В какой форме инструктирования мастер осуществляет руководство лабораторно практической работой

Значение производственного обучения

Демонстрация (показ) трудовых приемов и способов

Успешность производственного обучения в значительной степени определяется наличием у обучающихся прочной и разносторонней ориентировочной основы их предстоящих действий.
Процесс производственного обучения первоначально начинается с освоения трудовых движений, приемов, операций, их типичных сочетаний. Это «преддверие» к освоению собственно трудового процесса, характерного для осваиваемой профессии. При этом закладываются основы будущего профессионального мастерства обучающихся. Все это определяет необходимость особого педагогического внимания мастера к четкости и точности восприятия, понимания и выполнения учащимися этих элементарных частичек умелой деятельности.
В процессе создания ориентировочной основы учебной деятельности обучающиеся на этих периодах освоения профессии при всей важности таких ее составляющих, как «что делать», «для чего», «с помощью чего», «чему должно соответствовать», главное — «как» нужно выполнять разучиваемые или отрабатываемые действия. Вот это «как» в первоначальные периоды обучения во многом обеспечивается путем качественного, методически грамотного показа мастером предстоящих к изучению и освоению трудовых действий.

При этом мастер всегда должен иметь в виду, что все изучаемые приемы, операции, способы работы, правила организации труда для обучающихся — новое, незнакомое, трудное дело и они особо нуждаются в четком и доходчивом их разъяснении. Для мастера же, который является квалифицированным специалистом, все эти приемы, способы, правила, обязанности никакой трудности не представляют. Этим и обусловлены те недостатки в инструктировании, проводимом неопытными мастерами. Они на первых порах затрудняются выделить главное, определить, что трудно для обучающихся , чему нужно уделить особое внимание, как это довести до обучающихся наиболее эффективно. Опытные же мастера всегда знают, в чем чаще всего испытывают затруднения обучающиеся, какие типичные ошибки они обычно допускают, и процесс вводного инструктирования строят с позиций предупреждения этих ошибок и затруднений.
Воспринимая показ, обучающиеся должны не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.
Полный и точный образ трудового действия в сознании обучающегося возникает не мгновенно. Вначале он запечатлевается в общем виде, а затем постепенно уточняется в деталях. Для того чтобы учащиеся смогли осознать и запомнить показываемое во всех подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь, часть. Поэтому мастер должен выполнить показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делая паузы между ними.

Не все осмысливается и запоминается в трудовом процессе с одинаковой легкостью и быстротой. Наиболее трудно воспринимается выполнение различных действий одновременно разными рабочими органами (например, двумя руками, несколькими пальцами), а также моменты перехода от одного трудового движения, приема, действия к последующим, если в обычных условиях нормальной работы между ними нет перерыва. Мастер специально выделяет и показывает все такие моменты в еще более замедленном темпе и большее количество раз, чем все остальные. По совмещенным элементам действия показ производится как в составе целостного трудового процесса, так и расчленено, с обращением внимания учащихся на вычлененные элементы его. Целесообразно также выделять и промежуточные характерные моменты в трудовом действии, особенно если оно выполняется одновременно двумя руками.
Например, при демонстрации способов перемещения напильника по заготовке или детали по притиру внимание учащихся следует фиксировать не только на конечных, но и на промежуточных точках координированного движения рук.

Мастер всегда должен помнить о сугубо служебной роли этих методических приемов показа, такого методического «препарирования» трудового действия. Сознание обучающихся в конечном итоге должно быть направлено на решение конечной задачи, на формирование образа полных и точных естественных трудовых действий. Поэтому показ приемов, действий, процессов должен завершаться нормальным рабочим темпом и ритмом.
С учетом изложенных рекомендаций процесс показа трудовых приемов, действий, процессов можно представить следующим образом:

Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе

Показ приемов в замедленном темпе, с остановками в характерных моментах; расчленение приемов на элементы и показ отдельных трудовых движений

Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе

   
Однако это — только общая формула; успешность показа, прочное усвоение сущности правильных приемов и способов обучающимися она полностью не обеспечивает. Важно не только произвести показ в замедленном темпе, сделать где-то остановки, обратить внимание обучающихся на положение рук, ног, пальцев, координацию движений и т. д. Успех показа зависит от умения мастера выбрать из всего многообразия трудовых движений те, которые обеспечивают максимальную эффективность выполнения всего трудового действия, процесса в целом, умение показать их так, чтобы обучающиеся поняли «секрет успеха», чтобы у них в памяти ярко запечатлелся образ приема, движения, действия, которому они на первых порах будут подражать, и с которым будут сравнивать свои первые попытки выполнить прием самостоятельно.
Показывая приемы и способы труда, мастер должен суметь мысленно поставить себя на место обучающегося и посмотреть на себя его глазами, суметь понять, что для  обучающегося трудно воспринять, и постараться это показать четко, образно, доходчиво. Такая «методическая обработка» трудового действия в целях обучения этому действию обучающихся — определенное педагогическое искусство, которому следует постоянно учиться. Поэтому начинающий мастер должен наблюдать, как показывают трудовые приемы его более опытные коллеги; при подготовке к урокам можно попросить старшего или более опытного мастера со стороны понаблюдать и оценить, как получается пробный показ.

Эффективность показа трудовых приемов и способов как метода обучения зависит от соблюдения ряда правил и условий. Основные из них следующие:
1. важно суметь убедить учащихся в практической значимости и важности изучаемых приемов и способов, в необходимости качественного их усвоения для успешного овладения профессией, т. е. создать у обучающихся положительную установку на качественное усвоение показываемого;
2.  необходимо обеспечить хорошую видимость показываемого (правильный выбор места показа, нормальная освещенность, правильное расположение обучающихся у рабочего места мастера);
3.  демонстрацию приемов следует сочетать с демонстрацией наглядных пособий, на которых изображены соответствующие положения рук, ног, пальцев, корпуса, инструментов, с зарисовками на доске, а также с использованием инструкционных карт и технических средств обучения: фрагментов видеофильма, слайдов, диафильмов и т. п.;
4. следует широко практиковать попутный контроль восприятия обучающимися показываемого, повторный показ трудных для восприятия приемов, побуждать обучающихся задавать вопросы мастеру, если им что-либо непонятно.

Большое значение для повышения эффективности показа имеет правильное сочетание демонстрации и слова мастера. Только с помощью показа как такового невозможно раскрыть обучающимся сущность трудового действия. Во время показа они не всегда обращают внимание на основные, наиболее важные стороны демонстрируемого действия. Увлекаясь внешней картиной его выполнения, которая для них доступнее и интереснее, обучающиеся обычно не замечают существенных особенностей этого действия. Поэтому показ всегда должен сопровождаться пояснениями.
При помощи слова мастер объясняет задачи, сущность и значение изучаемых приемов и способов работы; дает попутные пояснения, обращая внимание на обучающихся  наиболее существенное, на «невидимую» часть показываемого; побуждает обучающихся к мысленному подражанию; подводит итоги показа.
Значительно повышается эффективность показа и его восприятие, если у мастера на рабочем месте имеется инструкционная карта с эскизами и рисунками, раскрывающая наиболее рациональную последовательность трудовых действий и приемов, содержащая необходимые инструкционные указания о правилах их выполнения. В таком случае мастер вначале зачитывает рекомендации, содержащиеся в инструкционной карте, а затем показывает соответствующие трудовые действия и приемы.

Приведенная выше типовая формула методически правильного показа трудовых действий отработана в те времена, когда в профессиональных учебных заведениях обучали в основном профессиям ручного и машинно-ручного производства, для которых двигательные действия являются преобладающими. Со временем перечень профессий и содержание их труда в значительной степени изменились, профессии ручного труда все больше стали насыщаться механизацией и автоматизацией, возникло много новых профессий машинного, механизаторского, автоматизированного характера труда, содержание которых принципиально отличается от чисто ручных. Формула же методической обработки трудовых приемов для их демонстрации в целях четкого усвоения и отработки осталась прежней. Так что же — отказаться от нее? Ни в коем случае.
Во-первых, там, где в содержании труда обучаемым профессиям содержатся «двигательные» элементы, формула показа трудовых приемов и способов может и должна сохраняться полностью. В любых других случаях сохраняется основная аналитико-синтетическая идея методики показа: вначале показываются, демонстрируются и отрабатываются приемы и способы выполнения частей целостного трудового действия, а затем все действие в комплексе составляющих его приемов, способов, операций.

Демонстрация наглядных пособий


Наглядные пособия и другие средства создают в сознании  обучающихся наглядный образ предмета, явления, процесса, действия и т. д. Однако само по себе наглядное пособие к процессу обучения нейтрально, его демонстрация вне связи с деятельностью мастера и обучающихся может придать зрелищность занятию, но не решает проблему наглядности обучения. Наглядный образ сугубо субъективен. Он зависит не только от характера и особенностей воспринимаемого предмета, но и от особенностей обучающегося, от его убеждений и установок, жизненного и производственного опыта и знаний, обученности и способностей, от его интересов и того смысла, который имеет для него познание данного предмета или явления, наконец, от его настроения в данный момент. Все это требует от мастера умелого руководства процессом восприятия наглядных средств обучения, обеспечения таких условий, когда учащиеся не только бы наблюдали, но и видели, рассматривали, анализировали, извлекали из наблюдаемого необходимую информацию.

Планируя использование средств наглядности на уроке, мастер должен, прежде всего, четко представлять, какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.
Функции средств наглядности могут быть различными. В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению мастера, в других — средством создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые учащиеся еще не наблюдали. Наглядные пособия могут выступать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Все средства наглядности, используемые в процессе производственного обучения, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали, узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т. п.) и изобразительные (плакаты, макеты, схемы, диаграммы….).
Изучение объектов, явлений, процессов при наблюдении их в натуре самое эффективное. Однако далеко не все, что подлежит изучению, возможно и целесообразно использовать на уроке в натуре; изобразительные средства наглядности используются тогда, когда изучаемые объекты в натуре или очень велики, или малы (доменная печь, часовой механизм), или их вообще нельзя наблюдать (электрический ток, строение молекул). Незаменимы изобразительные наглядные пособия и тогда, когда изучаемые предметы или явления в натуре скрыты от наблюдения (внутреннее устройство оборудования, процессы в аппаратах), когда следует изучать процессы, протекающие слишком быстро или слишком медленно (рост растений, газовый разряд), когда требуется графически выразить определенные закономерности, упростить сложные объекты или объяснить принцип действия и т. п.
Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготовлении, выборе и подготовке к использованию необходимо соблюдать определенные требования. Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий следует подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в учебной мастерской; наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста, изображаемые на пособии объекты должны быть в естественных положениях с соблюдением масштабных соотношений и пропорций существенных деталей.
Используя наглядные пособия на уроке, следует помнить, что их демонстрация — не цель, а средство достижения цели. Чтобы добиться от обучающихся полного и точного восприятия наглядных пособий, создания наглядного образа демонстрируемого предмета, явления, процесса, необходимо обучать их умению рассматривать. Путем словесных пояснений и указаний надо помочь обучающимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сопоставить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. По возможности следует дать возможность обучающимся самостоятельно поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, опробовать в работе, снять показания, сделать замеры, выписать данные.

Из других методических приемов руководства восприятием наглядных пособий можно выделить следующие:
1.  демонстрация наглядных пособий должна органически сочетаться с показом трудовых приемов, разбором технических требований, технологии выполнения работы и т.д.;
2. наглядное пособие следует демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала;
3.  не следует перегружать урок демонстрацией наглядных пособий и других средств наглядности;
4.  в процесс восприятия демонстрируемого необходимо вовлекать возможно большее количество анализаторов: зрение, слух, осязание, а при необходимости — вкус и обоняние;
следует обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия: место расположения, освещенность, четкость изображения;
5.  действующие и динамические пособия необходимо показывать и использовать в действии;
6.  для демонстрации образцов работ, инструментов, приспособлений и др. целесообразно комплектовать их на специальных тематических щитах, что создает условия для сравнения и обобщения;
7.  при объяснении технологии обработки, сборки, монтажа и т. п. следует широко использовать образцы, обработанные (собранные, смонтированные) в последовательности технологических переходов;
8.  натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, детали, приборы и т. п.) следует использовать как «раздаточный» наглядный материал.

Эффективным методическим приемом повышения качества восприятия средств наглядности является установка на контроль, особенно при использовании их в качестве основного источника информации. С этой целью перед организацией самостоятельной работы с наглядными пособиями, проведением демонстрационного эксперимента обучающимся сообщаются вопросы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выделение существенного, сравнения, обоснования, которые обучающиеся выполняют на основе анализа увиденного.

Применение экранных и других технических средств обучения


В процессе производственного обучения наибольшее применение находят экранные средства: видеофильмы и их фрагменты, а также слайды, раскрывающие прикладные вопросы соответствующей техники и технологии.

Эффективность использования видеофильмов, которые обычно используются на первых и последних уроках изучения темы в качестве введения или заключения, во многом зависит от умения мастера руководить восприятием обучающихся. Перед началом демонстрации обучающимся необходимо сообщить, что им предстоит увидеть, как это связано с тем, что они будут изучать на предстоящих уроках, поставить перед обучающимися вопросы, на которые они должны ответить после просмотра фильма или по которым будет проводиться обсуждение увиденного. Такая установка на контроль повышает эффективность восприятия показываемого.

В процессе демонстрации мастер путем попутных пояснений, концентрации внимания обучающихся на главном, наиболее существенном, путем комментирования наблюдаемого, применения «стоп-кадров» руководит восприятием обучающимися информации, предъявляемой с помощью фильма.

После демонстрации фильма или его фрагмента необходимо проверить, как воспринят материал, предложить обучающимся ответить на поставленные ранее вопросы.

Следует подчеркнуть исключительно большой эффект использования видеосъемок в процессе демонстрации трудовых приемов и способов. Специфические возможности видеосьемок: ускорение и замедление; стоп-кадр; сочетание крупных и общих планов; звуковое сопровождение; возможность многократного повторения необходимых кадров и т. п. — весь этот арсенал способов позволяет надежно и доходчиво раскрыть подлежащие изучению приемы и способы. Это, по сути «педагогическое препарирование» трудового действия, которое мастер производит при показе трудовых приемов. Но там все зависит от педагогического искусства мастера и его опыта. Кроме того, мастер никогда не застрахован он случайностей. При предварительной подготовке видеофрагмента показа все это делается в спокойной обстановке, имеется возможность отбора наиболее удачного повтора — «дубля», съемки показа наиболее рациональных приемов и способов выполненного высококвалифицированным специалистом.

Слайды и диафильмы, как и наглядные пособия, могут быть средством иллюстрации и первоисточником информации. Чаще всего слайды и диафильмы используются как средство наглядности; в этом случае к ним полностью относятся требования, предъявляемые к демонстрации наглядных пособий. Обычно они применяются для детального рассмотрения и изучения узла машины или механизма, схемы, чертежа, диаграммы.

В процессе производственного обучения в ряде случаев применяется звукозапись, которая обычно воспроизводится с магнитной ленты через магнитофон. Звукозапись применяется для иллюстрации различных видов неисправностей машин и механизмов, признаков их обнаружения, регулировок в процессе работы и т. п. Как правило, делается последовательно две записи шумов и звуков — неисправной машины, станка, двигателя, механизма и исправной — для того, чтобы учащиеся могли сравнить их, уловить характерные различия и сделать на основе сравнения необходимые выводы. Иногда перед записью шумов и звуков или после них на ленту записывают пояснительный дикторский текст.

Звукозапись широко используется для развития профессионального слуха у обучающихся, это помогает формировать у них навыки технической диагностики.

Практические методы производственного обучения


Производственное обучение – это формирование и развитие профессиональных умений и навыков обучающихся — происходит в процессе применения практических методов, основными из которых являются упражнения — основной метод производственного обучения и лабораторно-практические работы.

Упражнения


Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случае количества повторений, воспроизведений) в качество, которое характеризуется совершенствованием знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.

Вместе с тем не все так просто, не каждое многократное повторение является упражнением, дает приращения качества. Можно часто повторять одни и те же действия, но улучшения их может и не наступить. Все зависит от цели и содержания упражнений, от методики, организации и руководства упражнениями обучающихся со стороны мастера производственного обучения.

Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1.  упражнения — это не только повторение, но и движение вперед, очередной шаг в овладении профессией;
2.  каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную — чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и т. д. и производственную — что, как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели должны сочетаться, причем достижение производственной цели является средством достижения учебной цели. Цели должны быть четко доведены до обучающихся и осознаны ими;
3.  упражнения выполняются под руководством мастера производственного обучения. Цель мастера при руководстве упражнениями должна быть и целью обучающихся. Корректировка деятельности обучающихся в процессе упражнений должна производиться прежде всего с позиций реализации учебной цели;
4.  выполняя упражнения, обучающийся должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно-производственные задания;
5) высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности обучающихся;
6.  в процессе выполнения упражнений обучающиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.);
7.  на каждом этапе выполнения упражнения обучающийся должен четко представлять, каких результатов он добился.

Структура психической и практической деятельности у обучающихся в процессе выполнения упражнений не остается неизменной. Поначалу  обучающийся стоит перед новым для него действием. Постепенно в ходе упражнений отдельные элементы действия выполняются быстрее и лучше. В дальнейших пробах эти элементы (движения, приемы, способы) изменяются уже не так значительно. Применение приемов и способов все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что открывает возможность управлять скоростью выполнения действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и объекты.

Для того чтобы обучающийся овладел профессиональной работой так, как ею владеет квалифицированный рабочий, специалист, необходимо не только вооружить его различными умениями и навыками, но и обогатить и конкретизировать его знания, научить применять их на практике, развить ряд профессионально важных психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координированность, быстроту мышления, чувство времени и т. п.

Таким образом, при помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места темы в программе и ее содержания одни задачи выступают на первый план, другие приобретают вспомогательное значение, а некоторые могут и вовсе отсутствовать.


Лабораторно-практические работы


Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. В ряде случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. В процессе производственного обучения лабораторно-практические работы являются чаще всего составной частью занятия, включаются в него как один из структурных элементов.

Основными видами лабораторно-практических работ, характерных для производственного обучения, являются:
1.  изучение и анализ (описание) устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., например, разборо-сборочные работы; выбор резцов по характеру выполняемых работ; сборка схем и включение в сеть электродвигателей и др.;
2.  исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками, например, определение на образцах бумаги различной плотности необходимого времени набухания бумажных обоев; определение оптимальных условий десульфурации стали и др.;
3.  изучение способов использования контрольно-измерительных приборов и инструментов, например — пользование штангенциркулями, угломерами, микрометрами, индикаторами; контроль предельных размеров калибрами; измерение сопротивления цепи мостом сопротивлений и др.;
4.  диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования, например, проверка станка на точность; регулировка и наладка систем, узлов и агрегатов тракторов и сельскохозяйственных машин и др.

В зависимости от организации проведения лабораторно-практические работы могут проводиться фронтально или нефронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ определяется наличием необходимого оборудования. Лабораторно-практические работы, проводимые в процессе производственного обучения, подразделяются на иллюстративные (конкретизируют и углубляют знания прикладного характера, полученные на уроках специальных предметов) и исследовательские. Работы исследовательского характера вызывают у обучающихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности за результаты работы. Знания и умения, полученные ими в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему. Большинство лабораторно-практических работ, проводимых в процессе производственного обучения, имеют в определенной степени сугубо прикладную исследовательскую направленность.

Руководство лабораторно-практической работой мастер осуществляет в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного.

Методика и организация вводного инструктирования во многом зависит от характера и организации лабораторно-практической работы. В тех случаях, когда в ходе лабораторно-практической работы обучающиеся должны проводить какие-либо исследования, вскрывать зависимости (например, зависимость геометрии заточки резца от твердости обрабатываемого материала), мастер подробно объясняет обучающимся порядок выполнения работы, указывает, в какой последовательности производить замеры, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения. Особое внимание, как при проведении вводного инструктажа, так и в ходе работы мастер обращает на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Обучающиеся должны понимать, что основная задача состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях учебного заведения это зачастую просто невозможно), сколько в практическом подтверждении изученной закономерности, сущности явления или процесса.

При проведении сугубо практической работы (сборка-разборка, изучение способов пользования инструментами и т.п.) главное в содержании вводного инструктирования — объяснение и показ приемов, восстановление в памяти обучающихся теоретических знаний.

На характер и содержание вводного инструктирования влияет организационное построение лабораторно-практической работы. При фронтальном проведении работы мастер подробно инструктирует группу преимущественно в устной форме. При проведении нефронтальных работ большое значение имеет письменное инструктирование учащихся, в частности в форме заданий-инструкций.

В такой инструкции формулируется тема и цель лабораторно-практической работы; кратко излагаются теоретические сведения, связанные с работой; приводится перечень оборудования для ее выполнения; описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, которые нужно соблюдать; даются указания по оформлению результатов работы.
Руководство выполнением лабораторно-практической работы мастер осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест учащихся. При этом мастер контролирует ход работы, помогает обучающимся справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Если лабораторно-практическая работа выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. При этом работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого обучающегося были определенные обязанности. В ходе работы обучающиеся меняются ролями, с тем чтобы каждый выполнил все элементы задания.

После выполнения лабораторно-практической работы каждый обучающийся или старший звена представляет мастеру сделанные записи и расчеты. При выполнении сугубо практических работ, не требующих расчетов и записей, подведение итогов работы проводится путем развернутой беседы с обучающимися.

Упражнения в освоении трудовых приемов и способов


Это в основном тренировочные, предварительные упражнения по освоению элементов, приемов выполнения трудовых операций.

Ориентировочную основу выполнения таких упражнений составляют теоретические знания обучающихся; демонстрация мастером соответствующих трудовых приемов и способов и необходимые пояснения при этом; описания и инструктивные указания и пояснения в инструкционной карте; изображение способа выполнения приема, вида работ на наглядном пособии — плакате, слайде, кино — видеофрагменте. Основная цель проведения указанных упражнений — формирование первоначальных умений обучающихся правильно выполнять основные элементы трудового процесса — трудовые приемы и способы действия, соответствующие показанному мастером образцу и описанию в инструкционной карте. Такие упражнения являются, как правило, начальным этапом освоения новой операции или вида работы. Проводятся они обычно в течение небольшого отрезка времени — не более 1-2 часов проводятся путем выполнения чисто учебных работ, не имеющих производственной ценности (плитки, учебные валики, пластины, обрезки ткани, отходы проводов и т. п.) и заключаются в многократных повторениях разучиваемых трудовых действий (трудовых движений, установки, перестановки, настройки, регулировки, заправки, пробной обработки, сборки-разборки и т. п.).

По мере освоения профессии и накопления опыта обучающихся при переходе к изучению новой трудовой операции, предусмотренной учебной программой, упражнения по первоначальной отработке приемов и способов ее выполнения проводятся выборочно – только по отработке более сложных, новых по содержанию приемов и способов. Более простые и легкие для освоения элементы трудовой операции отрабатываются при выполнении операции в целом.

Особую разновидность упражнений в освоении трудовых приемов и способов составляют упражнения по отработке правильной последовательности трудовых действий. Такие упражнения наиболее характерны при освоении приемов включения — выключечния и управления машиной, наладки, настройки, регулировки, ввода данных, снятия показаний-результатов и т. п. технологических операций, где для получения положительного результата требуется алгоритмически четкая последовательность действий. При их проведении обычно вводное инструктирование в нарастающей профессии сочетается с собственно упражнениями. При этом при многократном повторении уже освоенной последовательности действий с добавлением каждый раз нового элемента целостного действия создается определенный стереотип соответствующей трудовой деятельности, который закрепляется в ходе упражнений.

Упражнения в освоении первоначальных приемов и способов выполнения некоторых сложных по конструкции операций (преимущественно ручного труда) выполняются с использованием тренировочных приспособлений, имеющих устройства, сигнализирующие о правильности отработки трудовых движений.

Руководство лабораторно-практическими работами

Преподаватель руководит процессом
выполнения лабораторно-практических
работ в форме инструктирования студентов,
основной задачей которого является
создание в их сознании ориентировочной
основы деятельности для наиболее
эффективного выполнения заданий.

По месту в учебном процессе инструктирование
разделяется на вводное, текущее
и заключительное, по способу
информации – на устное и письменное.

Вводное инструктирование (вводный
инструктаж) имеет весьма важное значение
при подготовке студентов к выполнению
лабораторно-практической работы.

Каждая работа только дает положительные
и ценные результаты, когда студентам
отчетливо ясна цель предстоящей работы,
понятны пути, которыми они должны идти
к цели. Студенты должны осознавать, в
какой связи предлагаемая им работа
находится с изученным материалом или
какое значение она имеет для его
практической деятельности по специальности.

Методические указания по выполнению
работ (задания-инструкции) определяют
план их проведения, дают необходимые
инструктивные указания об организации
работы, обращении с приборами и
оборудованием, ведении записей, расчетов,
подготовке материалов для отчета.

При нефронтальной (звеньевой) форме
лабораторно-практических работ особое
значение имеет организационная сторона
вводного инструктажа.

На организационном занятии рассматриваются
следующие вопросы:

  1. Цель
    лабораторно-практических работ

  2. Краткое
    ознакомление с лабораторией, рабочими
    местами

  3. Правила
    поведения учащихся в лаборатории

  4. Правила
    техники безопасности

  5. Организация
    рабочего места учащихся при выполнении
    лабораторно-практических работ

  6. Порядок
    получения и выполнения заданий, записи
    данных, оформление результатов и
    составление отчета

  7. Выдачи
    заданий лабораторно-практическим
    работам

  8. Ответы
    на вопросы учащихся по заданиям-инструкциям

На следующих занятиях на вводный
инструктаж отводится 5-10 мин и проводится
он в такой последовательности:

  1. Распределение
    звеньев по рабочим местам в соответствии
    с графиком перемещения

  2. Выдача
    заданий к очередным работам

  3. Объяснение
    особенностей выполнения
    лабораторно-практических работ на
    данном занятии

  4. Разъяснение
    ошибок, имевших место на предыдущих
    занятиях, их причина и способ устранения

  5. Ответы
    на вопросы учащихся по занятиям-инструкциям

При проведении нефронтальных, а также
сложных и длительных фронтальных
лабораторно-практических работ большое
значение имеют письменные задания-инструкции,
которые являются документацией
письменного инструктажа.

В задании – инструкции формируется
тема и цель лабораторно-практической
работы; кратко сообщаются теоретические
сведения, связанные с работой; проводится
перечень оборудования для ее выполнения;
описывается весь ход работы и указываются
меры предосторожности, которые нужно
соблюдать; даются указания, как оформить
результаты работы. Для специальных
предметов такие задания – инструкции
обычно разрабатываются преподавателем
и утверждаются предметными комиссиями.

Руководство выполнением
лабораторно-практической работы
преподаватель осуществляет в форме
текущего инструктирования в процессе
обхода рабочих мест. При этом преподаватель
контролирует ход работы, помогает
студентам справиться с возникшими
трудностями и неполадками, отвечает на
их вопросы. Иногда сам задает вопросы,
чтобы проверить, насколько сознательно,
студенты выполняют работу. Преподаватель
вмешивается в работу учащихся только
в тех случаях, когда видит, что она пошла
явно по неправильному пути или студент
нарушает правила техники безопасности.

В процессе текущего инструктажа, оказывая
помощь одному звену или студенту,
преподаватель ни в коем случае не должен
упускать из поля зрения остальных.
Помощь студентам не должна превращаться
в подсказку или их подмену. Наблюдая за
действиями студентов и не опекая по
мелочам, преподаватель должен обеспечить
самостоятельность их работы. Если у
студента возникли трудности, необходимо
путем наводящих вопросов добиться,
чтобы он сам понял причины неполадок и
определил пути их устранения. Если
студент испытывает затруднения в
правильном пользовании приборами или
инструментами, необходимо повторно
показать ему соответствующие приемы и
предложить повторить их. При выполнении
сложных лабораторных работ полезно
проводить на определенном этапе
промежуточный контроль выполненной
учащимися части работы. Так, например,
при проверке приборов системы зажигания
осциллографом модели Э-206 такой
промежуточный контроль преподаватель
осуществляет после проверки элемента
системы зажигания.

При выполнении лабораторно-практических
работ звеньями, необходимо следить,
чтобы в работе принимали участие все
члены звена. В звене работа должна быть
распределена таким образом, чтобы у
каждого студента были определенные
обязанности. Например, один устанавливает
заданные параметры, другой следит за
показанием приборов, третий ведет их
запись. В ходе работы студенты меняются
ролями, с тем, чтобы каждый исполнил все
элементы задания.

Работа звена начинается с разбора
задания и изучения порядка его выполнения.
Затем, подготовив все необходимое и
тщательно организовав рабочее место,
студенты приступают к выполнению
отдельных этапов задания, производят
необходимые расчеты, записи, формируют
выводы.

В ходе работы необходимо следить за
выполнением указаний, сделанных во
время вводного инструктажа, соблюдением
техники безопасности, организации
рабочего места. Особое внимание необходимо
обращать на культуру студентов, которая
проявляется, прежде всего, в безупречном
выполнении правил поведения в лаборатории.
Не сдерживая инициативы студентов,
нужно приучать их работать под руководством
преподавателя особенно в тех случаях,
когда работа связана с электрическим
током, работающими двигателями, газом,
сжатым воздухом или с использованием
дорогостоящей аппаратуры и приборов.
Студенты должны научиться работать
планово и эффективно.

Руководя ходом лабораторно-практических
работ, необходимо добиваться выполнения
каждой операции в ориентировочно
намеченное время. Это обеспечит
своевременное окончание всей работы.
Часто увлекаясь первыми операциями
(подключение приборов, сборкой схемы,
настройкой аппаратуры и т.д.) студенты
начинают спорить, выявлять причины
неполадок и забывают о необходимости
быстро решить спорные вопросы и указать
студентам на непроизводительную трату
времени. Наблюдая за студентами,
преподаватель накапливает данные для
оценки их работы.

После выполнения работы каждый студент
или старший звена представляет
преподавателю сделанные записи и
расчеты, выводы и если они оказываются
правильными, работа считается оконченной.
Если записи и расчеты, выводы неправильны,
студенты повторяют работу.

В конце урока всеми учащимися проводится
заключительный инструктаж, в ходе
которого подводятся итоги занятия.

По итогам работы учащиеся, как правило,
представляют письменный отсчет, в
котором обычно указывается характер
использованных материалов; дается
характеристика применяемых приборов
и оборудования, приводится схема
установки, цели, процесса; описывается
порядок разборки-сборки, наладки,
регулировки, результатов диагностики
неисправностей механизмов и машин;
приводятся в строго установленном
порядке все результаты измерений,
наблюдений и производственные расчеты;
формулируются выводы.

При приеме отчетов о работе преподаватель
беседует с учащимися, просматривает их
записи, схемы, эскизы, чтобы убедиться
в том, что работа выполнена сознательно
и учащиеся прочно овладели необходимыми
знаниями и умениями. Оценка за работу
выставляется с учетом текущих наблюдений
за студентами, качества представленного
им отчета и ответов на вопросы.

После проведения полного цикла
лабораторно-практических работ студенты
должны получить зачет, выполнив без
помощи методических указаний и
преподавателя одну из обязательных
работ, определенных цикловой комиссией
по данному предмету.

У
К А З А Н И Я

по проведению
инструктажа студентов по технике
безопасности

при выполнении
лабораторно-практических работ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский автодорожный техникум»

Методика
проведения

лабораторно-практических
занятий

Хабаровск

2016

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы организации
лабораторно-практических работ в профессиональном обучении

5

1.1 Понятие «лабораторно-практические работы»

5

1.2 Особенности лабораторно-практических работ в профессиональном
обучении

8

Глава 2. Практика проведения
лабораторно-практических занятий в процессе преподавания учебных дисциплин

12

2.1 Методика проведения лабораторно-практических занятий

12

2.2 Особенности лабораторно-практических
занятий по учебной дисциплине
«Электротехника и электроника»

17

Заключение

25

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

Актуальность.
Практико-ориентированная направленность образовательного процесса в 
профессиональных образовательных
организациях
выдвигается сейчас многими учеными в
качестве важнейшей особенностью данного уровня профессионального образования.
Важной стороной этой проблемы является вопрос о ее реализации. Как показывает
анализ работ, посвященных практико-ориентированной направленности
профессиональной подготовки 
будущих специалистов,
в качестве основы выдвигаются системно-деятельностный и целевой подходы
(исследования С.Я.Батышева, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко и др.).

В
последние годы исследования по проблеме практико-ориентированной
профессиональной направленности обучения занимают одно из ведущих мест в
исследованиях по профессиональной
педагогике. Но
несмотря на 
разносторонность и широту
этих исследований остается еще недостаточно освоенной преподавателями методика
проведения лабораторно-практических работ по учебным дисциплинам.

Цель исследования – анализ
практико-ориентированной направленности лабораторно-практических работ в
процессе профессионального обучения.

Объект
исследования

– обучение в профессиональных образовательных организациях.

Предмет
исследования

– практико-ориентированная направленность лабораторно-практических работ в
процессе профессионального обучения.

Задачи:

– определить сущность
профессиональной практико-ориентированной направленности
лабораторно-практических занятий;

– раскрыть
методику организации  лабораторно-практических занятий по учебной дисциплине
«Электротехника и электроника».

Теоретической
основой работы
выступили исследования С.Я.
Батышева
, Г.И. Кругликова, Л.Г. Семушиной, В.А.
Скакун,
Э.Г. Скибицкого, Н.Г. Ярошенко.

Методы
исследования
:
анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ
педагогического опыта.

Практическая
значимость работы
. Выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть
использованы преподавателями технических дисциплин профессиональных
образовательных организаций.

Структура
работы
. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы
организации лабораторно-практических занятий в профессиональном обучении

1.1 
Понятие «лабораторно-практические работы»

Понятие «лабораторно-практические работы» включает в себя две организационные
формы: практическая и лабораторная работа. Представим данные понятия.

Практические занятия (греч prakticos – деятельный) – форма
учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение
студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует
умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии
поставленных задач (9).

Э.Г. Скибицкий дает следующее определение практическому занятию: практическое
занятие −
целенаправленная
форма организации педагогического процесса, направленная на углубление
научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в
процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных
действий в данной сфере науки.

Практическими занятиями называют занятия с решения задач по высшей
математике, физике, теоретической механики, начертательной геометрии и других
предметов, выполнение упражнений на построение схем, графиков, диаграмм,
выполнению расчетно-графических работ по специальным дисциплинам, выполнение
упражнений на чтение, например, аудирование, диалог при изучении иностранного
языка и др.

В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа
студентов. Практические и лабораторные занятия получили распространение в
университетском образовании во второй половине XIX в. Усилиями М.В. Ломоносова
лекция нашла сочетание с практическими занятиями и научно-исследовательской
работой.

Дидактическая цель
практических работ, по мнению Л.Г.Семушиной и Н.Г. Ярошенко, – формирование у
студентов профессиональных умений, а также практических умений необходимых для
изучения последующих учебных дисциплин (8).

Так, на практических занятиях
по математике, физике, технической механике у студентов формируется умение
решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения
профессиональных задач по специальным дисциплинам. На практических занятиях по
инженерной графике студенты овладеваю навыками выполнения чертежей,
необходимыми при выполнении различных графических работ по специальным дисциплинам.
Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин,
содержание которых направлено на формирование профессиональных умений.

Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке специалистов,
которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей
профессиональной деятельности. Термин «лаборатория» (лат. labor – труд, работа,
трудность) с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий
для разрешения возникающих научных и жизненных задач.

Лабораторные работы – один из видов самостоятельной учебной работы
студентов, которая проводится по заданию преподавателя с применением учебных
приборов, инструментов, материалов, установок и других технических средств.

Лабораторное занятие – форма организации обучения, когда студенты по заданию и под
руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ (8).

Э.Г. Скибицкий характеризует лабораторное занятие как один из видов самостоятельной
работы студентов, интегрирующий теоретические знания, умения и навыки студентов
в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера (10).

По дидактической сути практические работы близки к лабораторным
работам. Ведущей дидактической целью лабораторных paбот, по мнению
Л.Г.Семушиной и Н.Г. Ярошенко, является овладение техникой эксперимента,
умением решать практические задачи путем постановки опыта (8).

Анализ понятий «практическое занятие» и «лабораторное занятие» позволило
нам определить лабораторно-практическое занятие как целенаправленную форму
организации педагогического процесса, направленную на углубление
научно-теоретических знаний и овладение практическими и учебно-исследовательскими
умениями и навыками выполнения учебных действий.

Таким образом, лабораторно-практические занятия мы трактуем как целенаправленную форму
организации педагогического процесса, направленную на углубление
научно-теоретических знаний и овладение практическими и
учебно-исследовательскими умениями и навыками выполнения учебных действий.

1.2
Особенности лабораторно-практических работ в профессиональном обучении

Одно из важных преимуществ лабораторно-практических занятий по сравнению
с другими видами аудиторной учебной работы заключается в интеграции
теоретических знаний с практическими умениями и навыками студента в едином
процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Основными видами лабораторно-практических
работ, характерных для производственного обучения, являются:

– наблюдение и
анализ (описание) различных технических явлений, процессов, предметов труда
(свойств материалов, сырья, конечных продуктов);

– изучение и анализ (описание) устройства и
работы машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., например, разборо — сборочные
работы; выбор резцов по характеру выполняемых работ; сборка схем и включение в
сеть электродвигателей и др.;

– исследование количественных и качественных
зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками,
например, определение на образцах бумаги различной плотности необходимого
времени набухания бумажных обоев; определение оптимальных условий десульфурации
стали и др.;

– изучение способов использования
контрольно-измерительных приборов и инструментов, например, пользование
штангенциркулями, угломерами, микрометрами, индикаторами; контроль предельных
размеров калибрами; измерение сопротивления цепи мостом сопротивлений и др.;

– диагностика неисправностей, регулировка,
наладка, настройка оборудования, например, проверка станка на точность;
регулировка и наладка систем, узлов и агрегатов тракторов и
сельскохозяйственных машин и др. (9).

Правильно
организованные лабораторно-практические занятия имеют важное воспитательное и
практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с
практикой) и
призваны обеспечить реализацию цело­го комплекса
целей и задач:

– углубление, закрепление и конкретизация знаний, полученных на
лекциях и в процессе самостоятельной работы;

понимание студентами
теоретических основ, на которых бази­руется данная лабораторн
о-практическая
работа, связи теории с практикой;

– экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений
экспериментальная проверка формул, расчетов;

– ознакомление, методикой проведения экспериментов, исследований;

– формирование
профессиональных умений и навыков:

а) пользоваться
измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными
документами и инструктивными материалами, справочниками составлять техническую
документацию;

б) выполнять чертежи, схемы
таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять
характеристики различных веществ, объектов;

в) пользоваться учебной,
научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и
соответствующими схемами;

– развитие умений умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать,
делать выводы и обобщения;

– развитие научного мышления обучающихся: самостоятельно вести
исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты
в виде таблиц, схем, графиков;

развитие и воспитание у
студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами,
новейшими прибо­рами, навыков выполнения заданий в срок, экономного расходо­вания
материалов
;

– развитие способности
к самостоятельному анализу состояния конкрет­ной учебно-научной проблемы, к
выполнению практического за­дания с обсуждением предлагаемых вариантов его
решения
;

выработка
умения четко, точно, лаконично и грамотно фор­мулировать свои мысли,
участвовать в научной дискуссии
;

формирование
интереса к самостоятельному поиску, экспери­менту, разработке необходимых
приспособлений и приборов
(4, 8, 10).

При освоении
студентом какого-либо вида профессиональной деятельности очень важно на всем
протяжении обучения осуществлять мониторинг формирования компетенций,
разрабатывать занятия, позволяющие поэтапно отслеживать формирование умений и
выявлять затруднения.

При отборе содержания лабораторно-практических
работ по учебной дисциплине руководствуются перечнем общих и профессиональных
компетенций профессиональных умений, которые должны быть сформированы у
специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения
полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов СПО позволяет
выявить профессиональные умения и навыки, овладение которыми возможно в ходе
изучения учебного материала.

Этапы
формирования ПК и ОК (технология полного усвоения) в ходе
лабораторно-практических работ:

– 1 этап – выдача
заданий, целеполагание, мотивация: разъяснение задач, что будет уметь после
освоения учебных целей;

– 2 этап –
актуализация опорных знаний, обеспечение необходимой учебной информацией
(презентация этапов работы с фотоматериалами, предварительный показ рабочего
места, ознакомление с назначением инструментов и пр.) беседа по алгоритму
выполнения действий, выявление затруднений, предоставление материалов в
электронном виде для коррекции;

– 3 этап –
управление самостоятельной работой обучающихся на рабочем месте на
репродуктивном уровне, периодический практический показ организации рабочего
места для выполнений действий, практический показ выполнения действий,
выявление затруднений в освоении умений, помощь и консультирование на рабочем
месте, текущий контроль – мониторинг формирования ПК и ОК;

– 4 этап –
управление самостоятельной работой обучающихся на продуктивном уровне (анализ
производственных ситуаций, выявление дефектов в процессе работы и их исправление,
оценка самостоятельной работы в малой группе, оценка качества – в процессе
защиты результатов лабораторной работы);

– 5 этап –
итоговый контроль, нормирование и оценка, прогнозирование, выдача
индивидуальных заданий для внеаудиторной самостоятельной работы – экспертная
оценка сформированности практических умений по теме лабораторной работы;

– 6 этап – оценка
выполнения заданий для внеаудиторной самостоятельной работы – рейтинговый
контроль, оценка сформированности ПК и ОК.

В качестве методов практического
обучения профессиональной деятельности в ходе лабораторно-практических работ используются
анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры, упражнения,
ситуационные задачи и др. При разработке их содержания следует учитывать
уровень сложности специалиста среднего звена.

Таким образом, лабораторно – практическое занятие позволяет обучающимся
не только овладевать знаниями, но и приобретать умения и навыки, которые
формируют общие и профессиональные компетенции.

Глава
2. Практика проведения лабораторно-практических занятий в процессе преподавания
учебных дисциплин

2.1
Методика проведения лабораторно-практических занятий

Лабораторно-практические работы имеют ярко выраженную специфику в
зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае
уместны частные методические рекомендации. Из общеметодических рекомендаций можно
отметить следующие: совместная групповая работа, выполнение упражнений и
формирование единства мыслительной и практической деятельности обучающихся;
проектная деятельность обучающихся.

Способ проведения работ определяется
наличием необходимого оборудования.
Говоря о лабораторно-практических работах по учебной дисциплине
«Электротехника и электроника», прежде всего, следует отметить, что традиционная
форма проведения их опирается на так называемые стенды, на которых моделируются
опыты, а именно – учебные лабораторные комплексы. Учебный лабораторный комплекс
– это устройство, предназначенное для проведения натурных экспериментов в
ручном, и частично автоматизированных режимах.

Обратим внимание на устройство данных стендов. Современные стенды –
это зачастую закрытые корпуса, скрывающие внутри себя все электротехнические
процессы. Наружу выведены только клеммы. Таким образом, протекание указанных
процессов остается скрытым от взора студента. Это является серьезным
недостатком профессиональной подготовки будущих специалистов. Более всего
подобный недостаток проявляется при обучении студентов неэлектротехнических
специальностей, так как он является «ударом» по одному из основных принципов
обучения – наглядности. В то время как, создавая схему на компьютере, студент
испытывает в своей познавательной деятельности действие этого принципа.

Следующий недостаток традиционного использования стендов в лабораторно-практической
работе заключается в ограничении количества студентов, имеющих возможность
одновременно выполнять работы на стенде. В течение одного занятия на одном
стенде только два человека могут выполнить одну работу. Следовательно, для
выполнения работы всей группой необходимо большое количество стендов. Следует
сказать, что согласно данным, предоставляемым предприятиями по выпуску учебной
техники, сегодня стоимость одного такого стенда варьируется от 55 до 850 тысяч
рублей. Учитывая их огромную дороговизну, вряд ли подавляющее большинство профессиональных
образовательных организаций способны обеспечить свои лаборатории необходимым
количеством стендов.

Даже если образовательная организация в состоянии приобретать такие
учебные лабораторные комплексы, которых в случае их использования требуется не
один и не два, это кажется нецелесообразным. К тому же, опыт показывает, что
количество возможных лабораторных работ, проводимых на данных стендах,
ограниченно. Таким образом, образовательная организация вынуждена нести большие
денежные затраты, не способствующие повышению эффективности учебного процесса.

В этом случае выход видится в приобретении достаточного количества
компьютеров с программным обеспечением, на
которых возможно выполнение почти неограниченного количества типов
лабораторно-практических работ. С одной стороны, все студенты группы будут выполнять
одну и ту же лабораторную работу, с другой – это сэкономит большое количество
времени, так как компьютер позволяет каждому студенту в ходе одного лабораторного
занятия сделать в несколько раз больше.

В данном случае может возникнуть предположение,
что в процессе выполнения лабораторных работ на компьютере у студентов могут
формироваться псевдонавыки, однако это не так. Когда речь идет о студентах
неэлектротехнических специальностей, то конкретные навыки в работе с электрическими
схемами не являются основополагающими в их специальности. Не следует забывать и
того, что компьютер с точки зрения характеристики его как электроприбора
намного безопаснее, чем стенд. При обучении студентов неэлектротехнических
специальностей это имеет немалое значение.

Собственный опыт позволяет нам согласиться с
позицией Л.Н. Корольковой, которая отмечает, что создание виртуальных
лабораторных работ по электротехническим дисциплинам дает возможность студентам
проводить лабораторные исследования непосредственно в местах своего проживания (3)

Методика организации
лабораторно-
практических
работ, как отмечают
Л.Г. Семушина, В.А. Скакун, Э.Г.
Скибицкий, Н.Г. Ярошенко
может быть различной, она зависит от авторской
индивидуальности педагога (8, 9, 10).

Правила выполнения лабораторно-практических работ представлены в
материалах В.М. Прошина (7).  Лабораторно-практические работы выполняются студентами
по графику в соответствии с учебным расписанием занятий. К выполнению работ
допускаются студенты:

– прошедшие инструктаж по технике безопасности;

– имеющие в тетради протоколы испытаний к очередной работе, выполненные в
соответствии с настоящим пособием;

– ознакомившиеся с целью и порядком выполнения работы, а также с
электрической схемой, которая будет применяться;

– изучившие теоретический материал, относящийся к выполняемой работе, по
рекомендуемым учебным пособиям, конспекту лекций.

Студент, не выполнивший лабораторно-практическую работу, должен в
двухнедельный срок с разрешения преподавателя и по согласованию с учебной
частью выполнить ее в дни консультаций.

Подготовленность студентов к выполнению лабораторно-практических работ
проверяется преподавателем индивидуально. Студент, получивший неудовлетворительную
оценку, к выполнению работы не допускается.

Руководство лабораторно-практической работой
мастер производственного обучения/преподаватель осуществляет в форме
инструктирования: вводного, текущего и заключительного (9).

Методика и организация вводного
инструктирования во многом зависит от характера и организации
лабораторно-практической работы. В тех случаях, когда в ходе
лабораторно-практической работы студенты должны проводить какие-либо
исследования, раскрывать зависимости (например, зависимость геометрии заточки
резца от твердости обрабатываемого материала), педагог подробно объясняет студентам
порядок выполнения работы, указывает, в какой последовательности производить
замеры, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения.

Особое внимание как при проведении вводного
инструктажа, так и в ходе работы педагог обращает на необходимость сравнения
получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов.
Студенты должны понимать, что основная задача состоит не столько в получении
абсолютно точных результатов, сколько в практическом подтверждении изученной
закономерности, сущности явления или процесса (9).

При проведении практической работы
(сборка-разборка, изучение способов пользования инструментами и т.п.) главное в
содержании вводного инструктирования – объяснение и показ приемов,
восстановление в памяти учащихся теоретических знаний.

На характер и содержание вводного
инструктирования влияет организационное построение лабораторно-практической
работы. При фронтальном проведении работы педагог подробно инструктирует группу
преимущественно в устной форме. При проведении нефронтальных работ большое
значение имеет письменное инструктирование студентов, в частности в форме заданий-инструкций.

В такой инструкции формулируется тема и цель
лабораторно-практической работы; кратко излагаются теоретические сведения,
связанные с работой; приводится перечень оборудования для ее выполнения; описывается
весь ход работы и указываются меры предосторожности, которые нужно соблюдать;
даются указания по оформлению результатов работы.

Руководство выполнением
лабораторно-практической работы педагог осуществляет в форме текущего
инструктирования в процессе обходов рабочих мест учащихся. При этом он контролирует
ход работы, помогает студентам справиться с возникшими затруднениями и
неполадками, отвечает на их вопросы. Если лабораторно-практическая работа
выполняется микрограммами, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие
все студенты. При этом работа должна быть распределена таким образом, чтобы у
каждого студента были определенные обязанности. Например, один устанавливает
заданные параметры, другой следит за показаниями приборов, третий ведет их
записи. В ходе работы студенты меняются ролями, с тем, чтобы каждый выполнил
все элементы задания.

После выполнения лабораторно-практической
работы каждый студент либо группа студентов представляет мастеру/педагогу
сделанные записи и расчеты. При выполнении сугубо практических работ, не
требующих расчетов и записей, подведение итогов работы проводится путем
развернутой беседы со студентами.

По результатам работы каждый студент оформляет отчет согласно настоящему
пособию. Отчет оформляется в рабочей тетради «Лабораторно-практические работы
по электротехнике» аккуратно в полном соответствии с требованиями к оформлению
с применением чертежных инструментов. На графиках и векторных диаграммах должны
быть нанесены масштабы измеряемых величин и соответствующие обозначения.

Для оценки качества лабораторно-практического занятия используются следующие
критерии: целенаправленность, планирование, организация практического занятия,
обеспеченность практического занятия, стиль его проведения, отношения
«педагог-студент», управление группой, активность студентов на занятии,
замечания педагога.

Таким образом, методы проведения лабораторно –
практических работ могут быть разнообразными, но все они направлены на
углубление научно – теоретических знаний и овладение научно – теоретических
знаний и овладение практическими и учебно – исследовательскими умениями и
навыки выполнения учебных действий.

Компьютеризация лабораторно-практических работ
при преподавании электротехнических дисциплин студентам неэлектротехнических
специальностей позволяет решить задачи, стоящие перед данной формой организации
учебного процесса.

2.2
Особенности
лабораторно-практических занятий по учебной дисциплине «Электротехника и
электроника»

Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» является частью
примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта, входит в общепрофессиональный цикл.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– пользоваться измерительными приборами;

– производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;

–  производить подбор элементов электрических цепей и электронных
схем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– методы расчета и измерения основных параметров электрических,
магнитных и электронных цепей;

– компоненты автомобильных электронных устройств;

– методы электрических измерений; — устройство и принцип действия
электрических машин.

Хабаровский
автодорожный техникум (ХАДТ) осуществляет свою деятельность в соответствии с
конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании»,
другими Федеральными законами, указами президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными
нормативными и правовыми актами органов государственного управления Российской
Федерации. Типовым положением об образовательном учреждении среднего
профессионального образования, Уставом техникума.

При изучении
предмета «Электротехника и электроника» студент должен обладать общими 
компетенциями: ОК 1 – ОК 9. Обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основному виду профессиональной деятельности.

В рамках изучения
учебной дисциплины «Электротехника и электроника»
предполагается 30 часов, отводимых на лабораторно-практические работы. В рамках
данных видов работ предполагается выполнение экспериментальных исследований в
лаборатории по всем темам при наличии соответствующего оборудования, а также на
проведение практических занятий с о студентами по отдельным темам при
отсутствии необходимого оборудования.

Оптимальным является проведение лабораторных работ на универсальных
электротехнических стендах, специально предназначенных для учреждений начального
и среднего профессионального образования и получивших одобрение комиссии
специалистов (Приложение 1, 2, 4).

Для активизации познавательной деятельности студентов в процессе
выполнения лабораторно-практических работ по учебной дисциплине должны  использоваться
 демонстрационные макеты, модели, плакаты, планшеты с реальными электротехническими
элементами и устройствами: резисторами, конденсаторами, катушками индуктивности
и трансформаторами, диодами, транзисторами, микросхемами, переключателями и
кнопками, индикаторами, проводами и кабелями, электродвигателями и
генераторами, электроизмерительными приборами  (Приложение 3, 4, 5).

Выполнение лабораторно – практических занятий строится по методу – работа
в команде, т. е  различные по своим знаниям и способностям студенты работают в
одной команде, что формирует у них общие компетенции, такие как:  ОК 6; ОК 7. «
Из  общеметодических 
рекомендаций можно  отметить  следующие:  совместная  групповая  работа, 
выполнение упражнений  и  формирование  единства   мыслительной  и 
практической деятельности обучающихся»(10)

При организации лабораторно – практических
работ используется определенная форма представления результата работы –
занесение расчетов в таблицу. Каждое лабораторно – практическое занятие
предусматривает: выполнение учащимися расчетной части (с занесением в таблицу
результатов расчета), ответа на контрольные вопросы, вывода по работе.

Рассмотрим, в качестве примера,
лабораторно – практическое занятие по теме «Трехфазные цепи переменного тока».
Эта тема дает основу знаниям по теме: «Трансформаторы»; «Электрические машины».
В лаборатории имеется лабораторный стенд. При изучении данной темы учащиеся
должны четко знать соотношение между фазными и линейными токами и напряжениями,
назначение нулевого провода. Организуется работа по формированию практических
навыков работы на лабораторном стенде (Приложение 2).

Лабораторная работа № 8 «Измерение фазных
и линейных токов при соединении трехфазной нагрузки звездой».

Цель:

— уметь рассчитать основные соотношения между токами и напряжениями
при соединении трехфазной нагрузки в звезду.

Оборудование для выполнения работы

Рис. 1 Схема соединения трехфазной нагрузки «звездой»

Порядок выполнения работы

     1. Собрать схему соединения  трехфазной нагрузки в
«звезду» согласно  рисунка 1.

2. Включить три потребителя электрической энергии одинаковой мощности (по четыре
лампочки в каждой фазе).

3. Записать показания амперметров в трех фазах в таблицу 1.

4. Произвести те же показания  без нулевого провода.
Показания записать  в
таблицу 1.

5. Провести  те — же  показания  (указанные в п.2  и  п. 4)  при
несимметричной  нагрузке.
Показания записать  в таблицу 1.

6. Составить отчёт по результат выполнения работы.

7. Ответить на контрольные вопросы.                                                         

      8. Сформулировать вывод.

Таблица 1

Режим нагрузки

Напряжения,  В

Токи нагрузки,

 А

Вычислить активную мощность, Вт

Фазные

Линейные

Uав

UBC

UCA

UA

UB

Uс

I

I,B

I,c

Pa

Pв

Pc

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Симметричная нагрузка

а)  С нейтральным проводом

б) Без нейтрального провода

2. Несимметричная нагрузка

а) С нейтральным проводом

б) Без нейтрального провода

Контрольные вопросы

1. Какое соединение потребителей
электрической энергии называют «звездой»?

2. Во сколько раз линейное напряжение больше
фазного при соединении в звезду с
выведенной нулевой точкой?

3. Как определить силу тока в нулевом
проводе, если известно сила тока в каждом
фазном
проводе?

4. При каких условиях трёхфазная система
называется симметричной?

Студентам необходимо
сделать вывод по итогам проделанной работы в соответствии  поставленной цели
занятия.

Проведение лабораторно
– практического занятия предусматривает допуск к выполнению работы студентами.
Предусмотрены различные формы проверки теоретических знаний, например, расчетная
(РЗ).

В  трехфазную 
четырехпроводную сеть с действующим значением  линейного напряжения 
Uл = 220 В  включена равномерная
активная нагрузка  с потребляемой мощностью в каждой фазе  в соответствии  с
таблицей 2.

Схема к заданию
представлена на рис. 2.

Рис 2. Схема соединения трехфазной
нагрузки «звездой»

Таблица 2

Варианты

Мощность, кВт

Р А

Р В

Р С

1

1,0

0,4

1,6

2

0,9

2,4

1,2

3

3,5

2,8

2,8

4

2,1

1,3

2,6

5

0,5

3,0

1,5

6

3,2

1,0

0,8

Данный вид
контроля необходим для результативности информационного поиска, рациональности
распределения времени на выполнение задания. 

При выполнении следующей лабораторно
– практической работы учащиеся работают самостоятельно, преподаватель проверяет
лишь правильность собранной схемы соединения резисторов. Схема, для проведения
лабораторной работы, представлена в приложении 3.

Учащиеся должны уметь собирать
электрические схемы постоянного и переменного тока и проверить их работу.

Лабораторная работа № 1 «Исследование
смешанного соединения резисторов и проверка первого закона Кирхгофа и Ома»

Цель работы:

убедиться в физической сущности законов
Ома и  Кирхгофа опытным путём при смешанном соединении резисторов.

Приборы и оборудование: источник
электрической энергии; три реостата; три
амперметра;
вольтметр переносной; соединительные провода.

Рис. 3. Схема соединения смешанного соединения резисторов

Порядок выполнения работы

1. Собрать электрическую схему согласно  рисунка 3.

2. Измерить токи и напряжения для трёх положений движков реостата.                       

3. Данные наблюдений и вычислений
занести в таблицу 3.

4. Сделать вывод по работе.

    Таблица 3

Измерено

Вычислено

Uобщ, В

U1,

B

U2,

B

U3,

B

I1,

A

I2,

A

I3,

 A

R1,

Oм

R2,

Oм

R3,

Oм

Rэкв,

Ом

Контрольные вопросы

1. Что физически выражает первый закон Кирхгофа?

2. Сформулируйте второй закон Кирхгофа,
запишите его  в математической
формуле.

3.  Какое соединение резисторов называют
смешанным?

4. Чему равно полное сопротивление при
последовательном соединение резисторов? При параллельном соединении резисторов?

Студентам
необходимо сделать вывод по итогам проделанной работы в соответствии 
поставленной цели занятия.

Допуск к
выполнению работы учащимися предусматривает расчет электрических схем
смешанного соединения сопротивлений, например.

Расчетное задание.

Для электрической
цепи постоянного тока определить общий ток
I, если известны значения сопротивлений: R1 = 10 Ом, R2 = 10
Ом,
R3 = 10 Ом, R4 = 10 Ом, U = 110 В. Схемы
представлены на  рисунках 4 и 5.

                                                                                                     

Рис 4,  5. Схемы
смешанного соединения  сопротивлений                                                                                                                         

Таким образом, несмотря на
разнообразие форм проведения лабораторно – практических работ, данная структура
занятия позволяет:

— сформировать у обучающихся прочные
навыки и умения, способствующие будущему становлению обучающегося как
профессионала в своей области;

— повышать личностную ответственность
за выполняемую работу(как свою, так и своей группы);

— закрепить у студентов сознательные,
глубокие и прочные знания по теме.

              Заключение

Данная выпускная
квалификационная работа отражает анализ  понятия лабораторно – практического
занятия, как целенапрвленную  форму организации педагогического процесса,
направленного на углубление научно — теоретических знаний и овладение
практическими и учебно – исследовательскими умениями и навыками выполнения
учебных действий.

В работе отражены
особенности лабораторно – практических работ, позволяющих обучающимся
приобретать умения и навыки, которые формируют общие и профессиональные
компетенции.

В работе
представлена методика проведения лабораторно — практических  занятий———

Исследуя
разнообразие форм проведения лабораторно — практических занятий, можно сказать:
лабораторно – практические занятия направлены на формирование у обучающихся
прочных навыков и умений, способствующих становлению обучающегося как
профессионала в своей области; формированию общих и профессиональных
компетенций.

Список используемой литературы

1. Данилов И. А.,
Иванов П. М., Общая электротехника с основами электроники: учебник / — И. А. Данилов,
П. М. Иванов. —  М.: Изд-во «Высшая школа». — 2005. — 752 с.

  2. Евдокимов Ф.
Е., Общая электротехника: учебник /  Ф. Е. Евдокимов. – М.: Изд — во «Высшая
школа» — 2006. — 351с.

 3. Королькова, Л.Н. Педагогический
потенциал использования новых информационных технологий при преподавании электротехнических
дисциплин студентам неэлектротехничеких специальностей / Л.Н. Королькова //
Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11 – с. 75-77
 
url: 
www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=5644 (дата обращения: 29.01.2015).

4. Кругликов, Г.И. Методика
профессионального обучения с практкумом: учебное пособие / Г.И. Кругликов. – М.:
Академия, 2005. – 288 с.

5. Немцов М. В.,
Светлакова И. И.,  Электротехника: учебник / М. В. Немцов, И. И. Светлаков.   — 
Ростов – на — Дону.: Изд-во «Феникс». — 2007. — 571 с.

6.   Профессиональная педагогика: Учебник для
студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям; под
ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова.  – М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. – 256 с.

7. Прошин,  В.М. 
Лабораторно-практические работы по электротехнике : учеб. пособие для
учреждений нач. проф. образования / В.М. Прошин. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 208 с.

8.
Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных
заведениях: учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г.
Семушина, Н.Г. Ярошенко – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

9. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В.А. Скакун – М.: Форум – ИНФРА-М, – 2007. – с.

10. Скибицкий, Э.Г. Методика
профессионального обучения: Учеб.пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г.  Шефель.
− Новосибирск: НГАУ, 2008. – 166 с.

11. Степанова-Быкова, А.С. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций /
А.С. Степанова-Быкова, Т.Г. Дулинец. – Электрон.дан. (4 Мб). – Красноярск: ИПК
СФУ, 2009.

Приложение 1

 Фото 1.  Лабораторные стенды для выполнения
лабораторно – практических работ  по электротехнике

Фото 2.  Лабораторный стенд для выполнения
лабораторно – практических работ по электронике

Приложение 2

Фото 3 и 4. Лабораторный стенд для выполнения
лабораторно – практической работы по теме «Измерение фазных и линейных токов
при соединении трехфазной нагрузки звездой».

Приложение 3

Фото 4. Лабораторная работа по теме
«Исследование смешанного соединения резисторов. проверка первого закона
Кирхгофа и Ома»

Фото 5. Макет к теме «Современные схемы
электроснабжения и передачи

электроэнергии»

Приложение 4

Фото 6. Макет к теме «Полупроводниковые
приборы»

Фото 7. Макет к теме
«Измерение электрической мощности и энергии»

Приложение 5

Фото 8. Макет к теме «Устройство электрических
машин»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Настройка firewall на mikrotik пошаговая инструкция
  • Руководство по ремонту смарт
  • Термодат 18е6 руководство по эксплуатации
  • Виделия капли для глаз цена инструкция по применению взрослым
  • Инструкция к хлебопечке мулинекс pain dore на русском языке