — ньютон, тесла, кулон.

Физические величины — энергия, скорость, напряжение.

2. Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и
закономерностях. Запишите в ответе их номера.

1) Потенциальная энергия тела зависит от его массы и скорости
движения тела.

2) Земля переизлучает падающую на её поверхность солнечную
энергию, в том числе в виде инфракрасного излучения.

3) Магнитное поле индукционного тока в контуре всегда увеличивает
магнитный поток сквозь контур, изменение которого привело к возникновению этого
индукционного тока.

4) Гармонические колебания электрического заряда в металлических
проводниках являются источниками электромагнитных волн радиодиапазона.

5) Отклонение α-частиц и β-частиц в
магнитном поле в противоположные стороны свидетельствует о наличии частиц,
вылетающих с разными скоростями.

Решение. 1) Неверно. Потенциальная энергия тела зависит от массы и высоты
над Землей.

2) Верно. Земля нагревается от Солнца и сама становится источником
инфракрасного излучения.

3) Неверно. Магнитное поле индуцированного тока не влияет на
магнитный поток.

4) Верно. Источником электромагнитных волн радиодиапазона являются
гармонические колебания заряда в проводниках.

5) Неверно. Отклонение альфа- и бета-частиц в магнитном поле обусловлено
влиянием силы Лоренца в зависимости от знака частицы.

Ответ: 24.

3. Две силы, лежащие на одной прямой, действуют на тело массой m.
На каком рисунке изображена ситуация с расположением сил, дающих наибольшее
ускорение?

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2700&png=1

Решение. По второму закону Ньютона тело будет обладать наибольшим
ускорением тогда, когда на него действует наибольшая сила. Наибольшая
равнодействующая сила действует на тело, изображенное на рисунке 1.

Ответ: 1.

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

В поле силы тяжести качаются два одинаковых шара на одинаковой
длины упругих нерастяжимых нитях, как показано на рисунке. Всякий раз они
испытывают абсолютно упругое соударение друг с другом ровно посередине между
точками их подвеса, трения о воздух нет. Полная механическая энергия системы
____, импульс до соударения и после соударения левого шара ____, импульс до
соударения и после правого шара ____.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2350&png=1

Решение. Так как шары совершают упругие соударения, то импульсы шаров
сохраняются, и так как нет потерь энергии при трении, полная механическая
энергия сохраняется.

Ответ: 333.

5. https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59275&png=1Магнитная
стрелка компаса зафиксирована (северный полюс затемнен, см. рисунок). К компасу
поднесли сильный постоянный полосовой магнит, затем освободили стрелку, она
повернулась и остановилась в новом положении. Изобразите новое положение стрелки.

Решение. Полосовой магнит создаёт вихревое магнитное поле как показано на
рисунке:

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59273&png=1

Стрелка компаса повернётся вдоль линии северным концом по
направлению поля:

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59272&png=1

6. Связанная система элементарных частиц содержит 78 электронов, 118
нейтронов и 79 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов
Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента
является эта система. В ответе укажите порядковый номер элемента.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35300&png=1

Решение. Число электронов меньше числа протонов, значит, это положительный
ион. Число протонов в атоме равно порядковому номеру элемента. Отсюда можно
сделать вывод, что связанная система является положительным ионом золота.

Ответ: 79.

7. Рыболов вытащил надувную лодку из воды и оставил её на берегу под
палящими лучами солнца. Как за первые минуты пребывания лодки на берегу
изменились масса и давление воздуха в лодке? Объём лодки считать неизменным.

Для каждой величины определите соответствующий характер её
изменения:

1) увеличилась;

2) уменьшилась;

3) не изменилась.

Масса воздуха

Давление
воздуха

Решение. Так как лодка является изолированным сосудом, то масса воздуха
внутри нее не изменилась (3). При повышении температуры давление воздуха внутри
лодки увеличилось (1).

Ответ: 31.

8. Из населённого пункта выходит прямолинейная дорога, вдоль которой
проложена линия электропередачи. Группа ремонтников выехала на место
повреждения ЛЭП в нескольких километрах от населённого пункта. На графике
изображена зависимость их координаты от времени, за начало координат принят
населённый пункт, а за начало отсчёта времени — момент выезда группы.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33303&png=1

Выберите два утверждения, которые верно описывают передвижения
ремонтников. Запишите номера, под которыми они указаны.

1) Авария произошла в 30 км от населённого пункта.

2) До места поломки ремонтники ехали со скоростью 60 км/ч.

3) Ремонтники дважды возвращались на место поломки.

4) Ремонт занял 1 час 10 мин.

5) Обратно ремонтники ехали равнозамедленно.

Решение. Проанализируем утверждения:

1) Авария произошла в 30 км от населённого пункта. Утверждение
верно.

2) До места поломки ремонтники ехали со скоростью 60 км/ч.
Утверждение верно.

3) Ремонтники дважды возвращались на место поломки. Утверждение
неверно.

4) Ремонт занял 1 час 10 мин. Утверждение неверно.

5) Обратно ремонтники ехали равнозамедленно. Утверждение неверно.

Ответ: 12.

9. В дачном домике электрическая линия для розеток оснащена
автоматическим выключателем, который размыкает линию, если потребляемая
включенными приборами суммарная электрическая мощность превышает 3,5 кВт.
Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в доме,
и потребляемый ими электрический ток при напряжении 220 В.

Электрические
приборы

Потребляемая
электрический ток, А
(при напряжении сети 220 В)

Телевизор

1,8

Электрический обогреватель

9,0

Пылесос

2,9

Холодильник

0,8

СВЧ-печь

3,6

Электрический
чайник

9,0

Электрический
утюг

6,8

Можно ли при включенном обогревателе и холодильнике дополнительно
включить электрический чайник? Запишите решение и ответ (да/нет).

Решение. Максимальная сила тока, на которую рассчитана проводка,

I= дробь, числитель — P, знаменатель — U approx 16А.

Общая сила тока всех параллельно включенных в сеть электроприборов
не должна превышать 16 А. Электрический чайник включить нельзя, так как общий
ток при включении электрического обогревателя, холодильника и чайника
составляет 18,8 А (превышает максимально допустимое значение).

Ответ: нет.

10.https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2681&png=1

С помощью амперметра проводились измерения силы тока. Шкала
амперметра проградуирована в амперах (А). Погрешность измерений силы тока равна
цене деления шкалы прибора. Запишите в ответ показания силы тока в милиамперах
с учётом погрешности измерений. (В ответе запишите показания прибора и
погрешность без пробелов и запятых. Например для случая (100 ± 5) А в ответе
следует записать 1005).

Решение. Для начала определим цену деления амперметра, в данном случае она
составляет 0,05 А = 50 мА. Далее определяем показание прибора: 0,5 А=500 мА.
Таким образом, показания амперметра составляют (500 ± 50) мА.

Ответ: 50050.

11. Учитель на уроке проделал следующий опыт. Он поставил на тележку
сосуд с водой, из которого вода капает в другой сосуд с узким горлышком, размещённый
на той же тележке (см. рисунок).

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=39398&png=1

Учитель обратил внимание учащихся на тот факт, что капли одинаково
попадают в подставленный сосуд и тогда, когда тележка покоится относительно
демонстрационного стола, и тогда, когда она движется равномерно и прямолинейно
относительно стола. С какой целью был проведён данный опыт?

Решение. Опыт был приведён с целью показать, что во всех инерциальных
системах отсчёта механические явления в одинаковых условиях протекают
одинаково.

Примечание.

Возможны и другие аналогичные ответы, например, «опыт приведён с
целью показать, что все инерциальные системы отсчёта равноправны». Или «опыт
приведён с целью показать, справедливость принципа относительности Галилея».

12. На рисунке изображена установка для демонстрации теплопроводности
металлов. В штативе закрепляется металлический стержень, к которому на равных
расстояниях друг от друга при помощи воска прикрепляются маленькие стальные
гвоздики. Конец стержня нагревают пламенем спиртовки и наблюдают падение гвоздиков
по мере нагревания стержня.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=59732&png=1

Вам необходимо показать, что скорость теплопередачи зависит от
материала, из которого изготовлен стержень.

Имеется следующее оборудование:

— штатив с лапкой;

— металлические стержни одинакового размера из железа, меди и
алюминия;

— спиртовка — 2 шт.

В ответе:

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Решение. 1. Используется установка, изображённая на рисунке.

2. Проводят два-три опыта со стержнями из разных материалов. При
этом все остальные параметры сохраняются (используется одна и та же спиртовка).

3. О скорости теплопередачи судят по времени отрыва гвоздиков от
стержней. Чем быстрее отрываются гвозди, тем быстрее прогревается стержень, а
значит, и выше скорость теплопередачи.

13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями,
которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических
явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического
явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ

А)
Движение Луны вокруг Земли

Б)
Движение электрона вокруг атомного ядра

1)
Взаимодействие двух больших магнитов

2)
Молекулярное взаимодействие микрообъектов

3)
Взаимодействие разноимённых электрических зарядов

4)
Гравитационное взаимодействие тел

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение. Движение Луны вокруг Земли является результатом гравитационного
взаимодействия. За движение электрона вокруг атомного ядра отвечают силы другой
природы — это взаимодействие разноимённых электрических зарядов.

Ответ: 43.

14. В инструкции есть требование использовать защитные очки при работе
с дрелью. Объясните, почему.

Прочитайте фрагмент инструкции к электрической
дрели и выполните задания 14 и 15.

Личная безопасность

1. Используйте защитные очки. При высокой
запыленности пользуйтесь специальной маской-фильтром.

2. Носите подходящую спецодежду. Не
рекомендуется носить свободную одежду и украшения, которые могут зацепиться за
вращающиеся части инструмента. При работе на открытом воздухе рекомендуется
надевать защитные перчатки и нескользящую обувь. Если у вас длинные волосы, их
следует прикрыть.

3. Будьте внимательны. Следите за тем, что вы
делаете. Руководствуйтесь здравым смыслом. Не работайте с инструментом, если вы
устали.

4. Учитывайте влияние окружающей среды. Не
подвергайте инструмент воздействию влаги. Не пользуйтесь инструментом при
высокой влажности окружающей среды. Позаботьтесь о хорошей освещенности
рабочего места.

5. Следите, чтобы питающий кабель находился
вне зоны действия инструмента.

6. Не пользуйтесь электроинструментами вблизи
легковоспламеняющихся жидкостей, а так же в газообразной, взрывоопасной среде.

7. Соблюдайте величайшую осторожность. При
сверлении стен, потолков или прочих мест, где может находиться электропроводка,
следует иметь в виду, что металлические части инструмента не изолированы от
корпуса дрели.

Решение. При работе дрели сверло вращается с достаточно большой скоростью.
Значит, мелкие частички дерева, металла или бетона, которые соприкасаются со
сверлом могут отскакивать от сверла также с довольно большой скоростью.
Попадание их в глаз может его повредить.

15. В инструкции рекомендуется соблюдать осторожность при сверлении
стен и потолков, в которых проходит электропроводка. Объясните, почему дана
такая рекомендация.

Решение. Если при сверлении стены (или потолка) нарушить изоляцию
электропроводки, то через дрель пойдет электрический ток. В инструкции есть
указание на то, что металлические части дрели не изолированы от корпуса дрели.
Значит электрический ток пойдёт и через тело человека, что опасно для жизни.

16. Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов),
используя информацию из текста.

Абсолютно чёрное тело — физическое тело, которое при любой
температуре ___________ всё падающее на него электромагнитное излучение во всех
диапазонах. Платиновая чернь обладает чрезвычайно высоким коэффициентом
___________ света на всех длинах волн и является эталоном абсолютно чёрного
тела.

В
ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Почему лёд прозрачный, а снег белый

Человеческий глаз способен остро реагировать
на электромагнитные волны видимой части спектра. На рисунке показаны результаты
измерений коэффициента поглощения льдом электромагнитных излучений различных
диапазонов.

https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35417&png=1В
видимой области спектра коэффициент поглощения льда практически равен нулю,
поэтому лёд прозрачен. Однако в инфракрасной и ультрафиолетовой областях
коэффициент поглощения принимает очень большие значения.

Если бы лёд не был прозрачным, то и снег не
выглядел бы белым. Рассматривая снег под микроскопом, можно убедиться, что он
состоит из частиц прозрачного льда. Тем не менее комки снега имеют белый цвет.

Белизна снега объясняется тем, что свет, в
котором представлены все длины волн, испытав многократное отражение и
преломление на поверхностях снежинок, несмотря на сложный путь, почти не
поглощается и вновь выходит на поверхность.https://phys11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=35418&png=1Если бы частицы,
из которых состоит снег, хоть немного поглощали свет, снег не выглядел бы
белым.

Вспомним, что эталоном абсолютно чёрного тела
служит платиновая чернь, которая представляет собой порошок платины. Дело в
том, что платиновая чернь обладает чрезвычайно высоким коэффициентом поглощения
света на всех длинах волн.В результате из-за сильного поглощения падающий свет
больше не возвращается на поверхность.

Решение. На месте первого пропуска должно быть слово «поглощает», на месте
второго — слово «поглощения».

Ответ: поглощаетпоглощения.

17. Какого цвета казался бы нам лёд, если бы наш глаз мог воспринимать
только ультрафиолетовое излучение?

Ответ
приведите в именительном падеже.

Решение. В инфракрасной и ультрафиолетовой областях коэффициент поглощения
льда принимает очень большие значения. Тем самым, если бы наш глаз мог
воспринимать только ультрафиолетовое излучение мы бы не видели никакого
отраженного излучения от льда и для нас он бы был чёрного цвета.

Ответ: чёрный.

18. Прозрачный стеклянный стакан разбился на очень мелкие осколки,
которые собрали в одну кучку. Какого цвета будут эти осколки стакана? Ответ
поясните.

Решение. Тут действует прямая аналогия со снегом. Стакан прозрачный потому
что не поглощает электромагнитное волны в видимом диапазоне. В кучке осколков
стакана белый свет, испытав многократные отражения и преломления на осколках,
почти не поглощаясь выйдет на поверхность. Таким образом, кучка осколков
стакана будет иметь белый цвет.

Прогресс не стоит на месте: электроинструменты становятся дешевле, легче и удобнее в использовании, ассортимент их растет с каждым днем. Так что многие инструменты, ранее используемые только профессионалами, сегодня вполне доступны домашнему мастеру. Однако если профессионал получает доступ к инструменту только после проверки знаний техники безопасности, то домашние мастера частенько полагаются на «авось». Это становится причиной множества травм, большинства из которых можно было избежать при соблюдении ТБ.

Опасности электроинструмента

Электроинструмент является источником нескольких видов опасностей:

  1. Поражение электрическим током. Чаще всего происходит из-за нарушения изоляции сетевого кабеля или внутренней поломки инструмента. Это может привести не только к удару током, но к короткому замыканию и, как следствие, к пожару.
  2. Травмирование движущейся оснасткой. Степень опасности отличается для разных видов инструментов. Как правило, чем массивнее оснастка и выше скорость или амплитуда ее движения, тем опаснее инструмент.
  3. Выбросы пыли и частиц материала. При работе электроинструмента в большом количестве образуются опилки, пыль, стружка и прочие отходы. Они могут повредить глаза, органы дыхания и кожу.
  4. Высокая температура. Рабочие органы и корпуса многих видов электроинструмента нагреваются во время работы. Неосторожное прикосновение к нагретым частям может привести к серьезным ожогам.
  5. Вибрация. Любой оснащенный двигателем электроинструмент (а таких большинство) является источником вибрации. Длительное воздействие сильной вибрации может привести к заболеваниям суставов.
  6. Шум. Повышенный уровень шума также может вызвать множество неприятных последствий, включая снижение слуха.

Как защититься от этих опасностей? Соблюдать технику безопасности.

Защита от электрического тока

  • Всегда проверяйте кабель и сам инструмент перед включением в розетку. Особенно тщательно осматривайте изоляцию в точке выхода из вилки и входа в инструмент. Имейте в виду, что на холоде изоляция кабеля становится хрупкой и часто ломается в местах изгибов. Использовать инструмент с поврежденным сетевым кабелем нельзя вне зависимости от вида повреждения!
  • Проверьте выключатель, убедитесь, что инструмент выключен. Будьте внимательны при включении инструмента в розетку. Искрение, сильный гул, запах дыма, «моргание» света — признаки того, что с инструментом что-то не в порядке и использовать его нельзя.
  • Перед началом работы проверьте инструмент на холостом ходу.
  • При работе следите за положением сетевого кабеля, не допускайте его попадания под инструмент. Сетевой кабель не должен натягиваться во время работы. Если у инструмента есть греющиеся элементы, следите за тем, чтобы не допустить их контакта с кабелем как во время работы, так и в перерывах.
  • Не используйте сетевой инструмент в условиях высокой влажности, под открытым небом в дождь или снег.
  • При отключении электроэнергии не забудьте выключить инструмент.
  • После работы обязательно отключите инструмент от сети и только после этого почистите его от грязи и пыли.

Имейте в виду, что аккумуляторный инструмент в плане опасности поражения электрическим током намного безопаснее сетевого.

Защита от травмирования движущейся оснасткой

Разные виды электроинструмента имеют различную оснастку, поэтому правила ТБ в этом случае во многом зависят от того, какой инструмент применяется.

Общие правила.

  • Ручной инструмент при включении в сеть не держите в руке. Лучше положите его на стол так, чтобы оснастка была «в воздухе». Это защитит вас от неожиданного пуска, если выключатель на инструменте остался включенным или просто сломался.
  • Не выпускайте ручной инструмент из рук до полной его остановки.
  • Не перегружайте инструмент: не прилагайте к нему чрезмерное усилие, не устанавливайте оснастку, предназначенную для более мощных моделей.
  • В обязательном порядке используйте средства индивидуальной защиты: как минимум, перчатки и очки.
  • Соблюдайте особую осторожность при работе на высоте — не работайте с незакрепленных подставок и лестниц. Падение с высоты само по себе травмоопасно, а если при этом у вас в руках еще и цепная пила или болгарка, риск возрастает многократно.

Болгарка

По статистике именно болгарки чаще всего становятся причиной несчастных случаев. Причина в том, что многие недооценивают опасность этого повсеместно распространенного инструмента. И зря. Высокая энергия диска позволяет болгарке нанести глубокие раны за считанные мгновения, а при поломке диска его осколки могут причинить серьезные травмы на расстоянии нескольких метров от места работы. Поэтому, работая с болгаркой, следует быть особо внимательным и осторожным.

  • Не используйте болгарку без защитного кожуха при установленных абразивных дисках.
  • Правильно ориентируйте болгарку и ее кожух при работе — вы должны находиться вне плоскости вращения диска, а кожух должен защищать от возможных осколков.
  • Следите за тем, чтобы искры не попадали на горючие материалы.
  • Не используйте поврежденные диски — с трещинами или со сколотыми краями.
  • Используйте диски только по назначению: не устанавливайте отрезные для шлифовки, диски для железа — на резку алюминия и т. п.
  • Ни при каких обстоятельствах не устанавливайте на УШМ диски от циркулярной пилы.
  • При работе с болгаркой обязательно используйте плотные перчатки или рукавицы из кожи (спилка) и защитные очки. Не используйте обычные тканевые перчатки — их может намотать на оснастку.
  • Держите инструмент обеими руками.
  • Располагайте заготовку так, чтобы избежать заклинивания диска в конце пропила.

Дрель и шуруповерт

  • Не используйте тканевые перчатки — их может намотать на сверло или патрон, применяйте резиновые, обливные или спилковые перчатки и рукавицы.
  • При сверлении деталей (особенно металлических) закрепляйте их в тисках. При завершении отверстия сверло часто подклинивает, и незакрепленная деталь может начать вращаться, создавая опасность.
  • При сверлении с высокой нагрузкой используйте дополнительную ручку и держите инструмент обеими руками, чтобы удержать его в случае заклинивания

Цепная пила

Циркулярная пила

  • Надежно закрепите отпиливаемую деталь.
  • Не используйте поврежденные и тупые пильные диски.

Электролобзик

  • Электролобзик предназначен только для сквозных пропилов, не используйте его с материалом, толщина которого больше, чем может прорезать пилка.

Триммер

  • Работайте в перчатках, защитном щитке, закрытой обуви и закрытой одежде.
  • При работе не приближайтесь к другим людям и животным ближе, чем на 15 м.

Фрезер

  • Не выполняйте резы глубже 5-8 мм за один проход.
  • Фреза должна соприкасаться с материалом только на полных оборотах. Не допускайте пуска или остановки фрезера, когда фреза контактирует с материалом.

Защита от выбросов пыли и частиц материала

Просто зажмуриться — не самый лучший способ защиты от опилок, летящих из-под пилы или шлифовального диска. Увы, многие беспечные мастера убеждаются в этом слишком поздно. Не пренебрегайте защитными очками — даже самые дорогие очки обойдутся вам намного дешевле травмы глаза.

При работе со шлифмашинками образуется много мелкодисперсной летучей пыли. Обычных очков будет недостаточно, следует использовать плотно прилегающие к лицу. Кроме того, необходимо озаботиться и защитой органов дыхания — противопылевая маска или респиратор сохранят ваши легкие здоровыми.

Многие инструменты оснащены мешком для опилок или креплением для подключения строительного пылесоса. Оба способа снижают количество пыли, но второй (с подключением к пылесосу) эффективнее.

Защита от высокой температуры

Перчатки, перчатки и еще раз перчатки. Даже самая тонкая ткань не прогреется моментально, а значит, у вас будет немного времени, чтобы отдернуть руку от нагревшегося инструмента и избежать ожога.

Имейте так же в виду, что некоторые инструменты нагреваются до температуры, вполне способной воспламенить опилки или бумагу — не кладите горячий инструмент на горючие материалы.

Защита от вибрации

Сильные вибрации не только вредны, они утомляют руки, снижают концентрацию внимания, да и просто неприятны. Поэтому желание защититься от них вполне понятно. Хорошо, если инструмент снабжен соответствующей защитой — антивибрационным подвесом или хотя бы накладками на рукоятки (особенно это актуально для перфораторов, отбойных молотков, больших болгарок). А еще можно воспользоваться антивибрационными перчатками — они уменьшат неприятные ощущения при работе.

Защита от шума

Если шум инструмента вызывает у вас дискомфорт — не надо терпеть. В наушниках работать будет намного комфортнее. Если наушники по каким-то причинам вам не подходят, используйте шумозащитные пробки (беруши).

Опции безопасности

Если вы серьезно относитесь к безопасности при работе с инструментом, рекомендуется обращать внимание на дополнительные опции, которыми оснащаются некоторые модели:

Ограничение пускового тока обеспечивает постепенный набор оборотов двигателя при включении инструмента и предназначено в первую очередь для снижения нагрузки на двигатель. Но это также и повышает и безопасность — инструмент с плавным пуском не будет дергаться и вырываться из рук при включении.

Если у инструмента есть риск заклинивания оснастки (дрели, перфораторы, лобзики, циркулярные и цепные пилы, УШМ и т. д.), обратите внимание на наличие защиты от перегрузок. Она позволит избежать чрезмерных рывков при заклинивании. Защита от перегрузок может быть электрической, выключающей двигатель при превышении тока, или механической, с муфтой, расцепляющей двигатель и оснастку при заклинивании. Последний вариант дороже, но намного эффективнее.

Для инструмента с тяжелой инерционной оснасткой (пилы, болгарки, рубанки и т. д.) важным элементом безопасности является тормоз оснастки, останавливающий ее сразу после выключения инструмента. При выключении инструмента внимательность притупляется, что является причиной множества инцидентов, когда оснастка, продолжающая двигаться, повреждала материал или наносила травмы. Инструмент с расцепной муфтой и тормозом оснастки в этом случае будет намного безопаснее.

Сильно вибрирующие инструменты (перфораторы, цепные пилы) могут оснащаться антивибрационной системой. Это может быть как подпружиненный подвес, отделяющий вибрирующую часть инструмента от его ручек, так и активная система, использующая набор рычагов и противовесов для гашения рывков. Последние позволяют значительно снизить уровень вибрации, но, к сожалению, сильно повышают цену инструмента.

Как видите, правила техники безопасности при работе с электроинструментом довольно просты. Не пренебрегайте ими — это поможет вам сохранить здоровье во время проведения домашнего ремонта или работ в саду. Если же вы согласны с утверждением, что на безопасности экономить нельзя, выбирайте электроинструмент со всеми возможными опциями безопасности.

В чем особенность электроинструмента?

Если вы решили купить электроинструмент, будь то дрель, шлифмашинка, пила или фрезер, стоит получше понять устройство этой группы приборов. Понятно, что «питаются» такие инструменты от сети либо от аккумулятора. Понятно, что они могут быть стационарными или мобильными. Ясно и то, что каждый из них так или иначе несет в себе риск удара током. Но насколько силен этот риск? Ответ таит в себе специальная классификация.

Так, электроинструмент подразделяется на 3 основных класса: «1», «2» и «3». Надежность и защищенность от нежелательных последствий идет по возрастающей: приборы, принадлежащие к первому классу, оснащаются стандартной (не слишком мощной) изоляцией металлических элементов и обязательно должны иметь заземляющий контакт. В то время как инструмент третьего класса имеет корпус из диэлектрика и, подобно второму классу (имеющему несколько слоев изоляции), не требует заземления.

классификация электроинструментов

Но не классификацией единой. Благодаря существующим регулирующим документам и нормативным документам по ТБ, понять, как правильно и наиболее безопасно использовать электроинструмент – задача доступная и простая.

Чем опасен электроинструмент?

Уже само название данной группы инструментов говорит за себя. Риск поражения электрическим током здесь смело можно поставить на первое место. Если нарушена изоляция двигателя, сетевого или силового кабеля, либо инструмент имеет какие-либо внутренние неисправности, этот риск увеличивается в разы. Исход может быть разным – от небольшого головокружения от «удара током» до получения ожогов либо переломов в процессе падения (особенно, если работы проводятся на высоте). Кроме того, проблемы с изоляцией элементов могут привести к короткому замыканию.

чем опасны электроинструменты

Движущаяся оснастка – еще одна «акула», с которой следует быть предельно внимательным и осторожным. В зависимости от массивности данных элементов, а также скорости и амплитуды их вращения, травмоопасность может быть разной. Соответственно, и техника безопасности для работы с каждым отдельным электроинструментом – своя.

Пыль и выброс частиц материала – верные спутники работы с электроинструментом. Без обилия опилок, стружки здесь обходится редко. В особенности, если дело касается электропилы или шлифовальной машинки. Стоит ли говорить, что пыли и другим «посторонним» не место в глазу – без надлежащей защиты они могут нанести серьезный вред сетчатке.

работа со шлифмашинкой

Высокая температура – тот самый «подводный камень», о котором зачастую просто забывают. И очень зря: нагретые в процессе работы элементы при случайном прикосновении рискуют привести к ожогам. А, в некоторых случаях, и к пожару – если положить еще неостывший прибор на какой-нибудь горючий материал, будь то бумага или опилки. Повышать температуру может и сам корпус инструмента, это тоже следует учитывать.

И, наконец, они – шум и вибрация. Не столь «серьезные» источники опасности, но все же заслуживают внимания. Эффект в этом случае накопительный: регулярная работа с очень «громкими» инструментами со временем рискует привести к снижению слуха, в то время как постоянно вибрирующий агрегат может существенно навредить суставам.

Подготовка к работе

Вы купили электроинструмент, принесли его домой (или получили из рук курьера доставки прямо у двери), похвалили себя за столь ценное приобретение… Самое время уделить внимание инструкции! Она прилагается к товару не просто так, «для объема», а служит предупреждением различных несчастных случаев по неосторожности-незнанию вопроса. Даже если вы на 100 % уверены в своих силах, а дрель и прочие инструменты держали в руках почти с пеленок, игнорировать этот момент не стоит. У каждой новой модели могут быть свои «подводные камни», о которых желательно узнать перед началом ремонта. Да и сама инструкция ведь написана не Львом Николаевичем – чтение займет от силы 15-20 минут.

электроинструмент инструкция

Следующий шаг на пути к безопасному использованию электроинструмента – проверка его исправности. Тщательного осмотра требуют все детали устройства, включая защитные элементы – все должно быть целым, надежно зафиксированным, не вызывающим малейших сомнений. Крайне важно проверить состояние кабеля, об исправности редуктора «сообщит» шпиндель – он должен легко поворачиваться рукой. Состояние изоляции в точке выхода из вилки имеет особое значение.

И, наконец, «проверка связи». Включаем электроинструмент и даем ему пару минут поработать без нагрузки, на холостом ходу. Если не слышно посторонних шумов, не чувствуется резкого повышения температуры прибора, излишней вибрации, специфического запаха, отсутствуют дым и искрение – инструмент исправен. Смело можно приступать к работе.

На заметку: как правило, чтению инструкции необходимо посвятить время только перед первым использованием инструмента. Однако проверку исправности прибора рекомендуется проводить регулярно, даже когда дрель или, к примеру, пила успела стать вам практически «родной»: всего пара минут (а то и меньше) времени иногда могут стать решающими.

Безопасность в процессе работ

Для того, чтобы электроинструмент был эффективным и, одновременно, безопасным, все элементы оснастки должны быть в надлежащем состоянии – цельными и острыми. Менять их «на ходу» нельзя – решая обновить сверла или диски, необходимо выключить прибор из сети. Отдельного внимания заслуживает и фиксация деталей на устройстве – выполняя ее вручную, сложно быть уверенным в надежности крепления. Верным решением вопроса будет использовать разнообразные зажимы, упоры, тиски или струбцины.

электринструмент замена деталей

Положение и «поведение» кабеля в процессе работ – крайне важный момент. Шнур должен быть надежно защищен от случайных повреждений, поэтому его необходимо подвешивать над рабочей зоной. При этом следует соблюдать определенные расстояния: высота 2,5 м от рабочей зоны, 3,5 м от проходов, 6 метров – от проездов. Нельзя допускать излишнего натягивания кабеля, а также его сгибов и защемлений.

Использовать электроинструмент на открытом воздухе допустимо только в условиях «хорошей» погоды. Если же на улице свирепствуют сезонные дожди и сильные ветра, повышена влажность воздуха, без специального укрытия и дополнительной защиты включать инструмент небезопасно.

Разумеется, работающий электроинструмент необходимо крепко держать (в большинстве случаев, обеими руками), избегая возможности его падения.

как работать с электроинструментом

Во время ремонтных работ могут возникать и непредвиденные обстоятельства. Например, внезапное отключение электричества – явление частое и всем нам знакомое. И если оно «застало» вас в самом разгаре ремонта, и работа прибора автоматически прекратилась, важно довести дело до конца и выключить прибор вручную – как с помощью механизма на рукоятке, так и из сети.

В процессе работы электроинструмента обнаружена неисправность? Тоже очень вероятная ситуация, особенно если куплен инструмент не самого высокого качества. Насторожить должны такие явления, как появление искр, запаха гари, дыма, подтекание смазки, появление гула или стука, выход из строя важного элемента. Любая минута промедления в этой ситуации может навредить – прибор сразу же следует выключить и отсоединить от розетки, защитив окружающее пространство от задымления и более серьезных последствий. Если возникает возгорание, инструмент необходимо отключить при помощи рубильника, устранив горение с помощью огнетушителя – порошкового или углекислотного.

Финальный штрих

Электроинструмент выполнил свою работу? Отлично, теперь можно отключить его от питания – не только нажав кнопку, но и выдернув шнур из розетки (в случае с сетевыми моделями, разумеется). Откладывать очистку от пыли/смазки/жидкостей в дальний ящик тоже не стоит: процедуру рекомендуется выполнять уже спустя 5-10 минут после выключения. Такая «дисциплина» позволяет не только облегчить подготовку инструмента к дальнейшим работам, но и сразу же заметить те или иные повреждения. При этом крайне важно соблюдать последовательность действий: сначала отключить прибор от сети, и только потом приняться за очищающие процедуры.

очистка электроинструмента

Рабочее место тоже нуждается в своевременном наведении чистоты – для этого необходимо использовать веник или щетку. Прямой контакт рук и разнообразного мусора (опилки и т.д.) запрещен: сквозь поры кожи он может легко проникнуть в организм и нанести непоправимый вред здоровью человека.

По завершении работ инструмент следует разместить в укромном месте – подальше от детских глаз и открытого воздуха.

Работы на высоте

Для выполнения тех или и иных рабочих процессов на высоте 1,3 м от уровня пола (и выше) существуют отдельные требования безопасности. Здесь также обязателен регулярный осмотр инструмента на наличие дефектов, а также соблюдение элементарных норм обращения с электрооборудованием, однако выделяются и свои, весьма специфические, нюансы. Так:

1. Работы на высоте можно осуществлять только с помощью устойчивых строительных лесов, подмостков или лестниц-стремянок. Все они должны быть надежно зафиксированы, чтобы предотвратить возможность падения. Приветствуются исключительно прочные материалы – крепкая древесина, металл. Простые дощатые лестницы для применения электроинструмента однозначно не подходят.

стремянка для работы с электроинструментом

2. В качестве настила также рекомендуется использовать исключительно надежные материалы и конструкции, исключая полый кирпич или, например, ящики.

3. Работать, стоя на верхних ступенях конструкции, можно только при условии наличия у лестницы перил и упора.

4. Каждая ступенька лестницы рассчитана на подъем (спуск) только одного человека. Становиться на нее вдвоем с кем-либо небезопасно.

Общие правила и рекомендации

Разнообразные средства индивидуальной защиты (СИЗ) – то, чем однозначно следует запастись для работы с любым электроинструментом. Именно они при надлежащем применении способны обеспечить максимальную безопасность и от удара электрическим током, и от серьезных повреждений глаз/слуха/органов дыхания. К таким средствам относится специальная рабочая одежда, защитные очки, маски и респираторы, перчатки и рукавицы, рабочая обувь из плотных материалов. При этом каждый инструмент имеет свои «требования» к оснастке СИЗами: в каких-то случаях требуется полноценная экипировка, в других вполне достаточно защитить лицо и руки.

сизы для электроинструмента

Каждый школьник знает, что металл и кирпич обладают способностью отлично проводить электрический ток. Поэтому при отделке мастерской крайне важно избегать данных материалов. При обустройстве пола об этом тоже надо помнить – здесь выбор стоит делать в пользу деревянных покрытий, обязательно перекрывая ими слой земли.

В мастерской не должно быть сырости и высокой влажности воздуха – пренебрегая этим простым правилом, можно в разы увеличить риск поражения током при работе с электроинструментом. Рабочую зону всегда необходимо поддерживать в сухости и чистоте, и здесь это не просто блажь, а самая настоящая необходимость. Плесень, например, способна негативно повлиять на состояние проводки.

мастерская фото

Такое понятие, как «творческий беспорядок», в мастерской очень не приветствуется. Разбросанные повсюду инструменты по соседству с канистрами, наполненными маслами или бензином, приоткрытые крышки на еще полных емкостях, близкое расположение всего этого «добра» с рабочей зоной – это не просто беспорядок, а прямая угроза безопасности рабочего. Поэтому стоит помнить, что все агрессивные вещества, включая масла и бензин, необходимо хранить в специальных металлических канистрах, с плотно закрытой крышкой. И располагать их следует как можно дальше от работающих инструментов, а также обогревателей.

Специфика работы с разными электроинструментами

Не секрет, что оснастка у всех электроинструментов – разная. Поэтому объединить столь объемную и «разношерстную» группу приборов одним универсальным списком ТБ – задача не из простых. Работа с каждым конкретным инструментом требует особого подхода, учета присущих именно ему особенностей и нюансов.

1. Дрель, шуруповерт

  • необходимо следить за фиксацией сверла – оно всегда должно быть надежно закреплено на инструменте;
  • небольшие детали рекомендуется фиксировать тисками. Особенно это касается металлов: незакрепленная деталь при вращении может создавать риски для здоровья пользователя;
  • дрель/шуруповерт в процессе работ необходимо держать обеими руками: так легче сохранить положение инструмента при заклинивании;
  • для работ с высокой нагрузкой рекомендуется использовать дополнительную ручку;
  • вместо тканевых перчаток стоит купить СИЗ из кожи, спилка либо резины, а также рукавицы.

работа шуруповертом

2. Перфоратор

  • рекомендуется использовать острые буры;
  • инструмент нуждается в регулярном техническом обслуживании.

3. Болгарка

  • наличие защитного кожуха обязательно;
  • необходимо запастись дополнительными СИЗ – плотными защитными рукавицами из кожи или спилка. Тканевые аналоги для работы с болгаркой не подходят – оснастка легко может их повредить. Для защиты лица обязательны к приобретению очки с щитком;
  • проверка состояния дисков обязательна: при обнаружении сколов и/или трещин их необходимо заменить;
  • диски можно использовать только по конкретному назначению. К примеру, диски от циркулярной пилы категорически запрещено устанавливать на УШМ;
  • в процессе работы необходимо находиться вне плоскости вращения диска;
  • инструмент надо держать обеими руками;
  • важно минимизировать риск попадания искр на горючие материалы;
  • значимым является и финальный этап работ – необходимо следить, чтобы диск не «заклинило»;
  • инструмент не применяется для работ с деревом.

4. Циркулярная пила

  • важно обратить внимание на состояние дисков: наличие трещин и неровностей не приветствуется;
  • детали необходимо обеспечить надежную фиксацию в тисках;
  • работать с пилой надо особенно внимательно и аккуратно: держать прибор двумя руками, стоять как можно дальше от линии вращения диска.

как работать с циркулярной пилой

5. Цепная пила

  • в процессе работ важно располагаться в стороне от плоскости движения шины;
  • натяжение цепи необходимо регулярно проверять;
  • при работе с цепной пилой нельзя использовать приставную лестницу;
  • верхнюю часть шины надо держать вдали от обрабатываемого материала. Особенно это касается так называемой зоны обратного удара;
  • пилу необходимо держать на уровне или ниже уровня плеч;
  • при обработке деревьев/кустарников стоит быть особенно аккуратным: цепь нередко захватывает тонкие ветки, затем отбрасывая их в сторону пользователя. Приступать к работам такого рода можно только после тщательного ознакомления с соответствующими правилами техники безопасности и определенной подготовки.

6. Электролобзик

  • тип хвостовика особенно важен при выборе пильных полотен. Толщину обрабатываемого материала необходимо соизмерить с возможностями пилки;
  • пилка выходит с обратной стороны материала, об этом важно помнить;
  • в процессе работ деталь рекомендуется закреплять тисками. Можно и держать рукой, расположив ее за пильным полотном.

7. Фрезер

  • в процессе работ фрезер необходимо держать за обе рукояти;
  • обрабатываемая деталь должна быть надежно зафиксирована;
  • контакт фрезы с материалом допустим только на полных оборотах. Запускать/останавливать инструмент при соприкосновении с ним нельзя;
  • нажим на инструмент, с целью ускорить процесс работ, небезопасен;
  • глубокие вырезы (более 8 мм) необходимо выполнять поэтапно.

как работать с фрезером

8. Триммер

  • катушка и нож должны быть в надлежащем состоянии, их надо регулярно проверять на наличие повреждений;
  • работать с триммером необходимо на существенном расстоянии от людей и животных – не менее 15 м;
  • длинные брюки из плотного материала и закрытая обувь – то, что обязательно пригодится при работе с инструментом. Также не обойтись без защитного щитка и плотных перчаток.

Что нельзя делать с электроинструментом?

1. Использовать при возникновении неисправности какой-либо детали. При появлении искр, дыма, специфического запаха и шума.

2. Работать в состоянии опьянения (алкоголя либо другими веществами).

3. Прикасаться к рабочим элементам непосредственно в процессе работы.

4. Обрабатывать влажные, мерзлые детали.

правило безопасности электроинструмент

5. Допускать контакт с кабелем в процессе работы инструмента – дотрагиваться, наступать и так далее.

6. Проводить работы на неустойчивой поверхности.

7. Использовать для работ приставную лестницу.

8. Работать на улице в дождливую, ветреную, снежную погоду.

9. Охлаждать электроинструмент с помощью воды или снега.

10. Работать дольше, чем прописано в инструкции к инструменту.

Где купить электроинструмент выгодно?

Даже самое трепетное отношение к инструменту и соблюдение всех правил безопасности – не гарант того, что прибор оправдает возложенные на него ожидания. Ведь, если инструмент выполнен из некачественных материалов, не оснащен достаточной изоляцией или таит в себе еще пару-тройку не сразу заметных нюансов, все старания могут оказаться напрасными. Так что выбирать стоит надежную продукцию от уже зарекомендовавших себя производителей.

В интернет-магазине Valles.ru представлен широкий ассортимент товаров ведущих мировых и отечественных брендов. Купить электроинструмент BOSCH, Makita, Husqvarna, Hyundai, ЗУБР, Интерскол и многих других лидеров современного рынка мы предлагаем по наиболее выгодным ценам, с доставкой в любой регион России. Заказ можно оформить буквально в два клика – в режиме онлайн, или позвонив по телефону +7 (861) 241-08-80.

Если стройка или ремонт, то Valles.ru!

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,655
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,944
  • разное
    16,904

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат метотрексат инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция по текущему содержанию искусственных сооружений метрополитена
  • Экспресс синяк крем инструкция по применению
  • Star wars jedi fallen order руководство по тактике кашиик
  • Ркн цфо руководство